Лицом своего должностного положения вопреки. Использование служебного положения ук рф. Отсутствие состава преступления при использовании положения руководителями организаций

1. Злоупотребление властью или служебным положением, то есть умышленное, из корыстных побуждений

либо в иных личных интересах или в интересах третьих

лиц, использование должностным лицом власти либо служебного положения вопреки интересам службы, если оно

причинило существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан или государственным либо общественным интересам, или интересам юридических лиц, наказывается исправительными работами на срок до

двух лет или арестом на срок до шести месяцев, или

ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением

права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. То же деяние, если оно повлекло тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от пяти до

восьми лет с лишением права занимать определенные

должности либо заниматься определенной деятельностью

на срок до трех лет.

3. Действия, предусмотренные частями первой или

второй настоящей статьи, если они совершены работником правоохранительного органа,наказываются лишением свободы на срок от пяти до

двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества.

Примечание: 1. Должностными лицами являются лица, постоянно либо временно осуществляющие функции

представителей власти, а также занимающие постоянно

либо временно на предприятиях, в учреждениях либо

организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных

обязанностей, или выполняющие такие обязанности по

специальному полномочию.

2. Должностными лицами также признаются иностранцы или лица без гражданства, выполняющие обязанности, указанные в пункте 1 настоящего примечания.

3. Существенным вредом в статьях 364, 365, 367, если

он заключается в причинении материального ущерба, считается такой вред, который в сто и более раз превышает

не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

4. Тяжкими последствиями в статьях 364-367, если

они заключаются в причинении материального ущерба,

считаются такие, которые в двести пятьдесят и более

раз превышают не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

1. Злоупотребление властью или служебным положением признается преступлением при наличии трех признаков в их совокупности:

а) использование должностным лицом власти или

должностного положения вопреки интересам службы;

б) совершение такого деяния из корысти и иной личной заинтересованности или в интересах третьих лиц;

в) причинение такими действиями существенного

ущерба интересам отдельных граждан, государственным и общественным интересам или интересам юридических лиц.

Отсутствие одного из указанных признаков свидетельствует об отсутствии состава преступления, предусмотренного ст. 364.

2. С объективной стороны преступление выражается в

двух формах:

1) злоупотребление властью;

2) злоупотребление служебным положением.

Злоупотребление властью представляет собой умышленное использование должностным лицом, имеющим властные полномочия, вопреки интересам службы, своих прав

в отношении предъявления требований и принятия решений, обязательных для исполнения иными физическими

или юридическими лицами. Злоупотреблять властью может как представитель власти, так и должностное лицо,

исполняющее организационно-рапспорядительные функции, поскольку последний также имеет властные полномочия, которые распространяются лишь на подчиненных

Злоупотребление служебным положением - это какое-либо умышленное использование должностным лицом своих прав и возможностей, связанных с должностью,

вопреки интересам службы

Злоупотребление властью или служебным положением предполагает наличие взаимосвязи между должностным положением виновного и его поведением, которое

выражается в незаконных действиях или бездействии.

Должностное лицо при злоупотреблении в какой-либо форме стремится воспользоваться своим должностным положением, которое предполагает как наличие предусмотренных нормативными актами полномочий, прав и обязанностей, так и наличие фактической возможности, которая

Поэтому злоупотребление может быть совершено не только по месту работы

виновного, но и в иных предприятиях, учреждениях или

организациях.

Использование служебного положения вопреки инте(ресам службы предусматривает совершение должностным

((служебным) лицом таких действий, которые нарушают

служебные обязанности и противоречат интересам государственной службы, интересам предприятия, учреждения

или организации.

Под интересами службы понимаются интересы государства вообще, и, кроме этого, интересы предприятий, учреждений или организаций, которые не противоречат, не

противопоставляются интересам государства. При этом

понятие -интересы службы- нельзя толковать лишь узковедомственно. Оно должно сочетаться, а не противопоставляться интересам общегосударственным. Поэтому действия, продиктованные якобы заботой о своем учреждении или предприятии и совершенные в ущерб интересам

других организаций или отдельных граждан или за счет

общегосударственных интересов, также образуют злоупотребление служебным положением.

Для наличия преступления, предусмотренного ст. 364,

необходимо также установить, что в результате допущенного должностным лицом злоупотребления властью или

служебным положением причинен существенный ущерб

государственным или общественным интересам, а также

охраняемым законом правам интересам отдельных граждан. При этом причинение такого вреда должно быть

причинно связано с совершенным должностным лицом

злоупотреблением властью или служебным положением.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Должностное лицо сознает, что, совершая указанные выше действия или бездействия, оно использует свое служебное положение вопреки

интересам службы и желает этого. По отношению к последствиям - наступлению существенного вреда интересам отдельных граждан, интересам государственных

или общественных предприятий, учреждений или организаций - психическое отношение должностного лица

может быть в форме как умысла, так и неосторожности.

Под корыстным мотивом следует понимать стремление к незаконной материальной выгоде (получение имущества или приобретение права на него, освобождение от

личных материальных затрат и т.п.).

Под иной личной заинтересованностью следует понимать как низменные побуждения виновного (месть, зависть,

карьеризм), так и желание оказать услугу родственнику

или другому близкому человеку.

4. Субъектом данного преступления может быть лишь

должностное (служебное) лицо.

Злоупотребление властью или служебным положением может быть квалифицировано по ст. 364 лишь в случае,

если ответственность за такие деяния не предусмотрена другими статьями, которые содержат специальные составы этого

преступления. Ответственность за умышленное неиспользование (или за ненадлежащее использование) должностным лицом предоставленной ему власти предусмотрена

такими статьями УК, как ст. 212 (уклонение от уплаты,

налогов, сборов, иных обязательных платежей), ст. 382 (неисполнение судебного решения), ст. 284 (неоказание помощи судну или лицам, терпящим бедствие) и т.п.

29 июня 2016 года Дума г. о. Сызрань приняла поправки в Устав города, согласно которым чиновник администрации после своего увольнения продолжит получать зарплату еще целый год.

Федеральное Законодательство определяет слово коррупция как: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег , ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Вчера, 29 июня, на повестке дня у депутатов сызранской городской думы стояло 6 вопросов. Один из вопросов на более детальное обсуждение поднял только депутат от «ПАРТИИ РОСТА» Александр Неронов. Связна данная тема с так называемыми «золотыми парашютами». При более детальном разборе вопроса выяснилось, что депутаты решили внести изменения в Устав города и добавить в него несколько пунктов, касающихся компенсаций для муниципальных служащих. Звучат эти изменения следующим образом: «Депутату, иному выбранному должностному лицу, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, после окончания срока полномочий ежемесячно выплачивается денежная компенсация в размере их должностного оклада до устройства на новое место работы (службы), но не более одного года со дня прекращения полномочий, в порядке, установленным Решением Думы г. о. Данная выплата осуществляется в случае, если не установлена доплата к страховой пенсии в соответствии с абзацем 2 настоящей статьи».

Что имеем?

Теперь муниципальные служащие, которые трудятся на постоянной основе, при их увольнении будут на протяжении целого года получать свою заработную плату. Спрашивается - за какие такие заслуги?

Давайте представим, что у вас семья из 4 человек, которая состоит из вашей второй половинки и ваших совместных детей. Вы работаете по 8 часов в сутки на заводе и получаете за свои старания 12-15 тысяч рублей. Ваша вторая половина зарабатывает чуть больше, около 18-20 тыс. рублей. Вам надо платить за услуги ЖКХ, одевать, кормить и растить детей, которые еще только научились ходить и говорить. Младшенький ходит в детский сад, а старший перешел во второй класс. И вам, чтобы его подготовить к новому учебному сезону, требуется порядка 10 тысяч рублей (и это если очень экономить). То есть почти вся зарплата уйдет на одного ребенка. Но это еще полбеды, вас решили сократить на работе, и вы теряете свое место. Хоть копейки, но все же вы их получали. Что вы будете делать при таком раскладе? Конечно, бежать в Центр занятости населения и вставать на учет по поиску нового места работы. Если вам удастся своевременно встать на учет, то у вас есть три месяца, чтобы подыскать себе новое место работы.

Но что если вы не смогли встать на учет и никаких денежных компенсаций вам не будет поступать от государства? Что делать в таком случае? Каждый решает эту задачу как умеет.

Теперь давайте представим, что вы не рабочий на заводе, теперь вы должностное лицо, работающее на администрацию города. Ваша зарплата доходит до 50-60 тыс в месяц. Вас, к примеру, сократили или вы решили сами уволиться. Что вы будете делать в таком случае? Да что угодно, но точно не беспокоиться о деньгах на протяжении целого года. Потому что вам будут на протяжении целого года выплачивать заработную плату, которая у вас была до ухода с занимаемой должности.

Спрашивается, в чьих интересах принимаются такие изменения в городской Устав? Сотрудники редакции вышли на улицу и опросили сызранцев, как они считают, такие поправки соответствуют интересам общества и интересам государства?

Ответы были эмоциональными и богатыми на содержание. К сожалению, большинство из них мы не имеем права печатать.

Тем не менее, сотрудники редакции умолчали, что помимо «золотого парашюта» на год чиновники получат еще и добавку к страховой пенсии. За что, к примеру, Олег Егоров, о деятельности которого мы писали в своей статье под названием « », должен получать такие богатые вознаграждения?

Пожалуй, стоит отметить, что, когда этот вопрос поставили на голосование, 15 депутатов поддержали эти поправки, 4 воздержались и всего два человека проголосовало против таких щедрых подарков для городских чиновников.

Одним из них был депутат от «ПАРТИИ РОСТА» Александр Неронов. Редакция обратилась к нему с просьбой рассказать, почему он проголосовал против таких поправок; и вот что нам ответил Александр Неронов: «Сейчас на базе бывшего «Правого Дела» образованна новая политическая сила, нас возглавляет человек от команды Президента страны Борис ТИТОВ, уполномоченный по делам предпринимателей при Президенте России. Новая «ПАРТИЯ РОСТА» состоит из профессионалов своего дела, будь то врач или военный, экономист или простой предприниматель, и всех нас объединяет в первую очередь любовь к своей стране и мысли об ее благополучии. А как можно говорить о благополучии, если у нас «золотые парашюты» кругом? В чьих интересах принимались данные поправки, понятно, также понятно, что точно не в интересах страны и ее населения. Сейчас настали такие времена, когда пора уже и уметь экономить, и оптимизировать все денежные потоки в стране. А у нас…..

Именно поэтому наша «ПАРТИЯ РОСТА» против такого расточительства».

Уважаемые читатели, а вы согласны с нами и с мнением Александра Неронова? Свои ответы можете присылать нам в редакцию.

В законе установлена ответственность за использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 285 УК).

Объективная сторона этого преступления заключается в том, что должностное лицо незаконно использует свои служебные полномочия и предоставленные ему права и вследствие этого причиняет существенный вред гражданам, организациям, обществу или государству. Такое использование может быть осуществлено как путем действия, так и путем бездействия должностного лица, которые связаны с осуществлением им своих прав и обязанностей по службе.

Совершенными вопреки интересам службы признаются такие действия, которые противоречат целям и задачам, возложенным на данный государственный или муниципальный орган. Судебная практика сталкивалась со случаями, когда должностное лицо допускало известные нарушения служебных инструкций, но делало это ради достижения успехов в деятельности соответствующего учреждения. Так, К. заключил договор с бригадой строителей, завысив в нем сумму оплаты, и для того, чтобы выплатить эти деньги, составлял фиктивные наряды на невыполнявшиеся работы. Суд не признал в действиях К. состава злоупотребления должностными полномочиями, установив, что он действовал в интересах службы, поскольку за меньшую оплату строителей найти было невозможно1.

Нельзя признать злоупотребления и в том случае, когда должностное лицо, стремясь достигнуть общественно полезного результата, идет на определенный риск, например меняет профиль продукции, но в конечном счете предприятие терпит убытки вследствие не поставленного вовремя оборудования2. И в этом случае должностное лицо не совершает действий вопреки интересам службы, хотя его распоряжения и не привели к желаемому результату. При определенных условиях действия таких должностных лиц нужно рассматривать по правилам ст. 41 УК об обоснованном риске, исключающем преступность деяния. Состав преступления окончен тогда, когда действия должностного лица повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (см. § 1). Наступившие последствия должны находиться в причинной связи с совершенными должностным лицом действиями (бездействием). Признак «существенности» вреда - оценочное понятие, зависящее от обстоятельств конкретного дела.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление требует наличия умышленной вины и, кроме того, корыстной или иной личной заинтересованности. Умышленная вина может быть установлена в том случае, когда должностное лицо сознает, что использует свои служебные полномочия вопреки интересам службы, предвидит, что своими действиями (бездействием) причиняет вред законным интересам граждан, организаций, обществу или государству, и желает либо сознательно допускает причинение такого вреда или относится к его наступлению безразлично. За злоупотребление своим служебным положением был осужден старший инспектор С., который под видом уплаты штрафа получил от задержанной гражданки Л. деньги и присвоил их1.


«Иная личная заинтересованность» была установлена в действиях директора магазина, допустившего злоупотребление служебным положением в пользу определенного лица исходя из дружественных с ним отношений.

В тех случаях, когда злоупотребление должностным положением совершается из корыстных побуждений, встает вопрос о разграничении этого состава с присвоением или растратой чужого имущества, совершенных лицом с использованием своего служебного положения (п. «в» ч. 2 ст. 160). Различие заключается в том, что при присвоении и растрате должностное лицо завладевает чужим имуществом (в любой форме), обращая его в свою собственность или собственность другого лица, а при злоупотреблении служебными полномочиями лицо лишь получает имущественную выгоду.

Субъектом преступления является должностное лицо (см. § 1).

Квалифицирующим обстоятельством, предусмотренным в ч. 2 ст. 285 УК, является совершение этого преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. Понятие этой категории лиц см. в § 1.

В ч. 3 ст. 285 УК предусмотрено особо квалифицирующее обстоятельство - наступление тяжких последствий. В соответствии с разъяснением, данным в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г., такими последствиями следует признать дезорганизацию работы соответствующего органа, причинение крупного материального ущерба, причинение тяжкого вреда здоровью граждан и другие последствия, если они находятся в причинной связи с допущенным лицом злоупотреблением своим служебным положением. Верховный Суд СССР признал наличие тяжких последствий, выразившихся в том, что хотя крупная сумма незаконно перечисленных должностным лицом денежных средств и была затем возвращена государству, но эти деньги надолго были изъяты из государственного фонда".

Среди должностных преступлений наиболее опасным является коррупция. Для успешной борьбы с этим явлением необходимо иметь хотя бы должные законы, обеспечивающие саму возможность такой борьбы. Мы же имеем в распоряжении совершенно беззубые и порочные законы, такие, как законы главы 30 УК РФ . Согласно , коррупция - это:

  • злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
  • совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Обратите внимание, что в этом определении субъектом деяния является просто физическое лицо, занимающее соответствующую должность («должностное положение»). Из этого следует, что это физическое лицо не обязательно является «должностным лицом». Это определение, удивительным образом противоречит базовому документу о коррупции ст. 285 УК РФ , утверждающей: «Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства». Оба определения, конечно, слишком несовершенны и порочны, но второе определение даже содержит состав преступления по ст. 293 УК РФ (халатность).

В соответствии с первым определением правонарушителем, в принципе, может быть любое физическое лицо, занимающее любую должность в любом государственном, коммерческом или ином предприятии. Например, даже швейцар ресторана, впустивший Вас в ресторан за взятку, водитель автобуса, за взятку сделавший для Вас остановку в неположенном месте и т.п., являются физическими лицами, злоупотребившие своим служебным положением, и совершили тем самым правонарушение. Но первое определение не является практическим инструментом для правоприменения. Такими инструментами являются УК РФ, где используется второе определение коррупции и КоАП РФ . Согласно второму определению преступниками по статьям главы 30 УК РФ могут быть только некие «Должностные лица»: «Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооружённых Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ». Из этого определения следует, что, например, начальник пенсионного фонда, начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства, ректор университета, директор завода, как руководители «государственных органов» являются должностными лицами, но в органах по борьбе с преступностью их таковыми не признают и уголовные дела против этих монстров преступности отказываются возбуждать. Таково толкование этого закона властями. Хотя само толкование кодексов и законов есть не более чем личное мнение толкователей, отправляясь же только от текста закона, мы имеем право толковать его так, как нам это понимается. Если эти толкования не совпадают, то это дефект закона, что требует срочного исправления и неприменения его в конкретном деле.

В УК Рф имеется ещё одна статья 201 в борьбе с коррупцией: «Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации , своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечениях выгод и преимуществ доя себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства». Под «иными организациями» понимаются некоммерческие организации (п.1 Примечание 1 к этой статье ), не являющиеся государственными органами, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением». В первом комментарии к этой статье сказано: «Статья является новой, устанавливая ответственность за злоупотребление полномочиями особого круга лиц, ранее не выделявшихся в качестве социального субъекта, не являющихся должностными лицами и не занимающими государственные должности». Стало быть, должностные лица, начальники коммерческих и «иных» организаций, в принципе наказуемы. А вот все те лица, которые занимают государственные должности и, соответственно, не являются сотрудниками «иных организаций», за совершаемые ими злодеяния, в принципе, не наказуемы!!! Действительно, государственным служащим, а это физические лица, которые занимают государственные должности, которые злоупотребляют служебным положением, проявляют халатность и совершают другие служебные преступления, никакого наказания не предусмотрено!

Проще, логичнее и справедливее было бы все различия между должностными лицами, государственными служащими и всеми остальными лицами, в принципе, нивелировать, оставив различными лишь меры наказания за содеянное. Это потребует, соответствующим образом, изменить главу 30 УК РФ, в частности, дополнить ст. 285 УК РФ содержанием ст. 201 УК РФ, а также включить в неё вообще всех возможных должностных лиц любого уровня, формально, от «уборщицы до Главы Государства». Но этого ещё мало. Порочной компонентой ныне действующего состава преступления ст. ст. 285 и 201 УК РФ является условие, что деяние совершено «в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» , или упрощённо «если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности» . Корыстная заинтересованность может быть выражена в стремлении субъекта получить посредством злоупотребления должностными полномочиями какой-либо имущественной выгоды с незаконного безвозмездного изъятия государственных средств в свою собственность или собственность других лиц, например, получить квартиру для себя или своих родственников. Иная же личная заинтересованность, по мнению авторов , как мотив злоупотребления должностными полномочиями, может быть выражена в желании субъекта извлечь из своих действий выгоду неимущественного характера: угодить начальству, карьеризм, кумовство и т.д. К сожалению, эти статьи могут хоть как-то работать, если имеет место корыстная заинтересованность, при условии, что её удалось доказать. Иную заинтересованность доказать, как правило, невозможно. И именно поэтому коррупция процветает.

В качестве иной заинтересованности иногда указывают следующие мотивы:

  1. Поддержка положительного (или кажущегося положительным для отдельных лиц) имиджа системы, организации, собственного имиджа. Если ранее уже было дано «решение» проблемы каким-либо образом, в данном случае отрицательным для заинтересованного лица образом, то должностное лицо злоупотребляет своими правами и оправдывает прежнее преступное (несправедливое) решение нижестоящих или вышестоящих по должности лиц, собственное решение или решения судов и других органов.
  2. Субъект преступления не имеет желания вникать в суть проблемы, относится к её решению формально, поверхностно или, попросту, у него недостаточно времени (или, на текущий момент, здоровья) для рассмотрения проблемы по существу и должным образом.
  3. Субъект преступления страдает слабоумием, по крайней мере, в части обсуждаемой проблемы. Он не понимает или даже не способен понять сущность её, или понимает её в извращённом изложении сотрудников его ведомства.
  4. Преступные деяния, выразившиеся в злоупотреблении служебным положением, совершены из личной заинтересованности, предмет которой не известен заинтересованным лицам. Если следствием не будет выявлено иное, то эта личная заинтересованность может быть связана либо с маниакальным желанием субъекта преступления приносить вред, либо с поддержкой иных личных порочных амбиций, либо другой психиатрической патологии. Естественно, что такому человеку нельзя занимать соответствующие должности.

Именно эти аргументы, особенно «поддержка имиджа» и формальный подход к решению проблемы, являются основными причинами злоупотреблений должностных лиц любого уровня и в любой сфере взаимодействия с гражданами и между собой. Но эти аргументы по существу, в принципе, не доказуемы! Поэтому любые органы борьбы с преступностью эти доводы полностью игнорируют. Вместе с тем сам факт преступления злоупотребления служебным преступления, тем не менее, имеет место, поскольку основные, сущностные компоненты преступления данным деянием реализовались, а именно:

  1. Состоялось нарушение прав и законных интересов одного или нескольких граждан, юридических лиц и государства в целом.
  2. Действия субъекта деяния направлены вопреки интересам службы и дискредитируют службу и органы власти всех уровней.
  3. Общественная опасность деяний субъекта и субъекта деяния очевидна и не вызывает сомнений, особенно, если эти деяния охватывают большой круг лиц или лиц, слабо защищённых государством (граждане с маленькими зарплатами и пенсиями).

Из сказанного однозначно следует, что в целях эффективной борьбы с коррупцией принципиально важно исключить из текста ст. 285 УК РФ порочное условие «если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности».

Круг должностных преступлений намного шире, чем коррупция. На данный момент, важно упомянуть о порочности ст. 357 УК РФ: Геноцид - действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путём убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения, либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы. Существенным недостатком этой статьи является то, что перечислены не все возможные узурпируемые группы людей. Это могут быть и иные группы, например, группы людей, проживающих на определённых территориях, городах, местах лишения или ограниченной свободы, группы лиц определённых профессий, увлечений, партийной приверженности и т.п., безотносительно к расовой, национальной, этнической или религиозной принадлежности. Но самое главное не оговорена численность группы, не сказано, что группа может состоять вообще из одного человека. Субъектом этого преступления могут быть как лица, занимающие государственные должности государственной службы РФ и её субъектов, так и частные лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста и обладающие вменяемостью. Из текста этой статьи сразу просматривается прямой умысел субъектов преступления, и этот вывод зафиксирован в комментариях . Похожая ст. 358 УК РФ (Экоцид) допускает помимо прямого умысла ещё и косвенный умысел. Действительно, субъект деяния, мог преследовать в своих поступках не уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а увеличение прибыли производства, экономию средств и иные цели, но в результате получился экоцид. Аналогично, например, должностное лицо, госслужащий старался сэкономить средства организации, даже безотносительно к возможной личной премии, и сделал, на основании допустимого, сомнительно допустимого или даже заведомо недопустимого им толкования закона выбор такого применения, который нарушает право на жизнь и здоровье отдельных лиц или групп лиц. Такой выбор в перспективе может вести к геноциду этих лиц. В реальности подобная ситуация возникает, в пенсионных фондах, органах соцзащиты, управлениях жилищно-коммунального хозяйства и др. Обычно она сопровождается параллельными преступлениями тех же лиц, квалифицируемыми ст. 285 и ст. 293 УК РФ, но из-за вышеописанных дефектов этих статей, они не могут быть применены и виновные оказываются безнаказанными. Названная экономия средств, амбиции должностных лиц и др. приводит к тому, что малоимущим лицам отказывают, как правило, в сущности, незаконно в получении субсидий на оплату жилья, компенсаций и т.п., так что после оплаты коммунальных услуг, таким лицам приходится жить на средства меньшие, чем прожиточный минимум. А это и есть косвенный геноцид. Поэтому ст. 357 УК РФ в действующей редакции абсолютно преступна. В ней должно быть обязательно указано, что субъект деяния может иметь не только прямой, но и косвенный умысел, а объектом преступления может быть не только группа, но и отдельный человек.

1. Что такое коррупция?

Ответ: "Определение понятия "коррупция" содержится в Федеральном законе от 25 декабря 2008 № 273 —ФЗ "О противодействии коррупции" .

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие "коррупция", указанное выше".

2. Что такое противодействие коррупции?

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

3. Какие государственные органы наделены полномочиями по борьбе с коррупцией?

Ответ: "Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий.

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.

При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:

Проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

Создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

Совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

Введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

Обеспечение независимости средств массовой информации;

Неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

Совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

Устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

Повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

Укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

Усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

Передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

Сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

Повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции".

4. Какую ответственность несет лицо, сообщившее о факте коррупции, если этот факт не будет доказан?

Ответ: «Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам возможность направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе о коррупционных правонарушениях, на решения и действия (бездействие) должностных лиц этих и других органов.

Праву граждан в данном случае корреспондирует обязанность органов публичной власти гарантировать, что заявитель не подвергнется преследованию в связи с высказанными в сообщении жалобами, замечаниями и предложениями.

Для органов власти обращения граждан являются важнейшим источником информации, необходимой для принятия качественных решений, своевременного реагирования на коррупционные проявления.

В случае, если гражданин указал в сообщении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением сообщения государственные и другие органы, а также должностные лица, могут взыскать с заявителя по решению суда.

Кроме того, за заведомо ложный донос о совершенном преступлении и клевете предусмотрена уголовная ответственность.»

5. Какова ответственность за коррупционные правонарушения?

Ответ: "Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:

Преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

Административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

Дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

Запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).

За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.»

6. Каков порядок обращения граждан по фактам коррупции?

Ответ: "Важными мерами по профилактике коррупции являются формирование в обществе нетерпимости к коррупционным проявления, а также неотвратимость ответственности за совершение подобного рода правонарушений.

В законодательстве о противодействии коррупции закреплена обязанность, согласно которой государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего, а невыполнение этого требования законодательства является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности.

Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственнщми или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства.

Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются ведомственными нормативными правовыми актами.

Кроме того, о фактах коррупции граждане могут сообщить в государственные и муниципальные органы в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а в правоохранительные органы в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Письменные обращения необходимо также направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по адресу: ГСП-3 125993, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, 15а".