Воинская обязанность. Лекция. Воинская обязанность Основные сведения о воинской обязанности

План- конспект урока ОБЖ в 11 классе

«О воинской обязанности и военной службе»

Выполнила: учитель ОБЖ МОУ Мордовокарайская СОШ имени В.Н.Сидорина села Мордовский Карай, Романовского района, Саратовской области

Тема урока: Воинский учет, Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе.

Цель урока:

    Ознакомить учащихся с основными положениями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»

    Создать на уроке микроклимат, способствующий осознанию учащимися необходимости несения военной службы и их личной ответственности за защиту Отечества.

Планируемые результаты обучения :

    Формирование у учащихся внутренней готовности к военной службе по призыву.

    Знание требования Закона «О воинской обязанности и военной службе»

Организация познавательной деятельности:

    Самостоятельная работа с документами, изучение статей Конституции Российской Федерации, Закона «О воинской обязанности и военной службе»

    Обсуждение вопросов, предлагаемых преподавателем в процессе изложения материала.

Вопросы урока :

    Воинская обязанность и военная служба. Определение, правовая основа.

    Воинский учет.

    Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе.

Учебно – методическое сопровождение урока:

    Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».

    Конституция Российской Федерации.

Вступительное слово.

Для военнослужащих существует много различных указаний и инструкций, но первая, с которой они встречаются, -это обязанности по воинскому учету.

В ст.59 Конституции Российской Федерации говорится о том, что:

    Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.

    Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Федеральным законом.

    Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

6 марта 1998г. Государственной Думой был принят, а 12 марта 1998г. Советом Федерации одобрен Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Основные положения этого законы мы рассмотрим на этом уроке.

Основная часть.

Что же такое воинская обязанность, что она предусматривает и в чем заключается военная служба?

Воинская обязанность –это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных сил.

Воинская обязанность граждан РФ предусматривает:

    воинский учет;

    обязательную подготовку к военной службе;

    призыв на военную службу;

    прохождение военной службы по призыву;

    пребывание в запасе;

    призыв на военные сборы и прохождение военных сборов период пребывания в запасе.

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан предусматривает:

    призыв на военную службу по мобилизации в период военного положения и в военное время;

    прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

    военное обучение в период военного положения и военное время.

Мобилизация -комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных сил, экономики государства и органов государственной власти страны.

Военное положение - особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах, выражается в расширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.

Военное время –период фактического нахождения государства в состоянии войны. Характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударственных отношений, введением закона военного времени.

Воинская обязанность является всеобщей, т.к.ее выполнение возлагается на всех граждан мужского пола, достигших определенного возраста.

Воинская обязанность есть обязанность личная: она не допускает замены военнообязанного другим лицом.

Военная служба –это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах РФ, а также в других войсках.

Граждане проходят военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке (по контракту).

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция РФ, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативно правовые акты РФ в области обороны, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры РФ.

Воинский учет

Воинский учет – это одна из важнейших составляющих воинской обязанности граждан. Воинскому учету подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Ее осуществляет комиссия о постановке граждан на воинский учет, создаваемая по месту жительства.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно - учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство РФ осуществляется в течение всего календарного года

Все граждане, подлежащие воинскому учету обязаны:

    состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате;

    явиться в установленное время и место по повестке в военный комиссариат;

    сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района;

    сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства и встать а воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства;

    бережно хранить военный билет, а в случае его утраты в двухнедельный срок обратиться военный комиссариат по месту жительства.

Виды воинского учета.

Общий воинский учет:

    граждане, состоящие на воинском учете, которые не имеют брони, выданной предприятиями, учреждениями на период мобилизации военного времени.

Специальный воинский учет:

    граждане, состоящие на воинском учете, которые в установленном порядке бронируются (закрепляются) за предприятиями на период мобилизации и военного времени.

Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.

Обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает:

    получение начальных знаний в области обороны;

    подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях;

    военно-патриотическое воспитание;

    подготовку по военно- учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

    медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

    прохождение лечебно- оздоровительных мероприятий.

Добровольная подготовка граждан к военной службе предусматривает :

    занятие военно- прикладными видами спорта;

    обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан (суворовские училища, нахимовские военно- морские училища и т.д.);

    обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах учреждений высшего профобразования, имеющих государственную аккредитацию.

Гражданин, овладевший сложной военно- учетной специальностью, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных сил РФ.

При постановке на воинский учет гражданин проходит медицинское освидетельствование для определения годности его к военной службе по состоянию здоровья, а также профессиональный психологический отбор для определения пригодности к подготовке по военно- учетным специальностям.

По результатам медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву, врачи дают заключение о годности указанных граждан к военной службе по следующим категориям:

    А- годен к военной службе;

    Б-годен к военной службе с незначительными ограничениями;

    В- ограниченно годен к военной службе;

    Г- временно не годен к военной службе;

    Д- не годен к военной службе.

По результатам медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет гражданин, признанный ограниченно годным к военной службе, зачисляется в запас, а признанный не годным к военной службе освобождается от исполнения воинской обязанности. Решение принимает комиссия по постановке граждан на воинский учет.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно- прикладными видами спорта в общественных объдинениях. Образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях. независимо от их ведомственной принадлежности.

Граждане, которым присвоен первый спортивный разряд или спортивное звание по военно- прикладному виду спорта, пользуется преимуществом при зачислении в военные училища, либо вправе выбрать при призыве на военную службу вид и род войск.

Вопросы для закрепления изученного материала.

    Являются ли военнослужащими граждане, проходящие обучение в суворовских, нахимовских училищах, кадетских корпусах?

    При проведении медицинского освидетельствования выяснилось, что гражданина необходимо направить на оперативное лечение. Возможно ли это сделать без его согласия?

    Кто вправе заключить с Министерством обороны РФ контракт об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре в образовательном учреждении?

План – конспект урока по ОБЖ 11 класс

Тема урока : « ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ »

Цели урока :

1) расширить понятие школьников о воинской обязанности граждан,

2) объяснить, что предусматривает воинская обязанность и воинский учет,

3) дать основные определения

Учебные вопросы :

1) Основные понятия о воинской обязанности

2) Организация воинского учета и его предназначение

I.Организационный момент:

- Проверить присутствующих по классному журналу

Проверить готовность учеников к занятию (наличие тетрадей, ручек, дневников, учебников)

II.Изучение нового материала :

1-й вопрос: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ

«Воинская обязанность - это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны» (Ожегов С. И. Словарь русского языка).

В Федеральном законе «Об обороне» указано, что в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации и устанавливается воинская обязанность граждан.

Воинская обязанность предусматривает:

  • воинский учет;
  • обязательную подготовку к военной службе;
  • призыв на военную службу;
  • прохождение военной службы по призыву;
  • пребывание в запасе;
  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность определяется соответствующими законами и нормативно-правовыми актами (например приказами) и предусматривает:

призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

военное обучение в период военного положения и в военное время.

Мобилизация - комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных Сил, экономики государства и органов государственной власти страны.

Военное положение - особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах, выражается в расширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.

Военное время - период фактического нахождения государства в состоянии войны. Характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударственных отношений, введением законов военного времени.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против государства, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий.

2-й вопрос: ОРГАНИЗАЦИЯ ВОИНСКОГО УЧЕТА И ЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Воинский учет - это составная часть воинской обязанности граждан. Воинскому учету в Российской Федерации подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.

Все граждане Российской Федерации обязаны состоять на воинском учете.

Исключение составляют граждане:

Освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

Проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

отбывающие наказание в виде лишения свободы;

Женского пола, не имеющие военно-учетной специальности (военно-учетная специальность - категория воинского учета, указывающая военную специальность, полученную при окончании определенного образовательного учреждения);

Постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Воинский учет призван определить возможности государства по обеспечению комплектования Вооруженных Сил личным составом.

История нашего Отечества свидетельствует, что необходимость обороны государства, защита интересов России постоянно выдвигали требования по совершенствованию системы комплектования Вооруженных Сил личным составом с учетом возможностей страны по народонаселению.

Система комплектования войск складывалась постепенно.

Первые летописные упоминания о военной организации древних славян встречаются в трудах византийских историков VI в. В те времена войска славянских племенных союзов представляли из себя ополчения, состоявшие из всех взрослых мужчин племени. Приученные одной рукой держать соху, другой меч, чтобы не стать жертвой нападения многочисленных врагов, славяне быстро освоили военное дело. Если вначале византийские историки писали, что славяне “не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве”, то уже через некоторое время они же с уважением напишут, что теперь славяне имеют “много оружия и обучены воевать более, чем ромеи (византийцы)”.

По мере дальнейшего развития военное ремесло становится профессиональным делом, занятием слуг и приближенных князя.

Уже в конце VIII в. военная организация древних славян включала княжеские дружины и народное ополчение. Княжеские дружины, состоявшие из специально вооруженных людей, были немногочисленными - от 80 до 400 воинов. Это были сильные, храбрые, хорошо обученные профессиональные воины, связанные с князем личным договором службы и верности. Дружина являлась постоянным ядром войска и главной опорой князя. Во время больших военных походов или отражения нападения внешних врагов князья собирали ополчение из горожан и крестьян. Когда князь объявлял народу о походе, в него, как правило, уходил отец со старшими сыновьями, сколько бы их ни было, а младший (но уже взрослый) оставался дома для охраны семейства. Ратники ополчения - “вои” выступали в поход со своим оружием.

С образованием единого централизованного государства возникла и новая, более сильная военная организация.

С целью усиления военной мощи Российского государства в середине XVI в. правительство Ивана Грозного провело военную реформу, в результате которой была упорядочена служба дворян и создано стрелецкое войско.

К началу XVIII в. Россия после присоединения обширных пространств на западе и востоке стала огромным по территории государством - от Днепра на западе до Амура на востоке, от Ледовитого океана на севере до Северного Кавказа на юге.

Под руководством Петра I были проведены военные реформы, превратившие русскую армию и флот в регулярные вооруженные силы.

Постепенно складывалась единая система комплектования войск. В 1705 г. указом Петра I получила законодательное закрепление рекрутская воинская повинность. Суть ее заключалась в том, что в армию и на флот ежегодно набирали физически годных к военной службе мужчин в возрасте от 20 до 30 лет. Первоначально в рекруты брали одного человека с 20 дворов, а с 1724 г. - 5-7 человек с 1000 мужских душ. Служба в армии и на флоте была пожизненной.

Поражение в Крымской (Восточной) войне показало военную отсталость России от европейских стран и необходимость коренных преобразований.

Реформы вооруженных сил России осуществлялись под руководством военного министра Д.А. Милютина. 1(13) января 1874 г. был утвержден “Устав о воинской повинности” - вместо устаревших рекрутских наборов вводится всесословная воинская повинность. Все мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от социального положения, подлежали призыву в вооруженные силы. Значительно сокращается срок действительной военной службы: для рядовых в сухопутных войсках - до 5 лет, на флоте - до 7 лет. От военной службы освобождались служители религиозного культа, врачи, преподаватели. Не призывались и так называемые “инородцы” - представители народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Устав предусматривал также освобождение от службы в армии по семейному положению - не призывался единственный сын, если он был кормильцем семьи, большие льготы предоставлялись лицам, имевшим высшее и среднее образование.

«Защита социалистического Отечества, - говорилось в Конституции СССР, -относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа».

В этих целях создавались Вооруженные Силы СССР и была установлена всеобщая воинская обязанность.

Таким образом, исторически сложилась система воинского учета всех граждан России, которые в случае необходимости могут быть призваны в ряды вооруженных сил, чтобы с оружием в руках защищать свое Отечество.

Воинский учет граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по месту жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.

В документах по воинскому учету содержатся следующие сведения о гражданине:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата рождения;
  • место жительства;
  • семейное положение;
  • образование;
  • место работы;
  • годность к военной службе по состоянию здоровья;
  • профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;
  • основные антропометрические данные (длина тела (рост), окружность грудной клетки, масса тела (вес), мышечная сила кисти, жизненная емкость легких (спирография);
  • прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;
  • прохождение военных сборов;
  • владение иностранными языками;
  • наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
  • наличие спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания;
  • возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;
  • наличие судимости;
  • бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Первоначальную постановку на воинский учет осуществляет специальная комиссия по постановке граждан на воинский учет, создаваемая в районе, городе или другом административном образовании.

Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

Если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет утверждается главой органа местного самоуправления (местной администрации) в следующем составе: военный комиссар - председатель комиссии; специалист по профессиональному психологическому отбору; секретарь комиссии; врачи-специалисты.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного негодным к военной службе.

Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог (специалист в отоларингологии - области клинической медицины, изучающей болезни уха, носа, горла), стоматолог и в случае необходимости врачи других специальностей.

Персональный состав врачей-специалистов, согласованный с руководителями государственных и муниципальных медицинских учреждений, по представлению военного комиссара утверждается главой местного самоуправления района, города (без районного деления).

Врач-специалист по результатам освидетельствования гражданина при первоначальной постановке на воинский учет дает заключение о его годности к военной службе по категориям (А, Б, В, Г, Д).

Для граждан, признанных годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, определяется показатель предназначения для прохождения военной службы.

Гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет может быть направлен в медицинское учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения.

При первоначальной постановке гражданина на воинский учет, в случае если этот гражданин нуждается в продолжительном (свыше трех месяцев) медицинском обследовании (лечении), выносится заключение о его временной негодности к военной службе на срок от 6 до 12 месяцев. После завершения медицинского обследования (лечения) гражданин проходит повторное освидетельствование.

При возможности завершить медицинское обследование (лечение) гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет (в период с 1 января до 31 марта) заключение о его временной негодности к военной службе не выносится.

В этом случае врач-специалист дает заключение о том, что гражданин нуждается в медицинском обследовании (лечении) с указанием срока явки на повторное освидетельствование.

По результатам профессионального психологического отбора, проводимого при первоначальной постановке граждан на воинский учет, решением председателя комиссии может определяться их годность к обучению в общественных организациях, осуществляющих подготовку по военно-учетным специальностям, а также могут выдаваться рекомендации для подготовки в военно-учебное заведение Министерства обороны Российской Федерации.

После выполнения всех мероприятий, связанных с первоначальной постановкой граждан на воинский учет, председатель комиссии {или по его поручению секретарь комиссии) обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

  1. состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а в населенном пункте, где нет военных комиссариатов, - в органах местного самоуправления;
  2. явиться в установленное время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания;
  3. при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;
  4. сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления;
  5. сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из страны на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или при возвращении в Российскую Федерацию;
  6. бережно хранить военный билет, а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства.

III Итог урока:

1. С какой целью устанавливаетсявоинская обязанность граждан Российской Федерации?

2. Какие мероприятия составляют содержание воинской обязанности?

3. Какие мероприятия составляют содержание воинской обязанности в период мобилизации и в военное время?

4. Какое должностное лицо в Российской Федерации может объявить общую мобилизацию и ввести на территории страны военное положение?

IV Домашнее задание:

§ 30 стр. 148


План – конспект урока по ОБЖ 11 класс

Тема урока : «ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ »

Цели урока :

1) расширить понятие школьников о воинской обязанности граждан,

2) объяснить, что предусматривает воинская обязанность и воинский учет,

3) дать основные определения

Учебные вопросы :

1) Основные понятия о воинской обязанности

2) Организация воинского учета и его предназначение

I .Организационный момент:

Проверить присутствующих по классному журналу

Проверить готовность учеников к занятию (наличие тетрадей, ручек, дневников, учебников)

II .Изучение нового материала :

1-й вопрос: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ

«Воинская обязанность - это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять дру­гие обязанности, связанные с обороной страны» (Ожегов С. И. Словарь русского языка).

В Федеральном законе «Об обороне» указано, что в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации и устанавливается воинская обязанность граждан.

Содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации опреде­лено Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Воинская обязанность предусматривает:

    воинский учет;

    обязательную подготовку к военной службе;

    призыв на военную службу;

    прохождение военной службы по призыву;

    пребывание в запасе;

    призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Мобилизация - комплекс мероприятий по переводу на воен­ное положение Вооруженных Сил, экономики государства и ор­ганов государственной власти страны.

Военное положение - особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах, выражается в рас­ширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.

Военное время - период фактического нахождения государ­ства в состоянии войны. Характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударствен­ных отношений, введением законов военного времени.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Пре­зидент Российской Федерации, являясь Верховным Главноко­мандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфлик­тов, направленных против государства, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в от­дельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ве­дении военных действий.

2-й вопрос: ОРГАНИЗАЦИЯ ВОИНСКОГО УЧЕТА И ЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Воинский учет - это составная часть воинской обязанности граждан. Воинскому учету в Российской Федерации подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.

Все граждане Российской Федерации обязаны состоять на воинском учете.

Исключение составляют граждане:

освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

проходящие военную службу или альтернативную граждан­скую службу;

отбывающие наказание в виде лишения свободы;

женского пола, не имеющие военно-учетной специальности (военно-учетная специальность - категория воинского учета, указывающая военную специальность, полученную при окончании определенного образовательного учреждения);

постоянно проживающие за пределами Российской Феде­рации.

Воинский учет призван определить возможности государства по обеспечению комплектования Вооруженных Сил личным со­ставом.

История нашего Отечества свидетельствует, что необходи­мость обороны государства, защита интересов России постоянно выдвигали требования по совершенствованию системы комплек­тования Вооруженных Сил личным составом с учетом возможно­стей страны по народонаселению.

Система комплектования войск складывалась постепенно.

Первые летописные упоминания о военной организации древних славян встречаются в трудах византийских историков VI в. В те времена войска славянских племенных союзов представляли из себя ополчения, состоявшие из всех взрослых мужчин племени. Приученные одной рукой держать соху, другой меч, чтобы не стать жертвой нападения многочисленных врагов, славяне быстро освоили военное дело. Если вначале византийские историки писали, что славяне “не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве”, то уже через некоторое время они же с уважением напишут, что теперь славяне имеют “много оружия и обучены воевать более, чем ромеи (византийцы)”.

По мере дальнейшего развития военное ремесло становится профессиональным делом, занятием слуг и приближенных князя.

Уже в конце VIII в. военная организация древних славян включала княжеские дружины и народное ополчение. Княжеские дружины, состоявшие из специально вооруженных людей, были немногочисленными - от 80 до 400 воинов. Это были сильные, храбрые, хорошо обученные профессиональные воины, связанные с князем личным договором службы и верности. Дружина являлась постоянным ядром войска и главной опорой князя. Во время больших военных походов или отражения нападения внешних врагов князья собирали ополчение из горожан и крестьян. Когда князь объявлял народу о походе, в него, как правило, уходил отец со старшими сыновьями, сколько бы их ни было, а младший (но уже взрослый) оставался дома для охраны семейства. Ратники ополчения - “вои” выступали в поход со своим оружием.

С целью усиления военной мощи Российского государства в середине XVI в. правительство Ивана Грозного провело военную реформу, в результате которой была упорядочена служба дворян и создано стрелецкое войско.

К началу XVIII в. Россия после присоединения обширных пространств на западе и востоке стала огромным по территории государством - от Днепра на западе до Амура на востоке, от Ледовитого океана на севере до Северного Кавказа на юге.

Под руководством Петра I были проведены военные реформы, превратившие русскую армию и флот в регулярные вооруженные силы.

Постепенно складывалась единая система комплектования войск. В 1705 г. указом Петра I получила законодательное закрепление рекрутская воинская повинность. Суть ее заключалась в том, что в армию и на флот ежегодно набирали физически годных к военной службе мужчин в возрасте от 20 до 30 лет. Первоначально в рекруты брали одного человека с 20 дворов, а с 1724 г. - 5-7 человек с 1000 мужских душ. Служба в армии и на флоте была пожизненной.

Поражение в Крымской (Восточной) войне показало военную отсталость России от европейских стран и необходимость коренных преобразований.

Реформы вооруженных сил России осуществлялись под руководством военного министра Д.А. Милютина. В 1874 г. был утвержден “Устав о воинской повинности” - вместо устаревших рекрутских наборов вводится всесословная воинская повинность. Все мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от социального положения, подлежали призыву в вооруженные силы. Значительно сокращается срок действительной военной службы: для рядовых в сухопутных войсках - до 5 лет, на флоте - до 7 лет. От военной службы освобождались служители религиозного культа, врачи, преподаватели.

«Защита социалистического Отечества, - говорилось в Конституции СССР, -относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа».

В этих целях создавались Вооруженные Силы СССР и была установлена всеобщая воинская обязанность.

Таким образом, исторически сложилась система воинского учета всех граждан России, которые в случае необходимости мо­гут быть призваны в ряды вооруженных сил, чтобы с оружием в руках защищать свое Отечество.

Воинский учет граждан осуществляется в соответствии с Фе­деральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по месту жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан муж­ского пола осуществляется с 1 января по 31 марта в год дости­жения ими возраста 17 лет. Первоначальную постановку на воинский учет осуществляет специальная комиссия по постановке граждан на воинский учет, создаваемая в районе, городе или другом административном образовании.

Должностные лица организаций или образовательных учреж­дений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обу­чающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

Если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного ко­миссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан жен­ского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в течение всего кален­дарного года.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет

Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, опре­делить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическо­му отбору граждан для определения их пригодности к подготов­ке по военно-учетным специальностям и принять решение о по­становке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной служ­бе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обя­занности гражданина, признанного негодным к военной службе.

Медицинское освидетельствование граждан при первона­чальной постановке на воинский учет проводят врачи-специали­сты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог (специалист в отоларингологии - области клинической медицины, изучающей болезни уха, носа, горла), стоматолог и в случае необходимости врачи других специальностей.

Врач-специалист по результатам освидетельствования граж­данина при первоначальной постановке на воинский учет дает заключение о его годности к военной службе по категориям (А, Б, В, Г, Д).

При первоначальной постановке гражданина на воинский учет, в случае если этот гражданин нуждается в продолжитель­ном (свыше трех месяцев) медицинском обследовании (лече­нии), выносится заключение о его временной негодности к воен­ной службе на срок от 6 до 12 месяцев. После завершения медицинского обследования (лечения) гражданин проходит по­вторное освидетельствование.

После выполнения всех мероприятий, связанных с первона­чальной постановкой граждан на воинский учет, председатель комиссии {или по его поручению секретарь комиссии) обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязан­ности по воинскому учету.

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

    состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а в населенном пункте, где нет военных комиссариатов, - в органах местного самоуправления;

    явиться в установленное время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания;

    при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;

    сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления;

    сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из страны на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или при возвращении в Российскую Федерацию;

    бережно хранить военный билет, а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воин­ский учет, по месту жительства для решения вопроса о получе­нии документов взамен утраченных.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выез­жающие в период проведения призыва на срок более трех меся­цев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства.

III Итог урока:

§ 30 стр. 148

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

ГАПОУ РБ УФИМСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Доклад на тему:

«Воинская обязанность»

Выполнила: Минигалиева А. Р.

студентка 3 курса, группы 31л

Проверил: Мустаев М. З.

преподаватель по БЖД

Введение

Заключение

Введение

Защита отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны и др.

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

Воинский учет;

Обязательную подготовку к военной службе;

Призыв на военную службу;

Прохождение военной службы по призыву;

Пребывание в запасе;

Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Кроме выше перечисленных 5 пунктов воинская обязанность предусматривает и призыв на военную службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Воинская обязанность в этот период определяется федеральными конституционными законами, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

Правовая основа и стадии осуществления воинской обязанности

По правовой основе воинская обязанность является конституционной. Административное право регулирует порядок ее осуществления и в значительной степени - ее содержание.

Эта обязанность требует осуществления очень нужных и определенных для общества действий: овладение военным мастерством, подготовка к защите, защита Отечества. Государственная администрация организует исполнение воинской обязанности.

Обязанность готовиться к защите и защищать Отечество распространяется не на всех граждан, проживающих в России, а только на граждан России мужского пола, достигших 17 лет. И при этом только на лиц, годных по состоянию здоровья к военной службе. Лишь частично она касается женщин и юношей в возрасте до 17 лет. Иными словами, ограниченный характер обязанности состоит в том, что она относится лишь к гражданам РФ мужского пола в возрасте от 17 лет. Ее содержание применительно к отдельным лицам зависит от гражданства, пола, возраста, состояния здоровья и ряда других признаков индивидуального субъекта административного права.

Правовую основу воинской обязанности, наряду с Конституцией, образует ряд федеральных актов. Это Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «Об обороне», «О статусе военнослужащих» и др.

В осуществлении воинской обязанности можно выделить три стадии:

допризывная подготовка (тех, кто ею занимается, называют допризывниками и призывниками);

действительная военная служба (ее несут военнослужащие);

пребывание военнообязанных в запасе.

С иных позиций можно говорить о трех способах реализации воинской обязанности. И в зависимости от круга обязанностей и прав лиц на этих стадиях различают статусы призывников (и допризывников), военнослужащих и военнообязанных.

Всю совокупность обязанностей, входящих в воинскую обязанность, можно поделить на такие группы:

готовиться к военной службе;

соблюдать правила воинского учета;

соблюдать правила призыва на военную службу;

проходить действительную военную службу;

выполнять обязанности, связанные с зачислением в запас;

выполнять обязанности, связанные с мобилизацией.

Несомненно, что главное в воинской обязанности - это действительная военная служба, обязанность быть военнослужащим. Все остальные лишь обеспечивают ее эффективное выполнение.

На первой стадии осуществления воинской обязанности допризывники должны приобрести знания по военному делу в учебных заведениях. Юноши, достигшие 16-летнего возраста, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военных знаний в образовательных учреждениях, привлекаются к занятиям, специально организуемым для этого. С 17 лет юноши по программам учебных заведений могут привлекаться к подготовке по военно-учебным специальностям. Кроме того, должны быть созданы необходимые условия, чтобы допризывники на добровольной основе могли заниматься военно-прикладными видами спорта.

Юноши, за исключением тех, которые постоянно проживают за пределами России или лишены свободы за преступления, а также девушки, имеющие военно-учетные специальности, обязаны соблюдать правила воинского учета, а значит, прежде всего встать на воинский учет в военкомате по месту жительства в первом квартале года, в котором им исполняется 17 лет. Первоначальная постановка на учет девушек, получивших военно-учетные специальности после того, как им исполнилось 17 лет, и лиц, получивших российское гражданство, производится в течение всего года.

Допризывники обязаны по повестке военкомата прибыть на комиссию по постановке граждан на воинский учет.

При первоначальной постановке на учет гражданин подлежит медицинскому освидетельствованию. Комиссия по постановке граждан на воинский учет вправе направить допризывника на амбулаторное или стационарное медицинское обследование и даже на лечение в медицинское учреждение.

Правила воинского учета обязывают гражданина:

Явиться в установленное время и место по вызову (повестке) в орган, осуществляющий воинский учет;

Сообщить этому органу в двухнедельный срок об изменении семейного положения, образования, места работы, должности, места жительства в пределах района, города;

Сняться с учета при переезде на новое место на срок более трех месяцев, а при выезде из России - на срок более шести месяцев и в течение двух недель встать вновь на воинский учет при возвращении в Россию, при прибытии на новое место жительства;

Бережно хранить выданное ему удостоверение гражданина, подлежащего призыву, а в случае утраты в двухнедельный срок сообщить об этом в военкоматы. В паспорте гражданина Российской Федерации военкоматом делается отметка о его отношении к воинской обязанности.

Обязанности и права призывников

Гражданин может добровольно поступить в военное училище, если он хочет стать кадровым военным, если он избрал военную службу своей профессией, а с другой стороны, если он соответствует предъявляемым требованиям. Кроме того, мужчины и женщины вправе непосредственно поступать на военную службу по контракту. Контракт с первой и со второй категорией лиц, добровольно решивших стать военнослужащими, заключается с кандидатами в возрасте от 18 до 40 лет. А лица, поступившие в военные училища, вправе заключить контракт при наличии еще одного обстоятельства: окончания первого курса обучения.

В военные образовательные учреждения граждане, не проходившие военную службу, принимаются в возрасте от 16 до 22 лет, а прошедшие военную службу - до 24 лет.

Первый контракт с желающими заключается на срок:

с поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания солдата, матроса, сержанта, старшины - три года;

с поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания прапорщика, мичмана, офицера - пять лет;

с обучающимися в военных училищах - на время обучения и пять лет после его окончания.

Комплектование личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований производится не только на добровольной основе (по контракту), но и путем призыва.

Как правовое явление призыв и служба по призыву очень специфичны. В отличие от добровольного поступления на военную службу, когда гражданин рассматривает ее как свое право - призыв, служба по призыву - это выполнение обязанности, не добровольное, но и не принудительное.

Всех мужчин призывного возраста можно поделить на 4 группы:

Освобождаемых от призыва;

Не подлежащих призыву;

Имеющих право на отсрочку от призыва;

Подлежащих призыву.

Освобождаются от призыва, а значит, и от выполнения такой важной части воинской обязанности, как прохождение действительной военной службы, лица:

Признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

Прошедшие или проходящие военную службу в России, а также в другом государстве, либо альтернативную службу;

Имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;

У которых в связи с исполнением обязанностей военной службы погибли отец, мать, родной брат, родная сестра.

Не подлежат призыву граждане:

Отбывающие уголовное наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

Имеющие неснятую или непогашенную судимость;

В отношении которых ведется уголовное дело.

Названных лиц государство вынуждено не призывать и не принимать по контракту потому, что они совершили преступление или привлекаются за него к ответственности. И пока судимость не снята, лицо не должно находиться на военной службе. Очевидно, что если гражданин, привлекаемый к уголовной ответственности, будет оправдан судом либо дело в отношении него будет прекращено, вопрос о возможности призыва нужно будет решить впрочем, как и после снятия или погашения судимости.

На призывную комиссию возлагаются также обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан, изъявивших желание поступить в военные образовательные учреждения профессионального образования, и принятию решения о направлении их для сдачи конкурсных вступительных экзаменов или об отказе в таком направлении.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности указанных граждан к военной службе по следующим категориям:

А -- годен к военной службе;

Б -- годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В -- ограниченно годен к военной службе;

Г -- временно не годен к военной службе;

Д -- не годен к военной службе.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций, а также ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов местного самоуправления. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.

Призывная комиссия может принять решение:

об освобождении от воинской обязанности;

о предоставлении отсрочки;

о зачислении в запас;

об альтернативной службе;

об освобождении от призыва;

о призыве на военную службу. В этом случае призывнику вручается повестка о явке на призывной пункт для отправления к месту прохождения службы.

Граждане, имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладным видам спорта, вправе выбрать вид и род войск, органы для прохождения службы в соответствии со спортивной подготовкой и с учетом реальной потребности.

При принятии районной, городской комиссией решения о призыве гражданина на военную службу определяется вид и род войск, воинских формирований и органов, в которых гражданин будет проходить службу. По закону, военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах, Пограничных войсках, Внутренних войсках МВД, Железнодорожных войсках и войсках ФАПСИ. Все прочие войска могут получить призывников только после укомплектования перечисленных войск и по особому указу Президента.

Решение о призыве должно быть объявлено призывнику, по его требованию ему должна быть выдана копия решения.

Призывники, явившиеся в указанное место для отправки в воинскую часть в соответствии с п. 10 ст. 38 Закона «О воинской обязанности и военной службе» со дня убытия из военкомата субъекта Федерации к месту прохождения службы считаются военнослужащими. Они уже при следовании к месту службы исполняют ее обязанности.

Со дня начала военной службы на призванных на нее распространяется статус военнослужащих, но до приведения к военной присяге - с некоторыми ограничениями. В частности, до этого события военнослужащий не привлекается к выполнению боевых задач, за ним не закрепляется оружие, он не может быть подвергнут дисциплинарному аресту.

В соответствии со ст. 2 «Положение о порядке прохождения военной службы» утвержденного в сентябре 1999 г. Президентом РФ, лица, проходящие военную службу по призыву могут быть направлены «для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) в мирное время исключительно на добровольной основе и только если срок их военной службы составляет не менее 6 месяцев».

Правовое положение военнообязанных

Военнообязанными называют лиц, зачисленных в запас Вооруженных Сил. Запас необходим, чтобы в случае войны можно было быстро увеличить численный состав войск людьми, знающими военное дело.

В запас Вооруженных Сил зачисляются:

Уволенные с военной службы с зачислением в запас;

Не прошедшие военную службу:

Освоившие программу обучения офицеров запаса на военных кафедрах вузов;

Освобожденные от призыва на военную службу;

Лица, получавшие отсрочки от призыва по достижению ими 27 лет;

Прошедшие альтернативную гражданскую службу;

Не призванные на военную службу по иным причинам (в связи с проживанием за границей, наличием судимости и т. д.);

Женщины, имеющие военно-учетные специальности.

Предельный возраст пребывания в запасе для военнообязанных, не имеющих офицерского звания - 50, младших офицеров - 55, старших - 60, высших - 65 лет.

Воинская обязанность граждан в условиях мобилизации

Мобилизация - это комплекс мероприятий по переводу экономики страны, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций на работу в условиях военного времени, переводу войск, воинских формирований, военной администрации на организацию и состав военного времени. Президент России объявляет полную или частичную мобилизацию в случае агрессии или угрозы агрессии, вооруженных конфликтов против России.

При объявлении мобилизации военнослужащие, за исключением военнослужащих-женщин, имеющих детей в возрасте до 16 лет, продолжают проходить военную службу, даже если сроки, на которые они были призваны, истекли.

Военнообязанные, призывники подлежат призыву на военную службу по мобилизации. По Федеральному закону «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» 1997 г. отсрочки от призыва предоставляются:

По состоянию здоровья;

Занятым постоянным уходом за близким родственником, женой (мужем), усыновителем, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, а также за членами семьи, не достигшими 16 лет, при отсутствии других лиц, обязанных по закону их содержать;

Имеющим на иждивении 4 детей, а женщинам, если они имеют на иждивении одного ребенка;

Мужчинам, матери которых имеют четырех детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;

Депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации;

Лицам, забронированным за определенными организациями.

Призыву на военную службу по мобилизации не подлежат только граждане, имеющие судимости за тяжкие преступления.

Важной обязанностью лиц, состоящих на воинском учете, является обязанность с момента объявления мобилизации не выезжать с места жительства без разрешения военкомата. Для получения разрешения военкому должно быть подано письменное заявление с указанием причин и места убытия. воинский учет обязанность мобилизация

Заключение

«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации»,- гласит Конституция РФ. Закрепление этого «святого» долга и обязанности гражданина РФ, на столь высоком законодательном уровне, неслучайно. Со мной, я думаю, согласится каждый, если скажу, миру - мир! Но кто должен обеспечить мир для мира, как не мы с вами!

Конституция РФ указывает, что военную службу граждане РФ осуществляют в соответствии с федеральным законом. 28 марта 1998 г. был принят Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Данный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы.

Что же такое воинская обязанность? Воинская обязанность граждан Российской Федерации, предусматривает:

1. воинский учет;

2. обязательную подготовку к военной службе;

3. призыв на военную службу;

4. прохождение военной службы по призыву;

5. пребывание в запасе;

6. призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм.

Знание основ законодательства о военной службе и воинской обязанности нам необходимо хотя бы потому что после завершения своего образования студенты-медики становятся военнообязанным, получая при этом военный билет и звание рядового в запасе.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ 1993 года.

2. Комментарий к Конституции РФ. Под ред. Окунькова Л.А. М. 2014 г.

3. Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 15.02.2016).

4. Федеральный Закон «Об обороне» от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 30.12.2015).

5. Федеральный Закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 15.02.2016).

6. Д.М. Овсянко «Административное право».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Правовая основа и стадии осуществления воинской обязанности. Основные обязанности и права призывников. Правовое положение военнообязанных. Воинская обязанность граждан в условиях мобилизации. Прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2012

    Соотношение юридических прав и обязанностей. Основные обязанности граждан РФ. Обязанность сохранять природу. Воинская обязанность. Обязанность платить налоги. Место и роль субъективных обязанностей в системе реализации права и правоотношении.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2007

    Правовая основа воинской обязанности и военной службы в РФ. Вооруженные Силы Российской Федерации и их виды. Воинский учет. Призыв граждан на военную службу. Отсрочки от призыва на военную службу. Замена военной службы альтернативной гражданской службой.

    реферат , добавлен 07.11.2014

    Налогоплательщики и признаки, определяющие их согласно законодательству Российской Федерации. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов), их основные обязанности. Права, обязанности и полномочия налоговых агентов и представителей налогоплательщиков.

    контрольная работа , добавлен 01.02.2013

    Конституционные обязанности граждан Российской Федерации. Понятие и юридическая природа обязанностей граждан. Содержание конституционных обязанностей граждан России.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2002

    Обращения граждан в защиту экологических прав, права на благоприятную окружающую среду, получение и распространение экологической информации. Экологические обязанности граждан в области земле-, водо-, лесо-, недропользования, пользования животным миром.

    дипломная работа , добавлен 25.07.2011

    Обязанности и права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Компетенция оперативных подразделений органов Федеральной службы безопасности и внутренних дел Российской Федерации. Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2011

    Конституционные пределы ограничения основных прав и свобод человека в Российской Федерации, эффективность и результативность их реализации на основе принципа равенства. Забота о детях и нетрудоспособных родителях как конституционная обязанность.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

    Права и обязанности продавца - стороны, которая обязуется передать в собственность другой стороне (покупателю) жилое помещение. Составление документов с данными о продаваемом жилом помещении, их последующая проверка. Права и обязанности покупателя.

    контрольная работа , добавлен 06.10.2016

    Понятие обязанности по уплате налога и порядок ее исполнения. Приостановление операций по счетам в банке и арест имущества как способы обеспечения налоговой обязанности. Круг прав уполномоченного представителя налогоплательщика согласно ст. 29 НК РФ.