Викторина по знанию правовых вопросов. Правовая викторина: «Что такое право? Права литературных героев

Описание:

Викторина для школьников с ответами по праву

Интересная и познавательная викторина для учащихся начальных и средних классов.

Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.

Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? Ответ: Союз, объединение.

Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.

Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ.

Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.

На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.

Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.

Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.

Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.

Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.

Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.

Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий - волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы.

Установившиеся правила общественного поведения. Ответ: Обычаи.

Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.

В 2000-м году начался новый век и новая... Ответ: Эра.

Игра «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да

Отгадай сказку.
В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)
В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».
Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.
Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.
В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

конкурс. «Анаграммы»
Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Карточка №1.
Ребенок - к о р ё н б е
Семья – м я с ь е
Страна – а р а н с т
Документ – к у н т е м о д
Закон – к о н з а
Политика – и п о к а л и т
Жизнь – з и н ь ж и
Родители – д и л и е т о р

Карточка №2.
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Подросток – С О Д Р О П К Т О
Школа – Л О К А Ш
Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина – Д Е М И Н А Ц И

Карточка №3.
Отдых – Д Ы Х О Т
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Слово – В О С О Л
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Дружба – Ж Б А Р У Д

Карточка №4.
Школьник – К О Л Ь Ш И К Н
Малыш – Ш Ы Л А М
Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
Собрание – Е Б Р А Н И С О
Общество – Б О С Т В О Щ Е
Группа – П Р А П У Г
Опекун – К Е У Н О П
Мнение – Н Е М Е Н И

Карточка №5.
Норма – М Р А Н О
Забота – Б О З А Т А
Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы
Поступок – С Т У К О П О П
Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я
Радость – Д О Р А С Т Ь
Опека – К Е П О А
Согласие – С И Л А Г О С Е

Конкурс «Знаешь ли ты государственные праздники?»

Соотнесите название государственных праздников с их датами:
1. Новый год А. 23 февраля
2. Праздник Весны и Труда Б. 1 января
3. День защитника ОтечестваВ. 9 мая
4. Рождество Христово Г. 1 мая
5. День Победы Д. 4 ноября 
6. День народного единства Е. 7 января
7. День независимости России Ж. 8 марта
8. Международный женский день З. 12 июня



“Что, где, когда?”
1. Тема: «Общее право»
2. Цели:
1)
Проверить общие знания учащихся по общему праву.
Через игру способствовать развитию интереса к правоведческим
2)
дисциплинам (юриспруденции) и соблюдению законов.
3)
и обществознанию.
Выявить «знатоков» права для их будущего участия в олимпиадах по праву
3. Форма проведения: викторина
4. В викторине “Что, где, когда?” участвуют учащиеся 9 ­ 11 классов.
5. Содержание:
Викторина по общему праву и обществознанию
“Что, где, когда?”
Формируются, активно играющие, две команды:
а) команда «_________________» (7­9чел.)
б) команда «_________________» (7­9чел.)
и пассивно играющая команда зрителей. (Команды могут придумать себе
названия).
Состав жюри можно подобрать из числа «сильных» учащихся, для подсчета баллов
(не более 3­х человек).

Игра состоит из четырех туров.
1­ый тур: «Разминка».

получает 1 балл.

Командам, поочередно, задаются 10 вопросов. За каждый ответ команда получает
2 балла. Если одна команда не дает в течение 10 сек. ответа, вопрос передается

3­ий тур: «Общественная жизнь». Одновременно обеим командам задается
сложный вопрос (всего вопросов 5). Время на обдумывание 1 мин. Каждая
команда выдает свой вариант ответа. Если ответ дается в течение 10сек команда
получает дополнительную резервную минуту.


Через мультимедийный проектор, учащимся демонстрируются портреты
известных исторических личностей, так или иначе, проявивших себя в политике и
праве.

1­ый тур: Разминка «И в шутку и всерьез».
Каждой команде задаются по 10 простых вопросов. За каждый ответ команда
получает 1 балл.
В работу и содержание этой первой русской газеты не вмешивался ни один
Ему удалось “основать” идеальное государство, которого никогда не было.
1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л.Гайдая
“Бриллиантовая рука”. Назовите пароль. (Черт побери!)
2.
цензор. Кто являлся редактором этой газеты? (Петр I)
3.
Кто это? (Томас Мор. «Утопия»)
4. Эта птица одна из самых древних символов власти. (Орел)
5. У греков – агора, у новгородцев – вече, у казаков – круг, а у башкир ­ ?
(курултай)
6. Сколько было представителей женского пола в Боярской думе при Иване
Грозном? (ни одной)
7. Насильственное вмешательство одного государства во внутренние дела
другого, это ­ ? (интервенция)
8.
осел, то кто ты?» Кого они имеют в виду? (Слона – символа респ.парт.)
9. Как именуют солдат­миротворцев ООН? (Голубые каски)
10. В 1962г. это море оказалось в самом центре мирового политического кризиса.
(Карибское)
В США среди политических деятелей бытует следующая шутка: «Если ты не
1. Символ мира (голубь)

2. У нее глаза завязаны, в одной руке весы, а в другой... (меч)
3. Самая первая Конституция принята в... (США. 1787г)
4. Это название нашей страны появилось лишь в XV веке ­ ... (Россия)
5. Именно с ее штурма начались «Свобода! Равенство! Братство!» (Бастилия)
6. Этот мыслитель любил говорить: «В политике все средства хороши». Это ­
(Никколо Макиавелли)
7. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в элементарном воровстве
(сорока)
8. Места отдаленных ссылок до революции это ­ ...(Сибирь. За Уралом)
9. Добычей этого капитана стали Кирпич, Горбатый и Манька Облигация. Как
звали этого капитана? (Глеб Жеглов)
10. Должностное лицо, наблюдающее за правильностью применения законов в
России – (прокурор)
2­ой тур: «Власть, общество, государство».
Командам поочередно задаются вопросы (10). За каждый ответ команда получает
2 балла. Если одна команда не дает в течение 15 сек. ответа, вопрос передается
другой команде. Если не отвечают обе команды, в игру включаются зрители.
Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного,
1. Их было четверо. Все они были джентльменами, романтиками и археологами.
Старший из них имел ученое звание. Кто это такие? Какое звание имел старший
джентльмен? (Доцент. «Джентльмены удачи»)
2.
беспаспортного и безработного. Кто этот “преступник?” (Буратино)
В финале этого фильма один из героев публично провозгласил: «Да
3.
здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» Назовите фильм и этого
героя. (Кавказская пленница. Трус (Г. Вицин))
4.
Начиная с Екатерины II, с этим криминальным явлением боролись многие.
Борются и сегодня. А вот во времена Петра I оно из­за отсутствия средств в казне
не возбранялось. Что это? (Взяточничество.)

Выражение «на лбу написано» появилось неспроста. Что писалось на лбу и за
5.
что? («ВОР». Убийство. Воровство. Побег от хозяина...)
6.
В каком случае брак в России считается недействительным? (Один из
супругов (или оба) не достигли брачного возраста, или один из них не дал на брак
свое согласие)
7. Основными обязанностями гражданина РФ являются: 1) Соблюдение
Конституции и законов; 2) Уважение прав и свобод других людей; 3) Забота о
детях и... родителях; 4) ... ? 5) ... ? 6) Забота о памятниках; 7) Сохранение
природы. Назовите 4 и 5 обязанности. (4) Уплата налогов 5) Защита Отечества)
8. Основные принципы уголовного законодательства, это: 1) Принцип?.... 2)
Принцип равенства; 3) Принцип виновной ответственности; 4) Принцип?... 5) П.
гуманизма. Назовите принципы № 1 и 4 (1­законности и 4­справедливости)
9. Основные отрасли права ­ это: 1) государственное право;
2)
административное п.; 3) финансовое п.; 4) земельное; 5) .?... 6) .?.. 7) уголовное
право. Назовите 5 и 6. (5­гражданское 6­семейное)
10. Что подразумевается в деле приобретения гражданства РФ под
высказываниями: 1) «Право крови» и 2) «Право почвы»? (1­учет гражданства
родителей, 2­учет места рождения)
3­ий тур: «Общественная жизнь».
Одновременно обеим команда задается сложный вопрос (всего вопросов 10 и их
два уровня). Время на обдумывание 1 мин. Каждая команда выдает свой вариант
ответа. Если ответ дается в течение 10сек команда получает дополнительную
резервную минуту.
За каждый правильный ответ команда получает 3 балла.
Если обе команды не могут дать ответ, играют зрители.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

Объясните значения и смысловые содержания следующих крылатых выражений­
высказываний:
1. Слава Герострата (сомнительная, неправедная, злая слава)
2. Злачное место (место, где совершаются небольшие преступные деяния. Н­р.
Распитие алкогольных напитков...)
3. Дело пахнет керосином (Пахнет преступлением... которое будет раскрыто.. а
преступники понесут заслуженное наказание)
Дополните фразу.
4. Каждый народ имеет то правительство, которого оно... (заслуживает)
5. Пусть погибнет мир, но... (свершиться правосудие)
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
1. Благодаря этому правилу в российских судах действует принцип
состязательности сторон. Что гласит это правило. В чем суть состязательности?
(«Должна быть выслушана и другая сторона. Состязание в деле выявления правды
между адвокатом и прокурором).
2.
В Италии часть молодежи носит рубашки с черной диагональной полосой, за
что их местная полиция и не жалует, считая их обманщиками. Вопрос: Почему и
для чего они носят такие рубашки. В чем состоит их преступление? (За рулем
машины эти молодые люди не пристегиваются, обманывая своим видом
полицейских)
В 1671году ему вынесли смертный приговор за «многие вины», в том числе и
3.
за «прелестные письма». Кто этот виновный. В чем суть его «прелестных писем?»
(Степан Разин. Письма – призыв к «революции»)
4. К концу своей жизни Наполеон, будучи уже заключенным, говорил, что
истинную славу принесли ему две «вещи», это: 1)... 2)... (40 выигранных сражений
и гражданский кодекс, разработанный императором)
5. Люди, побывавшие в Китае, говорят, что, если бы Адам и Ева были
китайцами, мы, люди, до сих пор жили бы в раю. Почему? Объясните. (Китайцы
сначала съели бы змея, а уж потом яблоко. И ничего бы не случилось)

4­ый тур: «Их знали только в лицо»
Командам демонстрируются портреты известных исторических личностей, так
или иначе, проявивших себя в политике и праве. Приводится их краткая
биография или их высказывания, имеющие отношение к праву, законам,
государству, политике и т.п.
Время на обдумывание – 1минута.
Команды отвечают поочередно.
Полный правильный ответ – 3 балла.
Частично правильный ответ – 2 балла
Часть ответа (эпизод) – 1 балл
1. Портрет императора Александра I.
Этот человек прославился своими реформами,
самая удачная из которых, это судебная. При
нем Россия получила справедливый суд, с
элементами состязательности, открытости и
законности.
2. Портрет С.Ю.Витте.
Этот деятель был правой рукой последнего российского
императора. Он автор знаменитого Манифеста от 17
октября 1905г. «Об усовершенствовании государственного
порядка». Он же проявил себя как великий реформатор,
сторонник индустриального развития России.

3. Портрет П.Н.Милюкова
Этот человек лидер крупнейшей российской партии. Ему
принадлежат следующие слова: «Все средства законны
против нынешнего правительства! … надо всеми
силами добиться немедленного
устранения
захватившей власть разбойничьей шайки,
дабы
поставить на ее место Учредительное собрание!»
4. Портрет Г.Е.Распутина
Этот человек, во многом, стал одной из причин краха
Российской монархии. Только ему доверял император
Николай I.
Благодаря его стараниям в России
сменилось 20 министров. Этот «старец» крутил
царской семьей и Россией, как хотел, вмешиваясь в
дела государственные и даже политические.
5.Портрет П.А.Столыпина
Перед вами крупнейший российский реформатор. В
1907­191гг глава правительства. Инициатор ряда

крупных законопроектов. В 1907г провел новый избирательный закон. На его
фамильном гербе имеется надпись: «Прибыль превыше всего, но честь превыше
прибыли»
8. В итоге игры у учащихся обязательно проявятся интересы к правоведческим
дисциплинам, начнут формироваться первые начальные мировоззренческие
установки к юридической отрасли и интересы к более глубокому изучению
специальной историко­обществоведческой литературы.
МУ клуб «Парус»
с. Киргиз­Мияки
муниципального района Миякинский район
Республики Башкортостан
ВИКТОРИНА
«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

по общему праву и граждановедению
Разработал педагог дополнительного образования МУ клуб «Парус»,
учитель истории и обществознания
высшей категории
Хабибуллин Ирзин Гильмуллович
с. Киргиз­Мияки
2008 год
Введение.
Современная Россия и молодежная преступность.

Говоря о таком социальном феномене, как молодёжная преступность, прежде всего
необходимо уточнить, что мы подразумеваем под понятиями «молодёжь» и
«преступность». Молодёжь – это социально­демографическая группа, переживающая
период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптацию к
исполнению социальных ролей взрослых. Возрастные границы молодёжи размыты и
подвижны, как правило, к молодёжи причисляют в возрасте 14 – 30 лет. Преступность
– это социальное явление, включающее совокупность преступлений (общественно
опасных деяний, совершенных умышленно или неумышленно, за которые законом
установлена уголовная ответственность), совершенных в данном обществе в данный
период времени, и характеризующееся количественными (динамика, состояние) и
качественными (структура, характер) показателями.
В то же время важно отметить, что молодёжную преступность нужно рассматривать
в первую очередь не в контексте преступности в целом, а в контексте молодежи, ее
возрастных особенностей и проблем.
Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи всегда
отличались особой остротой, поскольку с их решением во многом связаны
конечные результаты борьбы с преступностью в целом.

Результаты криминологических исследований свидетельствуют, что преступность
среди несовершеннолетних и молодежи составляет основу для воспроизводства
всей преступности.
Свой первый преступный опыт рецидивисты и
профессиональные преступники приобретают, как правило, в юности.
Криминальная активность молодежи традиционно высока. По данным ГИЦ МВД
России, удельный вес лиц в возрасте 14­29 лет среди всех выявленных участников
преступлений составил в 1997г. 53%, а среди лиц, совершивших грабежи, разбои,
вымогательства, изнасилования, кражи транспортных средств, по отдельным
регионам ­ от 70 до 90%.
Проблема криминогенного влияния на молодежь в последнее время не может не
беспокоить российскую общественность. Поколение, которое привыкли считать
детьми, уже детьми не назовёшь – это молодёжь. Нельзя сказать, что настроения и
образ жизни современной молодёжи могут дать обществу надежду на «светлое»
будущее.
Всё это говорит о том, что молодежная и подростковая преступность в
настоящее время активно прогрессирует. Она охватывает все основные
молодежные группы как в социально­демографическом, так и в территориальном
и профессионально­образовательном аспектах. С учетом неуклонного роста
безработицы среди молодежи, несомненно, она будет способствовать и уже
способствует формированию среди незанятой молодежи групп, устойчиво
подверженных криминальному влиянию.
В свете выше сказанного можно говорить об актуальности проблемы
молодёжной преступности.
Данная работа имеет своей целью, просветить (хотя бы частично) современную
школьную молодежь с основными вопросами общего правоведения и
юриспруденции, в форме полусерьезной игры­викторины.

Интеллектуальная викторина для учащихся 10-11 классов: Законы-курьезы

Интеллектуальная викторина "Законы-курьезы" предназначена для школьников старших классов.
В истории и современности встречаются немало на первый взгляд нелепых законов, но каждый из них имеет свои причины. В то время когда они создавались (100 и более лет назад) то возможно и имели актуальность. Однако некоторые нелепые законы имеют и сейчас своих сторонников, т.к. запрещают поведение, которое сторонниками запрета считается аморальным. Большинство нелепых законов создано в странах, где есть прецедентное право.
Задача игроков - найти разумное обоснование закона-курьеза.
За правильный ответ команда получаете столько баллов, сколько букв в слове, которое смогут составить учащиеся, добавляя различные буквы к термину «ЗАКОН» (по типу игры Балда). Если слово не удастся придумать, ответ оценивается в один балл. Читать можно, используя добавленные буквы и буквы заданного слова, по горизонтали и по вертикали, но не наискосок.
Игра проходит в командах по 4-5 человек, выбранных по случайному признаку (по алфавиту через 2 или 3 человека, названные лидеры приглашают игроков в свои команды по желанию, по жребию кому какой цвет или геометрические фигура достанется и т.п.)
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.Великобритания
запрещено оставлять багаж без присмотра. (Закон направлен на борьбу с террористами. Члены Ирландской республиканской армии оставляли сумки с бомбами в общественных местах).
Древняя Спарта
В 371 г. до н. э. шла война между Спартой и Фивами, древнегреческими городами-государствами. В бою под Левктрами спартанцы потерпели сокрушительное поражение - фиванское войско обратило их в паническое бегство. По закону, действовавшему в Спарте, славившейся боевым духом, воин, самовольно покинувшей поле боя, лишался гражданства. Однако на этот раз бегство было столь массовым, что при исполнении принятых правил количество спартанских граждан уменьшилось бы катастрофически. С другой стороны, и закон нарушать нельзя. Какой выход нашел спартанский царь Агесилай? (поздним вечером собрав спартанцев на агоре, площади для общественных собраний, он возвестил им: «Граждане! Ночная тьма сгустилась над Спартой; пускай же законы крепко спят!»)
Таиланд
нельзя наступать на национальную валюту (на каждой местной банкноте или монете изображен Его Величество король Таиланда. Соответственно, наступая на купюру, вы оскверняете образ монарха. За это могут забить камнями на месте или, в лучшем случае, посадить в тюрьму).
США, штат Алабама
запрещено проведение медвежьих боев (закон сохранился с тех пор, когда такое развлечение было широко распространено и приводило к незаконному отлову животных и их умерщвлению на потеху толпы)
США, штат Луизиана
запрещается жителям иметь носорогов (город Норко. где принят этот закон, имеет неофициальный титул "города необычных домашних животных". Жители города держат в домах варанов, крокодилов, свиней, не говоря уж о традиционных собаках, кошках, кроликах, хомяках и т. д. Домашние любимцы имеют обыкновение иногда убегать из дома. Однажды это произошло с детенышем носорога, который нанес тяжкий ущерб местным садам и газонам).
США, штат Алабама
в городе Мобил мужчинам запрещено выть по-волчьи в публичных местах (некогда в городе была квартировала воинская часть, носившая на нарукавном шевроне изображение волка (это, в свою очередь, объясняется давней историей, когда США воевали с индейцами, и подразделения разведчиков таким образом демонстрировали свою смелость, осторожность и силу). По вечерам солдаты собирались в местных барах и страшно выли, подражая волкам, что, страшно раздражало горожан. Военную базу закрыли, а закон остался).

США, штат Алабама
в городе Мобил женщинам запрещено носить обувь на каблуке-шпильке (одна женщина на шпильках наступила в решетку водослива и повредила ногу. Она посчитала, что во всем виноват муниципалитет, оснастивший улицы подобными опасными устройствами, обратилась в суд и выиграла дело. В результате, чтобы предотвратить появление схожих исков в будущем, отцы города посчитали, что дешевле принять особый закон, чем менять решетки).
США, штат Аризона
запрещена охота на верблюдов (армия США использовала верблюдов в качестве тягловой силы. Местные жители, незнакомые с военными экспериментами, считали двугорбых животных новым видом диких животных и охотились на них, чем наносили серьезный ущерб обороноспособности США. В результате, верблюды были уволены с военной службы и ныне в алабамских полупустынях живут дикие верблюды).
США, штат Калифорния
запрещено есть мороженое, находясь на тротуаре (так городской совет в свое время пытался защитить одежду прохожих от посягательств со стороны неугомонных мальчишек с мороженым в руке. Закон был отменен, когда знаменитый актер Клинт Иствуд стал мэром города Кармел).
США, штат Джорджия
запрещено говорить: "Oh, boy!" («Эй, парень!») (в конце Гражданской войны в США, многие бывшие рабы разоренного Юга осели в штате, пытаясь заработать себе на пропитание. Когда в город приезжал какой-нибудь богатый джентльмен, к нему кидалась толпа негров, каждый из которых стремился отвести лошадь приезжего в стойло, накормить ее, помыть и получить за это плату. В результате между бывшими рабами завязывалась драка за право мыть лошадь; кто-то обязательно оказывался убит, а кто-то – ранен. И тогда городской совет запретил богатым джентльменам въезжать в город на лошади и просить негров ухаживать за их животным. А типичное обращение к бывшим рабам было: «Эй, парень!»).
Россия эпохи Елизаветы
ни один иностранный торговец не имел права продать свой товар, пока его не осмотрела Елизавета (Таким образом, императрица-модница отбирала для себя понравившиеся ткани и наряды и обеспечивала их уникальность).
США, штат Аризона
любой проступок, совершенный в красной маске, автоматически считается уголовным преступлением (во времена Дикого Запада преступники нападали в красных масках)
США, штат Нью-Джерси
все кошки должны носить три колокольчика (чтобы предупреждать птиц о своем присутствии)
США, штат Алабама
нельзя открывать зонтик на улице (так как это может испугать лошадей)
Франция
запрещено целоваться на железнодорожных вокзалах (этот закон ввели в 1910 году из-за задержки с отправлением поездов)
Венеция
запрещается кормить голубей (ради сохранности старинных зданий).
США, штат Аризона
нельзя срезать кактус на улице города, можно получить до 25 лет тюрьмы (таким образом, охраняются редкие виды кактусов)

Великобритания
запрещается есть на Рождество сладкие пирожки, которые по традиции выпекают как раз в период рождественско-новогодних праздников (этот закон, принят еще в середине 17 века Оливером Кромвелем для борьбы с грехом чревоугодия и не отменен до сих пор).
США, штат Гавайи
запрещены рекламные плакаты на дорогах и в общественных местах (реклама не должна мешать туристам любоваться на гавайские пейзажи).
США, штат Техас
мужчинам запрещено носить с собой кусачки (во времена Дикого Запада, жулики могли красть скот, перерезая проволочные изгороди кусачками. Такие кражи стали настолько частыми, что, в конце концов, решили запретить сами кусачки).
Бразилия
в Рио-де-Жанейро с 10 вечера до 5 утра водители автомобилей могут ездить на красный свет светофора (эта мера призвана уменьшить риск автомобильного ограбления).
США, штат Мичиган
запрещено кидаться осьминогами в общественных местах (до принятия этого закона, во время матчей, в которых участвовала хоккейная команда Detroit Red Wings, болельщики швыряли осьминогов на лед. Традиция появилась в 1952 году, когда команде нужно было выиграть все оставшиеся восемь игр, чтобы выиграть кубок Стэнли. В начале первой игры кто-то из болельщиков кинул осьминога на лед - одну ногу за каждую игру - и Red Wings стали чемпионами).
Саудовская Аравия
женщинам (любой национальности, в том числе туристкам) запрещается водить машины, а также вызывать такси без согласия главы семьи (такое поведение считается аморальным).
Подведение итогов. Поздравление победителей.

МКС (К) ОУ «Краснинская школа-интернат VIII вида».

Игра – викторина «Права ребёнка» (для учащихся 1-4 классов)

Воспитатель: Беккер Наталья Викторовна

С. Красное, 2013 г. Цель: Формирование первоначальных правовых знаний, знакомство с основным законом страны - Конституцией РФ, воспитание чувства гражданского долга и ответственности. Задачи: -дать первоначальные правовые знания; - сформировать понятия «закон, порядок, права»; -познакомить с основным законом страны-с Конституцией РФ; -познакомить с правами ребенка; -формировать представления о правах школьника; -воспитывать чувство гражданского долга и ответственности.
Ход занятия.
Организационный момент. Игра «Разгадай шифровку». Воспитанникам предлагается узнать о теме занятия, предварительно разгадав шифровку: Коррекционное упражнение на развитие анализа и синтеза. Права ребёнка.
Б А Р П А Н К Ё Е Р А В

    Введение в тему.
Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли вопросы: «Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют?» Без ясного ответа на эти вопросы жизнь людей превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долгое время люди искали ответы на эти вопросы. И когда нашли их, появились законы, помогающие навести порядок в государстве. Что же такое законы? Законы – это правила, которые устанавливает государство, и по которым живет государство. Эти законы обязаны выполнять все граждане страны. Ведь народная мудрость недаром гласит: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя». Ребята, вы знаете, что является главным законом нашей страны? (ответы детей). Предлагаю вам упражнение, выполнив его, мы с вами узнаем, что же является главным законом страны.
Упражнение «Собери слово из букв» Воспитанникам предлагается из букв, разбросанных на доске собрать слово Конституция . Коррекционное упражнение на развитие внимания, мышления.
Конституция – главный закон страны. Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство, кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан , есть права и обязанности. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником - Днем Конституции РФ.
2. Обзорное знакомство с Конституцией РФ.
Главный закон состоит из 9 глав. В первой главе рассказывается об устройстве нашего государства: полное название государства – Российская Федерация . Федерация – это значит, что наша страна состоит из частей. Россия - это правовое государство; форма правления – республика, т.е. власть выбирает сам народ. В третьей главе рассказывается о том, как устроено наше государство. Четвертая глава определяет деятельность президента РФ. Отдельные главы посвящены деятельности правительства, органов местного самоуправления и органов судебной власти РФ.
Во второй главе - самой большой - записаны права и свободы граждан РФ: -право на жизнь, -право на неприкосновенность жилища, -право на свободный труд, -право на охрану здоровья и медицинскую помощь, -право на образование. Права - те правила по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
Физминутка «Распускается цветок»
    Путешествие по стране «Правознайке».
Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.
Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке, будем отвечать на вопросы викторины, разгадывать загадки.
Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.
Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.
Вопросы викторины: 1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)
2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)
3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)
На доске 3 листа: Право на бесплатное образование. Право на свободный труд, защита от безработицы. Право на неприкосновенность жилища.
Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Давайте разберемся, какие конституционные права были нарушены в данной сказке:

Вопросы викторины: 1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то ка кое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ - № 3 право на неприкосновенность жилища.)
2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 право на свободный труд, защита от безработицы.)
3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ - № 1 на бесплатное образование.)
Молодцы ребята. С заданием викторины вы справились, а теперь дальше в путь по стране «Правознайке», нам с вами предстоит отгадать загадки.
Загадки: Оно каждому дано
Оно каждому важно.
Много их на свете есть
Всех на пальцах и не счесть (право)
Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду. (право на образование)
У взрослых право на работу,
А у детей есть на ___?___
Есть право на игру и отдых,
Я это говорю для взрослых. (право на заботу)
Вот, к примеру, право.__?__
Как же им не дорожить.
Она прекрасна и сложна,
И она нам всем нужна. (право на жизнь)
В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование... ».
- Какие же права есть у вас, школьников?

Дети отвечают:
1.Право на учебу. 2. Право на отдых между уроками. 3.Право на каникулы. 4.Право на занятия в кружках и секциях.
4. Заключительная часть.

Вот и подходит к концу наше занятие. Давайте подведем итог.

Блицопрос

1. Что такое Конституция? (Главный закон страны)

2. Где записаны права и обязанности граждан России? (В основном законе России- Конституции.)

3. Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)

В заключение нашего занятия ребята прочтут стихи

1 - й чтец. Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

2 - й чтец. Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить!

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море.

3 - й чтец. Нужны реки и леса,

Нужно счастье, нужно горе

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

4 - й чтец. Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг.

Список используемой литературы

1. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Авт.- сост. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина.-М.: ВАКО, 2008.-368с.

2.Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2006. – 204 с.

3.Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы / Л.И. Саляхова – М.: Глобус, 2007. -367с

4.Конвенция о правах ребенка (любое издание).

5.Конституция РФ (любое издание, не позднее 1993 года.

Викторина для школьников с ответами по праву

Викторина для младших и средних школьников с ответами.

Интересная и познавательная викторина для учащихся начальных и средних классов.

  1. Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.
  1. Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? Ответ: Союз, объединение.
  1. Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.
  1. Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ.
  1. Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.
  1. На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.
  1. Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.
  1. Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.
  1. Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.
  1. Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.
  1. Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.
  1. Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий - волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины.
  1. Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы .
  1. Установившиеся правила общественного поведения. Ответ: Обычаи.
  1. Народное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства. Ответ: Референдум.
  1. Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.
  1. В 2000-м году начался новый век и новая... Ответ: Эра .

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

– Да

Отгадай сказку.

  1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
  2. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)
  3. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
  4. В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
  5. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
  6. В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
  7. В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
  8. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».
  9. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
  10. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
  11. Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.
  12. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
  13. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
  14. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.
  15. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
  16. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
  17. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
  18. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
  19. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
  20. Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

конкурс. «Анаграммы»

Задание : участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

Карточка №1.

Ребенок - к о р ё н б е

Семья – м я с ь е

Страна – а р а н с т

Документ – к у н т е м о д

Закон – к о н з а

Политика – и п о к а л и т

Жизнь – з и н ь ж и

Родители – д и л и е т о р

Карточка №2.

Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н

Порядок – Я Д П О Р О К

Право – В О Р А П

Союз – Ю З О С

Подросток – С О Д Р О П К Т О

Школа – Л О К А Ш

Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д

Медицина – Д Е М И Н А Ц И

Карточка №3.

Отдых – Д Ы Х О Т

Образование – Р О З А В И Н А Б Е О

Досуг – Д У Г О С

Человек – Л О В Ч Е К Е

Слово – В О С О Л

Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж

Отец – Ц Е Т О

Дружба – Ж Б А Р У Д

Карточка №4.

Школьник – К О Л Ь Ш И К Н

Малыш – Ш Ы Л А М

Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я

Собрание – Е Б Р А Н И С О

Общество – Б О С Т В О Щ Е

Группа – П Р А П У Г

Опекун – К Е У Н О П

Мнение – Н Е М Е Н И

Карточка №5.

Норма – М Р А Н О

Забота – Б О З А Т А

Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы

Поступок – С Т У К О П О П

Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я

Радость – Д О Р А С Т Ь

Опека – К Е П О А

Согласие – С И Л А Г О С Е

Конкурс «Знаешь ли ты государственные праздники?»

Соотнесите название государственных праздников с их датами:
1. Новый год А. 23 февраля
2. Праздник Весны и Труда Б. 1 января
3. День защитника ОтечестваВ. 9 мая
4. Рождество Христово Г. 1 мая
5. День Победы Д. 4 ноября
6. День народного единства Е. 7 января
7. День независимости России Ж. 8 марта
8. Международный женский день З. 12 июня