Методические рекомендации по повышению эффективности. Методические рекомендации методические рекомендации по повышению эффективности использования виброкатков при сооружении земляного полотна автомобильных дорог. частная пожарная охрана


стр. 1



стр. 2



стр. 3



стр. 4



стр. 5



стр. 6



стр. 7



стр. 8



стр. 9



стр. 10



стр. 11



стр. 12



стр. 13



стр. 14



стр. 15



стр. 16



стр. 17



стр. 18



стр. 19



стр. 20



стр. 21

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (СОЮЗДОРНИИ)

ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АЬЗ И ЦЬЗ

Москва- 1972

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АБЗ И ЦБЗ

Одобрены научно-техническим советом Мянтрансстроя СССР

Москва-1972

6. Загруженность предприятий зависит от характеристики объектов строительства. Установлено, что количество обслуживаемых стационарным предприятием объектов строительства с течением времени уменьшается, а дальность возки увеличивается и достигает 100 км для битумоминеральных и 65 км для цементобетонных смесей. При этом резко возрастает стоимость строительства и ухудшается качество смесей. Увеличение дальности возки приводит также к недостатку специализированных автомобилей.

Экономическим расчетом выявлено, что при недогрузке предприятия целесообразно работать с его полной загрузкой на cpoK f необходимый для выполнения требуемого объема работ с последующей постановкой оборудова -ния АБЗ или ПБЗ в запас. При недогрузках рационально применять организацию с чередующейся работой соседних предприятий строительного управления.

7. В тресте "Дондорстрой* Главдорстроя на АБЗ внедрены накопительные бункеры для битумоминеральных смесей, передвижные смесительные установки на базе серийных агрегатов. В тресте "Севкавдорстрой" приме -няют смесительные установки непрерывного действия собственной конструкции для приготовления битумоминеральных смесей; имеется опыт снабжения АБЗ битумом с помощью битумовозов. Отдельные улучшения проведены и на ЦБЗ.

Установлено, что применение накопительных бункеров для готовой смеси увеличивает стабильность работы АБЗ и повышает его выработку в условиях недостатка автомобилей на объектах. Подсчет показал, что в сред -нем по Главдорстрою повышение загрузки АБЗ при использовании машин ЗИЛ-585 составит 7,5%. Срок окупаемости накопительного бункера около 6 мес. Приме -нение накопительных бункеров позволяет также повы -сить стабильность качества получаемых смесей.

8. Выбор рационального типа склада зависит от объема и количества фракций хранимых материалов, срока

работы на одном месте и применяемых средств механи -зации. В настоящее время наиболее широко используют следующие типы складов: для каменных материалов - конвейерно-веерные, а для цемента и минерального порош -ка - полубункерные и бункерные. Такие склады могут быть экономически выгодными при длительной работе на одном месте, характерной в настоящее время для строительных организаций. Полубункерные и бункерные скла -ды для пылевидных материалов в настоящее время постепенно заменяют более совершенными силосными скла да ми.

Технико-экономическое сравнение различных типов расходных складов каменных материалов (штабельно-траншейный склад с приямками, с применением фрон -тальных погрузчиков, со скреперной установкой), используемых в составе передвижного завода, показало, что, несмотря на высокую стоимость погрузчиков, этот тип склада имеет лучшие технико-экономические пока -затели в сравнении с остальными. По сравнению с традиционным складом траншейного типа склад с приямка -ми имеет лучшие технико-экономические показатели за счет сокращения объема строительно-монтажных работ на его обустройство.

Увеличение объемов и темпов строительства асфальтобетонных и цементобетонных покрытий за счет применения передвижных АБЗ и 11БЗ предопределяет и новый подход к организации прирельсовых базисных складов мобильного типа с ограниченным сроком эксплуатации на одном месте. При этом склады щебня и песка с погрузчиками и инвентарные силосные склады цемента и минерального порошка при их ежегодной передислокации также имеют лучшие технико-экономические показатели в сравнении с типовыми складами, широко распространенными в практике дорожного строительства. Это объяс -няется тем, что склады цемента бункерного типа и конвейерно-веерные склады щебня и песка имеют относительно низкую степень инвентарности (порядка 30%)

из-за однократного использования деревянных конструкций и большого объема бросовых работ. Складами такого типа целесообразно пользоваться только при органи -зации стационарных заводов или баз с долгосрочной (не менее 3 лет) работой на одном месте. Однако, учиты -вая необходимость улучшения условий труда, которые достигаются при использовании силосных складов цемента и минерального порошка, рекомендуется силосный тип склада для цемента и минерального порошка и в условиях долгосрочной работы на одном месте.

9. Порошкообразные материалы можно транспортировать механическими и пневматическими методами. При хранении больших объемов материалов на стационарных заводах общая дальность транспортирования может достигать десятков метров. В этих условиях экономически выгодно применение пневматических методов транспор -тированяя.

Существенными недостатками пневматического транспорта, ограничивающими его широкое применение, является большой расход сжатого воздуха и повышенная энергоемкость, связанная с необходимостью применения компрессорных станций» а также быстрый износ питаю -щих и броневых вкладышей корпусов; необходимость установки над емкостями мощных фильтров и др. Меньше недостатков имеют пневматические подъемники цемента (эрлифты), но они пригодны только для вертикального транспортирования.

Способом, исключающим основные недостатки пневмотранспорта цемента и минерального порошка может служить система подачи минерального порошка по трубам, использованная трестом "Дондорстрой* Главдорстроя. Особенностью транспортирования порошкообразных материалов таким способом ("монжусной" установкой) является повышение концентрации порошка ь аэросмесж и соответственно уменьшение объема потребляемого ежа -того воздуха, упрощение системы выгрузки и конструкции фильтров. Монжусная установка создает ус -

лобия для увеличения производительности трубопровод -ного пневмотранспорта и снижения расхода энергии в 1,5-2 раза. Меньшая скорость движения порошка в этой установке снижает износ труб.

Расчет подтверждает экономическую эффективность монжусной системы пневмотранспорта цемента (мине -рального порошка) на стационарных предприятиях. Силосные банки небольшой емкости и высоты, входящие в состав притрассовых заводов, экономичнее загружать ав -топе ме нто воза ми.

Организация АЬЗ И ЦБЗ на объектах дорожного строительства

10. При строительстве автомобильных дорог целесообразно применять стационарные АБЗ и ЦБЗ только в условиях, когда дорожно-строительные объекты находятся в пределах радиуса транспортирования смесей, опре -деляемых ВСН 93-71 и ВСН 139-68.

Для условий линейного дорожного строительства на - иболее перспективны передвижные притрассовые АБЗ и ЦБЗ;

11. Применение передвижных АБЗ и ЦБЗ:

Гарантирует лучшее качество покрытия при пе -ревозке смесей в обычных автомобилях-самосвалах на небольшие расстояния;

Снижает потребное количество транспорта для перевозки смесей;

Обеспечивает более эффективное использование большегрузного автомобильного транспорта в течение всего года;

Повышает эффективность использования машин и оборудования для устройства покрытий.

12. При поступлении дорожно-строительных материалов по железной дороге из пунктов, расположенных на значительном расстоянии от района строительства, при-

менение передвижных АБЗ и ЦБЗ не исключает наличия прирельсовых базисных складов для приема, хранения и при необходимости внутрискладской переработки компо -нентов асфальтобетонных или цементобетонных смесей.

13. Целесообразность применения передвижных притрассовых АБЗ и ЦБЗ по сравнению со стационарными заводами необходимо в каждом случае рассматривать с учетом вариантов передислокации стационарных и пере -движных предприятий. Критерием выбора варианта является минимум приведенных затрат на приготовление, транспортирование и укладку смесей.

14. Экономическая эффективность применения стационарного или передвижного заводов или того и другого совместно в каждом конкретном случае должна определяться путем сопоставления приведенных суммарных затрат на единицу продукции, которые могут быть определены уравнениями:

а) при использовании только стационарных предприятий. 3

3 > * т,

к,-с,*11,*-- К >

б) при использовании только передвижных предприятий З у

К г ‘С г + ЕН г * ;

С,+с/£(к/^у


в) при комбинированном использовании тех и других предприятий на одном объекте

где С, С. - себестоимость приготовления единицы продукции соответственно на стационарном и передвижном ЦБЗ;

C> - себестоимость переработки компонентов бетонной смеси на инвентарной базе, отнесенная к единице продукции;

£ *0,12 - нормативный коэффициент эффективности (в строительстве;;

удельные капиталовложения в технологи -ческое оборудование соответственно типу предприятия;

J з 2 з - стоимость ликвидной части инвентарных п 7 J железобетонных и металлических конст -рукций (25% от общей стоимости для железобетонных конструкций и 10% для металлических) соответственно типу предприятия;

С?ь 3* 3 6 - затраты на строительство соответствую- 7 " щих типов предприятий*повторяющиеся при

каждом перебазировании (строительные работы, монтаж-демонтаж и транспорт строительных конструкций);

Я/ JJ; - годовая производительность соответствен-" " ‘ но стационарных и передвижных предприятий (т.м 3);

Затраты на доставку компонентов бетоа-" 7 ной смеси и готовой продукции С COOT -

ветствующего типа предприятий;

7 .Тг.Т? - время использования предприятия на од- 7 ном месте с учетом перэбазирования.

Общий годовой экономический эффект от применения передвижных ЦБЗ определяется как разница приведенных годовых сопоставимых затрат:

э = 4(*, -* г); з=4 (к,-4) t

где Л? - годовая производительность передвижных

ЦБЗ (т.м 4).

УДК 668.904.3.002.5+666.972.58.002.5

Рассмотрены основные факторы, влияющие на эффективность работы АБЗ н ЦБЗ.

Предложены методики определения экономическое эффективности использования передвижных предприятий и рассматриваются варианты последовательной работы двух стационарных заводов.

Рассмотрено использование накопительного бун -кера для готовых битумоминеральных смесей в условиях недостатка автомобильного транспорта и обоснован выбор типа склада для дорожно-строительных материалов при разном числе передислокаций предприятии.

Изложены основные пути повышения эффективно -стя работы АБЗ и ЦБЗ, одобренные Минтраясстроем к использованию их трестами и управлениями до> рож но го строительства.

Предисловие

В соответствии с программой развития сети автомобильных дорог, в том числе автомобильных магистралей, одной из важнейших задач организации дорожного стро -ительства является эффективное использование и загрузка асфальтобетонных (АБЗ) и цементобетонных (ЦБЗ)заводов.

В связи с этим Союздорнии проводил в течение ряда лет обследование и анализ деятельности АБЗ и ЦБЗ строительных организаций Главдорстроя Минтрансстроя СССР и материалов по эксплуатации объектов треста "Росдорстрой" Минавтодора РСФСР (преимуществен -но АБЗ) t а также анализ проектных данных Союздор -проекта.

Проведенные исследования показали, что АБЗ и ЦБЗ используются недостаточно эффективно: средняя их загрузка, например, по Главдорстрою, не превышает соответственно 72 и 40%, что отрицательно влияет на себе -стоимость приготовления смесей.

В результате выполненного в Союздорнии анализа составлены "Методические рекомендации по повышению эффективности работ АБЗ и ЦБЗ"; они предназначены для использования трестами и управлениями дорожного строительства при организации и эксплуатация производст -венных предприятий для приготовления битумоминеральных и цементобетонных смесей.

В "Методических рекомендациях" предусматривается возможность реализации предлагаемых мероприятий уже в настоящее время непосредственно силами трестов и управлений строительства, а также намечаются мероприятия, требующие проведения подготовительных работ в течение более длительного периода.

наук А.Ю.Гольдштейн и инж. В.В.Силкин под руководст вом канд.техн.наук М.Й.Вейцмана.

Замечания и пожелания по данной работе просьба на правлять по адресу: 143900, Московская обл., г. Бала шиха-6, Союздорнии,

ЗАМДИРЕКТОРА СОЮЗДОРНИИ кандидат технических наук

Ю.Л.Мотылев

Общие положения ^

1. Современные АБЗ и ЦБЗ являются сложными технологическими комплексами; стоимость стационарных АБЗ и 11БЗ велика в связи со значительными объемами работ по их обустройству, с большой номенклатурой применяемого оборудования и широким использованием ав - томатики; например, стоимость АБЗ с двумя смесителями (общей производительностью до 50 т/час) составляет более 150 тыс.руб.

2. На эффективность работы асфальтобетонных и цементобетонных заводов влияют в основном две группы факторов:

1) внешние, в значительной степени не зависящие от данного предприятия; к ним относятся: наличие плана работ, обеспечивающего номинальную загрузку АБЗ или ЦБЗ; обеспеченность материалами (щебнем, битумом и др.), автомобильным транспортом и электроэнергией; структура предприятия (треста) и т.п. Эти факторы определяют эффективную работу предприятия;

2) внутренние, в значительной степени зависящие от работников данного предприятия и касающиеся организации и технологии производства; к ним относятся; смен -ность работы, квалификация и расстановка обслуживаю -щего персонала, тип и количество выбранного техноло -гического оборудования и др.

За последние годы выпуск смесей в основном рос за счет увеличения количества стационарных предприятий и установок на них без повышения их эффективности.

3. Стоимость приготовления смесей и себестоимость единицы продукции зависят от загрузки предприятия (рис. 1).

С уменьшением загрузки стоимость резко увеличи -вается, причем стоимость приготовления смеси возрас -тает интенсивней, чем ее приведенная стоимость. При 1

загрузке, например, АБЗ в размере 71,8% (средняя за 1970 г.) приведенные сопоставимые затраты на 20 - 30%

выше, чем при пол-


ной загрузке, а стоимость приготовления увеличивается почти на 40%.

Вне зависимости от марки или количества имеющихся на АБЗ смеситель -ных установок наибольшее количество объектов (26 -35%) имеют годовую программу около 15тыс.т, 18-26% объектов имеют программу 25тысл; соответ ствующую производител ьности серийной установки Д-597, 4-7% имеют программу 50тыс.т (рис.2). Количество объектов с большей годовой программой не превышает 10%. Объекты с программой, соответствующей производительности серийно выпускаемых установок для АБЗ, весьма редки. Почти в 70% случаев требуемый объем битумоминеральных смесей но соответствует производительности серийно выпускаемых установок и может быть выполнен при значительной недогрузке оборудования. Средняя величина колебаний загрузки составляет +, 28%, а максимальная +38%. Себестоимость смесей, приготовленных на недогружен -ном АБЗ, увеличивается.

Максимальные отклонения +40%, средние от-

клоненкя +£ЗЧГ


На ЦБЗ так же,как и на АБЗ, наибольшее количество объектов (22-36%) (рис.З) имеет объем 15 тыс.т в год, а по производительности средняя загрузка установок С-780 или С-543 ниже, чем оборудования АБЗ, и составляет примерно 43%. Только 2-3% ЦБЗ, работающих с двумя смесительными установками, имеют полную загрузку.

Стационарно установленные ЦБЗ работают с большим недогрузом. Максимальные отклонения загрузки от средней величины составляют ±40%, а величина средних ко -лебаний ±33%. Величины колебаний загрузки оборудова -ния ЦБЗ превышают соответствующие показатели рабо -ты АБЗ.

Колебания загрузки предприятий неизбежно приводят к их недогрузке в следующем сезоне.

Такое положение объясняется прежде всего тем, что для приготовления смесей в условиях линейного дорож -ного строительства используют стационарные заводы, эффективное применение которых возможно лишь при строительстве покрытий на сосредоточенных или линейных объектах в зоне действия завода при небольших дальностях транспортирования приготовляемых смесей.

4. Основой совершенствования организации строитель ства капитальных типов покрытий и повышения эффек -тивности использования АБЗ и ЦБЗ в дорожном строи -тельстве может служить организация работ с примене -нием притрассовых передвижных заводов. Передвижные заводы представляют комплексы техноло -гического оборудования, переброска и монтаж которых возможны за несколько смен. Применение передвижного завода исключает увеличение дальности возки смеси и тем самым в значительной степени гарантирует ее более высокое качество.

Кроме того, приближение завода к линейным объек -там и сокращение дальности возки позволяет уменьшить потребное количество специализированного автомобиль -ного транспорта и дает возможность маневрировать им

и более эффективно использовать в течение года.

Сторонний транспорт большой грузоподъемности может быть успешно использован для перевозки щебня и песка к месту работы передвижного завода в течение всего года. Специализированные автомобили, потребность в которых при этом значительно уменьшится, целесооб -разны только для перевозки смесей к месту укладки в строительный сезон. Дополнительное снижение транспорт* ных затрат может быть получено за счет использования местных карьеров, из которых материал можно подавать непосредственно к передвижным заводам, минуя базис ~ ный склад материалов.

5. Дорожно- строи тельные материалы, как правило, поступают в течение всего года по железной дороге и их запасы значительно превышают нормируемые. Поэтому необходимо наличие прирельсовых базисных складов большой емкости.

Исходя из этих условий расчет экономической эффективности передвижных АБЗ и ЦБЗ, снабжаемых с базио-ных складов, в сравнении с вариантами организации приготовления смеси только на стационарных заводах, тре -бует учета затрат на их передислокацию. Это означает, что на весь период строительства автомобильной дороги или отдельных ее участков необходимо, наряду с опти -мальным решением о размещении стационарных предприятий, определить заранее пункты перебазирования пере ~ движных заводов с тем, чтобы сумма затрат на произ -водетво и транспортирование продукции к местам укладки была минимальной.

По-видимому, одним из путей достижения эффектив -ной работы предприятий на дорожном строительстве является сочетание передвижных АБЗ и ЦБЗ и стационарных баз для хранения дорожно-строительных материалов с определением оптимального количества их передисло -каций в зависимости от объемов и темпов работ, даль -ности возки, марки применяемых автомобилей.

В работе принимали участие инженеры Р.В.Овсянников, Е.Г.Янбых и Л.С.Мишунина.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

В результате проведённых исследований и изучения литературы можно выделить следующие рекомендации по разрешению конфликтов:

1.Старайтесь не идти на конфликт, вовремя остановитесь. Лучше временно уступить, причем можно уступать по очереди: сегодня я, а завтра ты. Тот, кто сейчас меньше нервничает, должен помочь сдержаться другому. Ведь достаточно, чтобы у одного не было желания ссориться сейчас, а у другого - было хотя бы желание хороших отношений вообще. Разрядить напряжение помогает физическая деятельность: домашняя работа, бег, прогулка, танцы. Некоторые женщины предпочитают «спицетерапию», т. е. вязание.

2.Не затаивайте обиду на завтра. Чем быстрее вскрыт конфликт, тем меньше бед он принесет. Не надо без нужды обобщать, спорить о принципах и вкусах. Умейте локализовать проблему, говорите о сути разногласий. Не обвиняйте, старайтесь меньше критиковать позицию партнера, лучше аргументируйте свою точку зрения. Предлагайте компромиссные варианты, помогайте другому принять их, показывая выгодные для него стороны. Помните, что уступки только с одной стороны не могут быть бесконечными. Не пытайтесь во всех случаях «выяснять отношения». Разговор на тему «любишь не любишь» иногда лучше отложить - вдруг необходимость в нем отпадет сама собой. Впрочем услышать лишний раз, что тебя любят, всегда приятно даже в запале спора.

3. Прежде чем предъявлять претензии к партнеру, честно разберитесь наедине с собой, что именно вас не устраивает. Конфликт всегда выгоден одной стороне. Например, неумение справиться со своими делами вызывает раздражение, но разрядиться оно может на другого, особенно если он работает эффективно, да еще с увлечением: «Вместо того, чтобы помочь мне или просто побыть со мной, когда мне плохо!» Здесь просматривается тенденция повысить самооценку за счет снижения оценки другого.

4. Учитывайте настроение, переживания другого, даже если уверены, что он неправ. Все мы можем вести себя «по настроению». Косой взгляд иногда говорит не столько о его плохом отношении к вам, сколько о его усталости, раздражении, тревоге. Постарайтесь понять состояние другого и помочь ему, а не думайте только о себе.

Заключение

Проведенное мною теоретическое и эмпирическое исследование природы конфликта в диаде «супруг-супруга» в молодой семье в пери.од первичной адаптации показало:

1. Известно, что семьи без конфликтов практически не существует, в

особенности это относится к молодым семьям. Человек находится в

постоянном конфликте даже с самим собой.

2. Конфликты существенно различаются в разных семьях по характеру и частоте, а главное, по умению супругов их разрешать, по культуре поведения в конфликтной ситуации.

3. Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни.

4. Необходимо повышать педагогическую и психологическую культуру и подготовленность молодых людей к браку.

5. Для более детального изучения этой проблемы следует увеличить выборку испытуемых и провести дальнейшие исследования с применением соответствующих методик.

6. Данные, полученные в результате исследования, могут быть

использованы социальными педагогами, практическими психологами,

семейными психотерапевтами, а также самими молодыми людьми.

7. Гипотеза исследования о том, что конфликты в молодой семье в период первичной адаптации имеют комплекс причин подтвердилась.

Библиографический список

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Календарный план выполнения дипломного проекта

Кафедра менеджмента

Отметка о выполнении

Подпись руководителя

Подбор материалов к дипломному проекту, наброски к введению: теоретическая литература, статьи журналов, Интернет.

выполнено

Теоретическая часть: рассмотрение теоретико-методологических аспектов эффективности деятельности организации, пути повышения эффективности деятельности

выполнено

Аналитическая часть: анализ миссии, целей и стратегии организации, анализ организационной структуры предприятия, анализ персонала, анализ и оценка финансовой устойчивости организации, анализ деятельности, анализ внешней среды, SWOT- анализ.

выполнено

Расчетная часть: разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности организации ГОУ «Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения».

выполнено

Введение, заключение: актуальность выбранной темы, цели и задачи работы, выводы

выполнено

Введение

1.1 Определение эффективности

2.5 Анализ производственной деятельности

2.6 Анализ внешней среды организации

3. Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности организации гоу «череповецкий центр пмсс»

Заключение

Список использованной литературы

Аннотация

Введение

ГОУ «Череповецкий центр Психолого-медико-социального сопровождения» создавался для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью корректировки отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовке, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

В современной, быстро меняющейся экономической обстановке руководству организации необходимо постоянно проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности для принятия грамотных и эффективных управленческих решений.

Эффективность работы организации характеризуется не одним или двумя показателями, а очень сложной системой взаимосвязанных технико-экономических показателей.

Важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы.

В экономическом комплексе страны действует значительное количество бюджетных образовательных учреждений, которые получают средства не только из государственного бюджета, но и из других (внебюджетных) источников. Бюджетные организации являются важными субъектами экономики при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства.

В условиях формирования рыночных отношений практически невозможно управлять сложным экономическим механизмом хозяйствующего субъекта без своевременной экономической информации, основная часть которой дает четко налаженная система бухгалтерского учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности. Данные бухгалтерского учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности используются для оперативного руководства работой хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений, для составления экономических прогнозов и текущих планов.

Цель данной работы - разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности организации ГОУ «Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения».

В соответствии с поставленной целью в рамках дипломной работы планируется решить следующие задачи:

1. Проанализировать хозяйственная деятельность организации;

2. Дать оценку финансового состояния и финансовых результатов организации;

Предметом исследования являются финансового - хозяйственная деятельность государственного образовательного учреждения.

Объект исследования - ГОУ «Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения» (далее Центр).

При написании ВКР использовалась: теоретическая литература, статьи журналов, финансовая и статистическая документация Центра, ресурсы Интернет.

В данной работе использованы методы анализа экономических показателей, SWOT- анализ и другие методы.

1. Теоретические аспекты эффективности деятельности организации

1.1 Определение эффективности

Любое промышленное предприятие, организация или образовательное учреждение выходит на рынок с определённым товаром, способным удовлетворять те или иные человеческие потребности. Учебные заведения предлагают потребителям образовательные услуги, являющиеся согласно общепринятому определению товара нематериальным благом. Для исследования эффективности образовательных услуг приведём определение услуги и выделим её основные особенности, далее уточним понятие эффективности среди образовательных учреждений.

Услуги - объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворения потребностей. Услуга представляет собой неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Основное предназначение услуг - удовлетворять изменяющиеся потребности населения. Именно в силу быстрого роста количества новых потребностей, сфера услуг в последние десятилетия претерпевает значительное развитие. По прогнозам ученых, в будущем именно услуги, а не материальные товары, будут пользоваться повышенным спросом.

В силу вышеперечисленных особенностей услуги требуют большого контроля качества, доверия к поставщику (продавцу) и способности приспосабливаться к запросам потребителей.

Образовательные услуги удовлетворяют личные (конечный потребитель), групповые (предприятия-работодатели) и общественные (государство) потребности.

Эффективность образовательной услуги - это свойство, характеризующее её способности (возможности) по предоставлению соответствующего уровня высококвалифицированных знаний по сравнению с лучшими аналогичными образовательными услугами, представленными на рынке, и степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик предлагающего её образовательного учреждения, удовлетворяющих требованиям потребителей; определяющие степень её привлекательности на потребительском рынке, выделяющее сегменты этого рынка, принадлежащий данному образовательному учреждению, и препятствующее перераспределению этого рынка в пользу других образовательных учреждений, как в настоящее время, так и в будущем.

1.2 Эффективность деятельности: система показателей

Существуют различные методики определения эффективности хозяйственной деятельности предприятий и организаций, такие как методика комплексного анализа хозяйственной деятельности, подходы к оценке бизнеса и др. Но существуют определенные сложности в использовании данных методик, связанные с особенностями образовательной деятельности.

В систему оценки эффективности деятельности должны быть включены показатели, которые бы описывали уровень организации образовательного процесса. Указывая на необходимость разработки подобного рода показателей, С. И. Архангельский пишет: Учебный процесс представляет собой весьма сложную динамическую систему, показатели которой требуют многомерных характеристик. А это значит, что измерители (показатели) учебного процесса должны выражать многообразие изменения знаний, различные аспекты связи и зависимости показателей. Условно все используемые показатели можно разделить на три группы:

– показатели, описывающие контингент учащихся в целом (общая численность обучающихся, численность по формам обучения, количество отчисленных на конец отчетного периода в целом и по формам обучения);

– экономические показатели (среднегодовая заработная плата сотрудников, среднегодовая стоимость основных средств производства, коэффициент фондоотдачи, среднегодовая стоимость оборотных средств, коэффициенты оборачиваемости и общей рентабельности, затраты на 1 руб. услуг и доли основных расходных статей в удельных затратах).

Реализация образовательной услуги предполагает выделение системы критериев и показателей их оценки. При этом критерии выступают в роли гаранта объективности, доверия, ответственности и надёжности формируемой системы обеспечения качества. Такой подход позволяет выявить степень соответствия достигнутого качества требованиям, предъявляемым к образовательным услугам, определить их конкурентные преимущества на региональном рынке.

Для оценки экономической эффективности в целом по организации применяются обобщающие (комплексные, интегральные) показатели эффективности. Эти показатели позволяют более полно и во взаимосвязи учесть многие факторы и составляющие, которые оказывают влияние на уровень и динамику эффективности. В основе формирования обобщающих показателей находятся два условия: учёт конечного, качественного результата и отражения совокупной величины затрат и ресурсов (например, издержки и обращения, суммарная величина производственных фондов).

Показатели финансово-экономической деятельности учреждений включают: объем реализации образовательных услуг или выручку от реализации услуг, показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и др.), показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и др.), себестоимость услуг, прибыль, рентабельность, показатели финансового состояния (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.). Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие.

К основным обобщающим показателям экономической эффективности относятся следующие: национальный доход (НД), валовый национальный продукт (ВНП) на душу населения; производительность общественного труда, коэффициент общей эффективности, затраты на рубль продукции, прибыль, рентабельность производства и рентабельность продукции (услуги).

Главным обобщающим критерием экономической эффективности служит уровень производительности труда. Производительность труда -- эффективность труда. Производительность труда может измеряться количеством времени, затрачиваемым на единицу либо количеством услуг, выполненных работником за какое-то время.

Под ростом производительности труда подразумевается экономия затрат труда (рабочего времени) или дополнительное количество услуг в единицу времени, что непосредственно влияет на повышение эффективности деятельности, так как в одном случае сокращаются текущие издержки по статье «Заработная плата», а в другом -- в единицу времени оказывается больше услуг.

Фактическая производительность труда рассчитывается отношением фактического выпуска продукции в единицах измерения данного вида продукции (выработка) к фактическим затратам живого труда в единицах времени (трудоёмкость).

Важнейшими показателями экономической эффективности производства служат трудоемкость, материалоемкость, капиталоемкость и фондоемкость.

Трудоемкость - величина, обратная показателю производительности живого труда, определяется как отношение количества труда, затраченного в производстве, к общему объему произведенной услуги:

где, T - количество труда, затраченного в сфере материального производства;

Q - общий объем произведенной услуги.

Абсолютными показателями финансовой устойчивости являются показатели, характеризующие состояние запасов и обеспеченность их источниками формирования.

Важнейшими показателями конечных результатов и совокупной эффективности производства в условиях рыночной экономики являются прибыль и рентабельность (прибыльность). Управление рентабельностью (планирование, обоснование и анализ-контроль) находятся в центре экономической деятельности организации, работающих на рынок. Уровень рентабельности зависит от величины прибыли и размера затрат и применяемых ресурсов. Прибыль в условиях рынка - это конечная цель и движущий мотив организаций. Оптимальным дополнением к показателю прибыли явилось бы выделение, в том числе удельного веса увеличения прибыли, полученной за счет снижения себестоимости. Следует также отметить, что по мере формирования цивилизованных рыночных отношений у предприятия останется лишь один путь увеличения прибыли - увеличение объема выпуска продукции (услуг), снижение затрат на ее производство.

Комплексным, интегральным показателем экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия выступает рентабельность.

Рентабельность выражает абсолютный или относительный (в процентах) размер полученной прибыли на 1 рубль текущих затрат или на 1 рубль используемых ресурсов (основных производственных фондов, оборотных средств, собственного и заемного капитала). Расчет выполняется по формуле:

где П - прибыль

З - размер текущих затрат или используемых ресурсов.

Приведенные выше показатели имеют ограниченный характер использования, все они, кроме показателя производительности общественного труда и рентабельности, не дают полного, всестороннего представления об экономической эффективности производства и затрат, а характеризуют лишь использование определенного вида ресурсов.

Для полного представления об общей эффективности затрат нужна обобщенная характеристика стоимостных и натуральных показателей. Этой цели служат общая и сравнительная экономическая эффективность затрат.

В планировании и проектировании общая экономическая эффективность определяется как отношение эффекта к капитальным вложениям, а сравнительная - как отношение разности текущих затрат к разности капитальных вложений по вариантам. При этом общая и сравнительная экономическая эффективность дополняют друг друга.

Группирование факторов по первому признаку предоставляет возможность довольно четко определять источники повышения эффективности: повышение производительности труда, снижение фондоемкости (капиталоемкости) и материалоемкости продукции, улучшение использования естественных ресурсов.

Для повышения эффективности образовательной деятельности, основных ее составляющих, необходимо принятие комплекса мер системного характера на данном уровне управления при условии следования соответствующим концептуальным установкам. Это возможно в рамках создаваемой системы управления качеством образования, позволяющей объединить основные ресурсы (финансовые, кадровые, материально-технические, информационно-методические и др.) и усилия всех субъектов образовательной деятельности, позволяющие, более эффективно решать текущие и перспективные проблемы.

Перспективными направлениями повышения эффективности образовательной деятельности являются: совершенствование системы изучения образовательных потребностей населения территории; разработка политики в области качества образования; развитие рефлексивной культуры участников образовательного процесса; реализация процедур управления ресурсами; комплексное совершенствование основных, управленческих и поддерживающих процессов.

В последние годы продолжается процесс становления образовательных систем на новых принципах и в связи с изменившейся социально-экономической ситуацией.

Одной из значимых черт систем образования последних лет стала их вариативность. Она находит выражение в многообразии образовательных программ, образовательных учреждений различных типов и видов, расширении возможностей выбора обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, расширении спектра реализуемых в образовательной деятельности стратегий, концепций, технологий, моделей.

На мой взгляд, одним из главных путей повышения эффективности работы бюджетных организаций в области оказания платных услуг является совершенствование законодательства в части, касающейся деятельности бюджетных организаций. Действительно, многое, что разрешено законом для коммерческих организаций, для бюджетных - запрещено. Вместе с тем, в области оказания платных услуг бюджетные организации конкурируют с коммерческими. Недаром во многих документах выручку бюджетных организаций от оказания платных услуг именуют деятельностью, приносящей доходы. Но деятельность, приносящая доходы, - это прерогатива коммерческих организаций. Поэтому для здоровой конкуренции законодательство должно предоставить бюджетным организациям равные условия хозяйствования с коммерческими организациями (естественно, при установлении равенства должно учитываться отсутствие налогообложения выручки бюджетных организаций от оказания платных услуг). В свою очередь, создание равных условий хозяйствования может быть осуществлено только законодательным путём.

Важнейшие направления совершенствования финансовой работы на предприятиях следующие:

Определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями, бюджетами всех уровней, банками и так далее;

Выявление резервов и мобилизация ресурсов для наиболее рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств;

Обеспечение финансовыми ресурсами, необходимыми для производственно-хозяйственной деятельности;

Обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств с целью получения максимальной прибыли;

Определение способов проведения успешной финансовой стратегии и использования новых видов продукции и всесторонней подготовки кадров к работе в рыночных условиях, организационного и технического уровня;

Изучение финансовых стратегических взглядов и возможностей вероятных конкурентов;

Разработка способов выхода из кризисной ситуации.

Основная цель финансового анализа - получение нескольких ключевых наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его ближайшие или отдаленные перспективы, то есть ожидаемые параметры финансового состояния.

Эффективность использования оборотных средств зависит от многих факторов, которые можно разделить на внешние, оказывающие влияние вне зависимости от интересов предприятия, и внутренние, на которые предприятие может и должно активно влиять. На современном этапе развития экономики к основным внешним факторам можно отнести такие, как кризис неплатежей, высокий уровень налогов, высокие ставки банковского кредита. Кризис сбыта произведенной продукции и неплатежи приводят к замедлению оборота оборотных средств. Следовательно, необходимо выпускать ту продукцию, которую можно достаточно быстро и выгодно продать, прекращая или значительно сокращая выпуск продукции, не пользующейся текущим спросом. В этом случае кроме ускорения оборачиваемости предотвращается рост дебиторской задолженности в активах предприятия.

Сокращение времени пребывания оборотных средств в незавершенном производстве достигается путем совершенствования организации производства, улучшения применяемых техники и технологии, совершенствования использования основных фондов, прежде всего их активной части, экономии по всем статьям оборотных средств.

Пребывание оборотных средств в сфере обращения не способствует созданию нового продукта. Излишнее отвлечение их в сферу обращения - отрицательное явление. Важнейшими предпосылками сокращения вложений оборотных средств в эту сферу являются:

Рациональная организация сбыта готовой продукции;

Применение прогрессивных форм расчетов;

Своевременное оформление документации и ускорение ее движения;

Соблюдение договорной и платежной дисциплин.

Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами по ее производству и сбыту. Составляющие главной факторной цепочки, формирующей прибыль, - «затраты - объем производства - прибыль» - должны находиться под постоянным вниманием и контролем. Эта задача решается на основе организации учета затрат по системе директ-костинг, значение которой возрастает в связи с переходом к рыночной экономике. Особенностями этой системы являются:

Разделение затрат на постоянные и переменные;

Соединение производственного и финансового учета;

Многостадийность составления отчета о доходах;

Разработка методики экономико-математического и графического представления и анализа отчетов для прогноза чистых доходов.

Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (пассивов). Для недопущения неудовлетворительной структуры баланса необходимо следить за изменением структуры имущества и источников его формирования и проводить мероприятия, направленные на улучшение структуры: оптимальное соотношение собственных и заемных средств предприятия, снижение долей дебиторской и кредиторской задолженностей, уменьшение неоправданных запасов материальных ресурсов и т. д.

Суть проблемы повышения экономической эффективности производства состоит в том, чтобы на каждую единицу трудовых, материальных и финансовых ресурсов добиваться увеличения объёма производства продукции. Это необходимо для повышения производительности общественного труда, и ведёт к повышению эффективности производства.

2. Анализ деятельности организации ГОУ «Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения»

2.1 Общая характеристика организации

В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997г. № 288. ГОУ Череповецкий центр «Психолого-медико-социального сопровождения» создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью корректировки отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовке, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Медико-педагогические (отборочные) комиссии впервые начали создаваться в соответствии с распоряжением Наркомпроса РСФСР от 26 октября 1926 года как коллегиальный орган, предназначенный для отбора детей в вспомогательные детские Учреждения. В их состав входили представители органов образования, врачи, педагоги. Члены комиссий совместно анализировали поступившие из массовой школы материалы на кандидата во вспомогательную школу (рисунки, тетради, письменные работы и пр.) Кроме того, с пришедшим на комиссию ребенком проводилась беседа (её проводили врач и педагог). В документах Наркомпроса от 1929 года указывалось, что «...данные, полученные при посредстве этих методов, должны быть строго увязаны как со всеми представленными материалами, так и с той беседой с ним, которую должны провести члены отборочной комиссии».

Как правило, психолого-медико-педагогические комиссии проводили свою работу ежегодно с 15 марта по 20 мая. В Вологодской области с 1992 года комиссии стали работать на постоянной основе - в течение всего года.

До 2000 года Череповецкий центр ПМСС существовал как Череповецкий филиал Вологодской областной ПМПК. С декабря 2000 года психолого-медико-педагогическая комиссия существует в структуре Череповецкого центра ПМСС.

Необходимо отметить, что форма работы ПМПК основана на коллегиальном заключении специалистов. Понятие «коллегиальное заключение ПМПК» мы определяем как комплексную характеристику особенностей психосоциального развития ребенка, включающую в себя следующую информацию:

– имеется ли у ребенка отклоняющееся развитие (психический дизонтогенез) и если да, то:

– какова типология дизонтогенеза;

– каков предположительно потенциальный уровень возможностей ребенка в обучении и развитии при использовании имеющихся общеобразовательных программ или программ специального (коррекционного) обучения в различных условиях их реализации (фронтальное, индивидуальное, надомное, коррекция в ПМСС центре и т.п.) или есть необходимее разработки индивидуальных программ обучения и развития;

– какие имеются индивидуальные, свойственные только данному ребенку особенности социально-психологической адаптации требующие специального, индивидуализированного коррекционного воздействия (лечения, психолого-педагогического сопровождения, мероприятий по социальной поддержке и т.п.).

Основные задачи Центра:

– оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;

– осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской помощи детям;

– оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.

ГОУ «Череповецкий центр ПМСС» оказывает психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям, проживающим в г. Череповце и муниципальных районах: Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Бабаевском, Белозерском, Чагодощенском, Череповецком, Кирилловском.

В Центре работает территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия. Основной целью ПМПК является выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-социальной помощи и организации их обучения и воспитания.

Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, действующим законодательством, нормативными документами Министерства Образования России, локальными правовыми актами а также Уставом ГОУ.

Учредителем Центра является Департамент образования Вологодской области.

Имущество Центра является государственной собственностью субъекта Федерации, что подтверждается ст. 214 Гражданского Кодекса РФ.

Деятельность Центра строится на основе самоуправления, демократии, коллективности руководства, развития инициативы и самостоятельности, широкой гласности и вовлечения общественности в деятельность Центра.

2.2 Безопасность жизнедеятельности организации

Безопасность образовательного учреждения - это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Безопасность Центра является приоритетной в деятельности администрации и педагогического коллектива. Объектом этой деятельности являются: охрана труда, правила техники безопасности, гражданская оборона, меры по предупреждению террористических актов и контроля соблюдения требований охраны труда. Безопасность Центра включает все виды безопасности, в том числе: пожарную, электрическую, взрывоопасность, опасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.

Реализация вышеперечисленных задач осуществлялась в следующих направлениях:

Защита здоровья и сохранение жизни;

Соблюдение ТБ учащимися и работниками школы;

В целях обеспечения пожарной безопасности в Центре проведены следующие мероприятия:

1. Разработаны и утверждены следующие документы по пожарной безопасности:

а) планы, инструкции:

б) приказы: «Об обеспечении пожарной безопасности в ГОУ «Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения»; « О назначении должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность»; «О порядке и проведении огневых работ».

2. Уточнены схемы эвакуации детей и персонала на этажах (по две схемы на этаже у выходов на лестницу);

3. Ежедневно проверялись эвакуационные выходы;

4. Соответственно графику проверялась система АПС (автоматическая пожарная сигнализация);

5. Постоянно проводилась проверка наличия и исправность средств пожаротушения;

6. Вывешены правила пользования средствами пожаротушения (огнетушителями) на двух этажах здания;

7. Проводятся ежемесячно учебные эвакуации детей и персонала на случай возникновения пожара;

8. Перед проведением массовых мероприятий комиссией проводилась проверка противопожарного состояния и соответствие требованиям безопасности с составлением акта;

9. Проведена учёба 3 сотрудников Центра по программе «Противопожарный инструктаж»;

10. Проведён инструктаж всех сотрудников по мерам пожарной безопасности;

11. С вновь прибывшими сотрудниками проведён вводный инструктаж по ПБ;

12. На первом этаже имеется стенд по правилам пожарной безопасности.

Соблюдение санитарно-технических требований осуществлялось в соответствии с ГОСТ 12006-91 «Управление обеспечением безопасности в образовании», планом производственного контроля.

Проверки показали, что освещенность, уровень шума, воздушно-тепловой режим, санитарное состояние в кабинетах соответствуют норме.

В целях обеспечения электробезопасности:

Заключён договор со специализированным предприятием на обслуживание электрохозяйства Центра;

Регулярно электрощитовая Центра, электрощиты освещения на этажах, электрическое оборудование в помещениях проверяется на соответствие требованиям электробезопасности;

Ежегодно проводится проверка электрощитовой, проверка сопротивления изоляции электросети и заземления оборудования;

Заменено в кабинетах освещение на люминесцентное. В коридорах, заменены лампы накаливания на энергосберегающие;

Приобретён специальный контейнер для хранения пришедших в негодность люминесцентных ламп. Заключён договор на их утилизацию.

2.3 Анализ внутренней среды организации

Анализ миссии и цели Центра

Миссия Центра - осуществление целенаправленной, аналитически обоснованной деятельности, выполнять те обязательства, которые государство несет перед гражданами в сфере образования.

Таблица 1 - Характеристика миссии организации

Требования к миссии

Соответствие

Четкость

Осмысленность

Максимальная прозрачность

Соответствует изменениям, происходящим во внешней среде

Гармоничность сочетания с историей, репутацией, имиджем

Имеет статус задания

Внутренняя значимость

Ориентирована на потребителя

Ясна и понятна для сотрудников

Средство коммуникации

В отличие от коммерческих организаций среди основных целей деятельности учреждения получение прибыли отсутствует по определению. Но, учреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы. Такое дополнение, по сути дела, сводит на нет все различия между коммерческими и некоммерческими организациями с точки зрения основной цели их деятельности.

Целью ГОУ является создание благоприятных условий для развития ребёнка, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Разработка дерева целей позволит более точно скоординировать работу.

Анализ организационной структуры Центра

Управление Центром осуществляется на основе централизованного руководства, объединяющего всех работников. Непосредственное управление Центра осуществляет Директор, назначаемый и освобождаемый от занимаемой должности Учредителем в соответствии с Законом «Об образовании».

Директор организует работу Центра, управляет всей его деятельностью, осуществляет подбор, прием на работу и расстановку кадров. Действует от имени Центра и представляет его во всех Учреждениях. В пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения. Общие вопросы развития Центра, касающиеся определения перспектив работы, планирования деятельности, координации педагогической и методической деятельности, анализа учебно-воспитательного процесса и т.д. решает педагогический совет, согласно Положение о Педагогическом совете Центра.

Центр устанавливает структуру управления, штатное расписание, распределение должностных обязанностей, размеры заработной платы от внебюджетной деятельности с учетом нормативных отчислений, а также размеры надбавок и доплат к должностным окладам и порядок премирования. Организационная структура Центра построена по линейно-функциональному принципу и отражена на рисунке 2. Как видно из рисунка, руководство Центра осуществляет Директор, в линейном подчинении к нему относятся 2 заместителя по учебной работе и заведующим хозяйством, главный бухгалтер, секретарь. Заместителям подчиняются педагоги, главному бухгалтеру - экономист, а заведующему хозяйству все остальные работники.

Директор принимает управленческие решения. В разработке решений директору помогают: заместители, бухгалтерия, заведующий хозяйством.

Структура аппарата соответствует функциональному содержанию процесса управления предприятием, обеспечивает планомерное развитие управляемой системы. Благодаря динамичной работе документоведа, опираясь на необходимую документацию, обеспечиваются чёткие разграничения обязанностей и ответственностей каждого работника. Строго соблюдается ритмичность, заключающаяся в равномерной работе всех подразделений и установленной в режиме труда и отдыха. Структура аппарата обеспечивает соблюдение принципа единоначалия и коллегиальности, а также персональной ответственности.

Специалисты Центра постоянно повышают свой профессиональный уровень, используя для этого участие в обучающих семинарах и курсах.

Основной целью анализа организационной структуры является определение ее адекватности и работоспособности, которая определяется тем, насколько структура способствует реализации функций системы в целом, а также ее целям.

К первичным показателям организационной структуры относят:

Общее количество уровней управления - 2 уровня;

Количество подразделений - 3 подразделений;

Среднесписочная численность работников - 25 человек (на 2010 год);

Численность административного аппарата (руководители, специалисты) - 7 человек (на 2010 год);

Управленческие расходы (за 2010 год) - 915,7 тыс. руб.;

Сложность организационной структуры, которая характеризуется отношением количества должностей к общей численности работников - 0,72.

На данный момент, численность работников Центра составляет 25 человек.

– директор - 1 чел.;

– заместитель директора - 2 чел.;

– методист - 1 чел.;

– документовед - 1 чел.;

– регистратор - 1 чел.;

– служащие бухгалтерии - 2 чел.;

– педагоги - 3 чел.;

– учителя - 5 чел.;

– персонал по обслуживанию помещения - 7 чел.;

– прочие - 2 чел.;

Таблица 2 - Состав и структура работников Центра в динамике с 2008 по 2010г.

До кризиса происходило достижение экономической эффективности по всем направлениям работы с персоналом на основе всестороннего учёта всех факторов, влияющих на мотивацию работника, ведущих к наиболее полному раскрытию его потенциала. Сейчас, в условиях кризиса, кадровая политика предприятия заметно снизилась, т.к. главная проблема предприятия- мировой финансовый кризис, которую необходимо решить с наименьшими потерями в производстве.

Основные сведения о персонале рассмотрены в таблице 3.

Таблица 3 - Основные сведения о персонале

Показатели

% от общего числа

% от общего числа

% от общего числа

Всего работающих, чел., в т. ч.

Имеют высшее образование, чел

ср.техническое

ср. специальное

н/среднее

Видно, что численность работников предприятия не изменилось по отношению к 2008 году. Анализируя данные таблицы 3, можно отметить, что работники организации повышают уровень своего образования.

Таблица 4 - Показатели движения работников в 2008, 2009, 2010 году

Показатель

Принято, чел.

Выбыло, чел.

В связи с:

Сокращением по собственному желанию за прогулы, нарушения трудовой дисциплины

Коэффициент текучести

кадров, % в год

Коэффициент оборота по приему рабочих, % в год

Коэффициент оборота по выбытию рабочих, % в год

В таблице видно, что выбывших работников в связи с сокращением уменьшилось в 2009-2010 году по сравнению с 2008 годом в 5 раз. Сократилось число выбывших работников по собственному желанию на 60% в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Так же сократилось количество выбывших за прогулы, нарушения трудовой дисциплины на 33% в 2009 и 2010 году по сравнению с 2008 годом.

Коэффициент текучести кадров на предприятии за 2008, 2009 и 2010 года снизился с 0,72 до 0,32 по 2010 году. Коэффициент текучести кадров рассчитывается как отношение выбывших по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины к общей численности работников. Видно, что с каждым годом количество ушедших по этим причинам снизилось. В условиях кризиса работники опасаются сокращения своих рабочих мест, и стараются удержаться на предприятии. Так же видно, что коэффициент оборота по приему рабочих снизился на 38%, и коэффициент оборота по выбытию рабочих в год снизился на 44%.

Таблица 5 - Анализ фонда рабочего времени

Показатели

Отклонения к году, %

Абсол. откл.

Среднесписочная численность предприятия, чел

Из них:

Руководителей, специалистов

Вспомогательный персонал

25

4

25

4

25

4

100

100

100

100

100

100

0

0

Календарный фонд рабочего времени, дн.

Количество нерабочих дней

Фактически отработанно рабочего времени, дн.

Продолжитель-ность рабочего дня в часах.

Отработано всеми работающими:

а) человеко-дн.

б) человеко-часов

6303

5478

5261

86,9

96

83,5

-217

-776

Из таб. 5 видно, что к 2010 году среднесписочная численность работающих не изменилась. В 2010 году фактически отработанно рабочего времени, в днях не изменилось. В итоге количество отработанных каждым работающим дней и часов снизилось к 2010 году на 96% и на 98,2% соответственно, по сравнению с 2009 годом.

2.4 Анализ и оценка финансовой устойчивости

Далее рассмотрим анализ финансовой устойчивости организации. Финансовая устойчивость характеризуется финансовой независимостью от внешних заемных источников, способностью маневрировать финансовыми ресурсами, наличием необходимой суммы собственных средств для обеспечения основных видов деятельности. Устойчивость финансового состояния организации оценивается системой абсолютных и относительных показателей на основе соотношения заемных и собственных средств по отдельным статьям актива и пассива баланса.

Финансирование Центра осуществляется из областного бюджета в соответствии с утвержденной сметой расходов и доходов.

ГОУ «Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения» осуществляет деятельность по смете расходов и уточненному бюджету, утвержденному Департаментом образования по Вологодской области. В данной смете и уточненном бюджете отражается утвержденный для финансирования Центра в начале отчетного периода объем бюджетных денежных средств. По окончании отчетного периода составляется отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам (форма №2) и баланс исполнения сметы доходов и расходов (форма №1). Внебюджетные средства учитываются в уточненной смете доходов и расходов от предпринимательской и прочей, приносящей доход, деятельности на текущий период, которая согласовывается также с Департаментом образования по вологодской области. По истечению отчетного периода составляется отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам (форма №4) и баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам (форма 1-1).

Таблица 6 - Динамика утвержденных для финансирования бюджетных средств за период с 2008 по 2010 гг.

Наименование статьи расходов

Заработная плата

Начисления на оплату труда

Прочие выплаты

Медикаменты

Компенсация на приобретение книгоиздательской продукции

Услуги связи

Транспортные услуги

Оплата водоснабжения помещения

Прочие услуги

Пособие по социальной помощи населению

Прочие расходы

Всего расходов

Как видно из Таблицы 6, объем бюджетных средств в рублевом эквиваленте за последние 3 года имеет тенденцию к росту. Общий объем финансирования, утвержденный на 2009 год, почти на 15 % превышает объем бюджетных средств, утвержденных к финансированию в 2008 году, а объем, утвержденный на 2010 год - на 6 %. Существенный рост объема финансирования в 2009 году вызван увеличением объема финансирования следующих статей:

– оплата труда - на 24,41 %;

– начисления на оплату труда - на 24,39 %;

– оплата потребления тепловой энергии - на 10,12%;

– прочие выплаты - на 66,67%

В 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился объем утвержденного финансирования на следующие позиции:

– Оплата потребления электрической энергии - на 154,83%;

– Услуги по содержанию имущества - на 75,0 %;

– оплата труда - на 3,5 %;

– Увеличение стоимости материальных запасов - на 54,55%.

В то же самое время объем финансирования на нижеперечисленные позиции сократился:

– Прочие расходы;

– Компенсация на приобретение книгоиздательской продукции;

– Медикаменты;

– Пособие по социальной помощи населению.

Ситуация с выполнением сметы финансирования с каждым годом улучшается. Наиболее успешно обстоит дело с финансированием таких статей как:

– оплата труда;

– начисления на оплату труда;

– оплата коммунальных услуг.

Хуже всего финансируются:

– командировки и служебные разъезды;

– транспортные услуги;

– оплата услуг связи.

Помимо основной деятельности, Центр также осуществляет предпринимательскую деятельность. Динамику доходов, утвержденных Департаментом образования ВО в смете доходов и расходов от предпринимательской деятельности, используя данные Таблицы 6. Эти данные показывают изменения, произошедшие в структуре утвержденных доходов от предпринимательской деятельности Центра. Общая динамика утвержденных доходов от предпринимательской деятельности характеризуется неуклонным ростом. Наблюдается рост утвержденных доходов в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 627 %, а в 2010 году по сравнению с 2009 - на 1275%.

организационный ликвидность платежеспособность конкурентный

Таблица 7 - Динамика утвержденных для финансирования ГОУ «Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения» внебюджетных средств за период с 2008 по 2010 гг.

Экономическая классификация расходов

Наименование статьи расходов

Заработная плата

Прочие выплаты

Начисления на оплату труда

Услуги связи

Транспортные услуги

Оплата потребления тепловой энергии

Оплата потребления электрической энергии

Прочие услуги

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости материальных запасов

Всего расходов

Наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния предприятия является бухгалтерский баланс. Актив баланса характеризует имущественную массу предприятия, то есть состав и состояние материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства.

Таблица 8 - Актив бухгалтерского баланса Центра

Актив баланса

Нефинансовые активы

Нематериальные активы

Основные средства (балансовая стоимость)

Амортизация основных средств

Материальные запасы

Основные средства (остаточная стоимость)

Итого по разделу 1

Финансовые активы

Денежные средства

Прочие оборотные активы

Расчеты по выданным авансам

Итого по разделу 2

Для общей оценки имущественного Центра проанализируем пассив бухгалтерского баланса.

Таблица 9 - Пассив бухгалтерского баланса Центра

Пассив баланса

Обязательства

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Расчеты по платежам в бюджет

Расчеты по ЕСН

Расчеты по налогу на прибыль

Расчеты по прочим платежам в бюджет

Итого по разделу 3

Финансовый результат

Финансовый результат

Финансовый результат прошлых отчетных периодов

В Центре существует большая кредиторская и дебиторская задолженность. Увеличение дебиторской задолженности может быть связано с проявлением финансово-экономического кризиса в 2008 г, клиенты стали задерживать оплату и реже обращаться к услугам Центра.

Проанализируем динамику доходов и расходов Центра.

Таблица 10- Анализ расходов Центра от бюджетной деятельности - руб.

Показатель

Изменение 2009 к 2008

Изменение 2010 к 2009

Расходы всего:

Заработная плата

Прочие выплаты

Начисления на оплату труда

Услуги связи

Транспортные услуги

Коммунальные услуги

Прочие услуги

Прочие расходы

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости материальных запасов

По данной таблице видно, что расходы от бюджетной деятельности Центра на 2010г увеличились на 7,7% по сравнению с данными 2009г. Некоторые статьи расходов в 2010 году уменьшились по сравнению с 2009 годом, что связано с появлением арендной платы за помещение.

Таблица 11 - Анализ расходов Центра от внебюджетной деятельности - руб.

Показатель

Изменение 2009 к 2008

Изменение 2010 к 2009

Расходы всего:

Заработная плата

Прочие выплаты

Начисления на оплату труда

Услуги связи

Транспортные услуги

Коммунальные услуги

Арендная плата за пользование имуществом

Прочие услуги

Пособия по социальной помощи населению

Прочие расходы

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости материальных запасов

По таблице видно, что расходы на 2010г значительно увеличились на 318,7 % по сравнению с показателем 2009г. Это связано с участием Центра в Долгосрочной целевой программе «Дорога к Дому».

Однако в структуре расходов произошли значительные изменения. Так, в 2008г отсутствуют расходы по социальной помощи населению и в 2009г.

Расходы на приобретение услуг на 2010г увеличились на 3422,6% по сравнению с данным 2009г. Произошло увеличение заработной платы на 151 %.

В целом динамика наблюдается положительная.

Анализ ликвидности и платежеспособности Центра

Ликвидность баланса - это степень покрытия обязательств предприятия активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств. От степени ликвидности баланса зависит его платежеспособность. Ликвидность и платежеспособность как элементы категории не тождественны, но на практике тесно связаны между собой. Платежеспособность характеризует возможность предприятия своевременно погасить платежные обязательства наличными денежными средствами.

Результаты расчетов по данным таблиц 9 и 10 показывают, что в этой организации сопоставление итого групп по активу и пассиву имеет следующий вид, таблица 12.

Таблица 12 - Ликвидность баланса Центра.

Исходя из этого, можно охарактеризовать организацию абсолютно ликвидной. Сопоставление итогов А1 и П1 и А2 и П2 отражает соотношение текущих платежей и поступлений. Третье неравенство в 2009 - 2010 гг. соответствует условию абсолютной ликвидности баланса. Причиной соответствия является то, что в структуре активов предприятия отсутствуют заемный капитал и долгосрочные пассивы, состоящего из кредиторской задолженности.

Показатели ликвидности применяются для оценки способности фирмы выполнять свои обязательства. Они дают представление не только о платежеспособности предприятия на данный момент, но и в случае чрезвычайных ситуаций.

Ликвидность баланса характеризуется несколькими коэффициентами

1. Коэффициент текущей ликвидности или коэффициент общего (полного) покрытия рассчитывается:

К1 = ОС: ОП= где

ОС - сумма оборотных средств в виде запасов и затрат (за вычетом расходов будущих периодов), денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных средств;

Подобные документы

    Менеджерский анализ внешней и внутренней среды современной организации. Формирование миссии и ключевых целей предприятия. Характеристика организационной культуры фирмы. Обоснование изменений в компании для повышения эффективности системы управления.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2016

    Характеристика предприятия ОАО ИПП "Правда Севера": история, цели, задачи, миссия. Анализ организационной структуры; влияние внешней и внутренней среды на динамику показателей хозяйственной деятельности типографии; пути повышения эффективности управления.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2012

    Сущность и понятие организационной структуры. Анализ внешней и внутренней среды, основных показателей деятельности на примере МУП "ИМКХ". Пути повышения экономической эффективности организации на основе совершенствования структуры управления предприятия.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    История создания и основные направления деятельности ООО "Декор". Характеристика организационной структуры управления компанией. Технико-экономические показатели работы предприятия. Разработка мероприятий по повышению эффективности его деятельности.

    отчет по практике , добавлен 27.08.2012

    Определение миссии и целей организации. Анализ организационной структуры и текущего состояния деятельности предприятия ООО "Моветех". Составление SWOT-анализа организации. Разработка мероприятий по улучшению деятельности транспортного предприятия.

    курсовая работа , добавлен 15.07.2012

    Характеристика формы собственности организации и ее организационной структуры. Формулирование миссии, целей и задач для организации. Анализ внешней и внутренней среды организации, сильных и слабых сторон ее деятельности. Оценка рисков организации.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2015

    Понятие и принципы формирования организационной культуры, ее роль и значение в деятельности современного предприятия, элементы, модели и типы, управление. Анализ эффективности организационной культуры исследуемой фирмы, рекомендации по ее повышению.

    дипломная работа , добавлен 06.05.2014

    Понятия миссии и цели организации, их общая характеристика, формулирование и свойства. Требования, предъявляемые при разработке целей организации. Разработка миссии, целей и задач, совершенствование структуры управление предприятия ОАО "АвтоВАЗ".

    курсовая работа , добавлен 06.01.2012

    Анализ финансовой деятельности ООО "Окна Плюс". Основные характеристики и принципы управления организационной культурой. Выработка и обоснование рекомендаций по ее формированию и совершенствованию для повышения эффективности производства предприятия.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2013

    Мотивация персонала как фактор повышения эффективности деятельности предприятия. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Исследование эффективности и разработка мероприятий по совершенствованию материального стимулирования в организации.