Угол столкновения тр средств движение перекрестное попутное. Столкновение транспортных средств. Особенности расследования наездов на пешеходов

Важнейшей характеристикой, отражающей механизм дорожно-транспортного происшествия, является его вид. Различают 9 видов ДТП:

1) столкновение;

2) опрокидывание;

3) наезд на препятствие;

4) наезд на пешехода;

5) наезд на велосипедиста;

6) наезд на животное;

7) наезд на гужевой транспорт;

8) наезд на стоящее транспортное средство;

9) прочее происшествие.

Определение вида ДТП, на первый взгляд, не представляет трудностей, однако на практике нередко производится неточно. Для исключения возможных ошибок необходимо запомнить следующие особенности отдельных видов происшествий.

1. К столкновениям относятся только те происшествия, при которых движущиеся ТС столкнулись между собой либо с подвижным составом железных дорог, либо с транспортным средством, внезапно остановившимся вследствие технической неисправности, резкого торможения перед запрещающим сигналом светофора, неожиданно возникшим препятствием и т. п.

Столкновения могут быть:

Встречными;

Попутными (цепными);

Боковыми.

2. . К опрокидываниям относятся происшествия, при которых движущееся ТС теряет устойчивость и опрокидывается вследствие воздействия неблагоприятных погодных условий, технической неисправности, неправильного размещения или крепления груза, а также из-за применения неправильных приемов управления.

Пример.

Если автомобиль опрокинулся вследствие превышения критической скорости движения на повороте - это опрокидывание. Если же водитель резко изменяет направление движения автомобиля после незначительного касательного столкновения сдругими ТС и вследствие этого совершает опрокидывание, то возникшее происшествие квалифицируется как столкновение.

3. К наездам на препятствие относятся ДТП, при которых транспортное средство наехало на неподвижный предмет (столб, дерево, опоры моста, ограждения, кучи строительных материалов) или ударилось о него.

4. Кнаездам на пешеходов причисляются случаи наезда на людей, передвигающихся пешком, катающихся на самокатах, санках, коньках, лыжах, инвалидных колясках без двигателя. К данному виду ДТП принято относить наезды на детей, передвигающихся на трехколесных велосипедах, а также происшествия, при которых выступающие за габарит транспортных средств части или грузы нанесли телесные повреждения пешеходам. Наездом на пешехода считаются случаи, когда человек получает травму, натолкнувшись на движущееся ТС.

Пример.

Гражданин К., будучи в нетрезвом состоянии, стоял на обочине дороги. В момент, когда мимо него проезжал грузовой автомобиль, он покачнулся в сторону проезжей части и был сбит запирающим крюком правого борта грузовика. Происшествие квалифицируется как наезд на пешехода.


5. Кнаездам на велосипедиста относятся происшествия, при которых транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде без двигателя, или когда сам велосипедист наехал на движущееся ТС.

6. Кнаездам на стоящее транспортное средство относятся происшествия, при которых одно ТС наехало на другое стоящее ТС либо на прицеп.

7. Кнаездам на гужевой транспорт относятся происшествия, при которых ТС наехало на упряжных животных или гужевые повозки, а так же происшествия, когда упряжные животные или гужевые повозки сами ударились в движущееся ТС.

8. Кнаездам на животных относятся происшествия, при которых ТС наехало на птиц, диких или домашних животных (в том числе вьючных и верховых) либо сами эти животные и птицы ударились о движущееся ТС, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

9. Кпрочим происшествиям относятся :

1) сходы трамваев с рельсов, не вызванные столкновениями или опрокидываниями;

2) падения перевозимого груза или отброшенного колесом ТС предмета на человека, животное или другое ТС;

3) наезды на лиц, не являющихся участниками дорожного движения;

4) наезды на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, дерево, деталь автомобиля);

5) падение пассажиров с движущегося ТС или внутри его вследствие резкого торможения, ускорения или изменения направления движения.

Падения пассажиров, возникающие при столкновениях, опрокидываниях или наездах ТС на препятствия, к прочим происшествиям не относятся.

Пример 1.

Пассажир получил телесные повреждения, упав от толчка, возникшего при наезде автобуса на бордюрный камень. Данное происшествие будет квалифицироваться как наезд на препятствие.

Пример 2.

Чтобы избежать наезда на пешехода, водитель автомобиля ГАЗ-33021 резко повернул руль влево, выехал на полосу встречного движения и допустил столкновение с движущимся во встречном направлении автобусом ПАЗ-5269. При ударе из кузова автомобиля ГАЗ-33021 выпал пассажир, который получил тяжкие телесные повреждения. Происшествие квалифицируется как столкновение, так как именно столкновение вызвало падение пассажира.

Пример 3.

В результате поломки рулевой тяги водитель автомобиля МАЗ-64226 совершил наезд на человека, который косил траву на полосе отвода дороги. Данное ДТП по виду относится к прочим происшествиям, поскольку пострадавший не являлся участником дорожного движения.

В осмотре мест данных происшествий непременно участвуют сотрудники ДПС. Причем степень их участия весьма значительна. На них возлагаются: охрана места ДТП, обеспечение безопасности работы СОГ, восстановление движения, оказание помощи следователю в составлении схемы происшествия, осмотре ТС и выполнения других неотложных действий.Это объясняется не только мобильностью данной службы и наличием у ее должностных лиц соответствующих полномочий, но и объективными трудностями формирования и обеспечения своевременного выезда на места происшествий полноценных следственно-оперативных групп, большой трудоемкостью предстоящих поисковых мероприятий.

Классификация видов столкновений транспортных средств, отвечающая потребностям автотехнической экспертизы, должна способствовать подбору методов и наиболее полной разработке методике экспертного исследования обстоятельств, определяющих механизм столкновения.

Классификация видов столкновений приведена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Классификация видов столкновений ТС

К общим признакам принадлежат следующие:

1 Перемещение одного транспортного средства в поперечном направлении по отношению к полосе движения другого в процессе их сближения (классификация по направлению движения ТС). Признак определяется: величиной угла столкновения б, которая может быть установлена по следам колес обоих ТС перед столкновением, по расположению ТС и следов их перемещения после происшествия, по направлению отбрасывания отделившихся от них объектов (осколки стекол и др.), по полученным при столкновении деформациям.

По этому признаку столкновения подразделяются на 2 группы:

  • а) продольное - столкновение без относительного смещения ТС в поперечном направлении, т.е. при движении их параллельными курсами (угол б равен 0 или 180°);
  • б) перекрестное столкновение - столкновение при движении ТС непараллельными курсами, т.е. когда одно из них смещалось в поперечном направлении в сторону полосы движения другого (угол б не равен 0 или 180°);
  • 2 Перемещение ТС в продольном направлении по отношению друг к другу (классификация по характеру взаимного сближения ТС). Признак также определяется величиной угла столкновения б.

По этому признаку столкновения подразделяются на три группы:

  • а) встречное - столкновение, при котором проекция вектора скорости одного ТС на направление скорости другого противоположна этому направлению; ТС сближались с отклонением навстречу друг к другу (угол б >90є,
  • б) попутное - столкновение, при котором проекция вектора скорости одного ТС на направление скорости другого совпадает с этим направлением; ТС сближались, смещаясь с отклонением в одном направлении (угол б
  • в) поперечное - столкновение, при котором проекция вектора скорости одного ТС на направление скорости другого равна нулю (угол б равен 90є, 270°).

Если угол б настолько мало отличается от нуля или от 90°, что применяемые методы исследования не позволяют установить этого отклонения, и если возможное отклонение не окажет существенного влияния на механизм столкновения, то последнее может быть определено соответственно как продольное или поперечное.

3 Относительное расположение направлений продольных осей ТС в момент столкновения. Признак определяется величиной угла взаимного расположения их продольных осей б0, который устанавливается на основании трасологических исследований следов и повреждений в местах непосредственного контакта ТС при столкновении. В некоторых случаях угол б0 может быть установлен по следам колес перед местом столкновения.

  • а) прямое - столкновение при параллельном расположении продольной или поперечной оси одного ТС и продольной оси другого (угол б0 равен 0,90?);
  • б) косое - столкновение, при котором продольные оси ТС располагались по отношению друг к другу под острым углом (угол б0 не равен 0, 90?).
  • 4 Характер взаимодействия контактирующих участков ТС в процессе столкновения. Признак определяется по деформациям и следам на участках контакта.

По этому признаку столкновения подразделяются на группы:

  • а) блокирующее - столкновение, при котором в процессе контактирования относительная скорость ТС на участке контакта к моменту завершения деформаций снижается до нуля (поступательные скорости движения ТС на этом участке уравниваются). При таком столкновении на участках контакта помимо динамических остаются статические следы (отпечатки);
  • б) скользящее - столкновение, при котором в процессе контактирования происходит проскальзывание между контактирующими участками вследствие того, что до момента выхода ТС из контакта друг с другом скорости не выравниваются. При этом на контактирующих участках остаются лишь динамические следы.
  • в) касательное - столкновение, при котором вследствие малой величины перекрытия контактировавших частей ТС получают лишь несущественные повреждения и продолжают движение в прежних направлениях (с незначительным отклонением и снижением скорости). При таком столкновении на участках контакта остаются горизонтальные трассы (царапины, притертости). ДТП является следствием не сил взаимодействия при ударе, а последующего наезда на другие препятствия.
  • 5 Направление вектора равнодействующей векторов ударных импульсов (направление линии столкновения) по отношению к месту расположения центра тяжести данного ТС, что определяет характер его движения после столкновения (с разворотом или без разворота). По этому признаку столкновения подразделяются на 2 группы:
    • а) центральное - когда направление линии столкновения проходит через центр тяжести ТС;
    • б) эксцентричное - когда линия столкновения проходит на некотором расстоянии от центра тяжести, справа (правоэксцентричное) или слева (левоэксцентричное) от него.
  • 6 Место расположения по периметру ТС контактировавшего при ударе участка (классификация по месту нанесения удара). Признак (наряду с углом взаимного расположения б0) определяет взаимное расположение ТС в момент столкновения.

По этому признаку столкновения подразделяются на следующие группы:

  • а) переднее (лобовое) - столкновение, при котором следы непосредственного контакта при ударе о другое ТС расположены на передних частях;
  • б) переднее угловое правое и в) переднее угловое левое - столкновение, при котором следы контакта расположены на передних и примыкающих к ним боковых частях ТС;
  • г) боковое правое и д) боковое левое - столкновение, при котором удар был нанесен в боковую сторону ТС;
  • е) заднее угловое правое и ж) заднее угловое левое - столкновение, при котором следы непосредственного контакта расположены на задних и прилегающих к ним боковых частях ТС;
  • з) заднее - столкновение, при котором следы контакта, возникшие при ударе, расположены на задних частях ТС.

Такая система классификации видов столкновений позволяет охватить все возможные виды двух и более столкновений ТС и формализовать характеристику любого столкновения.

В зависимости от необходимости столкновение может характеризоваться не по всем классификационным признакам, а лишь по некоторым из них. В предполагаемую систему классификации могут быть включены и другие классификационные группы в в зависимости от целей классификации.

Существует не один вид ДТП. И каждому человеку следовало бы уметь разбираться в данной теме. К сожалению, ежедневно случается масса аварий. И все они разные. Так что стоит рассказать об их видах, чем они характеризуются.

Определение

Перед тем как рассказывать про виды ДТП, следует дать называется событие, которое возникает в процессе движения по дорожному покрытию транспортного средства. Характеризуется оно наличием травмированных, раненых или погибших людей (это: пешеходы, пассажиры, водители), поврежденных или разбитых окончательно транспортных средств и сооружений. Также обычно имеет материального ущерба. Это - если говорить об общей характеристике. Но вообще тема более подробная, и вот потому стоит раскрыть её в полной мере.

Столкновение и опрокидывание

Начать стоит с этих типов. Данные виды ДТП встречаются достаточно часто. Столкновение - это, например, происшествие, при котором одно транспортное средство въезжает в другое, которое двигалось также по проезжей части. К данному типу еще относят столкновение с машиной, которая остановилась внезапно. Чаще всего это происходит в двух случаях. Первый - если машина остановилась из-за своей технической неисправности. Второй - когда она резко затормозила из-за выскочившего на проезжую часть в неположенном месте пешехода. Кстати, в таком случае виноват именно он.

Опрокидывание - это ситуация, при которой движущаяся машина перевернулась. Один из самых опасных видов ДТП, кстати. Ведь во время переворачивания и люди, находящиеся внутри ТС, получают немалое количество травм, и машина в момент падения сильно деформируется. При таких авариях важно, чтобы человек как можно быстрее выбрался из ТС.

Наезды

И про эти виды ДТП стоит рассказать. Итак, первый тип - наезд на стоящее ТС. При нем машина, следующая по дороге, наезжает на автомобиль, который где-либо был припаркован. Есть еще такой вид ДТП - наезд на препятствие. Он характеризуется тем, что машина, двигавшаяся по проезжей части, врезалась в неподвижный объект. Им обычно бывает ограждение, деревья, столбы или даже мостовые опоры. Впрочем - всё, что не движется. Часто происходят такие аварии из-за невнимательности водителя или по той причине, что он просто выбрал лучший исход событий. Что имеется в виду? Например, водитель следовал по трассе в загородной местности. Вдруг откуда ни возьмись на дорогу выбегает пешеход, естественно, в неположенном месте. Водитель быстро реагирует - он выворачивает руль в правую или в левую сторону, из-за чего врезается в ограждение, в дерево или во что-то другое. Но сделано это из следующих соображений: лучше уж будет разбит капот, чем сбит и убит человек. Это и называется лучшим исходом.

А вот теперь про наезд на пешехода. Это ситуация, при которой автомобиль сбивает человека. Или же тот сам натолкнулся на машину. Существуют наезды на велосипедистов, на Если в первом случае всё понятно, то второй стоит пояснить. Наезды на гужевые повозки - это ситуации, при которых автомобиль наезжает на животных в упряжке. К данной категории относятся и случаи, когда водитель сбивает одиночное животное. Или то само бросается под колеса.

Другие случаи

Выше были рассмотрены определенные виды ДТП и их характеристика. Но еще есть один довольно известный тип аварий. И это - падение пассажира. Характеризуется тем, что человек падает из транспортного средства, находящегося в движении. Ситуации, конечно, странные, но, на удивление, часто встречающиеся: пассажиры открывают двери автомобиля/маршрутки и на ходу оттуда выпрыгивают, желая выйти раньше. К этому же типу ДТП относятся случаи, когда люди падают в салоне ТС. Это часто встречается в маршрутных такси, например, когда автобус резко тормозит, и пассажиры теряют равновесие, особенно стоящие.

Вот сколько видов ДТП существует. Но есть еще одна категория. К ней относятся все, которые не имеют отдельной характеристики. То есть при которых случается падение груза, перевозимого машиной; когда отбрасывается колесом какой-либо предмет, попадающий в человека; или когда автомобиль наезжает на людей и на препятствия, не имеющих отношения к дорожно-транспортному движению. Как это? Нередкие случаи, к сожалению: например, водитель не справился с управлением и на полной скорости буквально “влетел” в магазин, в овощной прилавок и т. д.

О пострадавших

Итак, выше было рассказано про понятие и виды ДТП. Теперь следует поговорить про тех людей, которые являются пострадавшими в случае аварий. Итак, погибшие. Это - люди, умершие на месте ДТП или же ушедшие на тот свет в течение последующих семи суток из-за последствий аварии.

Раненые - это люди, получившие при ДТП повреждения, из-за которых им пришлось быть госпитализированными как минимум на сутки. Также таковыми считаются личности, получившие направление на амбулаторное лечение из-за аварии.

О причинах

Виды и причины ДТП стоит знать каждому. И если то, какие бывают аварии, понятно, то вот о предпосылках, из-за которых они случаются, надо рассказать. Чаще всего аварии происходят потому, что водитель или пешеход нарушил правила дорожного движения. Например, автомобилист сбил человека, так как двигался со скоростью 50 км/ч по дворовым территориям, где допустимый максимум - 20 км/ч. Такое случается. Или он летел со скоростью 90 км/ч в черте города, не притормозил у пешеходного перехода, а там как раз начинал переходить дорогу человек. Последствия понятны.

Пешеходы также нередко являются нарушителями, например, переходят дорогу в неположенном месте. Это тоже часто является причиной аварий. Так что каждому пешеходу стоило бы запомнить: потратив 2 минуты и дойдя до ближайшей “зебры” или подземного перехода, он может сохранить себе здоровье и жизнь. Себя остановить проще, чем машину на скорости.

Еще причиной иногда становится техническая неисправность автомобиля или неграмотное размещение груза на ТС. Недостаточная квалификация человека, сидящего за рулем, тоже к таковым относится, как и неудовлетворительные дорожные условия. В общем, проезжая часть - место, полное опасностей и неожиданностей, так что каждый участник движения обязан быть аккуратным.

Статистика

Напоследок пару слов о статистике. Естественно, чаще всего аварии случаются по причине того, что за рулем сидел либо либо малоопытный. На перекрестках происходит около 30% всех ДТП и 60% - столкновений.

Приблизительно половина аварий случаются в темное время суток. На подъемах и спусках случается 7% всех ДТП. Также стоит знать, что больше всего аварий происходит в сентябре. Вероятность стать виновником аварии увеличивается пропорционально количеству проведенных за рулем часов. Подавляющее большинство ДТП, связанных с неисправностью ТС, происходят из-за плохого ножного тормоза. Примерно 14% происходят по причине неисправного рулевого управления.

В общем, причин может быть масса. И чтобы избежать аварий, водитель должен быть внимательным как к происходящему на дороге, так и к своей машине. А пешеход обязан соблюдать ПДД и передвигаться в соответствии с правилами.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ СТОЛКНОВЕНИЯ

I. По направлению движения ТС.

1. Продольное - столкновение без относительного смещения ТС в поперечном направлении, т.е. при движении их параллель­ными курсами (угол α равен 0 или 180 градусам).

2. Перекрестное - столкновение при движении ТС непарал­лельными курсами, т.е. когда одно из них смещалось в попереч­ном направлении в сторону полосы движения другого (уголαне равен 0 или 180 градусам).

II. По характеру взаимного сближения ТС .

Признак ДТП определяется величиной угла столкновения.

По этому признаку столкновения делятсяна:

1. Встречное - столкновение, при котором проекция вектора скорости одного ТС на направление скорости другого противоположна этому направлению; ТС сближались с отклонением навстречу друг другу (угол α > 90; < 270 градусов).

2. Попутное - столкновение, при котором проекция векто­ра скорости одного ТС на направление скорости другого совпадает с этим направлением; ТС сближались, смещаясь с отклонением в одном направлении (угол α < 90; > 270 градусов).

3. Поперечное - столкновение, при котором проекция век­тора скорости одного ТС на направление скорости другого равна О (угол α равен 90; 270 градусам).

III. По относительному расположению продольных осей ТС .

Признак определяется величиной угла взаимного расположения их продольных осей.

1. Прямое - столкновение при параллельном расположе­нии продольной или поперечной оси одного ТС и продольной оси второго ТС (угол α равен 0; 90 градусам).

2. Косое - столкновение, при котором продольные оси ТС" располагались по отношению друг к другу под острым углом;

(угол α не равен 0; 90 градусов).

IV. По характеру взаимодействия ТС при ударе.

Признак определяется по деформациям и следам на участках контакта.

По этому признаку столкновения делятся на:

1. Блокирующее - столкновение, при котором в процессе контактирования относительная скорость ТС на участке контак­та к моменту завершения деформаций снижается до 0.

2. Скользящее - столкновение, при котором в процессе кон­тактирования происходит проскальзывание между контактиро­вавшими участками вследствие того, что до момента выхода ТС из контакта друг с другом скорости движения их не уравнивают­ся.

3. Касательное - столкновение, при котором вследствие ма­лой величины перекрытия контактировавших частей ТС полу­чают лишь несущественные повреждения и продолжают движе­ние в прежних направлениях (с незначительным отклонением и снижением скорости). При таком столкновении на участках контакта остаются горизонтальные трассы (царапины, притертости).



V. По направлению удара относительно центра тяжести .

Признак определяется по направлению вектора равнодействующей векторов ударных им­пульсов.

По этому признаку столкновения делятся на:

1. Центральное - когда направление линии столкновения проходит через центр тяжести ТС.

2. Эксцентрическое - когда линия столкновения проходит на некотором расстоянии от центра тяжести, справа (правоэкс-центрическое) или слева (левоэксцентрическое) отнего.

VI. По месту нанесения удара .

По этому признаку столкновения делятся на:

1. Переднее (лобовое) - столкновение, при котором следы непосредственного контакта при ударе о другое ТС расположены на передних частях.

2. Переднее угловое правое и переднее угловое левое- стол­кновение, при котором следы контактарасположены на задних и прилегающих к ним боковых частях ТС.

3. Боковое правое и боковое левое - столкновение, при ко­тором удар был нанесен в боковую сторону ТС.

4. Заднее угловое правое и заднее угловое левое - столкно­вение, при котором следы непосредственного контакта располо­жены на задних и прилегающих к ним боковых частях ТС.

5. Заднее - столкновение, при котором следы контакта, воз­никшие при ударе, расположены на задних частях ТС.



Классификация видов столкновений ТС, отвечающая потребностям автотехнической экспертизы, должна способствовать систематизации методов и наиболее полной разработке методики экспертного исследования обстоятельств, определяющих механизм столкновения.

Основным требованием, предъявляемым к любой классификации помимо соответствия ее цели, ради которой она проводится, является четкая формулировка классификационных признаков, обеспечивающая полный охват всех членов системы, исключающая возможность попадания однородных членов в разные классификационные группы и разнородных - в одну и ту же группу. Такая классификация видов столкновений TC в литературе отсутствует.

Классификация видов столкновений, в наибольшей мере удовлетворяющая указанным требованиям, приведена на рис. 1.1.

Классификационные признаки, определяющие механизм столкновения ТС, подразделяются на 2 основные группы: признаки, общие для столкновения двух TC в целом, и признаки, относящиеся, отдельно к каждому из них, которые могут и не совпадать.

К общим признакам принадлежат следующие.

I. Перемещение одного TC в поперечном направлении по отношению к полосе движения другого в процессе их сближения (классификация по направлению движения ТС). Признак определяется величиной угла столкновения а 1 , которая может быть установлена по следам колес обоих TC перед столкновением, по расположению TC и следов их перемещения после происшествия, по направлению отбрасывания отделившихся от них объектов (осколки стекол и др.), по полученным при столкновении деформациям.

По этому признаку столкновения подразделяются на 2 группы:

1) продольное - столкновение без относительного смещения TC в поперечном направлении, т. е. при движении их параллельными курсами (угол а 1 равен 0 или 180°);

2) перекрестное - столкновение при движении TC непараллельными курсами, т. е. когда одно из них смещалось в поперечном направлении в сторону полосы движения другого (угол а 1 не равен 0, 180°).

Рис. 1.1. Классификация видов столкновений TC

II. Перемещение TC в продольном направлении по отношению друг к другу (классификация по характеру взаимного сближения ТС). Признак также определяется величиной угла столкновения а 1 .

По этому признаку столкновения подразделяются на следующие 3 группы:

1) встречное - столкновение, при котором проекция вектора скорости одного TC на направление скорости другого противоположна этому направлению; TC сближались с отклонением навстречу друг другу (угол а 1 >90°,

Еще по теме § 1. Классификация видов столкновений TC:

  1. 7.1. Классификация видов имущества. Особенности организации страхованияСтрахование имущества промышленных предприятий, учреждений и организаций
  2. Классификация видов, типов и форм культуры и искусства.
  3. 11.2 Отраслевые классификации видов экономической деятельности
  4. 2.3.1. Классификация видов педагогической рефлексии на основе функциональных позиций учителя в учебном процессе