Официальное опубликование нормативных правовых актов в Российской Федерации. Порядок опубликования нормативно-правовых актов и вступления их в силу Порядок вступления в силу решений Конституционного Суда РФ

В соответствии с Конституцией РФ законодательная инициатива принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ.

Все проекты законов вносятся в установленном порядке в Государственную Думу.

Особый порядок установлен только для законопроектов по налогам и сборам и тех, в которых предусмотрены расходы за счет федерального бюджета.

Перед внесением их в Государственную Думу данные законопроекты в обязательном порядке должны получить заключение Правительства РФ.

Нормативно-правовые акты принимаются в результате правотворчества уполномоченных на это государственных органов.

Правотворчество - это довольно емкий процесс, занимающий определенный промежуток времени.

Он состоит из особых этапов или, так называемых, стадий:

  • Сначала государственным органом вносится предложение по принятию того или иного правового акта и предоставляется его проект – это первый этап.
  • Затем происходит обсуждение проекта нормативного акта – это уже второй этап.
  • Далее следует третий этап – принятие, а также утверждение данного проекта уполномоченным государственным органом.
  • И последняя, заключительная стадия правотворчества – это обнародование официального нормативного акта, т.е. доведение его до сведения граждан.
Если последний этап не выполнен – нормативный акт не будет являться обязательным для исполнения – об этом прямо говорится в п. 3 ст. 15 Конституции РФ.

Кроме того, тексты актов могут быть опубликованы в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны РФ, а также в других печатных изданиях, доведены до сведения граждан по телевидению и радио и т.п.

Вступление в юридическую силу нормативных Актов Президента происходит по всей России единовременно спустя 7 дней с даты их официального опубликования.

Все остальные акты Президента, а также те, которые составляют государственную тайну, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства, которые регулируют права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливают правовой статус федеральных органов исполнительной власти, и организаций, вступают в силу спустя 7 дней с момента их первого официального опубликования.

Все другие виды акты Правительства вступают в силу с момента их подписания. Кроме этого в данных документах может устанавливаться иной порядок их вступления в силу.

Для нормативных актов федеральных органов исполнительной власти является обязательным их регистрация в Минюсте РФ, и дальнейшее их официальное опубликование в "Российской газете". Официальное опубликование производится в течение 10 дней после регистрации.

Кроме этого, официальной публикацией считается издание текстов данных актов в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения - издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ.

Порядок опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов

В уставе каждого муниципального образования содержится указание о том, в каком порядке публикуются, т.е. доводятся до всеобщего сведения муниципальные правовые акты, а также устанавливается порядок вступления их в силу.

Исключение составляют правовые акты, регулирующие налоги и сборы – их порядок вступления в силу устанавливается Налоговым кодексом РФ.

А также местные акты, которые регулируют права, свободы и обязанности человека и гражданина, по общему правилу, вступают в силу с момента их официального опубликования.

ч.3 ст. 15 Конституции РФ — Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Принят Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Статья 4. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

«Парламентская газета» является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в «Парламентской газете». Обязательному опубликованию в «Парламентской газете» подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании.

Статья 6. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Вам понравился материал? Вы можете угостить автора чашечкой ароматного кофе и оставить ему доброе пожелание:-)


Ваше угощение будет обязательно доставлено до автора. Чашка кофе - это не много, но она согревает и придает силы творить дальше. Вы можете выбрать, чем угостить автора.

Чашка кофе из ПитСтопа за 60 руб.

  • Юридическая техника как учебная дисциплина
    • Юридическая техника в структуре теории государства и права
    • Эволюция научных взглядов о юридической технике
    • Предмет юридической техники
    • Методология юридической техники
    • Структура курса «Юридическая техника»
    • Значение юридической техники для юриста
  • История развития юридической техники
    • Практика применения юридических технологий и наука юридической техники
    • Юридическая техника в древнем обществе (архаичное право)
      • Правоприменительная техника в древнем обществе
    • Юридическая техника в традиционном обществе (сословное право)
    • Юридическая техника в индустриальном обществе (развитое, зрелое, общегосударственное право)
      • Правоприменительная техника в индустриальном обществе
  • Понятие и виды юридической техники
    • Понятие и формы юридической деятельности
    • Юридические документы: понятие и виды
    • Понятие и структура юридической техники
      • Юридический инструментарий
    • Виды юридической техники
    • Особенности юридической техники в различных правовых семьях
      • Романо-германская (континентальная) семья права (или профессорское право)
      • Англосаксонское право (семья общего права, прецедентное право, судейское право)
      • Мусульманская семья права
      • Семья обычного права (африканское право)
      • Российская правовая система в контексте мировых семей права
  • Общие правила юридической техники (содержание юридической техники)
    • Понятие содержания юридической техники
    • Правила достижения социальной адекватности права (содержательные правила)
    • Правила обеспечения логики права
    • Структурные правила (внутренняя форма правового документа)
    • Языковые правила
    • Формальные (реквизитные) правила
    • Процедурные правила
  • Правотворчество
    • Понятие и виды правотворчества
    • Законодательство: три подхода к его пониманию
    • Требования к законодательству (критерии качества законодательства)
    • Ошибки в законотворчестве
    • Экспертиза проектов нормативных актов
    • Понятие законодательной техники и ее содержание
  • Правила формирования содержания нормативных актов
    • Требования к содержанию нормативных актов (содержательные правила)
    • Основные способы и приемы формирования содержания нормативных актов
      • Правовые дефиниции
      • Декларации
      • Юридические конструкции
      • Правовые презумпции
      • Правовые фикции
      • Правовые аксиомы и исключения
      • Иные способы формирования содержания норм правовых актов
    • Логика нормативного правового акта
      • Система логических требований (правил) в правотворчестве
      • Регламентирование всех элементов логической нормы права
    • Требования к внутренней форме нормативных актов
      • Структура нормативного акта
      • Структурные единицы текста
      • Примечание
      • Заключительные положения, приложения
    • Языковые правила
      • Система языковых (лингвистических) средств нормативных актов
      • Стиль нормативных актов
      • Символические приемы
  • Техника создания корпоративных нормативных правовых актов
    • Понятие и признаки корпоративного права
    • Принципы создания корпоративных нормативных актов
      • Специальные принципы принятия корпоративных актов
    • Особенности корпоративных актов
    • Ошибки при принятии корпоративных актов
  • Правотворческая процедура
    • Процедуры в праве
    • Требования к правотворческой процедуре
    • Планирование правотворческой деятельности: его значение и виды планов
    • Концепция нормативного акта как модель отражения социальной действительности
    • Виды правотворческих процедур
    • Процедура ведомственного правотворчества
    • Процедура принятия правительственных постановлений
    • Типы парламентов и их влияние на законотворческий процесс
    • Стадии законодательного процесса
      • Принятие закона
  • Опубликование и вступление в силу нормативных актов
    • Опубликование нормативных актов
    • Вступление нормативных актов в силу
  • Систематизация правовых актов как вид юридической работы
    • Понятие и причины систематизации
    • Причины и значение систематизации
    • Принципы систематизации
  • Правила систематизации юридических документов
    • Кодификация и правила ее проведения
    • Консолидация и правила ее проведения
    • Инкорпорация и правила ее проведения
    • Учет правовых актов
    • Компьютеризация работы по систематизации
  • Толкование как вид юридической работы
    • Понятие толкования
    • Структура толкования
    • Причины толкования
  • Техника толкования нормативных актов
    • Интерпретационная технология
    • Неофициальное толкование
    • Аутентичное толкование
    • Судебное толкование
    • Акты толкования и их особенности
  • Правила создания правореализационных юридических документов
    • Осуществление норм права
    • Правореализационные документы и техника их создания
  • Техника ведения договорной работы
    • Технико-юридические особенности договоров
      • Понятие и содержание договора
      • Типовая структура договора
    • Ведение договорной работы
      • Нормативная регламентация договорной работы
    • Стадии договорной работы
  • Правоприменение как тип осуществления права
    • Характеристика правоприменения
    • Судебная деятельность как разновидность правоприменения
  • Судебные акты и техника их составления
    • Виды судебных актов
    • Судебное решение и приговор как основные акты правосудия: общая характеристика
    • Требования к содержанию основных судебных актов
      • Обоснованность и мотивированность
      • Справедливость и полнота
    • Правила обеспечения логики основных судебных актов
    • Структура основных судебных актов
      • Структура судебного приговора
    • Языковые правила составления судебных актов
      • Стилистические правила

Опубликование нормативных актов

Для обеспечения соблюдения норм права необходимо, чтобы они стали известны всем. Это относится не только к законам, но и к подзаконным актам, которые также затрагивают значительное число граждан или групп населения.

В основе этого правила - презумпция, согласно которой объективная невозможность узнать содержание нормативных актов логически должна освобождать от обязанности их выполнения.

Право на информацию о новых законах и иных нормативных актах - это одно из признанных международным сообществом прав человека. Государство обязано уважать данное право и содействовать его реализации.

Проблема доступности, открытости законодательства приобретает особое значение еще и потому, что в качестве «информаторов» по законодательству сегодня все чаще выступают различного рода коммерческие структуры, которые далеко не всегда способны обеспечить полную и достоверную информацию о законах. Более того, нередко под видом законов они воспроизводят даже не самые последние их проекты. В их публикациях встречаются неточности и ошибки.

Для того чтобы все нормативные акты были доведены до сведения граждан, которых они непосредственно или косвенно касаются, в законодательстве предусматриваются нормы по опубликованию юридических актов.

При публикации нормативного акта указываются его реквизиты:

  • наименование;
  • дата принятия;
  • должностное лицо, его подписавшее;
  • место;
  • дата подписания;
  • регистрационный номер.

Для законов и подзаконных актов обязательным способом предания гласности является публикация, т.е. распространение актов при помощи СМИ. В настоящее время их чаще всего печатают в официальных сборниках документов.

На этот счет установлены следующие правила.

Указы должны быть доведены до всеобщего сведения путем опубликования в течение 10 дней после их подписания.

Постановления Правительства РФ подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всех граждан через СМИ безотлагательно.

Ведомственные акты официально публикуются в течение 10 дней после их регистрации.

Трудно объяснить установление различных сроков для опубликования нормативных актов, ведь смысл этого мероприятия идентичен во всех случаях. Более того, как мы убедимся чуть позднее, даже источники опубликования некоторых видов нормативных актов совпадают. Вот почему в литературе неоднократно высказывалось мнение привести законодательное закрепление сроков опубликования к единому знаменателю. Более того, в некоторых государствах эта идея реализована и практика показала эффективность этого шага.

Идея комплексного урегулирования вопросов опубликования актов разной юридической силы в одном акте (законе) находит воплощение и в практике отдельных субъектов РФ. Например, Законом Воронежской области от 7 июля 2006 г. № 86-03 «О порядке опубликования, вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и порядке опубликования иной официальной информации» урегулирован порядок опубликования не только законов, но и других актов, принятых областной Думой, а также администрацией области.

На сегодняшний день все они имеют бумажную форму. Электронные носители пока в этом качестве не используются. Это дело будущего. Здесь тоже не наблюдается единообразия.

Законы публикуются в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Указы Президента РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации».

Постановления Правительства РФ имеют тот же источник официального опубликования - «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации».

Ведомственные нормативные акты подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Сохранилась и такая форма официального оглашения, как ведомственная рассылка. Она осуществляется в целях доведения ведомственных актов до их исполнителей и обычно нормативно регламентируется самими ведомствами.

Неоднократно в юридической литературе высказывалось предложение о целесообразности установления единого печатного органа официального опубликования нормативных правовых актов разных уровней. Это позволило бы сконцентрировать нормативный материал и облегчить адресатам пользование им. Кроме того, можно было бы уменьшить расходы на их издание. Тем самым был бы облегчен процесс их учета и систематизации. Целесообразность создания единого органа официального опубликования подтверждает и положительный опыт его функционирования в целом ряде зарубежных государств - Италии, Франции, ФРГ и др.

В принципе «Собрание законодательства Российской Федерации» как официальный источник практически приближается к тому, чтобы быть единым источником опубликования федеральных нормативных актов. Но, пожалуй, один из самых сложных вопросов создания единого органа опубликования нормативных актов - следует ли помещать в него ведомственные акты. Это позволит достичь интеллектуального удобства в пользовании, но тогда объем «Собрания законодательства Российской Федерации» значительно возрастет, что, скорее всего, усложнит физическое пользование этим изданием.

На федеральном уровне, равно как и на уровне отдельных субъектов РФ, для оперативного доведения правовой информации до широких слоев населения практикуется опубликование нормативных правовых актов в массовых периодических изданиях, которым придается статус официального источника опубликования. В России, например, это «Российская газета».

Следует, однако, учитывать, что в СМИ целесообразно публиковать не все, а лишь наиболее важные нормативные акты, требующие широкого обнародования. Помещение иных многочисленных актов со всеми их реквизитами в периодическом издании неизбежно приведет к его перегрузке обязательными публикациями.

Помимо официального опубликования нормативных правовых актов, существуют другие формы их оглашения. Акты, требующие срочного и широкого обнародования, наряду с опубликованием в официальных изданиях могут быть обнародованы по радио и телевидению, а также в Интернете. Акты, не имеющие общего значения, подлежат рассылке определенному кругу органов и организаций. Все нормативные акты могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, переданы по каналам связи и др. Ничто не мешает их опубликовать и в виде отдельного издания. Однако эти варианты опубликования не признаются официальными.

Заслуживает особого внимания вопрос о языке официального опубликования нормативных правовых актов, который имеет значение прежде всего для республик в составе Российской Федерации. Не случайно он затрагивается специальным законодательством об опубликовании нормативных правовых актов и законами о языках, принятыми на федеральном и республиканском уровнях.

Здесь действует следующее правило.

Тексты законов и других федеральных актов должны быть опубликованы как на русском языке, признанном государственным на всей территории РФ, так и на государственных языках республик в составе Российской Федерации.

В соответствии с Законом от 20 октября 1992 г. № 11 «О языках народов Республики Хакасия» тексты законов и других правовых актов, принятых высшими органами государственной власти Республики, публикуются на двух языках - русском и хакасском. В Законе от 10 июня 1992 г. № 221-XII «О языках народов Республики Бурятия» установлено, что тексты законов и постановлений органов государственной власти Республики публикуются на бурятском и русском языках.

Что касается документов местных органов власти и управления, то они принимаются и объявляются или на русском, или на бурятском языке - в зависимости от контингента населения. В местностях компактного проживания других национальностей (эвенки, татары, немцы и др.) наряду с государственными языками может использоваться язык большинства населения данной местности.

Такой подход, когда в качестве государственного на территории республики действуют одновременно несколько языков, дает больше возможностей для преодоления возникающих языковых коллизий и поэтому представляется наиболее целесообразным. Вместе с тем реализация нормы о необходимости опубликования нормативных правовых актов, изложенных на разных языках, весьма непроста (особенно в условиях многонациональной республики). Сказывается недостаточная подготовленность материальной, организационной и лингвистической баз.

Конечно, вопросы официального опубликования нормативных правовых актов могут решаться субъектами РФ неоднозначно. Но в любом случае при информационном обмене в сфере законодательства необходимо исходить из проблемы «взаимоотношения языков» в рамках единой Федерации.

Ограничительные грифы

Существует категория нормативных актов, на которые требование обязательного опубликования не распространяется. К ним относятся законы, другие нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Это делается, как правило, в интересах обороны или государственной безопасности страны.

Очевидно, что какие-то нормативные правовые акты должны оставаться «закрытыми» даже в условиях демократического правового государства. Однако при этом важно не допускать необоснованного присвоения ограничительных грифов. Результатом чрезмерной засекреченности правовых актов может стать такое нежелательное явление, как «отчуждение от права». Необходимо также учитывать, что присвоения ограничительного грифа в ряде случаев требует не весь акт, а лишь определенная его часть (статья, пункт, абзац).

Для обеспечения соблюдения норм права необходимо, чтобы они стали известны всем. Это относится не только к законам, но и к подзаконным актам, которые также затрагивают значительное число граждан или групп населения.

В основе этого правила - презумпция, согласно которой объективная невозможность узнать содержание нормативных актов логически должна освобождать от обязанности их выполнения.

Право на информацию о новых законах и иных нормативных актах - это одно из признанных международным сообществом прав человека. Государство обязано уважать данное право и содействовать его реализации.

Проблема доступности, открытости законодательства приобретает особое значение еще и потому, что в качестве «информаторов» по законодательству сегодня все чаще выступают различного рода коммерческие структуры, которые далеко не всегда способны обеспечить полную и достоверную информацию о законах. Более того, нередко под видом законов они воспроизводят даже не самые последние их проекты. В их публикациях встречаются неточности и ошибки.

Для того чтобы все нормативные акты были доведены до сведения граждан, которых они непосредственно или косвенно касаются, в законодательстве предусматриваются нормы по опубликованию юридических актов.

При публикации нормативного акта указываются его реквизиты: -

наименование; -

дата принятия; -

должностное лицо, его подписавшее; -

дата подписания; -

регистрационный номер.

Для законов и подзаконных актов обязательным способом предания гласности является публикация, т. е. распространение актов при помощи СМИ. В настоящее время их чаще всего печают в официальных сборниках документов.

На этот счет установлены следующие правила.

Указы должны быть доведены до всеобщего сведения путем опубликования в течение 10 дней после их подписания.

Постановления Правительства РФ подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всех граждан через СМИ безотлагательно.

Ведомственные акты официально публикуются в течение 10 дней после их регистрации.

Трудно объяснить установление различных сроков для опубликования нормативных актов, ведь смысл этого мероприятия идентичен во всех случаях. Более того, как мы убедимся чуть позднее, даже источники опубликования некоторых видов нормативных актов совпадают. Вот почему в литературе неоднократно высказывалось мнение привести законодательное закрепление сроков опубликования к единому знаменателю1. Более того, в некоторых государствах эта идея реализована и практика показала эффективность этого шага.

Идея комплексного урегулирования вопросов опубликования актов разной юридической силы в одном акте (законе) находит воплощение и в практике отдельных субъектов РФ. Например, Законом Воронежской области от 7 июля 2006 г. № 86-03 «О порядке опубликования, вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и порядке опубликования иной официальной информации» урегулирован порядок опубликования не только законов, но и других актов, принятых областной Думой, а также администрацией области.

На сегодняшний день все они имеют бумажную форму.

Электронные носители пока в этом качестве не используются. Это дело будущего2. Здесь тоже не наблюдается единообразия. 1

Как отмечает В. Б. Исаков, опубликование нормативных актов в бумажном виде в современных условиях все более демонстрирует свои недостатки (недостаточный динамизм, трудности хранения и поиска нормативных актов, экономические и экологические ограничения, неопределенность правового статуса печатного документа, неидентичность различных версий официальных текстов и др.). Он делает вывод: официальное опубликование в электронном виде - исторически неизбежный этап в развитии государства. См.: Исаков В. Б. Официальное экстренное опубликование как необходимая предпосылка для перехода к системе непрерывной кодификации // Кодификация законодательства: теория, практика, техника: матер. Междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2009. С. 254-262.

Законы публикуются в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Указы Президента РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации».

Постановления Правительства РФ имеют тот же источник официального опубликования - «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации».

Ведомственные нормативные акты подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Сохранилась и такая форма официального оглашения, как ведомственная рассылка. Она осуществляется в целях доведения ведомственных актов до их исполнителей и обычно нормативно регламентируется самими ведомствами.

Неоднократно в юридической литературе высказывалось предложение о целесообразности установления единого печатного органа официального опубликования нормативных правовых актов разных уровней. Это позволило бы сконцентрировать нормативный материал и облегчить адресатам пользование им. Кроме того, можно было бы уменьшить расходы на их издание. Тем самым был бы облегчен процесс их учета и систематизации. Целесообразность создания единого органа официального опубликования подтверждает и положительный опыт его функционирования в целом ряде зарубежных государств - Италии, Франции, ФРГ и др.

В принципе «Собрание законодательства Российской Федерации» как официальный источник практически приближается к тому, чтобы быть единым источником опубликования федеральных нормативных актов. Но, пожалуй, один из самых сложных вопросов создания единого органа опубликования нормативных актов - следует ли помещать в него ведомственные акты. Это позволит достичь интеллектуального удобства в пользовании, но тогда объем «Собрания законодательства Российской Федерации» значительно возрастет, что, скорее всего, усложнит физическое пользование этим изданием.

На федеральном уровне, равно как и на уровне отдельных субъектов РФ, для оперативного доведения правовой информации до широких слоев населения практикуется опубликование нормативных правовых актов в массовых периодических изданиях, кото рым придается статус официального источника опубликования. В России, например, это «Российская газета». Следует, однако, учитывать, что в СМИ целесообразно публиковать не все, а лишь наиболее важные нормативные акты, требующие широкого обнародования. Помещение иных многочисленных актов со всеми их реквизитами в периодическом издании неизбежно приведет к его перегрузке обязательными публикациями.

Помимо официального опубликования нормативных правовых актов, существуют другие формы их оглашения. Акты, требующие срочного и широкого обнародования, наряду с опубликованием в официальных изданиях могут быть обнародованы по радио и телевидению, а также в Интернете. Акты, не имеющие общего значения, подлежат рассылке определенному кругу органов и организаций. Все нормативные акты могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, переданы по каналам связи и др. Ничто не мешает их опубликовать и в виде отдельного издания. Однако эти варианты опубликования не признаются официальными.

Заслуживает особого внимания вопрос о языке официального опубликования нормативных правовых актов, который имеет значение прежде всего для республик в составе Российской Федерации. Не случайно он затрагивается специальным законодательством об опубликовании нормативных правовых актов и законами о языках, принятыми на федеральном и республиканском уровнях.

Здесь действует следующее правило.

Тексты законов и других федеральных актов должны быть опубликованы как на русском языке, признанном государственным на всей территории РФ, так и на государственных языках республик в составе Российской Федерации.

В соответствии с Законом от 20 октября 1992 г. № 11 «О языках народов Республики Хакасия» тексты законов и других правовых актов, принятых высшими органами государственной власти Республики, публикуются на двух языках - русском и хакасском. В Законе от 10 июня 1992 г. № 221 -XII «О языках народов Республики Бурятия» установлено, что тексты законов и постановлений органов государственной власти Республики публикуются на бу рятском и русском языках. Что касается документов местных органов власти и управления, то они принимаются и объявляются или на русском, или на бурятском языке - в зависимости от контингента населения. В местностях компактного проживания других национальностей (эвенки, татары, немцы и др.) наряду с государственными языками может использоваться язык большинства населения данной местности.

Такой подход, когда в качестве государственного на территории республики действуют одновременно несколько языков, дает больше возможностей для преодоления возникающих языковых коллизий и поэтому представляется наиболее целесообразным. Вместе с тем реализация нормы о необходимости опубликования нормативных правовых актов, изложенных на разных языках, весьма непроста (особенно в условиях многонациональной республики). Сказывается недостаточная подготовленность материальной, организационной и лингвистической баз.

Конечно, вопросы официального опубликования нормативных правовых актов могут решаться субъектами РФ неоднозначно. Но в любом случае при информационном обмене в сфере законодательства необходимо исходить из проблемы «взаимоотношения языков» в рамках единой Федерации.

Ограничительные грифы

Существует категория нормативных актов, на которые требование обязательного опубликования не распространяется. К ним относятся законы, другие нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Это делается, как правило, в интересах обороны или государственной безопасности страны.

Очевидно, что какие-то нормативные правовые акты должны оставаться «закрытыми» даже в условиях демократического правового государства. Однако при этом важно не допускать необоснованного присвоения ограничительных грифов. Результатом чрезмерной засекреченности правовых актов может стать такое нежелательное явление, как «отчуждение от права». Необходимо также учитывать, что присвоения ограничительного грифа в ряде случаев требует не весь акт, а лишь определенная его часть (статья, пункт, абзац). Значимость вступления нормативных актов в силу

М. С. Студеникина отмечает, что нормы права, устанавливающие порядок вступления законов в силу, позволяют избежать неоправданных задержек с их опубликованием28. Ведь не секрет, что, используя сугубо технический прием задержки с опубликованием, государственные органы, не относящиеся к законодательной ветви власти, могут на длительное время отсрочить вступление в силу уже принятого закона, заблокировав тем самым его реализацию. К сожалению, установленная норма не подкреплена никакой ответственностью за ее несоблюдение. Кроме того, сложно найти основание, которое могло бы запретить заинтересованным структурам задерживать срок официального опубликования закона.

Поскольку момент вступления нормативных актов в силу напрямую связывается с их опубликованием, следует выяснить, когда же таковой наступает. В Институте законодательства и сравнительного правоведения комментируют данную ситуацию следующим образом: «Формулировка "со дня опубликования" предполагает, что день опубликования включается в срок вступления акта в силу; формулировки "после дня официального опубликования" и "после опубликования" означают, что срок вступления в силу акта начинается со следующего дня после дня его официального опубликования».

Способы вступления нормативных актов в силу

Момент вступления в силу нормативных правовых актов определяется различными способами.

Первый способ. В законодательстве устанавливается следующее общее правило: нормативный акт вступает в силу после определенного срока со дня их опубликования. Нет особой необходимости доказывать, какую важную роль играет вступление закона в силу не сразу после его опубликования, а по прошествии определенного срока, позволяющего субъектам права уяснить содержание нормативного акта, пока он находится в состоянии «бездействия», сообразовать с ним свое поведение.

Однако сроки вступления в силу различаются в зависимости от того, о каком виде нормативного акта идет речь. На сей счет установлены следующие правила: -

законы вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования; -

указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования; -

постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования; -

ведомственные нормативные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Практика свидетельствует, что это общее правило мало используется.

Второй способ. Чаще используется другое правило: нормативный акт вступает в силу с указанной в нем конкретной календарной даты. В большинстве случаев устанавливаемая конкретная дата увеличивает временной разрыв между днем опубликования закона и днем введения его в действие. Например, Уголовный кодекс РФ был принят 13 июня 1996 г., а вступил в силу с 1 января 1997 г.; Семейный кодекс РФ был принят 29 декабря 1995 г., введен в действие (за некоторыми исключениями) с 1 марта 1996 г. Бесспорно, такая регламентация сроков вступления законов в силу обеспечивает гражданам большую возможность ознакомиться с самим законом, осмыслить вводимые им новеллы, настроить общественное мнение на их неуклонное исполнение.

Третий способ. Вступление закона в силу со дня его официального опубликования стало приоритетным способом в последнее время. Но объяснить эту тенденцию объективными причинами, кроющимися в самой специфике принятых законов, весьма затруднительно. В число законов, вводимых в действие непосредственно со дня опубликования, попали законы, совершенно разные и по своему объему, и по кругу субъектов, которым они адресованы, и по характеру регулируемых отношений. В этой группе есть законы, состоящие всего из одной-двух статей, а есть и такие, которые насчитывают 100 статей и более.

Четвертый способ. Закон вступает в силу при наступлении определенного события или при условии совершения каких-либо дейст- вий. Отлагательное условие для вступления закона в силу - довольно распространенный вариант при определении начального момента действия закона во времени. Наиболее отчетливое проявление этот вариант находит в случаях, когда речь идет о связи вступления закона в силу с принятием какого-то специального законодательного акта. Например, в Федеральном законе от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривалось, что гл. 17 ГК РФ вступает в силу со дня введения в действие нового Земельного кодекса РФ.

Прием отлагательных условий для определения даты вступления в силу используется иногда как своеобразная уловка, чтобы отсрочить на значительное время реализацию уже принятого закона. Причины такой «отсрочки» могут быть самыми разными, в том числе конъюнктурными. Безусловно, М. С. Студеникина права, когда утверждает, что «в законодательной деятельности абсолютным должно быть правило - закон может приниматься только тогда, когда для этого созрели все условия. Если же этого нет, то работа на "опережение" в законотворчестве, под каким бы предлогом она ни проводилась, не может поощряться. Само же последующее использование в такой ситуации приемов отсрочки введения в действие уже принятых законов должно признаваться нелегитимным»29.

Если рассматривать данные способы вступления нормативных актов в силу с точки зрения простоты и точности определения момента вступления в силу закона, наиболее предпочтительным выглядит способ, при котором в законе указывается конкретная календарная дата, с которой закон вводится в действие. Однако даже он не во всех случаях является удобным. Это связано с многоэтапной процедурой принятия, согласования и одобрения законов.

Литература

Бахрах Д. Н. Конституционные основы действия правовой нормы во времени //Журнал российского права. 2003. № 5.

КузякинД. А. Проблемы вступления в силу законов // Журнал российского права. 2005. № 10.

Ласточкина М. Л., Тихомирнова Н. Ю. Официальное опубликование нормативных актов и вступление их в силу // Законодательство. 2004. Нояб.

Студеникина М, С. Вступление закона в силу: правовое регулирование и практика //Журнал российского права. 2000. № 7.

Еще по теме § 1. Опубликование нормативных актов:

  1. 14. ПОРЯДОК ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  2. I. Понятие систематизации нормативно-правовых актов. Учет, инкорпорация и консолидация как основные виды систематизации нормативно-правовых актов
  3. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ И АКТОВ ИНЫХ ОРГАНОВ
  4. §3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ -

  • 2.3. Акты Правительства
  • 2.4. Решения Конституционного Суда рф
  • 2.5. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
  • 2.5.1. Акты, зарегистрированные в Министерстве юстиции рф
  • 2.5.2. Акты, признанные Министерством юстиции рф не нуждающимися в государственной регистрации
  • 1) Министерство внутренних дел рф (мвд России)
  • 2) Министерство рф по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс России)
  • 3) Министерство обороны рф (Минобороны России)
  • 4) Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (фсвтс России)
  • 5) Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (фстэк России)
  • 6) Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка)
  • 7) Министерство юстиции рф (Минюст России)
  • 8) Федеральная служба исполнения наказаний (фсин России)
  • 9) Федеральная служба судебных приставов (фссп России)
  • 10) Государственная фельдъегерская служба рф (гфс России)
  • 11) Федеральная служба безопасности Российской Федерации (фсб России)
  • 5) Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) - упразднена Указом Президента рф от 08.02.2011 n 155
  • 6) Федеральное архивное агентство (Росархив)
  • 7) Министерство образования и науки рф (Минобрнауки России)
  • 8) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
  • 9) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России)
  • 10) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)
  • 11) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)
  • 12) Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы)
  • 13) Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
  • 14) Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)
  • 15) Министерство промышленности и торговли (Минпромторг России)
  • 16) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
  • 17) Министерство регионального развития рф (Минрегион России)
  • 18) Министерство связи и массовых коммуникаций рф (Минкомсвязи России)
  • 19) Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
  • 20) Федеральное агентство связи (Россвязь)
  • 21) Министерство сельского хозяйства рф (Минсельхоз России)
  • 22) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)
  • 23) Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство)
  • 24) Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт) - упразднено, его функции переданы Минспорттуризма России
  • 25) Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России) - Указом Президента рф от 21.05.2012 n 636 преобразовано в Министерство спорта рф
  • 26) Министерство транспорта рф (Минтранс России)
  • 27) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор)
  • 28) Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)
  • 29) Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России)
  • 30) Министерство рф по налогам и сборам (мнс России) - преобразовано в Федеральную налоговую службу (фнс России)
  • 31) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор)
  • 32) Федеральное казначейство (Казначейство России)
  • 33) Министерство экономического развития рф (Минэкономразвития России)
  • 34) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)
  • 2) Федеральная миграционная служба (фмс России)
  • 3) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и Главный государственный санитарный врач
  • 4) Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование)
  • 5) Федеральная таможенная служба (фтс России)
  • 6) Федеральная служба по финансовым рынкам (фсфр России)
  • 7) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
  • 8) Федеральное космическое агентство (Роскосмос)
  • 9) Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница)
  • 2.6. Особенности вступления в силу нормативных правовых актов некоторых ведомств
  • 2.6.1. Вступление в силу правовых актов Банка России
  • 2.6.2. Вступление в силу правовых актов федеральных органов исполнительной власти в области таможенного дела
  • 2.6.3. Вступление в силу правовых актов Федеральной службы по финансовым рынкам (фсфр России, ранее - фкцб России)
  • 2.6.4. Вступление в силу нормативных актов, издаваемых Пенсионным фондом рф, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования рф
  • Глава 3. Проблемные вопросы вступления в силу нормативных правовых актов
  • 3.1. Определение даты первого официального опубликования
  • 3.2. Исчисление сроков вступления в силу нпа с учетом различных формулировок, указывающих на момент вступления в силу
  • 3.3. Опубликование полного текста нормативного акта
  • Указ Президента РФ от 02.02.2013 N 88 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"

    Размещение актов Правительства РФ на сайте www.pravo.gov.ru считается официальным опубликованием

    7 марта вступил в силу Указ Президента РФ от 02.02.2013 N 88 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (далее - Указ). В соответствии с ним акты Правительства РФ (постановления и распоряжения) в течение 10 дней после подписания должны публиковаться не только в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации", но и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru ). Опубликование указанных документов на сайте www.pravo.gov.ru теперь признается официальным.

    Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палаты Федерального Собрания (ст. 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", далее - Закон N 5-ФЗ);

    Международные договоры, вступившие в силу для России, а также международные договоры, которые временно применяются РФ (за исключением договоров межведомственного характера) (ч. 2 ст. 9.1 Закона N 5-ФЗ);

    Постановления Конституционного Суда РФ, определения Конституционного Суда РФ о разъяснении постановлений Конституционного Суда РФ, а также иные решения Конституционного Суда РФ, которыми предусмотрен такой порядок опубликования (ч. 2 ст. 9.1 Закона N 5-ФЗ);

    Акты Президента РФ (п. 2.1 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" в предыдущей редакции).

    Отметим, что указы Президента РФ и федеральные законы публикуются, как правило, в день подписания их Президентом РФ. Дата публикации особенно важна, если документ именно с этого дня вступает в силу. В качестве примера можно привести Федеральный закон от 04.03.2013 N 21-ФЗ и Федеральный закон от 30.12.2012 N 324-ФЗ.

    Принятие, публикация и вступление в силу в пределах одного дня теперь станут возможны и для постановлений Правительства РФ. Ранее между их принятием и официальным опубликованием проходило, как правило, несколько дней. Кроме того, определенное время обычно разделяет публикацию и вступление в силу. Впрочем, случаи вступления в силу постановлений Правительства РФ со дня официального опубликования уже есть (см, например, Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 N 101, Постановление Правительства РФ от 27.08.2012 N 857, Постановление Правительства РФ от 02.03.2010 N 111).

    На сегодняшний день на портале www.pravo.gov.ru не осуществляется официальное опубликование актов других органов государственной власти РФ, законов и иных правовых актов субъектов РФ, а также муниципальных правовых актов. Возможность публикации установлена в ст. 9.1 Закона N 5-ФЗ, но для ее реализации должен быть принят соответствующий указ Президента РФ.

    Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов

    (материалы подготовлены специалистами

    АО "Консультант Плюс")

    Применение правовой информации в практической деятельности предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов (далее - НПА). Основывая свои законные требования на правовой норме или с ее помощью защищаясь от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.

    Наиболее благоприятная ситуация - это когда в НПА указана точная дата либо установлен порядок его вступления в силу. Но во многих нормативных актах такие нормы отсутствуют. В этом случае для применения документа дата его вступления в силу рассчитывается по определенным правилам, установленным законодательством, и о таком документе обычно говорят, что он вступает в силу в общем порядке. Для определения точной даты необходимо изучить порядок вступления в силу для данного вида нормативных актов, выявить источник и дату официального опубликования, если нужно, произвести определенные расчеты. В любом случае начинать нужно с проверки ряда обязательных условий, при соблюдении которых НПА вступает в силу.

    Глава 1. Обязательные условия вступления в силу нормативных правовых актов

    1.1. Официальное опубликование

    В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

    Чтобы определить, с какого момента вступает в силу НПА, необходимо выяснить, что считается официальным опубликованием и какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы НПА признавался официально опубликованным.

    Во-вторых, помещение текста НПА в общедоступном издании только тогда имеет статус официального опубликования, когда это издание законодательно определено в качестве источника официального опубликования для данного вида НПА.

    1.2. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции рф

    С 15 мая 1992 года Постановлением Правительства РФ от 08.05.1992 N 305 была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан и носящих межведомственный характер.

    В настоящее время вопросы государственной регистрации и вступления в силу ведомственных НПА регулируются Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009. Так, в соответствии с пунктом 10 Правил, утвержденных указанным Постановлением, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

    В пункте 12 "Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом Минюста России от 04.05.2007 N 88, дается более подробное описание нормативных актов, которые подлежат государственной регистрации, а именно:

    Гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

    Гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

    Механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

    б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;

    в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

    При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

    Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок)).

    Согласно пункту 15 тех же Разъяснений не подлежат представлению на государственную регистрацию :

    а) индивидуальные правовые акты;

    Персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);

    Действие которых исчерпывается однократным применением;

    Срок действия которых истек;

    Оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

    б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

    в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

    г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний;

    е) в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" нормативные акты Банка России, устанавливающие:

    курсы иностранных валют по отношению к рублю;

    изменение процентных ставок;

    размер резервных требований;

    размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

    прямые количественные ограничения;

    правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

    порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

    Следует также отметить, что государственной регистрации подлежат изменения и дополнения в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию (независимо от того, содержат они правовые нормы или нет), а также акты о признании зарегистрированных нормативных правовых актов утратившими силу (пункт 26 Разъяснений).

    Зарегистрированные НПА подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ (пункт 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

    Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

    Помимо актов федеральных органов исполнительной власти государственной регистрации в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ и Указом Президента РФ от 20.03.2001 N 318 также подлежат акты, имеющие нормативный характер, издаваемые:

    Банком России;

    Пенсионным фондом РФ;

    Федеральным фондом обязательного медицинского страхования;

    Фондом социального страхования РФ.