Когда и где зарождается орден иезуитов. Кто такие иезуиты. Коллегиумы: лучшее образование века

ИЕЗУИТЫ, Общество Иисуса (латинский Societas Jesu), католический монашеский орден, основанный Игнатием Лойолой.

История . Символической датой создания ордена иезуитов считается 15.8.1534, когда в часовне Богоматери на холме Монмартр в Париже Игнатий Лойола и его сподвижники Франциск Ксавье, Пьер Фабер, Диего Лаинес, Альфонсо Сальмерон, Николас Бобадилья и Симон Родригес принесли обеты нестяжания, целомудрия и апостольского служения в Святой земле или (если оно окажется невозможным) в других частях света, по выбору папы Римского. Обеты заканчивались словами «Ad majorem Dei gloriam» («Для вящей славы Господней»), которые стали девизом будущего ордена. Из-за войны между Венецианской республикой и Османской империей поездка в Святую землю не состоялась, поэтому Игнатий Лойола с соратниками в ноябре 1539 года отправился в Рим, где основал Общество Иисуса, призванное защитить Церковь от внутренних противоречий и внешних врагов. Общество Иисуса было утверждено 27.9.1540 буллой «Regimini militantis Ecclesiae» папы Римского Павла III (1534-49); его структура определена Уставной формулой (Formula Instituti), составленной Игнатием Лойолой, который после избрания 8.4.1541 «генералом» ордена разработал и его пространную Конституцию (численность Общества изначально ограничивалась 60 членами; в 1544 это ограничение было отменено). Игнатий Лойола создал монашеский орден с жёсткой дисциплиной: его члены, помимо трёх обычных монашеских обетов (нестяжания, целомудрия и послушания), приносили четвёртый - безусловного повиновения папе Римскому. Игнатием Лойолой были также определены критерии приёма новых членов, предполагающие длительный новициат, а также второй срок испытания перед принятием последнего, четвёртого, обета. В июле 1548 года в бреве «Pastoralis Officii» папа Павел III утвердил составленные Игнатием Лойолой «Духовные упражнения» («Exercitia Spiritualia») - курс созерцательных практик и молитвенных размышлений, помогающих практикующим, прежде всего членам ордена, определить личные жизненные приоритеты, достигнуть духовного очищения и укрепиться на пути добродетели.

Преемники Павла III, и прежде всего папа Римский Юлий III (1550-55), оказывая покровительство ордену, предоставляли ему права, какими никогда не пользовался никакой другой католический монашеский орден. Иезуитам было доверено создание нового теологическо-апологетического фундамента католической церкви, способного противостоять Реформации и внутрицерковным противоречиям. На Тридентском соборе в качестве папских теологов выступали иезуиты Д. Лаинес (в 1558-1565 генерал ордена) и А. Сальмерон. Во 2-й половине 16 века орден укрепил своё положение во Франции и Германии - основном ареале распространения протестантских идей в Европе. Тогда же первостепенное значение приобрела деятельность иезуитов в области реорганизации системы католического духовного и светского образования благодаря созданию сети иезуитских образовательных коллегий (в конце 16 века их насчитывалось около 140). Папа Юлий III одобрил основание иезуитами в феврале 1551 года Римской коллегии (преобразованной в дальнейшем в Григорианский университет) и вверил им Германскую коллегию, готовившую священников для служения в странах, подверженных влиянию протестантских идей. С 1571 иезуитам было разрешено преподавать в крупнейших европейских университетских городах. В конце 16 века в системе образования в католических странах ведущую роль играли иезуиты. Принципы, положенные в основу иезуитской системы образования, были разработаны под наблюдением К. Аквавива (генерала ордена в 1581-1615). К началу 17 века общая численность ордена возросла до более чем 13 тысячи членов в 32 орденских провинциях.

Изначально приоритетным регионом осуществления служения ордена была определена Европа, раздираемая политическими и церковными противоречиями. С начала 1540-х годов Римская курия стала направлять иезуитских миссионеров в различные регионы Азии, Африки и Нового Света: в 1542 - в Индию, в 1549 - в Японию, в 1562 - в Китай (Макао); в 1548 были основаны иезуитские миссии в Конго и Марокко, в 1550 - в Анголе, Мозамбике, Гвинее, в 1604 - в Сьерра-Леоне, в 1616 - на острове Мадагаскар. В 1549 году трудами иезуитского священника М. да Нобрега духовная миссия ордена была учреждена в Бразилии (развита благодаря деятельности Ж. ди Аншиеты и А. Виейры), в 1566 - во Флориде, в 1567 - в Перу, в 1652 - на Гаити, в 1697 - в Калифорнии. Иезуитов государство 1610-1767 существовало в Парагвае. В 1611 году положено начало миссии ордена в Канаде (И. де Бребёф, И. Жог), в 1634 - в Мэриленде (на территории современных США). На Ближнем Востоке (Сирия) иезуитская миссия была открыта в 1831 (её центром в дальнейшем стал Бейрут и основанный там иезуитский университет Святого Иосифа).

В 17 - 1-й половине 18 века иезуиты играли значительную роль в европейской политике. В Риме многие иезуиты были духовниками пап и кардиналов.

Со 2-й половины 18 века орден подвергся гонениям со стороны европейских королевских домов: в 1760-х годах иезуиты были изгнаны из Португалии, в 1764 - из Франции и в 1767 - из Испании. Под нажимом Бурбонов папа Римский Климент XIV (1769-1774) принял решение о роспуске ордена, который был оформлен бреве «Dominus ас Redemptor Noster» (от 21.7.1773), мотивируя своё решение тем, что существование ордена препятствует воцарению длительного мира в самой Церкви. Орден восстановлен в период после окончания наполеоновских войн папой Римским Пием VII (1800-23), согласно его булле «Sollicitudo omnium Ecclesiarum» (от 7.8.1814).

Наиболее тесные отношения ордена с папством установились во время понтификата Пия IX (1846-78), когда иезуиты стали основной опорой курии в противостоянии нараставшей либерализации и секуляризации европейской мысли. Иезуиты играли важную роль во всех теологических дискуссиях того времени и в возрождении интереса к философской системе томизма; во время работы Ватиканского I собора позиции иезуитов были особенно сильны в комиссии по фундаментальному богословию. Во время понтификата Льва XIII (1878-1903) представитель ордена принимал участие в подготовке текста папской энциклики « Rerum Novarum». В тот же период на иезуитов была возложена миссия по распространению идей неотомизма и подтверждена их главенствующая роль в сфере католического образования (так, ордену был вверен Библейский институт в Риме). Во время понтификата Пия XI (1922-39) иезуиты Р. Ляйбер и А. Беа принимали участие в подготовке папской энциклики «Mit brennender Sorge» (1937) вместе с кардиналом Э. Пачелли, который, став папой Римским Пием XII (1939-58), назначил первого личным секретарём, а второго - своим духовником. Пий XII прибегал к помощи иезуитов также в области экзегетики, при подготовке таких богословских текстов, как энциклика «Mystici corporis» (1943), догмата о Вознесении Девы Марии. Значительным было представительство и участие иезуитов на Ватиканском II соборе: в разработке подготовительных «схем», в работе различных комиссий (А. де Любак, Ж. Даниелу, К. Ранер), в качестве епископских консультантов.

Современное положение. В начале 21 века орден вносит значительный вклад в работу различных ведомств Ватикана, участвует в проведении синодов и подготовке официальных документов Святого престола, активно занимается издательской деятельностью: в его ведении находится официальный печатный орган Святого престола - журнал «La Civiltà Cattolica».

Структура ордена и принципы его организации не претерпели особых изменений с момента его основания. Первый, низший класс ордена - новиции; к нему относятся готовящиеся к вступлению в орден в течение двух лет, по завершении которых они приносят первые три обета. Второй класс - схоластики; его составляют новиции, выдержавшие вступительные испытания и служащие в качестве миссионеров, помощников учителей и др. После получения философской, теологической и педагогической подготовки, рукоположения в священный сан и принесения четвёртого обета безусловного повиновения папе Римскому они получают постоянный статус профессов, которым вверяются главные орденские должности, важные миссии и посольства. Схоластики, не претендующие на получение священного сана, переходят в разряд духовных коадъюторов и назначаются на должности профессоров, духовников, проповедников и т. п. Светские коадъюторы служат в хозяйственных учреждениях ордена. Во главе ордена стоит генерал, избираемый профессами из своей среды на Генеральной конгрегации. Он является пожизненным и неограниченным главой ордена, зависимым только от папы Римского.

Орден объединяет монашеские ассистенции (округа), управляемые ассистентами; ассистенции делятся на провинции и вице-провинции (в миссионерских странах), во главе которых стоят провинциалы, назначаемые генералом (как правило, на 3 года); в состав провинций входят орденские дома (обители) - коллегии (в случае если при них имеются учебные заведения) или резиденции. Члены ордена со всеми орденскими учреждениями с самого начала были выведены из-под юрисдикции местных духовных властей, включая епископа.

С сентября 1983 года генерал ордена иезуитов - П. Х. Кольвенбах (избран на 33-й Римской генеральной конгрегации ордена). По данным на 2007, орден объединяет 19573 члена, включая новициев (из них 13 736 - священнослужители), а также 1536 обителей. Генеральная курия ордена расположена в Риме. За 5 веков существования ордена католическая церковь канонизировала 28 его членов (2006).

Лит.: Dizionario storico del Papato. Mil., 1996. Vol. 1; Бемер Г. История ордена иезуитов. Смоленск, 2002; Блинова Т. Б. Иезуиты в Беларуси: Роль иезуитов в организации образования и просвещения. Гродно, 2002; Инглот М. Общество Иисуса в Российской Империи (1772-1820 годы) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире. М., 2004; Cattabiani А. Santi d’Italia. 3 ed. Mil., 2004. Vol. 2; Райт Д. Иезуиты. М., 2006; Annuario Pontificio 2007. Città del Vaticano, 2007.

Е. В. Калиниченко.

Орденская миссия в России. Первая попытка создания орденской миссии в Московской Руси была предпринята в понтификат папы Григория XIII (1572-85), когда ко двору царя Ивана IV Васильевича Грозного была направлена миссия во главе со священником Антонио Поссевино (в неё также входили священники Джованни Паоло Кампана и Стефан Дреноцкий, схоластик Модест, брат Мориено) (1581). Результатом миссии Антонио Поссевино стало заключение Ям-Запольского мира 1582 между Московским царством и Речью Посполитой. В качестве придворных проповедников и советников при дворе Лжедмитрия I и Марины Мнишек действовала значительная группа иезуитских священников во главе с К. Савицким (духовником Марины Мнишек), М. Цировским, А. Лавицким. В 1684 в Москве была основана миссия богемской провинции ордена, в 1685 представители иезуитской миссии учредили школу для дворянских детей. После перерыва, последовавшего в 1689-1698 годах, деятельность иезуитской миссии в Москве была возобновлена в 1698. К 1707 в московской школе иезуитов насчитывалось около 30 учеников. В 1713-19 в Санкт-Петербурге действовала иезуитская обитель литовской провинции ордена. В апреле 1719 последовал обусловленный требованием митрополита Стефана Яворского и обстоятельствами политического конфликта с венским двором указ императора Петра I о прекращении деятельности иезуитов в России. После упразднения ордена в Европе иезуиты, с согласия императрицы Екатерины II, продолжили свою деятельность в Российской империи, создав белорусскую провинцию с собственным генеральным викарием. В 1777 основан иезуитский новициат в Полоцке; в 1800 иезуитам был вверен петербургский приход Святой Екатерины; в 1801 в Санкт-Петербурге основана иезуитская школа, преобразованная в 1806 в Благородный пансион (существовал до 1815). В 1812 году в ранг академии была возведена Полоцкая иезуитская коллегия. В 1802-15 в Санкт-Петербурге находилась Генеральная курия ордена. Иезуитские миссии действовали в Риге, Саратове, Одессе, Астрахани, Иркутске, Томске и других городах. В 1815 указом императора Александра I иезуиты были высланы из Санкт-Петербурга с запретом проживания и в Москве; в 1820 последовал императорский указ, запрещавший деятельность ордена на всей территории Российской империи. С этого момента до 1990 года иезуиты не имели возможности легального осуществления своей миссии на территории Российской империи, а потом и СССР. Миссия ордена на территории СССР, а затем и Российской Федерации была возобновлена в 1990; в 1990-92 функции координатора деятельности ордена в СССР и Российской Федерации выполнял ассистент генерала ордена для Восточной Европы Б. Стечек. В 1992 учреждён Независимый Российской регион Общества Иисуса (объединяет также все страны СНГ; в Литве, Латвии и Эстонии образованы самостоятельные орденские провинции). В 1994 в Новосибирске открыт Католический центр духовного развития «Иниго»; в июне 1997 иезуитам был передан колледж (ныне институт) философии, теологии и истории Святого Фомы Аквинского в Москве.

По данным на 2007, Независимый Российский регион Общества Иисуса объединяет 56 человек: 34 священника, 19 схоластиков, 3 брата. Курия находится в Москве.

Лит.: Морошкин М. Иезуиты в России с царствования Екатерины II и до настоящего времени. СПб., 1867. Т. 1-2; Сапунов А. Заметка о коллегии и Академии иезуитов в Полоцке. Витебск, 1890; Simon С. Russicum: pioneers and witnesses of the struggle for Christian unity in Eastern Europe. Rome, 2002. Vol. 2: The first years, 1929-1939; Инглот М. Общество Иисуса в Российской империи (1772-1820) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена Св. Игнатия. М., 2004.

Священник М. Инглот.

Изобразительное искусство и архитектура. Придавая исключительную важность религиозным образам, воспринимая их и как помощь верующим в молитве, и как средство пропаганды веры, иезуиты внесли существенный вклад в формирование иконографии Контрреформации. По заказам иезуитов и на основе их иконографических программ работали лучшие европейские художники; их искусство способствовало утверждению театрализации и иллюзионизма как основных качеств живописи барокко.

«Поклонение имени Иисуса». Алтарный образ Эль Греко. 1578-79. Монастырь Сан-Лоренцо-дель-Эскориал (Испания).

Особое значение для иезуитов имело почитание имени Иисуса, с которым связано появление таких сюжетов, как «Торжество имени Иисуса» (свод церкви Иль-Джезу в Риме, художник Дж. Б. Гаулли, 1678-79) и «Поклонение имени Иисуса» (Эль Греко, 1578-79, монастырь Сан-Лоренцо дель-Эскориал; А. Поццо, 1700-01, иезуитская церковь в Бамберге). В этой связи особенную важность приобрела тема «Принесение во храм», во время которого происходило наречение имени Иисуса (П. П. Рубенс, 1605, церковь Сант-Амброджо, Генуя; С. Вуэ, 1641, Лувр, Париж).

Ещё до канонизации первых святых ордена иезуитов - Игнатия Лойолы и Франциска Ксавье - их образы появляются в алтарной живописи, созданной по заказу иезуитов («Чудеса святого Игнатия» и «Чудеса святого Франциска Ксавье» Рубенса, около 1617-1618, Художественно-исторический музей, Вена). Впоследствии жития этих святых стали распространённым сюжетом живописи: перспективно-иллюзионистический плафон А. Поццо («Апофеоз святого Игнатия Лойолы и миссионерская деятельность иезуитского ордена») в церкви Святого Игнатия в Риме (1688-94); «Чудо святого Франциска Ксавье» Н. Пуссена (1641, Лувр) и др. Популярностью пользовались эпизоды миссионерской деятельности Ксавье в Индии и Китае: крещение индийской царицы, ранее преследовавшей христиан (А. Поццо, 1701, Музей Кишцелли, Будапешт), одинокая смерть проповедника в Китае (Дж. Б. Гаулли, 1676, церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме). На рельефе «Святой Игнатий и первые святые иезуитского ордена» А. Альгарди (1629) для урны с прахом святого Игнатия в церкви Иль-Джезу в Риме изображены канонизированные иезуиты Ф. Борджиа и Станислав Костка. Сцена смерти последнего представлена в скульптурной композиции П. Легро Младшего (1702-03) в римской церкыи Сант-Андреа-аль-Квиринале. Миссионерскую деятельность иезуитов в аллегорической форме отображают скульптурные группы «Религия, низвергающая ересь» (П. Легро Младший) и «Вера, сокрушающая идолопоклонство» (Ж. Теодон, обе 1695-1699) в алтаре святого Игнатия в этой же церкви. Иезуиты подчёркивали важность мученичества во имя веры и способствовали распространению соответствующих сюжетов (сцены мученичества святых в церкви Сан-Стефано-Ротондо в Риме, художник Н. Чирчиниано).

Требования иезуитов к церковной архитектуре воплотились в церкови Иль-Джезу в Риме (1568-84, Дж. да Виньола; фасад - 1573, Дж. делла Порта); тип храма с единственным центральным нефом (с куполом над средокрестием) оказался наиболее удобным для проповедей, а связанные между собой сквозными проходами капеллы на месте боковых нефов облегчали доступ священнослужителей к алтарям. Интерьер и фасад Иль-Джезу стали образцом иезуитского храма, которому подражали по всему миру. Так, в Новом Свете сложился особый стиль «иезуитского» барокко (смотри Иезуитские миссии).

Лит.: Galassi Paluzzi С. Storia segreta dello stile dei Gesuiti. Roma, 1951; Pirri Р. Giovanni Tristano е i promordi della architettura gesuitica. Roma, 1955; Kubier G., Soria М. Art and architecture in Spain and Portugal and their American dominions, 1500 to 1800. Harmondsworth, 1959; Wittkower R., Jaffé I. В. Baroque art: the Jesuit contribution. N. Y., 1972; Вösel R. Jesuitenarchitektur in Italien, 1540-1773. W., 1985. Bd 1-2.

Папа Франциск стал первым римским понтификом, принадлежащим к ордену Иезуитов. Кто такие Иезуиты? Какое отношение их орден имел к рыцарям и почему Иезуиты были хорошими миссионерами?

С самого начала своего существования Игнатий Лойола создавал сообщество людей, не похожих на традиционное монашество. В молодости Игнатий был рыцарем, вел весьма свободную жизнь, был ранен, и в результате неудачного лечения прихрамывал. Болезнь и невозможность оставаться воином вызвали в его душе серьезный жизненный кризис, и «Общество Иисуса» Игнатий построил по военному образцу: во главе иезуитов стоял генерал, подчиняющийся лишь Папе, иезуит должен был беспрекословно подчиняться старшим. Игнатий Лойола приводит знаменитый образ трупа, как символ абсолютного послушания. Подчиненный должен повиноваться старшему, «как труп, который можно переворачивать во всех направлениях, как палка, которая повинуется всякому движению, как шар из воска, который можно видоизменять и растягивать во всех направлениях; как маленькое распятие, которое можно поднимать и которым можно двигать как угодно». Иезуитам слишком часто ставили в вину этот гимн абсолютному послушанию, но в этой части своих размышлений Лойола абсолютно традиционен: образ трупа и воска по отношению к монашеству использовали египетские отшельники на Востоке и, например, святой Франциск Ассизский на Западе. Новаторство иезуитов проявлялось в том, для чего они использовали своих членов.

Прежде всего, иезуитам удалось во многих странах осуществить Контрреформацию, то есть вернуть часть протестантов в лоно Католической Церкви. Это стало возможным, благодаря умению учеников Игнатия налаживать связи при дворах европейских государств и преподаванию. Будущих иезуитов специально обучали хорошим манерам и особой разновидности пастырской снисходительности. Под видом студентов, торговцев или священников они проникали в нужное место и постепенно завоевывали популярность как у народа, так и у знати. Даже европейские монархи с большой охотой делали иезуитов своими духовниками. Причиной этого была отточенная казуистика «Ордена Иисуса». С помощью нескольких приемов они могли объявить простительным практически любой грех. Воровать, конечно, нехорошо, но если слуга делает больше, чем должен, то он может «вознаградить» себя за счет хозяина. Убийство – несомненный грех, но человек может оправдаться на суде с помощью «тайной оговорки». Допустим, я убил кого-то, защищаясь, тогда на вопрос судьи «Убил ли я NN», мне можно смело отвечать: «Не убивал», подразумевая под этим, что я не нападал на жертву. Последняя часть моего высказывания и будет той самой «тайной оговоркой». Богатому человеку жить еще проще. Если какой-нибудь мерзавец соблазнил девушку, обещая на ней жениться, то на нем нет никакого греха, поскольку крестьянка изначально должна была понимать, что дворянин на ней не женится.

Эта техника построения исповеди в буквальном смысле слова превращала отцов-иезуитов в завсегдатаев королевских дворов и городских соборов, однако ученики Игнатия Лойолы сделали и полезные вещи своими ухищрениями - они популяризировали на Западе практику частной исповеди.

Точно также обстоит дело и с иезуитским образованием. По всей Европе, а также на других континентах дети учились у отцов иезуитов бесплатно (средства на преподавание выделял орден). Их превосходно кормили, не перегружали уроками (не более 5 часов в день), придумывали для них спортивные игры, почти не били, так что многие люди считали за счастье отдать свое чадо иезуитам. Всего через несколько месяцев мальчик порадует отца превосходной латынью, а мать - прекрасными манерами и умением держать себя за столом. Но при этом в школах процветало ябедничество. Например, ученик, говоривший в школе на родном языке, а не латыни, может избавиться от наказания, если назовет имена других учеников, делавших то же самое. У каждого ученика был специальный опекун, рассказывающий начальству о его проступках. Само преподавание в школах велось по причудливому сочетанию средневековых и гуманистических методов: изучали труды Фомы Аквинского, но при этом была система жесткой конкуренции между учениками, которой могли бы позавидовать даже современные учителя.

Эта двойственность сопровождала иезуитов во все века их существования. Многие иезуиты были прекрасными миссионерами и мучениками за веру: от Японии до Канады они подвергали свою жизнь опасности, пересекали непроходимые реки на маленьких лодках, переводили христианские молитвы на разные языки, а иногда и создавали эти языки, проповедовали даже тогда, когда им отсекали руки и ноги и снимали скальп. Однако миссии чаще всего были массовыми и формальными: кое-как переведя Символ веры, часто не выучив язык аборигенов, иезуит крестил людей сотнями и тысячами, создавая новые общины. Это были группы язычников, для которых христианство было лишь очень тонким наносным слоем, и с уходом миссионера часто умирала и община. Иезуиты защищали рабов и индейцев от совсем уж жестокой эксплуатации, но при этом сами охотно пользовались трудами рабов и не выступали против этого института, как такового.

Противоречия, сопровождавшие иезуитов, были связаны с самой идеей этого ордена: монашеский орден, в котором можно не носить иноческих одежд, проповедники, с большей охотой занимающиеся политикой и интригами, чем обращением в христианство, нестяжатели, дававшие ссуды под 25 или даже 100 процентов. Иезуиты действительно стали военным орденом, рыцарями Папы, но от своих прототипов они унаследовали все добродетели и пороки средневекового рыцарства. Подобно крестоносцам, они отправлялись в опасные путешествия, жили среди бедняков и устраивали новые поселения для коренного населения, подобно воинам готовы были защищать честь Церкви и Папы до последнего вздоха, приспосабливаться к разным культурам (иезуит, проповедовавший в Индии превратился в местного жреца, носил их одежды, и создам причудливую смесь христианства с индуизмом, сумел наполнить языческие обряды христианским содержанием). Однако мораль иезуитов также было сословной и средневековой – ради достижения целей ордена, они могли давать ложные клятвы, пользоваться тайными доносами и обманывать тех, кто не принадлежал к «Обществу Иисуса». Среди учеников Игнатия Лойолы было много людей, ведших жизнь скорее рыцаря, чем монаха: они были желанными гостями в салонах, любили деньги, вкусную еду и вино, могли направить стрелы своей казуистики и против ордена. Сперва человек, становившийся иезуитом, должен был сразу отдавать «Обществу Иисуса» свое имущество, затем этот срок отложили на 4 года. Находилось много людей, формально передавших имущество беднякам, но фактически управлявшим им через подставных лиц. Точно также обстояло дело и с обетом послушания: формально генерал иезуитов пользовался почти неограниченной властью и был ответственен лишь перед Папой. Но на практике все зависело отличности генерала. Если он был слабым или мягким человеком, то его за спиной орденом управляли совершенно другие люди, а преемник Игнатия Лойолы становился лишь номинальной представительской фигурой. Число подобных примеров можно умножать до бесконечности, но понятно, что затея Игнатия Лойолы, умершего 31 июля 1556 года, создать особый орден рыцарей-монахов была одной из самых авантюрных в истории Католической Церкви, а его детище почти сразу после его кончины зажило самостоятельной жизнью.

Сегодня у многих на слуху слово «иезуит», значение его давно успело обрести дополнительные грани, обозначая не только принадлежность к одному из самых известных и по-прежнему влиятельных орденов католической церкви, но и человека лукавого и изворотливого, которому нельзя верить. Впрочем, эти «псы Господни» сами к тому и побудили, создав уникальную, по сути, систему, до крайности простую в своей основе, но приобретшую весьма хитроумную и интересную форму.

Иезуит, кто это? Немного истории

Как и многие имеет своего основателя, который причислен в данное время к лику святых. История иезуитов насчитывает уже не одно столетие, отсчет которых начался с первой половины XV века, когда испанский рыцарь-мечтатель Игнатий Лойола принял решение кардинально изменить свою жизнь и посвятить оставшиеся годы вопросам церкви, религии, веры, создать своеобразное войско рыцарей духовных. И если вначале пути практически никто не знал, что собой представляет каждый иезуит, кто это, и каковы цели всего ордена, то теперь их след в истории всех последующих эпох не заметить невозможно, причем не то что профессиональному историку либо церковнику, но и дилетанту-любителю.

Истоки ордена

Имеется у «псов Господних» и своя история. зародился в 1534 году, когда его основатель Лойола вместе со своими верными друзьями и духовными рыцарями дали обеты нищеты, целомудрия и служения во славу Церкви, а еще спустя три года приняли сан и стали проповедниками, твердо решив следовать по пути обращения неверных и опекания их верующими. К 1539 году священники этого ордена (будущего) уже были в Риме, где и привлекли всеобщее внимание своими идеями и верой в них, что было уникально во время упадка монастырей и самой католической церкви в целом. Возможно, именно не самое выгодное положение последней и побудило папу Павла III достаточно быстро дать добро на официальное создание ордена, а в дальнейшем и всячески покровительствовать тем, кто назвали себя Обществом Иисуса, а в реальности стали воинами Христовыми во всех смыслах.

Кадровая подготовка

Однако попасть в ряды иезуитов просто было, пожалуй, лишь в самом начале. Прозорливые церковники быстро поняли, что миром правит информация, и не жалели времени на обучение своих адептов. Именно поэтому учили не менее 12 лет: сначала минимум два года новициата или послушания. Затем следовало принятие стандартных монашеских обетов: послушания, нищенства и целибата, еще два года учили языки - латынь, древнегреческий (с обязательным чтением античных авторов - разумеется, в подлиннике), год - науки точные (математика, физика). Далее шла философия, и лишь затем еще 4 года послушники учили историю церкви, теологию, право, становясь коадъюторами (духовные лица, имеющие право вернуться к светской жизни). Только проявленное на протяжении всех этапов рвение к учебе, старание, природные способности и успешные выпускные экзамены позволяли гордо заявить о том, что вчерашний ученик коллегии теперь - священник-иезуит, со всеми правами и обязанностями.

Последний обет

Теперь можно было принять четвертый и последний обет, от которого уже невозможно было отказаться до конца дней своих, - обет беспрекословного подчинения папе и только ему. Иезуиты по мелочам не разменивались и подчинялись исключительно уставу ордена либо непосредственно понтифику. Другой власти над собой они не признавали.

Распространенность и упразднение

Ордену хватило чуть больше столетия на то, чтобы сплести свои сети как в европейских государствах того времени, так и в Китае, Японии, Индии, Парагвае, на Филиппинах, не забыли обосноваться и в императорской России, что оказалось весьма дальновидным. Когда в 1773 году папа Климент XIV все же был вынужден принять волевое решение и повсеместно запретить «Общество Иисуса» буллой Dominus ac Redemptor Noster, только Екатерина II не пожелала слушаться и позволила иезуитам продолжать свою деятельность на подвластной императрице территории. Само упразднение ордена длилось четыре десятилетия, в ходе которых они были причислены к приходскому клиру. Но уже в 1814-м иезуиты вернули себе свои права и регалии.

Устав и дисциплина

Устав иезуитов состоял из 9 пунктов, суть которых сводилась к тому, что его участники, кроме обязательных монашеских клятв, принимали еще и обет беспрекословного послушания настоятелю общества, а также главе католической церкви. Причем путей к отступлению фактически не было - становясь иезуитом, человек терял право самостоятельно распоряжаться собой и был одним из звеньев великой системы, впрочем, работавшей безукоризненно.

Орден также отличался очень жесткой дисциплиной и строжайшей централизацией, в рамках которой верховная власть была в руках у генерала (от «генеральный наставник», не путать с военными), который еще негласно считался «черным папой» и избирался пожизненно.

Роль в образовательном процессе

Одной из главных задач, которую ставили перед собой иезуиты и успешно реализовывали, были многочисленные учебные заведения, созданные практически во всех миссиях. Так, именно коллегиум иезуитов готовил для себя образованных и отлично подготовленных послушников, которых многолетняя "муштра" превращала в послушных кукол в руках руководства. Кстати, к концу XVIII века под их неусыпным контролем находилась большая часть высших и средних учебных заведений в Европе.

Как выйти сухим из воды - учимся у иезуитов

Но иезуиты запомнились не только благими намерениями и просветительской деятельностью, но и оригинальной теорией, позволяющей «оправдываться» при совершении любых поступков, даже весьма и весьма греховных, достаточно лишь считать, что это делалось во имя другой, благой цели. А еще можно было использовать «мысленную оговорку» и давать ложные обещания. Потому и не мудрено, что на вопрос: «Иезуит - кто это?» - можно было услышать в ответ, что это лжец, плетущий сеть интриг.

День сегодняшний в жизни ордена

Прошли века, Игнатия Лойолу давно канонизировали и причислили к лику святых, а нынешний Франциск (Хорхе Марио Бергольо) как раз является представителем этого ордена. Кроме того, в мире насчитывается порядка 17,7 тысяч иезуитов, которые по-прежнему подчиняются жесткой дисциплине и иерархии. Готовят сотрудников католической церкви в специальных коллегиях, подконтрольных «Обществу Иисуса». Впрочем, меняется лишь время, люди-то остаются прежними. И теперь вопрос о том, иезуит - кто это, практически никто уже не задает, так как ответ всем известен.

Иезуитский орден (официальное название Общество Иисуса), был основан в 1536 году, в Париже, испанским фанатиком Игнатием Лойолой, отдавшим, по словам Дидро, свою молодость военному ремеслу и любовным утехам. В 1540 году, орден узаконил папа Павел III.
Орден был создан по военному образцу. Его члены считали себя солдатами, христовым воинством, а свою организацию - войском. Железная дисциплина и абсолютное повиновение начальству считались высшей доблестью иезуитов. Цель оправдывает средства - таков был принцип, которому следовали члены Общества Иисуса. В отличие от других монашеских орденов, иезуит не был связан жесткими монастырскими уставами. Сыны Лойолы жили в миру, среди населения.


Общество Иисуса - наиболее тесно связанный с папским престолом орден, деятельность которого непосредственно контролируется и направляется папой римским. Формально от папского престола зависят и все другие монашеские ордены. Однако в прошлом, они больше тяготели к местной иерархии и местным правителям, чем к далекому от них главе католической церкви. Другое дело иезуиты, присягающие в верности папе римскому, его собственные солдаты, непосредственно и беспрекословно выполняющие его приказы.
Иезуиты освобождались от обременительных церковных служб, обязательного ношения монашеского одеяния. К тому же в отличие от членов других монашеских орденов, они не претендовали на высшие церковные должности. Только в исключительных случаях они назначались кардиналами, епископами, а путь к папской тиаре вообще им был заказан. Генерал иезуитского ордена не мог рассчитывать превратиться из черного попа в белого. Таким образом, иезуитам разрешалось все, за исключением непосредственного управления церковью. Они могли управлять только через других, могли быть только тайной пружиной, секретной властью за троном.

Самым крупным владением иезуитов в Испанской Америке были редукции в Парагвае. Иезуиты пришли в Парагвай в начале XVII века. В этом районе не было драгоценных камней, не было развитых индейских обществ, поэтому в период конкисты он не привлекал особого внимания испанцев. Но благоприятный климат, плодородная земля, позволяющие получать два урожая в год, большие массы индейского населения, главным образом миролюбивых племен гуарани, делали этот район весьма перспективным для развития сельского хозяйства, в особенности скотоводства. Иезуитов привлекало и то обстоятельство, что здесь, было мало испанских поселенцев и район находился в стороне от крупных колониальных центров. Ближайшие из них - Асунсьон и Буэнос-Айрес, являлись в начале XVII века всего лишь форпостами, охранявшими со стороны Атлантического океана подступы к богатствам Перу. К востоку от линии Асунсьон - Буэнос-Айрес лежали ничейные земли с неведомыми богатствами, тянувшимися вплоть до португальских владений, а точнее до Сан-Паулу. В этом огромном треугольнике - Асунсьон - Буэнос-Айрес - Сан-Паулу, в котором могли разместиться Испания, Португалия и Франция вместе взятые, раскинулись иезуитские владения, иезуитская республика или государство, как их часто называют в литературе.
Эти владения входили в юрисдикцию иезуитской Парагвайской провинции (Иезуитский орден подразделялся на провинции, в которые входили, как правило, несколько стран). Кроме Парагвайской, иезуиты имели в колониальной Америке еще Мексиканскую и Перуанскую провинции, с центром в Асунсьоне, влияние которой распространялось на нынешние Аргентину, Парагвай, Уругвай и примыкающие к ним пограничные зоны Нагорного Перу (Боливия) и южной Бразилии.

Первые свои поселения-редукции иезуиты создали в районе г. Гуайры на левом берегу р. Парагвай, но после успешных набегов бразильских бандейрантес - охотников за рабами из Сан-Паулу (их называли также мамелюками) - они были вынуждены покинуть Гуайру и переселиться вместе со своими подопечными индейцами на юг. В XVIII веке, парагвайские миссии иезуитов, имели 30 редукций в районе верхнего и среднего течений рек Парана и Парагвай, между 25-м и 32-м южными меридианами, на стыке нынешних республик Парагвай, Бразилия и Аргентина. 8 редукций находились в нынешнем Парагвае, 15 - в Аргентине, 7 - в Бразилии, на территории нынешнего штата Риу Гранди ду Сул. Самая большая редукция - Япею - насчитывала около 8 тыс. жителей, самая маленькая - 250, а в среднем в редукции проживало около 3 тыс. человек. В настоящее время эти районы называются в Парагвае: округ Мисионес, в Аргентине - национальная территория Мисионес, в Бразилии - Район миссий (Соmarca de missoes).
В октябре 1611 г. иезуиты получили от испанской короны монопольное право на учреждение миссий в Парагвае, причем обращенные ими в христианство индейцы освобождались на 10 лет от уплаты налогов короне. Испанские власти пошли на этот шаг по разным причинам: во-первых, район был труднодоступен и беден ценными ископаемыми; во-вторых, он был населен свободолюбивыми племенами, покорение которых потребовало бы больших средств и усилий со стороны колониальных властей; в-третьих, территория, на которой обосновались иезуиты, примыкала к Бразилии, которая в то время находилась (благодаря присоединению в 1580 году Португалии к Испании) как бы в орбите испанского влияния, поэтому португальцы не стали оказывать сопротивления продвижению иезуитов по направлению к их территории - Бразилии.

Иезуиты приспособили католическую религию к индейским верованиям, действуя через прирученных индейцев, выступавших в роли их агитаторов и пропагандистов, заручились поддержкой индейских вождей-касиков, через которых управляли редукциями. Касики получали свою долю от эксплуатации индейских тружеников, находившихся на положении крепостных. Продукт их труда на божьем поле (так называлась земля, принадлежавшая церкви) и в мастерских присваивался иезуитами, выступавшими в роли помещиков и предпринимателей. Их подопечные не пользовались свободой передвижения, не могли сменить работу, выбрать себе жену без предварительного согласия наставника-иезуита. За неповиновение, индейцы редукции подвергались телесным наказаниям.

Редукции в описании некоторых иезуитов выглядят не то детским садом, не то богадельней. Иезуиты, оказывается, только тем и занимались, что приумножали духовные и физические блага своих подопечных: учили их чтению и письму, музыке, ремеслам, военному искусству, заботились об их здоровье, отдыхе, душе. Однако при более пристальном рассмотрении системы, установленной иезуитами в редукциях, солнечная картина жизни гуарани тускнеет, на ней весьма отчетливо проявляются черные пятна. Все авторы, в том числе и иезуиты, сходятся на том, что жизнь индейцев в редукциях была до предела регламентирована, включая брачные отношения, которые совершались по сигналу колокола в 11 часов вечера; индейцы работали от зари до захода солнца, продукты их труда присваивались иезуитами. Гуарани жили в нищете, антисанитарии, скудно питались, ходили босиком, гибли от различных эпидемий. Иезуиты чинили над ними суд и расправу, наказывая плетьми за малейшее нарушение установленного порядка. Иезуиты жили в прекрасных зданиях; церкви, выстроенные индейцами, сверкали украшениями из золота, серебра и драгоценных камней. Труд индейцев приносил огромную выгоду ордену. Иезуиты поставляли на международный рынок большие партии ерба-мате (парагвайский чай), хлопка, кож, дубильного экстракта, воска, табака, зерна и других продуктов, полученных в результате труда индейцев.
Доступ в редукции зависел от воли иезуитских властей, которые могли запретить въезд всем, за исключением высших духовных чинов и представителей колониальной администрации. Наконец, существенным отличием иезуитских владений в Парагвае от других миссий являлось наличие в редукциях войск индейцев-гуарани. Эти войска были созданы и вооружены с разрешения испанской короны после отделения Португалии от Испании в 1640 г. В их задачу входила охрана восточной границы от набегов бразильцев. Формально они находились в распоряжении колониальных властей, но на деле ими командовали отцы-иезуиты.

В 1740 году, иезуиты готовились отпраздновать свой юбилей - 200-летие существования ордена. В связи с этим, генерал ордена Ретц, направил всем провинциалам циркуляр с указанием не поднимать шума по поводу юбилея и отмечать его строго в семейном кругу, учитывая серьезность положения. Генерал был прав: над орденом повсюду сгущались тучи, его обвиняли в самых различных кознях, интригах, преступлениях. Теперь уже членов Общества Иисуса поносили не только в протестантских странах, но и в самых правоверных католических странах - Испании, Португалии и Франции, где образовались настоящие анти иезуитские партии, выступавшие за укрепление королевской власти, за просвещенное управление. Противники иезуитского ордена, требовали в первую очередь ограничить его политическое и экономическое влияние, запретить ему вмешиваться в государственные дела, изгнать его представителей из придворных кругов, лишить иезуитов монопольного права на влиятельную должность королевского исповедника.

Не ладились дела иезуитов и в Бразилии, которая была освоена португальцами значительно позже испанских владений. В Бразилию первые иезуиты прибыли в 1549 г. У них сразу начались раздоры с португальскими поселенцами из-за контроля над индейцами. Иезуиты требовали опеки над индейцами, поселенцы же стремились обратить индейцев в рабство. Индеец-раб обходился значительно дешевле африканского.
На этой почве происходили постоянные столкновения между обеими сторонами, что неоднократно заканчивалось изгнанием иезуитов. В 1640 г. их изгнали из района Сан-Паулу, а в 1669 г. - из северных провинций (Мараньон и Парана). Иезуиты в Бразилии, как, впрочем, и в других странах, не только не возражали против рабства негров и работорговли, но и сами в ней активно участвовали. Их стенания и протесты против попыток поселенцев поработить индейцев объясняются не моральными причинами, а желанием самим извлечь выгоду из монопольного контроля над аборигенами.

Но со временем, над орденом стали сгущаться тучи. В 1764 году, Франция запретила иезуитский орден. Этому решению предшествовало скандальное дело иезуитского аббата Лаваллета, обворовавшего своих компаньонов по торговле с Мартиникой. Парламент и особая королевская комиссия, обследовавшая деятельность ордена, пришли к выводу, что подчинение французских иезуитов иностранному генералу, проживающему в Риме, противоречит законам королевства и обязанностям его подданных. Король, не желая идти на крайнюю меру, предложил папскому престолу назначить из французских иезуитов викария - местного главу ордена, ответственного перед французскими законами. Папский престол отверг это предложение. Тогда 6 августа 1762 года, парламент Парижа, высшая судебная инстанция страны, постановил запретить иезуитский орден и изгнать из страны его членов, попутно обвинив их, согласно лучшим традициям инквизиции, в симпатиях к арианству, несторианству, лютеранству, кальвинизму и многим другим ересям, в распространении еретических скверн.
Это постановление было узаконено королем два года спустя, в 1764 году. Папа римский на тайной консистории отверг решение французского короля как незаконное, но публично заявить об этом не посмел. На этом позор иезуитов не кончился. Их штаб-квартирой в Париже - дворцом на улице По де Фор завладели франкмасоны, принявшие в свои ряды в 1778 г. в этой бывшей святая святых Общества Иисуса - Вольтера, в прошлом ученика отцов-иезуитов, а затем их самого беспощадного противника.
Запрет иезуитского ордена во Франции укрепил позиции его противников в Испании. Они стали выжидать удобного момента, чтобы последовать примеру Парижа и Лиссабона.

Король Испании, Карл III, вначале благоволил к иезуитам, но вскоре его отношение к ордену изменилось. Бывший король Неаполя, Карл III был большим поклонником епископа Палафокса, который некогда предсказал, что он займет испанский престол. Когда это предсказание сбылось, Карл III, желая посмертно отблагодарить вещего епископа, попросил папу римского возвести его в ранг блаженных. Папа римский категорически отказался. Палафокс, будучи епископом Пуэблы в Мексике, слыл непримиримым врагом иезуитов. Естественно, иезуиты, влияние которых при папском дворе было еще значительным, не могли допустить, чтобы их противник удостоился сана блаженного.
Интриги иезуитов и отказ папы удовлетворить его просьбу вызвали неудовольствие короля. Оно перешло в гнев, когда Карлу III сообщили, что иезуиты намереваются его свергнуть и посадить на трон брата Луиса, что они распространяют слухи - якобы отцом короля был кардинал Альберони, служивший советником при неаполитанском дворе.

23 марта 1766 года, в Мадриде вспыхнул мятеж, направленный против министра финансов неаполитанца Леопольдо де Грегорио, маркиза Скиллачи, запретившего испанцам носить широкополые шляпы и длинные плащи. Иезуиты принимали участие в беспорядках. Прокуратор ордена Исидоро Лопес и покровитель ордена, бывший министр Энсенада, призывали к свержению короля. Это переполнило чашу терпения Карла III, и он дал согласие на запрещение ордена. Был созван Чрезвычайный королевский совет, который рассмотрел доклад министров Рода и Кампоманеса о деятельности иезуитов в испанской империи.
Доклад был составлен на основе разоблачительных документов бывшего иезуита Бернардо Ибаньеса де Эчаварри. Ибаньес, находясь в 50-х годах в Буэнос-Айресе, во время пребывания там миссии Вальделириоса, встал на сторону последнего, за что был изгнан из ордена. Вернувшись в Испанию, Ибаньес написал ряд записок, в том числе сочинение Иезуитское королевство в Парагвае, разоблачающие подрывную деятельность иезуитов этой провинции. Материалы Ибаньеса после его смерти в 1762 году, были переданы правительству.

2 апреля 1767 года, королевский совет издал декрет – Прагматику, полное название документа - Прагматический приказ его величества о высылке, согласно закону, из этих королевств, членов Общества, конфискации их собственности, запрете восстановления когда-либо в будущем и с перечислением других мер.
Король, говорилось в Прагматике, принял решение о запрещении ордена Лойолы, об изгнании всех его членов из испанских владений и о конфискации их собственности, побуждаемый серьезнейшими причинами, относящимися к моим обязанностям обеспечивать подчинение, спокойствие и справедливость моих народов, и по другим неотложным, справедливым, необходимым и обязательным причинам, которые известны только одной моей королевской совести.
Изгонялись иезуиты всех рангов и степеней, в том числе послушники. Вся собственность ордена, будь то движимое или недвижимое имущество, конфисковывалась в пользу королевской казны. Учреждался Совет по управлению бывшей иезуитской собственностью (Хунта де темпораридадес), доходы от которой должны были идти на нужды просвещения и на уплату пенсий изгнанным членам ордена.
Высланные иезуиты, пожелавшие выйти из ордена и вернуться в светское состояние, могли просить короля разрешить им приехать в Испанию, дав под присягой клятвенное обещание председателю Королевского совета прекратить всякую связь с членами ордена или его генералом и не выступать в их защиту. Нарушение присяги приравнивалось к государственной измене. Бывшим иезуитам запрещалась церковная и преподавательская деятельность. Жителям Испании, и ее владений под страхом строгого наказания не дозволялась переписка с членами ордена.

Как в Испании, так и в заморских владениях, за исключением Мексики, операция по аресту иезуитов и их высылке прошла без особых помех. Прибегая к хитростям и уловкам, местным властям удалось сконцентрировать выманенных из миссий иезуитов в намеченных местах и арестовать.
Это породило легенду о том, что корабль, который доставил в колонии королевскую Прагматику, якобы привез и тайное уведомление иезуитского генерала своим подопечным о предстоящей их высылке.
Предвидя, что иезуиты могут мобилизовать в свою защиту фанатически настроенных сторонников из местного населения, вице-король Мексики маркиз де Круа в обращении к жителям потребовал беспрекословного подчинения королевской Прагматике и строжайше запретил какое-либо ее обсуждение.
Это грозное обращение не возымело действия на сторонников иезуитов, поднявших мятежи в городах Сан Луис Потоси, Гуанахуато и Вальядолиде (ныне г. Морелия). Чтобы извлечь оттуда иезуитов, потребовалось войско в 5 тысяч солдат. На подавление мятежей ушло четыре месяца. Испанские власти беспощадно расправились со сторонниками иезуитов: 85 человек были повешены, 664 осуждены на каторжные работы, 110 высланы.

В районе Ла Платы, приказ об изгнании иезуитов смог быть выполнен только год спустя после его получения. Лишь 22 августа 1768 года, власти смогли сосредоточить всех (их было около 100) парагвайских иезуитов в Буэнос-Айресе, откуда они отплыли в Испанию 8 декабря того же года, прибыв в Кадис 7 апреля 1769 года. Всего же, из американских колоний было выслано 2260 иезуитов, в порт Санта Мария прибыло 2154, остальные умерли в дороге. Из Мексики было выслано 562 иезуита, из Парагвая - 437, из Перу - 413, из Чили - 315, из Кито - 226, из Новой Гранады - 201. Большинство высланных составляли испанцы, но было и несколько сотен креолов; 239 иезуитов являлись уроженцами Италии, Германии, Австрии и некоторых других европейских стран. Так закончилась история некогда одного из самых могущественных католических орденов Европы.

Иезуи́ты (Орден Иезуитов) - неофициальное название «Общества Иисуса» (лат. Societas Iesu ) - религиозного ордена Римско-католической церкви , члены которого дают обет прямого безусловного подчинения Папе Римскому . Этот монашеский орден был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утверждён Павлом III в . Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времён протестантской Реформации называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счёте, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam », что переводится с латыни как «К вящей славе Божией».

Сегодня число иезуитов составляет 19 216 человек (данные 2007 года), из них 13 491 священников. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 - в США , а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1 536 приходах. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни.

Территориально Орден делится на «провинции» (в некоторых странах, где иезуитов много, существует по несколько провинций; и наоборот, некоторые провинции объединяют несколько стран), «регионы», зависимые от той или иной провинции, и «независимые регионы». Иезуиты, проживающие на территории бывшего СССР , за исключением стран Балтии , относятся к Независимому Российскому Региону.

В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Питера Ханса Колвенбака. Главная Курия ордена находится в Риме , в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

История ордена

Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии , Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году . Последний генерал ордена заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

Общество в XIX и XX веках

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам Общество продолжало своё существование в некоторых странах: в Китае и в Индии , где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России , где Екатерина II отказалась публиковать указ папы.

Общество было восстановлено в 1814 году . Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В г. была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъём в XX веке . Из этих учёных наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден .

Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Они работают на радио Ватикана со времени его основания по сегодняшний день (в частности, в русской секции).

Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где её не было.

Развиваются теологические исследования. Французские иезуиты изучают богословие Отцов Церкви и предпринимают первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию отца Миня: это собрание «Христианских источников». Работа над ним продолжается и сегодня. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором : о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

Запрет деятельности иезуитов действовал до падения монархии в марте 1917 года.

Советская власть и ее идеология относилась к иезуитам крайне негативно, подавая их как некую аморальную шпионскую спецслужбу католической церкви. В частности, им приписывался принцип «Цель оправдывает средства» (на деле изречение принадлежит Никколо Макиавелли).

Известные иезуиты

  • Св. Игнатий де Лойола (1491-1556) - основатель ордена.
  • Св. Франциск Ксаверий (1506-1552) - миссионер и проповедник, проповедовал в Азии - от Гоа и Цейлона до Японии .
  • Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1600-1658) - известный испанский писатель и мыслитель.
  • Антонио Поссевино (1534-1611) - папский легат, посещал Россию.
  • Хосе де Акоста (1539-1600) - исследователь Южной Америки, впервые высказал теорию о заселении американского континета переселенцами из Азии.
  • Св. мученик Иоанн де Бребёф (Жан де Бребёф) - исследователь Сев. Америки, замучен индейцами.
  • Франсиско Суарес (1548-1617) - испанский теолог и философ.
  • Маттео Риччи (1552-1610) - основатель иезуитской миссии в Пекине .
  • Мансиу Ито ( -) - глава первого японского посольства в Европу .
  • Адам Коханский ( -) - учёный, математик.
  • Жан Франсуа Жербильон ( -) - французский учёный иезуит -миссионер в Китае .
  • Джованни Саккери (1667-1733) - учёный, математик.
  • Лоренцо Риччи (1703-1775)- генерал ордена иезуитов; после уничтожения ордена папой Климентом XIV заключен в крепость св. Ангела , где и умер. Известен ответом на предложение о реформе ордена: «Sint ut sunt aut non sint».
  • Мишель Корретт (1707-1795) - французский композитор и органист.
  • Мартин Почобут-Одляницкий (1728-1810) - белорусский и литовский просветитель, астроном, математик, ректор Главной виленской школы (1780-1803).
  • Джерард Мэнли Хопкинс (1844-1889) - английский поэт.
  • Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) - французский теолог, философ, палеонтолог.

Образование в иезуитских школах получали Декарт , Корнель , Мольер , Лопе де Вега , Дж. Джойс и многие другие видные писатели и учёные.

Иезуиты в мировой литературе

  • Беранже - «Святые отцы»
  • Бласко Ибаньес - «Отцы иезуиты»
  • Стендаль «Красное и черное» - рисует картину иезуитской школы
  • Дюма, Александр (отец) - «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя »
  • отец д"Оржеваль - роман «Анжелика» из 13 томов Анн и Серж Голон
  • Джеймс Джойс - главный герой романа «Портрет художника в юности», Стивен Дедал, обучается в иезуитской школе
  • Эжен Сю - «Агасфер»

Иезуитский антисемитизм

Согласно исследованию философа и историка Ханны Арендт , именно иезуитское влияние было причиной распространения антисемитизма в Европе. Так, например, иезуитский журнал «Civiltà Cattolica», бывший одним из наиболее влиятельных католических журналов, в то же время «был в высшей мере антисемитским».

См. также

Библиография

  • Марек Инглот SJ Общество Иисуса в Российской Империи (1772-1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире - Москва: Институт философии, теологии и истории.
  • Мишель Леруа Миф о иезуитах: От Беранже до Мишле - Москва: Языки Славянской Культуры, 2001.
  • Генрих Бемер История Ордена Иезуитов - Сборник Издательство АСТ, 2007
  • Габриэль Моно Об Истории Общества Иисуса - Сборник Орден Иезуитов Правда и Вымысел Издательство АСТ, 2007