Юхневич леонид александрович смерть отца. Интернет-интервью с л.а. юхневичем, руководителем фгбу "информационно-аналитический центр поддержки гас "правосудие": "информатизация судебной системы: первоочередные задачи и перспективы развития". Генеральный ди

Не каждый россиянин знает, что получив так называемый новый биопаспорт он держит в руках документ, на электронной части которого записана лишь его фотография и ФИО. А где же отпечатки пальцев, сетчатка глаза и т.п? Основной оператор бывшего Мининформсвязи по изготовлению паспортов нового поколения ФГУП НИИ Восход просто не сделал этого.

Проект по созданию «системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения» был начат в 2005 году в соответствие с распоряжением Правительства Финансирование проходило через Минсвязи, Федеральную Миграционную Службу, МВД, МИД, Минобороны и др. Общая сумма расходов всех ведомств на проект с 2005 по конец 2008 года составила почти 6,4 млрд. рублей. При этом на основного разработчика Минсвязи пришлось 4,7 млрд. рублей. ФГУП НИИ «Восход» получил подрядов на сумму около 3 млрд. рублей, что составляет около 50% общего бюджета программы по биопаспортам и 65% бюджета Минсвязи. В числе выигранных конкурсов:

Конкурс на создание паспортов нового поколения с биометрическими данными 2005 г - 736 млн. рублей;

Создание центра управления системой и на закупку и отладку оборудования для изготовления био-паспортов 2007 г. - 2 млрд. рублей;

Обеспечение функционирования и технической поддержки межведомственных сегментов государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения - 36 млн. рублей;

Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) в рамках развития государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения - 114 млн. рублей;

Из этого однако не следует, что победитель выявлялся в результате реального конкурса. Например, один из подрядов на 2 млрд. рублей был выигран ФГУП НИИ «Восход» на безальтернативной основе. 31.10.2007 Коммерсант - «Биопаспорт создают без посторонних» .

Бессменным партнером ФГУП НИИ Восход по конкурсам являлась компания «УСП Компьюлинк». Что неудивительно. Директор «Восхода» Леонид Юхневич до 2003 г. был управляющим «Компьюлинк» (затем группы компаний), и, по имеющейся информации, остается ее «теневым» акционером и в настоящее время, просто переписав акции на жену. Одновременно одна из компаний группы УСП «Компьюлинк» арендует площади у ФГУП НИИ «Восход» и работает с ним в одном здании. По данному факту депутаты государственной думы направили по признакам нарушений Федерального Закона «О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ» 161-ФЗ с просьбой принять надлежащие меры по меры по устранению создавшейся ситуации.

По экспертным оценкам, «Компьюлинк» получал до 20% от суммы каждого конкурса, выигранного «Восходом».

К концу 2008 года по направлению создания новых био-паспортов ФГУП НИИ «Восход» практически имел монополию на все разработки. Победы в конкурсах доставались ему по сути автоматически. По факту признаков нарушения законодательства Федеральным агентством по информационным технологиям («Росинформтехнологии») в ходе размещения государственного заказа в части необоснованного систематического завышения начальных цен государственных контрактов и ограничения конкуренции в ходе процедур размещения заказа также был направлен с просьбой принять адекватные меры по устранению создавшейся ситуации.

При этом действующий заместитель «Росинформтехнологии», председатель аукционной комиссии Караваешников Е.К. с 2003 по 2005 год работал первым заместителем директора Федерального государственного унитарного предприятия НИИ «Восход».

Собственно, круг замкнулся. Имеем организованное сообщество для распила бюджетных средств.

А в итоге, оплатив липовые биопаспорта, не соответствующие международным стандартам россиянам придется приобретать дополнительно специальные биометрические визы в консульских отделах европейских посольств.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» было образовано в конце мая 2011 года в соответствии с распоряжением правительства. Новая структура будет курировать работу государственной автоматизированной системы (ГАС) «Правосудие», обеспечивать поддержку ее пользователей, хранить и обрабатывать судебную информацию, в том числе создавать электронные архивы судебных дел и заниматься интеграцией информационных ресурсов и данных судебной статистики. По сути, структура должна создать единую базу судебных дел судов общей юрисдикции.

По данным РБК daily, 1 июня 2012 года приказом главы Судебного департамента при Верховном суде Александра Гусева центр возглавил Леонид Юхневич. Именно он последние годы был главным конструктором системы ГАС «Правосудие». Еще при предыдущем министре связи Леониде Реймане Юхневич получил должность главы ФГУП «НИИ «Восход» - предприятия, ставшего главным разработчиком ГАС «Выборы», ГАС «Правосудие» и системы биопаспортов. В 2010 году в результате конфликта руководства НИИ с Минкомсвязи, которым тогда руководил Игорь Щеголев, Леонид Юхневич был вынужден покинуть пост главы ФГУП.

ФГУП НИИ «Восход» считал приказ об отставке Леонида Юхневича безосновательным. По словам представителей института, он нарушал 234 постановление Правительства РФ от 16 марта 2000 г., предписывающее уведомлять об аттестации за 30 дней до проведения аттестации, а также Трудовой кодекс РФ, запрещающий увольнение сотрудников, находящихся на больничном. С таким заявлением выступил НИИ после того, как министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев подписал приказ об увольнении Юхневича с должности директора НИИ.

В документе об образовании новой структуры под руководством Леонида Юхневича значится, что для деятельности учреждения предполагается создание центрального подразделения в Москве и образование региональных подразделений во всех субъектах РФ. Общая численность работников учреждения совместно с филиалами может составить 1778 единиц. Сам г-н Юхневич пояснил РБК daily, что под его руководством создаваемое учреждение займется поддержкой уже созданной ГАС «Правосудие», а также созданием единого центра обработки данных, обслуживающего региональные судебные инстанции, введением механизма использования электронно-цифровой подписи в судебном документообороте и т.д.

Образование - Высшая Школа КГБ. Работал в компании УСП Компьюлинк 8 лет - с момента ее основания. Семейное положение - Женат. Имеет двоих детей.

Среди громких арестов последнего времени обращает на себя внимание новый и важный тренд — антикоррупционная кампания затронула, наконец, и судебную систему. Не судей, разумеется, которые в силу своей особой роли имеют иммунитет от уголовного преследования, а тех, кто обычно не находится на виду, но часто влияет на систему не меньше, чем сами люди в мантиях.

В апреле в Москве были арестованы бывший замглавы Судебного департамента Москвы Игорь Кудрявцев, экс-руководитель управления Судебного департамента при Верховном суде РФ по Москве Вячеслав Липезин и его заместитель Любовь Лопатина. По версии следствия, они похитили более 315 миллионов рублей, заключая фиктивные договоры на оплату труда переводчиков с ООО «Рабикон» (его гендиректор Умар Заробеков также проходит по делу).

Еще раз: главное в этой истории не масштаб предполагаемого хищения, которым сейчас никого не удивишь, а то, что неформальное табу для правоохранителей — не трогать «судейских» — было снято, и это, определенно, политическое решение.

Офшор для своих

Отметим, что некоторое время назад руки оказались развязаны еще у одного ведомства, которое долго не могло подступиться к проверке работы судейской корпорации, — Счетной палаты. Аудитор Сергей Мовчан в конце прошлого года завершил проверку ГБУ «Государственная автоматизированная система (ГАС) «Правосудие», входящего в структуру судебного департамента при Верховном суде РФ. Учреждение узкопрофильное, занимается исключительно функционированием и развитием системы ГАС «Правосудие», которая должна обеспечивать всех граждан России наиболее полной и доступной информацией обо всем, что происходит в судах. Но, в отличие от родной сестры ГАС «Выборы» или тем более от легендарного уже сайта госзакупок, ГАС «Правосудие» мало известна широкой публике. Да что там, поиск оцифрованной информации о деятельности судов общей юрисдикции представляет собой квест даже для специалистов.

Аудиторы Счетной палаты обратили внимание на тот факт, что, по данным опроса, проведенного ВЦИОМом среди представителей юридического сообщества, собственно портал ГАС «Правосудие» был оценен в 0,32 балла из 1 возможного. Оценка всех сайтов судов общей юрисдикции, по данным опроса их посетителей, с 2011 по 2014 год упала с 3,3 до 2,7 балла по пятибалльной шкале. То есть ГАС «Правосудие» еле дотягивает до «тройки», и год от года ситуация ухудшается.

Может, государство на этой программе экономит? Ничего подобного. Как следует из отчета Счетной палаты, на развитие ГАС «Правосудие» в 2013 году было потрачено около 3,3 млрд рублей, притом что изначально планировалось выделить около 2 млрд. Еще более красноречивы цифры за 2014 год: при плановых затратах в те же 2 млрд реальные расходы превысили 4 млрд рублей. При этом аудиторы отмечают, что более 90% «дополнительных расходов» ушли на «техническое обеспечение функционирования системы» и только 3,5% — «на обеспечение доступа граждан, организаций и органов власти к информации о деятельности судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента».

При этом СП насторожил тот факт, что львиная доля работ по «техническому обеспечению функционирования», столь щедро оплаченных из бюджета, выполнялась не силами учреждения, а многочисленными подрядчиками. Особое внимание на себя обращает ООО «Орбита-сервис», которое «фактически выполняло в 2013 году функции головной организации (интегратора услуг) по поддержке ГАС «Правосудие». То есть, по мнению аудиторов, государственные функции (и сопутствующие им бюджетные потоки) были фактически «приватизированы» частной компанией.

И это, разумеется, далеко не единственный подрядчик, с которым заключал контракты руководитель ГБУ «ГАС «Правосудие» Леонид Юхневич. Аудиторы Счетной палаты отмечают, что в их числе были и фирмы, принадлежащие иностранным владельцам. А иногда не просто иностранным, но прямо офшорным, в формально-юридическом понимании этого термина: «Совладельцем ООО «ДЕПО Электроникс», например, является общество с ограниченной ответственностью «Нексен Сейлз Лимитед». Местонахождение: Киссак корт, 29, парламент Стрит, Остров Мэн — офшорная зона в соответствии с приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н»). Право слово, некому больше было поставить оргтехнику для нужд отечественной судебной системы.

Аудиторы СП приходят к неутешительным выводам: «Наличие иностранного контрагента в договорных отношениях с Учреждением создает риски несанкционированного доступа в закрытый контур ГАС «Правосудие». <…> Для такого рода работ необходимо иметь доступ к ключам (паролям) программных изделий, на основе которых функционирует ГАС «Правосудие».

Может, Леонид Юхневич и не предполагал, что имеет дело с офшорками? Как минимум в одном из случаев, проанализированных аудиторами, такую возможность приходится исключить. «С учетом иерархии владения кипрская компания «Ауграториум Энтерпрайз Лимитед» владеет долей 97,52% уставного капитала ООО «Инетрион». <…> С момента создания ООО «Интерион» (с 11 апреля 2011 года) в течение двух недель его генеральным директором являлся Юхневич Леонид Александрович». В 2014 году Юхневич, уже будучи госслужащим, заключил со своей бывшей конторой четыре контракта на общую сумму почти 18 миллионов рублей. Эта ситуация, как корректно формулируют аудиторы СП, «создает коррупционные риски и риски неэффективных расходов федерального бюджета».

Генеральный директор Гусев

Впрочем, на то и Счетная палата, чтобы находить «грешки», неминуемо соблазняющие причастных к освоению бюджетных потоков. Важно, как руководство реагирует на отдельные аспекты, выявленные в деятельности подчиненных. Информационные письма по итогам проверки Счетной палаты были направлены генпрокурору, в администрацию президента и генеральному директору Судебного департамента при Верховном суде Александру Гусеву. Прокурорское реагирование — процесс небыстрый, а вот Гусев — непосредственный работодатель Леонида Юхневича. Юхневич, кстати, перешел на руководящую должность в ГБУ «ГАС «Правосудие» после того, как в 2010 году со скандалом — потребовался приказ министра связи — был уволен с поста директора ФГУП «НИИ «Восход». А в этом закрытом НИИ выпускник Высшей школы КГБ занимался, по совпадению, разработкой ГАС «Правосудие». ФГБУ «ГАС «Правосудие», кстати, было создано в мае 2011 года и год будто бы ожидало прихода в кресло директора Леонида Юхневича. Так что Гусев, очевидно, несет прямую ответственность за это кадровое решение.

Кстати, именно в 2012 году начался процесс объединения Верховного и Высшего арбитражного судов, который помимо политического имеет скрытый от публики, но крайне важный административно-финансовый аспект. До реформы в арбитражном суде существовала децентрализованная система. Каждый суд писал запрос на финансирование текущей деятельности, утверждал у руководства и получал подотчетный бюджет. И это полностью соответствовало принципу независимости судебной власти.

В судах же общей юрисдикции за все отвечал именно Судебный департамент, должность генерального директора которого с 1998 года, то есть с момента создания, неизменно занимает Александр Гусев. О роли этого ведомства публике известно мало. Но важно понимать, что Судебный департамент существует не в структуре Верховного суда, а при нем. То есть Гусев — не подчиненный председателя ВС, а вполне самостоятельная фигура.

При нем была создана, устоялась и была отшлифована система, при которой каждый платеж, каждый рубль необходимо каждый раз согласовывать с Судебным департаментом. То есть Гусев был и остается человеком, от которого в реальности зависит материальное благополучие судей по всей стране. Назначает их президент, а кормит, по факту, Гусев. Теперь это касается и системы арбитражных судов, которые, по общему мнению, в последние годы, до объединения, демонстрировали куда большую эффективность, прозрачность и независимость, чем суды общей юрисдикции. Получается весьма оригинальная ситуация: независимость судебной системы по Конституции гарантирует президент, а вот реальное наполнение этой нормы зависит во многом от чиновника, фамилия которого вне судебного сообщества мало кому известна.

Недавно первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что единственная структурная реформа, которую можно провести в условиях экономического кризиса и санкций, — это создание независимых судов. Можно долго говорить о роли «телефонного права», но оно неизбежно возникает там, где есть централизованная система, тем более во главе с несменяемым непубличным руководителем. Так что первым шагом «структурной реформы», очевидно, должна стать комплексная проверка. Не одного только учреждения ГАС «Правосудие», а всей деятельности Судебного департамента и его генерального директора.

3 августа 2015 года состоялось интервью с руководителем Федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" Леонидом Александровичем Юхневичем, который ответил на вопросы корреспондента компании "КонсультантПлюс" о перспективах развития и дальнейшего совершенствования различных сервисов электронного правосудия и информационных ресурсов судебной системы в нашей стране.

КонсультантПлюс: Леонид Александрович, без малого 10 лет назад началось внедрение Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" (ГАС "Правосудие") в деятельность судебных органов власти. Была проведена масштабная работа по информатизации системы федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей и органов судейского сообщества. В настоящее время началась работа над техническим проектом модернизации и дальнейшего развития ГАС "Правосудие". Расскажите, пожалуйста, какие новые функциональные возможности системы планируется реализовать и в какие сроки?

Юхневич Леонид Александрович: Необходимость модернизации ГАС "Правосудие" связана с новыми требованиями, которые предъявляются к судебной системе в связи со стремительным развитием информационных технологий и информационного общества в нашей стране. И в первую очередь это относится к электронному правосудию.

Изначально создаваемая для автоматизации работы судей, аппаратов судов и работы официальных интернет-сайтов система не предусматривала функционирование на своей платформе электронных сервисов для граждан и организаций, а также для ведомств, нуждающихся в информации от судебной системы. Хотя уже тогда уровень развития информационных технологий позволял предположить будущее расширение функционала ГАС "Правосудие". Перечень работ был настолько велик, что круг задач был сужен сознательно.

Постоянное развитие системы не прекращалось с момента введения ее в эксплуатацию. Однако расширение предназначения системы, в том числе включение в круг ее будущих пользователей граждан, организаций, органов власти и профессионального сообщества адвокатов, предопределили, что преобразование ГАС "Правосудие" выходит за рамки текущего развития и должно быть проведено в рамках масштабного проекта модернизации. Судебная реформа, объединившая структуры федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, также оказала огромное влияние на дальнейшие планы развития ГАС "Правосудие".

На данный момент основным документом, определяющим стратегию внедрения информационных технологий в деятельность судов и их взаимодействие с обществом, является Концепция развития информатизации судов до 2020 года, утвержденная постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 439. Концепция определяет основные положения для планирования мероприятий и работ по внедрению электронного правосудия в едином информационном пространстве судов общей юрисдикции, арбитражных судов и участков мировых судей в рамках развития ГАС "Правосудие".

Внедрение сервисов электронного правосудия − это основное практическое направление реализации Концепции.

Вместе с тем понятие "электронное правосудие" не закреплено законодательно, из-за чего в СМИ и обществе его часто используют неоднозначно. Например, несправедливо сужают его до возможности подачи документов в суд или выдачи судебных актов в виде электронного документа, то есть до одного из его элементов. Неудивительно, что при таком подходе популярно мнение, что в России нет даже зачатков электронного правосудия.

Мы же в вопросе толкования понятия электронного правосудия опираемся на Концепцию развития информатизации судов и понимаем под ним способы и формы осуществления судами процессуальных действий с использованием информационных технологий, включая их взаимодействие с физическими и юридическими лицами в электронном виде.

К слову, одно из положений Концепции направлено как раз на то, чтобы законодательно закрепить понятие "электронное правосудие", а также правовой статус ГАС "Правосудие" и реализуемых ей сервисов электронного правосудия.

Хотя отдельные сервисы могут быть введены и уже вводятся в работу и без полной модернизации ГАС "Правосудие", введение их исчерпывающего перечня возможно только на базе модернизированной системы. Но уже сегодня отдельные элементы электронного правосудия функционируют в федеральных арбитражных судах и судах общей юрисдикции. Функционирует СМС-оповещение участников процесса в большинстве судов страны, архивы постепенно переводятся в электронный вид, суды по решению председателя применяют видео-конференц-связь и аудио-, видеофиксацию.

Поэтапное внедрение всех остальных сервисов электронного правосудия, требующих модернизации ГАС "Правосудие", начнётся с 2017 года.

КонсультантПлюс: Среди приоритетных задач, стоящих перед Вашим учреждением, особое место занимает необходимость объединения автоматизированных систем арбитражных судов и ГАС "Правосудие" в единое информационное пространство. Какие сервисы, объединяющие информационные ресурсы арбитражных судов и судов общей юрисдикции, станут доступны для граждан одними из первых?

Леонид Александрович: Необходимо отметить, что работы по формированию единого информационного пространства судов общей юрисдикции и участков мировых судей стартовали еще в 2008 году с внедрением в работу программного изделия для автоматизации работы мировых судей и сайтов участков мировых судей.

Как Вы знаете, изменения в законодательстве привели к необходимости корректировки мероприятий по информатизации судов в части формирования единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей с учетом интеграции автоматизированных систем арбитражных судов в Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Правосудие". Концепция развития информатизации судов до 2020 года, утверждённая 19 февраля 2015 года предусматривает формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировых судей.

Формирование единого информационного пространства подразумевает комплекс мероприятий по обеспечению информационного взаимодействия Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей и органов Судебного департамента по созданию совокупности баз данных и банков данных, созданию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных систем, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

Наибольший общественный интерес вызывает один из самых востребованных сервисов, связанных с работой судебной системы, - объединённая картотека судебных дел. Концепцией информатизации судов до 2020 года предусмотрено учесть имеющийся опыт федеральных арбитражных судов по использованию Картотеки арбитражных дел при внедрении сервисов электронного правосудия в судах общей юрисдикции. Картотека арбитражных дел была создана по заданию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации приобрел лицензию на использование сервисов Картотеки арбитражных дел на пять лет у её разработчика в 2012 году. В начале 2015 года стартовали работы по объединению Картотеки арбитражных дел и Банка судебных решений судов общей юрисдикции, итогом чего станет объединённая картотека судебных дел.

В перспективе планируется запустить и другие сервисы, задействующие информационные ресурсы арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

КонсультантПлюс: 14 мая 2015 года из зала Белгородского областного суда состоялась первая тестовая для судов общей юрисдикции интернет-трансляция судебного заседания. Каковы дальнейшие планы по обеспечению судов необходимыми техническими средствами для проведения таких трансляций и их повсеместному проведению?

Леонид Александрович: Техническое решение организации интернет-трансляций судебных заседаний готово. Но законодательных норм, регламентирующих это направление деятельности судов, сегодня не существует.

На данный момент специальным оборудованием для трансляций оснащены два суда общей юрисдикции (Белгородский областной суд и Октябрьский районный суд города Белгорода) и двадцать один арбитражных апелляционных суда (включая десять арбитражных судов округов).

Оборудование, поставленное в опытную зону, используется: на официальном интернет-сайте Белгородского областного суда регулярно проводятся трансляции судебных заседаний.

Государственным заданием на 2015 год предусмотрена закупка и установка 180 комплектов оборудования для интернет-трансляции судебных заседания в федеральные арбитражные суды на средства, заложенные в бюджет Федеральной целевой программы развития судебной системы на 2013-2020 годы на информатизацию арбитражных судов. Дальнейшее оснащение судов комплексами для интернет-трансляции будет проходить в соответствии с Государственным заданием, регламентирующим деятельность ФГБУ ИАЦ Судебного департамента, и на выделяемые на данную работу бюджетные средства.

КонсультантПлюс: Леонид Александрович, насколько телекоммуникационная инфраструктура судов, в первую очередь в регионах, готова к увеличению нагрузки на существующие сети передачи данных? В каких объемах планируется развивать дополнительные широкополосные каналы связи? Как будут предотвращаться риски, связанные с возможностью утечки конфиденциальной информации, передаваемой посредством ТКС?

Леонид Александрович: В настоящее время все федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды объединены в единую закрытую телекоммуникационную сеть ГАС "Правосудие" (IP VPN) c топологией сети передачи данных "каждый-с-каждым". Это более 3 000 объектов автоматизации.

Вместе с тем, учитывая полномасштабное оснащение федеральных судов общей юрисдикции комплектами видео-конференц-связи и, соответственно, проведение сеансов видео-конференц-связи, формирование и постоянную актуализацию единых баз данных по судимости (обезличенных и необезличенных), единого банка судебных решений (подвергшихся и не подвергшихся процедуре деперсонификации), в 2015 году общая емкость ведомственной сети ГАС "Правосудие" увеличена в 2,25 раза и составляет 10,1 Гбит/с. Для большей части районных (городских) и гарнизонных военных судов произведено увеличение скорости до гарантированных 2 Мбит/с. Данное увеличение скорости позволило не только решить указанные выше задачи, но и модернизировать сеть за счет перехода, во многих случаях, на волоконно-оптические линии связи.

Развитие ведомственной сети ГАС "Правосудие" будет направлено на выполнение задач Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы", Федерального закона N 262-ФЗ от 22.12.2008 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", а также задач сбора и консолидации единых баз данных.

Проект модернизации ГАС "Правосудие" затрагивает и системы обеспечения безопасности. Системы безопасности информации будут модернизированы и приведены в соответствие с современными требованиями Федеральной службы безопасности и Федеральной службы технического и экспертного контроля Российской Федерации.

КонсультантПлюс: В настоящее время готовятся изменения в законодательство, касающиеся применения электронных документов в деятельности органов судебной власти. Благодаря этим изменениям в виде электронного документа в суд могут быть направлены ходатайство, заявление, жалоба, представление и письменные доказательства через портал госуслуг. Почему для внедрения этого элемента электронного правосудия была выбрана площадка электронного правительства?

Леонид Александрович: Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и ФГБУ ИАЦ Судебного департамента сочли возможным использовать уже существующие решения информационно-телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства для внедрения данного элемента электронного правосудия.

Использование Единого портала государственных услуг облегчает подачу документов в суд. Граждане получат возможность обращаться в суд через интернет, пройдя идентификацию только на ЕПГУ − без регистрации на портале ГАС "Правосудие".

Единая система идентификации и аутентификации с возможностью проверки подлинности участников судопроизводства, существующая на портале госуслуг, значительно упрощает техническое воплощение возможности подачи документов в суд.

Также планируется задействовать сервис информационно-платежного шлюза для реализации возможности оплаты госпошлины через электронные платежные системы и государственную электронную почтовую систему для дистанционного отслеживания этапов рассмотрения дела и автоматического уведомления сторон об изменении статуса рассмотрения судебного дела.

Применение готовых решений Минкомсвязи, реализованных на Едином портале государственных услуг, позволит существенно снизить затраты и сократить сроки внедрения сервисов электронного правосудия. Мероприятия по реализации этого проекта будут проводиться поэтапно начиная с 2016 года.

КонсультантПлюс: Леонид Александрович, мы благодарим Вас за интересные и содержательные ответы.

Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой
Фото - А. Галецкий