Какие страховые взносы уплачивает арбитражный управляющий. Об арбитражных управляющих и адвокатах. Новое в пенсионном страховании ау

Расходы на внешнее управление организацией в закрытом перечне расходов не предусмотрены (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).Если организация платит единый налог с доходов, то выплата вознаграждения арбитражному управляющему на сумму налога также не влияет. Расходы на выплату вознаграждения нельзя исключать из суммы налога, а страховые взносы на него организация не начисляет (п. 2 ст. 346.32 НК РФ).Организация применяет ЕНВДВыплата вознаграждения арбитражному управляющему на сумму налога не влияет. ЕНВД рассчитывается исходя из вмененного дохода. Расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему нельзя исключать из суммы налога, а страховые взносы на него организация не начисляет (п. 3 ст.

Вознаграждение арбитражного управляющего в бухгалтерском учете

Если выясняется, что дела велись управляющим неподобающим образом, а также он плохо справлялся со своими обязанностями, то по решению суда размер вознаграждения может уменьшаться. Размер такого уменьшения зависит от действий или бездействия управляющего.
Нередко вовсе выявляются незаконные операции, выполняемые специалистом, которые приводят к появлению убытков. При таких условиях не возмещаются все расходы управляющего.


Внимание

Он несет ответственность за все принимаемые решения. Назначается только арбитражным судом, причем конкретная кандидатура может предлагаться кредиторами или самой компанией-банкротом.

Налогообложение арбитражного управляющего

Розничная торговля переведена на ЕНВД. Налог на прибыль «Гермес» начисляет ежемесячно. В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доходам за каждый месяц отчетного (налогового) периода.

В январе в отношении «Гермеса» возбуждена процедура банкротства. Организацией руководит временный арбитражный управляющий.

Фиксированный размер вознаграждения временного арбитражного управляющего составляет 30 000 руб. Вознаграждение выплачивается наличными из кассы. Бухгалтер организации распределил сумму вознаграждения временного арбитражного управляющего за январь следующим образом.

Сумма доходов, полученных «Гермесом» в январе от различных видов деятельности, составляет:– по оптовой торговле – 2 400 000 руб.;– по розничной торговле – 850 000 руб. Других доходов у организации не было.

Порядок вознаграждения конкурсного управляющего

В форме процентов вознаграждение конкурсного управляющего рассчитывается по следующим принципам:

  • если исполняется меньше 25 % выявленных и зарегистрированных требований, то перечисляется только 3 % от суммы выплат;
  • если удовлетворяется 25 % требований, то назначается 4,5 %;
  • если больше 50 % долгов погашается, то от выплаченной суммы получает управляющей 6 %;
  • если же превышает доля погашенной задолженности 70 % от общего количества долгов, то назначается 7 % от выплаченных денег.

Поэтому специалист действительно должен стремиться погасить все долги, имеющиеся у компании-банкрота. Расчет вознаграждение конкурсного управляющего в форме процентов производится на основании сведений, содержащихся в бухгалтерской отчетности предприятия.
Она содержит сведения обо всех активах и их состоянии.

Голосование:

Как только определяется конкретный специалист, на него сразу накладывается ответственность за совершение дальнейших действий по погашению долгов компании. Сама процедура назначения управляющего делится на несколько этапов:

  • первоначально официально присваивается компании статус банкрота, для чего проводится судебное заседание, где изучается финансовое состояние предприятия;
  • суд выявляет, имеется ли у должника и кредиторов возможность предоставить собственного управляющего, причем стороны могут предложить только по одному кандидату или вовсе воздержаться от предложения;
  • имеющиеся кандидатуры тщательно проверяются, так как они должны отвечать многочисленным сложным требованиям;
  • лицо, вызывающее у суда доверие, назначается конкурсным управляющим.

Наиболее часто кредиторы и сама компания не могут предложить какое-либо лицо в качестве управляющего.

Возмещение расходов конкурсному управляющему(2018г)

При этом сделайте проводку:Дебет 26 (44) Кредит 76– начислено вознаграждение арбитражному управляющему.Арбитражным управляющим может быть только гражданин России, зарегистрированный вкачестве предпринимателя (п. 1 ст. 20 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, ч. 9 ст. 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 296-ФЗ). Поэтому с полученных доходов он обязан самостоятельно заплатить:– НДФЛ (подп. 1 п. 1, п. 2 ст. 227 НК РФ);– взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).Таким образом, при выплате вознаграждения арбитражному управляющему удерживать НДФЛ и начислять страховые взносы не нужно. Не необходимо начислять и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Этими взносами облагаются только те суммы, которые выплачиваются сотрудникам, работающим по трудовым договорам (п. 1 ст.

Новое в пенсионном страховании ау

Уплачивается за вознаграждение конкурсному управляющему НДФЛ в размере 13 % от полученной суммы. Дополнительно рассчитываются и перечисляются взносы за обязательное страхование. Компания-банкрот не должна заботиться о перечислении налогов или страховых взносов за управляющего. Не начисляются взносы за страхование от профессиональных заболеваний или несчастных случаев. Это обусловлено тем, что такие взносы уплачиваются исключительно за работников предприятия, трудящихся на основании положений трудового договора. В какую очередь перечисляются средства? Если по каким-либо причинам отстраняется специалист от дела, то средства ему выплачиваются в течение 10 дней после отстранения. За вознаграждением следует обратиться непосредственно в арбитражный суд. У управляющего имеются определенные привилегии, поэтому он может рассчитывать на выплаты перед всеми остальными кредиторами.

Добрый день! С сегодняшнего дня (раньше и в мыслях не было) не могу разрешить вопрос, даже внутри страх появился))) по поводу регистрации в ПФР АУ, как физ.лица (т.к. статус ИП снял в 2011). Налоги (13%) и взносы в ПФР после снятия с себя статуса ИП т.е.

с 2011 не плачу (т.к. вознаграждение в т.ч. и предполагаемое за все это время вплоть до сегодняшнего дня отсутствуют — ну не платят должники (заявители)…,но утверждения в качестве

Инфо

АУ были и есть, работал и работаю). Вчера был в ПФР сказали неси документы зарегистрируем (в соответств. с законом). Спросил о своей ответственности за нерегистрацию (регистрация с 2015г.

Страховые взносы с вознаграждения конкурсного управляющего

При назначении конкурсного управляющего выполняются следующие действия:

  • прекращается начисление различных штрафов или неустоек;
  • исполняются обязательства перед всеми кредиторами, входящими в реестр, для чего используются наличные средства компании, а также проводятся торги, где продается ее имущество;
  • останавливается исполнительное производство, поэтому приставы перестают разными способами воздействовать на организацию, чтобы она погасила свои долги;
  • не допускается совершение каких-либо сделок в отношении активов предприятия, так как они должны быть в сохранности до того момента, пока не будут проданы управляющим.

Выплата вознаграждения конкурсному управляющему производится одновременно с погашением долгов компании. В этом случае специалист выступает в качестве одного из кредиторов.

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте. Ирина Российская Федерация, Волгоград #1 9 августа 2010, 18:03 Оценок нет Всем доброго времени суток!Не смогла найти нигде ответов на свои вопросы:(Кто знает, как оформляются трудовые отношения с конкурсным управляющим?Организация находится в стадии банкротства. Есть уже решение суда о признании нас банкротом и о назначении конкурсного управляющего. В решении указано его ежемесячное вознаграждение. Откуда он его будет получать? Как принять его на работу и вообще принимать ли? Как начислять и начислять ли ему з/п???Везде пишут только о том, как уволить старых сотрудников и о том, какие функции выполняет конкурсный управляющий…. 🙁 Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления…


Арбитражный управляющий зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, применяет обычный режим налогообложения. Выплаты физическим лицам не осуществлялись. Уплачивается ли НДС с вознаграждения, выплачиваемого согласно решению арбитражного суда, облагается ли вознаграждение ЕСН и НДФЛ? Можно ли уменьшить налоговую базу НДФЛ на расходы в размере 20% от суммы доходов?

Правовой статус арбитражного управляющего определен Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона N 127-ФЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 296-ФЗ)) арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который, в частности, соответствует такому требованию, как регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

При этом обращаем внимание, что Федеральным законом от 17.12.2009 N 323-ФЗ "О внесении изменений в статьи 20.6 и 20.7 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и статьей 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в ч. 9 ст. 4 Закона N 296-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми положения ст. 20 Закона N 127-ФЗ (в редакции Закона N 296-ФЗ) в части определения арбитражного управляющего в качестве субъекта профессиональной деятельности, занимающегося частной практикой, а также в части исключения обязанности регистрации арбитражного управляющего в качестве индивидуального предпринимателя применяются с 01.01.2011.

Той же нормой Закона N 127-ФЗ установлено, что деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не является предпринимательской деятельностью.

Арбитражный управляющий выполняет обязанности, возложенные на него Законом N 127-ФЗ, получая при этом ежемесячное вознаграждение в размере, определяемом собранием кредиторов и (или) утверждаемом арбитражным судом. При этом он не осуществляет передачу результатов выполненных работ и не оказывает услуг какому-либо лицу. Размер его вознаграждения утверждается судом. Следовательно, полагаем, что вознаграждение арбитражного управляющего не является объектом обложения НДС, предусмотренного ст. 146 НК РФ.

Аналогичные разъяснения приводятся в письме Управления МНС по г. Москве от 25.07.2001 N 02-08/33916.

НДФЛ

Доходы индивидуальных предпринимателей, в том числе и арбитражных управляющих, облагаются налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном ст.ст. 227-228 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы индивидуальные предприниматели, в том числе арбитражные управляющие, имеют право на профессиональный вычет в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом, если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ. К указанным расходам налогоплательщика относится также , которая уплачена в связи с его профессиональной деятельностью.

Как уже было сказано, деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не является предпринимательской. Поэтому, по нашему мнению, в случае, если он не может документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью арбитражного управляющего, профессиональный налоговый вычет в размере 20% применен быть не может.

Страховые взносы

С 2010 года вследствие вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) единый социальный налог (ЕСН) заменяется страховыми взносами на конкретные виды социального страхования:

На обязательное пенсионное страхование;

На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

На обязательное медицинское страхование.

В соответствии со ст. 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

Лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели;

Индивидуальные предприниматели.

Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате в 2010 году, определен п. 1 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) (далее - Закон N 167-ФЗ). Данная норма действует в отношении всех страхователей, за исключением перечисленных в п. 2 ст. 33 Закона N 167-ФЗ.

Таким образом, с 1 января 2010 года индивидуальный предприниматель, как и ранее, является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Размер страховых взносов, уплачиваемых ИП "за себя", устанавливается исходя из стоимости страхового года (часть 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).

В соответствии с частью 2 ст. 13 Закона N 212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются , и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

Отметим, что в силу части 4 ст. 57 Закона N 212-ФЗ в 2010 году при исчислении размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, применяются тарифы страховых взносов, установленные частью 1 ст. 57 Закона N 212-ФЗ, а именно в ПФ РФ - 20%.

Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых ИП, установлен п. 1 ст. 33 Закона N 167-ФЗ. Обращаем внимание, что вне зависимости от системы налогообложения, применяемой ИП, при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ИП обязан руководствоваться установленной нормой.

Таким образом, в 2010 году для ИП, уплачивающего страховые взносы на обязательное пенсионное страхование исходя из стоимости страхового года, действуют следующие тарифы страховых взносов в ПФ РФ:

Для ИП 1966 года рождения и старше - 20% (полностью на страховую часть трудовой пенсии);

Для ИП 1967 года рождения и моложе:

14% - на страховую часть трудовой пенсии;

6% - на накопительную часть трудовой пенсии.

Кроме того, начиная с 2010 года ИП (в том числе и арбитражные управляющие), не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, то есть уплачивающие страховые взносы "за себя", становятся плательщиками не только страховых взносов в ПФР, но и взносов в фонды обязательного медицинского страхования (ОМС).

Размер страховых взносов в фонды ОМС, уплачиваемых ИП "за себя", также определяется исходя из стоимости страхового года (часть 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).

В силу части 4 ст. 57 Закона N 212-ФЗ в 2010 году при исчислении размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, применяются тарифы страховых взносов, установленные частью 1 ст. 57 Закона N 212-ФЗ, а именно:

ФФ ОМС - 1,1%;

ТФ ОМС - 2%.

К сведению:

До 1 января 2010 года индивидуальные предприниматели, в том числе и арбитражные управляющие, являлись плательщиками ЕСН.

Согласно п. 2 ст. 236 НК РФ (в редакции, действующей до 31.12.2009) объектом налогообложения для налогоплательщиков (индивидуальных предпринимателей) признавались доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

В п. 3 ст. 237 НК РФ (в редакции, действующей до 31.12.2009) установлено, что налоговая база налогоплательщиков (индивидуальных предпринимателей) определялась как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период, как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения, определялся в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК РФ.

Расходами в соответствии с главой 25 НК РФ признаются обоснованные, документально подтвержденные и направленные на получение дохода затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Кроме того, налоговая база по ЕСН индивидуальных предпринимателей не могла быть уменьшена в случае отсутствия документально подтвержденных расходов на суммы профессионального налогового вычета, предоставляемого при исчислении НДФЛ (письмо Минфина РФ от 02.03.2007 N 03-04-05-02/3).

Ставки налога установлены пунктом 3 ст. 241 НК РФ. Обращаем внимание, что индивидуальные предприниматели не уплачивали ЕСН в части суммы, зачисляемой в ФСС.

Следует иметь в виду, что согласно разъяснениям, приведенным в письме Минфина РФ от 26.04.2007 N 03-04-05-01/128, индивидуальный предприниматель вправе был уменьшить сумму дохода, подлежащего обложению НДФЛ, а также сумму дохода, подлежащего обложению ЕСН, на сумму расходов в виде минимального фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.


С 1 января 2017 года все положения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов перенесены в НК РФ . При этом НК РФ дополнен новым разделом XI "Страховые взносы в Российской Федерации" и новой главой 34 "Страховые взносы".

В НК РФ страховые взносы выведены в отдельный обязательный платеж и их понятие, также, как и определение налога и сбора, закреплено в статье 8 НК РФ . Так, под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Но следует отметить, что положения НК РФ не будут применяться к отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые также, как и сейчас будут регулироваться отдельными законами.

Разграничение полномочий между ФНС России и государственными внебюджетными фондами при передаче полномочий по администрированию страховых взносов

К налоговым органам переходят полномочия по:

- контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в соответствии с положениями НК РФ ;

- приему от плательщиков страховых взносов расчетов по страховым взносам, начиная с представления расчета по страховым взносам за отчетный период - 1 квартал 2017 года;

- осуществлению зачета/возврата сумм страховых взносов, в том числе за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по решениям ПФР и ФСС;

- предоставление отсрочки (рассрочки) по страховым взносам;

- взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и ФСС.

У ПФР и ФСС сохраняются полномочия по:

- приему от плательщиков страховых взносов расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года;

- контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов за периоды до 1 января 2017 года (камеральные и выездные проверки);

- приему заявлений от плательщиков страховых взносов о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов за отчетные периоды до 1 января 2017 года, принятию решений по данным заявлениям и направлению указанных решений в налоговые органы для исполнения.

Кроме того, у ПФР сохраняется обязанность ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а ФСС РФ остается администратором страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и, учитывая сохранение "зачетного" механизма в системе обязательного социального страхования, за ФСС РФ сохраняются полномочия по проведению проверок правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и сообщению об итогах данных проверок в налоговые органы.

Особенности постановки на учет плательщиков страховых взносов

С 1 января 2017 года все плательщики страховых взносов должны будут встать на учет в налоговых органах.

При этом процедура постановки на учет (снятия с учета) в налоговых органах организаций и физических лиц не претерпела значительных изменений. Так, постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем в силу специфики страховых взносов появились некоторые особенности постановки на учет отдельных категорий плательщиков страховых взносов.

Например, постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе международной организации, признаваемой плательщиком страховых взносов, осуществляется налоговым органом на основании заявления такой международной организации о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов.

Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе арбитражного управляющего, оценщика, медиатора осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, медиаторов. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе патентного поверенного осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых Федеральной службой по интеллектуальной собственности.

Постановка на учет (снятие с учета) физического лица в качестве плательщика страховых взносов осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании заявления этого физического лица о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов, представляемого в любой налоговый орган по его выбору.

Плательщики страховых взносов

Пунктом 3.4 статьи 23 НК РФ отдельно выделены обязанности плательщиков страховых взносов, к которым относятся:

1. уплата страховых взносов, установленных НК РФ ;

2. ведение учета объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения;

3. представление в налоговый орган по месту учета расчетов по страховым взносам;

4. представление в налоговые органы документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;

5. представление в налоговые органы в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ , сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета;

6. обеспечение в течение шести лет сохранности документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;

7. сообщение в налоговый орган по месту нахождения российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями;

8. иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В статье 419 НК РФ закреплены две категории плательщиков страховых взносов:

1. плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

- организации

- индивидуальные предприниматели

- физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями

2. плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а именно индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Однако, если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, то он обязан исчислить и уплатить страховые взносы отдельно по каждому основанию. Например, если индивидуальный предприниматель, имеет работников, то он обязан заплатить страховые взносы как за себя, так и с выплат в пользу своих работников.

Объект обложения страховыми взносами

В соответствии со статьей 420 НК РФ для плательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и т.п.):

1. в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;

3. по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Для плательщиков физических лиц, производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателя, адвокатам, нотариусам и т.п.).

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода, а в случае, если величина дохода такого плательщика за расчетный период превышает 300000 рублей, объектом обложения страховыми взносами также признается его доход.

База для исчисления страховых взносов

База для исчисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами (например, пособия, компенсации, материальная помощь и др.).

При этом база для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица по истечении каждого календарного месяца с начала расчетного периода нарастающим итогом.

База для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и база для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством имеет предельную величину, после которой страховые взносы не взимаются. Исключение составляют страховые взносы, уплачиваемые основной категорией плательщиков при применении тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22%, в этом случае страховыми взносами также облагаются выплаты сверх установленной предельной величины базы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10% сверх указанной величины.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации с 1 января соответствующего года исходя из роста средней заработной платы в Российской Федерации.

Кроме того, на период 2015-2021 годов предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное* ежегодно увеличивается установленные на соответствующий год повышающие коэффициенты:

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

в 2017 году - 1,9;

в 2018 году - 2,0;

в 2019 году - 2,1;

в 2020 году - 2,2;

в 2021 году - 2,3.

База для начисления страховых взносов в части, касающейся авторских договоров уменьшается на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов, а в случае если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в определенных размерах (в процентах суммы начисленного дохода).

Тарифы страховых взносов

Для основной категории плательщиков страховых взносов на период до 2018 года включительно сохранен тариф страховых взносов в размере 30% (22% - на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов, 2,9% - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах взносооблагаемой базы и 5,1% на обязательное медицинское страхование). Кроме того, сверх вышеупомянутой величины базы для исчисления страховых взносов уплачиваются страховые взносы в ПФР исходя из тарифа 10%.

Тарифы в 2017-2018 годах (в %)

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС)

Страховые взносы на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС)

В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ*

В отношении остальных выплат

В пределах установленной предельной величины базы

Свыше установленной предельной величины базы

________________
* За исключением иностранцев, признанных высококвалифицированными работниками.

** В целях исчисления страховых взносов на ОМС предельная величина базы не устанавливается, поэтому указанный тариф взимается с полной суммы выплат, подлежащих обложению страховыми взносами.


При этом основной тариф страховых взносов все также заявлен в размере 34% (26% - в ОПС в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов, 2,9% - на ОСС в пределах установленной величины взносооблагаемой базы, 5,1% - на ОМС без установления указанной предельной величины), то есть после окончания действия вышеупомянутого тарифа 30% + 10% плательщики страховых взносов перейдут на уплату страховых взносов по тарифу 34%.

Для отдельных категорий плательщиков на определенный переходный период сохранены пониженные тарифы страховых взносов.

К таким плательщикам относятся:

- представители малого и среднего бизнеса, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие деятельность в социальной и производственной сфере, аптеки, применяющие специальные режимы налогообложения, индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, благотворительные организации и социально ориентированные некоммерческие организации на УСН, которые применяют до 2018 года включительно пониженный тариф страховых взносов в размере 20%, который полностью идет на ОПС;

- организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий; хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности; плательщики, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне; плательщики, заключившие соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных в кластер, которые до 2017 года включительно применяют тариф страховых взносов в размере 14%, в 2018 году - 21% и в 2019 - 28%;

- плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, которые до 2028 года применяют тариф 0%;

- участники проекта "Сколково", которые в течение 10 лет с момента получения ими статуса участника такого проекта применяют тариф страховых взносов в размере 14% который полностью идет на ОПС;

- плательщики, получившие статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, статус резидента свободного порта Владивосток, которые в течение 10 лет со дня получения ими такого статуса имеют право на применение пониженных тарифов в размере 7,6%.

Что касается дополнительных тарифов страховых взносов, то в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), установлен дополнительный тариф страховых взносов на ОПС в размере 9%.

В отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 -18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ , (например, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца и других полезных ископаемых, на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью в текстильной промышленности и др.), установлен дополнительный тариф страховых взносов на ОПС в размере 6%.

Однако в случае, если у плательщика-работодателя проведена специальная оценка условий труда либо существуют рабочие места, по которым имеются актуальные результаты аттестации рабочих мест и условия труда на которых по результатам такой аттестации признаны вредными и (или) опасными, то взамен вышеуказанных тарифов плательщики в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест) применяются дифференцированные размеры дополнительных тарифов.

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный

Вредный

Допустимый

Оптимальный

Тарифы взносов на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников составят:

- в отношении выплат в пользу членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации - 14%;

- в отношении выплат в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин - 6,7%.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов

Для плательщиков-работодателей порядок исчисления и уплаты страховых взносов практически не изменился.

Они также ежемесячно должны производить исчисление и уплату страховых взносов. Срок уплаты страховых взносов остался прежним: не позднее 15-го следующего календарного месяца, в котором произведены выплаты в пользу физических лиц.

Сумма страховых взносов, как и в настоящее время, будет определяться в рублях и копейках и исчисляться отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Расчетным периодом, как и сейчас, признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Кроме того, после 1 января 2017 года сохранится зачетный принцип расходования средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В связи с этим после 1 января 2017 года плательщик также сможет уменьшить сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.

При этом если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю ФСС в этом периоде) превысит общую сумму исчисленных страховых взносов по данному виду страхования, то с 1 января 2017 года полученная разница будет подлежать зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от ФСС подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению ФСС в установленном порядке.

Следует отметить, что проверки правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сохраняются за ФСС. Для проведения указанных проверок данные расчетов по страховым взносам об исчисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения будут направляться налоговым органом в ФСС.

С 1 января 2017 года уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями, имеющими обособленные подразделения, по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, за исключением организаций, имеющих обособленные подразделения за рубежом (в этом случае уплата страховых взносов и представление отчетности происходит централизовано по месту нахождения головной организации).

В связи со сменой администратора страховых взносов с 2017 года поменяются коды бюджетной классификации для перечисления страховых взносов.

Размер страховых взносов для самозанятой категории плательщиков

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

В случае, если доход плательщика не превышает 300000 руб. - 1 МРОТ х 26% х 12 мес.

В случае, если доход плательщика превышает 300000 руб. - 1 МРОТ х 26% х 12 мес. + 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300000 руб., но не более 8 МРОТ х 26% х 12 мес.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование

1 МРОТ х 5,1% х 12

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) уплачивают соответствующие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за себя и за каждого члена КФХ. При этом фиксированный размер страхового взноса по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение МРОТ и тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (26%) и на обязательное медицинское страхование (5,1%), увеличенное в 12 раз.

В случае, если КФХ состоит из нескольких членов, то сумма фиксированного размера страхового взноса подлежит умножению на количество членов КФХ, включая главу КФХ.

Таким образом, независимо от размера доходов глава КФХ уплачивает страховые взносы в фиксированном размере без взимания 1% от суммы дохода, превышающего 300000 руб.

В случае если предпринимательская или иная профессиональная деятельность самозанятых плательщиков осуществляется не с начала расчетного периода или прекратилась до его окончания, то в этом случае сумма страховых взносов определяется пропорционально отработанным месяцам.

НК РФ в статье 430 сохранил для самозанятых плательщиков освобождение от уплаты страховых взносов за периоды:

1. прохождения ими военной службы по призыву;

2. ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет;

3. ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

4. проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;

5. проживания за границей супругов работников, направленных, в частности, в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

6. за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность.

При этом обязательного условия о представлении документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды, данная статья уже не содержит.

Вместе с тем в НК РФ закреплена норма о том, что в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов самозанятыми плательщиками в установленный срок (31 декабря текущего календарного года - для фиксированного платежа и 1 апреля года, следующего за расчетным - для 1% с сумм дохода свыше 300000 рублей) налоговый орган в установленном порядке определяет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет недоимку по страховым взносам и взыскивает ее в установленном порядке.

Представление отчетности

Плательщики, производящие выплаты в пользу физических лиц, представляют расчет по страховым взносам ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам ежегодно до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Форма расчета по страховым взносам утверждена приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ (Зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2016 N 44141).

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт ФНС России
www.nalog.ru
по состоянию на 13.12.2016

Отделение ПФР сообщает, что с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" (далее - Закон N 188-ФЗ) вносятся изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) в части регистрации в качестве страхователей в территориальных органах ПФР арбитражных управляющих, осуществляющих регулируемую Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) " (далее - Закон N 127-ФЗ) профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.
В силу положений Закона N 127-ФЗ, действовавших до 1 января 2011 года, арбитражным управляющим мог быть гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. С 1 января 2011 года в Закон N 127-ФЗ были внесены изменения в части исключения обязательной государственной регистрации арбитражных управляющих в качестве индивидуальных предпринимателей, а также признание профессиональной деятельности арбитражных управляющих частной практикой.
Вместе с тем арбитражный управляющий, являясь членом только одной из саморегулируемых организаций, вправе заниматься в соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 127-ФЗ иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных законодательством о банкротстве.
Таким образом, законодатель разграничил профессиональную деятельность и предпринимательскую деятельность арбитражного управляющего, который может являться: субъектом профессиональной деятельности, осуществляя регулируемую Законом N 127-ФЗ профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой, и субъектом предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Следовательно, по виду осуществления деятельности арбитражный управляющий может относиться к разным категориям страхователей и в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона N 167-ФЗ должен уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по двум основаниям.
При этом учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование, формируется исходя из фактически уплаченных и поступивших на счет ПФР сумм страховых взносов.
Поскольку согласно статье 20.7 Закона N 127-ФЗ оплата услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, осуществляется за счет средств должника, территориальные органы ПФР не осуществляют регистрацию арбитражных управляющих в качестве страхователей - физических лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
По мнению Пенсионного фонда Российской Федерации, основанием для регистрации в территориальном органе ПФР арбитражных управляющих в качестве страхователей по обязательному пенсионному и обязательному медицинскому страхованию следует считать включение в реестр членов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, таким образом основанием для снятия с регистрационного учета арбитражного управляющего является исключение арбитражного управляющего из реестра членов саморегулируемой организации.
Регистрация и снятие с регистрационного учета арбитражного управляющего осуществляется в территориальном органе ПФР по месту жительства по заявлениям рекомендуемого образца с одновременным представлением арбитражными управляющими подлинников следующих документов (или их нотариально заверенных копий):
- документа, удостоверяющего личность и подтверждающего регистрацию по месту постоянного жительства;
- выписки из реестра членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
При изменении арбитражным управляющим места жительства, в случае если такое изменение влечет смену территориального органа ПФР, и представления в территориальный орган ПФР (по прежнему либо по новому месту жительства) одновременно с подлинником (или его нотариально удостоверенной копией) документа, удостоверяющего личность и подтверждающего изменение места жительства, заявления о снятии с регистрационного учета, содержащее в соответствующем пункте указание адреса нового места жительства, территориальному органу ПФР по прежнему месту жительства арбитражного управляющего необходимо осуществить его снятие с регистрационного учета в связи с изменением места жительства.
Образцы заявлений о регистрации и снятие с регистрационного учета находятся на сайте Отделения ПФР , во вкладке на оранжевом поле «Работодателям региона», «Образцы заполнения платёжных документов», в разделе: «Образцы заявлений о регистрации/снятии с учета».