Закон о вольном приносе принят или нет. Добыча золота в России физическими лицами. Как получить лицензию на добычу золота? Улучшение экономических показателей и дополнительные рабочие места

Если Госдума примет закон, любому из нас будет легко начать жизнь вольного старателя и отправиться за птицей удачи на Витим, Ципикан и другие золотоносные реки Бурятии.

За более чем 200-летнюю российскую историю добычи золота «черное» старательство - профессия не новая. Известия о таежных богатствах привлекали десятки тысяч охотников за удачей. В разные времена людей, индивидуально добывающих желтый металл, называли вольноприносители, одиночки-старатели и даже хищники.

«Черное старательство»

В Бурятии история «черного старательства» уходит корнями в 1844 год, когда на территории нынешнего Баунтовского района на приисках «Мариинский» и «Иннокентьевский» было добыто 7 золотников 9 долей, то есть 30 грамм 216 миллиграмм желтого металла. Буквально за 10-15 лет, как рассказывает известный краевед Баунтовского района Владимир Козулин, все реки, ключи и долины Витима, Витимкана, Чины, Ципы, Ципикана были ископаны золотоискателями. Так началась золотая лихорадка в Баргузинской тайге, как именовали Баунт до 1925 года. Крупный золотопромышленник Баргузинской тайги Яков Фризер в своей книге «Золотопромышленность в Баргузинском округе и ее нужды», изданной в Москве в 1901 году, пишет:

На Соловьевских приисках ввиду богатого содержания золота работы оживились. Вернулись времена широкого приискового разгула. Рабочие выходили на работу, продолжавшуюся всего несколько часов, в франтоватых сапогах, фланелевых блузах и бобровых шапках с часами в кармане и перстнями в руках. Некоторые появлялись в лисьих бешметах и шелковых кушаках, купленных за дорогую цену с плеч самого управляющего…

Здесь золотопромышленник писал о тех, кто порой за мизерную оплату работал по найму на приисках. Но были в тайге вольные поисковики и добытчики золота, работавшие в оди-ночку или небольшими сплоченными коллективами. Они рассчитывали на собственные силы, умение и, конечно, фарт. С тех пор прошло более полутора сотни лет, но и сейчас таких людей немало. По оценке Союза золотопромышленников РФ, в основных золотоносных регионах страны - на Чукотке, в Якутии, Красноярском и Забайкальском крае, Магаданской, Амурской и Иркутской областях, Республике Бурятия черным старательством занимаются в общей сложности более 12 тысяч человек.

«Золотая инициатива»

По словам председателя комитета Народного Хурала РБ по экономической политике Анатолия Кушнарева, закон о «вольном приносе» обсуждается в Госдуме, возможно, он будет принят уже в этом году. Однако пока закон не принят в окончательном чтении даже самая мелкая горсть драгоценных крупинок, найденных полицией в кармане человека, грозит обернуться сроком от двух до семи лет. Так гласит 191-я статья Уголовного кодекса.

С новой силой вопрос легализации вольного приноса золота прозвучал на прошедшем недавно в Благовещенске межпарламентском объединении «Парламентская ассоциация Северо-Запада России» и Парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». Бурятию на этом форуме представляли депутаты Цыденжап Батуев и Анатолий Кушнарев.

Еще одно интересное предложение - выдавать разрешение на добычу золота для населения по упрощенной системе на отвалах, там, где уже прошла драга, но еще остался драгоценный металл, - рассказал Анатолий Кушнарев.

«За» и «против»

Гендиректор «Артели старателей «Западная» из Муйского района Валерий Назаров высказал позицию старателей республики.

Позиция большинства горнодобывающих предприятий к принятию этого закона крайне отрицательна. Все положительные ожидаемые моменты будут нивелированы, прежде всего, увеличением, я уверен, что так и будет, хищений с действующих горнодобывающих предприятий. Этот закон нами антилоббируется и, думаю, не будет принят. Я не говорю, что против только наша организация, это и большинство золотодобывающих предприятий в лице председателя Союза старателей и председателя Союза золотопромышленников России Сергея Кашуба, - рассказал Валерий Назаров.

Сторонники легализации вольного приноса не ожидают большого экономического эффекта, существенного прироста золотодобычи за счет этого закона. Но признание вольного приноса важно в социальном плане, считают сторонники законопроекта. Об этом, кстати, на межпарламентском объединении в Благовещенске говорил председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов. Он рассказал об опыте пилотного региона. По его словам, «вольный принос» не привел к увеличению объемов добычи золота, но заметно снизил социальную напряженность.

Сложный вопрос для района - это разрешение вольного приноса. Современным российским законодательством использование непромышленных россыпей не предусмотрено, - рассказал глава Баунтовского эвенкийского района Николай Ковалев. - Чтобы получить разрешение на добычу золота, необходимо провести разведку, посчитать и утвердить запасы. В непромышленных россыпях запасов нет (по определению), а нет утвержденных запасов - нет разрешения на добычу. Необходима корректировка законодательства, чтобы можно было выдавать лицензии на добычу золота из непромышленных россыпей.

Этот вопрос северяне поднимали в марте во время визита и.о. главы Алексея Цыденова в Баунтовский район. Не так давно Баунтовский район внес предложения в повестку съезда депутатов всех уровней, который состоится в Улан-Удэ в октябре. Председатель Совета депутатов Александр Очиров предложил вновь выйти на федеральный уровень с законом «о вольном приносе» золота.

Старатель - значит, стараться

В своих воспоминаниям пенсионер, в прошлом начальник участка старательской артели «Искра» в Баунтовском районе В.И. Краснояров пишет: «Ведь раньше как было, до 1954 года, намыл грамм и сдал. Сразу деньги получали, и никто не спрашивал, где добыл. После войны фронтовики сами организовывали добычу металла, вели разведку. Ведь надо было кормить семью. И школьники тоже все лето работали на золоте. Сам с 15 лет мыл золото с отцом в 15 км от участка Боровский. Использовали бутару, проходнушку, чтобы оттаивать пески зимой, возили дрова на лошадях, пилили их вручную. Старатели прежних времен знают, как это было. Трудное время, но никто не жаловался ни на какой кризис, потому что все были заняты делом. Почему бы сейчас не вспомнить этот опыт, пока еще есть старые старатели, которые помнят, как это делается? Ведь такой способ добычи тоже имеет свои особенности и специфику. Они могли бы поучить молодежь на специальных курсах. Район всегда держался на добыче полезных ископаемых. А ведь после отработки техникой в каждом борту остается порода для добычи вручную. Вольный же принос выгоден всем, и, в первую очередь, району. Это и отчисления в бюджет, и новые рабочие места».

Старательский туризм

Кстати, главный аргумент противников вольного приноса: «Государство не сможет проконтролировать работу старателей». По их мнению, легализация вольного приноса не приведет к какому-либо заметному увеличению добычи золота. В масштабах страны это составит сотни килограммов, то есть доли процента. И сегодня, без принятия закона, большое количество людей занимается добычей золота примитивным ручным способом. И они вынуждены, вольно или не вольно, вступать в конфликт с законом. Некоторые из них попадают под контроль криминальных структур.

В большинстве стран давно приняли «вольный принос» как данность и поняли - нет причин запрещать добычу. В конечном счете, драгоценный металл все равно осядет в государственной копилке. В США, Швейцарии, Канаде, Австралии даже получил популярность «золотой или старательский туризм». За скромную плату прииски выдают старательский лоток и предлагают попытать удачу.

Справка сайт
Проект закона предусматривает, что на отработанных промышленных участках, рассыпных и мелких месторождениях с запасами до 10-15 килограмм золота, будет разрешена добыча драгоценных металлов частным лицам. На данный момент в России тысячи участков, где запасы золота менее 10 кг. Для промышленной добычи они не представляют никакого интереса, однако частные предприниматели могли бы продолжать мыть золото, которое осталось после отработки россыпей. Чтобы индивидуальные предприниматели могли мыть золото, по мнению авторов законопроекта, необходимо упростить процедуры доступа к недрам для граждан России, выдавать им без конкурса (аукциона) упрощенные лицензии на пользование участками, ввести для них упрощенную систему налогообложения, а также упрощенный порядок приемки золота. Сейчас индивидуальная добыча золота, серебра и цветных металлов, существовавшая и в царской России, и даже в Советском Союзе до 1954 года включительно, у нас в стране запрещена.

Золото - драгоценный металл, основа финансовой системы всего человечества и любой отдельной страны практически во все времена. Именно поэтому добыча золота является важнейшим занятием с древнейших времен до нашего времени.

Сегодня ведется добыча золота в России физическими лицами, лицензия на данный вид деятельности требуется. Однако данная сфера претерпела множество изменений.

Добыча золота в России сегодня и в прошлом

В нашей стране официально считается, что добыча золота в России частными лицами, нахождение приисков, деятельность целых корпораций ведется в промышленных масштабах с 18-го века. Очевидно, что в небольших размерах золото добывалось и в предыдущие столетия. И это не случайно. России природа предоставила множество богатых рассыпных месторождений, доступных для разработки практически во всех частях страны.

Современная Россия - один из лидеров золотодобычи. Золото находят во всех частях страны. Еще со времен Средневековья славятся Урал, Сибирь, Дальний Восток и т.д. Есть золото и в более близких регионах, хоть в меньших объемах - в Подмосковье, Ленинградской области. Добыча золота в России на современном этапе составляет более 250 тонн в год. По результатам прошлого года наша страна закрепилась на одном из ведущих мест по общему производству драгметалла.

Формы деятельности золотодобытчиков

Поле деятельности активных и энергичных людей всегда было обширным и разнообразным. Добыча золота хотя временами и бывает опасной, но не обязательно требует высокотехнологичной базы и больших финансовых средств. Золотодобычей могут заниматься и одиночки, и крупные фирмы, и государственные структуры. При этом российское государство то брало на себя активную роль в золотодобыче, то отдавало добычу золота в России физическим лицам. На современном этапе главным образом золотом занимаются корпорации, такие как Kinross Gold, ОАО «Южуралзолото», ОАО «Северсталь» и т.д. Добыча золота в России физическими лицами до недавнего времени практикуется в гораздо меньших объемах.

Пассивность частной золотодобычи

Причины, способствовавшие пассивности вольных старателей:

  1. Техническая. В современном технологическом мире золото добывается, прежде всего, в ходе ежедневной деятельности горно-обогатительных комбинатов и отдельных специальных машин - драгов. Производственная золотодобыча намного более эффективна, ручной труд не может сравниться с машинным.
  2. Юридическая . Государство и в новейший период долгое время ограничивало деятельность негосударственных небольших организаций и отдельных людей. До последних лет закон откровенно стоял на стороне крупных компаний.

Причины продолжения работы частных золотоискателей

Тем не менее технические и юридические ограничения не могли и не могут остановить частных золотодобытчиков. Во-первых, не все месторождения пригодны для промышленного освоения. Некоторые из них элементарно нерентабельны - их себестоимость из-за рельефных, географических и экономических условий выше стоимости получаемой добычи. Большие предприятия не станут в таком случае заниматься золотом. Добыча золота в России физическими лицами небольшими долями более актуальна, чем крупномасштабная. Залежей с небольшой концентрацией драгоценного металла много, государство не только не может их контролировать, но порою даже не в силах зарегистрировать. В начале 21-го века небольшие месторождения золота обнаруживаются даже в регионах, в которых никогда не мыли золото.

Во-вторых, отмывка золота неорганизованными старателями на заброшенных месторождениях, бесспорно, выделяет положительные стороны: «паутина» автомобильных путей в места разработки, невысокие запросы к профессиональному уровню работников, потенциал употребления более примитивного, недорогого инструмента. В Амурском крае есть официально не работающее месторождение. Поиски золота там шли более ста лет. Однако большой объем драгоценного металла поднят с грунта, так что вольным старателям найдется что поискать. Добыча золота в России частными лицами в заброшенных шахтах в настоящее время увеличивается.

История частной золотодобычи во времена СССР

Определенной проблемой является отсутствие значительного опыта частной золотодобычи. Добыча золота в России физическими лицами не разрешена с 1954 года. Сталинская эпоха была более свободной. Государством для золотоискателей были включены добавочные выплаты, давалось право на разработку самых богатых золотом приисков. Для активизации труда распределяли жилье, путевки в санатории и т. д. До Великой Отечественной войны имел право работать старателем каждый житель страны старше 18 лет, не получавший ранее уголовного наказания. Число золотоискателей, действовавших обособленно или в негосударственных организациях, доходило до 120 тысяч.

Полученное золото сдавали на бесчисленное количество специализированных точек. Добыча золота в России на приисках частными лицами, их нахождение доставило значительную пользу. Затем месторождения стали государственными. Главным образом драгоценный металл в России получали на востоке: на Урале, в Сибири, где после революции большевики оказались не сразу. Золотодобывающие предприятия оказывались то в руках одной политической силы, то другой. Проигравшие, уходя, уничтожали оснастку, выводили из строя шахты, не давали функционировать работникам.

Упадок частной золотодобычи в Гражданскую войну

В эпоху Гражданской войны золотодобычу почти полностью вывели из строя. Если накануне революции золотодобыча в стране уменьшилась, то с началом гражданского противостояния она еще упала. В 1918 году всего было добыто 30 тонн золота, а накануне войны общая масса равнялась 64 тонн в год. Никакого закона о добыче золота частными лицами (или любого другого закона о золотодобыче) не было.

В последующие годы золота получали все меньше. В 1920-м было добыто 2,8 тонны, а в 1921 году - только 2,5 тонны. Однако в годы существования вольных старателей (1932-1941 гг.) объем полученного драгоценного металла вырос в несколько раз.

Как уже отмечалось, в 1954 г. решением советского государства труд вольных старателей по добыче драгоценного металла был запрещен. После же распада СССР незаконное производство драгметалла ежегодно составляло около 15-20 тонн - 10 % законного объема.

Новейшее время

В последние десятилетия отдельные изменения в сфере золотодобычи все же произошли. На фоне происходящих изменений на современном этапе выглядят не совсем логично и понятно жесткие ограничения в золотодобыче. Добыча золота в России физическими лицами требовала лицензии. Добыча золота, ее лицензирование ограничиваются федеральным законом «О недрах» № 2395-1, вошедшим в состав действующих в первый год существования Российского государства, и федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» № 41-ФЗ, запущенным в действие в 1998 году.

Закон о добыче золота в России физическими лицами предусматривает, что получение золота сбывается лишь юридическими персонами, взявшими разрешение (лицензию). Государственной структурой, распространяющей лицензии, является Федеральное агентство по недропользованию — Роснедра и его организации в провинции. Необходимо для добычи золота в России физическими лицами разрешение.

Получение лицензии на золотодобычу

Инструкция получения разрешительного документа состоит из следующих обязательных этапов:

  1. Разведка местности , недра которой рекомендованы государством для продажи на аукционе или конкурсе (такие сведения есть в Интернете на государственных сайтах, все сообщения находятся в открытом доступе на сайте Роснедр и региональных отделений).
  2. Представление требования на участие в публичных торгах или конкурсе , получение ряда официальных документов, определенных конкурсными (аукционными) условиями.
  3. Участник, получивший первое место в торгах (аукционе), и выиграет лицензию на добычу золота.

Как правило, добыча золота в России физическими лицами (нужна лицензия) разрешается на 20-25 лет или на период завершенной выработки золота на прииске. Документ может быть официально признан с момента государственной регистрации.

В нашей стране с 1992 по 1998 гг. этот драгоценный металл получали разрешение разведывать любые жители России даже без надлежащего официального документа государственной структуры. С 1998 г. вольные старатели лишились многих прав: они могли работать только в организациях, взявших лицензии на золотодобычу. В частности, теперь осуществляется добыча золота в России физическими лицами с лицензией.

Изменения законодательства

Только в 2016 г. Дмитрий Медведев, обозначив очередной этап либерализации в сфере золотодобычи, утвердил изменения в закон «О недрах». Они касались добычи золота в России физическими лицами (2016 г. - новая редакция).

Согласно этому законодательному документу, с начала 2017 года частная золотодобыча в России была в очередной раз разрешена. Закон предусматривал возможность аренды на определенное время земельной площади размером 0,15 кв. м, на которой, по мнению профессионалов, можно добыть до десяти килограммов золота. Однако при добыче золота необходимо учитывать, что есть несколько требований:

  • получать металл нужно лишь поверхностным методом;
  • запрещено использовать в работе взрывчатые вещества;
  • можно использовать слой земли до пяти метров в глубину.

Сегодня добыча золота в России частными лицами (лицензия позволит избежать проблем с законодательством) может окончиться штрафом, составляющим несколько тысяч рублей. При этом старатель останется также без инструмента, закупленного специально для получения драгоценного металла. А если окажется, что подозреваемый имеет золото на сумму свыше одного миллиона рублей, существует еще и уголовная ответственность. Аналогичный случай касается и отработки прииска, являющегося собственностью фирмы, которая занимается добычей золота.

Положительные стороны изменений в законе "О недрах"

Даже с учетом всех этих фактов многие считают, что принимаемый закон во многом несет положительные последствия:

  • добавочные поступления в бюджет - предполагается, что правительство заработает ежегодно около 300 кг золота;
  • неплохая поддержка для укрепления малого и среднего бизнеса в провинциальных районах;
  • образование дополнительных рабочих мест и рост самозанятости населения;
  • рост жителей в населенных пунктах малолюдных регионов.

Однако рост количества частных старателей приводит к опасности увеличения коррупции и бандитизма, поскольку это очень удобная среда для совершения преступлений. Пресечь такой процесс смогут жесткий контроль государства и четкая юридическая база.

Процедура сдачи добытого драгоценного металла будет определена уже после того, как законодательно-нормативный акт утвердят на федеральном уровне. Позже, на местах, представители власти смогут внести необходимые изменения в региональное законодательство.

В заключение

С принятием закона Россия может причисляться к числу ведущих стран, где не только развито индустриальное получение драгметалла, но и идет добыча золота (в России, т.е. на территории) физическими лицами. Рост золотодобычи возможен, но не только из-за больших месторождений драгоценного металла, а также из-за того, что в России устойчиво изучаются свежие месторождения золота, появляются новейшие технологии, учитываются потребности отдельных предпринимателей и небольших организаций.

Предполагается, что будет принят специальный закон о вольном приносе золота в 2019 году, который позволит индивидуальным предпринимателям заниматься наряду с юридическими лицами разработкой золотых запасов страны.

Основные моменты закона о вольном приносе золота

На согласование этот закон поступил в Правительство 19 февраля 2016 года. Именно поправки, которые предполагается внести в него, могут решить проблему, связанную с возможностью заниматься разработками золотых месторождений индивидуальным предпринимателям. Если будут приняты изменения, то предполагается сразу же внести поправки в закон «О недрах», а также в некоторые другие акты, которые применяются для регулирования добычи золота в России.

Тестировать нововведения планируется в Магаданской области, причем если эксперимент будет удачным, то применяться изменения будут в других городах страны.

Изменения, которые вносятся в закон, предполагают сделать более простой и понятной процедуру получения лицензии, необходимой для разработки золотых приисков. Причем получить лицензию теперь могут не только юридические лица, но и частные предприниматели. В пользование для будет предоставлено:

  • участки, размер которых не превышает 0,15 кв. м., которые оказались не нужными для крупных корпораций, занимающимися разработкой приисков;
  • запас россыпного золота не должен быть больше 10 кг;
  • срок предоставления участков составляет пять лет.

Также рассматривается возможность производить разработку техногенных месторождений, которые образовались после сложных и крупных работ, проведенных значимыми золотодобывающими организациями. В разных регионах страны количество таких участков считается достаточно существенным.

Желают ли этих нововведений сами предприниматели

На самом деле появилось сразу много желающих, которые хотят заниматься разработкой золотых приисков на основе частного предпринимательства. Особенно следует выделить Забайкальский край, в котором было создано специальное обращение к Государственной Думе и Правительству России, чтобы этот регион был включен в список регионов, которые будут первыми тестировать нововведения.

Обусловлено это тем, что Забайкалье отличается большим количеством добываемого драгметалла. Предполагается, что после принятия закона увеличится количество людей, которые будут заниматься разработками, поэтому и в стране повысится количество золота. Это считается особенно актуальным в кризисное время.

Основные преимущества нововведения

Закон о вольном приносе золота в 2019 году с внесенными изменениями заинтересовал многих предпринимателей. Однако Союз старателей воспринял его негативно, поскольку его представители считают, что допуск частных лиц к разработке месторождений золота приведет к тому, что будет расхолаживание отрасли.

Однако к плюсам принятия изменений можно отнести:

    1. увеличение дохода от этой отрасли в государственный бюджет;
    1. стимулирования развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в различных областях страны;
    1. формирование рабочих мест, которые могут решить серьезные проблемы с безработицей во многих регионах;
  1. возможность привлечь многих людей в регионы, которые являются малонаселенными, поскольку они смогут здесь хорошо зарабатывать и получать стабильную работу.

Предполагается, что закон о вольном приносе золота сможет легализовать данную сферу деятельности, поскольку снизится коррупция и улучшится криминальная обстановка. Теперь все предприниматели будут действовать в соответствии со своими правами. Также многие регионы, в которых есть золотые прииски, смогут эффективно развиваться, причем здесь будут появляться интересные и стабильные рабочие места для населения. Поэтому данное нововведение, по мнению многих чиновников и аналитиков, сможет дать положительные результаты для страны в целом.

Автокредитование

Законодательство

Бизнес-идеи

  • Содержание Срочное изготовление печатей и штампов Кто будет выступать в качестве покупателей Где открывать бизнес Оборудование для ведения бизнеса Существует много разновидностей бизнеса, которые могут быть начаты людьми, обладающими предпринимательскими способностями. Причем каждый вариант обладает своими уникальными особенностями и параметрами. Срочное изготовление печатей и штампов Бизнес-идея изготовления печатей и штампов считается достаточно привлекательной в плане..

  • Содержание Бизнес-идея по изготовлению открыток Как открыть бизнес, основанный на создании открыток на заказ Сотрудники Помещение Как продавать созданные открытки Многие люди, обладающие определенными предпринимательскими способностями, задумываются об открытии собственного бизнеса, а при этом оценивают и рассматривают большое количество различных вариантов для открытия. Довольно интересной считается бизнес-идея изготовления открыток, поскольку открытки являются такие элементы, спрос..

  • Содержание Выбор помещения для тренажерного зала Что нужно для того, чтобы открыть тренажерный зал? Тренажерный зал становится все более популярным в современном мире, поскольку все больше людей задумываются о том, чтобы вести здоровый образ жизни, предполагающий правильное питание и занятия спортом. Поэтому открыть тренажерный зал может любой бизнесмен, однако для получения хороших доходов необходимо продумать..

  • Содержание Место расположения магазина Ассортимент товаров Продавцы Бижутерия является обязательным предметом гардероба каждой женщины, которая следит за собой и старается выглядеть привлекательно и ярко. Поэтому открыть свой магазин бижутерии хочет практически каждый предприниматель, который осознает возможность получения хороших прибылей. Для этого необходимо изучить все имеющиеся перспективы, составить бизнес-план и спрогнозировать возможный доход, чтобы решит, будет..

В этой статье рассмотрена ситуация, сложившаяся с легализацией «вольного приноса» золота в современной России. Предположено, что одной из причин непринятия закона и соответствующих подзаконных актов является непонимание со стороны государства источника, откуда возьмется золото для «вольного приноса» и, соответственно, невозможность тщательного контроля его добычи

К истории вопроса

Согласно ст. 9 ФЗ РФ «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

После дефолта 1998 г., уронившего рубль, и роста цены золота на мировом рынке (в начале 2000-х гг.) в обществе проявился интерес к законодательному обеспечению «вольного приноса» по типу закона Российской империи «О свободном обращении шлихового золота», введенного в действие с 1 марта 1902 года. По этому закону частным золотопромышленникам и физическим лицам впервые в России было разрешено свободно осуществлять операции по купле-продаже и переработке драгоценных металлов. И в последующем (включая годы СССР) эта норма периодически возобновлялась, что позволяло восстанавливать (поднимать) уровень добычи, падавший после очередного запрета.

В наше время, невзирая на строительство рыночной экономики, возможность свободного оборота природного золота нормами ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» практически исключена, что трудно признать правильным. Золото — обычный товар, и закон должен быть прост и понятен: добыл-продал-получил прибыль, заплатил налоги и спи спокойно. Но пока так не получается, как мне кажется, из-за чрезмерной перестраховки государства, давления старых стереотипов о некой сакральной сущности «валютного металла» и необходимости тщательного и постоянного государственного контроля и надзора за его движением.

В 2002 г. губернатор Красноярского края А.Лебедь внес в Госдуму проект изменений и дополнений в закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», согласно которому предлагалось разрешить добычу драгоценных металлов и драгоценных камней не только организациям, но и физическим лицам, прошедшим государственную регистрацию и получившим лицензии. В 2003 г. этот законопроект прошел все три чтения, был одобрен Советом Федерации, но Президент РФ В.Путин его не подписал и отправил на доработку (которая не состоялась).

После очередного кризиса в марте 2009 г. Президент РФ Д.Медведев поручил правительству проанализировать возможность разрешения золотодобычи физическими лицами.

20 сентября 2010 г. членами Совета Федерации в госдуму был внесен законопроект № 429535-5 «О добыче золота индивидуальными предпринимателями». Авторы предложили внести изменения в некоторые статьи закона «О Недрах» и закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» следующие основные новации:

Добычу золота можно осуществлять только на участках недр, которые в количественном и качественном отношении не являются объектами промышленной разработки и которые определяются федеральным органом управления;

Предусматривается заявительный принцип предоставления участков недр, без проведения конкурсов и аукционов; порядок предоставления также устанавливается федеральным органом управления фондом недр;

Граждане должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей;

Право на добычу у индивидуального предпринимателя возникает на основании решения Роснедр или его территориального органа и закрепляется упрощённой формой лицензии на срок до пяти лет;

Налогообложение добычи предлагается по упрощённой схеме;

Порядок реализации россыпного золота, добытого индивидуальными предпринимателями, в соответствии с законопроектом должно установить Правительство Российской Федерации.

Этот законопроект прошел только первое чтение (в январе 2011 г.) и дальнейшее его движение застопорилось.

В длительной дискуссии, оживленной полемике и в экспрессивных обсуждениях заинтересованными лицами на различных форумах из рассмотрения, как мне кажется, выпадают три важных аспекта указанного вопроса.

1. Криминально-правовой вопрос

Наряду с легальным (основным), существует и теневой оборот добытого (природного) золота. Объем его оценивается экспертами косвенными методами и цифры существенно различаются у разных авторов, в разных регионах и в разные годы. В данном случае нам важен сам факт существования в России черного рынка природного золота, в котором в обороте находится металл, добыча которого не может быть подтверждена необходимыми документами (лицензиями на право добычи, техническим проектом разработки, планом развития горных работ и т.п.).

Во времена моей работы на Северо-Востоке СССР (1970-1980) скупкой нелегального золота в тех краях занималась организация, носившая неофициальное и неполиткорректное название «Ингушзолото». Существовала она и в 1990-е годы, думаю, что существует и сейчас. Цену они давали ниже, чем в золотоприемных кассах (ЗПК), но не интересовались происхождением металла. Разница в цене давала криминальный доход, который (по определению) наносит вред государству, подпитывая теневую экономику и этнические бандформирования (как это утверждалось в пресс-релизах органами правопорядка после изъятия очередной партии металла).

Разрешение вольного приноса выводит это золото из теневого оборота, при этом в выигрыше остаются все участники процесса (старатели и государство), кроме криминальных структур.

Справедливым будет и обратное утверждение: запрет вольного приноса выгоден только криминалу, но не законопослушным гражданам.

А сами граждане (как жители отдаленных мест, так и инициативные непоседливые люди) мыли, моют и будут мыть дальше. А вот где и что мыть, не преступая черту закона? Ведь никто не хочет быть преступником.

2. Источник металла для «вольного приноса» в ЗПК

Это наиболее принципиальный аспект разрешения «вольного приноса»; часто складывается впечатление, что оппоненты говорят на разных языках и не понимают друг друга.

Вот все возможные первичные источники природного золота:

а) коренные собственно золотые месторождения;

б) комплексные золотосодержащие месторождения;

в) россыпные месторождения и проявления.

В золоприемную кассу может быть сдан только шлиховой металл из россыпей, т.к. слитки лигатурного золота носят явно криминальный характер. Ведь никто же не понесет в официальную скупку украденные на Колымском аффинажном заводе 2 тонны металла?

А из каких россыпных источников может быть золото «вольного приноса»? Здесь надо учитывать особенности нашего законодательства: недра, в т.ч. и подсчитанные в них запасы полезных ископаемых, являются государственной собственностью, а добытые из недр полезные ископаемые могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности 1 .

Таким образом, запасы золота в россыпи, разведанные и утвержденные надлежащим образом, являются государственной собственностью, а золото, добытое из этой россыпи, является собственностью владельца лицензии. Наличие утвержденных запасов вроде бы позволяет государству контролировать его отработку с помощью процедур лицензирования, согласования проектов добычи, ежегодным согласованием «уточненных нормативов потерь», статотчетностью и т.п. Контроль этот в значительной степени эфемерен, но от этой иллюзии управления государство отказаться пока не в состоянии.

А вот кому принадлежит золото в перемытых гале-эфельных отвалах этой россыпи? Ведь отвалы трудно назвать недрами, это отходы производства, а золото в них есть, по меньшей мере, в объеме согласованных государством потерь при добыче? Удовлетворительно ответить на данный вопрос невозможно, т.к. у нас пока нет законодательного определения понятия «техногенное месторождение» и существуют расхождения между ФЗ «О недрах» и ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части определения прав владения и использования отвалов добычных работ. Ответы на эти вопросы необходимо найти в рамках подготовки закона «О вольном приносе».

А кому принадлежит золото из месторождений песчано-гравийных смесей (ПГС)? Оно там есть в небольших количествах, но разведать его, чтобы «утвердить запасы», невозможно, поэтому при добыче проще золото спускать в хвосты и делать вид, что его там нет. Что, впрочем, не мешает проявлению смекалки местных кулибиных.

Во властных структурах разрешение «вольного приноса» часто понимается как предоставление отдельным гражданам лицензии на разработку золотых приисков (или небольших месторождений), что в корне неверно. Гражданам, не вооруженным тяжелой техникой, разработка даже мелких месторождений, учтенных в государственном балансе, будет не под силу.

«Вольный принос» не идентичен разработке мелких россыпных месторождений — это разные виды деятельности.

Золото «вольного приноса» родом из таких проявлений, которые никогда не будут разведаны и поставлены на учет, т.е. они никогда не станут месторождениями 2 .

Потенциальные источники шлихового золота для «вольного приноса»

Источник

Аргументы «за» и «против»

Из разрабатываемых россыпных месторождений украденное собственными работниками предприятия, либо пришлыми людьми, т.е. воровство собственности предприятия.

Вероятность кражи нельзя исключить полностью, но не стоит также считать, что закон «О вольном приносе» спровоцирует вспышку воровства. Приемная цена в ЗПК будет выше, чем в условном «Ингушзолото», но потребуется предъявить и паспорт и лицензию «вольноприносителя», т.е. это те условия, когда вор с украденным металлом не захочет светиться.

Из разведанных, но пока неразрабатываемых месторождений, запасы которых учтены в государственном балансе запасов, т.е. воровство государственной собственности.

Практически исключено по ряду причин:

Если россыпное месторождение разведано, но до сих пор не разрабатывается, значит, оно было разведано до 1992 г. впрок за счет госбюджета и до сих пор не востребовано из-за низкого качества песков, либо весьма сложной технологии отработки;

Методология оценки мелких россыпных месторождений с запасами до 3 тонн базируется на применении т.н. «районных кондиций», в алгоритм расчета которых заложена сезонная производительность предприятия по пескам 250-300 тыс. м 3 . Иначе говоря, предприятию с меньшей мощностью даже запасы, числящиеся балансовыми, отрабатывать, скорее всего, будет невыгодно, что же тогда говорить об индивидуальном предпринимателе, возможности которого много ниже указанной цифры?

По этой же причине не следует серьезно воспринимать неоднократно озвученное предложение 3 разрешить «частникам» разработку мелких месторождений с запасами до 10 кг. Они им не под силу, они не смогут даже вскрыть торфа, поэтому принятие такого предложения способно только профанировать саму идею «вольного приноса».

Металл из неразведанных пока месторождений, запасы которых не стоят на учете в государственном балансе. Это потенциальная государственная собственность, которая станет таковой только после разведки, экспертизы запасов и постановки их на учет в государственный баланс.

Это, на первый взгляд, наиболее серьезный аргумент против разрешения «вольного приноса». Дескать, вольные старатели «хищнической отработкой» (выбрав богатые гнезда и струи) могут серьезно поразить неразведанные пока месторождения до такой степени, что те потеряют свою ценность.

Но это предположение не выдерживает критики: в 1930-1990 гг. золотороссыпные районы СССР были хорошо и планомерно изучены и в основном отработаны, не стоит проецировать на них ситуацию «хищничества», имевшего место в Сибири, на Дальнем Востоке и на Колыме в конце XIX — начале XX вв., когда они представляли собой большое «белое пятно».

Нет уже неизвестных месторождений, которые можно было бы «поразить» таким способом кустарной добычей.

Металл из россыпных проявлений: косовый металл; металл со скальных щеток и из мелкого аллювия в каньонах; найденный на старых отвалах и в долинах на небольшой глубине с помощью металлодетекторов; «золотая пыль» из месторождений ПГС и т.п.

Это неместорождения, а проявления, которые никогда не станут месторождениями: запасы металла на этих проявлениях никогда не будут разведаны и поставлены на учет в государственный баланс как государственная собственность из-за незначительности масштабов и нецелесообразности их разведки (в т.ч. это и золото на месторождениях ПГС). Т.е. добыча такого золота не может быть истолкована как хищение государственной собственности, хотя формально оно принадлежит государству.

Это реальный источник золота для «вольноприносителей», промышляющих в отдаленных районах, использующих ручной труд и минимальные технические средства (максимум минидрагу). Именно этот «металл желтого цвета» и изымают доблестные полицейские по итогам облав и спецопераций.

Проблема: отвалы добычных работ различной степени рекультивации и сохранности. Обычно ими никто не интересуется, но стоит на них что-либо найти, как тут же объявится хозяин. Правовая коллизия, также требующая законодательного решения в рамках закона «О вольном приносе».

Не стоит ожидать серьезного притока добытого золота из подобных источников, но разрешение «вольного приноса» снизит социальную напряженность и поможет в решении вопроса трудовой занятости населения, освободит полицию от выполнения ненужных функций и пр.

Но невозможность разведать и «утвердить запасы» делает невозможным и привычный формат контроля их отработки, что приводит государство в ступор: иных методов контроля оно не знает (да они, в сущности, и не нужны), а отказаться даже от иллюзорного контроля за движением «валютного металла» оно по старой привычке (которая родом из СССР) не в силах.

В этом аспекте проблемы «вольного приноса» (непонимание источников золота и невозможность контроля добычи) кроется, по-моему, основная причина длительной задержки с принятием закона и сложившейся парадоксальной ситуации, которую можно сформулировать так: государство настойчиво отказывается легализовать свою собственность — золото, собранное вручную с поверхности, — и, используя полицейскую силу, выталкивает его на черный рынок.

3. Правовое обеспечение «вольного приноса»

Как говорилось выше, металл «вольного приноса» родом не из россыпных месторождений, имеющих координаты угловых точек и границы горного отвода, а собранный практически с поверхности или с небольшой глубины из проявлений, которые никогда не будут разведаны и переведены в ранг месторождений, требующих процедуры лицензирования добычи.

Реализация права на вольный принос должна быть максимально упрощена: заявительный принцип получения патента (лицензии) на право заниматься соответствующей деятельностью сроком до года (или на промывочный сезон) с указанием территории (долина ручья, распадок и т.п.) и приложенной выкопировки карты. Последнее нужно для исключения из нее контуров площадей действующих лицензий, а также для урегулирования территориальных споров смежных вольноприносителей. Срок (не более года) позволит управлять возможной «передержкой лицензий» и регулировать соответствующую деятельность. Плата за выдачу патента вольноприносителя (лицензии) должна быть символической, только как компенсация организационных расходов на его оформление и выдачу.

Полномочия по нормативно-правовому сопровождению добычи золота вольноприносителями должны быть делегированы на региональный уровень. Реализация предложения на федеральном уровне определения участков недр для организации «вольного приноса», как это было в ФЗ № 429535-5, загубит его в зародыше. Невозможно из центра управлять производственной деятельностью на такой громадной территории, и «на земле» лучше известны местные потребности и возможности, там легче соблюдать необходимый баланс интересов в целях обеспечения управляемости процессом и его эффективности.

Дополнительная информация

Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект о добыче россыпного золота индивидуальными предприятиями. В рамках подготовки ко второму чтению при Комитете по экологии, природным ресурсам и природопользованию создана рабочая комиссия по правовому регулированию добычи драгметаллов, в которую входит В. .

- Виктор Иванович, Вы поддерживаете законопроект об индивидуальном предпринимательстве в золотодобыче?

В российской, почти 300-летней истории добычи золота это уже было. Просто в разное время таких людей по-разному называли - и вольноприносители, и одиночки-старатели, и даже "хищниками" их называли.

Ив новейшей истории России - несколько лет назад аналогичный законопроект о вольноприносительстве Госдума и Совет Федерации уже принимали, только его тогда Владимир Путин не подписал.

- В чем суть этого законопроекта?

Все понимают, что добыча золота в России с этим законом не вырастет. Основная идея законопроекта - решение социальных вопросов, якобы в регионах есть не занятое население.

- Да, есть оценки, что индивидуальный предприниматель /ИП/ на золоте может зарабатывать свыше 2 млн руб за сезон.

Два миллиона рублей - это около 2 кг золота, если брать в расчет сегодняшнюю цену - 1300 руб за грамм.

В артелях, с коллективом в несколько десятков человек, на россыпных месторождениях в среднем на одного человека добывается 1,5 кг золота. При этом они вооружены мощнейшими бульдозерами, приборами, электроэнергией, и за сезон более 1,5 кг добыть не могут. Если вычесть все затраты - топливо, амортизацию, запчасти, налоги и т.д., на долю зарплаты остается примерно 15 проц от стоимости добытого золота. Если умножить 1300 руб на 15 проц, то мы получим зарплату с грамма золота порядка 200 руб.

Я уверен, что в одиночку человек не сможет сделать больше, чем в коллективе.

- А что, по вашему мнению, может сделать человек в одиночку?

Стартовый капитал на экипировку, включая тачку, кирку, лопату и насос не превысит 50 тыс руб, плюс еще еда. Для того, чтобы уйти в тайгу на 3-4 месяца нужно это все снаряжение и продукты туда доставить.

Какова производительность человека на тачке? Для начала надо порядка 6 метров вскрыть торфов. Раньше на вскрышу норма была - 20 кубометров за 12 часов, это дикая работа. А для того, чтобы мыть золото, то эти пески надо раскойлить /раздробить кайлом/, особенно в тех районах, где вечная мерзлота.

Возьмем среднее содержание - 0,4 гр на кубометр песков, это в лучшем случае. За сто дней тяжелого, изнурительного физического труда он сможет намыть 50 гр золота, что оценивается примерно в 70 тыс руб, в месяц получится 20 тыс руб.

Во-первых, никто не будет так работать в одиночку, а во-вторых, в любом золотодобывающем предприятии сейчас платят до 40 тыс руб в месяц, это в два раза больше. Что мешает идти работать на предприятие?

А если это несколько - 2-3 человека, то, что мешает организовать собственное ООО или ЗАО?

- Так, по-вашему, этот закон не нужен?

Чтобы рассматривать такой законопроект надо представлять себе состояние отрасли. Надо, прежде всего, понимать горно-геологические условия, - это средние содержания золота в песках, которые сегодня уже измеряются в долях грамма на кубометр и торфа, которые надо убрать, прежде чем доберешься до песков.

Я работаю на золоте с 1959 г, и могу привести такой пример: когда "Дальстрой" начинал добывать золото в 1932 г, среднее содержание на Колыме было 27 гр на кубометр песков. За сезон промывалось всего 2 млн кубометров и получали 54 т золота. В 1957 г среднее содержание золота уже упало практически до 2 гр на кубометр.

Так вот граммового содержания в россыпях уже нет. Сейчас некоторые драги, например в Красноярском крае, моют пески с содержанием 70 мгр -необходимо промыть миллион кубометров песков, чтобы получить 80 кг золота.

Сейчас вскрыша торфа в Бодайбинском районе /Иркутская обл/ достигает 50 м. Конечно не везде такая вскрыша, но ее объем резко увеличился: 5-6 м считается очень легкой вскрышей. Многие артели, чтобы уйти от вскрыши, перешли на подземный способ добычи песков.

Там же, в Бодайбо артель "Витим" добывает ежегодно две с лишним тонны золота, из которых примерно 400 кг получает перерабатывая 160-180 тыс кубометров песков добытых подземным способом. Им подземное золото обходится в 2 раза дешевле, чем золото на открытых горных работах, потому что не надо убирать это море торфов. Но это проходка шахт, это компрессора, это буровзрывные работы и т.д.

Теперь я вас спрошу - что из этого всего может сделать человек в одиночку?

- А как же социальные проблемы?

Не понимаю, о каких социальных проблемах в регионах говорят. Я проехал в прошлом году по всей колымской трассе - от Магадана 1200 км. И не увидел поселков с неработающими людьми, с плачущими детьми, - их нет. Печи от сгоревших домов торчат, некоторые поселки вовсе уничтожены, - это да. Оротукан - некогда крупнейший поселок области, - все брошено. Но социально обездоленных людей нет. Возьмем Иркутскую область, которая сегодня добывает больше всего россыпного золота - порядка 13 т. Где брошенные поселки с неработающими людьми?

А скажите, для чего ежегодно Магаданская и Иркутская области выписывают квоты на привлечение по 6 тыс иностранных рабочих, большая часть из которых работает в золотодобывающих предприятиях. Почему на эти места не привлекаются местные безработные? Да потому что они сами не хотят.

Эти неработающие люди уже деклассированные элементы, простите за резкость. И вы считаете, что завтра, когда будет принят этот закон, они все возьмут тачки, лопаты и начнут копать десятки кубометров торфа, мыть пески?

Кто хочет работать, всегда может пойти в любое золотодобывающее предприятие и его возьмут.

- То есть - Вы против принятия этого законопроекта?

Я категорически ПРОТИВ вольного приноса. Индивидуальное предпринимательство в золотодобыче - это обман людей. Кроме того тяжелого труда, о котором мы говорили, предпринимателя ждет весь букет налоговых выплат /кроме НДФЛ/ - он автоматически подпадает под действие закона об индивидуальном предпринимательстве, почитайте его. При этом никто не отменяет других нормативов, например, о горных работах, а это и лицензирование, разработка и защита проекта, т.д. - никто об этом не говорит.

- Но есть мнение, что с этим законом прекратится нелегальный оборот золота, станет меньше воровства.

Считаю, что принятие этого законопроекта откроет БОЛЬШЕ возможностей для бандитизма.

Например. Артели, какправило, работают в глухой тайге. Ночью неизвестные в масках выходят к местам добычи с обрезами, подходят к промприбору, там рабочие человек 5-6 - никто не хочет себя подставлять под пули - уходят в сторону. Подходят эти ребята, вскрывают колоду, забирают золото и уходят.

Сейчас наличие золота у физического лица без соответствующих документов - уголовное преступление. Украсть страшно и продать страшно. Потому что нашел покупателя, пришел к нему, продал, забрал деньги, а за углом сообщники покупателя бьют тебя по голове, и ты - без золота и денег.

А в новых условиях, если украл, ты можешь прийти и сказать, что ты это золото намыл. Пару раз с обрезом зашел на два прибора, килограмм украл и отдыхай себе. Поэтому основная масса тех безработных начнет воровать.

Так что этот закон наоборот откроет путь воровству и бандитизму. Даже если кто-то в тайге честно намоет, то к нему легко подойдет стрелок, отберет это золото и уйдет. Золото и сейчас опасное дело, а тут откроется новый шлюз.

- Но если предлагается такой законопроект, значит проблема существует. Какое решение Вы можете предложить?

Конечно, людям, которые готовы в одиночкудобывать золото, надо помочь.

Если выделяется без конкурса и аукциона какой-то участок, пусть его получит руководитель ближайшего золотодобывающего предприятия, и пусть он заключит договор с тем одиночкой, который желает работать. У нас в Магаданской области, Якутии, Иркутской области - по всему Дальнему Востоку 406 таких предприятий.

Вы решили горбатиться стачкой, лопатой и киркой, я заключаю с вами договор, и вы начинаете работать. Золото сдаете мне, но при этом я обеспечиваю вам питание. Если большая вскрыша - я пришлю бульдозер, и вам останется только промыть пески.

Я обеспечу вам охрану, отчитаюсь перед государственными органами, за промывку, за вскрышу, за все заплачу налоги. При сегодняшних 1300 руб за грамм, я буду вам платить 800 руб. Это при том, что вы получаете от меня поддержку. Килограмм намыл - 800 тыс руб получи.

Таким образом, будет видно, что это не воровское золото и будет видно, сколько людей работают индивидуальными предпринимателями. Пусть их будет 2 тысячи, и если они все вместе намоют 500-600 кг за сезон, это очень стараться надо, то в целом для России - это все равно капля. А с точки зрения социального трудоустройства я уже сказал, если бы там были нормальные люди, желающие работать, они бы давно устроились и работали.

- А к старательскому туризму как относитесь?

Я этот старательский туризм смотрел еще двадцать с лишним лет назад, на Аляске. Нам рассказывали, что туристы-старатели платят по 50 долл, их завозят куда-то на отработанные полигоны, дают в руки лоток, кирку, лопату, тачку и говорят, - "вот здесь может быть золото". И они моют, если что-то намоют, то могут это золото забрать с собой. Главное в этом не столько золото, сколько интерес побыть в шкуре старателя, как в рассказах Джека Лондона.

Такую же вещь я видел в Новой Зеландии. Там даже можно купить золото в самородках. Я спрашивал, покупаютли, мне отвечали, что никто не покупает. В самородке ведь неизвестно сколько золота.

У финнов есть такой же опыт, но у них в Финляндии нет золота, они его туда специально для туристов подбрасывают.

Мы одно время хотели нечто подобное организовать на Байкале, там же когда-то мыли золото на речках, но нам не разрешили. Хотели на Сахалине -тоже не разрешили. Хотели там построить настоящие хижины, каку натуральных старателей, и чтобы все было - и кайло, и проходнушка, и лопата, и лом.

- А почему не разрешили?

По разным причинам. Говорят, что Байкал - памятник всемирного природного наследия, и возле него ничего нельзя.

На Байкал можно заманить не столько золотом, сколько самим Байкалом. Рыба, яхты, природа вокруг Байкала действительно уникальная.

- Какие проблемы сейчас у старателей, чем занимается Ваш Союз?

Мы решаем вопросы, связанные со всей золотодобывающей промышленностью, - много сил ушло на то, чтобы артели "Дражник" продлили лицензию в Якутии, где у них пять драг работают. Там поселок, детсад, школа и все это артель содержит, но им не продлевали лицензию.

Сейчас занимаемся оружием. Чем золото охранять на золотодобывающих предприятиях и аффинажных заводах? Предлагают нанять ЧОП, а кто у нас в ЧОПах? Большая часть - это уволенные сотрудники правоохранительных органов, которым надо платить больше чем самим старателям.

Государство не выделяет ни копейки на разведку россыпного золота. При советской власти был жесткий закон: мы должны были прирастить запасов больше, чем добыли. Добыли, например, 200 т золота, значит 250 т надо получить в результате геологоразведки. И у нас не убывали запасы.

Раньше все предприятия платили отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, в частности, по золоту мы платили 7,8% от стоимости добытого золота. В 90-х это отменили - чем думали? Позже, правда, ввели налог на добычу полезных ископаемых, который был составлен из бывшего налога - 2% на золото, плюс - 3,9% (50% от величины на воспроизводство минерально-сырьевой базы), получаем 5,9%. То есть мы сейчас платим налог 6% на добычу, а на разведку средств не выделяют.

Посмотрите, что выставляют на аукционы: запасы 5, 10, 30 кг, остальное все прогнозные ресурсы - неизвестно будет или нет там золото, а разовые платежи берут по 10 - 15 млн руб. По закону есть минимальный платеж, он равен 10 % от годового фонда налога на добычу полезных ископаемых, а максимальный неограничен. Вот они и увеличивают его в 17-18 раз.

И при одном участнике аукцион признается несостоявшимся. Почему бы этому одному участнику не выдать лицензию? Ведь он же намерен работать на этом участке.

Я считаю, что если решить хотя бы эти вопросы, - то пользы будет больше, чем от принятия закона об индивидуальном предпринимательстве в золотодобыче!