Русская православная церковьфинансово-хозяйственное управление

XXVII Международные Рождественские Образовательные Чтения
«Молодежь: свобода и ответственность»

XV направление «Традиции православного храмостроительства»

Семинар для настоятелей строящихся храмов

Сопредседатели: иерей Александр Привалов, помощник по строительству Председателя Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви; иерей Михаил Титов, заместитель директора Некоммерческого партнерства «Единая Служба Заказчика Московской Патриархии»

Доклад Анатолия Николаевича Кравчука, заместителя руководителя Мосгосстройнадзора

Часть Первая. Технический заказчик и исполнительная документация

— Приветствую Вас, уважаемые настоятели храмов и помощники настоятелей!

В этом году Святейший Патриарх Кирилл взял на себя важнейшую часть стройки – проектирование! Это настоящий прорыв нашей Программы. Ведь как храм запроектируешь, так и построишь! Важно, чтобы все настоятели это понимали!

Хорошо бы в духовных семинариях для будущих священнослужителей читались лекции по основам строительства, по законодательству Российской Федерации. Это было бы полезно для будущих настоятелей.

Итак. Постараюсь в своем сообщении быть максимально полезным для священников. Начнем с выбора участка. Выбор участка действительно очень важен. Часто бывает, что участки для храмов предлагают не самые лучшие. Не те, которые расположены на берегу реки, на высоком косогоре, со стабильными грунтами. Часто это участки, обремененные сетями, в которых, как потом выясняется, или какой-то коллектор лежит, или требуется перекладка сетей.

Так вот, настоятелю, прежде чем согласиться, может быть, лучше несколько раз обсудить этот вопрос со Священноначалием. Ведь если рядом нет жилых домов, не дорог и т.д., то лучше подобрать другой участок. У нас есть храм, которому на водоснабжение требуется 20 млн! Всегда надо думать на несколько шагов вперед. К примеру, сколько будет стоить дальнейшая эксплуатация объекта.

Настоятель несет персональную ответственность за все, что происходит в его храме! Не только административную. Если храм возведен с нарушением требований и там произойдет какое-то ЧП, то настоятель несет за это ответственность. За всех людей, которые к вам пришли! К примеру, если человек упадет, выходя из храма, потому что ступеньки разноуровневые. И т.д.

Настоятель, начиная служить в храме, должен иметь, вот здесь внимание, исполнительную документацию! Имея полный комплект исполнительной документации по строительству храма, вы себя страхуете от всех возможных юридических последствий, связанных с ЧП в этом храме.

Исполнительная документация рождается техническим заказчиком. Технический заказчик – это один из участников строительства, которого нельзя миновать. Это главный участник строительства. У нас в ФХУ РПЦ создана Единая служба технического заказчика. Постарайтесь ее использовать максимально. Постарайтесь, чтобы технический заказчик, который будет работать по договору на вашем объекте, все свои обязанности выполнял.

Технический заказчик заключает договор на проектирование, на строительный контроль, подписывает исполнительную документацию, т.е. каждый этап строительства. Если вы находите какого-то благотворителя, какую-то организацию, которая вам что-то делает бесплатно, то служба технического заказчика должна оценить, что же они сделали, нужное или ненужное, хорошо сделали или плохо.

На службе технического заказчика лежит обязательство — подтверждения качества выполненных работ и соответствия их строительным нормам и правилам.

А то иногда бывает – сделал благотворитель какую-то работу бесплатно, к примеру, фундамент, а документов никаких не предоставил.

Я вам говорю о вещах, с которыми столкнулись священники, уже получившие в эксплуатацию храмы. Из-за отсутствия исполнительной документации у них возникает огромное количество проблем: не заключается договор на постоянное ресурсоснабжение, не понятно, как эксплуатировать инженерные системы, перегорела какая-то лампочка — батюшка не понимает, где у него проходит провод, который электроэнергию к этой лампочке подводит.

Обязательна исполнительная документация! Вы должны на своем приходе душу вытрясти из технического заказчика с тем, чтобы он выдал вам на руки исполнительную документацию. Ваша подушка безопасности и то, что позволяет вам эксплуатировать храм, – это исполнительная документация.

Ветштейн Л. М. Человек из моего стихотворения. (Худых Анатолий Николаевич) // Чудодеи Чудограда. - Ташкент: Академия, 2000. - С. 208-211.

ЧЕЛОВЕК ИЗ МОЕГО СТИХОТВОРЕНИЯ 

Анатолий Николаевич Худых - человек, раньше которого никто не приехал в Кызылкумы из работающих ныне на стройке зарафшанцев. Никто! Он один остался в строю из тех, кто явился сюда одними из первых десантов, высадившись на сотворенную Всевышним песчаную ровнь, где ни кола не было, ни двора.

И кол и двор, говоря образно, должны были появиться здесь благодаря ему, выпускнику Томского техникума, специалисту по геодезии.

Что касается кола, то уже не раз было писано, что ему по самой сути избранной профессии надлежало определить места, где вбивались самые что ни на есть первые колышки в пустынный грунт.

Самые первые - это приятнейшее воспоминание! Это ведь особый случай, когда такое дело, как строительство целого города, доводится начинать с нуля. Это ко всему прочему - прямое попадание в историю.

Имя Анатолия Николаевича Худых для города добытчиков золота историческое и есть. В этой книге приводится перечень имен, попавших в книгу Н. И. Кучерского «Золото Кызылкумов» в качестве первопроходцев-первостроителей. В этом списке один из первых - Анатолий Николаевич Худых. Нет нужды говорить, что это честь очень высокая. Нет нужды говорить и о том, что это честь по заслугам, по труду. Ибо Анатолий Николаевич не для того 35 лет назад совершил рейс Томск - Кызылкумы - да и к тому же без разведки - чтобы отметиться здесь и податься еще куда-нибудь. Не для того явился он в неведомый край, чтобы покинуть его.

Я пришел не на постой.
Я сказал: «Отныне 
Будет город золотой 
В Золотой долине!

Эти стихи в самую точку про него. В самую десятку. Он приехал сюда из дальнего сибирского края, чтобы построить здесь город. Город для себя, для своих детей и внуков. Город для тех, кто станет извлекать здесь драгоценный металл из подземных кладовых карьера «Мурунтау». Уже тогда было известно, что это будет город необычный, на другие не похожий. Красивый.

Что и говорить, прекрасная перспектива для того, кто избрал строительное дело своей профессией.

Не случайно, конечно, в фильме, посвященном 30-летию Зарафшанского управления строительства, первым, у кого авторы взяли интервью, был Анатолий Николаевич Худых. Рассказ его бесхитростен, прост, естествен. Он рассказал в камеру (то бишь нам, зрителям), что там, куда он приехал три десятилетия назад, имел место быть только песок, перекати-поле, да еще ферула. Вот и все достопримечательности, что застал он по приезд.

Затем уже те самые колышки, рожденные превопроходческой деятельностью 25-летнего геодезиста Анатолия Худых. Между прочим, специфика его профессии такова, что он прежде всех других является на место будущего сооружения. Кстати, для того, чтобы показать, как выглядела ситуация первоявления строителя в Красные пески, создатели юбилейной видеоленты инсценировали такой кадр: Анатолий Николаевич Худых, разостлав на песке ватман, изучает чертежи будущего «двора» (читай - первого дома), с которого начинался задуманный в то время Златогорск.

Начав с Анатолия Николаевича рассказ о строителях Зарафшана, авторы телефильма сделали, безусловно, наиболее удачный, выигрышный ход, ибо в самом начале ленты после до боли знакомых пустынных пейзажей мы, зрители, увидели простого, стройного, симпатичного человека, которого наверняка с трудом уговорили сниматься, ибо менее всего нуждается он в том, чтобы выделяли его среди других, чтобы славили.

Несколько раз, прежде чем взяться за эти строки, смотрел я душевно сработанную видеографистами ленту, искренне завидуя, что удалось им разговорить одного из самых первых первопроходцев-строителей. Откровенно говоря, хотелось и мне самому повторить «подвиг» телехудожников, для чего попросил я Анатолия Николаевича набросать воспоминания о своей кызылкумской деятельности. Причем писать надлежало ему о чем душа пожелает, о том, что всего более запомнилось, что оставило в сердце наиболее яркие следы.

Оказалось, однако, выполнить такую, с точки зрения нашей пишущей братии, незатейливую просьбу для первопроходца труднее, чем... построить город.

Вы найдите эту заметку, посмотрите, - предлагает мне Анатолий Николаевич. - Найдите, найдите, жаль что у меня она не сохранилась.

Право же, интересно, как сложилась бы жизнь Анатолия Худых, не попадись ему на глаза эта информация. История, однако, не ведает сослагательных наклонений, а потому события стали по его инициативе развиваться стремительно: в том же году (уже в октябре!) уроженец Сибири геодезист Худых оказался в тех самых местах, о которых прочитал в журнале.

Но прежде он прибыл в Навои, где уже кое-что было, где контуры будущего города уже вырисовывались.

Почему у вас не возникло желание там остаться? - спрашиваю Анатолия Николаевича.

Потому что я стремился туда, где все предстоит начинать с нуля, где надо строить, а не достраивать.

Что это за желание? Что за страсть такая?

Это то, что называется романтикой.

И вот, сегодня никто из строителей Зарафшана не может с большим, чем он, правом сказать: «Это мой город». Потому что в управлении строительства не осталось никого, кто прибыл в эти края раньше, чем он, Анатолий Николаевич Худых.

Сейчас это трудно взять в толк, а тогда отдельные объекты возникали «из-под пера» строителей в романтическом, так сказать, порядке. То есть... без проектов.

Как это так? - спрашиваю Анатолия Николаевича.

А вот так. Обращается ко мне Сигедин: «Анатолий, давай где-нибудь поставим РБУ. Временно». Я выбрал место, и простоял на нем этот временный растворобетонный узел... 30 лет!

Как же вы на это отважились? А вдруг на том месте по проекту нужно было бы строить что-то другое, дворец, например?

Хороший вопрос... Но РБУ простоял 30 лет! Это факт. Давал бетон, Временно...

А знаете, почему Зарафшан не начинался с бараков? - задает мне Анатолий Николаевич вопрос, явно риторический. И сам же отвечает: «Потому что Зарапетян терпеть не мог времянок. Он их отвергал начисто. И это мне очень в нем нравилось. Он запрещал строить бараки-времянки».

Тот же Сигедин Виталий Николаевич как-то мне говорит: «Слушай, запроектируем быстренько домишко на время. Построим, будем хоть жить по- человечески». Мы раз-раз, начали строить. Сигедин сказал: «Зарап спросит, кто строит, - отвечайте: «20-я партия». Это значит геологи. Не мы! Построили. Переселились. Приезжает Зарапетян: «Эх, вашу... и пошел всех нас крыть. Помню его слова: «Как вас переселю, тут же вашу времянку сломаю!» Он так и сделал. Как только мы переселились, домишко наш был по его приказу пущен под бульдозер. На следующий день и следа его не осталось. Зарапетян говорил: «Временное жилье хуже постоянного». И молодец! Ненавидел бараки.

Первую квартиру Анатолий Худых, лично отмеривший землю под три первых зарафшанских дома, получил лишь через два года после своего переезда в Кызылкумы. Это вполне согласовывалось с его представлением о романтике, разделяемым и супругой Раисой Ивановной.

Что у него за работа - геодезист? Что от нее зависит? Чем может гордиться человек, избравший такую профессию?

Анатолий Николаевич рассказал мне случай, что произошел в одном из городов бывшей большой страны. Геодезисты ошиблись, переведя, как они говорят, проект на натуру. На земную, значит, твердь. Они все вроде бы сделали правильно. Контуры дома - один к одному. Как полагается, вбили колышки. Только дом поставили... наоборот. Обнаружилось это лишь тогда, когда к зданию подвели коммуникации. Тут-то ничего и не сошлось. Было судебное дело.

Но это, конечно, крайний случай. Редкий. Нетипичный.

Геодезист - он не только землемер. (К слову: геодезия в переводе буквально означает - землеразделение). Он «свой» дом ведет, что называется, от и до, от нуля до крыши. Контролирует, как возведен фундамент, как проведена кирпичная кладка.

А что вы можете сделать, если работы выполнены с погрешностями? - спрашиваю Анатолия Николаевича.

Что я могу? - удивляется он. - Я заставлю переделать. Заставлю разобрать. И абсолютно бесполезно вести в таких случаях со мной какие- либо переговоры. Это решение я принимаю окончательно, и обжалованию оно не подлежит.

Ну а что случится, если...

Вы хотите сказать, если огрех пройдет? Сразу от этого ничего не случится. Будет дом как дом. Но считайте, что в него как бы заложена мина замедленного действия. Она сработает, может быть, даже через десятилетие. Но разве мы не ответственны за то, что будет даже после нас? Ну а если учесть, что места наши нет-нет, да потряхивает (помните 1976-й год? 1984-й помните?), то тут ни о каких отклонениях от нормы и разговора быть не может. Заставлю переделать, как пить дать.

И бывает такое?

Бывает. Редко, но бывает. Заставляю перебирать, переделывать. Не хочу брать грех на душу, чтоб после нас кого-то придавило. Меня называют жестким человеком, потому что если скажу, переделывать все равно придется. Компромисса не будет. Уговорить меня невозможно. Поэтому вот скажу вам: мои дома, то есть дома, где я вел контроль, расчитанные в свое время на пятибальное землетрясение, выдержали 8 баллов! И до сих пор стоят! И будут стоять! Сто лет еще простоят!

Вот, оказывается, в чем она гордость геодезиста! Она в том, что тысячи людей могут спокойно жить в домах, которые люди этой строительной профессии вели, как они говорят, он фундамента до крыши.

Его огромная практика в городе, что начинал он с нуля, не взывала к одолению вузовских высот. Жажаду профессиональных знаний он утолял (и утоляет поныне) чтением, а точнее, изучением уймы книг по строительству. У него библиотека дома. И библиотека на работе, в сфере, что всегда под рукой в привычном строительном вагончике.

Он вообще любитель чтения. В пять-шесть лет уже свободно одолевал взрослые фолианты. Ему памятно, что за хорошую учебу в школе получил он подарок, лучше которого не придумаешь: «Избранное» Пушкина, да к тому же большого формата!

Он читал в детстве все, что можно было достать. Между тем возможности его были более чем ограничены, ибо он жил на одном из сибирских разъездов, по месту работы отца, которого почти не помнит. Отец погиб в сорок втором, защищая Москву...

О Щукине Николае Владимировиче, первом начальнике зарафшанской стройки, у него самые теплые воспоминания. Энергичный. Прекрасно владел строительной наукой и практикой.

Вопросы, которые возникали, мы решали сами, без проектантов. Он меня многому научил, многое мне подсказал. Я ж был чистым, так сказать, геодезистом, без «примесей». Читать чертежи научился прямо на стройке, да так, что за короткое время мог любой чертеж прочитать без чьей-либо помощи. Потому что у меня было желание - научиться. Николая Владимировича я не стестнялся спрашивать. Он прекрасно и доступно все объяснял. Приято было с ним работать... При казусах, что были порой в проектах, мы разбирались во всем сами. Сами принимали решения. А казусы бывали весьма необычные. Однажды, когда строили первый микрорайон, приходит прораб и показывает, что один из колодцев надо рыть на глубину 300 метров! Конечно, это была фантазия какой-то чертежницы. На деле копать надо было... в сто раз меньше. В общем, многие проектные ошибки мы умели исправлять сами по ходу дела.

То, что я не имею инженерных «корочек», никогда мне не мешало. Практика, книги - их по строительству у меня очень много, а главное - желание постичь дело глубоко. Мне этого достаточно. Многим инженерам есть о чем спросить у меня.

Хорошо, когда люди говорят о себе без ложной скромности. Человек, постигший университет зарафшанской стройки, и с дипломом техникума мало в чем уступит инженеру. А может быть, вообще ни в чем не уступит.

В прошлом году Анатолию Николаевичу исполнилось шестьдесят. Конечно, было много поздравлений. Было много гостей. Много теплых слов. Кто-то сказал, что кавалер двух медалей является главным именинником в Зарафшанском управлении строительства. Имелось, конечно, в виду то, что никто из коллег раньше, чем он, не увидел Кызылкумы, что никто из них, кроме него, не является ровесником здешней стройки, ровесником города.

В этой книге на странице 328 опубликовано стихотворение «О золотом городе», написанное автором-составителем в конце семидесятых годов и опубликованное первым редактором «Зарафшанского рабочего» Станиславом Алтунянцем в первом номере этой газеты. Эти стихи написаны как бы от имени первопроходца, от имени первостроителя города в Кызылкумах. Завершается стихотворение так:

«В жизнь, мечту свою верша, воплотил я думу. Вырос город Зарафшан в центре Кызылкумов. Ты недавно был мечтой, стал ты явью ныне, чудо- город золотой в Золотой долине».

Перечитав эти стихи через двадцать лет после первой их публикации, я подумал, что все, о чем в них говорится, созвучно с жизнью и кызылкумской деятельностью Анатолия Николаевича Худых, одного из самых первых первопроходцев, первостроителей Зарафшана.

Честное слово, это он! Он - человек из моего стихотворения. Когда я писал эти стихи, я, конечно, не знал, что их герой - геодезист.

Но я точно знал, что он - строитель.

Прошла всего неделя с момента страшных событий в Кемерово, где сгорело 64 человека. Но трагедия, как мы видим, никого не учит. Вернее мы видим как судейско-административная коррупция вместе с малым и крупным бизнесом работали в прошлые годы. Вот и результат этой самой "работы" в виде жертв.

Сегодня, 02 апреля 2018 года загорелся дом на улице Пятигорская. Горел так, что видно было с любой точки города практически. И только героическими усилиями более 100 пожарных и спасателей жертв удалось избежать. Ни один из 15 детей и более 50 взрозлых не пострадал. Но это лишь сухие факты из СМИ. Дом загорелся - никто не пострадал. А вот что явилось началом этой трагедии, где искать виновников и почему так случилось, в этом пока ни одно СМИ, ни один журналист ни в Сочи, ни в России не рассказал. А давайте попробуем обывательски разобраться в этом вопросе.
Итак, согласно сведений из Росреестра собственником земельного участка и зачинщиком всего этого не более и не менее беспредела значится Тутушев Сулейма Сайдаминович. Это легко проверить, если посмотреть на выписку из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером: 23:49:0301006:3157. Именно он является застройщиком этого убожества, именно он как застройщик несет ответственность по всем своим "постройкам", которые он наплодил на Светлане. Итак, главной фигурой при проведении проверки по факту нарушения норм пожарной безопасности, норм градостроительного и строительного законодательства РФ является он - Тутушев С.С. В его действиях усматриваются признаки множества противоправных действий, ответственность за которые наступает по нескольким статьям УК РФ, в том числе - подозрение в подкупе судей из города Сочи и Краснодарского краевого суда и работников администрации города Сочи.

Следующим виновником этой трагедии является Глава города Сочи Анатолий Пахомов. Почему он? Потому что именно его Администрация в лице отделов и управлений, в лице департаментов недосмотрела, недооценила опасность и как следствие не смогла ни обжаловать судебные акты и доказать незаконность строительства, ни впоследствие запретить продажу этих помещений и подключение дома к коммуникациям при всей его опасности. Почему на стадии начала строительства уполномоченные лица не приняли мер по остановке строительства? Да потому что это практика в городе Сочи и за этой практикой стоят связи и деньги. А если посмотреть на то, как Администрация с позором пропустила срок на обжалование судебных актов и ни один из них не обжаловала до Верховного Суда РФ, то это говорит только об одном - возможный сговор и коррупция.
Следующим, в отношении кого нужно проводить проверку по факту произошдешего - С.П. Юрин и А.Н. Рыков, как ближайшие помощники Анатолия Пахомова и которые как раз и обязаны вовремя организовать работу своих подчиненных так, чтобы не допустить этого опасного строительства и как следствие чуть ли не случившейся трагедии, в котором могли бы погибнуть дети и взрослые.



Далее по списку идут те, кто принимал решение. Конечно же известная в Сочи судья Хостинского районного суда города Сочи Ольга Александровна Дидик. Именно она первая приняла решение о возможности сохранения опасной постройки на земельном участке для ИЖС в 5 этажей без проекта, без государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, без государственной экологической экспертизы, без геологических изысканий. Вообще она приняла решение просто без всего и без учета нарушения прав и законных интересов граждан, проживающих по соседству с этим Панорамным уродством. Именно Ольга Дидик как федеральный судья Хостинского районного суда города Сочи закрыла глаза на все нарушения и поверила в назначенную, проплаченную и договорную экспертизу, которая показала, что все будет хорошо. Не случилось ничего хорошего. Бесплатно ли вынесла решение федеральный судья О.А. Дидик? Думается, что отнюдь ничего бесплатного в этой жизни не бывает и за все нужно платить. И там, видимо заплатили не мало.
Далее, нужно отметить конечно же тех экспертов, которые в нарушение норм ГПК РФ и нарушение законодательства об экспертной деятельности написали заключение о безопасности дома для проживания и ненарушении прав и законных интересов третьих лиц. Именно эти эксперты обязаны были указать на все нарушения, но сочли, что за оплаченный гонорар этого можно и не делать, в суде все равно уже все решено.
Далее - судьи Краснодарского краевого суда, которые также скорее всего не за бесплатно узаконили сперва самострой в пять этажей, потом реконструкцию без документов в 7 этажей, потом разделили дом на помещения и сняли аресты как меру обеспечения. Именно на уровне Краснодарского краевого суда имени Председателя Чернова и его свиты закончилась эпопея с узаканиваем заведомо незаконно построенного, не введенного в эксплуатацию дома.
Вот и судебные акты все для любознательных:

Именно в такой последовательности отработал Хостинский районный суд города Сочи и Краснодарский краевой суд в вопросе узаканивания дома на Лысой горе по улице Пятигорская. Именно указанные люди чуть ли не стали теми, кто повинен в жертвах, но именно из-за указанных людей собственники остались без собственности и слава Богу, были спасены и вовремя эвакуированы. Как теперь им жить? Кто им поможет и кто выплатит ущерб? Где им теперь всем жить?
Вот как работает административно-судейская машина, наскозь пропитанная коррупцией, родственными связями и отношениями, телефонным правом и совершенной безнезависимостью судьи от вышестоящего суда. Вот как несколько лет назад допущенные нарушения выливаются сегодня. А ведь это только Панорама-1, а есть 2, 3, 4, есть и другие такие же незаконные узаконенные судом дома, где люди могут сгореть в любой момент своей жизни только потому, что у кого-то не хватило духу пресечь незаконное строительство и спасти тех, кто в будущем может из счастливого собственника недвижимости превратиться в жертву пожара. Так сколько еще правоохранители и те, от кого зависит принятие решений, будут молчать и делать вид, что не видят проблемы? Сколько еще нужно загоревшихся таких вот избушек, чтобы они подняли свои задницы со стульев прохладных и удобных кабинетов и начали работать? Или все таки трагедия в Кемерово никого не научит?
Конечно все написанное в статье - это лишь плод моих мыслей, моего воображения и оценочные суждения, имеющие возможный и вероятностный характер, но вот только слишком много вероятностных совпадений и слишком много вопросок к каждому участнику этой "стройки", а потому пусть каждый сделает вывод моим оценочным суждениям сам.

Наступил октябрь 2017 года и всех нас Анатолий Николаевич Пахомов со своей Администрацией города Сочи порадовал известием о том, что хватит ездить по городу по 19 рублей с 26.12.2013 года, пора и к Краснодарским ценникам приближаться, а там уже давно 22 рубля.

И если ранее на сообщения о повышении тарифа за проезд население как-то реагировало более или менее бурно , перед Олимпийскими играми тема обсуждадалсь раздичными общественниками , то сейчас просто проглотило новость и раскошелилось. Вот исторя повышения тарифа на пассажирские перевозки:

Далее началось самое интересное: решение о повышении цены на проезд принял Анатолий Николаевич Пахомов и разместил это постановление от 25.09.2017 года без каких-либо предварительных консультаций и обсужденией с населением, которое его как бы выбирало, на сайте Администрации города Сочи. Когда было точно размещено постановление - не известно, на сайте эта информация не отображается, но вступило оно не ранее 01.10.17 года.

И вот тут-то начинается самое интересное. Мало кто заметил, но Постановление имени А.Н. Пахомова принято в соответствие с Постановлением №836 от 18 мая 2017 года "Об утверждении порядка осуществления Администрацией города Сочи полномочий по регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом". Изучив Постановление имени А.Н. Пахомова об утверждении нового тарифа в 22 рубля 00 копеек, а так же это 836-е Постановление имени А.Н. Рыкова, и.о. главы города в тот момент, я решил немного глубже погрузиться в вопрос, а кем может быть установлен тариф и как это должно происходить, если представить, что в нашей Администрации города Сочи законодательство знают и соблюдают.

Итак, на территории Краснодарского края принят краевой Закон №193-КЗ от 07.07.1999 года, который полномочия по тарифообразованию на муниципальные перевозки автомобильным транспортом передал органам местного самоуправления.

Согласно Уставу города Сочи, который хоть и в первозданной, но все же редакции размещен на сайте администрации города Сочи, что кстати не удивляет, поскольку многие нормативно-правовые документы вообще там не публиковались до судебных скандалов,

было установлено, что в соответствие со ст. 27 Устава города Сочи 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами - относится к полномочиям Городского Собрания Сочи.

Согласно информации с сайта Городского Собрания Сочи такого Положения, решения или еще какого-либо правового акта не принималось и порядок Городским Собранием не урегулировано до настоящего времени.

Видимо именно потому Администрация города Сочи решила самоурегулированить этот вопрос, при том что на принятие норматино-правовых актов согласно Устава города Сочи глава города Сочи не имеет, его и.о. или и.а. тем более. Согласно ст. 33 Устава глава города может подписать нормативно-правовой акт, но принятый Городским Собранием. Таким образом, вопрос тарифообразования в городе Сочи на пассажирские перевозки как бы не урегулирован с точки зрения закона. Но дальше еще интереснее.

Вопрос регулирования тарифов на пассажирские перевозки согласно Положения Об управлении цен и тарифов Администрации города Сочи, утвержденного Постановлением Администрации города Сочи от 24.03.2015 года №16-ОК переден именно этому управлению. Но вот незадача, 18 мая 2017 года Постановлением №836 и.о. главы города А.Н. Рыков подписывает Постановление об утверждении Положения о порядке установления тарифа на перевозки пассажиров, а уполномоченным органом назначается Департамент транспорта и дорожного хозяйства Администрации города Сочи. НО вот следующая аказия: Данный департамент обладает правами юридического лица, что регламентировано Положением от 29.04.2015 года, а значит в соответствие с Уставом города Сочи только Городское Собрание Сочи может принять данный нормативно-правовой акт (решение ГорСорания Сочи об утверждении Положения о Департаменте....", а глава города его подписать, НО В данном опубликованном Положении о департамент нет ни слова о новых полномочиях Департамента, как и нет изменений Положения об Управлении.

Я решил посмотреть Решения ГорСобрания и нашел-таки от 07.12.2016 года Об утверждении нового Положения о Департаменте транспорта, но оно до сих пор не опубликовано на сайте в разделе Администрация города Сочи - Департамент транспорта... А кроме того, что в старом, что в новом положении дилегированных полномочий по установлению тарифа на перевозку пассажиров в городе Сочи нет.

Это значит только ОДНО: если следовать логике, а буквальному толкованию тех нормативно-правовых и правовых актов, что были обнаружены, в том числе и неопубликованные на сайте Администрации города Сочи, Городское Собрание Сочи до сих пор не разработало положения в соответствие с Уставом Сочи по формированию и утверждению тарифа на пассажирские перевозки на территории Сочи автомобильным транспортом. Принятый и.о. Главы Сочи А.Н. Рыковым нормативно-правовой акт в отношении полномочий Департамента транспорта, не предусмотренных его Положением, утвержденным Решением ГорСборания Сочи является недействительным, равно как и Постановление Администрации города Сочи, подписанное Главой города Сочи по своей сути является незаконным правовым актом.

В связи с выявленными нарушениями жалобы направлены в Администрацию города Сочи и Прокуратуру, в том числе и Адмнистрацию Краснодарского края и Прокурору края. По результатам ответов, а также с учетом срока на обжалование правовых актов согласно Кодекса об административном судопроизводстве, в течение 2 месяцев будет направлен административный иск в Центральный районный суд города Сочи о признании правового акта об установлении тарифа на проезд недействительным. А что уж там суды насудят - покажет время.

Полковник в отставке Анатолий Николаевич Назаров находился на должности заместителя начальника штаба гражданской обороны Волгоградской области с 1975 года, а два года спустя (с 1978г.) стал занимать должность начальника штаба. На своём посту он прослужил до 1988 года. Как никто другой Анатолий Николаевич знает о становлении системы гражданской обороны на территории нашего региона. В преддверии знаменательной даты он вспоминал о минувших годах своей службы.

Системе гражданской обороны в СССР уделялось огромное внимание, - рассказывал А.Н.Назаров. - План, по которому строился принцип организации гражданской обороны, был ориентирован «на войну». Конечно, в этом ориентировании имела отражение минувшая Великая Отечественная война. Люди пережили большую трагедию, но как спастись в случае войны тогда знал каждый гражданин Советского Союза.

Как страшна война не понаслышке знает и сам Анатолий Николаевич. Свой жизненный путь он начал в 1932 году в г.Ленинграде. Война с гитлеровской Германией застала его, будучи ребёнком. С горечью полковник в отставке вспоминает, как спасался в Ленинградских убежищах, как чуть было не погиб от голода в блокадном Ленинграде, а ведь ему на тот момент было не более 9 лет.

Потом, уже по окончанию войны свою жизнь он решил связать с военным делом. В далёком 1951 году А.Н.Назаров поступил в военное училище. Благополучно его закончил. Затем был испытателем, командовал полком ракетных войск стратегического назначения. Пока не наступил 1975 год, когда, как мы уже говорили выше Анатолий Николаевич «погрузился» в систему гражданской обороны.

Задачами ГО в то время являлись первоначально: защита населения, стабильное функционирование промышленности по плану военного времени, защита рабочей смены, организация мест проживания и работы для эвакуированных людей, - рассказывал полковник в отставке.

В подтверждении своих слов А.Н.Назаров вспомнил о тренировках с гражданским населением, которые принимали масштабный характер.

В загородных зонах организовывались пункты временного размещения на случай военных действий. В ходе обучения туда вывозили по 5-6 эшелонов людей. Всеми организационными моментами в эвакуационных пунктах занималась приёмная комиссия, но и само население не оставалось в стороне. Каждый граждан был хорошо подготовлен, каждый знал свои действия и мог обезопасить себя в случае внезапного наступления войны!

Со страниц истории мы знаем, что в 1971 году руководство гражданской оборонной было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство на начальника гражданской обороны - заместителя министра обороны СССР. Ответственность же за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

В 1970-е годы организуются сводные отряды и команды механизации работ. Войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО, которые размещались в крупных городах СССР. Волгоград не был тому исключением.

В 1979 году на территории Волгоградской области было большое половодье, - вспоминал А.Н.Назаров. - Сброс воды через плотину составлял около 36 тысяч кубометров в секунду. Если бы не было этих гражданских формирований, то Краснослободск и остров Зелёный не удалось бы нам тогда спасти. Отряд механизации работал круглосуточно! Около 300 бульдозеров и скреперов укрепляли валы. Люди сплотились, каждый старался внести свой вклад в спасение родных мест.

В завершении Анатолий Николаевич отметил:

Современная система гражданкой обороны, конечно же, отличается от той, которая существовала в СССР. Люди стали более организованны, появилось больше технологий, позволяющих вовремя среагировать на чрезвычайную ситуацию. Но все, же нужно быть самостоятельно готовым к любой ситуации. Молодое поколение должно задуматься, для чего предназначена система и какое ждёт испытание нас в случае серьезных происшествий и климатических катаклизмов.

В Сочи взяли под стражу сразу семь фигурантов громкого дела о коррупции. Среди них – несколько действующих и экс-чиновников администрации, адвокаты и бизнесмены из сферы строительного бизнеса, сообщает «РГ» .

В частности, Басманный суд Москвы на два месяца арестовал первого вице-мэра Сочи Сергея Юрина , который обвиняется во взяточничестве, а также бывшего замглавы города Анатолия Рыкова , который несколько месяцев назад ушёл со службы. Арестованы также ещё пять фигурантов этого дела.

Известно , что шестерым подозреваемым предъявлено обвинение по ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору), одному - по ч. 5 ст. 291 УК РФ (дача взятки в особо крупном размере). Фигурантам скандала грозит лишение свободы на срок до 15-ти лет.

Уголовное дело в отношении чиновников администрации Сочи, двух адвокатов и застройщика возбуждено по двум эпизодам получения чиновниками взяток на сумму 145 млн рублей от предпринимателя Игоря Строганова. По версии следствия, преступную схему разработал и реализовал Анатолий Рыков, бывший первый заместитель главы Сочи и юрист Алексей Литвинов .

Как выяснила «РГ», при обращении бизнесмена в мэрию за согласованием стройки сначала следовал отказ, после бизнесмену советовали обратиться в суд. Во время заседания особо возражений со стороны властей не было, что обеспечивало гарантированное решение в пользу бизнесмена. За услугу чиновники, по данным СКР, просили вознаграждение от 50 миллионов до 100 миллионов рублей за каждую сделку. В результате по такому сценарию было согласовано строительство двух многоквартирных домов.

Следствие полагает, что преступная группа была сформирована в 2010 году, когда Анатолий Рыков и адвокат Алексей Литвинов объединились с целью «систематического получения Рыковым через посредников взяток в особо крупном размере… от лиц, осуществляющих коммерческую деятельность в сфере строительства многоквартирных домов в Сочи». В состав этой преступной группы вошли также заместитель главы Сочи Сергей Юрин, начальник отдела судебной защиты правового управления администрации Сочи Андрей Левентюк и заместитель департамента экономики и стратегического развития администрации Сочи Александр Иванов .

Практически сразу же в доме экс-вице-мэра Сочи Анатолия Рыкова прошли обыски. В распоряжении редакции Maks-portal.ru оказались фотографии, снятые во время обыска в его доме. Дорогие иномарки, элитный алкоголь, драгоценности, часы в ассортименте. По самой скромной оценке, предметы роскоши могут стоить миллионы рублей. Так, на сайтах компаний, предлагающих часы премиум-класса, стоимость экземпляров, которые обнаружены оперативниками, может достигать 3 миллионов рублей. Два автомобиля марки Mercedes и Porsche, стоящие в гараже, зарегистрированы на супругу Рыкова.

Издание отмечает, что фотографий, по которым можно было бы составить общее представление о доме Рыкова, нет. Однако, судя по имеющимся снимкам, в помещении оборудован гараж на несколько автомобилей и винный погреб. Предположительно, домовладение находится в Краснодаре.

«Новая Кубань» раскрывает подробности схемы работы ОПГ и отмечает, что, возможно, в ближайшее время появятся новые фигуранты этого дела.

Интересно, что ещё 15 октября многие пользователи мессенджеров и социальных сетей стали получать в рассылки фото документов постановления о задержании Сергея Юрина и Анатолия Рыкова. Хотя информация об их задержании появилась только в среду, 17 октября. При этом источники, обнародовавшие документы, неизвестны.



Пока Анатолий Рыков, работавший с августа 2018 года заместителем директора АНО «Росгонки», свою вину не признает. Первый заместитель главы Сочи Сергей Юрин также отрицает свою вину.

Напомним, начались громкие аресты в регионе ещё весной. Тогда под стражу были взяты архитектор Краснодара Игорь Мазурок и первый заместитель мэра Сочи Мугдин Чермит. Высокопоставленным чиновникам инкриминируется превышение должностных полномочий в вопросах, связанных с самостроями и обманутыми дольщиками.

Здесь, конечно, остаётся задать только один вопрос: был ли в курсе «делишек» своих подчинённых мэр Сочи Анатолий Пахомов?