Натуральный минор. фригийский оборот. Проходящие и вспомогательные обороты для решения задач по гармонии Фригийский оборот примеры

Я придерживаюсь того мнения, что любое обучение должно проходить в непринужденной атмосфере, без напряга (как это принято говорить нынче) и тем более без капли страха. Страха что-то не понять, страха быть не понятым, страха перед преподавателем. Ну скажите, какой прок от такой учебы, когда ты неделю настраиваешься на урок, а потом соответственно еще неделю от него отходишь? И тому нет конца и края. Особенно данная мысль актуальная в отношении музыкальных занятий. Они-то ведь должны приносить человеку радость, удовлетворение и счастье, а не повергать его в глубины небытия и ощущения собственной неполноценности и бессилия. Такое непринужденное, но в то же время серьезное музыкальное образование предлагает Вам наша онлайн школа Urokimusic, а уроки гармонии скайп, которые входят в её программу, помогут вам раскрутить даже самые запутанные гармонические лабиринты.

И начнем мы их распутывать прямо сейчас. На повестке дня проекта «Уроки гармонии скайп» глобальная тема: натуральный минор во фригийских оборотах .

Итак, Вы помните, что натуральный минор отличается от гармонического одним звуком – VII повышенной ступенью. Именно поэтому возникает целая группа характерных аккордов – трезвучия d , VII , III ступеней.

Продолжаем. Теперь немного из другой области (будем собирать тему как пазл))). Помните такой фригийский лад? Это – старинный церковный модус с низкой II ступенью? Из-за этого при движении вниз получается характерная последовательность полутонов: 2,2,1. Такая же история случается и в натуральном миноре при движении от первой ступени вниз (если не верите, то посчитайте). По научному это звучит так: верхний тетрахорд натуральной минорной гаммы совпадает по своему интервальному строению с тетрахордом фригийского звукоряда. Именно поэтому (а не из-за II низкой ступени) данный оборот натурального минора и получил название ФРИГИЙСКОГО.

Это единственный оборот классической гармонии, допускающий после d гармонии d (из-за того, что нивелируется полутоновое тяготение). Это правило распространяется только на данный оборот. Весь остальной процесс протекает в привычном гармоническом миноре.

Лирика в сторону. Теперь обсудим технику исполнения. Если фригийский оборот звучит в мелодии (а Вы уже запомнили, что это последование I VII VI V , т.е. по до минору – до-си бемоль-лябемоль-соль), то гармонизуется он так:

t III s D

VI–III 6 –s–D

t 6 VII 6 VI 6 D 6 c различными удвоениями

t t 7 (6 / 5 , 4 / 3)– s D .

Если фригийский оборот находится в басу, то он гармонизуется так:

t– VII –s 6 (II 4 / 3 или VI)–D .

Это все. Удачных гармонизаций! Ставлю Тонику. Надеюсь, что наши уроки гармонии скайп будут для Вас очень полезными и крайне увлекательными!

При копировании, перепечатке материала или его части активная гиперссылка в начале и в конце статьи на сайт обязательна.

В натуральном миноре аккорды D-функции изменяют свое строение, а именно:
VI5/3 становится минорным(d, V натуральная)
VII становится мажорной
III становится мажорной

Применение этих аккордов в практике классической гармонии связано с особыми оборотами потому, что эти аккорды лишены в своем составе VII# ступени и не обладают острым тяготением в Т.

Аккорды d применяются при гармонизации фригийского оборота (нисходящее движение от I к V в натуральном миноре).

Функциональная особенность этого тетрахорда в том, что VII ступень является признаком D-функции, а VI ступень является признаком аккордов S-функции. И образуется ненормативная последовательность D-S, которая смягчена отсутствием тяготения VII ступени в I.
При гармонизации фригийского тетрахорда, обычно он приходи к D(гармонической), но возможно исключение(T).
Т.к. натуральный минор венские классики использовали эпизодически, то приход в конце оборота к D(гармонической) восстанавливает классическую ионику.
В некоторых случаях фригийский оборот возможен без начального звука или без конечного.
Фригийский оборот может помещаться в любом голосе, но чаще всего он бывает в Сопрано или в Басу. Если оборот находится в Сопрано, то он называется "фригийский оборот первого рода", а если в Басу - второго рода.
Фригийский оборот может быть разбросан по голосам.
Если фригийский оборот переходит в K6/4, то он называется " фригийская каденция " .
При гармонизации фригийского оборота возможно использовать Т7(натуральный) с обращениями.
1. Фригийские обороты 1-ого рода:



Все аккорды во фригийском обороте должны быть в одном расположении!

2. Фригийские обороты 2-ого рода:

Аккорды D(натуральной) могут применяться в гармонии не только в связи с фригийскими оборотами. Применение аккордов D(натуральной) часто связано с возникновением переменных функций в гармонии.

  • Переменный функции - дополнительные функциональные отношения, в которые вступают между собой аккорды в процессе гармонического движения. При этом переменные функциональные отношения образуются только на фоне основных функций.

В натуральном миноре аккорды D-функции изменяют свое строение, а именно:
VI5/3 становится минорным(d, V натуральная)
VII становится мажорной
III становится мажорной

Применение этих аккордов в практике классической гармонии связано с особыми оборотами потому, что эти аккорды лишены в своем составе VII# ступени и не обладают острым тяготением в Т.

Аккорды d применяются при гармонизации фригийского оборота (нисходящее движение от I к V в натуральном миноре).

Функциональная особенность этого тетрахорда в том, что VII ступень является признаком D-функции, а VI ступень является признаком аккордов S-функции. И образуется ненормативная последовательность D-S, которая смягчена отсутствием тяготения VII ступени в I.
При гармонизации фригийского тетрахорда, обычно он приходи к D(гармонической), но возможно исключение(T).
Т.к. натуральный минор венские классики использовали эпизодически, то приход в конце оборота к D(гармонической) восстанавливает классическую ионику.
В некоторых случаях фригийский оборот возможен без начального звука или без конечного.
Фригийский оборот может помещаться в любом голосе, но чаще всего он бывает в Сопрано или в Басу. Если оборот находится в Сопрано, то он называется "фригийский оборот первого рода", а если в Басу - второго рода.
Фригийский оборот может быть разбросан по голосам.
Если фригийский оборот переходит в K6/4, то он называется " фригийская каденция " .
При гармонизации фригийского оборота возможно использовать Т7(натуральный) с обращениями.
1. Фригийские обороты 1-ого рода:



Все аккорды во фригийском обороте должны быть в одном расположении!

2. Фригийские обороты 2-ого рода:

Аккорды D(натуральной) могут применяться в гармонии не только в связи с фригийскими оборотами. Применение аккордов D(натуральной) часто связано с возникновением переменных функций в гармонии.

  • Переменный функции - дополнительные функциональные отношения, в которые вступают между собой аккорды в процессе гармонического движения. При этом переменные функциональные отношения образуются только на фоне основных функций.

Фригийский оборот — это гармонизация верхнего нисходящего тетрахорда натурального минора (то есть хода I — VII — VI — V). Этот тетрахорд обычно встречается либо в сопрано («фригийские обороты на сопрано»), либо в басу («фригийские обороты на бас»).

Название — от фригийского лада (звукоряд которого соответствует натуральному минору с низкой II ступенью): верхний тетрахорд натурального минора совпадает с нижним тетрахордом фригийского лада.

Фригийские обороты условно группируются по тому, как гармонизуется самая специфическая его ступень — VII натуральная. Она может быть либо основным тоном, либо терцовым, либо квинтовым, либо септовым; остальные аккорды «подстраиваются». Часто фригийский оборот начинается с тоники (T 5 3 или T 6), а заканчивается на D 5 3 , но это необязательно. Возможно начало с VI 5 3 или S 5 3 , например. На каждую ноту фригийского оборота также может приходиться более одного аккорда (например, на последнюю — K 6 4 D 5 3).

Фригийские обороты на сопрано

Фригийские обороты на бас

Фриги́йский оборо́т (нем. phrygische Wendung) в музыке - нисходящий ход по ступеням звукоряда натурального минора , от первой к пятой ступени. У Н. А. Римского-Корсакова , впервые систематически описавшего фригийский оборот на русском языке, носит название «фригийской последовательности» . Названием фригийский оборот обязан сходству с нижним тетрахордом фригийского лада .

Типичная гармонизация фригийского оборота в мелодии выглядит как I-III-IV-V:

Фригийский оборот в басу (типичные гармонизации I-V 6 -IV 6 -V или I-VII-IV 6 -V) заканчивается фригийской каденцией (которая может возникать и в других, кроме упомянутых, звуковысотных контекстах):

Фригийский оборот довольно часто встречается в музыке барокко - у А. Корелли (Concerto grosso, op. 6 № 3, Grave), И.С. Баха , Г.Ф. Генделя (оратория «Иуда Маккавей»), редко в музыке венских классиков, затем возобновляется (в качестве осознанного модализма) у западноевропейских романтиков (Ф. Лист , Ф. Шопен и др.), в русской национальной композиторской школе (А.Л. Гурилев , М.И. Глинка , Н.А. Римский-Корсаков , М.П. Мусоргский , А.К. Глазунов и др.). В южно-испанской народной музыке фригийский оборот (именуемый там «андалусийской каденцией») - специфическая особенность многих жанров (palos) фламенко .

Напишите отзыв о статье "Фригийский оборот"

Примечания

Литература

  • Римский-Корсаков Н.А. Практический учебник гармонии. СПб., 1886; 19-е изд., М., 1956 (задачи №№ 16-17).
  • Дубовский И.И., Евсеев С.В., Соколов В.В., Способин И.В. Учебник гармонии. М., 1937-38 (тема 25).

Отрывок, характеризующий Фригийский оборот

На другое утро приезжие спали с дороги до 10 го часа.
В предшествующей комнате валялись сабли, сумки, ташки, раскрытые чемоданы, грязные сапоги. Вычищенные две пары со шпорами были только что поставлены у стенки. Слуги приносили умывальники, горячую воду для бритья и вычищенные платья. Пахло табаком и мужчинами.
– Гей, Г"ишка, т"убку! – крикнул хриплый голос Васьки Денисова. – Ростов, вставай!
Ростов, протирая слипавшиеся глаза, поднял спутанную голову с жаркой подушки.
– А что поздно? – Поздно, 10 й час, – отвечал Наташин голос, и в соседней комнате послышалось шуршанье крахмаленных платьев, шопот и смех девичьих голосов, и в чуть растворенную дверь мелькнуло что то голубое, ленты, черные волоса и веселые лица. Это была Наташа с Соней и Петей, которые пришли наведаться, не встал ли.
– Николенька, вставай! – опять послышался голос Наташи у двери.
– Сейчас!
В это время Петя, в первой комнате, увидав и схватив сабли, и испытывая тот восторг, который испытывают мальчики, при виде воинственного старшего брата, и забыв, что сестрам неприлично видеть раздетых мужчин, отворил дверь.
– Это твоя сабля? – кричал он. Девочки отскочили. Денисов с испуганными глазами спрятал свои мохнатые ноги в одеяло, оглядываясь за помощью на товарища. Дверь пропустила Петю и опять затворилась. За дверью послышался смех.
– Николенька, выходи в халате, – проговорил голос Наташи.
– Это твоя сабля? – спросил Петя, – или это ваша? – с подобострастным уважением обратился он к усатому, черному Денисову.
Ростов поспешно обулся, надел халат и вышел. Наташа надела один сапог с шпорой и влезала в другой. Соня кружилась и только что хотела раздуть платье и присесть, когда он вышел. Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях – свежие, румяные, веселые. Соня убежала, а Наташа, взяв брата под руку, повела его в диванную, и у них начался разговор. Они не успевали спрашивать друг друга и отвечать на вопросы о тысячах мелочей, которые могли интересовать только их одних. Наташа смеялась при всяком слове, которое он говорил и которое она говорила, не потому, чтобы было смешно то, что они говорили, но потому, что ей было весело и она не в силах была удерживать своей радости, выражавшейся смехом.