Разграничение подсудности дел военным судам и иным федеральным судам общей юрисдикции. Подсудность уголовных дел военным судам Гражданские дела подсудные военным судам

  • Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»
    • Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи
    • Основные направления (функции) правоохранительной деятельности
    • Правоохранительные органы: общая характеристика и система
    • Учебная дисциплина "Правоохранительные органы": предмет, наименование, система и содержание
    • Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы" с другими юридическими дисциплинами
  • Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах
    • Общая характеристика и классификация правовых актов о правоохранительных органах
    • Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию
    • Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению
  • Судебная власть и система органов, ее осуществляющих
    • Судебная власть, ее понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти
    • Суд как орган судебной власти
    • Судебная система
  • Правосудие и его демократические основы (принципы)
    • Отличительные признаки и понятие правосудия
    • Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, истоки и значение
    • Законность
    • Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия
    • Осуществление правосудия только судом
    • Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда
    • Самостоятельность судов, независимость судей и заседателей
    • Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
    • Обеспечение права граждан на судебную защиту
    • Состязательность и равноправие сторон
    • Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту
    • Презумпция невиновности
    • Открытое разбирательство дел во всех судах
    • Обеспечение возможности пользования в суде родным языком
    • Участие граждан в отправлении правосудия
  • Основное звено федеральных судов общей юрисдикции
    • Районный суд - основное звено федеральных судов общей юрисдикции
    • Этапы развития районного суда
    • Полномочия районного суда
    • Основные права и обязанности судей
    • Председатель (судья) районного суда
    • Организация работы в районном суде
  • Среднее звено федеральных судов общей юрисдикции
    • Суды среднего звена, их полномочия и место в системе федеральных судов общей юрисдикции
    • Основные этапы развития судов среднего звена
    • Состав и структура суда среднего звена, полномочия структурных подразделений судов этого звена
    • Организация работы в судах среднего звена
  • Военные суды
    • Задачи военных судов и их место в российской судебной системе
    • Этапы развития военных судов
    • Подведомственность военных судов
    • Основы организации и подсудности военных судов
  • Верховный Суд Российской Федерации
    • Верховный Суд РФ - высший судебный орган судов общей юрисдикции
    • Основные этапы истории Верховного Суда РФ
    • Судебные полномочия Верховного Суда РФ
    • Порядок формирования Верховного Суда РФ, его состав и структура
    • Организация работы в Верховном Суде РФ
  • Арбитражные суды и иные арбитражные органы
    • Арбитражные суды, их роль и основные задачи
    • Этапы развития арбитражных органов
    • Арбитражные суды основного звена, их состав и полномочия
    • Арбитражные апелляционные суды, их состав и полномочия
    • Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды): порядок образования, состав и полномочия
    • Высший Арбитражный Суд РФ, его состав, структура и полномочия
    • Иные арбитражные органы
  • Конституционный Суд Российской Федерации
    • Конституционный контроль, его понятие и истоки
    • Конституционный Суд РФ: полномочия и основы организации
    • Решения Конституционного Суда РФ, их виды, содержание, форма и юридическое значение
  • Суды субъектов Российской Федерации
    • Конституционные (уставные) суды
    • Мировые судьи
  • Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей
    • Судейский корпус (судейское сообщество) и статус судей: понятие и общая характеристика
    • Порядок формирования судейского корпуса
    • Гарантии независимости судей
    • Судейское сообщество и его органы
    • Квалификационные коллегии и аттестация судей
    • Статус присяжных и арбитражных заседателей
  • Основные этапы развития российской судебной системы
    • Становление российских судов как учреждений, обособленных от других государственных органов (дореформенные суды)
    • Судебная реформа 1864 г. и ее основные итоги
    • Становление и развитие судов в послеоктябрьский период: от 1917 г. до наших дней
      • Период от октября 1917 г. до 1922-1924 гг.
      • Период от 1925 г. до начала 30-х годов
      • Период от начала 30-х годов до 1953 г.
      • Период от 1953 г. до середины 80-х годов
      • Современная судебно-правовая реформа, ее предпосылки и основные результаты
  • Организационное обеспечение деятельности судов и органы, его осуществляющие
    • Понятие и содержание организационного обеспечения деятельности судов
    • Эволюция организационного обеспечения деятельности судов
    • Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов
    • Судебный департамент при Верховном Суде РФ
    • Администраторы судов
    • Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств
    • Министерство юстиции РФ и его органы: основные функции и организация
  • Прокурорский надзор и органы прокуратуры
    • Прокурорский надзор и направления прокурорской деятельности
    • Основные этапы развития прокуратуры
    • Система, структура и порядок образования органов прокуратуры
    • Кадры органов прокуратуры
  • Организация выявления и расследования преступлений
    • Выявление и расследование преступлений: понятие и этапы развития
      • Этапы развития
    • Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их компетенция
    • Органы дознания, их компетенция
    • Органы предварительного следствия, их компетенция
  • Юридическая помощь и ее организация
    • Юридическая помощь: содержание и значение
    • Адвокатура
      • Становление и эволюция российской адвокатуры
      • Статус адвоката
      • Формы организации адвокатской деятельности
      • Адвокатская палата субъекта РФ
      • Федеральная палата адвокатов Российской Федерации
    • Нотариат: функции, организация и руководство его деятельностью

Подведомственность военных судов

Круг дел, отнесенных к ведению военных судов, т. е. подведомственных этим судам, предопределяется преимущественно персональными свойствами (признаками, особенностями) лиц, права и законные интересы которых ставятся под охрану военных судов, либо лиц, привлекаемых к ответственности (уголовной или административной) по приговорам (постановлениям) этих судов.

Свойством (признаком, особенностью) такого рода является принадлежность лица:

  • к военнослужащим;
  • к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие военные сборы, а иногда и прошедшие такие сборы либо уволенные или уволившиеся с военной службы);
  • либо к тем, кто связан с военнослужащими или воинскими структурами (при определенных правовыми актами условиях - члены семей военнослужащих, а также вольнонаемные, работающие в воинских частях или учреждениях).

Данное обстоятельство требует ясного представления о том, кого следует считать военнослужащими. Содержание понятия этой категории государственных служащих Закон о военных судах четко не раскрывает. Не раскрывается оно исчерпывающе и в других законодательных актах, регламентирующих судоустройство, привлечение к уголовной или административной ответственности, а равно разбирательство гражданских дел.

В настоящее время о нем можно судить по сказанному в двух законах - "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. и "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. В ч. 1-3 ст. 2 ("Военная служба. Военнослужащие") последнего из них говорится: "1. Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. 2. Прохождение военной службы осуществляется: гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом...".

В соответствии с этим Законом (ст. 46) военнослужащим присваиваются воинские звания от рядового (матроса) до Маршала Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда РФ существенно уточнил приведенное законодательное предписание. В своем постановлении "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. (п. 1) он разъяснил: "Статус военнослужащих имеют также военнослужащие, прикомандированные в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, сто процентов акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства, иным предприятиям, учреждениям и организациям, если это предусмотрено федеральным законом, а также в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане, проходящие военные сборы".

В этом же пункте процитированного постановления Пленум Верховного Суда РФ привлек, кроме того, внимание к весьма важному положению, связанному с определением подведомственности военных судов, а именно положению, в соответствии с которым "лица, проходящие службу в иных государственных военизированных органах и формированиях на основании других законодательных и нормативных правовых актов, имеющие специальные звания , сходные или аналогичные с воинскими званиями, не являются .

Данное разъяснение означает, что лицо, состоящее на службе, к примеру, в каком-то из органов Министерства внутренних дел РФ (кроме частей, соединений и других структур внутренних войск), органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний либо Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств или психотропных веществ (Госнаркоконтроля РФ), военнослужащим не является, хотя может иметь звание (специальное), весьма похожее на воинское звание (быть, скажем, генералом юстиции, полковником полиции, капитаном милиции). Поэтому дела о преступлениях, совершаемых ими, должны рассматриваться не в военных, а в гражданских судах общей юрисдикции.

С учетом приведенных законодательных предписаний и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и следует рассматривать сформулированные в ч. 1 ст. 7 Закона о военных судах и ч. 5-8 ст. 31 УПК правила относительно того, какие конкретные категории дел подлежат рассмотрению в военных судах.

К первой из этих категорий дел (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона) отнесены гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих либо граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Другими словами, речь идет о защите в военных судах военнослужащих и лиц, которые проходят военные сборы, от исходящих от военных органов и должностных лиц незаконных действий и решений. К данной категории дел можно отнести также дела (см. ч. 2 ст. 7 Закона), возникающие в связи с жалобами граждан, переставших быть военнослужащими (уволенных с военной службы) или окончивших прохождение военных сборов, на незаконные действия (решения) военных органов управления или должностных лиц, при условии, что обжалуемые действия (решения) состоялись в период прохождения такими гражданами военной службы либо сборов.

По правилам гражданского судопроизводства военные суды могут рассматривать также заявления военных прокуроров о несоответствии закону правовых актов (индивидуальных или нормативных), изданных органами военного управления, воинскими частями и учреждениями. Об этом прямо сказано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" от 27 апреля 1993 г. № 5.

Дела данной категории в связи с реформой военных судов, в ходе которой они все больше ориентируются на защиту прав и свобод военнослужащих, в последние годы стали занимать значительно возросший удельный вес в общей массе дел, рассматриваемых военными судами. При этом весьма примечательно то, что большинство жалоб военнослужащих на действия и решения военного командования признается судами обоснованными и удовлетворяется.

Вторую категорию дел , подведомственных военным судам, образуют уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими или лицами, проходящими военные сборы, в период прохождения ими военной службы или военных сборов (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона). Данная категория дел составляет основную массу дел, рассматриваемых судами такого рода.

Но в военных судах подсудимыми могут быть не только военнослужащие или лица, проходящие военные сборы. Иногда ими могут стать и лица, не связанные с несением военной службы.

Такое считается законным в случаях, когда речь идет:

  • о групповых преступлениях, если хотя бы один из подсудимых является военнослужащим;
  • о нескольких преступлениях, если хотя бы одно из них подсудно военному суду;
  • о преступлениях, совершенных во время прохождения военной службы или военных сборов лицами, уволившимися с военной службы или прекратившими исполнять обязанности, связанные с военными сборами;
  • о всех преступлениях, совершаемых в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды.

Одновременно с рассмотрением уголовных дел военные суды, естественно, могут рассматривать иски о возмещении вреда, причиненного преступлениями. Такие иски могут быть заявлены в военном суде независимо от того, кому причинен вред (гражданскому лицу или военнослужащему) и является ли причинителем такого вреда военнослужащий.

Закон о военных судах (ч. 6 и 7 ст. 7) и УПК (ч. 2 ст. 29 и ст. 125) относит к ведению этих судов также принятие решений по вопросам, возникающим при производстве по уголовным делам на досудебных стадиях процесса. Они, как и гражданские суды общей юрисдикции, уполномочены принимать решения, разрешающие военным органам расследования производство действий, влекущих ограничение конституционных прав и свобод граждан (заключение под стражу и продление его срока, обыски в жилых помещениях, арест и выемка почтово-телеграфной корреспонденции, контроль и запись телефонных и иных переговоров, арест имущества и т. д.).

Им также предоставлены полномочия по проверке законности и обоснованности решений и действий военных прокуроров и органов расследования, которые они совершают в ходе раскрытия преступлений (к примеру, решений о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовных дел, об их приостановлении или прекращении и др.)

Особые правила установлены для подведомственности военных судов, находящихся вместе с российскими войсками за пределами России. Содержание этих правил определено в УПК (ч. 8 ст. 31) и в международных договорах Российской Федерации, заключенных с рядом государств СНГ, где по тем или иным причинам находятся российские воинские формирования.

Общее положение, лежащее в основе правил такого рода, состоит в признании того, что лица, входящие в состав российских воинских формирований (об этом понятии см. ниже в данном параграфе учебника), должны нести уголовную ответственность не по российским законам, а по законам государства, на территории которого находится данное формирование. Соответственно, дела о совершенных ими преступлениях подлежат рассмотрению в местных судах.

Но это общее положение не распространяется на случаи, когда названные лица совершают:

  • преступления в местах дислокации российских воинских формирований;
  • преступления против Российской Федерации или против лиц, входящих в состав российских воинских формирований;
  • воинские преступления (ст. 331-352 УК);
  • а также совершают преступления во время исполнения должностных либо специальных обязанностей.

Дела о всех перечисленных преступлениях подсудны российским военным судам.

В качестве примера такого решения вопроса может послужить Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан (Москва, 21 января 1997 г.).

В его ст. 3 предусмотрено, что "Российская Сторона осуществляет свою юрисдикцию в местах дислокации воинских формирований и, кроме того, вне пределов их дислокации в отношении лиц, входящих в состав воинских формирований, при совершении ими противоправных деяний в связи с исполнением обязанностей военной службы, а также в отношении Российской Федерации или ее граждан. На все остальные случаи распространяется юрисдикция Таджикистанской Стороны, применяется ее законодательство и действуют ее компетентные органы".

При этом в ст. 1 Соглашения четко определяется понятие лица, входящего в состав воинских формирований. К лицам такого рода отнесены:

  • военнослужащие, проходящие службу в воинских формированиях;
  • гражданский персонал, работающий по найму в воинских формированиях;
  • лица, командированные в воинские формирования;
  • члены семей военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований (супруги, дети, родители, а также другие лица, проживающие совместно с ними и находящиеся на их иждивении).

Примерно таким же образом решены вопросы подсудности российским военным судам уголовных дел о преступлениях, совершаемых персоналом космодрома "Байконур" и членами их семей (см. ч. 2 п. 6.12 Договора аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан, заключенного в Москве 10 декабря 1994 г. и вступившего в силу 25 сентября 1995 г.), а также аналогичные вопросы, возникающие в условиях других государств СНГ.

К третьей категории дел , подведомственных военным судам, отнесены упоминавшиеся выше дела о любых подведомственных судам административных правонарушениях, совершенных военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы.

Для характеристики подведомственности военных судов существенно также то, что в тех случаях, когда они функционируют в соответствии с международными договорами на территории других государств, к их ведению могут быть отнесены и любые гражданские, уголовные и административные дела, которые в нормальных условиях должны рассматриваться гражданскими судами общей юрисдикции.

Военным судам подсудны:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

(п. 2 в ред. Федерального конституционного закона от 27.12.2009 N 8-ФКЗ)

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

(п. 4 введен Федеральным конституционным законом от 30.04.2010 N 3-ФКЗ)

2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

2.1. Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.

(часть 2.1 введена Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 N 2-ФКЗ)

3. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

(часть третья.1 введена Федеральным конституционным законом от 04.12.2006 N 5-ФКЗ)

4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

5 - 6. Утратили силу. - Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Военные суды правомочны принимать решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делам, отнесенным к их подсудности.

(часть 6.1 введена Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 N 2-ФКЗ)

7. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

35. Органы ФСБ: задачи и структура

В настоящее время правовую основу деятельности органов ФСБ составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г., Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от б июля 1998 г. № 806, с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 26 августа 1998 г. № 990, Федеральный закон-«Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г., другие федеральные законы и нормативные акты федеральных органов государственной власти, а также международные договоры Российской Федерации.

Основными задачами, стоящими перед ФСБ, являются:

Контрразведывательная деятельность;
борьба с преступностью;
разведывательная деятельность.

Контрразведывательная деятельность органов ФСБ заключается в выявлении, предупреждении и.пресечении разведывательной и иной деятельности спецслужб иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. По указу Президента РФ Ельцина ФСБ были приданы функции головного контрразведывательного органа РФ. На основании этого указа служба получила право заниматься контрразведывательным обеспечением МВД, ФАПСИ, Государственного таможенного комитета, Департамента налоговой полиции и других силовых структур, а службы собственной безопасности этих ведомств обязаны согласовывать свои действия с ФСБ.

Основания для осуществления контрразведывательной деятельности определены в законодательном порядке:

Наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности спецслужб, иностранных организаций и отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба РФ;
защита сведений, составляющих государственную тайну
проверка лиц, оказывающих конфиденциальную помощь ФСБ;
обеспечение собственной безопасности.

Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей неприкосновенность жилища граждан, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

В сфере борьбы с преступностью органы ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

На органы ФСБ РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Разведывательная деятельность Федеральной службы безопасности направлена на получение информации об угрозах безопасности Российской Федерации. Осуществляется в пределах своих полномочий, в тесном взаимодействии с органами внешней разведки РФ. Порядок проведения разведывательных мероприятий, использование негласных методов и средств определяются нормативными актами ФСБ России. Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления разведывательной деятельности составляют государственную тайну.

ФСБ возглавляется директором, имеющим статус федерального министра. Его должности соответствует воинское звание генерала армии. Имеются также заместители директора, которые вместе с директором и некоторыми другими руководящими работниками образуют Коллегию ФСБ. Решения коллегии принимаются большинством голосов и оформляются приказами директора ФСБ. При наличии разногласий между директором и коллегией директор ФСБ проводит в жизнь свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту РФ.

Количество заместителей директора и членов коллегии с течением времени менялось. Так, согласно Положению «О Федеральной службе контрразведки России», утвержденному Указом Президента РФ от 5 января 1994 г., устанавливались должности первого заместителя директора, пяти заместителей и заместителя директора - начальника Управления ФСК по Москве и Московской области, а численность Коллегии ФСК определялась в 11 человек. Подобная структура руководства сохранилась и после преобразования ФСК в ФСБ. 24 июля 1995 г. указом Президента в ФСБ была введена вторая должность первого заместителя директора. Соответственно количество членов коллегии ФСБ увеличилось до 12. Однако Указом Президента от 22 мая 1997 г. количество первых заместителей было сокращено до одного, а членов коллегии - до 11. 26 августа 1998 г. первых заместителей вновь стало два, а заместителей - восемь: шесть руководителей департаментов ФСБ, статс-секретарь и начальник управления ФСБ по Москве и Московской области. При этом численность коллегии увеличилась до 17 человек. Наконец, согласно указу Президента от 17 июня 2000 г. в ФСБ были установлены следующие должности: первый заместитель директора, заместитель - статс-секретарь, пять заместителей - руководителей департаментов и еще один заместитель директора.

В 2003 году структура центрального аппарата ФСБ выглядела следующим образом:

Департамент контрразведки (1-й департамент);
Департамент по борьбе с терроризмом (2-й департамент);
Департамент экономической безопасности (4-й департамент);
Департамент анализа, прогноза и стратегического планирования (5-й департамент);
Департамент организационно-кадровой работы (6-й департамент);
Управление военной контрразведки (3-е управление);
Управление конституционной безопасности (8-е управление);
Следственное управление;
Управление собственной безопасности (9-е управление);
Управление делами;
Договорно-правовое управление;
Военно-мобилизационный отдел (10-й отдел).

Подразделения центрального аппарата ФСБ направляют, координируют и контролируют деятельность управлений ФСБ в республиках, краях и областях.

Органы Федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, в которую входят управления по отдельным регионам и субъектам Федерации (территориальные органы безопасности) и управления (отделы) ФСБ в Вооруженных Силах России, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках). Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении Федеральной службы. Кроме того, центральный аппарат ФСБ имеет в своем подчинении предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, военно-строительные подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.

В соответствии с Конституцией Российской федерации (часть 1 статьи 47, часть 3 статьи 128) подсудность дел определяется Федеральным Конституционным Законом (ФКЗ). Именно Конституционным, в связи с чем действующая ныне подсудность, определенная ГПК РФ установлена «не тем» законом — «обычным Федеральным», а не Конституционным, на что Конституционный суд не раз обращал внимание законодателей.

Подсудность военным судам определена Федеральным Конституционным Законом 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О военных Судах Российской Федерации», статьёй 7 которого предусмотрено:

1. Военным судам подсудны:
1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее — военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
......
2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

Но — такая уж у нас система, что, вопреки Конституции РФ подсудность может определяться не только ФКЗ, не только «обычным» ФЗ, но и... Постановлением Пленума Верховного Суда РФ!

В частности, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» предусмотрено, что:
«Военным судам на территории Российской Федерации не подсудны гражданские дела по искам и заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействия) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и заявлениям граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и заявлениям граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании невыданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы)».

Достаточно сравнить часть 2 ФКЗ «О военных судах РФ» с установлением Пленума ВС РФ, как становится ясно, что ФКЗ устанавливает право гражданина, уволенного с военной службы (то есть утратившего статус военнослужащего) обратиться не только в районный суд, но и в военный, то есть вводит альтернативную подсудность , что не раз подчеркивалось в юридической литературе, в том числе и в статье экс-Председателя Военной Коллегии Верховного Суда РФ Н.Петухова. Однако «игра слов» в Постановлении Пленума ВС РФ привела к тому, что огромная категория дел по искам и жалобам бывших военнослужащих, связанных с незаконным увольнением, стала безальтернативно относиться к подсудности военных судов.

Еще большее удивление вызывает следующее разъяснение Пленума Верховного Суда РФ:

9. Основания и порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный государству при исполнении служебных обязанностей, определяются Федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О материальной ответственности военнослужащих».
В случаях, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», решение о возмещении ущерба, причиненного военнослужащим, принимается судом по иску воинской части. Дела по таким искам должны рассматриваться военными судами в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Достаточно внимательно изучить статью 7 ФКЗ «О военных судах РФ», чтобы понять — о исках воинских частей к военнослужащим там нет ни слова. Это означает лишь одно — должны действовать общие прапвила подсудности — то есть воинские части должны обращаться к военнослужащим в обычный районный суд.

Круг дел, отнесенных к ведению военных судов, т.е. подведом­ственных этим судам, предопределяется преимущественно персо­нальными свойствами лиц, права и законные интересы которых ставятся под охрану военных судов, либо лиц, привлекаемых к ответственности (уголовной или администра­тивной) по приговорам этих судов. Свойством такого рода является принадлежность лица к военнослужащим, к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие воен­ные сборы, а иногда и прошедшие такие сборы либо уволенные или уволившиеся с военной службы), либо к тем, кто связан с военнослужащими или воинскими струк­турами (при определенных правовыми актами условиях - члены семей военнослужащих, а также вольнонаемные, работающие в воин­ских частях или учреждениях).

Данное обстоятельство требует ясного представления о том, кого следует считать военнослужащими. Содержание понятия дан­ной категории гос.служащих Закон о военных судах четко не раскрывает. Не раскрывается оно исчерпывающе и в дру­гих законодательных актах, регламентирующих судоустройство, привлечение к уголовной или административной ответственности, а равно разбирательство гражданских дел. В настоящее время о нем можно судить по сказанному в двух законах - "О статусе военно­служащих" от 27 мая 1998 г. и "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. В ч. 1-3 ст. 2 ("Военная служба. Воен­нослужащие") последнего из них говорится: "1. Военная служба - особый вид гос. службы, выполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы РФ, во внутренних войсках МВД РФ, в Железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войсках гражданской обороны.., инженерно-техни­ческих и дорожно-строительных формированиях при фед. органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах ФСБ РФ, органах Федеральной пограничной службы РФ, фед. органах правительственной связи и информации, фед. органах гос.охраны, фед. органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ и создаваемых на военное время специальных формированиях.



2. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке.

3. Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом" В соответствии с этим Законом военнослужащим присваиваются воинские звания от рядового (матроса) до Маршала Российской Федерации.

С учетом этих сведений и следует рассматривать предписания ч.1 ст. 7 Закона о военных судах относительно того, какие конкретные категории дел могут рассматриваться военными судами.

К первой из них отнесены гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих либо граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. К данной категории дел можно отнести также дела, возникающие в связи с жалобами граждан, переставших быть военнослужащими (уволенных с военной службы) или окончивших прохождение военных сборов, на незаконные действия (решения) военных органов управления или должностных лиц, при условии, что обжалуемые действия (решения) состоялись в период прохождения такими гражданами военной службы либо сборов.

По правилам гражданского судопроизводства военные суды могут рассматривать также заявления военных прокуроров о несоответствии закону правовых актов (индивидуальных или нормативных), изданных органами военного управления, воинскими частями и учреждениями.



Вторую категорию дел, подведомственных военным судам , образуют уголовные дела о преступлениях, совершенных, как правило, военнослужащими или лицами, проходящими военные сборы. Эти дела составляют основную массу дел, рассматриваемых судами такого рода. В качестве подсудимых перед военными суда­ми довольно часто предстают и не военнослужащие. Такое считает­ся законным в случаях, когда речь идет: о групповых преступлениях, если хотя бы один из подсуди­мых является военнослужащим, о нескольких преступлениях, если хотя бы одно из них под­судно военному суду; о преступлениях, совершенных во время прохождения воен­ной службы или военных сборов лицами, уволившимися с военной службы или прекратившими исполнять обязанности, связанные с во­енными сборами; о всех преступлениях, совершаемых в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды.

Одновременно с рассмотрением уголовных дел военные суды, естественно, могут рассматривать иски о возмещении вреда, причи­ненного преступлением. Такие иски могут быть заявлены в военном суде независимо от того, кому причинен вред (гражданскому лицу или военнослужащему) и является ли причинителем такого вреда военнослужащий.

Рассматривают жалобы на применение лицами, производящими до­знание, следователями или прокурорами заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на продление этими должност­ными лицами сроков содержания под стражей в отношении военнос­лужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими реше­ния по делам, расследуемым в отношении военнослужащих, граж­дан, проходящих военные сборы. На них возложено и разбиратель­ство дел и материалов, связанных с ограничениями конституцион­ных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных перего­воров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновен­ность жилища.

Особые правила установлены для подведомственности военных судов, находящихся вместе с российскими войсками за пределами России. Их содержание в значительной мере определяется между­народными договорами Российской Федерации.

Подобные договоры заключены с рядом государств СНГ, где по тем или иным причинам находятся российские воинские формиро­вания.

Общее положение, лежащее в их основе, заключается в призна­нии того, что лица, входящие в состав российских воинских фор­мирований должны нести уголовную ответственность не по российским законам, а по законам государства, на территории которого находится данное формирование. Соответственно дела о совершенных ими преступлениях подлежат рассмотрению в местных судах.

Но это общее положение не распространяется на случаи, когда названные лица совершают:

Преступления в местах дислокации российских воинских формирований,

Преступления против Российской федерации или против лиц, входящих в состав российских воинских формирований, воинские преступления, а также совершают преступления во время исполнения должностных либо специальных обязанностей.

Для характеристики подведомственности военных судов суще­ственно также то, что в тех случаях, когда они функционируют в соответствии с международными договорами на территории других государств, к их ведению могут быть отнесены и любые гражданс­кие, уголовные и административные дела, которые в нормальных условиях должны рассматриваться гражданскими судами общей юрисдикции.

Круг дел, отнесенных к ведению военных судов, т.е. подведом­ственных этим судам, предопределяется преимущественно персо­нальными свойствами (признаками, особенностями) лиц, права и законные интересы которых ставятся под охрану военных судов, либо лиц, привлекаемых к ответственности (уголовной или администра­тивной) по приговорам (постановлениям) этих судов. Свойством (при­знаком, особенностью) такого рода является принадлежность лица

к военнослужащим,

к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие воен­ные сборы, а иногда и прошедшие такие сборы либо уволенные или уволившиеся с военной службы),

либо к тем, кто связан с военнослужащими или воинскими струк­турами (при определенных правовыми актами условиях - члены семей военнослужащих, а также вольнонаемные, работающие в воин­ских частях или учреждениях).

К первой из них (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона) отнесены гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих либо граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Другими словами, речь идет о защите в военных судах военнослужащих и лиц, которые проходят военные сборы, от исходящих от военных органов и должностных лиц незаконных действий и решений. К данной категории дел можно отнести также дела (см. ч. 2 ст. 7 Закона), возникающие в связи с жалобами граждан, переставших быть военнослужащими (уволенных с военной службы) или окончивших прохождение военных сборов, на незаконные действия (решения) военных органов управления или должностных лиц, при условии, что обжалуемые действия (решения) состоялись в период прохождения такими гражданами военной службы либо сборов.

Вторую категорию дел, подведомственных военным судам, образуют уголовные дела о преступлениях, совершенных, как правило, военнослужащими или лицами, проходящими военные сборы (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона). Эти дела составляют основную массу дел, рассматриваемых судами такого рода. Но это не значит, что в них подсудимыми могут быть только военнослужащие или лица, проходящие военные сборы. В качестве подсудимых перед военными суда­ми довольно часто предстают и не военнослужащие. Такое считает­ся законным в случаях, когда речь идет:

О групповых преступлениях, если хотя бы один из подсуди­мых является военнослужащим,

О нескольких преступлениях, если хотя бы одно из них под­судно военному суду;

О преступлениях, совершенных во время прохождения воен­ной службы или военных сборов лицами, уволившимися с военной службы или прекратившими исполнять обязанности, связанные с во­енными сборами;

О всех преступлениях, совершаемых в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды.

Одновременно с рассмотрением уголовных дел военные суды, естественно, могут рассматривать иски о возмещении вреда, причи­ненного преступлением. Такие иски могут быть заявлены в военном суде независимо от того, кому причинен вред (гражданскому лицу или военнослужащему) и является ли причинителем такого вреда военнослужащий.

РОДОВАЯ ПОДСУДНОСТЬ.

Родовая подсудность - это подсудность дела "по вертикали" судебной системы. Основной функцией родовой подсудности является распределение нагрузки между судами разных уровней.

Правила родовой подсудности в ГПК РФ носят императивный характер, что в полной мере согласуется с конституционным положением о рассмотрении дела тем судом и судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

При регулировании правил родовой подсудности законодатель использует два приема:

  • Подсудность мировых судей, судов уровня субъекта РФ, а также Верховного Суда РФ определяется путем перечисления тех категорий споров, которые отнесены к подсудности каждого из этих звеньев судебной системы
  • Подсудность районного суда определяется в [ст. 24 ГПК РФ] путем исключения тех дел, которые подсудны судам всех других звеньев системы судов общей юрисдикции.

При анализе процессуальных правил о родовой подсудности можно прийти к следующим выводам:

  • Дела по первой инстанции могут рассматриваться во всех четырех звеньях системы судов общей юрисдикции от мировых судей до ВС РФ, а также во всех трех звеньях военных судов.
  • Большинство дел искового производства распределяются между мировыми судьями и районными судами.

В качестве критериев разграничения подсудности дел между мировыми и районными судами выступают:

  • Категория дела
  • Цена иска

В итоге низовые звенья судебной системы занимаются разрешением несложных споров, а суды более высокого уровня рассматривают дела сложные (с точки зрения вопросов права или факта) или со значительной суммой иска.

  • Дела особого производства отнесены к подсудности районных судов, за исключением дел об усыновлении детей иностранными гражданами, подсудных судам уровня субъекта РФ.
  • Дела, возникающие из публично-правовых отношений, могут быть подсудны судам общей юрисдикции всех звеньев, кроме мировых судей.

Критериями разграничения подсудности этих дел выступают:

  • Уровень государственного органа или общественной организации, чьи решения или акты обжалуются
  • Категория дела
  • Правила подсудности гражданских дел военным судам изложены в виде отсылочной нормы к ФКЗ
  • Правила родовой подсудности, изложенные в ГПК РФ не являются исчерпывающими, т.к. в ст. 23, 26, 27 ГПК РФ допускается их дополнение другими федеральными законами.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПОДСУДНОСТЬ.

Территориальная подсудность разграничивает дела между судами одного уровня, т.е. между судами первого звена, в качестве судов первой инстанции. Территориальная подсудность находится внутри родовой подсудности. Сначала необходимо определить родовую подсудность, а далее – ищем конкретный суд (территориальная подсудность).

Общее правило территориальной подсудности – иск предъявляется в суд по месту нахождения ответчика (месту жительства/месту нахождения – [ст.28 ГПК РФ]. Подвиды территориальной подсудности:

1.по месту жительства/месту нахождения ответчика (ст.28 ГПК);

2.альтернативная подсудность – по выбору истца [ст.29 ГПК РФ];

3.исключительная подсудность – исключение из общего правила [ст.30 ГПК РФ];

4.подсудность по связи дел [ст.31 ГПК РФ];

5.договорная подсудность [ст.32 ГПК РФ].

Подсудность по месту жительства или месту нахождения ответчика

Место жительства ответчика определяется с помощью средств регистрации. Но «зона» - это место жительства? Или студенты, зарегистрированные в общежитии. На практике зона место жительства не является, поэтому иск предъявляется последнему известному месту жительства (независимо от того, что лицо снять с регистрационного учета – ч.1 ст.29 ГПК).

Постановление КС РФ №9-П от 16.03.1998. ст.47 КРФ – никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела тем судом, к подсудности которых оно отнесено законом. Всякое иное регулирование – исключено. Подсудность имеет конституцинно-правовое значение в осуществлении права на защиту. Подсудность есть гарантия независимости суда.

Подсудность – это гарантия независимости суда в том смысле, что на выбор суда не может оказывать влияние никто из заинтересованных лиц. Все противоречия должны истолковываться в том ключе, что должно быть исключено всякое произвольное правоприменение. Подсудность есть гарантия права на участие в процессе.

Альтернативная подсудность

Иск к ответчику, место жительства которого не известно, может быть предъявлен по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту жительства в РФ (ст.29 ГПК). Если не предъявить иск, то может истечь исковая давность.

Постановление КС РФ №6-П от 21.04.03. Постановление пленума ВАС РФ №8 от 25.02.98. Определение судебной коллегии ВС РФ от 19.08.05 №78-В05-31. Постановление президиума ВАС РФ №16458/05 от 16.05.06, №11236/05 от 17.01.06, №837/06 от 06.06.06, №7639/07 от 16.10.07 – акты по корпоративным спорам.

Исключительная подсудность

П.1 ст.30 ГПК исключительная подсудность – в ней содержится исключение из общего правила иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества. Почему эти иски предъявляются именно по месту нахождения этих объектов? И о каких исках идет речь – о вещных или об обязательственных? Если это иск из признания сделки недействительной, то он подчиняется правилам об исключительной подсудности? Вещные иски, безусловно, подпадают под ст.30 ГПК, а подпадают ли сюда иски обязательственные? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять, в чем смысл этой исключительности?

Договорная подсудность

Соглашение о подсудности может быть достигнуто сторонами. Договором может быть изменена только территориальная подсудности. Начинается поиск компетентного суда с родовой подсудности, а лишь после внутри родовой подсудности выделяется территориальная. Соглашение должно быть заключено до принятия судом дела к своему производству. А почему нельзя заключить соглашение после принятия судом дела к своему производству?