Получение общего образования осужденными. Общее образование осужденных к лишению свободы. Психология деятельности учителя общеобразовательной школы, учебно-консультационного пункта, преподавателя профессионального колледжа в исправительном учреждении

В исправительных учреждениях профессиональное обучение осужденных является одним из основных средств их исправления.

На основании ст. 104 УИК РК в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное, образование или профессиональная подготовка осужденных, не имеющих профессии по специальности, по которой они могут работать в исправительном учреждении и после освобождения. В исправительных учреждениях существуют два вида профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных:

1) обучение в профессионально-технических училищах,

2) обучение на производстве исправительных учреждений.

Необходимость одного из видов профессионального обучения обусловлена сроками лишения свободы, производственной необходимостью и рядом других обстоятельств. К примеру, осужденные, отбывающие пожизненное наказание, не привлекаются к среднему образованию, им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания. Инвалиды I и II групп, мужчины старше 60-ти лет и женщины старше 55-ти лет, изъявившие желание работать, могут привлекаться к профессиональной подготовке.

Для сдачи экзаменов учащиеся освобождаются от работы в соответствии с законодательством о труде в Республике Казахстан. Администрация исправительного учреждения всемерно поощряет стремление осужденных получить среднее образование и учитывает это при определении степени их исправления – ст.108 ч.2,3 УИК РК. С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения оказывает содействие осужденным в получении среднего (полного) общего образования и высшего профессионального образования.

Осужденным к лишению свободы, содержащимся в колониях-поселениях, разрешается заочное профессиональное обучение в образовательных учреждениях высшего и среднего образования. Последние должны быть расположены в пределах территории соответствующего административно-территориального образования. Общеобразовательные программы обучения осужденных направлены не только на получение обучающимися определенной суммы знаний, но и на их воспитание и развитие. На основе государственных образовательных стандартов педагогическим коллективом учебных заведений разрабатываются образовательные стандарты исправления осужденных с учетом личностных особенностей, их образовательного, профессионального и культурного уровня.

Лекция № 9 Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством и ст.116 УИК РК в обычных условиях в исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные, прибывшие в данное исправительное учреждение, а также осужденные, переведенные со строгих и облегченных условий отбывания наказания. При отсутствии взыскания за нарушение установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношения к труду, по отбытии не менее шести месяцев срока наказания в обычных условиях, осужденные могут быть переведены в облегченные условия.


Осужденные впервые к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой, средней тяжести и тяжких преступлений, или осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше семи лет, а также все осужденные женщины, кроме женщин, отбывающих наказание за особо опасный рецидив преступлений. Кроме того, в этих колониях содержатся:

Осужденные к исправительным работам или ограничению свободы, если эти наказания за злостное уклонение от их отбывания заменены судом на лишение свободы;

Совершившие преступления по неосторожности и отбывавшие наказание в колониях-поселениях, но за злостные нарушения порядка отбывания наказания направленные судом в колонии общего режима;

Ранее переведенные в колонии-поселения, из колоний общего режима в колонии-поселения, но за злостные нарушения режима возвращенные в колонии общего режима. Осужденные могут содержаться на обычных, облегченных, льготных и строгих условиях. Обычный и облегченный режим предусматривает проживание в общежитиях.

Осужденным, отбывающим наказание на обычных условиях в колониях общего режима, разрешается:

Ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на лицевых счетах, в размере 4 месячных расчетных показателей;

Иметь четыре краткосрочных и четыре длительных свидания, получать шесть посылок или передач и шесть бандеролей в течение года.

При облегченном режиме нормативы удваиваются; количество свиданий увеличивается до шести раз.

Отбывающим наказание на льготных условиях в целях успешной адаптации к жизни на свободе разрешается проживать в специальных общежитиях за пределами исправительной колонии под надзором. Они могут свободно передвигаться в пределах района ИУ, не ограничиваются в правах на свидания с родственниками.

Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях. Им разрешается расходовать только средства, заработанные в период отбывания наказания, два краткосрочных и два длительных свидания, получать три посылки и три бандероли, пользоваться ежедневной прогулкой по 1,5 часа (ст.117 УИК РК).

Значение общеобразовательного и профессионального обучения лиц, лишенных свободы, определяется тем, что, в соответствии со ст. 9 УИК РФ, оно является одним из основных средств исправления осужденных. Общеобразовательное обучение развивает общий кругозор, повышает уровень интеллекта и образованности, препятствуя рецидиву. Правовое регулирование — ст. 43 К-ии закрепила право граждан РФ на образование + УИК РФ, Закон «Об образовании», НПА Правительства РФ, ведомственными актами. УИК РФ устанавливает обязательное получение осужденными, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования. Осужденные старше 30 лет, инвалиды 1 и 2 групп — по желанию. Осужденным к пожизненному лишению свободы — нет, но создаются не противоречащие порядку отбывания наказания условия для самообразования. Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы. Получение осужденным среднего образования поощряется и учитывается при определении степени исправления. Общеобразовательное обучение организуется в функционирующих при исправительных учреждениях общеобразовательных школах и учебно-консультационных пунктах; контроль за посещение и успеваемостью осуществляет начальник отряда. Средние общеобразовательные школы открываются в ИУ при наличии не менее 80 обучающихся; если столько нет — учебно-консультационные пункты (при наличии 30 обучающихся). Занятия в школах без отрыва от производства (посменно). Важное значение в деле исправления осужденных имеет профессиональное образование и профессиональная подготовка. Получение осужденным трудовой специальности или повышение трудовой квалификации рассматривается как эффективное средство предотвращения новых преступлений в период отбывания наказания и после освобождения. Правовая основа — конституционное право на труд, включающее свободу выбора профессии, и на образование + УИК РФ, Закон «Об образовании», НПА Правительства РФ, ведомственными актами. В соответствии со ст. 108 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии или специальности, по которой они могут работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Не является обязательным для осужденных инвалидов 1 и 2 групп, а также мужчин старше 60 и женщин старше 55 лет, но при наличии желания они могут получить необходимую им профессиональную подготовку. В исправительных учреждениях функционируют два вида профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных: 1) обучение в профессионально-технических училищах системы профессионально-технического образования, филиалы которых создаются в местах лишения свободы; 2) обучение на производстве. Профессионально-технические училища осуществляют подготовку специалистов соответствующего профиля, организуют повышение квалификации по своей специализации, выступают в качестве методического центра, оказывающего помощь осужденным, обучающимся непосредственно на производстве исправительных учреждений. Училища организуются, если имеется не менее 150 обучающихся. Обучение ведется без отрыва от производства в течение 6-15 месяцев. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы получают профессиональную подготовку только на производстве. Обучение проводится курсовым, бригадным или индивидуальным методом. Курсовой метод — когда необходима определенная теоретическая подготовка к освоению новой специальности. Бригадный метод используется, если получаемая профессия относительно проста и овладеть ею можно, работая в одной бригаде со специалистами соответствующего профиля. Индивидуальное обучение приходится использовать при освоении достаточно сложных профессий, требующих передачи обучаемому практических навыков от опытного профессионала. Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления. Осужденным к лишению свободы, содержащимся в колониях-поселениях в соответствии со ст. 129 УИК РФ разрешается заочное обучение в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах территории соответствующего административно-территориального образования.

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы, самодеятельные организации осужденных.

Уголовно –исполнительный кодекс регламентируют только основные положения воспитательной работы, осуждённых к лишению свободы. В УИК в ст. 9 определенны основные виды воспитательной работы. В Исправительнэх учреждениях осуществляется нравственное, трудовое, физическое и иные виды воспитательной работы. Идейно-политическое, экономическое, экологическое ну и иные виды воспитательной работы.

Существуют три основные формы воспитательной работы:

1) Индивидуальна

2) Групповая

3) Массовая

Воспитательная работа, осуществляется на основе рекомендации, вырабатываемой на основе педагогики и психологии. Проведение воспитательной работы возложено на начальника отряда. Есть обязательные воспитательные мероприятия

Самодеятельная организация осуждённых- это одна из форм организации, увлечения осуждённых для лишения свободы.

Созданы для решения следующих задач:

Оказание помощи осуждённых, в духовном, профессиональном развитии осуждённых

Развитие полезной инициативы осуждённых

Оказания позитивного влияния на исправления лиц осуждённых к лишению свободы.

Участие в решение вопросов, организации труда, быта и досуга осуждённых

Оказание содействия администрации исправительного учреждения в поддержание дисциплины и порядка.

Социальная помощь и их семьям.

Формирование здоровых отношений между осуждёнными

Порядок регламентируеся положением (о порядке деятельности самодеятельных организаций формирования деятельности осуждённых в местах лишения свободы) утверждает Директор ФСИН.

Могут создаваться советы коллективов исправительных учреждениях.

Порядок выборов членов совета коллективов регламентируется положением.

Все решения совета коллективов, утверждаются нальником исправительноо учреждения.

Создаются секции в составе совета коллективов:

1) Профилактика правонарушений

2) Производственная секция

3) Секция общеобразовательного и профессионального обучения

4) Секция культурно-массовой работы

5) Секция спортивной деятельности.

В тёрмах среди осуждённых самодеятельная организация не создаётся.

В ст. 9 УИК РФ общеобраз. И проф. Обучения перечислены.

Правововя регламентация данных средств исполнения нормативными документами

В сот. Со ст. 111 УИК РФ осуждённые не достигшие 35 лет. Возраста должны полуть общеобразовательное образование.

Осуждённые старше 35 лет и инвалиды 1и 2 групп получают общее образование по желанию. Для осуждённых к пожизненному лишению свободы, предоставляются условия для самообразования. Обязательно из их никто не учит.



На период здачи экзаменов они освобождаются от работы.

Здача экзаменоворганизуется в школах и учебно-консультационных пунктах. Школы при исправительных учредения создаются при условии не менее 80 осуждённых, чтобы было созд. 4 класса по 20 человек. Если желающих от 30 –до 80 то создаётся учебо консультационный пункт.

Все школы и учеб. Консульт. Пункт. имеют необходимую литературу. Директор школы назначается территориальным органом образования, при согласования с территориальным органом ФСИН.

Контроль за посещением школьных занятий в школе и за успеваемости возложен на наальника отряда. Помимо обще образовательного обучения в местах лищшения свободы. Помимо общеобразовательная в местах лишения свободы, организуется профессиональное образования, по которой осуждённые могут работать, как в местах лишения свободы так и в на свободе.

Профессиональное обучения не обязательно для пенсионеров и инвалидов1 и 2 группы.

Обучение профессии осуществляется в двух формах:

1) Обучения в профессиональных училищах (применяется когда в испавительном учреждение желающих не менее 150 человек Обучения производится от 6 до 12 месяцев)

2) Обучения на производстве. (осуществляется курсовым, бригадным или индивидуальными методами)

Курсовые (когда нужно получить краткосрочный курс теоретических знаний)

Бригадный (профессия не сложная)

Индивидуальный метод (применяется когда профессия сложная)

Осуждённым содержащихся в колониях поселениях, имеют право на получения высшего профессионального или среднего наказания в учреждениях находящизхся рядом с колонией. Для несовершенно летних

1. Для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечиваются условия для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Особенности правового положения образовательных организаций, созданных в уголовно-исполнительной системе, устанавливаются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

2. Несовершеннолетним лицам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, администрацией мест содержания под стражей обеспечиваются условия для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования, а также оказывается помощь в получении начального общего, основного общего и среднего общего образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3. Образование лиц, осужденных к наказанию в виде ареста, не осуществляется.

4. Лица, осужденные к лишению свободы и не достигшие возраста тридцати лет, получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Лица, осужденные к лишению свободы и достигшие возраста тридцати лет, а также лица, осужденные к лишению свободы и являющиеся инвалидами I или II группы, получают основное общее или среднее общее образование по их желанию.

5. Лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, создаются условия для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

6. Порядок организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

7. Для лиц, осужденных к лишению свободы и не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и (или) после освобождения из него, в учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, если иное не предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

8. Порядок организации профессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

9. Лицам, осужденным к принудительным работам или к лишению свободы, разрешается получение среднего профессионального и высшего образования в заочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации к отбыванию соответствующего вида наказания.

В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании» в России общее образование является обязательным. Порядок организации получения осужденными общего образования регламентируется Положением об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденным совместным Приказом Министерства юстиции России и Минобрнауки России от 27 марта 2006 г., а также Положением «Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы», утвержденным Приказом Минюста РФ от 21 ноября 2005 г.

В ИУ создаются вечерние общеобразовательные школы и консультационные пункты. Для большинства осужденных характерны длительные перерывы в учебе, в их знаниях имеются существенные пробелы. Значительная разница в уровнях знаний учащихся осужденных создает серьезные проблемы в комплектовании классов в вечерних общеобразовательных школах ИУ. Организация общеобразовательного обучения осужденных основывается на общих принципах государственного образования (всеобщность, обязательность, доступность, светскость и т.д.), но с определенной корректировкой. Так, получение общего образования является обязательным только для осужденных в возрасте до тридцати лет. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию (ч. 1, 2 ст. 112 УИК РФ). Это соответствует рекомендациям п. 77 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, что обучение неграмотных и молодежи следует считать обязательным. Обязательность получения общего образования для лиц, не достигших возраста 30 лет, означает, что уклонение от получения образования может рассматриваться как нарушение требований режима.

Обучение осужденных не на государственном языке РФ (русском), а на родном языке практически осуществимо только в том случае, если ИУ находится на территории соответствующего субъекта. Также принцип совместного обучения лиц разного пола неосуществим потому, что он противоречит УИ принципу раздельного содержания осужденных мужчин и женщин. Для сдачи необходимых экзаменов работающие осужденные освобождаются от работы (получают учебный отпуск) с сохранением среднемесячной заработной платы.

Стремление осужденных к получению образования может расцениваться как стремление к исправлению, как намерение изменить свой образ жизни после освобождения. Поэтому добросовестное отношение осужденных к обучению является одним из оснований применения мер поощрения (ч. 1 ст. 113 УИК РФ) и учитывается при определении степени их исправления.


Согласно ч. 5 ст. 112 УИК РФ педагогические коллективы образовательных учреждений оказывают помощь администрации ИУ воспитательной работе с осужденными, так как педагоги, наряду с начальниками отрядов (воспитателями отделений в воспитательных колониях) являются основными субъектами воспитательной работы с осужденными. Эта помощь проявляется не только в непосредственном обучении осужденных, но и в методическом обеспечении воспитательной работы, индивидуальном шефстве над отдельными осужденными, организации и проведении групповых и массовых мероприятий и т.д.

Для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, общее образование не организуется. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания (ч. 6 ст. 112 УИК РФ). Они могут использовать возможности библиотеки колонии, приобретать необходимые учебники, получать консультации и т.д.

Учащиеся осужденные, переведенные в строгие условия отбывания наказания, а также водворенные в ШИЗО, переведенные в ПКТ, ЕПКТ, или ОК, на занятия не выводятся. Им разрешается иметь при себе учебники и предоставляется возможность самостоятельной учебы и консультаций с преподавателями (ст. 156 Правил).


Организация работы отряда колонии регулируется Положением «Об отряде осужденных исправительного учреждения ФСИН», утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 30 декабря 2005 г.

Например, предусматривается количество мест в зрительном зале в ИК не более 50% вместимости колонии, в ВК – на полную вместимость колонии.

Д.И. Ивашин предлагает включить в УИК РФ норму, обязывающую администрацию ИУ при наличии финансовых и организационных возможностей обеспечить осужденным по их желанию получение религиозного образования, право на которое вытекает из ст. 5 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях». В ИУ достаточно широко распространена практика привлечения представителей религиозных организаций к участию в работе по нравственному воспитанию осужденных. На территории ИУ создаются и функционируют специально оборудованные комнаты для отправления религиозных обрядов.

Значение правового воспитания в исправительных учреждениях возрастает в связи с тем, что значительная масса осужденных рассматривает свое пребывание в ИУ односторонне, оценивает его только как кару за содеянное. Ранее проведенными исследованиями было установлено, что законопослушные граждане превосходят осужденных в знании и понимании исходных правовых положений общего характера. Осужденные же имеют более точные представления о тех преступлениях, за которые они привлекались к уголовной ответственности.

Следует согласиться с замечанием В.И. Зубковой, что с точки зрения обеспечения безопасности как самих осужденных, так и сотрудников ИУ нецелесообразно проводить спортивные занятия, например по борьбе (всех видов), боксу. Отметим, что также вряд ли обосновано проводить спортивные мероприятия, которые существуют в практике ИУ, между командами осужденных и персонала воспитательной колонии. Дух соперничества, присущий рассматриваемым мероприятиям, вкус победы над представителями ИУ, очевидно, может быть перенесен осужденными на другие сферы деятельности колонии и спровоцировать в дальнейшем различные акты неповиновения законным требованиям администрации.

Реализация указанного предложения особенно актуальна, учитывая высокий процент ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних осужденных (28,8%) и воспитанников с различными венерическими заболеваниями (15,9%).