Заказчик не возвращает обеспечение заявки 223 фз. Обеспечение заявки на участие в тендере. Случаи, когда денежные средства обеспечения заявки не возвращаются участнику закупки

Положительной динамикой развития молодой компании является выход на государственный уровень и заключение гос. контракта. Банковская гарантия для обеспечения заявки 223 ФЗ существенно укрепит позиции предпринимателя на государственном рынке и повлияет на дальнейшее развитие.

На сегодняшний день, все подаваемые заявки на участие в гос. закупках регулируются законами Российской Федерации - 44 ФЗ и 223 ФЗ. 44 ФЗ регулирует сферу гос. закупок муниципальными учреждениями, а 223 ФЗ - контролирует закупки и предоставление услуг и товаров юридическими лицами.

Для участия в конкурсах гос. закупок необходимо предоставить пакет документов согласно нормативно правовых требований закона РФ.

Банковская гарантия на обеспечение заявки 223 ФЗ

223 ФЗ его положения и требования по участию в гос. закупках и обеспечение поданной заявки можно применить к следующим категориям организаций:

  • Государственным корпорациям;
  • Государственным компаниям;
  • Учреждениям, которые контролируют и регулируют следующие сферы:
  1. Электроснабжение;
  2. Газоснабжение;
  3. Теплоснабжение;
  4. Водоснабжение;
  5. Водоотведение;
  6. Очистку сточных вод;
  7. Утилизацию твердых бытовых отходов.
  • Некоммерческим, муниципальным, государственным учреждениям, которые находятся на балансе у государства и осуществляют гос. закупки из федерального бюджета;
  • Автономным организациям и др.

Эти категории заказчиков имеют право требовать банковскую гарантию. А также заказчики при подаче заявки указывают требования к поставщику. Среди требований может быть и предоставление банковской гарантии. Лучше всего, чтобы банковскую гарантию предоставил банк, который находится в топ 10 банков Центрального Банка.

Обеспечение заявки ФЗ 223

Иногда молодым компания не хватает финансовой возможности самостоятельно обеспечить заявку на участие в конкурсе, тогда стоит обратиться к банку. Банк может предложить два вида решения данного вопроса:

  • Тендерный заем;
  • Банковская гарантия.

Существуют некоторые сложности при оформлении банковской гарантии. Дело в том, что банки не торопятся оформлять банковскую гарантию молодым неизвестным компаниям. Иногда банк гарант выдает гарантию, не имея на то лицензии. Такие банковские гарантии заказчик не принимает, принимая компанию за мошенников.

Размер обеспечение заявки по 223 ФЗ

Размер обеспечения заявки по 223 ФЗ для подачи заявок участия в гос. закупках прописывает заказчик. Он может потребовать обеспечение заявки по 223 ФЗ размер, которойукажет сам. Именно на этот аспект нужно обратить внимание при подаче заявки на участие в конкурсе, аукционе. Заказчик может выдвинуть типовые требования, а именно:

  • Безотзывность стартовой цены. Заказчик требует от участников не менять стартовые цены в ходе аукциона;
  • Заключение договора на участие в конкурсе гос. закупок.

Заказчик может самостоятельно указывает размер обеспечения заявки по ФЗ 223, нет четкой формулы, которой должен придерживаться заказчик при расчете обеспечения заявки. Банк гарант берет до 5% от суммы указанной заказчиком, для компании которая не обладает большим финансовым потенциалом гораздо выгоднее и удобнее обратиться к банку. Обеспечение заявки, размер по 223 ФЗ, согласнокоторогобанк берет на рассмотрение заявку компании. В течении рабочих 30 дней рассматривается заявка, после чего банк оформляет банковскую гарантию. Если данные сроки не устраивают можно обратиться брокерским компаниям, у которых есть лицензии и заключены соглашения с солидным банком.

Обеспечение заявки ФЗ 223

По ФЗ 223 обеспечение заявки поставщик может предъявить:

  • Банковскую гарантию;
  • Залог денежных средств.

Срок гарантии ФЗ 223 обеспечение заявки- действует до конца проводимого конкурса. Все требования по обеспечению заявки одинаково предъявляются ко всем участникам тендерных закупок. Заказчик при оформлении подачи заявки для участия в конкурсе дополнительно указывает свои требования, но только если они не перечат действующему законодательству.

Возврат обеспечения заявки по 223 ФЗ

Возврат обеспечение заявки по 223 ФЗ происходит следующим образом. Заказчик (бенефициар) делает возврат по 223 ФЗ «обеспечение заявки» на указанные в договоре реквизиты, по письменному обращениюбанка гаранта. Выплата по возврату обеспечения заявки производится в полном объёме. Срок выполнения возврата составляет 10 рабочих дней. Но при условии, что поставщик вовремя и полностью выполнил требования заказчика.

Тендерный займ на обеспечение заявки по 223 ФЗ

Данный финансовый продукт, также популярен среди предпринимателей, участвующих в гос. закупках по 223 ФЗ. Сумму тендерного кредита (лимит) банк устанавливает самостоятельно. Сумму тендерного кредита банк определяет согласно уставного фонда банка.

Для обеспечения заявки по 223 ФЗбанк может предложить:

  1. Тендерные займы;
  2. Тендерные кредиты.

Различие между тендерным займом т тендерным кредитом существенные. Тендерный займ гораздо привлекательней для клиентов. К плюсам можно отнести:

  • Процент вознаграждения 4%;
  • Для получения займа потребуется всего 3 рабочих дня;
  • Финансовый продукт предоставляется единовременно.

Для тендерного кредита свойственный другие условия:

  • 1,4 % от суммы ежемесячно;
  • Кредит выдается максимум на год;
  • На рассмотрение и утверждения кредитной линии потребуется 5 рабочих дней;
  • Зачисления производятся частями.

Возврат обеспечения заявки происходит по такому же алгоритму, что и возврат банковской гарантии. Возврат средств осуществляется при подачи письменного заявления банка гаранта, заказчик в течении 10 банковских дней производит возврат средств, на указанные банком реквизиты. Возврат производится по следующим причинам:

  • По окончанию срока выполнения контракта;
  • Окончание тендерной закупки (конкурса);
  • Определение победителя тендерной закупки;
  • Организатор тендерной закупки отказался от участия и забрал свою заявку.

Воспользовавшись услугами финансовых учреждений, будь то банковская гарантия, займ, кредит Вы сможете подтвердить свое участие в конкурсе гос. закупок по 223 ФЗ. Участие в конкурсах способствует успешному развитию бизнеса и выходу молодой неизвестной компании на государственный уровень. позволит в будущем заключать выгодные сделки и крупные контракты с другими коммерческими компаниями.

Федеральным законом 223-ФЗ, изданным 18 июля 2011 года, право определения порядка обеспечения заявок передано непосредственным заказчикам. При разработке положений о закупочной деятельности специалисты корпораций самостоятельно выбирают механизмы защиты. Условиями утверждения локального документа является подробное описание схем, их законность, а также наличие условий и сроков возврата.

Какие виды обеспечения используют?

Жестких ограничений законодатель не установил. Заказчики пользуются существующими гражданско-правовыми инструментами, следуют рекомендациям ФАС РФ, придерживаются устоявшейся практики. Распространение получили две формы:

Участники получают информацию о порядке обеспечения задолго до подачи документов. Согласно четвертой статье закона 223-ФЗ, заказчик обязан опубликовать положение о закупке в течение 15 суток со дня официального утверждения. Минимальный срок действия локального акта – 12 месяцев.

Повторно условие о допустимой форме гарантий и их размере размещают в извещениях о проведении аукционов/конкурсов. Отсутствие сведений является основанием признания процедуры недействительной.

Порядок возврата обеспечения заявки по 223-ФЗ

Победителем закупки может стать лишь один участник. Лицам, направившим заявку на рассмотрение, возвращают полный размер перечисленных в обеспечение средств. Заказчик не вправе удерживать суммы или требовать от дополнительных документов. Вернуть деньги он обязан без напоминаний.

Четкую правовую оценку по этому вопросу дали служители Фемиды в 2016 году. Принимая постановление по делу А56-44371/2015, Тринадцатый ААС детально охарактеризовал каждый этап отношений.

Спор между участником закупки ООО «НПК» и заказчиком ОАО «Ленэнерго» возник по поводу возврата обеспечительного платежа в размере 300 000 рублей. Несостоявшийся исполнитель по контракту направил требование о перечислении сумм сразу после объявления победителя. Однако руководство акционерного общества обращение попросту проигнорировало. Ни письменного ответа, ни денег истец не получил.

Юристы общества «НПК» обратились в арбитраж и взыскали с «Ленэнерго» не только сумму обеспечительного платежа, но и проценты за неправомерное удержание. Суд признал факт неосновательного обогащения и удовлетворил требования истца в полном объеме. Правоту первой инстанции подтвердила и апелляция. Доводы ответчика о несоблюдении претензионного порядка во внимание не приняли. Недобросовестному заказчику пришлось вернуть деньги, возместить все убытки и компенсировать процессуальные издержки.

Таким образом, действующий механизм закупочной деятельности защищает интересы не только заказчиков, но и участников. Злоупотребления в этой сфере обходятся дорого. Даже незначительная задержка в исполнении обязательств оборачивается серьезными финансовыми санкциями. Суды подходят к разрешению конфликтов предельно внимательно и объективно.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: формы, размер и условия возврата денежных средств

Заключение государственного (муниципального) контракта - важное событие в жизни любой компании, которое позитивно сказывается на ее имидже и подтверждает конкурентоспособность. Однако чтобы этого добиться, потребуется продемонстрировать не только профессиональную, но и финансовую состоятельность.

Цели и формы обеспечения заявки по 44-ФЗ

Заявка вашей компании на участие в государственном конкурсе согласно 44-ФЗ будет принята только в том случае, если есть ее материальное обеспечение , которое при определенных условиях будет удержано в пользу заказчика. Для участия в электронных аукционах принимается только денежное обеспечение. Если тендер проводится в какой-либо другой форме (конкурс, закрытый аукцион), в качестве обеспечения заявки может быть принята банковская гарантия.

Следует иметь в виду, что победителю конкурса потребуется еще и обеспечение исполнения контракта . Денежные средства в этом случае временно перечисляются заказчику до истечения срока договора контракта либо предоставляется банковская гарантия .

Таким образом, от потенциального поставщика требуются два финансовых подтверждения намерений: по участию в конкурсе и по исполнению контракта.

Безотзывная банковская гарантия как обеспечение заявки

Общие понятия банковской гарантии и требования к ней изложены в статьях 368 и 370 ГК РФ, специальные - в статье 45 44-ФЗ, дополнительные требования в целях 44-ФЗ - в постановлении Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 и ряде других подзаконных актах. Самостоятельно государственный или муниципальный заказчик не вправе устанавливать дополнительные требования к банковской гарантии, а также основания отказа в принятии банковской гарантии, нарушающие часть 6 статьи 45 указанного Закона, иначе это влечет для него ответственность в соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Банковская гарантия должна быть внесена в реестр Минфина РФ не позднее 1 рабочего дня с даты ее выдачи. О внесении гарантии в реестр банк обязан уведомить участника аукциона (принципала) в течение еще 1 рабочего дня, направив ему выписку из реестра банковских гарантий. Срок действия документа по закону должен составлять не менее 2 месяцев с момента окончания приема заявок на конкурс. Банк не может отказаться от своих обязательств по выданной гарантии ни при каких обстоятельствах. Заказчик вправе не принимать банковскую гарантию, если она не соответствует условиям конкурсной документации или 44-ФЗ. Но в этом случае в течение 3 рабочих дней с момента предоставления гарантии он должен письменно или в электронной форме проинформировать об этом с указанием причин отказа. Недостоверная информация, содержащаяся в реестре банковских гарантий, не может являться основанием для отказа от заключения контракта, а отзыв лицензии у банка не делает банковскую гарантию недействительной и не влечет прекращения ее действия.

Заказчик имеет право принять безотзывную банковскую гарантию, выданную только тем банком, который включен в «Перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения», актуальная версия которого размещается на сайте Минфина России.

Внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки

Денежные средства для обеспечения заявки временно перечисляются на расчетный счет заказчика, если речь идет об обычном конкурсе, или блокируются на счету поставщика, если он собирается принять участие в электронных торгах.

Таким образом, электронные торги удобнее для тех компаний, которые располагают свободными денежными средствами для перевода на счет торговой площадки. Другие виды конкурсов имеют преимущество в виде возможности оформления банковской гарантии для обеспечения заявки.

Размер обеспечения заявки

Сумма обеспечения устанавливается заказчиком в процентном соотношении от начальной (максимальной) цены контракта:

  • до 3 000 000 руб. - 1%;
  • более 3 000 000 руб. - от 0,5 до 5 %.
  • если в договоре названа сумма аванса, обеспечение должно быть не меньше этой суммы;
  • если участник конкурса относится к организациям уголовно-исправительной системы, организациям инвалидов, малому бизнесу, социальным некоммерческим организациям, обеспечение должно составлять не более 2% от максимальной цены контракта.
  • За счет такого распределения сумм есть возможность объективно оценить перспективы компании-участника.

    Условия обеспечения заявки и сроки возврата денежных средств по 44-ФЗ

    Суммы, перечисленные для обеспечения заявки, для многих компаний являются значимыми, поэтому вопрос их возврата важен. Средства должны быть возвращены на счет участника, не выигравшего в конкурсе, не позднее чем через 5 рабочих дней после окончания конкурса, а в случае электронных аукционов на это отводится 1 день. Если участник победил в конкурсе, средства возвращаются на его счет в те же сроки, но не с даты окончания конкурса, а с даты заключения контракта. Банковские гарантии не возвращаются, но и взыскание по ним произведено быть не может.

    Отказ в возврате обеспечения заявки возможен, если:

  • Победитель конкурса не может предоставить в срок обеспечение контракта или затягивает подписание договора с заказчиком.
  • Прямой отказ заключать контракт также ведет за собой удержание обеспечения, внесенного победителем конкурса. В этом случае контракт предлагается второму победителю, но он может отказаться безо всяких санкций, обеспечение будет ему возвращено.
  • Поставщик в текущем квартале уже был отклонен по вторым частям заявок дважды на этой же электронной площадке. Если его заявку отклоняет уже третий заказчик, деньги перечисляются электронной площадкой по истечении 30 дней с момента принятия решения.
  • Таким образом, за добросовестность поставщика отвечает не только он сам, но и электронная площадка.

    Обеспечение заявки по 223-ФЗ: отличия от 44-ФЗ

    Положения 223-ФЗ применимы к обеспечению заявки, если заказчик относится к одной из следующих категорий:

    • государственные корпорации;
    • государственные компании;
    • субъекты естественных монополий;
    • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
    • государственные и муниципальные унитарные предприятия, бюджетные учреждения, ведущие закупки за счет грантов (субсидий);
    • государственные и муниципальные унитарные предприятия, бюджетные учреждения, ведущие закупки для привлечения субподрядчиков по контрактам, в которых являются исполнителями;
    • автономные учреждения;
    • хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, и их дочерние хозяйственные общества;
    • бюджетные учреждения при наличии принятого и размещенного в ЕИС в соответствующие сроки Положения о закупке.
    • Такой заказчик имеет право, но не обязан требовать обеспечение заявки/договора. Способы и размеры обеспечения заявки, в случае его необходимости, указываются в конкурсной документации. Банк, предоставляющий банковскую гарантию, должен находиться как минимум в списке лучших пятидесяти банков по версии Минфина России. При этом в реестре банков Минфина, с которым сверяются по 44-ФЗ, банк может и не фигурировать. Также нет жестких формул по определению суммы обеспечения в зависимости от цены контракта, этот вопрос заказчик решает сам.

      Помощь в организации участия в тендерах по 44-ФЗ и 223-ФЗ

      Случаи, когда компании для обеспечения заявки в срок не хватает оборотных средств, широко распространены. Есть два варианта решения проблемы: взять тендерный заём или оформить банковскую гарантию, если это допустимо по условиям конкурса. В условиях жестких сроков подачи заявок это будет непросто. Кроме того, недобросовестный банк может выдать гарантию, которую откажется принимать заказчик.

      Помощь в организации участия в тендерах оказывают микрофинансовые учреждения, имеющие аккредитацию при банках - например, «Русская инвестиционная микрофинансовая корпорация» («РИМ»). Здесь возьмут на себя часть работы по подготовке обеспечения ваших заявок и контрактов. Если обычно оформление банковской гарантии занимает до двух недель, то при участии квалифицированного посредника вопрос будет решен за 5 дней. Также вы можете оформить тендерный заём на обеспечение заявки сроком до 60 дней. Решение о выдаче займа будет принято в течение 3-х часов, и деньги могут быть в тот же день перечислены на электронную площадку. Специалисты компании готовы проконсультировать вас по всем вопросам участия в тендерах.

      Обеспечение заявки по 223-ФЗ

      Суть и назначение обеспечения заявки на участие в тендере, ее формы, условия возврата и особенности для торгов по 223-ФЗ

      Федеральный Закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” содержит общие правила организации государственных закупок для госкорпораций, естественных монополий, государственно важных унитарных предприятий и компаний регулирующей сферы. Чтобы поставщику подать заявку на участие в тендере по 223-ФЗ зачастую нужно предоставить ее обеспечение. Для чего это нужно, о какой сумме речь и где взять деньги – читайте в этой статье.

      Представьте себя на месте гос.заказчика. Вы организуете закупку: оплачиваете рабочее время тендерного специалиста, он готовит документацию, размещает на сайте госзакупок. Если это, к примеру, запрос котировок, нужно еще организовать процедуру подведения итогов: принять участников, подготовить зал, аудиозапись. Заявки участников нужно рассмотреть, проверить соответствие законодательству. Все это выливается в какие-никакие расходы. Наконец, вы определяете победителя, а он… сливается, не подписывает контракт. А деньги вы уже потратили.

      Обеспечение заявки – это залог, страховка для заказчика, если победитель конкурса уклонится от подписания контракта. За счет нее заказчик может восполнить затраты на организацию закупки. Гарантию предоставляют все участники, а после подведения итогов получают ее обратно. И победитель тоже, если подписал контракт – тогда он предоставляет уже обеспечение контракта. Это опять же страховка – если победитель не выполнит условия.

      Обеспечение заявки требуется при участии в закупках и по 44, и по 223-ФЗ. Однако, если в 44-ом четко прописаны размеры и формы, то 223-ий не дает конкретных указаний на этот счет. А позволяет заказчику самостоятельно решать, требовать ли от участников обеспечение заявки, и в каком размере. И большинство заказчиков требует. Информацию об этом условии надо искать в Положении о закупках конкретного заказчика, которое должно быть опубликовано в ЕИС. Размер обеспечения заявки по 223-ФЗ тоже строго не регламентирован и зависит от выбранной формы: при залоге это процент от начальной максимальной цены контракта, при банковской гарантии ограничений по сумме нет.

      Обеспечение заявки по 223-ФЗ: формы

      Процедура государственных закупок предусматривает 2 формы обеспечения заявки:

    • в виде денежного залога;
    • и банковской гарантии.
    • Обеспечение заявки по 223-ФЗ денежными средствами

      Поставщику при подаче документов на участие в тендере необходимо перечислить сумму, указанную в Положении заказчика, на его расчетный счет или счет ЭТП. Обычно она составляет от 0,5% до 5% цены контракта. 223-ФЗ устанавливает ограничения только для торгов, в которых участвуют мелкие предприниматели – до 2%. В других случаях процент может быть и выше. После того как заказчик принял заявку, он присылает реквизиты для перевода обеспечения. Поставщик перечисляет сумму, и она блокируется до окончания торгов. Когда победитель определен, деньги возвращают участникам.

      Мало кто из поставщиков может себе позволить просто так взять и изъять из оборота деньги на обеспечение заявки на время проведения торгов. Тем более, обычно компании принимают участие сразу в нескольких тендерах, и деньги нужны на каждый. Поэтому нужную сумму одалживают у финансовых организаций. Это возможно в форме:

    • Тендерного кредита. Выдается на срок не более 1 года. Процентная ставка обычно 15-20% годовых.
    • Тендерного займа. Он оформляется микрофинансовыми организациями, быстрей и проще: буквально в течение нескольких часов, с минимальным пакетом документов. Займы выдаются на сумму не более 1 миллиона рублей, максимум на 2 месяца. Процентная ставка обычно составляет 10-13% годовых (либо фиксированное вознаграждение).
    • Займ подойдет для срочного обеспечения заявки под конкретную закупку, его выдают быстрее и переплаты по нему меньше. Если же компания ведет тендерную деятельность постоянно, есть смысл заключать кредитные обязательства сразу под все торги с одним и тем же банком, улучшая свою кредитную историю.

      Обеспечение заявки по 223-ФЗ банковской гарантией

      Банковская гарантия – это более удобная форма при участии в закупках по 223-ФЗ, так как закон не устанавливает в этом случае строгих требований. Даже в единый реестр в ЕИС банковскую гарантию по 223-ФЗ, в отличии от 44-ФЗ, вносить нет необходимости. Нужно только чтобы она была:

    • безотзывной;
    • имела срок действия (с учетом времени рассмотрения заявок заказчиком);
    • имела четко прописанную сумму (при этом ограничений на ее размер нет).
    • Банк рассматривает заявки на предоставление гарантии в течение 2-4 дней. Многочисленные брокеры предлагают оформить ее быстрее, однако надо обращать внимание на наличие у них лицензии и соглашений с приличными банками. К тому же, у молодых компаний при обращении напрямую могут возникнуть сложности: банк может посчитать их ненадежными принципалами и отказать. Если же ненадежным окажется банк, гарантию может отклонить заказчик. Поэтому лучше обращаться в финансовые организации из топа Центрального Банка, хотя требование о том, чтобы банк обязательно был из перечня Минфина, как по 44-ФЗ, отсутствует.

      Обеспечение заявки по 223-ФЗ: возврат

      Возврат происходит по письменному обращению банка, выдавшего гарантию, в течение 5 рабочих дней (для электронных аукционов – одного дня). Обратно деньги получают все участники конкурса, в том числе те, чьи заявки отклонили. Победителю обеспечение заявки возвращают в те же сроки после подписания контракта, при условии, что он вовремя предоставил его обеспечение.

      Ответы на любые вопросы о тендерной деятельности знают наши специалисты! Спросите:

      Возврат обеспечения заявки по 223-фз

      Re: Не возврат обеспечения

      Уважаемые Заказчики, вы тратите ден.средства, перечисленные в кач. обеспечения заявок

      Может ли Зак тратить, использовать деньги поставщиков, перечисленные на обеспечение заявок, это законно?

      Статья 395. Ответственность за неисполнение денежного обязательства

      1. За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

      2. Если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов, причитающуюся ему на основании пункта 1 настоящей статьи, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму.

      3. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.

      напишите письмо, в котором ссылайтесь на эту статью.

      forum.gov-zakupki.ru

      Обеспечение заявки — денежные средства участника, которые замораживаются на электронной торговой площадке на время участия в торгах по государственным закупкам. Ее размер, согласно 223-ФЗ, колеблется в пределах от 0,5% до 5% от начальной стоимости контракта. В случае, когда в торгах принимают участие субъекты малого предпринимательства, ставка по обеспечению заявки снижается до 2%.

      Важно — требования к обеспечению заявки строго прописаны только в ФЗ 44, в Федеральном законе №223 они не указаны. Поэтому заказчик может потребовать бОльшую сумму обеспечения. Но, как правило, сумма высчитывается согласно положениям ФЗ-44.

      Установленная сумма переводится на специальный счет, принадлежащий ЭТП, реквизиты которого участник торгов получает вместе с извещением об аккредитации на торговой площадке, либо на счет компании-заказчика.

      Обращаем внимание — замороженная сумма возвращается в полном объеме всем участникам торгов, кроме компании, выигравшей конкурс. Срок возврата обеспечения заявки по 223-ФЗ составляет от 1 дня (возврат осуществляет оператор ЭТП) до 5 рабочих дней (возврат осуществляет заказчик).

      Важно: размер обеспечения заявки по ФЗ 223 определяется в индивидуальном порядке. Ознакомиться с ним можно в документации к заказу (информационной карте лота). Ее необходимо изучить до начала оформления заявки.

      Обеспечение заявки по торгам ФЗ 223 при помощи банковской гарантии

      Банковская гарантия на обеспечение заявки по ФЗ 223 является одним из наиболее доступных способов, заменяющих для участников аукциона внесение денег из оборота компании. Проценты по банковскому займу на участие в аукционе ниже, чем по кредиту на другие нужды.

      Банки одинаково охотно предоставляют гарантии для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ, однако последние имеют более льготные условия для получения:

    • По ФЗ 223 получаемая банковская гарантия не обязана входить в Единый реестр банковских гарантий (ЕРБГ), что сокращает время ее получения и упрощает процедуру оформления;
    • Выдать гарантию по ФЗ 223 может любой банк, тогда как ФЗ 44 предъявляет к кредитору жесткие требования — финансовая организация должна быть внесена в официальный перечень банков Министерства финансов РФ при этом лимит собственных средств должен превышать 1 миллиард рублей. Правда, заказчик имеет право включить договор требования, по которым гарантия должна соответствовать положениям закона ФЗ-44;
    • Сумма гарантии по ФЗ 44 колеблется в пределах от 10% до 30% от начальной максимальной цены (НМЦ), тогда как ФЗ 223 никаких границ не предполагает.
    • Таким образом, участнику аукциона получить от банка средства на обеспечение заявки по ФЗ 223 проще и быстрее, чем по ФЗ 44, поэтому данный вид торгов особенно ценят субъекты малого бизнеса.

      Требования к банковским гарантиям на обеспечение заявки по ФЗ 223

      Несмотря на всю мягкость закона, необходимо соблюсти ряд условий, чтобы гарантия была признана действующей:

    • Банковская гарантия на обеспечение заявки по ФЗ 223 должна являться безотзывной;
    • Гарантия должна иметь четко установленный по времени срок действия, выдача бессрочных обязательств недопустима;
    • В условиях проведения аукциона должны быть указаны сроки одобрения или отклонения заказчиком гарантии;
    • Суммы выплат банком-гарантом заказчику или ЭТП должны быть четко прописаны.
    • Если эти условия соблюдены, полученная гарантия не станет причиной отклонения заявки из-за неправильно оформленного пакета документов.

      Обеспечение заявки — стоимость банковской гарантии

      В разных банках процент за предоставление гарантии по закону ФЗ 223 может колебаться от 2% до 10%. Все зависит от ее размера, предмета торгов и наличия обеспечения.

      Важно: наличие обеспечения гарантии позволяет существенно снизить процентную ставку. Обеспечением может выступить, например, открытый депозит, размещенный в банке-заемщике, либо имущество, находящееся в собственности компании.

      Из-за достаточно размытых формулировок в законе ФЗ-223 размер обеспечения заявки по торгам фактически остается на откуп заказчику. Иногда он достаточно высок, и у компаний не всегда имеются в распоряжении нужные денежные средства. Специалисты ТК-Тендер помогут вам оформить тендерный кредит на обеспечение заявки по ФЗ-223 для допуска к торгам в кратчайшие сроки. Вы получите возможность подать одновременно несколько заявок на участие в тендерах, не привлекая оборотные средства фирмы.

      Мы привлекаем независимые источники финансирования и можем дать 100% гарантию законности и подлинности займов под госзакупки.

      Обеспечение заявки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: размеры и способы внесения обеспечения, сроки возврата

      Обеспечение заявки – это способ подтверждения претендентом в торгах серьезности своих намерений принять участие в тендере и один из инструментов показывающих его благонадежность.

      Размер обеспечения устанавливается Заказчиком или организатором торгов, в пределах установленных законодательством. В государственных закупках такой предел составляет от половины процента до пяти процентов начальной стоимости контракта. Суть обеспечения заявки сводится к тому, что если участник торгов предпримет действия, которые содержат в себе признаки его недобросовестности и (или) нарушения положений документации закупки или законодательства, то Заказчик удержит сумму обеспечения заявки для восстановления своих нарушенных прав, а участник лишится собственных средств. Но это только общее описание принципа действия рассматриваемого механизма, который содержит в себе множество условий, нюансов и условностей, которые мы подробно рассмотрим в настоящей статье.

      Обеспечение заявки по 44-ФЗ

      Основа нормативно-правового регулирования обеспечения заявки по 44-ФЗ установлена статьей 44 Закона о контрактной системе. Данная статья устанавливает, что обеспечение (подтверждение) заявки является обязательным условием, которое Заказчики должны включить в документацию торгов.

      При этом участнику закупки предлагаются две формы оформления обеспечения заявки при осуществлении конкурса или аукциона закрытого типа. Это либо внесение денег на счет Заказчика, либо банковская гарантия на участие в торгах. Из указанных вариантов участник самостоятельно выбирает наиболее для него предпочтительный способ и предоставляет его Заказчику.

      С аукционами в электронной форме ситуация несколько иная, поскольку форма обеспечения в аукционе может быть только в виде внесения денег на счет, но не на счет Заказчика, как в конкурсе и закрытом аукционе, а на счет оператора торговой площадки. Эти деньги и позволяют оператору торговой площадки осуществлять свои функции без взимания платы с Заказчиков или участников, поскольку, по сути, участники предоставляют оператору беспроцентное кредитование. При аккредитации участника оператор площадки открывает ему индивидуальный лицевой счет, на котором участник должен обеспечивать нахождение достаточного количества средств на момент подачи заявки на участие в аукционе.

      Таким образом, рекомендуется в случае участия в большом количестве аукционов заранее перевести на данный счет достаточное количество средств, поскольку зачисление на лицевой счет лица осуществляется не одномоментно, потому что платежи обрабатываются оператором вручную по наименованию платежа.

      Очень важно помнить, что при участии в аукционе подтверждение заявки не предоставляется Заказчику! Только оператору, Заказчик никоим образом не участвует в данном процессе. При всех остальных способах закупок это правило не действует.

      Отдельно стоит отметить ситуацию с подтверждением документа на участие в торгах при проведении запроса предложений. Дело в том, что по общему правилу подтверждение заявки при проведении закупки в такой форме не требуется, за исключением такой ситуации, когда запрос предложений проводится в случае признания повторного конкурса, аукциона в электронной форме несостоявшимся. Тогда документ, подтверждающий предоставленное обеспечение на участие в торгах оформляется по правилам открытого конкурса.

      Отдельного упоминания требует довольно распространенная ситуация среди участников закупок, когда участник предоставляет в составе заявки документ, подтверждающий перечисление денежных средств, но сами денежные средства на момент рассмотрения документа на участие в торгах по каким-либо причинам не поступили на счет Заказчика. Несмотря на то, что в такой ситуации абсолютно нет вины участника, при условии, что документы подлинные, Заказчиками такая ситуация вполне обоснованно трактуется как не предоставление обеспечения с последующим отклонением заявки участника.

      Виды обеспечения заявки

      От способа осуществления закупки зависит вид обеспечения документа на участие в торгах. Для запроса котировок подтверждение заявки не требуется никогда. Для запроса предложений также, но с единственным исключением из этого правила, которое указано выше. Основной интерес в этом вопросе представляют все разновидности конкурсов, а также электронный и закрытый аукцион.

      В случае с конкурсами и электронными аукционами существует два основных вида обеспечения заявок – денежные средства , внесенные на счет, или банковская гарантия . Денежные средства могут быть собственными или заемными. В свою очередь заемные средства можно получить в виде тендерного займа на подтверждение документа на участие в торгах или в виде кредита на подтверждение тендерной заявки. Между этими вариантами существует несколько различий.

      Основное отличие заключается в том, что тендерный займ может быть выдан любой микрофинансовой организацией, которая обладает необходимой лицензией, а кредит можно получить только в кредитной организации, то есть в банке.

      Микрофинансовая организация предоставляет займ на условиях договора займа, без учета кредитной истории заемщика, в то время как банк полностью изучает заемщика, и при наличии вывода о неблагонадежности заемщика банк может отказать в заключении договора на получение кредита. Естественно, что действия предпринимаемые банком занимают некоторое время, которого в условиях сжатых сроков подготовки документов может не хватить для подачи заявки в срок. Таким образом, возможность получения быстрого и самое главное гарантированного займа выгодно отличают его от кредита. Так же, при получении кредита может потребоваться внесение залога, в то время как займ не требует таких действий заемщика.

      В свою очередь тендерный кредит бывает двух видов: разовый или с возобновляемой кредитной линией . Разовый тендерный кредит позволяет предоставить подтверждение документа на участие в торгах только на одну конкретную закупку, условия которой сообщены банку. При получении кредита в форме возобновляемой кредитной линии у участника закупки появляется возможность подавать заявки на участие в нескольких закупках в течение определённого периода времени. После закрытия обязательств по выданным кредитам в рамках кредитной линии, участник может претендовать на новое кредитование.

      Как правило, банк принимает решение в течение 3 дней, но здесь все индивидуально, решение может быть принято и в течение суток, и в течение 15 минут. Ставки также во многом индивидуальны, искать на рынке лучшее предложение стоит из своих собственных предпочтений и условий. Для получения кредита, как правило, требуется подготовить финансовую отчётность, справку об отсутствии задолженностей и анкету (заявление).

      Таким образом, если участник закупки участвует в тендерах и закупках на постоянной основе или торги идут со значительной начальной ценой, более удобным будет использовать механизмы привлечения заемных средств для внесения денежных средств в качестве обеспечения документа на участие в торгах. В случае если у участника закупки имеется возможность использовать собственные средства, то такой вариант конечно для него будет более предпочтительным.

      Не стоит также забывать и про возможность предоставления банковской гарантии, которая позволяет участнику заплатить гораздо меньшую сумму, чем требуется для обеспечения заявки. Но в таком случае, он эту сумму перечислит безвозвратно, тогда как сумма денежных средств, перечисленная на счет, подлежит возврату в сроки установленные законодательством.

      Контрактным законом установлены особые требования к сроку действия именно банковской гарантии предоставляемой для обеспечения заявок, что отличает ее от обеспечения исполнения контракта. Такой срок должен составлять минимум 2 месяца с даты окончания подачи заявок.

      Конкретные требования к содержанию банковской гарантии установлены частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе. Основным новшеством, привнесенным контрактным законом в систему обеспечения в отношении банковских гарантий, является внедрение механизма реестра банковских гарантий, который был призван обеспечить прозрачность и достоверность этого рынка.

      Ни для кого не секрет, что в период действия 94-ФЗ было большой проблемой наличие на рынке огромного количества так называемых «серых» гарантий. Поэтому была установлена обязанность Заказчика сверяться с данным реестром при принятии банковской гарантии, а банки стали обязаны размещать соответствующие сведения в реестре в течение одного рабочего дня со дня выдачи такой банковской гарантии.

      Получение банковской гарантии связано с наличием некоторых особенностей и нюансов. В первую очередь это связано с тем, что не все банки имеют право выдавать такие банковские гарантии, а только включенные в так называемый «налоговый» перечень, установленный частью 1 статьи 45 НК РФ. Поэтому прежде, чем обратиться в банк его стоит проверить по этому перечню. Существенно сэкономить время и силы могут банки, которые предлагают сервисы для оформления банковской гарантии в электронном виде, что является вполне логичным шагом в системе государственных закупок, где полностью электронные аукционы давно уже заняли лидирующие позиции среди остальных способов закупок.

      Размеры обеспечения заявки

      Размер обеспечения заявки является величиной не постоянной, устанавливается по желанию и на усмотрение Заказчика, но с учетом условий и пределов законодательства. К таким условиям относится способ определения поставщика, величина начальной цены контракта, а также преференции и ограничения, установленные Заказчиком.

      По общему правилу размер обеспечения документа на участие в торгах должен быть установлен в пределах от половины процента до пяти процентов от НМЦК .

      Но для аукционов это правило действует только при условии, если начальная стоимость контракта составляет больше трех миллионов. Если же начальная стоимость контракта меньше или равна трем миллионам, то в таком случае размер обеспечения фиксирован Законом о контрактной системе в размере одного процента от НМЦК .

      В случае установления преференций для организаций инвалидов или учреждениям или предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также ограничений для малого бизнеса и некоммерческих организаций, меняется только верхний предел из общего правила, вместо пяти процентов, размер обеспечения документа на участие в торгах не может быть более двух процентов .

      Если тщательно проанализировать вышеуказанные условия, можно проследить одну закономерность, которая заключается в том, что наиболее оптимальным размером обеспечения заявки, отвечающим одновременно всем условиям, является один процент от начальной цены контракта. И, как показывает практика, Заказчики пользуются этой возможностью, поскольку это позволяет для них избежать лишних ошибок, при проведении большего количества закупок, условия которых отличаются. Поэтому если Заказчик установил иной размер, хотя до этого использовал один процент, это может свидетельствовать о желании Заказчика законными способами ограничить количество участников и отсеять недобросовестных контрагентов.

      Сроки возврата обеспечения заявки

      Возврат обеспечения документа на участие в торгах по 44-ФЗ является необходимым условием данного механизма, поскольку при исчезновении условий, способствующих предоставлению обеспечения, Заказчик теряет основания для удержания денег перечисленных ему участником. Но при определенных условиях Заказчик имеет право удержать их и не возвращать участнику. В свою очередь участник торгов во избежание подобной ситуации стремится не допускать наступления таких условий.

      Опять же в зависимости от формы торгов, зависит порядок и сроки возврата обеспечения. Причем стоит отметить, что возврату подлежат только деньги, внесенные на счет. По гарантии никаких действий после наступления окончания срока действия контракта не предпринимается.

      Для конкурсов и аукционов закрытого типа установлен срок по 44-ФЗ в пять рабочих дней с даты наступления определенного случая. Всего таких случаев несколько, в частности:

      — для участников, кроме победителя, это подписание итогового протокола;

      — для победителя это подписание государственного или муниципального контракта;

      — отзыв документа на участие в торгах участником;

      — направление заявки после окончания срока подачи заявок;

      — отказ от подписания контракта;

      Стоит отметить, что возврат обеспечения при проведении торгов в форме конкурса и закрытого аукциона производится организатором торгов, поскольку именно на его счет участник перечисляет обеспечение.

      В случае проведения электронного аукциона обязанность по возврату обеспечения заявки возложена на оператора торговой площадки. За неисполнение данной обязанности он несет административную ответственность, так же как и организатор торгов при проведении конкурса и закрытого аукциона.

      Однако со стороны участника будет благоразумно не ждать от Заказчика или оператора автоматического возврата обеспечения, а обеспокоиться этим вопросом самостоятельно. Для этого стоит направить Заказчику или оператору письмо на возврат обеспечения заявки. Тем самым вы напомните им о необходимости исполнения обязанности, установленной Законом о контрактной системе, и сможете вовремя получить свои деньги обратно.

      Срок возврата обеспечения заявки по 44-ФЗ по электронным аукционам установлен в пределах 1 рабочего дня со дня возникновения определенного случая. Эти случаи следующие:

      — подача одним участником двух и более заявок на один аукцион, если они отозваны до этого не были;

      — получение заявки после истечения срока для подачи;

      — истечение срока аккредитации;

      — отзыв документа на участие в торгах участником закупки после подведения итогов аукциона;

      — отстранение участника от торгов;

      — участник не явился на процедуру торгов по аукциону;

      — заявка не соответствует требования документации и Закона;

      — не согласование контракта с единственным поставщиком (если в соответствии с законом требуется согласие контрольного органа).

      Но и без наступления вышеуказанного, участник имеет право вернуть деньги, находящиеся на счете оператора торговой площадки, при условии, что эти средства не заблокированы оператором и не подлежат перечислению Заказчику. Для возврата участник должен направить оператору соответствующее требование о возврате, которое оператор торговой площадки обязан исполнить в течение трех рабочих дней.

      В каких случаях обеспечение заявки не возвращается участнику?

      Выше мы рассмотрели случаи, при наступлении которых обеспечение заявки, предоставленное участником в виде перечисления денежных средств на счет Заказчика или оператора, возвращается участнику. Но также существуют случаи, которые позволяют Заказчику или оператору не возвращать данные денежные средства. Тем самым компенсируются возможные потери Заказчика от недобросовестных действий участника. К таким условиям относятся:

      — уклонение участника от заключения государственного или муниципального контракта;

      — отказ участника от заключения государственного или муниципального контракта;

      — непредоставления обеспечения исполнения контракта;

      — подтверждение контракта не соответствует требованиям законодательства и документации.

      Стоит отметить, что некоторые эти случаи порой не зависят от воли участника. Поэтому участнику закупки стоит обратить пристальное внимание на соблюдение всех требований законодательства, особенно в части требований к форме и порядку предоставления обеспечения исполнения контракта.

      Обеспечение заявки по 223-ФЗ

      В отличие от единых требований для государственных и муниципальных Заказчиков установленных Законом о контрактной системе, подтверждение заявки по 223-ФЗ носит строго индивидуальный характер для каждого Заказчика, поскольку сам закон не устанавливает никаких положений относительно обеспечения заявки. Соответственно каждый Заказчик в своем положении самостоятельно устанавливает размер обеспечения документа на участие в торгах, условия и порядок его предоставления, его виды, а также определяет возврат обеспечения заявки по 223-ФЗ.

      Поэтому если в государственных закупках участники привыкают к одним и тем же «правилам игры», то в случае корпоративных закупок следует проявить особенную внимательность и осторожность. Прежде чем принять решение об участии в закупке стоит досконально ознакомиться с Положением о закупке конкретного Заказчика, изучить все условия и тщательно их придерживаться, чтобы избежать наступления неблагоприятных последствий.

      На практике некоторые Заказчики не изобретают велосипед, и используют положения Закона о контрактной системе по аналогии, иногда изменяя только незначительные детали. Но так же встречаются и такие Заказчики, которые внедряют абсолютно неизвестные контрактному закону механизмы и институты. Наиболее распространённым видом обеспечения документа на участие в торгах по 223-ФЗ является денежный залог, который подлежит перечислению на банковский счет Заказчика, осуществляющего закупку. Возврат этих средств также осуществляется по правилам, установленным положением конкретного Заказчика.

      azbukatenderov.ru

      Возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

      Обязательным условием для поставщика для участия в торгах и подписании контракта с заказчиком является предоставление обеспечения исполнения договора.

      Оно может быть внесено как личными денежными средствами, так и банковской гарантией. Эта сумма страхует заказчика при ненадлежащем исполнении или неисполнении поставщиком условий договора, она компенсирует убытки, которые он может понести.

      Однако, правовые нормы защищают не только интересы заказчика, но не оставляют в стороне и исполнителя, предоставляя ему возможность провести возврат обеспечения. Каков же алгоритм и срок данной процедуры?

      Причины возврата обеспечения контракта по 44 ФЗ

      Важно помнить, что в первую очередь возврат залоговых средств проводится при окончании договора. После подписания определенного пакета документов, исполнителю обязаны вернуть внесенные ранее денежные средства.

      Также причиной может послужить изменение способа обеспечения.

      Например, замена собственных денежных средств на банковскую гарантию.

      Но встречаются такие ситуации, как и расторжение отношений по обоюдному согласию или только по инициативе заказчика. В этом случае стороны также обязаны оформить возврат обеспечения контракта. Хотя, если у госпредприятия существуют какие-либо претензии к поставщику, то по закону он может воспользоваться залоговой суммой или ее частью для того, чтобы компенсировать убытки, которые он понес.

      При этом 44 ФЗ не регулирует вопрос точного размера взыскания, которое может изыматься с поставщика. Данный момент остается полностью на усмотрение заказчика с учетом условий контракта.

      Банковская гарантия от реестровых банков в короткие сроки

      Бесплатная консультация специалистов по вопросам возврата гарантии

      Сроки возврата банковской гарантии

      Они регулируются самим контрактом и аукционной документацией и могут достигать 45 дней.

      Однако, чаще всего происходит, что средства поступают на счет в течение 5 дней после того, как стороны подписали все документы предусмотренные договором, а так же было предоставлено письмо о возврате (по общему шаблону или в произвольной форме). И если возникает ситуация, когда заказчики «тянут» с тем, чтобы вернуть залоговое обеспечение или и вовсе отказываются отдавать его, необходимо без промедления обращаться в суд.

      Во время проведения многолотового аукциона — обеспечение исполнения контракта, как собственными денежными средствами, так и банковской гарантией, вносится каждому заказчику отдельно (что довольно обременительно для поставщика, так как ему приходится оформлять много банковских гарантий (или платежных поручений) на разные суммы). Каждое госпредприятие выставляет проект контракта и после получения средств подписывает его.

      Возврат обеспечения исполнения контракта в таком случае осуществляется от всех участников закупки отдельно.

      Всех заказчиков нужно проинформировать уведомлением. Это происходит путем отправки письма по почте или вручением лично в руки заказчику. Если денежные средства вносились со счета третьих лиц (другое юридическое лицо, кредитующая организация), то к данному прошению так же прикрепляются платежные поручения, в которых указываются с какого юридического лица или ИП был осуществлен платеж.

      Поэтому, чтобы избежать трудностей с тем, чтобы вернуть денежные средства, а так же сэкономить время, обращайтесь к специалистам.

    Федеральный Закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” содержит общие правила организации государственных закупок для госкорпораций, естественных монополий, государственно важных унитарных предприятий и компаний регулирующей сферы. Чтобы поставщику подать заявку на участие в тендере по 223-ФЗ зачастую нужно предоставить ее обеспечение. Для чего это нужно, о какой сумме речь и где взять деньги – читайте в этой статье.


    Представьте себя на месте гос.заказчика. Вы организуете закупку: оплачиваете рабочее время тендерного специалиста, он готовит документацию, размещает на сайте госзакупок. Если это, к примеру, запрос котировок, нужно еще организовать процедуру подведения итогов: принять участников, подготовить зал, аудиозапись. Заявки участников нужно рассмотреть, проверить соответствие законодательству. Все это выливается в какие-никакие расходы. Наконец, вы определяете победителя, а он… сливается, не подписывает контракт. А деньги вы уже потратили.


    Обеспечение заявки – это залог, страховка для заказчика, если победитель конкурса уклонится от подписания контракта. За счет нее заказчик может восполнить затраты на организацию закупки. Гарантию предоставляют все участники, а после подведения итогов получают ее обратно. И победитель тоже, если подписал контракт – тогда он предоставляет уже обеспечение контракта. Это опять же страховка – если победитель не выполнит условия.


    Обеспечение заявки требуется при участии в , . Однако, если в 44-ом четко прописаны размеры и формы, то 223-ий не дает конкретных указаний на этот счет. А позволяет заказчику самостоятельно решать, требовать ли от участников обеспечение заявки, и в каком размере. И большинство заказчиков требует. Информацию об этом условии надо искать в Положении о закупках конкретного заказчика, которое должно быть опубликовано в ЕИС. Размер обеспечения заявки по 223-ФЗ тоже строго не регламентирован и зависит от выбранной формы: при залоге это процент от начальной максимальной цены контракта, при банковской гарантии ограничений по сумме нет.

    Обеспечение заявки по 223-ФЗ: формы

    Процедура государственных закупок предусматривает 2 формы обеспечения заявки:

    • в виде денежного залога;
    • и банковской гарантии.

    Обеспечение заявки по 223-ФЗ денежными средствами

    Поставщику при подаче документов на участие в тендере необходимо перечислить сумму, указанную в Положении заказчика, на его расчетный счет или счет ЭТП. Обычно она составляет от 0,5% до 5% цены контракта. 223-ФЗ устанавливает ограничения только для торгов, в которых участвуют мелкие предприниматели – до 2%. В других случаях процент может быть и выше. После того как заказчик принял заявку, он присылает реквизиты для перевода обеспечения. Поставщик перечисляет сумму, и она блокируется до окончания торгов. Когда победитель определен, деньги возвращают участникам.


    Мало кто из поставщиков может себе позволить просто так взять и изъять из оборота деньги на обеспечение заявки на время проведения торгов. Тем более, обычно компании принимают участие сразу в нескольких тендерах, и деньги нужны на каждый. Поэтому нужную сумму одалживают у финансовых организаций. Это возможно в форме:

    • Тендерного кредита. Выдается на срок не более 1 года. Процентная ставка обычно 15-20% годовых.
    • Тендерного займа. Он оформляется микрофинансовыми организациями, быстрей и проще: буквально в течение нескольких часов, с минимальным пакетом документов. Займы выдаются на сумму не более 1 миллиона рублей, максимум на 2 месяца. Процентная ставка обычно составляет 10-13% годовых (либо фиксированное вознаграждение).

    Займ подойдет для срочного обеспечения заявки под конкретную закупку, его выдают быстрее и переплаты по нему меньше. Если же компания ведет тендерную деятельность постоянно, есть смысл заключать кредитные обязательства сразу под все торги с одним и тем же банком, улучшая свою кредитную историю.

    Обеспечение заявки по 223-ФЗ банковской гарантией

    Банковская гарантия – это более удобная форма при участии в закупках по 223-ФЗ, так как закон не устанавливает в этом случае строгих требований. Даже в единый реестр в ЕИС банковскую гарантию по 223-ФЗ, в отличии от 44-ФЗ, вносить нет необходимости. Нужно только чтобы она была:

    • безотзывной;
    • имела срок действия (с учетом времени рассмотрения заявок заказчиком);
    • имела четко прописанную сумму (при этом ограничений на ее размер нет).

    Банк рассматривает заявки на предоставление гарантии в течение 2-4 дней. Многочисленные брокеры предлагают оформить ее быстрее, однако надо обращать внимание на наличие у них лицензии и соглашений с приличными банками. К тому же, у молодых компаний при обращении напрямую могут возникнуть сложности: банк может посчитать их ненадежными принципалами и отказать. Если же ненадежным окажется банк, гарантию может отклонить заказчик. Поэтому лучше обращаться в финансовые организации из топа Центрального Банка, хотя требование о том, чтобы банк обязательно был из перечня Минфина, как по 44-ФЗ, отсутствует.


    Информацию по банковским гарантиям, за которыми обращалась та или иная организация, вы сможете найти в разделе Проверка контрагентов . К каждой записи прилагается ссылка на гарантию, связанную с ней закупку и документацию, данные о заказчике и банке-гаранте, сумма, статус, причина отказа (для соответствующих случаев) и другая важная информация.

    Обеспечение заявки по 223-ФЗ: возврат

    Возврат происходит по письменному обращению банка, выдавшего гарантию, в течение 5 рабочих дней (для электронных аукционов – одного дня). Обратно деньги получают все участники конкурса, в том числе те, чьи заявки отклонили. Победителю обеспечение заявки возвращают в те же сроки после подписания контракта, при условии, что он вовремя предоставил его обеспечение.


    Ответы на любые вопросы о тендерной деятельности знают наши специалисты! Спросите.

    Изданным 18 июля 2011 года, право определения порядка обеспечения заявок передано непосредственным заказчикам. При разработке положений о закупочной деятельности специалисты корпораций самостоятельно выбирают механизмы защиты. Условиями утверждения локального документа является подробное описание схем, их законность, а также наличие условий и сроков возврата.

    Какие виды обеспечения используют?

    Жестких ограничений законодатель не установил. Заказчики пользуются существующими гражданско-правовыми инструментами, следуют рекомендациям РФ, придерживаются устоявшейся практики. Распространение получили две формы:

    • внесение денежной суммы;

    Участники получают информацию о порядке обеспечения задолго до подачи документов. Согласно четвертой статье закона 223-ФЗ, заказчик обязан опубликовать положение о закупке в течение 15 суток со дня официального утверждения. Минимальный срок действия локального акта – 12 месяцев.

    Повторно условие о допустимой форме гарантий и их размере размещают в извещениях о проведении аукционов/конкурсов. Отсутствие сведений является основанием признания процедуры недействительной.

    Порядок возврата обеспечения заявки по 223-ФЗ

    Победителем закупки может стать лишь один участник. Лицам, направившим заявку на рассмотрение, возвращают полный размер перечисленных в обеспечение средств. Заказчик не вправе удерживать суммы или требовать от дополнительных документов. Вернуть деньги он обязан без напоминаний.

    Четкую правовую оценку по этому вопросу дали служители Фемиды в 2016 году. Принимая постановление по делу А56-44371/2015, Тринадцатый ААС детально охарактеризовал каждый этап отношений.

    Практика

    Спор между участником закупки ООО «НПК» и заказчиком ОАО «Ленэнерго» возник по поводу возврата обеспечительного платежа в размере 300 000 рублей. Несостоявшийся исполнитель по контракту направил требование о перечислении сумм сразу после объявления победителя. Однако руководство акционерного общества обращение попросту проигнорировало. Ни письменного ответа, ни денег истец не получил.

    Юристы общества «НПК» обратились в арбитраж и взыскали с «Ленэнерго» не только сумму обеспечительного платежа, но и проценты за неправомерное удержание. Суд признал факт неосновательного обогащения и удовлетворил требования истца в полном объеме. Правоту первой инстанции подтвердила и апелляция. Доводы ответчика о несоблюдении претензионного порядка во внимание не приняли. Недобросовестному заказчику пришлось вернуть деньги, возместить все убытки и компенсировать процессуальные издержки.

    Вывод

    Таким образом, действующий механизм закупочной деятельности защищает интересы не только заказчиков, но и участников. Злоупотребления в этой сфере обходятся дорого. Даже незначительная задержка в исполнении обязательств оборачивается серьезными финансовыми санкциями. Суды подходят к разрешению конфликтов предельно внимательно и объективно.

    Дата: 31.01.2018

    В самом конце 2017 г. был принят новый федеральный закон, который внес изменения в правила закупок, осуществляемых в рамках 223-ФЗ — Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данные изменения, большинство из которых вступят в силу со второго полугодия 2018 г., можно в целом охарактеризовать как продолжение тренда по «закручиванию гаек» и постепенному ограничению свободы заказчиков в установлении собственных правил закупок в своих положениях о закупках. Рассмотрим эти изменения с точки зрения их последствий для участников закупок.

    1) Закреплен определенный перечень применяемых заказчиками способов закупки, которые считаются торгами.

    В положении о закупке заказчика должны предусматриваться конкурентные и неконкурентные закупки, при этом к конкурентным закупкам относятся торги — конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений); а также иные способы конкурентных закупок, предусмотренные положением о закупке. Таким образом, все перечисленные в 223-ФЗ конкретные способы конкурентных закупок (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений) сейчас в контексте 223-ФЗ будут считаться торгами, поскольку в соответствии с гражданским законодательством торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом 1 . И важным последствием здесь будет являться то, что не только к конкурсу и аукциону, но и к запросу котировок, и запросу предложений должны будут применяться требования, установленные в целом по отношению к торгам в гражданском законодательстве. Например, к такому требованию относится норма о том, что участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов (если торги не состоялись, задаток подлежит возврату; задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их); при заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору; обязательства участников торгов по заключению договора по результатам торгов могут обеспечиваться независимой (банковской) гарантией 2 . Поэтому если сейчас заказчики обязаны требовать от участников закупок обеспечение заявок только в случае проведения конкурса или аукциона, то сейчас они по букве гражданского законодательства должны будут делать это и при проведении запроса предложений или запроса котировок. Вместе с тем, из этого правила в самом 223-ФЗ будут предусмотрены исключения — см. ниже.

    Данное изменение вступает в силу с 01.07.2018.

    2) Определяются единые требования к проведению конкурентных закупок.

    Теперь в своих положениях о закупке заказчики при установлении правил применения того или иного способа конкурентной закупки должны будут учитывать условия, установленные в самом 223-ФЗ. К таким значимым для участников закупки условиям относятся:

    1. Участник конкурентной закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, при этом в течение 3 рабочих дней с даты поступления такого запроса заказчик должен осуществить разъяснение положений документации о конкурентной закупке и разместить их в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил указанный запрос. Но заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если запрос поступил позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
    2. Заказчик имеет право отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) только до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, при этом решение об отмене должно размещаться в ЕИС в день принятия этого решения. По истечении указанного срока и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством 3 . Отметим, что эта новация призвана положить конец относительной «вольнице» заказчиков с определением правил отказа от закупки ().
    3. Участник конкурентной закупки вправе подать только одну заявку на участие в такой закупке в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до предусмотренных документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, при этом участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок. Заявка на участие в такой закупке является измененной или отозванной, если изменение осуществлено или уведомление об отзыве заявки получено заказчиком до истечения срока подачи заявок на участие в закупке.
    4. Договор по результатам конкурентной закупки должен заключаться не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам закупки.
    5. Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика). Следует отметить, что установление требования об обеспечении заявки в 223-ФЗ называется правом заказчика, но в соответствии с гражданским законодательством при применении указанных в 223-ФЗ конкурентных способов закупки, являющихся торгами, это является его обязанностью (см. выше). Более того, согласно рассматриваемым новациям в 223-ФЗ заказчик не должен устанавливать требование обеспечения заявок на участие в закупке, если НМЦД не превышает 5 млн. руб., а в случае такого превышения заказчик вправе требовать обеспечение заявок в размере не более 5 % НМЦД. Случаи, когда обеспечение заявки не возвращаются участнику закупки, сейчас тоже будут определены в самом 223-ФЗ — это, во-первых, случай, когда победитель уклоняется или отказывается заключить договор, а во-вторых, случай, когда победитель не предоставляет или предоставляет с нарушением установленных условий до заключения договора заказчику обеспечение исполнения договора (если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).
    6. Отдельно определен подробный порядок осуществления конкурентной закупки в электронной форме. Например, не допускается проведение переговоров заказчика с оператором электронной площадки и оператора электронной площадки с участником конкурентной закупки в электронной форме в случае, если в результате этих переговоров создаются преимущественные условия для участия в закупке и (или) условия для разглашения конфиденциальной информации; участник конкурентной закупки в электронной форме вправе отозвать свою заявку либо внести в нее изменения не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направив об этом уведомление оператору электронной площадки; и т.д. Отметим, что любые конкурентные закупки должны будут осуществляться в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (за исключением закупок, участниками которых являются только субъекты МСП — см. ниже).

    3) Конкурентные закупки, участниками которых в соответствии с 223-ФЗ могут быть только субъекты МСП 4 , будут осуществляться исключительно в электронной форме.

    Установлены отдельные подробные правила осуществления таких закупок. Например, они могут осуществляться только такими способами как конкурс в электронной форме, аукцион в электронной форме, запрос котировок в электронной форме или запрос предложений в электронной форме; в качестве обеспечения заявки в такой закупке могут использоваться не только денежные средства, но и банковская гарантия; эти закупки должны проводиться только на электронных площадках, функционирующих в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными 44-ФЗ и рядом дополнительных требований по 223-ФЗ; и т.д.

    Данная норма появляется в 223-ФЗ с 01.01.2018, хотя при закупках она должна применяться не позднее, чем с 01.01.2019 (см. ниже).

    4) Изменяются правила продления срока подачи заявок при внесении изменений в извещение или документацию о закупке.

    В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в ЕИС указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

    Данная норма появляется в 223-ФЗ с 01.01.2018, хотя при закупках она должна применяться не позднее, чем с 01.01.2019 (см. ниже).

    5) Изменены и добавлены нормы обжалования участником закупки действий (бездействия) заказчика и оператора электронной площадки в ФАС.

    Теперь в числе прочего такое обжалование применительно к интересам участников закупок может осуществляться в следующих случаях:

    1. Осуществление заказчиком закупки с нарушением требований 223-ФЗ и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке этого заказчика.
    2. Предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

    Эти изменения уже вступили в силу с 01.01.2018. Кроме того, с 01.07.2018, когда в силу вступят дополнения в 223-ФЗ, регламентирующие порядок проведения конкурентных закупок на электронных площадках (см. выше), участники закупок также получат право обжаловать в ФАС нарушение оператором электронной площадки данного порядка.

    Кроме того, уже с 01.01.2018 действует новое правило, согласно которому в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

    Напомним, что обжалование действий заказчиков также регламентируется федеральным законодательством о защите конкуренции.

    6) Предусмотрено применение типовых положений о закупке.

    Государственные органы и органы местного самоуправления, являющиеся учредителями государственных автономных и бюджетных учреждений, а также собственниками имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий приобрели право устанавливать типовые положения о закупке для своих подведомственных учреждений и предприятий. Следует отметить, что такая практика существовала и раньше 6 . Вероятным последствием для участников закупок, осуществляемых данными заказчиками, является то, что скорее всего в этих типовых положениях будет значительно сокращен перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Например, в г. Новосибирске 6 в таком типовом положении установлено, что прямая закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в случаях, предусмотренных для таких закупок в 44-ФЗ — иными словами, номенклатура этих случаев строго соотнесена с соответствующими нормами федерального законодательства о контрактной системе.

    7) Предусмотрено право юридических лиц создавать корпоративные информационные системы в сфере закупок.

    Отметим, что практика функционирования таких систем существовала и ранее 7 . Новыми правилами установлено, что эти системы должны обеспечивать взаимодействие с ЕИС, при этом в случае, если информация о конкурентной закупке, размещенная в корпоративных информационных системах не соответствует информации об этой закупке, размещенной в ЕИС, приоритет имеет информация, размещенная в ЕИС.

    Данное изменение уже вступило в силу с 01.01.2018.

    Как мы видим, новаций в 223-ФЗ достаточно много. Но для начала применения заказчиками новаций, вступающих в силу с 01.07.208, предусмотрен определенный переходный период. Положения о закупке должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями 223-ФЗ, утверждены и размещены в ЕИС заказчиками не позднее 01.01.2019, при этом закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС до даты размещения новой редакции положения о закупке, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения 8 .

    1 Ч. 4 ст. 447 ГК РФ.

    2 Ч. 5 ст. 448 ГК РФ.

    3 См. ч. 3 ст. 401 ГК РФ и п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».

    4 Пп. «б.» п. 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352.

    5 Ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

    6 См., например, Постановление мэрии города Новосибирска от 05.12.2013 № 11420 «Об утверждении Типового положения о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».