Региональное соглашение о минимальной заработной. Региональное соглашение о мрот. Региональное трехстороннее соглашение о минимальной заработной плате

Фиксированный минимум оплаты труда в целом по России принимается на федеральном уровне и корректируется с учетом инфляции. В отдельных регионах РФ данная величина заработной платы может дополнительно изменяться по документу, подписанному тремя сторонами (трехстороннее): местной властью, профсоюзом и представителем организации. Она должна быть не ниже законодательно установленного уровня МРОТ.

Трехстороннее соглашение о минимальной заработной плате на 2018 год

В 2018 году социально-трудовым министерством был поставлен вопрос о постепенном уравнивании уровня МРОТ и прожиточного уровня в каждом субъекте РФ. Разработан проект закона, на основании которого определение минимума оплаты труда постепенно будет переходить в региональное ведомство. С 1 октября 2018 года уже 80-90% субъектов должны принять собственное трёхстороннее согласие о минимальной оплате на региональном уровне.

Когда подписывать соглашение об оплате труда сотрудника?

Если МРОТ на федеральном уровне уже закреплен законом и подписан президентом, то региональное согласие о минимальной заработной плате работника принимается иначе и закрепляется трехсторонним соглашением. Оно становится обязательным только для тех, кто его принял. Для работодателей последовательность подписания согласия с областной властью следующая: администрация региона совместно с объединением профсоюзов или их федерации принимают документ о минимальной сумме оплаты труда работников.

Данное заключение публикуется в региональных средствах массовой информации. У работодателя есть календарный месяц, чтобы успеть написать в администрацию заявление об отказе принятия регионального согласия. В противном случае считается, что работодатель автоматически присоединился к принятому документу об оплате труда работника.

Устанавливается ли комиссия за документ?

Комиссия за принятие документа о минимальной зарплате сотрудника (минимальной) не предусмотрена. Соглашение (трехстороннее) считается подписанным в случае отсутствия мотивированного отказа со стороны работодателя. Отдельно каждому работодателю подписывать данный документ не нужно.

Трехстороннее соглашение о минимальной заработной плате на 2018 год Москва

По Московскому соглашению на 2018 год между властью Москвы, московскими профессиональными союзами и московскими работодателями с 1 января 2018 года размер МРОТ закреплен в размере 17,3 тыс. руб. Его величина подлежит ежеквартальному пересмотру и устанавливается на уровне прожиточного уровня.

Следовательно, в 2018 году минимальная сумма МРОТ по городу Москва может измениться в сторону увеличения по состоянию на 1 апреля, 1 июля 2018 и 1 октября 2018, 31 декабря 2018 либо остаться на прежнем уровне. В СПб величина МРОТ значительно ниже и на 1 января 2016 составила 11,7 тыс. руб.

Областное регулирование

Если работодатель принимает решение об отказе в присоединении к трехстороннему региональному договору о заработной плате, руководитель местного органа власти по труду и занятости населения обязан пригласить его на встречу с участниками комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, для проведения консультаций и формирования предложений по способам повышения зарплаты работников до размера областного минимума оплаты труда. Документы об отказе работодателя от соглашения и результатах проведения консультаций направляются в областную государственную инспекцию труда.

Областная комиссия по решению социальных вопросов

Территориальная комиссия по решению социально-трудовых вопросов состоит из следующих участников:

  • профсоюзов и их объединений;
  • представителей предприятий;
  • правительства Российской Федерации.

Региональное трехстороннее соглашение о минимальной заработной плате

По состоянию на январь 2018 года трехстороннее соглашение о собственном размере минимальной оплаты труда приняли 49 регионов из 85 субъектов РФ.

Московская область, Воронеж, Тамбов

Липецк, Рязань, Тула и др. - почти все города и регионы Центрального федерального округа приняли трехсторонний договор о минимальном размере оплаты труда для внебюджетных организаций. Составлены местные соглашения о зарплате и во многих других округах и субъектах РФ: в Санкт-Петербурге, в республике Карелия, в Хабаровском крае, в Югре, в Тверской области, в Тульской и т.д.

Трехстороннее согласие принимается не только на уровне субъекта РФ, но и на уровне отдельных его районов. Например, согласно Соглашению по Мытищинскому району Московской области установлен собственный МРОТ в размере 12,5 тыс. руб. для предприятий бюджетной сферы и 16 250 рублей для внебюджетных организаций и предпринимателей.

Городское объединение и профсоюз: их роль

Профсоюзы делятся на два вида. Одни создаются в пределах одного предприятия для поддержания контактов руководства с подчиненными. Другие же создаются вне организации в форме городских объединений профсоюзов для представления интересов работников при взаимодействии с муниципальными органами власти и областным объединением работодателей. Профессиональные союзы (трехстороннее соглашение) решают трудовые спорные вопросы, участвуют в аттестационных комиссиях, принимают участие при рассмотрении несчастных случаев.

Региональный трудовой договор

Региональное соглашение № 195-1 о минимальной заработной плате в Рязанской области на 2018 год

Правительство Рязанской области в лице Губернатора Рязанской области Любимова Николая Викторовича, действующего на основании Устава (Основного Закона) Рязанской области, с одной стороны, Рязанский областной союз организаций профсоюзов в лице Председателя Калашниковой Инны Вячеславовны, действующей на основании Устава Рязанского областного союза организаций профсоюзов, с другой стороны, Объединение работодателей «Рязанская Ассоциация экономического сотрудничества предприятий» в лице Председателя Правления Кутенцына Владимира Ивановича, действующего на основании Устава некоммерческого объединения работодателей «Рязанская Ассоциация экономического сотрудничества предприятий», с третьей стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», действуя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», Законом Рязанской области от 2 августа 2000 года № 59-ОЗ «О Рязанской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», иными федеральными законами и законодательством Рязанской области, с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Рязанской области и в целях создания условий, обеспечивающих достойный труд человека, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов и качества жизни населения, обязуясь соблюдать договоренности, достигнутые в ходе трехсторонних консультаций, заключили настоящее Соглашение о следующем.

1. На территории Рязанской области для работников государственных учреждений Рязанской области и муниципальных учреждений муниципальных образований Рязанской области действует размер минимальной заработной платы, установленный в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

2. Установить размер минимальной заработной платы для работников иных работодателей - юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Рязанской области, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета:

3. Министр труда и социальной защиты населения Рязанской области официально публикует вместе с текстом настоящего Соглашения предложение работодателям, осуществляющим деятельность на территории Рязанской области и не участвовавшим в заключении настоящего Соглашения, присоединиться к нему.

4. В случае непредставления работодателями в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к настоящему Соглашению мотивированного письменного отказа присоединиться к нему, настоящее Соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования предложения и подлежит обязательному исполнению.

5. В случае отказа от присоединения к настоящему Соглашению работодатель должен приложить к нему протокол консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного настоящим Соглашением.

6. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его опубликования и действует по 31 декабря 2018 года включительно.

7. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

9. Настоящее Соглашение составлено в четырех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу: по одному для каждой Стороны и один экземпляр, подлежащий хранению в уполномоченном центральном исполнительном органе государственной власти Рязанской области, осуществляющем исполнительно-распорядительную деятельность в сфере труда, после проведения уведомительной регистрации.

От Правительства Рязанской области Губернатор Рязанской области Н.В. Любимов

От профсоюзов Председатель Рязанского областного союза организаций профсоюзов И.В. Калашникова

От работодателей Председатель Правления Объединения работодателей «Рязанская Ассоциация экономического сотрудничества предприятий» В.И. Кутенцын

___________________________________________________________________________________________

Работодателям, осуществляющим

деятельность на территории

Рязанской области

Предложение

о присоединении к Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Рязанской области на 2018 год

19 декабря 2017 года Правительство Рязанской области, Рязанский областной союз организаций профсоюзов и Объединение работодателей «Рязанская Ассоциация экономического сотрудничества предприятий» заключили Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Рязанской области на 2018 год № 195-1 (далее - Региональное соглашение).

В соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 3 Регионального соглашения, предлагаю работодателям, не участвовавшим в заключении вышеуказанного Регионального соглашения, присоединиться к нему.

Обращаю внимание, что если работодатели, осуществляющие деятельность на территории Рязанской области, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединению к Региональному соглашению не представили в министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области (390035, г. Рязань, ул. Толстого, д. 10, телефоны для справок: 24-05-16, 24-04-83) мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то Региональное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования настоящего предложения и подлежит обязательному исполнению ими.

К мотивированному письменному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного Региональным соглашением.

Министр труда и социальной защиты

населения Рязанской области

В.С. Емец

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2010, N 1

СФЕРА ДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЙ О МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ

В статье рассказывается, в каких случаях работодатели целой отрасли или целого региона автоматически считаются заключившими социально-партнерское соглашение, а когда этого можно избежать.

Словарь трудового права. Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Виды соглашений

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений трудовое законодательство различает генеральные, межрегиональные, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные соглашения.

Статьей 48 ТК РФ установлен ряд принципиальных положений относительно действия социально-партнерских соглашений по кругу лиц.

Для отраслевых соглашений ч. 7 - 10 ст. 48 ТК РФ установлен порядок распространения их действия на работодателей, не являющихся членами соответствующего объединения работодателей и не уполномочивших данное объединение на заключение соглашения.

К иным соглашениям, упомянутым в ст. 45 ТК РФ, следует отнести региональные соглашения о минимальной заработной плате, заключаемые в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ.

Особенности соглашений о минимальной заработной плате

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном для заключения социально-партнерских соглашений (ст. 47 ТК РФ).

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Отказ от присоединения и его последствия

Согласно ч. 8 ст. 133.1 ТК РФ, если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Принятие указанного порядка распространения соглашения на работодателей, схожего с порядком распространения на работодателей федерального отраслевого соглашения, свидетельствует о нормативном характере социально-партнерского соглашения, что должно быть отражено в норме дефиниции, содержащейся в ст. 45 ТК РФ.

Указание на нормативный характер социально-партнерских соглашений позволит избежать несоответствия ст. 45 ТК РФ положениям ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, согласно которой по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ) издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Работодателя ущемлять тоже не надо!

Следует признать, что отсутствие четких критериев, по которым уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации будет оценивать мотивированный письменный отказ работодателя присоединиться к соглашению, может стать причиной ограничения прав работодателей. Исходя из того, что орган исполнительной власти представляет только одну из сторон социального партнерства, целесообразно предоставить право оценивать возможность распространения соглашения на конкретного работодателя не органу исполнительной власти, а региональной комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (применительно к отраслевым соглашениям это должна быть отраслевая комиссия по регулированию социально-трудовых отношений).

Установленный законодательством порядок распространения соглашения о минимальной заработной плате, как правило, соблюдается в регионах. Например, одновременно с публикацией Соглашения о минимальной заработной плате в Краснодарском крае, заключенного администрацией Краснодарского края, Краснодарским краевым территориальным объединением организаций профсоюзов "Крайсовпроф", краевым (региональным) объединением работодателей "Федерация объединений работодателей Кубани" от 20.03.2008, было опубликовано письмо руководителя Департамента социальной защиты населения Краснодарского края к работодателям, не входящим в состав краевого объединения работодателей "Федерация объединений работодателей Кубани", с предложением присоединиться к данному Соглашению ("Кубанские новости" от 10 апреля 2008 г. N 59).

Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 24.12.2008 установлена на территории г. Москвы минимальная заработная плата с 01.01.2009 в размере 8300 руб., с 01.05.2009 в размере 8500 руб. и с 01.09.2009 в размере 8700 руб. В Соглашении установлено, что размер минимальной заработной платы включает минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством России, и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии со ст. ст. 147, 151, 152, 153 ТК РФ. В соответствии с п. 3 Соглашения оно распространяется на работодателей, осуществляющих деятельность на территории г. Москвы, присоединившихся в порядке, предусмотренном ст. 133.1 ТК РФ.

При публикации Соглашения в газете "Тверская, 13" от 13 января 2009 г. N 1 было также опубликовано предложение руководителя уполномоченного органа исполнительной власти г. Москвы к работодателям, осуществляющим деятельность на территории г. Москвы и не участвовавшим в заключении Соглашения, присоединиться к нему. Это крайне важно для соблюдения законной процедуры, иначе работодатели были бы лишены права направить мотивированный отказ от присоединения к Соглашению.

Следует отметить, что в части действия региональных соглашений о минимальной заработной плате законодательством и самими соглашениями установлен дифференцированный подход в зависимости от источника финансирования работодателя. По общему правилу указанные Соглашения не распространяются на организации, финансируемые из федерального бюджета. Так, Соглашение о минимальной заработной плате в Кабардино-Балкарской Республике на 2009 год от 25 декабря 2008 г. распространяется на организации - юридические лица, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих деятельность в Кабардино-Балкарской Республике, заключивших данное Соглашение или присоединившихся к нему, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета. Уже упоминавшееся Соглашение о минимальной заработной плате в Краснодарском крае не распространяется на организации, финансируемые из федерального, краевого и муниципальных бюджетов. Таким образом, ограничиваются права работников, финансируемых из федерального, регионального и муниципальных бюджетов, что никак не согласуется с положениями ст. 3 ТК РФ о недопустимости ограничения трудовых прав и свобод или получения преимуществ в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

На основании изложенного можно сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства о региональных соглашениях, приведения его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного трудового права.

Библиография

1. Иванов А. Вступление в объединение работодателей. Кто принимает решение? // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2009. N 9. С. 35.

2. Богатов И. МРОТ по соглашению // ЭЖ-Юрист. 2007. N 16.

3. Сошникова Т. А. Проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве // Трудовое право. 2008. N 12.

4. Иванов А. Б. Отраслевое тарифное соглашение: особенности и проблемы // Труд и социальные отношения. 2008. N 7.

5. Иванов А. Б. Нормативные правовые акты о труде работников гидрометеорологической службы // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2008. N N 4 - 5.

А. Иванов

зам. генерального директора

Общероссийского отраслевого

объединения работодателей

"Союз работодателей атомной

промышленности, энергетики

и науки России"

Подписано в печать

по Закону РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне субъекта РФ. Устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Региональное соглашение

правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ. Участниками РС вправе выступать профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; органы исполнительной власти субъекта РФ. РС заключаются в ходе коллективных переговоров, которые ведет комиссия из равного числа представителей работников (территориальных объединений организаций профсоюзов), представителей региональных объединений работодателей и органов исполнительной власти субъекта РФ. Деятельность указанных комиссий регулируется региональным законодательством или постановлением главы региона. Содержание РС определяется сторонами.

(27 декабря 2017 года)

Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители администрации Липецкой области (далее - Администрация), объединений работодателей Липецкой области (далее - Работодатели), Федерации профсоюзов Липецкой области (далее - Профсоюзы), в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, в целях реализации Областного трехстороннего соглашения на 2018 - 2020 годы между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области заключили настоящее Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Липецкой области на 2018 - 2020 годы (далее - Региональное соглашение) о нижеследующем.

1. Предмет Соглашения

1.1. Региональное соглашение является правовым актом и заключается для определения и реализации приоритетов социально-экономической политики области в сфере оплаты труда с учетом интересов сторон социального партнерства.

1.2. Установить размер минимальной заработной платы работников, осуществляющих деятельность у работодателей внебюджетного сектора экономики, отработавших за месяц норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности), не ниже 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения за IV квартал предыдущего года, установленного постановлением администрации области.

1.3. Установить размер минимальной заработной платы для работников бюджетной сферы области на уровне федерального минимального размера оплаты труда.

1.4. Размер минимальной заработной платы, установленный пунктом 1.2 настоящего Регионального соглашения, не является ограничением для реализации более высоких гарантий по оплате труда.

2. Обязательства Сторон

2.1. Стороны обязуются:

2.1.1. Осуществлять контроль и мониторинг выполнения Регионального соглашения.

2.1.2. Рассматривать результаты мониторинга выполнения настоящего Регионального соглашения в рамках областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

2.2. Администрация обязуется:

2.2.2. Обеспечить финансирование выполнения Регионального соглашения в полном объеме для организаций, финансируемых из бюджета Липецкой области.

2.3. Работодатели обязуются устанавливать коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами минимальную заработную плату в размере не ниже установленного в пунктах 1.2, 1.3 Регионального соглашения.

2.4. Профсоюзы обязуются инициировать включение в коллективные договоры и соглашения положений об установлении размера минимальной заработной платы в соответствии с пунктами 1.2, 1.3 Регионального соглашения.

3. Ответственность Сторон

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по Региональному соглашению Стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

4. Действие Соглашения

4.1. Региональное соглашение распространяется на работодателей в порядке, установленном ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации .

4.2. Региональное соглашение вступает в силу с 01 января 2018 года.

4.3. Региональное соглашение составлено в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой Стороны.

Глава администрации Липецкой области

Координатор от профсоюзов Липецкой области, председатель Липецкого областного союза организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Липецкой области"

Координатор от объединений работодателей Липецкой области, заместитель председателя Правления Регионального Объединения работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Липецкой области"

О.П.КОРОЛЕВ

А.Ф.ЖИДКИХ