Сколько выходных положено военнослужащему месяц. Правила поведения военнослужащего при нахождении вне расположения части. Предоставление дополнительных дней отдыха

1. Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.

1.1. Для отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в органах государственной охраны, другими федеральными законами может быть установлена иная, чем предусмотренная настоящей статьей, общая продолжительность еженедельного служебного времени (ненормированный служебный день). Указанным военнослужащим предоставляется ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью до 10 суток. Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный служебный день определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 01.07.2017 N 148-ФЗ)

2. Продолжительность служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяется распорядком дня воинской части в соответствии с требованиями общевоинских уставов. При этом указанным военнослужащим ежедневно, за исключением случаев, определяемых общевоинскими уставами, предоставляется не менее восьми часов для сна и двух часов для личных потребностей.

3. Боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы.

(в ред. Федеральных законов от 08.11.2008 N 203-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

3.1. Утратил силу. - Федеральный закон от 27.12.2018 N 545-ФЗ.

4. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования и учебных воинских частях, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Остальным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2004 N 29-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 27.12.2018 N 545-ФЗ)

Дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.

5. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск.

Продолжительность основного отпуска устанавливается:

военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет, - 30 суток;

военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 10 лет и более, - 35 суток;

военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 15 лет и более, - 40 суток;

военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, - 45 суток.

Продолжительность основного отпуска военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в год поступления на военную службу по контракту и в год увольнения с военной службы исчисляется в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, продолжительность основного отпуска увеличивается на срок до 15 суток или предоставляются дополнительные сутки отдыха в соответствии с нормами, устанавливаемыми Положением о порядке прохождения военной службы. При этом общая продолжительность основного отпуска с учетом дополнительных суток отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.1999 N 229-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

Абзац исключен. - Федеральный закон от 26.07.2001 N 105-ФЗ.

По просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, основной отпуск может быть предоставлен им по частям.

Абзацы одиннадцатый - четырнадцатый утратили силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 06.07.2006 N 104-ФЗ.

Военнослужащим, получившим среднее профессиональное образование или высшее образование в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, основной отпуск предоставляется непосредственно после получения соответствующего образования.

Продолжительность основного отпуска военнослужащих увеличивается на количество суток, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, но не менее одних суток в один конец. Если основной отпуск военнослужащим предоставлен по частям, то время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, предоставляется один раз.

5.1. Военнослужащим - ветеранам боевых действий, указанным в Федеральном законе "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ), предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 26.07.2001 N 105-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

6. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются учебные отпуска для подготовки к вступительным испытаниям и прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, прохождения промежуточной и итоговой аттестации по указанным образовательным программам в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

7. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы в период обучения в указанных образовательных организациях предоставляются каникулярные отпуска во время перерывов в учебных занятиях на сроки, определяемые настоящим Федеральным законом и Положением о порядке прохождения военной службы. Каникулярный отпуск, предоставляемый указанным военнослужащим в летнее время (летний каникулярный отпуск), является основным отпуском, а каникулярный отпуск, предоставляемый в зимнее время (зимний каникулярный отпуск), является дополнительным отпуском и в счет основного отпуска не засчитывается.

(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 14.12.2015 N 370-ФЗ)

8. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, являющимся соискателями ученых степеней, предоставляются творческие отпуска в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 04.05.2006 N 61-ФЗ)

9. Военнослужащим на основании заключения военно-врачебной комиссии предоставляются отпуска по болезни.

9.1. Военнослужащим, подлежащим медико-психологической реабилитации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на период медико-психологической реабилитации предоставляются реабилитационные отпуска в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

(п. 9.1 введен Федеральным законом от 08.11.2008 N 203-ФЗ)

10. Отпуск по личным обстоятельствам на срок до 10 суток предоставляется военнослужащему в случаях:

тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) близкого родственника военнослужащего (супруга, отца (матери), отца (матери) супруга, сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого находился военнослужащий;

пожара или другого стихийного бедствия, постигшего семью или близкого родственника военнослужащего;

в других исключительных случаях, когда присутствие военнослужащего в семье необходимо, - по решению командира воинской части.

Продолжительность отпуска по личным обстоятельствам, предоставляемого военнослужащему в соответствии с настоящим пунктом, увеличивается на количество суток, необходимое для проезда наземным (водным, воздушным) транспортом к месту использования отпуска и обратно.

Военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, в один год из трех лет до достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями кроме основного отпуска по их желанию предоставляется отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток. Указанный отпуск предоставляется также военнослужащим, проходящим в соответствии с федеральными законами военную службу после достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе и не использовавшим указанный отпуск ранее. Данный отпуск предоставляется один раз за период военной службы.

11. Супругам военнослужащих отпуск по их желанию предоставляется одновременно с отпуском военнослужащих. При этом продолжительность отпуска супругов военнослужащих может быть по их желанию равной продолжительности отпуска военнослужащих. Часть отпуска супругов военнослужащих, превышающая продолжительность ежегодного отпуска по основному месту их работы, предоставляется без сохранения заработной платы.

12. Отпуска, предусмотренные пунктами 1.1, 5.1, 6, 8 - 10 настоящей статьи, отпуска, установленные для военнослужащих Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и отпуска, предоставляемые после космического полета, являются дополнительными и в счет основного отпуска не засчитываются.

(в ред. Федеральных законов от 26.07.2001 N 105-ФЗ, от 26.04.2004 N 29-ФЗ, от 01.07.2017 N 148-ФЗ)

13. Военнослужащим женского пола предоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.02.2006 N 20-ФЗ)

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» - N 76-ФЗ - устанавливает основы российской политики в сфере правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан нашей страны, уволенных с военной службы, и членов их семей. Определяет и регламентирует свободы и права, обязанности и ответственности военнослужащих. Рассматривает подробно такие вопросы, как статус, защита чести, свободы, достоинства военнослужащих, права военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на участие в управлении делами государства и общественными объединениями, служебное время на отдых, торгово-бытовое обслуживание, продовольственное и вещевое обеспечение военнослужащих и др.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» 2015 года № 76-ФЗ был принят 6.03.1998 г.

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Статья 11. Служебное время и право на отдых 1. Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы. 2. Продолжительность служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяется распорядком дня воинской части в соответствии с требованиями общевоинских уставов. При этом указанным военнослужащим ежедневно, за исключением случаев, определяемых общевоинскими уставами, предоставляется не менее восьми часов для сна и двух часов для личных потребностей. 3. Боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, НЕСУЩИХ СЛУЖБУ В СУТОЧНОМ НАРЯДЕ

Р.А. ТРОЩЕНКО

Трощенко Р.А., преподаватель Краснодарского ВВАУЛ, подполковник.

В юридической прессе неоднократно рассматривались вопросы, связанные с реализацией права военнослужащих на дополнительный отдых. Эта тема остается актуальной.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 11 Закона, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.

Согласно п. 3 ст. 11 Закона боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2010 г. "О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха" (далее - Приказ) был определен порядок выплаты денежной компенсации военнослужащим, участвующим в мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Одновременно были внесены изменения в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 492 "Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих". Из Перечня наряду с такими видами служебной деятельности, как нахождение в служебных командировках, несение службы оперативными дежурными на командных пунктах, пунктах управления и в составе оперативных групп были исключены и такие мероприятия, как несение внутренней, гарнизонной и караульной службы.

Вопрос о том, является ли боевым дежурством несение службы оперативными дежурными на командных пунктах и пунктах управления и, соответственно, обосновано ли исключение данного вида служебной деятельности из Перечня , предметом настоящей статьи не является. Речь пойдет о компенсации военнослужащим, привлекаемым к несению внутренней службы, и, в частности, к несению службы в суточном наряде. Не требует доказательства тот факт, что к данному виду служебной деятельности привлекается большинство военнослужащих, проходящих службу по контракту. Не вызывает сомнений и то обстоятельство, что несение службы в суточном наряде длится более нормальной продолжительности ежедневного служебного времени, которое, как правило, составляет восемь часов. А значит, в конечном итоге общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащего, привлекаемого к таким нарядам, зачастую превышает нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени. Последняя, как известно, не должна превышать 40 часов.

Как следует из ст. 11 Закона, денежная компенсация вместо положенных дополнительных суток отдыха предусмотрена только в случае привлечения военнослужащего к мероприятиям, проводимым при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Не до конца ясно, почему права на получение такой компенсации изначально были лишены военнослужащие, привлекаемые к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и (или) к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни. Однако такова позиция законодателя. Теперь же, с изданием Приказа , еще более значительная часть военнослужащих лишилась права на получение денежной компенсации взамен дополнительных суток отдыха, и единственным способом компенсации при превышении продолжительности их еженедельного служебного времени нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени вследствие несения службы в суточном наряде является предоставление таким военнослужащим дополнительных суток отдыха. Однако возникает резонный вопрос: как теперь это время правильно рассчитывать и учитывать?

Напомним, что в соответствии с Порядком учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (далее - Порядок) установленным Положением о порядке прохождения военной службы учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (сверхурочное время) и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале. Форма и порядок ведения журнала устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего.

Форма и порядок ведения журнала учета времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения этих военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и представления им дополнительного времени отдыха (далее - журнал) установлены приложением 8 к Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Инструкция), утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350 "Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации".

Согласно п. 5 Порядка время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к таким мероприятиям военнослужащему предоставляются двое суток отдыха (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках - 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы. Таким образом, ранее за каждые три суточных наряда, например, в качестве дежурного по полку военнослужащий по своему усмотрению вправе был рассчитывать на два дополнительных дня отдыха либо на получение соответствующей денежной компенсации. При этом не имело значения, в какие именно дни (рабочие или выходные (праздничные)) осуществлялось несение службы в наряде.

Итак, учет в сутках ведется только в отношении мероприятий, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, и только в отношении указанных мероприятий Порядком предусмотрено предоставление двух суток отдыха за каждые трое суток привлечения к ним. В журнале этот учет не ведется, что, собственно, следует из содержания вышеуказанного приложения 8 к Инструкции. Как отмечают авторы комментариев к Положению о порядке прохождения военной службы, в таком учете отсутствует необходимость, вследствие того что привлечение военнослужащих к данным мероприятиям проводится в настоящее время на основании приказов.

Логично предположить, что поскольку служба в суточном наряде теперь уже не относится к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, постольку и ее учет в сутках вестись не должен. Соответственно, и правило "двое суток отдыха за трое суток службы в наряде" не должно применяться при решении вопроса о предоставлении военнослужащим дополнительных суток отдыха при привлечении их к несению службы в суточном наряде.

Таким образом, единственным предусмотренным действующим законодательством способом учета сверхурочного времени, возникающего вследствие службы в наряде, остается его учет не в сутках, как ранее, а в часах. Соответственно, вестись этот учет должен в журнале.

Заметим, что, строго говоря, под сверхурочным временем в Порядке подразумевается привлечение военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы именно в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени. Привлечение к тем же обязанностям в выходные и праздничные дни сверхурочным временем не называется (своей терминологии не имеет) и ведется отдельно. Однако, так же как и учет сверхурочного времени, этот учет ведется в часах, и принципиальной разницы между двумя этими видами учета нет, за исключением того, что исчисление суммарного времени исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни ведется с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно. Представляется обоснованным распространение этого правила и на случай несения службы в суточном наряде в выходные дни.

Далее в тексте и сверхурочное время, и время привлечения к исполнению обязанностей военной службы в выходные или праздничные дни, учитываемое в часах, будем именовать сложившемся в войсках термином "переработка".

Как следует из п. 3 Порядка, когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску. Таким образом, при регламенте служебного времени, предусматривающем, например, 8-часовой рабочий (служебный) день, военнослужащему предоставляются дополнительные сутки отдыха, когда суммарное время переработки достигнет указанной цифры. Это суммарное время включает в себя как сверхурочное время, так и время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни. То есть, например, если военнослужащий, проходящий службу в подразделении с пятидневной рабочей неделей и 40-часовым регламентом еженедельного служебного времени, в течение недели работал два дня по 8 часов, три дня по 9 часов, а затем еще на 5 часов (с учетом времени прибытия на службу и обратно к месту жительства) был привлечен к исполнению обязанностей военной службы в выходной день, то его переработка составила 8 часов и ему могут быть предоставлены дополнительные сутки отдыха.

Вроде бы все верно. Однако при таком подходе к подсчету переработки, возникающей вследствие несения службы в суточном наряде, получаем весьма интересный результат, который тем не менее, по мнению автора, вполне обоснован. Рассмотрим в качестве примера наряд дежурного по полку и для начала ответим на вопрос, сколько же часов длится это дежурство. Еще раз отметим, что если наряд выпал на выходные дни, то время службы в наряде согласно п. 3 Порядка включает в себя время прибытия к месту несения службы и обратно. Упростим задачу и исключим эти интервалы времени. Остается "чистое" время службы в наряде, начало которого можно обозначить с момента прибытия военнослужащего, заступающего дежурным на развод, а конец - с момента доклада заступающего и сменяющегося дежурных командиру полка о приеме и сдаче дежурства. Даже при таком "скромном" подсчете становится понятным, что время исполнения обязанностей военной службы военнослужащего при несении службы в качестве дежурного по полку составляет не менее 25 часов. Теперь от этой цифры отделим переработку. Сделаем это на примере 40-часового недельного регламента служебного времени, 5-дневной рабочей неделей с началом рабочего дня в 8:00, окончанием в 17:00 и обеденным перерывом с 13:00 до 14:00.

В соответствии со ст. 276 УВС РФ личному составу, заступающему в суточный наряд, в день заступления, в часы, указанные в распорядке дня (регламенте служебного времени), должно быть предоставлено не менее трех часов, а при заступлении в караул через сутки - не менее четырех часов для подготовки к несению службы, в том числе не менее одного часа для отдыха (сна). В различных подразделениях на практике имеют место свои особенности подготовки лиц, заступающих в суточный наряд, и, соответственно, свои временные интервалы такой подготовки. Какую-то часть рабочего времени в день заступления в наряд военнослужащий отдыхает, т.е. условно в этот день он не дорабатывает. Соответственно, эту часть времени заранее вычтем из указанных 25 часов.

Например, по месту службы автора настоящей статьи инструктаж и иные служебные мероприятия, связанные с подготовкой к заступлению в наряд, проводятся до 13 часов в день заступления. Затем следует обеденный перерыв и обязательный отдых, предусмотренный той же ст. 276 УВС РФ. Таким образом, из указанного выше 25-часового интервала исключим три часа (период отсутствия военнослужащего на службе с 14:00 до 17:00).

Далее, на общее время несения службы в суточном наряде приходится и продолжительность следующего рабочего дня. Следовательно, вычтем еще 8 часов. Спорным является вопрос, следует ли вычитать из оставшегося количества времени еще и те 4 часа отдыха (не снимая снаряжения и не раздеваясь) в наряде, которые предусмотрены ст. 264 УВС РФ. По мнению автора, нет, поскольку и в этот период военнослужащий считается исполняющим обязанности дежурного. Тем не менее уменьшим оставшееся время на эти 4 часа, и даже, в угоду скептикам, еще на 2 часа, которые примерно тратит дежурный на личный завтрак, обед и ужин, находясь в наряде.

Итак, что получается? Конечный итог: (25 - 3 - 8 - 4 - 2) = 8 часов. Таким образом, в нашем примере даже при самом неблагоприятном для военнослужащего подсчете получаем 8-часовую переработку. Следовательно, согласно п. 3 Порядка военнослужащему за такой наряд должны быть предоставлены дополнительные сутки отдыха. То есть получается, что военнослужащий, неся службу дежурным по полку, зарабатывает больше дополнительного времени отдыха, нежели при участии в мероприятиях, указанных в Перечне . На первый взгляд это кажется перебором, поскольку, таким образом, за каждые три указанных дежурства должны предоставляться трое суток отдыха, а не как ранее - двое. Однако цифры - вещь упрямая и говорят сами за себя. Кроме того, например, в период того же похода кораблей, который хотя и может длиться месяцами, военнослужащие тем не менее вряд ли ежедневно отдыхают только по 4 часа, как то имеет место при исполнении обязанностей того же дежурного по полку.

Еще более неожиданным получается результат в случае, когда военнослужащий в примере с вышеуказанным регламентом служебного времени заступает в наряд с субботы на воскресение. В этом случае переработка составляет как минимум 16 часов (не учитываются восемь часов, приходящиеся на рабочий день). Соответственно, ему должно быть предоставлено минимум двое дополнительных суток отдыха. Это вполне логично, если учесть, что тот выходной, который он провел в наряде, должен был быть ему предоставлен, собственно, за отработанную 40-часовую неделю. Но ведь, кроме того, при несении службы в наряде в выходной день неизбежно возникает переработка, поскольку суточный наряд он на то и суточный, что длится минимум сутки, а не восемь часов. Следовательно, одни дополнительные сутки являются компенсацией за непредоставленный выходной по результатам трудовой недели, а вторые, собственно говоря, за переработку. В случае предоставления военнослужащему за несение службы в указанном наряде в выходные дни только одних суток отдыха не приходится говорить о равном праве на отдых между военнослужащими, проходящими службу в одном подразделении, поскольку, например, военнослужащий, проработавший 40-часовую неделю и, кроме того, заступивший в выходные дни в суточный наряд, а в понедельник получивший отгул, имеет в конечном итоге за прошедшую неделю одинаковое количество суток отдыха по сравнению с иными военнослужащими, которые в наряд не сходили. Это явно указывает на то, что компенсацию за переработку, возникшую вследствие несения службы в суточном наряде сверх нормальной продолжительности ежедневного (а в конечном итоге - еженедельного) служебного времени, военнослужащий не получил.

Итак, в нашем примере, предоставление одних дополнительных суток отдыха, например, в понедельник компенсирует военнослужащему пропавший выходной, который был ему положен за трудовую неделю, или, что в конечном итоге то же самое, - это компенсация лишь за 8 из 16 часов привлечения его к исполнению обязанностей военной службы в выходной день сверх установленной нормальной продолжительности еженедельного служебного времени. Еще 8 из 16 часов переработки остаются некомпенсированными. Если трудовые часы перевести в деньги, то получаем в конечном итоге дискриминацию в оплате труда.

Еще один вопрос, который в рамках настоящий статьи хотелось бы поставить, - это вопрос о том, вправе ли военнослужащие присоединять переработку к основному отпуску.

Из содержания п. 1 ст. 11 Закона, п. 3 Порядка, а также формы и порядка ведения журнала можно сделать вывод о том, что продолжительность предоставленной компенсации должна соответствовать времени переработки. Соответственно, она может быть менее восьми часов. В то же время если такая компенсация своевременно (в течение текущей недели) решением командира не была предоставлена (что следует расценивать как невозможность предоставления компенсации соответствующей продолжительности) и время переработки суммарно достигло величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени, то с этого момента у военнослужащего одновременно с правом на получение дополнительных суток отдыха возникает и право по своему усмотрению использовать эти сутки - либо до начала основного отпуска, либо присоединить их к нему. При этом, по мнению автора, должностные лица, предоставляющие военнослужащему дополнительный отдых до начала отпуска, не вправе дробить накопившуюся у военнослужащего переработку кратную величине ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени, на временные интервалы менее этого времени. Соответственно, если регламент служебного времени предусматривает 8-часовой рабочий день, то военнослужащему, имеющему переработку той же продолжительности, по его желанию должны быть предоставлены дополнительные сутки отдыха целиком. Предоставление же, например, вместо целых суток по одному дополнительному часу отдыха ежедневно на протяжении нескольких дней или недель, якобы в интересах службы, должно рассматриваться как неправомерные действия должностного лица.

В заключение следует отметить, что в каждом конкретном случае, в зависимости от того, в какие дни и к какому именно суточному наряду привлекается военнослужащий, а также содержания соответствующих инструкций, регламентирующих распорядок дня и несение службы в этом наряде, должна рассчитываться и соответствующая переработка, подлежащая фиксации в журнале. Поэтому при отсутствии в подразделении этого журнала доказать свое право на дополнительный отдых будет затруднительно.

Следует помнить, что надлежащее ведение журнала является не правом, а обязанностью командиров подразделений.

Сотрудники отдельных силовых министерств и ведомств имеют право на дополнительные дни отдыха в случае привлечения их к исполнению неотложных или непредвиденных обязанностей по службе сверх установленного служебного времени.

Положения о предоставлении в этом случае работникам дополнительных дней отдыха часто встречается в ведомственных нормативных документах, при этом вопрос о количестве таких дней часто остается открытым. Цель статьи - провести анализ имеющихся нормативных актов, определиться с количеством дней дополнительного отдыха, предоставляемого работникам при вызове их на неотложную работу, определить порядок расчета и размер компенсации, выплачиваемой при отказе работника от предоставления ему этих дней отдыха.

Еще раз обращаем внимание читателей на то, что в статье пойдет речь о предоставлении дополнительного времени отдыха сотрудникам, служащим, работникам и военнослужащим, привлекаемым к участию в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Привлечение работников к выполнению этих мероприятий осуществляется в соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов и норм законодательства РФ о труде.

Обратимся сначала к ТК РФ. Из статьи 113 этого нормативного акта следует, что привлечение сотрудников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.

Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия допускается:
1) при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
2) при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование систем водоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта, связи;
3) при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Также в нерабочие праздничные дни допускается привлечение сотрудников к работам без ограничения общей продолжительности еженедельно служебного времени, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), работ, вызываемых необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

В других случаях привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

Для справки. Не допускается привлечение к сверхурочной работе беременных женщин, работников в возрасте до 18 лет, других категорий работников в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Привлечение к сверхурочной работе инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы.

В отдельных ведомственных приказах перечислены мероприятия, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени работников. Как правило, эти мероприятия касаются работников, относящихся к категории военнослужащих. Например, перечень мероприятий, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих приведен в приложении к Приказу Минобороны РФ от 10.11.1998 N 492.

Среди поименованных мероприятий указаны:
- мероприятия, связанные с введением высших степеней боевой готовности или с объявлением мобилизации, в том числе с учебными целями;
- боевое дежурство (боевая служба);
- мероприятия оперативной и боевой подготовки органов военного управления и войск (сил):
а) оперативные учения;
б) оперативно-тактические учения;
в) тактические учения с боевой стрельбой;
г) командно-штабные и штабные учения;
д) командно-штабные тренировки;
е) тактико-специальные учения;
ж) опытные и исследовательские учения;
з) мобилизационные и специальные учения;
и) летно-тактические учения;
к) военные игры;
л) маневры войск (сил);
м) оперативно-полевые поездки;
н) выходы в море кораблей (судов) и подводных лодок, вылеты авиации по плану боевой подготовки, выполнения задач обеспечения сил флота, межбазовых переходов и в чрезвычайных обстоятельствах;
- проверки состояния боевой и мобилизационной готовности, организации боевой работы, выполнения специальных задач, боевой учебы (плановые; внезапные; итоговые (контрольные));
- инспектирование войск (сил);
- проведение государственных, заводских и ходовых испытаний вновь разработанных или модернизированных образцов вооружения и военной техники; и др.

Обратите внимание! Приказом Минобороны РФ N 80 из вышеназванного перечня исключены следующие мероприятия:
- несение внутренней, гарнизонной и караульной служб; - нахождение в служебных командировках;
- несение службы оперативными дежурными на командных пунктах, пунктах управления и в составе оперативных групп;
- нахождение на кораблях 30% и более , мичманов, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (в зависимости от графика боевого заместительства), для поддержания установленной боевой готовности.

Подобные мероприятия приводятся в приложениях к приказам МЧС РФ от 25.01.2010 N 22, МВД РФ от 03.11.1997 N 721, ФСБ РФ от 26.12.2001 N 685.

Предоставление дополнительных дней отдыха

Из ведомственных нормативных актов следует, что при привлечении работников (военнослужащих) к работам, связанным с необходимостью, без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени им предоставляется день (дни) отдыха, которые для работников отдельных ведомств по желанию работников могут быть заменены денежной компенсацией.

Работник - военнослужащий. Здесь следует руководствоваться нормами, изложенными в приложении "Порядок учета служебного времени и предоставлении дополнительных суток отдыха" к Указу Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 "Вопросы прохождения военной службы". Из них следует, что время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных п. 3 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках - 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.

В приложении 8 к Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах РФ, утвержденной Приказом Минобороны РФ от 30.09.2002 N 350, приведена форма журнала учета времени привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения этих военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и предоставленного им дополнительного времени отдыха и порядок его ведения. Учет соответствующего времени в журнале ведется еженедельно и также еженедельно доводится до военнослужащих под подпись.

Графы 2 "Воинская должность", 3 "Воинское звание", 4 "Фамилия, имя, отчество" заполняются в соответствии со штатно-должностной книгой подразделения воинской части. В них включаются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту.

В случае малочисленности в подразделениях таких военнослужащих журнал ведется в структурных подразделениях воинской части. Учет времени привлечения командиров подразделений (структурных подразделений воинской части) к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения их к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и предоставленного им дополнительного времени отдыха ведется в журнале вышестоящих структурных подразделений воинской части. Учет такого времени командира воинской части ведется в журнале одного из структурных подразделений вышестоящей воинской части.

В графе 5 "Учет сверхурочного времени, час" ведется учет времени привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.
Графы 5 "Учет сверхурочного времени, час", 6 "Учет привлечения в выходные и праздничные дни, час", 7 "Суммарное время привлечения к военной службе, час" и 9 "Учет предоставления дополнительного времени отдыха, час" ведутся в часах.
Графа 11 "Учет присоединения дополнительных суток отдыха к отпуску" ведется в сутках.
Графа 12 "Учет нереализованного времени отдыха в час, сут." ведется в часах, если нереализованное время отдыха меньше восьми часов, и в сутках, если это время больше восьми часов.

Учет соответствующего времени анализируется командиром подразделения воинской части и доводится до военнослужащих под подпись еженедельно.
Когда суммарное сверхурочное время исполнения служебных обязанностей достигает величины еженедельного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему предоставляются по его желанию дополнительные сутки отдыха.

Пример 1
Военнослужащий внутренних войск МВД, работающий по контракту, был направлен 14.04.2010 на тактические учения с боевой стрельбой на двое суток (15.04.2010 и 16.04.2010). Согласно сведениям, отраженным в журнале учета времени привлечения его к сверхурочной работе, в течение одной недели (с 14.04.2010 по 18.04.2010) военнослужащий отработал трое суток сверхурочно. Сколько дней дополнительного отдыха ему положено предоставить?

Согласно перечню, утвержденному Приказом МВД РФ от 03.11.1997 N 721, тактическое учение с боевой стрельбой является мероприятием, которое проводится при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих внутренних войск МВД, проходящих военную службу по контракту. Ему за каждые трое суток привлечения к соответствующим мероприятиям предоставляется двое суток отдыха. Таким образом, военнослужащему предоставляется двое суток отдыха.

Работник - служащий Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Согласно п. 9 Правил внутреннего распорядка ФСКН, утвержденных Приказом ФСКН РФ от 25.08.2006 N 286 (далее - Правила N 286), для исполнения неотложных или непредвиденных обязанностей по службе сотрудник может привлекаться к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни на основании приказа подразделения ФСКН (в управлениях аппарата Государственного антинаркотического комитета по федеральным округам - приказа управления аппарата Государственного антинаркотического комитета по федеральному округу).

Привлечение указанного сотрудника к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени компенсируется путем предоставления ему непосредственным начальником в течение месяца дополнительных дней отдыха, но не менее времени, отработанного сверх установленного. Таким образом, количество предоставляемых дополнительных дней отдыха устанавливается в коллективном (локальном акте) самого учреждения или может быть определено в положении о региональном управлении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и управлении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по субъекту РФ. Утвержденное количество дней отдыха не должно быть меньше времени, отработанного сотрудником сверх установленного для него правилами трудового распорядка и нормативными актами.

При определении размера времени отдыха нужно учитывать нормы п. 2 Правил N 286 и ст. 91 ТК РФ, из которых следует, что общая продолжительность рабочей недели не может превышать 40 часов в неделю. Кроме того, не следует оставлять без внимания и положения ст. 153 ТК РФ. Согласно им работа в выходной или нерабочий праздничный день компенсируется следующим образом:
- работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
- работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени.
В случае, если работа в выходной и праздничный день производилась сверх месячной нормы рабочего времени, оно оплачивается в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада).

Также по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Предлагаем рассмотреть реализацию данных норм на примере.

Пример 2
Работник УФСКН, имеющий режим служебного времени с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00, в пятницу с 9.00 до 16.45, суббота, воскресенье - выходные дни, привлечен к исполнению обязанностей сверх установленного для него служебного времени. Он заступил на дежурство 07.04.2010 на сутки. Согласно действующему внутреннему типовому положению работнику, привлеченному к выполнению работ на сутки, предоставляются сутки отдыха сразу после их выполнения кроме случаев крайней производственной необходимости управления в данном работнике на следующий день после выполнения им работ, связанных с производственной необходимостью. Предположим, что такой необходимости у работодателя нет.

Работнику после проведенного дежурства 08.04.2010 предоставляется дополнительный день отдыха. Также согласно установленному для этого сотрудника режиму служебного отдыха 10.04.2010 и 11.04.2010 - выходные дни.

Обратите внимание! Работник может привлекаться к выполнению работ сверх установленного для него служебного времени только для исполнения неотложных и непредвиденных обязательств. В иных случаях привлечение сотрудников к работам сверх установленного для него служебного времени не допустимо.

Основанием для вызова на работу сверх установленного времени по причине производственной необходимости (проведения непредвиденных мероприятий) является приказ руководителя (командира соединения (ему равного) и выше) о привлечении работника (военнослужащего) к исполнению обязанностей службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с указанием в них необходимости и периода проведения мероприятий.
Для предоставления работнику (военнослужащему) дополнительных дней отдыха также оформляется приказ, издаваемый на основании заявления работника (рапорта военнослужащего).

Компенсация дней отдыха

Приказом Минобороны РФ N 80, утверждены Порядок и условия выплаты военнослужащим Вооруженных Сил РФ, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительного отдыха (далее - Порядок N 80).
Согласно п. 1 данного порядка выплачивать военнослужащим Вооруженных Сил, проходящим военную службу по контракту (далее - военнослужащие), участвовавшим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (далее - мероприятия), по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха денежную компенсацию за каждые положенные дополнительные сутки отдыха (далее - денежная компенсация).
Выплата денежной компенсации производится за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих. Она отражается в расчетно-платежной (платежной) ведомости в отдельной графе одновременно с выплатой денежного довольствия за месяц, следующий за месяцем окончания мероприятий. Основанием для начисления денежной компенсации является приказ командиров воинских частей (руководителей организаций) о выплате военнослужащим денежной компенсации с указанием количества дополнительных суток отдыха, за которые выплачивается денежная компенсация, и ее суммы, издаваемый на основании рапортов военнослужащих .
Согласно п. 3 Порядка N 80 размер денежной компенсации исчисляется по следующей формуле:

(Сумма оклада по воинской должности + Сумма оклада по воинскому званию)/30 х Количество компенсируемых дополнительных суток

Суммы оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию устанавливаются на день издания приказов о выплате указанной компенсации.

Пример 3
Военнослужащему Вооруженных Сил, имеющему звание майора, капитана третьего ранга, на основании приказа установлена выплата компенсации вместо дополнительных дней отдыха (военнослужащий написал рапорт, в котором отказывается от положенных ему дополнительных дней отдыха и просит заменить их денежной компенсацией). Военнослужащему положено три дополнительных дня отдыха. Размер оклада по званию равен 2 660 руб.
Размер компенсации равен 266 руб. (2 660 руб. / 30 дн. х 3 сут.).

Т. Сильвестрова,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"

────────────────────────
*(1) Приказ Министра обороны РФ от 14.02.2010 N 80 "О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха".

Минобороны России устами начальника Генштаба генерала Валерия Герасимова вынуждено признать, что в некоторых частях и подразделениях офицеры превратились фактически в бесправных рабов. Как выяснилось, внутренние проверки в Минобороны и жалобы личного состава показали, что командиры на местах творят что хотят: заставляют людей работать по 12–15 часов, необоснованно вызывают их на службу в выходные и праздничные дни, игнорируют графики отпусков, вынуждают проводить плановый отпуск в пределах воинской части или в период государственных праздников. Как сообщается в письме Герасимова, которое было разослано главкомам всех родов войск и командирам частей, чаще всего именно руководители нарушают режим службы своих подчинённых, что сказывается на физическом и моральном состоянии людей и на общей ситуации в армии. Герасимов потребовал от главкомов всех родов войск и командующих частями до 25 ноября привести регламент служебного времени военных в соответствие с законами.

Поводом для беспокойства Минобороны стали многочисленные жалобы военнослужащих и их семей на грубое нарушение служебного распорядка. Во время служебных проверок частей и подразделений эти факты полностью подтверждаются: командиры игнорируют внутренние положения Минобороны и Генштаба, которые касаются служебного распорядка военных.

Военнослужащие по указанию непосредственных начальников в вечернее время без необходимости находятся на рабочих местах до убытия руководителей управлений и департаментов. Общее время нахождения на службе достигает 12–15 часов, - сообщает начальник Генштаба.

По данным Герасимова, в армии есть порочная практика, когда начальники необоснованно вызывают на службу подчинённых в выходные и праздничные дни. При этом дополнительное время для отдыха за такую службу или выполнение обязанностей в сверхурочное время военным не предоставляется.

В результате количество выходных дней у ряда военнослужащих составляет двое-трое суток в месяц при положенных шести, - признаёт начальник Генштаба.

Кроме того что выявлены нарушения режима работы, люди зачастую не могут получить законный отпуск.

В воинских частях есть практика проведения командным составом "отпусков при части", когда должностные лица, формально находясь на отдыхе, по требованию начальников продолжают исполнять служебные обязанности, - пишет подчинённым генерал Герасимов.

Начальник Генерального штаба Вооружённых сил РФ - первый заместитель министра обороны РФ генерал армии Валерий Герасимов. Фото: © РИА Новости / Сергей Гунеев

Начальник Генштаба прямо обвиняет командиров и начальников в том, что они не могут или не умеют правильно и эффективно организовать в своих подразделениях служебный распорядок. Всё это, по мнению Герасимова, заканчивается плохо.

Перечисленные нарушения приводят к значительному сокращению времени отдыха военнослужащих, усиливают социальную напряжённость и морально-психологическую усталость в воинских коллективах, приводят к заболеваниям, - резюмирует генерал.

Опрошенные Лайфом офицеры разных воинских частей полностью подтверждают эту ситуацию.

По регламенту я должен приехать на службу к 8:30. Однако наш генерал приезжает в 7 часов утра и руководители всех подразделений уже обязаны быть на службе и его встречать. Такая же история и вечером. По регламенту я должен уходить со службы в 18:00, но все мы реально сидим как минимум до 20:00, пока не уедет домой генерал, - рассказал Лайфу офицер одного из столичных гарнизонов.

Другой офицер рассказал, что их командир регулярно вызывает подчинённых на службу, устраивая для них различные испытания. С отпусками для военных он обращается так же.

Например, он заставляет брать отпуск в период государственных праздников и нерабочих дней. Уже сто раз было, когда офицеры были вынуждены брать отпуск с 1 по 10 января, а не после каникул, - рассказывает офицер.

По его словам, из-за болезни своего ребёнка он был вынужден уйти на долгий больничный, что очень не понравилось командиру. Он прямо заявил, что об этом не забудет. Так оно и вышло - получение очередного звания затянулось на два года.

В итоге генерал Герасимов потребовал от главкомов всех родов войск и командиров частей взяться за служебную дисциплину и строго придерживаться утверждённого в Минобороны распорядка. До 25 ноября регламенты служебного времени военнослужащих должны быть приведены в соответствие с установленными требованиями.

Организовать контроль за соблюдением регламентов служебного времени военнослужащих и постоянное ведение журнала учёта времени привлечения к исполнению служебных обязанностей, - пишет генерал в своём требовании.

Командиров и начальников, которые заставляют подчинённых работать сверхурочно и не дают им затем дополнительного времени на отдых, Герасимов распорядился безжалостно наказывать.

Контроль за исполнением этого требования возложен на Управление службы войск и безопасности военной службы Минобороны.

В Департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ, Лайфу прокомментировали письмо начальника Генштаба.

Накануне очередного периода обучения войск российским военным ведомством реализуется комплекс упреждающих мероприятий, направленных на поддержание в подразделениях правопорядка и воинской дисциплины. В том числе это касается недопущения выявленных в ходе плановых инспекций, проводимых Минобороны России, единичных фактов нарушений отдельными командирами установленного регламента служебного времени военнослужащих по контракту. Выполнение указанных требований находится на особом контроле руководства Минобороны России.

Многие офицеры Минобороны не очень верят в то, что высшее командование может что-то изменить.

Да это же просто очередная красивая бумага о том, как военное руководство стоит на страже прав младших офицеров, на плечи которых ложится основная работа с солдатами и контрактниками, - возмущается 32-летний майор из штаба одной из мотострелковых бригад по имени Николай.

По его словам, генерал армии лукавит в своём обращении. Ведь с недавних пор Минобороны само возложило на взводных и ротных обязанность поддерживать дисциплину и пресекать неуставные отношения. В казармах им приходится теперь проводить по 14–16 часов.

О каких там соблюдениях закона "О статусе военнослужащего", в котором прописано, что "общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами", может идти речь? - возмущается офицер.

Юристы говорят, что за переработку военнослужащие должны получать отгулы.

Если офицер провёл со своими солдатами в течение недели, например, лишние 30 часов, то на такое же время он должен получить отгулы, - рассказывает Лайфу юрист Роман Вернега. - А если такой возможности у командования части нет, то данные отгулы могут быть присоединены к основному отпуску. Или вместо дополнительных выходных офицер может потребовать денежную компенсацию за вынужденные дни службы.

По словам офицера одной из частей Южного военного округа, командование обычно принимает у офицеров рапорт о дополнительных отпускных днях или денежной компенсации, но дальше дело не сдвигается.

Чаще всего накопившиеся за год службы отгулы у офицеров просто сгорают, так как командиры просто не относят рапорты подчинённых в финансовую часть, - возмущается офицер.

Психолог Светлана Лапина призывает Минобороны беречь людей.

То, что руководство Минобороны решило навести порядок с трудовой дисциплиной, это отлично. Организм человека имеет свой ресурс работоспособности. Он должен отдыхать. У солдат, контрактников и офицеров должны быть законные выходные и праздничные дни, - считает психолог. - Из-за нагрузки и ненормированного рабочего дня у военных происходят психологические срывы, которые часто приводят к преступлениям.