Ирада аюпова, директор главного архивного управления республики татарстан: «мы преданы своим традициям. Женственность и напор: самые влиятельные женщины Татарстана А что у нас с историей министерств

КОНЦЕРТНЫЙ ДИРЕКТОР НАРОДНОЙ АРТИСТКИ РОССИИ, ПОЙМАННЫЙ НА ПОПЫТКЕ ПОДКУПА, ОБВИНИЛ ТАТАРСТАНСКИХ ЧИНОВНИКОВ В СОЗДАНИИ ФИРМ-ПРОКЛАДОК

Детали громкого уголовного дела в отношении шоумена Виталия Елькина, который выиграл тендер минкульта РТ на проведение серии мероприятий в преддверии Универсиады, стали известны «БИЗНЕС Online». Напомним, его повязали при попытке переуступить победу другому участнику «Казанской ярмарки» за скромный «гонорар» в 5 млн. рублей. Однако на суде колоритный продюсер назвал дело «заказным», а его защита пытается очернить замминистра культуры Ираду Аюпову и даже бывшего вице-премьера РТ Равиля Муратова.

МОСКОВСКОГО ШОУМЕНА ВЗЯЛИ С ПОЛИЧНЫМ

В Вахитовском районном суде Казани на прошлой неделе начался допрос 38-летнего Виталия Елькина - бывшего концертного директора Надежды Бабкиной . Он и 61-летний глава компании «Вечный зов» Михаил Мананов обвиняются в совершении покушения на коммерческий подкуп и пособничестве в этом (ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 204 УК РФ). Мананов и Елькин на протяжении многих лет занимались организацией и постановкой театральных представлений и концертов в Москве. Попытка «взять» Казань закончилась для них громким скандалом и скамьей подсудимых.

В январе 2013 года компания «Вечный зов», генеральным директором которой являлся Мананов, стала победителем аукциона, который проводило министерство культуры РТ. Цена контракта составила 39 млн. рублей (при начальной (максимальной) цене контракта в 40 млн. рублей). Второе место, несмотря на предложение аналогичной цены, заняло ОАО «Казанская ярмарка», поскольку его заявка поступила позже. Еще в аукционе участвовал индивидуальный предприниматель из Нижнекамска.

Министерство выбирало исполнителя для организации шоу-программ, некоторые из которых должны были пройти в дни проведения Универсиады. Всего подрядчику предстояло организовать 50 мероприятий, включая концерты, фестивали, прием, размещение и питание гостей и т. д. Версия следствия: московские продюсеры изначально имели преступный умысел, намереваясь перехватить контракт. Такая схема, и правда, весьма распространена. Мошенникам надо подсуетиться и первыми подать заявку на участие в интернет-аукционе на выполнение того или иного госзаказа или предложить чуть меньшую цену. Затем проигравшей по формальным причинам конкурс компании, которая на деле способна выполнить контракт, предлагается его выкупить. На первый взгляд, в нашей истории все развивалось строго по такому сценарию.

По мнению следствия, Мананов и Елькин не собирались организовывать концерты и иные мероприятия. Якобы московские шоумены из корыстных побуждений решили переуступить госзаказ за 5 млн. рублей ОАО «Казанская ярмарка». Однако ее руководство, заподозрив неладное, обратилось в правоохранительные органы. В результате 21 февраля 2013 года Елькин, представившийся коммерческим директором «Вечного зова», подписал соглашение о расторжении госконтракта в обмен на ключ от банковской ячейки с деньгами. После получения 5 млн. рублей он и был задержан сотрудниками МВД. Добро на оперативные мероприятие выдал заместитель министра внутренних дел РТ Рафаиль Гильманов , а обвинительное заключение утверждал лично заместитель генпрокурора РФ Сергей Зайцев . Впрочем, уже весной 2013 года импресарио выпустили из казанского СИЗО под залог опять же в 5 млн. рублей.

На каждое судебное заседание Елькин приезжает при параде с большим чемоданом, который доверху набит томами уголовного дела. Обвиняемый всем своим видом демонстрирует статус звезды шоу-бизнеса. Действительно, Елькин - популярный персонаж бульварной прессы. До скандала с минкультом РТ интерес к нему был вызван в основном тем, как на импресарио подействовала удивительная диета, разработанная Бабкиной. Благодаря чудодейственной методе Елькин якобы скинул 40 кг за полгода.

Подсудимый родом из Ижевска. В одном из своих интервью Бабкина заявила: «Меня окружает ижевская мафия!» Дело в том, что кроме Елькина с этим городом связаны многие артисты ансамбля Бабкиной «Русская песня», включая бывшего возлюбленного народной артистки Евгения Гора .

АГЕНТЫ МИНКУЛЬТА ПОД ПРИКРЫТИЕМ

Следствие в обвинительном заключении приводит, казалось бы, веские доводы против москвичей, подставивших местный минкульт. Во-первых, в день проведений аукциона на сотовый Юлии Адгамовой - начальника отдела государственного заказа минкульта РТ, позвонил неизвестный мужчина. Он попросил передать «казанской компании», чтобы они «отошли», угрожая в противном случае снизить собственную цену до суммы, за которую контракт невозможно будет выполнить, - 10 млн. рублей. При этом звонивший заявил, что «казанская компания» аффилирована с минкультом, и заверил, что позже он готов переуступить контракт. Следователи считают, что этим загадочным мужчиной был Мананов.

Узнав о подозрительном звонке, согласно версии следствия, в игру вступила первый заместитель министра культуры Айрата Сибагатуллина . Она вышла на связь с сотрудниками УЭБ МВД по РТ, которые предложили ей участие в оперативно-разыскных мероприятиях, а именно выступить в роли «живца», на которого оперативники решили ловить злоумышленников.

Дальше начался шпионский детектив. Выиграв тендер, 2 февраля 2013 года Елькин встретился с Аюповой. Итогом стала видеозапись, которую сделала первый замминистра. Ролик теперь числится среди доказательств вины подсудимых. Несмотря на то что чиновница нечаянно поставила камеру вверх ногами, суть разговора ясна. Елькин интересовался, кто еще принимал участие в аукционе (якобы для того, чтобы проконсультироваться с ними). Так московский гость узнал от заместителя министра номер Руслана Семенова - представителя ОАО «Казанская ярмарка». Попросив у нее сотовый телефон (сославшись на дорогой роуминг), Елькин договорился о встрече с Семеновым. Рандеву состоялось в тот же день.

Семенов возглавляет на «Казанской ярмарке» отдел конкурсного производства и электронных торгов. Представитель ООО «Вечный зов» предложил ОАО «Казанская ярмарка» выступить субподрядчиком при исполнении государственного контракта с минкультом, от чего Семенов отказался из-за отсутствия коммерческой выгоды и риска работы с незнакомым контрагентом.

Тогда Елькин объяснил, что можно вообще отказаться от исполнения обязательств по госконтракту в пользу компании, занявшей по итогам аукциона второе место. Импресарио сообщил, что ООО «Вечный зов» может отказаться от исполнения обязанностей за вознаграждение в размере 30% от суммы контракта, но представители «Казанской ярмарки» сочли отступные слишком большими. Поторговавшись, Елькин согласился на 15%.


Тем временем еще в начале февраля 2013 года Адгамова отправила в ООО «Вечный зов» 9 заявок на проведения различных мероприятий, но москвичи отказались их проводить, ссылаясь на неправильное оформление заявок. В итоге, по заверению минкульта, «Вечный зов» оплатил только два мероприятия в Елабуге на 90 тыс. и 150 тыс. рублей. При этом подрядчики своими «выходками» (несвоевременной оплатой) даже сорвали проведение международного музыкального фестиваля «Искусство смычка», который проводил Рустем Абязов .

Все разногласия решено было уладить в ходе очередной встречи Елькина с чиновниками минкульта 19 февраля. Параллельно, как полагают следователи, концертный агент Бабкиной вел переговоры с Манановым (он находился в это время в Индии) о деталях переуступки контракта. Приехав в очередной раз в Казань, Елькин заявил команде Сибагатуллина о желании расторгнуть соглашение, поскольку их компании якобы неудобно вести дела из Москвы. На вопрос Аюповой, чем еще им не понравился контракт, импресарио ответил, что не до конца понял его условия.

Контракт был расторгнут, получены ключи от банковской ячейки, деньги из нее изъяты, на московского гостя надеты наручники…

«АЮПОВА ПРЕДЛАГАЛА ВВЕСТИ В КАЧЕСТВЕ ПОСРЕДНИКОВ НЕНУЖНЫЕ, НАВЯЗАННЫЕ ЕЮ ФОНДЫ»

Судить шоумена доверили судье Лили Галимовой (к слову, она вскоре должна вынести приговор «обаятельному мошеннику» - французу Франку Пиксиоли ). На прошлой неделе Галимова выслушала исповедь Елькина, которую транслировали его адвокаты.

Версия подсудимого, озвученная в суде, оказалась прелюбопытной. Елькин утверждает, что неоднократно требовал от силовиков проверить заказной характер уголовного дела. Шоумен полагает, что «Казанская ярмарка» попросту пыталась ликвидировать московского конкурента в борьбе за лакомый госконтракт.

По версии стороны защиты, «Вечный зов» собирался отрабатывать контракт честно, но представители минкульта РТ якобы выдвинули неприемлемые условия финансирования, которые и стали причиной конфликта.

«Для организации концертов по выигранному ООО «Вечный зов» контракту Аюповой специально были созданы два фонда, - заявил в суде адвокат Анатолий Рубан . - Если бы Мананов напрямую как заказчик, выигравший контракт, получал деньги на организацию концертов, ООО «Вечный зов» с учетом вычета налогов доставалось бы 93 процента, а выступающим артистам достались бы более высокие гонорары. При схеме Аюповой, которая предлагала ввести в качестве посредников ненужные, навязанные ею фонды, артисты получали бы меньший гонорар, а часть прибыли оседала бы на счетах этих фондов, которые контролировала Аюпова. ООО «Вечный зов» получало бы в этом случае всего 72 процента от суммы контракта».

При этом Елькин в своих показаниях утверждает, что Аюпова лично звонила ему на сотовый и кричала о том, что никаких проплат по «схеме Мананова» не будет.

«Вечный зов» пытается доказать, что в тот недолгий период, когда контракт еще действовал, команда Сибагатуллина всячески вставляла им палки в колеса и якобы несвоевременно сообщала о планируемых событиях. Впрочем, эти доводы следователям подтвердить не удалось, а, по мнению прокурора, Мананов и Елькин попросту создавали видимость активной деятельности.

По версии шоумена, ОАО «Казанская ярмарка» и минкульт аффилированы между собой. В материалах дела есть следующее заявление Елькина: «Я предупредил Николаева (руководитель СК РФ по РТ Павел Николаев - прим. ред. ), что если из меня не прекратят выбивать показания, то я оставляю за собой право пойти на крайние меры защиты от посягательств - вплоть до голодовки и суицида. Как мне впоследствии стало известно, причиной такого поведения работников следствия стало крышевание интересов ОАО «Казанская ярмарка» одним из высокопоставленных руководителей республики. По имеющимся у меня сведениям, Аюпова является родственницей первого заместителя премьер-министра Муратова (бывший первый вице-премьер РТ Равиль Муратов - прим. ред. ), который является учредителем или совладельцем ОАО «Казанская ярмарка». А руководит «Казанской ярмаркой» Лев Семенов. Ранее Семенов работал в правительстве Татарстана совместно с Муратовым».

Надо сказать, что обоснование столь широковещательных обвинений выглядит несколько странно. Согласно данным , Муратов официально не имеет никого отношения к ОАО «Казанская ярмарка», 85,78% акций которого находятся в собственности КЗИО Казани. Да и биография Льва Семенова - бывшего первого замглавы Нижнекамска и гендиректора ОАО «Бахетле-Агро», скорее, говорит о его принадлежности к команде Ильсура Метшина .

Еще одна деталь, на которую ссылаются адвокаты, - видеозапись, сделанная Семеновым во время первой встречи с Елькиным. Они заявляют, что между звонком их подзащитного и встречей в офисе «Казанской ярмарки» прошло всего несколько часов. Якобы за это время Семенов не мог съездить в здание УЭБ МВД по РТ, чтобы в присутствии понятых получить видеозаписывающее устройство и успеть вернуться на рабочее место. По мнению Рубана, эта «молниеносность» свидетельствует о том, что результаты оперативно-разыскных мероприятий сфальсифицированы.

На предложение более развернуто представить свою позицию и доказательства своей правоты и сам Елькин, и его адвокат ответили «БИЗНЕС Online» отказом.

«НИ НА МНЕ, НИ НА МОИХ РОДСТВЕННИКАХ НЕТ НИ ОДНОГО ФОНДА»

Аюпова, с которой связалась газета «БИЗНЕС Online», все обвинения, озвученной адвокатами Елькина в суде, отвергает.

- Ирада Хафизяновна, о каких фондах идет речь?

Ни на мне, ни на моих родственниках нет ни одного фонда. Порядок исполнения контракта был четко прописан в договоре. Договор они либо не прочли, либо не в полном объеме его придерживались. Официально мы отправили им только одну заявку по фестивалю «Искусство смычка», который проводил Рустем Абязов. В заявке был указан перечень услуг. Наименование контрагента указано не было. Мы подали заявку, а они очень долго задерживали проплату. А на этот фестиваль, как правило, приезжают артисты из-за рубежа, их «завтраками» невозможно кормить… В результате заявка исполнена не была.


- Вся схема по оплате и взаимодействию с организаторами была четко прописана в договоре?

Разумеется, там был детальный регламент: мы подаем заявку, они организуют мероприятие, после этого идет проплата. А здесь получилось так, что они просто взяли у нас план мероприятий и действовали, как им заблагорассудится, начался полный хаос.

Какова позиция министерства относительно заявлений руководителей ООО «Вечный зов» о том, что им пришлось отказаться от госконтракта, так как министерство якобы с нарушениями и несвоевременно подавало заявки и тем самым препятствовало осуществлению контракта?

Мы подали только одну заявку. Но суть этого дела заключается совершенно в другом, это разные нормы материального права. Если их не устраивало качество подачи наших заявок, то есть Гражданский кодекс, который регламентирует взаимодействие сторон в рамках исполнения контракта, они могли предъявить нам требования и претензии по регламентации. Но ведь это не было сделано.

- По всей видимости, они просто выбрали такую схему защиты в суде…

Да, это очевидная подмена норм материального права. Предположим, вы заключили контракт на поставку мебели. По условиям контракта поставка должна быть в течение 40 дней. И поставщик хочет поставить вам мебель, а вы ему препятствуете. В случае если со стороны поставщика было официальное подтверждение его намерения добросовестно исполнить контракт, вы как заказчик не сможете предъявить к нему претензии о несвоевременном исполнении контракта. Со стороны нашего подрядчика таких претензий не было.

БАБКИНА ХРАНИТ МОЛЧАНИЕ

Из материалов дела складывается ощущение, что чиновницы явно намучались, заключив контракт с ООО «Вечный зов», - организация мероприятий оказалась под угрозой срыва, иногда Елькин попросту не отвечал на звонки. В деле есть буквально следующее признание: «Мне звонил заместитель министра, но я был в душе и не смог ответить…»

Примет ли во внимание судья Галимова версию Елькина и Мананова, станет известно в июне - тогда будет озвучен приговор.

Впрочем, судя по всему, Мананов может отделаться легким испугом. Как сообщил «БИЗНЕС Online» источник, близкий к делу, подсудимый пенсионного возраста может получить освобождение от наказания в связи с объявленной амнистией в честь 70-летия Победы. Елькин же на снисхождение рассчитывать не может.

Теоретически на судьбу бывшего концертного директора Бабкиной может повлиять и характеристика, выданная ему ансамблем «Русская песня». Судя по этому документу, подсудимый был настоящим фаворитом народной артистки РФ. Его характеризуют как ответственного и трудолюбивого, при этом отмечая, что он уволился по собственному желанию с поста заместителя директора коллектива 13 февраля 2013 года, то есть буквально за несколько дней до задержания. Впрочем, на ее сайте он по-прежнему указан в качестве концертного агента. Узнать о нынешних взаимоотношениях Елькина с Бабкиной не удалось. Телефон Надежды Георгиевны оказался недоступен, а ее пресс-атташе Константин Филиппов отказался комментировать эту детективную историю.

Талия Минуллина

Руководитель Агентства инвестиционного развития Татарстана Талия Минуллина - дочь бывшего главы УФСКН по республике Ильгиза Минуллина . 32-летняя чиновница родилась в Казани. Она - выпускница Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета [сейчас входит в состав КФУ, - прим. Inkazan]. В 2007 году она с отличием закончила вуз по специальности «иностранный язык».

По данным из официальной биографии, Минуллина владеет английским и французскими языками. С 2008 по 2013 годы она прошла две программы MBA: одну в КФУ («общий менеджмент»), другую - в Государственном университете Великобритании («управление персоналом»).

Чиновничью карьеру Минуллина начала в министерстве экономики республики. С 2007 по 2010 годы она прошла путь от старшего специалиста первого разряда сводного отдела инвестдеятельности до начальника отдела. В следующие два года она работала заведующим сектором повышения квалификации департамента госслужбы и кадров при главе Татарстана. С 2012 по 2014 годы Минуллина также работала в этом департаменте, но уже - заведующей отделом развития госслужбы.

Чиновница активно дает интервью и рассказывает об инвестпривлекательности республики на своем примере. В соцсетях оценили ее хиджабы, в которых она появилась на нескольких форумах в арабских странах.

Сама Минуллина говорит, что не пользуется услугами стилистов и дизайнеров. «Должны быть красота души и добрые полезные дела. Также важен внутренний настрой: надо оптимистично смотреть на жизнь, любить людей, вдохновляться и вдохновлять, чтобы глаза горели и энергетика позитивная была - тогда и дело спорится, и думать про внешнюю атрибутику время и желание не особо есть», - рассказала она в беседе с изданием «Бизнес Online» .

Чиновница несколько лет подряд входит в рейтинг самых завидных невест республики по версии того же издания. «Я вышла замуж за Татарстан и пока ему не изменяю», - заявила она в интервью порталу Tatcenter .

Лейла Фазлеева

В феврале 2018 года помощника главы Татарстана Лейлу Фазлееву назначили на должность заместителя премьер-министра республики. На новой должности она будет курировать социальные вопросы. Фазлеева стала второй женщиной, которая когда-либо занимала должность вице-премьера в республике. С 2011 по 2012 годы на этом посту работала директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева .

42-летняя Фазлеева - уроженка Кыргызстана. В 1997 году она окончила КГУ [сейчас - КФУ, - прим. Inkazan] по специальности «филолог, преподаватель русского языка и литературы». С 1996 по 2004 годы Фазлеева работала в казанской школе №126. Там она сначала преподавала русский язык, а затем получила должность замдиректора по воспитательной работе. С 2004 по 2007 год Фазлеева занимала пост директора школы №15.

Карьеру чиновника будущий вице-премьер республики начала с должности замглавы администрации Советского района. С 2011 по 2014 годы она работала замруководителя исполкома Казани по социальным вопросам.

Альбина Шавалеева

40-летняя начальник управления ЗАГС кабинета министров республики Альбина Шавалеева родилась в Казани. В 1999 году она закончила КГУ по специальности «юриспруденция». До 2006 года Шавалеева не работала чиновником. Она начала свою карьеру в межтерриториальной коллегии адвокатов «Клишин и партнеры» в 1999 году. С 2003 по 2006 годы Шавалеева также работала адвокатом, но уже в некоммерческой партнерской коллегии «Адвокат Б. С. Рыбак и партнеры».

Чиновничью карьеру она начала в должности главного специалиста управделами исполкома Казани. За год Шавалеева дослужилась до исполняющей обязанности начальника управления ЗАГС. В 2007 году она избавилась от приставки и. о. и проработала на посту 7 лет.

Шавалеева считает недопустимым многоженство. «Это абсолютно чуждая традиция, совершенно неприемлемая для Российской Федерации», - сообщила она в интервью изданию «Бизнес Online» .

«Я не говорю, что слишком ранний брак - это хорошо, что я это одобряю, ведь нужно понимать, что, вступая в брак, несовершеннолетние, фактически вчерашние дети, становятся эмансипированными и приобретают полную гражданскую дееспособность. То есть они не только получают права, но и приобретают огромный багаж ответственности. Я считаю, что данный вопрос лежит в зоне ответственности родителей и требует от них внимательного отношения к делам семьи и воспитанию детей», - сказала Шавалеева, комментируя башкирский закон о ранних браках.

Ольга Редько

36-летняя председатель Государственного комитета Татарстана по закупкам Ольга Редько родилась в Казани. В 2003 году она закончила КГФЭИ [сейчас - часть КФУ, - прим. Inkazan]. Спустя пять лет она закончила РАНХГиС.

После обучения в КГФЭИ Редько в течение года работала ведущим экономистом татарстанского ФГУ «Земельная кадастровая палата». С 2004 по 2005 годы она занимала должность финансового директора Федерации флорбола Татарстана. Затем в течение двух лет Редько работала в инвестиционно-венчурном фонде республики. Сначала - главным специалистом отдела экспертизы, затем - начальником отдела реализации и управления проектами и заняла пост замдиректора фонда. С 2007 по 2014 годы Редько возглавляла управление госзакупок республики.

При чиновнице внедрили портал закупок Татарстана. По словам Редько, он необходим, чтобы сделать процедуру прозрачнее для заказчиков и контрагентов.

Ирада Аюпова

48-летняя председатель Государственного комитета Татарстана по архивному делу Ирада Аюпова родилась в Баку. В 1993 году она окончила Азербайджанскую государственную нефтяную академию по специальности «инженер-математик». Спустя 9 лет Аюпова получила второе высшее образование по специальности «юрист» в Татарском институте содействия бизнесу.

Это единственная чиновница с высшим техническим образованием из списка Inkazan. Свою карьеру она начала в качестве инженера-программиста в ОАО «Нижнекамстнефтешина». Там она работала с 1994 по 1998 годы. До 2000 года Аюпова занимала должность главного специалиста в УКП «Нижнекамский коммерческий центр».

В течение четырех лет она работала на своей первой чиновничьей должности начальника отдела в казанском комитете поддержки предпринимательства. С 2004 по 2005 годы Аюпова возглавляла отдел кадров казанской администрации. Год она проработала председателем комитета поддержки предпринимательства.

С 2006 по 2008 годы чиновница работала начальником отдела в татарстанском минэкономики. До 2015 года она занимала должность замминистра и первого замминистра культуры республики. Затем ее назначили начальником главного архивного управления при кабинете министров Татарстана.

По словам Аюповой, она работает среди фанатов своего дела, «которые стремятся каждый день открывать для себя что-то новое». «Самое главное чувство, которое должно определять архивиста, – это эмпатия. Если человек пришел в архив, и хочет что-то изучить, значит, мы нужны. Защита прав человека должна быть первична для архивов, и именно поэтому эмпатия как ключевая компетенция архивиста обязательно должна присутствовать», - сообщила она в интервью порталу Sntat .

Олеся Балтусова

Наталия Фишман

27-летняя помощник главы Татарстана Наталия Фишман - уроженка Куйбышева (Самара). Согласно официальной биографии, она окончила МГИМО (У) МИД России и университете имени Гумбольдтов в Берлине. По некоторым данным, у Фишман нет высшего образования.

С 2010 по 2011 год она работала координатором образовательной программы в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Год она занимала должность советника главы Департамента культуры Москвы. « Занималась преобразованиями в области управления библиотеками, музейными реформами и формированием подходов к организации массовых мероприятий», - сообщается в официальной биографии.

Также Фишман трудилась замдиректора Московского института социально-культурных программ. С 2012 по 2013 годы она занимала посты первого директора по развитию Еврейского музея и центра толерантности и советника руководителя Департамента культуры Москвы Сергея Капкова .

В республике Фишман работает с марта 2015 года на внештатной основе. Она курирует развитие парков и скверов Татарстана. Несмотря на задержки в реконструкции «Черного озера» и обустройства набережной озера Кабан, работу Татарстана в благоустройстве отмечают на федеральном уровне.

Евгения Лодвигова

40-летняя первая замглавы исполкома Казани Евгения Лодвигова - уроженка Казани. Она окончила факультет иностранных языков КФУ, Казанский юридический институт МВД РФ, Международный институт менеджмента ЛИНК, Российскую международную академию туризма.

С 1997 по 2014 годы Лодвигова работала на руководящих должностях в казанских отелях «Мираж», «Шаляпин», «Гранд отель Казань». В 2014 году она заняла должность председателя комитета внешних связей и туризма аппарата исполкома Казани. До 2014 года она возглавляла МБУ «Комитет содействия развитию туризма Казани».

В 2015 году Лодвигову назначили замглавы Казани. На нынешней должности она работает после ухода Рустама Нигматуллина на должность вице-премьера республики с лета 2017 года.

В интервью Inkazan Лодвигова рассказывала, что когда она пришла в администрацию города, «туризм был придаточной отраслью». «Мы сделали комитет по туризму самостоятельным. Вывели его в отдельную структуру», - сообщила она. По словам Лодвиговой, «после этого комитет стал туроператором, входящим в федеральный реестр».

Татьяна Ларионова

62-летняя зампред Государственного совета Татарстана Татьяна Ларионова -одна из немногих влиятельных женщин республики, начавшая свою карьеру в КПСС. Уроженка Казани окончила КГУ по специальности «филолог» и КГМУ по специальности «социальный работник».

С 1972 по 1983 годы Ларионова была старшей пионервожатой в школе №82 и организатором внеклассной, а также - внешкольной работы. До 1991 года она занимала различные должности в Приволжском райкоме партии, «дослужившись» до второго секретаря.

В течение 10 лет Ларионова работала в управлении соцзащиты населения в казанской администрации, сначала - завотделом изучения и реализации проблем молодежи и социальной защиты, затем - начальником отдела социальной защиты малоимущих слоев населения. К 2001 году она возглавила управление.

С 2001 по 2006 годы Ларионова занимала должность начальника управления соцзащиты министерства социальной защиты республики. До 2010 года она трудилась госсоветником по социальным вопросам при главе Татарстана.

В марте 2010 года Ларионова возглавила НКО «Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры РТ». На этом посту она совместно с госсоветником республики Минтимером Шаймиевым курирует работу фонда «Возрождение», работу по реконструкции зданий на территории Болгара и Свияжска. Также Ларионова уделяет внимание сотрудничеству республики с международной организацией UNESCO.

Римма Ратникова

62-летняя зампред Госсовета республики Римма Ратникова также занимает руководит Союзом журналистов Татарстана. В 1977 году уроженка деревни Юлтимерова Лениногорского района окончила журфак КГУ. Как и многие ее сверстники, Ратникова изучала немецкий язык. Она начала свою карьеру на должности сотрудника газеты «Комсомолец Татарии» после окончания вуза. С 1985 по 1989 годы Ратникова занимала должности заместителя заведующего отделом Ленинского райкома партии и инструктора Казанского горкома КПСС.

В 1989 году Ратникова работала главным редактором «Комсомольца Татарии», который затем стал изданием «Молодежь Татарстана». С 1998 по 2004 годы она возглавляла главное госСМИ республики - ИА «Татар-Информ». С 2004 года Ратникова избирается в Госсовет Татарстана от партии «Единая Россия».

Зампред Госсовета республики фигурировала в конфликте по поводу изучения татарского языка. В конце октября 2017 года она заявила о давлении сотрудников прокуратуры на директоров школ. Перед тем, как прокуратура РТ обнаружила нарушении в изучении предмета, Ратникова, заплакав, сообщила, что «преподавание государственного татарского языка должно быть обязательным». «Это жесткая позиция», - сказала она.

Руководителем Главного архивного управления Республики Татарстан назначена наша землячка, выпускница Азербайджанского института нефти и химии Ирада АЮПОВА. О себе, своих детстве и юности, проведенных в Баку, в который влюблена до сих пор, и успешной карьере в Казани она рассказала в беседе с корреспондентом «Азербайджанских известий» Региной АСЛАНОВОЙ.

Ирада Хафизяновна, примите наши поздравления с назначением на высокий пост. Насколько сложно, на ваш взгляд, совмещать ответственную работу и одновременно поддерживать домашний очаг? К чему обязывает государственная служба?
- В моей жизни сегодня работа занимает практически все жизненное пространство. Если ты работаешь в системе государственной службы, ты - человек системы, постоянно должен быть доступен, подчиняться правилам и распорядку, которые порой не вписываются в личные или семейные планы. Но я все-таки восточный человек. Поэтому дома я прежде всего дочь, жена, мать, сестра. И в системе жизненных приоритетов, несмотря на всю мою вовлеченность в работу, семья на первом месте.
Я обожаю готовить. В нашей семье все любят и татарскую, и азербайджанскую кухню. В выходные могу испечь зур бэлиш - это большой пирог с мясом и картошкой, а можем всей семьей накрутить большую кастрюлю маленьких-маленьких долмушек из виноградных листьев или испечь пахлаву. На нашем столе все-таки в большей степени чувствуется влияние азербайджанской кухни. Мы едим много зелени, мяса, овощей. Празднуем Новруз, печем шекер-буру, пахлаву, шор-гохал, собираемся всей семьей на праздничный плов, украшаем хончу. Для нас это неотъемлемая часть семейных традиций.
- Когда ваша семья переехала в Баку? Какими вы помните свои детство и юность? Каковы воспоминания о Баку?
- Родители матери моей мамы переехали в Баку еще в конце XIX века, а отец матери - в начале XX века. Их корни уходят в Мордовию, в Рамадановский район. Всю свою жизнь мой дед Умяр Невлютов проработал на бакинских нефтяных промыслах. Мама родилась в Баку в 1945 году. В их семье было шесть детей, но выжили только трое - три сестры. В 17 лет мама уехала в Казань. Училась сначала в химико-технологическом институте, потом - в знаменитом Казанском государственном университете на филологическом факультете, где познакомилась с отцом. Папа - уроженец Татарстана, из Нурлатского района. Это была большая любовь. Папа добивался мамы три года. Одно из условий брака - молодые будут жить в Баку, где наша семья и обосновалась. Мама преподавала русский язык в азербайджанской школе, папа работал инженером на радиозаводе.
Таким вот образом я родилась в Баку, в рабочем поселке Серебровского. Когда слышу песню Анжелики Варум «Городок», у меня на глазах наворачиваются слезы - она как будто обо мне и нашем дворе, который всегда жил большой дружной семьей.
В студенческие годы я вышла замуж, стала мамой - моя дочь София тоже родилась в Баку. Спустя десятилетия моя любовь у Баку не прошла. И хотя я сегодня живу в России, в Татарстане, я помню свою первую родину, свой родной двор, первых учителей, всех, кто меня воспитал, кто стал частичкой меня.
- Насколько близки татарская и азербайджанская культуры?
- И татарская, и азербайджанская культуры имеют тюркские корни. Нас сближают и религия, и то, что мы на протяжении столетий в постоянной связи с русской культурой.
Очень близок язык, близка философия, много общего в традициях, обрядах. Конечно, городская татарская культура сегодня сохранилась в меньшей степени, чем азербайджанская. К примеру музыкальная культура, музыкальные инструменты. Струнные, ударные инструменты в традиционной музыкальной татарской культуре сегодня не столь явно выражены, как раньше. Можно сказать, что это было в какой-то степени утрачено. В советское время даже проведение Сабантуя носило несколько иную окраску. А многие другие татарские праздники, к примеру Нардуган, Сюмбеля и другие, сегодня забыты. Кстати, близким по сути азербайджанскому Новрузу был праздник Карга боткасы - грачиная каша, праздник пробуждения природы. Сегодня о нем мало кто знает.
Интересно, что многие татары, живущие за пределами республики, в большей степени сохранили чистоту традиций, фольклора. Сейчас ведется активная работа по изучению нашего нематериального культурного наследия как в Республике Татарстан, так и за ее пределами.
Театральная культура тоже имеет схожие черты. Особенно это сходство видно в философских театральных постановках. Менталитет, образ мышления очень близки. Это актуально для литературы. Кстати, один из основоположников татарского театрального искусства - Нариман Нариманов. Конечно, есть и различия - в танцах, костюмах, кухне. Но это только повышает интерес наших народов к изучению культуры друг друга.
- До нового назначения вы были заместителем министра культуры Татарстана. Контактировали ли по работе с азербайджанской диаспорой Татарстана или коллегами из Азербайджана? Может, были какие-то совместные проекты?
- В Татарстане есть Ассамблея народов Татарстана. Эта организация объединяет все национально-культурные автономии народов, проживающих на территории республики. В том числе и азербайджанскую. Есть площадка - Дом дружбы народов. Ведется системная работа по проведению мероприятий самого разного профиля - начиная с работы воскресной школы и заканчивая реализацией масштабных международных проектов.
Очень тесное сотрудничество происходило в театральном сообществе - как со стороны академических театров, так и со стороны детских, кукольных театров. Были проекты с библиотеками, в том числе в рамках празднования юбилея татарского поэта Габдуллы Тукая, писателями, фотографами, кинематографистами. Культура не имеет границ, доступ к культурному наследию можно получить в нынешнем мире достаточно просто. Но мы многому научились у Азербайджана. Так, два года назад мы направляли в Азербайджан для обмена опытом руководителей муниципальных органов управления культурой. Они ездили в Баку для изучения опыта работы по сохранению объектов культурного наследия, режиму охраны территории Ичери шэхэр.
- Как вам нравится современный Азербайджан? Часто ли бываете в Баку? Остались ли там родственники, друзья?
- Я бываю в Баку не так часто, как хотелось бы. Но масштабы изменений в Азербайджане поражают. Дороги, развязки, набережная, парки, обустройство города - это достойно уважения и восхищения. У меня там есть родственники, друзья. Мы общаемся, но не часто. Последний раз в Баку я была в 2013 году. Правда, проездом из Стамбула, всего несколько часов. Я попросила партнеров по организации поездки из Азербайджана провести мне ночной тур по Баку. И вот в четыре часа утра мы поднялись почти к телевышке, и оттуда такой потрясающий вид открылся на ночной Баку - древняя Девичья башня, бульвар, море, площадь Флага, новый концертный зал, где проходило «Евровидение». Захватило дух, навернулись слезы, когда мы посетили школу, где я училась. Всем нашим гостям я показала свой Баку. И одна из наших родственниц, Галия апа, подарила мне книгу, подписав ее: «Ираде, которая искренне любит Баку и помогла влюбиться в него и мне».

Вы родились в Азербайджане, каким было ваше детство?

Я выросла в поселке Серебровский при нефтепромысле, это часть Баку. Город был в чем-то похож на нынешнюю Казань или Питер по духу. В нем преобладала территориальная идентичность, люди гордились, что они жители Баку, независимо от национальности и вероисповедания. У нас во дворах, состоящих из двухэтажных домов, жили лезгины, татары, русские, армяне, азербайджанцы. Мы могли постучаться в любую дверь, вместе гуляли на свадьбах, выручали друг друга, дети ели за общим столом, ходили и на Навруз, и на Пасху. Для нас было, прежде всего, важно, честные, добрые, отзывчивые ли люди вокруг нас.

Когда вы начали ощущать себя татаркой?

С раннего детства. В союзной республике было больше свободы в плане религиозных обрядов, мы говорили на родном языке, хотя он и отличался от казанского диалекта, у нас была своя кухня, мы часто приезжали в Татарстан (у меня отец с Нурлата).

Казань – какой город по счету?

Третий. Потом мы переехали в Нижнекамск, в ноябре 1993-го, когда в Азербайджане начались вооруженные конфликты. Это промышленный город, там реально было найти работу. Мне полгода не в чем было выйти на улицу, но я была счастлива, потому что моя семья, муж, ребенок, все мы - жили вместе, а ведь были семьи, где люди теряли близких, распадались браки. Знаете, любая война - это зло.

Сколько вы работаете в архиве?

Полтора года. Вообще, мне интересно менять сферу деятельности. Мне нравится учиться, очень многие процессы в архивном деле мне были понятны, начиная с реставрации документов, поскольку моя первая специализация - математическое моделирование. На некоторые вопросы я ищу ответы, к примеру, по поводу концепции комплектования. Архив – организация, которая обеспечивает сохранение необходимой информации. Но что нужно? Это, своего рода, футурология. К нам приезжала специалист из Швеции, говорила об утилизации радиоактивных отходов, это, безусловно, важная тема. В Казани первые заводы в 19 веке загрязняли наши водоемы, но природа могла еще их переработать. Нынешние - нет. Важная сфера – информация по заболеваниям: были ли они раньше на этой территории, восприимчивость к препаратам и так далее.

А вдруг вы ошибетесь, возьмете не то?

В Китае хранят все. Проблема в том, что меняются носители информации, вместо писем и фото – Фейсбук и Инстаграм. Авторы формата мп3 назвали его мертвым форматом. Трудно определить идентичность, достоверность электронных документов. Вот сейчас у вас есть цифровая подпись, она работает три года, а что будет потом? Что такое электронный документ – pdf или информация в нем? Чему доверять? Поэтому, к примеру, мы используем каменные диски для аудио-визуальных документов - их нельзя перезаписать.

Какие у вас были личные находки?

Есть интересные личные документы, очень сентиментальные вещи. В «Углу» по письмам репрессированных поставили спектакль «Свидетели». После него ты понимаешь, что жизнь человека - очень сложная вещь, однозначно оценивать ничего нельзя. Сейчас мы готовим к столетию ТАССР несколько томов документов, и я вновь вижу, что многие события в мире обоснованны. Еще в 1917-м году большое количество татарских сообществ посылали телеграммы с приветом сначала Керенскому, потом большевикам, говоря: неправильно, что раньше был один народ, а остальные - инородцы. То есть тогда национальная политика была достаточно взвешенной, у людей появилась возможность называть себя татарами и создать свою республику. Когда задаешься вопросом, почему произошло что-то, ты можешь поднять документы, увидеть множество нюансов, увидеть, что люди тогда были другими, и на события надо смотреть с их точки зрения.

Вам приносят личные архивы?

Да, этот процесс начался до меня. Сейчас мы получили большой массив информации по строительству Казанской дамбы. Нам важны и официальные документы, и личные, потому что через них можно понять, как можно было поднять тысячи людей на строительство Казанского обвода, что ими двигало? К сожалению, собственные архивы быстрее портятся и теряются. В истории такое уже было, когда перешли на бумагу, которая сгорела, когда исследователи по глупости заходили в хранилища с факелами. Даже нынешние письма через двадцать лет не прочтешь, бумага плохая. Мы уже используем электронные копии. Вот письма Джалиля уже нечитаемые. Другая проблема - люди многое выкидывают, как мусор, потому что мы все живем сегодняшним днем. В «Свидетелях» были письма мальчика Азата Ахметзянова: отца репрессировали, мать сослали в Челябинск. Он ей пишет, как ее любит, как работает и учится, поступает в институт, что хочет стать врачом. Он идет на фронт и погибает за страну, которая отняла у него детство и родителей. У нас люди думают, что все им должны и живут одним днем. Знаете, у нас во дворе много деревьев, потому что у меня хорошие соседи, думающие о будущем. Я сама посадила всего два цветочка, очень сожалею, надо бы больше.

Текст: Радиф Кашапов