О чем могут рассказать герб чувашии. Описание государственного герба чувашской республики. Эмблема Алатырского района Чувашской Республики

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..………..3

Глава 1.Что такое геральдика?.....................................................................................3

Глава 2.Герб городов Чувашской Республики ……………………………………..4

Заключение ……………………………………………………………………………6

Использованная литература ………………………………………………………….7

Приложение……………………………………………………………………………8

Введение


Каждый народ создаёт и почитает собственную национально-государственную символику. Изучение геральдики – это не только расширение своего интеллектуального потенциала, а в первую очередь – проявление уважения к прошлому, к поколениям, создавшим эти ценности. Символика государства – это не просто действующая формальная система, это, как и любой памятник, ещё и национальное достояние, достояние отечественной культуры.
В каждом элементе государственной геральдики заложен глубочайший смысл. Эти символы отражают историю происхождения государства, его структуру, цели и принципы, национальные и иные традиции, особенности хозяйства и природы.
29 апреля – День государственных символов Чувашской Республики. Это особо значимое событие для нас. Бережно относиться к национальным символам своей Родины должен каждый человек. В них отражены богатство нашей истории, традиции и новые устремления. Поэтому государственный праздник символов республики имеет большое воспитательное значение, они воспитывают любовь к родной земле и укрепляют патриотические чувства. Наверное, каждый человек, способный ощущать себя как частицу своей Родины, испытывает законное чувство гордости. Цель данной работы привлечение внимания к геральдике городов Чувашии. Задача - развитие патриотического отношения к родной земле,поддержка уважения к малой родине. Метод исследования -поисковый.

Глава1.Что такое геральдика?


Слово « геральдика » имеет три значения.
В первом значении « геральдика » - это отдел исторической науки, занимающийся изучением гербов.
Во втором значении « геральдика » - это практика создания и использования знаков различия: гербов, эмблем, флагов, знамен, форменного костюма и других.
В третьем значении «геральдика» - это совокупность всех знаков различия, употребляемых одним владельцем, например, «геральдика России», разумея под этим все богатство геральдических знаков, использовавшихся и используемых в нашей стране.
Все три значения слова «геральдика» тесно связаны между собой. Невозможно создавать гербы и иные знаки, не опираясь на исторический опыт и анализ всей совокупности ныне существующих различительных средств. Невозможно изучать историю гербов, не обращая внимания на принципы их сегодняшнего существования. Нельзя постигнуть геральдику-совокупность знаков без исторических экскурсов и понимания основ практики создания и использования знаков сегодня.
Геральдика – это язык. Язык гербов и других знаков: язык, сообщающий человеку информацию посредством визуальных средств. Геральдика существует по тем же принципам, по которым существуют и речевые языки. В основе геральдики лежат самопроизвольно выработавшиеся в ходе многовекового практического пользования знаками базовые правила. На основе этих правил развились различные местные и частные геральдические традиции и особенности.
Какой он из себя герб знают все: гербы окружают нас со всех сторон, и они разные. Само присутствие герба в нашей жизни, а не только в исторических источниках, говорит о том, что геральдика – дисциплина, изучающая гербы - есть не только вспомогательная историческая дисциплина, но и "отрасль прикладного знания".
Мир геральдики многообразен, глубок и захватывающе интересен. Он проникает во все сферы нашей жизни, сопровождает нас на всех этапах жизненного пути. Нередко мы даже не отдаём себе отчёта, какое громадное количество геральдических знаков мы встречаем и практически используем ежедневно, какие глубокие исторические корни, разветвлённые культурные связи имеют те или иные символы, являющиеся для нас обычной, подчас незаметной повседневностью.
Гербы муниципальных образований совсем не похожи друг на друга. В них изображены различные фигуры: фантастические деревья, животные, то, что, по мнению геральдистов, действительно характеризует данный город или село. Значит герб – это представление о родном крае, выраженное в изобразительной форме, его символический образ. При этом язык герба прост, чёток, лаконичен. Он предоставит многообразную и интересную информацию всем тем, кто ощущает себя гражданином великой России, гражданином родной Чувашии, гражданином своего родного края, где он родился, где жили его деды и прадеды, частью и связующим звеном её прошлого, настоящего и будущего…».

Глава 2.Герб городов Чувашской Республики.


Герб Чебоксар

Большой герб города Чебоксары представляет собой серебряный щит. В лазоревом поле основания - естественные фигуры "Пять серебряных уток"- символ в мировой геральдике, означает стремление к свободе, инициативе и проявления достижения поставленных целей. Голубое, лазоревое поле в геральдике - это символ красоты, ясности, мягкости и величия. Дуб, любимое дерево чуваш, субординарная (негеральдическая) фигура, означающая силу, вечность, крепость. Эмблема "Три серебряных дуба" – символ, означающий существование города Чебоксары во времени: в прошлом, настоящем и будущем. Три четырехлучевые восьмиугольные звезды - графическое выражение девиза Государственного герба Чувашской Республики: "Были, есть и будем". Под дубами-зигзагообразная линия- изображение реки - в данном случае реки Волга. Цифра "1469" - дата первого летописного упоминания Чебоксар. Щит обрамлен симметричным декоративным мотивом (Хмель) золотого цвета, и девизным картушем с надписью в две строки "Шупашкар" - "Чебоксары" на пурпурном поле", всё это указывают на правовой статус города Чебоксары как столицы Чувашской Республики.
Алатырь

29 мая 2009 года Решением Собрания депутатов города Алатыря №40/32-4 был утвержден "исторический герб г. Алатырь Чувашской Республики".
Геральдическое описание Герба:
В червленонаполненных стрелами: два и один. В вольной части - законодательно установленная символика Чувашской Республики. Щит увенчан муниципальной короной установленного образца.
Три колчана со стрелами на гербе Алатыря отражают историческую связь времен, в то же время они олицетворяют единство и сплоченность народа, проживающего на древней алатырской земле, готовность служить защите нашей Родины.
Красный цвет поля щита считается самым благородным из цветов, используемых в геральдике. Он символизирует такие качества как справедливость, любовь к Богу и ближнему, мужество, храбрость, благородство, власть.
Золотой (желтый) цвет колчанов со стрелами олицетворяет солнце-источник жизни и богатства, как материального, так и духовного. Золото символизирует такие качества и понятия как верность, милосердие, а также мудрость.
Современный Алатырь - важный промышленный и культурный центр Чувашской Республики, жители которого любят свой город; бережно хранят все самое лучшее в его историческом прошлом, развивают славные традиции, обогащая их новым содержанием.
Они понимают, что именно с любви к малой родине, ее истории начинается понятие Отечества, формируется священное чувство патриотизма, начинается рождение человека- гражданина".
Канаш

В структуре промышленности города абсолютным лидером является машиностроение - отсюда символ-шестерня. В центре шестерни зеленый цвет-развитие деревообработки.
Город является транспортным узлом Чувашии, поэтому на гербе изображены серебристые крылья, завязанные в узел, которые носят на форменной одежде железнодорожники и автотранспортники. Чувашский орнамент- принадлежность к субъекту. Пурпурный цвет – достоинство, могущество, мужество, сила.
Новочебоксарскм (красном) поле три золотых колчанаЗолотое стропило, на фоне которого три летящие утки, держащие в клювах зеленые дубовые ветви, означает стремление к достижению поставленных целей, связанных с охраной окружающей среды. Элемент чувашского флага - принадлежность к субъекту.
Золото-богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Голубое, лазоревое поле в геральдике - это символ красоты, ясности, мягкости и величия.
Шумерля

Серебряная шестерня показывает развитие в городе ведущей отрасли промышленности-машиностроения. Зеленый дубовый лист с двумя зелеными желудями - наличие дубрав.
Шестерня сопровождается внизу тонким укороченным волнистым лазуревым поясом -город расположен на реке Суре. В серебряной главе щита - национальный орнамент- принадлежность к субъекту, название города золотом.
Синий цвет – цвет воды.
Пурпурный – достоинство, могущество, мужество, сила.
Желтый олицетворяет все самое прекрасное и светлое.
Золото – богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность.
Цивильск

29 мая 2002 года Цивильское районное Собрание депутатов приняло Решение "О гербе города Цивильск". Решение подписано Главой самоуправления Цивильского района Н.В.Евдокимовым. Положение о гербе, утвержденное вышеназванным Решением, рассмотрено и одобрено общим Cобранием жителей города 1 марта 2002 года. Согласно Положению о гербе: "... Новая версия герба г. Цивильска соответствует историческому пожеланию в 1781 г. с учетом изменений, произошедших в российской геральдике и представляет собой в желтоземле красный стилизованный геральдический дуб с зелеными листьями и черными кряжами в основании. Дуб это - дерево-город, крепкое дерево! Славен дуб своими мощными корнями и обширной раскидистой кроной. Дуб- дань уважения нашим предкам, сила сопротивления, терпения, сила выносливости, устойчивости, надежности. Дуб силен своей мощью, неторопливостью, долгожительством и долготерпением.
Черный цвет означает историческую память народа.
Красный цвет - сегодняшний день, жизнь.
Зеленый – символ весны, здоровья, будущего.
Золотой фон герба символизирует прочность, величие, богатство, силу и великодушие.
Геральдическое описание муниципального герба гласит: «В золотом поле на зеленой узкой оконечности червленый дуб с таковыми же желудями, зеленой листвой и черными кряжами в основании. В вольной части- законодательно установленная символика ЧР. Девиз «МНОГАЯ ЛЕТА» начертан золотыми литерами на зеленой, подложенной золотом ленте».
Козловка

Герб города утвержден в июне 2001 года районным собранием депутатов. Автор герба - краевед Н.Г.Зайцев.
"Герб г.Козловки является его официальным символом. Он представляет собой окаймленный золотом геральдический щит, верхняя часть которого по форме идентична Герба Чувашской Республики, что означает географическое расположение города Козловка на территории Чувашии. В середине геральдического щита зеленым цветом изображена рельефность расположения города Козловка и год образования населенного пункта Козловка – 1671. На голубом фоне замкнутым кругом изображены листья, символизирующие деревообрабатывающую отрасль, часть шестерни – символ механизации и развития промышленного производства. В середине круга белый силуэт теплохода на подводных крыльях – символ динамического развития общественных процессов в городе. С двух сторон круга изображены рыбы, символизирующие один из главных промыслов жителей Козловки как в старину так и в нынешнее время. В нижней части на темно-голубом фоне, означающий расположенность города на реке «Волга», надпись золотыми буквами "Козловка"

Мариинский Пасад

Синее поле-расположение города на реке Волге. Определяющий фактор развития города – Волжская речная магистраль.
Малая Императорская корона (венец Императрицы) расположена над холмами, так как красоту окружающей местности придают Волга и поросший лесом гористый рельеф с холмами оползневого характера, подступающими непосредственно к реке. Местные жители в середине 19 в. Возбудили ходатайство о преобразовании села Сундырь со смежными деревнями в безуездный город или посад, причём просили назвать его Мариинским в честь императрицы Марии Александровны.
Золото – богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность, отсюда и слова: «Необиженно жить». Зелёный цвет вершин и подножий холмов - богатство лесом.
Ядрин

Ядрин основан как военно-феодальное укрепление на восточной окраине Русского государства. Герб Ядрина, утвержденный в 1989 г. На щите с повышенным золотым поясом пирамида из черных ядер, так охраняли восточную окраину. Чувашский орнамент- принадлежность к субъекту, три дуба - прошлое, настоящее, будущее. Цифры 1590-год основания города.
Пурпурный цвет – достоинство, могущество, мужество, сила.
Золото – богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность.

Заключение


История, величие и честь любого государства, любой республики воплощаются, прежде всего, в его символах. Поэтому они всегда вызывают в гражданах огромное уважение. Так и у Чувашской Республики существуют государственные герб, флаг и гимн, заявляя о независимости нашей Республики.
Герб – непреходящий ценность не только нашей Великой Чувашии, но и всей России. Он означают его могущество и независимость, подчеркивает особенности и значимые традиции, сложившиеся в ходе исторического развития. Он нужн нам как воплощение истории нашей Родины и отражение ее настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как зрительный и музыкальный образ.
Родина- это очень многое. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это имена людей. Это мой отец. Это ты и я. С нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами, мечтами о будущем. За прошедшие столетия Чувашия прошла сложный путь исторического развития. Вместе с русским и другими народами нашей многонациональной Родины, чуваши строили великое государство, доблестно защищали его в годы нашествий иноземных захватчиков и при этом наш упорный и трудолюбивый народ всегда являл собой умение жить в согласии, творить и созидать.
Я люблю свою прекрасную Чувашию. Ее история увлекательна и драматична, но она более близка мне потому, что ее героями являются наши предки: отцы, деды, прадеды, прапрадеды. По тому, как мы относимся к символам моей Родины, можем судить и об отношении к Родине.
Жители Чувашии гордятся государственными символами, и без этих отличительных знаков не обходится ни одно важное событие. Под музыку и слова гимна, под расправленным государственным флагом Чувашской Республики деятелям культуры, ученым, спортсменам и другим выдающимся жителям Чувашии вручают награды.


Использованная литература

    Гаттерер И. X., Начертание гербоведения, СПБ, 1805;

    Лакиер А. Б., Русская геральдика, кн. 1-2, СПБ, 1855 (переизд., М., 1990);

    Винклер П. П., Рус. геральдика, в. 1-3, СПБ, 1892-94;

    Арсентьев Ю. В., Геральдика, М., 1908;

    Тройницкий С. Н., Гербы лейб-компании обер- и унтер-офицеров и рядовых, П., 1914;

    Лукомский В. К., О геральдич. художестве в России, «Старые годы», 1911, февр.;

    Гербовник Анисима Титовича Князева 1785 г., СПБ, 1912;

    Белинский В., Рус. геральдич. словарь, в. 1-2, СПБ, 1912-13;

    Лукомский В. К., Модзалевский В. Л., Малорос. гербовник, СПБ, 1914;

    Каменцева Е. И., Устюгов Н. В., Рус. сфрагистика и геральдика, 2 изд., М., 1974;

    Соколов А.В. Симаолы государственного суверенитета. М.: «Планета», 1969.

    Страны мира: краткий политико-экономический справочник. – М.: Изд. Политлитература, 2009.

    Энциклопедия для детей. Т.2. М.: «Аванта», 2014, с. 217-307.

    "Дерево жизни" - символ Чувашии Источник - Наука и жизнь, N8, 1994 .

    Закон Чувашской Республики о государственных символах Чувашской Республики

Приложение. Цивильск ( новый герб ). Утвержден 28 апреля 1989 г. Описание герба: "В золотом щите дуб с зелеными листьями и натурального цвета стволом на зеленом подножии. В завершенной главе щита - чувашский орнамент: на червленом поле серебряные фигуры, в средней цифры 1589 . В лазуревой вершине щита червлеными литерами наименование города". Автор нового герба Цивильска - Евгений Иванович Соболев . Шумерля . Утвержден 11 февраля 1976 г. Описание герба: "В червленом щите внутри серебряной шестерни зеленый дубовый лист с двумя зелеными желудями. Шестерня сопровождается внизу тонким укороченным волнистым лазуревым поясом. В серебряной главе щита червленый национальный орнамент и название города золотом". Автор герба Шумерли - художник В.Г. Горбунов . Ядрин (Ядринск) ( новый герб ). Утвержден 28 июня 1989 г. Описание герба: "В червленом щите с повышенным золотым поясом пирамида из черных ядер. В червленой же главе щита серебряные фигуры чувашского орнамента: в центральной - на золотом поле червленые цифры 1590 ". Автор нового герба В.И. Разумов .

Государственный герб Чувашской Республики утвержден 29 апреля 1992 г. Описание герба: "Государственный герб Чувашской Республики представляет собой изображение золотого окаймленного, пересеченного геральдического щита с пурпуровой эмблемой "Древа жизни" (символа Возрождения), увенчанного древней чувашской эмблемой "Три солнца"; обрамленного пурпуровой, обрамленной золотом лентой с надписью золотыми буквами "ЧАВАШ РЕСПУБЛИКИ" - "ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА", заканчивающейся стилизованным изображением хмеля. Оконечность (основание) геральдического щита обозначает чувашскую землю". Государственный герб Чувашской Республики утвержден 29 апреля 1992 г. Описание герба: "Государственный герб Чувашской Республики представляет собой изображение золотого окаймленного, пересеченного геральдического щита с пурпуровой эмблемой "Древа жизни" (символа Возрождения), увенчанного древней чувашской эмблемой "Три солнца"; обрамленного пурпуровой, обрамленной золотом лентой с надписью золотыми буквами "ЧАВАШ РЕСПУБЛИКИ" - "ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА", заканчивающейся стилизованным изображением хмеля. Оконечность (основание) геральдического щита обозначает чувашскую землю".


Чебоксары: Чебоксары (старый герб). Утвержден 18 октября 1781 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Казанский. В нижней - пять летящих в золотом поле диких уток, в знак того, что в окрестностях сего города оных очень изобильно". Чебоксары (старый герб). Утвержден 18 октября 1781 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Казанский. В нижней - пять летящих в золотом поле диких уток, в знак того, что в окрестностях сего города оных очень изобильно". Чебоксары


Чебоксары (большой герб). Описание герба: "Герб города Чебоксары представляет собой серебряный пересеченный щит французской формы, разделенный на главу и основание. В лазоревом поле основания - естественные фигуры "Пять серебряных уток", летящих конвертом. В червленом поле главы, отделенном от основания зигзагообразной линией (в чувашской орнаментике - изображение реки - в данном случае реки Волга), три серебряных стилизованных под чувашский орнамент - силуэты дубов. Внутреннее поле двух крайних дубов червленое, поле среднего силуэта - лазоревое. На лазоревом поле дуба серебряная цифра "1469" - дата первого летописного упоминания Чебоксар. Щит герба увенчан естественными фигурами - тремя четырехлучевыми восьмиугольными пурпуровыми окаймленными золотом звездами и обрамлен симметричным декоративным стилизованным орнаментальным мотивом (Хмель) золотого цвета, замкнутым внизу девизным картушем с надписью в две строки "Шупашкар" - "Чебоксары" на пурпурном поле". Чебоксары (большой герб). Описание герба: "Герб города Чебоксары представляет собой серебряный пересеченный щит французской формы, разделенный на главу и основание. В лазоревом поле основания - естественные фигуры "Пять серебряных уток", летящих конвертом. В червленом поле главы, отделенном от основания зигзагообразной линией (в чувашской орнаментике - изображение реки - в данном случае реки Волга), три серебряных стилизованных под чувашский орнамент - силуэты дубов. Внутреннее поле двух крайних дубов червленое, поле среднего силуэта - лазоревое. На лазоревом поле дуба серебряная цифра "1469" - дата первого летописного упоминания Чебоксар. Щит герба увенчан естественными фигурами - тремя четырехлучевыми восьмиугольными пурпуровыми окаймленными золотом звездами и обрамлен симметричным декоративным стилизованным орнаментальным мотивом (Хмель) золотого цвета, замкнутым внизу девизным картушем с надписью в две строки "Шупашкар" - "Чебоксары" на пурпурном поле".


Чебоксары (малый герб). Описание герба: "Герб города Чебоксары представляет собой серебряный пересеченный щит французской формы, разделенный на главу и основание. В лазоревом поле основания - естественные фигуры "Пять серебряных уток", летящих конвертом. В червленом поле главы, отделенном от основания зигзагообразной линией (в чувашской орнаментике - изображение реки - в данном случае реки Волга) три серебряных стилизованных под чувашский орнамент - силуэты дубов. Внутреннее поле двух крайних дубов червленое, поле среднего силуэта - лазоревое. На лазоревом поле дуба серебряная цифра "1469" - дата первого летописного упоминания Чебоксар". Чебоксары (малый герб). Описание герба: "Герб города Чебоксары представляет собой серебряный пересеченный щит французской формы, разделенный на главу и основание. В лазоревом поле основания - естественные фигуры "Пять серебряных уток", летящих конвертом. В червленом поле главы, отделенном от основания зигзагообразной линией (в чувашской орнаментике - изображение реки - в данном случае реки Волга) три серебряных стилизованных под чувашский орнамент - силуэты дубов. Внутреннее поле двух крайних дубов червленое, поле среднего силуэта - лазоревое. На лазоревом поле дуба серебряная цифра "1469" - дата первого летописного упоминания Чебоксар".


Алатырь: Алатырь. Утвержден 22 декабря 1780 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Симбирский. В нижней - три золотые колчана, наполненные стрелами, в красном поле, в знак того, что сих мест жители сие орудие с похвалою употреблять умели". Алатырь. Утвержден 22 декабря 1780 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Симбирский. В нижней - три золотые колчана, наполненные стрелами, в красном поле, в знак того, что сих мест жители сие орудие с похвалою употреблять умели".


Цивильск: Цивильск (старый герб). Утвержден 18 октября 1781 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Казанский. В нижней - большой старый коренастый дуб в золотом поле, в знак изобилия оных мест таковыми лесами". Цивильск (старый герб). Утвержден 18 октября 1781 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Казанский. В нижней - большой старый коренастый дуб в золотом поле, в знак изобилия оных мест таковыми лесами".


Цивильск: Цивильск (новый герб). Утвержден 28 апреля 1989 г. Описание герба: "В золотом щите дуб с зелеными листьями и натурального цвета стволом на зеленом подножии. В завершенной главе щита - чувашский орнамент: на червленом поле серебряные фигуры, в средней цифры В лазаревой вершине щита червлеными литерами наименование города". Цивильск (новый герб). Утвержден 28 апреля 1989 г. Описание герба: "В золотом щите дуб с зелеными листьями и натурального цвета стволом на зеленом подножии. В завершенной главе щита - чувашский орнамент: на червленом поле серебряные фигуры, в средней цифры В лазаревой вершине щита червлеными литерами наименование города".


Шумерля: Шумерля. Утвержден 11 февраля 1976 г. Описание герба: "В червленом щите внутри серебряной шестерни зеленый дубовый лист с двумя зелеными желудями. Шестерня сопровождается внизу тонким укороченным волнистым лазаревым поясом. В серебряной главе щита червленый национальный орнамент и название города золотом". Шумерля. Утвержден 11 февраля 1976 г. Описание герба: "В червленом щите внутри серебряной шестерни зеленый дубовый лист с двумя зелеными желудями. Шестерня сопровождается внизу тонким укороченным волнистым лазаревым поясом. В серебряной главе щита червленый национальный орнамент и название города золотом".


Ядрин: Ядрин (Ядринск) (старый герб). Утвержден 18 октября 1781 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Казанский: змий черный под короною золотой, Казанской, крылья красные, поле белое. В нижней - треугольной пирамидою сложенные пушечные чугунные ядра в красном поле, означающие собой имя сего города". Ядрин (Ядринск) (старый герб). Утвержден 18 октября 1781 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Казанский: змий черный под короною золотой, Казанской, крылья красные, поле белое. В нижней - треугольной пирамидою сложенные пушечные чугунные ядра в красном поле, означающие собой имя сего города".


Ядрин: Ядрин (Ядринск) (новый герб). Утвержден 28 июня 1989 г. Описание герба: "В червленом щите с повышенным золотым поясом пирамида из черных ядер. В червленой же главе щита серебряные фигуры чувашского орнамента: в центральной - на золотом поле червленые цифры 1590". Ядрин (Ядринск) (новый герб). Утвержден 28 июня 1989 г. Описание герба: "В червленом щите с повышенным золотым поясом пирамида из черных ядер. В червленой же главе щита серебряные фигуры чувашского орнамента: в центральной - на золотом поле червленые цифры 1590".




Новочебоксарск: Город Новочебоксарск как отдельный город образован в 1965 году. Поначалу это был поселок-спутник Чебоксар. Герб города принят решением городского Совета народных депутатов 24 февраля 1993 года Город Новочебоксарск как отдельный город образован в 1965 году. Поначалу это был поселок-спутник Чебоксар. Герб города принят решением городского Совета народных депутатов 24 февраля 1993 года "Герб города Новочебоксарска представляет собой изображение золотого окаймленного геральдического щита с красной стилизованной орнаментальной чувашской символикой. Герб увенчан эмблемой "три солнца",что символизирует принадлежность Чувашской Республике. Орнаментальная символика в центре образно выражает хозяйку города химиков и электроэнергетиков. Щит окаймлен лазурным цветом" (описание герба). "Герб города Новочебоксарска представляет собой изображение золотого окаймленного геральдического щита с красной стилизованной орнаментальной чувашской символикой. Герб увенчан эмблемой "три солнца",что символизирует принадлежность Чувашской Республике. Орнаментальная символика в центре образно выражает хозяйку города химиков и электроэнергетиков. Щит окаймлен лазурным цветом" (описание герба). Автор герба - Разин В.И. Автор герба - Разин В.И.


Новочебоксарск: Современный герб Новочебоксарска утверждён 9 февраля 2005 года по проекту В.А.Шипунова. Герб внесён в Государственный геральдический регистр под "Золотое стропило, обремененное тремя летящими утками, держащими в клювах зеленые дубовые ветви". Современный герб Новочебоксарска утверждён 9 февраля 2005 года по проекту В.А.Шипунова. Герб внесён в Государственный геральдический регистр под "Золотое стропило, обремененное тремя летящими утками, держащими в клювах зеленые дубовые ветви".

Государственные символы Чувашской республики

История создания и принятия Герба и Флага Чувашской Республики

Начало 1990-х гг. – подъем национального-демократического движения в советских республиках СССР и автономных республиках РСФСР, в том числе в Чувашской АССР. 24 октября 1990 г. была провозглашена «Декларации о государственном суверенитете Чувашской ССР». В 7-ом пункте данной «Декларации» говорилось о праве республики иметь свои государственные символы – государственный герб, флаг и гимн. В 1990 г. Комиссия Верховного Совета ЧАССР по культуре, развитию языка и межнациональных отношений работала над составлением основных требований к новым государственным символам Чувашии. На заседаниях Комиссии, проходивших в Чувашском научно-исследовательском институте языка, литературы, истории и экономики (ЧНИИЯЛИЭ), было рассмотрено до 140 эскизов гербов и флагов.

В 1990 г. Э.М. Юрьев не принимал участие в Комиссии. В 1990 г. он предлагал в качестве национально-государственной символа чертополох, но затем отказался от него.

В августе 1990 г. Э.М. Юрьев выступил в печати с критикой работы Комиссии. Он утверждал, что герб и флаг республики «могут быть утверждены только после всенародного обсуждения проектов» и жюри конкурсной комиссии «должно состоять из представителей всех районов и всех слоев населения республики». Некоторые его замечания были учтены при разработке «Положения об условиях конкурса проектов национально-государственных герба, флага и гимна ЧССР».

Комиссия Верховного Совета ЧССР по культуре выработала «Положение о концепции государственных символов ЧССР», утвержденное 27 октября 1990 г. По данному Положению, национальные герб, флаг и гимны должны воплощать «историческое прошлое чувашского народа, современное политическое состояние… и выражать его перспективу на будущее». Композиционная структура Герба и Флага, сочетание цветов, изображение атрибутов должны … выражать народное мировоззрение в отношении природы, земного и небесного пространства, трудовых, этических и эстетических традиций (см. Приложение «Проект. О концепции национально-государственной символики Чувашской Советской Республики»).

Согласно «Положению о концепции государственных символов ЧССР» в изображении герба и флага «важным условием является доминирование цвета народного искусства, устойчивые орнаментальные мотивы и отдельные элементы (4-угольная звезда, кĕске, знак солнца, древо жизни, знак огня, пахотной земли и т.д.), либо зафиксированные в памятниках булгаро-чувашской материальной культуры геральдические образы и эмблемы».

15 декабря 1990 г. Президиум Верховного Совета ЧССР принял «Положение об условиях конкурса проектов национально-государственных герба, флага и гимна ЧССР» (см. Приложение «Положение об условиях конкурса проектов национально-государственных Герба, Гимна и Флага Чувашской ССР»).

29 мая 1991 г. конкурсная комиссия отобрала три лучших проекта герба и флага. Первую премию в размере 750 руб. получил Д.Ф. Мадуров. Э.М. Юрьев получил третью премию в размере 250 руб. (см. Приложение «Протокол заседания конкурсной комиссии по оценке национально-государственных символов ЧССР»).


14 июня 1991 г. Э.М. Юрьев выступил в печати с критикой проекта Д.Ф. Мадурова, утверждая, что он «не пригоден для сфрагистики вообще» и «слабо отвечает концепции», выработанной Комиссией (см. Приложение «Юрьев Э. По принципу «нравится - не нравится»). Под влиянием этой критики Комиссия решила пригласить авторов-призеров конкурса в рабочую группу по созданию альтернативных проектов Герба и Флага (см. Приложение «Протокол заседания Комиссии по культуре от 16 июня 1991 г.»). Однако Э.М. Юрьев не принял участие в рабочей группе, но добился разрешения на выдвижение нового своего проекта (см. Приложение «Протокол заседания Комиссии по культуре от 18 ноября 1991 г.»)

15 февраля 1992 г. на заседании Верховного Совета Чувашской Республики было решено взять за основу герба и флага Чувашской Республики проект Э.М. Юрьева. Депутаты предлагали внести в герб и флаг серп и молот, но Э.М. Юрьев лишь поменял в гербе дубовые ветви на ветви хмеля.

29 апреля 1992 г. – на сессии Верховного Совета Чувашской Республики большинством голосов проекты герба и флага Э.М. Юрьева были утверждены в качестве государственных символов Чувашской Республики

С 2004 г. 29 апреля стал отмечаться как «День государственных символов Чувашской Республики».

Описание и объяснение основных элементов Герба и Флага Чувашской Республики


Созданные Элли Юрьевым образы герба и флага Чувашской Республики в полной мере удовлетворяли требованиям, изложенным в «Положении о концепции государственных символов ЧССР», утвержденном Верховным Советом ЧССР.

Желтый цвет Герба и Флага символизировал пространство под солнцем, населенное чувашами. ·Пурпурный (темно-красный) цвет «Древа» и нижней полуокружности символизировал землю, на которой проживают чуваши и извечное стремление чувашского народа к свободе, которое позволило ему сохранить свои традиции и самобытность. Согласно системе представлений чувашей о символике цветов, желтый – это цвет Вселенной, цвет чистоты, красный цвет – цвет, оберегающий от зла. Красный цвет является также символом достоинства, могущества, силы, отваги, мужества, желтый цвет – символом богатства, добра, милосердия, постоянства, силы, верности справедливости. Герб и флаг, разработанные Элли Юрьевым, опирались на доминирующие цвета и символику чувашской народной вышивки.

Центральный элемент герба и флага – «Древо жизни», которое несет многозначный смысл. Во-первых, оно обозначает единство народов, проживающих в Чувашии. Во-вторых, «древо жизни» – знак долгого исторического пути, пройденного чувашским народом. В-третьих, «древо жизни» является символом возрождения чувашского народа. Поясняя «древо жизни», Элли Юрьев говорил, что «то, что мы называем орнаментом, это не орнамент, а руническое письмо, более древнее, чем европейское руническое письмо».


Возможно, историческими прототипами центрального элемента чувашского герба – древа жизни – являются рунические родовые знаки древнеболгарской династии Дуло. Еще до того, как часть болгар заняли территории Среднего Поволжья они входили в объединение «Великая Болгария» в степях Восточной Европы. Рунические знаки древнеболгарской династии Дуло использовались на флагах Великой Болгарии в 635-660-е гг.

Сам Элли Юрьев говорил, что нарисованное им древо жизни символизировало дуб (см. Приложение «Проект Государственного герба и государственного флага Чувашской ССР»), поэтому на одном из проектов герба были дубовые ветви, дополняющие образ ствола дуба. У чувашей дуб был древним тотемом, который сверхъестественным образом был связан с жизнью народа. Дуб был также символом общей древней религии чувашей. Неслучайно возвышенное место у старого дуба часто у чувашей символизировали Первосушу-Первогору с Мировым Древом и использовались для общественных жертвоприношений (киреметищ). Культ киримети возник, как полагают некоторые исследователи, из почитания умерших, слившегося с культом мусульманских святых и распространился, вероятно, в болгарскую эпоху.

Согласно чувашской мифологии, священное мировое древо – «Древо жизни» – поддерживало небосвод посередине. Это древо возвышается в центре мира или· одного из миров – среднего мира – мира людей. Сами чуваши при этом верили, что они живут в центре земли. В библейской символике тоже присутствует «Древо жизни», растущее посреди «земного Рая», который сам представляет центр нашего мира.

Древо жизни должно было связывать земной мир с высшим – духовным миром,· который определял судьбы чувашского народа. Это обозначало необходимость связи народа с традициями. По словам Элли Юрьева, дуб является «символом крепости, силы, стойкости, стремления к жизни, выражением тяги к восходящему духовному и экономическому развитию, к дружбе и спаянности со всеми народами» (см. Приложение «Стенографический отчет сессии Верховного Совета». Л. 125»).

Крону «древа жизни» составляют три этнические ветви. 1-ая центральная· линия символизирует чувашей, родившихся в Чувашии и населяющих ее. 2-ая линия, которая не достигает корней, символизирует граждан Чувашии нечувашской национальности. 3 и 4 линии по краям древа символизирует чувашскую диаспору – чувашей,· родившихся и проживающих за пределами Чувашии. Элли Юрьев говорил про линии «Древа жизни», символизирующие народы: «Все эти народности являются участниками исторического события – создания нового Чувашского государства, независимой республики».

Над древом жизни находятся три 8-угольные звезды. 8-угольная звезда – один из наиболее распространенных элементов чувашской вышивки, выражающий красоту и совершенство. По словам Э.М. Юрьев, три солнца олицетворяют чувашский народ как один из древнейших народов в мире и «выражает стремление строить свое благополучие только в трудолюбии и в· благоразумном ладу с природой». Также они обозначают «почитание чувашами мироустройства, ожидание справедливого отношения к себе со стороны мироздания» (см. Приложение «Стенографический отчет сессии Верховного Совета». Л. 126).

Три звезды на чувашском языке также обозначают связь времен и соответствуют по смыслу изречению: «Пулнă, пур, пулатпăр». В переводе на русский это означает: «Были, есть и будем». Элли Юрьев отмечает, что герб показывает, что· «нынешнее поколение чувашского народа чтит своих предков, бережет выработанные ими духовные ценности и несет их будущему поколению» (Приложение «Стенографический отчет сессии Верховного Совета». Л. 127) .

У чувашей существует легенда про три солнца, которые находились настолько близко к земле, что люди не знали что такое зима и холод. Тогда недовольные жарой чуваши пригласили опытного охотника, который из лука убил два солнца. Третье солнце испугалось и убежало далеко в небо. Чувашские мудрецы сказали, что надо рисовать на домах три солнца и песнями завлекать солнце, тогда оно вернёт своё тепло. Возможно, легенда о трех солнцах связана с предками чувашей – гуннами, которые занимали территории Центральной Азии, где климат был теплее, по сравнению с климатом Среднего Поволжья.


По словам Элли Юрьева, надпись на гербе «Чăваш Республики – Чувашская Республика» выражала идею богатства и плодородия чувашской земли, единство чувашей и иноязычных граждан республики (Приложение «Стенографический отчет сессии Верховного Совета». Л. 126). Одним из элементов герба является· хмель, который чуваши издавна выращивали.

По словам· Элли Юрьева, хмель – это символ жизнелюбия, трудолюбия, достоинства и благоразумия (Приложение «Стенографический отчет сессии Верховного Совета». Л. 126). Также выбор хмеля объяснялся почитанием у чувашей растительного мира. Помимо прочего золотой цвет хмеля символизировал также богатство, справедливость и великодушие.

Герб Чувашской Республики один из государственных символов Чувашской Республики . Утвержден Постановлением Верховного Совета Чувашской Республики от 29 апреля 1992 года . Автор герба - Э. М. Юрьев .

Описание

Щит увенчан другим элементом чувашского орнамента - золотой, окаймлённой красным эмблемой «Три солнца », состоящей из трёх восьмиконечных звезд . Снизу щит обрамлён красной лентой с надписью золотыми буквами «Чăваш Республики - Чувашская Республика», завершающейся стилизованным изображением золотых листьев и шишек хмеля , символизирующих традиционный чувашский обрядовый и праздничный напиток - пиво , которое чуваши издревле варят в домашних условиях .

История

Царская эпоха

На гербах и печатях российских царей земли Волжской Болгарии представлял на зелёном поле серебряный идущий агнец с красной хоругвью, разделенной серебряным крестом; древко золотое.

Впервые наличие у Чувашской Республики собственного государственного герба зафиксировано в Конституции Чувашской АССР, принятой 31 января 1926 года . До этого на бланках и печатях сначала областных, а затем и республиканских органов власти использовалось изображение Государственного герба РСФСР , одобренного ВЦИК в 1920 году и закрепленного Конституцией РСФСР 1925 года. Вокруг герба Российской Федерации были воспроизведены названия автономной области (позднее - республики) на чувашском и русском языках.

Официальное утверждение собственного государственного герба Чувашской АССР состоялось на II (VII) съезде Советов республики 30 марта 1927 г. Его автором был художник и фотограф П. Е. Мартенс. Внешне герб Чувашской АССР и напоминал российский, но имел отличия: кроме традиционных колосьев - еловые и дубовые ветки, а также ленту с чувашским национальным орнаментом на концах.

12 февраля 1931 года IV (IX) съезд Советов Чувашской АССР внес коррективы в изображение герба, приняв постановление «О государственном гербе и флаге Чувашской АССР». Из официальных символов государства были убраны декоративные элементы в виде чувашского национального орнамента «как не отражающие правильную национальную политику пролетарского государства».

Этот герб оставался у Чувашской АССР до 18 июля 1937 года . Согласно Конституции этого года Государственным гербом республики стал Государственный герб РСФСР , к изображению которого добавлено название республики под буквами «РСФСР »: вначале идёт надпись «Чувашская АССР» на русском языке, ниже - на чувашском. Девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» тоже был начертан сначала на русском, затем на чувашском языках.

    Coat of arms of Chuvash ASSR 1927.jpg

    Герб Чувашской АССР от 1927 г.

    Coat of arms of Chuvash ASSR 1931.jpg

    Герб Чувашской АССР от 1931 г.

    Coat of Arms of Chuvash ASSR.png

    Герб Чувашской АССР от 1937 г.

Современность

29 апреля 1992 года Верховным Советом Чувашии принято постановление о Государственном гимне, гербе и флаге республики. Тем самым герб Чувашии стал выглядеть в том виде, которым является в нынешний момент. 29 апреля в Чувашии отмечается День государственных символов Чувашской Республики.

См. также

Источники

  • По материалам cap.ru
  • Глава «Под эмблемой серпа и молота» из книги В. С. Драчука «Рассказывает геральдика»,

Напишите отзыв о статье "Герб Чувашской Республики"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Герб Чувашской Республики

– Сабли вон! – крикнул офицер драгунам, сам вынимая саблю.
Другая еще сильнейшая волна взмыла по народу, и, добежав до передних рядов, волна эта сдвинула переднии, шатая, поднесла к самым ступеням крыльца. Высокий малый, с окаменелым выражением лица и с остановившейся поднятой рукой, стоял рядом с Верещагиным.
– Руби! – прошептал почти офицер драгунам, и один из солдат вдруг с исказившимся злобой лицом ударил Верещагина тупым палашом по голове.
«А!» – коротко и удивленно вскрикнул Верещагин, испуганно оглядываясь и как будто не понимая, зачем это было с ним сделано. Такой же стон удивления и ужаса пробежал по толпе.
«О господи!» – послышалось чье то печальное восклицание.
Но вслед за восклицанием удивления, вырвавшимся У Верещагина, он жалобно вскрикнул от боли, и этот крик погубил его. Та натянутая до высшей степени преграда человеческого чувства, которая держала еще толпу, прорвалось мгновенно. Преступление было начато, необходимо было довершить его. Жалобный стон упрека был заглушен грозным и гневным ревом толпы. Как последний седьмой вал, разбивающий корабли, взмыла из задних рядов эта последняя неудержимая волна, донеслась до передних, сбила их и поглотила все. Ударивший драгун хотел повторить свой удар. Верещагин с криком ужаса, заслонясь руками, бросился к народу. Высокий малый, на которого он наткнулся, вцепился руками в тонкую шею Верещагина и с диким криком, с ним вместе, упал под ноги навалившегося ревущего народа.
Одни били и рвали Верещагина, другие высокого малого. И крики задавленных людей и тех, которые старались спасти высокого малого, только возбуждали ярость толпы. Долго драгуны не могли освободить окровавленного, до полусмерти избитого фабричного. И долго, несмотря на всю горячечную поспешность, с которою толпа старалась довершить раз начатое дело, те люди, которые били, душили и рвали Верещагина, не могли убить его; но толпа давила их со всех сторон, с ними в середине, как одна масса, колыхалась из стороны в сторону и не давала им возможности ни добить, ни бросить его.
«Топором то бей, что ли?.. задавили… Изменщик, Христа продал!.. жив… живущ… по делам вору мука. Запором то!.. Али жив?»
Только когда уже перестала бороться жертва и вскрики ее заменились равномерным протяжным хрипеньем, толпа стала торопливо перемещаться около лежащего, окровавленного трупа. Каждый подходил, взглядывал на то, что было сделано, и с ужасом, упреком и удивлением теснился назад.
«О господи, народ то что зверь, где же живому быть!» – слышалось в толпе. – И малый то молодой… должно, из купцов, то то народ!.. сказывают, не тот… как же не тот… О господи… Другого избили, говорят, чуть жив… Эх, народ… Кто греха не боится… – говорили теперь те же люди, с болезненно жалостным выражением глядя на мертвое тело с посиневшим, измазанным кровью и пылью лицом и с разрубленной длинной тонкой шеей.
Полицейский старательный чиновник, найдя неприличным присутствие трупа на дворе его сиятельства, приказал драгунам вытащить тело на улицу. Два драгуна взялись за изуродованные ноги и поволокли тело. Окровавленная, измазанная в пыли, мертвая бритая голова на длинной шее, подворачиваясь, волочилась по земле. Народ жался прочь от трупа.
В то время как Верещагин упал и толпа с диким ревом стеснилась и заколыхалась над ним, Растопчин вдруг побледнел, и вместо того чтобы идти к заднему крыльцу, у которого ждали его лошади, он, сам не зная куда и зачем, опустив голову, быстрыми шагами пошел по коридору, ведущему в комнаты нижнего этажа. Лицо графа было бледно, и он не мог остановить трясущуюся, как в лихорадке, нижнюю челюсть.
– Ваше сиятельство, сюда… куда изволите?.. сюда пожалуйте, – проговорил сзади его дрожащий, испуганный голос. Граф Растопчин не в силах был ничего отвечать и, послушно повернувшись, пошел туда, куда ему указывали. У заднего крыльца стояла коляска. Далекий гул ревущей толпы слышался и здесь. Граф Растопчин торопливо сел в коляску и велел ехать в свой загородный дом в Сокольниках. Выехав на Мясницкую и не слыша больше криков толпы, граф стал раскаиваться. Он с неудовольствием вспомнил теперь волнение и испуг, которые он выказал перед своими подчиненными. «La populace est terrible, elle est hideuse, – думал он по французски. – Ils sont сошше les loups qu"on ne peut apaiser qu"avec de la chair. [Народная толпа страшна, она отвратительна. Они как волки: их ничем не удовлетворишь, кроме мяса.] „Граф! один бог над нами!“ – вдруг вспомнились ему слова Верещагина, и неприятное чувство холода пробежало по спине графа Растопчина. Но чувство это было мгновенно, и граф Растопчин презрительно улыбнулся сам над собою. „J"avais d"autres devoirs, – подумал он. – Il fallait apaiser le peuple. Bien d"autres victimes ont peri et perissent pour le bien publique“, [У меня были другие обязанности. Следовало удовлетворить народ. Много других жертв погибло и гибнет для общественного блага.] – и он стал думать о тех общих обязанностях, которые он имел в отношении своего семейства, своей (порученной ему) столице и о самом себе, – не как о Федоре Васильевиче Растопчине (он полагал, что Федор Васильевич Растопчин жертвует собою для bien publique [общественного блага]), но о себе как о главнокомандующем, о представителе власти и уполномоченном царя. „Ежели бы я был только Федор Васильевич, ma ligne de conduite aurait ete tout autrement tracee, [путь мой был бы совсем иначе начертан,] но я должен был сохранить и жизнь и достоинство главнокомандующего“.
Слегка покачиваясь на мягких рессорах экипажа и не слыша более страшных звуков толпы, Растопчин физически успокоился, и, как это всегда бывает, одновременно с физическим успокоением ум подделал для него и причины нравственного успокоения. Мысль, успокоившая Растопчина, была не новая. С тех пор как существует мир и люди убивают друг друга, никогда ни один человек не совершил преступления над себе подобным, не успокоивая себя этой самой мыслью. Мысль эта есть le bien publique [общественное благо], предполагаемое благо других людей.

К XV веку на территории Чувашии образовался самостоятельный этнос - чуваши, который вобрал в себя черты сразу нескольких народностей, пребывавших в регионе. Сегодня республика входит в состав России, но сохраняет индивидуальные черты своей уникальной культуры. Как выглядят флаг и герб Чувашской Республики? Какая символика представляет районы республики? Давайте узнаем об этом.

Чувашия

Чувашская Республика располагается в европейской части России, по соседству с Нижегородской и Ульяновской областями, Мордовией, Татарстаном и Республикой Марий Эл. Большая часть ее территории уходит на юг от правого берега реки Волги, слева от нее находится лишь часть Чебоксарского района.

Предками чувашей - основного населения республики - являются тюркоязычные булгары и сувары, основавшие VII веке на берегах Волги Великую Булгарию. Современная чувашская народность сформировалась только к XV веку. Она представляет собой смесь булгарского и финно-угорского этносов. В настоящее время в республике проживает около 1,2 миллиона человек. Около 68% из них - это чуваши, 26% - русские, 5% - татары и мордва.

К Русскому государству эти земли присоединились в XVI веке. До этого жители Чувашии были язычниками, которые верили в анимизм и многочисленных богов. По их представлениям мир состоял из трех уровней, а небосвод поддерживался Мировым деревом. Земля имела квадратную форму, и в каждом ее углу стоял богатырь-защитник. В XVIII веке народ подвергся христианизации, однако его верования и традиции нашли отражение в официальной символике региона.

Описание герба Чувашской Республики

Современная эмблема Чувашии впервые появилась только в 1992 году. До этого главные символы региона имели совершенно другой вид и часто менялись, в соответствии со сменой власти. Автором герба Чувашской Республики стал художник Юрьев Элли Михайлович. Художник постарался показать в нем особенности чувашской культуры.

Вся композиция герба вписывается в условную окружность, нижний контур которой создает красно-желтая лента с названием республики на русском и чувашском языках. Геральдический щит внутри окружности имеет необычную форму. Он резной и очертаниями напоминает шкуру животного.

Щит герба Чувашской Республики разделен на две неравные горизонтальные области. Нижнее поле составляет ¼ часть от общей высоты и окрашено в красный цвет. От него тянется красное дерево, оформленное в стиле народного орнамента. Задний фон дерева окрашен в сплошной желтый цвет.

Сверху над гербом Чувашской Республики располагаются три желтые восьмиконечные звезды, окаймленные красным контуром. Это древние солярные знаки, которые вместе составляют эмблему «Три солнца». По бокам щит обрамляют желтые веточки хмеля с листьями и плодами, которые располагаются на концах красной ленты.

Флаг республики выглядит идентично гербовому щиту. Его полотно разделено на два горизонтальных поля, а в центре присутствует символ дерева и солярные знаки над ним. Ветки хмеля и лента с надписью отсутствуют.

Что означает герб Чувашской Республики?

Эмблема республики пронизана глубокими смыслами и тесно связана с традициями чувашского народа. Не случайна здесь даже симметричность изображения. Она сообщает о тяге к гармонии и внутреннему равновесию, которые присущи местному народу.

Щит в форме шкуры символизирует древний обряд жертвоприношения, который был популярен во времена язычества. В переносном смысле он представляет собой жертву, которую принесли чуваши для создания собственной государственности.

Центральная фигура на гербе Чувашской Республики - это «Древо жизни» или «Мировое дерево». Оно символизирует единение народа, его могущество, сообщает о долгом историческом пути, который ему довелось пройти. Восьмиугольные звезды, расположенные над шитом, являются частым элементом традиционного орнамента. Это солярные знаки, символизирующие дар жизни, благополучие и совершенство.

Цвета герба обозначают силу и энергию народа, а также его стремление бороться за свою свободу и уникальность. Хмель по бокам щита символизирует его богатство. Хмелеводство когда-то было одним из распространенных местных занятий, а домашнее пиво считалось традиционным напитком.

История

Земли, на которых сейчас располагается республика, были частью Волжской Булгарии, и Чувашия по праву считается ее преемницей. Именно поэтому, первым местным гербом можно считать изображение на печати Булгарии - идущий ягненок, несущий в одной из лап хоругвь. В 1672 году она была указана в одном из царских титулярников.

Первый официальный символ, который относился непосредственно к Чувашии, был создан только в 1926 году. Это был герб одноименной автономной области. На нем изображалось восходящее солнце с длинными лучами, слева обрамленное дубовыми и еловыми ветками, а справа - колосьями пшеницы. Поверх лучей размещались серп и молот, а сверху - красная пятиконечная звезда. Ветки и колосья были перевязаны красной лентой с девизом: "Пӗтӗм тӗнчери пролетарисем, пӗрлешӗр!". Все это заключалось в щит круглой формы и обрамлялось надписью с названием области и государства.

Позже область стала республикой, а стили ее эмблемы неоднократно изменялись. При этом все символы оставались на своем месте. Последнее изменение герба Чувашской Республики произошли в 1978 году. Тогда форма щита стала резной, звезда разместилась над ним, а колосья пшеницы окаймляли его с двух сторон. Серп и молот стали крупнее, а над ними на щите располагались надписи РСФСР и «ЧУВАШСКАЯ АССР».

Районы республики

Современная Чувашская Республика занимает территорию всего 18 343 км 2 . Административно она разделяется на 21 район, 5 городов республиканского и 4 - районного значения. Кроме того, в ней выделяют около двух тысяч поселков, городских и сельских поселений.

Гербы районов Чувашской Республики отражают местную природу и историю, однако, они имеют одну интересную особенность. На многих из них изображены мифические персонажи или традиционные символы, связанные с регионом, который они представляют. Так, на эмблемах районов встречаются сказочные воины, почитаемое чувашами дерево дуб, крылатый конь и другие элементы фольклора.

Красночетайский район

Герб района изображает золотого вздыбленного коня с крыльями. Рядом с ним стоит серебряный воин-батыр с красной бородой и волосами, который пытается сдержать коня за узду. Фон сзади них окрашен в красный, а под их ногами - в синий цвет. В верхнем левом углу находится миниатюра герба Чувашии, как знак принадлежности района к республике.

В основу эмблемы легла давняя народная легенда. Она рассказывает о верховном боге Туре, который создавал животных. Самым первым его творением стал крылатый конь, ставший прародителем всех лошадей, и стал проводником народа, приведя их из лесов на плодородные земли.

Это животное всегда играло важную роль в жизни чувашей. Оно ассоциируется с мужеством, верностью, преданностью и отвагой.

Батыревский район

Герб этого района окрашен в сплошной голубой цвет. В центре располагается фигура могучего воина с седой бородой, в серебристых доспехах и золотом шлеме. Он стоит, опираясь двумя руками на меч, лезвие которого на конце превращается в пламя.

Воин Батыр является персонажем чувашского фольклора. Это богатырь, который всегда стоит на страже, защищая родной край. Меч в его руках является символом справедливости и защиты, а пламя вместо лезвия говорит о готовности оборонять свою землю. Оно также символизирует доброту и надежность народа.