Лечебно эвакуационные мероприятия в войсках. Сущность современной системы лечебно-эвакуационных мероприятий. Определение понятия, сущность современной системы этапного лечения с эвакуацией по назначению, её основополагающие принципы

  • 1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Определение понятий: национальная безопасность, национальные интересы рф. Содержание понятия «национальные интересы России»
  • 2. Виды нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы мобилизационной подготовки в Российской Федерации
  • 3.1. Законы Российской Федерации, регламентирующие вопросы мобилиза­ционной подготовки и мобилизации.
  • 3. Виды вооружённых конфликтов и их основные характеристики. Применение военной силы для обеспечения безопасности Российской Федерации.
  • 4..Военная организация Российской федерации: основные задачи, структура. Основные принципы обеспечения военной безопасности рф
  • 5.Военная доктрина Российской Федерации: определение и содержание понятия, нормативно-правовая база.
  • 6.Основные внешние и внутренние угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Основные направления государственной политики в области обеспечения национальной безопасности рф.
  • 7.Полномочия государственных органов исполнительной власти Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
  • 8.Виды тыловых госпиталей здравоохранения. Основные принципы формирования и задачи.
  • 9.Роль и место тыловых госпиталей здравоохранения в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий.
  • 10.Характеристика современной системы лечебно-эвакуационного обеспечения войск. Задачи, условия деятельности медицинской службы Вооружённых Сил рф в военное время.
  • 11.Предназначение, задачи и организация обсервационных пунктов. Порядок обсервации.
  • 12.Определение понятия, структура и задачи органов управления специальных формирований здравоохранения.
  • 13.Определение, классификация и предназначение специальных формирований здравоохранения.
  • 14.Определение, предназначение и история формирования государственного резерва. Законодательное и нормативно-правовое регулирование работы с государственным и материальным резервом.
  • 15.Обязанности граждан Российской Федерации, подлежащих воинскому учёту; обязанности по мобилизационной подготовке и мобилизации.
  • 16.Определение понятия «бронирование граждан пребывающих в запасе». Цели, задачи, принципы и перечень мероприятий по бронированию граждан пребывающих в запасе
  • 17.Определения понятия «воинский учёт». Цели и задачи воинского учёта. Категории граждан, подлежащих и неподлежащих воинскому учёту. Документы воинского учёта.
  • 19.Структура системы мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества. Порядок разработки номенклатуры и объёмов накопления материальных ценностей.
  • 20.Обязанности организаций и граждан Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
  • 21.Предназначение геополитики. Политика сша в отношении России в 19 начале 20-го века, её основные цели и направления.
  • 22. Характеристика кассетных и кумулятивных боеприпасов, для чего они предназначены.
  • 23.Угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
  • 24.Законодательное и нормативно-правовое регулирование вопросов воинского учёта и бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в организациях здравоохранения.
  • 25.Органы управления специальными формированиями здравоохранения, их задачи.
  • 26.Страны, входящие в шос. Роль шос в обеспечении стабильности в Центральной Азии.
  • 27. Характеристика раненых и больных при ранениях и повреждениях длинных трубчатых костей, крупных суставов, костей таза и ожогах эвакуируемых из гбф в тгз.
  • 28. Отношения России с Организацией Северо - Атлантического договора (нато). Политика России в отношении стран Европейского Союза.
  • 29.Организация Объединённых Наций и Совет безопасности оон, история создания, структура.
  • 30.Обычное оружие, его виды и предназначение.
  • 31.Мобилизационная подготовка системы здравоохранения рф.
  • 32.Нелетальное оружие. Нормативные правовые акты, регламентирующие изготовление, распространение и оборот оружия на территории Российской Федерации.
  • 33.Основные черты вооружённых конфликтов конца хх – начала хх1 века.
  • 34.Определение, предназначение и история формирования государственного резерва
  • 35.Назначение высокоточного оружия, виды высокоточного оружия.
  • 35.Определение региональных войн, приведите примеры.
  • 36. Биологическое (бактериологическое) оружие, его назначение и способы применения.
  • 37.Очаг бактериологического поражения. Противоэпидемические мероприятия, проводимые в очаге бактериологического поражения.
  • 38.Порядок отвода и оборудования зданий, предназначенных для развёртывания специальных формирований здравоохранения.
  • 39.Определение локальных войн, приведите примеры.
  • 41. Служба медицины катастроф Минздрава России: режимы деятельности, задачи, элементы организационной структуры (перечислить).
  • 45. Лечебно-эвакуационное обеспечение (лэо). Определение. Основные принципы организации системы лэо. Виды медицинской помощи, предусмотренные в системе лэо.
  • 46. Понятие о лечебно-эвакуационных мероприятиях. Основные принципы организации системы лэм. Определение понятий: медицинская эвакуация, путь медицинской эвакуации, лечебно-эвакуационное направление.
  • 50.Догоспитальные виды медицинской помощи (перечислить): определение, место и оптимальные сроки оказания, привлекаемые силы.
  • 51.Госпитальные виды медицинской помощи (перечислить): определение, место и оптимальные сроки оказания, привлекаемые силы.
  • 52.Первая помощь (первая медицинская помощь): определение, место и сроки оказания, привлекаемые силы. Объем первой медицинской помощи в очагах поражения.
  • 53. Первая врачебная помощь (определение, место оказания, оптимальные сроки оказа­ния, привлекаемые силы). Перечень мероприятий первой врачебной помощи, которые можно отсрочить.
  • 54. Объем первой врачебной помощи, со­держание мероприятий, его зависимость от складывающейся обстановки.
  • 55. Медицинская сор­тировка пораженных (определение, цель, виды, сортировочные группы, методы медицинской сортировки, организация работы сортировочных бригад).
  • 56. Группы эпидемической разведки. Базы создания. Назначение. Штат. Задачи. Возможности.
  • 57. Санитарно-противоэпидемические отряды. Базы создания. Назначение.
  • 58. Санитарно-эпидемические бригады. Базы создания. Назначение. Задачи.
  • 59.Санитарно-противоэпидемическая бригада. Базы создания. Назначение. Организационно-штатная структура. Задачи. Особенности работы в различных очагах поражения.
  • 60. Основные противоэпидемические мероприятия при возникновении эпидемического очага.
  • 61.Определение санитарно-эпидемического состояния района чрезвычайных ситуаций.
  • 62.Карантин и обсервация. Определение и содержание мероприятий.
  • 64.Задачи и принципы снабжения медицинским имуществом формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф
  • 65. Медицинское имущество (определение). Характеристика и классификация медицинского имущества.
  • 67. Определение, задачи и основные принципы построения и функционирования егс.
  • 68. Перечень федеральных служб предупреждения и ликвидации рсчс. Силы и средства ликвидации чс мчс России.
  • 69. Понятие о постоянно действующих органах повседневного управления, органах обеспече­ния оперативного управления (пунктах управления), силах и средствах рсчс.
  • 70. Режимы функционирования рсчс, основные мероприятия рсчс по предупреждению и ликвидации последствий чс
  • 71. Чрезвычайные ситуации, определение основных понятий, классификация чс, основные поражающие факторы чс.
  • 72. Медико-санитарные последствия чс (определение понятия), понятие о людских потерях в чс, элементы медико-тактической характеристики чс. Методы прогнозирования и оценки обстановки при чс.
  • 73. Методы контроля и определения опасных и негативных факторов.
  • 74.Ядерное оружие и его поражающие факторы. Краткая характеристика очага ядерного поражения. Возможный характер санитарных потерь.
  • 73. Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения.
  • 74.Система и методы защиты человека от основных видов опасного и вредного воздействия природного и техногенного происхождения
  • 75. Защита человека от физических, химических и биологических негативных факторов.
  • 76. Общая характеристика и классификация защитных сооружений,
  • 77. Санитарная и специальная обработка.

10.Характеристика современной системы лечебно-эвакуационного обеспечения войск. Задачи, условия деятельности медицинской службы Вооружённых Сил рф в военное время.

Лечебно - эвакуационное обеспечение (ЛЭО) - система осуществляемых во время войны мероприятий по оказанию медпомощи пораженным и больным из состава вооруженных сил и населения страны, их лечению и эвакуации.

Задачами медицинской службы Вооруженных сил Российской Федерации в военное время являются:

Обеспечение высокой боевой и мобилизационной готовности соединений, частей и учреждений медицинской службы;

Участие в комплектовали!! Вооруженных Сил здоровым пополнением;

Оказание медицинской помощи раненым и больным, их эвакуация и лечение;

Организация санитарно-эпидемиологического надзора и противоэпидемических мероприятий:

Медицинская защита личного состава войск (сил) от поражающих факторов радиационной, химической и биологической природы;

Обеспечение войск медицинским имуществом и техникой;

Подготовка кадров медицинского состава для ВС РФ и повышение их квалификации:

Изучение и обобщение опыта медицинского обеспечения войск (сил) и научная разработка проблем военной медицины.

11.Предназначение, задачи и организация обсервационных пунктов. Порядок обсервации.

Обсервационные пункты являются противоэпидемическими учреждениями здравоохранения поенного времени. Они предназначены для временной изоляции и обсервации следующих по железнодорожным, водным и воздушным путем сообщения воинских контингентов при их эпидемическом неблагополучии н выполняют функции противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний в войсках н среди населения

12.Определение понятия, структура и задачи органов управления специальных формирований здравоохранения.

Под специальными формированиями здравоохранения понимаются органы управления и медицинские учреждения, создаваемые в период мобилизации и военное время для выполнений задач по медицинскому обеспечению личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. К специальным формированиям здравоохранения относятся: 1) органы управления специальными формированиями; 2) тыловые госпитали здравоохранения; 3) обсервационные пункты. Органы управления специальными формированиями - это Главное управление по руководству специальными формированиями здравоохранений, которое создается в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также отделы и секторы по руководству специальными формированиями здравоохранения, которые создаются в органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. В структуре специальных формирований здравоохранении органы управления составляют около Ь% от общей их численности. Тыловые госпитали здравоохранения являются специальными формированиями здравоохранении, предназначенными для приема раненых и больных военнослужащих (далее - раненые и больные), поступающих из госпитальных баз фронтов (флотов), войск военных округов (в том числе, из очагов массовых санитарных потерь), оказания им специализированной медицинской помощи, лечения до определившихся исходов и реабилитации. Тыловые госпитали здравоохранения Российской Федерации (далее тыловые госпитали) являются неотъемлемой составной частью современной системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению. И тыловых госпиталей раненые и больные, по завершению лечения, могут быть возвращены в строй, эвакуированы для дальнейшего лечения в госпитали для ветеранов воин или уволены из Вооруженных Сил Российской Федерации и направлены по месту жительства. Тыловые госпитали здравоохранения составляют около 92% от общей численности специальных формирований здравоохранения. Обсервационные пункты являются противоэпидемическими учреждениями здравоохранения поенного времени. Они предназначены для временной изоляции и обсервации следующих по железнодорожным, водным и воздушным путем сообщения воинских контингентов при их эпидемическом неблагополучии н выполняют функции противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний в войсках н среди населения.

Лечебно-эвакуационные мероприятия составляют основу лечебно-эвакуационной системы, которая в свою очередь является одной из важнейших составных частей медицинского обеспечения вооруженных сил в военное время. Под лечебно-эвакуационной системой следует понимать свойственную определенному историческому периоду и уровню развития военного дела и военной медицины совокупность взаимосвязанных принципов и методов организации медицинской помощи раненым и больным, их лечения, эвакуации, реабилитации и предназначенных для этого сил и средств медицинской службы, функционирующих в едином информационном пространстве по единому замыслу.

Сущность современной системы лечебно-эвакуационных мероприятий состоит в проведении последовательных и преемственных лечебных мероприятий на этапах медицинской эвакуации в сочетании с эвакуацией раненых и больных в специализированные лечебные учреждения по медицинским показаниям в соответствии с конкретными условиями обстановки. Организация лечебно-эвакуационных мероприятий – это по существу адаптированная к современным условиям система этапного лечения с эвакуацией по назначению. В основу этой системы заложены принципы единой военно-полевой доктрины, сформулированные Е. И. Смирновым еще в 1942 г., но не потерявшие своего концептуального значения и по сей день:

«…единое понимание происхождения и развития болезни, единое понимание принципов хирургической и терапевтической работы в полевой санитарной службе;

преемственность в обслуживании раненых и больных на различных этапах эвакуации;

обязательное наличие краткой, четкой и последовательной медицинской документации, позволяющей производить полноценную сортировку раненых и больных и обеспечивающей единую систему лечения и последовательность ее на различных этапах эвакуации;

наличие единой школы и единого взгляда на методы профилактики и лечения раненых и больных на разных этапах санитарной эвакуации единого эвакуационного направления».

Необходимость совершенствования системы оказания медицинской помощи связана не только с отдельными ее недостатками, выявившимися во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., но и изменившимися в послевоенное время условиями медицинского обеспечения войск.

Так, появление на вооружении современных армий новых видов обычного оружия (высокоточного), зажигательных смесей типа напалма, средств массового поражения влечет за собой изменения величины, характера и структуры санитарных потерь, в частности - возможность одномоментного возникновения массовых санитарных потерь.

Комбинированный характер значительной части поражений в результате возможного применения новых видов оружия и трудность определения ведущего синдрома поражения (заболевания) приводят к выводу о необходимости привлекать к оказанию специализированной медицинской помощи и последующему лечению пораженных представителей различных медицинских специальностей. Повышается потребность в терапевтической помощи, в том числе в хирургических госпиталях, поскольку значительное место в боевой патологии могут занять психоневрологические нарушения, радиационные поражения (лучевая болезнь) и поражения химическими отравляющими веществами в сочетании с различными травмами.

Кроме того, возросшая стремительность и более высокие темпы боевых действий потребуют от частей и учреждений медицинской службы гораздо большей маневренности, чем это было во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Наряду с указанными изменениями условий деятельности медицинской службы большое влияние на организацию лечебно- эвакуационных мероприятий оказали успехи в развитии медицинской науки, достигнутые в послевоенный период, особенно в таких ее разделах, как медицинская радиология, иммунология, анестезиология и реаниматология, трансфузиология и токсикология. Применение антибиотиков разрешает при необходимости (например, при массовых потерях или при невозможности по условиям боевой обстановки оказать хирургическую помощь) производить хирургические вмешательства в более поздние сроки, чем допускалось во время Великой Отечественной войны.

Современная система лечебно-эвакуационных мероприятий включает в себя: сбор раненых и больных, медицинскую сортировку и оказание всех видов медицинской помощи, предэвакуационную подготовку и эвакуацию, лечение и медицинскую реабилитацию. В этой системе все стороны лечебно-эвакуационной деятельности медицинской службы теснейшим образом связаны между собой и проводятся как единый комплекс мероприятий. Основная цель этих мероприятий – сохранение жизни и быстрейшее восстановление бое- и трудоспособности у возможно большего числа военнослужащих, выбывших из строя в результате боевого поражения или заболевания, что в условиях современной войны является наиболее реальным и эффективным способом восполнения боевых потерь личного состава войск и сил флота.

В основе организации оказания медицинской помощи раненым на войне лежит принцип этапного лечения, предложенный выдающимся российским хирургом В. Л Оппелем по опыту первой мировой войны. Его идеи были внедрены советскими хирургами и организаторами здравоохранения, создавшими перед Великой Отечественной войной 1941 - 1945 гг. систему этапного лечения с эвакуацией по назначению (Б. К. Леонардов, П. И. Тимофеевский, Е. И. Смирнов, Н. Н. Бурденко и др.). Эта система остается и сегодня основополагающей при организации лечебно-эвакуационного обеспечения войск в крупномасштабной войне.

Смысл системы этапного лечения заключается в объединении процессов оказания медицинской помощи, лечения и эвакуации раненых. Организация медицинской помощи потокам раненых на огромных театрах военных действий требует вынужденного расчленения (этапности) лечебных мероприятий. Эвакуация раненых представляет сложный, нередко длительный и достаточно травматичный процесс. При этом большинству раненых исчерпывающая помощь не может быть оказана в ранние сроки, и поэтому ее приходится оказывать поэтапно в необходимом объеме и с сохранением преемственности в ходе всего процесса лечения. В ходе этапного лечения одинаково ошибочно недовыполнение помощи, связанное с угрозой возникновения жизненно опасных осложнений, или, наоборот, выполнение излишних лечебных мероприятий, задерживающих и затрудняющих дальнейшую транспортировку раненого. Именно поэтому единый процесс оказания медицинской помощи и лечения, осуществляемый в мирное время в одном лечебном учреждении, в условиях действующей армии разделен на отдельные лечебно-профилактические мероприятия, проводимые последовательно в разных местах и именуемые видами медицинской помощи.

Вид медицинской помощи - это комплекс лечебно-профилактических мероприятий, проводимых раненым при ранениях и травмах личным составом войск и медицинской службы как на поле боя, так и на этапах медицинской эвакуации. Он имеет следующие цели: устранение нарушений жизненно важных функций, профилактику развития осложнений, подготовку раненого к эвакуации, восстановление структуры и функции поврежденных органов и систем и в конечном итоге -возвращение раненого в строй. Конкретный вид медицинской помощи определяется местом оказания, уровнем подготовки лиц, ее оказывающих, наличием необходимого оснащения и медико-тактической обстановкой.

Выделяются следующие виды медицинской помощи: первая помощь, доврачебная (фельдшерская) помощь, первая врачебная помощь, квалифицированная медицинская помощь, специализированная медицинская помощь и медицинская реабилитация. Каждый из видов медицинской помощи характеризуется конкретными задачами, перечнем типовых лечебно-профилактических мероприятий, необходимой квалификацией медицинского персонала и табельным оснащением.


Раненые, вынесенные с поля боя, доставляются в медицинские подразделения, части и лечебные учреждения, которые называются этанами медицинской эвакуации. Под этапом медицинской эвакуации понимают силы и средства медицинской службы, развернутые на путях эвакуации с задачей приема, сортировки раненых, оказания им медицинской помощи, подготовки к дальнейшей эвакуации нуждающихся в ней и лечения.

Этапами медицинской эвакуации являются: медицинский пункт батальона (если он развертывается для оказания помощи раненым), медицинский пункт полка (медицинская рота бригады, полка), отдельный медицинский батальон дивизии (отдельный медицинский отряд, отдельный медицинский отряд специального назначения), военные лечебные учреждения - военные полевые госпитали госпитальных баз, тыловые госпитали Министерства здравоохранения и социального развития

Рис. 2.1. Схема современной системы лечебно-эвакуационного обеспечения поиск

России. Каждому этапу медицинской эвакуации соответствует определенный вид медицинской помощи (рис. 2.1).

Поскольку эвакуация осуществляется по принципу «на себя» (из гнезд раненых - силами медицинского пункта батальона, из батальона - транспортом медицинского пункта полка и т. д.), в крупномасштабной войне раненые, как правило, последовательно проходят все этапы медицинской эвакуации. Тем не менее при любой возможности следует стремиться к уменьшению многоэтапности в оказании помощи раненым, так как это значительно улучшает исходы лечения.

Учитывая вероятность поступления на этапы медицинской эвакуации раненых в количестве, превышающем их пропускную способность, выделяются различные объемы медицинской помощи. Например, первая врачебная помощь может оказываться в полном объеме (т. е. всем раненым, нуждающимся в ней) или по неотложным показаниям (т. е. только тем раненым, которые в ней нуждаются для спасения жизни).

Не только объем, но даже и вид медицинской помощи, оказываемой на том или ином этапе эвакуации, может быть изменен в зависимости от конкретных условий боевой обстановки, величины санитарных потерь, обеспеченности медицинской службы силами и средствами, возможности дальнейшей беспрепятственной эвакуации раненых (маневр объемом и видом медицинской помощи). Так, при поступлении в отдельный медицинский батальон (этап оказания квалифицированной медицинской помощи) до 1000 раненых в сутки он может перейти на оказание только первой врачебной помощи.

Увеличение пропускной способности этапов медицинской эвакуации в условиях массового поступления раненых достигается применением

стандартных схем оказания медицинской помощи и четкой организацией бригадно-поточного метода работы персонала всех функциональных подразделений. Мероприятия, выполняемые раненым на каждом этапе медицинской эвакуации, являются стандартизованными, а именно: прием и размещение, медицинская сортировка, оказание соответствующей медицинской помощи всем нуждающимся в порядке очередности, подготовка к дальнейшей эвакуации.

Важнейшим элементом организации оказания медицинской помощи и лечения раненых на войне является медицинская сортировка -распределение раненых на группы по признакам нуждаемости в однородных лечебно-эвакуационных и профилактических мероприятиях в соответствии с медицинскими показаниями, объемом оказываемой медицинской помощи и принятым порядком эвакуации. Медицинская сортировка (внутрипунктовая и эвакотранспортная) способствует наиболее эффективному использованию сил и средств медицинской службы. Внутрипунктовая сортировка - это распределение раненых на группы в соответствии с нуждаемостью в однородных лечебно-профилактических мероприятиях с определением очередности и места оказания помощи на данном этапе эвакуации. Эвакотранспортная сортировка предусматривает распределение раненых на группы в соответствии с направлением дальнейшей эвакуации, очередности эвакуации, вида транспорта и положения раненого при транспортировке. Результаты медицинской сортировки фиксируются с помощью сортировочных марок, а также в первичной медицинской карточке (форма 100), истории болезни.

На пути от фронта в тыл на каждом последующем этапе медицинской эвакуации помощь раненым всякий раз оказывается другими врачами. Для обеспечения преемственности и последовательности в оказании медицинской помощи все мероприятия и способы лечения раненых строго регламентированы «Указаниями по военно-полевой хирургии» 1 и другими руководящими документами. Этому же способствует военно-медицинская документация, сопровождающая раненых на всем протяжении их эвакуации: при оказании первой врачебной помощи на каждого раненого заполняется первичная медицинская карточка (форма 100), при госпитализации - история болезни (форма 102), при эвакуации с этапа оказания квалифицированной или специализированной медицинской помощи формируется эвакуационный конверт (форма 104).

Под специальными формированиями здравоохранения понимаются - ор-ганы управления и медицинские учреждения, создаваемые в период мобили-зации и военное время для выполнения задач по медобеспечению личного состава ВС РФ.

К специальным формированиям здравоохранения относятся:

1) органы управления специальными формированиями;

2) тыловые госпитали здравоохранения;

3) обсервационные пункты.

Органы управления специальными формированиями - это

1. Главное управление по руководству специальными формированиями здравоохра-нения, которое создается в Министерстве здравоохранения и социального развития,

2. Отделы и секторы по руководству СФЗ, которые создаются в ор-ганах управления здравоохранением субъектов РФ.

В структуре специальных формирований здравоохранения органы управ-ления составляют около 6% от общей их численности.

Тыловые госпитали здравоохранения - предназначены для приема раненых и больных военнослужащих, поступающих из ГБ фронтов (флотов), войск военных округов (в том числе, из очагов массовых санитарных потерь), оказания им СМП, лечения до определившихся исходов и реабилитации.

ТГЗ являются неотъемлемой составной частью современной системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначе-нию. Из ТГ раненые и больные, по завершению лечения, могут быть возвращены в строй, эвакуированы для дальнейшего лечения в госпитали для ветеранов войн или уволены из ВС и направлены по месту жительства. ТГ здравоохранения составляют около 92% от общей численности СФЗ.

Обсервационные пункты - являются противоэпидемическими учрежде-ниями здравоохранения военного времени. Они предназначены для времен-ной изоляции и обсервации неблагополучных в эпидемическом отношении воинских контингентов, следующих по железнодорожным, водным и воз-душным путям сообщения и выполняют функции противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний в войсках и среди населения.

Обсервационные пункты составляют около 2% от общей численности СФЗ.

К органам управления СФЗ относятся:

  • Главное управление по руководству СФЗ,
  • Отделы и секторы по руководству ТГ.

Они яв-ляются структурными подразделениями Минздрава и органов управления здраво-охранением субъектов РФ и формируются при объ-явлении мобилизации для руководства ТГЗ и обсервационными пунктами.

На органы управления СФЗ возлагаются следующие задачи:

  1. руководство работой спецформирований в период мобилиза-ции и в ВВ;
  2. оказание методической помощи руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам развертывания спецформирований, их мат-технического и финансового обеспечения, подготовки к работе в период моб. и в ВВ.
  3. организация взаимодействия с ГВМУ МО (медслужбой военного округа ВВ, управлением МЭПа) по вопросам, обеспечения преемственности оказания медицинской помощи и лечения раненых и больных.
  4. осуществление контроля за качеством лечения раненых (Б), их реабилитацией, своевременной выпиской, проведением во-енно-врачебной и медико-социальной экспертизы.
  5. руководство проведением сангигиенических и п/эпиде-мических мероприятий.
  6. организация медицинского снабжения специальных формирований;
  7. руководство медицинским и бухучетом, отчетностью, представление установленных отчетов, докладов и донесений;
  8. организация и проведение статистического анализа лечебной работы в ТГ, движения ране-ных и больных, исходы их лечения и др. задачи.

Помещения для органов управления СФ выделяются за счет площадей, имеющихся в распоряжении МЗ и социального развития РФ и органов управления здравоохранением субъектов РФ.

Главное управление по руководству СФЗ формируется в следующем составе: руководитель, его заместители, главные медспециалисты (хирург и терапевт), трех управлений (орг-плановое, лечебно-профилактическое, медснабжения) и двух отделов (финансово-экономи-ческий и защиты государственной тайны).

Отдел по руководству ТГ формируется в составе:

на-чальника отдела, его заместителя, главных медспециалистов (хи-рург, терапевт), инспекторов — врачей, инспектора-провизора, инспектора (по спецработе), бухгалтера, делопроизводителя, машинисток и водителя.

Сектор по руководству ТГ формируется в составе:

начальника сектора, инспектора — врача, инспектора-провизора, делопро-изводителя и водителя.

Начальники органов управления СФ под-чинены руководителям органов управления здравоохранением, пользуются правами их заместителей и являются прямыми начальниками для подчиненных подведомственных специальных формирований и нахо-дящихся в них на излечении раненых и больных.

3. 2. Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий.

В июне 1940 года, Народным Комиссаром здравоохранения СССР было утверждено «Положение о формировании эвакуационных госпита-лей», развертываемых органами здравоохранения СССР в военное время.

ЭГ в медицинском, административном и финансовом отношениях подчинялись органам управления гражданского здравоохра-нения по месту их развертывания, а в оперативном отношении — Народно-му Комиссариату обороны через его санитарные отделы военных округов, УРЭП, УМЭП.

Директивой ГШ от 13.02.1941 года была определена специализация госпитальных коек развертываемых в военное время в тылу страны, т. к. в тыл страны планировалось направлять тяжелораненых и раненых сред-ней степени тяжести, нуждавшихся в сложных хирургических операциях.

С началом ВОВ на территории страны развернулось формирование обширной сети ЭГ, объединённых под руководством управлений МЭП и РЭП вГБ тыла страны.

Все медицинское обслужи-вание раненых и больных в тыловых районах страны возлагалось на Народный Комиссариат здравоохранения, а в армейских и фронтовых районах на ГВСУ Красной Армии. Все УРЭПы и УМЭПы были подчинены ГВСУ Красной Армии.

При НКЗ СССР было организовано Главное управление эвакогоспита-лей, на которое было возложено руководство лечебной работой, учет сети ЭГ, разработка руководящих документов по лечебной работе и другим видам дея-тельности.

При каждом СЭГ полагалось создавать транспортные группы из транс-порта ЭГ, дислоцированных в данном населенном пункте, и транспорта, приписанного местными советскими органами.

В круг задач СЭГ входили:

— разгрузка прибывающих ВСП,

— доставка раненых и больных в ЭГ,

— доставка инвалидов — к месту жительства,

— сбор из ЭГ ра-неных и больных, подлежащих эвакуации в глубокий тыл и погрузки их на ВСП,

— проверка санитарного состояния проходящих транзитом ВСП, снятие с них нетранспортабельных раненых и инфекционных больных.

Укомплек-тованность ЭГ врачами составляла в первый период войны 95%, во второй — 88%, в третий — 91%. Однако, несмотря на довольно высокие показатели укомплектованности в целом, потребность ЭГ в хирургах в первом перио-де войны была удовлетворена только на 54,7%, нейрохирургах — на 63,6%, во врачах лечебной физкультуры — на 54,7%, во врачах-лаборантах — на 90,4%.

Удельный вес коек ЭГ в общей емкости коечной сети, развернутой для действующей армии в период ВОВ, колебался от 68% в 1941г. до 35% в 1944г.

Из ЭГ возвращено в строй 56% из общего числа поступивших раненых и больных. Уволено в отпуск — 44%, уволено вовсе — 36,5%, умерло — 1,5%.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что ЭГ, а ныне ТГЗ, являются важным звеном в системе ме-дицинского обеспечения войск и не утратили своей роли и значения в совре-менной системе ЛЭО раненых и больных в военное время.

Совместная работа гражданского и военного здравоохранения в годы ВОВ позволила добиться возвращения в строй 72,3% раненых и 90,6% больных.

Современные ТГ являются многопрофильными ЛУ военного времени, предназначены:

Для приема раненых и больных военнослужащих,

Оказания им 1-ой врачебной, К и СМП,

Лечения до определившихся исходов и реабилитации.

ТГЗ являются конечным этапом медэвакуации для большинства поступающих в них раненых и больных. Из них раненые и больные могут быть возвращены в строй, эвакуированы в госпитали инвалидов войны или уволены из ВС и направлены по месту жительства.

Структура коечного фонда ТГЗ определяться возможной структурой входящего потока раненых и больных, как из действующей армии, так и из войск ВО ВВ.

Эвакуации из ГБ фрон-тов в ТГЗ подлежат, раненые (Б), которые после окончания лечения не могут быть возвращены в строй, а также раненые (Б) нуждающиеся в длительном леч., превышающем установленные для ГБФ сроки.

В современных условиях, по данным учений и результатам специальных исследований, в случае применения сторонами Ядерного оружия, эвакуации в ТГЗ будут подлежать 30 — 45 % раненых и больных. При ведении операций с применением обычных видов оружия эти показатели могут равняться 50 — 70%.

На основании научно - исследовательских работ и учений проведенных МЗ СССР, структуры вероятно входящего потока раненых и больных, с учетом современных достижений науки и требований по специализированному ле-чению боевой патологии и по согласованию с Минобороны в 1986 году были утверждены новые виды и штаты ТГЗ.

ТГЗ подразделяются сейчас на шесть типов:

А). 4-е многопрофильных госпиталя (ба-зовый, нейрохирургический, травматологический, терапевтический).

Б). 2-а узко-специализированных госпиталя (кожно-венерологический и туберкулезный).

Коечная емкость ТГ установлена в объемах 400, 500, 600 коек.

В составе ТГ планируются к развертыванию следующие основные функ-циональные подразделения:

Все госпиталя имеют в своем составе следующие отделения: приемное, отделение анестезиоло-ги и реанимации, физиотерапевтическое, рентге-новское, лабораторное и отделение лечебной физкультуры.

Кабинеты:функциональной диагностики, эндоскопический.

Кроме этого в составе госпиталей развертываются:

1. Базовый ТГ:

подвижное сортировочно - эвакуационное, хирургические (тора-кальное, абдоминальное, гнойной хирургии, нейрохирургическое, травма-тологическое, ожоговое, стоматологическое, гинекологическое), реанимации и интенсивной терапии, терапевтические отделения.

2. Нейрохирургический ТГ:

нейрохрургические, отоларингологическое, офталь-мологическое, челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, хирургическое с операционными блоками, психоневрологическое отделения.

3. Травматологический ТГ:

ожоговое, травматологические, хирургическое, гнойной хирургии, челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, хирургическое с операционными блоками, психоневрологическоеотделения.

4. Терапевтический ТГ:

кардиологическое, пульмонологическое, инфекционные, неврологическое, гастроэентерологическое, психиатрическое, психоневрологическое, общетерапевти-ческие, хирургическое, стоматологическое отделения.

5. Кожно-венерологический ТГ:

кожно-венерологические, хирургическое (с операционным бло-ком), стоматологическое, терапевтическоеотделения.

кабинеты: лазерной терапии.

6. Туберкулезный ТГ:

туберкулезные отд. легочно-хирургическое, для больных костно-суставным туберкулезом, для больных урогенитальным туберкулезом, легочные, хирургическое (с операци-онным блоком и стерилизационной), стоматологическоеотделения.

На ТГЗ возлагаются следующие задачи:

— прием, медицинская сортировка и санитарная обработ-ка поступающих раненых и больных, дезинфекция, дезинсекция и дезактивация их вещей, обмундирования и доставившего их транспорта;

— своевременное медицинское обследование поступивших раненых и больных, оказание им СМП, лечение до определившихся исходов и медреабилитация;

— проведение военно-врачебной экспертизы, и совместно с органами МСЭК медико-социальной экспертизы всех увольняемых из ВС;

— своевременная выписка из госпиталей раненых и больных по выздо-ровлении или перевод их по медпоказаниям в другие ТГ или реабилитационные центры;

— подготовка к эвакуации раненых (Б), подлежащих переводу в другие ЛУ;

— организация охраны госпиталя, а также его защиты от ОМП;

— материально-бытовое обеспечение раненых и больных;

— ведение медицинского, материального и финансового учета и отчет-ности;

— проведение специальной подготовки личного состава госпиталя;

На базовые ТГ — кроме того, возлагается:

— развертывание силами подвижного сортировочно-эвакуационного отделения на железнодорожных станциях, в портах и аэропортах эвакуационных приемников и организация разгрузки прибы-вающих санитарных транспортов;

—прием, медицинская сортировка, временное размещение и подготовка к дальнейшей эвакуации раненых и больных, подлежащих лечению в других ТГ, и организация их доставки в эти госпитали;

—оказание неотложных мероприятий КМП поступившим непрофильным раненым и больным, находящимся в нетранспортабельном состоянии, их временная госпитализация и лечение до восстановления транспортабельности.

Для обес-печения гарантированного развертывания ТГЗ (и СФЗ в целом) в период мобилизации и выполнения задач по пред-назначению в ВВ необходима их заблаговременная подготовка в мирное время.

В ходе мо-билизационной подготовки решаются следующие основные во-просы:

1. Комплектование СФЗ личным составом;

2.Материальное, техническое и финансовое обеспечение СФЗ;

3.Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначаемых для развертывания СФЗ.

Комплектование ТГ личным составом.

Комплектования ТГ личным составом осу-ществляется в соответствии с существующими штатами:

а) специалистами из числа граждан, пребывающих в запасе и работающих в мирное время в организациях-исполнителях.

б) гражданами, пребывающими в запасе и состоящими на общем воин-ском учете.

в) специалистами из числа граждан, не состоящих на воинском учете и
работающих в мирное время в организациях-исполнителях.

г) гражданами, не состоящими на воинском учете, путем их найма на ра-боту в период мобилизации и в ВВ на штатные должности ТГ.

Комплектование ТГЗ личным составом запаса осуществляется военными комиссариатами соответствующих территорий по согласованию с МЗ и соцразвития.

На граждан, выполнение служебных обязанностей которых будет связано с секретными сведениями, военными комисса-риатами производится оформление соответствующего допуска.

На укомплектование ТГ не предназначаются граждане:

— имеющие неснятую или непогашенную судимость;

— забронированные в порядке, определенном Правительством.

— признанные временно не годными к военной службе по состоянию здо-ровья;

—занятые постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой и т.д., нуждающими-ся по состоянию здоровья в постоянном уходе либо являющимися инвалидами 1 группы;

— матери которые имеют четырех и более детей в возрасте до 8 лет и воспитывают их без мужа;

— члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.

Материальное, техническое и финансовое обеспечение ТГ.

Номенклатура и количество вооружения, техники и других материальных средств ТГ определяются их штатами и табелями к штатам, а также нормами обеспечения (снабжения), утвержденными МЗ и социального развития и МО.

ТГ в период мобилизации и в военное время обеспечива-ются МО стрелковым вооруже-нием, боеприпасами, средствами защиты, инженерной техникой, средствами заправки и транспортиро-вания горючего (военных образцов), имуществом продовольственной службы, вещевым имуществом, техникой связи, автомобильным и гужевым транспортом, печатями, штампами, бланками служебных документов, доку-ментами учета и отчетности медслужбы и служб тыла.

Обеспечение излечившихся военнослужащих воинскими перевозочными документами для следования к месту дальней-шего назначения после выписки из госпиталя осуществляется военными ко-миссариатами или закрепленными в/ч.

МО в период мобилизации и в военное время безвозмездно выделяет продовольствие и обменный фонд обмундирования для обеспечения раненых и больных военнослужа-щих, находящихся на лечении в тыловых госпиталях.

МЗ, органы исполнительной власти субъектов РФ в период мобилизации и в военное время обеспечивают ТГ медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом, специальной техникой, оборудованием, топли-вом, ГСМ и другими матсредствами в соответствии с утвержденными штатами и табелями к ним.

Финансирование ТГ в период мобилизации произво-дится ФОИВ и организациями по сметам расходов, которые разрабатываются в мирное время.

Гражданский персонал ТГ продовольственными пайка-ми и военным обмундированием не обеспечивается.

Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначаемых для раз- вертывания СФЗ.

Здания, сооружения, коммуникации, земельные участки для ТГ предоставляются ОИВ субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В первую очередь для размещения ТГ отводятся здания и помещения ЛПУ (госпитали ветера-нов войн, больницы, санатории, дома отдыха, профилактории и т.д.) и при-легающая к ним территория.

В исключительных случаях отводятся здания и помещения учебных заведений, гостиниц и других учреждений, требующие минимальных затрат для их приспособления в период мобилизации и в военное время.

В период мобилизации и в военное время отведенные для развертывания ТГ здания, сооружения, земельные участки, транспортные средства, имеющийся запас топли-ва, твёрдый и мягкий инвентарь, средства связи и энергоснабжения, а также другие материальные средства передаются организацией-вла-дельцем здания в веде-ние начальника ТГ по акту приема-передачи с указанием в нем стоимости передаваемого имущества.

3. 3. Предназначение, задачи и организация обсервационных пунктов. Порядок обсервации.

В первые в годы ВОВ, войска действующей армии не стали источником заражения и распро-странения эпидемических заболеваний среди населения.

На возможных путях заноса инфекционных заболеваний в войска действующей армии, была создана эффективная система противоэпидемиче-ских барьеров.

Роль первого противоэпидемического барьера выполняла медслужба запасных полков и бригад, пополнявших войска по мобилизации, а также от-дельных дорожно-эксплуатационных батальонов.

Вторым противоэпидемическим барьером были обсервационные пункты НКЗ СССР, а также СКП Санитарной службы Красной Армии.

В соответствии с директивой ГШ от 14 июля 1941 года на 17 крупных железнодорожных узлах были сформированы и раз-вернуты обсервационные пункты Наркомздрава СССР.

Санитарным управле-нием Красной Армии были разработаны и направлены в войска «Указания по противоэпидемическому обеспечению движущихся воинских контингентов».

За годы, прошедшие после ВОВ принципиальных изменений в порядке формирования, использования обсервационных пунктов не произошло.

Обсервационные пункты здравоохранения РФ пред- назначены для:

  1. Временной изоляции и обсервации следующих по железно-дорожным, водным и воздушным путям сообщения воинских контингентов при их эпидемическом неблагополучии,
  2. Выполнения функций противоэпи-демических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфек-ционных заболеваний в войсках и среди населения.

Данные пункты формируются при объявлении мобилизации или по особому распоряжению Правительства, приписываются к местным (распределительным) ЭП, которые осуществляют оперативное руководство и контроль за их работой.

Непосредственное руководство обсервационными пунктами осуществляют отделы (секторы) по руководству ТГ органов управле-ния здравоохранением субъектов РФ.

На обсервационные пункты возлагаются следующие задачи:

Прием, полная санитарная обработка воинских контингентов, посту-пающих в обсерватор, с обязательной дезинфекцией обмундирования и дру-гих вещей;

Медицинское наблюдение за обсервируемым личным составом с целью своевременного выявления инфекционных больных, их изоляция и госпитализация в ближайшие ин-фекционные больницы (отделения);

Лабораторные обследования с целью выявления бак-терионосителей (по показаниям);

Проведение по эпидпоказаниям профилактических прививок;

Материальное обеспечение обсервируемых и выплата им денежного до-вольствия за время пребывания в обсерваторе;

Проведение санитарно-просвети-тельной и культурно-досуговой работы;

Организация заключительного медицинско-го осмотра и санитарной обработки обсервируемых по окончанию обсервации.

Обсервационный пункт состоит из:

  1. управления;
  2. приемно-диагностического отделения с изо-лятором на 50 коек;
  3. бактериологической лаборатории;
  4. дезинфекционного отделения;
  5. подразделений обеспечения (аптеки, столовой, склада и хозяйственно-го отделения).

Всего личного состава - 77 человек, из низ 3 в/сл. Имеет 3 ед. техники.

Здания для обсервационного пункта отводятся заблаговре-менно в мирное время вблизи от железнодорожных станций, портов, пристаней, аэродромов, стратегических авто-мобильных дорог и приспосабливаются в соответствии с общими требова-ниями.

При отводе зданий под обсервационные пункты, должны предусматриваться помещения для временного разме-щения (на 2000 человек) воинских контингентов, подлежащих обсервации.

Порядок обсервации.

Обсервации подвергаются воинские контингенты, (следующие по желез-нодорожным, водным и воздушным путям сообщения), при наличии среди них более 2% однородных или 5% разнородных инфекционных заболеваний, а также при обнаружении хотя бы одного случая опасных высококонтагиозных заболеваний.

Воинские контингенты подлежат обсервации распоряжением командую-щего войсками военного округа, по территории которого следуют воинские транспорты, по представлению НМС на осно-вании донесений начальника эшелона, командира воздушного, морского судна, начальника аэродрома, порта.

Распоряжение о задержке воинского транспорта и направление его на обсервацию дается коменданту станции (аэропорта, порта) и начальника гарнизона.

Одновременно ставит-ся в известность соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ, его орган управления здравоохранением и ЭП (местный или распределительный), к которому приписан обсервационный пункт.

Орган управления здравоохранением субъекта РФ приводит обсервационный пункт в состояние готовности к работе.

Для приема эшелона на обсервацию назначается комиссия в составе: представителя штаба военного округа, начальника обсер-вационного пункта, гарнизонного врача, начальника эшелона, врача эшело-на и представителя органа управления здравоохранением субъекта РФ.

Комиссия составляет акт в двух экземплярах о санитарно— эпидемиоло-гическом состоянии эшелона.

После приема воинского эшелона на обсервацию производится медосмотр всего обсервируемого личного состава с привлечением ме-дсостава эшелона.

Инфекционные больные (с выраженной клиникой заболевания) направ-ляются в стационарные ЛУ, выделяемые для этой цели ор-ганом управления здравоохранением субъекта РФ. Боль-ные с подозрением на инфекционное заболевание помещаются в изолятор.

Весь остальной личный состав эшелона подвергается полной санитарной обработке, после чего размещается в специально предназначенных зданиях. Лица, бывшие в контакте с больными, размещаются изолированно.

Дезинфекция транспортных средств, на которых следовали обсервируемые, производится по распоряжению ведомственной медслужбы ее силами и средствами.

Санитарная обработка обсервируемого личного состава проводится сила-ми и средствами обсервационного пункта. Все обсервируемые подвергаются ежедневному медицинскому ос-мотру и термометрии.

Срок обсервации устанавливается в зависимости от характера инфекции начальником медицинской службы военного округа (фронта).

После отправки обсервируемого личного состава помещение обсервационный пункт, а также все оборудование подвергается тщательной уборке и дезинфекции силами и средствами обсервационного пункта.

Расформирование обсервационного пункта проводится в порядке, уста-новленном для специальных формирований здравоохранения РФ.

Ст. преподаватель кафедры МПЗ и МК А. Шабров

В современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий в организации эвакуации раненых и больных принимают участие: во фронте - военно-медицинское управление, ЭП(ф), управления ГБФ; во внутреннем районе страны - эвакуационные пункты распределительные, местные, перегрузочных районов, медицинская служба ВО ВВ (территориального командования). Общее руководство эвакуацией раненых и больных в ТГЗ осуществляется ГВМУ МО. Кроме органов управления к эвакуации раненых и больных привлекается большое количество сил и средств как военного, так и гражданского ведомств. В связи с этим успешное решение задач по эвакуации раненых и больных из ГБФ в ТГЗ возможно только при четкой организации взаимодействия между органами управления здравоохранения, военно-медицинской службы, службы военных сообщений, МЧС, местных органов власти и т.д.

В общей системе эвакуации раненых и больных в ТГЗ военно-медицинское управление фронта планирует эвакуацию раненых и больных из ГБФ, представляет донесения в ГВМУ МО о количестве и структуре раненых и больных, подготовленных к эвакуации, и представляет заявки в службу военных сообщений фронта для эвакуации, а также контролирует организацию эвакуации за пределы фронта.

На госпитальные базы возлагаются чрезвычайно сложные и ответственные задачи по отбору и подготовке раненых и больных к эвакуации в предельно сжатые сроки, так как массовая эвакуация за пределы фронта начинается с 5-7 суток операции. Кроме того, управления госпитальных баз организуют развертывание прирельсовых (приаэродромных) эвакоприемников своими силами и средствами, обеспечивают доставку раненых и больных к местам погрузки и погрузку раненых и больных в транспортные средства, если ЭП фронта возлагает на них эту задачу.

Непосредственное руководство эвакуацией раненых и больных из ГБФ осуществляет ЭП(ф), который организует отбор и подготовку раненых и больных, развертывание эвакуационных приемников, доставку в них раненых и больных и погрузку на санитарно-транспортные средства.

Подготовка раненых и больных к эвакуации включает выполнение следующих обязательных требований:

Завершения оказания раненому (больному) квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

Замену транспортной иммобилизации на лечебную (гипсовую повязку, аппарат для внеочаговой фиксации, остеосинтез переломов);

Проведение медицинских мероприятий, обеспечивающих транспортабельное состояние раненых и больных с учетом условий транспортировки и длительность эвакуации (восполнение кровопотери, стойкое купирование болевого синдрома и психомоторного возбуждения, детоксикационная терапия и др.);

Проведение полной санитарной обработки раненого (больного);

оформление медицинских документов эвакуируемого (истории болезни, эвакуационного конверта);

Выдачу раненым и больным продовольственного, вещевого и денежного аттестатов;

Выдачу личных вещей, орденов и медалей, принадлежащих эвакуируемому;

Экипировку эвакуируемого (выдачу обмундирования в соответствии со временем года и погодой).

В целях обеспечения преемственности в лечении раненых и больных в переводном эпикризе истории болезни указываются время поступления в госпиталь, диагноз основного и сопутствующего ранения (заболевания), выполненные в госпитале лечебные мероприятия (оперативные вмешательства), послеоперационное течение, данные объективных исследований, обоснование перевода в ТГЗ, необходимые медицинские мероприятия в пути следования.

В современной системе этапного лечения с эвакуацией по назначению важное место занимают местные эвакуационные пункты - это орган управления эвакуацией раненых и больных, с которым руководители СФЗ будут осуществлять наиболее тесное взаимодействие в процессе своей работы.

Местный эвакуационный пункт (МЭП) является территориальным органом управления медицинской службы, предназначенным для организации приема раненых и больных, эвакуируемых из госпитальных баз фронтов, флотов, войск военного округа военного времени, соединений и частей родов войск и видов Вооруженных Сил, дислоцированных на территории ВО ВВ, и войск, проходящих по его территории, доставки поступающих раненых и больных в тыловые госпитали МЗ и оперативного руководства деятельностью тыловых госпиталей. МЭП непосредственно подчинён начальнику медицинской службы ВО ВВ, на территории которого расположены приписанные к нему ТГЗ.