Туда где оскорбленному есть чувству уголок. Где уголок для оскорбленных чувств? Чувству времени человека печатной культуры свойственны кинематографичность, последовательность и изобразительность

Урок 24 «ПОЙДУ ИСКАТЬ ПО СВЕТУ, ГДЕ ОСКОРБЛЕННОМУ ЕСТЬ ЧУВСТВУ УГОЛОК…» (анализ IV действия)

28.03.2013 16901 2756

Урок 24 «пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок…»
(анализ IV действия)

Цел и: совершенствовать навыки анализа произведения; определить черты новаторства Грибоедова в создании комедии нового типа; показать значение пьесы для русской литературы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

ч тение крылатых выражений.

II. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

Действие III было кульминационным. В IV действии наступает развязка. В ходе урока подумайте: имеет ли завершение социальный конфликт?

Итак, IV действие: гости разъезжаются по домам, Фамусова бранят за скучный бал:

Ну, бал! Ну, Фамусов! Умел гостей назвать!

…И не с кем говорить, и не с кем танцевать.

Но тут появляется запоздавший гость – Репетилов. Что вы можете сказать о нем? Какие мысли «бродят» в его голове? Кем его считают окружающие? (Он болтун и пустомеля, говорит о таких вещах, в которых ничего не смыслит. В его речи сочетаются разговорный и высокий стили, что создает комический эффект.)

Гости, разъезжаясь, все еще обсуждают безумие «бедного» Чацкого. «Приговор» ему вынесен окончательный, и отмене не подлежит.

Теперь проследим за развязкой любовного конфликта.

2. Чтение по ролям 10–13-го явлений.

– Как вы думаете, может ли Софья со временем простить Молчалина и даже выйти за него замуж?

3. Комментированное чтение 14, 15-го явлений .

– Как вы считаете, имеет ли развязку конфликт общественный? (Нет, он слишком глубок, выходит за рамки произведения.)

– Кого и за что обличает в последнем монологе Чацкий?

– Справедлив ли он, бросая Софье обвинения в том, что она его «надеждой завлекла»?

– Что больше беспокоит московское общество: судьба Чацкого или мнение о происшедшем княгини Марьи Алексевны?

– Как вы думаете, есть ли победившие в споре между «веком нынешним» и «веком минувшим»?

4. Слово учителя.

Многими исследователями отмечалось, что образ Чацкого близок самому автору. Он равнодушен к чинам, карьерам, стремится к личной независимости; в нем отмечаются черты «политического вольнодумца», он критически относится к свету. Автор подчеркивает полную несовместимость взглядов, мировоззрений героя и патриархальной фамусовской Москвы. В сознании Чацкого произошло смешение двух мировоззрений – «французского» и «петербургского». За время отсутствия герой набрался «вольных мыслей», но совершенно утратил способность понимать окружающую действительность.

Долгое время критика единодушно уверяла, что Чацкий – будущий декабрист (если не явный, то, по крайней мере, по убеждениям). Но разве Чацкий похож на декабриста? Да, его «вольные размышления» в чем-то совпадают с идеями декабристов. Но так чувствовали многие образованные люди того времени. К тому же, разве можно назвать Чацкого героем, борцом? Ведь его приезд в Москву вовсе не имел цели обличать кого-то или пропагандировать свои взгляды. Так получилось невольно. Появление Чацкого ничего не изменило, наоборот, навредило лишь ему самому.

Итак, Чацкий не герой, да, кажется, вовсе и не стремится им стать. Он страдает от своего одиночества, чувствует свою общественную невостребованность, ведь он – человек активный, деятельный по натуре, преисполненный романтических чувств и порывов.

Чацкий не побеждает в споре. Но и фамусовское общество не берет верх: оно не имеет будущего.

– Какова, на ваш взгляд, дальнейшая судьба Чацкого?

III. и тог урока. Подведение итогов изучения комедии.

1. Слово учителя.

Вот мы и закончили изучение комедии Грибоедова «Горе от ума». Несмотря на традиционные классицистические черты, о которых мы говорили ранее, комедия эта – первое реалистическое произведение русской литературы. Прежде всего, для реализма характерно изображение общественно-политических конфликтов. Пьесу отличает историзм в изображении действительности. Характеры героев раскрыты глубоко и многосторонне, индивидуализированы с помощью речевых портретов. В пьесе нет развязки общественного конфликта – это свидетельство новаторства Грибоедова в создании социально-политической комедии нового типа.

Комедия написана в стихотворной форме прекрасным русским народным языком. Еще в 1825 г. Пушкин предрекал, говоря о комедии: «О стихах я не говорю: половина – должны войти в пословицу…» И он оказался совершенно прав. Вы уже зачитывали афоризмы, выписанные дома.

– Попытайтесь определить размер стиха комедии. (Вольный ямб.)

2. Выступление учащегося «Сценическая история «Горя от ума».

«Комедии пишутся лишь для того, чтобы их играли». Это высказывание Ж.-Б. Мольера вполне справедливо. Специфика драматических произведений состоит именно в их предназначении для исполнения на сцене, в действии. Поэтому прежде чем поставить окончательную точку, интересно будет проследить сценическую историю комедии «Горе от ума».

Пока ученик делает сообщение, учитель обращает внимание учащихся на фотографии знаменитых артистов: Качалова, Миронова, Юрского – в роли Чацкого.

Домашнее задание:

1) подготовиться к зачету по произведению (знание текста);

2) сбор материала к сочинению:

 «Век нынешний и век минувший»;

 «А судьи кто?»;

 Чацкий и Молчалин;

 Образ Софьи Фамусовой.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
13 июля 2017 протоиерей Павел Адельгейм

Вон из Москвы!

Сюда я больше не ездок!

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!

Карету мне! Карету!

Чацкий полагает, что его чувства оскорблены. У него не возникает желания отомстить оскорбителям его чувств. Восстановление справедливости он находит в бегстве из Москвы, уклад и нравы которой оскорбили его чувства. Чацкий уезжает, разрывая отношения с Москвой и ее обитателями. Он ищет приют, где поймут его чувства, разделят и поддержат.

отец Павел Адельгейм

Дума не разделяет позицию Чацкого. Дума полагает, что надо не бежать от оскорбителей, а расправиться с ними полицейскими мерами и защитить «чувств верующих» уголовным законом. Такую точку зрения поддерживают авторитетные представители РПЦ МП. Игумен С. Рыбко и прот. Д. Смирнов полагают допустимым применение физической силы – «освятить руку ударом».

Под определение «верующих» подпадают граждане, которые не отличаются от прочих граждан РФ формальными признаками. При помощи «чувств» нельзя объективно выделить круг граждан, оскорбление чувств которых влечет уголовную ответственность. Чувства принадлежат интимной сфере человеческой жизни. Только сам человек может судить об «оскорбленности своих чувств». Софья и Молчалин, Фамусов и Скалозуб — не имели умысла оскорбить чувства Чацкого. У него хватило ума это понять. Может, потому и горе от ума? Без формальных признаков «верующих граждан» трудно понять чувства каких граждан должен защищать уголовный закон от всех прочих граждан.

Возникает очевидная дискриминация. Граждан, которых суд признает «верующими» по неформальным признакам, а «чувства» их признает «оскорбленными» по внутреннему убеждению этих же граждан, закон защитит от всех прочих граждан РФ, чувства которых, по мнению суда, не подпадают под избранное определение «чувств верующих». Разделение граждан по неформальному признаку, поддержанное уголовным преследованием, грозит судебным произволом и социальным расколом. Защита «чувств верующих» полицейским преследованием в условиях, когда РПЦ МП, ее Патриарх, епископы и верующие пользуются исключительной заботой и поддержкой государства, выглядит неоправданной мерой.

Преследуя верующих, впрочем, как и не верующих, советская власть исходила не из эфемерной категории чувств или заботы о правах индифферентных к религии граждан, а из идеологических установок. В те времена верующие не отстаивали свои чувства и даже права. Они искали простую возможность жить среди преследований и гонений своей церковной жизнью: исповедоваться и причащаться, венчаться и крестить детей, хоронить своих близких по церковным обрядам — сохранять связь с церковными таинствами, без которых христианину не обойтись. Евангелие изначально призывает христиан с радостью принимать за имя Христово злословие и клевету, проклятия и гонения, обещая за скорби на земле великую награду в Царстве Небесном: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5, 11-12).

В новых условиях Конституция РФ предоставляет верующим законное право на свободу веры и богослужебного ритуала. Чувства и переживания, так же как мысли, мечты и надежды — не должны быть предметом рассмотрения в суде.

Родоначальник РПЦ МП не проявил такой заботы о чувствах христиан, почитая чувства вторичной ценностью. Митрополит Сергий Страгородский писал протоиерею-профессору В. Верюжскому, отвечая на его письмо по поводу лишения кафедр множества епископов: «Согласен, что перемещение епископов часто — удар, но не по Церкви, а по личным чувствам самого епископа и паствы. Но, принимая во внимание чрезвычайность положения и те усилия многих разорвать церковное тело тем или иным путем, и епископ и паства должны пожертвовать своими личными чувствами во имя блага общецерковного». Архиерей полагал, что чувствами епископа и его паствы можно пренебречь ради великого дела спасения церкви.

Теперь Дума возводит «чувства верующих» в ранг ценности, которую должен защищать уголовный закон РФ. Остается непонятным, почему «чувства верующих» возведены в особую категорию среди прочих чувств: эстетических, родительских, творческих, патриотических и проч. Конституция РФ признает недопустимой дискриминацию в области социальной, национальной, расовой, религиозной. Совершенно безумной кажется дискриминация, вторгшаяся стальными наручниками во внутренний мир человека, в его чувства, мечты и надежды. Это область ума и сердца, в которую можно входить только со свободного согласия самого человека.

«ГДЕ ОСКОРБЛЕННОМУ ЕСТЬ ЧУВСТВУ УГОЛОК...»

А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедия «Горе от ума» останется актуальной, до тех пор пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока основными ценностями будут нажива, жизнь за. счет других, а не за счет собственного труда, пока будут живы охотники угождать и прислуживаться.
Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии. Автор создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т. д. Они как бы вобрали в себя все негативные черты современного общества.
Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, «из дальних странствий возвратясь», только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый ДОМ, он обнаруживает очень сильные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.
Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софью заканчиваются ничем. На все пылкие речи героя Софья отвечает: «Ребячество!». С этого начинается драма молодого человека, которая перестает быть личной, а перерастает в столкновение со всем фамусовским обществом. Главный герой один выступает против армии старых «воинов», начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.
Прежде всего, он сталкивается с самим Фамусовым. Хозяин дома живет по своим идеалам:
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам...
Совершенно ясно, что и сам Фамусов не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, требующего «службы делу, а не лицам».
Таким образом, любовный и социальный конфликты соединяются, становясь единым целым: для героя личное счастье зависит от отношения общества к нему, а общественные отношения осложнены личными. Такая ситуация оборачивается для Чацкого, по меткому выражению Гончарова, «мильоном терзаний».
Если в начале действия Чацкий спокоен и уверен в себе, то в страстном обличительном монологе на балу в доме Фамусова он выплескивает свои эмоции:
Нет, нынче свет уж не таков...
Вольнее всякий дышит
И не спешит вписаться в полк шутов,
У покровителей зевать на потолок.
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднестъ платок.
Его образ трагичен: колкий монолог - следствие непонимания, одиночества и осознания бесполезности всех усилий изменить что-либо к лучшему.
Под тяжестью «мильона терзаний» Чацкий ломается, перестает следовать здравому смыслу. Кроме того, возникают совершенно невероятные слухи, которые кажутся нелепыми, но свет охотно передает сплетню о них:
С ума сошел!.. Ей кажется... вот на!
Недаром?
Стало быть... с чего б взяла она!
Чацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, прощаясь с Софьей и разоблачая Молчалина:
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но во всех его словах есть правда, - правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Чацкий сам - яркое доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому.
Образ Чацкого как бы не полон, рамки пьесы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и в любом случае найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких Чацких на пути Фамусовых, Молчалиных и Репетиловых, тем слабее и тише будут звучать их голоса.
Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

Где оскорбленному есть чувству уголок

Ср. Вонъ изъ Москвы! Сюда я больше не ѣздокъ!

Бѣгу, не оглянусь, пойду искать по свѣту,

Гдѣ оскорбленному есть чувству уголокъ.

Грибоѣдовъ. Горе отъ ума. 4, 14. Чацкій.
  • - Из комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова...
  • - См. ГУЛЬБА -...
  • - У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, у рыбы в море...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Гдѣ оскорбленному есть чувству уголокъ. Ср. Вонъ изъ Москвы! Сюда я больше не ѣздокъ! Бѣгу, не оглянусь, пойду искать по свѣту, Гдѣ оскорбленному есть чувству уголокъ. Грибоѣдовъ. Горе отъ ума. 4, 14. Чацкій...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Ошибочно приписывается И. В. Сталину: свидетельств, что он когда-либо говорил или писал нечто подобное, нет. Эта фраза из романа «Дети Арбата» Анатолия Наумовича Рыбакова...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - См. ДОСТАТОК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. УГОДА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. БОГАТСТВО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ЛЮБОВЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СЧАСТЬЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - прил., кол-во синонимов: 1 трусливый...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 4 мужественный неустрашимый смелый храбрый...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 разжалобливавшийся...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 разжалобившийся...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 2 разленившийся ставший ленивым...

    Словарь синонимов

"Где оскорбленному есть чувству уголок" в книгах

Да – работе, нет – чувству вины

Из книги Чего хочет ваш малыш? автора Блау Мелинда

Да – работе, нет – чувству вины Неважно, чем занималась женщина до рождения ребенка – делала блестящую карьеру, уютненько сидела в офисе, была волонтером или предавалась любимому хобби. Так или иначе, наступает момент – для одних уже через месяц после родов, для других

Чувству времени человека печатной культуры свойственны кинематографичность, последовательность и изобразительность

Из книги Галактика Гутенберга автора Маклюэн Герберт Маршалл

Чувству времени человека печатной культуры свойственны кинематографичность, последовательность и изобразительность После того как под влиянием книгопечатания категории количества и интенсивности переходят в ранг изолированных явлений, человек попадает в мир

Пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок!

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок! Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795-1829). Слова Чацкого (действ. 4, явл. 14): Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок! Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок! Карету

Избранный секрет № 7. Доверяем своему восьмому чувству

Из книги Секреты мотивации продавцов автора Смирнова Вилена

Избранный секрет № 7. Доверяем своему восьмому чувству У некоторых может создаться впечатление, что начальники слепы, глухи и невосприимчивы к нуждам подчиненных. Это совсем не так.Опытные начальники обладают шестым, седьмым и даже восьмым чувством в ситуации

49 Подчиняться чувству вины и долга или Следовать своим сокровенным желаниям

Из книги Что ты выберешь? Решения, от которых зависит твоя жизнь автора Бен-Шахар Тал

49 Подчиняться чувству вины и долга или Следовать своим сокровенным желаниям Страстное желание заставляет людей выходить за свои пределы, за пределы недостатков и слабостей, за пределы своих неудач. Джозеф Кэмпбелл Когда я слушаю свой внутренний голос, у меня больше

Скажите «нет» чувству беспокойства других людей

Из книги Как говорить «нет» без угрызений совести [И сказать «да» свободному времени, успеху и всему, что для вас важно] автора Брайтман Патти

Скажите «нет» чувству беспокойства других людей Если кто-то беспокоится о вас - это, в общем, совсем не так уж и плохо. Приятно знать, что кому-то интересно, не промокнете ли вы под дождем без зонтика. Но если беспокойство окружающих начинает угрожать вашему образу жизни,

Подготовка к чувству «Мы»: предоставьте ребенку опыт, ведущий к формированию связей

Из книги Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка автора Сигел Дэниэл Дж.

Подготовка к чувству «Мы»: предоставьте ребенку опыт, ведущий к формированию связей Кроме предоставления детям примера хороших отношений, мы должны подготовить их к объединению с другими, чтобы они могли стать частью организма «Мы». В конце концов, тот факт, что наша

Записывание как путь к скрытому чувству

автора Шиффман Мюриэл

Записывание как путь к скрытому чувству Пока я описала два способа поиска скрытого чувства: а) разговор с хорошим слушателем и б) размышление наедине с собой. Теперь мне хотелось бы перейти к третьему способу, а именно, к технике записывания.Если вы планируете

Как подкрасться к скрытому чувству

Из книги Лицом к подсознанию [Техники личностного роста на примере метода самотерапии] автора Шиффман Мюриэл

Как подкрасться к скрытому чувству До сих пор я описала три пути к скрытой эмоции: а) разговор, б) размышление и в) записывание. Теперь мне хочется указать вам окольный путь - запасной ход к скрытому чувству.Любой эстетический опыт, любая форма пассивного отдыха, способная

Что способствует чувству признания?

Из книги В чем нуждается ваш ребенок автора Дрешер Джон М.

Что способствует чувству признания? Если чувство признания так важно для веры в себя и для формирования личности ребенка, что могут сделать родители для того, чтобы ребенок знал, что

Гимн главному чувству

Из книги Записи из дневника в ЖЖ (2011-2015) автора Зотов Георгий Александрович

Гимн главному чувству Nov. 17th, 2014 at 6:46 PMЯ пишу книгу, и мне зверски лень.Если бы не лень, я бы заканчивал их намного быстрее. Но это невозможно. Это чувство вообще главное в моей жизни. Оно владеет мной круче любви, гнева, и многих других чувств. Иногда интересно, чего бы я

* ПАЛОМНИЧЕСТВО * Карен Газарян Где утомленному есть буйству уголок

Из книги 1968 (май 2008) автора Русская жизнь журнал

* ПАЛОМНИЧЕСТВО * Карен Газарян Где утомленному есть буйству уголок Швейцария: смерть как образ жизни В одном из эссе Умберто Эко пишет об историческом повороте во взаимоотношениях левых и правых: обнаружив, что поколение-1968 никак не извести, правые уселись на берегу и

Письмо 267 оскорбленному соседу, на Евангелие от Матфея

Из книги Миссионерские письма автора Сербский Николай Велимирович

Письмо 267 оскорбленному соседу, на Евангелие от Матфея Заповеди Христа кажутся неисполнимыми тому, кто ни разу не попытался их исполнять. Например, Господь сказал: благотворите ненавидящим вас , а ты с удивлением спрашиваешь: “Разве это возможно? Разве такая

Перейди от Мышления к Чувству

Из книги Интуиция. Знание за пределами логики автора Раджниш Бхагван Шри

Перейди от Мышления к Чувству Интеллект - это тяжелая вещь, разум более тотален. Интеллект заимствован, разум - твой собственный. Интеллект логичен, рационален; разум более чем логичен. Он сверхлогичен, он интуитивен. Интеллектуальный человек живет только аргументами.

Определяем свою цель по чувству душевного подъема

Из книги Транssерфинг. Новый взгляд автора Валдинс Инга

Определяем свою цель по чувству душевного подъема Перебирая варианты жизненного пути, задумываясь о выборе профессии, карьеры, ориентируйтесь на внутреннее чувство. Вы узнаете свой путь среди многих других по чувству душевного подъема и внутренней радости. Вы сразу

Не так уж давно в России посмеивались над постоянно оскорблявшимися мусульманами. То женские наряды в Европе их возмущают, то ель рождественская, оттого и возникли датские карикатуры, вызвавшие яростные исламские демонстрации (и да, в России все еще посмеивались над бурностью реакции), а вот когда оскорбленные карикатурами расстреляли всю редакцию «Шарли Эбдо», реакция в России изменилась. Потому что тут уже сварили новый контекст. Религия стала неприкасаемой, а идея, что можно убить, если что не так, - допустимой. Общественное мнение, то, которое следует за официальными установками, выражалось тогда фразой: «Убивать, конечно, нехорошо, но». С сочувствием смотрели трансляцию по телевизору миллионного митинга в Грозном - против этих самых карикатуристов «Шарли», только что убитых.

Карикатуристы какими были в течение веков, такими и остались, во всех странах. А ценности народные меняются почти по щелчку пальцев. Пару лет, пару арестов, пару расстрелов - и готово.

С рождения и до моих тридцати лет самым святым была Революция. Ее герои, чьими именами стали все улицы и станции метро, убивали ради победы революции, и мысли ни у кого не возникало, что мужественных цареубийц, истребителей «белых», буржуев и кулаков можно осуждать. Ленин - самый человечный человек. «Террор» было словом с положительной коннотацией, «красный террор» - без него не было бы нашего счастливого детства и светлого будущего.

Конечно, были «инакомыслящие», самиздат и тамиздат (как страшно звучали названия «Грани», «Посев», «Хроника текущих событий»!), но все понимали, что в публичном пространстве не встретишь отклонений от священных советских канонов. Карикатура на пророка, в нашем случае Ленина, обернулась бы высшей мерой наказания - расстрелом.

Сажали не только «антикоммунистов», но и марксистов, которые хотели всего лишь улучшить, подправить советскую систему. «Вернуться к ленинским нормам жизни» - так эти крамольные мысли назывались. Хотя «нормы» эти были не отсылкой к утраченной реальности, а символом веры. Всего несколько лет, и «Николашку Кровавого» признали святым и стали именовать Государем, а серийных убийц прокляли одного за другим, снимая их имена с уличных табличек.

На сегодняшний день святое советское присовокупилось к святому дореволюционному, служителями культа выступают их святейшества-богатейшества, правящие ныне и присно и во веки веков аминь. А поскольку такой бездны взаимоисключающих святынь общественное сознание переварить не в силах, оно просто отключилось. Включенной осталась одна функция: возмущаться. Ворчание можно видеть каждый день по любому поводу, но настоящие цунами возмущения следуют после подсказки пропагандистских ресурсов. Вопрос «Дождя» о том, можно ли было обойтись без блокады Ленинграда, привел к массовой истерике («как посмели такой вопрос задать? Закрыть их и повесить»). А не раз публиковавшиеся историками данные о том, как партийные начальники жировали в блокаду в то время, как люди съели уже всех крыс и перешли к людоедству, никакого возмущения не вызывали. Поскольку начальство, в том числе историческое, относится к разряду святого (кроме тех, кто не совпал с нынешней генеральной линией). Поскольку в последние годы нас погрузили в историю, прежде всего в главную войну, и мы как бы проживаем ее заново, то задаваться вопросами - естественно. Но нам велят двигаться к Победе бравурным строем и быстро, чтоб каждый день просыпаться воюющими, а засыпать победителями.

Официоз сегодняшней РФ карикатурен, но он ведь может и всю историю аранжировать в этом регистре. Депутатша - героиня крымской кампании гордится, что нигде никогда не бывала, считает, что знаменитые строки Грибоедова написал полководец Суворов, а могла бы и поинтересоваться историей родного края, где Грибоедов провел несколько месяцев, впав в депрессию, о причинах которой спорят. Вспомнила в связи с этим эпизод из своего детства.

Как-то дед говорит мне: пойдем сегодня в гости к великой женщине. Я сразу: к Розалии Землячке? - Да нет, что ты, она и умерла давно, - к Милице Васильевне Нечкиной (историк, академик, автор книг о Грибоедове и декабристах). Но я-то знала, что великая женщина - это Землячка, соратница Ленина, героиня без страха и упрека. Она утопила в крови Крым, за короткое время там расстреляли несколько десятков тысяч «белых» и их семей, бежавших от красного террора, но он их вскоре настиг и там. Землячка была секретарем Крымского обкома, при Сталине занимала высокие должности, награждена двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, медалью «За освобождение Москвы», урна с ее прахом захоронена в Кремлевской стене, ее имя носят улицы в разных городах России, в Москве улице Землячки вернули историческое название (Б. Татарская).

Как же понять сегодня, героиня товарищ Землячка или изверг? Защитник ленинско-сталинского государства или серийный убийца? Министерство пропаганды выработало миф про Сталина, но никак не справится с мифом про Ленина. Вроде и памятники всюду (когда соседи по бывшему лагерю их сносят, это называют вандализмом), и возлежит в сердце родины, оставаясь ключом к ней, и основатель государства СССР, единственным недостатком которого было отсутствие офшоров. Но ведь - революционер, а это самое страшное слово для тех, кто ныне и присно и во веки веков аминь. Потому и ленинских соратников трудно рассортировать. В отличие от древнегреческой мифологии, где все сложно, взаимосвязано и взаимозависимо, в мединско-прохановской мифологии все просто декретируется. Это святое, о том не вспоминать, нарушителей гнобить.

Ехать убивать на Донбасс - доблесть. Историки, публикующие факты, противоречащие советским мифам, - конченые мрази. Но психологические законы никто не отменял. В каком регистре задают повестку, в том же регистре ей и оппонируют. Это произошло с Андреем Бильжо, который выдал не рисованную, а словесную карикатуру про Зою Космодемьянскую. Нормальной реакцией было бы не заметить, пройти мимо. Как происходит во всех случаях, когда какие-нибудь байкеры или депутаты выдают перлы про то, что Киев надо брать, либералов к стенке, Цой писал песни по заказу ЦРУ, а все написанное в сети Интернет является собственностью государства. Патриоты путинизма говорят: «Чего вы кипятитесь, мало ли, кто что сказал, не обращайте внимания». Но вот и Бильжо сказал, и никто бы даже не узнал об этом, кроме посетителей его блога, да не тут-то было. Пропагандисты как с цепи сорвались: пресса, телепередачи на всех каналах - главное событие в стране, где уже почти три года единственное содержание - война. В Украине, в Сирии, а Великая Отечественная мифологическими усилиями продлена в наше время, предлагалось даже, чтобы погибшие в ней голосовали на выборах в Думу.

В моем детстве и юности эта война тоже была инструментом пропаганды, но иначе, поскольку живы были участники, свидетели, война коснулась каждой семьи, в каждой кто-то погиб - надо было быть скромнее. Мифология строилась как аллея славы всех советских героев: Павка Корчагин, Олег Кошевой, Мересьев, Космодемьянская, 26 бакинских комиссаров, 28 панфиловцев, Папанин, Челюскин, Стаханов, Матросов. Настоящая, трагическая тема война была тем убежищем, где можно было не кривить душой. Астафьев, Быков, Алексиевич - литература о войне, как и военные песни Высоцкого, была выходом из казематов советской мифологии, эти книги, фильмы и спектакли потрясали до глубины души. Потому что это было живое переживание, а не барабанная дробь.

Пока вся эта литература не хлынула целым потоком, открыв реальность войны, мы, дети, распевали между собой переиначенные песенки, где герои обыгрывались так, что никакому Бильжо не снилось. Причем в этом не было злой интенции - то была детская народная смеховая культура Средневековья, реакция на пропагандистский целлулоид. Вот у меня в семье погиб на фронте дядя, в двадцать лет, - так это святое, а несколько абстрактных для меня, ребенка, персонажей, к которым как бы и сводилась победа в войне, потому что они совершили подвиг, - нет. Потому что они представали как бы персонажами комиксов, без чувств, сомнений, смятений, ужаса, надежды. Просто veni vidi vici , и жизнь отдали легко, в этом подвиг - что одна их жизнь оказалась победой для всех. А мой дядя, по которому всю жизнь убивались бабушка и мама, не совершил подвиг, пойдя добровольцем на фронт в первый же день войны, а через год был убит? У меня есть письмо с фронта его командира: что совершил подвиг, представим к ордену. Но нет, все это забылось, никто даже не узнал, в какой братской могиле он оказался. Бабушке и не нужен был орден, ей нужен был сын. И победа. И вот победа есть, а сына нет. «Праздник, со слезами на глазах». «Наши павшие как часовые». И мне, конечно, отвратительно все это «победобесие». 28 панфиловцев? Да я все детство провела прямо напротив того леса, где шли бои за Москву, в Крюково, и все оставалось нетронутым с 1941 года. Все видела: окопы, каски, бомбы, гильзы, траншеи, фляжки… Тысячи погибших, они что, не все совершили подвиг? 16-я Армия Рокоссовского, в которую тогда входила и дивизия Панфилова, спасла Москву и не только, Смоленск, Сталинград, Берлин - Рокоссовский, его военный гений. Он выжил, командовал Парадом Победы, но ведь был репрессирован в 1937-м, ему выбили зубы и сломали ребра, дважды выводили на расстрел во внутренней тюрьме НКВД, чтоб дал, наконец, ложные показания на себя и других, а он не дал. Не герой?

В общем, посмотрела я одну передачу «про Бильжо». Проханов ни к селу ни к городу говорил, что либералам не понять, что есть другая мотивация, кроме денег, и герои едут воевать на Донбасс за идею. Шахназаров (и Прилепин там, разумеется, был, и какой-то депутат) сказал, что у него есть объяснение, почему либералы, в данном случае Бильжо, пытаются разрушить мифы о героях войны. Чтоб ослабить государство. А это - чтоб вывезти из России все ценности.

Смотря и слушая все это, не веришь своим глазам и ушам. Компании пропагандистов не хуже, чем всем, известно, кому принадлежит Россия со всеми ее ценностями, вывезенными и невывезенными. Но им поручено атаковать и оскорбляться, увлекая за собой народ, чтоб он знал, кого атаковать и на что оскорбляться в данный момент. И сколько бы Навальный ни публиковал документов и фотографий замков, офшоров и прочего виолончельного хозяйства по всему миру, оправдываться никто не будет. Хозяева дискурса не оправдываются, но оскорбляться - безотказный прием на все случаи жизни.

А ведь все эти перебранки по поводу войны, которая закончилась семьдесят лет назад, введены в оборот ради того, чтоб забыть о войнах и убитых героях недавнего времени. Сколько полегло в Чечне, сколько на «Норд-Осте» и в Беслане и сколько персонально, прицельно убитых не теми, былинными уже, фашистами, а сегодняшними, оскорбленными расследованиями Юрия Щекочихина и Анны Политковской, политическим оппонированием Галины Старовойтовой и Бориса Немцова.

Удивительным образом классический оскорбленный, униженный и гонимый («пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок») превратился в нахрапистого, требовательного, расчетливого мужика с дубиной. Который, наоборот, «в уголок поволок», кого смог.

Редакция сайт оставляет за собой право не соглашаться с мнением автора