Генеральная прокуратура администрация президента федеральное собрание. Генеральная прокуратура российской федерации. Награды и звания

Медиафайлы на Викискладе

Прокурату́ра Росси́йской Федера́ции - единая федеральная централизованная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» . Является государственной военизированной организацией . В прокуратуре России предусмотрена федеральная военная, правоохранительная и гражданская государственная служба. Прокуратура должна осуществлять свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Мощное правововое оружие граждан СССР! Как доказать ничтожность РФ?

    ✪ Запрет на фото- и видеосъёмку в РФ. Версия прокуратуры РФ!

    ✪ Шах и Мат, господин ПОЛИЦАЙ! Полиция в РФ не законна!

    ✪ Судья РФ открыла глаза на СССР и на континентальный шельф РФ

    Субтитры

История

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура - «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору». При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».

Эта же мысль нашла своё отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора»: «И понеже сей чин - яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.

Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».

В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране - Советом Народных Комиссаров - был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

Осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путём возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;

Непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;

Поддержание обвинения на суде;

Наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия - право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:

Надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;

Наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;

Возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;

Надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;

Общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами путём издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре Союза ССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 г., впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора Союза ССР (ст. 113).

Таким образом, в 1936 г. произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче - победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».

Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.

В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на её основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета СССР.

В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Направления деятельности прокуратуры

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:

  • за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),
  • за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,
  • за исполнением законов судебными приставами,
  • за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

Другие направления деятельности прокуратуры:

  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,
  • международное сотрудничество,
  • выпуск специальных изданий.

Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, приносят представления на противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.

Структура прокуратуры

Прокуратура Российской Федерации - единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации , в которую входят :

  • Генеральная прокуратура Российской Федерации
  • Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации
  • Прокуратуры субъектов Российской Федерации
  • Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)
  • Специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные, пенитенциарные , на особо режимных объектах)
  • Научные и учебные организации прокуратуры
  • Редакции печатных изданий прокуратуры

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Служебное оружие

На основании ст. 45 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» прокуроры имеют право на постоянное ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия (пистолеты, револьверы) и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Награды

Приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 10 января 2007 года № 1 «Об утверждении Положения о нагрудном знаке „Почётный работник прокуратуры Российской Федерации“», от 2 февраля 2007 г. № 107-к «Об утверждении Положения о нагрудном знаке „За безупречную службу“» и от 06 апреля 2007 года № 393 «О наградах прокуратуры Российской Федерации» были учреждены ведомственные награды прокуратуры Российской Федерации :

Медаль Название Дата
учреждения
Знак отличия «За верность закону»
трёх степеней - I, II, III степени
6 апреля
Медаль «За взаимодействие»
6 апреля
Медаль «Ветеран прокуратуры»
6 апреля
Нагрудный знак «Почётный работник прокуратуры Российской Федерации»
10 января
Нагрудный знак «За безупречную службу»
2 февраля
Медаль «290 лет прокуратуре России» 25 ноября
Медаль Руденко 18 марта

Присяга прокурора

Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:
- свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;
- непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора;
- активно защищать интересы личности, общества и государства;
- чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей;
- строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;
- постоянно совершенствовать своё мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.
Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», статья 40.4

Руководство

Прокуратура России

Генеральный прокурор:

  • Чайка Юрий Яковлевич - генеральный прокурор.

Первые заместители:

  • Буксман Александр Эмануилович - первый заместитель генерального прокурора.

Заместители:

  • Винниченко Николай Александрович
  • Воробьев Сергей Дмитриевич
  • Гулягин Юрий Александрович
  • Гуцан Александр Владимирович
  • Забарчук Евгений Леонидович
  • Звягинцев Александр Григорьевич

Генеральная прокуратура РФ является высшим звеном прокурорской системы. Ее возглавляет Генеральный прокурор РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на пять лет.

Лицо считается назначенным на должность Генерального прокурора РФ, если за представленную Президентом РФ кандидатуру путем тайного голосования проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации. Если кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит при голосовании необходимого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

После оглашения результатов голосования Председатель Совета Федерации приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ, который приносит присягу, предусмотренную п. 3 ст. 12 Закона о прокуратуре. Сообщение о назначении Генерального прокурора РФ на должность и об освобождении его от должности публикуется в печати.

Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ. На первого заместителя может быть возложено исполнение обязанностей Генерального прокурора РФ в случаях отсутствия последнего или невозможности исполнения им своих обязанностей. А в случае отсутствия Генерального прокурора РФ и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей полномочия Генерального прокурора РФ осуществляет один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с распределением обязанностей между заместителями.

Заместители Генерального прокурора РФ согласно установленному распределению обязанностей направляют и контролируют работу управлений и отделов аппарата, комиссий и советов, принимают организационные и процессуальные решения по отнесенным к их ведению вопросам. Распределение обязанностей и взаимозаменяемость заместителей Генерального прокурора РФ устанавливаются приказами Генерального прокурора РФ.

Генеральный прокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками Генерального прокурора РФ. Начальники управлений и отделов аппарата организуют работу возглавляемых ими подразделений, определяют служебные обязанности работников, устанавливают их взаимозаменяемость, организуют исполнение, а в необходимых случаях лично исполняют поручения Генерального прокурора РФ и его заместителей, ходатайствуют о поощрении работников или привлечении их к дисциплинарной ответственности.

Организация деятельности управлений и отделов Генеральной прокуратуры РФ, права и обязанности их сотрудников закрепляются положением о соответствующем структурном подразделении Генеральной прокуратуры РФ. В положении, как правило, находят конкретизированное выражение задачи, основные направления деятельности, структура управления (отдела), полномочия их руководителей и сотрудников.

Структура Генеральной прокуратуры РФ очень пластична. Она изменяется Генеральным прокурором РФ в пределах штатной численности и фонда оплаты труда в соответствии с изменениями задач, функций прокуратуры, приоритетов в ее деятельности.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

Коллегия является совещательным органом. Она правомочна принимать решения при наличии кворума (не менее половины состава всех членов коллегии). Решение коллегии считается принятым, если за него проголосовало простое большинство присутствовавших на заседании членов коллегии. Решения коллегии реализуются в приказах Генерального прокурора РФ.

На заседаниях коллегии рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка, обсуждаются проблемы прокурорского надзора, подбора и расстановки кадров, заслушиваются отчеты руководителей подразделений Генеральной прокуратуры РФ, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров.

По актуальным проблемам укрепления законности и противодействия преступности заседания коллегии могут проводиться в расширенном составе, в том числе с участием представителей правоохранительных, контролирующих органов, других министерств и ведомств. Могут также проводиться совместные заседания коллегии Генеральной прокуратуры РФ и коллегий правоохранительных, иных федеральных органов исполнительной власти.

Работа коллегии осуществляется гласно, если это не противоречит интересам соблюдения государственной или иной охраняемой законом тайны. Председатель коллегии на основе мотивированного рапорта начальника управления информации и общественных связей решает вопрос о приглашении на заседание представителей СМИ и объеме предоставляемой им информации.

Ответственность за своевременность и качество подготовки материалов, вносимых на рассмотрение коллегии, несут руководители подразделений и заместители Генерального прокурора РФ.

Вопросы организации и осуществления прокурорского надзора, не требующие обсуждения на заседании коллегии, рассматриваются на оперативных совещаниях при Генеральном прокуроре РФ, его заместителях, а также в управлениях и отделах Генеральной прокуратуры РФ. Оперативные совещания проводятся по мере необходимости. Порядок и сроки их проведения, круг участников определяются в каждом конкретном случае руководителем, который проводит совещание.

В состав Генеральной прокуратуры РФ на правах структурного подразделения входит Главная военная прокуратура , возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ – Главным военным прокурором.

В Законе о прокуратуре предусмотрено, что в Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором РФ.

В соответствии с утвержденным положением научно-консультативный совет является консультативным органом при Генеральной прокуратуре РФ, целью деятельности которого является научное содействие органам прокуратуры РФ в выполнении задач, возложенных на них Законом о прокуратуре.

Научно-консультативный совет возглавляется председателем Совета – Генеральным прокурором РФ и утверждается им в составе: заместителей председателя Совета, ответственного секретаря и членов Совета из числа ученых-юристов и высококвалифицированных работников прокуратуры, других правоохранительных органов сроком на пять лет. Численность Совета определяется Генеральным прокурором.

Председатель научно-консультативного совета руководит деятельностью Совета. Заместители председателя Совета организуют работу Совета в соответствии с поручениями председателя, осуществляют контроль за выполнением планов и рекомендаций Совета, созывают заседания и председательствуют на них, дают поручения ответственному секретарю и членам Совета, докладывают Генеральному прокурору РФ, коллегии рекомендации и заключения Совета, информируют Совет о решениях, принятых Генеральным прокурором, коллегией по этим рекомендациям.

Для участия в заседаниях Совета могут привлекаться специалисты различных отраслей знаний, руководящие и иные работники органов прокуратуры, не являющиеся членами Совета.

Заседания научно-консультативного совета проводятся не реже одного раза в квартал. Решения на них принимаются простым большинством голосов присутствующих членов Совета. Данные решения носят рекомендательный характер. Они направляются для рассмотрения руководству, которое принимает решение об их практическом использовании. В необходимых случаях они могут направляться в законодательные органы, а также в управления, отделы и институты Генеральной прокуратуры РФ, подчиненные органы прокуратуры для совершенствования прокурорской практики.

Осуществляя свою деятельность, научно-консультативный совет обсуждает и вырабатывает научно обоснованные рекомендации по проблемным вопросам прокурорского надзора, правотворческой деятельности, правоприменительной практики, рассматривает предложения по усилению борьбы с преступностью и правонарушениями, совершенствованию координации деятельности правоохранительных органов, государственного обвинения в суде, обсуждает по поручению Генерального прокурора РФ проекты законодательных и иных актов и выносит по ним в случае необходимости экспертные заключения, вырабатывает с другими правоохранительными органами согласованные позиции по законопроектам в сфере борьбы с преступностью и охране правопорядка, оказывает методическую помощь консультативным советам прокуратур субъектов РФ, военных и других специализированных прокуратур, координирует работу этих советов.

Совет устанавливает связи и поддерживает контакты с аналогичными советами других правоохранительных органов, учеными советами юридических научно- исследовательских институтов и учебных заведений.

Работа научно-консультативного совета освещается в журнале "Законность" и в других СМИ.

Для участия в выработке решений и определения перспективных задач но наиболее актуальным проблемам прокурорской деятельности создан консультативный центр , который является общественным совещательным органом при Генеральной прокуратуре РФ. Его основной задачей является подготовка в соответствии с поручениями Генерального прокурора РФ предложений и консультативных заключений по вопросам совершенствования прокурорской практики на приоритетных направлениях деятельности органов прокуратуры по укреплению законности и усилению борьбы с преступностью, улучшению организационных форм и методов управления органами прокуратуры, подготовке предложений по совершенствованию механизмов правого регулирования и организации прокурорского надзора. Предложения и заключения консультативного центра при Генеральной прокуратуре РФ имеют рекомендательный характер.

При Генеральной прокуратуре РФ действуют научные и образовательные учреждения. Согласно распоряжению Правительства РФ от 24 марта 2007 г. № 345-р и приказу Генеральной прокуратуры РФ от 6 апреля 2007 г. № 44-ш путем реорганизации в форме слияния государственных образовательных учреждений "Института повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации", "Иркутского института повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации", "Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры Российской Федерации" и государственного научного учреждения "Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации" создано Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации".

Целями деятельности Академии Генеральной прокуратуры РФ являются: повышение квалификации работников прокуратуры РФ, подготовка кадров для органов и учреждений прокуратуры РФ, научное и учебно-методическое обеспечение деятельности органов прокуратуры РФ.

В задачи Академии Генеральной прокуратуры РФ входят: организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по основным направлениям деятельности органов и учреждений прокуратуры РФ, в том числе по проблемам образования; внедрение результатов научных исследований в практическую деятельность органов и учреждений прокуратуры РФ, учебный процесс; участие в выработке научных рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности органов и учреждений прокуратуры РФ; участие в выработке проектов законодательных и иных нормативных актов, приказов Генерального прокурора РФ; оказание консультативной помощи органам и учреждениям прокуратуры РФ, а также подготовка заключений, отзывов на законопроекты и иные документы по запросам, поступающим из иных органов государственной власти.

Возглавляет Академию Генеральной прокуратуры РФ ректор, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным прокурором РФ.

Генеральная прокуратура РФ является учредителем двух журналов: "Прокурорская и следственная практика" и "Законность". В указанных журналах публикуются основные приказы, указания, распоряжения Генерального прокурора РФ, письма, инструкции Генеральной прокуратуры РФ, обобщения прокурорской и следственной практики, материалы о состоянии законности и правопорядка, борьбе с правонарушениями, вопросы, возникающие в правоприменительной практике, а также все организационно-распорядительные документы, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, кроме актов, содержащих государственную или иные охраняемые законом тайны либо сведения конфиденциального характера.

Юрисдикция: является независимым
органом государственной власти Предшествующая
служба:
Прокуратура РСФСР Руководство Руководитель: Генеральный прокурор РФ , Чайка Юрий Яковлевич Заместитель: Буксман Александр Эмануилович Сайт genproc.gov.ru

Здание Генеральной прокуратуры РФ. 1992 год.

Здание Генеральной прокуратуры РФ. 2006 год.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» . Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти, хотя в Конституции Российской Федерации находится в главе «Судебная власть».

Отрасли прокурорского надзора и другие направления деятельности прокуратуры . В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:

  • за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),
  • за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами,
  • за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации

Другие направления деятельности прокуратуры:

  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,
  • международное сотрудничество,
  • выпуск специальных изданий.

Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.

Система прокуратуры

Прокуратура Российской Федерации - единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации .

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:

  • Генеральная прокуратура Российской Федерации
  • Прокуратуры субъектов Российской Федерации
  • Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)
  • Специализированные (транспортные, природоохранные и иные) прокуратуры
  • Научные и учебные учреждения прокуратуры
  • Редакции печатных изданий

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. (в том числе первый заместитель, Главный военный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются Советом Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления (в том числе по федеральным округам), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения. Прокуроры субъектов возглавляют прокуратуры Российской Федерации и назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с субъектами РФ (как правило, с их законодательными (представительными) органами). Иные прокуроры (возглавляющие территориальные и специализированные прокуратуры), а также директора (ректоры) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрены следующие должности:

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

  • Генеральный прокурор
  • Первый заместитель Генерального прокурора
  • Заместитель Генерального прокурора
  • Старший помощник Генерального прокурора (Начальники главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям)
  • Помощник Генерального прокурора (Заместители начальников главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники и помощники по особым поручениям, помощники по особым поручениям первого заместителя Генерального прокурора и заместителей Генерального прокурора)
  • Старший прокурор и прокурор (В главных управлениях, управлениях и отделах)

В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах:

  • Прокурор
  • Первый заместитель прокурора
  • Заместитель прокурора
  • Старший помощник прокурора (Начальники управлений, отделов на правах управлений, старшие помощники прокурора)
  • Помощник прокурора (Заместители начальников управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники прокурора, помощники прокурора по особым поручениям)
  • Старший прокурор и прокурор (В управлениях и отделах)

В прокуратурах городов, районов и приравненных к ним прокуратурах:

  • Прокурор
  • Первый заместитель прокурора
  • Заместитель прокурора
  • Начальник отдела
  • Старший помощник прокурора
  • Помощник прокурора

Должность «начальник отдела» отсутствует в большинстве прокуратур, вероятно по причине отсутствия необходимости. Старшие помощники и помощники прокурора условно объединены в так называемые «группы», «линии» надзора и подчиняются соответствующему заместителю прокурора. Начальник отдела в районной прокуратуре и приравненной к ней является непроцессуальным лицом и по своему статусу мало чем отличается от старших помощников и помощников прокурора.

Основные полномочия прокуроров

Руководство

Генеральный прокурор:

  • Чайка Юрий Яковлевич - генеральный прокурор.

Первые заместители:

  • Буксман Александр Эмануилович - первый заместитель Генерального прокурора.

См. также

  • Заместители Генерального прокурора Российской Федерации

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Прокуратура Российской Федерации" в других словарях:

    Единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. См. также: Прокуратура Российской Федерации Прокуратура Российская Федерация … Финансовый словарь

    Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными… … Словарь юридических понятий

    ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - централизованная система федеральных органов государства, призванная обеспечить единство (единообразное применение) законности на всей территории РФ. В гл. 7 Конституции РФ Судебная власть содержится специальная статья, закрепляющая… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Допо … Википедия

Как становятся прокурорами? Данная профессия обязывает ее владельца обладать достаточно сильной волей, железной выдержкой, аналитическим умом и справедливостью.

Для того чтобы стать прокурором, потребуется изначально пройти обучение в вузе, имеющем юридическую направленность. Для также потребуется высшее образование, но для этой специальности уже есть отдельные вузы. Например, Военный университет, где можно выбрать юриспруденцию.

Качества, которыми должен обладать прокурор

Как становятся прокурорами, какие качества и знания нужно иметь в своем багаже человеку, желающему получить эту должность? Необходимо отлично знать гражданский, уголовный и остальные кодексы, регулярно следить за всеми изменениями в законодательстве, иметь хорошую память, быть дисциплинированным, точным в суждениях, уравновешенным, ответственным и обладать еще множеством положительных качеств, так как из конфликтного и неграмотного человека прокурора не получится вообще.

Как становятся прокурорами после обучения

На данную должность обычно назначается лицо, которое было следователем длительное время, так как прокурорская работа очень ответственна, и без стажа в на нее назначения просто не получить. Помимо этого, необходимо пройти медкомиссию и представить справку о здоровье, которое должно соответствовать должности. Как становятся прокурорами? Их назначает на эту должность Генеральный прокурор РФ.

Помощники прокурора

Даже после обучения прокурором сразу не становятся, придется поработать его помощником некоторое время. При этом, показав свои качества, в дальнейшем можно рассчитывать на получение должности "старший помощник". Затем стать и прокурором, предварительно получив определенный стаж работы.

Помощник прокурора готовит акты на подписание своему непосредственному начальнику. Он вправе самостоятельно принимать решения, например указания, касающиеся следствия. В обязанности входит подготовка для прокурора процессуальных актов и принятие многих решений, кроме:

  • выписывания ;
  • продления срока ареста;
  • помещения в психиатрический диспансер обвиняемого, который не находится под стражей;
  • продления сроков следствия и т. д.

Полномочия прокурора

Деятельность прокурора включает в себя предупреждение, выявление и последующее устранение нарушений закона. Ему никто не имеет права чинить препятствия при надзоре. Он может беспрепятственно проникать на поднадзорную территорию, даже если она имеет пропускной режим.

Прокурор имеет право:

  • запросить любые документы для проверки, даже содержащие ;
  • опротестовать несоответствующие закону акты;
  • освобождать граждан, которых задержали незаконно, если не было решения суда об аресте;
  • выписывать ордер на арест или обыск;
  • производить надзор за органами, которые занимаются расследованием, розыском и дознанием.

До суда его полномочия можно подразделить на некоторые группы. Итак, прокурор:

  • дает разрешение на избрание, отмену или изменение наказания (обыск, арест, взятие под стражу, записи телефонных переговоров, полное отстранение от дел и т. д.);
  • дает санкции и непосредственные указания письменно;
  • принимает участие в следствии;
  • может продлить расследование при необходимости;
  • решает любые возникающие следственные вопросы;
  • имеет право давать отводы и самоотводы следователей и прокуроров (ниже рангом);
  • отстраняет от ведения следствия неквалифицированных следователей;
  • производит изъятие уголовного дела и осуществляет последующую передачу его следователю;
  • передает уголовные дела другим правоохранительным органам;
  • утверждает и затем направляет в суды необходимые обвинительные акты;
  • может как приостановить, так и прекратить начатое уголовное дело.

Прокурор в суде имеет дополнительные полномочия государственного обвинителя и является должностным лицом, на которое возлагаются функции по исправлению нарушений закона.

Прокурор обязан соблюдать правила неразглашения полученной информации при работе с секретными документами.

Генпрокурор РФ

Генеральный прокурор Российской Федерации - высшее в прокуратуре страны. Он возглавляет генпрокуратуру и назначает на должности своих представителей в районах и городах. Он имеет чин: государственный советник юстиции.Генпрокурор имеет личных советников и несколько помощников, в том числе и по особым поручениям. Руководит полностью всей системой прокуратуры, издает приказы и поручения, которые должны выполняться всеми правоохранительными подразделениями РФ. Устанавливает необходимый штат и структуру Генпрокуратуры РФ в рамках фонда оплаты и расписания трудовой деятельности. Он определяет полномочия подразделений, их необходимую структуру и численность. Прокурор отвечает за все задачи, которые возложены на ведомство согласно закону РФ.

Генеральная прокуратура РФ

Полномочия Генпрокуратуры РФ:

  • Координировать действия по борьбе с орг. преступностью тех органов, которые находятся в федеральном округе.
  • Осуществлять наблюдение за надлежащим выполнением закона РФ всеми правоохранительными органами.
  • Осуществлять наблюдение за надлежащим соблюдением свобод и прав российских граждан всеми органами.
  • Осуществлять наблюдение за надлежащим выполнением закона РФ в тех округах, которые осуществляют дознание, предварительное следствие, розыскную и оперативную деятельности. Тот же надзор проводится за региональными правоохранительными органами и отделами, которые борются с преступностью.
  • Расследовать уголовные дела о самых опасных и значимых преступлениях РФ.

В Генпрокуратуре РФ существует Научно-консультативный Совет, в котором рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью всей структуры. Положение Совета утверждается Генеральным прокурором в виде приказа, он же его и возглавляет. Решения Совета имеют рекомендательный характер, затем направляются в соответствующие вышестоящие органы на рассмотрение.