Конституционное право. Конституционного строя основы экономические, политические и социальные. Основы конституционного строя РФ Экономический строй российской федерации конституционное право

1. Экономические основы конституционного строя.

В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право частной собственности охраняется законом.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

2. Социальные основы конституционного строя.

РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Направления деятельности государства в социальной сфере:
1) охрана труд и здоровья людей;
2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
4) развитие системы социальных служб;
5) установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Политика социального государства направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Условиями этого выступают: достойный человека прожиточный минимум, материальная обеспеченность, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами, включая жилище и медицинское обслуживание, личную безопасность и социальное обеспечение, доступ к ценностям культуры. Достойная жизнь включает и свободное развитие человека, его физическое, умственное и нравственное совершенствование.

22. Духовные основы. Конституция РФ внесла немало нового и в конституционные основы духовной жизни общества и государства. Если раньше в конституциях нашей страны достаточно жестко закреп­лялось идейно-политическое единство общества на основе идеологии марксизма-ленинизма как идеологии рабочего класса, то ныне речь идет о признании идеологического многообразия, о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1 и 2 ст. 13). В соответствии с этим общим принципом гл. 2 Конституции РФ среди других прав человека и гражданина в ст. 29 указывает, что: каждому гарантируется свобода мысли и слова; никто не может быть принужден к выражению своих мыслей и убеж­дений или отказу от них; каждый имеет право свободно искать, полу­чать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантируется свобода массовой информации, а цензура запрещается; не допускаются пропаганда и агитация, возбуж­дающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, наци­онального, религиозного или языкового превосходства.

Принцип идеологического многообразия в российском обществе и государстве находит свое выражение и в отношении к религии. Опре­делив РФ как светское государство, Конституция РФ в главе об осно­вах конституционного строя провозглашает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной и что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14). Вместе с тем ст. 28 гласит, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедо­вать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять ре­лигиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Эти конституционные положения подробно раскрываются в законе «О сво­боде вероисповедания» (октябрь 1990 г.),* принятом ранее действую­щей Конституцией РФ, но полностью ей соответствующем.

Конституция РФ гарантирует каждому и свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного насле­дия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44). В соответствии с этим Основы законодательства РФ о культуре указывают, что органы государственной власти и местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность, за исключением случаев открытой пропаган­ды войны, насилия, жестокости, расовой и классовой нетерпимости, порнографии.

Особое внимание уделяется в Конституции РФ закреплению права на образование и основ системы образования. Гарантируются общедо­ступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государ­ственном или муниципальном образовательном учреждении и на пред­приятиях. Основное общее образование (т.е. в объеме 9 классов) явля­ется обязательным, и на родителей или лиц, их заменяющих, Консти­туция возлагает обязанность обеспечения получения детьми такого об­разования. РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43).

Правовой статус личности – это прежде всего правовое положение человека, которое отражает его действительное состояние при взаимодействии с государством и обществом. Классификация правовых статусов личности прежде всего проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают правовые статусы:

1) общий, который включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно-правовых документах;

2) конституционный. Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве;

3) отраслевой, который состоит из правомочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.);

4) родовой. Родовой статус личности выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности;

5) индивидуальный статус показывает особенности положения отдельного человека в зависимости от его возраста, профессии, пола, участия в управлении государственными делами и т. п.

Защита общего правового статуса личности предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Его характерным признаком считают стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, разумных и предсказуемых его изменений, способных обеспечивать сохранение генофонда страны, темпы производства материальных, а также духовных ценностей, свободное развитие каждой личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, стабильность конституционного статуса личности зависит от того, как полно она будет соответствовать действительным общественным отношениям.

В структуру понятия правового статуса входят также следующие элементы: 1) правовые нормы, устанавливающие данный статус; 2) правосубъектность;

3) основные права и обязанности; 4) законные интересы; 5) гражданство; 6) юридическая ответственность; 7) правовые принципы; 8) правоотношения общего типа.

Конституция РФ закрепляет принцип экономической свободы (рыночной экономики) в государстве как основы конституционного строя. Важнейшие стороны принципа экономической свободы сформулированы в ст. 8 Конституции РФ: 1) единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Этот принцип означает, что внутри территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо границ или иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ; 2) поддержка конкуренции - один из основополагающих принципов рыночной экономики. Поддержка конкуренции обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке; 3) свобода экономической деятельности. Это собирательный принцип, означающий применение диспозитивного метода в регулировании хозяйственной деятельности предпринимателей. Предпринимательской является деятельность, осуществляемая на свой риск; 4) многообразие и равная защита форм собственности. В Конституции Российской Федерации, в отличие от прежних конституций, устанавливается равенство всех форм собственности, коих выделяется три: частная, государственная и муниципальная. Конституция РФ допускает также «иные формы собственности», однако других видов собственности нет. Равенство форм собственности означает их равный правовой режим, равное содержание права собственности независимо от ее формы. Равная защита всех форм собственности выражается в их одинаковой защите нормами гражданского, уголовного, административного права. Конституция РФ (ст. 9) особо выделяет землю и другие природные ресурсы как объекты права собственности. Устанавливается, что данные объекты могут находиться на праве собственности во всех ее формах. Вместе с тем ч. 1 ст. 9 подразумевает возможность ограничения правового режима собственности на землю и природные объекты. Данная норма устанавливает условие осуществления собственности на эти объекты: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

15. Конституционные основы деятельности государства в социальной и духовной сфере. Согласно Конституции (ст. 7), Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства - достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципахсоциальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. В социальном государстве, как правило, закрепляется в связи с этим право на труд. Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) направлена "на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в РФ. В их число входят:охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного МРОТ; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Важнейшей духовной основой конституционного государства в России служит идеологическое многообразие(ч. 1 и 2 ст. 13). В соответствии с этим общим принципом гл. 2 Конституции РФ среди других прав человека и гражданина в ст. 29 указывает, что: каждому гарантируется свобода мысли и слова; никто не может быть принужден к выражению своих мыслей и убеждений или отказу от них; каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантируется свобода массовой информации, а цензура запрещается; не допускаются пропаганда и агитация, возбуж-дающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Принцип идеологического многообразия в российском обществе и государстве находит свое выражение и в отношении к религии. Конституция РФ гарантирует каждому и свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44). В соответствии с этим Основы законодательства РФ о культуре указывают, что органы государственной власти и местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность, за исключением случаев открытой пропаганды войны, насилия, жестокости, расовой и классовой нетерпимости, порнографии. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятиях. РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43).

16. Понятие основ правового положения человека и гражданина как конституционно-правового института. Правовое положение (статус) человека и гражданина - совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права. Правовой статус человека и гражданина включает в себя не только его права и свободы, но и обязанности (соблюдать Конституцию РФ; платить законом установленные налоги и сборы; охранять природу; защищать Отечество). Содержание основ правового статуса человека и гражданина как конституционно-правового института образуют следующие элементы: 1) конституционная правосубъектность (право- и дееспособность). Конституционная правоспособность означает способность лица иметь конституционные права и нести обязанности. Правоспособность человека возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Конституционная дееспособность - способность лица своими действиями приобретать и осуществлять конституционные права, создавать для себя конституционные обязанности и исполнять их. Дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 60 Конституции РФ). Однако общая конституционная дееспособность может не совпадать со способностью осуществлять отдельные виды прав. Так, ст. 97 Конституции РФ устанавливает, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, а Президентом РФ -гражданин, достигший возраста 35 лет (ст. 81 Конституции РФ). В отдельных установленных законом случаях совершеннолетний гражданин может быть признан недееспособным либо ограничен в дееспособности. Это возможно только по вступившему в законную силу решению суда; 2) гражданство; 3) принципы правового статуса человека и гражданина; 4) конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина; 5) гарантии реализации конституционных прав и свобод.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Конституционные основы экономического строя в РФ.
Рубрика (тематическая категория) Государство

Экономические основы представляют из себябазис конституционного строя и складываются из отношений собственности, обмена, распределœения и потребления материальных и духовных блаᴦ. Экономические отношения, как правило, возникают и развиваются объективно, но общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влияние. Известны две возможные модели экономической системы: рыночная и планово-регулируемая. Составляющими элементами экономических основ конституционного строя являются: отношения собственности (существуют две основные формы собственности - частная и публичная, всœе остальные формы производны от них); производство материальных благ, в базе которого лежит созидательный труд человека. Публичная собственность является в отличие от частной неделимой. Субъектами права публичной собственности могут являться государство в целом, его составные части (в федерации - субъекты, в унитарном государстве - административно-территориальные единицы), самоуправляющиеся местные территориальные общности или их органы. От имени РФ и ее субъектов права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса РФ (см. также ч. 3 ст. 214 этого Кодекса). Следует подчеркнуть, по мнению ряда исследователœей и политиков, что Гражданский кодекс РФ - второй по значению после Конституции РФ законодательный акт, поскольку, в частности, он содержит важнейшие институты и правила, необходимые, для регулирования базовых экономических отношений. Ныне действуют первая, вторая и третья части ГК РФ. Право частной собственности охраняется законом, это специально подчеркивается в ч. 1 ст. 35 Конституции. Субъектами права частной собственности признаются граждане и юридические лица. Возможен переход из частной собственности в публичную - национализация, а также из публичной в частную - приватизация. Российское государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. При этом земля, другие природные ресурсы также могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции). Другим важным элементом экономической основы конституционного строя является материальное производство. Ни одно общество не способно существовать, ничего не производя, в связи с этим оно заинтересовано в создании благоприятных условий для труда человека. Право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду является основой трудовых отношений. Большое значение придается также предпринимательской деятельности, свобода которой гарантируется государством. В РФ обеспечивается единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поощряется добросовестная конкуренция.

В качестве экономической основы конституционного строя Российской Федерации выступает социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределœение товаров и благ осуществляется на базе рыночных отношений (ст. 8 Конституции РФ).

Экономические основы конституционного строя РФвключают:

· разнообразие и равенство всœех форм собственности (государственная, муниципальная, частная и иные), в т.ч. на землю и другие природные ресурсы - право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; никто не должна быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в случае крайне важно сти производится лишь при условий предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции РФ);

· свобода экономической деятельности и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств предполагает: возможность беспрепятственного создания и преобразования предприятий, распоряжения продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли; свободу торговли, банковской и биржевой деятельности, создание хозяйственных объединœений;

· добросовестная конкуренция и ее поддержка государством - выражается в подавлении монополизма и монополистических тенденций в борьбе за получение прибыли (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ) и включает разгосударствление, приватизацию и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулирование инвестиционной активности. (Закон ʼʼО конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынкахʼʼ от 22 марта 1991 ᴦ.);

· единство экономического пространства - означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; территория России представляет собой своеобразный общий рынок с едиными правилами.

Конституционные основы рыночной экономики не только не исключают, но и предполагают государственное регулирование экономических отношений, наличие государственных предприятий и учреждений, в т.ч. и субъектов Федерации, а также возможность административного вмешательства в экономическую жизнь.

Конституционные основы экономического строя в РФ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Конституционные основы экономического строя в РФ." 2017, 2018.

Современные основы конституционного строя РФ представляют собой главные начала развития российского государства, которые закреплены в Конституции. Распространение данного термина произошло в начале 90-х годов ХХ века. В это время на свет появились первые правовые акты, содержащие понятие «основы государственного строя». Разумеется, главным образом внедрение подобного термина в правовую систему связано с разработкой и принятием Конституции РФ.

Раскрытие понятия конституционного строя

Для того чтобы понять, что представляет собой государственная основа Российской Федерации, необходимо более подробно разобрать понятие основ конституционного строя, в связи с чем рассмотреть несколько взглядов на данное определение:

  1. Это упорядоченная система общественных отношений, которые регулируются основным законом России, а также формируются под влиянием других нормативных актов – федеральных законов, постановлений исполнительных органов государства и так далее.
  2. Это базовая основа развития современного общества совместно с организацией публичной власти. Данный взгляд показывает развитие системы базовых политических, социальных, экономических, культурных и духовных ценностей.

Кроме того, конституционный строй в качестве основы использует не только развитие общественных благ, но и форму государственного устройства. В Конституции РФ говорится о республиканской форме правления, о государственно-территориальном устройстве, а также уточняется источник власти и правовой режим. Основной закон показывает принципы конституционного строя, основы которого влияют на формирование и развитие каждой сферы общественной жизни.

Содержание Конституции как официальное провозглашение государственного строя

Существует огромное количество мнений, статей, научных работ, изучающих основы конституционного строя РФ. Однако, прежде чем заглядывать в учебник того или иного именитого автора, стоит обратить внимание на статьи главного закона страны.

Первая статья полностью описывает статус российского государства как суверенной территории. К данной норме относятся политические основы конституционного строя: республика, политический режим - демократия, федеративная форма устройства государства.

Последующие статьи раскрывают другие нормы, касающиеся организации власти. Более того, первая глава Конституции не подлежит изменениям даже в особом порядке, что не относится к 3-8-й главам. В случае принятия решения о внесении изменений в 1-ю, 2-ю и 9-ю главы основного закона необходимо вынести решение об утверждении и принятии нового проекта Конституции. При этом выполнение поставленной задачи возлагается на несуществующий орган – Конституционное собрание. Поэтому изменить основы конституционного строя Российской Федерации практически невозможно в силу необычайной сложности этой процедуры.

Главные политические принципы построения государства

Установка основ конституционного строя принимает во внимание не только принципы государственного устройства, но также обращается к народной власти. 10-я и 11-я статьи показывают механизм реализации предоставленной государственной власти.

Главными принципами этой сферы общества является принцип разделения властей, упорядоченная система государственных органов, а также многоуровневое распределение власти между центром и регионами.

Несмотря на обширность показанных в основном законе принципов, контроль федерального закона не распространяется на органы власти МСУ. Таким образом, часто в регуляции общественных отношений возникает правовая коллизия в виде ответственности за население, которое проживает на той или иной территории. В случае падения уровня жизни власти субъекта разводят руками и утверждают о невозможности повлиять на решения местных органов, в то время как приходящий успех той или иной территории муниципального образования сразу становится достижением органов власти субъекта.

Конституционное положение личности: естественные и позитивные права

Основы конституционного строя Российской Федерации в качестве одной из самых главных провозглашают 2-ю статью Конституции. Данная норма говорит о том, что человеческие свободы - высшая ценность, которая охраняется государством. Важно уточнить то, что речь идёт о правах не только граждан российского государства. Гражданин РФ и иностранец будут защищаться Конституцией в равном порядке.

Данная особенность связана с разделением правого статуса человека на естественные и позитивные права. Первый вариант гарантирует жизнь, имя, неприкосновенность личной жизни, тайну переписки и так далее. Что касается позитивных прав, то их статус можно определить в качестве дарованных государством. К этой категории относятся преимущественно политические и в некотором роде экономические нормы. Это право избирать и быть избранным (доступно для граждан иностранного государства лишь при выполнении определённых условий), право осуществлять предпринимательскую деятельность и так далее.

Экономика в Конституции России

Экономические основы конституционного строя включают и провозглашают следующие положения:

  • Свобода экономической деятельности показывает одно из главных отличий российского государства от Советского Союза, где экономическая деятельность находилась под полным запретом.
  • Многочисленность форм собственности: государство принимает и провозглашает в качестве основного экономического принципа различные формы собственности, например, государственную, собственность физических и юридических лиц, муниципальную собственность.
  • Единство экономического пространства. Данный принцип показывает, что единой государственной валютой является российский рубль, причём обеспечение его устойчивости возлагается на специально уполномоченные на то органы государственной власти.

Основы конституционного строя РФ формируют мощную базу экономической сферы жизни общества. Более того, во многих статьях можно встретить идеалы экономического развития, к которым необходимо стремиться.

Социальные основы конституционного строя

Прямо и косвенно социальные принципы развития общества закреплены в огромном количестве норм Конституции. Таким образом, официально провозглашается социальная свобода и равенство граждан. Кроме того, данное направление основного закона призвано защищать человеческое достоинство.

Государство в рамках социальных программ предоставляет пособия материям, выплачивает денежные средства на детские нужды, хоть и в небольшом размере, а также предоставляет бесплатное среднее образование. Защита детства, материнства, отцовства, забота и уважительное отношение к пенсионному возрасту – наиболее заметные основы Конституции, реализуемые в обществе.


Спор об условиях развития и идеальной политике государства

Главнейшим принципом государственного строя является норма, закреплённая в 7-й статье Конституции. Она говорит о том, что всякая политика государства должна быть направлена лишь на достойное развитие человеческой жизни. При этом речь идёт лишь об условиях развития, а не полном предоставлении всех материальных благ.

Статья показывает, что каждый человек рождается и развивается в равных обстоятельствах. Поэтому для того чтобы занять достойное место в жизни, каждый сам волен использовать предоставленные государственные блага. Примером является среднее школьное образование: кто-то учится на «отлично», стремясь поступить в высшее учебное заведение, а кто-то отдаёт предпочтение лишь минимальному уровню успеваемости.

Культурные и духовные права

Основы конституционного строя РФ провозглашают развитие культурных и духовных прав населения. Таким образом, утверждается не только свободное вероисповедание, но также и защищаются многочисленные культурные сообщества, организации и образования.

Особое внимание в данной области уделяется субъектам России, обладающим культурными и национальными особенностями. Провозглашается свободное развитие индивидуальной истории, традиций, быта, их сохранение и распространение.

Социально-экономические основы конституционного строя составляют закрепленные в гл. 1 Конституции РФ главные черты экономических отношений, которые характеризуют Россию как социальное рыночное государство.

|РП| Для справки

Конституция РСФСР 1978 г. содержала отдельную главу «Экономическая система», в которой в качестве основы экономической системы РСФСР провозглашалась социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Руководство экономикой осуществлялось на плановой основе.

Согласно ст. 8 и 9 Конституции РФ экономическую основу конституционного строя призваны обеспечить:

  • свобода экономической деятельности;
  • единство экономического пространства;
  • поддержка конкуренции;
  • признание многообразия форм собственности и их равной защиты;
  • признание и охрана земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Свобода экономической деятельности является необходимым условием формирования и функционирования рыночной экономики и означает право граждан и их объединений на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст.34 Конституции РФ).

Свобода экономической деятельности предполагает:

  • равенство прав хозяйствующих субъектов;
  • свободу экономического выбора, т.е. свободный выбор рода деятельности и профессии (ст. 37);
  • свободу рынка труда, в том числе право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27);
  • право на объединение, в том числе в коммерческие объединения (ч. 1 ст. 30);
  • право на свободу договора;
  • право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35);
  • неприкосновенность собственности;
  • отсутствие излишних административных барьеров в виде неоправданно частых проверок, лицензирования, сертификации и пр.;
  • гарантированность судебной защиты прав в экономической сфере.

Государство может ограничивать свободу экономической деятельности

в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В частности, государство вводит стандартизацию, квотирование, сертификацию продукции (работ, услуг), лицензирование, государственные и муниципальные заказы, ограничивает некоторые виды экономической деятельности (игорный бизнес, частную охранную деятельность и др.).

Нормальное функционирование рыночной экономики требует единства экономического пространства, которое обеспечивается свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств, а также установлением правовых основ единого рынка (п. «ж» ст. 71), закреплением в Конституции принципа верховенства федерального закона (ст. 4). На обеспечение единства экономического пространства направлены также установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического развития РФ, единых стандартов, метрической системы, статистики и бухгалтерского учета, запрещение введения и эмиссии других денег, кроме рубля, который является денежной единицей РФ.

Необходимость гарантированности единства экономического пространства в условиях России обусловлена ее федеративным устройством.

Государство провозглашает поддержку конкуренции для обеспечения рыночных механизмов и контролирует монополии. В Конституции РФ содержится запрет такой экономическом деятельности, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

[ГПц Для справки

Монополизация - злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством. Недобросовестная конкуренция - действия хозяйствующих субъектов, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащей законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, которые причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам или могут нанести вред их деловой репутации (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Для экономической системы России определяющее значение имеет конституционное признание многообразия форм собственности. Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

/&-п Это интересно

В советский период на конституционном уровне закреплялись государственная собственность, собственность колхозов и других кооперативных организаций, их объединений, собственность граждан РСФСР. При этом государственная собственность считалась основной формой социалистической собственности, общим достоянием всего советского народа, а колхозно-кооперативная собственность должна была сближаться с государственной.

Под частной собственностью понимается собственность граждан, их объединений, юридических лиц, не являющихся государственными и муниципальными организациями и предприятиями. Право частной собственности означает право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Н-д Судебная практика

Конституционным Судом РФ выработано немало правовых позиций в отношении права на частную собственность, которые затрагивают следующие аспекты: отнесение права частной собственности к основам конституционного строя; расширение круга объектов права собственности; урегулирование законом принципов отношений собственности; равенство граждан; свободу договора; свободу и неприкосновенность частной собственности; неабсолютизацию права на частную собственность; соблюдение баланса публичного и частного интереса при регулировании, осуществлении и обеспечении права на частную собственность и др.

Государственная собственность в России выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Разграничение государственной собственности Конституция относит к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72).

Муниципальная собственность - собственность, принадлежащая муниципальным образованиям. Перечень видов муниципального имущества содержится в ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом, как указал Конституционный Суд в Определении от 2 ноября 2006 г. № 540-0, данный перечень не является закрытым.

Конституция гарантирует равную защиту всех форм собственности. В отличие от ранее действовавшего законодательства, устанавливающего преимущества в защите социалистической, и в особенности государственной, собственности, в ныне действующем законодательстве реализуется принцип единства квалификации и санкций за преступления против собственности, чьей бы она ни была. Таким образом, Российское государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях.

Одной из экономических основ конституционного строя Конституция РФ называет признание и охрану земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9). Земля и другие природные ресурсы как естественные богатства, достояние всенародного значения требуют бережного отношения и рационального использования. Почти в каждом федеральном законе, регулирующем положение и порядок использования отдельных природных ресурсов, присутствует требование наиболее рационального их использования, чему, как правило, посвящены специальные разделы законов и множество подзаконных актов в этой области.

Судебная практика

Конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, адресовано государству, его органам, гражданам, всем участникам общественных отношений, является базовым для законодательного регулирования в данной сфере и обусловливает право федерального законодателя устанавливать особые правила, порядок, условия пользования землей (Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г.).

Конституцией предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Согласно ст. 36 в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Конституция РФ определяет Россию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Социальное государство берет на себя обязанность гарантирования социального равенства, справедливости, благополучия своих граждан, их социальной защищенности.

Под социальным равенством понимается равенство человека с человеком перед законом независимо от социального положения, т.е. от принадлежности человека к определенной общественной группе в зависимости от происхождения, пола, имущества, должностного положения.

В некоторых случаях принцип социального равенства предполагает отступление от формального равенства с целью обеспечения юридического равноправия. При этом государство устанавливает дополнительные меры поддержки более нуждающимся в его защите гражданам.

Судебная практика

Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что принцип равенства требует фактической способности человека действовать, исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Равенство должно достигаться посредством справедливого дифференцированного регулирования. Так, «если в силу возраста, состояния здоровья, по другим не зависящим от него причинам человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества» (Постановление Конституционного Суда РФ от 16 декабря 1997 г.). Признав гражданина-вкладчика экономически слабой стороной договора банковского вклада, Конституционный Суд РФ указал на возможность предоставления гражданину определенных гарантий с целью реального обеспечения соблюдения принципа равенства (Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июля 2001 г.).

Конституция закрепляет основные направления социальной политики государства:

  • охрана труда и здоровья людей;
  • установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
  • обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • развитие системы социальных служб;
  • установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (ч. 2 ст. 7).

Охрана труда как одно из направлений социальной политики государства предполагает создание системы гарантий на здоровые и безопасные условия труда, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы, право на отдых и т.п.

(РПц Для справки

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 Трудового кодекса РФ).

Законодательство устанавливает специальные правила по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с семейными обязанностями.

Здоровье каждого человека является высшим неотчуждаемым благом, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер. Поэтому охрана здоровья людей предполагает принятие государством мер, содействующих сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствующих посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Охране здоровья людей посвящены ст.7, 41 и 42 Конституции РФ.

[ГТЦ Для справки

Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарнопротивоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Для охраны здоровья людей государство обязано:

  • финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения;
  • принимать меры по развитию государственной, частной и муниципальной систем здравоохранения;
  • поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

^ Например, Государственная программа РФ «Развитие здравоохранения», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 294, направлена на решение следующих задач: обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг; обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи; развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения; повышение эффективности службы родовспоможения и детства; развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения; обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных; обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами; повышение роли России в глобальном здравоохранении и др.

Установление гарантированного минимального размера оплаты труда (МРОТ) необходимо для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Минимальный размер оплаты труда является особой гарантией того, что работник не может получать за выполненную работу вознаграждение ниже минимального размера.

Минимальный размер оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

(РПц Для справки

Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Он также включает в себя обязательные платежи и сборы. С помощью минимума можно оценить уровень жизни населения при реализации социальной политики в стране. Он применяется для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

В статистике, научных исследованиях и прогнозах показатель прожиточного минимума рассматривается как граница бедности.

МРОТ устанавливается Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда». С 1 июля 2016 г. установлен МРОТ в сумме 7 500 рублей в месяц.

Социальная политика государства предусматривает обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

Семья всегда была и остается одним из главных факторов совершенствования общества, полноценного воспитания новых поколений граждан. Повышение социального потенциала семьи, ее активности во всех сферах жизни общества имеет непосредственное отношение к социальному развитию страны, к полному использованию ее возможностей 1 .

Для справки

В мире к 2012 г. население увеличилось приблизительно на 500 млн человек, всего же мировая численность населения составила 7 млрд человек, из них россиян, даже по самым оптимистическим прогнозам, всего 139 млн человек. По пессимистическим прогнозам, нас станет меньше на 50 млн человек и по данным ООН к 2050 г. в России останется лишь 92 млн человек .

Поддержка семьи носит комплексный характер, осуществляется разнообразными мерами государства, субъектов РФ, муниципальных образований, через нормы различных отраслей права (социального обеспечения, административного, трудового, гражданского и др.). Кроме того, поддержка семьи осуществляется мерами общественного воздействия, деятельностью общественных объединений, системой нравственных отношений, сложившихся в обществе.

Социальное государство стремится к улучшению качества жизни тех групп населения, которые в силу своего физического состояния и по другим объективным причинам особо нуждаются в защите, поскольку не могут самостоятельно решать проблемы личного или семейного жизнеобеспечения.

Достижению этой цели служат:

  • повышение реальных доходов населения за счет выплаты субсидий, пособий, компенсаций, предоставления установленных законом льгот;
  • развитие системы социального обслуживания семей с детьми, пожилых людей, инвалидов.

В России действует немало законов, как федеральных, так и субъектов РФ, направленных на повышение уровня жизни социально незащищенных слоев населения (о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, о государственной социальной помощи, о социальной защите инвалидов, о ветеранах и др.).

Развитие системы социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, представляет собой систему социального обслуживания населения.

Л Т Гп Для справки

Социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица (ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»).

В государственную систему социальных служб входят государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов РФ и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Среди них стационарные учреждения (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, реабилитационные центры), учреждения полустационарно-го социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (дома ночного пребывания, социальные приюты и гостиницы), учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, учреждения срочного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, учреждения по оказанию социальноконсультативной помощи и др.

Важным направлением социальной политики России является установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Для справки

Под пенсией по государственному пенсионному обеспечению понимается ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом, и которая предоставляется гражданам в целях:

  • - компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);
  • - компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;
  • - компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;
  • - предоставления нетрудоспособным гражданам средств к существованию (ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Государственные пенсии выплачиваются федеральным государственным служащим, военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособным гражданам.

Закон устанавливает 5 видов пенсий:

  • пенсия за выслугу лет;
  • пенсия по старости;
  • пенсия по инвалидности;
  • пенсия по случаю потери кормильца;
  • социальная пенсия.

В России с 2002 г. осуществляется пенсионная реформа. Действуют Федеральные законы от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», однако до сих пор пенсионное законодательство регулярно обновляется и дополняется.

К гарантиям социальной защиты граждан относятся пособия - денежная помощь, оказываемая государством лицам, находящимся в тяжелом экономическом положении.

Для справки

Социальным пособием считается безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ (ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Федеральными законами установлены следующие виды пособий:

  • по безработице;
  • по временной нетрудоспособности;
  • пособия на детей:
  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Помимо денежных пособий гражданам могут предоставляться следующие социальные услуги:

  • обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания детей-инвалидов;
  • предоставление путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний;
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

В России предпринимаются меры по улучшению социальной защищенности населения, тем не менее конституционное положение о Российской Федерации как социальном государстве воспринимается как ориентир для достижения стратегической цели.

  • См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Подред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2009. С. 100 (комментарий О.Е. Кутафина к ст.7).
  • Лунина Е.В.