Старая песня на новый лад: очередные поправки в закон о туризме. Юристы разъяснили туроператорам и турагентствам новый закон о туризме Ipb новый закон за туризма

Однако недавно глава Ростуризма Александр Радьков на пресс-конференции назвал новые сроки - конец 2014 года.Какие обстоятельства мешают появиться на свет новому отраслевому закону, и кто отвечает за его подготовку?

Такие подвижные и долгие сроки

Впервые о том, что готовится совершенно новый закон о туризме, отрасль узнала в августе 2013 года. Тогда на сайте Ростуризма появилась концепция документа (что-то вроде расширенного содержания), а также обоснование необходимости его появления. Также был дан адрес электронной почты, на который желающие могли бы высылать свои предложения.

Как сообщили корреспонденту HL источники в Ростуризме, изначально выход ФЗ назначили на 2016 год, собираясь приурочить его к юбилею издания первого закона «Об основах туристской деятельности», действующего с 1996 года. Однако в марте 2013 года на «Интурмаркете» от министра культуры Владимира Мединского поступило поручение ускорить выход закона. Так появился новый этап - к июню 2014-го подготовить законопроекта. Об этом бывший замглавы Ростуризм Евгений Писаревский сообщил .

Он покинул ведомство 24 января 2014 года. А на пресс-конференции, прошедшей 31 января, глава Ростуризма Александр Радьков назвал новый срок появления «согласованной концепции» - конец 2014-го.

Вообще, конечно, понятно, что подготовка закона не может занимать мало времени.


По процедуре, сначала пишется концепция, затем отправляется на общественное обсуждение (что и происходит на данном этапе), затем пишется законопроект, согласовывается с Министерством культуры, Минэкономразвития, Минфином, ФАСом, Роспотребнадзором…


После согласования и утверждения документ поступает на рассмотрение в парламент России: сначала в нижнюю палату - в Государственную Думу, где проходит три чтения, затем в Совет Федерации… но об этом говорить пока слишком рано.

Право законодательной инициативы в сфере туризма закреплено за Министерством культуры, оно и будет вносить в Госдуму готовый законопроект. Подведомственный Минкульту Ростуризм - организация, которая, по сути, на практике отвечает за формирование госполитики и формирование отраслевого закона.


«В подготовке закона задействован бизнес и государственные структуры.


Это сложный вопрос, который не решается за один день. На данный момент мы рассматриваем поступающие предложения и замечания», - сообщила корреспонденту HL руководитель правового управления Ростуризма Изо Арахамия.

Не равнодушно и не форсированно

Предложения и замечания, о которых говорит г-жа Арахамия, могут попасть в Ростуризм двумя путями. Первый - через объединения участников рынка, туроператоров и турагентов. Второй - тот самый ящик электронной почты, который есть на сайте ведомства. Посмотрим, что на первом пути.

Корреспондент HL обратился в АТОР с вопросом, принимает ли Ассоциация туроператоров России участие в подготовке законопроекта, и в какой мере.

«Пока нам не поступало письменных предложений от агентств, туроператоров и региональных объединений - наших партнеров, - сообщила Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР. - Но это не значит, что они равнодушно отнеслись к переписыванию закона. Очевидно, что не имеет смысла просто ругать существующий закон, нужно вынести достойные предложения, отражающие современные реалии туристического рынка.


Сейчас идет обсуждение таких предложений: от понятийной части до взаимоотношений между участниками отрасли, просто обсуждается все не в форсированном темпе».


В другом объединении, Российском Союзе Туриндустрии, подготовлена аналитическая записка. В ней, главным образом, рассмотрены «основные проблемы законодательного обеспечения внутреннего и въездного туризма». В частности, чрезмерная ответственность ТО за все элементы турпакета - от перевозки до информации о потребительских свойствах туропродукта и штрафных санкциях. В этой связи РСТ предлагает в новом законе четко разделить ответственность каждого поставщика услуг, определить источники компенсации убытков, привести российские нормы права в соответствие с международными и внести изменения в смежные отрасли права.


Конкретных предложений и формулировок, которые можно было бы внести в законопроект или просто обсудить, в этом документе не приводится.


«РСТ свои предложения выскажет, - пообещал вице-президент РСТ Юрий Барзыкин. - Они будут касаться финансового обеспечения, защиты прав потребителей, визовых вопросов, наделением полномочиями госрегулирования федеральных органов и региональных субъектов…»

Что касается турагентских объединений, тут активность проявляет АТА (Альянс туристических агентств), созданный в августе 2013 года. Правовая комиссия Альянса, по словам его президента Андрея Гаврилова, готовит блок предложений в законопроект: «Кто знает турагентский рынок лучше самих агентов? Не хотелось бы, чтобы кто-то в Минкультуры написал текст по своим понятиям, и в итоге получился бы очередной недействующий закон». Предложения, над которыми идет работа, касаются отношений ТА-турист, ТА-ТО, электронной продажи туров, сфер ответственности ТА и саморегулируемых организаций (СРО) в сфере агентской деятельности. Предложения обещано обнародовать к лету.

Как сообщают в Ростуризме, в ведомство поступали бумаги от Организации инструкторов-проводников, Ассоциации гидов-переводчиков, Уральской ассоциация туризма…

Вторая «дверь» для идей в новый закон, через e-mail на сайте Ростуризма, тоже остается открытой. По словам Изо Арахамии, письма поступают и обрабатываются. Глава Правового управления ведомства рассчитывает опубликовать их, а также предложения от туристических объединений, во втором квартале 2014 года. То есть - не позднее июня.

«Нет господней политической воли»

Старожилы турбизнеса, среди прочих причин, связывают задержку выхода закона с уходом из Ростуризма Евгения Писаревского - его считают двигателем законотворческого процесса в отрасли.

Еще одна весомая причина - отсутствие лоббирования. Об этом прямо говорят чиновники Ростуризма, пожелавшие остаться неназванными. Применительно к «туристскому» закону оно необходимо повсеместно: в Минтрансе, МИДе, Роспотребнадзоре, Министерстве природных ресурсов, Министерстве регионального развития…

«Господней» политической воли я сейчас не наблюдаю», - резюмирует мнения коллег г-н Барзыкин.

Один из руководителей старой и заметной на рынке туроператорской компании в неофициальной беседе с корреспондентом HL предположил, что


«на фоне нефтегазовых магнатов туристическое лобби столь невелико, что представители властных структур его просто не слышат…»

13 сентября открылась работа осенней сессии Госдумы, от которой турбизнес ждет рассмотрения поправок в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», устраняющих ряд пробелов в текущей редакции закона. В очередном выпуске "Туризм и законодательство" мы рассмотрим изменения, которые предлагается внести в отраслевой закон.

Напомним, законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" был внесен в Думу и направлен в Комитет ГД по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи 21 июля 2017 г.

Основной целью законопроекта является устранение технических ошибок и ряда правовых пробелов, которые были допущены при написании федерального закона № 49-ФЗ, содержавшего текущую редакцию закона «Об основах туристской деятельности в РФ».

С полной таблицей изменений, предлагаемых проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», можете ознакомиться здесь, а мы дадим ниже разбор самых значимых поправок с "переводом с юридического".

ИСПРАВЛЕНЫ ОШИБКИ И НЕТОЧНОСТИ В ЗАКОНЕ

Одна из самых обидных ошибок содержится в ст.4.1. закона в текущей редакции, в которой устанавливается, что должностные лица туроператора не могут занимать свои должности, если сведения о компании были исключены из реестра туроператоров по основаниям, предусмотренным абзацами 4, 6-14 части пятнадцатой ст. 4.2.

«В переводе» это подразумевает практически все поводы для исключения сведений о туроператоре из реестра - даже если туроператор сам (!) подал в Ростуризм заявление о прекращении деятельности в какой-то определенной сфере туризма. Новый законопроект этот пробел устраняет, ограничивая перечень «нарушений» должностных лиц абзацами 4,6, 9, 12 и 13 части пятнадцатой ст.4.2.

Еще одна правка ст.4.1. относится к туроператорам, которые в полном объеме сформировали фонд персональной ответственности. Сейчас в законе указано, что таким операторам финансовое обеспечение ответственности не требуется. Законопроект же уточняет, что это правило распространяется только на тех туроператоров, которые осуществляют деятельность только в сфере выездного туризма. Если же речь идет о компаниях, работающих еще и в других сферах, им необходимо будет оформлять фингарантию в размере, действующем для рынков внутреннего и въездного туризма.

Законопроект также уточняет период, за который туроператоры должны отчитываться в Ростуризм и считать количество туристов, общий объем денежных средств, полученных от реализации турпродукт и проч. Сейчас в законе этот период звучит как «предыдущий год». Законопроект же уточняет - «предыдущий календарный год», т.е. приводит отраслевой закон в соответствие с другими нормативными актами.

В 2017 г. туроператоры вошли с новым законом, который устанавливал новый размер финансового обеспечения 3% на 2016 г. и 5% с 2017 г. и далее. Т.е. воспользоваться «скидкой» туроператоры в этом году не смогли.

Законопроект корректирует ст.17.2., но опять туроператорам не удастся платить менее 5%. Корректировка выглядит следующим образом: 3% на 2017 г. и 5% общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма с 2018 г.

ДОВЕРЕННОСТЬ ОТ ОПЕРАТОРА - ДО СВИДАНЬЯ

Законопроект исключает из нынешней редакции закона часть третью ст.10.1., которая требует от турагента выдачу туристу копию доверенности на заключение договоров от имени туроператоров.

Безусловно, принятие этой поправки будет радостно встречено всеми участниками рынка, т.к. по словам многих турагентов эта норма закона только мешает в работе, нежели чем защищает чьи-либо интересы.

ФОНДЫ ТУРОПЕРАТОРОВ ПРИ «ТУРПОМОЩИ»

Поправки в закон уточняют порядок расходования средств резервного фонда, указанный в ст.11.4 (часть 10). Новая редакция предполагает, что расходование средств резервного фонда на иные цели, кроме оказания экстренной помощи туристам не допускается, за исключением уплаты обязательных платежей, связанных с получением дохода от размещения средств резервного фонда и платы за ведение банковского счета, на котором размещаются средства резервного фонда.

Речь идет о налогах, которые «Турпомощь» уплачивает за доходы, полученные от размещения средств резервного фонда и расходов на содержание и обслуживание банковского счета, на котором находятся средства резервного фонда.

Те же самые поправки вносятся и в отношении средств персонального фонда - доход, полученный от размещения средств фонда, может расходоваться на уплату налогов и ведение банковского счета.

Также законопроект в случае его принятия позволит «Турпомощи» «использовать на административно-управленческие расходы, связанные с ведением отдельного учета средств фонда персональной ответственности туроператора, не более одного процента дохода, полученного от размещения денежных средств фондов персональной ответственности туроператоров за год.

Такими расходами являются, в частности, оплата аренды помещений, расходы на проведение аудита, выплата заработной платы работникам объединения туроператоров в сфере выездного туризма, расходы на услуги связи.».

Напомним, что нынешняя редакция закона подразумевает, что персональные фонды формируются на отдельных банковских счетах и по ним должен вестись отдельный учет, в то время как «Турпомощь» для этих целей открыла только один счет.

Законопроект вводит отдельную статью 11.7 - «Срок освобождения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора и порядок его продления».

Согласно этой статье, туроператор, освобождается от финобеспечения и уплаты взносов в фонд персональной ответственности на срок с начала календарного квартала, следующего за календарным кварталом, в котором размер фонда персональной ответственности достиг максимального размера, до 1 апреля следующего календарного года.

Продлять освобождение от платежей туроператору придется каждый год, для чего ему придется подавать в Ростуризм соответствующее заявление в срок не позднее 1 марта текущего года. Если туроператору откажут в продлении, то ему придется до 1 апреля заключить и представить в Ростуризм договор о финобеспечении на новый срок.

Если же отказ в продлении срока связан с недостижением максимального размера фонда персональной ответственности, туроператор в течение пяти рабочих дней со дня получения решения об отказе в продлении срока может перечислить в фонд персональной ответственности денежные средства в размере, необходимом для достижения его максимального размера, и повторно подать заявление о продлении срока.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТУРОПЕРАТОРА

Поправки в закон увеличивают срок подачи в Ростуризм сведений о новом договоре о финобеспечении в случае досрочного расторжения действующего договора - с 30 календарных дней до 45.

Также законопроект уточняет, что новый договор страхования ответственности туроператору понадобится не просто в случае отзыва лицензии у страховщика, а именно лицензии на осуществление добровольного имущественного страхования.

Ст.17.4. определяет дату наступления страхового случая по договорам финобеспечения туроператоров - день, когда туроператор публично заявил о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта.

Законопроект уточняет - «В случае, если туроператор не сделал такого заявления, но прекратил туроператорскую деятельность по указанной причине, о чем уполномоченному федеральному органу исполнительной власти стало известно, датой страхового случая считается день принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения об исключении туроператора из реестра на основании абзаца 16 части 15 статьи 4.2 настоящего федерального закона.».

Законопроект также устанавливает, что при наступлении страхового случая страховщик или гарант обязаны проинформировать Ростуризм о получении первого требования туриста о выплате из фонда финансовой ответственности или банковской гарантии.

При этом, проект закона предлагает исключить обязанность страховщика или гаранта предоставлять в Ростуризм сведения о произведенных выплатах из финобеспечения туроператора, содержащуюся в ст.17.4.

Принятых в прошлом году изменений в законодательство о туризме оказалось недостаточно, посчитали в Минкультуры

Принятые в прошлом году поправки в туристическое законодательство, которые иначе как многострадальными не назовешь, оказались неэффективными, решили в Министерстве культуры РФ. В этой связи ведомство подготовило и опубликовало на своем сайте проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования правового регулирования туристской деятельности».

Напомним, что решение об изменении законодательства, регулирующего туристическую отрасль страны, было принято парламентариями после громкого и скандального краха одного из крупнейших российских туроператоров «Ланта-тур вояж». Поправки, которые декларировались законодателями как призванные защитить туристов за рубежом, вызвали в среде профессионалов туротрасли неоднозначную реакцию.

В частности, как пишет «Коммерсант», Всероссийский союз страховщиков (ВСС) констатировал, что его предложения о создании перестраховочного пула авторы поправок попросту проигнорировали. А ведь создание такого пула, по мнению страховщиков, позволило бы избежать ситуации, в которой оказались, например, клиенты приостановившего свою деятельность в конце 2010 года туроператора «Капитал тур».

Ответственность компании, напомним, была застрахована на 100 миллионов рублей — максимально возможную на то время сумму. Страховщик туроператора принял свыше двух с половиной тысяч документов на возмещение причиненного ущерба более шести тысячам человек на общую сумму 268,8 миллионов рублей. Однако в 2011 году страховщик «Капитал тура» - компания «Инногарант» - сам прекратил свою деятельность, так и не рассчитавшись с клиентами туроператора.

Если бы к тому времени существовал страховочный пул, считают в ВСС, он позволил бы проконтролировать подлинность и адекватность договоров, которые туроператоры заключают со своими страховщиками. В свою очередь, это позволило бы избежать предоставления турфирмами недостоверной информации в Ростуризм.

Так, например, подобный инцидент произошел в 2012 году, после краха туркомпании «Идеальный мир», которая якобы была застрахована на 30 миллионов рублей, однако позднее выяснилось, что договор страхования ответственности оказался подделкой.

Принятые в прошлом году поправки в туристическое законодательство увеличили финансовые гарантии для крупных операторов выездного туризма. Согласно тексту закона, туроператоры, чей «объем денежных средств, полученных от реализации туристского продукта» за предыдущий год превысил 250 млн руб., должны быть застрахованы на 12% от этого «денежного объема».

По мнению законодателей, туроператоры, отправляющие за границу сотни тысяч туристов ежегодно, должны иметь миллиардные гарантии, не меньше. Однако, как пояснили в ВСС, в отсутствие необходимой перестраховочной емкости даже крупные страховщики не в состоянии выдавать такие большие гарантии. В результате сегодня на суммы, превышающие 100 млн руб., застрахованы всего 12 компаний, из них на сумму от 150 млн руб. до 448 млн руб.-- только пять.

Впрочем, в этот раз чиновники услышали глас страховщиков, включив в опубликованный законопроект статью, которая обязывает страховщиков, работающих с операторами выездного туризма, перестраховывать в пуле риск страховой выплаты.

В свою очередь, туроператору для включения в реестр Ростуризма необходимо будет предоставить подтверждение участия своего финансового гаранта в таком пуле. С тем, что создание такого перестраховочного пула защитит права туристов, согласился первый заместитель Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович. Заместитель руководителя Ростуризма Евгений Писаревский заявил «Коммерсанту», что его ведомство будет настаивать и на более четком определении фигурирующих сейчас в законе «денежных средств от реализации туристского продукта». Эта довольно туманная формулировка, под которой подразумевалась банальная выручка, позволила многим крупным операторам обойти требования закона, сохранив свою финансовую гарантию на прежнем уровне.

Президент подписал новый закон о туризме

Закон, вводящий, в частности, новую, дифференцированную систему взносов в ассоциацию «Турпомощь», вступит в действие 1 января будущего года


Как сообщает Ассоциация туроператоров России, Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность». Об этом сообщается на сайте Кремля.

Как напоминает АТОР, наиболее серьезные изменения закона касаются организации фонда «Турпомощи». Вместо одного «компенсационного», туроператоры будут вносить средства в два - резервный (заменит компенсационный) и фонд персональной ответственности.

Новый закон предусматривает новую дифференциацию взносов в резервный фонд:

50 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составил не более чем 10 тыс. туристов включительно, а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила не более чем 40 млн рублей;

100 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет не более чем 100 тыс. туристов включительно, за исключением туроператоров, указанных в абзаце втором настоящей части;

300 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 100 тыс. туристов, но не более чем 500 тыс. туристов включительно;

500 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 500 тыс. туристов»

Кроме того, в ассоциации туроператоров отмечают, что частично закон регулирует и агентскую деятельность. У турагента, например, появляется самостоятельная ответственность за свою часть работы с туристом: «Турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность по договору о реализации туристского продукта в отношении обязанностей турагента».

Речь, в частности, идет об обязательстве агента передать денежные средства, полученные «от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором».

Турагент также обязан уведомить туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта. Турагент обязан согласовать с туроператором, сформировавшим туристский продукт, условия путешествия (в том числе потребительские свойства туристского продукта) на основании запроса туриста и (или) иного заказчика, адресованного турагенту.

При этом в новом законе нет нормы, обязывающей агентства вступать в реестр при «Турпомощи». Документ лишь предусматривает обязанность туроператора уведомлять объединение о своих контрагентах.

Как сообщает АТОР, Госдума приняла законопроект сразу в двух чтениях 19 февраля 2016 года. На последней стадии замглавы Комитета по экономической политике и предпринимательству Михаил Емельянов внес последнюю поправку - о вступлении в силу нового закона не после официального опубликования, а с 1 января 2017 года. «Мы предложили перенести их на 1 января 2017 года для того, чтобы успеть внести соответствующие изменения в налоговое законодательство», - сообщил г-н Емельянов.

Свердловский турбизнес начал испытывать на себе первые результаты вступления в силу поправок в закон о туризме. По идее законодателей, изменения были направлены на защиту прав потребителей и упорядочение рынка. Однако на сегодняшний день и туроператоры, и турагентства, и сами граждане, желающие отдохнуть за рубежом, не понимают, как им действовать, чтобы остаться в правовом поле и не понести глобальных финансовых потерь.

Напомним, поправки в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» вступили в силу с 1 января 2017 года. Согласно документу, взносы в резервный фонд (ранее — компенсационный фонд) и фонд персональной ответственности должны были быть уплачены туроператорами до 31 января 2017 года. Компании, не сделавшие этого, подлежали исключению из реестра организаций, имеющих право работать на зарубежных направлениях.

По данным Ростуризма, в настоящее время общее количество туроператоров, продливших свое членство в ассоциации «Турпомощь» и создавших фонды персональной ответственности, составляет 584 компании. При этом 20 организаций направили в ассоциацию заявления о выходе из ее состава, еще ряд компаний, ранее работавших в сфере выездного туризма, вошли в реестр как операторы по внутреннему рынку или создали новые юридические лица, чтобы уменьшить себе размер взносов.

«Вопрос с юрлицами остается крайне запутанным. Те, кто сейчас в реестре только как операторы по России, имеют обязательства перед туристами по зарубежным направлениям с глубиной продаж до осени. Многие открыли новые ООО, чтобы сэкономить деньги. И теперь люди не понимают, что договор у них с одной компанией, средства при покупке тура они зачастую перечисляют в другую. Как в этом разобраться рядовому потребителю, и кто понесет ответственность, если турист не вылетит к месту отдыха или вылетит не вовремя, совершенно непонятно», — рассказал общественный уполномоченный по защите прав туристов Свердловской области Вадим Винер.

Следующий сложный вопрос касается взаимоотношений туроператоров и турагентств. Ряд проблем здесь возникает из-за обязанности туроператоров до середины апреля 2017 года пополнить объем своих фондов в «Турпомощи».

«Сегодня многие сделали минимальные взносы в ассоциацию в размере 100 тыс. руб. при нулевом балансе. В апреле они будут обязаны внести средства в размере 1% от общей цены турпродукта за прошлый год, а если не хотят платить еще и за продление фингарантий, то 7%. Понятно, что все хотят схитрить и не делать страховки. Однако таким образом старый механизм защиты туриста будет разрушен, а работоспособность нового пока сомнительна», — полагает Вадим Винер.

Кроме того, из-за недостаточной прозрачности формулировок нового закона возникают проблемы при получении агентствами доверенностей на продажу операторских туров.

«Каждый прочитал закон по-своему. Некоторые операторы говорят, что мы должны заключать с клиентом только их договор. А для этого нужно у операторской компании подтвердить заявку на тур. Приходится заключать с клиентом некое свое, предварительное соглашение, бронировать тур и брать за него аванс, а потом подтверждать эту заявку у туроператора и заключать с туристом новый договор уже от его имени. Учитывая, что я сотрудничаю примерно с сотней компаний, объем работы получается просто колоссальный», — пояснила директор турфирмы «Либерти» Ольга Свечкова.

При этом рентабельность агентского бизнеса в связи с законодательными изменениями еще более снизилась. Так, ряд туроператоров в целях экономии сократил агентствам комиссию за реализацию их турпродукта.

«Нагрузка на туроператоров сегодня значительно возросла, многим она непосильна при сегодняшней рентабельности. Поэтому одни компании уходят с рынка, другие снижают комиссию турагентствам на 3-4%, чтобы наполнить фонды «Турпомощи», — отметила директор компании «Инна-тур» Инна Аверьянова.

Между тем для многих турагентов такая мера означает крайнее снижение маржинальности и ведет к уходу с рынка. Для туроператоров она может обернуться потерей агентских продаж.

«Если раньше мы получали 10% и имели некоторую степень свободы, то теперь Sunmar дает только 6%, «Библио Глобус» — 7%. Получается, что если к нам обратился клиент и расплатился картой, предполагающей списание еще 2% по какой-либо программе, а валютный курс незначительно изменился, мы можем вообще ничего на этом туре не заработать. Поэтому мы стараемся на тех направлениях, где есть хоть какая-то конкуренция, сотрудничать с теми операторами, которые комиссию не снижают», — рассказала Ольга Свечкова.

Таким образом, для всех участников турбизнеса сегодня новый закон о туризме стал значительной нагрузкой. Многие организации уходят с рынка или прибегают к использованию различных схем, позволяющих сэкономить. При этом эксперты отмечают, что говорить о повышении защищенности туристов тоже пока сложно, поскольку рынок стал еще более далек от прозрачности. Впрочем, аналитики отрасли надеются, что закон будет доработан уже в ближайшее время, в том числе в процессе судебной практики.