Полиция осуществляет розыск. Заявление о преступлении обязан принять любой сотрудник полиции. В полиции обязаны принять заявление о преступлении

Сотрудником полиции является гражданин РФ, осуществляющий служебную деятельность на должности государственной службы в ОВД. Он должен иметь специальное звание, присвоенное ему в установленном порядке. Рассмотрим далее .

Общие сведения

Исполнение служебных обязанностей сотрудником полиции осуществляется при нахождении его в распоряжении федерального исполнительного органа в сфере ВД, территориального подразделения, входящего в его структуру, прикомандирования к госорганам и организациям в порядке и на условиях, утвержденных президентом.

В системе ОВД РФ кроме специальных званий полиции предусмотрены звания юстиции и внутренней службы. В ФЗ №3 определен правовой статус, права, ответственность, требования к Сотруднику полиции предоставляются специальные гарантии и льготы.

Задачи служащих

Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей должен руководствоваться положениями законодательства. Основным нормативным актом является Конституция. Деятельность служащих регламентируется кроме ФЗ № 3 положениями, уставами, должностными инструкциями.

Закрепленные в Законе "О полиции" обязанности довольно многочисленны. Всего их насчитывается порядка 40. Все можно разделить на следующие группы:

  • Раскрытие правонарушений в рамках своей компетенции. В эту группу входят такие служебные обязанности сотрудника полиции , как принятие заявления о преступлениях и иных противоправных действиях, проведение дознания, административное производство и пр.
  • Охрана и поддержание безопасности и порядка в обществе. В состав этой группы входят: пресечение противоправных действий, обеспечение правопорядка при проведении массовых акций (митингов, собраний и пр.), охрана имущества от посягательств и т. д. Кроме этого, в входит обеспечение организации и выполнения спасательных мероприятий, реализации карантинных мер при эпизоотиях и эпидемиях. Данная работа осуществляется совместно с другими структурами.
  • Оперативно-розыскная деятельность.
  • Контроль безопасности движения на дорогах. Эта задача возлагается преимущественно на сотрудников ГИБДД.
  • Контроль оборота оружия. В обязанности сотрудников полиции входит выдача разрешений, проверка соблюдения и пр.
  • экстремистской деятельности.

Правомочия

Обязанности и полиции корреспондируют друг с другом. Это означает, что для реализации задач служащие наделяются соответствующими правомочиями. Вместе с тем, осуществляя свои права, сотрудник полиции должен исполнять и обязанности. В соответствии с ФЗ №3 служащие вправе:

  • Требовать от физических и юрлиц прекращения действий, противоречащих закону.
  • Проверять документы граждан при наличии оснований подозревать их в противоправной деятельности.
  • Вызывать для дачи показаний и объяснений любых лиц в ходе расследования преступлений, административного производства, проверки по сообщениям о совершении правонарушений.
  • Запрашивать и получать сведения, необходимые для выполнения сотрудником полиции служебных обязанностей.

Сверх тех прав, что закреплены законодательством, служащий действовать не может. Злоупотребление полномочиями влечет ответственность.

Должностные обязанности сотрудника полиции

Их можно назвать общими. Сотрудники полиции должны:

  • Знать и соблюдать действующее законодательство.
  • Исполнять функции, возложенные на них.
  • Выполнять законные распоряжения руководства.
  • Обращаться по служебным вопросам к непосредственному, а при необходимости к вышестоящему начальству.
  • Следовать правилам распорядка, установленным в организации.
  • Поддерживать уровень квалификации на надлежащем уровне.
  • Сохранять конфиденциальность информации, охраняемой законом.
  • Бережно относиться к государственному имуществу.
  • Отчитываться о доходах в порядке, закрепленном законодательством.
  • Уведомлять государственные органы о приобретении гражданства другой страны или выходе из гражданства РФ.
  • Сообщать руководству о возможном конфликте интересов при исполнении обязанностей по службе.
  • Уведомлять соответствующие структуры о попытках подкупа или вовлечения в коррупционную деятельность.

Дополнительные предписания

Существует ряд обязанностей сотрудников полиции , которые должны исполняться не только в служебное, но и в нерабочее время. Служащие должны:

  • Оказывать помощь лицам, ставшим жертвами противоправных действий или пострадавшим при несчастных случаях.
  • Предпринимать меры по пресечению неправомерного поведения, задержанию лиц, нарушающих закон, обеспечению сохранности обстановки на месте преступления до прибытия коллег.

Обязанности участковых

Как правило, чаще всего граждане взаимодействуют с участковыми уполномоченными полиции. Именно эта категория служащих следит за соблюдением законности, обеспечивает правопорядок на вверенном участке, способствует предотвращению противоправных действий.

На участковых возлагаются общие и специальные обязанности. Сотрудники полиции должны:

  • Знать свой участок. Участковый должен располагать актуальными сведениями о дорожной системе территории, предприятиях и организациях, действующих в ее границах, возможные места, в которых могут выращиваться запрещенные растения (содержащие наркотические вещества).
  • Знать состав проживающего на участке населения. Участковый должен быть знаком с национальными и культурными традициями граждан. В идеале сотруднику полиции необходимо лично знать каждого человека, проживающего на участке.
  • Рассматривать обращения граждан, осуществлять их личный прием, вести учет заявлений и сообщений о противоправных действиях.
  • Пресекать преступления и правонарушения.
  • Выявлять лиц, имеющих склонность к совершению противоправных действий, осуществлять наблюдение за субъектами, отбывшими тюремное заключение, страдающими нарко- или алкозависимостью.
  • Взаимодействовать с прочими подразделениями полиции, анализировать оперативную обстановку на вверенной территории, докладывать начальству о ситуации и вносить руководству предложения об оперативных и профилактических мероприятиях.

Если говорить кратко, заключаются в учете, контроле и пресечении правонарушений. При реализации своих задач сотрудник часто взаимодействует со служащими иных подразделений полиции и прочих ведомств.

Работа с населением

Участковый должен осуществлять регулярный обход вверенной ему территории. При этом сотрудник должен быть в служебной форме. По требованию граждан участковый обязан предъявить удостоверение. Вход в жилые помещения может осуществляться исключительно по согласию находящихся в нем лиц.

Участковый должен регулярно осуществлять личный прием граждан. В ходе него сотрудник получает письменные и устные сообщения и заявления, консультирует лиц по правовым вопросам в рамках компетенции. Как правило, прием ведется три раза в неделю. При этом в неприемные дни участковый должен реагировать на сообщения, принятые от граждан.

Проверка сведений

Если сотруднику поступила информация о совершении правонарушений, он обязан ее проверить. Для этого он вправе посетить подозреваемого гражданина, взять с него объяснение. Получив согласие лица, участковый вправе осмотреть жилище. Если у служащего имеется постановление о проведении осмотра помещения, он вправе войти в него, не получая согласие.

Основные права

Ка выше говорилось, для выполнения обязанностей служащий наделяется определенными юридическими возможностями. Сотрудники полиции, вне зависимости от своей должности, имеют право:

  • На обеспечение надлежащих условий для выполнения обязанностей по службе.
  • Ознакомление с правовыми актами, регламентирующими статус служащего, обязанности и права.
  • Выходные, отпуска, отдых.
  • Оплату труда, прочие выплаты, предусмотренные законодательством и служебным контрактом.
  • Свободный доступ в организации или госорганы, если это требуется для исполнения обязанностей.
  • Получение необходимых сведений, в том числе отнесенных к государственной или другой тайне, охраняемой законом.
  • Ознакомление с материалами своего личного дела, приобщение к ним документов.
  • Защиту персональных данных.
  • Профподготовку, повышение квалификации, стажировку.
  • Судебную защиту.

Как и другие граждане, сотрудники полиции имеют право на страхование и пенсионное обеспечение.

Специальные возможности

Кроме общих прав сотрудники полиции, вне зависимости от должности, могут:

  • Требовать от граждан прекратить нарушение законодательства.
  • Проверять документы, подтверждающие личность, служебные или иные полномочия субъектов.
  • Использовать чужой транспорт в экстренных случаях для пресечения преступного поведения, преследования злоумышленников, доставки пострадавших в медучреждения и т. д.
  • Применять оружие, физическую силу, спецсредства в установленном порядке.
  • Задерживать подозреваемых и доставлять их в ОВД.

Применение физических мер

Деятельность полиции связана с повышенным риском. На практике нередко возникают ситуации, когда служащие вынуждены применять силу, спецсредства или оружие. Законодательство четко регламентирует порядок использования физических мер. Они могут применяться:

  • Для пресечения преступных действий, в том числе сопряженных с сопротивлением законным требованиям сотрудника.
  • Задержания подозреваемого.
  • Отражения нападения на себя или других граждан, а также на охраняемые объекты.
  • Принудительной остановки транспортного средства.
  • Прекращения массовых беспорядков.

Важные условия

При применении спецсредств, силы или оружия служащий обязан руководствоваться рядом предписаний. В частности он должен предупредить гражданина, совершающего нарушение, о применении мер воздействия, дав ему возможности выполнить законные требования добровольно. Однако данное правило не распространяется на случаи, не терпящие отлагательств. В таких ситуациях служащий должен оперативно оценить обстановку и принять решение о дальнейших действиях.

В соответствии с законодательством сила, спецсредства и оружие не могут применяться к беременным, инвалидам или несовершеннолетним. Исключение предусмотрено для случаев, когда указанные лица вооружены и представляют опасность или совершают противоправное действие.

Не допускается или спецсредств, если это может повлечь вред окружающим гражданам.

Сотрудник полиции, доставший оружие и приведший его в боеготовность, вправе правонарушителю запретить приближаться к себе. В случае неисполнения данного требования, при любых попытках преступника сократить расстояние, дотронуться до оружия служащего он может стрелять на поражение.

В заключение

Работа в полиции - ответственная и опасная деятельность. На служащих возлагается большая ответственность за обеспечение правопорядка и безопасности в обществе. В этой связи к лицам, поступающим в полицию, предъявляются достаточно высокие требования.

Для обеспечения надлежащего уровня квалификации сотрудники проходят периодическое обучение. Кроме того, для повышения эффективности работы кадрового состава проводится аттестация. В ходе нее проверяется соответствие профессиональных и личных качеств гражданина занимаемой им должности.

Сотрудники полиции являются основной сдерживающей силой для преступников. Именно они одними из первых получают сведения о совершенных или совершаемых противоправных действиях. Во многом результаты борьбы с преступностью зависят от эффективности межведомственного взаимодействия, а также сотрудничества между подразделениями. Оперативная работа требует высокой концентрации ресурсов. Часто от того, насколько слаженно работают сотрудники разных подразделений, зависит сохранность жизней граждан.

За неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей к сотрудникам полиции могут применяться меры дисциплинарной, административной ответственности. За грубые нарушения предписаний законодательства, положений должностных инструкций и иных правовых актов может устанавливаться уголовное наказание.

а) в письменной;

б) в устной;

в) в электронной;

г) во всех перечисленных.

19. В случае передачи заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, сотрудник полиции обязан уведомить об этом заявителя в течение:

а) 3-х часов;

б) 24 часов;

в) 3 суток;

г) не обязан уведомлять.

20. В каком случае и кому полиция обязана выдавать уведомления о приеме и регистрации письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях:

а) заявителям на основании письменных обращений;

б) заявителям на основании личных обращений;

в) вышестоящим должностным лицам полиции, уполномоченным осуществлять ведомственный контроль;

г) прокурорам, которые в соответствии с предоставленными им полномочиями осуществляют надзор за исполнением полицией законов в каждом случае поступления таких заявлений.

21. В какой срок полиция обязана прибывать на место происшествия:

а) не позднее 30 минут после полученного сообщения о происшествии;

б) как можно в самый короткий срок;

в) незамедлительно;

г) немедленно.

22. На полицию возлагается обязанность:

а) оказывать доврачебную помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если такая помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

б) оказывать медицинскую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если такая помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

в) оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

г) оказывать неотложную помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.

23. На полицию возлагается обязанность:

а) организовывать в соответствии с законодательством Российской Федерации спортивные, зрелищные и иные массовые мероприятия и обеспечивать безопасность граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;


б) в соответствии с законодательством Российской Федерации поддерживать организаторов спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий и обеспечивать безопасность граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

в) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимую правовую и иную помощь организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий, а также обеспечивать безопасность граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

г) оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий.

24. При отказе гражданина подвергнуться личному осмотру при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся массовые мероприятия:

а) принять меры к задержанию и доставить в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции;

б) принудительно провести осмотр с использованием технических средств;

в) не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места.

25. В обязанности полиции не входит розыск:

а) лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

б) лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу;

в) несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

г) лиц, пропавших без вести.

26. На полицию возлагается обязанность:

а) осуществлять розыск лиц без определенного места жительства, либо уклоняющихся от регистрации по месту временного пребывания;

б) осуществлять розыск лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания не связанного с лишением свободы;

в) осуществлять розыск лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;

г) осуществлять розыск пропавших животных.

27. Какое полномочие не относится к деятельности полиции:

а) оказывать содействие пограничным органам федеральной службы безопасности в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации, участвовать в осуществлении контроля за соблюдением пограничного режима;

б) оказывать содействие органам здравоохранения в доставлении в медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации;

в) оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц в медицинские организации, а также обеспечивать медицинским работникам безопасные условия для доступа к этим лицам и их осмотра;

г) оказывать содействие государственным и муниципальным органам, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатам представительных органов муниципальных образований, представителям общественных объединений и организаций в осуществлении их законной деятельности в соответствии с возложенными на них полномочиями.

Обязана ли полиция оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания?

а) да, в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации;

б) да, в порядке, закрепленном в заключительных положениях Федерального закона «О полиции»;

в) нет, это несвойственная для полиции функция;

г) да, но в порядке, определяемом совместно МВД России и ФСИН России.

29. Сотрудники полиции имеют право беспрепятственно посещать государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан:

а) по предъявлении служебного удостоверения.

б) по предъявлении служебного удостоверения в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции;

в) по предъявлении предписания и служебного удостоверения.

30. К правам полиции не относится:

а) доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом

б) вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений;

в) направлять материалы в налоговый орган для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиям налоговых органов Российской Федерации, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств;

г) осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места.

Являет собой сообщение о факте преступления. Если человек становится жертвой мошенничества, кражи, а так же иных преступлений – ему необходимо обратиться с заявлением в органы полиции. Точно так же можно обратиться и просто с сообщением о неком преступлении, даже если Вы являлись свидетелем, а не жертвой.

Полиция обязана защищать граждан от преступных посягательств, оберегая права граждан и расследуя поступающие сообщения. Расследование каждого дела подразумевает выяснение обстоятельств и деталей, все аспекты дела уже влияют непосредственно на решение. А так же на то будет ли возбуждено уголовное дело или нет.

Однако может случиться и так, что Вы подали заявление в полицию, но совершенно не знаете сроки рассмотрения заявлений. А телефон тем временем молчит, письма Вам не приходят, а преступник до сих пор на свободе. Что происходит после подачи заявления и каков срок рассмотрения заявления в полицию? Как себя повести в том случае, когда рассмотрение заявления затянулось? Об этом расскажем в нашей статье.

Срок рассмотрения

Согласно Уголовно-процессуальному Кодексу Российской Федерации следователь (или же иной представитель дознания, сотрудник следственного органа) обязан принять, проверить, а так же принять решение по сообщению о преступлении в течение трёх суток с момента его поступления.

Во время самой проверки сотрудник органов имеет право получать объяснения или показания, образцы, которые могут потребоваться для дела, а так же имеет право требовать документы, предметы, иные улики. Даже изымать их, но придерживаясь установленного Кодексом порядка. По ходу исследования так же может быть назначена судебная экспертиза, освидетельствования, осмотры места происшествия, различные ревизии. Если рассматривать все возможные действия, то перечень их достаточно велик, поэтому сразу же рождается вопрос о том, а может ли срок рассмотрения заявлений быть увеличен? Да, конечно. Но что может послужить причиной задержки?

Важно знать, что заявление о преступлении подаётся в то отделение, которое отвечает за территорию, на которой и произошло данное событие. В ином случае много времени может занять просто перенаправление заявления по требуемому месту расследования.

Причины задержки при рассмотрении дел

Как уже писалось ранее, следователь имеет право и по факту обязан провести расследование по сообщению о совершении преступления. Трёх дней практически никогда не хватает для вынесения какого-либо решения. Так же стоит учитывать день, когда было подано заявление в полицию. В соответствии с частью 3 ст. 144 УПК РФ срок может быть продлён до 10 суток. В качестве причин обычно указывается необходимость проведения допросов, получения результатов экспертиз, а так же иной информации для выяснения обстоятельств произошедшего.

Если виновного не представляется возможным опросить (если имеется виновное лицо, как в случаях с мошенничеством), а так же если не были предоставлены необходимые данные экспертиз, не поступило ответа на запрос необходимых документов – в таком случае срок рассмотрения заявлений может быть увеличен до 30 дней.

Внимание

Согласно ст. 145 УПК РФ лицо, проводящее расследование по заявлению обязано вынести одно из трёх решений по данному делу: одобрить возбуждение уголовного дела, отказать в возбуждении уголовного дела или же передать полученное сообщение в суд. Последний пункт относится к делам частного обвинения.

Что делать, если рассмотрение задерживают

По истечению 30 дней так или иначе принимается решение , однако, даже если принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела – есть огромная вероятность того, что решение не будет окончательным. То есть материал проверки может быть возвращён исполнителю для того, чтобы было проведено дополнительное расследование. Количество таких отмененных постановлений, возвращений исполнителю по причинам необоснованности или незаконности решения может быть бесконечным.

Не всегда можно сказать с какого именно раза должностное лицо, отвечающее за рассмотрение заявления, сможет собрать достаточное количество информации и подтверждений для того, чтобы решение соответствовало всем требованиям уголовно-процессуального и уголовного права. По закону заявителя должны информировать об продлении рассмотрения, причинах продления сроков, но по факту такое производится не постоянно.

В случае если дело ощутимо задерживают – Вы имеете право запросить подтверждения . Так же Вы можете , поскольку полиция обязана документально подтверждать вынесенные решения, которые должны быть вынесены на законных основаниях. Прокуратура после Вашей жалобы должна будет провести проверку работы данного отделения и конкретных сотрудников.

Совет

После того, как Вы получите от сотрудников правоохранительных органов пояснения к решению дела или же пояснения о причинах продления рассмотрения, рекомендуется обратиться за бесплатной консультацией юриста. Именно сможет, опираясь на имеющуюся практику, сказать Вам — как лучше поступить в конкретной ситуации. Каждый случай уникален – об этом следует помнить.

Все указанные ниже пункты статей взяты исключительно из Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

При обращении к гражданину

П. 1 ст. 5 гласит о том, что полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Зачастую сотрудники полиции считают себя вправе ограничивать права и свободы граждан без причины по своему желанию (примером могут служить беспричинные проверки документов у граждан).

П. 4 ст. 5 гласит, что при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Нередко сотрудники полиции при обращении к гражданину не представляются, и выдвигают требования к гражданину, не объяснив причину и цель обращения. И практически никогда не объясняются причины и основания применения мер, ограничивающих права и свободы гражданина, а также возникающие права и обязанности граждан, связанные с данным действием сотрудника полиции.

П. 5 ст. 5 также часто нарушается. В соответствии с данным пунктом, сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. Однако очень часто бывает так, что сотрудник полиции не представляется, ссылаясь на то, что это не он обратился к гражданину, а гражданин обратился к нему и, соответственно, он имеет право не представляться.

Ограничение прав граждан

П. 7 ст. 5 говорит о том, что полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом, однако в жизни нередко сотрудники полиции предпочитают лишь на словах объяснить, например, какую операцию они проводят, а не показывать документ, подтверждающий проведение данной спецоперации.

На основании п. 2 ст. 6 всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Отсюда следует, что сотрудник полиции при проведении каких-либо процедур, ограничивающих права граждан, обязан действовать в строгом соответствии с законом, беспричинное проведение различных процедур (например, ) является незаконной деятельностью и может стать поводом обращения с жалобой на действия данного сотрудника.

Помимо этого, п. 4 ст. 6 говорит о том, что сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства. Зачастую в обосновании своих незаконных действий (например, парковка с нарушением требований ПДД) сотрудники полиции ссылаются на служебную необходимость, что им законом прямо запрещено.

П. 1 ст. 13 обязывает сотрудников полиции принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. Однако сотрудники полиции зачастую предпочитают отправлять граждан в дежурную часть, вместо того, чтобы принять заявление на месте.

П. 2 ст. 13 обязывает сотрудников полиции прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия. Пожалуй, первый пункт, который выполняется чаще всего и в котором сложно обвинить самих сотрудников полиции, чаще всего они просто завалены другими вызовами и не имеют физической возможности незамедлительно прибыть на место преступления.

П. 4 ст. 13 обязывает сотрудников полиции выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению. Однако порой сотрудники полиции предпочитают не устранять причину, по которой в том или ином месте совершается большое количество правонарушений, а фиксировать факт правонарушения с целью последующего составления административного материала для улучшения показателей своей работы.

Разумеется, это не полный перечень обязанностей сотрудников полиции, которые зачастую не исполняются, однако это основные, с которыми встречаются почти все граждане. Разумеется, есть сотрудники полиции (чисто статистически), которые исполняют все требования буквы закона, однако подавляющее большинство все же либо не знают закона, либо сознательно его нарушают. В любом случае, подобные действия должны пресекаться гражданами (граждане вправе сделать замечание сотруднику полиции о нарушении им закона или обратиться в соответствующие органы с жалобой на действия конкретного сотрудника полиции).