Мастер – класс «Алгоритм создания «Маршрутов выходного дня» (значение, рекомендации). Описание проекта выходного дня Экотропы в городах

Введение

Активный отдых - лучшее средство укрепления здоровья. Отдых в пути, в движении помогает быстрее и полнее, чем "сидя­чий" и "лежачий" восстановить работоспособность, снять усталость, улучшить общее самочувствие. Те, кто отдает предпочтение актив­ному отдыху, сохраняют хорошую физическую форму, не знают "модных" болезней сердечно-сосудистой системы, обладают высо­ ким творческим потенциалом и в солидном возрасте.

Общеизвестно, что без полноценного отдыха нет и высокопро­ изводительного труда. К сожалению, многие, в том числе и моло­дежь, предпочитают комфортные условия отдыха, в привычном интерьере городских благоустроенных квартир, обязательно с теле­ визором, мягкой мебелью, коврами. Тем более, что к выходному приурочено множество дел. И привычный их круговорот проходит среди бетонных стен, в окружении изделий из пластмассы, в изоля­ ции от природы.

Разумнее, полезнее и интереснее освободить себе выходной для настоящего отдыха и отправиться в маленькое путешествие.

Одной из самых доступных форм активного отдыха, одним из могучих средств укрепления здоровья являются туристские походы выходного дня.

Правильно организованный и хорошо проведенный поход ук­репляет здоровье, закаляет организм, развивает силу, ловкость, выносливость, инициативу, мужество, настойчивость, дисциплини­ рует, активизирует в труде. В походе рождается чувство коллекти­визма, любви к природе, расширяется кругозор туриста, духовно совершенствуется личность каждого. Походы доступны людям любого возраста с различной физической подготовкой и разными интересами.

В условиях похода турист попадает в особую атмосферу тепло­ ты, радушия, общения, новых знакомств, нередко обретает дру­зей, в кругу которых формируются и новые интересы.

В последнее время в походы выходного дня устремляется все больше молодых людей. Чем раньше "заболеть" туризмом, тем больше пользы принесет это увлечение, хотя, разумеется, начинать никогда не поздно.

Походы помогают овладеть такими полезными навыками, как ориентирование на местности, умение оказывать доврачебную помощь, передвигаться в условиях бездорожья, преодолевать преграды, переправляться через реки и овраги, ремонтировать одежду и обувь, готовить пищу на костре и т. п.

Как правило, надолго остаются впечатления от похода. За­помнится вечер у костра, особый вкус ужина, попахивающего дымком. Поднимет настроение песня, обязательно найдется среди спутников хороший рассказчик. Крепок сон на свежем воздухе в спальном мешке и походной палатке. А утром снова воодушевит, ободрит и развлечет движение, смена ландшафтов в пути. Походное самочувствие незабываемо.

Особенно необходим походный режим выходного дня тем, кто занят умственным трудом. Поэтому очень важно "мобилизо­вать" в поход педагогов и врачей, инженеров и техников, работни­ков науки и культуры, партийных и хозяйственных органов и т. д. А для этого важно регулярно в воскресные и праздничные дни, зимой и летом, весной и осенью, в любую погоду организовы­вать активный отдых. Лучший вид отдыха - это туризм, истинное воплощение культуры свободного времени.

Туризм - путь к здоровью.

Разработка маршрута

Маршрут соответствует цели похода - длительное общение с природой, активное передвижение, радость неформального дружеского общения, возможность прекрасно отдохнуть от повседневных забот, от «шума городского», получить отличный заряд бодрости и закалки делают туристские походы лучшим видом отдыха выходного дня.

Поход будет проходить 1-2 сентября 2007 года. Маршрут линейный, пройдет по Луганской области, Свердловскому району:

Бирюково - Калининский

Группа отправляется в поход выходного дня первой категории сложности, который продлится 2 дня (2 дня и 1 ночь).

Расчет похода

В среднем планируется проходить 17,5км.

За весь поход будет пройдено 35км.

1.09.2007 – 6.00. Выезд из Свердловска в пос.Бирюково

6.30. Начало похода: пос.Бирюково – с.Братское –

С.Дарьино-Ермаковка (ночевка).

За день будет пройдено 15км.

2.09.2007 – с.Дарьино-Ермаковка – с.Карпово-Крепенское –

пос.Калининский. За день будет пройдено 19.7км

В 19.00 выезд из пос.Калининского в Свердловск.

Распорядок дня

6.00 – 7.00 – подъем дежурных.

8.00 – общий подъем.

8.30 – 9.00 – завтрак.

10.00 – выход на маршрут

13.30 – обед

15.30 – выход на маршрут.

19.00 – остановка на ночлег.

20.00 – ужин.

22.00 – 23.00 – отбой.

Распределение обязанностей

Участвовать в походе могут все желающие независимо от возраста. Можно идти с товарищами по работе, членами семьи, друзьями и знакомыми. Очень важно включить в группу опытных туристов, способных передать свой опыт новичкам.

Туристский коллектив немыслим без руководителя, без со­блюдения строгой дисциплины (обязательной для каждого члена группы!), без выполнения определенных обязанностей на мар­шруте и на привалах.

1. Р уководитель группы – Дубровин Артем Анатольевич.

Назначается советом физкультуры предприятия. Он обязан обеспечить подготовку группы к походу, поддерживать дисциплину и порядок в коллективе, обеспечить выполнение пели похода. Руководитель несет ответственность за соблюдение правил организации и проведения походов, выполнение требований Закона об охране природы, за безопасность туристов, сохранность полученного снаряжения и правильное расходование подотчетных денежных средств.

Руководитель должен быть политически грамотным и культур­ным, пользоваться авторитетом в коллективе, быть способным организатором и опытным туристом, чутким и заботливым товари­щем, должен знать маршрут, иметь карту или схему маршрута, хорошо ориентироваться на местности.

Руководитель пользуется правом единоначальника, и его указания о порядке движения, взаимопомощи, выполнении по­ручений обязательны и должны выполняться безоговорочно. В слу­чае необходимости он имеет право изменить маршрут или прервать поход.

Своим личным примером руководитель должен воспитывать участников похода, учить их соблюдать лучшие туристские традиции.

Если группа во время похода наметила посетить исторические памятники или другие экскурсионные объекты, руководителю следует предварительно познакомиться с ними, почитать о них или получить консультацию в соответствующей организации, чтобы во время осмотра рассказать о них участникам похода. Накануне похода руководитель проводит собрание группы, на котором распределяются обязанности и решаются все органи­зационные и хозяйственные вопросы.

2. Заместитель руководителя – Дубровин Андрей Анатольевич. Избирается из числа опытных и уважаемых участников похода. Его распоряжения также обяза­тельны для группы, ибо он действует в соответствии с решением руководителя. В его обязанности входит помогать руководителю поддержи­вать должную дисциплину и порядок, разбирать и устранять кон­фликты между участниками.

3. Завхоз группы – Сидельникова Лариса Сергеевна.

Энергичный, расторопный и аккуратный турист. Отвечает за питание и снаряжение, ведет их учет, распределяет продукты и снаряжение по рюкзакам, составляет меню, заботится о пополнении продуктов в пути. От завхоза во многом зависит успех похода. Поэтому к его выбору надо относиться очень серь­езно.

Завхоз назначает дежурных для приготовления пищи, выдает им продукты согласно меню. В помощь ему обычно выделяются 2-3 туриста.

4.Казначей – Малыхина Яна Васильевна.

Производит все денежные расчеты. Собирает у турис­тов деньги на питание, прокат снаряжения, транспорт. Приобретает проездные билеты. Казначей обязан вести строгий учет расходов и в любое время по требованию участников должен полностью отчитаться за израсходованные средства,

5. Врач группы – Авершина Ольга Всеволодовна.

Назначается руководством поликлиники из числа штатных медицинских работников. Должен иметь походную медицинскую аптечку с набором медикаментов, необходимых для оказания первой помощи при травмах и заболеваниях. В походе врач не только оказывает первую помощь, но и старается преду­предить заболевания. Следит, чтобы участники не натерли ноги, чтобы не было ожогов, солнечных и тепловых ударов.

Если врача не окажется, его обязанности добровольно берет на себя один из членов группы. До похода он обязательно должен получить специальную медицинскую консультацию у врача по­ликлиники.

6. Фотограф – Стрельцов Игорь Николаевич.

Им может стать любой турист, имеющий фото­аппарат и знакомый с техникой фотографирования. Взять с собой фотоаппарат с запасом пленок может каждый фотолюбитель. Диапазон туристских походных сюжетов необычайно широк. Исторические и архитектурные памятники, интересные объекты природы, своеобразие населенных пунктов, а рядом - товарищи по работе в походной экипировке. Совместные привалы, обеды, разбивка бивака, купание - все это очень выразительно получается на походных фото, радует туристов, помогает им вспомнить обсто­ятельства путешествия.

7.Ответственный за ремонт снаряжения – Мележик Андрей Петрович.

Распоряжается инстру­ментами и материалами для ремонта (технической аптечкой), хранит их. При необходимости ремонтирует снаряжение самосто­ятельно или привлекая товарищей по группе.

Не получившие должностей при желании не останутся без дела. В пути можно собрать коллекцию геологических образцов, корни, шишки для поделок и т.п. Разбивку бивака, заготовку дров, разжигание костра, приготовление пищи эту работу поочередно выполняют все члены группы.

Участники похода обязаны:

· выполнять указания руководителя группы;

· пройти всестороннюю подготовку до начала похода и активно участвовать в его подготовке:

· прослушать цикл лекций, бесед или ознакомиться с инструк­циями по вопросам соблюдения правопорядка при прохождения маршрута, природоохранных законов, правил пожарной безопас­ности в лесах и предупреждения пожаров, а также способах туше­ния их, правил безопасности на воде, предупреждения травматизма, обморожения и оказания доврачебной помощи;

· строго соблюдать санитарно-гигиенические правила на протяже­нии всего маршрута;

· оказывать помощь товарищам, терпящим бедствие; вести себя тактично по отношению к местному населению; своевременно информировать руководителя группы об ухуд­шении состояния здоровья и травм ах ;

· бережно относиться к природе, памятникам истории и культу­ры, принимать активное участие в общественной работе;

· участвовать в подготовке отчета и информационных материа­лов о совершенном походе.

Обязательно следует предупредить всех участников, что по­ходный день следует посвятить походу целиком. Нервозно и сует­ливо ведет себя в пути тот, кто собирается провести вечер в гостях, на свидании, в театре, за срочной работой. Такие торопят события: забегают вперед, срываются с привала, призывают скорее завершить путешествие. Нервничая, они не получают нужной разрядки сами и портят отдых товарищам.

Очень важно поддерживать во время общения в походе добрый товарищеский тон. От него зависит настроение людей, а значит, и успех путешествия. Отправляясь в поход, следует отвлечься от повседневных неприятностей и невзгод, настроиться доброжелатель­но и оптимистично.

Проведение общих собраний группы

За месяц до начала похода(то есть с августа) каждую субботу (в течении целого месяца) будут проводиться общие собрания группы с целью полной всесторонней подготовки к походу: будет проводиться полное распределение обязанностей, каждому участник похода будут выданы список личного туристического снаряжения, список продуктов, смета похода и общая стоимость похода. Все участники похода должны обязательно посещать собрания. Первое собрание состоится 1 августа в 17:00 в туристическом клубе «Турист» города Свердловска. Каждый участник обязан принести медицинскую справку, студенческий билет.

Подготовка участников похода

Начиная с июля каждую субботу будет проводиться следующая подготовка участников похода по следующим параметрам:

1. физическая подготовка (каждый участник похода должен предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья, физическая подготовка к походу -выполнение основных нормативов).

2. психологическая подготовка состоит в проведении нескольких мероприятий до начала похода с участниками. К этим мероприятиям будут относиться: 2 похода выходного дня, а также спортивные соревнования. Целью этой подготовки является создание дружественного коллектива.

3. техническая подготовка(участники должны овладеть техническими навыками и научиться бороться с разнообразными природными препятствиями).

Расчет сметы похода

При составлении сметы похода необходимо учитывать следующие статьи расходов (на 1 человека):

· Р асходы на проезд: билеты на автобус Свердловск – Бирюково – 3грн. и автобус Калининский – Свердловск – 1,5грн. К общей стоимости добавляется еще 10%. Тогда расходы на проезд составляют – 4грн. 95 коп.

· Р асходы на питание составляют 18грн. на день на одного туриста.

· Р асходы на походную аптечку – 12грн.

· С умма денег для одного человека – 45грн. 45коп.

· Общая сумма для всего похода – 363грн. 60коп.


Списки личного имущества

Списки группового имущества

Таблица 1

(из расчета на группу 8 человек)

Составление меню и распределение продуктов

Продовольственный рацион зависит от продолжительности и сложности похода. Бывалые туристы находятся в движении примерно 8 часов в день и расходуют при этом 50-60 ккал на 1 кг своего веса. Значит, если вес равняется 70 кг, то калорийность дневного рациона должна соответствовать 4 000 ккал. Учитывая, что данный поход – поход выходного дня, калорийность дневного рациона снижена до 3 000 ккал.

Выбор походного меню определяется вкусами участников похода, его сложностью, сезоном года и т.д. Для обеспечения возможно полноценного питания и достаточных его вкусовых качеств набор продуктов должен быть разнообразным. Выпуск сублимированных продуктов облегчает задачу снижения их веса так же, как и сухие консервы в виде мясных и овощных супов, крупяных каш в бумажной упаковке. Целесообразны и сухие овощи. Высококалорийны шпиг, халва, орехи в сахаре, шоколад. Хлебные изделия используются в виде сухарей, галет, печенья, хрустящих хлебцов. Целесообразен достаточный запас сухофруктов.

Ремонтный набор

(из расчета на группу в 6–8 человек)

Таблица 2

* Берется в зависимости от конкретного снаряжения у группы.

Комплектация походной аптечки

Медицинская аптечка

Состав аптечки. В состав снаряжения для многодневного путешествия на туристскую группу в 6–8 человек включается аптечка из следующих средств:

Таблица 3

* Индивидуальные пакеты первой помощи входят в состав личного снаряжения.

В путешествии по местам, где много кровососущих насекомых, в состав аптечки входят репелленты.

Походная аптечка упаковывается в герметичную укладку, надежно защищающую медикаменты от воды, снега и солнечных лучей, а также от ударов и тряски.

Средства для инъекций. Если в группе имеется специально обученный санинструктор, умеющий делать инъекции, то в составе аптечки дополнительно рекомендуется иметь:

Таблица 4

На маршрутах, где имеются ядовитые змеи, аптечка укомплектовывается также противоядной сывороткой.

Комплектация краеведческого снаряжение

К краеведческому снаряжению относится следующее: блокнот и ручка; диктофон; видеокамера.

Методика и время проведения детального инструктажу по технике безопасности туристского похода

Для участников похода должны проводится следующие виды инструктажа: инструктаж по технике безопасности во время проезда в транспорте; инструктаж по технике безопасности во время работы с огнем; инструктаж правил поведения при посещении экскурсионных объектов; инструктаж экологической безопасности; инструктаж правил поведения на воде; инструктаж техники безопасности преодоления технически сложных участков маршрута.

После того как все участники прослушают инструктажи, они должны расписаться в журнале техники безопасности о том, что они прослушали все инструктажи

Вывод

Туристские походы способствуют формированию у взрослых и у детей чувства коллективизма, ответственности. Трудности походной жизни вырабатывают выдержку, выносливость, настойчивость.

Устройство походного быта, приготовление обеда на костре, наблюдение за окружающей природой – всему этому можно научиться в походах.

Тем, кто собирается пополнить ряды путешествующих, разумнее начинать с малого – освоения пригородных туристических маршрутов. Каждый край, каждая область имеет своеобразную природу.

Длительное общение с природой, активное передвижение, радость неформального дружеского общения, возможность прекрасно отдохнуть от повседневных забот, от «шума городского», получить отличный заряд бодрости и закалки делают туристские походы лучшим видом отдыха выходного дня.


Список использованной литературы

1. Бриж А.М. Маршруты выходного дня. Путеводитель. Донбасс, 1989

2. Владимирский Б.С. Выбираю тропу: книга о туризме. Киев. Молодь

3. Гранильщиков Ю.В. Семейный туризм. - М.: Профиздат, 1983.

4. Костриця Н.Ю. Туристський похід вихідного дня. – К.:Здоров*я, 1988

5. Луганська область. Політико-адміністративна карта. Офіційне видання

6. Макаревич Э.Л. Туристские походы выходного дня. Минск, 1990

7. Моргунов Б.П. Туризм. Учебное пособие. – М.: Просвещение,1978

8. Павлик В.І. Покличте нас у турпохід. – К.: Здоров*я, 1991

9. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристических походов. – М.: Профиздат, 1987

10. Сергеев В.Н. Туризм и здоровье. – М.: Профиздат, 1987

11. Туристичний довідник «Моя Луганщина»

Маршрут выходного дня.
Для родителей с детьми 4-5 лет.

Автор работы: Воспитатель ГБДОУ № 57 Колпинского района, СПб, Козлова Оксана Владимировна.
Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений для работы с родителями.
Задачи : Познакомить с родным городом Колпино.
Цель:
- накопление детьми впечатлений о ярких сезонных изменениях в природе;
- пополнение словаря детей за счёт названий цветов и деревьев, а также за счёт слов: пробуждение природы, почки, бутоны, ростки, первоцветы, клумба;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и бережного отношения к природе.

Уважаемые родители, предлагаю вам в один из тёплых апрельских дней отправиться вместе с детьми на прогулку в «Парк культуры и отдыха» (Чухонка) или в «Городской сад».

Прочитайте детям стихотворение о весне.
Как хорошо, что к нам пришла весна.
Она природу пробудила ото сна.
И побегут весёлые ручьи,
И защебечут снова соловьи,
И на реке растаял лёд.

Весна идёт.
Обратите внимание детей на деревья и кустарники. Постарайтесь, чтобы дети заметили их отличие друг от друга (разные стволы, цвет коры). Вместе с детьми рассмотрите почки, уточните, что у разных деревьев они отличаются. У одних они маленькие, у других набухшие, крупные, готовые вот-вот раскрыться. Разрешите ребёнку аккуратно потрогать веточки, почки, а если есть, то и листочки. Пусть они расскажут о своих ощущениях (почки и листочки липкие, клейкие, нежные)


Предложите детям найти цветы мать и мачехи. Внимательно рассмотреть цветок. Объясните ребёнку из каких частей состоит растение: стебель, лист, цветок. Заострите внимание на строении самого цветка, спросите на что похож цветок (на маленькое солнышко ярко-жёлтого цвета и много тонких лепестков – лучиков).


Послушайте пение птиц, обязательно скажите, как они называются.


Подойдите с ребёнком к водоёму, если там будут утки понаблюдайте за ними. Если вам повезёт, и вы увидите уток и селезней, объясните детям чем они отличаются (у селезня зелёная «шапочка», красивые крылья).


Посетите с детьми Городской сад.


Обратите внимание ребёнка на то, что некоторые цветы ещё укрыты, объясните почему. На других клумбах цветут первоцветы – крокусы. Посмотрите ростки ещё каких цветов появились. Возможно на клумбах будут нарциссы и тюльпаны. Покажите детям в чём их отличие (у тюльпана широкий лист и большой бутон, у нарцисса лист узкий и тонкий, вытянутый бутон).
Остановитесь с ребёнком у клумбы, где ещё ничего не посажено. Объясните, как подготавливают клумбы для посадки цветов. Советуем ещё раз посетить Городской сад летом, тогда ребёнок сможет полюбоваться разнообразием цветов.
Расскажите детям стихи о цветах.
Лишь пригрело солнце ярко,
Но ещё совсем не жарко.
Разноцветный сарафан
Одевает наш тюльпан.

Нарядились все тюльпаны
В разноцветные кафтаны,
И у каждого наряд
Очень ярок и богат!
В апреле юном, так малы
Ещё листочки были,
Когда лимонные чехлы
Нарциссы распустили.
И звёздно-жёлтый водопад,
На солнышко похожий,
Безумно радовал мой взгляд
И мамин с папой тоже!



Заканчивая прогулку, напомните детям, что весной происходит пробуждение природы, что красота природного мира радует нас и её надо беречь.

Введение

Активный отдых - лучшее средство укрепления здоровья. Отдых в пути, в движении помогает быстрее и полнее, чем "сидячий" и "лежачий" восстановить работоспособность, снять усталость, улучшить общее самочувствие. Те, кто отдает предпочтение активному отдыху, сохраняют хорошую физическую форму, не знают "модных" болезней сердечно-сосудистой системы, обладают высоким творческим потенциалом и в солидном возрасте.

Общеизвестно, что без полноценного отдыха нет и высокопроизводительного труда. К сожалению, многие, в том числе и молодежь, предпочитают комфортные условия отдыха, в привычном интерьере городских благоустроенных квартир, обязательно с телевизором, мягкой мебелью, коврами. Тем более, что к выходному приурочено множество дел. И привычный их круговорот проходит среди бетонных стен, в окружении изделий из пластмассы, в изоляции от природы.

Разумнее, полезнее и интереснее освободить себе выходной для настоящего отдыха и отправиться в маленькое путешествие.

Одной из самых доступных форм активного отдыха, одним из могучих средств укрепления здоровья являются туристские походы выходного дня.

Правильно организованный и хорошо проведенный поход укрепляет здоровье, закаляет организм, развивает силу, ловкость, выносливость, инициативу, мужество, настойчивость, дисциплинирует, активизирует в труде. В походе рождается чувство коллективизма, любви к природе, расширяется кругозор туриста, духовно совершенствуется личность каждого. Походы доступны людям любого возраста с различной физической подготовкой и разными интересами.

В условиях похода турист попадает в особую атмосферу теплоты, радушия, общения, новых знакомств, нередко обретает друзей, в кругу которых формируются и новые интересы.

В последнее время в походы выходного дня устремляется все больше молодых людей. Чем раньше "заболеть" туризмом, тем больше пользы принесет это увлечение, хотя, разумеется, начинать никогда не поздно.

Походы помогают овладеть такими полезными навыками, как ориентирование на местности, умение оказывать доврачебную помощь, передвигаться в условиях бездорожья, преодолевать преграды, переправляться через реки и овраги, ремонтировать одежду и обувь, готовить пищу на костре и т. п.

Как правило, надолго остаются впечатления от похода. Запомнится вечер у костра, особый вкус ужина, попахивающего дымком. Поднимет настроение песня, обязательно найдется среди спутников хороший рассказчик. Крепок сон на свежем воздухе в спальном мешке и походной палатке. А утром снова воодушевит, ободрит и развлечет движение, смена ландшафтов в пути. Походное самочувствие незабываемо.

Особенно необходим походный режим выходного дня тем, кто занят умственным трудом. Поэтому очень важно "мобилизовать" в поход педагогов и врачей, инженеров и техников, работников науки и культуры, партийных и хозяйственных органов и т. д. А для этого важно регулярно в воскресные и праздничные дни, зимой и летом, весной и осенью, в любую погоду организовывать активный отдых. Лучший вид отдыха это туризм, истинное воплощение культуры свободного времени.

Туризм путь к здоровью.

Разработка маршрута

Маршрут соответствует цели похода - длительное общение с природой, активное передвижение, радость неформального дружеского общения, возможность прекрасно отдохнуть от повседневных забот, от «шума городского», получить отличный заряд бодрости и закалки делают туристские походы лучшим видом отдыха выходного дня.

Поход будет проходить 1-2 сентября 2007 года. Маршрут линейный, пройдет по Луганской области, Свердловскому району:

Бирюково - Калининский

Группа отправляется в поход выходного дня первой категории сложности, который продлится 2 дня (2 дня и 1 ночь).

Расчет похода

В среднем планируется проходить 17,5км.

За весь поход будет пройдено 35км.

1.09.2007 6.00. Выезд из Свердловска в пос.Бирюково

6.30. Начало похода: пос.Бирюково с.Братское

с.Дарьино-Ермаковка (ночевка).

За день будет пройдено 15км.

2.09.2007 с.Дарьино-Ермаковка с.Карпово-Крепенское

пос.Калининский. За день будет пройдено 19.7км

В 19.00 выезд из пос.Калининского в Свердловск.

Распорядок дня

6.00 7.00 подъем дежурных.

8.00 общий подъем.

8.30 9.00 завтрак.

10.00 выход на маршрут

15.30 выход на маршрут.

19.00 остановка на ночлег.

22.00 23.00 отбой.

Распределение обязанностей

Участвовать в походе могут все желающие независимо от возраста. Можно идти с товарищами по работе, членами семьи, друзьями и знакомыми. Очень важно включить в группу опытных туристов, способных передать свой опыт новичкам.

Туристский коллектив немыслим без руководителя, без соблюдения строгой дисциплины (обязательной для каждого члена группы!), без выполнения определенных обязанностей на маршруте и на привалах.

  1. Руководитель группы Дубровин Артем Анатольевич.

Назначается советом физкультуры предприятия. Он обязан обеспечить подготовку группы к походу, поддерживать дисциплину и порядок в коллективе, обеспечить выполнение пели похода. Руководитель несет ответственность за соблюдение правил организации и проведения походов, выполнение требований Закона об охране природы, за безопасность туристов, сохранность полученного снаряжения и правильное расходование подотчетных денежных средств.

Руководитель должен быть политически грамотным и культурным, пользоваться авторитетом в коллективе, быть способным организатором и опытным туристом, чутким и заботливым товарищем, должен знать маршрут, иметь карту или схему маршрута, хорошо ориентироваться на местности.

Руководитель пользуется правом единоначальника, и его указания о порядке движения, взаимопомощи, выполнении поручений обязательны и должны выполняться безоговорочно. В случае необходимости он имеет право изменить маршрут или прервать поход.

Своим личным примером руководитель должен воспитывать участников похода, учить их соблюдать лучшие туристские традиции.

Если группа во время похода наметила посетить исторические памятники или другие экскурсионные объекты, руководителю следует предварительно познакомиться с ними, почитать о них или получить консультацию в соответствующей организации, чтобы во время осмотра рассказать о них участникам похода. Накануне похода руководитель проводит собрание группы, на котором распределяются обязанности и решаются все организационные и хозяйственные вопросы.

2. Заместитель руководителя Дубровин Андрей Анатольевич. Избирается из числа опытных и уважаемых участников похода. Его распоряжения также обязательны для группы, ибо он действует в соответствии с решением руководителя. В его обязанности входит помогать руководителю поддерживать должную дисциплину и порядок, разбирать и устранять конфликты между участниками.

Главная задача заместителя создать единый здоровый, монолитный коллектив, проникнутый духом дружбы, товарищества и взаимной выручки, без чего немыслим поход.

  1. Завхоз группы Сидельникова Лариса Сергеевна.

Энергичный, расторопный и аккуратный турист. Отвечает за питание и снаряжение, ведет их учет, распределяет продукты и снаряжение по рюкзакам, составляет меню, заботится о пополнении продуктов в пути. От завхоза во многом зависит успех похода. Поэтому к его выбору надо относиться очень серьезно.

Завхоз назначает дежурных для приготовления пищи, выдает им продукты согласно меню. В помощь ему обычно выделяются 2-3 туриста.

4.Казначей Малыхина Яна Васильевна.

Производит все денежные расчеты. Собирает у туристов деньги на питание, прокат снаряжения, транспорт. Приобретает проездные билеты. Казначей обязан вести строгий учет расходов и в любое время по требованию участников должен полностью отчитаться за израсходованные средства,

5. Врач группы Авершина Ольга Всеволодовна.

Назначается руководством поликлиники из числа штатных медицинских работников. Должен иметь походную медицинскую аптечку с набором медикаментов, необходимых для оказания первой помощи при травмах и заболеваниях. В походе врач не только оказывает первую помощь, но и старается предупредить заболевания. Следит, чтобы участники не натерли ноги, чтобы не было ожогов, солнечных и тепловых ударов.

Если врача не окажется, его обязанности добровольно берет на себя один из членов группы. До похода он обязательно должен получить специальную медицинскую консультацию у врача поликлиники.

6. Фотограф Стрельцов Игорь Николаевич.

Им может стать любой турист, имеющий фотоаппарат и знакомый с техникой фотографирования. Взять с собой фотоаппарат с запасом пленок может каждый фотолюбитель. Диапазон туристских походных сюжетов необычайно широк. Исторические и архитектурные памятники, интересные объекты природы, своеобразие населенных пунктов, а рядом - товарищи по работе в походной экипировке. Совместные привалы, обеды, разбивка бивака, купание все это очень выразительно получается на походных фото, радует туристов, помогает им вспомнить обстоятельства путешествия.

7.Ответственный за ремонт снаряжения Мележик Андрей Петрович.

Распоряжается инструментами и материалами для ремонта (технической аптечкой), хранит их. При необходимости ремонтирует снаряжение самостоятельно или привл

Научно-познавательный или экологический туризм считается одним из перспективных направлений развития туристического бизнеса. Но если в Европе этот вид отдыха стал популярным достаточно давно, в России он только начинает интенсивно развиваться. Путешествия по экологическим тропам, помимо познавательной цели, имеют природоохранную и воспитательную задачи.

В городах экотропы прокладываются на особо охраняемых природных территориях. Их доступность привлекает большое количество посетителей, это прекрасная возможность не только для ознакомления детей и взрослых с ландшафтными особенностями парков и заказников, своеобразием их флоры и фауны, но и для обучения горожан правилам поведения на природе и воспитания бережного к ней отношения.

История с географией

Первая экологическая тропа была организована в национальном парке на востоке США. Пешеходный маршрут длиной 3 тысячи 300 километров, пролегавший через Аппалачи от штата Мэн до штата Джорджия, принял туристов в 1922 году. Позже экотропы стали создаваться в Европе.

В России впервые пешеходная тропа появилась в 1916 году. По указанию князя Л.С.Голицына ее вырубили в Крымских скалах, в 7 километрах от Судака. С тех пор эту тропу с каменными лестницами, смотровыми площадками и неповторимыми видами на море называют Голицынской. Особенно живописна ее прибрежная часть. Тропа начинается в поселке Новый Свет, ее длина - 5 тысяч 400 метров.

Широкое распространение познавательные экологические маршруты получили на территории бывшего СССР в начале 60-х годов прошлого века, причем в Эстонии они пользовались особой популярностью. Сегодня практически все зеленые территории этой Прибалтийской страны имеют тщательно спланированные сети экологических троп. Наиболее известны тропы Первого национального парка Эстонии Лахемаа с двухсотлетними борами, ледниковым рельефом и озерами.

Интересны экологические тропы соседней Литвы: «Тропа зверей» с оригинально оформленными, стилизованными под различных животных пунктами-остановками, и тропа «Солнечная», где все сооружения выполнены из неделовой древесины.

В России первыми над созданием экологических троп потрудились студенты и преподаватели Московского и Уральского университетов. Именно они в начале 70-х проложили экологические маршруты в окрестностях Москвы и Екатеринбурга. Благодаря работе московских школьников в Измайловском парке появилась «Тропа следопытов», а на западной окраине столицы - экологическая тропа «Матвеевский лес».

Типы экологических маршрутов

Создание экологических троп преследует две цели - эколого-просветительскую и природоохранную. Информация, усвоенная в обстановке максимальной наглядности, способствует повышению экологической грамотности и культуры посетителей. Прокладка экотроп обеспечивает соблюдение природоохранного режима в заказниках и заповедниках, локализуя потоки посетителей на конкретных маршрутах.

Каждый экологический маршрут имеет свое назначение, в соответствии с которым выделяют основные группы экологических троп.

Учебные экологические тропы - маршруты для экологического образования длиной до двух километров, экскурсия по ним длится не более 3-3,5 часа. Они оборудуются указательными знаками и информационными стендами. Такие тропы предназначены не только для школьников, их посетителями могут быть люди любого возраста.

Познавательно-прогулочные тропы, или тропы «выходного дня», протяженностью от 4 до 8 километров, на которых туристы либо с экскурсоводом, либо самостоятельно изучают особенности местной природы.

Познавательно-туристские тропы пролагают в охранных зонах заповедников или в туристических зонах национальных парков, их длина измеряется десятками, а иногда и сотнями километров. Путешествие по ним может длиться от нескольких дней до нескольких недель.

Экотропы в городах

В городах экологические маршруты организуют на особо охраняемых природных территориях. Специально оборудованные маршруты экологических троп проходят через различные экосистемы и знакомят горожан с объектами, имеющими эстетическую и природоохранную ценность.

Особое внимание уделяется образовательной составляющей экомаршрутов - информационным щитам, на которых размещаются сведения о флоре, фауне, процессах и явлениях, присущих конкретным природным комплексам.

Как правило, маршруты прокладываются по сложившейся дорожно-тропиночной сети с учетом живописности растительного покрова и визуальной контрастности сочетания экосистем различных типов.

При выборе маршрута предпочтение отдается ландшафтам с чередующимися открытыми и залесенными пространствами, причем уголки нетронутой природы должны сменять участки, подвергшиеся антропогенному воздействию. Этот прием дает возможность их сравнения, а также позволяет оценить последствия влияния человеческой деятельности на окружающую среду.

Особое внимание уделяется проектированию доступности экотроп, созданию удобных подходов и подъездов к началам и концам маршрутов.

Основные этапы организации экологического маршрута:

  • формулировка целей и задач, решаемых при проектировании экомаршрута;
  • определение продолжительности, протяженности и тематики маршрута в соответствии с категориями потенциальных посетителей;
  • оценка экологической емкости и предельной нагрузки маршрута;
  • прокладка маршрута с учетом продолжительности и сложности прохождения;
  • проектирование с учетом возможности использования маршрута как в летний, так и в зимний периоды;
  • обеспечение транспортной доступности входов и выходов маршрута;
  • разработка информационного обеспечения маршрута (плакаты, аншлаги) и маркирование экотропы (указатели, маркировочные знаки).

Столичные экомаршруты

В Экологической доктрине города Москвы развитие системы экологического образования и просвещения является одним из перспективных направлений, которое предусматривает создание и обустройство экскурсионных экологических троп на территориях всех природных, природно-исторических и экологических парков, природных заказников и крупных памятников природы.

Сегодня в столице существует несколько экологических троп в Измайловском парке, в природном заказнике «Воробьевы горы», в природно-историческом парке Кузьминки - Люблино. С августа этого года открыт для посещения экомаршрут в природном парке Серебряный бор.

Сейчас в комплексном заказнике Петровско-Разумовский готовится к открытию «Тропа юных лесоводов», предназначенная для знакомства школьников с лесными профессиями. На территории природного парка «Долина реки Сходни» в Куркино проводятся экскурсии по необорудованному экомаршруту «Куркинское кольцо», начаты работы по оформлению и благоустройству 1-й очереди экологической тропы.

Специализированные экотропы

В последнее время во многих европейских странах создаются специализированные экотропы, предназначенные для маломобильных групп населения и людей с ограниченными возможностями восприятия окружающего мира.

В 2006 году экоцентр «Заповедники» по просьбе Института профессиональной реабилитации Всероссийского общества слепых «Реакомп» разработал проект экологической тропы «Прикосновение к природе», предназначенный для незрячих и слабовидящих людей. К сегодняшнему дню обустроен только двухсотметровый модельный участок маршрута. К сожалению, отсутствие бюджетных средств тормозит реализацию проекта.

С июля этого года благотворительный фонд «Качество жизни» в рамках социально-адаптационной программы «Мосты в природу» проводит в заказнике «Воробьевы горы» экскурсионные программы с элементами коррекционных игр для детей, имеющих проблемы с передвижением и восприятием. Игры на природе эффективно развивают чувство пространства, дети перестают бояться перемещений и учатся ориентироваться во внешней среде.

Программа «Мосты в природу» предусматривает адаптацию уже существующих экологических маршрутов для детей с ограниченными возможностями. Для детей, передвигающихся на колясках, организованы въездные пандусы в беседки и на смотровые площадки, установлены специальные знаки, комментирующие сложность прохождения трассы. Для слабовидящих детей поставлены дополнительные поручни и ограждения, маркировка маршрута выполнена ярко-желтой линией, скоро на плакатах появится информация, набранная шрифтом Брайля. В ближайшем будущем планируется создание сенсорной тропы: дети смогут самостоятельно пройти по маршруту несколько десятков метров, держась за канат, натянутый между деревьями.

Проектные проработки

Институт экологии города разрабатывает проект прогулочно-познавательной экотропы «У истоков рек», которая будет проложена по восточной территории ландшафтного заказника «Теплый Стан». Ее посетителям представится возможность выбора пешеходных маршрутов - полного, протяженностью 4 тысячи 120 метров, он займет 3-3,5 часа, или сокращенного, его длина составит 2 тысячи 30 метров, а время прохождения - 1,5-2 часа.

Экологическая тропа «У истоков рек» будет оснащена не только традиционными информационными щитами и указателями, на ней планируется разместить ботаническую площадку, подкормочную площадку для птиц и лесных обитателей и детскую этнографическую площадку «У трех дубов».

Ю.А.Баранникова, к.г.н.


Маршрут тропы «Войди в природу другом» пролегает вдоль берега Верхнего Кузьминского пруда


Маршрут экотропы «У озера Бездонного» в Серебряном бору имеет кольцевую структуру, его протяженность - 1 тысяча 237 метров. Основной объект осмотра - самое крупное в Москве тростниковое болото-пруд Копань. Вдоль тропы размещены домики и кормушки для птиц, устроены вольеры для цапель и коршунов.


Экотропа в природном заказнике «Воробьевы горы» включает три экомаршрута: «На склонах Воробьевых гор», «Андреевские пруды» и «Террасы Воробьевых гор».


Фонд «Качество жизни» провел по экологической тропе на Воробьевых горах 50 специализированных экскурсий, их посетили более тысячи детей. Специалисты благотворительного фонда готовят к изданию «Методические рекомендации по организации и проведению коррекционно-развивающих занятий на природе для детей с ограниченными возможностями здоровья», а также снимают учебный фильм об особенностях проведения экскурсий для детей-инвалидов.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 58

Проект в рамках перспективы развития туризма в Бурятии

Байкальский форум

« Тропою первопроходцев станции Дивизионная»

Ученик 9 класса

Руководитель: Вольская Н.Ф.

Улан-Удэ 2013

Пояснительная записка

Походы, являются важной формой воспитания молодого поколения, так как предоставляет широкий простор для творчества школьников. Походы могут помочь в изучении таких предметов как биология, география, история, рисование. Изучая объекты истории, культуры и природы малой родины, дети приобретают навыки бережного отношения к природе. Стоит сказать, что любовь к родному краю у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Кроме этого поход способствует оздоровлению и физическому развития детей и молодежи.

Несмотря на то, что ландшафт Улан-Удэ окружен лесом. На самом деле горожанам негде отдохнуть. Популярным местом для отдыха горожан считалась местность Верхняя Березовка. Но надо сказать, что сейчас это место нельзя назвать экологически чистым. Близость автотрассы, широкое распространение ресторанов и коммерческих мест отдыха, строительство жилой зоны все это не способствует уединенности отдыхающих от городской суеты.

В свою очередь, наш микрорайон великолепно подходит для отдыха горожан. Не тронутая человеком природа, вблизи города. История поселка, начавшего свое рождение еще в XIX веке. Исторические объекты, представляющие интерес для краеведов, историков, литераторов - все это может вызвать интерес у населения нашего поселка, города Улан-Удэ, а возможно и нашей Республики.

Так возникла идея создания туристического маршрута «Тропою первопроходцев станции Дивизионная», который бы сочетал в себе отдых, познание и творчество во время движения через остановки исторического, экологического и духовного направлений. Причем маршруты мы опробовали сначала на своей школе № 58, а теперь, хотим попытаться предложить свой проект для жителей нашего города и Республики.

Это предполагает специальное оборудование туристической тропы, на которой мы проводим экскурсии и внеклассные мероприятия, выполняем полевые практикумы и лабораторные работы по истории и географии, биологии и экологии, а так же проводим беседы о толерантном отношении к разным религиям в нашей Республике Бурятия.

Наш проект « » - это программа реальных действий, в основе которой лежат несколько актуальных социальных проблем. Это и экологическое состояние окружающей среды, и отношение населения к истории родного края, воспитание культуры здорового и активного отдыха. Реализация нашего проекта будет способствовать по нашему мнению улучшению социальной ситуации в нашем микрорайоне.

Цель и задачи проекта:

Цель: Продолжитьсоздание туристический маршрута «Тропой первопроходцев станции Дивизионная» для развития историко-экологического туризма в регионе.

Задачи:

    Проанализировать проблемы экологического состояния маршрута;

    Ознакомить население с проектом « Тропой первопроходцев станции Дивизионная»;

    Изучить общественное мнение об отношении населения к данному проекту;

    Сформулировать критерии оценки результативности проекта;

Целевая аудитория проекта:

    Школьники и педагоги школы № 58;

    Родители учащихся;

    Учащиеся и педагоги школ г. Улан-Удэ;

    Туристические группы из районов Республики;

    Служащие воинских частей ст. Дивизионная.

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

    Анализ проблемы экологического состояния маршрута;

    Проведение социологического опроса - изучение общественного мнения по проблеме;

    Формирование общественного мнения среди учащихся и жителей поселка для благоприятного отношения к нашему проекту;

    Информационное сопровождение проекта через Интернет сайт школы № 58, сайт ДК п. Вагжанова, социальные сети, встречи с представителями различных групп населения.

Основной этап:

    Оформить карту маршрута с указанием объектов на туристическом маршруте;

    Разработать темы экологических маршрутов;

    Разработать темы познавательных маршрутов;

Особенности проекта

    Краеведческое направление проекта;

    Выбор ключевой проблемы «Экологическое состояние окружающей среды»;

    Социологические исследования как ключевой фактор формулирования темы проекта;

    Взаимодействие с общественностью;

    Проект тесно связан с учебной деятельностью, подразумевает также и внеклассную работу, работу систем дополнительного образования, детских творческих организаций;

    Проект рассчитан на долгосрочную перспективу при условии поддержки социума;

    Работа как командная, так и индивидуальная;

    Обучающая и воспитательная функция (направленность) проекта;

    Мотивация школьников работе над проектом, интерес;

    Для преподавателей координация действий по реализации проекта;

Основные принципы:

    Добровольность;

    Учет возрастных, психологических, творческих особенностей;

    Особенности региональные, местные;

    Интеграция учебной и внеклассной деятельности;

    Системность.

Ценности формируемые у учащихся в ходе реализации проекта:

    Активное участие в общественной жизни;

    Патриотизм;

    Стремление к самообразованию и развитию;

    Толерантность;

    Семейные ценности;

Участники проекта

    Учащиеся школы

    Учителя школы

    Родители учащихся

    Жители микрорайона ст. Дивизионная.

Ожидаемые результаты реализации проекта

    Знакомство и изучение национальных культурных традиций, истории, природы родного края.

    Сохранение природы, местных достопримечательностей;

    Взаимодействие школьников и жителей поселка, их взаимообогащение при общении,

    Развитие личности (необходимость повышать знания, умения, навыки командной работы)

    Улучшение социально-психологического климата в семьях учеников и на территории поселка;

Приложения

  1. Схема расположения туристической тропы « Тропой первопроходцев станции Дивизионная»

  2. Сводный паспорт на маршруты «Тропой первопроходцев станции Дивизионная»;

  3. Паспорт темы экологического маршрута « Тропой первопроходцев станции Дивизионная»;

    Паспорт темы познавательного маршрута « Тропой первопроходцев станции Дивизионная».

Историческая справка

В самом конце 19 века, когда русский империализм прокладывал пути для завоевания Манчжурии, началось строительство Транссибирской магистрали. Началась стройка в 1892 году. Всё строительство от Челябинска до Владивостока заняло более 14 лет. Строительство велось одновременно, с Запада: от Челябинска до Иркутска и с Востока: от Владивостока до Иркутска. Наиболее сложным участком оказалось строительство Кругобайкальского участка. Здесь пришлось пробить более 30 тоннелей. Графики работы были жёсткие. Приближалась война с Японией. Молодое империалистическое государство хищнически захватывает земли Приамурья, подтягивает свои войска к Манчжурии, а флот вплотную подошёл к Порт-Артуру. Нужно было срочно заканчивать строительство железной дороги, укреплять тыл, заканчивать строить гарнизонные казармы, помещения для госпиталя.

Царское правительство приняло решение о комплектовании строительных отрядов из числа вольнонаёмных рабочих, живущих в Восточно-Европейских районах и на Урале. Первые отряды рабочих строителей в нашем крае в конце 90-х годов 19 века. Вторая группа отрядов прибыла в 1902-1905 годах. Высаживались западнее Верхнеудинска прямо в тайге. Железнодорожной станции ещё не было. Группировались по специальностям: лесорубы, каменщики, слесари, плотники, каменотёсы, клепальщики, свайщики. Их задача была расчистить от тайги площади для строительства госпитальных казарм. Наёмных рабочих как правило не посвящали в условия предстоящей жизни, скрывали трудности. Они не получали контракты на руки. В договорах не указывалась часовая норма рабочего дня. Они должны были сами построить себе жильё и обзавестись лошадью. Работали от темна дотемна. Труд был не механизированным.

Отсутствие медицинской помощи уносило сотни жизней в каждый строительный сезон. Среди строителей Кругобайкальского участка железной дороги было много политических ссыльных. Главной же задачей царского правительства была задача выстроить госпитальные казармы. Место было выбрано около Верхнеудинска, в восьми километрах на Запад, в пойме реки Селенга. Рядом протекала речка Нижняя Берёзовка. Место было лесистое, что было важно для строительства деревянных домов. На строительство будущего гарнизона тщательно отбирали рабочих. Учитывалась специальность, опыт работы, мастерство. Рабочим было разрешено вызвать на их новое место жительства семьи. Артельным способом рабочие ставили небольшие избы. Сначала улица строителей была вдоль железнодорожного полотна по берегу Селенги. Но позднее из-за частых затоплений дома перенесли на гористую часть поймы Селенги, где официально в 1911 году был основан посёлок Нижняя Берёзовка. Главную улицу посёлка назвали Гарнизонная. Строительство гарнизона велось с 1904 года по 1906 год.

_____________________________________________________________________

Наш проект называется «Тропою первопроходцев станции Дивизионная »

Цель: Продолжитьсоздание туристического маршрута «Тропой первопроходцев станции Дивизионная» для развития историко-экологического туризма в регионе.

Ежегодно выходя на день здоровья в распадок, проводя экологические десанты в окрестностях поселка, мы сталкиваемся с живой историей. Краеведами нашей школы собран богатейший материал об истории посёлка. На материалах собранных учениками основан наш школьный музей. Несмотря на то, что в музее очень хороший материал практического применения он не имеет. Многие исторические факты нашего поселка не знают даже наши родители. Мы подумали: «А почему бы не проводить экскурсии, походы по историческим местам, о которых мы мало знаем, используя материалы наших краеведов». Проходя по историческим местам, мы не могли не отметить их плачевное состояние на сегодняшний день. Первая проблема это свалки, поэтому мы не ограничились только историческим направлением проекта, поскольку ходить и изучать историю на свалках не очень приятно. Поэтому к исторической направленности нашего проекта была сделана поправка историко-экологическая.

Задачи (слайд)

    1. В подготовительном этапе мы проанализировали проблемы экологического состояния маршрута.

      Дальнейшее ознакомление населения микрорайона с проектом « Тропой первопроходцев станции Дивизионная» через сайт школы, нашу школьную газету, существует ссылка на сайте ДК п.Вагжанова социальные сети, встречи с представителями различных групп населения для дальнейшего сбора исторической информации.

      Изучено общественное мнение об отношении населения к данному проекту; Было опрошено 100 респондентов. Анализ опроса показал, что жители поселка только положительно относятся нашему проекту.

      На сегодняшний день мы оформили карту маршрута с указанием объектов на туристическом маршруте;

      Разрабатываются темы экологических маршрутов;

      Разработаны темы познавательных маршрутов;

      Критериями оценки результативности проекта будут служить семейные походы жителей нашего микрорайона. Ну а в долгосрочной перспективе превращение нашего микрорайона в туристическую мекку.

По четвертой задаче оформление маршрутной карты нашей тропы:

Я не буду перечислять все пункты, которые указаны на карте за неимением времени. Хочу остановиться лишь на некоторых «Место, где была пристань». Проводя в указанном месте экскурсию, мы отмечаем, насколько хрупка природа земли. Полноводная река Нижняя Березовка когда-то была судоходной и по ней ходили корабли. Эти корабли причаливали на пристань, перевозя грузы с одного берега на другой для кирпичного завода. Что мы имеем сейчас? Высохшее русло реки, именуемое в народе «Переплюевка». Исследований не проводилось, почему исчезла река и многочисленные родники, но предположительно, в 70-е годы военные решили расширить родники и взорвали гору. Вода и ушла, а ведь в начале 19 века в гарнизоне были артезианские колодцы.

Дома офицеров царской армии . Во время русско-японской войны в военном городке нашего поселка, который ранее назывался Нижняя-Березовка были построены солдатские казармы и двенадцать первоклассных по тому времени госпиталей для командного состава. Их до сих пор их называют «красные Николаевские казармы». Причем кирпич был сделан на местном заводе, здание которого, сейчас, представляет из себя развалины.

Памятник воинам интернационалистам Исторические события, произошедшие на станции Дивизионной важные вехи в истории Бурятии и России. Крупное сражение частей Прибайкальского фронта и отрядов интернационалистов, которые были присланы в Бурятию в 1917 году для установления советской власти на территории Бурят-Монгольской республики.

Субурган на горе Дивизионной, воздвигнутый в 2004 году буддистами и неподалеку православный крест , сооружённый жителями посёлка. Все это свидетельствует о толерантности двух религий: буддизма и православия.

Мы не можем быть «Иванами, не помнящими родства», поэтому для нас важно, где мы живём, кто здесь жил когда-то и как жил. Для нас важна и история, и природа нашего края. Идя вдоль теперешнего ручья, оставшегося от речки, горной, бурливой, широкой, мы увидим небывалую красоту природы родного края. Многое можно рассказать о растительности, о животных, о том, что во время пожаров в посёлок выходят косули, зайцы, даже медведи. Местные охотники иногда рассказывают о забавных случаях в тайге. А известный геолог Ковалевский … убеждён, что золота близ Дивизионной очень много, потому что золото там, где красная глина. Жители посёлка высокую гору называют «головой», уж очень она похожа на голову богатыря. Здесь и сейчас берут камень для строительства. Используя только несколько точек нашего маршрута, можно провести экскурсию и по экологии, растительному и животному миру тайги. Приглашаем всех вас в путешествие по неизведанному. Вперёд, друзья, нас ждут открытия!