Политические наблюдатели установили что. О кодексе этики наблюдателей на выборах. Право на независимое наблюдение

1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, кандидатом, зарегистрированным по соответствующему одномандатному избирательному округу, или его доверенным лицом, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, субъект общественного контроля могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;

8) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;

9) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

15 февраля 2016 года вступили в силу поправки в Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Федеральный закон № 29-ФЗ от 15.02.2016 г.) , посвящённые изменению порядка наблюдения на выборах.

Существующий порядок наблюдения (когда партия или кандидат могут в любое время направить на участок наблюдателя, отсутствуют ограничения по количеству участков, на котором то или иное лицо может быть наблюдателем) был существенно изменен, также было ограничено право на направление членов комиссий с правом совещательного голоса.

Обратим внимание на основные изменения в порядке выборов:

Кандидат или политическая партия, выдвинувшие список кандидатов, получили право прекращать полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса и назначать нового члена комиссии с правом совещательного голоса в отношении одной и той же комиссии не более чем пять раз. Нововведение достаточно понятно («чтобы не передумывали постоянно»). Данная поправка направлена на «стабилизацию» составов избирательных комиссий в том числе и по состоящим в них членам с правом совещательного голоса. Только следует учитывать, что если на пару месяцев длительности избирательной кампании такого количества «подменных» членов комиссии хватит, то на последующий пятилетний срок полномочий (в случае избрания кандидатов в соответствующий орган) может и не хватить.

Кандидат или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или уполномоченный представитель избирательного объединения получили право на присутствие на заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Казавшийся очевидным для лиц, не знакомых с избирательным законодательством, порядок («как так, не пустить человека на рассмотрение его заявления») в действительности не предусматривался до того избирательным законодательством: комиссия была вправе не допустить кандидата на заседание комиссии по его регистрации, и это право комиссии подтверждается судебной практикой. Вместе с тем, такое право теперь будет реализовываться кандидатом в одиночку: или кандидат или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, что может затруднить им в дальнейшем доказывание происходившего на заседании комиссии.

Кандидаты, наблюдатели и иные лица, имеющие право присутствовать при голосовании и подсчёте голосов, получили право знакомиться не только с протоколами об итогах голосования, но и со сводными таблицами, куда вносятся соответствующие данные . Так как протоколы вышестоящих комиссий формируются, как правило, на основании именно сводных таблиц, ознакомление с такой таблицей и сличение её с имеющимися заверенными копиями протоколов поможет более быстро отыскать ошибку при составлении протокола об итогах голосования.

Кандидат или политическая партия вправе назначить в каждую избирательную комиссию не более двух наблюдателей, которые вправе поочерёдно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Новацией является возможность назначения не более двух наблюдателей. До того закон не ограничивал количество возможных наблюдателей при условии, что в помещении для голосования будет присутствовать не более одного.

Федеральным законом может быть установлено, что наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом . Действительно, общих требований к гражданству и возрасту наблюдателей федеральным законодательством не предусмотрено, а потому отдельные ограничения для наблюдателей вводятся специальными федеральными законами для конкретных выборов.

Установлено, что одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию. Таким образом, обычно существовавшая практика мобильных групп наблюдателей уходит в прошлое: если наблюдатель внесён в список из максимально разрешённых двух наблюдателей хотя бы в одной комиссии, то в любую другую комиссию он быть наблюдателем не вправе. При этом возникает ряд вопросов, при которых возможны злоупотребления: так как от наблюдателя для включения в список наблюдателей не требуется получения согласия, то возможно (при условии получения информации о том, кто планируется наблюдателями) включение указанных лиц в списки наблюдателей другими партиями и кандидатами, что приведёт к тому, что список, поданный позднее, будет содержать лиц, уже включённых в списки наблюдателей. Дополнительно не указано, на каких именно выборах присутствуют ограничения по единственному месту наблюдения, таким образом данное ограничение абсолютно и с учётом того, что участковые комиссии формируются на пять лет, может носить при его реализации абсолютно непредсказуемый характер (тем более, что закон не содержит иного порядка исключения наблюдателя из списка наблюдателей конкретного участка, даже по заявлению самого наблюдателя).

Разрешено быть наблюдателями членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, если их членство соответствующим образом приостановлено . При этом закон в положениях о приостановке членства в избирательных комиссиях не содержит желания члена избирательной комиссии стать наблюдателем: необходимо быть или близким родственником или непосредственным подчинённым одного из кандидатов на соответствующих выборах.

Разрешён допуск наблюдателей и прочих указанных лиц в помещение, в котором производится подсчёт голосов, на участках, образованных воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Ранее на «закрытых» участках наблюдатели и прочие лица имели право присутствовать только в помещении для голосования, но не в помещении для подсчёта голосов.

Вводится предварительное уведомление вышестоящей комиссии - территориальной или ИКМО о планировании направить наблюдателя. Список подаётся не позднее, чем за три дня до дня голосования. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется. При этом, как было указано выше, не вводится порядка получения согласия от направляемых наблюдателей на внесение в данный список, нет порядка обмена данными списками между территориальными комиссиями на одних выборах (чтобы исключить направление наблюдателей в таком же списке в участковые комиссии на территории иной территориальной комиссии), порядка рассмотрения данных списков (будет ли при наличии в списке неточностей, неизбежно связанных с указанием адреса места жительства отбраковываться весь список или конкретный наблюдатель, в какой срок можно уточнить список при наличии неточностей и т.п.), порядка оповещения представителей других партий и кандидатов о поданных списках (чтобы исключить направление лица, уже имеющегося в списке), порядок исключения наблюдателя из списка лицом, его направившим или самим наблюдателем.

Сохраняется требование наблюдателя предъявить в участковую комиссию уведомление о его направлении в день голосования или день, предшествующий голосованию. При этом отдельно указано, что такое уведомление может быть представлено только наблюдателем, включенным в поданный в вышестоящую комиссию соответствующий список наблюдателей.

Наблюдателям предоставили право проводить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии . Такое право, фактически, существовало и раньше, поскольку прямого запрета на такие действия закон не содержал, однако с его реализацией у наблюдателей, как правило, возникали сложности. Теперь закон вводит два условия для съёмки: предварительное уведомление и осуществление её со специально отведённого места. При этом не указывается порядок такого уведомления и то, что именно должно быть видно с этого места. Также стоит обратить внимание, что съёмка разрешена в помещении для голосования, но не в иных помещениях комиссии и не в помещении для подсчёта голосов. Вместе с тем, таким правом, по смыслу закона перестали быть наделены иные лица, присутствующие при голосовании: кандидаты, их доверенные лица, члены комиссий с правом совещательного голоса.

Наблюдателям и иным лицам разрешён допуск в помещение для голосование не менее, чем за один час до начала голосования . При этом сохраняются положения закона, указывающие право данных лиц на доступ в помещение с момента начала работы комиссии в день голосования. Таким образом, их стоит толковать как обязанность соответствующих лиц обеспечить возможность наблюдателей присутствовать в помещении для голосования не менее чем за один час до начала голосования даже если никто из членов комиссии для участия в работе комиссии не прибыл.

Закреплены полномочия председателя комиссии на отдачу обязательных для исполнения всеми присутствующими в помещении для голосования распоряжений, установлено, что в его отсутствие такие распоряжения вправе отдавать заместитель председателя комиссии, секретарь или иной уполномоченный комиссией член комиссии с правом решающего голоса. Фактически, такое право существовало и ранее и реализовывалось при помощи присутствующих на заседании сотрудников полиции, но теперь оно закреплено законом, а потому невыполнение указанного требования может быть расценено как нарушение законодательства о выборах. Можно также ожидать введения административной ответственности за невыполнение распоряжений председателя избирательной комиссии (в настоящее время существует ответственность за невыполнение распоряжений комиссии в целом). Это дополнительно усиливает статус председателя комиссии во время проведения голосования.

Закреплено право лиц, присутствующих при голосовании и подсчёте голосов избирателей, на свободный вход и выход из помещения во время проведения такого подсчёта. Ранее такого права законом не оговаривалось, что фактически толковалось как присутствие во время подсчёта только лиц, находившихся в помещении на момент окончания голосования (включая недопуск на подсчёт припозднившихся наблюдателей), а также недопуск в помещение лиц, единожды вышедших из него во время подсчёта.

Установлено, что член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах и факт такого нарушения установлен в судебном порядке. Ранее для этого требовалось мотивированного решения комиссии в письменной форме, но необходимо было устанавливать нарушение положений именно закона о выборах, референдуме, а не любого из положений законодательства о выборах (куда входят и иные правовые акты, помимо законов). Вместе с тем, с учётом трудоёмкости установления такого нарушения в судебном порядке (несмотря на то, что суды обязаны рассматривать такие заявления в день голосования немедленно, требуется написание соответствующего заявления, проведение судебного заседания, изготовление мотивированного судебного решения, что может занять несколько часов) количество удалённых наблюдателей должно уменьшиться.

Предусмотрена обязанность по представлению кандидатам, наблюдателям и иным лицам, имеющим право наблюдать за подсчётом голосов, возможности присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом. Несмотря на кажущуюся тавтологичность, данное требование направлено на реализацию имеющегося права непосредственного наблюдения за подсчётом, которое до того зачастую не реализовывалось из-за «отсутствия технической возможности присутствия всех желающих в помещении для подсчёта» или иным схожим поводам.

Выводы:

  1. Порядок направления наблюдателей существенно ужесточён и до конца неясен в итоговом механизме реализации, что может привести к злоупотреблениям при составлении, утверждении и направлении списков наблюдателей. Отсутствуют механизмы исключения наблюдателей из списков как по собственному желанию, так и по воле включивших их туда лиц.
  2. Ужесточение порядка удаления наблюдателя и члена комиссии, которому должно предшествовать вынесение решения суда, должно снизить число удаляемых из помещения для голосования избирателей и членов комиссии.
  3. Ужесточение направления наблюдателей практически не сказалось на регулировании порядка назначения членов комиссий с правом совещательного голоса, что может привести к расширению использования именно этого ресурса для фактического наблюдения за процессом голосования, особенно при использовании мобильных групп наблюдения.
  4. Изменение порядка фото- и видеосъемки привело к фактическому ограничению числа лиц, имеющих право её осуществлять, до журналистов и наблюдателей, ввело для наблюдателей обязанность по фотографированию только с места, определённого председателем комиссии и только в помещении для голосования.
  5. Закон, вместе с тем, расширил право на присутствие участников избирательного процесса на заседаниях комиссий, иных стадиях избирательного процесса, увеличил количество документов, с которыми можно знакомиться, уточнил возможность свободного входа и выхода в помещение при голосовании и подсчёте голосов избирателей.

Кодекс этики наблюдателя в Псковской области презентовали в Общественном пресс-центре ПЛН 22 августа уполномоченный по правам человека в Псковской области Дмитрий Шахов и Председатель Избирательной комиссии Псковской области Николай Цветков .

Данный Кодекс разработан, чтобы содействовать дополнительному обеспечению избирательных прав граждан и повышению доверия граждан к выборам, в том числе неукоснительному соблюдению законодательства при осуществлении избирателями процедуры свободного, добровольного и тайного голосования, основанного на общепризнанных демократических принципах.

Последние поправки в федеральное законодательство о выборах по новому определили статус, права и обязанности, а также ответственность наблюдателей, которых назначают участники избирательного процесса (избирательные объединения - политические партии, зарегистрированные кандидаты).

Кодекс направлен на повышение эффективности работы этих лиц, в том числе по взаимодействию между наблюдателями и членами избирательных комиссий по созданию и обеспечению наилучших условий проведения выборов в местах голосования граждан (избирателей), предотвращение нарушения законодательства РФ о выборах.

Кодекс определяет основополагающие принципы этических норм и правил, которые добровольно принимают на себя региональные отделения политических партий при назначении граждан (наблюдателей), которые должны будут следовать этим правилам при осуществлении наблюдение на выборах 18 сентября 2016 года на территории Псковской области.

Как отметил Дмитрий Шахов: " Мы ждём от политических партий предложения и замечания по совершенствованию данного Кодекса. Поправки не только уместны, но и приветствуются!"

ТЕКСТ Кодекса (проект)

КОДЕКС ЭТИКИ (проект)

наблюдателей региональных отделений политических партий,

на территории Псковской области

Настоящий Кодекс определяет основополагающие принципы этических норм и правил, которые добровольно принимают на себя региональные отделения политических партий при назначении граждан (наблюдателей), которые должны будут следовать этим правилам при осуществлении наблюдения на выборах 18 сентября 2016 года на территории Псковской области.

§ 1. Общие положения

1. Целью настоящего Кодекса является:

Содействие в обеспечении избирательных прав граждан и повышению их доверия к выборам, в том числе осуществление избирателями процедуры свободного, добровольного и тайного голосования, основанного на общепризнанных демократических принципах;

Установление этических принципов поведения наблюдателей при взаимодействии с членами избирательных комиссий и гражданами (избирателями);

Установление эффективного взаимодействия между наблюдателями и членами избирательных комиссий по созданию и обеспечению наилучших условий проведения выборов в местах голосования граждан (избирателей), предотвращение нарушения законодательства Российской Федерации о выборах.

Под наблюдателем в настоящем Кодексе понимается гражданин Российской Федерации, уполномоченный региональным отделением политической партии осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.

2. Задачами Кодекса являются:

Определение основных этических принципов поведения в день голосования, которыми должны руководствоваться наблюдатели от политических партий на выборах 18 сентября 2016 года, с тем, чтобы их деятельность соответствовала действующему законодательству, содействовала обеспечению достоверности учета волеизъявления граждан при проведении выборов;

Внедрение этических принципов поведения в повседневную практику работы наблюдателей, назначаемых региональными отделениями политических партий, их кандидатами;

Обеспечение квалифицированного и беспристрастного, честного и добросовестного наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельности комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая оценку деятельности комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.

3. Основными принципами поведения наблюдателей политических партий при осуществлении его деятельности являются:

Законность;

Признание, соблюдение и защита избирательных прав и свобод гражданина;

Уважение и соблюдение законных интересов всех избирателей, других участников избирательного процесса;

Компетентность и ответственность наблюдателей перед политическими партиями, интересы которых они представляют.

4. Соблюдение данного Кодекса должно быть внутренним убеждением наблюдателя, должно способствовать укреплению доверия общества к избирательной системе, его уверенности в том, что обеспечивается компетентное, независимое и беспристрастное наблюдение за процедурой голосования и подсчетом голосов избирателей.

§ 2. Права и обязанности наблюдателей политических партий.

1. При осуществлении своей деятельности в день голосования наблюдатели политических партий, соблюдая тактичность и вежливость, вправе:

Знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

С момента начала работы участковой комиссии в день голосования (не менее чем за один час до начала голосования) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка,

Наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

Наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней;

Знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;

Наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

Обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

Знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

Носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также наименования политической партии, направивших наблюдателя в комиссию.

Обжаловать в порядке, установленном Федеральным законом, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

Производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии. При этом осуществление фото- и (или) видеосъемки и используемых фотокамер не должно беспокоить или не отвлекать каким-либо образом избирателей, пришедших на избирательный участок для голосования. При обращении избирателя по данному поводу наблюдатель обязан предпринять меры, чтобы устранить созданные для избирателя препятствия проведением фото- и (или) видеосъемки.

При осуществлении наблюдения за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке либо фото- и (или) видеосъемки расстояние (по периметру) между наблюдателями и столами, где находятся бюллетени, должно быть не меньше одного метра, но не более 1.5 метра. При этом решение председателя участковой комиссии это расстояние может быть уменьшено.

2. При осуществлении своей деятельности наблюдатели политических партий в день голосования обязуются:

Не приходить на избирательный участок в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность;

Находиться на избирательном участке в опрятной одежде;

Соблюдать действующее законодательство, правила поведения, устанавливаемые настоящим Кодексом;

Быть вежливым, корректным и тактичным в обращении со всеми участниками избирательного процесса;

Не допускать конфликтных ситуаций;

Сотрудничать с членами избирательной комиссии, наблюдателями других партий и СМИ, не нарушая порядок проведения голосования и не создавая неудобств для избирателей, находящихся на избирательном участке;

Не препятствовать свободному волеизъявлению граждан и тайному голосованию;

Принимать меры по предотвращению любых форм коррупции и подкупа избирателей, с целью нарушения законодательства о выборах, сообщая об этом в правоохранительные органы и председателю участковой комиссии, а также уполномоченному представителю политической партии, назначившей наблюдателя;

Не распространять (не публиковать) недостоверную информацию о ходе голосования и работе участковой комиссии;

Не выдавать избирателям бюллетени;

Не расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

Не заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;

Не предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

Не принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

Не совершать действия, препятствующие работе комиссии;

Не проводить агитацию среди избирателей, включая раздачу избирательные материалы и символику партий;

Не участвовать в принятии решений соответствующей комиссией;

Бережно относиться к имуществу участковой избирательной комиссии;

На избирательном участке не потреблять (распивать) алкогольную и спиртосодержащую продукцию, либо наркотические средства или психотропные вещества, а также новые потенциально опасные психоактивные или одурманивающие веществ;

§ 3. Заключительные положения

1. Настоящий Кодекс вступает в силу с момента его подписания руководителем регионального отделения политической партии и обязателен для исполнения членами и наблюдателями этих политических партий.

2. Решение о подписании Кодекса (или отзыве своей подписи) региональными отделениями политических партий принимается добровольно.

3. Текст Кодекса и информация о том, какие региональные отделения политических партий его подписали, публикуется Избирательной комиссией Псковской области в средствах массовой информации и на официальных сайтах комиссии и Уполномоченного по правам человека в Псковской области.

4. В целях реализации настоящего Кодекса Уполномоченным по правам человека в Псковской области совместно с Избирательной комиссией Псковской области проводит для кандидатов, планируемых к назначению наблюдателями от политических партий, несколько семинаров, посвященных основам законодательства о выборах, правах и обязанностях наблюдателей, установленных действующим федеральным и региональным законодательством с выдачей соответствующего сертификата.

5. Избирательная комиссия Псковской области до 1 сентября 2016 года определяет примерную форму (типовую форму) для удостоверения полномочий наблюдателя, выдаваемой избирательным объединением (региональным отделением политической партии), интересы которых представляет данный наблюдатель.

6. Региональные отделения политических партий при подборе кандидатов для назначения наблюдателями принимают решения, как правило, с учетом прохождения кандидатом подготовки и возможности соблюдения им принципов, установленных настоящим Кодексом.

7. Региональные отделения политических партий при принятии решения о назначении наблюдателя должны ознакомить его с настоящим Кодексом под роспись, и одновременно с решением о назначении вручить наблюдателю копию Кодекса.

8. Зарегистрированные кандидаты, вправе присоединиться к подписанию настоящего Кодекса.

«Политическая система общества» - Тоталитарная. Демократическая (конституционная). Все политические системы являются смешанными в культурном смысле. Идеи. Функции. «Политики одинаковы везде. Основания. Идеалы. Дистрибутивная распределение ресурсов и ценностей между членами общества. Экономическая подсистема отвечает за реализацию потребностей людей в потребительских товарах.

«Политическая география» - призваны прояснять складывание геополитических идей, кодов и мифов. Что же такое – «геополитика»? Есть волевой политический акт, отталкивающийся от потенций, усмотренных в конкретном пространстве. Геополитика предстает многими лицами. Критикуя мифы геополитики. А.Грабовский, 1. Открытие геополитики в России 2. На пути к определению 3. Геополитика и политическая наука.

«Карта мира политическая» - Страны. Тема: Политическая карта мира. Политическая география. Тест на закрепление. Организация объединенных наций. Самое большое по площади государство Земли: а) Канада; б) Россия; в)Китай; г) США. Типология стран. Группировка стран по площади. Типы стран. Политическая карта мира – своеобразное зеркало эпохи.

«Политический лидер» - Р.Роллан. Изучение нового материала. Оборудование: Компьютер и интерактивная доска. Понятие «лидер». «Я ухожу, я сделал всё, что мог» (из телеобращения Б.Н. Ельцина 31 декабря 1999 г.). Экспресс – анкетирование. 1.Б.Н. Ельцин – активный участник распада СССР. Организация дискуссии о политической роли Б.Н.Ельцина.

«Государство и политическая власть» - Основные государственные должности в РФ. Высшие государственные должности в Российской Федерации. Понятие государственной службы. Какое общественное явление иллюстрирует данный факт? Генеральный прокурор РФ – Чайка Юрий Яковлевич. Что такое форма правления? Дать представление государстве как о сложной политической системе.

«Государство в политической системе общества» - Государсто и профессиональные союзы. Современное законодательство довольно подробно регламентирует различные стороны бизнеса, включая активность разнообразных общественных ассоциаций предпринимателей: союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, союзов работодателей, лоббистских организаций.