Научно географическое исследование. Какие методы географических исследований вы знаете

Для изучения нашей Земли и получения информации обо всех географических объектах и процессах применяют несколько географических методов исследования. Их довольно много, но все же основными методами считают:
1 - Исторический метод . Из ниоткуда ничего не возникает, все развивается исторически. Для познания географии знать историю обязательно: историю развития человечества, историю развития Земли.
2 - Экономико-математический метод. В географии рассчитывают следующие показатели: сальдо миграций, ресурсообеспеченность, расчеты рождаемости, смертности и плотности населения, расчет естественного прироста населения.
3 - Картографический метод . Как сказал основоположник отечественной географии Н.Н. Баранский: «Карта - это второй язык географии». Действительно, карта дает такую информацию, какой не способен дать ни один другой метод. Расположение и размеры объектов, о распространении различных явлений, наглядное представление о залежах полезных ископаемых - все это показывает карта.
4 - Сравнительно-географический. Медленнее - быстрее, больше — меньше, выше - ниже, выгодно - невыгодно: сравнивается абсолютно все. Сравнение помогает более точно и полно описать черты различия и сходства разнообразных географических объектов.
5 - Статический метод. Статические данные: площадь территории страны, высота или глубина, запасы природных ресурсов, демографические показатели, численность населения - все это дает образное представление о стане или объекте.
6 -
Метод полевых исследований и наблюдений . Наблюдение явлений своими глазами, сбор материалов и образцов, описание географических объектов - все это является предметом изучения.
7 - Географический прогноз . Цели географии как науки стоят не только в описании различных явлений и объектов, но также в прогнозировании последствий человеческого развития. Использовать природные ресурсы рационально, решать глобальные проблемы, уменьшать негативное воздействие человека на природу, избегать нежелательных явлений - вот цели географического прогноза.
8 - Географическое районирование . При этом методе географического исследования выделяют природные (физико-географические) и экономические районы.
9 - Географическое моделирование . Важный метод, применяемый при исследовании географии - создание географических моделей. Простой пример - глобус.
10 - Метод дистанционных наблюдений . Метод дистанционного наблюдения - это аэро- и космическая съемка.

Историко-географический метод (подход) связан со спецификой географических процессов исторического периода, когда эпигеосфера иступила в новый этап своего развития, начавшийся с появлением человеческого общества.

К традиционным палеогеографическим методам добавляются археологические, собственно исторические (изучение памятников культуры, древнейших письменных документов, архивных и литературных источников).

Из специальных географических методов следует отметить сравнительный анализ разновременных карт (широко используемый и при динамическом подходе), а также топонимический анализ.

Хронологический метод (подход) не имеет самостоятельного значения, а органически сочетается с историческим, дополняя его специальными методами датировки, в том числе радиоуглеродным, денд- рохронологическим и др.

Системный подход (метод системного анализа) в географических исследованиях приобретает значение важнейшего методологического подхода в различных туристских знаний. История географической науки свидетельствует о том, что она шла самостоятельным путем к выработке системного подхода. Познание ландшафтов как сложных природных систем, или комплексов, требовало адекватного научного подхода. Его начало рассматривается в естественно-историческом методе В.В. Докучаева для которого руководящим методологическим принципом была категория взаимодействия. Позднее в научный обиход стало входить представление о комплексном географическом или ландшафтном подходе.

В настоящее время методологическое значение учения о природных территориальных комплексах - геосистемах вышло далеко за пределы физической географии. Это учение обеспечивав конкретизацию системного подхода применительно к ряду смежных областей естествознания и к решению многих междисциплинарных проблем, как относительно частных (например, организация особо охраняемых территорий, экономика природопользования), так и общенаучных проблем взаимоотношения обществ и природы и оптимизации природной среды.

Картографический метод. Известно не менее 10 основных способов картографических изображения, каждый из которых рассчитан на наиболее адекватное отображение предметов и явлений, с их специфическими свойственные характеристикими и не только пространственными, но также статическим и динамическими, количественными и качественными.

Каждому способу изображения, по существу, соответствует особый вариант картографической модели.

Эффективность всякого метода географического исследовании значительно повышается при его сочетании с картографическим, Практически чаще всего используются смешанные или комбинированные методы: сравнительно-картографический, историко-картографический, индикационно- картографический, математико-картографический и т. и.

В туристской картографии можно выделить три основных типа карт: аналитические, комплексные и синтетические. Аналитические карты дают детальную характеристику совокупности однородных туристских объектов по ограниченному (либо одному) числу показателей (например, размещение всех гостиниц с характеристикой вместимости). На комплексных картах представлена вся совокупность объектов, значимых с точки зрения туриста (объектов туристского интереса и туристской инфраструктуры). Синтетические карты отражают результаты агрегирования большого количества информации и дают интегральную характеристику территории или центра. Наиболее характерным примером синтетических карт могут служить карты туристского районирования.

Космический метод подобно картографическому начал формироваться в рамках хорологического подхода, но приобрел широко многоцелевое назначение. На основе использования космического метода возникло особое направление в методике комплексных географических исследований, называемое космическим введением.

Сравнительный метод- один из старейших в географии. Сущность его сводится к нахождению эмпирических зависимостей путем сравнения однородных объектов (форм рельефа, ландшафтов и др.) по тем или иным свойственные характеристиким. Сравнительный метод сочетается с другими методами, особенно с картографическим и историческим, и опирается на различную информацию - карты, дистанционные снимки, материалы полевых наблюдений, архивные и исторические данные.

Метод географических аналогов близок к предыдущему. Сущность метода также состоит в сравнении, но разнородных объектов, один из которых, достаточно изученный, рассматривает как аналог другого, неизученного; при этом свойственные характеристики первого той или иной степени переносятся на второй.

Метод аналогов применяется также в прикладных целях (например, при оценке ландшафтов с экологической или производственной точек зрения) и при географическом прогнозировании,

Метод балансов широко используется при изучении энергетики геосистем, их водного и минерального режимов, круговоротов вещества и энергии. Сальдо баланса дает возможность судить о тенденциях временных изменений в системе (но при недостаточной точности измерений оказываются средством их верификации).

Районирование - одно из фундаментальных понятий науки. Его современное определение рассмотрим ниже вначале отметим, что самое общее традиционное представление районировании сводит его сущность к мысленному делению территории на части по каким-либо признакам.

Районирование подчиняется всем логическим правилам деления объема понятия. Назовем основные из них.

  • 1. На каждой таксономической ступени следует применять одно же основание (правило единства основания деления).
  • 2. Сумма выделенных регионов данного таксономического ранга должна быть равна объему делимого, т.е. иерархически расположенного выше таксона (соразмерность деления).
  • 3. Выделенные регионы не должны перекрываться, так чтобы любой участок территории принадлежал только одному региону (Непересекаемость классов).
  • 4. Таксономическая лестница должна быть непрерывной, т.е. при делении нельзя пропускать логические ступени (непрерывность деления).

Типологический метод. Проблема типологии изучаемых объектов и явлений возникает при решении многих географических задач. Типология - это метод научного познания, который состоит в группировке сложных объектов по совокупностям (типам), в основном, по качественным признакам.

В социально-экономической географии различают два подхода к типологическим исследованиям. Первый состоит в обобщении отличительных свойств и признаков объектов и явлений описываемого множества. Другой подход предполагает углубленное изучение одного или нескольких объектов, которые затем рассматриваются в качеств эталонов по выделенным существенным свойственные характеристиким. Остальные объекты изучаются в сравнении с этими образцами. Главной методологической проблемой типологии является выбор основания группировки.

Вспомните:

1. Как древние люди изучали Землю?

Ответ: Например, идет речь о рельефе какой-либо страны. Древний географ считал бы свою задачу выполненной, если бы ему удалось описать, где и какие формы рельефа существуют.

2. Как современный человек изучает Землю?

Ответ: Современный географ не может этим удовлетвориться: он не только описывает существующие формы рельефа, но и выясняет причины такого размещения гор, равнин, возвышенностей, связь и взаимозависимость их с другими географическими факторами и т.д. Поэтому географию считают объяснительной наукой.

Как вы думаете:

Могут ли методы географических исследований быть применимы в других науках?

Ответ: Многие из этих методов применяются так же и в других нау-ках. Основные философские методы исследования, те же, что и у других наук.

Проверим знания:

1. В чем заключается особенность описательного метода исследования?

Ответ: Описательный метод в географии отвечает на вопрос: а) по-чему это происходит? б) где это расположено? в) что будет, если это произойдёт?

2. Что является основой картографического метода исследования?

Ответ: Картографический метод исследования - это метод исследо-ваний, основанный на получении необходимой информации с помо-щью карт для научного и практического познания изображенных на них явлений.

3. Как называется самый молодой метод исследования?

Ответ: Космический

А теперь более сложные вопросы:

1. Чем отличаются древние карты от современных картографических изображений?

Ответ: Первыми географическими изображениями местности были наскальные изображения, рисунки на коре, коже, дереве, кости. В Римской империи картами пользовались для организации и проведения военных походов. Современные географические карты отличаются большей точностью и имеют гораздо больше географических объектов, так как со временем, исследователи открывали все больше и больше новых мест на Земле.

2. Как бы вы назвали метод исследования, связанный с организацией и проведением научных экспедиций?

Ответ: Экспедиционный, от слова «экспедиция».

От теории к практике:

1. Классифицируйте источники географической информации, используемые вами на уроках географии.

Ответ: Карты и атласы, газеты и журналы, радио, телевидение, ин-тернет, музейные экспонаты, экспедиции и пр.

2. Составьте описание учебного кабинета географии.

Ответ: На мой взгляд, самой примечательной вещью в нашем классе является огромный глобус, укрепленный на круглой подставке. Его обычное место – на специальной тумбочке в конце кабинета, но во время уроков он всегда стоит перед нами – на учительском столе. В кабинете географии каждый может найти что-нибудь интересное для себя. В специальном шкафу хранится целая коллекция биноклей, компасов, различных измерительных приборов, есть даже туристическое снаряжение. Особой любовью школьников пользуется маленькая полочка с многолетними подшивками журнала "Вокруг света", многие выпуски которого зачитаны до Дыр. Интересные рассказы и замечательное оформление кабинета географии помогли многим ученикам нашей школы не только хорошо разобраться в предмете, но и полюбить эту науку навсегда. Прямо передо мной доска, а слева и справа от нее множество географических карт, которые можно передвигать при помощи специального механизма. Нет необходимости их постоянно снимать и прикреплять на доску на веревочке, если нужно – карта сразу перед глазами. Политическая карта расскажет, как много в мире стран, как необычно называются в них города, на физической показано расположение рек и озер, гор и лесов. А на этой карте – температурный режим, здесь – подводные течения, здесь – горные породы. А вот и совсем удивительная карта – карта звёздного неба. Конечно, ведь человечество осваивает не только новые земли, но и космические просторы. Вдоль стены расположены стеллажи с книгами. На самой верней полке стоит большой разноцветный глобус, а за ним десяток поменьше; наверное нам будут их раздавать на уроке. А вот полочка с журналами "Вокруг Света". А вот книга о первых экспедициях и кругосветных путешествиях. На другой полочке я вижу атласы, аккуратные стопочки контурных карт. Вот и для нас подготовили местечко. С удовольствием буду приходить на уроки в наш кабинет географии.

Итоговые задания по теме раздела:

1. Кто из ученых древности впервые использовал слово «география»?

2. На русский язык слово «география» переводится как:

3. Основной причиной повышения точности карт в XV веке явилось:

4. Точные очертания материков и островов возможно получить при исполь-зовании:

5. Какой из перечисленных методов исследования был недоступен древним ученым?

6. Научные представления о природе Земли можно получить с помощью:

7. Установите соответствие между названием метода исследования и его характеристикой:

Ответ: 1-Б, 2-А, 3-В

8. О каком методе исследования идет речь?

Ответ: Описательный метод

9. Дополните утверждение.

Ответ: 1 – картография, 2 – картографии, 3- XV

10. Дополните утверждение.

Ответ: Картографический

Сравнительно- географический метод исследования- это метод сопоставления различных стран, экономических районов, городов, промышленных узлов, типов сельского хозяйства и др. экономико- географических объектов, по их развитию, специализации и т. д. Сравнительный метод заменяет в экономической географии эксперимент. Он позволяет подойти к вопросу проблемы типологии изучаемых явлений. Сравнительно -географический метод используется в тесной связи с картографическим методом исследования. Но подходы к определению объектов и предметов изучения географии менялись на протяжении истории развития науки. Общим оставалось одно: большинство ученых рассматривало как главный объект географической науки поверхность Земли. При этом К. Риттер считал объектом географии весь земной шар, А. Геттнер - страны, которые изучаются с точки зрения пространственного размещения предметов и явлений, Ф. Рихт-гофен - земную поверхность, Э. Мартонн - распределение по поверхности Земли физических, биологических и связанных с деятельностью человека явлений, а также причины этого распределения, О. Пешель - природу Земли и т. д. Предлагались разные термины для определения объекта географии: географическая оболочка, ландшафтная оболочка, геосфера, ландшафтная сфера, биогеносфера, эпигеосфера и др. Наибольшее признание получил термин "географическая оболочка". Видный советский географ, акад. А. А. Григорьев считал, что главная задача науки состоит в познании структуры географической оболочки. Другой выдающийся советский географ, акад. С. В. Калесник уточнил определение объекта географии, включив в него структуру географической оболочки, законы ее формирования, пространственного распределения и развития. Итак, географы установили специфический объект своих ис-следований. Это - географическая оболочка, которая представляет собой сложное образование, состоящее из взаимодействующих главных земных сфер или их элементов - литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы1В течение ряда лет накапливается опыт, позволяющий уточ-нить специализацию в зависимости от ряда моментов, ранее не учитывавшихся. К числу таких моментов относятся, например, различия от места к месту в запасах воды для орошения, в температурах (свекле надо больше воды, а хлопку больше тепла); но наряду с моментами природного порядка приходится учитывать и другие, как-то: близость к городскому рынку (что важно для овощеводства), наличие или отсутствие резервов рабочей силы, трудовые навыки и традиции населения, возможности производственной увязки с другими отраслями (например, свекло-сахарной культуры с интенсивным животноводством) и т. д. Во всей этой весьма сложной совокупности разного рода факторов и моментов факторы природного порядка всегда играют ту или иную роль, но не как единственные, а в сочетании с рядом факторов, хотя тоже региональных, но уже иного порядка - общественно-исторического или транспортно-рыночного. При всех исследованиях по вопросу о влиянии природных ус-ловий на производственное направление хозяйства необходимо принимать во внимание технику производства, которая в свою очередь тесно связана с общественным строем.

Методы исследования в географии на сегодняшний день остаются все теми же, что и раньше. Однако это вовсе не означает, что они не претерпевают изменения. Появляются новейшие методы географических исследований, позволяющие значительно расширить возможности человечества и границы непознанного. Но прежде, чем рассмотреть эти новшества, необходимо разобраться в привычной классификации.

Методы географических исследований - это различные способы получения информации в рамках науки географии. Они подразделяются на несколько групп. Итак, картографический метод представляется собой использование карт, как основного источника информации. Они могут дать представление не только о взаиморасположении объектов, но и их размерах, о степени распространения различный явлений и еще массу полезной информации.

Статистический метод говорит о том, что нельзя рассматривать и изучать народы, страны, природные объекты без использования статистических данных. То есть очень важно знать какова глубина, высота, запасы природных ресурсов той или иной территории, ее площадь, численность населения отдельно взятой страны, ее демографические показатели, а также показатели производства.

Исторический метод подразумевает, что наш мир развивался и все на планете имеет свою богатую историю. Таким образом, для того чтобы изучать современную географию, необходимо обладать знаниями об истории развития самой Земли и человечества, проживающего на ней.

Методы географических исследований продолжает экономико-математический метод. Это не что иное, чем цифры: расчеты смертности, рождаемости, плотности населения, ресурсообеспеченности, сальдо миграций и так далее.

Сравнительно-географический метод помогает более полно оценить и описать различия и сходства географических объектов. Ведь все в этом мире подлежит сравнению: меньше или больше, медленнее или быстрее, ниже или выше и так далее. Этот метод позволяет составлять классификации географических объектов и прогнозировать их изменения.

Методы географических исследований невозможно себе представить без наблюдений. Они могут быть непрерывными или периодическими, площадными и маршрутными, дистанционными или стационарными, тем менее все они предоставляют важнейшие данные о развитии географических объектах и тех изменениях, которые они претерпевают. Невозможно изучить географию, сидя за столом в кабинете или за школьной партой в классе, необходимо научиться извлекать полезную информацию из того, что можно увидеть собственными глазами.

Одним из важных методов исследования географии был и остается метод географического районирования. Это выделение экономических и природных (физико-географических) районов. Не менее важен и метод географического моделирования. Всем нам еще со школьной скамьи известен самый яркий пример географической модели - глобус. Но моделирование может быть машинным, математическим и графическим.



Географический прогноз - это умение предсказывать последствия, которые могут возникнуть вследствие развития человечества. Этот метод позволяет уменьшить негативное воздействие деятельности людей на окружающую среду, избежать нежелательных явлений, рационально использовать всевозможные ресурсы и так далее.

Современные методы географических исследований явили миру ГИС - геоинформационные системы, то есть комплекс цифровых карт, привязанных к ним программных средств и статистики, которые дают людям возможность работать с картами прямо на компьютере. А благодаря сети Интернет появились системы подспутникового позиционирования, известные в народе, как GPS. Они состоят из наземных средств слежения, навигационных спутников и различных приборов, принимающих информацию и определяющих координаты.

Метод-совокупность применяемых в науке приемов и способов для получения новых знаний и обобщения их в теорию. Методы д.отвечать на вопрос как достичь рещультата. Выполняют регулятивную функцию, показывая какие операции необходимо совершать для дальнейшего углубления знаний об объекте.

Методы, используемые в географической науке м. разделить на 2 больших класса: общегеогарфические (пронизывают все систему) и частногеографические (применяются отдельными географиями,например физической или экономической). В зависимости от использования различных принципов выделяются след классификации: - по врмеени возникновения (традиционные, новые, новейшие); - по принципу использования (общие и частные(метод полевых исследовантий, методы систиматизации и хранения первичного материала, методы обработки материала, метод прогназирования, метод изложения научных результатов и внедрения их в практику, методы построения научных теорий)); - по существу (эмперические (наблюдение, экспидиционный, камеральные методы), теоритические (логические, формализованные)).