Применение физической силы при задержании детей. Порядок и случаи применения физической силы. Специальные средства полиции



Применение физической силы

(англ application of physical strehght) - в РФ сотрудников милиции применять физическую силу, в т.ч. боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей. Милиция имеет право применять физическую силу, и только в случаях и порядке, предусмотренных Законом РФ «О милиции»**, а сотрудники изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел - ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»**. Общие условия и пределы П.ф.с. установлены ст. 12 Закона РФ «О милиции». П.ф.с. с превышением полномочий влечет за собой , установленную законом.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Применение физической силы" в других словарях:

    ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ Юридическая энциклопедия

    Применение физической силы - (англ application of physical strehght) в РФ право сотрудников милиции применять физическую силу, в т.ч. боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений … Энциклопедия права

    ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ - правомочное применение должностными лицами правоохранительных органов Российской Федерации физической силы в целях пресечения, правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления сопротивления, пресечения неповиновения законным… …

    ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ ПРИМЕНЕНИЕ - ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ … Юридическая энциклопедия

    ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ ПРИМЕНЕНИЕ Энциклопедический словарь экономики и права

    СИЛЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПРИМЕНЕНИЕ - (см. ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Применение специальных средств при охране ГГ - правомерное использование военнослужащими ПС РФ специальных средств (наручники или подручные средства для связывания, резиновые палки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для принудительной… … Пограничный словарь

    Вооружённые силы Украины - Вооруженные Силы Украины Украина Збройні Сили України … Википедия

    Вооружённые силы Республики Казахстан - Вооружённые силы Республики Казахстан … Википедия

    Вооруженные силы Канады - Канадские вооружённые силы Canadian Forces, Forces canadiennes В нынешнем виде с 1968 Отделения морское, сухопутное и воздушное командование Штаб квартира NDHQ, Оттава … Википедия

Книги

  • Потенциометрия. Физико-химические основы и применения. Учебное пособие. Гриф УМО по классическому университетскому образованию , Белюстин Анатолий Александрович. Потенциометрия - измерение электродвижущей силы (ЭДС) равновесной разности потенциалов между электродами гальванической ячейки. Потенциометрия включает в себя рН-метрию, ионометрию с…

В правовом аспекте «Физической силой в соответствии с Законом о полиции следует считать предпринимаемые в законных целях и не сопровождающиеся применением специальных средств и огнестрельного оружия физические действия сотрудника полиции, направленные против отдельных граждан либо имущества и состоящие в ограничении телесной неприкосновенности этих граждан, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, а также в повреждении или временном изъятии принадлежащего кому-либо имущества» .

В двигательном плане применение физической силы выступает как сковывание хватами и обхватами, лишение лиц, в отношении которых непосредственно применяется сила, свободы движений, давление, толчки или рывки, вынуждающие их выполнять необходимые действия или двигаться, а также пересиливание мышечного напряжения, переноска (перемещение) в случае оказания ими пассивного неповиновения. Таким образом, применение физической силы не подразумевает применение сложных в координационном плане двигательных действий. Фактически результативность применения этих действий заключается в преодолении внешнего сопротивления преимущественно за счет мышечного напряжения.

В самом широком смысле под боевыми приемами борьбы понимаются способы применения физической силы, описанные в соответствующем разделе Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации.

Понятием «боевые приемы борьбы» охватываются все средства физического воздействия сотрудников полиции, обеспечивающие достижение цели их применения, а именно: 1) приемы непосредственного физического воздействия и 2) приемы и действия с угрозой применить огнестрельное оружие (Рисунок 1).

Первый тип боевых приемов борьбы включает в себя приемы непосредственного физического воздействия с применением специальных средств и огнестрельного оружия, приемы сковывания с применением специальных и подручных средств, приемы личного досмотра. Второй тип - приёмы и действия угрожая применить огнестрельное оружие.

Обратим внимание, что родовым понятием для понятия «боевые приёмы борьбы» выступает понятие физическое воздействие. Физически люди сталкиваются между собой в военной, криминальной, правоохранительной сферах, в сфере физической культуры и спорта, искусства. Применение сотрудниками полиции боевых приёмов борьбы представляет собой одну из форм непосредственного физического столкновения между людьми.

Чтобы понять отличительные особенности физического столкновения, как формы применения сотрудниками полиции физической силы необходимо отличать его от других форм, например, рукопашного боя, единоборства, поединка, борьбы, самозащиты и т.п.

Рисунок 1 - Типы боевых приёмов борьбы

Попытки уточнить десигнат специальных терминов единоборств и классифицировать их, а также позиционировать в этих классификациях применение сотрудниками правоохранительных органов физической силы как системы предпринимались и ранее (Гагонин С.Г., 1996; Кустов А.Н., 1999; Тарас А.Е., 2002; Воронов И.А., 2005; Кадочников А.А., 2006; Труфанов Д.О., 2006) .

Однако, на наш взгляд, все эти классификации не позволяют эксплицировать сущностные характеристики применения физической силы сотрудниками полиции, так как форма физического столкновения, а именно «рукопашный бой», в этих классификациях выступает родовым основанием классификации, то есть субординационным элементом системы. Как, впрочем, и другие близкие к нему по смыслу понятия (Таблица 1).

Таблица 1

Цели физического столкновения

Сфера физического столкновения

Форма

Цель

Военные действия

Рукопашный бой

Уничтожить врага

Поединок

Силой оружия получить удовлетворение

за оскорбление

Конфликт

Не уступить в конфликте

Преступное

посягательство

Самооборона

(самозащита)

Отстоять свою физическую неприкосновенность, собственность

Единоборство

По правилам соревнований набрать за проведенные приемы и действия большее количество очков (баллов), чем соперник или же лишить его возможности физически продолжить единоборство (положить на лопатки вынудить сдаться болевым или удушающим приемом, нокаутировать)

Боевые искусства

Представление

Использование двигательного мастерства для создания эстетической демонстрации выдающихся двигательных и физических возможностей

Практика

(психофизический тренинг)

Формирование метафизического мировоззрения

Культура

(фольклор)

Многообразные

Историческая реконструкция, воспроизводство традиции

Правоохранительная

Физическое

воздействие

Правомерно преодолеть неповиновение, сопротивление; принудить силой повиноваться, подчиниться

Сотрудники полиции, охраняя общественный порядок, имеют право применять физическую силу, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на них обязанностей .

Формой применения силы выступает физическое принуждение с целью преодолеть неповиновение, силой принудить повиноваться, подчиниться (Таблица 1).

Целью применения боевых приемов борьбы выступает ограничение свободы передвижения лиц как мера принуждения повиноваться, подчиниться требованиям сотрудника полиции.

Ограничение свободы передвижения выступает необходимым условием и фактором, обеспечивающим сотруднику полиции действительную возможность вопреки воле задержанного лица изменять положение (двигаться) или, наоборот, лишить его возможности двигаться вообще, сковать его руки специальными или подручными средствами сковывания (связывания), заставить подчиниться личному досмотру.

С точки зрения формы «боевые приёмы борьбы» как средства, обеспечивающие сотрудникам полиции преодоление неповиновения, сопротивления своим законным требованиям, принуждения силой повиноваться, подчиниться нами различается 5 форм (Рисунок 2).

Физическое понуждение к определенному действию не предполагает собой в действиях сотрудника полиции приложения существенного физического усилия или сложного действия - приема. Это прикосновение, несильные толчки, вынуждающие двигаться в определенном направлении или, наоборот, остановиться, изменить направление движения или положение, физический контроль определенного положения, например:

  • · фиксация задержанного в определенном положении;
  • · давление ладонью на плечо, вынуждая человека сесть;
  • · хват за плечо, понуждая, к примеру, выйти водителя из автомобиля;
  • · сопровождение, находясь сбоку-сзади с физическим контролем хватом за плечо сзади.

Рисунок 2 - Средства принуждения

Силовое преодоление бездействия более жесткая форма физического воздействия. По своей физической сути - это пересиливание, то есть в ответ на силу осуществление более сильного физического воздействия. Оно применяется в случаях пассивного неповиновения - отказа, нежелания двигаться изменять положение, действовать - то есть в случаях, если слабого физического понуждения к определенному действию оказывается недостаточным.

В случае активного сопротивления пропорциональным силе этого сопротивления является применение специальных приемов физического воздействия. Это в своей основе приемы захвата и сковывания руки подозреваемого в определенных положениях. В силу умеренного болевого воздействия и (или) ограничения подвижности эти приемы физически лишают сопротивляющегося действовать по своей воле и фактически физически вынуждают его подчиниться действиям сотрудника полиции.

В случае активного противодействия правонарушителя, то есть решительного наступательного воздействия на сотрудника полиции отталкивания, вступлении с сотрудником полиции в схватку, нанесения по нему ударов руками и ногами они пропорционально имеют право применять боевые приемы борьбы со специальными средствами, специальные средства ограничения подвижности.

Крайне опасными для здоровья и жизни сотрудников выступают вооруженное и групповое нападение на них. В этих случаях сотрудники могут применять оружие, специальные и любые подручные средства.

Применению физической силы посвящена ст. 20 Федерального закона "О полиции", согласно которой сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

  • 1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
  • 2) доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, помещение муниципального органа, иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения и задержания этих лиц;
  • 3) преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Применение физической силы возможно либо в форме мускульного воздействия на физических лиц, принадлежащее им имущество, не сопровождаемое применением каких-либо предметов, жидкостей , либо в форме применения боевых приемов борьбы .

Указанная дифференциация в формах применения физической силы обусловлена необходимостью реализации нормы ч. 3 ст. 19 Федерального закона "О полиции", обязывающей сотрудника полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действовать с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления.

Для пресечения административного правонарушения и доставления лица, его совершившего, очевидно, достаточно применить физическую силу в форме мускульного воздействия, без проведения боевых приемов борьбы.

Для пресечения преступления и доставления лица, совершившего преступление, применяются боевые приемы борьбы с проведением захватов и удержаний, нанесением ударов. При злостном неповиновении, когда возникает необходимость доставления правонарушителя, эффективны болевые приемы с захватом и удержанием.

Применение полицией специальных средств

Применение специальных средств неотделимо от характера их функционирования, поэтому под применением специальных средств "понимают совокупность действий по инициированию заложенных в образце специального средства физических, химических, физико-химических и прочих процессов, предусмотренных конструктивными особенностями конкретного образца" .

Применение, а затем и разработка средств воздействия на человека осуществлялись издавна (палка, камень – первые средства ударного воздействия). Лишь в 1950-х гг. ученые, в первую очередь военные, задумались о возможности воздействия на организм человека с сохранением его здоровья и жизни.

Впервые термин "специальные средства" получил законодательное закрепление в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 28.07.1988 № 9308-XI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты СССР" . В соответствии с п. "п", которым дополнялась ст. 7 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 08.06.1973 "Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью" милиции предоставлялось право "в исключительных случаях для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка и иных антиобщественных действий применять специальные средства".

До этого правовая регламентация применения специальных средств осуществлялась лишь на ведомственном уровне.

Через три года данный вид технических средств как составляющая технического обеспечения деятельности органов внутренних дел был концептуально сформирован, а с принятием Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 "О милиции" – юридически оформлен.

Впервые в ст. 14 Закона РФ "О милиции" был приведен перечень технических средств, объединенный понятием "специальные средства". В Федеральном законе "О полиции" данное понятие было продублировано. Однако ни в одном из этих законов не сформулировано определение понятия "специальные средства".

В специальной литературе приводится несколько определений понятия "специальные средства", каждое из которых обладает тем или иным недостатком .

Термин "специальный" в словаре трактуется так: "1. Особый, исключительный, для чего-нибудь предназначенный. 2. Относящийся к отдельной отрасли чего-нибудь, присущий той или иной специальности".

Термин "средство" определяется как: "1. Прием, способ действия для достижения чего-нибудь. 2. Оружие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности" .

Как видим, под термином "средство" могут пониматься совершенно различные по своим техническим, конструктивным и эксплуатационным характеристикам нс только устройства, предметы, приспособления, а также различные специальные жидкости и химические вещества, обозначаемые, например, как "Средство борьбы с грызунами...".

Принимая во внимание, что у данного словосочетания может быть множество значений, под наиболее приближенными к теме рассматриваемого вопроса следует понимать предметы, устройства и приспособления, а также химические вещества, применяемые в каких-нибудь особых случаях, при решении особых задач.

Основным требованием, которому должны были соответствовать конструкции специальных средств – это возможность оказания воздействия с временным функциональным поражением, не приводящим к летальному исходу.

Вторым существенным требованием является минимальный период времени, по истечении которого специальные средства начинают действовать.

И последнее немаловажное требование – период времени, в течение которого наступившее функциональное расстройство у правонарушителя заканчивается и организм возвращается в прежнее состояние.

Обобщая эти требования, можно сформулировать основные критерии, которым отвечают конструкции специальных средств: нелетальность, мгновенность, обратимость.

Главным, принципиальным отличием специальных средств органов внутренних дел от средств вооружения армейских подразделений является нелетальность их воздействия на человека. Разумеется, что при выполнении своих служебных обязанностей сотрудникам правоохранительных органов приходится сталкиваться с противодействием, а иногда и с открытым сопротивлением. При возникновении ситуаций подобного рода закон дает право силового воздействия на правонарушителя, в том числе с применением физической силы. В случае если лица, оказывающие сопротивление сотруднику полиции, вооружены предметами, которые могут быть использованы для нанесения поражений, то в подобных обстоятельствах сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с нормами ст. 23 Федерального закона "О полиции". Однако данное "решение проблемы" может иметь нежелательные последствия. Главной ценностью является человек, его жизнь и права. Право на жизнь

закреплено в ст. 20 Конституции РФ. Если в результате действий сотрудников полиции гибнут люди, то это прежде всего говорит о том, что сотрудники полиции не справились с поставленными перед ними задачами. В таких ситуациях эту проблему с большой эффективностью решают специальные средства.

Специальные средства обладают мгновенностью воздействия. Это означает, что от момента применения специальных средств до появления у правонарушителя (объекта воздействия) первых болевых ощущений или чувства дискомфорта, не должно проходить более 5–10 с.

В целом ряде случаев столь быстрое проявление оказывает и необходимое психологическое воздействие.

Действие специальных средств имеет обратимость воздействия . Это означает, что в результате их применения у человека не возникают необратимые изменения в организме. Так, наступающие физиологические факторы воздействия в виде обильного слезотечения, непроизвольного смыкания век, тошноты и т.п. проходят вскоре после прекращения действия специальных средств или выхода из зоны воздействия. Считается, что практически любые факторы, характеризующие воздействие, исчезают через 0,5–10 ч, и вмешательство врача не требуется.

Тем не менее специальные средства представляют повышенную опасность, и от их умелого применения зависит жизнь сотрудников органов внутренних дел и окружающих граждан. Поэтому в ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О полиции" содержится норма, обязывающая сотрудников полиции проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Учитывая изложенное выше, сформулируем определение рассматриваемого понятия. Специальные средства – состоящие на вооружении полиции и применяемые ей в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные, назначением которых является оказание прямого принудительного, обратимого физического воздействия па человека или какие-либо материальные объекты.

Из приведенного определения видно, что ключевым признаком является "воздействие " на кого-либо или что-либо, поэтому специальные средства полиции РФ, перечисленные в ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О полиции", можно условно разделить на две группы.

Первую группу составляют средства, предназначенные для непосредственного воздействия па правонарушителя:

  • палки специальные;
  • специальные газовые средства;
  • средства ограничения подвижности;
  • специальные окрашивающие и маркирующие средства;
  • светошоковые устройства;
  • световые и акустические специальные средства;
  • электрошоковые устройства;
  • средства сковывания движения;
  • служебные животные;
  • водометы.

Ко второй группе относятся специальные средства, предназначенные для обеспечения эффективного использования специальных средств первой группы. К ним относятся:

  • средства разрушения преград;
  • средства защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;
  • бронемашины;
  • средства принудительной остановки транспорта.

К специальным средствам этого типа относятся в первую очередь палки различных конструкций и модификаций, а также патроны и выстрелы ударного непроникающего действия.

  • См. подробнее: Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая: учебник. М.: ЦОКР МВД России, 2009. С. 155; Аврутин Ю. Е„ Булавин С. П., Соловей 10. П., Черников В. В.

Термин «физическая сила», впервые примененный в Законе РФ «О милиции», пришел на смену неточному понятию «приемы САМБО», использовавшемуся в Уставе ППС советской милиции (1974) и других ранее действовавших нормативных актах. Содержание этого термина закон не раскрывает, лишь выделяет в качестве одной из разновидностей физической силы «боевые приемы борьбы». Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст. 44) специально о боевых приемах борьбы не упоминает, подразумевая, по-видимому, их охват содержанием понятия «физическая сила».

Конкретные формы проявления применения физической силы сотрудниками полиции многообразны, причем она может быть направлена на людей, животных, материальные объекты.

Боевые приемы борьбы как разновидность физической силы, применяемые сотрудниками полиции, могут относиться к любым системам рукопашного боя - боксу, самбо, дзюдо, карате, айкидо и т.п. либо не входить ни в одну из них. Для закона это безразлично, главное, чтобы тяжесть последствий, наступивших в результате применения сотрудником полиции ударов, удушающих, бросковых и других подобных приемов, была соразмерной характеру и степени опасности пресекаемого правонарушения лиц, его совершивших, силе оказываемого ему противодействия, т.е. не была явно, очевидно для всех чрезмерной в данной ситуации. Лишь тогда сотрудник полиции, как это установлено ч. 8, 9 ст. 18 Федерального закона «О полиции», не будет нести за это никакой ответственности. Статья 20 Федерального закона «О полиции» разрешает сотрудникам полиции применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы:

  • (1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
  • (2) доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
  • (3) преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Обязательным ограничением на применение физической силы во всех этих случаях является невозможность выполнения возложенных на полицию обязанностей ненасильственными способами. В этих случаях фактически речь идет не только о задержании, но и о доставлении весьма широкого круга лиц:

  • (1) застигнутых сотрудником полиции при совершении преступления или административного правонарушения либо в отношении которых имеются достаточные данные полагать, что они совершили преступление или административное правонарушение (так называемое «тактическое» задержание или «захват»);
  • (2) доставляемых в полицию по подозрению в совершении административного правонарушения в целях составления протокола при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным (ст. 27.3 КоАП РФ);
  • (3) доставляемых в полицию по подозрению в совершении преступлений при наличии одного из следующих оснований:
  • (а) лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
  • (б) очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо указывают на данное лицо как на совершившее преступление;
  • (в) на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления;
  • (г) при наличии иных сведений, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть доставлено в полицию лишь в том случае, если это лицо покушалось на побег или когда не установлена его личность (ст. 91 УПК РФ).

В ряде случаев, когда есть основания опасаться, что задержанный во время доставления в полицию может совершить нападение на сотрудника полиции, причинить вред себе или попытаться скрыться, доставлять такое лицо, пусть и не оказывающее пока противодействия, целесообразно (в отсутствие средств ограничения подвижности) с использованием специальных способов сопровождения (болевых приемов на кисть, локтевой сустав и т.п.) без причинения при этом телесных повреждений.

По общему правилу, если задерживаемый выполняет все требования сотрудников полиции, физическая сила не применяется. Необходимость в ней появляется обычно при воспрепятствовании со стороны задерживаемого или иных лиц законной деятельности сотрудников полиции. В таком случае появляется еще и третье предусмотренное законом основание применения сотрудником полиции физической силы - преодоление противодействия законным требованиям. При наличии противодействия физическая сила может быть применена в ходе задержания субъектов, не подпадающих под категорию лиц, совершивших преступления и административные правонарушения. Сюда входят, например, страдающие наркоманией, венерическими заболеваниями, задерживаемые с санкции прокурора в порядке осуществления их привода в учреждения здравоохранения, доставляемые и подвергаемые принудительным освидетельствованию, госпитализации, досмотру (в том числе укладыванию на землю, капоты автомобилей) и т.д.

Действующее законодательство различает пять форм наказуемого противодействия законной деятельности сотрудников полиции:

  • (1) неповиновение сотруднику полиции (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ);
  • (2) невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства (ст. 12.25 КоАП РФ);
  • (3) публичное оскорбление сотрудника полиции при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (ст. 319 УК РФ);
  • (4) применение насилия в отношении сотрудника полиции (ст. 318 УК РФ);
  • (5) посягательство на жизнь сотрудника полиции (ст. 317 УК РФ). Если рассматривать третье основание применения полицией

физической силы, то следует отметить, что не может быть оправдано использование физической силы при отказе соответствующих лиц от выполнения таких законных требований сотрудников полиции, как, например, дать необходимые объяснения или провести ревизию финансово-хозяйственной деятельности организации и т.п. По-видимому, применение сотрудником полиции физической силы следует ограничивать лишь такими случаями, когда обязанные лица отказываются выполнить следующие их законные требования:

  • (1) проследовать в указанное место, оставаться на месте или покинуть его;
  • (2) обеспечить свободный доступ в какое-либо помещение, на территорию, в транспортное средство или иной объект;
  • (3) обеспечить свободный доступ к каким-либо лицам, предметам или документам.

В соответствии с законодательством РФ сотрудникам УИС, имеющим специальные звания рядового и начальствующего состава, как представителям правоохранительных органов предоставлено право применять физическую силу, специальные средства и оружие.

Правовыми основаниями применения физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия при конвоировании осужденных и лиц, содержащихся под стражей, являются:

УИК РФ (ст. 86);

Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (гл. V);

Закон РФ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст. 43-47);

Приказ Минюста России и МВД России от 24 мая 2006 г. «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию» и другие нормативные акты .

В указанных документах определены места, где данные средства обеспечения безопасности могут быть применены в целях обеспечения безопасности объектов УИС, осужденных, лиц, содержащихся под стражей, защиты личного состава учреждений. По замыслу законодателя, использование физической силы, специальных средств и оружия в основном возможно на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах.

Порядок прохождения службы сотрудниками УИС, предусмотренный приказом Минюста России от 6 июня 2005 г. № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» устанавливает их обязательную профессиональную подготовку. Сотрудники обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Содержание программ такой специальной подготовки сотрудников определяется ФСИН России. Сотрудник УИС, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности.

Основаниями применения к осужденным и лицам, содержащимся под стражей, физической силы, специальных средств и оружия являются:

Сопротивление персоналу мест содержания под стражей - активное противодействие осужденными (заключенными под стражу) выполнению возложенных на сотрудников этих учреждений обязанностей по обеспечению порядка отбывания наказания, прежде всего соблюдению осужденными, заключенными под стражу дисциплины и установленных для них правил поведения;

Злостное неповиновение законным требованиям персонала - открытый, демонстративный отказ от исполнения обращенного к подозреваемому или обвиняемому требования сотрудника, который в силу выполняемых им функций имеет основанное на законе право предъявить такое требование, а осужденный обязан его выполнить;

Проявление буйства - бесчинство, агрессивное поведение, которое может сопровождаться повреждением имущества, оскорблением персонала, нецензурной бранью (такого рода действия можно при наличии соответствующих признаков рассматривать как хулиганство - ст.

213 УК РФ);

Участие в массовых беспорядках (оно выражается в действиях, сопровождающихся насилием над подозреваемыми или обвиняемыми, персоналом и другими гражданами, уничтожением имущества, поджогами, погромами, использованием огнестрельного оружия, вооруженным сопротивлением представителям власти, - ст. 212 УК РФ);

Захват заложников - противоправное насильственное лишение человека или группы лиц свободы с последующим открытым выдвижением требований совершить какие-либо действия или воздержаться от каких-либо действий как условия их освобождения (ст. 206 УК РФ);

Нападение на граждан, выражаемое в применении физического насилия, нанесении побоев персоналу, подозреваемым и обвиняемым, а также гражданам, находящимся на территории места содержания под стражей или на территории, прилегающей к нему (нападение может носить корыстный характер и выражаться в форме разбойных нападений - ст. 111, 112, 115, 162 и др. УК РФ);

Побег из места лишения свободы - самовольное, незаконное оставление места содержания под стражей (он может сопровождаться применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо угрозой применения насилия с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, - ст. 313 УК РФ);

Задержание бежавших из-под конвоя, мест содержания под стражей, проявляемое в действиях по пресечению состоявшегося побега.

При применении физической силы, специальных средств и оружия сотрудники УИС должны соблюдать ряд обязательных условий.

При пресечении противоправных действий, в том случае, когда сотрудники УИС намереваются применить физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику, они обязаны предупредить осужденных, подозреваемых, обвиняемых и иных лиц, нарушающих правопорядок, о прекращении их незаконных действий и возможном использовании средств воздействия. После предупреждения сотрудники должны предоставить правонарушителям достаточно времени для выполнения предъявленных требований.

Без предупреждения физическая сила, специальные средства, оружие, боевая и специальная техника применяются в исключительных случаях. Это происходит в ситуациях, когда промедление в их применении является неуместным или невозможным и создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан, персоналу УИС, а также может повлечь иные тяжкие последствия.

Применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники должно быть адекватным возникшей ситуации. При их применении сотрудник УИС обязан свести к минимуму причиненный вред осужденным, подозреваемым, обвиняемым и иным лицам, нарушающим правопорядок. В соответствии с правилами ст. 40 УК РФ освобождается от уголовной ответственности также лицо, причинившее вред охраняемым уголовным законом интересам в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием). Статья 42 УК РФ гласит: не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения.

В основном после применения средств воздействия нарушители получают ушибы, переломы, вывихи, отравления слезоточивым газом, ранения. В случаях, когда правонарушитель получил телесные повреждения и травмы, сотрудник должен обеспечить оказание ему первой помощи. Этому они обучаются в ходе профессиональной подготовки. Умение оказывать первую помощь очень важно, поскольку выражает гуманный характер деятельности сотрудников УИС.

О каждом случае применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники сотрудник УИС обязан доложить своему непосредственному начальнику и создать условия для законной проверки и оценки своих действий со стороны компетентных органов. Выполнение этого требования не зависит от того, был задержан правонарушитель или нет. За неправильное использование оружия, а также неприменение его в случаях, когда это было необходимо, в результате чего наступили тяжкие последствия, виновные привлекаются к ответственности.

При возникновении каких-либо ЧО, которые несут угрозу как самим сотрудникам УИС, так и окружающим, сотрудники в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости при отсутствии специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные средства, т. е. любые предметы, которые могут обеспечить безопасность и увеличить шанс противостоять нападающим.

В качестве подручных средств, например, могут использоваться форменная обувь (удары ею по конечностям нападающих), расческа, спортивная сумка, барсетка, мокрое полотенце, палка, связка ключей, камень, кирпич и т. д. При использовании подручных средств удары не должны наноситься в жизненно важные места организма. Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, т. е. умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства (ч. 2 ст. 37 УК РФ).

При отсутствии наручников сотрудники УИС могут использовать подручные средства для связывания - веревку, простыню, скотч и т. д.

Вопрос о соблюдении законности при применении физической силы, специальных средств и оружия при конвоировании на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах приобретает особую актуальность. Это вызвано рядом обстоятельств, к наиболее значимым из которых следует отнести специфику их деятельности и статус осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

В случае ранения или смерти осужденных, подозреваемых, обвиняемых или иных лиц в результате применения физической силы, специальных средств или оружия начальники управлений (самостоятельных отделов) по конвоированию и соответствующие должностные лица обязаны незамедлительно уведомить об этом прокурора. Это должно обеспечить режим законности и исключить случаи произвольного применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники.

Законом предусмотрено, что начальники учреждений, исполняющих наказание, обязаны постоянно проводить работу по обеспечению соблюдения законности при применении специальных средств. Они несут персональную ответственность за ее организацию и привлечение к ответственности лиц, допустивших неправомерное использование специальных средств согласно действующему законодательству.

Применение сотрудниками УИС физической силы, специальных средств и оружия с нарушением правил, предусмотренных законом, влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Это положение является важным средством ограничения произвольного применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники. Для того чтобы применение физической силы, специальных средств, оружия, специальной техники не было произвольным, необходимо соизмерять степень опасности и меры, принимаемые к нарушителю. Однако нередко в ходе чрезвычайной обстановки весьма тяжело объективно установить степень общественной опасности нарушителя, средства его вооружения и т. д.

Применение физической силы. Среди средств воздействия на правонарушителей в законодательстве на первом месте указана физическая сила, поскольку она является наиболее мягким способом. Под ней понимается физическое воздействие сотрудника УИС на правонарушителя без применения каких-либо специальных средств, предметов или оружия. Она используется для пресечения противоправных действий, преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления сопротивления законным требованиям, если ненасильственным способом не обеспечивается прекращение правонарушения либо выполнение законодательных требований.

Во время физического контакта, когда используются удары, удушающие, бросковые и другие подобные приемы, воздействие должно быть соизмеримо оказываемому противодействию, характеру и степени опасности пресекаемого правонарушения, лиц, его совершивших, т. е. не должно быть чрезмерным.

В ходе таких действий сотрудник может использовать боевые приемы различных видов борьбы и рукопашного боя либо такие, которые не входят ни в одну из них.

Применение физической силы существенно ограничивает права личности, и в первую очередь право на физическую неприкосновенность.

Реализация принципа законности при использовании физической силы означает, что этот вид воздействия на осужденных, подозреваемых и обвиняемых должен применяться в строгом правовом режиме и в случаях, когда принятие иных, ненасильственных, мер не обеспечило необходимого результата.

Применение физической силы с превышением полномочий влечет ответственность, установленную законом.

Применение специальных средств. В ряде случаев в учреждениях и органах УИС, в том числе при конвоировании, возникают ситуации, когда агрессивно настроенные осужденные, подозреваемые и обвиняемые могут совершить нападение на сотрудников УИС при исполнении возложенных на них должностных обязанностей, а также на других осужденных, заключенных и граждан. Для его отражения сотрудникам дано право применять специальные средства. Выбор их происходит в зависимости от степени опасности и личности нападающих.

В ст. 30 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» право на применение специальных средств предоставлено сотрудникам УИС. К специальным средствам, разрешенным к применению сотрудниками УИС, относятся:

Резиновые палки;

Наручники (при отсутствии наручников сотрудники УИС вправе использовать подручные средства связывания);

Светозвуковые средства отвлекающего воздействия;

Средства разрушения преград;

Водометы и бронемашины (рис. 1) (только по указанию начальника или заместителя начальника учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента их применения);

Служебные собаки;

Устройства, предназначенные для временного блокирования лиц, разрушения преград и т. д.

Рис. 1. Бронемашина, используемая в УИС в качестве специального средства

Использованию спецсредств должно предшествовать предупреждение о намерении их применить. Предупреждение может быть сделано голосом, а на значительном расстоянии при обращении к большой группе людей - через громкоговорящие установки или другие усилители речи.

Использование специальных средств должно сводиться к минимальному причинению вреда осужденным, заключенным и иным лицам, а также не противоречить этическим нормам, унижать человеческое достоинство, попирать права и законные интересы лиц, содержащихся под стражей.

Их применение регламентировано соответствующими нормативными правовыми актами, которые определяют совокупность таких устройств, приспособлений, а также приемов, способов принудительносилового воздействия. Строгий порядок и пределы реализации специальных средств, в частности, установлены в ст. 86 УИК РФ. Право на применение специальных средств предоставляется сотрудникам, прошедшим специальную подготовку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств.

Осужденные, заключенные и иные лица способны оказать сотрудникам подразделений по конвоированию УИС злостное неповиновение или сопротивление. Под злостным неповиновением понимается отказ данных лиц от обязательного исполнения настойчивых, неоднократно повторенных законных распоряжений и требований сотрудников. Неповиновение, выраженное в дерзкой форме, свидетельствует о явном неуважении к сотрудникам УИС, а также сотрудникам органов внутренних дел, участвующим в обеспечении безопасности (например, на обменных пунктах), требующим прекращения неправомерных действий. В таких случаях сотрудники могут применить специальные средства.

В ряде случаев конвоируемые могут осуществлять групповые протесты, выражая недовольство режимом, действиями конкретных сотрудников и т. д. Такие действия могут перерасти в групповые нарушения, т. е. сознательное пренебрежение установленной системой отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития. Оно может сопровождаться провокационными криками, драками, насилием и другими неправомерными действиями. В том случае, если предупредительные меры оказались безрезультатными, сотрудники по приказу начальника караула могут применить специальные средства в отношении зачинщиков и наиболее активных участников беспорядков.

С целью заставить администрацию учреждений и органов УИС или представителей какой-либо власти совершить определенные действия или воздержаться от совершения определенных действий осужденные, подозреваемые, обвиняемые на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, на охраняемых объектах и при конвоировании могут захватить человека или нескольких людей, чтобы прикрываться ими. Захваченный человек или несколько людей являются заложниками. Для их освобождения, недопущения нанесения серьезного вреда здоровью или убийства предпринимаются определенные действия и используются специальные средства.

Специальные средства применяются при конвоировании и охране осужденных, подозреваемых и обвиняемых, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим (совершить насилие, повреждение ценных предметов и т. д.) или себе (повреждение вен, глотание различных предметов и т. д.).

Сотрудники УИС применяют специальные средства для задержания осужденных и заключенных, бежавших из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания. После их задержания при возвращении под стражу или в учреждение, исполняющее наказание, используются соответствующие специальные средства.

Законодательство определяет, в каких случаях может применяться тот или иной вид специальных средств.

Для отражения нападения на работников УИС, осужденных, заключенных и других граждан, пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и заключенными, а также задержания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление персоналу, сотрудники УИС имеют право применять специальные средства воздействия, обладающие ударно-болевым воздействием и предназначенные для временного обездвиживания. К ним относятся специальные резиновые палки (дубинки) ПР-73, ПР-73М, ПР-89, ПР-90 и других модификаций. Они используются сотрудниками караулов по конвоированию индивидуально для активной самообороны.

О факте применения резиновой палки в отношении подозреваемого, обвиняемого или осужденного составляются акт с приложением медицинской справки о телесном осмотре лица, к которому была применена резиновая палка, и рапорт на имя начальника учреждения или органа УИС.

Законом предусмотрено, что сотрудники УИС применяют наручники при конвоировании и охране осужденных и заключенных, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе. Они необходимы при пресечении оказания физического сопротивления сотрудникам УИС, проявлении буйства до успокоения, попытках самоубийства, членовредительства и т. д. Наручники как специальные средства (БР, БР-С, БКС-1, БОС и других модификаций), предназначенные для задержания какого-либо лица, пресечения сопротивления или ограничения возможности передвигаться, используются в ходе пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и заключенными, а также задержания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление персоналу.

В ряде ситуаций, когда нет возможности использовать наручники, могут применяться подручные средства связывания, но только с согласия медицинского работника, в его присутствии и под его наблюдением.

О применении наручников и подручных средств связывания составляется акт, в котором указываются лицо, давшее распоряжение об их применении, причины, обстоятельства и место их применения. Акт утверждается руководителем учреждения или органа УИС и приобщается к личному делу конвоируемого.

К специальным психофизиологическим средствам отнесены служебные собаки. Они являются не только существенным фактором стабилизации обстановки на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах, предупреждения опасных деяний, но и служат инструментом их пресечения. Право на применение служебных собак имеют сотрудники, прошедшие соответствующую специальную подготовку. Животные используются для отражения нападения на работников УИС, осужденных, заключенных и других граждан, пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и заключенными, а также задержания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление сотрудникам караулов по конвоированию. Их применяют также для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений, транспортных средств. Очень эффективно применение служебных собак и в операциях по задержанию и возвращению осужденных и заключенных, бежавших из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания.

Сотрудник кинологической службы (кинолог, помощник начальника караула по кинологической службе) УИС обязан предупредить о намерении применить служебную собаку окриком «Стой! Пускаю собаку!», а в исключительных случаях, когда промедление с применением служебной собаки создает непосредственную опасность для жизни или здоровья граждан либо сотрудников или может повлечь иные тяжкие последствия, - действовать без предупреждения. Он должен доложить руководству по подчиненности о каждом случае применения служебной собаки.

При каждом применении служебной собаки составляется акт о применении служебной собаки. Соответствующие должностные лица мест содержания под стражей обязаны незамедлительно уведомить непосредственное руководство и прокурора по надзору за исполнением законов в учреждениях и органах УИС о каждом случае ранения или смерти в результате применения служебной собаки.

В Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в одну статью со специальными средствами включен порядок применения газового оружия. Это объясняется, очевидно, тем, что оно наименее травмоопасное. Согласно Федеральному закону от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» газовое оружие предназначено для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ. Оно может быть в виде газовых пистолетов и револьверов, механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами. Для пресечения правонарушений сотрудники УИС применяют аэрозольные баллоны, а для пресечения групповых нарушений предназначены ручные газовые гранаты «Черемуха-1», «Черемуха-5», «Черемуха-6», «Черемуха-12», «Сирень-12», ранцевый распылитель АР-16 «Облако» и другие. Выбор газового оружия, а также интенсивность его применения определяются с учетом обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителей.

К специальным средствам, выдаваемым сотрудникам для постоянного ношения и хранения, относится состоящий на вооружении ФСИН России слезоточивый газ в аэрозольной упаковке «Черемуха- 10», «Сирень-10», «Резеда-10» и их модификации .

Газовое оружие может применяться для отражения нападения на работников УИС, осужденных, заключенных и других граждан; пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и заключенными; задержания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление персоналу; освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств; для задержания и возвращения осужденных и заключенных, бежавших из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания.

Виды специальных средств и газового оружия, а также интенсивность их применения определяются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Применение специальных средств и газового оружия должно сводиться к минимальному причинению вреда осужденным, заключенным и иным лицам.

Запрещается применять специальные средства и газовое оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане (ст. 30 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

Визуально беременность определяется наличием округлостей в районе живота, пигментных пятен на лице и другими признаками. Юридически она фиксируется с момента выдачи листка нетрудоспособности, который производится на сроке 30 недель беременности.

Под явными признаками инвалидности согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» понимаются нарушения функциональных и антропологических признаков организма (ампутация конечностей), а также поведение лица, позволяющие сделать вывод о наличии у него психического заболевания.

Несовершеннолетними являются лица, не достигшие возраста восемнадцати лет. В их отношении закон делает оговорку - возраст должен быть очевиден или известен. Организм несовершеннолетнего еще не сформировался окончательно как физически, так и психологически.

Однако в случае оказания беременными женщинами, инвалидами, несовершеннолетними вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также, если могут пострадать посторонние граждане, возможно применение к этой категории лиц специальных средств и газового оружия.

После применения газового оружия производится осмотр помещений и местности в целях обнаружения пострадавших, оказания им медицинской помощи, выявления повреждений объектов жизнеобеспечения и устранения других негативных последствий. При необходимости производится дегазация.

Неприменение, равно как и неправильное использование сотрудниками караулов по конвоированию спецсредств, является нарушением и влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

Применение огнестрельного оружия. Государственные военизированные организации, к которым относится ФСИН России, имеют право приобретать и использовать любое боевое, служебное и гражданское оружие. Под ним понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. В данном разделе рассматривается применение огнестрельного оружия (далее: оружие), которое предназначено для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового заряда. Сотрудникам караулов по конвоированию на постоянное ношение может выдаваться табельное, боевое, ручное, стрелковое оружие (пистолеты, револьверы, автоматы или пулеметы), состоящие на вооружении в ФСИН России. Иные типы оружия выдаются сотрудникам только на время участия в специальных операциях.

На режимных территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов УИС ношение оружия ограничено. В этих целях руководитель территориального органа ФСИН России издает в пределах своей компетенции соответствующие правовые акты, которыми определяется порядок ношения оружия в указанных учреждениях (например, Инструкция о порядке постоянного ношения и хранения боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы). Сотрудники караулов по конвоированию, имеющие при себе огнестрельное оружие, входя на территорию учреждения УИС, сдают его на временное хранение часовому (младшему инспектору) по пропуску людей на контрольно-пропускном пункте. Для временного хранения оружия на контрольно-пропускном пункте устанавливается железный запирающийся шкаф с номерованными гнездами и жетонами, которые выдаются владельцу взамен сданного им оружия.

Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлен порядок и подробный перечень случаев применения и использования огнестрельного оружия на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах УИС.

Огнестрельное оружие выдается сотрудникам УИС, прошедшим специальное профессиональное обучение, переподготовку либо окончившим образовательное учреждение ФСИН России. Перед получением табельного оружия они сдают ряд зачетов. В ходе их оценивается знание материальной части, тактико-технических характеристик табельного оружия, а также мер безопасности при обращении с ним. Сотрудники УИС обязаны сдать нормативы по огневой подготовке, в которую входят упражнения курса стрельб из табельного оружия, предусмотренные программой обучения. Рядовой и начальствующий состав ФСИН России должен знать положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок применения и использования табельного оружия.

Выдача оружия сотрудникам караулов по конвоированию УИС осуществляется по решению руководства после прохождения соответствующей подготовки на время выполнения служебных обязанностей по осуществлению конвоирования, розыску бежавших и при возникновении чрезвычайных ситуаций и подлежит сдаче по окончании их выполнения. Одновременно с выдачей табельного оружия, боеприпасов сотрудникам выдается специальное снаряжение для открытого или скрытого их ношения (в зависимости от выполняемых оперативно-служебных задач), а также принадлежности по уходу за ними.

Для эффективного выполнения оперативно-служебных задач и обеспечения личной безопасности сотрудников УИС в ряде случаев табельное оружие может выдаваться на постоянное ношение и хранение. Порядок его выдачи регламентирован Инструкцией о порядке постоянного ношения и хранения боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

Сотрудники УИС вправе применять огнестрельное оружие лично или в составе подразделения для защиты от нападения либо угрозы нападения, опасного для жизни или здоровья угрожающего жизни и здоровью граждан. Закон, вводя данное условие, подчеркивает, что ФСИН России относится к правоохранительной структуре, осуществляющей функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Защитой является отражение наступательных агрессивных действий, т. е. нападения какого-то лица или группы лиц, сопряженное с намерением причинить вред здоровью или имуществу, силой захватить его. В таких ситуациях решение о применении сотрудником оружия может быть принято самостоятельно, исходя из конкретной обстановки.

Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и другие законодательные акты предусматривают гарантии личной безопасности сотрудников правоохранительных органов, в том числе УИС. Их нормы дают право таким сотрудникам для отражения нападения либо угрозы нападения на них применять оружие, если их жизнь или здоровье подвергаются опасности. Сотрудники УИС имеют право применить оружие при нападении на осужденных, заключенных под стражу и иных лиц, если при этом создается угроза их жизни и здоровью.

Попытки лица завладеть оружием сотрудника УИС, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию предоставляют ему право применить огнестрельное оружие для пресечения попытки завладения его вооружением.

Для проведения операций по освобождению заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах, если другими способами и средствами освобождение осуществить невозможно, сотрудники УИС применяют оружие в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, такими как Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», постановление Правительства РФ от 6 июня 2007 г. № 352 «О мерах по реализации Федерального закона “О противодействии терроризму”» и другие. Руководители операций по освобождению отдают соответствующие приказы, распоряжения, команды и сигналы на применение оружия. При освобождении заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и районов (участков) местности, охраняемых объектов сотрудники применяют оружие для подавления сопротивления лиц, осуществивших захват, удаления их с места преступления и иных действий (рис. 2).

Рис. 2. Освобождение заложников, захваченных в спецавтомобиле

Оружие используется для пресечения сопротивления преступников, а также для их задержания, если другими способами и средствами пресечь сопротивление невозможно.

Групповые или вооруженные нападения на охраняемые объекты, помещения и сооружения учреждений, исполняющих наказания, а также на транспортные средства, при помощи которых осуществляется конвоирование спецконтингента, создают опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Для их отражения, пресечения сопротивления преступников, а также для их задержания сотрудники УИС, если иные средства указанное нападение не пресекли, имеют право применить оружие. Сначала они обязаны произвести предупредительный выстрел (в воздух), а лишь потом - на поражение. По возможности стрельба ведется по конечностям.

Сотрудник УИС может применить оружие для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья граждан, собственности и пытающегося скрыться, если другими способами и средствами подавить сопротивление, задержать лицо или изъять оружие невозможно. Под вооруженным сопротивлением понимается использование любого оружия, а также выстрелы из огнестрельного оружия в направлении сотрудника. Оружие может быть применено и в том случае, когда правонарушитель обнажил оружие и направил его в сторону сотрудника.

В законодательстве нет прямого указания на место, где возможно применение оружия сотрудником для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление. Исходя из этого, можно предположить, что он как представитель власти может применить оружие не только при осуществлении служебных обязанностей на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах, но и в иных местах и ситуациях.

Сотруднику УИС дано право применять оружие в отношении совершающего побег правонарушителя либо для пресечения попыток насильственного освобождения осужденных и заключенных.

Большую опасность окружающим представляет оружие в руках правонарушителя. Закон предписывает сотрудникам УИС предъявить ему требование о сдаче оружия. В том случае, если прозвучал отказ в выполнении законного требования, возможно применение оружия. Оно заключается в выстреле в воздух и затем последующем поражении преступника.

Огнестрельное оружие может использоваться в определенных предупредительных целях.

В некоторых случаях осужденные или заключенные пытаются совершить побег с территории учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территорий, на которых установлены режимные требования, и с охраняемых объектов, с использованием транспортного средства. В этих случаях помимо того, что правонарушители пытаются покинуть места отбытия наказания, они тем самым создают реальную угрозу безопасности и опасность для жизни или здоровья окружающих. Для остановки транспортного средства, если специальные средства, примененные для остановки транспортных средств, не привели к нужному эффекту, сотрудники УИС могут применить оружие. Оно направлено на то, чтобы препятствовать движению транспортного средства путем его повреждения. В этом случае стрельба ведется по колесам, отдельным узлам и агрегатам, приведение в негодность которых влечет остановку транспортного средства. Оружие применяется против водителя, когда тот отказывается остановиться либо пытается выехать за пределы территории учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территорий, на которых установлены режимные требования, и охраняемых объектов, с целью побега.

Сотрудник УИС не имеет права применять оружие в отношении осужденных, заключенных и иных лиц без предупреждения. В этих целях он вначале должен озвучить свое намерение окриком «Стой! Стрелять буду!». В том случае, если устное предупреждение не дало эффекта, производится предупредительный выстрел.

Оружие при необходимости может быть использовано для подачи сигнала тревоги или вызова помощи. Для этого производятся выстрелы холостыми патронами, а в их отсутствие - боевыми вверх. При несении службы сотрудники могут вооружаться ракетницами и сигнальными пистолеты. На случай подачи сигнала тревоги или вызова помощи в подразделениях органов ФСИН России вводятся установленные сигналы, которые подаются оружием.

Сотрудники УИС как представители правоохранительной структуры могут применять выданное им на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. На этом основании они имеют право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения. Под понятием «применение оружия» понимается использование оружия для поражения человека, тогда как понятие «использование оружия» подразумевает осуществление с помощью оружия определенных обязанностей, функций и прав. В некоторых случаях достаточно демонстрации оружия. Возможно обнажение и последующее употребление боевых свойств оружия для иных целей. На территории учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территорий, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах возможно появление диких животных - тигров, медведей, рысей и т. д., которые могут напасть на людей. Опасность представляют бешеные собаки, стаи одичавших животных, крупные домашние животные, находящиеся в разъяренном состоянии. В таких ситуациях для защиты людей от угрозы нападения опасных животных сотрудники УИС могут применить оружие. Это может быть табельное оружие или оружие, стреляющее специальными боеприпасами для обездвиживания.

Установлены ситуации, когда сотрудники УИС имеют право применять огнестрельное оружие без предупреждения.

В том случае, когда на персонал, осужденных, подозреваемых и обвиняемых, территорию учреждений, исполняющих наказания, прилегающие к ним территории, на которых установлены режимные требования, и охраняемые объекты, осуществляется нападение с использованием оружия или транспортных средств, сотрудники УИС применяют огнестрельное оружие для их отражения. Стрельба ведется с целью поражения или ранения нападающих, остановки транспортных средств.

Согласно ст. 313 УК РФ побег осужденных и заключенных из мест лишения свободы, предварительного заключения или из-под стражи является преступлением 1 . Еще более опасным такое деяние становится, если оно осуществляется с оружием и при помощи транспортных средств. При пресечении таких действий сотрудникам УИС дано право открывать огонь по нарушителям без предупреждения. Особо дерзким является побег из транспортного средства во время движения. Для его прекращения оружие также применяется без предупреждения.

Действия осужденного или заключенного, а также иного лица по приближению к сотруднику УИС с обнаженным огнестрельным или холодным оружием либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, предоставляют ему право применить огнестрельное оружие без предупреждения. Такую же реакцию вызывают попытки по сокращению указанного сотрудником УИС расстояния и по прикосновению к его огнестрельному оружию, с целью завладения.

При применении огнестрельного оружия сотрудники УИС обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности граждан. Так, например, запрещено применять оружие при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица. Сотрудники УИС не имеют права обнажать табельное огнестрельное оружие, боеприпасы и специальные средства для демонстрации окружающим (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а также передавать их другим лицам либо оставлять без присмотра. При заряжении и разряжении ствол оружия должен быть направлен вверх (под углом 45-60°) и в сторону от окружающих.

После применения огнестрельного оружия сотрудники УИС обязаны принять все возможные меры для оказания пострадавшим медицинской помощи. В этих целях они обязаны проходить специальную подготовку по оказанию первой помощи пострадавшим и уметь обрабатывать раны, останавливать кровотечение.

Существует запрет на применение огнестрельного оружия в отношении ряда категорий лиц.

Запрещается использовать оружие против женщин с явными проявлениями беременности. Оно не применяется в отношении лиц с видимыми признаками инвалидности, которые характеризуются нарушением функциональных и антропологических признаков организма (например, ампутация конечностей), а также их поведением. Психические больные, согласно ГК РФ, являются недееспособными и за свои действия не отвечают. Не имеют права применять оружие сотрудники УИС и против несовершеннолетних. К ним ст. 26 ГК РФ относит лиц в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Однако ни беременность, ни инвалидность, ни несовершеннолетие не являются преградой для применения оружия, если такие лица оказывают вооруженное сопротивление, совершают вооруженное либо групповое нападение, угрожающее жизни и здоровью граждан. Сотрудник УИС может применить оружие против беременных женщин, инвалидов и несовершеннолетних в случаях, когда от сопротивления или нападения могут пострадать посторонние граждане.

О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник УИС обязан в течение 24 часов с момента его применения доложить непосредственному начальнику. Выполнение этого требования не зависит от того, был убит, травмирован или задержан правонарушитель или нет. О каждом случае применения оружия администрация учреждения или органа УИС незамедлительно уведомляет прокурора. За неправильное использование оружия, а также за неприменение его в случаях, когда это было необходимо, в результате чего наступили тяжкие последствия, виновные привлекаются к ответственности.

О результатах применения физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия начальник караула незамедлительно докладывает по команде и производит запись в постовой ведомости.

Вопросы и задания

1. Перечислите нормативные правовые акты, регламентирующие применение физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия сотрудниками УИС при конвоировании.

2. Назовите основания применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками УИС.

3. Укажите виды специальных средств и газового оружия, применяемых в соответствии с законодательством сотрудниками УИС.

4. В каких случаях регламентировано применение огнестрельного оружия сотрудниками УИС?

5. В отношении каких категорий физических лиц запрещается применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на поражение, и есть ли исключения из этих правил?

6. Чем отличается применение огнестрельного оружия от его использования?

7. Какие документы составляются, какие должностные лица и в какой срок информируются по фактам применения физической силы, специальных средств и оружия караулами по конвоированию?

8. Назовите меры безопасности при обращении с огнестрельным оружием и специальными средствами.