Севастополь – город федерального подчинения. Города федерального значения Российской Федерации: примеры, особенности статуса 3 города федерального значения российской федерации

Список 3 города федерального значения России и их столицы на карте → на территории Российской Федерации. Карта и все города федерального значения России — список по алфавиту, их местоположения, центры регионов на английском языке


Презентация на тему: 3 города федерального значения Российской Федерации - для детей и взрослых. Возможность сортировать таблицу и список по алфавиту, выбрать необходимый регион и его столицу, перейти на карты городов, показать приграничные районы на схеме со спутника, панорама и фото улиц

Перечень административных центров — субъекты Российской Федерации +столица:

  1. Москва, Московская область
  2. Санкт-Петербург, Ленинградская область
  3. Севастополь, республика Крым

На английском языке:

Федеральные регионы в России на карте +столицы

Согласно конституции, данные города выполняют функции столиц Российской державы, и являются субъектами РФ. Таблица по алфавиту, в ней собраны все 3 города федерального значения РФ (Russia), которые объединены в единую форму государственного правления, у которых общие границы. Вышеперечисленные федеральные города также входят в состав 3 федеральных округов РФ

Перечень федеральных округов и субъекты Российской Федерации +столица:

  1. Москва — Центральный федеральный округ, центр округа г. Москва
  2. Санкт-Петербург — Северо-Западный федеральный округ, центр г. Санкт-Петербург
  3. Севастополь — Южный федеральный округ, центр округа г. Ростов-на-Дону

По списку 3 региона РФ. Подробная географическая схема расположения их в мире, для уточнения перейти на тип представления «КАРТА» или «СПУТНИК». Без труда найти Московскую область и центр — г. Москва, ближайшие страны с территориями вокруг: западные, восточные, северные, южные. Здесь

Контекст

18 марта президент РФ Владимир Путин уведомил Совет Федерации, Государственную Думу и правительство о предложениях Госсовета Республики Крым и Заксобрания города Севастополя о принятии их в состав Российской Федерации.

Накануне стало известно, в каком именно статусе власти этих субъектов видят себя в составе нашей страны. Особый интерес вызывает заявление и.о. главы Севастополя Дмитрия Белика: "Было бы правильным, если Севастополь оказался бы в составе РФ в качестве города федерального подчинения, как Санкт-Петербург или Москва".

Спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин по этому поводу сказал: "Проблемы я не вижу в этом никакой".

В настоящее время в состав РФ входят два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Кроме того, на период аренды Россией космического комплекса город Байконур наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации. Однако Байконур при этом не имеет статуса субъекта РФ. Севастополь согласно всем нормам международного права может рассчитывать на получение аналогичного статуса уже сегодня.

Байконур

Особенностью такого эксклавного статуса города федерального подчинения являются двойственные правовые нормы. Например, в соответствии с договором России и Казахстана глава администрации города Байконур назначается совместным решением президентов двух стран по представлению российской стороны. На территории города действует российское законодательство, но также и казахстанское, применимое для граждан этой страны. Хотя Байконур находится за пределами Российской Федерации, на его территории работают российские структуры: российский военный суд; управление внутренних дел из состава МВД России; структуры миграционной и налоговой службы, органов образования, здравоохранения, пенсионный фонд, социальной защиты, нотариата и т.д. Даже автомобильные номера российские (94RUS).

© Юрий Данилевский

Ежегодная стоимость аренды, заключенной до 2050 года, города и космодрома Байконур составляет 115 млн.долларов. Эксплуатация космодрома обходится России примерно в 5 млрд рублей в год. Из федерального бюджета России в бюджет города Байконур ежегодно осуществляется поступление в размере более 1 млрд рублей.

Такие большие затраты при постепенном уменьшении доли численности российских граждан в населении Байконура дает основания руководству Роскосмоса неоднократно, на протяжении последнего десятилетия, предлагать вывести город Байконур из Договора аренды под управление казахстанской стороне. Возможно, подобная реорганизация будет осуществлена в ближайшие годы, тем более, что 10 декабря 2012 года глава Казкосмоса Талгат Мусабаев поднял вопрос о пересмотре «устаревшего» договора об аренде космодрома 1994 года.

XIX век

Впрочем, Севастополь заслуживает совсем иного подхода. В бывшей РСФСР существовали города республиканского подчинения - Москва, Ленинград и Севастополь, особый статус которых объяснялся их исключительным административно-политическим, экономическим или военно-стратегическим значением.

С момента самого основания Севастополя в 1783 году суверенитет над городом осуществляла Российская Империя. В 1787 органы гражданского управления переместились в Симферополь тем самым Севастополь был отделен от местного областного подчинения Таврической области и фактически причислен к военно-морским портам общегосударственного значения, подчиненным непосредственно Санкт-Петербургу.

26 июля 1893 года для Севастополя был утвержден особый герб, структура и эмблемы которого были не городского, а общегосударственного значения: щит - красного, регального цвета, как и у Москвы, за щитом - два скрещенных золотых якоря, как у крупных портовых городов, например у Петербурга, а в качестве эмблемы - грифон, т.е. родовая гербовая эмблема дома Романовых.

В 1948 году Севастополю был придан особый статус, в том числе и в связи с необходимостью ускоренного восстановления города, практически полностью разрушенного во время Великой Отечественной войны.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года № 761/2, Севастополь де-юре был выведен из состава Крымской области, став городом республиканского подчинения РСФСР.

Статус города как военно-морской базы позволял осуществлять двухуровневое финансирование его жизнедеятельности — как из бюджета РСФСР, так и из бюджета СССР. Можно также сделать вывод о том, что таким образом существовало две территориальных единицы: Крым и Севастополь.

2 декабря 1992 года юридический отдел Верховного Совета РСФСР дал заключение, что Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» от 29 октября 1948 года не был ни изменен, ни отменен.

24 октября 1996 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла постановление N 747-II ГД, где говорится, что на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» от 29 октября 1948 года Российская Федерация вправе осуществлять государственный суверенитет над Севастополем.

Соответственно, на момент принятия Закона Верховного Совета СССР 1954 года о передаче Крыма из состава РСФСР в состав Украинской СССР с юридической точки зрения Севастополь не являлся частью Крыма и сохранял свой статус в качестве территориальной единицы РСФСР.

Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», одноименный Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года и Закон СССР от 26 апреля 1954 года по данному вопросу не содержат какого-либо упоминания о Севастополе.

Закон 1954 года не изменил установленного статуса Севастополя как города союзно-республиканского подчинения.

Кроме того, международное право требует, что подтверждается практикой Международного суда, оформление передачи государственного суверенитета на территорию в виде международного договора конкретно по этому вопросу. Венская конвенция о праве договоров определяет договор, как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом. Указ РСФСР и Постановление Президиума ВС СССР не отвечает требованиям, предъявленным международным правом к таким документам, поскольку это внутренний документ.

После 1954 года Севастополь стал финансироваться из украинского бюджета и был выделен отдельной строкой как город республиканского подчинения Украины. Таким образом, с 1954 по 1968 год Севастополь финансировался как из бюджета РСФСР, так из бюджета Украинской ССР.

25 апреля 1968 года Совет Министров РСФСР принял Постановление «О признании утратившим силу Постановления о финансировании города Севастополя».
Однако постановление Совета Министров РСФСР не может отменить Указ ПВС РСФСР от 29 октября 1948 г. Положение Конституции Украинской ССР в статье 77, которой Севастополь объявлен городом республиканского подчинения в составе Украинской ССР, не имеет юридической силы с момента принятия, т.к. принят Украинской ССР в одностороннем порядке, без принятия соответствующего решения конституционными органами власти РСФСР.

А главное, Постановление затрагивало лишь частный вопрос финансирования города, а не особенности его статуса. Таким образом, речь идет только об изменении финансирования Севастополя, а не об изменении статуса города. Статус определялся Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года, который не был отменен и продолжает действовать до настоящего времени.

В Конституции УССР 1978 года указывалось, что Севастополь является одним из двух, наряду с Киевом, городов республиканского подчинения УССР. Однако с правовой точки зрения это положение не имеет юридической силы, поскольку было принято Украинской ССР без решения органов власти РСФСР. В соответствии с положениями статьи 16 Конституции РСФСР 1937 года, которая действовала на тот момент, «территория РСФСР не может быть изменяема без согласия РСФСР».

Российская Федерация была преобразована таким образом, что бывшие административно-территориальные единицы - области и края смогли уравнять свой статус со статусом бывших автономных образований в составе Российской Федерации.

Сейчас в качестве субъектов Федерации в состав Российской Федерации входят, 9 краев (Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский, Забайкальский, Камчатский), 46 областей и 2 города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями, которым в соответствии с Конституцией (ст. 5, 65) придан статус субъектов РФ.

Статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией РФ, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов федерального значения; другими федеральными актами.

Являясь субъектами Российской Федерации, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления.

Края, области, города федерального значения располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия.

Каждый край, область, город федерального значения образуют органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов края, области, города федерального значения.

Если раньше прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодательством к местным органам власти, то в настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами государственной власти субъектов Федерации.

Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику. Так, согласно Уставу Иркутской области, область имеет свои герб и флаг, утверждаемые Собранием области. Порядок использования официальной символики области определяется ее законом.

Края, области, города Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам РФ.

Статус края, области, города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию РФ и соответствующего края, области, города федерального значения, согласно федеральному конституционному закону. В некоторых уставах краев и областей устанавливается порядок изменения их статуса. По Государственному Уставу Краснодарского края лишение его статуса субъекта Российской Федерации или придание ему статуса иного субъекта РФ возможно только на основе Конституции РФ и Федеративного договора при условии одобрения соответствующего решения на краевом референдуме.

Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции Российской Федерации. Для этого от краев, областей и городов федерального значения избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности.

Края и области имеют свои административные центры.

Конституция РФ, Федеративный договор и уставы краев, областей и городов федерального значения определяют предметы ведения краев, областей и городов федерального значения. Они подразделяются на предметы совместного ведения Федерации и краев, областей и городов федерального значения и предметы, находящиеся в исключительном ведении последних.

Согласно Конституции РФ и Федеративному договору, в совместном ведении Федерации и краев, областей и городов федерального значения в сфере государственного строительства находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов края, области, города федерального значения Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режима пограничных зон.

В совместное ведение РФ и краев, областей и городов федерального значения входит широкий круг вопросов законодательного регулирования, включающий административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды и др.

Введение чрезвычайного положения на территории края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти РФ с уведомлением органов власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Согласно Конституции РФ, по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты.

Законопроекты по предметам совместного ведения направляются краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу для обсуждения и представления своих предложений. Все полномочия, не относящиеся к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти краев, областей и городов федерального значения, осуществляются органами государственной власти последних самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и законам РФ. И наоборот, органы исполнительной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Определенными особенностями характеризуется статус такого субъекта РФ, как Москва, являющегося столицей России. 15 апреля 1993 г. был принят Закон РФ "О статусе столицы РФ".

Затраты Москвы, связанные с осуществлением ею функций столицы, полностью компенсируются за счет субвенций из республиканского бюджета РФ, за счет платежей за предоставляемые городом услуги, вносимых федеральными органами государственной власти, представительствами республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическими представительствами иностранных государств в РФ.

Земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются его органами государственной власти для размещения зданий, строений и сооружений, необходимых для выполнения полномочий федеральными органами государственной власти РФ, в соответствии с перечнем, формируемым Правительством РФ. Эти земельные участки в установленном законом порядке приобретаются федеральными органами государственной власти в федеральную собственность или предоставляются им в аренду в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы и программами развития отдельных городских территорий.

Субъекты Российской Федерации, в частности края, области и города федерального значения имеют специфический конституционно-правовой статус, который отличает их от республик. Являясь субъектами РФ, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные акты. Располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия.

Каждый край, область, Москва и Санкт-Петербург образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов краев, области, города федерального значения, и также вправе иметь свою символику.

    Город федерального значения - один из шести видов субъектов РФ. Город федерального значения имеет свой устав и законодательство. В состав РФ входят два города федерального значения: Москва и Санкт Петербург. См. также: Поселения Российской Федерации Субъекты Российской… … Финансовый словарь

    ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ Юридический словарь

    ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ Юридическая энциклопедия

    Город федерального значения - Города федерального значения это города, имеющие статус самостоятельных субъектов Российской Федерации: Москва и Санкт Петербург. См. также Регионы России … Бухгалтерская энциклопедия

    ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ - в РФ город, наделенный статусом субъекта Федерации. К числу таких городов отнесены Москва и Санкт Петербург (см. Субъект Российской Федерации). (Г.И.) … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ - один из шести видов субъектов РФ. В настоящее время в состав РФ входят два Г.ф.з. Москва и Санкт Петербург. Согласно Конституции РФ (п. 3 ст. 5), Г.ф.з. имеет свой устав и законодательство … Энциклопедический словарь экономики и права

    ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ - один из видов субъектов РФ. Придание некоторым городам статуса самостоятельных субъектов федерации в нашей стране имеет исторические корни. В бывшей РСФСР существовали города республиканского подчинения Москва, Ленинград и Севастополь, особый… … Энциклопедия юриста

    город федерального значения - один из шести видов субъектов РФ. В настоящее время в состав РФ входят два Г.ф.з. Москва и Санкт Петербург. Согласно п. 3 ст. 5 Конституции РФ имеет свой устав и законодательство … Большой юридический словарь