Программа мероприятий улучшению условий охраны труда. Организационная структура и распределение функциональных обязанностей и полномочий по обеспечению охраны труда. Цели, задачи и срок реализации Программы

Цели в области охраны труда

Организация должна устанавливать и поддерживать документально оформленные цели и задачи по охране труда для каждого подразделения и уровня управления.

При установлении и анализе целей и задач по охране труда организация должна учитывать:

  • - требования законодательных актов, государственные нормативные требования и другие требования охраны труда;
  • - технологические варианты, финансовые, эксплуатационные и другие потребности хозяйственной деятельности;
  • - политику организации в области охраны труда.

Программа улучшения условий и охраны труда

В организации формируется программа улучшения условий и охраны труда, которая представляет собой документально оформленную систему мер, учитывающую цели, сроки, средства и распределение ответственности и полномочий по решению наиболее актуальных задач в области охраны труда.

По результатам контроля и анализа хода выполнения программы в нее вносятся изменения и дополнения, в соответствии с изменившимися целями и условиями труда.

Внедрение, функционирование и совершенствование СУОТ

Организационная структура и распределение функциональных обязанностей и полномочий по обеспечению охраны труда

Общее руководство работой по обеспечению охраны труда в организации (структурном подразделении организации) возлагается на руководителя организации (структурного подразделения).

Для организации работы и осуществления контроля по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда (вводит должность специалиста по охране труда) в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда организации.

Основными задачами службы охраны труда являются:

  • - координация деятельности структурных подразделений организации по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
  • - совершенствование СУОТ;
  • - внедрение передового опыта и научных разработок по безопасности и гигиене труда, пропаганда охраны труда;
  • - информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
  • - осуществление контроля за соблюдением требований актов законодательства, технических нормативных правовых актов и локальных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.

Руководитель организации с учетом функций, роли и места структурных подразделений, отдельных работников в системе управления охраной труда устанавливает их обязанности и полномочия в этой области.

Обязанности и полномочия по организации разработки, внедрения, обеспечения функционирования и совершенствования СУОТ возлагаются на одного из заместителей руководителя организации.

Распределение обязанностей и полномочий по охране труда между руководителями, специалистами и другими работниками организации с учетом их трудовых функций должно обеспечивать:

  • 1. Соблюдение работниками законодательства об охране труда, выполнение решений органов государственного управления, вышестоящей организации по вопросам охраны труда.
  • 2. Безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, условий труда на каждом рабочем месте; а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты.
  • 3. Устранение воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов, внедрение эффективных средств контроля уровня этих факторов.
  • 4. Проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников в соответствии с Порядком проведения обязательных медицинских осмотров работников.
  • 5. Обучение, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросам охраны труда в соответствии с Правилами обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда.
  • 6. Выдачу работникам средств индивидуальной защиты, контроль за их применением и уход за ними (хранение, стирка, чистка, сушка, обезвреживание, ремонт и тому подобное) в соответствии с Правилами обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, выдачу работникам смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с Правилами обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами.
  • 7. Планирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по охране труда в соответствии с Положением о планировании и разработке мероприятий по охране труда, контроль за их выполнением, освоением и использованием по назначению выделяемых на эти цели средств.
  • 8. Обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. №18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
  • 9. Разработку и принятие инструкций по охране труда в соответствии с Порядком разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда;
  • 10. В соответствии с установленными нормами санитарно-бытовое обеспечение, медицинское и лечебно-профилактическое обслуживание работников.
  • 11. Предоставление работникам компенсаций но условиям труда.
  • 12. Режим труда и отдыха, трудовую дисциплину работников, условия применения труда женщин, лиц с ограниченной трудоспособностью и несовершеннолетних, установленные законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.
  • 13. Постоянный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации.
  • 14. Своевременное расследование, оформление и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 января 2004 г. №5/3 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», разработку и реализацию мер по их профилактике; а также инцидентов и аварий (пожаров), анализ причин их возникновения, принятие необходимых мер по их предупреждению, обеспечение готовности организации к локализации и ликвидации последствий аварии.
  • 15. Информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья.
  • 16. Поощрение структурных подразделений, работников организации за обеспечение требований охраны труда, снижение травматизма, аварийности и профессиональной заболеваемости.
  • 17. Сотрудничество всех субъектов социально-трудовых отношении в решении вопросов охраны труда.
  • 18. Систематическое подведение итогов работы по охране труда структурных подразделений и организации, дней охраны труда, выполнения коллективного договора, оценки эффективности функционирования СУОТ.

Обязанности и полномочия руководителей и специалистов организации по охране труда определяются их должностными инструкциями.

Для более конкретного определения обязанностей, возлагаемых на подразделения и отдельных работников организации осуществляется их детализация путем закрепления подразделений и отдельных работников за соответствующими мероприятиями, посредством выполнения которых обеспечивается решение задач управления охраной труда.

При перераспределении функций и обязанностей между структурными подразделениями и должностными лицами организации в положения о структурных подразделениях и должностные инструкции должны быть внесены соответствующие изменения или дополнения.

Со своими должностными обязанностями по охране труда руководители и специалисты должны быть ознакомлены под роспись. При невыполнении своих должностных обязанностей по охране труда, нарушении требований охраны труда работники несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

При планировании мероприятий по охране труда следует руководствоваться постановлением Министерства труда Российской Федерации от 27.02.95 № 11 "Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда" и письмом Департамента охраны труда Министерства труда Российской Федерации от 05.01.96 № 3-13 "Рекомендации по разработке программ улучшения условий и охраны труда в организациях". Основными правовыми формами планирования мероприятий по охране труда являются коллективный договор и соглашение по охране труда. Условия коллективного договора или соглашения не могут быть хуже, чем предусмотрено законодательством.

Планирование охраны труда - это определение целей и задач по решению проблем охраны труда на предприятии на заданный интервал времени, установление обоснованных заданий подразделениям и должностным лицам. Различают перспективное, годовое и оперативное планирование.

Вопросы перспективного планирования по охране труда отражаются в плане социального и экономического развития предприятия. В социальных разделах этого плана должно предусматриваться строительство или долевое участие в сооружении жилья, детских садов, яслей, профилакториев и т.п. Технико-экономическое направление плана развития предприятия должно предусматривать реконструкцию цехов, участков, модернизацию оборудования, использование новой техники и технологии с целью улучшения условий и безопасности труда.

Вопросы годового планирования по охране труда отражаются в коллективном договоре и в соглашении об охране труда. Коллективные договоры заключаются сроком от одного года до трех лет. В объединениях договоры заключаются во всех структурных единицах и на самостоятельных предприятиях, наделенных правами юридического лица. В этом случае коллективный договор в целом по объединению, как правило, не заключается.

На основе соглашения по охране труда составляются оперативные (квартальные, месячные) планы по отдельным подразделениям предприятия.

Оперативное планирование осуществляется для решения вновь возникающих задач, например, для выполнения предписания технического инспектора, реализации мероприятий, разработанных по результатам расследования несчастного случая, и т.п.

Рекомендуется разрабатывать программы на три года с предварительным обсуждением их на собрании трудового коллектива, на совместном комитете (комиссии) или на другом представительном органе, уполномоченном коллективом. Для разработки и реализации программы приказом по организации назначается ее директор (руководитель). Им может быть работодатель или один из его заместителей (технический директор, главный инженер и т.д.). Определяются сроки подготовки программы и ответственные за ее реализацию. Планируемые мероприятия должны быть конкретными и увязаны с объемами и источниками финансирования.


Целью программы является сокращение производственного травматизма, снижение профессиональной заболеваемости, создание здоровых и безопасных условий труда работникам.

Задачи программы:

1. Выявление причин и факторов, которые приводят или могут привести к ухудшению условий труда работников.

2. Выбор приоритетных направлений, позволяющих в короткие сроки, с наименьшими затратами обеспечить максимально возможное улучшение условий безопасности.

3. Разработка и реализация соответствующих организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, социально-экономических мер. Информационной базой для разработки программы служат, во-первых, законодательные и нормативные правовые акты по охране труда. Во-вторых при разработке программы следует исходить из конкретной информации о положении дел в организации, которую содержат акты формы Н-1, статистическая форма № 7 - травматизм - с приложением, данные аттестации рабочих мест, результаты экспертиз условий труда, проверок, предписания органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, органов, осуществляющих управление соответствующей отраслью экономики, приказы и распоряжения собственно организации, материалы работы комитета (комиссии) по охране труда, предложения общественных организаций и работников. Используя имеющуюся информацию, следует провести анализ состояния условий труда, приводящих к травматизму и заболеваниям и оценить уровень работы по охране труда. Особое внимание должно уделяться анализу травматизма. Объем статистических данных при допустимой относительной погрешности 0,2 и степени достоверности 0,95 должен составлять не менее 73 несчастных случаев. Этот объем может набираться за год или несколько предшествующих лет. Практика показывает, что в актах формы Н-1 могут быть указаны причины, не соответствующие истинным обстоятельствам. Необходимо проанализировать каждый акт с целью выявления настоящих причин несчастных случаев.

При выборе мероприятий, закладываемых в программу, приоритетными являются те, что направлены на устранение опасностей, грозящих смертельным исходом или увечьем.

В программе, могут содержаться следующие мероприятия:

  • организационные;
  • технические;
  • мероприятия по обеспечению надлежащих санитарно-бытовых условий и лечебно-профилактическая работа;
  • социально-экономические;
  • мероприятия, связанные с проведением научно-исследовательских работ (НИР)

Вопросы улучшения условий и охраны труда, сохранения

жизни и здоровья работающих были и остаются одним из важнейших

направлений социально-экономической политики Республики

Беларусь и требуют поиска их эффективного решения, как на

государственном уровне, так и на уровне отраслей, регионов,

хозяйственных субъектов. В Республике Беларусь осуществляется

комплекс мер, направленных на обеспечение конституционных прав

граждан на здоровые и безопасные условия труда.

законодательные акты по промышленной безопасности, техническому

нормированию и стандартизации, сертификации продукции, работ и

соответствие

требованиям

безопасности

жизнедеятельности человека.

В целях реализации положений Трудового кодекса Республики

Беларусь и Закона «Об охране труда» в настоящее время разработано

и действуют свыше 3600 нормативных правовых актов по охране

Проводится систематическая работа по переподготовке и

повышению квалификации руководителей и специалистов в области

охраны труда. Создана система проверки знаний по этим вопросам на

всех уровнях управления.

Министерство

социальной

ежегодно

представляет

Правительству

Республики

Беларусь

соблюдении законодательства о труде и состоянии охраны труда на

производстве, вносит предложения по решению проблем и

совершенствованию государственного управления охраной труда.

Важным этапом в совершенствовании управления охраной

труда стало принятие Президентом Республики Беларусь Директивы

безопасности и дисциплины" (Национальный реестр правовых актов

Республики Беларусь, 2004 г., №41, 1/5393) (далее - Директива). В

соответствии с Директивой внесены изменения и дополнения в

нормативные правовые акты по вопросам заключения и расторжения

контрактов. Показатели состояния трудовой и исполнительской

дисциплины, безопасности труда определены в качестве важнейших

критериев оценки работы руководителей всех уровней. Директива

способствует

повышению

ответственности

субъектов

государственного

управления,

нанимателей,

профсоюзов

работников за соблюдение требований охраны труда.

В то же время во многих организациях и на предприятиях

государственные

требования

полностью

соблюдаются. Медленными темпами осуществляются модернизация и

техническое

перевооружение

производства.

условиях,

отвечающих гигиеническим нормативам, занято около 400 тыс.

человек. Отмечается значительная дифференциация показателей

производственного

травматизма

организаций

сопоставимыми

производственной

деятельности

численностью работающих.

Вследствие

неудовлетворительных

производственного травматизма и профессиональной заболеваемости

общество несет большие

экономические

потери. Ежегодные

страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных

производстве

профессиональных

заболеваний

составляют свыше 50 млрд. рублей, затраты на компенсации по

условиям труда - 270 млрд. рублей.

Развитие рыночных отношений, рост числа организаций и

предприятий частной формы собственности, в которых достаточно

часто нарушаются основополагающие положения об охране труда,

требуют усиления государственного и общественного контроля за

обеспечением конституционных прав граждан на здоровые и

безопасные условия труда.

В целях реализации государственной политики в области

охраны труда Советом Министров Республики Беларусь принята

Республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны

Для достижения цели государственного управления

охраной труда на современном этапе предусматривать решение

следующих задач:

Уточнение

ответственности

субъектов

государственного управления охраной труда;

Усиление профилактической направленности решений

субъектов государственного управления охраной труда на всех

Совершенствование государственного управления охраной

труда, внедрение экономических механизмов и методов прогнозирования в

этой сфере;

Сертификация

управления

организациях;

Включение системы управления охраной труда в общую

систему управления производством;

Совершенствование нормативного правового обеспечения

охраны труда.

Основным направлениями для достижения цели и реализации

задач государственного управления охраной труда является:

Разработка и принятие законодательных и иных нормативных

правовых актов по охране труда, технических нормативных правовых

Разработка и реализация целевых программ по улучшению

условий и охраны труда;

Создание систем управления охраной труда на всех уровнях,



обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в

этой сфере;

Разработка

обоснованных

прогнозирования рисков гибели и травмирования работников по

отраслям и сферам деятельности;

Экономическое стимулирование создания безопасных условий

труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий,

производства средств индивидуальной и коллективной защиты

работников;

Упорядочение предоставления компенсаций по условиям труда;

Организация научно-исследовательских работ по вопросам

безопасности и гигиены труда;

Обучение и повышение квалификации работников по вопросам

охраны труда, подготовка специалистов по охране труда;

Повышение ответственности работников за соблюдение

требований охраны труда;

Обеспечение законных интересов потерпевших от несчастных

случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также

членов их семей на основе обязательного страхования от несчастных

случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Финансовое обеспечение охраны труда;

создание условий для социального партнерства в сфере охраны

труда, содействие общественному контролю за соблюдением

законодательства об охране труда;

Распространение передового опыта работы по улучшению

условий и охраны труда;

Международное сотрудничество в области охраны труда.

Реализация государственной политики в области охраны труда

осуществляется

практической

деятельностью

институтов

НА 2015 – 2017 ГОДЫ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является обеспечение снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости путем реализации системы мер, направленных на улучшение условий и охраны труда.

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации 1 с 1 января 2014 года программы (комплекс мероприятий) субъектов Российской Федерации в области улучшения условий и охраны труда могут реализовываться в форме:

Государственной программы субъекта Российской Федерации;

Подпрограммы государственной программы субъекта Российской Федерации (далее – подпрограмма), основных мероприятий, мероприятий в составе основных мероприятий государственных программ. Подпрограммы могут содержать ведомственные целевые программы и основные мероприятия 2 .

Данная типовая государственная программа субъекта Российской Федерации (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда должна способствовать унификации программных документов в этой сфере и служить основой для их разработки.

В государственную программу субъекта Российской Федерации (подпрограмму) по улучшению условий и охраны труда 3 (далее – Государственная программа (подпрограмма)) рекомендуется включать следующие разделы 4:

а) паспорт Государственной программы (подпрограммы);

б) характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Государственной программы (подпрограммы), включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость решения на уровне субъекта Российской Федерации;

в) приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы (подпрограммы), цели (при необходимости), задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание ожидаемых результатов, сроков и контрольных этапов реализации Государственной программы (подпрограммы);

г) перечень и описание программных мероприятий по этапам реализации Государственной программы, включая состав мероприятий, информацию о необходимых ресурсах (с указанием направлений расходования средств и источников финансирования) и сроках реализации каждого мероприятия;

д) прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации Государственной программы (подпрограммы) (в случае наличия);

е) информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации Государственной программы (подпрограммы);

ж) обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы (подпрограммы);

з) анализ рисков реализации Государственной программы (подпрограммы) и описание мер управления рисками.

и) методика оценки эффективности программы.

Государственная программа (подпрограмма), как правило, содержит (в указанной последовательности):

Титульный лист;

Паспорт;

Приложения.


Паспорт
Государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации по улучшению условий и охраны труда

Наименование

Утверждающий нормативный правовой акт 5

Исполнитель

Участники

Программно-целевые инструменты государственной программы (подпрограммы)

Цели


Улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Задачи 6


1. Обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах.

2. Реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения.

3. Обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения.

4. Содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих улучшению условий и охраны труда.

5. Совершенствование нормативно-правовой базы субъекта Российской Федерации в области охраны труда.

6. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.



1. Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости:

1.1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;

1.4. Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров.

2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда 7 ;

2.2. Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест 7 ;

3. Условия труда:



Сроки реализации 8

20__-20__ годы

Объемы бюджетных ассигнований

Общий объем бюджетных ассигнований _____,

в том числе, за счет средств:

федерального бюджета _____;

бюджета субъекта Российской Федерации ____;

бюджетов муниципальных образований _____;

в тыс. рублей на весь срок ее реализации 9 ,

в том числе по годам:

20__ год - _____;

20__ год - _____;

……………………


20__ год – _____

Прогнозная оценка расходов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц

Общий объем финансирования из внебюджетных источников _______

в том числе:

Фонда социального страхования Российской Федерации 10 _____;

государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций 11 ______;

работодателей 12 ______

в тыс. рублей на весь срок ее реализации,

в том числе по годам:

20__ год - _____;

20__ год - _____;

…………………..

20__ год - ______


Ожидаемые результаты реализации

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ (ПОДПРОГРАММЫ), ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В УКАЗАННОЙ СФЕРЕ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ

Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в (указать субъект Российской Федерации) имеют следующую динамику (таблицы 1-4).


Таблица 1

Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2009-2013 годах



Территория

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

Субъект Российской Федерации

Таблица 2

Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более
в 2009-2013 годах


Территория

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

Субъект Российской Федерации

Таблица 3

Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего

(по данным территориальных органов ФСС РФ)


Территория

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

Субъект Российской Федерации

Таблица 4

Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров в 2009-2013 годах


(по данным органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения)

Территория

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

Субъект Российской Федерации

Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в субъекте Российской Федерации показывает, что основной причиной их возникновения является (указать основную причину) .


К другим причинам относятся: (указать причины ).
Важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда является оценка условий труда на рабочих местах. Анализ проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2009-2013 годах (таблицы 5-6) позволяет сделать следующие выводы ().

Таблица 5

Количество рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда

(по данным территориальных органов Роструда)



Территория

Годы

2010

2011

2012

2013

Субъект Российской Федерации

Таблица 6

Удельный вес рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, в общем количестве рабочих мест

(по данным территориальных органов Роструда)



Территория

Годы

2010

2011

2012

2013

Субъект Российской Федерации

Анализ удельной численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (таблица 7-9), позволяет сделать следующие выводы (указать основные результаты анализа ).

Таблица 7

Общая численность работников 13

(по данным территориальных органов ФСС РФ)



Территория

Годы

2010

2011

2012

2013

Субъект Российской Федерации

Таблица 8

Численность работников, занятых во вредных

и (или) опасных условиях труда

(по данным территориальных органов Росстата)



Территория

Годы

2010

2011

2012

2013

Субъект Российской Федерации

Таблица 9

Удельный вес работников, занятых во вредных

и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников


Территория

Годы

2010

2011

2012

2013

Субъект Российской Федерации

Экономические издержки, связанные с неблагоприятными условиями труда, в 2013 году составили:

  • фактические расходы на компенсации и средства индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда - ____млн. рублей;

  • экономические издержки вследствие потерь рабочего времени - _____ млн. рублей.
В результате контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований трудового законодательства в сфере охраны труда установлено, что наибольшее количество составляют нарушения, связанные с (указать какие ).

В регионе в рамках реализации полномочий по государственному управлению охраной труда проводится работа по совершенствованию нормативной правовой базы в области охраны труда. В субъекте Российской Федерации приняты: ____ (указать конкретные утвержденные нормативные документы и обосновать необходимость разработки, совершенствования и принятия дополнительных нормативных правовых актов) .

Прогноз состояния производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, условий труда, выполненный на основе анализа тенденций по вышеуказанным показателям с учетом прогноза занятости в видах экономической деятельности в среднесрочной перспективе (на основе прогноза трудовых ресурсов) позволяет ожидать следующие изменения в указанной сфере (указать основные прогнозируемые тенденции ).

2. ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ (ПОДПРОГРАММЫ), ЦЕЛИ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ), ЗАДАЧИ И ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ, ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ОЖИДАЕМЫХ КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, СРОКОВ И КОНТРОЛЬНЫХ ЭТАПОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ (ПОДПРОГРАММЫ).

Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации Государственной программы (подпрограммы) на уровне субъекта Российской Федерации с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития на период до 2020 года, является социальная значимость повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения субъекта Российской Федерации.

В соответствии с вышеназванной Стратегией одним из приоритетных направлений деятельности по сохранению здоровья и сокращению смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, а также проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.


2.1 Цели и задачи Государственной программы (подпрограммы)
Целью Государственной программы (подпрограммы) является улучшение условий и охраны труда и, как следствие, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на территории субъекта Российской Федерации.

Индикаторами достижения указанной цели являются:


  1. Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости:
1.1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;

1.2. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более;

1.3. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего;

1.4 Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров.

2. Динамика оценки условий труда:

2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда;

2.2. Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест;

2.3. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда.

Для целей пункта 2 под количеством рабочих мест понимаются рабочие места, на которых заняты работники, имеющие право на получение соответствующих гарантий и компенсаций, досрочного назначения пенсий, а также рабочих мест, на которых ранее были выявлены вредные и (или) опасные условия труда. Значение показателя, указанного в п.п. 2.2., к 2018 году рекомендуется установить на уровне 98%.

3. Условия труда:

3.1. Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда;

3.2. Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников.

Для достижения поставленной цели в рамках Государственной программы (подпрограммы) необходимо решение следующих задач:

Обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий труда на их рабочих местах;

Реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения и обеспечение и современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

Обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;

Содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих совершенствованию условий
и охраны труда;

Совершенствование нормативной правовой базы по охране труда;

Переход на оформление трудовых отношений с работниками


с учетом принципов эффективного контракта в соответствии
с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы» и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 26 апреля 2013 г. №167н «Об утверждении рекомендаций
по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта»;

Разработка и внедрение в организациях субъекта Российской Федерации, так называемых, программ «нулевого травматизма», основанных на принципах ответственности руководителей и каждого работника за безопасность, соблюдения всех обязательных требований охраны труда, вовлечения работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда, обеспечения выявленных опасностей, оценки и контроля за рисками на производстве, проведении регулярных аудитов безопасности, непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда.

2.2 Ожидаемые результаты от реализации Государственной программы (подпрограммы) и целевые индикаторы (показатели)
В результате реализации программы ожидается 14: …..

……………………………………………………………………….

Достижение цели и решение задач программы оценивается следующими целевыми индикаторами (показателями).
Целевые индикаторы (показатели) Государственной программы (подпрограммы):


Целевые индикаторы (показатели)

Годы

2014

20__

20__

20__

1.Уровень производственного травматизма:

1.1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, чел.

1.2. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, чел.

1.3. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего, дни

1.4. Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров, чел.

2. Динамика оценки труда:

2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда 15 ;

2.2. Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест 15

2.3. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда.

3. Условия труда:

3.1. Общая численность работников 16 , из них:

3.2. Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, чел

3.3. Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников, %.

Данные целевые индикаторы (показатели) представляют собой основные показатели охраны труда, которые ежегодно рассчитываются и представляются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, территориальными органами Федеральной службы государственной статистики и Фонда социального страхования.

Динамика данных показателей свидетельствует об эффективности реализованных мероприятий.
2.3 Контрольные этапы реализации Государственной программы (подпрограммы) и перечень мероприятий, осуществляемых в их рамках, с указанием сроков реализации, объемов финансирования, исполнителей и показателей их реализации
Реализация Государственной программы (подпрограммы) осуществляется в ___ этапов 17 (указать при наличии этапов).

Государственной программой (подпрограммой) субъекта Российской Федерации предусмотрена реализация скоординированных действий по следующим основным направлениям 18:

Обеспечение проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;

Реализация превентивных мер по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения;

Координация непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;

Содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих совершенствованию условий и охраны труда;

Совершенствование нормативной правовой базы субъекта Российской Федерации в области охраны труда;

Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.

Перечень программных мероприятий, сгруппированных в соответствии с задачами Государственной программы (подпрограммы), с указанием объемов финансирования рекомендуется представить в Приложении 1 к Государственной программе (подпрограмме).

Срок реализации мероприятий государственной программы (подпрограммы) – 20___ - 20___ годы.

Ответственным исполнителем программы является 19 . . . . . . . . ..

Ответственный исполнитель проводит отбор исполнителей программных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.

Исполнители программных мероприятий обеспечивают их своевременное выполнение, приобретают в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", оборудование и другие средства материального обеспечения, отвечают за эффективное и целевое использование выделяемых на реализацию Государственной программы (подпрограммы) финансовых средств.



страница 1

Одна из основных обязанностей работодателя заключается в обеспечении работников подобающими условиями в их трудовой деятельности. Данное положение касается не только технического обеспечения, но и соответствующего уровня подготовки, особенно в вопросах безопасности. Такой аспект особенно важен в вопросе снижения производственных рисков для здоровья и жизни работников. Для его решения каждый работодатель должен составить план, направленный на решение данных вопросов.

Мероприятия по улучшению условий и охраны труда на предприятии

Основным документом, на который необходимо ориентироваться для планирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, является Приказ Минздравсоцразвития России под номером 181н . Он предписывает необходимость проведения тех действий, которые рассчитаны на минимизацию производственных рисков.
Мероприятия по охране труда в бюджетном учреждении согласно приказу можно подразделить на следующие категории:


  • анализ и оценка условий трудовой деятельности;
  • инструктирование и обучение тем методам работы, которые будут для работника наиболее безопасными;
  • при необходимости своевременное и регулярное проведение медицинского и психологического осмотра;
  • обеспечение рабочих индивидуальной защитой, выдача соответствующего снаряжения;
  • принятие мер для безопасного использования работниками оборудования, помещений, коммуникаций;
  • предоставление условий для создания и функционирования службы по охране труда .

Кроме данных положений работодателем могут быть предприняты дополнительные меры, если этого требует род и сфера деятельности организации.

Организационно-технические мероприятия по охране труда

Организационно-технические меры включают в себя перечень действий, которые направлены на обеспечение безопасности и снижение производственных рисков. К данному аспекту относятся следующие моменты:

  • регулярная проверка и профилактика оборудования;
  • своевременное предоставление сотрудникам средств защиты в надлежащем состоянии;
  • инструктаж по технике безопасности, проверка и аттестация знаний его положений.

Административный контроль над исполнением данных вопросов помогает своевременно и качественно выполнять указанные функции.

Санитарно-гигиенические мероприятия по охране труда

Санитарно-гигиенические меры нацелены на сохранение здоровья персонала:

  • контроль над состоянием помещений, обеспечение их проветриваемости и чистоты;
  • организация регулярных медицинских осмотров в зависимости от сферы деятельности компании;
  • проведение лечебно-профилактического лечения;
  • улучшение оборудования для повышения его экологичности;
  • проведение оздоровительных процедур.

В данный аспект можно включить также необходимость обеспечить работников полезным питанием и чистой питьевой водой. К примеру предписывает, что сотрудникам, которые связаны с вредными для организма веществами, полагается выдавать молоко.

Планирование и финансирование мероприятий по охране труда

Планирование мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством в несколько этапов:

  • необходимо создать службу, которая будет отвечать за исполнение предписанных норм;
  • составляется приказ о назначении нескольких лиц ответственными за принятие мер по обеспечению надлежащих условий трудовой деятельности;
  • далее на основе представленного перечня составляется план действий, который должен учитывать специфику организации.

Данное положение указывает, что расход работодателя должен составлять не менее 0,2% от тех затрат, которые направляются на производство итоговой продукции. Подчеркивается, что работник не несет никакой финансовой нагрузки. В отдельных случаях государство может взять на себя некоторые затраты в соответствии с установленным порядком.

Составление плана мероприятий

Перечень мер по улучшению условий и охраны труда составляется на основе Приказа под номером 181н. Однако включение всех пунктов не предусматривается. Оговаривается, что план необходимых мер составляется с учетом производственной специфики предприятия.

Документ должен учитывать технические, санитарные и организационные моменты. Его основная цель — улучшение условий работы и повышение безопасности сотрудников. Составляется он на ближайший календарный год, на протяжении которого и должны быть распределены все необходимые меры.

Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда 181н

Приказ Минздравсоцразвития представляет собой рекомендации по планированию мероприятий по охране труда в 2018 году. Все 32 его пункта не являются обязательными для включения в составляемый план. Поэтому требуется тщательно проанализировать, какие меры из данного перечня действительно актуальны для компании.

Разработкой данного документа занимается созданная служба или соответствующий специалист. Учитывается при этом не только специфика организации, но и возможности финансирования всех указанных мер.

Мероприятия по охране труда в школе

План действий по улучшению условий в школе включает в себя те аспекты, которые нацелены на качественный уровень работы. Сюда включаются как санитарно-гигиенические меры, так и технические аспекты.

При планировании мер необходимо учитывать также и направленность на учеников. Проведение инструктажа по технике безопасности, к примеру при пожарной тревоге, должно быть проведено и среди учащихся в обязательном порядке. В отдельных случаях может производиться дополнительный инструктаж, к примеру в спортзале или на улице.

    Аудит охраны труда на предприятии

    Предприятие мелкое или крупное должно периодически проводить аудит по различным сферам деятельности и структурам, в…

    Организация службы охраны труда на предприятии

    Для многих работодателей при организации службы охраны труда на предприятии актуальным становится вопрос о ее…

    Основные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

    Охрана труда это некая система сохранения здоровья и жизни работников в трудовом процессе. Включает в…

    Обязанности работника по соблюдению требований охраны труда

    Законодательство предписывает в качестве одной из основных обязанностей работодателя необходимость обеспечения того уровня условий и охраны…