Обусловленная закономерностями развития правовой системы общества. Правовая система российского общества: конституционные основы и перспективы развития. Закономерности в праве. Их основные виды

1. Определение. Правовую систему можно определить как це­лостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективны­ми закономерностями развития общества, осознанный и постоян­но воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

Это понятие выражает очень важную идею, а именно: право есть комплекс; составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время и на одном и том же пространстве, связаны отноше­ниями общности, которые и объединяют их в систему 1 .

2. Структура правовой системы. При изучении данной темы це­лесообразно использовать системный подход, который позволяет различать пять уровней правовой системы : субъектно-сущностный; интеллектуально-психологический; нормативно-регулятивный; организационно-деятельностный; социально-результативный.

2.1. Субъектно-сущностный уровень выделяется для того, что­бы подчеркнуть значение субъектов права в качестве системо­образующих материальных факторов правовой системы. Имен­но человек (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и его объединения (общественные организации и движения, акционерные общества, другие коммерческие и не­коммерческие организации и государство в целом), обладаю­щие правами и несущие юридические обязанности, выступают реальными элементами правовой системы.

2.2. На интеллектуально-психологическом уровне формирует­ся правопонимание конкретного человека и правосознание (ин­дивидуальное и общественное). Совокупность таких, казалось бы, разнокачественных явлений, как знания, эмоции, чувства, идеологические и религиозные взгляды и догмы, нравственные постулаты, позволяет человеку воспринимать, оценивать пра­вовую реальность, вырабатывать отношение к ней и мотивы правового поведения.



2.3. Исследование нормативно-регулятивного уровня право­вой системы позволяет сделать вывод о том, что определенным системообразующим фактором выступают и нормы права. Они объективируют идеальные представления людей о справедли­вости и несправедливости, о важности стимулирования разви­тия тех или иных общественных отношений. Правовые нормы входят в систему в качестве звена, с которым так или иначе сопряжены все другие ее компоненты. В совокупности они представляют собой и характеризуют право как таковое.

Правовые нормы выступают одновременно в качестве акку­муляторов и проводников государственной воли народа, возве­денной в закон, т. е. в качестве источников той политико-правовой энергии, которой заряжена вся масса нормативного ядра системы. Выступая носителем подобной энергии, они, будучи элементами правовой системы, притягивают к себе и заставля­ют работать все иные компоненты, в результате чего образуют­ся структурно-функциональные блоки уже иного порядка. Нор­ма первой испытывает на себе изменения, с нее начинается реальное совершенствование правовой системы. Благодаря сво­ему универсальному, сквозному значению норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.

Нормативный срез высвечивает основную социальную фун­кцию правовой системы - регулирование общественных отно­шений, а также основные цели и направления правового воз­действия на развитие общества.

2.4. Организационно-деятельностный уровень охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализа­ции права, различные виды правового поведения людей, пра­вотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества.

2.5. Социально-результативный уровень правовой системы характеризует, с одной стороны, то, насколько человек как субъект права освоил правовую действительность, как он «жи­вет» в ней, а с другой - то, как сформировались и насколько идентичны интересам индивида и общества различного рода режимы и состояния, позволяющие представить себе опреде­ленные результаты действия юридических норм (правовая куль­тура, законность, правопорядок). На этом уровне заложенные в праве свободы, возможности и требования органично вплета­ются в социальную и политическую материю. Здесь наиболее четко проявляются сущностные качества правовой системы, имеющие важное значение для формирования и функциониро­вания политической системы и гражданского общества.

2.6. Наряду с понятием «правовая система» в отечественной юридической литературе употребляются близкие по смыслу и объему, но имеющие самостоятельное значение термины «пра­вовая надстройка», «механизм правового регулирования», «систе­ма права», «право».

Категория «правовая надстройка» раскрывает местоположе­ние всех правовых явлений в общественной системе относи­тельно экономического базиса, а понятие «правовая система» отражает внутренние (структурные) функциональные и систем­ные связи правовых явлений. Категория «механизм правового регулирования» призвана обратить внимание на функциональ­ную сторону, на процесс регулирования общественных отношений, тогда как «правовая система» показывает целостность и взаимосвязь структурных элементов, единство состояний ста­тики и динамики права. Термин «система права» характеризует институциональное внутреннее строение нормативной основы правовой системы - права как такового, в то время как «право­вая система» охватывает собой все правовые явления в масшта­бах государства и общества.

3. Публичные и частные начала в правовой системе общества. В литературе публичное и частное право признается в качестве реальных категорий и явлений правовой действительности, поэтому необходимо определить, что они собой представляют, выявить различные аспекты их соотношения, внешние связи, изучить их влияние на развитие правовой системы.

За исходное при определении публичного и частного права предлагается взять высказывание Ульпиана, которое получило дальнейшее развитие в трудах многих ученых прошлого и со­временности. Ульпиан полагал, что публичное право характе­ризует положение Римского государства в целом, а частное право относится к пользе отдельных лиц. С тех пор считается, что первое отражает и охраняет общие интересы государства, а второе направлено на удовлетворение потребностей и защиту интересов конкретного человека.

Сразу же отметим, что интерес выступает общим и решающим критерием при определении правовой системы в целом и при характеристике публичного и частного права. Однако как внепра-вовой (внешний) критерий он здесь проявляется неодинаково. Для уяснения подлинного значения интереса применительно к рас­сматриваемой проблеме необходимо иметь в виду следующее.

Во-первых, интерес всегда привязан к человеку, его объеди­нениям, социальным группам, слоям, всему обществу. Для по­зитивного права он изначально не является правовой категори­ей. В основе интереса могут лежать биологические, психологи­ческие, экономические, политические и иные потребности. Правовым интерес становится тогда, когда для его обозначения и реализации необходимы юридические формы и средства. Та­ковыми выступают субъекты и нормы права, субъективные пра­ва, обязанности, юридические гарантии, методы и формы их осуществления и др.

учитывать, что со времен Древнего Рима публичные и част­ные интересы вместе с общественными и правовыми система­ми претерпели существенные изменения. Нуждаются в совре­менной интерпретации и сами термины. Необходимо иметь в виду и то, что деление на публичное и частное право принято не во всех культурах и правовых системах. Традиционным примером такого деления выступает романо-германская пра­вовая семья.

Исторический опыт государственного и правового строи­тельства показывает, что формируются тенденции сближения публичных и частных начал и что наиболее положительные ре­зультаты общественного развития достигаются при оптималь­ном сочетании частных и публичных интересов в праве. На таком сочетании зиждется принципиальное юридическое равенство субъектов права в рамках единой правовой системы, устанавли­вается относительная стабильность общественных отношений, становится реальной возможность восстановления нарушенных прав, обеспечения социальной справедливости.

В-третьих, реализация любого интереса идет как бы по двум направлениям.

Одно из них неправовое, в его рамках какие-то интересы субъекта выражаются в нравственных или общественных пол­номочиях, обязанностях и нацелены на отношения, не входя­щие в сферу правового регулирования.

Правовое направление расщепляется на легитимное и анти-легитимное, интересы здесь осуществляются через права и обя­занности, только в первом случае реализация интереса конк­ретного субъекта права не затрагивает интересы и права других субъектов или интересы участников данных правоотношений совпадают, во втором случае интересы других субъектов ущем­ляются путем нарушения контрагентом их прав или невыпол­нения своих обязанностей. Первый случай характеризует дей­ствие частноправовых норм, обеспечивающих гармоническое совпадение всех интересов человека, во втором случае в дело включаются публично-правовые нормы, обеспечивающие защи­ту частных легитимных интересов индивида.

Таким образом, интерес надо рассматривать как принципи­альный, но не абсолютный критерий, применение которого помогает ответить на вопрос, чьи интересы (индивида или го­сударства) и в какой степени право отражает и охраняет.

В качестве правовых критериев различия публичного и част­ного права можно рассматривать субъекты права (субъектный

аспект), субъективные права и обязанности (содержательный ас­пект), правовые методы осуществления последних (методологи­ческий аспект).

3.1. Субъектный аспект выделяется для того, чтобы под­черкнуть значение субъектов права в качестве системообразую­щих материальных факторов правовой системы и в качестве критериев определения публичного и частного права. Человек и его объединения, обладающие правами и несущие юридичес­кие обязанности, выступают элементами правовой системы. На этом уровне правовая система как бы «очеловечивается», в ней прослеживается сущностная связь между потребностями, интересами, целями, волевыми установками и действиями субъектов права, зависимость человеческих и правовых факто­ров и становится понятной формула: «Каковы люди, таково и право».

Здесь важно понять, что изначально суть правовой системы состоит в выявлении, выражении и реализации интересов кон­кретного человека через его права и обязанности независимо от того, выступает он в качестве отдельного индивида, или чле­на организации, или гражданина государства, ибо для достиже­ния своих целей он выбирает в соответствии с обстоятельства­ми ту или иную организационно-правовую форму. Можно ут­верждать, что частноправовые начала в историческом и логическом плане являются первичными по отношению к пуб­личным. Во-первых, право - неотъемлемое качество человека и свойство его бытия. Во-вторых, человек сам создает различ­ные организации, в том числе государство, делегируя им часть своих прав и обязанностей в надежде на их защиту от наруше­ния всего комплекса правового статуса.

3.2. Содержательный аспект позволяет взглянуть на право­вую систему изнутри, сквозь призму количественных и каче­ственных показателей. Во-первых, права, свободы и обязанно­сти субъектов по объему неодинаковы в силу ряда фактических и юридических моментов. Во-вторых, они различаются по юри­дической значимости и обеспеченности. Естественно, что пра­вовой статус государства отличается от правового статуса инди­вида. У государства помимо прав, как бы «переданных» ему индивидами, появляются и специальные полномочия, обуслов­ленные его социальными функциями и задачами.

Кроме того, государство как учреждение вынуждено обеспе­чивать собственное развитие. При определенных объективных

Раздел III. Право. Общие понятия

и субъективных условиях «работа на себя» становится преобла­дающей по отношению к работе на общество, бюрократичес­кие функции начинают превалировать над социальными. Все это происходит за счет присвоения государством новых полно­мочий, расширения зоны государственной регламентации и ущемления, уменьшения объема прав других субъектов, и преж­де всего индивидов. При этом сфера частноправового регули­рования сужается, а публичного -- расширяется. Амплитуды таких колебаний в разные исторические периоды и по отно­шению к различным субъектам велики и разнообразны. Наи­более отчетливо это видно при сравнительной характеристике статусов различных субъектов права в тоталитарных и демок­ратических государствах прошлого и современности. О соот­ношении частноправового и публично-правового регулирова­ния можно судить и по тому, в каком объеме закреплены в законе естественные права человека и как обеспечена их реа­лизация.

3.3. Методологический аспект раскрывает критериальное зна­чение методов, способов, типов и режимов правового регули­рования. Для частного права характерными являются диспози-тивный (альтернативный) метод согласования воль, метод са­моограничения, общедозволительный тип регулирования. В арсенале публичного права находятся императивный метод, запрет, разрешительный тип регулирования.

Разумеется, определенное значение для различения публич­ных и частноправовых начал имеют и такие факторы, как соб­ственность (государственная и частная), форма права (законы или договоры, деловые обычаи), виды правоотношений (абсо­лютные или относительные, конкретные или регулятивные), формы реализации норм права (использование, соблюдение, применение), средства обеспечения реализации прав и обязан­ностей.

3.4. Естественно, что изложенное не снимает вопросов о месте названных явлений в правовой системе, о необходимости и целесообразности деления права на публичное и частное.

Вопрос первый: что представляют собой публичное и частное право в системе юридических понятий и категорий, могут ли они считаться отраслями права?

По традиционной классификации система права как норма­тивное ядро правовой системы общества складывается из норм, институтов и отраслей. Одним из основных критериев, объеди­няющих нормы и институты в отрасль и отграничивающих ее

Глава 22. Правовая система общества

от других отраслей, является предмет правового регулирова­ния - однородные общественные отношения (имущественные, трудовые, семейные, земельные, административные и др.), на­правленные на что-то или возникшие и функционирующие по поводу чего-то.

Публично- и частноправовые отношения отличаются от вы­шеозначенных. Во-первых, они строятся не по объектному, а по субъектному признаку, т. е. в публично-правовых отноше­ниях одной из сторон обязательно выступает государство как организация публичной власти, а в частноправовых отношени­ях сторонами являются индивиды или их объединения. Во-вто­рых, публично-правовые отношения могут выступать в виде управленческих, уголовно-правовых, финансовых, а частно­правовые - в виде гражданско-правовых, трудовых, семейных отношений, иными словами, публичное и частное право как бы включает в себя несколько традиционных отраслей права.

Значение публичного и частного права выходит за пределы системы права. Можно вести речь о совершенствовании крите­риального аппарата, о новых подходах к исследованию систем­ных правовых явлений, но на данный момент вряд ли публич­ное и частное право следует считать отраслями права. Скорее всего они характеризуют два полюса, две диалектически взаи­мосвязанные части правовой системы в целом, два начала пра­вовой материи.

Вопрос второй: для чего необходимо публичное и частное право и нужна ли вообще дискуссия по этому поводу?

Думается, что обсуждаемая тема весьма многогранна и име­ет важное значение для совершенствования правотворческой и правоприменительной деятельности, для дальнейшего реформи­рования российской правовой системы и общества в целом. Нет сомнений в том, что эта тема «созрела», так как дальнейшее продвижение по избранному пути невозможно без ее научно-теоретического осмысления и учебно-методического изложе­ния. И, пожалуй, самое главное: обсуждение данной темы вы­водит исследователей на сущностные начала права, помогает высветить его как глубоко гуманистическое явление, общекуль­турное достояние и эффективный инструмент регулирования общественных отношений.

Обращение к проблеме соотношения публичного и частного права заставляет нас увидеть связь времен и народов, ибо, оп­ределяя перспективы развития правовой системы в России,

Раздел III. Право. Общие понятия

нельзя не учитывать опыт прошлых цивилизаций, достижения других общественных систем. Наконец, обсуждение этой темы имеет и планетарное значение, оно способствует пониманию тех общечеловеческих и общеправовых начал, которые могут служить основой будущего мирового правопорядка.

4. Противоречия и закономерности развития правовой систе­мы. Правовая система как сугубо социальное образование ис­пытывает на себе в процессе становления и функционирования влияние различного рода общеполитических и общегражданс­ких противоречий объективного и субъективного плана. Одна­ко развитие ее детерминировано прежде всего ее собственными диалектическими противоречиями, которые можно подразде­лить на внутренние и внешние.

4.1. Главное внутреннее противоречие правовой системы лю­бого общества, на наш взгляд, состоит^ том, что она содержит в себе одновременно естественные и искусственные начала, связанные с человеком и государством.

Естественно-правовая сторона (часть) правовой системы от­ражает истоки права как неотъемлемого качества человеческого бытия. В ней заложена та мера свободы, обусловленная приро­дой и человеческим общением, которая необходима для нор­мального существования человека и продолжения его рода. Отсюда комплекс естественных прав и обязанностей: право на жизнь, собственность, личную независимость, счастье; обязан­ность не покушаться на жизнь, собственность, свободу другого человека.

Государственно-правовое начало правовой системы характе­ризует три основных момента:

какие естественные права и обязанности человека и в какой мере закрепляет и гарантирует позитивное законодательство;

какие новые правовые возможности человека, возникшие в результате развития науки, культуры, роста благосостояния об­щества, закрепило государство в нормативно-правовых актах;

какие правовые привилегии или правовые ограничения ус­тановлены государством для людей, принадлежащих к опреде­ленному слою, классу, нации, расе, придерживающихся той или иной идеологии, исповедующих ту или другую религию.

Это внутреннее диалектическое противоречие глубинного, сущностного порядка, предопределяющее все другие аналогич­ные явления. Его разрешение зависит от уровня развития эконо­мики, политики и культуры общества; разрешаясь, оно каждый раз возрождается в новом качестве. От того, насколько полно и

Глава 22. Правовая система общества

точно учтены законодателем (государством) естественно-право­вые начала в правотворческой деятельности, насколько адекват­но выражена в правовых установлениях воля народа, зависит характеристика правовой системы как справедливой или неспра­ведливой, демократической или антидемократической.

К внутренним следует отнести и противоречия между объективным и субъективным правом, между объективными закономерностями функционирования правовой системы и субъективными пределами ее архитектурного и технологичес­кого построения, между правом и законом, между структурны­ми элементами и компонентами правовой системы.

4.2. В качестве основного систематизирующего внешнего про­тиворечия выступает противоречие между правовой системой в целом как формой существования экономических, социально-культурных и политических отношений и самими фактически­ми отношениями как содержанием права. Ф. Энгельс подчер­кивал, что ход правового развития «состоит по большей части только в том, что сначала пытаются устранить противоречия, вытекающие из непосредственного перевода экономических отношений в юридические принципы, и установить гармони­ческую правовую систему, а затем влияние и принудительная сила дальнейшего экономического развития опять постоянно ломают эту систему и втягивают ее в новые противоречия» 1 . В общественной жизни, отмечал Г. В. Плеханов, «всякое пра­вовое учреждение рано или поздно превращается в свою соб­ственную противоположность: ныне оно способствует удовлет­ворению известных общественных нужд; ныне оно полезно, не­обходимо именно ввиду этих нужд. Потом оно начинает все хуже и хуже удовлетворять эти нужды; наконец, оно превраща­ется в препятствие для их удовлетворения: из необходимого оно становится вредным, и тогда оно уничтожается» 2 .

Основное внешнее противоречие предопределяет и другие, более конкретные противоречия и проявляется в них. Напри­мер, это противоречие между формальным равенством, равным масштабом устанавливаемого нормами права поведения людей и фактическим неравенством людей, к которым этот масштаб применяется, противоречие между динамикой развития обще­ственных отношений и стабильностью правовой системы, меж-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 418.

2 Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. М., 1956. Т. 1. С. 577.

Раздел III. Право. Общие понятия

ду общим характером правовой нормы и индивидуальными осо­бенностями конкретных отношений и их участников.

4.3. В ходе разрешения противоречий, созидательного воз­действия на правовую сферу людей выкристаллизовываются закономерности развития правовой системы. Будучи обуслов­ленными всем комплексом потребностей общественного про­изводства, тенденциями общеполитического развития, они от­ражают активную роль права в формировании гражданского правового общества.

В качестве одной из основных закономерностей можно при­знать постепенное и последовательное сближение естественно-правовых и государственно-правовых начал в правовой системе, происходящее по мере роста общечеловеческой культуры, реа­лизации нравственно-гуманистических общественных идеалов.

Конституирование этой закономерности связано с характе­ристиками права как меры свободы, гарантии социальной спра­ведливости. Реализация ее зависит от осуществления таких вза­имосвязанных и взаимодействующих тенденций, как: повыше­ние степени выраженности в праве общенародной воли и претворения ее в жизнь, в поведение и деятельность субъектов права; усиление роли правового регулирования; перенос цент­ра тяжести в правовом регулировании с запретительных мер на меры дозволения, расширение и интенсивное применение ме­тодов убеждения, мер профилактики, позитивного стимулиро­вания. Данная закономерность носит общеисторический харак­тер, однако проявляется неодинаково в различных обществен­ных системах и на разных этапах их развития. В одних странах она действует последовательно, с нарастающей силой (Швей­цария, Голландия, США), в других этот процесс развивается скачкообразно (Россия, Германия, Испания).

4.4. Еще одной основной закономерностью развития право­вой системы является требование соответствия правовых явле­ний фактическим общественным отношениям. Данная закономер­ность также многоаспектна, включает в себя проблемы адек­ватности отражения общественных потребностей в нормах права, своевременного изменения законодательства, качества правового регулирования. Она действует не автоматически, про­бивается сквозь случайности и отклонения и требует активного участия людей. Для ее реализации необходим специальный организационно-правовой механизм.

Кратко этот механизм можно представить следующим обра­зом: новые или изменившиеся фактические отношения, требу-

Глава 22. Правовая система общества

ющие правового оформления; правовые экспериментальные нормы (масштаб, уровни, регионы, длительность их действия определяются с учетом территориальных, национальных и иных моментов); оценка правового эксперимента на основе данных социологии, статистики; подготовка и издание нормативного акта компетентными органами (с обязательными процедурами и экспертной оценкой проекта); изучение эффективности дей­ствия акта; внесение в него изменений, дополнений, а в необ­ходимых случаях его отмена. Последовательность действия эле­ментов такого механизма, возможность корректировки, номен­клатуру правотворческих органов, службы социологического сопровождения и многое другое можно предусмотреть в законе о порядке разработки, принятия и реализации нормативно-пра­вовых актов.

4.5. Важное значение для правовой системы приобретает требование соблюдения правовой технологии, в том числе вы­полнения соответствующих процедур и правовых стандартов, сочетания динамизма и стабильности правовых явлений, тор­можения и стимулирования в праве, разрешительного и доз­волительного типов правового регулирования, императивного и диспозитивного регламентирования, оптимального конструи­рования норм, институтов, системы в целом.

Правовой системе, как и иным реально существующим явлениям, присущи соответствующие закономерности. Познание закономерностей является главной задачей, конечной целью любой науки, в том числе и общей теории права.

В русскоязычной литературе понятие «закономерность» обычно отождествляется с понятием «объективный закон». Следует, однако, отметить, что некоторые авторы их разграничивают. В частности, В. И. Ми­шин утверждает, что закон более узок по содержанию, чем закономерность, которая выражает отношения между объективными законами. Встречается в литературе и разграничение объективных законов и законов науки. Обосновывается оно тем, что формулирование того или иного объективного закона осуществляется исследователями по своему разумению, а значит субъективистски. Познаваемая же истина всегда относительна, а не абсолютна. Отсюда вывод – законы науки никогда не могут совпадать с реальными объективными законами, а могут только приближаться к ним. В таком подходе есть, конечно, доля истины, и подтверждением тому служат разноречия как в количестве закономерностей, свойственных исследуемому объекту, так и в характеристике каждого из них. Однако иного пути открытия закономерностей, кроме формулирования их учеными, нет. В научном споре рождается истинное понимание закономерностей. Истинной является так сформулированная, в частности, правовая закономерность, которая устойчиво подтверждается практикой бытия права, его движением, его реализацией.

Закономерности права как одного из явлений общества имеют общесоциальную специфику в сравнении с естественными законами. Она состоит в том, что правовые закономерности не могут реализоваться без активного участия людей, деятельность которых может быть осознанной и стихийной, соответствующей механизму функционирования объективных законов и противоречащей им. Это ведет к изменению условий, в которых действуют объективные законы права. Изменения же условий могут быть эволюционными и скачкообразными, незначительными и существенными, относительно устойчивыми и часто меняющимися. Все это приводит к тому, что закономерность права проявляется не абсолютно (как в природе), а лишь как необходимая для общества тенденция, реально являющаяся импульсивной – то усиливающейся по мере создания благоприятных условий, то ослабевающей при нарастании неблагоприятных обстоятельств.

Закономерности права специфичны и в том отношении, что они непосредственно определяются объективными законами общества как системы более высокого уровня, а в конечном счете – закономерностями природы.



Главная же особенность правовых закономерностей вытекает из специфики самого права, его сущности, его движения.

Закономерности права – это объективно обусловленные и объективно необходимые тенденции, выражающие сущность права в процессе его становления, развития и функционирования .

В советской юридической литературе закономерности права рассматривались преимущественно на уровне национальной правовой системы, к тому же в идеологизированно-классовом, марксистском восприятии путем противопоставления социалистическому праву как праву нового и якобы высшего типа права буржуазного (капиталистического) и всего эксплуататорского права в целом. Что же касается общей, главной закономерности, свойственной любой правовой системе, то она сводилась к выражению воли и интересов господствующего класса, которые предопределяются материальными условиями существования этого класса: «Главная социальная закономерность любой правовой системы состоит в том, что она выражает интересы и волю господствующего класса, содержание которых определяется материальными условиями его существования. Социалистическая правовая система проводит в жизнь и защищает принципы народовластия, коллективизма, социалистической собственности, распределения по труду, заботы о человеке, присущие обществу в целом, соответствующие интересы всего народа».

В новейшей юридической научной и учебной литературе закономерности правовой системы характеризуются и классифицируются неоднозначно.

С точки зрения С. С. Алексеева действуют общие закономерности права как явления цивилизации и культуры и они сводятся к тому, что имеет место:

· «во-первых, переход регулирования, характеризующегося в основном запретительно-предписывающими чертами, к преимущественно дозволительному регулированию для граждан, их объединений, при котором центр тяжести переносится на юридические дозволения, субъективные права;

· во-вторых, все более твердое обретение автономной личностью устойчивого правового статуса;

· в-третьих, все большее связывание государства, всех лиц, имеющих власть, жесткими запретами, ограничениями, разрешительным порядком их функционирования;

· в-четвертых, становление и совершенствование развитой системы правовых средств (в том числе процессуальных), основанных на идеалах свободы и гуманизма, – таких, использование которых оказывается возможным любыми субъектами, прежде всего гражданином, автономной личностью».

В. Д. Попков различает общие закономерности у правовых систем и специфические у правовой системы каждого государства. К общим закономерностям он относит:

· усложнение, активизацию процесса взаимодействия цивилизационных факторов;

· прогресс правовых систем в отдельных обществах, государствах;

· стремление к сближению, единству в современном законодательстве и правоприменительной деятельности в сфере регулирования рыночных отношений, охраны окружающей среды, в регулировании других сфер общественной и государственной жизни.

· фазу зарождения в связи со становлением производственной экономики;

· становление системы правил (норм);

· письменную кодификацию права раннегосударственных образований.

Классифицируются закономерности права в юридической литературе по различным критериям: по системному месторасположению в социальном пространстве – на внутренние и внешние; по историческим пределам действия – на всеобщие, общие, особенные; по объему сферы действия – на общие и частные; по типу связи – на закономерности возникновения и развития (генетические) и функциональные (структурно-функциональ­ные); по форме осуществления – на динамические и статические; вычленяются также законы количественные и качественные, основные и неосновные, первичные и вторичные.

Исследуются правовые закономерности в различных аспектах. Одни авторы ведут речь о закономерностях развития, другие – возникновения и развития, третьи – возникновения, развития и функционирования.

Наиболее значимые объективные правовые законы именуются главными, важнейшими, важными, основными, фундаментальными, глобальными, общими, наиболее общими, глубинными.

Подход к праву как многоуровневой системе, как системе систем предполагает необходимость вычленения закономерностей общих (общесистемных, общеправовых) – возникновения, развития, функционирования и специфических (специфически-системных), присущих системе соответствующего уровня (национальной правовой системе, правовой семье, международной правовой системе).

У той или иной национальной правовой системы кроме общеправовых закономерностей могут, при наличии своеобразных социальных и природных условий, проявиться свои, частные закономерности и становления, и развития, и функционирования права. В числе объективных законов правовой системы при делении ее на отрасли существуют отраслевые и межотраслевые закономерности.

Закономерности развития и функционирования права могут рассматриваться на различных уровнях правовых систем в условиях определенной общественно-экономической формации (при формационном подходе) или соответствующего этапа цивилизации (при цивилизационном подходе).

К числу общеправовых закономерностей возникновения права следует отнести:

· эволюционное становление особой группы наиболее значимых обычаев для индивида и общества, служащих защите их безопасности, осуществлению производства, распределения, потребления, которым придается авторитет абсолютной непререкаемости, общеобязательности, обеспечиваемой всеми членами рода (неписанное право, «социаль­ное» право, предправо, протоправо, моноправо, архаическое право);

· возникновение по взаимной договоренности между племенами таких общих для них обязательных правил, соблюдение которых гарантировало нормальные межродовые, межплеменные отношения по использованию природных богатств, обмену продукцией, удовлетворению других интересов и их мирное сосуществование;

· придание с появлением государства соответствующим обычаям силы закона, превращение обычного права в юридический обычай, становление юридического права в силу объективной необходимости жестче, мощнее, надежнее обеспечивать обязательное их исполнение всеми членами общества;

· установление государством новых, вызываемых объективными потребностями развивающегося общества норм путем создания судебных прецедентов и издания государственных нормативно-правовых актов;

· формирование юридического права в многообразных источниках (юридических обычаях, судебных прецедентах, нормативных договорах, нормативных актах, священных писаниях), возникновение системы источников права.

Закономерностями развития права являются:

· возрастание количества правовых норм и принципов по мере усложнения отношений в обществе в процессе его поступательного прогрессивного движения;

· непрерывность совершенствования правовых систем;

· преемственность в развитии правовых систем;

· дифференциация правовых систем на отрасли права (формирование отраслей права);

· интеграция правовых норм в отраслях законодательства в пределах национальных правовых систем (формирование отраслей законодательства);

· сближение основных правовых систем мира;

· юридическое взаимообогащение, взаимопроникновение национальных правовых систем и системы международного права;

· демократизация правовых систем;

· гуманизация систем права.

К закономерности функционирования современных правовых систем относятся:

· соответствие правового упорядочения механизму действия объективных законов регулируемых сфер общественных отношений и закономерностям самого права;

· осуществление правового регулирования путем точного определения круга субъектов права, их юридических прав, обязанностей и гарантий;

· верховенство права по отношению к государственной власти (право выше власти);

· верховенство права в системе всех нормативных социальных регуляторов;

· стимулирование социально полезной активности субъектов права;

· усиление роли отрасли конституционного права и его прямое действие;

· усиление роли международного права;

· усиление гарантий прав и свобод личности;

· своевременное правовое упорядочение непрерывно развивающихся отношений, нуждающихся в правовой защите;

· обеспечение стабильности в правовой регламентации.

Как система нормативная, регулирующая поведение людей, правовая система не только существует и развивается, но и функционирует. Функциональная же ее сторона проявляется во внешних сущностных связях, гальванизирующихся в функциональных закономерностях. Это вытекает из природы права как служанки соответствующих явлений, процессов, сфер, систем, которые оно обслуживает в качестве верховенствующего, потенциально самого мощного, совершенного и эффективного регулятора поведения людей в качестве носителей определенных общественных отношений, опосредуя их своей юридической формой, как бы проникая в них и обогащаясь их содержанием.

Правовая система активно воздействует на регулируемые ею системы социальных отношений в плане соотношения ее функциональных закономерностей с закономерностями упорядочиваемых правом систем через человеческую поведенческую систему, которая не ограничивается лишь сферой психологической, но и включает в себя систему интересов, ценностей, идеологических, мировоззренческих, нравственных установок, биологических, экологических и других факторов, всего того, что формирует личность, которая выступает как субъект права. Следовательно, внешнесистемные правовые связи, выражающиеся в функциональных закономерностях, являются главными, определяющими, доминантными по отношению к внутрисистемным (генетическим).

Генетические объективные законы правовой системы вместе с ее функциональными во взаимодействии с закономерностями поведения человека и регулируемых правом общественных отношений образуют механизм правового регулирования в качестве генерализирующего фактора.

Если на уровне элементарной частицы правовой системы генератором активного поведения субъекта права является юридическая норма, то при системно-целостном, синтезном, глобальном подходе к правовой системе генерализующим фактором такого поведения будет механизм ее объективных законов, особенно действие основного закона ее функционирования, аккумулирующего всю совокупность внешних сущностных связей, сцепляющего воедино весь механизм правового воздействия.

Основной закон функционирования правовой системы заключается в стимулировании правовыми средствами социально-полезной активности субъектов права путем обеспечения гармоничного сочетания интересов личности и общества.


Глава XIV

Правовая система как сугубо социальное образование испытывает на себе в процессе становления и функционирования влияние различного рода общеполитических и общегражданских противоречий объективного и субъективного плана.

Однако развитие ее детерминировано прежде всего ее собственными диалектическими

противоречиями, которые можно подразделить на внутренниеи внешние.

Главное внутреннее противоречиеправовой системы любого общества, на наш взгляд, состоит в том, что она содержит в себе одновременно естественные и искусственные начала, связанные с человеком и государством.

Естественно-правовая сторона (часть) правовой системы отражает истоки права как
неотъемлемого качества человеческого бытия. В ней заложена та мера свободы, обусловленная природой и человеческим общением, которая необходима для нормального существования человека и продолжения его рода. Отсюда комплекс естественных прав и обязанностей:

Право на жизнь, собственность, личную независимость, счастье;

Обязанность не покушаться на жизнь, собственность, свободу другого человека.

Государственно-правовое начало правовой системы характеризует три основных момента:

а) какие естественные права и обязанности человека и в какой мере закрепляет и гарантирует позитивное законодательство;

б) какие новые правовые возможности человека, возникшие в результате развития науки, культуры, роста благосостояния общества, закрепило государство в нормативно-правовых актах;

в) какие правовые привилегии или правовые ограничения установлены
государством для людей, принадлежащих к определенному слою, классу, нации, расе, придерживающихся той или иной идеологии, исповедующих ту или другую религию.

Это внутреннее диалектическое противоречие глубинного, сущностного порядка, предопределяющее все другие аналогичные явления. Его разренвние зависит от уровня развития экономики, политики и культуры общества; разрешаясь, оно каждый раз возрождается в новом качестве. От того, насколько полно и точно учтены законодателем (государством) естественно-правовые начала в правотворческой деятельности, насколько адекватно выражена в правовых установлениях воля народа, зависит характеристика правовой системы как справедливой или несправедливой, демократической или антидемократической.

К внутренним следует отнести и противоречия между объективными субъективным правом, между объективными закономерностями функционирования правовой
системы и субъективными пределами ее архитектурного и технологического построения, между правом и законом, между структурными элементами и компонентами правовой системы.

В качестве основного систематизирующего внешнего иротиворечиявъктупаез противоречие между правовой системой в целом как формой существования экономических, социально- культурных и политических отношений и самими фактическими отношениями как содержанием права. Ф. Энгельс подчеркивал, что ход правового развития «состоит по большей части только в том, что сначала пытаются устранить противоречия, вытекаюшце из непосредственного перевода экономических отношений в юридические принципы, и установить гармоническую правовую систему, а затем влияние и принудительная сила дальнейшего экономического развития опять постоянно ломают эту систему и втягивают ее в новые противоречия».

В общественной жизни, отмечал Г.В. Плеханов, «всякое правовое
учреждение рано или поздно превращается в свою собственную противоположность: ныне оно способствует удовлетворению известных общественных нужд; ныне оно полезно, необходимо именно ввиду этих нужд. Потом оно начинает все хуже и хуже удовлетворять эти нужды; наконец, оно превращается в препятствие для их удовлетворения: из необходимого оно становится вредным, и тоща оно уничтожается».

Основное внешнее противоречие предопределяет и другие, более конкретные противоречия и проявляется в них. Например, это противоречие между формальным равенством, равным масштабом

устанавливаемого нормами права поведения людей и фактическим неравенством людей, к которым этот масштаб применяется, противоречие между динамикой развития общественных отношений и стабильностью правовой системы, между обшцм характером правовой нормы и индивидуальными
особенностями конкретных отношений и их участников.

В жде разрешения противоречий, созидательного воздействия на правовую сферу людей выкристаллизовываются закономерности развития правовой системы. Будучи обусловленными всем комплексом потребностей общественного производства, тенденциями общеполитического развития, они отражают активную роль права в формировании гражданского правового общества.

В качестве одной из основных закономерностей можно признать постепенное и последовательное сближение естественно- правовыхи государственно-правовых начала правовой системе, происждящее по мере роста общечеловеческой культуры, реализации нравственно-гуманистических общественных идеалов.

Конституирование этой закономерности связано с характеристиками права как меры свободы, гарантии социальной справедливости.

Реализация ее зависит от осуществления таких взаимосвязанных и взаимодействующих тенденций, как: повышение степени

выраженности в праве общенародной воли и претворения ее в жизнь, в поведение и деятельность субъектов права; усиление роли правового регулирования; перенос центра тяжести в правовом регулировании с запретительных мер на меры дозволения, расширение и интенсивное применение методов убеждения, мер профилактики, позитивного стимулирования. Данная закономерность носит общеисторический характер, однако проявляется неодинаково в различных общественных системах и на разных этапах их развития. В одних странах она действует последовательно, с нарастающей силой (Швейцария, Голландия, США), в других этот процесс развивается скачкообразно (Россия, Германия, Испания).

Еще одной основной закономерностью развития правовой системы является требование соответствия правовых явлений фактическим

общественным отношениям. Данная

закономерность также многоаспектна, включает в себя проблемы адекватности отражения общественных потребностей в нормах права, своевременного изменения законодательства, качества правового регулирования. Она действует не автоматически, пробивается сквозь случайности и отклонения и требует активного участия людей. Для ее реализации необходим специальный организационно-правовой

механизм.

Кратко данный механизм можно представить следующим образом: новые или изменившиеся фактические отношения, требуюшце правового оформления правовые экспериментальные нормы (масштаб, уровни, регионы, длительность их действия определяются с учетом территориальных, национальных и иных моментов) оценка правового эксперимента на основе данных социологии, статистики, подготовка и издание нормативного акта компетентными органами (с
обязательными процедурами и экспертной оценкой проекта) изучение эффективности действия акта внесение в него изменений, дополнений, а в необходимых случаях его отмена. Последовательность действия элементов такого механизма, возможность корректировки, номенклатуру правотворческих органов, службы социологического сопровождения и все другое можно предусмотреть в законе о порядке разработки, принятия и реализации нормативно-правовых актов.

Важное значение для правовой системы приобретает требование соблюдения правовой технологии, в том числе выполнения соответствующих процедур и правовых стандартов, сочетания динамизма и стабильности правовых явлений, торможения и стимулирования в праве, разрешительного и типов правового

дозволительного

регулирования,

диспозитивного

оптимального

императивного и

регламентирования, конструирования норм,

институтов, системы в целом.

Под правовой системой понимается совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединений (закрепление, регулирование, дозволение, обязывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничение, превенция, санкции, ответственность и т.д.).

Это комплексная, интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система - это «вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений». Он отмечает, что юридическая социология прибегает к понятию «правовая система» для того, чтобы охватить весь спектр явлений, изучаемых ею. Если бы выражение «правовая система» было лишь простым синонимом объективного (или позитивного) права, то его значение было бы сомнительным.

Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.правовой система государство

Это понятие выражает очень важную идею, а именно:

  • - право есть комплекс;
  • - составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями;
  • - все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время и на одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему.

В правовой системе воедино слились естественные потребности людей с их мыслями, волей и чувствами, с правовыми традициями и арсеналом технико-юридических средств, с поступками, деятельностью их объединений. Именно этим объясняются возможность соединения в правовой системе разнообразных правовых явлений, многозначность состояний, а также трудность их познания и классификации.

При изучении правовой системы общества обычно системный подход, который позволяет различать пять уровней правовой системы: субъектно-сущностный; интеллектуально-психологический; нормативно-регулятивный; организационно-деятельностный; социально-результативный.

  • 1. Субъектно-сущностный уровень выделяется для того, чтобы подчеркнуть значение субъектов права в качестве системообразующих материальных факторов правовой системы. Именно человек (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и его объединения (общественные организации и движения, акционерные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации и государство в целом), обладающие правами и несущие юридические обязанности, выступают реальными элементами правовой системы.
  • 2. На интеллектуально-психологическом уровне формируется правопонимание конкретного человека и правосознание (индивидуальное и общественное). Совокупность таких, казалось бы, разнокачественных явлений, как знания, эмоции, чувства, идеологические и религиозные взгляды и догмы, нравственные постулаты, позволяют человеку воспринимать, оценивать правовую реальность, вырабатывать отношение к ней, а также выявляют мотивы правового поведения.
  • 3. Исследование нормативно-регулятивного уровня правовой системы позволяет сделать вывод о том, что определенным системообразующим фактором выступают и нормыправа. Они объективируют идеальные представления людей о справедливости и несправедливости, о важности стимулирования развития тех или иных общественных отношений. Правовые нормы входят в систему в качестве звена, с которым, так или иначе сопряжены все другие ее компоненты. В совокупности они представляют собой и характеризуют право как таковое.

Правовые нормы выступают одновременно в качестве аккумуляторов и проводников государственной воли народа, возведенной в закон, т.е. в качестве источников той политико-правовой энергии, которой заряжена вся масса нормативного ядра системы. Выступая носителем подобной энергии, они, будучи элементами правовой системы, притягивают к себе и заставляют работать все иные компоненты, в результате чего образуются структурно-функциональные блоки уже иного порядка.

Норма первой испытывает на себе изменения, с нее начинается реальное совершенствование правовой системы. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.

Нормативный срез высвечивает основную социальную функцию правовой системы - регулирование общественных отношений, а также основные цели и направления правового воздействия на развитие общества.

  • 4. Организационно-деятельностный уровень охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные виды правового поведения людей, правотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества.
  • 5. Социально-результативный уровень правовой системы характеризует, с одной стороны, то, насколько человек как субъект права освоил правовую действительность, как он «живет» в ней, а с другой - то, как сформировались и насколько идентичны интересам индивида и общества различного рода режимы и состояния, позволяющие представить себе определенные результаты действия юридических норм (правовая культура, законность, правопорядок). На этом уровне заложенные в праве свободы, возможности и требования органично вплетаются в социальную и политическую материю. Здесь наиболее четко проявляются сущностные качества правовой системы, имеющие важное значение для формирования и функционирования политической системы общества.

Наряду с понятием «правовая система» в отечественной юридической литературе употребляются близкие по смыслу и объему, но имеющие самостоятельное значение термины «правовая надстройка», «механизм правового регулирования», «система права», «право».

Категория «правовая надстройка» раскрывает местоположение всех правовых явлений в общественной системе относительно экономического базиса, а понятие «правовая система» отражает внутренние (структурные) функциональные и системные связи правовых явлений. Категория «механизм правового регулирования» призвана обратить внимание на функциональную сторону, на процесс регулирования общественных отношений, тогда как правовая система показывает целостность и взаимосвязь структурных элементов, единство состояний статики и динамики права. Термин «система права» характеризует институциональное внутреннее строение нормативной основы правовой системы - права как такового, правовая же система охватывает собой все правовые явления в масштабах государства и общества.

Структуру правовой системы общества составляют три базовых звена:

1. Право- это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Право как система характеризуется следующими признаками:

Во-первых, право - это органически целое правовое явление, а не случайный набор правовых норм. Система права характеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Право, с одной стороны, отражает в специфической форме эту систему отношений, а с другой стороны, оказывает на нее регулирующее воздействие. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса. Так называемые «мертвые» законы или нормы являются результатом произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего объективных потребностей общественной жизни.

Во-вторых, право - это многообразное правовое явление, включающее неодинаковые по своему содержанию и объему структурные элементы.

Исторически все системы права условно включают в себя право частное и публичное. Такое деление возможно только в сфере реализации права, то есть в сфере правоотношений. Как система норм, исходящих от специфической организации общества, право призвано охранять интересы всего общества, всемерно учитывая интересы составляющих его индивидов. Охраняя собственные интересы, государство посредством правовых установлений охраняет в первую очередь интересы своих граждан. В идеальном случае частные и публичные интересы, отраженные в праве, должны совпадать.

Мировая юридическая наука считает деление права на частное и публичное в известной мере условным, но необходимым. Естественным основанием для деления права на частное и публичное является характер правовых взаимоотношений между индивидуумом и государственно-организованными структурами общества. Всякое право, будь оно частное или публичное, заключает в себе отношения конкретного лица не только к другим лицам, но и к государству и обществу в целом. В зависимости от того, каково отношение субъекта права к общим государственным интересам, право будет частным или публичным. Те права, где индивидуальное лицо является независимым, самостоятельным субъектом права, - это права частные. Если же субъект выступает как часть социального целого, ему подчиненная, - это права публичные. В правовом государстве частные и публичные права гармонически сочетаются.

2. Правовая идеология, которая представляет собой совокупность идей, творений, взглядов, представлений, принципов, которые в концентрированном виде отражают и оценивают правовую действительность; теоретико-философское, а также обыденно-бытовое осмысление права как целостного инструмента регулирования важнейших сфер общественных отношений, его необходимости и социальной роли, путей дальнейшего развития.

Правовые идеи или, собирательно, правовая идеология включают:

  • - представления людей о желаемых правовых нормах, о желаемых законах;
  • - их отношение к существующим законам, их одобрение или неприятие.

Специфика правовой идеологии, ее отличие от других сфер идеологии заключается в специфике самого права, в его роли как средства общественного порядка, социального регулятора.

Разносторонние интересы людей - экономические, национальные и прочие - осознаются ими как интересы правовые. В правовых идеях формулируются намерения людей претворить свои разносторонние интересы в нормы, установить на основе своих интересов и с их учетом определенный порядок в обществе. Правовые идеи включают обращенность к настоящему - отношение к существующим нормам, отношение позитивное или негативное, а также обращенность к будущему - представления о желаемых правовых нормах.

Существенную роль в формировании правовой идеологии играет уровень правовой культуры общества. Уровень правовой культуры - это обобщенный показатель, отражающий место и роль права в жизни общества.

Правовая культура включает уважение к праву, правовую информированность людей, знание ими законов, готовность соблюдать и выполнять законы, уважение к правосудию, потребность обращения в суд за защитой своих прав, отказ от использования противозаконных силовых средств разрешения конфликтов и т.п. В уровне правовой культуры находит отражение историческое развитие страны и народа. Поэтому для каждой страны характерен свой уровень, в нем сочетаются правовые нормы вчерашнего и сегодняшнего дня и одновременно закладывается завтрашний день развития права.

3. Юридическая практика - представляет собой полиструктурное образование, которое включает пространственную, логическую, временную и стохастическую структуры. То есть это своеобразное строение, которое позволяет обеспечить ей целостность и сохранение необходимых свойств или функций во время воздействия на нее различных факторов реальности.

Характеризуя юридическую практику необходимо иметь в виду, что ей как одной из основных разновидностей социально-исторической практики свойственны черты, присущие любой практике. Однако вовлеченная в правовую систему общества, в процесс правового регулирования,практика получает некоторые новые, в частности юридические, качества, позволяющие рассматривать ее как относительно самостоятельный тип практики. При этом действия субъектов и участников юридической практики, использование ими определенных средств и методов, способы оформления вынесенных решений и закрепление накопленного опытаурегулированы, упорядочены правовыми нормами и иными юридическими предписаниями. Без юридической практики немыслимо возникновение, развитие и функционирование правовой системы общества. Именно она играет существенную интегрирующую роль в правовой системе, связывая в единое целое правовые нормы и индивидуально-конкретные предписания, субъективные права и юридические обязанности, правовые идеи и принимаемые на их основе решения. Она же способствует целенаправленному юридическому изменению общественной жизни. Это достигается при помощи издания новых или изменения уже существующих норм права, их толкования и конкретизации, использования и применения. Большинство практических действий и вынесенных в ходе рассматриваемого вида практики решений требует закрепления в строго определенных официальных актах -документах.Общественная, коллективная природа юридической практики проявляется в том, что, во-первых, она обусловлена другими типами социальной практики. Во-вторых, любая юридическая деятельность предполагает соответствующие формы сотрудничества между ее субъектами и участниками, обмен информацией и результатами. В-третьих, накапливаемый социально-правовой опыт является совокупным продуктом совместной деятельности. Юридическая практика в той или иной степени влияет на все стороны жизни общества, способствуя развитию происходящих в нем процессов либо тормозя их. Это методологически важное положение следует иметь в виду при формировании и реализации любых планов и программ экономического, политического, социального и иного переустройства общества.

В целом можно сделать вывод, что юридическая практика занимает относительно самостоятельное место в правовой системе общества и играет существенную роль в механизме правового регулирования.