Новое в законодательстве: водительские права категории B1 — что это? Какие возможности дают различные типы автомобильных прав и что представляет из себя водительское удостоверение

В автошколе. Самостоятельная подготовка у нас упразднена.

Виды и подвиды

  • М - мопеды (мопедом можно управлять при наличии любой другой категории в правах);
  • А1 - мотоциклы с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров;
  • А - мотоциклы с объемом двигателя свыше 125 кубических сантиметров;
  • В1 - трициклы и квадрициклы (легкие трех- или четырехколесные автомобили);
  • В - легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. По этой же категории можно управлять и машиной с прицепом , если:
- максимальная масса прицепа не превышает 750 кг;
- если масса прицепа превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса прицепа и автомобиля не должна превышать 3,5 т.
  • ВЕ - легковые автомобили, с тяжелым прицепом (свыше 750 кг и когда общая масса прицепа с автомобилем больше 3,5 т);
  • С - средние грузовые (разрешенная максимальная масса которых составляет от 3,5 до 7,5 т) и большие грузовые автомобили (более 7.5 т). Можно управлять автомобилем с легким прицепом (до 750 кг);
  • СЕ - автомобили категории «С» с прицепом, масса которого составляет от 750 кг до 3,5 т;
  • С1 - средние грузовые автомобили (разрешенная максимальная масса которых составляет от 3,5 до 7,5 т). Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг);
  • С1Е - автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 т;
  • D - позволяет управлять автомобилями, которые предназначены для перевозки людей и имеют, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест. Можно управлять автомобилем категории D, сцепленным с прицепом, масса которого не превышает 750 кг;
  • - это автомобили категории D, сцепленные с прицепом, масса которого не менее 750 кг, но не более 3,5 т. Под эту категорию попадают также сочлененные автобусы;
  • D1 - «средний автобус», предназначен для перевозки пассажиров и имеет более 8, но не более 16 пассажирский мест. Помимо этого разрешено использование прицепа, масса которого не превышает 750 кг;
  • D1Е - дает возможность управлять «средним автобусом» с прицепом, масса которого превышает 750 кг, но при этом общая масса транспортного состава не должна превышать 12 т.

Особенности категорий

Для «автобусных» (D1, D) минимальный возраст получения водительского удостоверения - 21 год;

Если вам нужны права «с прицепом» (BE, CE, DE), необходимо иметь опыт управления транспортными средствами категории B, С или D не менее 12 месяцев;

Открываем новые категории

Во всех перечисленных случаях водителю придется проходить обучение и сдавать экзамены для открытия новой категории или подкатегории водительского удостоверения.

Не забудьте, что в некоторых случаях, как я уже отмечал, требуется достижение определенного возраста и стажа вождения.

Замена прав

Срок действия водительского удостоверения составляет 10 лет с момента выдачи. По истечении этого срока удостоверение считается недействительным.

Если вас остановит инспектор ДПС, а права у вас закончились пару дней назад, то для сотрудника полиции вы человек, не имеющий прав. А раз так, то накажут вас штрафом (от пяти до пятнадцати тысяч рублей), и машину на штрафстоянку заберут.

Кроме истечения срока действия, необходимость замены прав может возникнуть из-за потери или повреждения водительского удостоверения либо после смены фамилии.

Процедура замены несложная и не занимает много времени. Сделать это можно в любом отделе ГИБДД независимо от места жительства.

Для замены вам потребуется: заявление, паспорт, медицинская справка (с февраля 2016 года справка нужна только при замене водительского удостоверения в связи с окончанием срока действия или при изменении состояния здоровья водителя), квитанция об уплате госпошлины.

Многие водители спрашивают, за какое время до окончания срока действия прав можно обратиться в ГАИ?

Формально этот срок нигде не прописан. Но в ГИБДД, к примеру, установлен полугодовой срок. То есть за шесть месяцев до окончания действия прав можно получить новое удостоверение. Если придете раньше, вам выдадут новое удостоверение с прежним сроком действия.

Перенос категорий в новые права

При замене водительского удостоверения все имеющиеся ранее категории переносятся в новый документ.

При наличии только легковой «В» вам поставят «В1» (со специальной отметкой AS -Automotive Steering - автомобильный тип рулевого управления).

Больше всего вопросов возникает при замене прав с категорией «Е».

Раньше любители прицепов довольствовались отдельной отметкой «Е». С ней можно было управлять любыми машинами с прицепом.

Затем в особых отметках стали выделять, какими именно транспортными средствами водитель может управлять при наличии прицепа. Например, «E к B», «E к C», «E к D», «E к BC», «E к BD», «E к CD», «E к BCD».

Сейчас же в правах стали проставлять отдельные категории - BE, CE, DE, C1E и D1E.

В ГИБДД очень часто при замене старых прав, в которых отмечены категории «В, С, D, Е», выданных до июля 2000 года, в новых открывают только «СЕ» и «DE». То есть использовать прицеп для легкового автомобиля водитель уже не может.

Но это все незаконно. Если у вас была открыта категория «Е», то в новых правах вам обязаны открыть все имеющиеся ранее категории с возможностью использования прицепа. Отказа ГИБДД бояться не стоит, судебная практика на нашей с вами стороне.

Для наглядности приведу примеры, какие категории вы должны получить при замене старых прав на новые.

Благосостояние граждан постоянно растет, потому и количество автомашин на дорогах увеличивается. Для того, чтобы управлять ТС на законных основаниях и беспрепятственно колесить по городам и весям, нужно получить водительское удостоверение, подтверждающее право это делать. Существуют различные категории, что обозначают группу транспортных средств, управлять которыми может тот или иной водитель.

Водительское удостоверение: категории и внешний вид

Управление автомашиной, либо иным средством передвижения, не имея на то права, карается по закону. Наложенный штраф может колебаться в пределах от пяти, до пятнадцати тысяч рублей. Это весьма существенное взыскание, потому стоит выяснить, что к чему и какие нормы нужно соблюсти, чтобы остаться законопослушным гражданином. Для этого сегодня мы рассмотрим, какая информация должна содержаться в ВУ и представим материал по категориям водительских прав с расшифровкой, чтобы исключить любые недоразумения.

Каждому, кто получал права на управление ТС до 2015 года или собирается сделать это сейчас, пригодится расшифровка категорий водительского удостоверения нового образца, так как кое-что было серьезно изменено. На данное время существует всего пять основных, а также несколько вспомогательных категорий, о которых не помешает знать заранее, разбираясь что же нужно выбрать в каждом конкретном случае.

Категории ТС должны быть всегда подходящими, тот есть, человеку, который готовился ездить на мотоцикле, нельзя садиться за руль автобуса, а трактористу лучше отказаться от идеи водить легковой или грузовой автомобиль.

Особенности нового ВУ

Прежде, чем разбираться, какие автомобильные категории прав вообще существуют, а мы дадим их подробную расшифровку с описанием, следует уяснить, что сегодня права можно использовать в качестве полноценного удостоверения личности. Этот документ содержит множество персональных данных о водителе, да еще имеет актуальную фотографию, которую придется менять каждые десять лет, ввиду потребности в смене ВУ из-за истечения срока действия.

  • Имя, фамилия, а также отчество водителя.
  • Фотоснимок. При проблемах со зрением разрешено фотографироваться в очках, но при условии, что стекла их не будут тонированными (затемненными). Также разрешены головные уборы для тех, кто придерживается особых культов и религиозных убеждений, к примеру, клобуки и митры.
  • Личная подпись владельца ВУ.
  • Дата рождения, а также дата выдачи прав и срок их действия.
  • Указание на подразделение РЭО ГИБДД, что выдало ВУ, его номер и серия.
  • Регион проживания владельца.
  • Категория прав, которая позволяет управлять определенной группой ТС.

Категория в правах может быть не одна, а несколько, а бывает и так, что у водителя открыты все, что говорит о его универсальности. Тогда можно кататься и на мотоциклах, грузовиках-тяжеловозах, автобусах и легковушках, совершенно не опасаясь никаких взысканий.

Оборотная сторона прав нового образца занята краткой расшифровкой всех категорий. Актуальные поля будут отмечены специальной отметкой. Тут же имеется штрих-код, который содержит информацию о владельце, срок действия той или иной категории и дополнительная информация, к примеру, водительский стаж держателя.

Расшифровка категорий водительского удостоверения

Прежде, чем вам будет предоставлена полная расшифровка категорий водительских прав, не помешает узнать, что многие из них требуют отдельного обучения, но далеко не все. К примеру, всего один раз сдав экзамен и получив документ на любую из представленных ниже вариантов, водитель уже автоматически будет иметь право управлять квадроциклом, мотороллером или мопедом малой мощности. Именно категорией будет определяться основная классификация ТС, в полном соответствии с их эксплуатационными качествами и характеристиками, а также габаритными показателями. Но давайте все по порядку, чтобы не запутаться окончательно.

А (А1)

Разбираясь, что это такое, категория А водительских прав, следует знать, что она позволит управлять всеми, без исключения мотоциклами, включая ТС с колясками. Ранее на дорогах часто можно было встретить еще и мотоколяски, для которых данная категория тоже является актуальной, но сегодня это большая редкость. Согласно ПДД к мотоциклам можно отнести любое ТС, двухколесное или трехколесное, оборудованное боковым прицепом (коляска) или в отсутствии такового. Также сюда можно включить и четырехколесные средства передвижения, что в полной экипировке имеют вес не более четырех сотен килограммов.

Подкатегория А1 включает в себя все мототранспортные средства, имеющие объем двигателя внутреннего сгорания не больше ста двадцати пяти кубических сантиметров. Максимальная мощность таких устройств не должна превышать одиннадцати киловатт. Понятно, что классификация А позволит управлять мотоциклами, но не наоборот. Основным привлекательным фактором, стимулирующим водителей получать А1, является возможность сдать экзамены не в восемнадцать, а в шестнадцать лет. Более подробно о том, уже есть стать на нашем сайте.

В (ВЕ, В1)

Это категория прав на легковой автомобиль, совокупная масса которого при полной комплектации не превышает трех с половиной тысяч килограммов. Число сидячих мест в таких ТС не должно быть больше восьми, то есть все легковые автомашины можно сразу же причислять к данной классификации. Имеется несколько нюансов, которые не помешало бы узнать.

  • Категория В дает возможность водить авто с прицепом, который весит 750 килограммов и больше, но только при условии, что общая масса составляет не более 3 500 килограммов.
  • К данной классификации можно отнести все легковые и легкие грузовые автомашины.
  • Сюда также относятся джипы и небольшие микроавтобусы, количество сидячих мест в которых не более восьми.

Для того, чтобы присоединить к автомашине более тяжелый прицеп, придется получать новую категорию – ВЕ. Это требует специального, отдельного обучения, потому, имея ВУ с классификацией В управлять авто с прицепом больше 750 килограммов запрещено.

Еще одна подкатегория В1 обозначает квадрициклы и трициклы. Это абсолютное нововведение, потому многие еще только даже не разобрались, что речь идет вовсе не о квадроциклах, представляющих собой мотоцикл на четырех колесах. Квадрицикл имеет корпус, как у автомобиля, но мощность его мотора не более 15 киловатт (20 лошадиных сил). При этом такое ТС может развивать скорость не более 25-50 километров в час. Так что, вопреки ожиданиям, права на мотоцикл (А, А1) тут окажутся совершенно бесполезными.

С (СЕ, С1, С1Е)

К данной категории относятся все автомобили, общей массой превышающие 3.5 тонны, за исключением тех, которые принадлежат к подкатегории D, речь о чем пойдет позже. По сути, сюда можно включить все грузовики, массой от 3.5 до 7.5 тонн, а также более крупные, в том числе, оборудованные прицепами не более 750 килограммов. Зато для легковых авто и легких грузовиков до трех с половинной тонн, такие права окажутся бесполезными, а любой инспектор ГИБДД будет квалифицировать езду в таком случае, как вождение без ВУ.

Под этой категорией подразумевается управление грузовыми автомашинами с прицепом, вес которого больше 750 килограммов. В отсутствии подобного допуска управлять машиной с большим прицепом строго запрещено.

К подкатегории С1 имеют отношения средние грузовики, масса которых колеблется в интервале от 3.5 до 7.5 тонн, даже при условии наличия легкого прицепа (до 750 килограммов). Управлять машиной такого типа допустимо, даже имея просто права категории С.

При условии, что нужно ездить на легких и средних грузовиках с тяжелым прицепом, потребуются права С1Е. Однако тут придется строго следить, чтобы общая масса конструкции (авто с прицепом) не превышала двенадцати тонн. С обычными правами на грузовик тут делать нечего, а вот старшая категория СЕ для управления такими машинами подойдет.

D (DE, D1, D1E)

Водительское удостоверение этой категории подойдет для того, чтобы управлять разнообразными автобусами, количество пассажирских мест в которых превышает стандартных восемь, как для В (без учета водителя). Она будет действительна как для крохотных маршруток с двенадцатью сиденьями, так и для огромных туристических «монстров» в два этажа. Однако управлять автобусми с «гармошкой» или сочлененные меж собой, с такой квалификацией запрещено.

Такая категория выдается тем, кто будет перевозить людей в автобусах с численностью мест больше восьми, но меньше семнадцати. Допустимо применять легкий прицеп (до 750 килограммов). Дли иллюстрации, о чем речь, можно назвать модель ГАЗель-3221 или же РАФ-2203, что ранее повсеместно использовались для маршрутных такси. Сейчас они несколько утратили актуальность, но на их место пришли импортные микроавтобусы с теми же показателями.

Это специальная квалификация для небольших автобусов, оборудованных тяжелыми прицепами, масса которых не минимальна (от 750 килограммов), но и не превышает веса самой машины. Общий вес такой конструкции не должен превышать 12 тонн.

Обратите внимание на то, что прицеп в данном случае не может предназначаться для перевозки пассажиров, а только для грузов, к примеру, багажа. Не помешает узнать, что, имея права D, можно ездить на ТС, относящиеся к D1, а наличие DE, позволит водить автобусы D1E.

Е

Расшифровка категорий водительских прав нового образца позволяет говорить о том, что классификация Е полностью упразднена и исчезла из данного документа. Как вы можете увидеть сами, все ТС просто были распределены по иным разделам, к примеру, СЕ или ВЕ, D1E или DE.

М

Категория для мопедов и легких квадроциклов была введена только в ноябре 2013 года. Управлять такими ТС можно, при наличии любых иных прав, а не только с данной открытой классификацией. Зато ни машинист, ни тракторист управлять мопедами или мотороллерами не сможет, ему нужно будет открывать любую иную, из вышеперечисленных.

Tb и Tm

Ранее, до 2017 года право управлять трамваями и троллейбусами, а эта категория касается именно их, можно было просто обнаружить в качестве особой отметки, а отдельной категории для этого не существовало. Сейчас они имеются, потому придется получить их, собираясь управлять таким транспортом.

Для того, чтобы никто не попал в неприятную ситуацию, нужно четко помнить и знать, какие транспортные средства можно водить конкретно вам, а за руль которых лучше вовсе не садиться, даже если вы прекрасно умеете на них ездить. Для открытия любой новой категории и некоторых подкатегорий, придется проходить дополнительное обучение в автошколе и сдавать экзамены, как в первый раз. Никаких преимуществ, ранее имеющиеся права иной квалификации, при этом не дают.

Видео-расшифровка категорий водительских прав нового образца

Тем, кто давно за рулем, не составит большого труда разобраться с деталями и нюансами данного вопроса, так как больших изменений новые правила не принесли. Но если у вас есть дополнительные вопросы, стоит посмотреть видеоролик, размещенный ниже, где все доступно и понятно расписано и разложено по полочкам.

Каждая категория водительского удостоверения дает право на управление конкретным видом транспорта. Перед началом управления автомобилем, водителю необходимо пройти обучение и по итогам сдачи экзамена получить соответствующее разрешение.

Законодательством об административных правонарушениях, а именно санкцией статьи 12.7 предусмотрено наказание за езду без соответствующей категории в виде штрафа от 5 до 15 тысяч рублей.

Зимний период 2017 года для участников движения на российских дорогах принёс изменения в соответствующих правилах. Введённые новшества затронули не только изменения в категории водительских прав, но и включили в этот перечень ряд новых групп, о которых пойдёт речь ниже.

Водительское удостоверение

Нормативным актом, регулирующим вопросы формы и содержания, категории водительских прав, порядка выдачи главного водительского документа является принятый в 2009 году Приказ Министра внутренних дел №365.

Водительское удостоверение нового образца – документ, который позволяет водить конкретную модификацию автотранспорта. Новшеством 2017 года является возможность сдавать экзамен на авто с различными передачами на усмотрение экзаменуемого (механика либо автомат).

Водители, прошедшие обучение на автомобиле с механическим принципом работы передач, получают право на управление машинами с различными видами трансмиссии. Водители, сдавшие экзамен на машине с автоматической коробкой, могут управлять только аналогичным транспортом.

Права на управление включают следующую информацию:

  1. Ф.И.О.
  2. Фотография размером 3 на 4 см.
  3. Личная подпись, идентичная подписи в паспорте.
  4. Данные о месте и дате рождения и регистрации.
  5. Год выдачи и период действия прав.
  6. Номер выдачи.
  7. Наименование и штамп органа, выдавшего документ.
  8. Категории транспортных средств (например, категория В).
  9. Иные сведения (например, вождение в очках).

С целью исключения подделки документа на нём имеются различные защитные знаки. Удостоверение образца 2017 года предоставляет возможность его владельцу пересекать границу и передвигаться по территории многих стран на своём транспорте. Утверждённая форма российских прав является подходящей по всем международным нормам.

Отсутствие данного документа в момент управления считается нарушением и позволяет сотруднику ГИБДД оформить штраф.

Категории

В результате внесённых изменений в законодательство, регулирующее вопросы безопасности дорожного движения, а именно в статью 25, существовавшие ранее категории были расширены. Стало действовать 10 основных категорий водительских прав и появилось 6 подкатегорий транспорта.

Цель таких изменений – появление на российских дорогах новых модификаций ТС, улучшенных по своим функциональным характеристикам.

«А» ‑ даёт возможность управлять мотоциклом с прицепным устройством либо без него. Общий вес техники не может быть более четырёхсот килограмм. Количество колёс не имеет значения.

Категория B – вес управляемой машины не должен быть более 3,5 тонн, а число мест для пассажиров – не более 8. Техника категории В может комплектоваться прицепной конструкцией, не превышающей 750 кг. К данной группе относится и категория М1, то есть легковушки, предназначенные для перевозки не более 8 человек.

Гражданин, который имеет в правах отметку категории D, может перевозить людей в автобусе, оснащённом более чем 8 пассажирскими сидениями. При этом автобус категории Д может скрепляться с прицепным устройством, имеющим вес не более 750 кг.

Мопеды и квадроциклы должны управляться тем гражданином, у которого в правах присутствует отметка М.

Группа автотранспорта «Tb» троллейбусы и «Tm» трамваи, по новым правилам выделены в отдельную.

Дополнительное обозначение ВE позволяет сесть за руль машины гражданам, которые имеют право на управление транспортом категории B, сопряжённого прицепом.

Водители автобусов, перевозящие более восьми человек, могут воспользоваться прицепом весом до 3 500 кг (категория DE).

Подкатегории

Категория B1 указана в документах тех граждан, которые садятся за руль транспорта с объёмом двигателя пятьдесят кубических сантиметров, имеющего вес не более 5 500 кг и двигающегося с небольшой (до 50 км/час) скоростью.

Виды такого транспорта:

  • трицикл – ТС нового поколения, сконструированное на трёх колёсах, два из которых расположены сзади, что придаёт устройству устойчивость. Имеет руль автомобильного типа.
  • квадроцикл – техника на четырёх колёсах, созданная для бездорожья, имеющая мотоциклетный вид руля, на котором сосредоточены все клавиши управления.

С1 – автомобили весом не превышающем 7500 кг.

С1Е – тяжелые авто от 7 500 кг. Разрешен прицеп массой до 0,75 тонн. При этом общий вес всей техники ‑ не более 12 000 кг.

D1 ‑ позволяет водить машину с прицепом до 0,75 тонн и числом мест для посадки не более 16.

D1E – разрешает садиться за руль автотранспорта с отметкой Д с прицепной конструкцией и общим весом не выше двенадцати тонн.

Важно! Прицеп не должен использоваться для перевозки людей.

Возраст водителей:

Водительские права соответствующей категории влияют на тип управляемого автомобиля. Многие водители при получении штрафа по причине управления ТС без соответствующего разрешения, могут не понимать причины применённого к ним наказания.

Рассмотрим важные нюансы. Так, имея в правах отметку категории «М» в правах, гражданин управляет мотоциклом, но он не выполнил правило об объёме двигателя, соответственно и оштрафован. Указанный тип предоставляет право на доступ к вождению мопеда с двигателем 50 кубических сантиметров и не более.

Так, водитель машины (права категории B), решивший перевести груз в прицепе, будет оштрафован, так как имеющееся у него обозначение даёт право на передвижение без такого устройства. У автовладельца должна быть отметка ВЕ. При этом установлены правила, чётко регулирующие размер и вес прицепных конструкций.

Водитель микроавтобуса, оборудованного десятью пассажирскими местами и имеющий категорию В, будет наказан, так как в данном случае нужно иметь категорию Д.

В настоящее время многие автолюбители даже не догадываются о существовании специальных подкатегорий, дающих право на управление особенными транспортными средствами. Одна из таких - В1. Что означает категория В1, для чего она нужна? Об этом и будет рассказано в данной статье.

Что представляет собой категория В1

Для получения возможности осуществлять управление квадрициклами и трициклами должна быть получена специальная водительская категория В1. Что это такое, как именно ее можно получить и для чего она нужна? Давайте разберемся.

Вес транспортного средства, управление которым можно осуществлять согласно категории В1, не должен превышать 550 килограммов. Объем двигателя у машины должен составлять максимум 50 см³. Стоит отметить и максимальную скорость, которая не должна быть выше 50 км/ч.

Какие транспортные средства подходят под упомянутые параметры? Сюда можно отнести, например, колясочные мотоциклы, одноместные или двуместные мини-автомобили и, как самый распространенный вид, - трициклы и квадрициклы (не стоит путать с квадроциклами, управлять ими с категорией В1 нельзя).

Здесь стоит выделить один особенно важный момент: В1 - категория прав, считающаяся "городской". Именно поэтому, если человек захочет управлять соответствующим транспортным средством не в пределах города, а где-нибудь на природе (а именно там и любят кататься любители квадрициклов), то придется получить специальные тракторные права.

Обучение на категорию В1 в автошколе

Сразу стоит отметить, что с 2016 года получение прав категории В не означает автоматическое получение прав рассматриваемой категории - отныне дополнительная категория присваивается отдельно.

Для записи в автошколу необходимо подготовить соответствующий пакет документов:

  • паспорт и его ксерокопии;
  • прописку или вид на жительство;
  • копию ИНН;
  • фотографии;
  • справки от врачей.

В автошколе обязательно расскажут, что представляет собой категория В1, что это за форма и для чего она нужна. Само же обучение продлится один, максимум - три месяца. Ученики должны будут пройти специальные лекционные занятия по правилам ПДД, основам психологии вождения и медицинские курсы. После прохождения обучения ученики сдают внутренний экзамен, а затем направляются в ГАИ.

Экзамен в ГИБДД на категорию В1

В1 встречается в водительских правах довольно часто. Но получить эту категорию может только тот, кому уже присвоена категория В. То есть не представляется возможным получение только одной отдельной категории В1.

Что это такое - экзамен в ГИБДД, благодаря которому можно стать обладателем названного допуска к вождению? Он представляет собой заключительный этап получения прав, полностью повторяющий порядок внутреннего экзамена, и также включающий в себя теоретическую и практическую части. Кандидат в водители должен решить специальный тест, именуемый билетом, и выполнить ряд упражнений на автодроме. Стоит упомянуть и езду в городских условиях как основной элемент экзамена.

Пересдача экзамена проходит по истечении нескольких недель после предыдущей попытки. Повторимся, что категория в В1 в правах сегодня не может быть получена отдельно. Обязательно придется осваивать общие навыки вождения автомобилем.

Взаимосвязь категорий В и В1

Как уже было сказано выше, отличия в получении категории В и В1 практически отсутствуют. Более того, замена водительского удостоверения В подразумевает и замену подкатегории В1.

Стоит рассказать об одном очень важном приказе МВД 2016 года. Так, согласно ему, все лица, сдающие на права категории В, должны сдавать экзамены на подкатегории отдельно. Сюда же относится и категория В1.

Что это за приказ и почему он был введен? Он связан с медицинскими показателями водителя. Так, кандидат на получение формы В1 должен обладать здоровьем, не противоречащим требованиям, прописанным в документе. О том, что именно сюда относится и какие критерии здоровья кандидатов в водители выделяются особо, мы расскажем далее.

О здоровье кандидата в водители

Получить водительскую категорию В1 можно только в том случае, если кандидат в водители обладает соответствующим здоровьем и не имеет противопоказаний к управлению транспортными средствами. Что значит категория В1 во врачебных документах и каким здоровьем нужно обладать, чтобы ее получить? Вот следующие основные моменты:

  • отсутствие хронических заболеваний оболочек глаз или слезного мешка;
  • отсутствие косоглазия, независимо от степени;
  • отсутствие слепоты на одном из глаз;
  • отсутствие глухоты на одно ухо;
  • наличие всех фаланг и пальцев;
  • длина нижних конечностей должна быть не более чем на 6 см короче стандартной или равна ей;
  • рост выше 150 см;
  • отсутствие проблем с цветовосприятием;
  • отсутствие диабета;
  • отсутствие проблем с сердечно-сосудистой системой (данный вопрос решается, однако, не всегда однозначно; необходим комплексный врачебный осмотр).

Стоит также отметить, что возможны небольшие отхождения от прописанного выше. Во всяком случае определяться допуск к получению прав будет строго в индивидуальном порядке.

Медицинская справка кандидата в водители

Кстати, без специальной медицинской справки не может быть получена никакая категория прав, в том числе и водительская категория В1. Что это за справка и как ее можно получить, будущему водителю объяснят в ГИБДД. Прежде всего необходимо пройти специальную комиссию, которая включает следующих врачей:

  • отоларинголога;
  • психиатра;
  • окулиста;
  • нарколога;
  • хирурга;
  • невропатолога.

Справку же выписывает только терапевт - после того, как кандидат в водители пройдет осмотр у всех врачей.

Главной особенностью описываемой справки является длительность ее действия. Она действительна ровно 2 года. А после того как срок истечет, медицинскую комиссию придется пройти заново. Лица же, имеющие какие-то проблемы со здоровьем, обязаны проходить осмотр каждый год.

Таким образом, получение соответствующего медицинского документа для категории В1 может быть реализовано довольно легко - стоит только обратиться в поликлинику по месту жительства.

О правах

После того как человек сдал все необходимые экзамены в автошколе и в ГИБДД, успешно прошел медицинскую комиссию и оплатил все государственные пошлины, он может получить готовое удостоверение.

Что представляет собой категория В1 транспортного средства, мы уже говорили. Теперь расскажем о выдаваемом документе. Сегодня права выдаются в унифицированном формате, то есть в единственном экземпляре и без дубликатов. Они представляют собой специальную пластиковую карту, на обратной стороне которой и указаны все те подкатегории, которыми обладает водитель.

Права рассматриваемой категории ничем не отличаются от всех остальных. К тому же, как уже было сказано выше, категория В1 не может быть получена отдельно - без полной категории В.

О стоимости прав

На какую сумму стоит рассчитывать, чтобы получить форму В1? Если брать в расчет плату за обучение в автошколе, которая, кстати, может значительно отличаться в зависимости от региона, то в среднем выйдет порядка 15 тыс. рублей. Плата за получение прав включает в себя определенные расходы.

Как уже было сказано, это в первую очередь стоимость обучения в автошколе, где будут даны все необходимые теоретические и практические навыки. Затем стоимость самого удостоверения, которая составляет, как правило, 2500 рублей. И налог, который необходимо оплатить через сайт "Госуслуги", его размер составляет примерно такую же сумму.

Некоторые ученики платят и за дополнительное обучение. Так, стандартные 28 часов практики у частного инструктора (а для овладения транспортными средствами категории В1 без этого, скорее всего, не обойтись) выльются в 5-6 тыс. рублей.

Стоит также отметить, что многие автошколы предлагают следующую услугу: обучение сразу на несколько видов категорий. В этом случае общая стоимость одного только обучения будет значительно дороже.

О процессе получения прав

На самом деле проходить обучение сразу на несколько видов категорий значительно выгоднее, чем получать только одну форму. Особенно это касается рассматриваемого случая - в пакетном варианте гораздо легче достанется и категория В1 водительских прав.

Что это за вариант и почему он выгоднее, можно понять из того, что, во-первых, в этом случае значительно экономится время обучения. Так, человек, не обладающий ни одной категорией, за достаточно короткий период времени сможет овладеть всеми необходимыми формами водительских прав. Во-вторых, зачастую автошколы позволяют сэкономить и денежные средства. Так, получение какой-либо подкатегории в дальнейшем чревато лишней передачей суммы в 10-15 тыс. рублей.

Несмотря на то что проходить обучение на квадрициклах и трициклах довольно просто - всем маневрам, заездам и поворотам можно научиться в скором времени, все же стоит обратить внимание на пакетный вариант (он включает в себя, как правило, категории B, B1, BE и M).

Транспортные средства категории В1

Итак, нами почти дан ответ на вопрос о том, что же представляет собой водительская категория В1 в правах, что обозначает и что дает данная пометка. Однако стоит еще раз подробно рассказать и про те транспортные средства, которыми способен управлять человек с соответствующей подкатегорией.

Сюда относят квадрициклы - электрические транспортные средства с четырьмя колесами, используемые на дорогах общего пользования. Управление ими осуществляется за счет работы специальных батарей. Их, в принципе, можно именовать мини-автомобилями и мотоколясками (как всем памятная советская "инвалидка"). Их особенностью является малогабаритность (вес не более 500 кг) и невысокая скорость (25 км/ч). Трехколесный вариант такого транспортного средства именуется трициклом.

Начиная с 2014 года все российские водители, по желанию, могут поменять права и получить водительское удостоверение новой дизайнерской разработки.

Чем же они отличаются от старых, проверенных годами прав? Если у них преимущества перед старыми удостоверениями?

  • Водительские права нового образца изготавливаются в соответствии с международными требованиями.
  • Новое удостоверение снабжено множеством степенями защиты, документ невозможно подделать.
  • На удостоверении никакая информация не стирается, и остается в первоначальном виде до конца срока годности.

Как выглядят новые права

Внешний вид, концепцию и содержание российский прав на вождение автотранспортными средствами разработали и утвердили еще в 2014 году, но получали их не все водители, а только те, кто выразил желание иметь новый вид удостоверения.

Но с 2017 года выпуск прав устаревшего вида, на плотной бумаге, прекращается и вновь обратившимся будут выдаваться документы нового образца.

Старые водительские удостоверения, не требуют замены и сохраняют свою юридическую силу до окончания указанного на них срока.

Разработка нового вида и содержания прав на управление была вызвана приведением документа к международному стандарту. Теперь удостоверение включает новые виды категорий водительского мастерства, к которым может быть допущен управляющий автотранспортом гражданин.

Отныне самый важный для каждого, кто садится за руль, документ изготавливается только на пластике, с неброской расцветкой в светло-розовых тонах, но с четким текстом по всем полям. Размер пластика составляет 8,5 Х 5,5 см, новые права спокойно могут поместиться в портмоне любого типа.

Если приглядеться к новым водительским правам, то можно обнаружить тончайшую сетку. Она предназначена для защиты удостоверения, и содержит ряд штриховых кодов, которые используются в автоматизированном учете. Количество столбцов и строк строго разграничены – в документе указаны 4 столбца и 17 строчек.

Именно на этих полях вводятся все важные сведения о водителе, допущенном праве к определенному роду автотранспорта, которым может управлять, срок действия удостоверения и много другой важной информации.

Пластик изготавливается с несколькими степенями защиты, что направлено на предотвращение подделок водительского удостоверения. К основным средствам относятся:

  • Штриховая кодировка по левому краю обратной стороны, в ней содержатся основные сведения о водителе. Считать информацию можно только специальным устройством, которые имеют инспекторы дорожной службы. А также по ней можно получить сведения о .
  • Цветные голограммы и особая технология цветопередачи позволят изменять цветовую гамму, что также подтверждает подлинность документа.

Информация, содержащаяся в водительском удостоверении

Все записи на правах вносятся как на русском (национальном) языке, так и на латинице.

Теперь давайте подробнее рассмотрим каждую сторону:

  • На основной стороне документа в самом вверху прописывается наименование, то есть удостоверение водителя, а немного левее обозначение страны на латинице.
  • Правее от фото есть несколько строк для записи личных данных, они прописываются в русском варианте и латинскими буквами (графы 1 и 2 ).
  • Затем есть сведения о дате и месте рождения (графа 3 ).
  • Под записями о личных данных прописываются дата выдачи водительского удостоверения и срок его годности (графы 4a и 4b ).
  • На следующей строчке отображены сведения о выдавшем права подразделении ГИБДД, его код (графа ).
  • Внизу проставлен ряд цифр: первые 4 обозначают серию документа, последние 6 – номер удостоверения (графа 5 ).
  • По левую сторону расположено фото, обычно цветного формата, которое делают в подразделении ГИБДД. К нему предъявляются определенные требования – оно должно быть строго анфас, без убора на голове, с параметрами 3 х 4 см. Для иных лиц допускается делать фото в уборе, если по религиозным или другим соображениям они постоянно находятся в нем. Но лицо должно быть полностью открытым. Если гражданин носит очки, то и на фото этот атрибут должен присутствовать, но они обязательно должны быть прозрачными, чтобы виден был цвет радужки глаз (поле 6 ).
  • Под личным фото есть место для подписи – она должна быть идентична росписи на общегражданском паспорте гражданина (поле 7 ).
  • В графе 8 обозначается регион, проживания владельца удостоверения и регистрации авто.
  • В самой нижней строчке документа проставляются все доступные владельцу удостоверения категории и подкатегории транспорта (поле 9 ).

На обороте документа содержится следующая информация:

  • С левого края проставлен штриховой код, содержащий зашифрованные сведения о собственнике документа.
  • Остальное пространство водительского удостоверения отдано под таблицу, где прописываются категории ТС, доступные для использования на территории России.
  • В первом столбце проставлены виды автотранспорта в буквенном обозначении с символичной картинкой, по которой можно понять какой это транспорт.
  • Если у водителя есть допуск к управлению тем или иным видом автотранспортных средств, то против соответствующего класса, будут находиться сведения, когда сдан экзамен и выдано разрешение (столбец 10 ).
  • В отдельной графе проставлены сведения о сроке окончания действия разрешения на управление определенным классом транспорта (столбец 11 ).
  • Последняя графа предназначена для заполнения сведений, о запрете управления автомобилями определенного класса (столбец 12 ). Например, отметка АТ , означает допуск к вождению только транспорта с автоматической коробкой передач и проставляется в строке той категории (подкатегории) по которой получен соответствующее разрешение.
  • Графа 14 отведена под особые отметки и ограничения, действующие на все виды открытых категорий и подкатегорий, а также сведения о владельце. Здесь может указываться водительский стаж (год когда впервые были выданы права) либо информация что документ выдан взамен утраченного (дубликат прав), общие ограничения (например, ношение очков, контактных линз) либо указание о необходимости наличия действующей медицинской справки (в случае если водитель должен периодически проходить медкомиссию по допуску к управлению ТС).

Расшифровка категорий и подкатегорий

С 2014 года оборотная сторона документа изменена:

  • добавлены новые категории и подкатегории водительских прав;
  • введена отметка о допуске к вождению ТС только с автоматической коробкой передач.

На сегодняшний день существует 16 категорий водительских прав. Расширенная линейка строго ограничивает допуск к вождению той или иной категории транспортной техники.

Категория и подкатегория Пиктограмма Тип транспортного средства
Тяжелые мотоциклы с объемом двигателя свыше 125 см³
Облегченные мотоциклы с двигателем объемом 50-125 см³
Легковой автотранспорт общей массой до 3,5 тонн и количеством пассажирских мест до 8
Трициклы и квадрициклы
Легковой автотранспорт класса В
Грузовой автотранспорт общей массой свыше 3,5 тонн
Средний грузовой автотранспорт массой 3,5 – 7,5 тонн
Грузовики категории С с прицепом, масса которого превышает 750 кг
Грузовики подкатегории С1
Автобусы с числом мест для пассажиров более 8
Малые автобусы. Пассажирский автотранспорт с местами для пассажиров от 8 до 16
Автобусы категории D с прицепом массой свыше 750 кг; сочлененные автобусы
Автобусы подкатегории D1 с прицепом массой более 750 кг, максимальная масса состава до 12 тонн
Мопеды, скутеры и квадроциклы с малой мощностью
Трамваи
Троллейбусы

Как можно увидеть из таблицы обозначение E в подкатегории указывает что водитель должен обладать навыками управления ТС буксирующим тяжелый прицеп, масса которого превышает 750 кг. Если открытые вам категории (B , С , С1 , D , D1 ) не имеют приставки Е , вы также можете транспортировать прицепы, но более легкие (в пределах 750 кг).

В новой классификации, к общеизвестным категориям, добавилась категория М . Допуск к вождению мопедом открывается автоматически если у водителя уже имеется водительское удостоверение. Если для вас это первая открываемая категория, чтобы полноправно управлять мопедом предстоит пройти подготовку в автошколе и сдать экзамены в ГАИ.

К примеру, водитель, имеющий категории А и В, при на новые получит удостоверение с дополнительными подкатегориями А1 , В1 , и вдобавок категорию М (см. образец).

Описание каждой категории

Введенная расширенная классификация строго разграничивает транспортные средства по мощности, грузоподъемности и пассажировместимости, а соответственно подходить к выбору железного коня теперь нужно еще более внимательно с учетом открытых категорий.

Например, Hummer H1 по попадает в категорию С (полная масса почти 5 т), а Land Cruiser 105 по количеству пассажиров (10 мест) в категорию D .

Пробежимся по всем видам ТС еще раз и рассмотрим некоторые пункты, ограничения и отличия по категориям более детально.

Мотоциклетная техника

Категория M – мопедные передвижные средства, скутеры и легкие квадроциклы с малой мощностью и общим объемом двигателя не более 50 кв. см. Этот вид транспорта набрал популярность благодаря своей доступности широким слоям населения и малым габаритам. И конечно, всем участникам движения хотелось бы чтобы водители скутеров обладали необходимыми знаниями ПДД выезжая на общественные дороги.

Категория А – тяжелые мотоциклетные средства передвижения. Снаряженная масса такого мототранспорта может доходить до 400 кг, а рабочий объем двигателя должен превышать 125 куб. см. Категория А позволяет управлять любыми типами мотоциклов, в том числе мототранспортом подкатегории А1 .

Легковые автомобили

Этот самый распространенный класс транспортных средств на наших дорогах:

Категория В – Легковой автотранспорт общей массой до 3,5 т и количеством пассажирских мест до 8. Позволяет буксировать прицеп весом до 750 кг либо прицеп большей массы при соблюдении условия, что вес всего состава также укладывается в 3,5 т.

Подкатегория ВЕ – это допуск к вождению тех же легковушек категории В , но с прицепом, превышающем вес самого автомобиля (вес прицепа более 750 кг). Масса такого состава в совокупности может превосходить 3,5 т.

Однако виды транспортных средств при этом различны:

  • категория А открывает допуск к вождению квадрициклов с мотоциклетной посадкой (органы управления и руль как у мотоцикла) и в этом случае в столбце 12 будет проставлено ограничение MS ;
  • категория В позволяет управлять квадрициклом с автомобильной посадкой (руль, сидения, педали, переключатели автомобильного типа), на правах в этом случае будет стоять соответствующая отметка AS;
  • если же у водителя имелись обе категории (А и В ), ему будет доступен транспорт подкатегории В1 без каких-либо ограничений.

Особые отметки MS и AS в правах позволяют сотруднику ГИБДД легко определить законность передвижения водителя на том или ином виде техники.

Грузовой транспорт

Если сфера вашей деятельности связана с перевозкой грузов, вам следует открывать категорию соответствующую грузоподъемности вашего транспорта.

Автобусы

Категория D – Пассажирский транспорт автобусного типа с числом мест для пассажиров более 8. Права категории D позволяют управлять автобусами различного размера, в независимости от допустимой максимальной массы ТС. Именно эта категория необходима, к примеру, для вождения рейсовых автобусов.

Категории Tm и Tb не требуют описания. Данные категории можно увидеть на водительских правах тех людей, кто избрал своей профессией работу водителя трамвая или троллейбуса.

Права на автомат

Каждый новый водитель обязан пройти специализированные обучающие курсы, это требование стало обязательным для получения прав. И если предполагается передвижение только на машине с автоматической трансмиссией, то учиться и сдавать экзамен в ГАИ можно на авто с подобными характеристиками.

При этом в разделе ограничений проставляется запись АТ. Водитель с такими правами не сможет управлять автомобилем с механикой.

Если же водитель с правами на АКПП захочет в будущем ездить на механике, то для получения допуска и нового водительского удостоверения ему необходимо будет успешно пройти испытания в ГАИ по практическому вождению соответствующего автомобиля с механической коробкой переключения передач.

Лица, прошедшие обучение и успешно сдавшие экзамен по вождению транспорта с механической коробкой передач никаких ограничений не имеют и допускаются к управлению транспортом, соответствующего открытой категории, с любым видом трансмиссии (и «автомат», и «механика»).

Как открыть новую категорию

Чтобы дополнить свои водительские права новыми категориями или подкатегориями необходимо пройти надлежащее обучение по выбранному направлению в автошколе с последующей проверкой уровня подготовки в ГАИ.

Следует отметить, что самостоятельная переподготовка водителя не допускается.

Для зачисления в автошколу потребуется стандартный пакет документов:

  1. гражданский паспорт (копии страниц с фото и регистрацией);
  2. цветное фото, стандартного для документов размера 3х4;
  3. медсправка для водительских прав.

Стоимость и срок подготовки в автошколе различаются, в зависимости от выбранного курса:

  • Так переподготовка с категории С на подкатегорию СЕ не требует сдачи теории знания ПДД и для ее открытия необходимо успешное выполнение в ГИБДД задания по практическому вождению автопоезда.
  • А если человеку необходимо открыть категорию D и у него уже есть права категории С и соответствующая карточка водителя, то переподготовка включает в себя сокращенную теоретическую часть, что, конечно же, снижает стоимость и срок обучения.
  • Подготовка по категориии М проходит с изучением свода ПДД, из которого убраны разделы, не относящиеся по существу к вождению скутеров.

Важно! Законом предусмотрено получение класса вождения и самого удостоверения с определенного возраста, благополучно сдав экзаменационную проверку в ГИБДД:

  • Для управления легкими мопедами и облегченными мотоциклами права выдаются при достижении 16 лет ;
  • Получить допуск к вождению классов А , В , С и их 1 подкатегориям – с 18 лет ;
  • Управлять грузовым автотранспортом, троллейбусами и трамваями можно с 21 года .

Получение дополнительной подкатегории возможно при условии, что по основному классу вождения есть опыт не менее года.

Пройти подготовку в автошколе и сдать экзамен на знание ПДД в ГИБДД можно и раньше, но выдача водительских прав возможна только при достижении установленного возраста.

Наказание за нарушение ПДД

Управление ТС без соответствующего допуска приравнивается к езде без прав и карается по статье 12.7 КоАП РФ часть 1. Административное взыскание в этом случае может составить 5-15 тыс. руб.

Водителю следует знать, что не любое несоответствие допуска к классу вождения и управление каким-то транспортом может быть расценено как грубое нарушение:

  • Если при проверке обнаружится, что он управляет ТС грузового типа общей массой до 12 т., а у него отсутствует допуск к C1E , но в правах стоит категория СЕ , то штраф не будет наложен.
  • И в том случае, если водитель допущен к вождению легкового авто, но на момент проверки он передвигается на мопеде, с отсутствующим допуском в правах, будет аналогичная ситуация.
  • Но вот если он сел за руль автобуса, имея при этом допуск к вождению только легкового транспорта, то штраф может составить от 5 до 15 тыс. руб. Водителя обязательно отстранят от управления, а ТС отгонят на штрафстоянку (27.12 и 27.13 КоАП РФ).
  • Управление автомобилем на механике, с правами только на автомат, также приравнивается к езде без прав с вытекающими последствиями.

Вот что мы хотели вам рассказать о водительских правах. Если у вас возникли вопросы обратитесь за разъяснениями к нашим правовым экспертам оформив запрос в конце статьи.