Клиент мониторинга смис. Создание смис: проектирование и реализация. Услуги по внедрению и обслуживанию систем мониторинга инженерных сетей

Название документа:
Номер документа: 22.1.12-2005
Вид документа: ГОСТ Р
Принявший орган: Росстандарт
Статус: Действующий
Опубликован: официальное издание
Дата принятия: 28 марта 2005
Дата начала действия: 15 сентября 2005
Дата редакции: 01 июня 2011

ГОСТ Р 22.1.12-2005

Группа Т58

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

СТРУКТУРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА
И УПРАВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Общие требования

Safety in emergencies. Structured system for monitoring and control
of building / construction engineering equipment.
General requirements

Дата введения 2005-09-15

Предисловие

Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения" и ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)], компанией "Экономические Программы" (ЭкоПрог) и Учебно-консультационным центром ФГУ ВНИИ ГОЧС "БАЗИС" (УКЦ ФГУ ВНИИ ГОЧС "БАЗИС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 марта 2005 г. N 65-ст

4 Настоящий стандарт разработан в обеспечение реализации Федеральных законов от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" , от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" , от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" , постановлений Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера"

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст этих изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"


ВНЕСЕНО Изменение N 1 , утвержденное и введенное в действие с 01.07.2011 Приказом Росстандарта от 01.06.2011 N 110-ст

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 9, 2011 год

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает:

- категории объектов, зданий и сооружений (далее - объектов), подлежащих оснащению структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее - СМИС);

- основные требования к созданию СМИС;

- перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов;

- порядок информационного сопряжения СМИС с органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС.

Положения настоящего стандарта предназначены для использования: федеральными органами исполнительной власти, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), и их территориальными органами; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; органами управления, специально уполномоченными на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - органов управления ГОЧС), взаимодействующих с ними служб, а также научно-исследовательскими, проектными строительными и монтажными организациями всех форм собственности, осуществляющими проектирование, строительство, монтаж и капитальный ремонт объектов.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.114-95 Единая система конструкторской документации. Технические условия

ГОСТ 3.1603-91 Единая система технологической документации. Правила оформления документов на технологические процессы (операции) сбора и сдачи технологических отходов

ГОСТ 12.1.030-81 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление

ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения

ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания

ГОСТ 34.602-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы

ГОСТ 34.603-92 Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ Р 22.7.01-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения

ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения

ГОСТ Р 52108-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3 Термины, определения и сокращения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

аварийно-спасательные работы в чрезвычайной ситуации; аварийно-спасательные работы в ЧС: Действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия, характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

[ГОСТ Р 22.0.02-94 , статья 2.4.5]

3.3 аккредитация: Официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия .

3.4 безопасность эксплуатации: Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений .

3.5 декларирование соответствия: Форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов .

3.6 декларация о соответствии: Документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов .

3.7 дестабилизирующий фактор: Отклонение от нормативных значений технических параметров производственных процессов и процессов обеспечения функционирования зданий и сооружений, а также сели, оползни, лавины, оказывающие негативные или разрушительные воздействия на здания и сооружения.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях; ЖОН ЧС: Совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайной ситуации, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

[ГОСТ Р 22.3.05-96 , статья 2.1.1]

3.12 заявитель: Физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия .

3.13 здание: Строительная система, состоящая из несущих и ограждающих или совмещенных (несущих и ограждающих) конструкций, образующих наземный замкнутый объем, предназначенный для проживания или пребывания людей в зависимости от функционального назначения (жилые дома, промышленные здания, стадионы, торговые центры, больницы, школы, киноконцертные залы и т.п.).

3.17 инженерные системы зданий и сооружений: Функционально законченный комплекс технических средств, предназначенный для создания и поддержания условий, при которых наиболее эффективно осуществляется работа оборудования и жизнедеятельность людей.

3.18 инженерный риск обрушения здания (сооружения): Величина, зависящая от степени повреждения и характеризующая вероятность обрушения здания (сооружения) для рассматриваемого интервала времени, 1/год *.
________________
* См. раздел Библиография, здесь и далее по тексту

3.19 инженерная безопасность здания (сооружения): Величина, характеризующая способность здания (сооружения) противостоять возможному обрушению, опасному для жизни людей .

ликвидация чрезвычайных ситуаций; ликвидация ЧС: Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также* локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для* опасных факторов.
______________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


[ГОСТ Р 22.0.02-94 , статья 2.4.2]

3.24 оценка соответствия: Прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту .

3.30 промышленная безопасность опасных производственных объектов: Состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий .

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; РСЧС: Система органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных учреждений и различных общественных объединений, а также специально уполномоченных организационных структур с имеющимися у них силами и средствами, предназначенными для предупреждения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - для их ликвидации, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения потерь и материального ущерба.

[ГОСТ Р 22.0.02-94 , статья 2.2.1]

3.33 система безопасности: Программно-технический комплекс, предназначенный для решения задач предупреждения чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами, пожарной безопасности, взрывобезопасности, охраны и оповещения людей о чрезвычайных ситуациях.

3.34 структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений; СМИС: Построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для осуществления на соответствующих категориях объектов автоматического мониторинга систем инженерно-технического обеспечения, состояния основания, строительных конструкций зданий и сооружений, технологических процессов, сооружений инженерной защиты и передачи в режиме реального времени информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в т.ч. вызванных террористическими актами, по каналам связи в органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3.35 система сбора данных и передачи сообщений СМИС; ССП СМИС: Подсистема СМИС, осуществляющая в режиме реального времени контроль дестабилизирующих факторов путем мониторинга систем инженерно-технического обеспечения объекта, получения данных от подсистем СМИС, а также информирование дежурно-диспетчерских служб объектов и органов повседневного управления РСЧС об угрозе и возникновении ЧС.

3.36 система мониторинга инженерных (несущих) конструкций, опасных природных процессов и явлений; СМИК: Подсистема СМИС, осуществляющая в режиме реального времени контроль изменения состояния оснований, строительных конструкций зданий и сооружений; сооружений инженерной защиты, зон схода селей, оползней, лавин в зоне строительства и эксплуатации объекта мониторинга с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций.

3.37 система связи и управления в кризисных ситуациях; СУКС: Подсистема СМИС, обеспечивающая связь и управление специальных формирований внутри объекта при ликвидации последствий аварий, ЧС, в том числе вызванных террористическими актами.

3.38 сооружение: Результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

3.34-3.38. (Измененная редакция, Изм. N 1).

4 Основные положения

4.1 Объекты соответствующих категорий следует оборудовать СМИС, информационно сопряженными с автоматизированными системами органов повседневного управления РСЧС для предупреждения возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. вызванных террористическими актами.

СМИС должны обеспечивать предупреждение чрезвычайных ситуаций, классификация которых определена Правительством РФ .

4.2 СМИС создают для предупреждения ЧС в целях недопущения потерь, ущерба здоровью людей, материального ущерба в условиях действия дестабилизирующих факторов, а также информационной поддержки принятия решений органами повседневного управления РСЧС по предупреждению и ликвидации аварий, ЧС.

СМИС является автоматизированной системой объекта, обеспечивающей автоматический мониторинг и предупреждение ЧС независимо от служб эксплуатации объекта. СМИС должна быть разработана с учетом требований ГОСТ 34.003 , ГОСТ 34.601 , ГОСТ 34.602 , ГОСТ 34.603 и .

4.3 СМИС должна строиться на базе программно-технических средств, осуществляющих автоматический мониторинг дестабилизирующих факторов природного и техногенного характера и обеспечивающих передачу информации в органы повседневного управления РСЧС об угрозе и факте возникновения аварии, ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами.

4.4 Объектами контроля, угроз возникновения аварий, ЧС, должны являться подсистемы жизнеобеспечения и безопасности:

- теплоснабжение;

- вентиляция и кондиционирование;

- водоснабжение и канализация;

- электроснабжение;

- газоснабжение;

- инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта;

- лифтовое оборудование;

- система связи и оповещения;

- системы охранной сигнализации, видеонаблюдения, контроля и управления доступом, досмотровые средства;

- системы обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически опасных веществ, биологически опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей и др.).

Объектами контроля угроз возникновения аварий, ЧС должны являться технологические системы, а также основания, строительные конструкции зданий и сооружений; сооружения инженерной защиты, зоны возможных сходов селей, оползней, лавин в зоне эксплуатации объекта.

4.5 СМИС должны обеспечивать контроль следующих основных дестабилизирующих факторов:

- возникновения пожара;

- нарушения в системе теплоснабжения, отопления, подачи горячей и холодной воды;

- нарушения в подаче электроэнергии;

- нарушения в подаче газа;

- отказа в работе лифтового оборудования;

- несанкционированного проникновения в служебные помещения;

- повышенного уровня радиации, предельно допустимой концентрации аварийных химически опасных веществ; биологически опасных веществ; взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей;

- затопления помещений, дренажных систем и технологических приямков;

- утечки газа;

- отклонений от нормативных параметров технологических процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

- изменения состояния основания, строительных (инженерно-технических) конструкций зданий и сооружений;

- нарушение работоспособности систем противоаварийной защиты, безопасности и противопожарной защиты;

- сооружений инженерной защиты;

- изменения состояния участков возможных сходов селей, оползней, лавин в зоне эксплуатации объекта мониторинга.

4.6 СМИС должны обеспечивать:

- прогнозирование и предупреждение аварийных ситуаций путем контроля за параметрами процессов обеспечения функционирования объектов и определения отклонений их текущих значений от нормативных;

- непрерывность сбора, передачи и обработки информации о значениях параметров процессов обеспечения функционирования объектов;

- формирование и передачу формализованной оперативной информации о состоянии технологических систем и изменении состояния инженерно-технических конструкций объектов в дежурные и диспетчерские службы объекта;

- формирование и передачу формализованного сообщения о ЧС на объектах, в т.ч. вызванных террористическими актами, в органы повседневного управления РСЧС;

- автоматизированное оповещение о произошедшей аварии, чрезвычайной ситуации и необходимых действиях по эвакуации;

- автоматизированное оповещение соответствующих специалистов, отвечающих за безопасность объектов;

- документирование и регистрацию аварийных ситуаций, а также действий дежурных и диспетчерских служб объектов.

4.7 В состав СМИС объекта должны входить следующие подсистемы:

- система сбора данных и передачи сообщений (ССП);

- система связи и управления в кризисных ситуациях (СУКС);

Система мониторинга инженерных (несущих) конструкций, опасных природных процессов и явлений (СМИК).

4.8 Органы повседневного управления РСЧС в части обеспечения безопасности объектов должны решать следующие основные задачи:

- получение от СМИС информации о прогнозе или возникновении чрезвычайной ситуации, в т.ч. вызванной террористическим актом;

- анализ и оценку достоверности поступившей информации о ЧС, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;

- обработку и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования звена (подсистемы) РСЧС;

5- оперативное управление аварийно-спасательными службами, пожарными, пожарно-спасательными и аварийно-спасательными формированиями (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);

6- обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, уточнение и корректировка (по обстановке) заранее разработанных и согласованных с городскими службами вариантов решений по ликвидации ЧС;

- постоянное информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

- представление докладов (донесений) вышестоящим органам повседневного управления РСЧС об угрозе или возникновении ЧС, в т.ч. вызванной террористическим актом, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов);

- доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;

- обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.

Режимы функционирования и состав органов повседневного управления РСЧС муниципального уровня должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 22.7.01 .

4.9 СМИС подлежат обязательной установке на следующих категориях объектов:

- ядерно- и/или радиационно-опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);

- объекты, на которых:

получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельно установленные законодательством Российской Федерации ;

осуществляется уничтожение, захоронение химических и других опасных отходов;

имеются крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов;

получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях, включая предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых;

используются стационарно установленные канатные дороги и фуникулеры;

производят, получают или перерабатывают жидкофазные или твердые продукты, обладающие взрывчатыми свойствами и склонные к спонтанному разложению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4,5 тоннам тринитротолуола;

Сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;

- линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 кВ и более;

- объекты космической инфраструктуры;

- аэропорты и объекты их инфраструктуры;

- объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

- метрополитены;

- морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;

- тепловые электростанции мощностью 150 МВт и выше;

- объекты обустройства нефтяных месторождений на шельфах морей;

- магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы;

- объекты газораспределительных систем, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ или сжиженный углеводородный газ;

- гидротехнические сооружения 1-го, 2-го и 3-го классов;

- крупные промышленные объекты с численностью занятых людей более 10 тыс. человек;

- объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

высота более чем 100 м;

пролеты более чем 100 м;

наличие консоли более чем 20 м;

заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 м;

наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета;

- объекты с максимальным расчетным пребыванием людей 500 чел. и более: зрелищные, спортивные сооружения, многофункциональные офисные и торгово-развлекательные комплексы, объекты здравоохранения, гостиницы;

- объекты жизнеобеспечения: установки, склады, хранилища, гидротехнические и инженерные защитные сооружения, коммуникации, разрушение (повреждение) которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, затоплению, повреждению жилых массивов, выходу из строя систем канализации и очистки сточных вод) и как следствие - к чрезвычайной ситуации.

4.10 Оснащение объектов, указанных в 4.9, СМИС должно осуществляться при проведении:

- строительства - для объектов капитального строительства;

- реконструкции, капитального ремонта - для объектов, находящихся в эксплуатации.

Прием в эксплуатацию объектов, указанных в 4.9, без оборудования их СМИС не допускается.

4.11 Программно-технические средства СМИС должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Программно-технические средства СМИС объектов должны иметь подтверждение соответствия техническим требованиям сопряжения с автоматизированными системами органов повседневного управления РСЧС в соответствии с .

4.12 Проектирование и строительство СМИС должны осуществлять организации, имеющие свидетельства саморегулируемых организаций о допуске к работам в области мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Специалисты указанных организаций должны иметь дипломы (свидетельства, удостоверения) государственного образца о специальной подготовке (повышении квалификации) по образовательным программам в данной области, включая СМИС, *, *.
________________
* См. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.

4.1-4.12 (Измененная редакция, Изм. N 1).

4.13 В случае, если для подготовки проектной документации по СМИС требуется отступление от требований стандартов и сводов правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, недостаточно требований, установленных нормативными документами, или такие требования не установлены, разработке проектной документации по СМИС должна предшествовать разработка специальных технических условий.

Разработка специальных технических условий должна проводиться проектной, научно-исследовательской или другой организацией в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с техническим заданием заказчика (инвестора) и , , ГОСТ 2.114 .

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

5 Общие технические требования

5.1 Требования к структуре и функционированию

СМИС должна удовлетворять следующим основным требованиям:

- обеспечивать автоматический и автоматизированный мониторинг дестабилизирующих факторов для предупреждения и ликвидации ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами;

Иметь модульную структуру, использовать открытые стандартные протоколы цифровой периферии и технологии для передачи данных;

- обеспечивать возможность сопряжения с другими автоматизированными системами.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.1.1 В ССП СМИС должны входить:

- программный комплекс сбора, обработки данных мониторинга, формирования и передачи информации;

- серверы СМИС для обеспечения сопряжения с инженерными системами объекта, информационного сопряжения с органами повседневного управления РСЧС;

- АРМ СМИС, включающий мониторы оперативного мониторинга и поддержки принятия решения;

- оборудование автоматической передачи коротких сообщений (SMS);

- оборудование приема и передачи видеоинформации;

- локальная вычислительная сеть СМИС;

- комплекс средств связи с органами повседневного управления РСЧС.

В случае отсутствия возможности мониторинга дестабилизирующих факторов через существующие аппаратно-программные средства объекта в ССП СМИС должны быть включены контроллеры, модули автоматики, датчики.

Получение данных мониторинга путем сопряжения с комплексами диспетчерского управления производственными процессами, безопасностью и жизнеобеспечением объектов не допускается.

5.1.2 В СУКС должно входить оборудование, обеспечивающее связь и управление специальных формирований внутри объекта при ликвидации последствий аварий, ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами. Использование в СУКС средств и оборудования других объектовых систем связи не допускается.

5.1.3 В СМИК должно входить оборудование мониторинга изменения состояния оснований, строительных конструкций зданий и сооружений; сооружений инженерной защиты, а также при наличии угроз, участков возможных сходов селей, оползней, лавин в зоне эксплуатации здания или сооружения:

- серверы, локальные серверы и контроллеры СМИК;

- АРМ СМИК;

- оборудование сети сбора и передачи данных;

- датчики контроля изменения состояния оснований, строительных конструкций зданий и сооружений; сооружений инженерной защиты, а также участков возможных сходов селей, оползней, лавин.

5.1.1-5.1.3 (Введены дополнительно, Изм. N 1).

5.2 Требования к надежности

Срок службы системы должен составлять не менее 10 лет с учетом замены неисправных и выработавших свой ресурс компонент. Гарантийный срок - 18 мес с момента ввода в эксплуатацию.

Среднее время наработки на отказ СМИС - не менее 10000 ч.

Среднее время восстановления работоспособности СМИС - не более 30 мин.

Для оперативного устранения неисправностей оборудования должен быть предусмотрен необходимый комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей.

5.3 Требования к безопасности

Система должна иметь средства защиты от операторских ошибок персонала, могущих привести к авариям объектовых инженерных подсистем.

Система должна иметь средства документирования действий операторов СМИС.

Технические средства должны обеспечивать защиту персонала от поражения электрическим током в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.030 , СНиП 12-03 .

Входящие в состав СМИС компоненты не должны оказывать вредного воздействия на здоровье человека.

5.4 Эргономические требования

Оборудование СМИС должно быть размещено в металлических или пластиковых шкафах (щитах), обеспечивающих удобный доступ к органам управления.

Автоматизированные рабочие места диспетчеров и руководителей служб должны быть укомплектованы мониторами с экраном по диагонали не менее 395 мм, имеющими разрешающую способность не менее 1280х1024 при пропорциональной развертке с частотой кадров в секунду не менее 75 Гц.

5.5 Требования к защите информации

Информационная защита СМИС - по нормативному документу.

5.6 Требования к защите от влияния внешних воздействий

Оборудование СМИС должно быть размещено в металлических или пластиковых шкафах (щитах), обеспечивающих класс защиты не менее IP40 согласно ГОСТ 14254 .

Технические средства должны быть работоспособны при атмосферных воздействиях, соответствующих техническим условиям на эти средства.

5.7 Требования к стандартизации и унификации

Проектные решения должны быть унифицированы для всех объектов автоматизации.

5.8 Требования к совместимости

В системе должно быть применено оборудование, совместимое как по физическим интерфейсам, так и по информационным протоколам. В качестве физических интерфейсов и информационных протоколов допускаются только открытые протоколы и стандартизованные интерфейсы, которые по функциям соответствуют требованиям, выданным в рамках исходно-разрешительной документации на объект.

5.9 Требования охраны окружающей среды

Компоненты, входящие в СМИС, и материалы, из которых они изготовлены, не должны оказывать химическое, биологическое, радиационное, механическое, электромагнитное и термическое воздействие на окружающую среду.

Компоненты, входящие в СМИС, при хранении или использовании по назначению не должны выделять в окружающую среду вредные, загрязняющие или ядовитые вещества.

Отходы, образующиеся при изготовлении компонентов, входящих в СМИС, и компоненты, входящие в СМИС после окончания срока годности, подлежат уничтожению и захоронению в соответствии с ГОСТ 3.1603 , ГОСТ Р 51769 , ГОСТ Р 52108 .

5.10 Требования к проектированию

СМИС должна разрабатываться в составе раздела (подраздела) проектной документации "перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

Приложение А (справочное). Порядок создания структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами потенциально опасных объектов, зданий и сооружений и их информационного сопряжения с органами повседневного управления РСЧС

Приложение А
(справочное)

______________________________
* Наименование приложения. Измененная редакция, Изм. N 1 .

А.1 Для создания СМИС и их информационного сопряжения с органами повседневного управления РСЧС города проводят следующий комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий:

- определение и согласование между администрацией города, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и городскими службами состава существующих дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для ликвидации различных видов ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, на объектах, а также порядка их взаимодействия и информационного обмена;

- уточнение группировки сил и средств постоянной готовности, определение и согласование основных мероприятий экстренного реагирования, выполнение которых в случае ЧС на объектах должны организовать органы повседневного управления РСЧС;

- разработка порядка информационного обеспечения в случае ЧС на объектах;

- совершенствование систем связи и управления в кризисных ситуациях, оповещения применительно к задачам и потребностям органов повседневного управления РСЧС в части предупреждения или ликвидации последствий ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, на объектах;

- сопряжение комплекса средств автоматизации органов повседневного управления РСЧС со СМИС.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

А.2 Основными этапами создания СМИС и их информационного сопряжения с органами повседневного управления РСЧС являются:

- организационный этап, в течение которого решаются организационные вопросы построения СМИС и их информационного сопряжения с органами повседневного управления РСЧС;

- технический этап, в продолжении которого разрабатываются и внедряются программно-технические средства СМИС, а также осуществляется их информационное сопряжение с органами повседневного управления РСЧС.

А.2.1 Для создания СМИС и их информационного сопряжения с органами повседневного управления РСЧС на организационном этапе разрабатывают и утверждают следующие документы:

- положение о СМИС и их информационного сопряжения с органами повседневного управления РСЧС;

- инструкции об обмене информацией между ДДС объектов, органами повседневного управления РСЧС и городскими ДДС;

- дополнения и изменения к действующим инструкциям дежурно-диспетчерских служб (в части их взаимодействия с органами повседневного управления РСЧС) и др.

А.2, А.2.1 (Измененная редакция, Изм. N 1).

А.3 В целях создания СМИС и их информационного сопряжения с органами повседневного управления РСЧС субъекта органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, конкретного города (района) разрабатывают и утверждают администрации: "Положение о СМИС", "Положение об органах повседневного управления РСЧС в части контроля объектов", инструкции об обмене информацией между ДДС объектов, ЕДДС и городскими ДДС, а также другие необходимые нормативно-методические документы.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

Приложение Б (обязательное). Программа комплексных испытаний

Приложение Б
(обязательное)

Б.1 Приемку СМИС осуществляют специально создаваемой комиссией в ходе приемки всего объекта.

Б.2 Комиссия проводит оценку, проверку и испытания.

Б.2.1 Оценке и проверке подлежат:

- соответствие разработанной СМИС основным требованиям настоящего стандарта;

- соответствие разработанной СМИС перечню обязательных функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов по типу и назначению объекта отрасли;

- соответствие порядка информационного сопряжения данных от СМИС с органами повседневного управления РСЧС субъекта;

- наличие подготовленных кадров в части проектирования, создания и эксплуатации СМИС.

Б.2.2 Проверке подвергают:

- комплекс контролирующих средств (датчики и измерительные приборы, исполнительные механизмы, контроллеры);

- многофункциональную кабельную систему;

- сеть передачи информации;

- систему сбора и обработки информации;

- административную систему;

- органы повседневного управления РСЧС субъекта в части взаимодействия со СМИС объекта.

Б.2.3 Комиссия проводит:

- проверку на соответствие требованиям технического задания (ТЗ) и технических условий (ТУ) на подключение к органам повседневного управления РСЧС;

- проверку качества и полноты эксплуатационной документации;

- автономное и комплексное испытание СМИС объекта;

- испытание каналов связи между СМИС объекта и органов повседневного управления РСЧС;

- приемочные испытания СМИС объекта и органов повседневного управления РСЧС.

Испытания следует проводить по утвержденным установленным порядком методикам.

Б.2.1-Б.2.3 (Измененная редакция, Изм. N 1).

Б.2.4 Результаты комплексных испытаний

Результаты проведения комплексных испытаний СМИС объекта оформляются в виде протокола комплексных испытаний, где отражают результаты всех проверок и испытаний с указанием:

- назначения каждого вида испытаний или проверки в соответствии с требованиями технического задания;

- перечня лиц, проводивших испытания, с указанием зоны ответственности каждого лица;

- состава технических и программных средств, использованных для проведения каждого испытания;

- перечня методик испытаний и руководящих материалов по обработке и оценке их результатов;

- перечня протоколов автономных испытаний элементов системы;

- перечня носителей информации, хранящих данные объективного контроля, полученные в процессе испытаний;

- обобщенных результатов испытаний;

- выводов о результатах испытаний и соответствии требованиям технического задания.

Б.3 По результатам проведения комплексных испытаний комиссия принимает решение о возможности приемки СМИС объекта в постоянную эксплуатацию в составе ЕДДС города. Решение комиссии оформляют актом приемки СМИС объекта в постоянную эксплуатацию, который подписывают все члены комиссии и утверждает председатель комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта.

Библиография


Методика оценки и сертификации инженерной безопасности зданий и сооружений, аттестованная Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности* (Протокол от 25.02.03 N 1)

________________
ссылке . - Примечание изготовителя базы данных.

Методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, зданиях и сооружениях*, аттестованная Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Протокол от 19.12.03 N 9)

________________
* Документ не приводится. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке . - Примечание изготовителя базы данных.

Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов

Порядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства

________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2011 N 207 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов" . - Примечание изготовителя базы данных.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2005

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

ГОСТ Р 22.1.12-2005 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования (с Изменением N 1)

Название документа: ГОСТ Р 22.1.12-2005 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования (с Изменением N 1)
Номер документа: 22.1.12-2005
Вид документа: ГОСТ Р
Принявший орган: Росстандарт
Статус: Действующий
Опубликован: официальное издание

М.: Стандартинформ, 2005 год

Дата принятия: 28 марта 2005
Дата начала действия: 15 сентября 2005
Дата редакции: 01 июня 2011

Понятие СМИС.
Цели создания и назначение СМИС

Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений - построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для осуществления на соответствующих категориях объектов автоматического мониторинга систем инженерно-технического обеспечения, состояния основания, строительных конструкций зданий и сооружений, технологических процессов, сооружений инженерной защиты и передачи в режиме реального времени информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в т. ч. вызванных террористическими актами, по каналам связи в органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), например, в единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС) города, района.

СМИС является автоматизированной системой, обеспечивающей автоматический мониторинг и предупреждение аварий, пожаров, ЧС независимо от службы эксплуатации объекта.

Объект оснащается СМИС с целью предотвращения и снижения потерь среди персонала объекта, сокращения возможного вреда здоровью людей, материального и экологического ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС), пожаров, аварий путем повышения оперативности предупреждения и оповещения о возникновении таких ситуаций и использования возможностей их прогнозирования, предотвращения и локализации.

СМИС объекта предназначена для:

  • непрерывного автоматического мониторинга в режиме реального времени критически важных для безопасности персонала и окружающей среды параметров систем безопасности, связи, противопожарной защиты, инженерных систем жизнеобеспечения, включая изменение состояния инженерно-технических конструкций объекта;
  • информирования в режиме реального времени дежурного персонала объекта и персонала органа повседневного управления РСЧС (ЕДДС) о пожаре, террористических проявлениях, аварийном состоянии инженерных систем и конструкций, признаках их предаварийного состояния;
  • обеспечения дежурных служб объекта необходимой информацией для своевременного принятия эффективных мер управления системами безопасности, инженерными системами жизнеобеспечения, позволяющих: предупредить развитие пожара, аварийной (чрезвычайной ситуации); локализовать пожар, аварийную ситуацию; снизить людские и материальные потери в случае развития аварийной ситуации, пожара;
  • обеспечения через пункт управления ЕДДС соответствующих служб и подразделений (экстренного вызова, дежурно-диспетчерских, оперативно-дежурных, аварийно-спасательных) информацией, необходимой для проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий аварий, пожаров, чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечения устойчивой связи между сотрудниками аварийно-спасательных, пожарно-спасательных подразделений и штабом в ходе ликвидации на объекте последствий аварий, пожаров, ЧС, в том числе вызванных террористическими актами.

Объекты, подлежащие оснащению СМИС

СМИС подлежит обязательной установке на потенциально опасных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. Полный перечень объектов, оснащаемых СМИС, представлен в ГОСТ Р 22.1.12-2005 (в ред. Изменения №1, утв. Приказом Росстандарта от 01.06.2011 № 110-ст).

Оснащение объектов СМИС должно осуществляться при проведении: строительства - для объектов капитального строительства; реконструкции, капитального ремонта - для объектов, находящихся в эксплуатации.

Структура СМИС

СМИС включает следующие подсистемы:

  • система сбора данных и передачи сообщений (ССП) - осуществляет сбор, обработку данных от подсистем СМИС, инженерных систем объекта (системы жизнеобеспечения, системы безопасности и связи, системы противопожарной защиты) и информирование дежурных служб объекта и ЕДДС о возможности возникновения и возникновении аварийных, чрезвычайных ситуаций, пожаров;
  • система связи и управления в кризисных ситуациях (СУКС) - обеспечивает связь и управление подразделениями ликвидации последствий аварий, ЧС, пожаров, в том числе вызванных террористическими актами, и включает: систему оперативной, чрезвычайной телефонной связи; систему оперативной радиосвязи городских служб безопасности и экстренных служб;
  • система мониторинга инженерных (несущих) конструкций, опасных природных процессов и явлений (СМИК) - осуществляет автоматический мониторинг в режиме реального времени изменения состояния оснований, строительных конструкций зданий и сооружений; сооружений инженерной защиты, зон схода селей, оползней, лавин в зоне строительства и эксплуатации объекта мониторинга с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Перечень систем объекта, подлежащих для передачи информации в СМИС

Согласно нормативной документации на разработку СМИС перечень систем, подлежащих для передачи информации в СМИС, должен включать в себя:

  • системы жизнеобеспечения:
  • система электроснабжения:
  • система общего электроснабжения;
  • система бесперебойного электроснабжения;
  • система гарантированного электроснабжения;
  • система электроосвещения:
  • система аварийного электроосвещения;
  • система водоснабжения:
  • система хозяйственно-питьевого водоснабжения;
  • противопожарный водопровод;
  • система водоотведения:
  • система дренажа;
  • система канализации;
  • система газоснабжения;
  • система вентиляции;
  • система теплоснабжения:
  • индивидуальный тепловой пункт;
  • система отопления;
  • система холодоснабжения;
  • система вертикального транспорта;
  • мониторинг температур;
  • комплекс систем безопасности и сети связи:
  • система охранно-тревожной сигнализации;
  • телевизионная система охранного наблюдения;
  • система контроля и управления доступом;
  • система автоматизации и диспетчеризации инженерных систем;
  • система телефонной связи;
  • система кабельного, эфирного и спутникового телевидения;
  • система сбора и обработки информации;
  • системы обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически опасных веществ, биологически опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей (и др.);
  • системы противопожарной защиты:
  • система пожарной сигнализации;
  • система противодымной защиты;
  • система автоматического водяного пожаротушения;
  • система газового пожаротушения;
  • система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
  • смежные системы.

Представленный перечень систем является обобщенным. Перечень контролируемых систем СМИС индивидуален для каждого объекта и зависит от характеристик объекта, наличия той или иной системы на объекте.

Требования к интерфейсам, протоколам сопряжения и формату передачи сообщений мониторинга от контролируемых систем в СМИС. Требования к каналу связи СМИС объекта с ЕДДС

В контролируемых системах должна быть предусмотрена возможность передачи данных (сообщений) в СМИС. Данные должны поступать в серверы сопряжения СМИС от контроллеров, серверов контролируемых систем по локальной сети (стек протоколов TCP /IP , интерфейс Ethernet ).

Допускается передача данных мониторинга от контролируемых систем в СМИС следующими способами:

  • по открытым протоколам LonTalk, Modbus , BACnet и др.;
  • с помощью унифицированных аналоговых сигналов (0-20 мА, 4-20 мА, 0-10 В), сигналов типа «сухой контакт».

Для реализации передачи данных мониторинга в СМИС в проектах соответствующих систем должно быть предусмотрено наличие технических средств (датчиков, вторичных приборов, контроллеров и др.), обеспечивающих передачу информации в СМИС в соответствии с требованиями, приведенными выше.

В свою очередь в проектных решениях СМИС предусматривается возможность получения данных от контролируемых систем указанными выше способами.

Окончательный способ сопряжения СМИС с контролируемыми системами определяется в ходе согласования заданий на сопряжение организациями разработчиками СМИС и смежных систем.

К каналу связи объекта с ЕДДС предъявляются следующие требования:

  • пропускная способность не ниже 4 Мбит/с;
  • трафик - до 1000 сообщений в час;
  • прием/передача сообщений по сетям L2 IP/VPN.

При этом передача информации в ЕДДС может быть реализована посредством различных транспортных сетей: оптико-волоконная сеть, городская телефонная сеть, радиоканал.

Состав СМИС. Функции, выполняемые компонентами СМИС

Структура СМИС объекта включает персонал и программно-технический комплекс (ПТК), реализующие выполнение задач и функций, определенных в ГОСТ Р 22.1.12-2005.

Как правило, ПТК ССП СМИС включает:

  • сервер СМИС;
  • сервер сопряжения СМИС;
  • автоматизированное рабочее место (АРМ) СМИС;
  • оборудование автоматической передачи коротких сообщений (SMS);
  • локальная вычислительная сеть СМИС;
  • комплекс средств связи с ЕДДС;
  • программный комплекс сбора, обработки данных мониторинга, формирование и передачи информации.

В случае отсутствия возможности мониторинга через существующие аппаратно-программные средства объекта в ССП СМИС предусматриваются контроллеры, модули автоматики, датчики.

Сервер СМИС в режиме реального времени обеспечивает выполнение следующих функций:

  • обработка поступающих от сервера сопряжения СМИС XML-сообщений установленного формата и передача в ЕДДС;
  • архивирование, документирование и сохранение на жёстком диске (с использованием RAID массива для зеркального сохранения данных на нескольких жёстких дисках) полученных от сервера сопряжения XML сообщений;
  • отображение полученных сообщений на АРМ СМИС;
  • отображение на мониторе АРМ СМИС рекомендаций оператору при получении сообщений об инцидентах, авариях, пожаре.

Сервер сопряжения СМИС выполняет в автоматическом режиме реального времени следующие функции:

  • получение от сопрягаемых систем, подсистем СМИС критически важных сообщений и сигналов (об инциденте, аварии, пожаре, террористических проявлениях);
  • обработку полученных данных в соответствии с алгоритмами, формирование и передачу соответствующих XML-сообщений в сервер СМИС;
  • обработку и передачу полученной информации в виде SMS-сообщений абонентам - получателям тревожных сообщений на мобильные платформы (сотовые телефоны) через оборудование автоматической передачи SMS сообщений (GSM модем);
  • сопряжение с локальной вычислительной сетью, обеспечивающей информационный обмен с использованием протоколов TCP/IP, HTTP и информационный обмен XML сообщениям.

Оборудование автоматической передачи SMS сообщений реализует следующие функции:

  • передачу информации (формируемой сервером сопряжения СМИС) об инцидентах, авариях, пожаре в виде тревожных SMS-сообщений абонентам - получателям тревожных сообщений на мобильные платформы (сотовые телефоны);
  • обеспечение системной интеграции (управления) с сервером сопряжения СМИС по интерфейсу RS-232 (RS -485).

АРМ СМИС в режиме реального времени обеспечивает выполнение следующих функций:

  • отображение на мониторе полученных сообщений от сервера СМИС;
  • отображение на мониторе рекомендаций при получении сообщений об инцидентах, авариях, пожаре;
  • отображение на мониторе полученных от сервера СМИС контрольных и диагностических сообщений;
  • обеспечение формирования и передачи серверу СМИС ответных сообщений контроля дееспособности дежурного персонала объекта;
  • отображение на мониторе информации об объекте, информации о состоянии основного технологического оборудования и инженерных систем объекта.

Функции сетевого оборудования СМИС:

  • возможность построения распределённой локальной вычислительной сети свободной конфигурации;
  • обеспечение передачи информации между подсистемами СМИС по стеку протоколов TCP/IP.

ПТК СУКС включает оборудование, обеспечивающее связь и управление специальных формирований внутри объекта при ликвидации последствий аварий, ЧС. Система оперативной, чрезвычайной телефонной связи содержит: автономную АТС, программное обеспечение АТС, оборудование автономной проводной телефонной связи.

Система оперативной радиосвязи городских служб безопасности и экстренных служб содержит: программируемые ретрансляторы радиосвязи, антенно-фидерные устройства, аппаратно-программный комплекс программирования.

ПТК СМИК включает оборудование мониторинга изменения состояния оснований, строительных конструкций зданий и сооружений, сооружений инженерной защиты:

  • сервер СМИК;
  • АРМ СМИК;
  • локальные серверы и контроллеры СМИК;
  • датчики контроля изменения состояния оснований, строительных конструкций зданий и сооружений, сооружений инженерной защиты, а также участков возможных сходов селей, оползней, лавин;
  • сетевое оборудование.

Сервер СМИК в режиме реального времени выполняет следующие функции:

  • прием данных от локальных серверов СМИК об изменении параметров состояния инженерных (несущих) конструкций объекта, о нарушении работоспособности оборудования СМИК;
  • обработку данных и формирование баз данных измерений;
  • формирование сообщений серверу сопряжения СМИС по данным от локальных серверов СМИК.

АРМ СМИК отображает:

  • оборудование СМИК на 3D-моделях объекта с указанием его состояния (работоспособно или нет);
  • датчики, зарегистрировавшие критическое изменение параметров инженерных (несущих) конструкций объекта;
  • текущие значения измеряемых датчиками СМИК параметров;
  • диаграммы изменения во времени параметров, измеряемых датчиками.

Программно-технические средства СМИС должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Помимо этого программно-технические средства СМИС объекта должны иметь подтверждение соответствия техническим требованиям сопряжения с автоматизированными системами органов повседневного управления РСЧС.

Все электроприемники СМИС должны быть отнесены к особой группе первой категории в соответствии с классификацией ПУЭ. Первую категорию обеспечивают разработчики электротехнического раздела объекта, а требования по особой группе выполняется применением источников бесперебойного питания, предусматриваемых в СМИС.

Для функционирования СМИС при эксплуатации объекта необходим оперативный обслуживающий персонал.

Оперативный персонал СМИС выполняет следующие функции:

  • реагирование в соответствии с регламентом действий на отображаемые на АРМ СМИС и АРМ СМИК сообщения: об угрозе аварий, пожара, ЧС; об опасном изменении состояния инженерных (несущих) конструкций объекта;
  • сбор данных об угрозах ЧС техногенного характера по автоматически отображаемым на АРМ СМИС, АРМ СМИК сообщениям;
  • контроль обстановки и информирование должностных лиц объекта, ЕДДС о развитии предаварийной, аварийной, чрезвычайной ситуации, пожаре, о террористических проявлениях;
  • включение и обеспечение функционирования СУКС в режиме обслуживания служб, формирований, специализированных организаций, подразделений, ведущих аварийно-спасательные работы, ликвидацию последствий аварий, пожаров, ЧС;
  • контроль работоспособности сопряжения с ЕДДС, оборудования СМИС по данным отображаемым на АРМ СМИС и АРМ СМИК и вызов обслуживающего персонала при выявлении неработоспособности.

Функции обслуживающего персонала СМИС:

  • техническое обслуживание оборудования ПТК СМИС в соответствии с регламентом технического обслуживания;
  • восстановление работоспособности оборудования СМИС;
  • диагностика неисправности и подготовка документов для проведения работ по восстановлению работоспособности оборудования СМИС.

Для размещения оборудования СМИС и персонала СМИС на объекте должны быть выделены помещения:

  • аппаратная СМИС - служит для размещения серверной части ПТК СМИС, АТС СУКС, к данному помещению предъявляется ряд требований по невозможности совмещения аппаратной с помещениями другого назначения; по оборудованию аппаратной средствами контроля доступа, пожарной и охранной сигнализаций, пожаротушением; по параметрам помещения и месте его размещения и др.;
  • диспетчерская СМИС - служит для размещения АРМ СМИС, АРМ СМИК и оперативного персонала СМИС. Диспетчерская должна отвечать требованиям нормативной документации, предъявляемым к помещениям данного типа. Диспетчерская СМИС может быть совмещена с общей диспетчерской объекта.

Документы СМИС

Перечень нормативных технических и методических документов, используемых при проектировании, создании и эксплуатации СМИС:

1. ГОСТ Р 22.1.12-2005. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования» (в ред. Изменения № 1, утв. Приказом Росстандарта от 01.06.2011 № 110-ст).

Стандарт устанавливает:

  • категории потенциально-опасных объектов, зданий и сооружений (объектов), подлежащих оснащению структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений;
  • основные требования к построению СМИС;
  • перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов;
  • порядок информационного сопряжения СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района;
  • порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС.

2. Методика мониторинга состояния несущих конструкций зданий и сооружений. Общие положения, МЧС РФ, 2008.

Методика предназначена для организаций, осуществляющих научно-техническое сопровождение создания и эксплуатации систем мониторинга состояния инженерных (несущих) конструкций зданий и сооружений, а также для организаций, осуществляющих мониторинг на стадии эксплуатации:

  • определяет общий порядок, организацию и содержание работ научно-технического сопровождения создания и эксплуатации СМИК;
  • определяет разработку методических разделов проектов СМИК применительно к каждому конкретному объекту с учетом его особенностей.

3. Методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, зданиях и сооружениях, МЧС РФ, 2003.

Методика предназначена для оценки систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС потенциально опасных объектов (ПОО), зданий и сооружений на основе комплексного анализа и проверки отдельных подсистем безопасности и жизнеобеспечения по соответствующим разработанным методикам и нормативным документам.

Методика определяет:

  • последовательность создания комплекса систем безопасности, жизнеобеспечения и структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений ПОО;
  • правила сопряжения СМИС с едиными дежурно-диспетчерскими службами;
  • способы анализа диагностической информации СМИС для определения технического состояния систем безопасности и систем жизнеобеспечения контролируемых объектов.

В методике не рассматриваются вопросы норм пожарной безопасности и вопросы гражданской обороны, которые определены действующими нормативными документами, но эти документы учитываются при создании СМИС.

4. Методика оценки и сертификации инженерной безопасности зданий и сооружений, МЧС РФ, 2003.

Методика определяет последовательность операций и способы анализа диагностической информации для определения инженерной безопасности и степени повреждения зданий (сооружений) с учетом влияния сейсмогеологических условий строительной площадки и возможных опасностей на людей, находящихся на объекте. В методике не рассматривается влияние на инженерную безопасность технологических систем, обеспечивающих жизнедеятельность.

Методика предназначена для оценки и сертификации инженерной безопасности зданий (сооружений) на основе комплексного анализа их геометрических, физико-механических и динамических параметров.

5. СМИС является автоматизированной системой и при проектировании необходимо руководствоваться соответствующими нормативными документами (ГОСТ Р 21.1101-2009, ГОСТ 34.201-89, ГОСТ 34.601-90, РД 50-34.698-90 и др.).

Эффект от создания СМИС на объекте

Оснащение объекта структурированной системой мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений даст следующие положительные эффекты:

  • раннее прогнозирование и выявление неисправностей в работе систем жизнеобеспечения, систем связи и безопасности, систем противопожарной защиты;
  • обнаружение дефекта инженерных (несущих) конструкций на ранней стадии его возникновения, что дает возможность принять меры по предотвращению аварии, и, соответственно, снижает риск утраты несущей конструкцией свойств, которые определяют ее надежность;
  • благодаря непрерывному автоматическому мониторингу инженерных систем и инженерных (несущих) конструкций снижение вероятности возникновения аварий, чрезвычайных ситуаций;
  • в случае развития аварий, ЧС СМИС позволяет за счет оперативности принятия решений минимизировать последствия данных происшествий.

В конечном итоге создание СМИС на объекте приводит к повышению надежности и безопасности объекта, снижению затрат на эксплуатацию объекта.


СТРУКТУРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ; СМИС: построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для осуществления мониторинга технологических процессов и процессов обеспечения функционирования оборудования непосредственно на потенциально опасных объектах, в зданиях и сооружениях и передачи информации об их состоянии по каналам связи в дежурно-диспетчерские службы этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предупреждения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также для передачи информации о прогнозе и факте возникновения ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС.

Для каких объектов необходимо разрабатывать Структурированную систему мониторинга и управления инженерными системами?

В соответсвии с п. 4.9 ГОСТ Р 22.1.12-2005 (далее ГОСТ на СМИС) с изм. от 01-07-2011

СМИС подлежат обязательной установке на следующих категориях объектов:
- ядерно и/или радиационно опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов), объекты использования атомной энергии;
- объекты, на которых:
o получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельно установленные законодательством Российской Федерации ;
o осуществляется уничтожение, захоронение химических и других опасных отходов;
o имеются крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов;
o получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
o ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях, включая предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых;
o используются стационарно установленные канатные дороги и фуникулеры;
o производят, получают или перерабатывают жидкофазные или твердые продукты, обладающие взрывчатыми свойствами и склонные к спонтанному разложению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4,5 тоннам тринитротолуола;
- сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
- линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
- объекты космической инфраструктуры;
- аэропорты и объекты их инфраструктуры;
- объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
- метрополитены;
- морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;
- тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
- объекты обустройства нефтяных месторождений на шельфах морей;
- магистральные газо- нефте- и продуктопроводы;
- объекты газораспределительных систем, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ или сжиженный углеводородный газ;
- гидротехнические сооружения 1-го, 2-го и 3-го классов;
- крупные промышленные объекты, с численностью занятых людей более 10 тысяч человек;
- объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
высота более чем 100 метров;
пролеты более чем 100 метров;
наличие консоли более чем 20 метров;
заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров;
наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета;
- объекты с максимальным расчетным пребыванием людей 500 человек и более: зрелищные, спортивные сооружения многофункциональные офисные и торгово-развлекательные комплексы, объекты здравоохранения, гостиницы;
- объекты жизнеобеспечения: установки, склады, хранилища, гидротехнические и инженерные защитные сооружения, коммуникации, разрушение (повреждение) которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, затоплению, повреждению жилых массивов, выходу из строя систем канализации и очистки сточных вод) и как следствие - к чрезвычайной ситуации.

Также следует учесть, что в соответсвии с п. 5.10 ГОСТ на СМИС, СМИС должна разрабатываться в составе раздела (подраздела) проектной документации "Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

2. Этапы создания СМИС.

2.1 Обоснование инвестиций. (На этом этапе останавливаться долго не зачем. При его выполнении надо дать Заказчику стоимость создания СМИС в зависимости от вариантов, которые он прорабатывает. Стоимость обычно берется примерная на аналогичные объекты).

2.2 Проектная документация.

2.3 Рабочая документация.

2.4 СМР (строительно-монтажные работы).

2.5 ПНР (пуско-наладочные работы).

2.6 Ввод в эксплуатацию.

Итак начнем...

2.2 Проектная документация

Начинается все, как обычно, со звонка Заказчика и просьбы выставить им коммерческое предложение. Учитывая то, что в России нет Сборника базовых цен (СБЦ) на проектные работы по СМИС, то предлагается либо взять СБЦ на АСУ ТП или по опыту предыдущих работ выставить приемлемую стоимость. Тут тоже есть свои тонкости, например, будут или нет разрабатываться Специальные технические условия (СТУ) на создание СМИС, будут или нет разрабатываться Система мониторинга инженерных конструкций (СМИК) или Система управления в кризисных ситуациях (СУКС), которые по требованию ГОСТ на СМИС обязательно должны в ходить в СМИС объекта?

Стандартная технология разработки СМИС стадии П:

2. Запрос ТУ на подключение СМИС к органам повседневного управления РСЧС или к ЦУКС (Центр управления в кризисных ситуациях).

4. Разработка раздела СМИС (вкл, если необходимо СМИК и СУКС).

1. Разработка СТУ (если необходимо).

Пунктом 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, установлено, что специальные технические условия разрабатываются и утверждаются в случае, если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены. Разработка и согласование специальных технических условий осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 01.04.2008 № 36.

Почему я приписал в скобках (если необходимо)? Да, потому что, в ГОСТе на СМИС есть требования к надежности (п. 5.2) и требования к безопасности (п. 5.3). Поэтому нет оснований к обязательной разработке СТУ на создание СМИС. Для чего же может пригодится нам СТУ? Тут легче объяснить на примерах.

Например, нам необходимо разработать СМИС на Нефтеперерабатывающий завод. В этом случае, если имеется достаточный опыт проектирования, можно смело разрабатывать СМИС без СТУ, т.к. все требования ГОСТ на таких масштабных объектах придеться выполнять и СТУ в этом случае выполняется только для подстраховки ваших решений. Но стоить эти СТУ будут около 1 млн. руб. Тут каждый решает сам заказывать их или нет.

Другой пример, нам необходимо разработать СМИС на мост. В этом случае, СТУ может "огородить" Вас от ненужных объемов работ, таких как, разработка СУКС, мониторинг систем вентиляции (как прописано в ГОСТе) и др.

Также полезность СТУ на создание СМИС заключается в том, что разработчик СТУ анализирует всю проектную документацию и сам определяет объекты мониторинга, т.е. те системы которые в соответсвии с ГОСТом должны являться объектами контроля СМИС, а также объемы мониторинга, т.е. тот необходимый перечень сигналов, который в соответствии с п. 4.5. ГОСТ Р 22.1.12-2005 должен обеспечить контроль указанных в этом пункте дестабилизирующих факторов. В дальнейшем при разработке проектной документации Вам самим эту работу уже не нужно будет делать. Однако проблема может возникнуть в том случае, когда разработчик СТУ на создании СМИС необосновано выставит в СТУ требования по разработке необязательных решений. (Например в проекте строительства ж\б трубы вы ставит требование о разработке системы управления в кризисных ситуациях и т.п.).

2. Запрос Технических условий (ТУ) на подключение СМИС объекта к органам повседневного управления РСЧС или к ЦУКС (Центр управления в кризисных ситуациях).

Запрос делается в свободной форме на имя начальника Главного управления МЧС России того региона, где располагается объект.

По не подтвержденным данным из ВНИИ ГОЧС, данный запрос напрямую пересылается им и ими же обрабатывается.

Требования ТУ нужно учесть при создании СМИС для того, чтобы на стадии пуско-наладочных работ можно было подключить (сопрячь) СМИС объекта к серверу СМИС в ЦУКС. И получить от них Акт о сопряжении.

3. Разработка Технического задания на проектирование СМИС.

Техническое задание (ТЗ) на проектирование СМИС пишется в соответсвии с ГОСТ 34.602-89 Техническое задание на создание автоматизированной системы.

Тут возможны 2 варианта: есть СТУ или нет.

3.1 Если у Вас разработано СТУ на СМИС:

Тогда в ТЗ на СМИС нужно учесть все требования СТУ (включая выявленные объекты и объемы мониторинга), а также возможно какие то специфические требования самого Заказчика.

3.2 Если СТУ не разрабатывалось:

Тогда необходимо самим, согласовав все решения с Заказчиком, сначала определится с объектами мониторинга, далее с объемами мониторинга и с остальными требованиями, учитывая требования указанные в ГОСТе на СМИС.

4. Разработка раздела СМИС.

В соответсвии с требованиями СТУ на СМИС (или в соответсвии с требованиями ГОСТ Р 22.1.12-2005, в случаях когда СТУ не разрабатывалось) определяем состав раздела СМИС, т.е. будут ли дополнительно разрабатываться подсистемы СМИК (система мониторинга инженерных конструкций) и СУКС (система управления в кризисных ситуациях).

В соответствии с примерным содержанием тома СМИС приведенным в приложениях к СТУ на СМИС (если СТУ разрабатывалось) необходимо сформировать сам том.

Основными моментами на которые надо обратить внимание при разработке раздела СМИС, по моему практическому опыту, являются:

1. На начальном этапе разработки СМИС на объект необходимо заранее согласовать с Заказчиком место под аппаратную СМИС (желательно выделение отдельного помещения под аппаратную СМИС на первом этаже без окон, площадью от 6 кв.м.).
2. Также в начале разработки раздела СМИС необходимо согласовать с Заказчиком вопросы связанные с персоналом СМИС, т.е. будет ли это отдельный персонал, или функции оператора СМИС и обслуживающего СМИС персонала возложат на штатных сотрудников объекта.
3. Еще одним не мало важным моментом является определение технологии получения информации от объектов мониторинга СМИС, хотя на этапе Проектная документация, обычно, это сложно сделать.

СМИС - структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений .

Система создается на основе программно-технических средств, предназначена для автоматического мониторинга систем инженерно-технического обеспечения, состояния основания, строительных конструкций зданий и сооружений, технологических процессов, сооружений инженерной защиты на соответствующих категориях объектов и передачи в режиме реального времени информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в т.ч. вызванных террористическими актами, по каналам связи в органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций .

ГОСТ Р 22.1.12-2005 устанавливает категории объектов, зданий и сооружений, подлежащих оснащению структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений.

Создание системы такого типа обусловлено необходимостью создания сторонней системы для анализа состояния работоспособности действующих инженерных систем объекта. Все события, происходящие с объектом, будь то неисправности систем вентиляции, систем электроснабжения, нарушения работоспособности противопожарных систем являются локальными.

Этапы создания СМИС, 2013

При строительстве любого объекта гражданского или промышленного назначения необходимо создание полного комплекта проектной, а затем и рабочей документации. Эта информация де-факто общий и единственный инженерный документ, объединяющий госконтроль используемых инженерных решений и технологий, инструкция к монтажу инженерных систем.

Инженерные системы создаются последовательно, согласно техническому заданию заказчика/инвестора. Сначала создается концепция размеров форм, расположения линейных объектов – конструкций. Таким образом появляется раздел АР – архитектура. Затем к данным формам привязываются прикладные инженерные системы и решения по организации систем отопления вентиляции и кондиционирования – раздел ОВК. Параллельно создаются инженерные системы по решению вопросов электроснабжения, электроосвещения, резервного электроснабжения (автоматический ввод резерва, дизель генераторные установки), электроосвещения, ремонтного освещения. Здесь привязка уже идет не только к планировочным решениям, но и к назначению данных помещений, назначению объекта, целью его создания.

Для эксплуатации объекта необходимо создание не только силовых инженерных систем, но и слаботочных. Такими системами являются системы связи и безопасности. В процессе строительства эти инженерные системы наиболее сложны и требуют кропотливого отношения при создании, поскольку они должны учитывать принятые инженерные решения действующих инженерных систем, их взаимосвязей и назначения. В целом, создание объекта можно считать завершенным, однако современная реальность диктует необходимость создания таких инженерных систем как автоматизированные системы мониторинга. Причем не только системы автоматизации и диспетчеризации как таковых инженерных систем объекта и его технологического назначения, но и внешний контроль данного объекта. Автоматизированные системы мониторинга по сути являются некоторой новой оболочкой традиционного понятия систем автоматизированных систем управления (АСУ). Однако, к данным инженерным системам предъявляются более суровые требования как к качеству, так и способам реализации. Это обусловлено уникальностью назначения. Автоматизированные системы мониторинга осуществляют внешний независимый контроль инженерных систем объекта, так называемым методом неразрушающего контроля.

Все происходящие события с объектом будь то неисправности систем вентиляции, систем электроснабжения, нарушения работоспособности противопожарных систем являются локальными. К примеру, трансформаторная подстанция выходит из строя, она не работает, то есть не подает свет в поселки, заводы, города. По факту сразу можно увидеть результат – нет света. Однако ведь не сразу трансформаторная подстанция выходит из строя. Обязательно результатом этого является комплекс стечения обстоятельств, фактов нарушения эксплуатации промышленной установки, комплекса мелких неисправностей.

Мониторинг СМИС позволяет заранее анализировать состояние промышленной установки, собирать информацию, и предупреждать о вхождении некоторых критически важных параметров в аварийные уставки. Таким образом можно как минимум предупредить аварию, а следовательно и выход из строя трансформаторной подстанции. В этом примере показан случай локального контроля инженерной системы объекта. Но требуется незаинтересованное и не предвзятое воздействие извне. Такой орган - ГУ МЧС района, города, области куда прикреплен объект. Эта часть является «абонентской» - системы дистанционного мониторинга.

Подсистемы СМИС

В составе СМИС:

  • подсистема сбора данных и передачи сообщений - ССП СМИС. Она действует в режиме реального времени, контролируя дестабилизирующие факторы посредством мониторинга систем инженерно-технического обеспечения объекта, получения данных от подсистем СМИС. Подсистема информирует дежурно-диспетчерские службы объектов и органов повседневного управления РСЧС об угрозе и возникновении ЧС.
  • подсистема мониторинга инженерных (несущих) конструкций, опасных природных процессов и явлений - СМИК. Она в режиме реального времени контролирует изменения состояния оснований, строительных конструкций зданий и сооружений; сооружений инженерной защиты, зон схода селей, оползней, лавин в зоне строительства и эксплуатации объекта мониторинга с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций.
  • подсистема связи и управления в кризисных ситуациях - СУКС. СУКС обеспечивает связь и управление специальных формирований внутри объекта при ликвидации последствий аварий, ЧС, в том числе вызванных террористическими актами.

Оператор СМИС получает комплексный сбор информации по мониторингу объекта. Реализация системы дистанционного мониторинга является эффективной составляющей системы инженерного мониторинга объекта.

В обязательном порядке СМИС оснащаются:

  • особо опасные и технически сложные объекты;
  • промышленные объекты с числом занятых более 10 тыс. человек;
  • объекты коммунального и культурно-бытового назначения с максимальным расчетным пребыванием 500 человек и более;
  • гостиничные предприятия (в г. Москве);
  • объекты жизнеобеспечения, выход из строя которых приводит к в возникновению чрезвычайной ситуации;
  • объекты капитального строительства, имеющие хотя бы одну из характеристик:
    • высота более 100 м.
    • пролет более 100 м.
    • консоль более 20 м.
    • заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более 15 м.