Признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений. Исполнение иностранных судебных решений. Правовые основы признания и исполнения иностранных судебных решений Признание и исполнение решений иностранных судов мчп

Источники международного гражданского процесса

Основным источником международного гражданского процесса является национальное законодательство, в первую очередь гражданско-процессуальное и гражданское. Нормы международного гражданского процесса в российском праве закреплены в ГПК, ГК, СК, АПК, Регламенте МКАС и МАК. Нормы российского международного гражданского процесса частично кодифицированы - АПК (гл. 31-33) и ГПК (разд. V). Недостатками кодификации российского международного гражданского процесса являются: неполнота регулирования специфики рассмотрения споров с иностранным элементом в специальных разделах ГПК и АПК; наличие норм международного гражданского процесса в разных разделах ГПК и АПК; постоянная необходимость применения в сфере международного гражданского процесса общих норм процессуального законодательства.

Гражданско-процессуальное законодательство выступает основным источником национального международного гражданского процесса в праве большинства государств (Аргентина, Болгария, Италия, Польша, Португалия, Румыния, ФРГ, Франция). В некоторых государствах приняты единые законы о МЧП и процессе (Албания, Венгрия, Венесуэла, Чехия). Особенности англо-американских источников международного гражданского процесса заключаются в общей специфике системы общего права - главенствующую роль среди вообще играет судебный прецедент .

Международныедоговоры также являются источниками международного гражданского процесса. Среди универсальных многосторонних международных договоров следует отметить: Гаагскую конвенцию по вопросам гражданского процесса 1954 г.; Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г.; Нью-Йоркскую конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.; Европейскую конвенцию о внешнеторговом арбитраже 1961 г.; Гаагскую конвенцию об отмене требования легализации иностранных официальных документов 1961 г. Примерами региональных международных договоров , в которых регулируются вопросы международного гражданского процесса, являются: Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ, Кодекс Бустаманте, конвенции ЕС (Брюссельская, Лугано и др.). Основную роль среди международно-правовых источников международного гражданского процесса играют двусторонние договоры: о взаимном признании и исполнении судебных и арбитражных решений, консульские конвенции, соглашения о торговле и мореплавании, договоры о правовой помощи.

Общие начала процессуального положения иностранных лиц в гражданском судопроизводстве

Порядок обращения судов одного государства в суды других государств:

  1. непосредственные сношения судов;
  2. дипломатический и консульский путь - обращение в министерства иностранных дел, посольства и консульства;
  3. использование специально назначенных уполномоченных;
  4. передача поручений через центральные органы юстиции. Процедура выполнения поручения иностранного суда регулируется законом государства места исполнения поручения.

В континентальном праве установлен общий порядок: судебные поручения передаются дипломатическим путем, если иное не предусмотрено международным договором . Судебная практика - правовая помощь оказывается на условиях взаимности. При исполнении поручения используется гражданское процессуальное право государства места исполнения поручения. Не выполняются поручения, направленные на совершение процессуальных действий, запрещенных законом государства, исполняющего поручение. Порядок и условия выполнения поручений установлены в основном не в законе, а в правилах и инструкциях министерств юстиции.

В англо-американском праве отсутствует общее понятие правовой помощи. Широко используется институт специальных уполномоченных (комиссионеров). Предусмотрена возможность непосредственных сношений судов при запросе об исполнении поручения. Основная проблема заключается в том, что для англо-американских судов доказательства, полученные в соответствии с континентальным процессуальным правом, могут не иметь юридической силы. С другой стороны, для европейских судов действия комиссионеров могут представляться нарушением их государственного суверенитета.

В законодательстве РФ общий порядок исполнения иностранных судебных поручений установлен в ст. 407 ГПК и ст. 256 АПК. При отсутствии международного договора правовая помощь может оказываться в порядке и на условиях международной вежливости. Отсутствует требование взаимности. Дипломатический путь является основным способом передачи судебных поручений. Общее правило - процедура выполнения поручения иностранного суда на территории РФ регулируется исключительно российским правом. Современная тенденция - по просьбе иностранного государства возможно исполнение поручения с применением его процессуального права. Основания отказа в оказании правовой помощи: исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации; исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

Основное количество двусторонних международных договоров в мире касается именно оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. С точки зрения международно-правового регулирования оказание правовой помощи представляет собой обязанность государства по международному праву . В двусторонних соглашениях определяются предмет и объем правовой помощи, «маршрут» судебного поручения. Предусмотрено как использование дипломатических каналов, так и непосредственные сношения органов юстиции и судов. Правовая помощь оказывается безвозмездно.

Среди многосторонних международных соглашений о правовой помощи основным универсальным регулятором порядка исполнения судебных поручений является Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. Конвенция определяет понятие «судебные документы» и устанавливает общее правило, что поручение передается консульским путем. Возможно отступление от этого правила: использование как дипломатического пути, так и непосредственных сношений судебных органов. Государства обязаны исполнять поручения, за исключением случаев, перечисленных в Конвенции.

Признание и исполнение иностранных судебных решений

Решения национальных судебных органов имеют территориальную силу. Судебное решение представляет собой часть правопорядка того государства , в пределах юрисдикции которого оно вынесено. Допустимо признание и приведение в исполнение решений национальных судов в других государствах в случаях, предусмотренных законодательством этих государств или международными соглашениями. Юридические последствия признания иностранного судебного решения - признанное за рубежом судебное решение получает такую же юридическую силу, что и решения местных судов (т. е. приобретает свойства неопровержимости, исключительности, исполнимости, обязательности для должностных лиц и органов данного государства).

Судебные решения (в зависимости от категории дел) могут предполагать только их признание. Признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой (условием) его принудительного исполнения. Принудительное исполнение возможно только в силу соответствующего распоряжения компетентных властей того государства, где исполнение испрашивается. Законодательство предусматривает специальную процедуру по разрешению исполнения. Общее для всех государств - принцип взаимности как условие принудительного исполнения.

Основные системы принудительного исполнения иностранных судебных решений:

  1. для исполнения требуется проверка правильности решения иностранного суда с точки зрения формы, установление его соответствия публичному порядку государства места исполнения;
  2. необходима выдача экзекватуры; возможна проверка решения по существу, если оно вынесено против местного гражданина ;
  3. регистрация иностранного судебного решения в особом реестре (в государствах, предоставляющих друг другу взаимность).

Система экзекватуры - это принятие судебного постановления, которое санкционирует исполнение иностранного судебного решения, придает ему принудительную силу. Судебное решение признается или исполняется как таковое. Варианты системы экзекватуры:

  1. допустимость ревизии дела по существу - суд, разрешающий исполнение, подвергает иностранное решение полной ревизии с точки зрения правильности разрешения дела по существу;
  2. возможность только ограниченного контроля со стороны суда, разрешающего исполнение, - суд не проверяет правильность разрешения дела по существу, но вправе произвести полную ревизию в исключительных случаях по требованию должника;
  3. экзекватура выдается только при условии взаимности. Условия выдачи экзекватуры: решение не должно противоречить публичному порядку государства места исполнения решения; должник надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного разбирательства . Основания отказа в выдаче экзекватуры перечислены в законодательстве. Экзекватура представляет собой специальное постановление только для исполнения решения или и для его признания.

По российскому законодательству решения иностранных судов признаются и исполняются на территории РФ в порядке международных договоров и федеральных законов РФ (ст. 409 ГПК и ст. 241 АПК). Решения, не подлежащие принудительному исполнению, признаются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором или законодательством РФ (ст. 413, 415, 416 ГПК). Основания отказа в признании иностранных судебных и арбитражных решений (ст. 414 ГПК и ст. 244 АПК): решение не вступило в законную силу; сторона, против которой вынесено решение, не была извещена о месте и времени рассмотрения дела; дело относится к исключительной подсудности правоприменительных органов РФ; по данному делу имеется вступившее в законную силу решение судебного органа РФ; признание решения противоречит публичному порядку РФ.

Общий порядок принудительного исполнения решений иностранных судов определен в ст. 409 ГПК и ст. 246 АПК. Для рассмотрения дела о возможности принудительного исполнения решения необходимо ходатайство взыскателя о разрешении принудительного исполнения по месту жительства должника или нахождения его имущества (ст. 410 ГПК и ст. 242 АПК). Основания отказа в разрешении принудительного исполнения иностранных судебных решений в принципе совпадают с основаниями отказа в признании (ст. 412 ГПК и ст. 244 АПК). Юридическое значение признания иностранных судебных решений заключается в том, что оно подтверждает гражданские права и обязанности в том же смысле, что и решения российского суда.

Двусторонние договоры о правовой помощи устанавливают взаимную обязанность признания и исполнения решений органов юстиции договаривающихся государств. В договорах определен широкий круг решений, подлежащих признанию и исполнению. Рассмотрение ходатайства о разрешении принудительного исполнения входит в компетенцию органов того государства, на территории которого решение должно быть исполнено. Решения подлежат признанию и исполнению без пересмотра их по существу. В случаях простого признания решения признаются независимо от времени их вынесения и момента возникновения правоотношений . Признание без принудительного исполнения осуществляется без дальнейшего производства. Основной принцип принудительного исполнения - применение законодательства страны места исполнения. Принудительное исполнение осуществляется на основе принципа экзекватуирования (договоры Российской Федерации с Чехией, Польшей, Грецией, Кубой).

В Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ закреплено, что каждое из договаривающихся государств обязано признавать и исполнять вынесенное на территории других договаривающихся стран решение по гражданским и семейным делам. Решения, не требующие исполнения, признаются без дальнейшего производства при соблюдении определенных условий. Ходатайство о разрешении принудительного исполнения подается в компетентный орган государства места исполнения. Конвенция перечисляет основания отказа в признании и исполнении судебных решений.

Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. определяет очень узкий круг дел, предполагающих признание и исполнение за границей. Предусмотрен дипломатический путь обращения с просьбой об исполнении решения; при этом установлена возможность и упрощенного порядка обращения. Рассмотрение вопроса о разрешении принудительного исполнения производится компетентными органами государства места исполнения в соответствии с его национальным законодательством. Суд места исполнения не рассматривает иностранное решение по существу, а ограничивается установлением его формальной правильности.

Нотариальные действия в международном частном праве и международном гражданском процессе

Основные задачи нотариата в сфере правоотношений с иностранным элементом - нотариат призван обеспечить защиту прав права российским нотариатом установлены в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 и ГК (ст. 1186-1193).

Нотариальные функции консульских учреждений: охрана наследственного имущества, выдача свидетельства о праве на наследство; удостоверение верности копий документов и выписок из них; удостоверение сделок ; представительство интересов граждан своего государства в гражданском процессе . Правомочия консула в сфере нотариальных действий закреплены в консульских конвенциях.

В законодательстве закреплено право нотариата обращаться к иностранным органам юстиции с поручением о производстве отдельных нотариальных действий в порядке, предусмотренным международными договорами и национальным законом . Условия и порядок исполнения иностранных нотариальных поручений, основания отказа в исполнении перечислены в законодательстве.

Документы, составленные за границей и исходящие от должностных лиц компетентных органов иностранного государства, принимаются в другом государстве при условии их легализации МИД России. Легализация - это последовательный ряд удостоверений подписей должностных лиц и качества, в котором они выступают; удостоверение подлинности печатей и штампов, которыми скреплены документы. Легализация представляет собой цепочку удостоверений. В российских судах признаются документы, выданные, составленные или удостоверенные компетентными органами иностранных государств (ст. 408 ГПК и ст. 255 АПК) при наличии легализации, если иное не установлено международным договором РФ или федеральным законом.

Упрощенный порядок легализации - это консульская легализация, которая представляет собой специальную надпись консула на документе и удостоверяет подлинность подписи должностного лица иностранного государства. Консульская легализация - это не только установление и засвидетельствование подлинности подписей, но и удостоверение соответствия документов и актов законам государства пребывания. Положения о консульской легализации закреплены в Консульском уставе Российской Федерации, утвержденном Законом СССР от 29.10.1976. Отмена требования консульской легализации может быть установлена в нормах международных соглашений.

Гаагская конвенция об отмене требования легализации иностранных официальных документов 1961 г. устанавливает правило - вместо последовательных операций по оформлению легализации требуется выполнение единственной формальности: проставление органами, выдавшими документ, апостиля - единственной удостоверительной надписи на документе, одинаковой по форме для всех государств-участников. Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепленном с самим документом. Образец апостиля приложен к Конвенции. Отказ в проставлении апостиля может быть обжалован в судебном порядке. Значение Конвенции заключается в облегчении и упрощении процедуры оформления документов, которые должны быть представлены в зарубежные официальные органы. Конвенция отменяет требование дипломатической или консульской легализации в отношении определенного перечня документов. В российских арбитражных судах документы иностранного происхождения принимаются при условии проставления апостиля (ст. 255 АПК).

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ и двусторонние договоры о правовой помощи РФ предусматривают упрощенный порядок действия официальных документов одного государства-участника на территории других государств. Требование легализации отсутствует; предусмотрено ограниченное использование апостиля. Проставление апостиля нельзя требовать, если документ в принципе освобожден от легализации. В Конвенции определен круг органов и должностных лиц, составляющих и удостоверяющих документы, освобождаемые от легализации.

Признание и исполнение иностранных судебных решений практически во всех странах осуществляется в соответствии с принципом взаимности, закрепленным в двусторонних международных договорах.

Существуют различные варианты принудительного исполнения иностранных судебных решений. В некоторых странах (например, Италия) для исполнения требуется проверка правильности решений иностранного суда с точки зрения формы, установление его соответствия публичному порядку места исполнения. В большинстве стран Европы и Латинской Америки необходима выдача экзекватуры, т.е. судебного постановления, которое санкционирует исполнение судебного решения, придает ему принудительную силу. Возможна проверка решения по существу, если оно вынесено против своего гражданина. Условие выдачи экзекватуры: решение не должно противоречить публичному порядку места исполнения решения и должник надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного разбирательства.

В странах англо-американской системы иностранное судебное решение служит основой для нового судебного разбирательства.

В Российской Федерации решения иностранных судов признаются и исполняются, если это предусмотрено международным договором. Решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения иностранного суда (п. 3 ст. 409 ГПК РФ). Отказ в принудительном исполнении решения иностранного суда допускается в случаях, если:

  • 1) решение по праву страны, на территории которой оно принято, не вступило в законную силу, или не подлежит исполнению;
  • 2) сторона, против которой принято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела;
  • 3) рассмотрение дела относится к исключительной подсудности судов в Российской Федерации;
  • 4) имеется вступившее в законную силу решение суда в Российской Федерации, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или в производстве суда в Российской Федерации имеется дело, возбужденное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде;
  • 5) исполнение решения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации, или угрожает безопасности Российской Федерации, либо противоречит публичному порядку Российской Федерации;
  • 6) истек срок предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом в Российской Федерации по ходатайству взыскателя (п. 1 ст. 412 ГПК РФ).

Для рассмотрения возможности принудительного исполнения решения необходимо ходатайство взыскателя о разрешении принудительного исполнения по месту жительства должника или нахождения его имущества (ст. 410 ГПК РФ, ст. 242 АПК РФ). Правовой смысл признания иностранного судебного решения состоит в том, что он подтверждает гражданские права и обязанности в том же смысле (придает им ту же силу), что и решения российского суда.

Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. предусматривает дипломатический путь обращения с просьбой об исполнении решения; установлена возможность и упрощенного порядка обращения. Рассмотрение вопроса о разрешении принудительного исполнения производится компетентными органами государства места исполнения в соответствии с его национальным законодательством. Суд места исполнения не рассматривает иностранное решение по существу, а ограничивается установлением его формальной правильности.

К ходатайству о разрешении исполнения необходимо приложить:

  • 1) заверенную судом копию решения, справку о том, что решение вступило в законную силу, если этого не следует из текста самого решения;
  • 2) документ, из которого следует, что ответчику, который не принял участия в процессе, или его уполномоченному лицу было своевременно и в надлежащей форме хотя бы один раз вручено извещение о вызове в суд;
  • 3) заверенные переводы вышеупомянутых документов, а также перевод ходатайства.

Любое судебное решение имеет ограничение по территориальному принципу: действует только в государстве принятия данного судебного акта. В мировой практике существует три способа признания судебных актов иностранных государств:

  • 1) когда необходима процедура признания иностранного решения, то есть так называемая «выдача экзекватуры »- специальное судебное постановление, санкционирующее исполнение иностранного судебного решения, придающее ему принудительную силу и выдаваемое только для исполнения решения (Франция, Бельгия).
  • 2) когда достаточно проверки правильности решения лишь с формальной точки зрения, а также непротиворечия его публичному порядку страны суда (Италия).
  • 3) когда для судебных решений иностранных судов требуется регистрация решения в особом реестре (в Великобритании).

Механизм признания и исполнения решений, принятых иностранными судебными органами (арбитражными, третейскими), регулируется национальным законодательством Российской Федерации, а также многочисленными международными соглашениями (конвенциями).

Также к числу многосторонних международных актов относятся: Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений 1958 г. (Минск) и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам1993 г. (Нью-Йорк). Национальные нормы российского законодательства о признаниии и исполнении решений иностранных судов содержаться вГражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - ГПК РФ), Арбитражной процессуальном кодексе Российской Федерации(далее - АПК РФ), Федеральном законе от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В России, с целью обеспечения исполнения решения иностранного суда необходимо признание - вынесение судебного акта судом Российской Федерации о признании юридической силы решения иностранного суда на территории Российской Федерации (экзекватура), которым подтверждается, что объем гражданских и иных прав и обязанностей сторон, закрепленный в решении иностранного суда, равен указанному в решении органов судебной системы Российской Федерации. При этом дело по существу не пересматривается (п. 4 ст. 243 АПК РФ).

Основной предпосылкой признания решений иностранных судов является наличие согласованного сторонами правоотношения принципа взаимности в отношении решений отечественных судов. Так, условиями двусторонних международных соглашений Минской Конвенции 1993 г. и Кишиневской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. между Российской Федерацией и Беларусией установлен порядок признания судебных актов сторон. К числу признания и исполнения отнесены принятые на территории государства-участника соглашения решения судов по гражданским и семейным делам, в том числе мировые соглашения по таким делам, нотариальные акты в отношении денежных обязательств, а также решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба. Имеются в конвенциях также вопросы, по которым не требуется проведения процедуры признания судебных актов в другом государстве. То есть действует установленный странами-участниками соглашения упрощенный порядок. Также к категории международных актов, закрепляющих принцип взаимности признания решений судов относится многостороннее Соглашение стран СНГ 1992 г. «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности».

Акты арбитражных судов других государств признаются в Российской Федерации на основании положений Нью-Йоркской конвенции от 10 июня 1958 г. «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», участниками которой являются 126 государств.

Согласно арбитражного законодательства РФ, признаются на территории России и подлежат исполнению судебные акты иностранных государств, при наличии таких указаний в международных договорах РФ, следующих категорий:

  • 1. Решения иностранных судов (по делам, связанным с предпринимательской деятельностью, иной экономической деятельностью);
  • 2. Иностранные арбитражные решения (решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятые ими на территории иностранных государств при разрешении споров при осуществлении предпримательской и иной экономичсеской деятельности).

Исходя из смысла п. 1 ст. 409 ГПК РФ и статьи 241 АПК РФ, принцип взаимности признания и исполнения иностранных судов в Российской Федерации действует только в том случае, если об этом имеются прямые указания в международных соглашениях. Однако, законодательством РФ предусмотрены некоторые исключения их этого принципа. Так, при отсутствии международных соглашений о порядке признания решений иностранных государств, согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории РФ на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Заявление о признании и исполнении решений иностранных судов или иностранного арбитражного решения подается стороной процессуальных отношений, в пользу которой было вынесен судебный акт, с приложением копии судебного акта, принятого на территории иного государства.

Теперь рассмотрим условия, при которых решения иностранных судов не признаются и не подлежат исполнению в Российской Федерации.

Такими условиями являются противоречащие публичному порядку Росийской Федерации и основным принципам российского права перечисленные в ст. 34 Закона Российской Федерации от 07.07.1993 г. N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» и ст. 244 АПК РФ и являющиеся основанием безусловного отказа в признании и исполнении решений иностранных судов.

В настоящее время по данному основанию - противоречию публичному порядку- наблюдаются частые отказы судов в арбитражной практике.

Однако, необходимо отметить, что даже в условиях отсутствия договоренностей, достигнутых международными соглашениями и оснований для признания судебных актов иностранных государств, зачастую российские суды принимают решения о признании решений судов иностранных государств. Данные выводы судов основываются на общих принципах междунароного права, таких как: принцип международной вежливости и взаимности, принцип гармонии между правом и судебным решением, идеи социального значения, основанные на справедливости.

Исполнение решения иностранного суда либо иностранного арбитражного решения производится в том же порядке, что и по судебным актам российских судов, путем выдачи исполнительного листа, по общему правилу о трехлетнем сроке давности с момента вступления в силу такого решения (ст. 246 АПК РФ).

Необходимо отметить, что у российских гражданских и арбитражных судов не сложилось единой практики толкования и разрешения аналогичных спорных ситуаций. Сложность признания решения гражданского иностранного суда либо арбитражного решения в настоящее время заключается в том, что при отсутствии единообразия при применении судами норм права, судам необходимо ориентироваться на обзоры судебной практики Верховного суда Росийской Федерации и Высшего Арбитражного суда Росийской Федерации, которые в настоящее время отсутствуют.

В соответствии со ст. 80 Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве», принятого Государственной Думой 04.06.97 г., порядок исполнения в Российской Федерации решений иностранных судов и арбитражей определяется соответствующими международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Одним из международных договоров, который регулирует порядок исполнения решений иностранных арбитражей, является Конвенция Организации Объединенных Наций «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», принятая в Нью-Йорке 10 июня 1958г. Советский Союз участвует в данной конвенции с 22 ноября 1960г. Поскольку Россия является правопреемницей Советского Союза по международным договорам, то положения указанной Конвенции распространяются и на Россию. Согласно ст. III Конвенции каждое договаривающееся государство признает арбитражные решения как обязательные и приводит их в исполнение в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений, на условиях, изложенных в нижеследующих статьях. К признанию и приведению в исполнение арбитражных решений, к которым применяется настоящая Конвенция, не должны применяться существенно более обременительные условия или более высокие пошлины или сборы, чем те, которые существуют для признания и приведения в исполнение внутренних арбитражных решений.

Принудительное исполнение возможно только в силу соответствующего распоряжения компетентных властей того государства, где исполнение испрашивается. Законодательство предусматривает специальную процедуру по разрешению исполнения. Общее правило для всех государств -- принцип взаимности является условием принудительного исполнения.

Основные системы принудительного исполнения иностранных судебных решений:

  • 1. Для исполнения требуется проверка правильности решения иностранного суда с точки зрения формы, установление его соответствия публичному порядку государства места исполнения (Италия).
  • 2. Необходима выдача экзекватуры; возможна проверка решения по существу, если оно вынесено против местного гражданина (большинство европейских и латиноамериканских государств, Япония).
  • 3. Иностранное судебное решение служит основой для нового суммарного судебного разбирательства. Иностранное судебное решение создает презумпцию для того, в чью пользу оно вынесено. Эта презумпция может быть опровергнута при помощи возражений. Иностранное судебное решение порождает перераспределение бремени доказывания (Англия, США).
  • 4. Регистрация иностранного судебного решения в особом реестре (в государствах, предоставляющих друг другу взаимность, -- страны общего права).

Действие судебного решения, вынесенного судом какого-либо государства ограничено пределами территории этого государства. Допустимость признания и исполнения иностранного судебного решения определяется законодательством конкретной страны и международными соглашениями, в которых она участвует. В соответствии со ст. 409 ГПК решения иностранных судов, в том числе об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Под решениями иностранных судов понимаются решения по гражданским делам, за исключением дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, приговоры по делам в части имущественного ущерба, причиненного преступлением.

Признание решения иностранного суда означает, что оно служит подтверждением гражданских и иных прав и обязанностей в такой же степени, что и решение национального суда. В одних случаях достаточно, чтобы решение было признано (например, о расторжении брака). В других же случаях решение должно быть еще и исполнено, т.е. подвергнуто специальной процедуре (например, выдача экзекватуры или регистрация в специальном реестре).

Таким образом, признание иностранного судебного решения является предпосылкой его принудительного исполнения. Для принудительного исполнения, кроме того, устанавливаются дополнительные требования, которые необходимы для признания решения.

Каждому государству присущи свои системы исполнения решений иностранных судов. Общим для всех этих систем является требование взаимности как условие для исполнения.

В одних странах для исполнения судебного решения требуется проверка его правильности лишь с формальной точки зрения, а также установление его непротиворечия публичному порядку страны суда и выполнение ряда условий. В других странах (Франция, Бельгия, ряд государств Африки) необходима выдача экзекватуры.

В этом случае суд после рассмотрения соответствующего ходатайства выносит постановление о разрешении исполнения. Во Франции возможна проверка решения по существу, если оно вынесено против французского гражданина.

Наконец, в третьей группе стран иностранные судебные решения исполняются при наличии взаимности и при условии, что они не противоречат основным принципам национального права.

Развитие экономических отношений привело к заключению много- и двусторонних соглашений об исполнении иностранных судебных решений, как правило, устанавливающих обязательства договаривающихся государств исполнять решения при соблюдении ряда условий (вступление решения в законную силу, непротиворечие публичному порядку страны исполнения, участие обеих стран в судебном разбирательстве и т.д.)

Среди многосторонних конвенций, регулирующих признание и исполнение судебных решений, следует назвать Гаагскую конвенцию о признании и исполнении иностранных судебных решений по гражданским и торговым делам 1971 г., Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.

Ходатайство взыскателя о принудительном исполнении решения иностранного суда рассматривается - применительно к системе судов общей юрисдикции - верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области или автономного округа по месту жительства или месту нахождения должника в Российской Федерации, а в случае, если должник не имеет места жительства или места нахождения в Российской Федерации либо место его нахождения неизвестно, то по месту нахождения его имущества (ст. 410 ГПК).

Решения иностранного суда, не требующие принудительного исполнения судом общей юрисдикции, признаются без какого-либо дальнейшего производства, если заинтересованное лицо не заявит по месту жительства или месту нахождения (в течение месяца после того, как ему стало известно о поступлении решения в соответствующий суд, из числа перечисленных в ст. 410 ГПК) свои возражения относительно признания этого решения.

В договорах о правовой помощи, заключенных Россией с другими странами, содержатся основные условия признания и исполнения иностранных судебных решений, если:

  • 1) решение вступило в законную силу. Это определяется на основании законодательства страны, где было вынесено решение;
  • 2) при разрешении дела по существу соблюдены процессуальные права лица, против которого вынесено решение (например, требуется, чтобы ответчику своевременно был вручен вызов в суд);
  • 3) отсутствует другое вступившее в законную силу решение по спору между теми же сторонами и по тому же предмету, вынесенное судом в государстве, на территории которого решение должно быть признано или принудительно исполнено;
  • 4) при рассмотрении дела и вынесении по нему решения соблюдены нормы международных договоров о разграничении компетенции судов различных стран. В ряде договоров указываются и другие условия (например, если по законодательству обоих государств не истек срок давности принудительного исполнения решения).

Признание в России решения иностранного суда означает, что оно обладает той же юридической силой, какую имеют решения российских судов. Поэтому решение иностранного суда, подлежащее признанию в Российской Федерации, является основанием для отказа в принятии в России искового заявления по спору между теми же сторонами, о том же предмете, по тому же основанию либо для прекращения дела.

Ходатайство о принудительном исполнении решения иностранного суда должно содержать:

  • - наименование взыскателя, его представителя, если ходатайство подается представителем, указание места их жительства, а в случае, когда взыскателем является организация, указание места ее нахождения;
  • - наименование должника, указание места его жительства, а если должником является организация, указание места ее нахождения;
  • - просьбу взыскателя о принудительном исполнении решения или об указании, с какого момента требуется его исполнение (ч. 1 ст. 411 ГПК).

К ходатайству прилагаются документы, предусмотренные международным договором Российской Федерации, а если это не предусмотрено международным договором, прилагаются следующие документы:

  • 1) заверенная иностранным судом копия решения иностранного суда, о принудительном исполнении которого возбуждено ходатайство;
  • 2) официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не вытекает из текста самого решения;
  • 3) документ об исполнении решения, если оно ранее исполнялось на территории соответствующего иностранного государства;
  • 4) документ, из которого следует, что сторона, против которой принято решение и которая не принимала участия в процессе, была своевременно и надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела;
  • 5) заверенный перевод указанных документов на русский язык.

Сходным образом регламентируются признание и исполнение решений в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Каждая из Договаривающихся Сторон на условиях, предусмотренных Конвенцией, признает и исполняет вынесенные на территории других Договаривающихся Сторон решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств.

Статья 52 Конвенции посвящена признанию решений, не требующих исполнения. Эти решения, вступившие в законную силу, признаются на территории других государств без специального производства при условии, если:

  • 1) учреждения юстиции запрашиваемой стороны не вынесли ранее по этому делу решения, вступившего в законную силу;
  • 2) дело согласно Конвенции, а в случаях, не предусмотренных ею, согласно законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой решение должно быть признано, не относится к исключительной компетенции учреждений юстиции этой Стороны.

В соответствии со ст. 160 Семейного кодекса признается решение иностранного суда о расторжении брака между российскими гражданами и иностранными гражданами, если оно было вынесено с соблюдением соответствующего иностранного законодательства о компетенции органов, принимавших решение о расторжении брака и о подлежащем применению при расторжении брака законодательстве.

Эти условия относятся и к решениям об опеке и попечительстве, а также к решениям о расторжении брака, вынесенным в соответствии с законодательством страны, на территории которой вынесено решение.

Признание решений такого рода не ставится в зависимость от наличия международного договора; не выдвигается и требование о взаимности.

Несколько иначе решен вопрос в Федеральном законе от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"*(167). Согласно п. 6 ст. 1 этого Закона решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации. При отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ходатайства о признании и принудительном исполнении решений учреждений юстиции по гражданским, семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения и нотариальные акты в отношении денежных обязательств, рассматриваются судами страны, на территории которой должно быть осуществлено принудительное исполнение. Суд, рассматривающий ходатайство, ограничивается установлением того, что условия, предусмотренные Конвенцией, соблюдены. В случае если условия соблюдены, суд выносит решение о принудительном исполнении.

Порядок принудительного исполнения определяется по законодательству страны, на территории которой оно должно быть произведено.

В исполнении решения может быть отказано по просьбе стороны, против которой оно направлено.

Для этого сторона, обратившаяся с такой просьбой, должна представить компетентному суду по месту, где испрашивается исполнение, доказательства того, что:

  • 1) судом запрашиваемого государства - участника СНГ ранее вынесено вступившее в законную силу решение по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;
  • 2) имеется признанное решение компетентного суда третьего государства - участника СНГ либо государства, не являющегося членом Содружества, по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;
  • 3) спор разрешен некомпетентным судом;
  • 4) другая сторона не была извещена о процессе;
  • 5) истек трехгодичный срок давности для предъявления решения к принудительному исполнению.

Заявление о признании или исполнении решения иностранного суда в случае, когда это относится к компетенции арбитражного суда, подается стороной в споре, в пользу которой состоялось решение, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства неизвестно, по месту нахождения имущества должника.

Не допускается пересмотр решения иностранного суда по существу, а отказ в его признании или принудительном исполнении может иметь место по основаниям, предусмотренным ст. 412, 414 ГПК и ст. 244 АПК, перечень которых является исчерпывающим, и в международных договорах Российской Федерации.

В принудительном исполнении решения иностранного суда может быть отказано, если (ч. 1 ст. 412 ГПК):

  • 1) решение по праву страны, на территории которой оно принято, не вступило в законную силу или не подлежит исполнению;
  • 2) сторона, против которой принято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения спора;
  • 3) рассмотрение дела относится к исключительной подсудности судов Российской Федерации;
  • 4) имеется вступившее в законную силу решение суда в Российской Федерации, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или в производстве суда в Российской Федерации имеется дело, возбужденное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде;
  • 5) исполнение решения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности либо противоречит публичному порядку Российской Федерации;
  • 6) истек срок предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом в Российской Федерации по ходатайству взыскателя.

Вопросы, относящиеся к исполнительному производству, регламентируются в Законе об исполнительном производстве, Законе о судебных приставах, а также в других федеральных законах.

По справедливому мнению Л.А. Лунца, признание и исполнение иностранных судебных решений – одна из основных проблем международного гражданского процесса.

Само по себе решение иностранного суда не имеет юридической силы на территории чужого государства. Оно получает юридическую силу лишь в том случае, если процессуальное законодательство этого государства допускает его признание и принудительное исполнение. Эта же проблема решается и с помощью международных соглашений.

Признание судебного решения иностранного суда означает, что оно служит подтверждением гражданских и иных прав и обязанностей в такой же степени, что и решение отечественного суда.

А. предъявил иск к Б. во Франции, и французский суд, рассмотрев дело, отказал в иске. После этого А. предъявляет иск к Б. из этого же правоотношения в российском суде с соблюдением правил подсудности ГПК РФ. Может ли Б. привести возражение об уже состоявшемся решении (exceptio rei judicatae)? Утвердительный ответ означал бы, что российский суд должен признать иностранное судебное решение.

Принудительное исполнение иностранного судебного решения возможно лишь в силу соответствующего распоряжения компетентных властей того государства, где испрашивается такое исполнение. Можно ли по решению французского суда обратить взыскание на имущество ответчика, находящееся в России? Это уже вопрос о принудительном исполнении иностранного решения на территории РФ, и ответ на него зависит от российского гражданско-процессуального законодательства.

Признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой для его принудительного исполнения.

Для некоторых решений достаточно, чтобы они были только признаны, например, решение о расторжении брака. Другие решения требуют принудительного исполнения. Национальное процессуальное законодательство стран, а также международные соглашения предусматривают условия для признания и принудительного исполнения иностранных решений. Обычно условия для признания и исполнения совпадают, но для исполнения требуются и дополнительные условия, например, срок давности для принудительного исполнения не должен истечь.

Как правило, предварительным условием для исполнения решения иностранного суда является требование взаимности в отношении решений отечественных судов. Однако в ряде стран требование взаимности отсутствует. Российское законодательство (как и законодательство ряда других стран, например, Франции) при отсутствии международных соглашений не ставит признание и исполнение решений иностранных судов в зависимость от взаимности, кроме случаев, предусмотренных законом. Так, решения иностранных судов по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории РФ в соответствии с международными договорами, а при отсутствии международных договоров на началах взаимности.

Общим признаком международной практики (международные соглашения) и национального законодательства различных стран является правило о том, что суды не вправе пересматривать иностранное решение по существу. Например, ст. 29 как Брюссельской, так и Луганской конвенций о юрисдикции и принудительном исполнении судебных решений по гражданским и торговым спорам императивно устанавливает, что иностранное решение не может стать предметом его пересмотра по существу.

Основания отказа в признании и исполнении иностранных судебных решений в законодательстве различных стран сформулированы по-разному. Однако, по мнению Л.П. Ануфриевой, по существу их можно свести к двум группам.

Во-первых, это такие основания, которые имеют целью защиту частного интереса лица, участвующего в споре. К ним относятся следующие: спор разрешён некомпетентным судом, по делу между теми же лицами о том же предмете и по тому же основанию имеется вступившее в законную силу решение суда, сторона не была извещена о процессе, истёк срок давности для предъявления решения к исполнению и т.п.

Во-вторых, это те основания, с помощью которых обеспечивается защита публичных интересов государства и общества в целом (решение противоречит публичному правопорядку государства, в котором испрашивается исполнение, нарушает исключительную компетенцию судебных учреждений этого государства и т.п.).

В вопросах признания и исполнения иностранных решений некоторые авторы считают необходимым различать:

Во-первых, систему экзекватуры , при которой речь идёт о признании или исполнении иностранного решения как такового (Франция, Германия, английская система регистрации иностранных решений по Акту 1933 года). В последнем случае речь идёт об особом порядке регистрации судебных решений, вынесенных в тех иностранных государствах, которые обеспечивают для английских решений условия взаимности.

Во-вторых , систему англо-американского «общего права», при которой иностранное судебное решение служит основой для нового (в английском или американском суде) суммарного судебного разбирательства. При этом иностранное судебное решение создаёт презумпцию для того, в пользу кого оно вынесено, которая может быть опровергнута. Иностранное судебное решение порождает перераспределение бремени доказывания.

Экзекватурой признаётся вынесение судом запрашиваемого государства после рассмотрения соответствующего ходатайства специального постановления о разрешении исполнения. При этом система экзекватуры допускает различные варианты: в одних странах допускается ревизия дела по существу, в других – лишь ограниченный контроль со стороны суда, дающего экзекватуры.

При экзекватуре юридическую силу, равную силе отечественного решения получает иностранное решение, тогда как англо-американское «общее право» предусматривает порядок, при котором иностранное судебное решение играет роль доказательства при новом суммарном пересмотре дела по существу, так что иностранное решение заменяется английским (американским) решением по тому же делу.

В научной литературе предлагаются и иные походы к анализу существующих систем исполнения иностранных решений.

Международные соглашения по вопросам признания и исполнения решений иностранных судов . Универсальная конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. (Россия в ней также участвует как преемница СССР) содержит правила лишь об исполнении судебных решений об уплате судебных издержек и расходов, а также о последующем взыскании судебных расходов (ст.18 - 19).

Во исполнение ст. 220 Римского договора о создании ЕЭС 27 сентября 1968 г. была принята Брюссельская конвенция ЕС, а затем 16 сентября 1988 г. в Лугано подписана «параллельная» аналогичная конвенция в рамках ЕАСТ «О юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и коммерческим делам». Конвенции распространяются на гражданские и торговые дела и не касаются решений по административным, таможенным или налоговым и ряду других вопросов.

Признание и исполнение решений иностранных судов на территории РФ регулируется следующим национальным законодательством.

ГПК РФ 2002 года, глава 45, статьи 409-417.

АПК РФ 2002года, глава 31, статьи 241- 246.

ФЗ «Об исполнительном производстве» от 2.10.2007 г.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21.06.1988 года «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей».

Россия является участницей двусторонних, региональных и универсальных международных соглашений, в которых решаются те или иные вопросы признания и исполнения судебных и арбитражных решений.

В РФ вопросы признания и исполнения решений иностранных судов урегулированы в ГПК РФ. Решения иностранных судов признаются и исполняются в РФ, если это предусмотрено международным договором РФ (п.1 ст.409 ГПК). Под решениями иностранных судов понимаются:

Решения по гражданским делам за исключением дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности,

Приговоры по делам в части возмещения ущерба, причинённого преступлением (п.2 ст.409 ГПК).

Решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трёх лет со дня вступления в законную силу решения иностранного суда (п.3 ст.409 ГПК).

Ходатайство взыскателя о принудительном исполнении решения иностранного суда рассматривается верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области или судом автономного округа по месту жительства или месту нахождения должника в РФ. Если должник не имеет места жительства или места нахождения в РФ либо место его нахождения неизвестно, - по месту нахождения его имущества (ст.410 ГПК).

В ГПК подробно определяется содержание ходатайства о принудительном исполнении, а также документы, которые должны быть приложены к ходатайству. Ходатайство рассматривается в открытом судебном заседании с обязательным извещением должника, после чего суд выносит определение о принудительном исполнении решения или отказе в этом.

На основании решения иностранного суда и вступившего в законную силу определения суда о принудительном исполнении этого решения выдаётся исполнительный лист, который направляется в суд по месту исполнения решения иностранного суда (ст.411).

Отказ в принудительном исполнении решения иностранного суда допускается в случае, если:

1) решение по праву страны, на территории которой оно принято, не вступило в законную силу или не подлежит исполнению;

2) сторона, против которой принято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела;

3) рассмотрение дела относится к исключительной подсудности судов в РФ;

4) имеется вступившее в законную силу решение суда в РФ, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде;

5) исполнение решения может нанести ущерб суверенитету РФ или угрожает безопасности РФ либо противоречит публичному порядку РФ;

6) истёк срок предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом РФ по ходатайству взыскателя.

Определение об отказе может быть обжаловано в вышестоящий суд (ст.412).

Признание решений иностранных судов, не требующих принудительного исполнения. Такие решения признаются без какого-либо дальнейшего производства, если от заинтересованного лица не поступят возражения относительно этого. Заинтересованное лицо может заявить возражение против признания такого решения. Возражение подаётся по месту жительства или месту нахождения лица в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа. Возражение подаётся в течение одного месяца после того, как лицу стало известно о поступлении решения иностранного суда. Возражение рассматривается в открытом судебном заседании с извещением заинтересованного лица. После рассмотрения возражений судом выносится определение, которое может быть обжаловано в вышестоящий суд (ст.413 ГПК).

Отказ в признании решения иностранного суда, которое не подлежит принудительному исполнению, допускается в тех же случаях, что и отказ в принудительном исполнении (кроме требования трёхлетнего срока для предъявления решения к исполнению).

Согласно ст.415 ГПК в России признаются следующие решения иностранных судов, не требующие вследствие своего содержания дальнейшего производства:

относительно статуса гражданина государства, суд которого принял решение;

о расторжении или признании недействительным брака между российским гражданином и иностранным гражданином, если в момент рассмотрения дела хотя бы один из супругов проживал вне пределов РФ;

о расторжении или признании недействительным брака между российскими гражданами, если оба супруга в момент рассмотрения дела проживали вне пределов РФ;

в других, предусмотренных законом случаях.

Признание и приведение в исполнение решений судов иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (иностранные суды) урегулированы в АПК РФ. Такие решения признаются и приводятся в исполнение, если это предусмотрено международным договором РФ и федеральным законом. Вопросы признания и исполнения разрешаются арбитражным судом по заявлению стороны в споре, рассмотренном иностранным судом (ст.241 АПК). В АПК подробным образом урегулировано содержание заявления, перечень документов, прилагаемых к заявлению (ст.242 АПК), порядок рассмотрения заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда (ст. 243 АПК). Принципиально важное значение имеет пункт 4 ст.243 АПК, согласно которому при рассмотрении дела арбитражный суд не вправе пересматривать решение иностранного суда по существу.

В АПК исчерпывающим образом перечислены основания отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда (п.1 ст.244 АПК). Практически, это те же основания, что и предусмотренные в ГПК РФ (ст. 412).

Международные соглашения РФ. Страны СНГ создали в пределах СНГ упрощённый порядок исполнения решений судов общей юрисдикции и арбитражных (хозяйственных, экономических) судов.

Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. содержит раздел III «Признание и исполнение решений», статьи 51-55. Конвенция применяется к решениям учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утверждённые судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств, а также к решениям судов по уголовным делам о возмещении ущерба (ст.51).

Решения , вступившие в законную силу и не требующие исполнения (к их числу относятся также решения по опеке и попечительству, решения о расторжении брака, вынесенные компетентными органами государства, на территории которого они вынесены), признаются на территориях других Договаривающихся государств без специального производства при наличии двух условий :

1) учреждения юстиции запрашиваемой Договаривающейся стороны не вынесли ранее по этому вопросу решения, вступившего в законную силу;

2) дело, на территории которой решение должно быть признано, не относится к исключительной компетенции учреждений юстиции этой Договаривающейся стороны (ст. 52).

Отказ в признании таких решений может иметь место по тем же основаниям, что и отказ в принудительном исполнении (подпункты а - д статьи 55), если заинтересованная сторона не согласна с признанием.

Признание и принудительное исполнение решений осуществляется по решению суда о принудительном исполнении. Ходатайство о принудительном исполнении решения подаётся в компетентный суд Договаривающейся Стороны, где решение должно быть исполнено. К ходатайству должны быть приложены документы, перечисленные в Конвенции, в том числе решение или его заверенная копия, а также официальный документ о том, что решение вступило в законную силу и подлежит исполнению. Ходатайство и документы снабжаются заверенным переводом на язык запрашиваемого государства или на русский язык. Суды не рассматривают решение по существу, а лишь ограничиваются установлением соблюдения условий, установленных Конвенцией. Порядок принудительного исполнения определяется по законодательству государства, на территории которого должно быть осуществлено принудительное исполнение (ст.53-54).

В исполнении решения может быть отказано в следующих случаях:

1. В соответствии с законодательством страны, на территории которой решение вынесено, оно не вступило в законную силу или не подлежит исполнению, за исключением случаев, когда решение подлежит исполнению до вступления в законную силу.

2. Ответчик не принял участия в процессе вследствие того, что ему или его уполномоченному не был своевременно и надлежаще вручён вызов в суд;

3. По делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию на территории государства, где должно быть признано и исполнено решение, было уже ранее вынесено решение, вступившее в законную силу. Или имеется признанное решение суда третьего государства. Либо учреждением этого государства было ранее возбуждено производство по данному делу.

4. Дело относится к исключительной компетенции учреждения государства, на территории которого решение должно быть признано и исполнено.

5. Отсутствует документ, подтверждающий соглашение сторон по делу о договорной подсудности.

6. Истёк срок давности принудительного исполнения, предусмотренный законодательством государства, суд которого исполняет поручение (ст.55).

Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г. устанавливает признание и исполнение решений, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности между субъектами, находящимися в разных государствах - участниках СНГ (ст. 7-10). В соответствии с Соглашением государства – участники СНГ взаимно признают и исполняют вступившие в законную силу решения компетентных судов. Решения, вынесенные компетентными судами одного государства – участника подлежат исполнению на территории других государств – участников.

Решения, вынесенные компетентным судом одного государства – участника в части обращения взыскания на имущество ответчика, подлежат исполнению на территории другого государства – участника органами, назначенными судом либо определёнными законодательством этого государства (абзац 3 ст.7).

Приведение в исполнение решения производится по ходатайству заинтересованной стороны (ст.8). К ходатайству прилагаются:

· должным образом заверенная копия решения, о принудительном исполнении которого возбуждено ходатайство;

· официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не видно из текста самого решения;

· доказательства извещения другой стороны о процессе;

· исполнительный документ.

В приведении в исполнение решения может быть отказано практически при тех же условиях, что и предусмотрены в Минской конвенции. Однако Соглашение устанавливает срок давности исполнения в три года (ст.9). Спорные вопросы в связи с приведением в исполнение решений компетентных судов регулируются высшими судебными органами государств – участников СНГ (ст.10).

Киевское соглашение установило упрощённый порядок исполнения судебных актов стран СНГ на территории каждой из этих стран. Этот упрощённый порядок заключается в следующем.

Во-первых, суды государств – участников Киевского соглашения при оказании правовой помощи сносятся друг с другом непосредственно, минуя центральные органы юстиции государств.

Во-вторых, при обращении за правовой помощью представляемые документы могут излагаться на общедоступном для стран СНГ русском языке.

В-третьих, основанием для исполнения судебного акта одного государства на территории другого является непосредственно исполнительный документ, выданный иностранным судом на основании вынесенного им судебного акта.

В развитие Киевского соглашения 1992 г. принято Московское Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территории государств – участников содружества 1998. В соответствии с данным Соглашением ходатайство об исполнении решения подаётся взыскателем в компетентный суд (арбитражный, хозяйственный или экономический), определяемый в соответствии с законодательством государства места нахождения должника. Вступившее в законную силу решение суда одного государства исполняется на территории другого государства в бесспорном порядке . Основанием для исполнения судебного акта суда одного государства – участника Соглашения на территории другого является непосредственно исполнительный документ, выданный иностранным судом на основании вынесенного им судебного решения.

Признание и исполнение иностранных судебных решений регулируется многочисленными двусторонними договорами РФ о правовой помощи и правовых отношениях (со странами СНГ, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, КНР, Кубой, Латвией, Литвой, Эстонией, Алжиром, Аргентиной, Испанией, Италией и др. странами). Между РФ и Республикой Беларусь заключено Соглашение о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17 января 2001 г.