Принятие билля о правах в 1689. Юридические аспекты «славной революции. Нноу «международный институт управления»

Юридические аспекты «славной революции»

английский революция гражданский парламент

Вступивший на престол в 1685 году, новый король Яков II открыто проводил антибуржуазную политику, чем вызвал недовольство в парламенте и тот, не смотря на то, что состоял преимущественно из сторонников короны тори, не стал его поддерживать.

В 1688 году тори и виги, временно объединившись, совершили дворцовый переворот с целью замены неугодного им Якова II более удобным монархом. Этот переворот впоследствии получил название «славной революции», т.к. она прошла практически бескровно. На английский престол был возведен штатгальер Нидерландов Вильгельм Оранский (этим парламент хотел обеспечить Англии союз с Голландией против Франции), Яков II с сыном бежал из страны во Францию.

Если главным результатом английской революции середины XVII века было существенное освобождение экономики от пут феодальных институтов, создание условий для ее капиталистического развития, то вопрос о характере политической власти решался в ходе Славной революции. Политическое устройство периода реставрации носило характер "промежуточный", являясь, по сути, попыткой возвращения к дореволюционным порядкам с незначительными изменениями, учитывавших произошедшие перемены. Если в период правления Карла II, благодаря характеру монарха, удавалось сохранять относительное равновесие всех сил, то при Якове II их баланс был нарушен.

«Славная революция», по существу, завершила оформление компромисса между фактически господствующей буржуазией и официально правящей земельной аристократией, который заключался в том, что политическая власть в центре и на местах оставалась в основном в руках знатных землевладельцев в обмен на гарантии соблюдения интересов финансовой верхушки буржуазии. Важнейшим политическим результатом такого компромисса стало утверждение в стране конституционной монархии. Это был закреплено в двух актах парламента - Билле о правах 1689 года и Акте об устроении 1701 года.

2.1 Билль о правах 1689 года и его юридическое значение

Новый правитель Англии Вильгельм Оранский был женат на дочери Якова II, принцессе Марии, вместе с которой и был облечен королевскими регалиями.

Коронация происходила в Вестминстерском аббатстве 11 апреля 1689 г. Парламент, уже работавший к этом времени уже почти три месяца, получил чрезвычайные полномочия и был назван конвентом (учредительным собранием), где прежний король Яков второй и был объявлен отрекшимся от престола. Лорды в Парламенте придумали нехитрый, но действенный механизм для упрочения своей власти. В качестве части присяги будущего короля и королевы, была включена фраза о том, что они должны соблюдать принимаемые парламентом законы. Тут же был зачитан освещенный ниже Билль о правах. Вильям Оранский, выслушав чтеца, ответил: "Мы с благодарностью принимаем то, что вы нам предложили."

Таким образом, король согласился повиноваться закону и в своих действиях руководствоваться решениями Парламента. Формально Билль был принят Парламентом после коронации. Когда король и королева подписали его, это ознаменовало собой конец торжества идеи божественного права королей. С этого момента в Англии официально было положено начало такой форме правления, как конституционная монархия.

Билль о правах 1689 года, установив верховенство парламента в области законодательной и финансовой политики, стал долговременной основой английского конституционализма. В литературе имеется точка зрения, согласно которой в итоге «Славной революции» Биллем о правах была юридически закреплена форма правления дуалистической монархии (см. С.П.Александрова «Окончательное утверждение дуалистической монархии в Англии «Биллем о правах» и «Актом об устроении» (Электронный каталог библиотеки юридического факультета СПбГУ)

"Билль о правах" состоял из трех частей. В первой перечислялись поступки Якова II, вызвавшие недовольство народа, и говорилось о его бегстве из страны. Во второй - о вмешательстве Вильгельма Оранского, возведении на престол Вильгельма и Марии, их согласии на условия, выдвинутые парламентом. Последний раздел содержал изложение "древних прав и вольностей".

В «Билле о правах» были закреплены ограничения прав монарха в пользу парламента. По этому документу король не имел права:

1) приостанавливать действие законов либо их исполнение («Никто, кроме парламента не может освобождать от действия закона, отменяя закон или приостанавливая его действие»);

2) устанавливать налоги на нужды короны и взимать их на более значительное время или иным способом, чем это разрешено парламентом;

3) формировать и содержать постоянную армию в мирное время, если на это нет согласия парламента;

4) длительное время как не созывать парламент, так и не распускать его (в Билле содержалось указание на то, что парламент должен созываться достаточно часто). Впоследствии был принят Трехгодичный акт (1694 г.), установивший, что парламент должен собираться каждые три года и продолжительность его работы составляет три года.

Полное официальное название «Билля о правах» - «Акт, декларирующий права и свободы подданного и устанавливающий наследование короны». Поэтому значительное место в этом документе провозглашение ряда неотъемлемых прав и свобод подданных королевства:

Свобода выборов в парламент от вмешательства короля (в то время такое право было предоставлено только состоятельным гражданам);

Свобода слова в парламенте и свобода парламентских процедур («Никакие слушания в парламенте не могут быть основанием для привлечения к ответственности в суде и не могут быть подвергнуты сомнению за пределами парламента» - парламентский иммунитет);

Права обращения с петициями к королю и незаконность преследования судом за подачу таких прошений;

Недопустимость требования чрезмерных налогов, штрафов, «жестоких и необычных наказаний»;

Свобода (для протестантов) иметь оружие для самообороны (в количестве, ограниченном для разных социальных классов в разной мере) Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. Под. Ред. К.И.Батыра и Е.В.Поликарповой, М., 1996, сс. 32-33..

В «Билле о правах» объявлялось и узаконивалось, что «подтверждаемы и требуемые» в Билле «права и вольности в их совокупности и в отдельности, составляют достоверные, исконные и несомненные права и вольности народа этого королевства и как таковые должны быть почитаемы, признаваемы, присуждаемы, рассматриваемы и понимаемы, что все вышеприведенные статьи должны быть строго и неуклонно исполняемы и соблюдаемы так, как они изложены в означенном заявлении».

Четыре статьи «Билля о правах» были направлены на совершенствование судебной системы. Во-первых, были ликвидированы особые суды по церковным и политическим правам (суд Высокой комиссии). Во-вторых, была запрещена конфискация имущества арестованных до окончательного рассмотрения их дела судом присяжных. В-третьих, устанавливалось, что присяжные должны включаться в списки и призываться к участию в рассмотрении дел «надлежащим образом», что должно было способствовать пресечению злоупотреблением правительства в подборе правительством присяжных заседателей.

Таким образом, можно констатировать, что «Билль о правах» сыграл важную роль в развитии правовой системы Англии. Он стал одним из первых документов, юридически утвердивших права человека, закрепившим верховенство парламента в области законодательства и переход к такой форме правления в стране, как конституционная монархия В.А.Томсинов. «Английский Билль о правах 1689 года: политико-правовой комментарий».

Язык оригинала: английский. Название в оригинале: The Bill of Rights . - Опубл.: 1689. Источник: Тексты важнейших основных законов иностранных государств. - М., 1905. - Ч. 1.


Принимая во внимание, что Духовные и Светские Лорды и Общины, собравшиеся в Вестминстере и представляющие законно, полно и свободно все состояния народа этого королевства, в тринадцатый день февраля, в году от рождества Господа нашего тысяча шестьсот восемьдесят восьмом, представили Их Величествам, тогда называвшимся и известным под именем и титулом Виль­гельма и Марии, Принца и Принцессы Оранских, присутствовавшим там собственной особой, письменное заявление, составленное упомянутыми Лордами и Общинами в нижеследующих словах:

Так как последний Король Яков II, при содействии различных злоумышленных советников, судей и чиновников, состоявших у него на службе, пытался ниспровергнуть и искоренить протестантскую веру и законы и вольности этого королевства,

1. Присвояя себе и применяя власть освобождать от действия законов и приостанавливать законы и исполнение их, без согласия Парламента.

2. Заключая под стражу и преследуя некоторых достойных прелатов за всеподданнейшее ходатайство об освобождении их от участия в осуществлении этой присвоенной им власти.

3. Издавая и приказывая привести в исполнение предписание за Большой Печатью об учреждении суда, называемого Судом Комиссаров по Церковным Делам.

4. Взимая сборы в пользу и в распоряжение Короны, в силу якобы прерогативы, за иное время и иным порядком, чем было установлено Парламентом.

5. Набирая и содержа в пределах этого королевства в мирное время постоянную армию без согласия Парламента и размещая солдат на постой противно закону.

6. Запрещая своим добрым подданным протестантского исповедания носить оружие, в то время как паписты были вооружены и состояли на службе вопреки закону.

7. Нарушая свободу выборов членов Парламента.

8. Разбирая в Суде Королевской Скамьи дела и тяжбы, подлежащие исключительному ведению Парламента и применяя разные иные произвольные и незаконные формы делопроиз­водства.

9. И так как в последние годы в списки присяжных по уголовным делам вносились пристрастные, подкупные и не удовлетворяющие надлежащим условиям лица, и, в част­ности, по делам об измене - лица, которые не были свобод­ными землевладельцами.

10. И от лиц, задерживаемых по уголовным делам, были требуемы чрезмерные залоги, в обход законов, издан­ных для обеспечения свободы подданных.

11. И были налагаемы чрезмерные штрафы и незаконные и жестокие наказания.

12. И были производимы пожалования и обещания пожалований из штрафов и конфискаций до произнесения приговора над лицами, которые должны были им подвергнуться.

Каковые все действия безусловно и прямо противны обще­известным законам и статутам и свободе этого королевства.

И так как, ввиду отречения упомянутого Короля Якова II от правления и последовавшей отсюда незамещенности пре­стола, Его Высочество Принц Оранский (которого Всемогущему Богу угодно было сделать достославным орудием освобождения этого королевства от папизма и произвольной власти) приказал (по совету Духовных и Светских Лордов и некоторых значительных лиц из Общин) написать призывные грамоты Духовным и Светским Лордам протестантского исповедания и другие грамоты различным графствам, городам, универси­тетам, местечкам и пяти портам об избрании ими правоспособных представителей в Парламент, имевший собраться и заседать в Вестминстере в двадцать второй день января тысяча шестьсот восемьдесят восьмого года, для принятия мер, чтобы их вера, законы и вольности впредь не подвер­гались опасности ниспровержения, - и так как на основании сих грамот выборы были произведены соответственным обра­зом.

И посему означенные Духовные и Светские Лорды и Общи­ны, в силу упомянутых грамот и выборов, собравшиеся ныне в качестве полного и свободного представительства этого народа, по зрелом обсуждении наилучших средств для до­стижения вышесказанных целей, прежде всего (как делали обыкновенно в подобных случаях их предки) заявляют, для восстановления и удостоверения своих древних прав и вольностей, нижеследующее:

1. Что предполагаемая власть приостанавливать законы или исполнение законов королевским повелением, без согласия парламента, незаконна.

2. Что предполагаемая власть изъятия от законов или исполнения законов королевским повелением, так, как она присваивалась и применялась в недавнее время, незаконна.

3. Что учреждение Суда Комиссаров по Церковным Делам и всякие другие учреждения и суды подобного рода незаконны и пагубны.

4. Что взимание сборов в пользу и в распоряжение Ко­роны, в силу якобы прерогативы, без согласия парламента или за более долгое время или иным порядком, чем уста­новлено парламентом, незаконно.

5. Что обращаться с ходатайствами к королю есть право подданных, и всякое задержание и преследование за такие хо­датайства незаконно.

6. Что набор или содержание постоянного войска в пределах королевства в мирное время иначе, как с согласия парламента, противно закону.

7. Что подданные протестантского исповедания могут но­сить оружие, соответствующее их положению, и так, как доз­волено законом.

8. Что выборы членов парламента должны быть свободны.

9. Что свобода слова, прений и актов в парламенте не должна быть стесняема или подвергаема контролю в каком-либо суде или месте кроме парламента.

10. Что не допускается требование чрезмерных залогов, ни наложение чрезмерных штрафов или жестоких и необы­чайных наказаний.

11. Что присяжные должны быть вносим в списки и при­зываемы к очереди надлежащим порядком, и присяжные, решающие судьбу человека в делах об измене, должны быть свободными землевладельцами.

12. Что всякие пожалования и обещания из сумм, ожи­даемых от штрафов и конфискаций, до осуждения незаконны и недействительны.

13. И что для пресечения всяких злоупотреблений и для улучшения, укрепления и охранения законов парламент дол­жен быть созываем достаточно часто.

И они ищут, требуют и настаивают на всех этих пунктах и на каждом из них в отдельности как на своих несомненных правах и вольностях; и утверждают, что никакие заявления, приговоры, факты или действия, состояв­шиеся в ущерб народу в каком-либо из означенных пунктов, не могут никоим образом иметь последствия для будущего или служить впредь примерами.

К каковому требованию своих прав, как к единствен­ному средству достигнуть полного исправления и устранения вышеозначенных зол, они были в особенности ободрены за явлением Его Высочества Принца Оранского.

Имея вследствие сего полную уверенность, что Его Высо­чество Принц Оранский довершит дело освобождения, столь далеко уже подвинувшееся благодаря ему, и обеспечить их против нарушения их прав, которые они здесь удостоверили, и от всяких иных посягательств на их веру, права и вольности:

II. Означенные Духовные и Светские Лорды и Общины, со­бравшиеся в Вестминстере, постановляют, что Вильгельм и Мария, Принц и Принцесса Оранские, признаются и объявляются Королем и Королевой Англии, Франции и Ирландии и принад­лежащих к ним владений, так чтобы Корона и королевский сан означенных королевств и владений принадлежали по­жизненно упомянутым Принцу и Принцессе и тому из них, кто переживет другого; и чтобы, в течение совместной жизни названных Принца и Принцессы, исключительное и полное осу­ществление королевской власти принадлежало только упомяну­тому Принцу Оранскому и производилось им от имени их обоих; по кончине же их обоих, Корона и королевский сан сказанных королевств и владений должны перейти к нисхо­дящим наследникам названной Принцессы, а за отсутствием такового потомства к Принцессе Анне Датской и ее нисхо­дящим наследникам, а за отсутствием такового потомства к нисходящим наследникам вышепоименованнаго Принца Оран­ского. И Духовные и Светские Лорды и Общины просят на­званных Принца и Принцессу принять престол согласно ска­занному.

III. И постановляют, что, вместо прежней присяги подданичества и подчинения супрематии, которая отменяется, всеми лицами, от которых таковая требовалась по закону, должна быть приносима нижеследующая присяга.

Я, А. Б., чистосердечно обещаюсь и клянусь, что буду не­лицемерно и верно нести подданство Их Величествам Королю Вильгельму и Королеве Марии. Так да поможет мне Бог.

Я, А. Б., клянусь, что от всего сердца своего отвергаю, ненавижу и проклинаю, как нечестивое и еретическое, то пред­осудительное учение и положение, что Государи, отлученные или осужденные Папой или какой-либо властью Римского Пре­стола, могут быть низлагаемы или убиваемы своими подданными или подвергаемы чему-либо подобному. И объявляю, что ника­кой иностранный государь, владетель, прелат, никакое ино­странное лицо или государство не имеет и не может иметь юрисдикции, власти, верховенства, превосходства или церков­ного или духовного авторитета в пределах этого королевства. Так да поможет мне Бог.

IV. После чего Их Величества приняли Корону и королев­ский сан королевств Англии, Франции и Ирландии и принадле­жащих к ним владений, согласно решению и желанию озна­ченных Лордов и Общин, высказанному в вышеприведен­ном заявлении.

V. И засим Их Величества соизволили, чтобы означенные Духовные и Светские Лорды и Общины, составляющие две Па­латы Парламента, продолжали заседать и совместно с Их Королевскими Величествами приняли действительные меры для утверждения веры, законов и вольностей этого королевства, так чтобы они на будущее время не подвергались снова опас­ности ниспровержения; на что означенные Духовные и Светские Лорды и Общины изъявили согласие и приступили к делу со­гласно вышесказанному.

VI. Ныне, на основании вышеизложенного, Духовные и Свет­ские Лорды и Общины, собравшиеся в парламенте для того, чтобы ратифицировать, утвердить и установить означенное заявле­ние и содержащиеся в нем статьи, условия, положения и пункты силой закона, изданного в надлежащей форме парламентом, просят, чтобы было объявлено и узаконено, что все удосто­веряемые и отыскиваемые в означенном заявлении права и вольности, в их совокупности и в отдѣльности, суть достоверные, исконные и несомненные права и вольности народа этого королевства и как таковые должны быть почитаемы, пре­доставляемы, присуждаемы, рассматриваемы и понимаемы, и что все вышеприведенные статьи должны быть строго и неуклонно исполняемы и соблюдаемы так, как они изложены в означен­ном заявлении; и все должностные лица и чиновники должны впредь служить всегда Их Величествам и их преемникам согласно сказанному.

VII. И означенные Духовные и Светские Лорды и Общины, принимая в соображение, что Всемогущему Богу, в Его див­ном промысле и милосердной благости к этому народу, уго­дно было, к великому счастью, предъизбрать и сохранить цар­ственные особы Их Величеств, для царствования над нами на престоле их предков, и воссылая Ему за то из глубины сердец своих всепокорные благодарения и хваления, - досто­верно, твердо, несомненно и чистосердечно полагают, и посему признают, удостоверяют и объявляют, что, ввиду отре­чения Короля Якова II от правления и принятия Их Величествами вышеозначенной Короны и королевского сана, упомяну­тые Их Величества стали, были, пребывают и по праву должны быть, в силу законов этого королевства, нашими державными властителями, Государем и Государыней, Коро­лем и Королевой Англии, Франции и Ирландии и принадлежа­щих к ним владений, и что королевский сан, Корона и до­стоинство названных королевств со всеми относящимися и принадлежащими сюда почестями, наименованиями, титулами, регалиями, прерогативами, полномочиями, юрисдикциями и властями, самым полным, законным и безраздельным образом заключаются и воплощаются, сосредоточиваются и соединяются в их царственных особах.

VIII. И для предупреждения всяких сомнений и несогласий в этом королевстве по поводу каких-либо предполагаемых прав на Корону и для предохранения определенности в пре­столонаследии, от которой с помощью Божьей всецело зави­сит единство, мир и безопасность этого народа, - означен­ные Духовные и Светские Лорды и Общины умоляют Их Ве­личества, чтобы было узаконено, установлено и объявлено, что Корона и королевская власть названных королевств и вла­дений, со всем сюда относящимся и принадлежащим, дол­жны находиться и пребывать в обладании Их Величеств и того из них, кто переживет другого, пожизненно. И что безраздельное, полное и совершенное осуществление королевской власти и правления должно принадлежать только Его Величеству и производиться им от имени обоих Их Величеств, в течение их совместной жизни, а после кон­чины их означенная Корона со всем к ней принадлежащим должна находиться и пребывать в обладании нисходящих наследников Ее Величества, - за отсутствием же такового по­томства перейти к Ее Королевскому Высочеству Принцессе Анне Датской и ее нисходящим наследникам, а за отсут­ствием такового потомства, к нисходящим наследникам Его Величества; и сему порядку означенные Духовные и Светские Лорды и Общины, от имени всего вышеупомянутого народа, всепокорно и нелицемерно подчиняются за себя, своих наслед­ников и потомков и добросовестно обещают, что будут отстаивать, поддерживать и защищать Их Величества, а равно обозначенное и изложенное здесь ограничение и преемство Ко­роны, по мере всех сил своих, не щадя жизни и состоя­ния, против всяких лиц, которые предприняли что-либо сему противное.

IX. И так как опытом показано, что с безопасностью и благосостоянием этого протестантского королевства несовместимо правление папистского государя или короля или коро­левы, состоящих в браке с папистом или паписткой, означенные Духовные и Светские Лорды и Общины просят также, чтобы было узаконено, что всякое лицо, которое примирилось или примирится, или будет поддерживать общение с Римским Престолом или Церковью, или будет исповедовать папистскую веру или вступит в брак с папистом или паписткой, должно быть устранено и быть навсегда неспособно наследо­вать, обладать и пользоваться Короной и правлением этого королевства и Ирландии и принадлежащих к ним владений или какой-либо части их, или иметь, отправлять или осущест­влять какое-либо королевское право, власть или юрисдикцию в пределах их; и во всех таких случаях народ этих ко­ролевств, в силу этого, освобождается от подданической при­сяги; и означенная Корона и правление переходит в облада­ние и пользование того лица протестантского исповедания, которое должно было бы наследовать их в случае, если бы лицо, устраненное от престолонаследия по вышесказанным причи­нам, умерло естественным образом.

X. И чтобы каждый король и королева, которые бы в ка­кое-либо время, впоследствии, наследовали Имперскую Корону этого королевства, - в первый день собрания первого парла­мента после вступления на престол, восседая на своем троне в Палат Лордов, в присутствии собранных там Лордов и Общин, или во время своего коронования, при принесении коронационной присяги (которая должна состояться прежде), пред тем лицом или лицами, которые будут свидетелями оз­наченной присяги, составляли, подписывали и прочитывали вслух заявление, упомянутое в статуте, изданном на тринадцатом году царствования Короля Карла II и озаглавленном «Акт для более действительного предохранения особы и власти Короля посредством лишения папистов права заседать в той или дру­гой Палате Парламента». А если бы случилось, что король или королева, по наследовании Короны этого королевства имели ме­нее двенадцати лет от роду, тогда такой король или коро­лева должны составить, подписать и прочитать вслух сказанное заявление при короновании или в первый день собрания первого парламента по достижении этим королем или королевой двенадцатилетнего возраста.

XI. И Их Величества соизволили, чтобы все эти положе­ния были объявлены, узаконены и установлены властью на­стоящего парламента и действовали, сохраняли силу и пребы­вали законом этого королевства на вечные времена, вслед­ствие чего они объявляются, узаконяются и устанавливаются Их Величествами, по совету и с согласия Духовных и Светских Лордов и Общин, собранных в парламенте, и властью этого последнего.

XII. И далее объявляется и узаконяется вышепоименован­ной властью, что, начиная с настоящей сессии парламента, ни­какое изъятие non obstante от какого-либо статута или части его не может быть даровано, но таковые почитаются ничтож­ными и недействительными, исключая те случаи, когда подобное изъятие будет допущено в этом самом статуте или особо предусмотрено одним или несколькими биллями, про­шедшими в настоящей сессии парламента.

XIII. И постановляется, что никакая хартия, пожалование или помилование, дарованное до двадцать третьего дня октября тысяча шестьсот восемьдесят девятого года, не может быть каким-либо образом ограничено или обессилено настоящим Актом, но таковые должны иметь и сохранять точно такую же силу и действие, как если бы этот Акт совсем не был издан.

Это произведение перешло в общественное достояние .
Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет.
Кроме того, перевод выполнен автором, умершим более семидесяти лет назад и опубликован прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет.

Провозглашение республики в Англии. Протекторат О.Кромвеля.

Установление республики - наиболее демократической в существующих условиях формы правления стало вершиной революции. Однако после учреждения республики социальная борьба не ослабела, а, наоборот, приняла более острые формы. Новые конфискации земель роялистов, распродажа королевских земель (акт 1649 г.) и захватническая война в Ирландии в начале 1650-х гг. превратили значительную часть индепендентов в крупных земельных собственников, стремившихся к прекращению революции. Напротив, для левеллеров провозглашение республики было лишь начальным этапом борьбы за углубление преобразований.

В армии, состоящей в основном из среднего крестьянства и ремесленников, влияние левеллеров продолжало усиливаться. В этих условиях лидеры индепендентов, опираясь на армейскую верхушку, прибегли к установлению режима диктатуры, которая была прикрыта провозглашением "протектората".

Парламент, после разгона Оливером Кромвелем, все же созвали. Там была и офицерская прослойка. Парламент пожелал стать орудием свержения всякого гнета, чтобы все обремененные были благословенны, и подчинить себе исполнительную власть (Оливера Кромвеля).

В декабре 1653 года этот парламент был распущен. В том же месяце приняли своеобразную Конституцию данного этапа революции. Англия по-прежнему оставалась свободным государством. Законодательная власть принадлежала лицу (лорду-протектору) и народу, представленному в парламенте.

Парламент был однопалатным: 400 депутатов от Англии, по 30 от Шотландии и Ирландии. Для избирателей устанавливался высокий имущественный ценз (движимого и недвижимого имущества на 200 фунтов). Лишались избирательных прав участники Ирландского восстания; католики; лица, воевавшие в какой-либо войне против Парламента с 1 января 1641 г.

Первая сессия Парламента должна была быть созвана в 1654 г. Последующие должны созываться каждый 3-й год, считая со дня роспуска предшествующего парламента. Первые пять месяцев он не мог быть распущен без его согласия. Исполнительная власть принадлежала лорду-протектору и Госсовету (пожизненно назначаемые члены). Первый его состав был персонально определен орудием управления - 7 военных и 8 штатских.

В случае смерти/выбывания члена Совета парламент избирает 6 кандидатов на вакантное место, а Совет из их числа большинством голосов выбирает двоих. Лорд-протектор утверждает в звании одного члена Совета.

В перерывах между сессиями парламента лорд-протектор с согласия Госсовета командовал вооруженными силами, заключал договоры с другими государствами, назначал на все высшие должности. Лорд-протектор:



1. Обладал правом созыва чрезвычайных сессий парламента;

2. Правом отлагательного вето в отношении законов, принятых парламентом (в течение 20 дней с момента
представления законопроекта и при этом должны были быть представлены удовлетворительные объяснения
отказа);

3. Право помилования (кроме убийства и измены);

4. Получение всех конфискаций, сделанных для публичных целей.

Эта должность была избираемой Советом, но Оливер Кромвель был объявлен пожизненным лордом-протектором Англии, Шотландии, Ирландии и всех их владений. Итак, в организации управления сочетались 3 принципа:

1. Демократический (Парламент)

2. Аристократический (Госсовет)

3. Монархический (Лорд-протектор)

Это был зародыш президентской республики.

Оливер Кромвель называл себя констеблем, то есть полицейским на страже существующих отношений собственности. Его власть - единственное спасение от анархии. В период протектората 2 раза производились парламентские выборы: 1654-1655 гг. и 1656-1658 гг. Между этими выборами был 20-месячный период беспарламентского правления, когда страной правил лорд-протектор вместе с Госсоветом.

2-й Парламент принял «Смиренную Петицию» и «Совет». Это, по сути, другая Конституция. Королевский сан не был восстановлен, но Оливер Кромвель получил право назначать себе преемника, следовательно, его власть была наследственной.

Учреждалась Верхняя палата Парламента. В 1658 г. Оливер Кромвель умер.

43. «Славная революция» в Англии и окончательное оформление конституционной монархии. Билль о правах 1689г. Акт о престолонаследии 1701г.

1685 г. - умер Карл II и королем становится его брат католик Яков II, желавший:

1. отменить habeas corpus акт;

2. завести постоянную армию (и повысить численность с 6 до 20 тыс. чел.);

3. дать преобладание католикам.

Король утверждал, что ему принадлежит власть разрешительная (он может разрешить подданным не исполнять некоторые законы - Акт О Присяге 1703г.). Католиков он допустил ко всем должностям: военным, духовным, гражданским.

В 1687 году своей властью без Парламента король издал «Объявление о веротерпимости». Король утверждал, что больше всего желает, чтобы его подданные вновь стали католиками. Но поскольку это невозможно, он решил по крайней мере покровительствовать католикам - отменил все законы против них и против пуритан, провозгласил открытое проведение богослужений, отменил Акт О Присяге. Возмущение этим и рождение у Якова II сына объединило в Англии самые различные политические силы, религиозные течения. Даже Тори и Виги нашли общий язык.

Стремясь предотвратить кровавые события 40-ых годов, корона была предложена зятю Якова II, правителю Голландии Вильгельму Оранскому. Провозглашенный «защитником свободы» и протестантской веры, он со своим войском высадился в Англии. Яков 11 вынужден был покинуть страну. Так произошел бескровный государственный переворот, названный в честь этого СЛАВНОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ.

Итоги революции:

1. Народ Англии имеет право низложить недостойного короля и на его место посадить другого, но делать это необходимо через своих законных представителей в Парламенте.

2. О «божественном происхождении» королевской власти теперь уже не может быть и речи - все его права определяет Парламент.

3. Окончательно и бесповоротно утверждается конституционная монархия как форма государственного устройства.

Свое теоретическое оформление конституционная монархия получила в учении Джона Локка (1632-1704гг.): для охраны естественных прав человека (свободы, равенства, частной собственности) такая форма государственного устройства вполне пригодна. Он различает три власти в государстве: законодательную, исполнительную и союзную. Законодательная власть должна быть высшей в государстве и принадлежать парламенту, который периодически собирается для принятия законов, но не вмешивается в их исполнение. При этом наивысшей властью над властью Парламента является власть самого народа, передавшего парламенту свои полномочия. Локк стоит на идее левеллеров о неотчуждаемости народного суверенитета. В хорошо организованном государстве законодательная власть вручается собранию лиц, которые сами подчиняются законам. Но верховный исполнитель может действовать и помимо закона: «Есть много вещей, которые законодатель не может предвидеть и предопределять и которые должны быть предоставлены усмотрению верховного исполнителя- короля».

Исполнительная власть должна быть у короля. Он руководит исполнением законов, назначает министров, судей и др. должностных лиц. Деятельность короля подчинена закону, но у него есть определенные прерогативы в отношении Парламента (право «вето» и роспуска), чтобы не дать ему захватить всю полноту власти и не дать нарушить естественные права граждан. Союзная власть тоже остается у короля (вопросы войны и мира, отношения с другими государствами).

Английская конституция - совокупность законов и устных неписанных соглашений.

Самые важные конституционные акты этого этапа революции - «Билль о правах» 1689 г. и акт «Об устроении (престолонаследии)» 1701 г.

Билль утвердил верховенство Парламента в области законодательства, запретив королю приостанавливать действие законов и их исполнение без согласия Парламента. Признавались противоречащими закону и сборы в пользу короны без согласия Парламента. Только с его согласия можно производить набор в армию и содержать постоянное войско в мирное время. Королю запрещается освобождать кого-либо от действия законов, учреждать чрезвычайные суды. Провозглашалось право подданных обращаться с ходатайствами к королю, преследования и задержания за ходатайства запрещались.

Для обеспечения независимости членов Парламента Билль закреплял свободу выборов, слова и прений. Преследования за выступления в Парламенте запрещались. Он должен созываться достаточно часто.

Акт «О престолонаследовании». Совершенно отстранял от престола и Якова, и его потомство, а корона Англии в будущем передавалась Георгу Ганноверскому, который по женской линии был потомком Якова I. Ганноверская династия правила до 1901 г. Затем ее переименовали в честь супруга королевы Виктории в Саксен-нобург-готскую. С 1917 г. переименовали в Виндсорскую династию. С 1960- Виндсорско-Маунтбеттонская.

«Всякое лицо, которое вступит в обладание Английской короной должно присоединиться к Англиканской церкви». Иностранцам запрещалось занимать государственные должности. Король не мог уехать из Англии без разрешения Парламента. Народ английский без согласия Парламента не обязан вступать в войну для защиты владений/территорий, не принадлежащих Англии.

Закреплялось правило контрасигнатуры (акты, изданные королем недействительны, если не скреплены подписью соответствующего члена Тайного Совета, в будущем - министра). Закреплялся принцип несменяемости судей, которые занимают должность до тех пор, пока действуют в соответствии с законом. Отстранение их от должности возможно только по представлению обеих палат Парламента (импичмент).

В этих актах закреплялись основные принципы парламентаризма (верховенство Парламента в области законодательства, признание за ним исключительного права в решении бюджетных вопросов и в определении военного контингента и принцип несменяемости судей).

Страница 2 из 3

Билль о правах 1689 г.

Билль прав от 13 февраля 1689 г. стал долговременной осно­вой английской конституционной монархии, закрепив раз и навсег­да верховенство парламента в области законодательной и финан­совой политики. В нем в 13 различных статьях подтверждались так­же права и свободы подданных ( и парламентариев), ко­торые особенно часто нарушались в последнее время и потому подлежали "восстановлению и подтверждению". В Билле о правах (перво­начально он назывался Декларацией прав) зафиксированы следующие положения:

  • всякий закон и всякий налог исходят только от парла­мента;
  • никто, кроме парламента, не может освобождать от действия закона, отменяя закон или приостанавливая его действие;
  • запрещается требовать чрезмерные , наложение чрезмерных штрафов или "жестоких и необычных наказаний";
  • узаконивается свобода слова, прений и всего того, что происходит в парламенте, свобода выборов членов парламента, свобо­да подачи петиций и др.;
  • гарантируется регулярный созыв парламента;
  • парламенту принадлежит право давать согласие на "набор и содержание постоянного войска в мирное время в пределах этого королевства".

В Билле содержались также некоторые условия занятия престола Вильгельмом и Марией. В частности, утверждался изменен­ный текст "присяги подданничества и подчинения" королю и коро­леве. Объявлялось и узаконивалось, что "подтверждаемые и тре­буемые" в Билле "пра­ва и вольности в их совокупности и в отдельности, составляют до­стоверные, исконные и несомненные права и вольности народа этого королевства и как таковые должны быть почитаемы, призна­ваемы, присуждаемы, рассматриваемы и понимаемы, что все вы­шеприведенные статьи должны быть строго и неуклонно исполня­емы и соблюдаемы так, как они изложены в означенном заявле­нии".

Принципиальным положением конституционного характера стал запрет для католика занимать престол, который действует и в настоящее время.

Славная революция (англ. GloriousRevolution) - принятое в историографии название государственного переворота 1688 в Англии, в ходе которого сторонники Парламента свергли короля ЯковаIIСтюарта с помощью голландской армии во главе со штатгальтером ВильгельмомIIIОранским, который стал королем Англии в совместном правлении со своей женой МариейII, дочерью ЯковаII. Данное событие также встречается в исторической литературе под названиями «Революция 1688 года» и «Бескровная революция» (такое название, однако, отражает только переход власти в Англии, и не учитывает войну в Ирландии и Шотландии).

В результате революции абсолютная монархия в Англии была заменена конституционной (см. Билль о правах 1689). Кроме того, прекратилась дискриминация протестантов и началась дискриминация католиков (они, в частности, не могли занимать престол и лишались права голоса)

законодательный акт, принятый парламентом Великобритании в 1689 в результате «Славной революции» - одна из основных частей британской Конституции (наряду с Хабеас корпус актом и Актом об устроении). Стал одним из первых документов, юридически утвердивших права человека.

В нём впервые было закреплены ограничения прав монарха в пользу высшего органа представительной власти. Король лишался следующих прав:

приостанавливать действие законов либо их исполнение;

устанавливать и взимать налоги на нужды короны;

формировать и содержать постоянную армию в мирное время.

Гражданам были гарантированы следующие права:

свобода (для Протестантов) иметь оружие для самообороны (в количестве, ограниченном для разных социальных классов в разной мере);

свобода подачи петиций королю;

свобода от штрафов и конфискаций имущества без решения суда;

свобода от жестоких и необычных наказаний, от чрезмерно больших штрафов;

свобода слова в Парламенте;

свобода выборов в Парламент (в то время лишь для состоятельных граждан) от вмешательства короля.

Биллем были ликвидированы особые суды по церковным и другим делам («Звёздная палата» и «Высокая комиссия»).

Некоторые акты Якова IIбыли явным образом названы и отменены. Побег ЯковаIIиз Англии признавался отречением от трона, ВильгельмIIIОранский и его жена МарияIIпризнавались соправителями Англии, устанавливался порядок престолонаследия, католикам запрещалось занимать трон.

Ограничения монархии и закрепление основных прав парламента заложили основы развития демократии и конституционной монархии в Великобритании.

«Билль о правах» определил положение парламента в системе государственных органов. Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти и фи-нансовой политики, Билль провозгласил незаконным:


· приостановление действия законов или их исполнения без согласия парламента;

· взимание налогов и сборов в пользу короны без согласия парламента.

Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в пар-ламент, право обращения под­данных с петицией к королю.

«Славная революция» 1688-1689 гг. и оформление конституционной монархии в Англии.

Яков II начал свое правление (1685 г.) изданием прокламации, предписывающей продолжение выплат платежей таможенных пошлин, которые были предоставлены его покойному брату Карлу II лишь на время его жизни. В следующем году король учредил суд комиссаров по церковным делам из семи лиц под председательством канцлера. По сути дела это было восстановлением суда Высокой комиссии, который ведал религиозны­ми нарушениями и был упразднен.

Политика Стюартов, которая грозила обратным перераспределением церковных земель, захваченных буржуа­зией и джентри, привела к кратковременному объедине­нию вигов и тори. Произошелдворцовый переворот 1688 г. , названный «Славной революцией» , с целью замены Якова II более "удобным" монархом. В результате Якова II был смещен и бежал из страны, а его место занял приглашенный на престол принц Вильгельм Оранский, которого "всемогущему Богу угодно было сделать до­стославным орудием освобождения этого королевства от папизма и произвольной власти".

«Славная революция» завершила оформление компромисса между фак­тически господствующей в важных сферах жизни общест­ва буржуазией и официально правящей земельной аристо­кратией. Политическая власть в центре и на местах остава­лась в основном в руках знатных землевладельцев в обмен на гарантии соблюдения интересов финансовой верхушки буржуазии. Указанный компромисс заложил основы проч­ного консенсуса между ведущими политическими силами по основополагающим вопросам социально-политического развития страны, который стал важнейшей чертой англий­ской политической культуры в XIX и XX вв. Отныне разно­гласия между этими силами не должны были носить "прин­ципиального" характера, способного нарушить такое согла­шение и политическую стабильность в английском обществе.

Важнейшим политическим результатом такого компромисса стало утверждение в Англии конституционной мо­нархии, получившей закрепление в двух актах парламента:

· Билле о правах 1689 г.;

· Акте об устроении 1701 г.

· XVII век в истории стран Западной Европы стал эпохой кризиса, охватившего большинство стран. Хозяйственная жизнь находилась в состоянии депрессии. В области социально - политической, многие страны были охвачены массовыми движениями. В этих условиях английская буржуазная революция XVII века была началом новой эпохи. Она сформулировала принципы нового буржуазного общества, сделала необратимым процесс становления буржуазных общественно - политических порядков не только в Англии, но и в Европе в целом.

· Политический и экономический облик общества предреволюционной Англии определяли два хозяйственных уклада: новый - капиталистический и старый - феодальный. Ведущая роль принадлежала первому укладу. По сравнению с другими европейскими странами Англия намного быстрее продвигалась по капиталистическому пути. Нарождающаяся буржуазия оказывала поддержку абсолютной монархии лишь до тех пор, пока та шла на уступки буржуазному развитию страны, Когда же абсолютизм превратился в тормоз на пути социально-экономических преобразований, он лишается этой поддержки, буржуазия
становится в оппозицию к короне. Сужение социальной базы абсолютизма происходило еще и потому, что "новое дворянство" все решительнее смыкалось с этой позицией.

· Между тем, английский абсолютизм, вступив в нисходящую фазу кризиса и
упадка, все теснее привязывал свою внутреннюю и внешнюю политику к интересам узкого слоя придворной и частично провинциальной знати. В ответ,
заседавшая в парламенте буржуазия, отказывает короне в денежных средствах.

· Таким образом, противостояние переросло в парламентский конфликт. В
1614 году парламент был распущен до срока, четыре его члена посажены в
тюрьму. На напоминание о "правах парламента" король ответил, что есть только
милости, которые могут быть даны или отобраны. Король собственноручно
вырывает из парламентских протоколов страницу с протестом, расправляется с
вождями оппозиции.

· Особо памятной стала парламентская сессия 1628 года. Едва собравшись,
парламент принимает "Петицию о праве", содержащую идею конституционной
монархии: никаких налогов без парламента, никаких средств иначе, как по закону,
отмена всех и всяких чрезвычайных судов (ст. 10). В содержании Петиции
обращает на себя внимание тот факт, что оппозиция в противовес абсолютистским
притязаниям короны выставляет древние исконные свободы и привилегии, ратует за их восстановление, а не за установление новых порядков.

· Король Карл 1 нехотя утвердил Петицию, она стала законом, хотя было ясно, что монарх не собирался ее придерживаться. Конфликт продолжался. В марте 1629 года нижняя палата парламента открыто высказала неповиновение королю, приказавшему отсрочить парламентскую сессию. "Бунтовщики" заявили, что всякий, кто введет новшество в религию, кто "побудит налагать и взимать" пошлины, не утвержденные парламентом, кто добровольно внесет и уплатит такого рода пошлины, должен быть признан "предателем вольностей Англии и врагом отечества".

· В ответ на революционную акцию Карл I распускает парламент, с тем, чтобы не собирать его вовсе. Беспарламентское правление продолжалось до 1640 года. Это были годы полного произвола королевской власти. Внешние неудачи в Шотландии и недостаток средств вынудили короля созвать парламент, а затем снова его распустить, так как вместо рассмотрения вопроса о выделении средств, палата общин приступила к рассмотрению политики короля, в годы единоличного правления.

· Поняв, что без парламента не удастся выпутаться из военного и
политического кризиса, король в ноябре 1640 года собирает новый парламент, оказавшийся Долгим: он просуществовал до 1653 года.

· С деятельностью Долгого парламента начинается первый этап революции: конституционный. Он продолжался с 3 ноября 1640 года до 22 августа 1642 года. Затем последовала первая гражданская война (1642 - 1646); этап борьбы за углубление демократического содержания революции (1646 - 1649 гг.); индепендентская Республика (1649 - 1653 гг.). Органическим продолжением последнего этапа революции стал режим военной диктатуры, известный под названием протектората Оливера Кромвеля (1653 -1658 гг.).

· Чтобы обезопасить себя от неожиданного роспуска, Долгий парламент принял два важных акта: Трехгодичный акт, предусматривающий созыв парламента каждые три года независимо от воли короля, а также акт, согласно которому данный парламент не может быть распущен иначе, как по его собственному решению. Таким образом, полномочия Долгого парламента становятся бессрочными.

· Летом 1641 года парламент разгоняет политические трибуналы абсолютизма - Звездную палату и Высокую комиссию, юридически оформляя эти действия Актом о ликвидации чрезвычайных судов.

· Отменяется юрисдикция Тайного совета и ограничивается его компетенция вообще. Узаконивается, что никакой налог и никакие пошлины не могут быть взысканы без согласия парламента (22.06.1641г.). Провозглашается независимость судей от парламента и их несменяемость (1.06.1642г.).

· 1 декабря 1641 года парламент принимает "Великую ремонстрацию", в которой была изложена программа классов - союзников в революции. "Ремонстрация " начиналась с указания на опасность, нависшую над королевством со стороны " злонамеренной партии", которая стремилась изменить религию и государственный строй Англии. Именно действиями этой партии объяснялась война в Шотландии, и восстание в Ирландии, и конституционный конфликт между королем и парламентом. В "Ремонстрации" выдвигались требования об удалении из палаты лордов епископов, об уменьшении их власти над подданными. С этой целью предлагалось провести полную реформацию церкви.

· Многие статьи " Ремонстрации " посвящены вопросам неприкосновенности собственности как движимой, так и недвижимой. Ряд статей говорит о невозможности впредь произвола во взимании налогов. Палата общин утвердила этот документ большинством всего в несколько голосов, что говорило о глубоких расхождениях в самом парламенте по вопросу о необходимости перемен.

· Историческое значение всех принятых Долгим парламентом документов состояло в том, что они были направлены на ограничение королевской власти и утверждение конституционной монархии.

· В отчаянной попытке остановить революцию король является в нижнюю палату парламента с требованием выдачи лидеров оппозиции, но терпит неудачу. Тогда Карл I удаляется в Оксфорд (50 км от Лондона). Возникают одновременно два правительства - в Лондоне и Оксфорде. "Конституционный период" революции и "бумажная война" первой половины 1642 года завершилась 22 августа 1642 года.

· Долгий парламент объявляет распущенной королевскую армию и создает армию парламентскую. Первоначальные неудачи парламентской армии заставили реформировать ее по плану, предложенным О.Кромвелем. В результате реформы была создана армия, которая стала называться "новой моделью". Солдаты набирались из людей разного происхождения, армия стала регулярной и подчинялась единому командованию, выдвижение на командные должности было доступным всякому способному человеку, независимо от происхождения.

· О. Кромвель был индепендентом, - в это течение вошли представители средней и мелкой буржуазии. Второе течение – пресвитерианство, куда входили крупная буржуазия и земельная аристократия. Кромвель обеспечил руководящую роль в армии руководителям индепендетских общин. Для устранения от военного руководства аристократов был принят "Билль о самоотречении", согласно которому члены парламента не могли занимать командные должности в армии. Исключение было сделано лишь для Кромвеля.

· В 1645 году королевские войска потерпели окончательное поражение, а король бежал в Шотландию, откуда в 1646 году был выдан парламенту. Еще раньше парламентскому правительству удалось урегулировать религиозный конфликт с Шотландией. В так называемый конституционный период крупные землевладельцы, связавшие свою судьбу с Долгим парламентом, и крупная буржуазия, стоявшая у власти, добились законодательного закрепления своих экономических интересов. Первые превратили свои феодальные земельные владения в буржуазную собственность, исключив возможность конфискаций и перераспределений (Ордонанс от 24.02.1646 г.). Буржуазия узаконила отмену феодальных монополий и свободу предпринимательства, было отменено государственное регулирование заработной платы наемных рабочих, чем определилось возможность для ее дальнейшего снижения.

· Естественным результатом этих акций стало стремление земельной
аристократии и парламентских верхов к прекращению революции путем
переговоров с королем. Планом пресвитериан противостояла армия, руководимая Кромвелем и его сторонниками. Руководство армии пошло на временный союз с левеллерами (уравнители - их идеал буржуазно-демократическая республика).

· Левеллеры выработали и предложили индепендентской верхушке (грандам) так называемое Народное соглашение. В одном из своих вариантов (1647 г.) оно заключало в себе требование: роспуска Долгого парламента, избирательного права для мужчин (независимо от имущественного ценза); двухлетнего срока полномочий парламента (высшей власти в государстве); равномерного представительства в парламенте в зависимости от численности населения; равенства всех перед законом.

· Не разделяя принципов "Народного соглашения" Кромвель и "гранды" были вынуждены пойти на уступки левеллерам: компромиссный вариант "Народного соглашения" был представлен парламенту.

· Весной 1648 года вспыхнула вторая гражданская война, развязанная королем и просвитерианами. В декабре этого же года армия Кромвеля оккупирует Лондон и проводит чистку парламента (чистка Прайда). Оставшиеся в парламенте члены образовали послушное индепендентам "парламентское охвостье".

· В том же декабре в палату общин был внесен законопроект о суде над королем. Его обвиняли в нарушении законов, развязывании войны против собственного народа и т.п. Лорды (т.е. часть верхней палаты, которая осталась в Лондоне) единогласно отвергли этот билль. Тогда нижняя палата принимает (4.01.1649 г.) примечательную резолюцию, как по теоретическому содержанию, так и по практическим результатам. Суть ее в признании верховенства нижней палаты над верхней и над всеми властями вообще, в т.ч. и над королем:

· 1. Народ, находящийся под властью бога, есть источник всякой справедливой власти.

· 2. Избранная народом палата общин имеет высшую власть в государстве.

· 3. То, что палата общин объявит законом, то и будет таковым, несмотря на возражения лордов и короля".

· После казни короля 30 января 1649 года парламент объявил Англию республикой. Высшим исполнительным органом стал Госсовет. В его задачи входило: противодействие восстановлению монархии, осуществление управления вооруженными силами, установление налогов и т.п.

· Было принято также постановление палаты общин об упразднении палаты лордов. Акт об объявлении Англии республикой, в частности, гласил: "Настоящим парламентом на основании принадлежащей ему власти объявляется и узаконивается, что народы Англии и всех территорий владений, к ней принадлежащих, являются, будут и данным актом учреждают, образуют и основывают свободную Республику, и отныне они будут управляться в качестве свободной Республики, без какого бы то ни было короля и без палаты лордов органом верховной власти страны - представителями народа в парламенте, и теми лицами, которых парламент назначит и уполномочит быть во имя блага народа должностными лицами и министрами под своим началом"*.. Господствующее положение в стране заняли буржуазия и новое дворянство. Их интересам была подчинена внутренняя и внешняя политика.

· Обязанная своим установлением народным массам, республика ничего не сделала для них, что и предопределило ее гибель.

· Власть Кромвеля все более приобретала характер личной диктатуры. В 1653 году он разгоняет парламент. В конце этого же года вводится конституция, получившая Название "Орудие управления" и закрепившая военную диктатуру Кромвеля.

· Согласно новой конституции высшая законодательная власть была
сосредоточена в руках лорда - протектора и парламента, который был
однопалатным. Для участия в выборах был установлен высокий имущественный ценз (в сто раз выше, чем до революции).

· Высшая исполнительная власть вручалась лорду протектору совместно с Госсоветом. Назначение его членов зависело от лорда-протектора. Конституция прямо объявляла пожизненно лордом-протектором Кромвеля, закрепив таким образом его личную диктатуру.

· Вскоре Кромвель перестал созывать парламент, членов Госсовета он
назначал по своему усмотрению. В 1657 году была восстановлена верхняя палата парламента. Местное управление было сосредоточено в руках кромвелевских генералов, так называемых генерал-майоров.

· С формально-юридической стороны конституция Кромвеля соединила в себе три принципа: демократический (парламент); монархический (лорд - протектор) и аристократический (Госсовет). В действительности же "Орудие управления" создало личную диктатуру. По своей сути это была диктатура буржуазии и нового дворянства. С этого времени начинается обратное движение от республики к монархии. Смерть Кромвеля в 1658 году ускорила события.

· В 1659 году остаток Долгого парламента объявил себя учредительной властью и возвел в 1660 году на престол Карла II - сына казненного короля. Король при вошествии на престол издал "Брестскую декларацию", в которой обещал сохранить за дворянами и буржуазией их революционные завоевания и не преследовать никого, кто боролся против короля. Однако, эти обещания были нарушены.

· Реставрация монархии повлекла за собой восстановление прежней
избирательной системы прежней палаты лордов и пр. Карл II
и наследовавший ему брат Яков, не сознавая значительности революционных перемен, питали надежды на возвращение к старым порядкам.

· В эти годы в Англии начинается деятельность двух политических партий: одна из них, именовавшаяся тори, объединяла приверженцев короля. Вторая партия - виги - представляла интересы буржуазии и среднего дворянства, оппозиционно настроенных по отношению к короне.

· Обе партии не были организационно оформлены, не собирались на съезды, не имели выборных органов. В стране существовали не столько члены партий, сколько их сторонники. Переход от одной группировки к другой был обычным делом.

· Возникновение партий положило действительное начало буржуазной двухпартийной системы, а в более узком смысле двум и ныне существующим партиям Англии: консервативной (бывшие тори) и либеральной (бывшие виги).

· В 1679 году вигам, победившим на парламентских выборах, удалось провести знаменитый Наbеаs Соrриs Act (Хабеас Корпус акт) или "Акт для лучшего обеспечения свободы подданных и для предупреждения заточения за морем". Этот акт существенно ограничил произвольные аресты и установил определенные гарантии неприкосновенности личности. Историческое значение Хабеас корпус в том, что в нем содержится определение правового положения лица, находящегося под стражей, т.е. в предварительном заключении. Устанавливается такой порядок, при котором арестованному предоставляется письменный приказ об аресте, выданный судом. Суд, проверяя по заявлению заинтересованных лиц, основания ареста, решал вопрос о пребывании лица под стражей или его освобождали под залог. Таким образом, Хабеас Корпус акт представляет собой юридическую гарантию личной неприкосновенности британских поданных.

· Положительное значение закона 1679 года несомненно, поскольку он заключал в себя требование возможно более скорого уголовного суда и некоторых гарантий против неправосудных арестов.

· При этом, для правильной оценки акта 1679 года важное значение имеют три обстоятельства:

· 1. Неопределенность английского понятия «государственной измены» и
"тяжкого уголовного преступления" (на этих лиц не распростанялось
действие акта);

· 2. Право парламента приостанавливать действие закона 1679 года

· (народные волнения или военные действия);

· 3. Сугубо классовый характер денежного поручительства.

· Учитывая откровенную антибуржуазную политику нового короля Якова II, тори и виги, на время объединившись, совершают в 1688 году так называемую "Славную революцию". В результате этого события на английский престол был возведен штатгальтер Нидерландцев Вильгельм Оранский. С этого момента в Англии окончательно утвердилась конституционная монархия.

· Новый король при вступлении на престол подписал "Декларацию о праве", ставшую в последствии "Биллем о правах". Главное значение этого документа в утверждении верховенства парламента в области законодательства. Король не вправе без согласия парламента приостанавливать действия законов, освобождать кого-либо из-под их действия, разрешать какие-либо изъятия из законов. Выборы в парламент должны быть свободны. В парламенте обеспечивается свобода слова, прений, преследования за выступления в парламенте запрещалось.

· Билль о правах определяет положение парламента в системе органов власти и, вручая ему широкие полномочия в области законодательства и проводит, правда не очень четко, границу между властью исполнительной и законодательной.

· В 1701 году принимается еще один важнейший конституционный закон Англии. Это "Акт об устроении" или "Закон о престолонаследии".

· Наиболее важное значение для развития конституционного строя Англии имели следующие два положения:

· - установление принципа контрассигнатуры, согласно которому акты,
издаваемые королем действительны только при условии наличия подписи соответствующего министра;

· - установление принципа несменяемости судей без ведома парламента (раньше сместить судью мог король).

· Это положение имело большое значение для развития английской
конституции, т.к. провозглашало отделение судебной власти от исполнительной.

· Таким образом, в ходе законодательного процесса произошло претворение в жизнь конституционного принципа разделения властей, хотя и недостаточно последовательно.

· Итак, к началу XVIII века в Англии были приняты три важных
конституционных закона (Хабеас Корпус акт. Билль о правах, Акт об устроении), составивших писаную часть английской конституции. Особенность ее в том, что она не представляет собой единого законодательного акта. Наряду с отдельными писаными законами, важную часть английской конституции составляют неписаные условные правила, которые утвердились в практике и стали конституционным прецедентом. Именно установление этих правил и определяет развитие английской конституции в XVIII веке. К основным из них относятся: непосещение королем заседаний кабинета министров, формирование правительства из партии, победившей на выборах, коллегиальная ответственность кабинета министров, отказ короля от права вето.

· В конституционном развитии Англии в XVIII веке можно выделить два основных направления: возвышение парламента и становление кабинета министров. В течение этого периода кабинет министров становится обособленным от короля высшим органом управления государственными делами, состоящим из основных должностных лиц государства - лидеров партии большинства в парламенте и коллективно ответственным перед палатой общин. Такое правительство стало называться "ответственным правительством".

· В 1831 году палата общин приняла билль об избирательной реформе, но
лорды отвергли его. В ответ на это в стране поднялась волна революционных выступлений и в 1832 году лорды были вынуждены уступить и утвердить билль о реформе.

· До ее принятия основную массу депутатов нижней палаты (467 из 658) "выбирали" мелкие города и деревеньки - (некоторые из них назывались "гнилыми"), "местечки" в разное время и по разным причинам получившие эту привилегию. Лондон со своим полумиллионным населением посылал в парламент четырех депутатов, а графство Корнуэлс (165 тыс. нас.) 44 депутата.

· Реформа 1832 года, как и все английские реформы не может быть названа радикальной о чем свидетельствуют ее главные установления:

· - а) 56 местечек были вовсе лишены представительства в парламенте;

· - 6) еще 30 местечек довольствовались сокращением числа депутатов;

· - в) освободившиеся 146 мест были отданы 66 городам, 65 графствам, 15 - Шотландии, Ирландии, Уэльсу;

· - г) городским избирателем делался тот, кто имел в собственности или
арендовал дом, склад, контору, лавки и т.п., что приносило 10 фунтов
чистого годового дохода (годовой заработок рабочего - 5 фунтов);

· - д) избирательным правом в графствах наделялись земельные
собственники и долгосрочные арендаторы с доходом 10 фунтов
стерлингов в год и краткосрочные - с доходом в 50 фунтов стерлингов.

· Таким образом, править Англией уполномочивался собственник. Число избирателей достигло 376 тысяч человек вместо прежних 247 тысяч. Правом голоса была наделена 1/22 часть населения (12 млн.).

· Главным итогом реформы 1832 года было то, что она была новым
вариантом старого компромисса между земельной аристократией и крупной буржуазией. Однако, на этот раз буржуазия, в т.ч. промышленная, была признана господствующим классом и в политическом отношении.

· Важным последствием реформы стало преобразование политических партий. Прежние названия партий потеряли в современной обстановке всякий смысл, и поэтому тори превратились в консерваторов, а виги - в либералов. С течением времени либерализм и консерватизм стали названиями мощных политических течений, ознаменовавших собой целую полосу развития буржуазного общества и государства.

· Изменилась и структура партий. После принятия реформы появилась регистрация избирателей, составление избирательных списков. Эти функции взяли на себя вновь созданные партийные организации, появилось понятие постоянного партийного членства.

· Реформа 1832 года дала толчок преобразованию центрального госаппарата. В министерстве финансов были упразднены должности, сохранившиеся со средних веков и потерявшие свое значение. Было значительно упрощено военно-морское министерство. В это время происходит возвышение МВД и министерства торговли.

· Была осуществлена и реформа городского самоуправления, в результате которой были созданы "советы городов", управлявшие городским имуществом, полицией. Положение в графствах и приходах не изменилось, там, по прежнему, царило самоуправство мирового судьи и помещика.

· 30-40-ые годы XIX века вошли в историю Англии под знаком упорной борьбы чартистов за всеобщее избирательное право, за ежегодный парламент, за то, чтобы депутатом мог стать всякий достойный человек.

· Экономический кризис 1866 года обострил политическую ситуацию в Англии и в этих условиях избирательная реформа стала неизбежной. Избирательный закон 1867 года состоял из двух частей: новое распределение мест в парламенте и избирательный ценз.

· Первое принесло мало изменений. Львиная доля мандатов отнятых у "гнилых местечек" досталась графствам (30 из 53). Крупные города, по прежнему, посылали ничтожное число депутатов - 34 из 650.

· В сельской местности (в графствах) избирательное право получал всякий достигший совершеннолетия мужчина, если он был собственником или арендатором дома, приносившего годовой доход в размере 12 фунтов (ст.6).

· В городах избирательное право было предоставлено всякому
совершеннолетнему мужчине, занимавшему в течение года до выборов квартиру, за которую уплачивалось 10 фунтов арендной платы (ст.4). Это нововведение могло играть роль для Лондона и немногих крупных городов.

· Третье, самое существенное новшество коснулось так называемых местечек. Закон предоставлял здесь право голоса и всякому такому нанимателю небольших квартир, - независимо от арендной платы, - который будучи совершеннолетним мужчиной уплачивал "наравне с другими постоянными жильцами дома", так называемый налог на бедных (ст. 3).

· До 1867 года квартиросъемщики уплачивали налог через домохозяина и только он считался "налогоплательщиком". Реформа делала "налогоплательщиком всякого, кто уплачивал налог", и тем самым расширяла круг избирателей. Количество избирателей в графствах выросло наполовину, в местечках на 200 %. Новый миллион голосов составился из ремесленников, мелкой буржуазии, квалифицированных рабочих.

· Обе буржуазные политические партии постепенно набирались опыта. Исчезли страхи перед массовым избирателем. Оказалось, что одно только расширение избирательного права при сохранении в руках правящих партий монополии на выдвижение кандидатов и на их протаскивание в парламент, для чего нужны не малые деньги, не угрожает существенным изменением состава парламента.

· По этой причине третья избирательная реформа, проведенная в 1884 – 1885 году прошла с меньшим волнением. По закону 1884 года имущественный ценз в городах был отменен, в графствах право голоса получили мелкие арендаторы. В результате число избирателей увеличилось вдвое.

· Закон 1885 года произвел новое перераспределение мест: 105 местечек, имевших менее 16 тысяч жителей лишились представительства; города с населением менее 57 тысяч жителей получили по одному месту; более значительным городам число мандатов было увеличено. Города и графства были разделены на округа (54 тысячи жителей), выбиравшие по одному депутату.

· Реформа 1884 - 1885 года не устранила существенных недостатков
избирательной системы. Сохранялась диспропорция между числом мандатов и числом избирателей. Лица, занимавшие в нескольких округах помещения, дающие право голоса, получали несколько голосов. В тоже время значительное число населения избирательных прав не имело. Сложным был порядок регистрации избирателей. Выборы происходили не в один день по всей стране. Депутаты не получали вознаграждения. Сохранялась мажоритарная система выборов: если кандидаты не получали абсолютного большинства, побеждал тот, кто получал относительное большинство.

· Новое увеличение мандатов получили промышленные города. Буржуазные депутаты составляют уже значительную массу членов палаты общин. Классовый компромисс дворянства и буржуазии сохранял силу. Однако, преобладающее положение перешло к буржуазии.

· Во второй половине XIX века кабинет министров, ставший с помощью парламента высшим исполнительным органом власти, начинает возвышаться над самим парламентом. Эта тенденция была обусловлена рядом обстоятельств.

· Верховенство парламента утверждалось в то время, когда социальная база его была весьма узкой. Такому парламенту можно было без опасения вручать всю полноту законодательной и контроль над исполнительной властью. Реформа 1867 года предоставила возможность новым элементам влиять на парламент. Это обстоятельство заставило господствующие классы подумать о сужении полномочий парламента, которые могли быть использованы в интересах демократии.

· Кроме того, медлительность парламента не позволяла решать оперативные задачи государственного управления, связанные с бурным экономическим развитием страны.

· С 1887 года было введено правило закрытия прений, появились и другие способы прекращения дискуссии («гильотина», «кенгуру-гильотина»).

· "Предварительный вопрос" - право любого депутата потребовать, чтобы законопроект обсуждался без прений (если спикер не возражал против этого предложения, вопрос решался голосованием и принимался простым большинством).

· "Гильотина" - постановление, обязывающее спикера поставить
обсуждаемый билль на голосование в заранее намеченный день и час независимо от состояния прений.

· "Кенгуру - гильотина" - право спикера по собственному разумению, но, конечно, в осуществление правительственной политики, отводить те поправки к законопроекту, которые он считает несущественными.

· В последние десятилетия XIX века закрытие прений практиковалось 35-50 раз в году.

· В результате парламентская дискуссия перестала существовать, а оппозицию в любую минуту можно было привести к молчанию. С 80-х годов не менее девяти десятых времени палаты общин бронируется за биллями исходящими от правительства. В результате законодательная инициатива членов оппозиции оказалась близкой к нулю. Но и депутаты большинства оказались ограниченными в своей возможности подвергнуть обсуждение деятельность правительства.

· Все это привело к усилению роли верхушки правящей партии, то есть кабинета министров. Он все более укреплялся в роли действительного законодателя, осуществлявшего кроме того руководство аппаратом управления. В результате основное условие английского парламентаризма – правило ответственности кабинета - потеряло свое значение. Парламент уступил ведущее место кабинету министров.

· По своему социальному составу палата лордов была оплотом аристократии и являлась по сути дела продолжением консервативной партии в парламенте. Поэтому, когда консерваторы оказывались в меньшинстве и терпели поражение по какому-нибудь важному вопросу, палата лордов пускала в ход свою сдерживающую функцию и обеспечивала защиту одной из борющихся сторон. Тем самым извращался истинный смысл двухпалатной системы. Акт о парламенте 1911 года предусматривал, что всякий не финансовый билль, прошедший палату общины в трех последовательных сессиях и всякий раз отвергавший палатой лордов, после третьего раза идет на королевское утверждение, минуя палату лордов, если между вторым чтением и третьем чтением прошло не менее двух лет. Финансовые билли совсем не нуждались в согласии палаты лордов. Определял характер билля спикер палаты общин. Этим же актом устанавливалась продолжительность парламентской легислатуры в 5 лет.

· Реформу 1911 года нельзя объяснить лишь борьбой партий. Буржуазия не отказываясь полностью от верхней палаты, делала ставку на сильный кабинет министров, который в слабой нижней палате имел возможность полностью обеспечить ее интересы.

· В том же 1911 году было введено денежное вознаграждение членам палаты общин. В политической жизни Англии господствовали две крупные партии: либералов и консерваторов. Либералы представляли в основном интересы крупной, частично мелкой буржуазии, оказывая значительное влияние на верхушку рабочего класса.

· В 60 - 70-ых годах во всех избирательных округах были созданы постоянные комитеты партии, в них работали штатные чиновники. Новая система получила завершение после создания в 1877 году Национальной либеральной ассоциации. Консервативная партия до 80-ых годов уступала либералам по своей силе и влиянию. Она опиралась в основном на земельных собственников, крупных фермеров и английскую церковь. С конца 70-ых годов она реорганизовалась по образцу либералов, создав в 1883 году национальный союз консервативных ассоциаций.

· Конец XIX века ознаменовался активизацией рабочего движения и ростом тред-юнионов. В 1906 году была образована лейбористская партия Великобритании. Она представляла в сущности федерацию различных организаций тред-юнионов, независимой рабочей партии, социал-демократической федерации и других. Целью этой партии было проведение в парламент своих депутатов. Решающее влияние в новой партии приобрели мелкая буржуазия и рабочая аристократия. В 1906 году лейбористы впервые завоевали 29 мест в парламенте. Постепенно партия превратилась в значительную силу, успешно конкурировавшую с либералами и консерваторами.

· Реформа местного управления в графствах, проведенная в 1888 году, заключалась в распространении на них системы самоуправления, созданной в городах в 1835 г. В графствах были созданы выборные советы, которым передавалась вся административная власть. За мировыми судьями сохранились лишь судебные функции. В результате реформы местное самоуправление перешло из рук аристократии в руки буржуазии.

· Кроме того, вновь образованные графства самоуправления, т.н.
"административные графства", сменили исторически сложившееся деление Англии и Уэльса. Новые графства представляли собой города с населением более 50 тысяч человек. В городах с меньшим числом жителей сохранялись муниципальные советы, а их территории включались в "административные графства".

· Через шесть лет было радикально преобразовано управление в приходах, где создавались приходские собрания, участие в которых было доступно лицам, регулярно платившим местные налоги. Если число жителей в населенном пункте превышало 300 человек, то учреждался избираемый приходским собранием приходской совет.

· Среди реформ, осуществленных либералами, следует назвать судебную реформу, в результате которой была упрощена система высших судебных учреждений. Все высшие суды Англии были объединены в единый Верховный суд, состоявший из Высокого суда и Апелляционного суда по гражданским делам.

· Подверглись преобразованиям и ведомство лорд-канцлера, а также палата лордов - высшая судебная инстанция. "Закон об апелляционной юрисдикции" 1876 года вводил в судебную систему институт апелляционных лордов. Два таких лорда по апелляции считались членами верхней палаты парламента, до тех пор, пока они осуществляли свои полномочия. Позже они стали назначаться пожизненно и участвовали в работе палаты лордов, когда та функционировала в роли судебной инстанции.