Возникновение прекращение деятельности юридического лица. Возникновение и прекращение юридических лиц. Виды ликвидации юридического лица

Порядок образования юридических лиц осуществляется в соответствии с действующим гражданским законодательством и состоит из нескольких этапов.
Вынесение решения о создании соответствующей организации зависит от способа образования юридических лиц. В некоторых случаях для создания юридических лиц требуется специальное предписание компетентного органа, поэтому они возникают в распорядительном порядке, например при создании государственного и муниципального унитарного предприятия на основании решения уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
В основе добровольного порядка возникновения юридических лиц лежит решение, принятое коллективом будущих членов создаваемой организации, которое должно быть представлено в определенный государственный орган, и после этого могут быть предприняты дальнейшие шаги по созданию юридического лица. Добровольный порядок образования юридических лиц дифференцируется на две правовые группы: разрешительный и нормативно-явочный.
При разрешительном порядке решение учредителей о создании юридического лица вступает в силу после того, как оно будет санкционировано управомоченным на то органом. Например, решение граждан, желающих образовать гаражно-строительный кооператив, утверждается администрацией района, и в этом случае компетентный орган учитывает не только соблюдение учредителями предписаний закона, но и соображения целесообразности. Для создания объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций) необходимо получить предварительное согласие федерального антимонопольного органа.
При нормативно-явочном порядке образования юридического лица решение учредителей не нуждается в чьем-либо утверждении, а соответствующий орган ограничивается проверкой соблюдения учредителями тех содержащихся в законе требований, которым должна удовлетворять создаваемая организация.
После того как решение о создании юридического лица принято в установленном порядке, разрабатываются устав и другие учредительные документы, назначаются или избираются органы и формируется имущественная база.
Утверждение устава и заключение учредительного договора является важнейшим этапом в создании юридического лица. В учредительном договоре учредители определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности, условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, вопросы управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей из его состава.
Правовое значение устава юридического лица состоит в следующем:
1) в уставе некоммерческой организации и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций, должны быть определены пределы и цели деятельности юридического лица;
2) устав очерчивает структуру юридического лица и указывает его органы, а также указывает форму имущественной обособленности юридического лица (оперативное управление, полное хозяйственное ведение и т.д.).
Последней, завершающей, стадией в процедуре создания юридического лица является его государственная регистрация, которая осуществляется территориальными отделами Министерства по налогам и сборам РФ. Для регистрации юридического лица в соответствующий орган представляются: заявление, устав предприятия или организации, утвержденный в установленном порядке, решение о создании (распоряжение, в надлежащих случаях согласие собственника имущества или его органа, учредительный договор и т.п.), свидетельство об оплате государственной пошлины, справка о юридическом адресе, согласование его наименования. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Нарушение установленного порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица, который может быть обжалован в судебном порядке. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается.
Деятельность юридического лица прекращается посредством его реорганизации или ликвидации. Реорганизация юридического лица ведет к прекращению самостоятельного существования организации без полной ликвидации ее дел и имущества. Реорганизация осуществляется путем разделения предприятия или организации и создания на их основе нескольких юридических лиц; слияния нескольких юридических лиц в одно; присоединения одного юридического лица к другому; преобразования одного юридического лица в другое (например, на базе государственного предприятия создается акционерное общество); выделения из состава предприятия одного или нескольких юридических лиц.
Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо принудительно по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда в форме его разделения или выделения в случаях, прямо определенных в законе.
В частности, в соответствии с Законом РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"*(25) в случае, когда хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, осуществляют монополистическую деятельность или их действия приводят к существенному ограничению конкуренции, Антимонопольный комитет РФ вправе принять решение о принудительном разделении. Данное решение может быть принято при наличии возможностей для организационного или территориального обособления предприятий, их структурных подразделений или разграничения сфер деятельности и подлежит исполнению в срок не менее 6 месяцев. В случае, если предписание антимонопольного комитета о разделении хозяйственных органов не будет исполнено в установленный срок, этот государственный орган получает право обратиться в арбитражный суд с соответствующим иском к юридическому лицу. Если суд сочтет иск обоснованным, он назначает внешнего управляющего и поручает ему осуществить реорганизацию. С момента назначения к внешнему управляющему переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, и основная обязанность заключается в совершении действий по реорганизации, в частности составление разделительного баланса и передача его на утверждение арбитражному суду вместе с учредительными документами, а также решение других вопросов, возникающих в ходе реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов будет служить основанием для государственной регистрации этих юридических лиц (ст. 57 ГК РФ).
Участие уполномоченных государственных органов в процессе реорганизации проявляется и в согласовании на реорганизацию в форме слияния, присоединения и преобразования юридического лица, получение которого является обязательным условием такой реорганизации в целях предупреждения доминирующего рыночного положения хозяйствующих субъектов, что представляет собой исключение из общего порядка, установленного ГК РФ.
В интересах кредиторов в ГК РФ включены нормы, позволяющие определить правопреемника реорганизованного юридического лица применительно ко всем формам реорганизации (ст. 58 ГК РФ). При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом, а при присоединении одного юридического лица к другому к последнему на основании передаточного акта переходят все права и обязанности присоединенного юридического лица. В случаях реорганизации в форме разделения либо выделения из состава одного или нескольких юридических лиц права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к вновь возникающим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
Таким образом, во всех случаях реорганизации юридического лица документом, связанным с правопреемством, служит либо передаточный акт, либо разделительный баланс. При этом ГК РФ предъявляет к ним следующие обязательственные требования.
1. Они должны включать в себя положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников.
2. Передаточный акт или разделительный баланс должен быть утвержден учредителями (участниками) юридического лица либо органом, принявшим решение о реорганизации.
Утвержденный передаточный акт (разделительный баланс) вместе с учредительными документами представляется для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
В ГК РФ, в отличие от ранее действовавшего законодательства, включены нормы, обеспечивающие необходимые гарантии прав и законных интересов кредиторов реорганизованного юридического лица, заключающиеся в том, что учредители (участники) юридического лица, а также орган, принимающий в соответствующих случаях решение о реорганизации юридического лица, должны направить всем его кредиторам письменное уведомление о его реорганизации (ст. 60 ГК РФ).
Кредиторы реорганизованного юридического лица наделяются правом потребовать прекращения или долгосрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемое юридическое лицо, а также могут потребовать возместить убытки, вызванные прекращением исполнения соответствующих обязательств. Если кредитором не будет реализовано право на досрочное прекращение либо исполнение должником обязательств, место реорганизованного юридического лица в этом обязательстве займут его правопреемники, определяемые на основании соответствующего передаточного акта или разделительного баланса. В случае, когда разделительный баланс или передаточный акт не дают возможность установить правопреемника реорганизованного юридического лица, все вновь возникшие юридические лица будут нести перед его кредиторами солидарную ответственность по прежним обязательствам.
При реорганизации путем присоединения юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, а в остальных случаях юридическое лицо признается реорганизованным с момента регистрации вновь возникших юридических лиц.

Возникновение юридического лица. Порядок возникновения юридических лиц устанавливается законодательством, регламентирующим деятельность предприятий, организаций или учреждений данного вида. Но если рассматривать данный вопрос в целом, можно выделить несколько способов возникновения юридических лиц.

Распорядительный порядок создания юридического лица действует, когда предприятие, организация или учреждение возникают на основе распоряжения собственника имущества (в большинстве случаев - государственные предприятия и организации). Согласно законодательным актам о предприятиях, предприятие может создаваться по решению собственника (собственников) имущества или органа, уполномоченного собственником.

Разрешительный порядок имеет место, когда для возникновения юридического лица необходимо согласие какого-либо органа, предприятия или организации. Так, при создании малых предприятий посредством выделения из состава действующего предприятия или объединения одного или нескольких структурных подразделений по решению их трудовых коллективов необходимо согласие собственника имущества предприятия (уполномоченного им органа, предприятия, объединения). В этом случае

предприятие или объединение выступает в качестве учредителя малого предприятия*.

Явочно-нормативный порядок возникновения юридических лиц применяется, если для этого не требуется чьего-либо распоряжения или разрешения. Так, в соответствии со ст. 11 Закона о кооперации кооператив организуется по желанию граждан исключительно на добровольных началах. В аналогичном порядке возникают акционерные общества, общественные объединения, религиозные общества, пользующиеся правами юридических лиц.

Договорно-правовой порядок возникновения юридических лиц состоит в том, что юридическое лицо образуется на основании учредительного договора, заключаемого предприятиями, организациями или гражданами. В названном порядке возникают, например, хозяйственные товарищества, ассоциации и концерны, создаваемые юридическими лицами.

В современных условиях все перечисленные способы могут быть сведены к двум: явочно-нормативному (нередко называемому также "регистрационным") , включающему создание юридического лица по решению (распоряжению) собственника или в соответствии с учредительным договором нескольких собственников, и разрешительному. При этом явочно-нормативный становится общим порядком образования юридических лиц, а разрешительный - исключительным (по прямому указанию законодательного акта).

Государственная регистрация юридического лица. Действующим законодательством предусмотрена обязательная государственная регистрация всех без исключения юридических лиц. Предприятие, учреждение, организация или объединение приобретают права юридического лица лишь с момента их регистрации в установленном законом порядке (п. 3 ст. 13 Основ гражданского законодательства). Коммерческие организации по действующему законодательству регистрируются в органах местной администрации районов и городов, что порождает неквалифицированную оценку учредительных документов и злоупотребления. Основы гражданского законодательства, следуя общепринятому в мировой коммерческой практике порядку, предусмотрели их регистрацию в органах юстиции (которыми могут быть территориальные отделы или управления юстиции, нотариальные конторы или даже коммерческие (арбитражные) суды). Представляется, что в будущем гражданское законодательство должно ориентироваться на этот подход. Данные такой регистрации включаются в республиканские реестры юридических лиц, открытые для всеобщего ознакомления.

Необходимость такой регистрации и государственного учета действующих юридических лиц в условиях рыночной экономики имеет важное значение не только для возникновения правоспособности и дееспособности данного юридического лица, но для обеспечения финансового (налогового) контроля за их деятельностью.

Для регистрации юридического лица в соответствующий орган представляются: заявление, устав предприятия или организации, утвержденный в установленном порядке, решение о его создании (распоряжение, в надлежащих случаях - согласие собственника имущества или его органа,

См. п. 4 постановления Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. № 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий".-В: СП СССР. 1990.Отд. 1.№19.Ст. 101.

учредительный договор и т.п.) и иные документы, перечень которых определяется республиканским законодательством (например, законодательство требует представления протокола учредительного собрания при создании акционерного общества).

Некоторые виды юридических лиц регистрируются в специально уполномоченных на то органах государственного управления. Так, средства массовой информации подлежат регистрации в соответствующих министерствах и ведомствах информации и печати, а общественные организации (объединения) регистрируют лишь свои уставы (обычно - в республиканских министерствах юстиции). Коммерческие банки регистрируются в центральном банке республики (одновременно с выдачей лицензии).

Отказ в регистрации организаций возможен только в случаях, когда нарушен установленный законом порядок их создания либо когда представляемые для регистрации учредительные документы не соответствуют требованиям закона. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания данного юридического лица не допускается.

Регистрация юридического лица должна быть проведена в течение 30 дней (в отношении малых предприятий - в двухнедельный срок) с момента подачи заявления и других документов для регистрации. Если соответствующий орган отказал в регистрации юридического лица по мотивам, которые учредитель считает необоснованными, либо не провел регистрацию в установленные законом сроки, заявитель вправе обжаловать это решение в суде, арбитражном суде.

За регистрацию юридического лица учредитель обязан внести плату, размер которой устанавливается законодательством республик. Указанные платежи зачисляются в доход местного бюджета.

Прекращение деятельности юридического лица. Деятельность юридического лица прекращается посредством его реорганизации или ликвидации. Реорганизация юридического лица происходит в случаях разделения предприятия или организации и создания на их основе нескольких юридических лип; слияния нескольких юридических лиц в одно; присоединения одного юридического лица к другому. Во всех этих случаях права и обязанности прекратившего деятельность юридического лица или лиц переходят к созданным на их основе юридическим лицам, т.е. возникает преемство прав и обязанностей. Правопреемство наступает также при преобразовании одного юридического лица в другое, например при создании на базе государственного предприятия арендного предприятия путем сдачи его имущества в долгосрочную аренду арендному коллективу (ст. 1 б Основ законодательства об аренде).

При реорганизации юридического лица должны быть соблюдены все правила, установленные для создания нового юридического лица. Реорганизация юридического лица может быть как добровольной (по решению собственника имущества, учредителя данного юридического лица), так и принудительной*.

* Так, ст.ст. 11 и 19 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предусмотрена возможность принудительного разделения хозяйствующих субъектов в случаях осуществления ими монополистической деятельности и существенного ограничения конкуренции вследствие их доминирующего положения на рынке.

- В: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 199). № 16. Ст. 499.

Реорганизация оформляется составлением передаточного.или. разделительного баланса, фиксирующего передачу или раздел соответствующего имущества.

Ликвидация юридического лица также возможна как в добровольном, так и в принудительном порядке. В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется на основании решения собственника имущества или уполномоченного им органа по причинам нецелесообразности дальнейшей деятельности, выполнения данным юридическим лицом возложенных на него задач и т.п.

В принудительном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано на основании решения суда или арбитражного суда (а кооперативных организаций также по решению исполкома местного Совета (местной администрации), зарегистрировавшего кооператив).

По решению суда или арбитражного суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случаях: признания его банкротом; если принято решение о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения установленных законодательством условий в надлежащий срок, например неосуществление природоохранных мероприятий и т.п.; если решением суда будут признаны недействительными учредительные акты о создании предприятия и в иных слулаях, предусмотренных законодательством.

Ликвидация юридического лица означает прекращение его деятельности при отсутствии какого-либо правопреемства. Удовлетворение претензий кредиторов и распределение оставшегося после этого имущества осуществляет ликвидационная комиссия, образуемая собственником имущества или уполномоченным им органом (а в случае банкротства -конкурсным управляющим). По их решению ликвидация может производиться и органом управления предприятия (например, его директором) . Конкретный порядок ликвидации регулируется законодательством и уставом соответствующей организации (см., например, ст. 17 Основ).

Процесс ликвидации регулируется законодательством о соответствующем виде юридических лиц (см., например, ст.ст. 37, 38 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности"), а также специальными законодательными актами о банкротстве*. Ликвидационная комиссия объявляет в официальной печати по месту нахождения юридического лица о его ликвидации и определяет в соответствии с законом срок ее проведения, а также специальный срок для заявления претензий кредиторов (по общему правилу - не менее двух месяцев с момента объявления о ликвидации). Кроме того, она обязана принять меры по выявлению возможных кредиторов. После удовлетворения претензий кредиторов составляется ликвидационный баланс, который вместе с остатком имущества передается собственнику или органу, назначившему ликвидком. Юридическое лицо считается прекратившимся с момента внесения об этом записи в соответствующий государственный реестр.

При объявлении банкротства (несостоятельности) юридического лица обычно предусматривается определенный период его возможной санации (оздоровления), на который управление имуществом передается специ-

* Закон Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"- Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской федерации. 1993. № 1. Ст. 6.

ально назначенным лицам без согласия собственника. В случае недостижения целей санации наступает следующая стадия - собственно банкротство. В ходе ее осуществления имущество банкрота распределяется между его кредиторами в порядке конкурсного процесса (в ходе которого они "конкурируют" за максимально возможное удовлетворение своих требований) . Условия и последствия признания юридического лица банкротом регулируются специальным законом.

1. Возникновение юридических лиц – это создание юридического лица и его государственная регистрация.Эта процедурасостоит из двух стадий:

Непосредственного создания юридического лица (в узком смысле слова);

Его государственной регистрации, с момента кото­рой юридическое лицо считается созданным.

Существует три основных порядка создания юридических лиц.

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения (решения) собственника имущества или уполномоченного им органа.

Разрешительный порядок характеризуется тем, что инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юридического лица. Компетентный государственный орган или другое юридическое лицо проверяет законность образования данного юридического лица и дает на то соответствующее разрешение.

Наиболее распространен явочно-нормативный порядок создания юриди­ческих лиц: юридическое лицо создается по инициативе учредителей, а компетентный государственный орган при регистрации проверяет только соблюдение установленного порядка представления документов и их соответствие закону. Явочно-нормативный порядок не требует ни распоряжения, ни специального разрешения. Требуется лишь инициатива учредителей, их «явка». Компетентный государственный орган лишь проверяет соблюдение установленного порядка образования и соответствия характера и целей создаваемого юридического лица общим требованиям, предъявляемым законодательством к этой организационно-правовой форме.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК).

2. Прекращение юридических лиц. Основания прекращения юридических лиц:

- добровольное, то есть прекращение по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (в опре­деленных случаях с разрешения компетентного государственного орга­на);

- распорядительное:

а)по решению учредителей (участников) юридического лица;

б) по решению компетентного государственного органа;

в) по решению суда.

3. Виды прекращения юридического лица:

- реорганизация– относительное прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другому юридическо­му лицу (ранее существовавшему или вновь созданному);

- ликвидация– абсолютное (полное) прекращение юридического лица без перехода к кому-либо его прав и обязанностей.

Отличительной особенностью ликвидации является создание специального образования – ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора), которое действует от имени ликвидируемого юридического лица по аналогии с его органами и к которому переходят полномочия по управлению делами этого юридического лица.



Юридическое лицо считается прекращенным с момента государствен­ной регистрации его реорганизации или ликвидации. Этому предшеству­ет длительный подготовительный период, который обязательно вклю­чает учет имущества юридического лица, уведомление кредиторов и удовлетворение их интересов.

4. Виды ликвидации юридического лица:

- с распределением оставшегося имущества между учредителями (участ­никами) юридического лица (ликвидация хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов);

- с передачей оставшегося имущества собственнику (унитарные предпри­ятия и финансируемые собственником учреждения);

- с передачей оставшегося имущества на цели, определенные в учредитель­ных документах юридического лица (общественные и религиозные объе­динения, фонды).

5. Виды реорганизации юридических лиц:

- слияние- возникновение вместо нескольких старых юридических лиц одного нового;

- присоединение- вливание одного юридического лица в другое;

- разделение- возникновение вместо одного старого юридического лица нескольких новых;

- выделение- выделение из юридического лица нового юридического лица без прекращения старого,

- преобразование- изменение организационно-правовой формы юриди­ческого лица

6. Гарантии прав кредиторов припрекращении юридического лица . Гражданское законодательство уделяет большое внимание вопросу гарантий прав кредиторов юридического лица при его прекращении. Такими гарантиями являются:

Обязательное письменное уведомление кредиторов субъектом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, или ликвидационной комиссией, о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения;



Право кредиторов требовать прекращения или досрочного исполне­ния обязательств с возмещением вызванных этим убытков;

Солидарная ответственность вновь образованных юридических лиц по обязательствам реорганизованного юридического лица, если раздели­тельный баланс не дает возможности определить правопреемника.

7. Расчеты с кредиторами юридического лица при его ликвидации - производятся в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК. В соответствии с ней предусмотрены четыре последовательно удовлетворяемых очере­ди привилегированных кредиторов, требования которых удовлет­воряются преимущественно перед другими кредиторами. Имеет­ся также пятая очередь, куда включены требования всех остальных (непривилегированных) кредиторов, выплаты которым начинают­ся лишь по истечении месяца со дня утверждения промежуточно­го ликвидационного баланса. При этом требования каждой по­следующей очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 64 ГК). Следовательно, при недостатке или отсутствии необходимого иму­щества требования последующих очередей могут остаться неудов­летворенными. Между кредиторами одной очереди имущество ликвидируемого юридического лица при его недостатке распреде­ляется пропорционально суммам их требований.

В первую очередь включены требования граждан к ликвиди­руемому юридическому лицу по возмещению вреда, причиненно­го жизни или здоровью, а во вторую очередь - требования по оплате труда и вознаграждений по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются требования залоговых кредиторов (по обязательствам юридического лица, обеспеченным залогом его имущества). В четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет (налоги) и во внебюджетные фонды (пенсионный и т. п.). Все остальные требования относятсяк пятой очереди.

Если при принятии решения о ликвидации юридического лица или утвержде­нии промежуточного баланса обнаружится недостаточность стоимости его иму­щества для удовлетворения требований его кредиторов, ликвидация должна про­водиться в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь подлежат удовлетворению любые требова­ния граждан, являющихся их кредиторами (в том числе и требования их вкладчи­ков) (ст. 64 ГК).

После завер­шения всех расчетов с кредиторами ликвидком составляет окон­чательный ликвидационный баланс , который утверждается лица­ми или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим органом (п. 5 ст. 63 ГК). Остаток имущества передается учредителям или участникам юри­дического лица, а при ликвидации некоторых некоммерческих организаций используется на цели, предусмотренные законода­тельством и их учредительными документами. Ликвидация счита­ется завершенной, а юридическое лицо - прекратившим сущес­твование с момента внесения записи об этом в государственный реестр (п. 8 ст. 63 ГК).

Тема 9. Публично-правовые образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования) как субъекты гражданских правоотношений

1. Статус публично-правовых образований в гражданском обороте. Государство как субъект гражданских правоотношений имеет те же признаки, что и юридическое лицо: организационное единство, обособленное имущество (ст. 214, 215 ГК), ответственность по своим обязательствам (ст. 216 ГК), возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде (ст. 125 ГК). На государство распространяется принцип равенства с другими субъектами (ст. 1 ГК), несмотря на то, что государство обладает властными полномочиями.

Государственные и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях наравне с другими субъектами гражданского права.

Характеризуя правосубъектность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, закон устанавливает, что в этих случаях следует применять нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). Однако считать эту группу субъектов гражданского права юридическими лицами нельзя. Особенности их участия в гражданском обороте:

Они не используют свои публично-властные полномочия,

К отношениям с их участием применяются нормы, относящиеся к юри­дическим лицам, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов,

От имени данных субъектов права и обязанности приобретают их органы либо специально уполномоченные на то граждане и юридические лица;

Указанные субъекты участвуют в таких специфичных гражданско-право­вых отношениях, как изъятие в доход Российской Федерации всего по­лученного по некоторым недействительным сделкам, принудительным сделкам, от принудительного выкупа памятников истории и культуры, от приватизации;

По своим обязательствам они отвечают всем своим имуществом, кроме имущества, закрепленного за унитарными предприятиями или изъято­го из оборота;

Указанные субъекты несут субсидиарную ответственность по обязатель­ствам казенных предприятий, финансируемых ими учреждений и в иных случаях, предусмотренных законом,

По общему правилу указанные субъекты не несут ответственности по обязательствам друг друга;

Они несут ответственность за незаконные действия их органов и долж­ностных лиц.

2. Казна. В имуществе Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований выделяют казну, то есть имущество, не распределенное между государственными и муниципальными унитар­ными предприятиями и учреждениями.

3. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях осуществляется через их органы власти (ст. 125 ГК). При этом не требуется специального уполномочия. Органы государственной власти и местного самоуправления действуют от имени государства или его субъекта, или муниципального образования в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно п. 3 ст. 125 ГК от имени государства, его субъектов и муниципальных образований по их специальному поручению в гражданских правоотношениях могут выступать юридические лица и граждане. Случаи и порядок таких выступлений должны предусматриваться федеральными законами, указами Президента, постановлениями правительства, нормативными актами РФ и муниципальных образований.

4. Сфера участия государства, субъектов РФ и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством , определяется их специальной гражданской правоспособностью. Допускающей возможность иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом.

5. Ответственность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по обязательствам. Закон устанавливает, что Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам . Подчеркивается, что они не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц (ст. 126 ГК). Исключение содержится в п. 6 ст. 126 ГК, согласно которому это право не распространяется на случаи, когда Российской Федерации приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 56 ГК на РФ, субъектов РФ и муниципальные образования как на учредителей унитарных предприятий и собственников их имущества может быть возложена ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей, собственников их имущества. Аналогично на них как на собственников имущества создаваемых ими учреждений возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в распоряжении этих учреждений денежных средств (п. 2 ст. 120 ГК). Российская Федерация несет субсидиарную ответственность также по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК).

"Традиционно существуют три способа образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный. Распорядительный порядок предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (государственные и муниципальные унитарные предприятия). При разрешительном порядке инициатива исходит от учредителей юридического лица, однако необходимо согласие соответствующих государственных или муниципальных органов на его создание (например, создание банков). Явочно-нормативный порядок означает, что согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После создания учредительных документов достаточно лишь "явиться" для регистрации. В ходе регистрации проверяется, соответствует ли образованное юридическое лицо надлежащим нормам права и соблюден ли порядок его создания. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности не допускается (хозяйственные общества и товарищества).

При создании юридического лица разрабатываются учредительные документы (учредительный договор или устав либо и то, и другое). В них должны быть определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью и т.д. Предмет и цели деятельности указываются в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Что касается учредительных документов хозяйственных обществ и товариществ, то в них предмет деятельности может и не указываться, поскольку последним разрешено заниматься любой деятельностью...".

"Учредительный договор должен включать обязательство о создании юридического лица, в том числе порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в собственность юридического лица имущества создателей и участие в его деятельности. В учредительном договоре также фиксируются условия и порядок распределения прибыли и убытков между учредителями (участниками), порядок -- управления деятельностью юридического лица, условия выхода из состава учредителей (участников).

Изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, -- с момента уведомления органа, осуществляющего такую регистрацию, о внесенных изменениях. Для юридического лица и его учредителей такие изменения обязательны с момента их внесения в учредительные документы.

В соответствии с ГК РФ юридические лица должны регистрироваться в органах юстиции в порядке, предусмотренном законом о регистрации юридических лиц.

Прекращение юридических лиц осуществляется путем реорганизации либо ликвидации. Различие между ними заключается в том, что при реорганизации происходит правопреемство, а при ликвидации нет.

В свою очередь, реорганизация делится на слияние (из двух и более юридических лиц образуется одно), присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделение (юридическое лицо делится на два и более юридических лиц), выделение (из юридического лица выделяется одно или несколько…"

"…юридических лиц; при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать), преобразование (изменение организационно-правовой формы юридического лица).

Ликвидация юридического лица -- прекращение юридического лица, при котором не возникают новые юридические лица. Ликвидация может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация проводится по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами по любому основанию, в том числе в связи с истечением срока, на который оно было создано, или достижением цели создания или с признанием судом регистрации недействительной.

Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случаях осуществления деятельности без лицензии либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

Для ликвидации предусмотрена определенная процедура. Начинается она с того, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший соответствующее решение, незамедлительно направляют письменное сообщение о предстоящей ликвидации органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц. Выступившие с инициативой ликвидации назначают и ликвидационную комиссию. Ее персональный состав, а также порядок и сроки ликвидации должны быть согласованы с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц…".

"… С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Она публикует сообщение о ликвидации юридического лица, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, удовлетворяет требования кредиторов, продает имущество с публичных торгов, составляет промежуточный и окончательный ликвидационные балансы и осуществляет иные действия, связанные с ликвидацией.

Требования кредиторов удовлетворяются в порядке, предусмотренном ГК РФ. Не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица требования кредиторов считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано…".

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и отвечать в суде. Юридическое лицо характеризуется следующими основными признаками:

Имущественная обособленность, т.е. наличие самостоятельного баланса у коммерческих организаций или самостоятельной сметы у некоммерческих организаций. Имущество принадлежит юридическому лицу на праве собственности либо находится в его хозяйственном или оперативном управлении;

Самостоятельная имущественная ответственность, т.е. ответственность по своим обязательствам, обособленным имуществом;

Самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени, возможность заключать гражданско-правовые договоры (купли-продажи, поставки, перевозки, займа, аренды, подряда и др.) либо иным способом приобретать права и нести обязанности;

Организационное единство, т.е. наличие соответствующей устойчивой структуры, закрепленной в учредительных документах.

Основные признаки юридического лица

Организация, существующая в форме юридического лица, имеет следующие признаки:

наличие обособленного имущества на праве собственности или на праве хозяйственного ведения, или на праве оперативного управления, учитываемого в самостоятельном бухгалтерском балансе;

наличие обособленной от имущества учредителей (собственников) юридического лица его имущественной ответственности всем имеющимся у него на балансе имуществом; первые не отвечают по обязательствам образованного ими юридического лица (кроме случаев, когда это предусмотрено законом), а оно в свою очередь не отвечает по обязательствам своих учредителей (собственников);

самостоятельное участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, а не от имени своих учредителей (собственников), включающее приобретение и реализацию имущественных и личных неимущественных прав и несение обязанностей, разрешенных действующим законодательством;

право защищать свои интересы законным путем, т. е. выступать истцом и ответчиком в суде;

наличие свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица.

Виды юридических лиц.

Выделяют следующие виды:

1.По форме собствености (государственные и негосударственые).

2.По деятельности (комерческие и некомерческие).

Комерческие - это такие юридические лица, которые имеют цель - извлечине прибыли. К ним можно отнести общества с ограниченний ответственностью, акционерные общества, предприятия. Некомерческие не имеют цели - извлениечие прибыли. К ним можно отнести общественые организации, потребительские кооперативы, благотворительые фонды.

Возникновение юридического лица - это его создание и государственная регистрация.

Выделяют следующие способы возникновения юридического лица.

1. Разрешительный порядок. Распорядительный порядок применялся в СССР. Для образования юридического лица было необходимо разрешение компетентного органа государственной власти и последующая государственная регистрация. В настоящее время в России применяется как исключение из общего правила для образования некоторых видов юридических лиц - кредитных и страховых организаций, союзов и ассоциаций и т.п.

2. Нормативно-явочный порядок. Предполагается наличие специальных нормативных актов, регулирующих порядок возникновения и деятельности определенных видов юридических лиц. Выполнение предусмотренных в таких актах требований дает право на признание за организацией свойства юридического лица, удостоверяемое фактом его государственной регистрации. Нормативно-явочный порядок в настоящее время применяется в России.

3. Явочный порядок (договорно-правовой). Юридические лица создаются в результате выраженного вовне намерения участников действовать в качестве юридического лица при отсутствии факта его государственной регистрации. В настоящее время этот порядок в России не применяется, а за рубежом применяется ограниченно (ассоциации во Франции, некоммерческие организации в Швейцарии, коммерческие корпорации «де-факто» в США и т.п.).

Прекращение юридического лица. В зависимости от юридических последствий прекращения различают реорганизацию (права и обязанности прекращенного лица переходят к другому лицу) и ликвидацию (прекращение лица без перехода к кому-либо его прав и обязанностей).

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Понятие права собственности, его субъекты, содержание, виды. Основания возникновения и прекращения права собственности. Защита прав собственности.

Право собственности - центральный институт в системе вещных прав. Важность и значимость отношений собственности закреплены в Конституции РФ, которая устанавливает ряд принципиальных положений о собственности. Статья 8 Конституции РФ гласит: в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, право наследования гарантируется.

Согласно ст. 209 ГК под правом собственности понимается мера дозволенного поведения лица по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом.

Объектом права собственности могут быть все материальные объекты окружающего нас мира, которые ст. 128 ГК именует вещами. Это, прежде всего, земля и другие природные ресурсы, предприятия, строения, оборудование, транспортные средства, сырье, готовая продукция, а также ценные бумаги и деньги.

Правомочие владения - это обеспечиваемая законом возможность хозяйственного господства собственника над его имуществом. Фактического обладания им не требуется, достаточно иметь возможность использовать имущество. Владельцем имущества могут быть не только его собственник, но и иные лица, например, получившие имущество по договору.

Правомочие пользования представляет собой обеспечиваемую законом возможность извлекать из имущества его полезные свойства. Пользование имуществом включает получение от него плодов, продукции и доходов (ст. 136 ГК).

Правомочие распоряжения - это обеспечиваемая законом возможность определять юридическую судьбу имущества посредством совершения разного рода сделок: сдавать имущество внаем, дарить, продавать и т.д. Распоряжением являются уничтожение имущества собственником, а также отказ от права собственности, о чем прямо говорится в ст. 236 ГК.

Обязанности собственника. Наделяя собственника широкими правомочиями на использование принадлежащего ему имущества, закон одновременно возлагает на него ряд обязанностей.

Прежде всего, собственник не может нарушать права третьих лиц, что в общей форме ясно выражено в ч. 1 ст. 55 Конституции РФ. Применительно к отношениям гражданского права в ГК также указывается, что действия собственника не должны нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 2 ст. 209 ГК).

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК) и, прежде всего, обязан платить установленные государством налоги на имущество и другие обязательные платежи, если иное не установлено законом или договором. Эта его обязанность выражена в ст. 57 Конституции РФ и конкретизируется в актах налогового законодательства.

Наконец, собственник несет риск случайной гибели принадлежащего ему имущества (ст. 211 ГК) вследствие естественных причин (износ, использование и т.д.) и воздействия стихийных и других неблагоприятных внешних факторов, если иное не установлено законом или договором.

Формы права собственности

Конституция РФ, а вслед за ней ГК РФ устанавливают, что в России признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Частную собственность следует определять как право граждан и юридических лиц свободно владеть, пользоваться и распоряжаться любым имуществом и использовать его для любой деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом.

Государственная собственность может принадлежать как Российской Федерации, так и ее субъектам. Круг объектов федеральной собственности не ограничен, он включает природные ресурсы, а также все другие объекты, имеющие общегосударственное и оборонное значение.

Субъектами муниципальной собственности выступают муниципальные образования. Правовой статус таких образований как собственников имущества определяется Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Из положений Конституции РФ следует, что всем формам права собственности государство предоставляет равный режим, они находятся в равных условиях и защищаются равным образом.

ЗАЩИТА ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ (англ, protection of right of property) - юридические гарантии, обеспечивающие недопустимость нарушения прав и интересов собственника. В РФ осуществляется арбитражным или третейским судом на основе правовых норм, установленных Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ. Собственник имеет право истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Если собственность приобретена у лица, которое не имело права его отчуждать (о чем приобретатель не знал), то собственник вправе истребовать ее от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их ведения иным путем помимо их воли. Прекращение права собственности в связи с решением государственного или муниципального органа, направленным на изъятие имущества (в том числе решением об изъятии земельного участка, на котором находятся принадлежащее собственнику дом, иные строения, сооружения или насаждения), допускается лишь в порядке, установленном законодательными актами РФ или ее субъектов, с предоставлением собственнику равноценного имущества или возмещения ему убытков, причиненных прекращением права собственности.


Похожая информация.