Личностный компонент в структуре правовой компетентности. Детское право и правовая компетентность ребенка. Структура правовой компетентности педагога

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ КРИТЕРИЕВ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В статье проанализированы критерии правовой компетентности. Рассмотрено соотношение понятий «компетенция» и «компетентность». Проведено сравнение двух образовательных парадигм. Одна ориентирована на знания, другая касается личности. Выявлены факторы, влияющие на уровень правовой компетентности.

Смена парадигм образования от традиционной к личностно ориентированной и перевод российского образования на государственные стандарты требуют от высшей школы совершенствования подготовки специалиста, становления его как профессионала, не только глубоко знающего свою профессию, но и обладающего правовой компетентностью.

Архаичными являются парадигмы, принципы организации высшего образования, когда студент рассматривается лишь как объект воздействия, как сосуд, который нужно наполнить определенным объемом знаний и навыков .

Попытки отказаться от «знаниевой» ориентации образования предпринимались и раньше. В 1920-е годы получило распространение стремление к отмене традиционного предметного преподавания. Но от планов отмены предметного обучения уже к началу 1930-х годов пришлось отказаться из-за протестов работодателей, не получавших достаточно подготовленного кадрового пополнения .

Парадигма научного познания - одна из кардинальных категорий общей методологии науки. Под парадигмой понимается модель научной деятельности как совокупность теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев. Другие определения конкретизируют это общее представление: «теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач»; «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» .

Чтобы понять, что представляет собой та или иная парадигма образования, необходимо провести логический анализ образовательных теорий.

Тематическое ядро - объяснительный конструкт парадигмы, консолидирующий совокупность взаимосвязей структурных компонентов образовательной теории. В качестве такого конструкта выступает ценностносмысловая направленность образовательной деятельности.

Ценности - это не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их желаний, но также идеи и побуждения, принятые как нормы и идеалы .

Ценности образования - это определенные компоненты, результаты, виды деятельности, определяющие избирательную активность субъектов образовательного процесса.

Непосредственным источником смыс-лообразования являются потребности и мотивы. Личностный смысл (англ. personal sense, personal meaning) - это осознаваемая значимость для субъекта тех или иных объектов и явлений действительности, определяемая их истинным местом и ролью в жизнедеятельности субъекта, их жизненным смыслом для него. Личностный смысл определяется тем, в какой связи объект или явление находится с мотивами, потребностями и ценностями .

Сравнительный анализ двух парадигм представлен в таблице 1.

Одним из основных представителей когнитивно-ориентированной парадигмы является М.М. Поташник. Он является автором статей в журнале «Народное образование» («Горе от «ума», «Хотели как лучше, а получилось... хуже, чем всегда» и т. д.).

К сторонникам второй парадигмы относятся В.В. Сериков, И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская. Среди трудов следует отметить статьи Е.В. Бондаревской «Антикризис-

ная направленность современного воспитания», И.С. Якиманской «Психологические проблемы развития личности ученика в трудах H.A. Менчинской». В.В. Сериков является соавтором статьи «Проектирование педагогической деятельности: объективные и субъективные основания», также соавтором является В.В. Анисимова.

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования указывают на необходимость подготовки профессионала, обладающего правовой компетентностью. Например, государственный стандарт для специальности «Эксплуатация транспорта и транспортного оборудования» предусматривает, что инженер должен знать законы, постановления, распоряжения, приказы, касающиеся выполняемой работы, и так далее.

Концепция модернизации российского образования определила, что система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их.

Гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений, семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, реализующих повседневные интересы индивидов, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства .

Гражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума .

Правовое государство отличается от иных типов государств следующими основными признаками: верховенством закона (всеобщая равная ответственность перед законом без всяких исключений); разделением властей (на законодательную, исполнительную и судебную); сильной, независимой судебной властью, выполняющей функцию гаранта законности и правопорядка.

В настоящее время в мире образования идет процесс формирования личности нового типа - «правосознательного гражданина», для которого характерен высокий уровень правовой компетентности и правовой культуры.

Правовое сознание - это совокупность взаимосвязанных идей, представлений, чувств, теорий, выражающих отношение общества, группы, индивидов к праву и правовым явлениям.

Для определения понятия «правовая компетентность» необходимо определить сущность понятия «компетентность».

В толковом словаре русского языка термин «компетентность» определяется как:

Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

В педагогике под компетентностью понимается уровень образованности специалиста, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных задач, проблем и определения личностной позиции.

Психология толкует понятие «компетентность» как психосоциальное качество, означа-

Таблица І. Когнитивно-ориентированная и личностно ориентированная парадигмы образования

Структурный компонент Когнитивно-ориентированная парадигма Личностно ориентированная парадигма

Цель Формирование знаний, умений и навыков Создание условий для полноценного развития личных функций всех субъектов образовательного процесса

Главная ценность Социокультурный опыт, накопленный предшествующими поколениями Развитие личности, ее автономности, самостоятельности, индивидуальности, самореализации, ответственности и т.д.

Смыслообразующие факторы Информационное обеспечение личности Содействие (обеспечение) реализации потребности личности в саморазвитии, самоосуществлении, самоидентификации, самоопределении, самоактуализации.

ющее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением.

Правовая компетентность представляет собой интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в правовой области знаний, способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных характеристик личности, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в обществе, предупреждать и устранять противоправные проявления поведения.

В научной литературе нет четкого общепринятого разведения понятий «компетентность» и «компетенция». Во многом это определяется тем, что английские слова «competence» и «competency» в большинстве словарей определяются как синонимы и переводятся в двойном значении - «компетенция» и «компетентность».

Также нет единого понимания термина «ключевые компетенции». Это словосочетание все шире используется как новый подход к конструированию образовательных стандартов. В одних работах термин «ключевые» выступает как синоним слову «общие», и тогда возможно противопоставление «ключевых компетенций» «профессиональным компетенциям». А в других исследованиях понятие «ключевые» синонимично понятию «базовые», и тогда возможно использовать словосочетание «ключевые профессиональные компетенции», что невозможно в первом случае .

Компетенция (от лат. TOmpetentia) является многосмысловым понятием и включает в себя:

Круг ведения какого-либо лица;

Круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, о которых может здраво судить и эффективно работать в их области;

Единство знаний, навыков, профессионального опыта, способностей действовать;

Адекватность и достаточность, состояние или качество быть функционально адекватным или имеющим достаточные знания, умения, суждения, навыки;

Совокупность полномочий, прав и обязанностей служащего предприятия или госу-

дарственного органа; в этом значении принято говорить о судебной, законодательной, федеральной и других компетенциях.

Высокий уровень правовой компетентности предполагает:

Понимание объективной необходимости соблюдения законов, уважительного отношения к ним (мотивационный критерий);

Высокий объем социально-правовых знаний, стремление к их постоянному пополнению и совершенствованию (когнитивный критерий);

Самовоспитание, участие во внеаудиторной деятельности (деятельностно-рефлексивный критерий).

Правовая культура представляет собой положительный тип отношения к правовым явлениям, который выражается в деятельности индивида.

Высшим уровнем проявления правовой культуры является правовая активность индивида. Она выражается не только в законопослушном поведении индивида, но и в способности личности к активным, творческим действиям в сфере реализации права, а также в сфере правового регулирования.

Модернизация высшего образования приобрела особое государственное значение. В связи с этим основным направлением преобразований становится освоение действующего законодательства, правовых институтов, категории прав человека, прав и обязанностей гражданина и практика их реализации. Необходимость рассмотрения правовой компетентности в российском образовании диктуется Федеральной концепцией обеспечения и защиты прав и свобод человека.

Обязанность государства распространять знания о правах человека, проводить обучение различных групп населения вытекает из многих международных договоров. В рамках Хельсинского процесса государства-участники обязались поощрять, облегчать, поддерживать преподавание знаний о демократических ценностях, международных стандартах в области прав человека в учебных заведениях. Права человека проистекают из естественного права, являются исходными и присущи всем людям от рождения независимо от того, явля-

ются они гражданами государства, в котором живут, или нет .

ООН призвала все государства, международные организации, профессиональные объединения, национальные органы и неправительственные организации, образовательные учреждения, все секторы гражданского общества к объединению усилий для распространения всеобщей культуры прав человека с помощью информации, развития образования, организации учебных курсов.

Поэтому большое значение имеет правовая информатизация как средство повышения правовой культуры. Под правовой информатизацией России понимается процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационноправовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.

Составной частью образования является самообразование. Новейшие информационные технологии трансформируют способы реализации образования и самообразования, обеспечивая доступность информации, облегчая ее поиск, предоставляя инструментальные средства работы с ней. Благодаря комплексному использованию этих средств создаются условия для творчества, оптимизируются возможности и расширяются границы образовательной и самообразовательной деятельности .

Компететностный подход выдвигает на первое место не информированность, а умения разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: в правовых нормах и административных структурах, в потребительских оценках; при выборе профессии; при необходимости разрешать проблемы выбора способов разрешения конфликтов. По мнению Б.Д. Эльконина, надо строить и заранее задавать «ситуации включения». Слово «включение» означает оценку ситуации, проектирование действий и отношений, которые требуют тех или иных решений. Здесь термин «научить» в строгом смысле не вполне приемлем.

Ясно, что из простой суммы знаний и умений «сложить» компетентного человека не удастся .

При осуществлении данного подхода в состав содержания образования войдут знания, способы деятельности, опыт ценностного отношения к миру .

В нем отражен такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т. е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Разумеется, предметное знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентировочную роль.

Компетентностный подход в организации правового образования отражается в решении первоочередной государственной проблемы создания системы правового и гражданского общества через общедоступное и качественное образование. В этой связи проблема повышения уровня и качества правовой подготовки специалистов с высшим образованием приобретает особую актуальность. Конечный результат формирования компетентного специалиста в области права определяется уровнем развития правовой культуры личности и, в конечном итоге, самого общества. Таким образом, преодоление разрыва между знанием норм и их игнорированием в современных условиях составляет важнейшую задачу российского общества, реализуемую через образовательный процесс.

В современном обществе нередко наблюдаются различные деформации в правосознании как личности, так и различных социальных и иных групп, в многообразных проявлениях и формах - от недооценки и неуважительного отношения к праву до его полного игнорирования и отрицания.

Деформацию правосознания, выражающуюся в превращении правовых взглядов, убеждений, установок в неправовые, можно представить в следующих формах:

В форме правового инфантилизма;

В форме правового нигилизма;

В форме правового перерождения.

Правовой инфантилизм - наиболее мягкая форма искажения правосознания, заключающаяся в расплывчатости, неинформиро-ванности, пробельности в правовых знаниях. Среди населения современного российского общества сложился массовый правовой инфантилизм. Большая часть населения России слабо осведомлена даже о тех правах, свободах и способах их защиты, которые провозглашены Основным законом страны.

Правовой нигилизм - сформировавшееся на государственном и бытовом уровнях сознательное отрицание значимости права, законов в социальной жизни и жизни конкретного индивида. Правовой нигилизм выражается в незнании законов и других правовых актов, пренебрежении ими или сознательном их нарушении. Это осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный замысел.

Основными направлениями преодоления правового нигилизма являются: формирование правового государства и гражданского общества; непрерывное совершенствование законодательства; укрепление деятельности правоприменительных органов; правовое воспитание; повышение уровня правовой культуры .

Перерождение - крайняя степень искаженного дефектного правосознания, разрушающая последние барьеры на пути от правомерного поведения к противоправному.

В процессе правовой социализации человек должен не только уяснить, что в обществе действуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести их к самому себе, то есть осознать, что они означают для него, что ему позволено, а что не позволено, какие наказания они может понести за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав.

Основу формирования правовой компетентности специалиста составляет понимание ее сущности как качественной характеристики личности будущего специалиста, включающей мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативный и рефлексивный компоненты.

Мотивационный компонент включает:

1) овладение знаниями и умениями только под действием требований преподавателя (низкий уровень готовности студента);

2) ситуативный интерес к овладению проблемой (остаточный уровень готовности студента);

3) стремление к пополнению знаний, нахождению новых способов действий (высокий уровень готовности студента).

Будущее правового образования ученые видят в создании такой интеллектуальной среды, которая дает широкие возможности для развития критического мышления и осмысления ценностного характера прав человека. Конституция РФ декларирует понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на первый план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью . Согласно статье 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью» .

Когнитивный компонент показывает уровень формирования знаний о праве и правовых явлениях и умение будущего специалиста своевременно и оперативно находить, перерабатывать и анализировать информацию.

Коммуникативный (от лат. соттитсо -связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, организовывать и поддерживать диалог.

Рефлексивный компонент (от позднелат. геАехю - обращение назад) проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений.

Социально-правовая компетентность преподавателя в вузе должна соответствовать следующим критериям: мотивационному, когнитивному и деятельностно-рефлексивному.

Мотивационный критерий предполагает стремление воспринимать реальность в социально-правовом контексте, а также осознание ценности права. Когнитивный критерий -сформированность правовых знаний и умение работать с социально-правовой информацией. Третий критерий - умение выделять социально-правовой контекст педагогической задачи, а также оценивать и анализировать социаль-

но-правовые явления с точки зрения допустимости, личной и общественной значимости.

Задача преподавателя в вузе - дать основы правовых знаний, умений и навыков. Соответственно задача студента - усвоить основы правовых знаний. Эффективное взаимодействие между студентом и преподавателем является гарантией выполнения данной задачи.

По нашему мнению, для профессионального роста личности большое значение имеет как профессиональная, так и правовая компетентность. На уровень правовой ком-

петентности влияют следующие факторы: реализация представлений о ценности права на практике, реальный уровень защищенности личности, возможность устроиться на работу по специальности и другие факторы. Среди этих факторов одно из главных мест занимает повышение уровня правовой компетентности в процессе правовой социализации личности. Одним из средств повышения уровня являются успешный диалог между студентом и преподавателем и обучение навыкам и умениям, которые могут пригодиться на практике.

Список использованной литературы:

1. Высшая школа России: разнообразие форм, ресурсы, перспективы («круглый стол») // Социологические исследования. - 2006. - №8.- С. 101.

2. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А. Л. Андреев // Педагогика. - 2005. - №4. - С. 21-22.

3. Парадигма науки и тенденции развития образования / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский // Педагогика. - 2007. - №1. - С. 23.

4. Конструктивная педагогическая аксиология / В. И. Горовая // Педагогика. - 2007. - №4.- С. 16.

5. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

6. Мухаев Р.Т. Правоведение: Учебник для неюридических вузов и факультетов. - М.: «Издательство ПРИОР», 2001. - 272 с.

7. «Круглый стол» журналов «Вопросы философии» и «Педагогика». Роль образования в формировании гражданского общества // Педагогика. - 2007. - №3. - С.50.

8. Компетентностная модель повышения квалификации директора школы / Л. И. Луценко // Педагогика. - 2005. - №3. - С. 63.

9. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 4-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2004. - 816 с.

10. Образование как ресурс информационного общества / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина // Социологические исследования. - 2005. - №7. - С. 113.

11. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. -2003. - №10. - С. 11.

13. Правовое сознание и правовая культура / А. И. Бобылев // Право и государство. - 2005. - №3. - С. 6.

14. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003.

15. Конституция Российской Федерации: - Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», 2004. - 48 с.

Иванова Татьяна Михайловна
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры политологии и права, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Кастуганова Дарига Матчановна
старший преподаватель кафедры политологии и права, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

[email protected]

К вопросу о сущности правовой компетентности

Аннотация
В данной статье рассмотрена сущность правовой компетентности, представлены различные точки зрения ученых по данной проблеме, на основании которых авторы статьи пришли к выводу о том, что правовая компетентность – это интегральный показатель готовности личности к правомерному поведению, включающий положительную мотивацию, знания, умения, способности.

Ключевые слова:
правовая компетентность, интегральный показатель готовности личности, знания, умения, способности.

В современных условиях применяется парадигма результата образования, который определяется не только через знания, умения и навыки, но и через компетентности, приобретаемые студентами в образовательном процессе, которые являются конечным результатом этого процесса (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.А. Петровская)

По мнению И.А. Зимней, компетенции – это некоторые внутренние, потенциальные психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях. Компетентность, в свою очередь, – это интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной деятельности человека, знания, на базе которых он способен использовать компетенции .

Ю.Г. Татур считает, что компетентность – это качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны. Таким образом, компетентность личности по сути потенциальна .

Профессор Э.Ф. Зеер выделяет основные компоненты профессиональной компетентности:

    социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

    специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умения решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

    персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации .

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионально образования третьего поколения по специальности «Экономика», предусматривает освоение общих и профессиональных компетентностей. Одной из них является правовая компетентность.

Исследование проблемы формирования правовой компетентности будущего бакалавра экономики предполагает раскрытие ее сущности. Специальное научное педагогическое исследование приводит нас к необходимости обращения к философии, этике, психологии, поскольку содержание понятия «правовая компетентность», способы ее формирования, можно постичь только практическим образом или посредством использования готовых результатов, полученных данными науками. Обоснование педагогического подхода к формированию правовой компетентности будущего бакалавра экономики требует теоретического осмысления этой важной социально-педагогической проблемы.

Системные исследования правовой компетентности предпринимаются в 60-70-е годы XX века в работах правоведов Е.В. Аграновской, С.С. Алексеева, В.П. Казимирчука, Н.М. Кейзерова. Ученые понимали правовую компетентность как особое качественное состояние правовой жизни. Основополагающие подходы к формированию современного понятия «правовая компетентность» были сформулированы в 80-е годы ХХ века. Заметим, что разработка данного понятия происходила без учета социально-философского аспекта проблемы.

До конца ХХ века комплексное определение понятия «правовая компетентность», которое соответствовало бы его сущностному содержанию, отсутствовало. Оно не рассматривалось в соотношении с такими категориями, как духовность, ее философской, социальной и правовой интерпретацией. При этом на современном этапе развития науки правовая компетентность понимается как развивающаяся система правовых ценностей (правосознание, правовая наука, законодательство, правопорядок, правовая деятельность), созданных и создаваемых в ходе развития общества и впитавших в себя передовые достижения юридической культуры человечества; правовой деятельности, осуществляемой на основе принятых ценностей.

С точки зрения В.И. Андреева правовая компетентность - это интегральное свойство личности, основанное на правовых ценностях, отражающее ее готовность и способность применять систему правовых знаний и умений в процессе социально-правовой деятельности, позволяющее личности мобилизоваться на выполнение этой деятельности. В.И. Андреев подчеркивает, что изложение сущности любой компетенции начинается со слова «уметь», однако важны не только умения, но и знания, способности, соответствующие этой компетентности, личностные качества .

В исследованиях Е.Н. Агибаловой аксиологическое направление правовой компетентности основывается на философском изучении именно ценностного аспекта культуры и дает возможность определить нравственные основы правовой компетентности, объективные свойства ее нормативности. В данном случае «прослеживается связь правовой компетентности и нравственности членов общества, без которой правовая компетентность невозможна» . Основываясь на позиции Е.Н. Агибаловой, мы отмечаем, что право и мораль исторически взаимосвязаны как социальные регуляторы поведения человека, а в профессиональной сфере реализуются через правовые компетентности, формируемые в вузовской подготовке.

В юридической науке преобладает функциональное исследование правовой компетентности. Основное предназначение функционального подхода состоит в уяснении роли правовой компетентности под углом зрения деятельности субъектов права, критерием которой является соответствие ее высшим ценностным критериям права. В данном случае под правовой компетентностью следует понимать совокупность всех элементов юридической надстройки, рассматриваемых в динамике. Используя функциональное определение правовой компетентности, можно говорить о связи ее содержательной стороны со степенью развитости социальных качеств субъектов права, активной преобразующей роли человеческого мышления в сфере правовой компетентности.

Деятельностный подход к определению правовой компетентности акцентирует внимание на различных сторонах или характеристиках человеческой деятельности. В этом аспекте компетентность понимается как синоним деятельности, как специфический способ человеческой деятельности. Так Аграновская Е.В. подчеркивает, что правовая компетентность возникает, развивается и преобразуется с помощью деятельности .

В рамках деятельностного подхода Кейзеров И.М. определяет правовую компетентность как деятельность «такого качества, при котором наступает ее соответствие выработанным в правовой сфере ценностям, согласованность поведения с правовыми нормами, включая в себя использование, соблюдение и исполнение предписаний правовых норм, в результате чего происходит постоянное обогащение системы правовых культурных ценностей и дальнейшее гармоническое развитие самого человека» . Согласно точки зрения В.Г. Гладких, определяющим критерием достижения цели профессиональной деятельности специалиста является только реальная практика. Таким образом, в рамках нашего исследования профессиональная деятельность будущих экономистов является составляющей содержания правовой компетентности, а также является ее результативной стороной.

Н.Я. Соколов предполагает, что правовая компетентность может рассматриваться как «совокупность правовых знаний, убеждений, установок личности, которые реализуются в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества» .

Подтверждение вышеизложенной идеи о том, что правовая компетентность фиксирует адекватный вид отношений – правовых отношений, мы находим у С.С.Алексеева. который считает, что правовая культура – это общее состояние «юридических дел» в обществе, то есть состояние законодательства, работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, установление правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права. С.С. Алексеев выделяет четыре элемента, к которым относит уровни правосознания, законности, совершенства законодательства, юридической практики, которые сегодня рассматриваем как элементы правовой компетентности . А.П. Семитко тоже считает необходимым акцентировать внимание на уровне развития законодательства, правовой практики, правосознания при характеристике структуры правовой компетентности общества. По его мнению, структурными элементами правовой компетентности выступают компоненты правовой системы (правовые тексты, деятельность, сознание и развитие субъектов), взятые в уровневом состоянии их развития .

В научной литературе правовая компетентность трактуется как часть или сегмент единого феномена культуры конкретного общества. Компетентность в данном случае рассматривается только как социальное явление, а не философское. По существу это означает, что правовая компетентность фиксирует (отражает) определенный вид общественных отношений, а именно отношения между обществом и правом (государством). На таком основании, в частности, выделяют политическую, экономическую, нравственную культуру и так далее.

Если рассматривать правовую компетентность как часть общей культуры с культурологической точки зрения, то становится ясным, как происходит становление человека как субъекта культуры, как субьекта правовой компетентности. Суть такого становления, как подчеркивает М.Б. Туровский, заключается в разрешении следующей антиномии: «С одной стороны, будучи центром деятельности, он является творческим началом, ибо предвидимый им результат предстает в качестве проблемы. Но с другой стороны, положить цель можно только в формулах опыта, заданных человеку под видом надындивидуально-безличной программы» . Мы согласны с М.Б. Туровским, что именно опыт является основой для разрешения противоречия и последующего становления человека как субъекта культуры.

Осмысление представленных выше определений понятия «правовая компетентность», которые задают общую направленность осмысления различных точек зрения ученых относительно понятия ими данного явления, показывает, что формирование данного понятия потребовало привлечения различных типов знания (культурологического, этического, педагогического и экономического). По существу, мы имеем дело с междисциплинарным подходом к анализу понятия «правовая компетентность».

Рассмотрение различных определений правовой компетентности убеждает нас в том, что это весьма сложное личностное образование. В качестве элементов правовой компетентности общества выступают компоненты юридической надстройки со специфическим назначением − служить эталонами для поведения субъекта права и обеспечивать прогрессивное развитие общества и личности.

Таким образом, компетентность – это включающий положительную мотивацию, знания, умения, способности интегральный показатель готовности личности к правомерному поведению в профессиональной деятельности. Компетентность проявляется, развивается и реализуется в решении определенного комплекса учебных, профессиональных и других задач.

Вместе с тем необходимо отметить, что правовая компетентность развивается и формируется в процессе правовой социализации, под которой понимается процесс освоения индивидом правовой культуры общества, вхождение в нее. Отношение личности к праву и закону не столько на стадии ознакомления с правовым материалом, сколько в процессе конкретного приложения правовых знаний в общественной практике.

Четкое знание правовых норм, регулирующих отношения в сфере профессиональной деятельности людей, является непременным условием нормального выполнения предписанных законом функций. Это касается как государственных и гражданских служащих, так и сотрудников частных компаний. Отсутствие знаний правовых норм приводит к совершению незаконных действий типа - преступлений и правонарушений, а также к аморальным поступкам, поскольку в российском правовом пространстве правовые и моральные принципы совмещены, и правовые санкции нередко получают оценку с точки зрения нравственности.

Уровень правовых знаний человека не является показателем его ориентации на правомерное поведение. Правовое поведение человека зависит от сложившегося у него ценностного отношения к праву, от сформировавшейся в процессе его социализации готовности к правомерному или противоправному поведению. Чем выше соответствие норм права принятым в обществе моральным ценностям, тем выше престиж права в обществе и тем эффективнее осуществляется правовое регулирование. В этой ситуации само право расценивается студентами в качестве одной из важнейших социальных ценностей и правомерное поведение становится внутренней потребностью бакалавра экономики, обладающего правовой компетентностью.

Литература

    Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Профессиональное образование. - 2006.- № 2. - С.18.

    Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учеб.-метод. пособие // В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - М.: Выс. шк. 1989. – 14 с.

    Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 1998.-25с.

    Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В.И. Андреев// – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1996. – 83с.

    Агибалова Е.Н. Правовая компетентность в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научно-теоретической конференции) / Е.Н. Агибалова // Государство и право. - 2001. – № 10. – С. 18.

    Аграновская Е.В. Правовая компетентность и обеспечение прав личности / Е.В. Аграновская. - М., 1998. – 37с.

    Кейзеров Н.М. Политическая и правовая компетентность: Методические проблемы. / Н.М. Кейзеров– М. Юрид.лит., 1982. – 24 с.

    Соколов Н.Я. Основные направления исследований профессионально-юридической группы // Государство и право на рубеже веков. Проблемы теории и истории.– М., 2011. – 48 с.

    Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. / С.С. Алексеев. - М.: Статус, – 2009. - 51 с.

    Семитко А.П. Правовая компетентность социалистического общества: понятие, структура, противоречие, прогресс. / А.П. Семитко – Свердловск: Изд-во Ураль. ун-та, 1990. – 72 с.

    Туровский М.Б. Философские основания культурологи / М.Б. Туровский. - М.: РОССПЭН, 1997. – 40 с.

________

Tatiana M. Ivanova
Candidate of Pedagogical Sciences , Senior Lecturer, Department of Political Science and Law , Orenburg State University , Orenburg

Dariga M. Kastuganova
Senior Lecturer, Department of Political Science and Law, Orenburg State University, Orenburg
[email protected]

To a question about the content of legal competence

In this article the essence of legal competence is considered, the various points of view of scientists on this problem on the basis of which authors of article came to a conclusion that legal competence is an integrated indicator of readiness of the personality to the lawful behavior, including positive motivation, knowledge, abilities, abilities are presented.

Keywords:
legal expertise, integrated indicator of readiness personality , knowledge, skills, abilities .

1

Правовая компетентность педагога является составной частью его профессиональной компетентности. В связи с этим предлагается анализ понятия правовой компетентности педагога, осуществлена попытка определения правовой компетентности педагога на основе представленных в научной литературе исследований. Авторами проанализированы проблемы, существующие на практике при формировании правовой компетентности педагога, предложены основные векторы развития современного педагогического образования по правовой подготовке будущих педагогов. В целях обеспечения качественной правовой подготовки будущих учителей в педагогических вузах должна быть разработана программа правового образования, включающая правовое обучение и воспитание. При этом доказано, что правовой теоретической подготовки недостаточно, так как требуется всестороннее вовлечение будущего педагога в процесс правового образования, который взаимосвязан с правовым пространством, созданным в педагогическом университете, а затем и в школе.

профессиональная компетентность

правовая компетентность педагога

правовое образование.

1. Лазарова Н.Ч. Развитие профессиональной правовой компетентности будущего журналиста // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. – 2010. – № 3. – С. 40-44.

2. Хасия Т.В. Правовая компетентность в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции. – Челябинск, 2011. – Т. II. – С. 94-96.

3. Сыпачева Г.Ш. Определение понятия правовых компетенций будущего учителя // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.; URL: http://www.?id=12444 (дата обращения: 04.10.2017).

4. Кувандыкова Л.З., Белоновская И.Д. Развитие правовой компетентности будущего бакалавра педагогики как актуальная проблема педагогического исследования // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4 [Электронный ресурс]. - URL: http://?id=6768 (дата обращения: 04.10.2017).

5. Нуриахметова Н.Р. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогов как условие кадровой поддержки модернизации современной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2012. – 23 с.

6. Юн-хай С.А. Формирование правовой компетенции будущих педагогов в сфере обеспечения прав ребенка // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 255-262.

7. Вольская С.Ф., Зайцев А.А. Проблемы формирования правовой грамотности студентов технического вуза // Вестник МГТУ. – 2006. - Т. 9. – № 4. – С. 590-593.

8. Московцев Д.В. Теоретико-методологический подход к формированию правовой компетентности у будущих педагогов профессионального образования // Вестник МГОУ. Сер.: Педагогика. – 2015. – № 3. – С. 155-163.

9. Коротун А.В. Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2010. – 279 с.

10. Киндяшова А.С. Правовая компетентность учителя сельской школы // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – Вып. 13 (115). – С. 131-134.

11. Фирсов Г.А. Формирование правовой культуры менеджера в процессе профессиональной подготовки. – Калининград, 2005. – 21 с.

12. Болотова Е.Л. Проблемы правовой подготовки в стандартах педагогического образования // Высшее образование в России. – 2006. – № 11. – С. 52-56.

Одним из элементов в структуре профессиональной компетентности педагога выступает правовая компетентность, которая является важным инструментом в процессе реализации государственной политики по формированию высокого уровня правовой культуры, а также формирования у граждан чувства уважения к закону. Важность роли учителя также заключается в том, что правосознание подрастающего поколения во многом зависит именно от педагога, так как он создает особое правовое пространство развития личности учащегося. «Сегодня любая сфера жизни, любая профессия функционируют в правовом контексте, в этой связи специалисты любого профиля подготовки должны адекватно ориентироваться в системе правовых знаний с целью наиболее оптимального их применения» .

Большинство исследований правовой компетентности представляют собой не столько определение ее содержания и методик формирования, сколько изучение теоретических подходов к формированию как самой компетентности, так и отдельных ее составляющих. В последние годы в отечественной педагогике внимание исследователей уделено преимущественно проблеме формирования правовой культуры и правосознания будущих педагогов, которые, безусловно, являются составляющими правовой компетентности, но не исчерпывает ее. Т.В. Хасия отмечает, что «практически отсутствуют современные научные исследования по вопросам методики преподавания правовых дисциплин в педагогическом вузе, по построению процесса правового обучения педагогов на основе принципов непрерывности и преемственности, а также по специфике правового сопровождения педагогов в период профессионального становления» .

Означенные противоречия позволили нам выявить пробелы в определении понятия и содержания правовой компетентности педагога и возможностей ее формирования на стадии обучения в педагогическом вузе.

Различные подходы к вопросу определения правовых компетенций содержатся в педагогических исследованиях таких авторов, как А.С. Аникина, А.В. Коротун, С.А. Куприянова, О.Ю. Назарова, Н.H. Сапрыкина, С.А. Рудых, Н.М. Шибанова. «Значимым представляется тот факт, что большинство авторов рассматривают правовые компетенции как сложные, целостные интегративные образования, включающие в себя совокупность знаний, умений, навыков и качеств личности и частных компетенций» .

Все более расширяется спектр исследований формирования и развития правовых компетенций будущего педагога (Т.С. Волох, Е.Е. Герасимович, М.П. Козловцев, А.А. Шайдуров). «Их актуальность обусловлена реалиями работы выпускников педагогических вузов в стремительно меняющихся проблемных ситуациях многообразия педагогических отношений и постоянного реформирования образовательного законодательства» . В ряде исследований обосновано «понятие нормативно-правовой компетентности студентов и работающих педагогов; установлено содержание ведущих трудовых функций нормативно-правовой компетентности на базовом и специальном уровнях; разработана модель формирования нормативно-правовой компетентности педагога» .

С точки зрения современного нормативно-правового регулирования правовая компетентность есть готовность педагога эффективно использовать в своей профессиональной деятельности законодательные и иные нормативные правовые документы для решения соответствующих профессиональных задач. Исходя из данного определения, правовая компетентность педагога полностью выражена в его готовности работать с нормативными актами. Отсюда следует, что педагог, обладающий правовой компетентностью, должен быть готов к выполнению следующих функций: «осуществление нормативно-правового обеспечения проектирования и реализации образовательного процесса; разработка на основе типовых нормативно-правовых документов совокупности локальных актов образовательных организаций; анализ устава и других правовых, финансово-хозяйственных актов образовательных организаций в части соблюдения прав граждан на получение образования; участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом; осуществление сравнительного анализа правового статуса участников образовательного процесса; разработка должностных инструкций работников образовательных организаций; определение характеристик квалификационных категорий педагогических работников» .

Однако готовность и способность педагога работать с нормативными документами является не единственной составляющей его правовой компетентности. Большинство ученых сходятся во мнении, что правовая компетентность педагога выражается в первую очередь в его понимании социальной ценности права, в формировании убежденности педагога в соблюдении законов государства, определяется уровнем его правосознания и правовой культуры, а самое главное, выражается в его готовности и способности передачи правовых знаний, ценностных правовых убеждений и модели правомерного поведения обучающимся .

По мнению авторов С.Ф. Вольской и А.А. Зайцева, правовая компетентность есть «сложное явление, характеризуемое социальным, специальным, индивидуальным и личностным компонентами, она выражается в наличии у педагога не только знаний и умений в области применения отдельных норм права в профессиональной деятельности, но и в повседневной гражданской жизни» . Д.В. Московцев также указывает на интегральную характеристику правовой компетентности, которая включает в себя законодательную, нормативную, этическую, социальную, информационную и психологическую составляющие . А.В. Коротун рассматривает правовую компетенцию как свойство личности педагога, «основанное на признании правовых ценностей, отражающее готовность и способность применить систему правовых знаний и умений в осуществлении социально-правовой деятельности, позволяющее личности мобилизоваться на эффективное выполнение данной деятельности» .

Проведенный анализ позволил нам выработать рабочее определение понятия «правовая компетентность педагога», которая является интегративным свойством личности учителя, включающим в себя когнитивный и поведенческий компоненты, а также ценностные правовые установки, связанные с внутренним убеждением в необходимости реализации норм права.

Важнейшим элементом при становлении будущего педагога является формирование правовой компетентности педагога, этот процесс должен быть постоянным и «включает в себя передачу знаний, умений в сфере правовых отношений и формирование навыков их применения в профессиональной деятельности, он способствует правовой социализации личности педагога в общественной жизни» .

Так, по мнению Г.А. Фирсова, в современных условиях главная задача высшего образования, прежде всего, состоит в формировании у студентов педагогических вузов правовой культуры для того, чтобы «они были достойными гражданами страны… получили необходимые для их профессиональной деятельности правовые знания» . Все это позволит будущим педагогам научиться разбираться в действующем законодательстве и применять его в своей профессиональной деятельности не только на основе имеющихся знаний, но и глубокой уверенности в ценности права и законов, уважения к ним.

Мы солидарны с исследователями, разрабатывающими модели поэтапного формирования правовой компетентности педагога , ведь только постепенное, систематическое правовое обучение и воспитание в течение всего процесса обучения в педагогическом вузе будет способствовать становлению необходимого уровня правовой компетентности у будущего педагога. Однако теоретические исследования не находят воплощения в рамках реализации современного педагогического образования. Дело в том, что ранее действовавшие ГОС ВПО содержали предметный правовой блок, способствующий формированию правовых знаний и умений у будущих педагогов, это были такие дисциплины, как «Правоведение» и «Нормативно-правовое обеспечение образования» . Действующие ФГОС ВО предполагают, что курсы и модули правовой направленности должны быть включены в учебные планы педагогических вузов, которые разрабатываются ими самостоятельно и должны формировать такую компетентность, как «готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования (ПК-4)».

Мы проанализировали образовательные программы бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» около 20 российских педагогических вузов и установили, что в большинстве из них (80%) имеются правовые дисциплины. В основном это курс «Правоведение» (название варьируется: «Основы права», «Право») (НГПУ, КГПУ им. В.П. Астафьева, УралГПУ, ОмГПУ, ДГПУ и др.).

Следует иметь в виду, что «…значительная часть правовых знаний, формируемых в рамках дисциплины «Правоведение», носит общеправовой характер. Беглое знакомство с системой российского права, его отраслями приводит к пассивному восприятию законодательства страны, не способствует формированию потребности в самообразовании в этой области» . Поэтому определенная часть вузов, наряду с «Правоведением», вводит такие дисциплины, которые углубляют правовые знания и компетенции студентов, необходимые им для будущей педагогической деятельности: «Образовательное право», «Право в сфере образования» (МПГУ, АлтГПУ, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет и др.). В некоторых вузах представлены дисциплины, интегрирующие педагогику и право и подчеркивающие значимость правовой компоненты педагогического образования: «Основы правовой культуры учителя» (Московский городской педагогический университет), «Правовая компетентность учителя» (Сургутский государственный педагогический университет), «Нормативно-методическое сопровождение деятельности учителя» (Волгоградский государственный педагогический университет).

При всей значимости наличия правовых курсов в образовательных программах вузов необходимо подчеркнуть, что этого недостаточно, т.к. невозможно сформировать у студента правовую компетентность силами одной дисциплины. На это указывают следующие причины: во всех педагогических вузах, где мы обнаружили правовые курсы, они изучаются в течение только одного семестра, на них выделено небольшое количество часов, в качестве формы контроля выступает недифференцированный «зачет». В связи этим можно сделать вывод, что правовые дисциплины сформируют когнитивный компонент, но не успеют заложить ценностных правовых установок. Следовательно, говорить о формировании целостной правовой компетентности у педагога в таких условиях нельзя.

Не имея целью настоящего исследования разработку методик и моделей формирования правовой компетентности педагога, ограничимся обозначением основных векторов развития современного педагогического образования, которые, на наш взгляд, будут способствовать эффективному формированию правовой компетентности будущих педагогов как составного элемента их профессиональной компетентности.

Для того чтобы современное педагогическое образование было в состоянии осуществлять качественную правовую подготовку будущих педагогов, в педагогических вузах должны быть разработаны программы правового воспитания студентов, которое является неотъемлемой частью правового образования наряду с правовым обучением. Концепция правового воспитания должна разрабатываться с учетом постепенного развития профессиональных качеств студента. Тогда уже имеющийся в вузах предметный правовой блок будет отвечать за формирование когнитивного компонента, а система правового воспитания будет способствовать становлению личностных правовых установок, ценностей, выраженных в интеллектуально-мыслительной и практической деятельности.

Кроме того, для реализации правового обучения и воспитания необходимо создание в высшем учебном заведении педагогических условий, выраженных в формировании правового пространства вуза. Такая образовательная среда будет взаимосвязана с реализуемой системой правового обучения и воспитания и предполагает целую систему мер и мероприятий правовой направленности: создание реально действующих выборных органов студенческого и научно-педагогического самоуправления, молодёжных центров законодательных инициатив, гражданско-правовых и патриотических региональных молодёжных движений, студенческих общественных юридических служб; цикл мероприятий правового информирования: конференции, олимпиады и конкурсы студенческих работ, проектов по проблемам правового регулирования образовательных отношений, публичные лекции и мастер-классы профессионалов-юристов, правовые недели и декады, акции правовой и патриотической направленности, социально-правовые проекты, юридические консультации участникам образовательных отношений. В рамках правового пространства вуза каждый субъект образовательного процесса будет не только знать свои права и обязанности, но и видеть, что они являются реально действующими, сможет сформировать и проявить свою активную гражданскую позицию, защитить свои права в рамках образовательной организации.

В результате реализации комплекса мер по правовому обучению и воспитанию у выпускника педагогического вуза будет сформирована правовая компетентность, которая требует дальнейшей самостоятельной работы по постоянному совершенствованию. Этому может и должна способствовать ситуация, когда молодой специалист попадает в школу, в которой также сформировано правовое пространство, включающее в себя уже перечисленные нами элементы правового поля вуза, а также более расширенный перечень мероприятий, включенных в школьную программу правового воспитания.

Итак, мы пришли к выводу, что правовая компетентность является неотъемлемой частью компетентности современного педагога, отвечающего требованиям государства, а также исследователей, занимающихся проблемами ее определения и формирования. Правовая компетентность педагога включает в себя: когнитивный и поведенческий компоненты, ценностные правовые установки, связанные с внутренним убеждением в необходимости реализации норм права.

Несомненно, на этапе обучения в педагогическом вузе возможно сформировать правовую компетентность, однако средств правового теоретического обучения здесь недостаточно, необходима полноценная включенность будущего педагога в процесс правового воспитания, взаимосвязанного с правовым пространством, созданным в педагогическом вузе и затем в школе. Только при реализации озвученного комплексного подхода к формированию правовых компетенций возможно полноценное включение педагога в образовательный процесс как компетентного специалиста с правовой и нормативной точки зрения, способного на профессиональную деятельность в рамках действующего законодательства в сфере образования, понимающего ценность и роль права в жизни общества. В связи с этим необходима разработка поэтапной программы правового обучения и воспитания будущего педагога, которая будет применима в условиях любого педагогического высшего учебного заведения и подразумевает построение правового пространства внутри вуза, в деятельность которого будут включены все студенты - будущие педагоги.

Библиографическая ссылка

Киндяшова А.С., Волкова Н.Р. ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://?id=27117 (дата обращения: 20.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Теория и история государства и права

Чарнецкий С. Н.,

учитель обществознания ГБОУ СОШ № 1234, г. Москва

Правовая компетентность старшеклассников

Правовое образование – часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания человека, фактор развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в России. То, что в демократических государствах Запада и США с долгой правовой традицией воспитывается самой жизнью, рождается в семье, в России должно быть предметом целенаправленного формирования. Это актуализирует проблему правового образования. В нашем обществе произошли изменения в оценке роли и места правового образования. Юридическая подготовка необходима не только профессионалам, но и любому человеку, так как каждый гражданин встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания элементарных юридических норм. Эти знания особенно необходимы несовершеннолетним, так как из-за правового нигилизма и безграмотности они становятся нарушителями законов, преступниками или жертвами преступлений.

Исследования показывают, что правовая компетентность подростков в России находится не на должном уровне. Одной из проблем правосознания учащихся является недостаточное знание ими собственных прав и обязанностей, невысокий уровень сформированности убеждения в необходимости выполнять свои обязанности и слабое умение защищать свои права. Об этом говорит и социологическое исследование, проведенное по заказу Уполномоченного по правам человека в городе Москве Бунимовича Е.А. и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Центром по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова  3  . Исследование помогает понять необходимость не ограничиваться решением вопросов о правовых знаниях учащихся, а сосредоточить главное внимание на умениях применять эти знания. Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа» ставит задачу перехода на практико-ориентированное образование. Процесс обучения понимается не только как усвоение знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения социального опыта через деятельность. При характеристике задач предмета «Обществознание» во ФГОС ОО подчеркивается, что необходимо «формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами…».

Школьники должны прийти к пониманию роли закона в обществе, к уважению прав других членов общества, выработать навыки использования правовой информации, а также навыки обращения к квалифицированной юридической помощи. Задачей содержания правового образования является поиск баланса между правовой терминологией, правовой формой и доступностью правового содержания, соединение педагогики и юриспруденции. Цель учебного курса – не обучение юристов, а воспитание граждан и формирование у них потребности в изучении права.

Проблема формирования правовой компетентности заключается в том, что практика традиционного школьного обучения, основана на принципе «выучим и запомним», что противоречит сущности права. Право – прагматическая наука, которая запоминанием терминов и статей законов не осваивается. Право живет в действии, в практике его применения. В связи с этим логика правового образования в наибольшей степени соответствует компетентностному подходу. Важной задачей в деле социализации подростков является создание реальных условий для формирования у школьников правовой компетентности. Правовая компетентность старшеклассника в соответствии с Концепцией структуры и содержания правового образования в школе предполагает: знание механизмов правового регулирования общественной жизни; умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами; способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций; определение достаточного для решения проблемы минимума правовой информации; умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий; готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем  5  . Правовая компетентность – это совокупность способностей и личностно-волевых установок, определяющих для человека возможность и стремление соразмерять свое социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе, нормами. Данная компетентность формируемая в процессе правовой подготовки школьников, представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую в себя не только знания, умения, способности, ценностные установки, индивидуальные способы поведения учащихся, но и освоение способов, и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в ежедневной жизни, в процессе социальной практики, в рамках выполнения различных социальных ролей.

В структуре правовой компетентности выделяются три компонента : когнитивный (знание Конституции РФ, Международных документов о правах человека, Законов РФ, прав человека, прав ребенка, правовых терминов и понятий), деятельностный (участие в деятельности общественных организаций, в гражданских, семейных трудовых и других правоотношениях) и мотивационный (проявление отношения к закону, праву, правовым поступкам взрослых и сверстников, правонарушениям и преступлениям, преступникам).

На основе технологий развивающего и проблемного обучения, изменяется роль преподавателя, он становится руководителем самостоятельной творческой работы старшеклассника. Нетрадиционные формы уроков создают условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их опыте не было, они вооружают учащихся способами воссоздания юридических казусов. Нетрадиционные формы уроков мотивируют и активизируют познавательные процессы учащихся, повышают интерес к предмету практически у всех учащихся. Интерактивная деятельность на уроках «Основ права» предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию. Интерактив исключает доминирование одного выступающего (учителя), и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. Так реализуется важный принцип современного образования – принцип партнерства. Задачи интерактивных методов предусматривают получение учащимися ценностных установок на уважение прав и достоинства личности, мирный способ разрешения конфликтов, законопослушание, ответственность, уважение своих и чужих трудовых усилий.

Работа детей с правовым материалом - условие развития особых языковых средств. В сфере права требуется развернутая аргументация, владение юридической терминологией, выстраивание многоуровневых логических заключений. Трудно добиться в школе полного овладения особой правовой риторикой, но старшеклассники приобщаются к навыкам ораторского искусства.

Изучение предмета «Основы права» может гарантировать обучающихся от совершения правонарушений, особенно это касается «трудных и проблемных» учеников.

Для правового образования важным условием является социальная практика: деятельность детской общественной организации, социальное проектирование, деловые игры, социальное партнерство с общественными и государственными организациями – продуктивные формы правового образования. Включение учащихся в обсуждение и решение социально-правовых проблем школы способно сформировать у них социальную ответственность, самостоятельность, критичность мышления. Старшеклассники приобретают умения использования норм права при решении не только учебных задач, но и жизненных ситуаций. Таким образом, правовое образование в старшей школе направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой компетентности, необходимой для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе: гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя.

Литература

1. ФГОС основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897

  1. Безукладникова, И.В. Правовая компетентность учащихся и условия ее формирования [Электронный ресурс] http://innvik.ucoz.ru/index/0–40
  2. Знание школьниками Москвы собственных прав и способов их зашиты: По материалам социологического исследования. – М.: 2010
  3. Козленко, С.И. Особенности и перспективы развития правового образования в столичном мегаполисе / С. И. Козленко, И. В. Козленко // Право в школе. – 2009. – № 4. – С. 2-10
  4. Поливанова, К.Н. Концепция структуры и содержания правового образования в школе/ К.Н. Поливанова, В.В. Спасская, Б.И. Хасан // Сибирский учитель. – 2003. – № 26. – С.17-21
  5. Парфенчикова Л.В. Формирование основ правовой компетентности учащихся через систему правового образования в гимназии // Фестиваль педагогических идей открытый урок [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/103333/
  6. Попов, Д.Е. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Электронное научное издание «Аналитика культурологии». – 2010. – №17 [Электронный ресурс] http://www.analiculturolog.ru/archive/item/234-article_46.html
  7. Чарнецкий, С.Н. Использование нетрадиционных форм уроков в преподавании экспериментального курса «Основы правовых знаний»// Преподавание права в 2007-2008 учебном году/Сост. И.В. Козленко. – М.: МИОО, 2007. – С.60-62

УДК 371.2; 371.64/.69

Н. Р. Нуриахметова

ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Предлагается историко-педагогический анализ понятия профессиональной компетентности, ее структуры, анализируются особенности формирования у учителей сельских школ нормативно-правовой компетентности.

Ключевые слова: нормативно-правовая компетентность, модульно-компететностная модель обучения будущих учителей для сельских школ.

На современном этапе развития России образование становится все более мощной силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, поэтому работа с кадрами педагогической квалификации в настоящее время является важнейшим направлением деятельности, нуждающимся в концентрации усилий.

Ускорение социально-экономических процессов интенсифицирует жизнь человека и приводит к тому, что прежняя информационно-контролирую-щая позиция педагога трансформируется в личност-но ориентированную, поддерживающую позицию организатора учебного процесса. Для решения новых профессиональных задач учителю необходимо обладать определенным уровнем профессиональной компетентности. Таким образом, актуальной проблемой высшего профессионального образования становится вопрос о формировании компетентности будущих специалистов.

Полифункциональность деятельности сельского педагога обуславливает необходимость формирования нормативно-правовой компетентности на уровне профессиональной. В российской науке исследуемая проблема обычно рассматривается в ключе формирования профессиональных требований к специалисту (В. И. Байденко , А. Г. Бер-мус , В. А. Болотов , Н. Ф. Ефремова , И. А. Зимняя , Д. С. Цодикова ), а также нового подхода к конструированию образовательных стандартов (А. А. Греков , В. И. Данильчук , В. В. Краевский , А. В. Хуторской ).

Тем не менее можно наблюдать, что ряд исследователей проблем формирования компетентности не проводят четкой границы между этими понятиями.

Наиболее полным и всесторонним представляется определение компетентности В. А. Болотова и В. В. Серикова : Компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализа-

ции, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости. Считается, что важно учитывать утверждение коллектива НИИ непрерывного педагогического образования РГПУ им. А. И. Герцена, что компетентность всегда проявляется в деятельности - предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, ценностноориентационной.

Принято считать, что личностная самореализация и нахождение своего места в мире у большинства людей связаны в том числе и с профессиональной деятельностью. В педагогической профессии это условие является обязательным. Учитывая это, необходимо определить понятие «профессиональная компетентность». В настоящее время существуют вариативные подходы к характеристике понятия профессиональной компетентности специалиста в современной отечественной науке (Н. В. Кузьмина , Л. М. Митина , Т. Г. Браже , В. А. То-лочек , Е. И. Рогов , А. К. Маркова ,

Н. Н. Лобанова , Т. В. Добудько , В. В. Сериков , Н. М. Борытко , Н. А. Банько и др.). Таким образом, анализ научной литературы показывает, что ученые, изучающие проблему компетентности учителя, используют то термин «профессиональная компетентность» (Б. С. Гершунский , Т. В. Добудько , А. К. Маркова , Н. В. Кузьмина , Т. Г. Браже ), то термин «педагогическая компетентность» (Л. М. Митина ), то оба термина (Н. Н. Лобанова ), а иногда объединяют данные термины по аналогии с профессиональнопедагогической деятельностью: «профессиональнопедагогическая компетентность» (Ю. Н. Кулюткин , Г. С. Сухобская , Н. А. Банько ).

Мы под профессиональной компетентностью будем понимать интегральную характеристику, определяющую способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием зна-

ний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Поскольку объектом нашего исследования является формирование профессиональной компетентности у студентов педагогического вуза и речь идет о подготовке по специальностям педагогического направления и предполагается, что педагогическая деятельность для обучающихся станет профессиональной, то используемое нами определение профессиональной компетентности будет справедливо и для профессиональной педагогической деятельности. Следовательно, профессиональная педагогическая компетентность - это интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, встающие перед педагогом в реальных ситуациях в его профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. При этом способностями являются индивидуально-психологические особенности, свойства, качества личности, которые являются условием успешного выполнения педагогической профессиональной деятельности.

Проанализировав имеющийся материал в области исследований по определению структуры профессионально-педагогической компетентности, мы находим близкими и схожими представления о структуре профессионально-педагогической компетентности С. А. Дружилова и Н. А. Банько , которые и отражают наиболее четко и последовательно проявление профессионально-педагогической компетентности в ходе всего педагогического процесса, не игнорируя личностных особенностей самого педагога. Структура профессиональной компетентности будущего педагога представляется нам в виде совокупности следующих элементов: мотивационно-волевого, включающего в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности; когнитивного интереса, который представляет собой совокупность научно-теоретических знаний о профессиональной деятельности вообще и о роли профессионально-педагогического взаимодействия в ней; коммуникативного интереса, проявляемого в умении устанавливать межличностные связи; согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных ситуациях, овладевать средствами вербального и невербального общения; рефлексивного интереса, который определяет уровень развития самооценки, понимания собственной значимости в коллективе, ответственности за результаты своей деятельности, познания себя и самореализации в профессиональном общении.

Напомним, что согласно ФГОС 2005 г. педагогическая деятельность представлена следующими видами: учебно-воспитательная, социальнопедагогическая, культурно-просветительская, научно-методическая, организационно-управленческая. Если учесть, что в настоящее время роль педагога из ретранслятора информации об окружающем мире превратилась в организатора процесса обучения, а субъект-объектные отношения педагога и ученика превращаются в субъект-субъектные, требующие сознательного управляющего воздействия со стороны педагога, то управленческая составляющая педагогической деятельности становится основой, без которой не могут быть качественно выполнены учебно-воспитательная, социально-педагогическая, культурно-просветительская, научно методическая виды деятельности. Следовательно, разработка модели формирования управленческой компетентности педагога является важным условием подготовки будущих педагогов. Более того, реализация задач развития образования требует в том числе и от педагогов высокого уровня сформиро-ванности управленческих компетентностей, в частности разработки различных организационно-педагогических моделей образовательных учреждений (ОУ) в рамках сетевого взаимодействия (в том числе и дистанционного); формирования инновационных (в том числе и государственно-общественных) механизмов управления данными видами ОУ, а также необходимо научиться оптимизировать расходы на одного ученика с целью вхождения в бюджет ОУ, сформированного на основе нормативно-подушевого финансирования.

При рассмотрении перечня трудовых функций, обеспечивающих организационно-управленческую деятельность педагога согласно ФГОС, мы отметили, что многие из этих функций связаны с нормативно-правовой компетентностью (НПК) педагога.

Проанализировав исследования отечественных специалистов в области формирования правовой компетентности , мы пришли к выводу, что в настоящее время она рассматривается как ключевая или базовая. При анализе всего перечня трудовых функций, для выполнения которых педагогу необходимо обладать НПК, мы отметили, что для части функций НПК действительно выступает как базовая или ключевая, но при выполнении ряда трудовых функций НПК выступает в качестве специальной профессиональной компетентности. Действительно, например, для разработки локальных актов образовательного учреждения требуются знания всей системы образовательного законодательства, законодательства о труде, других отраслей права и подзаконных нормативно-правовых актов России, а также знание принципов и навыков разработки актов образовательного учреждения.

Формирование профессиональной компетентности состоит из нескольких этапов: целеполага-ние, выбор подходов, определение содержания, выбор технологий обучения, определение критериев для оценки результата сформированности профессиональной компетентности.

Первым этапом в формировании УК будущих учителей является постановка цели. Целью формирования УК у будущих учителей мы назовем такое состояние специалиста, при котором он умеет обеспечить организацию образовательного процесса в соответствии нормами законодательства и права, взаимодействовать с родителями, коллегами и руководством по вопросам обеспечения образовательного процесса, управления ОУ в целях соблюдения государственных гарантий и прав граждан на доступное и качественное образование, владеет знаниями организационных основ структуры управления образованием, механизмов и процедур управления качеством образования, а также знаниями и умениями для работы в образовательно-правовым пространстве.

Содержание образования обеспечивается комплектом учебных материалов, состоящим из текста в виде учебно-методического пособия, представляющего собой минимальную структурную единицу объема информации, которое состоит из методической и теоретической частей. Методическая часть включает совокупность заданий для выполнения студентом, в которые входят вопросы и задачи для усвоения темы и подготовки к оцениванию, задания на отработку умений, проблемы (темы) исследований и учебных проектов, сценарии ситуаций для обсуждения и принятия решений, рекомендации для работы и литература. Теоретическая часть - это текст реферативно-обзорного характера, раскрывающий основные темы и понятия по дисциплине, обобщающий представленные в новейшей литературе материалы.

Для формирования НПК нами было выбрано модульно-компетентностное обучение. Модуляри-зация обучения представляет собой разбивку дисциплин на относительно небольшие составляющие, которые именуются модулями и которыми легко манипулировать. Такие модули складывают-

ся из руководств, предлагаемых тем для обсуждения, которые образуют фрагменты дисциплин и комплекса задач для решения.

Для диагностики качества сформированной НПК в рамках модульного обучения нами был разработан комплекс задач, моделирующих практические управленческие ситуации, с решением которых неизбежно столкнется педагог в ходе выполнения трудовых функций в своей организационно-управленческой деятельности. Для каждого модуля разработаны задачи трех уровней сложности, и их решение оценивается соответственно по трем уровням:

Низкий - обучающийся обладает только теоретическими знаниями, необходимыми для решения поставленной задачи;

Средний - обучающийся умеет использовать теоретические знания для решения стандартных практических профессиональных задач;

Высокий - обучающийся умеет решать любые профессиональные задачи.

Таким образом, мы использовали следующий алгоритм рейтинговой системы контроля знаний:

1. Весь курс обучения разбивается на тематические разделы-модули, контроль по которым обязателен.

2. После изучения каждого модуля проводится контроль знаний учащихся с оценкой в баллах (за решение задач 1-го уровня - ... баллов, 2-го уровня - ... баллов, 3-го уровня - ... баллов).

3. В конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка. Учащиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86 до 100 %, могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).

Использование предлагаемого подхода позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приема-передачи учебной информации, воздействующие на студентов. При этом образуются и многократно усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками такого интенсивного применения передовых технологий в образовании. В этом случае и сам преподаватель попадает под влияние таких эффектов, что требует от него высокой концентрации и соответствующего интереса.

Список литературы

1. Байденко В. И. Выявление состава компетенции выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.

2. Банько Н. А. Формирование профессионально-педагогической компетентности как компонента профессиональной подготовки менеджеров: монография. Волгоград, 2004. 75 с.

3. Безукладникова И. В. Правовая компетентность учащихся и условия ее формирования // Персональный сайт учителя истории, обще-ствознания и права И. В. Безукладниковой. URL: http://innvik.ucoz.ru/index/0-40

4. Бермус А. Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. Ростов-н/Д., 2003. 41 с.

5. Борытко Н. М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. 30 сентября. URL: http:// www.eidos.ru/journal/2007/0930-10.htm

6. Браже Т. Г. Профессиональная компетентность специалиста как многофакторное явление. Л., 1990.

7. Болотов В. А., Ефремова Н. Ф. Система оценки качества российского образования // Школа: день за днем. Педагогический альманах. Официальный сайт Центрального филиала городского центра развития образования г. Новосибирска. URL: http://www.den-za-dnem.ru/ page.php?article=150

8. Вольская С. Ф., Зайцев А. А. Проблемы формирования правовой грамотности студентов технического вуза // Вестник МГТУ. 2006. Т. 9. № 4. С. 590-593.

9. Гершунский Б. С. Философия образования для ХХ1 века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. 605 с.

10. Данильчук В. И. Личностно-гуманитарная парадигма в построении частных методик // Изв. Рос. акад. образования. 2000. № 1. С. 50-55.

11. Добудько Т. В., Добудько А. В. Принципы формирования профессиональной компетентности будущих учителей в условиях информатизации образования // Образование. Профессия. Производство: сб. ст. Самара: СамГПУ, 1999. С. 67-70.

12. Дружилов С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование: научно-публицистический альманах. Новокузнецк, 2005. Вып. 8. С. 26-44.

13. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.08.2009 № 593.

14. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

15. Краевский В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. № 2. С. 3-11.

16. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

17. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.

18. Маркова А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. № 8. С. 82-88.

19. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. 216 с.

20. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской. М., 1981.

21. Морозова Н. Н., Фадеева И. М. Модель исследовательских компетенций личности как основа управления качеством научно-исследовательской деятельности в университетском комплексе // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 5(51). С. 43-51.

22. Проектирование содержания профессионального образования в многоуровневой структуре непрерывного педагогического образования: образовательно-профессиональные программы колледжевого уровня, согласованные со стандартами неполного высшего образования / Ростовский госпедуниверситет, педагогический колледж № 1 г. Ростова-н/Д. Учебно-нормативная документация, 30 п.л. (РГПУ, справка о внедрении № 91 от 02.11.98).

23. Лобанова Н. Н., Косарев В. В., Крючатов А. П. Профессиональная компетентность педагога. Самара, СПб., 1997. 107 с.

24. Рогов Е. И. Выбор профессии. М.: Влад-Пресс, 2003. 336 с.

25. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. С. 16-21.

26. Толочек В. А. Современная психология труда: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.

27. Тряпицына А. П. Модернизация общего образования: самообразование учителя инновационной школы. СПб.: Береста, 2002. 187 с.

28. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. URL: http://eidos. ru/journal/2002/0423.htm

29. Цодикова Д. С. Ключевые компетенции менеджера ХХ века: практический курс. URL: http:/www.buk.irk.ru/chairs /management/programs/ zodikova.htm

30. Юрасюк Н. В. К вопросу о формировании правовой компетентности современного специалиста // Современные технологии в российской системе образования: мат-лы VI Всерос. науч.-практ. конф. (май 2008; Пенза). Пенза, 2008.

Нуриахметова Н. Р., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 15.09.2010.

N. R. Nuriakhmetova FORMATION OF LAW COMPETENCE OF TEACHERS IN RURAL SCHOOLS

The article offers a historical and pedagogical analysis to discover the notion of professional competence and its structure as well as studying features of developing teachers’ law competence in rural schools.

Key words: law competence, a module and competence model for education of future rural school teachers.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Riyevskaya, б0, Tomsk, Tomsk region, Russia, б340б1.

E-mail: [email protected]