Правильный разворот на перекрестке. Разворот на перекрестке: правила и установленные штрафы. Правила разворота на различных перекрёстках


Часто у автолюбителей возникает сомнение разрешен ли разворот на дороге, не доезжая перекрестка. Особенно пугает выезд на встречную полосу на дорогах имеющих четыре и более полос движения.


Томить не будем, разворот разрешен. Об этом прямо говорит пункт 9.2 Правил дорожного движения:

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

Кроме того требования к развороту вне перекрестка указаны в пункте 8.8 Правил:

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

В общем случае по умолчанию разворот разрешен, а запрет уже устанавливается специальными нормами :

  1. В тексте правил
  2. Разметкой
  3. Знаками
  • Разворот запрещен Правилами

    Общие запреты разворота установлены требования в пункте 8.11 ПДД. То есть разворот запрещен вне зависимости от наличия знаков или разметки в следующих случаях:

    И в пункте 16.1:

    16.1. На автомагистралях запрещается:

    разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы;

    Рассмотрим некоторые места, где разворот запрещен.

    Разворот запрещен на пешеходных переходах

    Маневр начинается с начала смены направления и заканчивается когда началось движение в обратном направлении. Ни начинать, ни завершать разворот на пешеходном переходе запрещено.


    Запрещенный разворот на пешеходном переходе
    Запрещенный разворот на пешеходном переходе. Начало маневра в конце перехода

    Для разворота перед пешеходным переходом отсутствуют требования к расстоянию до перехода. Не забывайте, как определяются границы пешеходного перехода согласно определению.

    Первая ошибка это когда зону запрета разворота определяют по радиусу 15 метров от знака. Это не верно. Во первых расстояние 15 метров относится к запрету остановки, во вторых действие знака распространяется по направлению движения.

    Место остановки маршрутного транспортного средства, это место где маршрутное транспортное средство осуществляет остановку для посадки и высадки пассажиров, и никакое другое.

    Если есть разметка, то место, где разрешен разворот определить просто. Маневр нужно выполнить не наезжая на эту разметку.


    При отсутствии разметки правила границы места остановки не устанавливают. Есть лишь косвенное подтверждение из пункта 12.4 Правил — 15 метров до и после знака.


    Разворот запрещен разметкой

    Разметка, которую запрещается пересекать соответственно запрещает и разворот


    Обратите внимание! На дорогах с реверсивным движением разворот вне перекрестка запрещен.

    Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя ; при включенных реверсивных светофорах — с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9.

    Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.


    Разворот запрещен знаками

    Дорожные знаки, которые запрещают разворот вне перекрестка это знак 4.1.1 «Движение прямо», установленный в начале участка дороги.


    Разворот вне перекрестка запрещен на дорогах, где установлен знак «Движение прямо».

    И знак 5.1 «Автомагистраль»


    Во всех остальных случаях разворот вне перекрестка разрешен, в том числе и .

  • Добрый день, уважаемый читатель.

    В этой статье будет рассматриваться разворот на перекрестке и особенности этого маневра. Сразу же хочу отметить, что в ходе статьи будет рассматриваться самый обычный перекресток, на котором пересекаются две четырехполосные дороги.

    Напомню, что ранее уже был рассмотрен и сегодня этот маневр затрагиваться не будет.

    Однако сразу же хочу обратить Ваше внимание на тот факт, что неправильное выполнение разворота даже на самом обычном перекрестке может привести к . Так что читайте статью внимательно и не допускайте подобных нарушений.

    Почему водители предпочитают выполнять разворот на перекрестке

    Для начала хочу представить Вам перекресток, который будет рассматриваться в ходе статьи, и на котором желает развернуться наш водитель:

    Сразу же хочу заметить, что в рамках этой статьи не имеет особого значения, каким является перекресток: или нет.

    Будем считать, что водитель синего автомобиля уступил дорогу всем транспортным средствам, которым он должен был её уступить, и ничто не мешает ему выполнить разворот на перекрестке в соответствии с требованями правил дорожного движения.

    Напомню, что при выполнении разворота на перекрестке необходимо занять крайнее левое положение на проезжей части попутного направления. Именно это и сделал водитель синего автомобиля.

    Кстати, многие водители предпочитают выполнять разворот на перекрестках именно из-за того, что при большом радиусе разворота им не придется пользоваться задним ходом, т.к. автомобиль при желании может заехать на пересекаемую дорогу. А так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?

    Разворот на перекрестке с разъяснениями

    Итак, задача поставлена, и нашему автомобилю необходимо выполнить разворот на перекрестке, не нарушив требований . Кстати, хочу обратить Ваше внимание, что на рассматриваемом сегодня перекрестке отлично видно , а на реальном перекрестке разметка скорее всего будет стерта.

    Итак, на данном перекрестке есть одно , и вот его границы:

    Давайте вспомним пункт 8.6 правил дорожного движения:

    8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

    Оптимальная траектория разворота на перекрестке

    Оптимальная траектория разворота на перекрестке должна пройти таким образом, чтобы автомобиль не выехал с пересечения проезжих частей раньше намеченного места:

    На этом рисунке представлены только 2 возможные правильные траектории разворота, однако на практике можно развернуться и по любой траектории, пролегающей между этими двумя. Поскольку автомобиль не выезжает с пересечения проезжих частей, наказание наложено быть не может.

    Неправильные траектории разворота на перекрестке

    Давайте рассмотрим несколько неправильных траекторий, разворот по которым может привести к весьма существенным наказаниям:

    Итак, на приведенном выше рисунке оба водителя не смогли выполнить разворот в пределах пересечения проезжих частей, поэтому им пришлось немного заехать на примыкающую слева дорогу.

    Хочу обратить внимание, что водитель, двигающийся по верхней траектории, выезжая с пересечения проезжих частей оказывается на полосе попутного направления, а затем, продолжая начатый разворот, допускает пересечение двойной сплошной линии разметки. Если, как изображено на рисунке, пересечение происходит перпендикулярно линии разметки, нарушение не может квалифицироваться как выезд на встречную полосу движения. Наказание для него - штраф 1 000 - 1 500 рублей по части 2 .

    Что касается водителя, выбравшего нижнюю траекторию, то его дела куда плачевнее. Он выезжает с пересечения проезжих частей прямо на встречную полосу, и наказанием для него будет являться штраф в размере 5 000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев (часть 4 ). А в случае повторного нарушения - лишение прав на 1 год.

    Хочу обратить Ваше внимание именно на второй маневр, за который возможно лишение прав. Догадаться про подобное развитие событий просто читая правила дорожного движения весьма затруднительно, и сотрудники ГИБДД этим активно пользуются.

    Давайте рассмотрим, как можно уменьшить наказание в том случае, если разворот не удался :

    1. Всегда начинайте выполнять разворот по большой траектории. Если вписаться не получится то просто продолжите движение по пересекаемой дороге.

    2. Если начали выполнять разворот по маленькой траектории и чувствуете, что вписаться не получится, то воспользуйтесь передачей заднего хода. Естественно, на перекрестке запрещено, однако штраф за такой маневр составит всего 500 рублей .

    Конечно же при этом нужно внимательно следить за другими участниками движения, чтобы не спровоцировать ДТП.

    Разворот на Т-образном перекрестке

    В тексте этой статьи рассматривался замечательно оформленный перекресток, на котором была четко видна разметка. Однако на практике перекресток может быть абсолютно другим.

    Например, можно рассмотреть разворот на Т-образном перекрестке без разметки:

    Обратите внимание, что хотя на дороге в левой части рисунка и нет двойной сплошной линии разметки, неправильный выбор траектории разворота на Т-образном перекрестке приведет водителя к лишению прав.

    Естественно, не могу не сказать, что на практике у перекрестка может быть достаточно сложная конфигурация и совершенно отсутствовать разметка. Однако используя информацию из этой статьи, Вы можете любой перекресток оценить, а в случае неудачного разворота отделаться малыми потерями.

    Удачи на дорогах!

    Станислав-1

    Разве нижняя траектория не приводит к выезду на полосу встречного движения?

    У Вас вопрос к конкретной картинке или ко всем сразу? На картинках с двумя траекториями как раз и показано, что нижняя траектория может привести к лишению прав, так как точка выезда с пересечения проезжих частей как раз и является полосой встречного движения, а это запрещено по ПДД. При движении по верхней траектории этого не происходит, Вы можете попасть на разворот в нарушение ПДД, а это только штраф, но не лишение прав.

    На картинках с двумя траекториями как раз и показано, что нижняя траектория может привести к лишению прав, так как точка выезда с пересечения проезжих частей как раз и является полосой встречного движения, а это запрещено по ПДД. При движении по верхней траектории этого не происходит, Вы можете попасть на разворот в нарушение ПДД, а это только штраф, но не лишение прав.

    8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

    Serpiph, не путайте, поворот и разворот - это разные манёвры. При развороте выезд на встречную не запрещается. Поэтому на нижнем рисунке допустимы обе траектории, на втором снизу - нижняя. Или Вы, как некоторые гаишники считаете, что разворот, это два поворота налево?

    Даже Громоковский с Кирьяновым исправили ошибку в 9 вопросе 1 билета, написав, что разворот по "малому кругу" запрещён потому, что нарушается принцип правостороннего движения. Ни про какой выезд на встречную там и речи нет. А какое наказание за это в КОАП? Правильно, никакого.

    Кстати, только что обратил внимание. В комментарии сказано: "Придётся использовать участок проезжей части", то есть сам Кирьянов признаёт, что это участок проезжей части. А какой дороге он принадлежит? Правильно к обеим дорогам, то есть это ни что иное, как пересечение проезжих частей. А на пересечениях траектория движения ПДД не определена.

    Вячеслав-4

    "Оптимальная траектория разворота на перекрестке" - нижний вариант - выезд на полосу встречного движения, следовательно, нарушение ПДД. Если я не прав, объясните в чем

    На 3 рисунке снизу в реальности скорее всего в ситуации где автомобиль не доехал до пересечения и развернулся, водителю "впаяют" встречку.

    Подскажите пожалуйста, на экзамене совершал разворот на перекрестке с учетом знаков 5.15.1-5.15.2. Инспектор приписал нарушение - Разворот напротив остановки. Разворот производил с левой полосы, на которую распространяется действие установленного знак предписания - поворот налево. Схема-рисунок:

    Мнение инструкторов разделились - четверо из пяти сказали я не нарушил, один поддержал инспектора, т.е. разворот в зоне остановки.

    Посмотрел ваши разъяснения двух правильных траекторий, и хочу Вам заметить что раз ворот представленных по маленькой траектории в корне не верный, т. к. Выполнен через полосу встречного движения!!!Даже не смотря на то что выполнен в границах перекрестке.

    Александр , к сожалению, Ваш файл не открывается.

    Разворот на остановках запрещен. Попробуйте в следующий раз избегать подобных не понятных для Вас ситуаций. Например, развернитесь на следующем перекрестке.

    Удачи на экзаменах!

    Александр-68

    Максим - как же так, у мастера не открывается файл с яндекс диска)))

    Что касается разворота, то на остановке я и не разворачивался, взгляните на схему по ссылочек- будет яснее.

    Модератор: Давайте не будем ёрничать. Ваше нежелание вставить изображение в сообщение означает Вашу лень. Внешние ссылки часто уходят в никуда, лучше прикрепить изображение. Мне пришлось откорректировать Ваше сообщение выше с точки зрения правильного русского языка.

    Александр , разворот запрещается в местах остановки маршрутных транспортных средств. На мой взгляд к Вашей ситуации это не относится. Если подобная ситуация произойдет еще раз, не соглашайтесь с результатами экзамена.

    Габаритным ТС, либо если перекресток небольшой – только так развернуться и получится.

    А вот на самой нижней картинке статьи - разворот по верхней траектории – разрешен! Т.к. он выполнен в пределах перекрестка, а при выезде с пересечения автомобиль на стороне для встречного движения не оказывается.

    Ещё раз. Смотрим движение машины в пределах пресечения проезжих частей, а не в пределах перекрёстка. Кстати, Ваш первый рисунок неправилен тем, что на перекрёстке поворот налево и разворот делается только от левого края левой полосы, а не из центра или справа.

    Так в статье так и сказано:

    Обратите внимание, что хотя на дороге в левой части рисунка и нет двойной сплошной линии разметки, неправильный выбор траектории разворота на Т-образном перекрестке приведет водителя к лишению прав.

    Идёт отсылка к рисунку выше для сравнения. Ошибки нет. Важно соблюсти правило: выезжай с пересечения проезжих частей только на свою часть дороги.

    Кстати, Ваш первый рисунок неправилен тем, что на перекрёстке поворот налево и разворот делается только от левого края левой полосы, а не из центра или справа.

    Рассматривается в рамках пересечения проезжих частей именно потому, что это требование ПДД, а не желание автора.

    Я же не сказал Ошибка. Неточность. Автор указал к рисунку, что «неправильный выбор траектории разворота на Т-образном перекрестке приведет водителя к лишению прав». И он и не утверждал, что они обе не правильные. Я же просто уточнил, что в данном случае при отсутствии разметки, даже выехав за пересечение, верхняя траектория – правильная, т.к. не противоречит ПДД.

    Понятно. Можно указать, какой конкретно вариант не приведёт к нарушению ПДД. Кстати, Ваши рисунки говорят именно о том же: не заехать на сплошную линию и при выезде с пересечения проезжих частей быть на своей стороне дороги. Но автор указывает, что вариантов на самом деле больше:

    На этом рисунке представлены только 2 возможные правильные траектории разворота, однако на практике можно развернуться и по любой траектории, пролегающей между этими двумя.
    и поэтому надо думать головой.

    А где Вы увидели левую и правую полосы? Там одна полоса, в которую помещается только один автомобиль. Было бы шире, наверняка нарисовали бы ближе к её левому краю.

    В Вашем случае, действительно, только одна полоса. На нижних рисунках смещение автомобиля ближе к левому краю визуально не показать, а на верхнем очень даже можно. И у автора такие большие рисунки именно по этому поводу: отразить все особенности манёвра.

    Можно указать, какой конкретно вариант не приведёт к нарушению ПДД.

    Именно это я и имел ввиду. Если под последним рисунком написать: "здесь разворот по верхней траектории – разрешен, т.к. он выполнен в пределах перекрестка, а при выезде с пересечения автомобиль на стороне для встречного движения не оказывается" - статья бы от этого только выиграла, а читатель бы получил исчерпывающую информацию.

    Согласен, что разворот в пределах пересечения - наиболее предпочтителен, с точки зрения не нарушить ПДД. И к первым картинкам вопросов нет: при развороте запрещено пересекать линию разметки, а также заезжать на «зебру».

    Сегодня при сдаче на права должен был выполнить вот такой разворот, как на картинке (кривые линии - это пешеходный переход).

    Реальный перекресток тоже приложен в виде фото.

    Перекресток со светофором. У водителя зеленый свет, у пешехода (слева на фото) красный.

    При развороте не хватило радиуса и правым передним колесом был совершен наезд на зебру. Итог - не сдал. На вопросы инспектору:

    1. Как необходимо было проехать перекресток, если он оказался у"же, чем был оценен водителем?

    2. Что делать, если видишь, что не пересечь пешеходный переход не получится, а задом сдавать на перекрестке тоже нельзя? - был получен ответ: оценивать обстановку заблаговременно.

    Что это может означать?

    1. Прижаться правее к краю своей левой полосы? Или, если радиус кажется маленьким, выполнить разворот с правого ряда?

    2. Если не уверен, что уместишься, не заехав на зебру, то не выполнять разворот? (машина незнакомая, радиус разворота оценить с первого раза очень сложно).

    В этом случае инспектор скажет, что ближайшее место разворота было пропущено и штрафные баллы получишь (ну может меньше, чем при наезде на зебру).

    3. И главное, я не смог найти, подскажите, какой пункт правил запрещает наезд на зебру?

    4. При отсутствии зебры и разделительной (как на исходном рисунке), можно ли выполнить разворот, пересекая условную линию края полосы?

    1. Нужно сделать левый поворот вместо разворота и развернуться где-нибудь еще.

    2. Да, не выполнять. Нужно проехать прямо или повернуть налево.

    Вам нужно было вслух сообщить инспектору, что на этом перекрестке Вы разворачиваться не будете, т.к. без нарушения правил этого сделать нельзя. И искать другое место для разворота.

    4. Можно. Но при выезде с пересечения проезжих частей автомобиль не должен оказаться на полосе встречного движения.

    Юрий , здравствуйте.

    Пункты 8.5 и 8.7 ПДД:

    8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

    8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам .

    Водитель автобуса однозначно виноват в ДТП. Возможно, водитель легкового автомобиля также допустил нарушение ПДД, но Ваше описание не содержит информации об этом.

    Удачи на дорогах!

    Правила дорожного движения утверждены Постановлением Правительства, то есть являются подзаконным актом, который разработан на основании "Закона о безопасности дорожного движения". В связи с этим хотелось бы ознакомиться с официальным толкованием подзаконного акта, а не с доктринальным. Потому что каждый толкователь (кого не прочитаешь), толкует ПДД так как он это "видит". А хотелось бы прочитать это видение от официальных органов государственной власти, которые разрабатывали этот подзаконные акт. В конкретном случае - о правилах разворота на перекрёстках. Должно быть единое, юридическое обоснование этого манёвра, чтобы прекратить раз и навсегда любые разговоры на эту тему. Законодатель сказал так и не иначе. Точка. Из всех комментариев на разных сайтах, которые я прочитал, получается, что в местах пересечения проезжих частей нет полос движения, а это всего лишь места пересечения проезжих частей...

    Так акт этот и разрабатывался с расчётом на двоякое толкование, чтобы "типа не нарушающих" можно было бы всё-таки привлечь за нарушение, и чтобы при разборе ДТП можно было бы назначить виновным любого из участников, по желанию инспектора или судьи. Поэтому как бы они чего не объясняли, они всегда будут оставлять себе лазейку для произвола.

    Хочу обратить внимание, что водитель, двигающийся по верхней траектории, пересекает двойную сплошную линию разметки, однако при этом не происходит выезда на встречную полосу движения (он едет перпендикулярно ей).

    Не происходит выезда на встречную полосу? Он находится на встречной полосе! Это по-вашему не. выезд? Вход что ли?

    Хочу обратить внимание, что водитель, двигающийся по верхней траектории, выезжая с пересечения проезжих частей, сначала оказывается на полосе попутного направления, а затем, продолжая начатый разворот, допускает пересечение двойной сплошной линии разметки. Если, как изображено на рисунке, пересечение происходит перпендикулярно линии разметки, нарушение не может квалифицироваться как выезд на встречную полосу движения. Наказание для него - штраф 1 000 - 1 500 рублей по части 2 статьи 12.16 КоАП.

    Владимир , спасибо! Статья обновлена.

    Удачи на дорогах!

    Идет добавление комментария

    Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня наш разговор о выполнении разворота вне перекрестка, по ссылке можно почитать о развороте на перекрестке . Выполнение разворота, создает большую опасность для других участников дорожного движения и требует от водителя, выполняющего маневр, повышенной осторожности и внимания.

    Основные вопросы, связанные с выполнение разворота, изложены в главе 8 «Начало движения, маневрирование» , Правил дорожного движения Российской Федерации. Разворот разрешен, если нет ограничений связанных с пунктами 8.11 и 16.1 настоящих Правил и отсутствуют знаки и разметка, которые могут ограничить выполнение разворота (не забываем, что разворот невозможен на дорогах с односторонним движением ).

    На изображении, разворот запрещен разметкой и предписывающим знаком 4.1.1 «Движение прямо».

    8.11. Разворот запрещается:
    на пешеходных переходах;
    в тоннелях;
    на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
    на железнодорожных переездах;
    в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
    в местах остановок маршрутных транспортных средств.

    16.1. На автомагистралях запрещается:
    разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы.

    Требования пункта 16.1 относятся и к дорогам обозначенным знаком 5.3 «Дорога для автомобилей» .

    При отсутствии названных выше ограничений, для выполнения разворота, разрешается выполнить маневр на всем протяжении участка дороги между перекрестками.

    Первое, что необходимо выполнить перед выполнением разворота в соответствии с пунктом 8.5 Правил, заблаговременно занять крайнее положение на проезжей части.

    8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

    Но если транспортное средство из-за своих габаритов или другим причинам не может выполнить разворот из крайнего положения с соблюдением пункта 8.5, то следующие пункты Правил, разрешают выполнить разворот не из крайнего положения.

    8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

    8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

    Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

    На снимке, разрешается выполнить разворот с правой обочины.

    Важно обратить внимание, что выполнять разворот не из крайнего левого положения, допускается только вне перекрестка.

    Остановимся на пункте 9.2 Правил.

    9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или ) разметкой.

    Из пункта 9.2 следует, на дорогах имеющих четыре и более полосы, разрешается выполнять развороты, если отсутствуют такие запреты в соответствии с Правилами. Обратимся к фото (ниже ), дорога имеет четыре полосы, с правой стороны выезд с прилегающей территории, разметка 1.3 имеет разрыв, обозначенный разметкой 1.7 (прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками ), данной разметкой обозначают полосы движения в пределах перекрестка, в соответствии с Правилами линии 1.2.2, 1.5 - 1.8 пересекать разрешается с любой стороны. При отсутствии запрещающих маневр знаков (4.1.1 «Движение прямо» и других знаков ), допускается выполнить разворот.

    Но в данном случае, нельзя забывать, что по левой полосе транспортные средства двигаются с достаточно высокой скоростью и для других водителей, может быть полной неожиданностью, решение о выполнении разворота (особенно, при интенсивном движении ), в месте, где отсутствует поворот налево, что может быть очень опасно, для безопасности движения. Поэтому, по возможности, нужно выбирать места для разворота там, где Ваш маневр, наверняка будет безопасен и понятен другим участникам дорожного движения. Если же, другой возможности для разворота нет, необходимо предупредить остальных участников движения о своем намерении, включением, заблаговременно, указателей поворота и плавным снижением скорости.

    Еще одна причина, отказаться от разворота в таких местах, связана с тем, что при выполнении маневра, может не хватить места для его завершения. На следующем снимке, выезд с прилегающей территории, примыкает с левой стороны, в таких местах выполнение разворота немного безопаснее и наверняка хватит места для завершения маневра.

    По возможности, разворот на дорогах имеющих четыре и более полосы, лучше выполнять на перекрестках обозначенных знаками приоритета или в специально выделенных знаками, местах для разворота, как более безопасных и понятных для других участников дорожного движения.

    В заключении пункт 1.5 Правил дорожного движения.

    1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

    Согласно статистике, разворот входит в число наиболее аварийно опасных маневров на дороге. Чтобы избежать плачевных последствий в виде ДТП или , нужно четко понимать, в каких местах можно выполнить разворот, а в каких этого делать категорически нельзя.

    Где нельзя разворачиваться?

    В Правилах дорожного движения указан список мест, на которых нельзя выполнять разворот. К ним относятся:

    • пешеходные переходы,
    • тоннели,
    • мосты, путепроводы и эстакады под ними,
    • ж/д переезды,
    • остановки маршрутных транспортных средств,
    • места, в которых видимость дороги составляет менее 100 м хотя бы в одном направлении.

    Запомните, что НА ВСЕХ этих местах разворот запрещен, а если вы все-таки решитесь на подобный маневр, вам грозит штраф.


    Где можно разворачиваться?

    В населенных пунктах все разрешенные развороты можно условно разделить на две группы:

    • развороты вне перекрестков,
    • развороты на перекрестках.

    Вне перекрестка разворачиваться можно через прерывистую линию. При этом место разворота должно отлично просматриваться в обе стороны, а ваш маневр не должен мешать другим участникам движения. В зависимости от ширины проезжей части, развернуться можно в один или несколько приемов.

    Если у дороги есть прилегающая территория, на ней также можно выполнить разворот, используя движение задним ходом. Прежде чем разворачиваться с прилегающей территории, убедитесь, что это не перекресток, так как движение задним ходом на перекрестке запрещено.

    Вне перекрестка можно также развернуться через трамвайные пути, если разметка или знаки не запрещают такой маневр. Согласно ПДД, разворачиваться следует только с трамвайных путей попутного направления, не создавая при этом помех трамваям.

    Выполняя разворот на перекрестке, следует соблюдать несколько простых правил:

    • маневр не должен противоречить требованиям знаков и разметки,
    • вы не должны создавать помех другим участникам движения,
    • при выезде с пересечения ваш автомобиль не должен оказаться на встречной полосе.

    Чтобы развернуться, можно использовать и перекресток с круговым движением. Чтобы выполнить маневр, следует въехать на перекресток, проехать по кругу и съехать по нужному съезду, чтобы потом двигаться в обратном направлении.


    В ПДД РФ толкование термина «Разворот» отсутствует. Из п. 8.1 ПДД косвенно следует, что разворот считается одним из видов манёвра.

    На практике разворотом принято называть действие, при котором ТС изменяет направление движения, поворачиваясь на 180 градусов. Во время выполнения манёвра водитель должен хорошо видеть, как движутся другие ТС вокруг, а также быть видимым для других автомобилистов – участников движения. Необходимо учитывать, что совершение манёвра требует довольно длительного времени, в течение которого не исключено существенное изменение ситуации на дороге. Помимо этого, выполняя разворот, автомобилисту нужно уступать дорогу практически всем ТС, что требует от него знания и соблюдения ПДД, а также принципов безопасности движения.

    Разворачиваться водителю разрешено в любых местах, где это не запрещено ПДД, а также разметкой или дорожными знаками. Однако к выбору места для маневрирования следует относиться с особой внимательностью.

    Разворот ТС выполняется как на пересечении автомобильных дорог, так и вне перекрёстков. На перекрёстке правила разворота регулирует п. 8.5 ПДД, обязывающий водителя, намеренного развернуться, заранее занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначающейся для движения в данном направлении, за исключением ситуаций, когда автомобилист совершает разворот на перекрёстке, где организовано .

    Учитывая данную норму, разворот на перекрёстке разрешено выполнять исключительно из крайнего левого положения, то есть от центра проезжей части. Это требование распространяется на все без исключения ТС вне зависимости от их габаритов и прочих причин.

    Где разрешён разворот?

    Место или зону, где разрешается совершать манёвр, определяют знаки:

    • 6.3.1 «Место для разворота»;
    • 6.3.2 «Зона для разворота».

    Помимо этого, к знакам, свидетельствующим о возможности разворота, относят:

    • 4.1.3 «Движение налево»;
    • 4.1.5 «Движение прямо и налево»;
    • 4.1.6 «Движение направо и налево»;
    • 5.15.1 «Направление движения по полосам»;
    • 5.15.2 «Направление движения по полосе».

    Возможность выполнить свидетельствует о том, что автомобилист наделён правом развернуться, главное — двигаться при этом по крайней левой полосе.

    Также нужно учитывать, что на ПДД распространяется принцип – всё, что не запрещено, то разрешено. Поэтому, автомобилист может разворачиваться в любом месте, на которое не распространяется запрет. Таким образом, чтобы правильно выполнить манёвр, необходимо знать, когда разворачиваться запрещено.

    ПДД предусматривают множество ситуаций, при которых автомобилисту запрещено разворачивать машину. При этом, наличие знака 3.19 «Разворот запрещён» является всего лишь одной из них. Обычно этот знак размещают на пересечении дорог, где разворот может нести опасность для ТС, движущихся с других направлений, а также для людей, которые идут пешком. Вместе с тем, автомобилистам нужно помнить, что знак «Разворот запрещён» вовсе не препятствует движению в других направлениях, включая поворот налево.

    Чтобы улучшить информированность автомобилиста, занятого подготовкой к манёвру, знак «Разворот запрещён» может быть установлен с обеих сторон дороги, а также над крайней левой полосой и даже на разделительной полосе.

    Знак 3.19 разрешено устанавливать в комбинации с табличкой 8.1.1 «Расстояние до объекта». Это сочетание означает, что запрет будет действовать в зоне, начинающейся через указанное расстояние. Благодаря предупреждению, автомобилист, намеревающийся выполнить разворот, может заблаговременно принять решение об изменении направления движения.

    О запрете выполнения разворота водитель также может судить по наличию других знаков. К дорожным знакам, в зоне действия которых запрещено разворачиваться, относятся:

    • 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход»;
    • 1.31 «Тоннель»;
    • 1.3.1 «Однопутная железная дорога» и 1.3.2 «Многопутная железная дорога»;
    • 1.11.1 и 1.11.2 «Опасный поворот»;
    • 1.12.1 и 1.12.2 «Опасные повороты»;
    • 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъём»;
    • 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
    • 5.17 «Место остановки трамвая»;
    • 4.1.1 «Движение прямо»;
    • 4.1.2 «Движение направо»;
    • 4.1.4 «Движение прямо и направо».

    Помимо этого, о запрете разворачиваться свидетельствует разметка:

    • 1.2.1 «Сплошная линия»;
    • 1.3 «Двойная сплошная».

    Правила разворота на различных перекрёстках

    Действия автомобилиста, совершающего разворот, обусловлены спецификой перекрёстка и зависят от его вида.

    Разворот на регулируемом перекрёстке выполняют по тем же правилам, что и поворот налево на данном участке. Если водителю требуется развернуться, он заблаговременно, соблюдая ПДД, должен перестроиться, заняв крайнюю левую полосу, включив левый «поворотник».

    После того, как разрешающий сигнал зажжётся на светофоре, необходимо выехать ближе к середине перекрёстка. При этом, колеса ТС необходимо держать в положении «прямо». Кроме того, дальше середины перекрёстка выезжать не следует.

    Вполне вероятно, что за машиной выстроится очередь других ТС, водители которых намереваются повернуть налево и не в курсе, что находящийся впереди автомобиль будет совершать разворот. Поэтому, не исключено, что кто-либо из водителей попытается срезать путь. Учитывая этот риск, автомобилист, выполняющий разворот на перекрёстке со светофором, обязан обращать внимание на то, что происходит позади него, также слева.

    Как и при повороте налево, разворачивающийся автомобилист должен пропускать встречные ТС, которые движутся «прямо». В случае если встречные ТС отсутствуют, автомобилист может разворачиваться, как только выедет на пересечение проезжих частей.

    После того, как все встречные машины будут пропущены, автомобилисту требуется убедиться в том, что его маневрирование ни для кого не создаёт помех, а затем осуществить разворот. Если в этот момент на светофоре вдруг зажжётся запрещающий сигнал, автомобилист должен спокойно завершить разворот, так как ТС, въезжающие на перекрёсток на разрешающий сигнал с других направлений, должны дождаться завершения манёвра.

    Нерегулируемый перекрёсток

    Прежде чем развернуть ТС на нерегулируемом перекрёстке, требуется определить, по какой дороге – главной или второстепенной едет автомобилист, и у какого автомобиля имеется приоритет в движении. В ситуации, характеризующейся высокой интенсивностью движения и нахождением водителя, планирующего разворот, на второстепенной дороге, от совершения манёвра рекомендуется отказаться.

    Если же автомобилист едет по главной дороге, разворот должен быть выполнен по тем же правилам, что и поворот налево на нерегулируемом перекрёстке.

    Перед тем, как начать разворачиваться, автомобилисту нужно занять крайнюю левую полосу и включить левый «поворотник». Уменьшая скорость, следует подъехать к середине перекрёстка. Если дорога будет свободной, можно начать разворот. Если к перекрёстку приближаются встречные ТС, требуется остановиться и пропустить машины, движущиеся по главной дороге.

    После того, как автомобилист убедится в том, что его манёвр не для кого не создаёт помех, можно выполнять разворот. При этом, нужно внимательно контролировать пространство позади ТС, так как другой автомобилист, осуществляющий поворот влево, может предпринять попытку срезать угол под прикрытием впереди едущей машины, не подозревая, что она будет разворачиваться.

    Т-образным называют перекрёсток, представляющий собой участок, на котором к одной дороге примыкает другая, образуя при этом букву «Т». Прежде чем развернуться на таком перекрёстке, автомобилисту предстоит убедиться в отсутствии на участке разметки или знаков, запрещающих манёвр или вводящих дополнительные ограничения.

    Если Т-образный перекрёсток регулируемый, а разворот не запрещён разметкой или знаками, приступать к маневрированию можно после разрешающего сигнала светофора.

    Если светофор отсутствует, манёвр осуществляют в соответствии с правилами проезда нерегулируемых перекрёстков. В наиболее удобном положении находятся автомобилисты, которые движутся по главной дороге. Водителям, подъезжающим к пересечению дорог со стороны бокового проезда, который обычно является второстепенной дорогой, при наличии интенсивного движения рекомендуется отказаться от намерения выполнять разворот на Т-образном перекрёстке и выбрать для маневрирования другое место.

    С разделительной полосой

    Водитель может развернуться на пересечении дорог, из которых одна или обе имеют разделительную полосу. Разделение может иметь ширину от нескольких сантиметров (разметка или бордюр) до нескольких метров, когда в качестве разделителя выступают аллея, газон и прочие конструкции.

    Техника разворота стандартна: автомобилисту нужно занять крайний левый ряд своего направления, включить левый «поворотник», заехать на перекрёсток и, удостоверившись в безопасности маневрирования, развернуть ТС и выехать на дорогу в обратном направлении. Разворачиваясь, автомобилист обязан уступать дорогу ТС, имеющим приоритет, а также контролировать ситуацию сзади и слева от машины, так как существует риск, что другие водители могут «подрезать». Не стоит забывать, что водители ТС, находящиеся позади, видящие включённый «поворотник», не в курсе, что едущий впереди автомобилист будет совершать разворот, а не левый поворот, поэтому могут предпринять попытку под прикрытием срезать путь для поворота.

    Автомобилисты, выполняющие манёвр, часто задают вопрос о том, по большому или малому радиусу следует разворачивать машину. ПДД не устанавливают конкретных требований к траектории движения ТС при осуществлении разворота. Однако, если воспринимать манёвр как два последовательно выполненных разворота налево, рекомендуется выбрать большой радиус.

    С трамвайными путями

    Если на пересечении дорог сигнал светофора одновременно разрешает движение безрельсовому транспорту и трамваю, то последний независимо от направления движения обладает преимуществом. Исключением являются лишь ситуации его движения на стрелку в дополнительной секции светофора, включённой одновременно с красным или жёлтым сигналом.

    Разворачиваясь на перекрёстке с трамвайными путями, автомобилистам нужно учитывать, что в ситуации, когда машина движется попутно с трамваем, водитель имеет возможность увидеть, на какой сигнал светофора трамвай начал двигаться - на основной или на стрелку, что позволяет легко расставлять приоритеты и определять, кто именно может первым проехать перекрёсток.

    Что касается нерегулируемых перекрёстков, трамвай уступает дорогу безрельсовому ТС лишь при условии, когда находится на второстепенной дороге, и по ходу его движения имеется знак 2.4 «Уступите дорогу». В любых других ситуациях трамвай должен начать движение первым.

    Одностороннее движение

    Водители зачастую опасаются разворотов на пересечении дорог с односторонним движением, так как опасаются при маневрировании совершить выезд на «встречку». Вместе с тем, эти опасения напрасны, так как правильно выполнить разворот на перекрёстке с односторонним движением не должен приводить к ошибкам. Пока ТС находится на участке пересечения проезжих частей и автомобилист не заехал на пешеходный переход или за знак «кирпич», ни о каком выезде на полосу встречного движения, нарушающем ПДД, речи идти не может.

    Что касается траектории поворота, водитель определяет её, основываясь на показателях безопасности. Если, проезжая часть не отличается большой шириной, разворачиваться нужно по малому радиусу. Однако, при наличии довольно широкой дороги или существовании риска выехать на встречную полосу, следует выбирать большой радиус.

    Дополнительная секция светофора

    Светофоры могут иметь дополнительные секции (зелёные стрелки), которые расположены на уровне зелёного круглого сигнала. Требуется помнить, что стрелки могут указывать только на возможное направление движения, тогда как определение очерёдности проезда осуществляется на основании основного сигнала светофора.

    Правом первым совершить манёвр будет обладать водитель, для которого зелёными будут и основной, и дополнительный сигнал светофора.

    Использование для разворота прилегающей территории

    Если проезжая часть является слишком узкой, для того чтобы развернуть ТС автомобилист может использовать прилегающую территорию, расположенную справа или слева. Если движение на дороге будет интенсивным, проще и легче выполнить манёвр, воспользовавшись прилегающей территорией с левой стороны, так как автомобилисту придётся следить за движением и уступать дорогу машинам только одной полосы. В ситуации, когда будет задействована территория справа, при выезде придётся уступить дорогу ТС, осуществляющим движение в обоих направлениях.

    Заезжать на прилегающую территорию следует прямым ходом, так как при выезде на главную дорогу это позволит автомобилисту беспрепятственно оценить ситуацию как слева, так и справа.

    Штраф за нарушение правил разворота на перекрёстке

    За нарушения, допущенные при развороте, в 2019 году на автомобилиста могут быть наложены следующие штрафные санкции:

    • 500 руб. – если автомобилист перед началом движения не подал сигнал «поворотником»;
    • 500 руб. – если автомобилист перед разворотом занял неверное положение и полосу;
    • 500 руб. – если автомобилист развернулся в запрещённом месте, в частности на пешеходном переходе;
    • 500 руб. — на перекрёстке;
    • 1000 — 1500 руб. – разворот на перекрёстке, где нанесена разметка или установлен запрещающий знак;
    • 5000 руб. или лишение прав на 4 — 6 месяцев за .

    Заключение

    Выполнение разворота требует от водителя знания и чёткого соблюдения ПДД. Поэтому, чтобы избежать ошибок, автомобилист должен выучить правила разворота на перекрёстке, а также внимательно следить за манёврами других ТС и правильно оценивать ситуацию.

    Не нашли ответ на свой вопрос в статье? Позвоните автоюристу и получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

    8 800 555 67 55 доб. 645