Распорядители бюджетных кредитов — это должностные лица, которым законодательством предоставлено право распо­ряжаться денежными средствами, выделенными из бюджета. К. Бюджетные кредиты и их распорядители. Бюджетное финансирование Главными распорядителями

ним относятся первые руководители (и некоторые их заместители) бюджетных учреждений, государственных и муниципальных пред­приятий, руководители других организаций 21 .

Распорядители бюджетных кредитов подразделяются наглав­ных и нижестоящих распорядителей кредитов.

К главным распорядителям бюджетных кредитов относятся:

по федеральному бюджету - министры и руководители ве­домств Российской Федерации; по бюджетом субъектов РФ - министры и руководители ведомств республик в составе РФ, руководители отраслевых отделов и управлений других субъек­тов РФ; по местным бюджетом - руководители отраслевых отделов и управлений при местной администрации, а по сель­ским и поселковым бюджетам - главы администраций соответ­ствующей территории.

Главные распорядители бюджетных кредитов имеют право:

использовать открытые в их распоряжение бюджетные кредиты на содержание аппарата управления соответствующего минис­терства, ведомства, управления и т.п., на проведение централи­зованных мероприятий; распределять открытые кредиты меж­ду подведомственными учреждениями; переводить кредиты со своих счетов на счета нижестоящих распорядителей бюджет­ных кредитов; другие права в рамках своих полномочий.

Нижестоящие распорядители подразделяются на две груп­пы. В первую группу входят руководители учреждений и организаций, получающие бюджетные кредиты от главных распорядителей кредитов на расходы возглавляемогоими учреждения (организации) и для распределения таких кредитов между подведомственными учреждениями и иными организа­циями. К ним относятся руководители отделов и управлений министерств и ведомств РФ и республик в составе РФ, руково­дители иных промежуточных звеньев и организаций, например трестов.

Вторую группу нижестоящих распорядителей бюджетных кредитов составляют руководители конкретных учреждений, иных организаций, имеющих самостоятельные сметы ^полу­чающих бюджетные кредиты от вышестоящих распорядителей кредитов (распорядителей кредитов первой группы, нижестоя­щих распорядителей кредитов) для их использования на нужды данного учреждения (организации). К ним относятся, например, ректор вуза, главный врач больницы и т.п.

Распорядители бюджетных кредитов всех уровней должны использовать выделенные им бюджетные средства строго по целевому назначению и в пределах утвержденных смет. За допущенные нарушения в использовании бюджетных средств распорядители бюджетных кредитов несут ответственность, предусмотренную российским законодательством.

Функционирование бюджетов как самостоятельных звеньев бюджетной системы предполагает их взаимную ответственность в процессе исполнения. Так, согласно бюджетному законода­тельству РФ, если в ходе исполнения бюджета вышестоящим органом власти в пределах компетенции принимается решение, приводящее к уменьшению доходов или увеличению расходов бюджетов нижестоящего территориального уровня, то недоста­ющие в связи с этим для сбалансирования минимального бюд­жета средства компенсируются этим вышестоящим органом власти за счет средств соответствующего бюджета.



В случае же принятия органом власти решения с нарушением своей компетенции, которым причиняется материальный ущерб бюджету вышестоящего или нижестоящего территориального уровня, то этот ущерб должен быть возмещен органом власти, принявшим такое решение, за-счет подведомственного бюджета. Исполнение бюджетов заканчивается заключением бюджетов и составлением отчетов об их исполнении.

Заключение бюджета выражается в закрытии счетов, по которым осуществляется исполнение доходной и расходной час­тей данного бюджета. Заключение бюджета происходит 31 де­кабря, после которого никакие выплаты из заключенного бюд­жета не производятся, равно как и не производятся зачисления бюджетных доходов на его счета. Исключением являются опера­ции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюдже­та, на завершение которых законодательством предусмотрен дополнительный льготный период, равный одному месяцу 22 .

– это руководитель или отдельный орган, который уполномочен решать, куда направить полученные из бюджета средства, в каком объеме и в какие сроки.

Полномочия главного распорядителя кредитов

Основное право распорядителей кредитов – направлять бюджетные средства, менять статьи расходов. Также они имеют право уменьшать или увеличивать финансирование подотчетных организаций и филиалов, обычно в пределах 10-15%.

Задача главного распорядителя кредитов – установить пределы годовых расходов для различных направлений деятельности. Единственная статья финансирования, с которой они не имеют дело – это расходы на оплату труда сотрудникам и расходы на управление компанией.

Главный распорядитель кредитов может перераспределять средства, отказывать в некоторых выплатах и заводить новые статьи расходов. Однако, все перераспределенные средства должны укладываться в смету расходов, которая составляется совместно с управлением и бухгалтерской службой.

Иерархия распорядителей кредитов

  • Главного распорядителя кредитов называют распорядителем первой степени. Он переводит финансирование всем подведомственным организациям, работает напрямую с банками и составляет и принимает бюджетные поручения.
  • Распорядитель второй степени – это руководитель или отдельный орган, который получает финансирование от распорядителя первой степени. Он, в свою очередь, может израсходовать выделенные средства или направить их дальше – в филиалы и подразделения компании.
  • Распорядитель третьей степени – это начальники управлений, департаментов или руководители дочерних организаций. Даже если у организаций есть свой баланс, все равно руководитель не может считаться главным распорядителем. На этом этапе все выделенные средства расходуются согласно целям работы компании и составленной смете.

Каждый из распорядителей имеет право менять статьи финансирования и направлять средства на наиболее значимые проекты.

Система расчета

Главный распорядитель ведет расчеты с предприятиями, поставляющими продукцию или услуги. Обычно расчет производится по факту поставки. Также главный распорядитель распределяет бюджетные средства в подотчетные организации. Все средства, полученные в счет бюджета, содержатся на специальных банковских счетах, не подлежат снятию и могут быть распределены по другим счетам связанных организаций. Распространена практика, когда главный распорядитель кредитов отвечает за налоговые отчисления, удержание налогов из оплаты труда, а также контроль над превышением статей расходов.

Основные задачи главного распорядителя кредитов:

  • Расчеты с вышестоящими организациями за кредиты или полученные от них ценности.
  • Удержание налоговых выплат и своевременное их перечисление.
  • Контроль над соблюдением сметы.
  • Расчет с подрядными организациями.

Учет счетов распорядителей кредитов

Главные распорядители работают с Книгой учета ассигнований. Все бюджетные средства заносятся в документ, по которому можно отследить . Также на каждого распорядителя кредитов открыт счет в банке, который предназначен исключительно для переводов между счетами.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

использовать открытые в их распоряжение бюджетные кредиты на содержание аппарата управления соответствующего министерства, ведомства, управления и т.п., на проведение централизованных мероприятий; распределять открытые кредиты между подведомственными учреждениями; переводить кредиты со своих счетов на счета нижестоящих распорядителей бюджетных кредитов; другие права в рамках своих полномочий.

Нижестоящие распорядители подразделяются на две группы. В первую группу входят руководители учреждений и организаций, получающие бюджетные кредиты от главных распорядителей кредитов на расходы возглавляемого ими учреждения (организации) и для распределения таких кредитов между подведомственными учреждениями и иными организациями. К ним относятся руководители отделов и управлений министерств и ведомств РФ и республик в составе РФ, руководители иных промежуточных звеньев и организаций, например трестов.

Вторую группу нижестоящих распорядителей бюджетных кредитов составляют руководители конкретных учреждений, иных организаций, имеющих самостоятельные сметы ^получающих бюджетные кредиты от вышестоящих распорядителей кредитов (распорядителей кредитов первой группы, нижестоящих распорядителей кредитов) для их использования на нужды данного учреждения (организации). К ним относятся, например, ректор вуза, главный врач больницы и т.п.

Распорядители бюджетных кредитов всех уровней должны использовать выделенные им бюджетные средства строго по целевому назначению и в пределах утвержденных смет. За допущенные нарушения в использовании бюджетных средств распорядители бюджетных кредитов несут ответственность, предусмотренную российским законодательством.

Функционирование бюджетов как самостоятельных звеньев бюджетной системы предполагает их взаимную ответственность в процессе исполнения. Так, согласно бюджетному законодательству РФ, если в ходе исполнения бюджета вышестоящим органом власти в пределах компетенции принимается решение, приводящее к уменьшению доходов или увеличению расходов бюджетов нижестоящего территориального уровня, то недостающие в связи с этим для сбалансирования минимального бюджета средства компенсируются этим вышестоящим органом власти за счет средств соответствующего бюджета.

В случае же принятия органом власти решения с нарушением своей компетенции, которым причиняется материальный ущерб бюджету вышестоящего или нижестоящего территориального уровня, то этот ущерб должен быть возмещен органом власти, принявшим такое решение, за-счет подведомственного бюджета. Исполнение бюджетов заканчивается заключением бюджетов и составлением отчетов об их исполнении.

Заключение бюджета выражается в закрытии счетов, по которым осуществляется исполнение доходной и расходной частей данного бюджета. Заключение бюджета происходит 31 декабря, после которого никакие выплаты из заключенного бюджета не производятся, равно как и не производятся зачисления бюджетных доходов на его счета. Исключением являются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета, на завершение которых законодательством предусмотрен дополнительный льготный период, равный одному месяцу22.

5. Контроль за исполнением бюджетов. Отчет об исполнении бюджетов

Исполнение бюджетов любого уровня находится под постоянным контролем органов власти. Порядок и организационные формы осуществления контроля за исполнением бюджета определяются соответствующими органами представительной власти в положении о бюджетном процессе на территории данного национально-государственного или административно-территориального образования23. Органы исполнительной власти осуществляют контроль за использованием предприятиями, учреждениями и иными организациями выделенных им бюджетных ассигнований.

Бюджетное законодательство России запрещает вмешательство вышестоящих органов в бюджетную деятельность нижестоящих территорий. Вместе с тем в определенных случаях закон допускает возможность осуществления контроля со стороны вышестоящих органов за исполнением нижестоящих бюджетов. Так, вышестоящие органы исполнительной власти контролируют использование субвенций, выделенных бюджетам нижестоящего территориального уровня. И в случае их использования не по целевому назначению либо неиспользования в установленные сроки субсидирование прекращается, а выделенные средства подлежат возврату в бюджет, из которого они были получены.

Контрольные полномочия органов исполнительной власти неразрывно связаны с их функцией по исполнению бюджета, т.е. они контролируют бюджет, исполняя его.

Полномочия органов представительной власти по контролю за исполнением бюджета можно подразделить на две группы:

во-первых, это полномочия по организации контроля, а во-вторых - собственно контрольные полномочия.

К первой группе относятся полномочия по определению организационных форм контроля; установлению порядка и сроков представления соответствующими органами исполнительной власти информации по исполнению бюджета; организации аудиторской проверки исполнения бюджета.

Ко второй группе, как уже указывалось, относятся собственно контрольные полномочия: непосредственный контроль хода исполнения бюджета самими органами представительной власти. С этой целью представительный орган власти и его постоянные комиссии и комитеты в процессе исполнения бюджета вправе потребовать от соответствующего органа исполнительной власти, его финансовых и других органов управления любую информацию, связанную с исполнением бюджета.

Требование органов представительной власти о предоставлении им необходимых сведений по исполнению бюджета для органов исполнительной власти и других органов является обязательным для выполнения.

Представленные сведения и информация тщательно анализируются, обсуждаются, после чего органами представительной власти принимаются по ним соответствующие решения, вплоть до введения механизма секвестра на утвержденные бюджетные расходы.

Кроме того, представительные органы власти в необходимых случаях вправе давать соответствующим органам исполнительной власти поручение о срочном внесении отдельных изменений доходной и расходной частей бюджета с последующим утверждением этих изменений представительным органом власти.

В целях повышения эффективности контроля за исполнением бюджета органы представительной власти могут образовывать в своей структуре специальные органы, осуществляющие эту контрольную функцию

Так, ст. 101 Конституции РФ предусматривает образование Советом Федерации и Государственной Думой Счетной палаты, предназначенной для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Деятельность Счетной палаты регламентируется специальным Законом Российской Федерации “О Счетной палате Российской Федерации” от 11 января 1995 г.25 Аналогичные органы могут образовывать и органы представительной власти других уровней.

Исполнение бюджетов состоит в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджете доходов и соответствующем финансировании расходов.

Возлагается исполнение бюджетов на органы исполнительной власти.

Исполнение доходной части – реализуется перечислением плательщиками соответствующих платежей на бюджетные счета.

Основные этапы исполнения бюджетов по доходам:

    перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

    распределение регулируемых доходов;

    возврат излишне уплаченных доходов;

    учет доходов и составление отчетности о доходах бюджета.

Исполнение расходной части – осуществляется посредством бюджетных кредитов. Бюджетные кредиты выдаются министерствам и ведомствам в соответствии с ведомственной бюджетной классификацией. Право использования бюджетных средств принадлежит распорядителям бюджетных кредитов. Распорядителями бюджетных кредитов являются:

    Главные распорядители бюджетных кредитов – руководители министерств и ведомств. Они получают бюджетные кредиты для финансирования расходов их учреждений, а также для распределения между подведомственным им учреждениям и организациям.

    Нижестоящие распорядители бюджетных кредитов – руководители, которые получают бюджетные кредиты только на финансирование непосредственно управляемых ими организаций.

Кассовое исполнение бюджета осуществляют кредитные организации, надзор за исполнение бюджета возложен на органы осуществляющие финансовый контроль. Так Счетная палата представляет Федеральному собранию оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета ежеквартально.

Основные этапы исполнения бюджетов по расходам:

    составление и утверждение бюджетной росписи;

    доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей средств, утверждение смет расходов и доходов распорядителям средств и бюджетным учреждениям;

    доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

    принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

    подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств;

    расходование средств путем списания с единого бюджетного счета в размере бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц;

    учет и составление отчета о расходах бюджета.

Бюджетная роспись.

Роспись бюджетных расходов составляется соответствующим финансовым органом в течении 15 дней после утверждения соответствующего бюджета путем составления свода росписей бюджетных расходов главных распорядителей бюджетных средств.

Роспись бюджетных расходов утверждается Министерством финансов РФ (руководителем финансового отдела) и передается для исполнения в Казначейство РФ (орган исполняющий бюджет), а также направляется для сведения в представительный орган и его контрольно-счетный орган.

Финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств доводят уведомления о бюджетных назначениям до всех бюджетополучателей не позднее 15 дней с момента утверждения росписи бюджетных расходов.

В течении 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи исполняющий бюджет орган доводит показатели росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Показатели доводятся в форме уведомления о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

На основе уведомления бюджетное учреждение обязано составить и направить на утверждение смету доходов и расходов.

На основе сводной бюджетной росписи исполняющий бюджет орган разрабатывает лимиты бюджетных обязательств .

Бюджетное обязательство – это признанная исполняющим органом обязанность расходования средств в соответствии с законом о бюджете и бюджетной росписью. Лимиты бюджетных обязательств утверждаются на период, не превышающий трех месяцев, и должны быть доведены до всех распорядителей и получателей бюджетных средств не позднее 5 дней до начала следующего периода их действия.

Если в процессе исполнения бюджета снижается поступление доходов или поступление из источников финансирования дефицита, что ведет к падению финансирования расходов:

    не более чем на 5% годовых назначений - руководитель финоргана вводит режим сокращения расходов бюджета .

    более чем на 5%, но не более 10% - режим сокращения расходов вводит исполнительный орган власти;

    более чем на 10% - вносится изменения и дополнения в закон о бюджете.

В случае невыполнения принятых бюджетных обязательств, а также при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств может применяться блокировка расходов бюджета.

Доходы, полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом, направляются на уменьшение размера дефицита и выплаты, сокращающие долговые обязательства.

При превышении на 10 % - годовых назначений – вносятся изменения в закон о бюджете.

Если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала финансового года, то исполняющий бюджет орган правомочен осуществлять расходование бюджетных средств в размере 1/12отчетного года на месяц.

Распорядители бюджетных кредитов - это должностные лица, которым законодательством предоставлено право распо­ряжаться денежными средствами, выделенными из бюджета. К

ним относятся первые руководители (и некоторые их заместители) бюджетных учреждений, государственных и муниципальных пред­приятий, руководители других организаций 21 .

Распорядители бюджетных кредитов подразделяются наглав­ных и нижестоящих распорядителœей кредитов.

К главным распорядителям бюджетных кредитов относятся:

по федеральному бюджету - министры и руководители ве­домств Российской Федерации; по бюджетом субъектов РФ - министры и руководители ведомств республик в составе РФ, руководители отраслевых отделов и управлений других субъек­тов РФ; по местным бюджетом - руководители отраслевых отделов и управлений при местной администрации, а по сель­ским и посœелковым бюджетам - главы администраций соответ­ствующей территории.

Главные распорядители бюджетных кредитов имеют право:

использовать открытые в их распоряжение бюджетные кредиты на содержание аппарата управления соответствующего минис­терства, ведомства, управления и т.п., на проведение централи­зованных мероприятий; распределять открытые кредиты меж­ду подведомственными учреждениями; переводить кредиты со своих счетов на счета нижестоящих распорядителœей бюджет­ных кредитов; другие права в рамках своих полномочий.

Нижестоящие распорядители подразделяются на две груп­пы. В первую группу входят руководители учреждений и организаций, получающие бюджетные кредиты от главных распорядителœей кредитов на расходы возглавляемогоими учреждения (организации) и для распределœения таких кредитов между подведомственными учреждениями и иными организа­циями. К ним относятся руководители отделов и управлений министерств и ведомств РФ и республик в составе РФ, руково­дители иных промежуточных звеньев и организаций, к примеру трестов.

Вторую группу нижестоящих распорядителœей бюджетных кредитов составляют руководители конкретных учреждений, иных организаций, имеющих самостоятельные сметы ^полу­чающих бюджетные кредиты от вышестоящих распорядителœей кредитов (распорядителœей кредитов первой группы, нижестоя­щих распорядителœей кредитов) для их использования на нужды данного учреждения (организации). К ним относятся, к примеру, ректор вуза, главный врач больницы и т.п.

Распорядители бюджетных кредитов всœех уровней должны использовать выделœенные им бюджетные средства строго по целœевому назначению и в пределах утвержденных смет. За допущенные нарушения в использовании бюджетных средств распорядители бюджетных кредитов несут ответственность, предусмотренную российским законодательством.

Функционирование бюджетов как самостоятельных звеньев бюджетной системы предполагает их взаимную ответственность в процессе исполнения. Так, согласно бюджетному законода­тельству РФ, если в ходе исполнения бюджета вышестоящим органом власти в пределах компетенции принимается решение, приводящее к уменьшению доходов или увеличению расходов бюджетов нижестоящего территориального уровня, то недоста­ющие в связи с этим для сбалансирования минимального бюд­жета средства компенсируются этим вышестоящим органом власти за счет средств соответствующего бюджета.

В случае же принятия органом власти решения с нарушением своей компетенции, которым причиняется материальный ущерб бюджету вышестоящего или нижестоящего территориального уровня, то данный ущерб должен быть возмещен органом власти, принявшим такое решение, за-счет подведомственного бюджета. Исполнение бюджетов заканчивается заключением бюджетов и составлением отчетов об их исполнении.

Заключение бюджета выражается в закрытии счетов, по которым осуществляется исполнение доходной и расходной час­тей данного бюджета. Заключение бюджета происходит 31 де­кабря, после которого никакие выплаты из заключенного бюд­жета не производятся, равно как и не производятся зачисления бюджетных доходов на его счета. Исключением являются опера­ции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюдже­та͵ на завершение которых законодательством предусмотрен дополнительный льготный период, равный одному месяцу 22 .