"электронная ветеринарная сертификация в молочной отрасли". ​Электронная ветсертификация: прогресс или еще одна бюрократическая процедура

Электронная ветеринарная сертификация может не коснуться переработчиков молока, широкое начало ее применения на практике начнется только в 2018 году, заявил на съезде Национального союза производителей молока министр сельского хозяйства Александр Ткачев. «Хочу сказать объективно и честно, решения пока нет, но решение будет выгодным, прежде всего, для наших производителей молока», - заявил министр, что предложение сделать эту процедуру обязательной для переработчиков является спорным.

Что это такое

Ветеринарная сертификация для молочной индустрии сейчас - это фактически документ, подтверждающий безопасность и происхождение сырья. Продукция переработки освобождена от необходимости проходить эту процедуру во всех странах Таможенного союза. Каждый производитель сырого молока должен запрашивать этот документ в местном Россельхознадзоре на каждую партию. Для этого надо показать ветеринарное свидетельство, ветеринарное заключение и образцы молока. Специалисты анализируют документы и осматривают образцы сырого молока, после чего выдают документ.

Проблема в том, что такой сертификат производителям надо получать на каждую партию, а их может быть много. Кроме того, как известно, корова - не конвейер и ее не остановишь, поэтому партии идут и в праздники, выходные и даже ночью, рассказывает фермер Александр Саяпин (Калужская область). Поэтому часто застать нужного человека, который может принять документы и образцы не так просто.

Если обычная сертификация будет заменена на электронную и процесс ее получения действительно будет автоматизирован, то производителям сырого молока, конечно, будет проще. В теории, после введения электронных сертификатов, перевозчику больше не нужно будет возить с собой бумажный документ - ему понадобиться только код сертификата. По нему можно будет пробить в базе Россельхознадзора все данные о товаре. Несомненно, это значительно удобнее, чем хранить тонны документов.

«Даже не очень понятно почему могут быть возражения по внедрению электронной ветеринарной сертификации. Это значительно ускорит эту бюрократическую процедуру», - удивилась эксперт по организации агарного бизнеса и бывший руководитель агрохолдинга «Мансурово» Наталья Харитонова на вопрос о подводных камнях этой системы. Многие эксперты сравнивали сопротивление внедрению этой системы с недовольством введению интернет банков и даже банкоматов до их широкого распространения.

«В любом случае это будет лучше, чем выписывание кипы бумаг сейчас», - полагает Александр Саяпин. По его словам, сейчас ему на каждую партию приходится выписывать несколько ветеринарных сертификатов и это очень неудобно. «В идеале бы сделать эту электронную ветеринарную сертификацию полностью автоматизированной - партии же идут и в выходные, и ночью, и в празднике, а специалиста сейчас еще надо застать на рабочем месте», - пояснил фермер. Он также вспоминает случаи, когда фермеры не могли продать свой товар и терпели миллионные убытки из-за того, что им вовремя не удалось получить ветеринарный сертификат. Автоматизированная электронная система, на его взгляд, могла бы раз и навсегда решить эту проблему.

Хотели как лучше …

Однако именно электронную ветеринарную сертификацию могут ввести для переработчиков, что может стать для них большой проблемой. Дело в том, что у переработчиков сырье часто поступает из многих ЛПХ, хозяйств и ферм, поэтому даже с этапа указания источника сырья для получения сертификата они столкнутся с невозможностью найти концы. «У нас большая часть сырого молока собирается с личных хозяйств, что поощряется властями региона. Соответственно, все сырье смешивается еще в молоковозах - мы не можем гонять машину за 300 л молока, например», - говорит завлабораторией товарищества на вере «Сыр Стародубский» Анна Дьячкова.

Кроме того, производителям придется специально нанимать сотрудников, которые будут заниматься оформлением ветеринарных сертификатов. «Учитывая количество партий и объем работы для получения сертификатов, нам придется понести дополнительные расходы, которые, несомненно, скажутся на себестоимости производства», - опасается Анна Дьячкова.

Анонимно о возможности введения электронной ветеринарной сертификации для них переработчики высказываются еще жестче. «Сама возможность введения такой сертификации показывает отношения власти к нам. Все заявления, что надо «перестать кошмарить бизнес» (неточная цитата президента Владимира Путина - прим.) ничего не значат, потому что наше мнение никому не интересно. Вначале «Платон» по нам прошелся, а теперь еще и сертификация в дополнение к ста проверкам в год - примерно столько у нас проходит проверок каждый год», - возмущен руководитель одного из молокоперерабатывающих предприятий.

Недовольство переработчиков можно понять, ведь, по данным Национального союза производителей молока (Союзмолоко), для получения сертификата среднему заводу потребуется 158 часов в день - труд двух десятков специально нанятых человек. Таким образом, затраты могу составить 12 млн руб., хотя сама электронная ветеринарная сертификация бесплатна. А стоимость интеграции с электронным документооборотом у одного завода может достигать 200 млн руб.

Как утверждает в Союзмолоко, сейчас электронная ветеринарная сертификация не может быть внедрена ни у одного члена союза - ни у производителей молока, ни у переработчиков. Поэтому Союзмолоко предлагает не торопиться с введением этой системы в молочной отрасли.

Годы до прогресса

Россельхознадзор надеется, что электронная ветеринарная сертификация позволит моментально отслеживать происхождение любого товара в любой точке страны и сделает работу таможни значительно быстрее в Таможенном союзе. То есть фактически будет экономить время и деньги поставщикам.

План сделать системы электронной сертификации общедоступными в пределах таможенного союза действительно есть, но не стоит ожидать его скоро внедрения. К тому же еще не все страны имеют подобную систему.

Как сказал советник отдела ветеринарных мер Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер Евразийского экономического союза Акын Испуллаев, сейчас системы электронной сертификации стран Таможенного союза не взаимодействуют друг с другом. Исключение составляют только Россия и Белоруссия. А, например, в Казахстане действует своя система. План сделать информацию доступной в любой стране Таможенного союза есть, но до его реализации на практике пока далеко, отметил специалист.

В ожидании согласованной позиции

Участники встречи жаловались на сбои в работе системы «Меркурий», рассказал один из собеседников РБК. По его словам, вице-премьер Козак поддержал предложение вывести из-под действия «Меркурия» переработанную пищевую продукцию, которая не содержит ветеринарных рисков (в частности, готовую молочную и мясную продукцию), и распространить на нее систему маркировки. «Точно известно, что шла речь о молочной продукции», — уточняет другой собеседник РБК, отмечая, что у него нет достоверной информации по другим продуктам.

Участники разговора у Козака ожидают, что будет выпущено протокольное поручение проработать вопрос о пилотном проекте маркировки для переработанной пищевой продукции без ветеринарных рисков, говорит один из источников РБК. Но, уточняет он, соответствующее поручение может исходить только от профильного вице-премьера, курирующего агропромышленный комплекс, то есть от Алексея Гордеева. При этом 29 мая, на следующий день после встречи у Козака, прошло совещание у Гордеева, на котором обсуждалась готовность рынка к внедрению ЭВС, но вопрос маркировки там не поднимался, рассказали два чиновника и подтвердил еще один источник РБК. На совещании у Гордеева Минсельхоз лишь предложил отсрочить введение штрафов за нарушение требований ЭВС. В настоящее время вице-премьеры — Козак и Гордеев — согласовывают свои позиции, утверждает один из собеседников РБК.

Фото: Светлана Холявчук / Интерпресс / ТАСС

Согласны на маркировку

Переработчики молока еще в начале весны обратились в Минпромторг и к оператору национальной системы маркировки продукции — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) с предложением участвовать в эксперименте по маркировке при условии отмены ЭВС для готовой молочной продукции, сообщал в апреле газета «Ведомости». Минпромторг, как сообщало издание, включил молочную продукцию в перечень товаров для маркировки, который направил на согласование в правительство (тогда эти вопросы курировал вице-премьер Игорь Шувалов, сейчас возглавляющий ВЭБ).

Зачем нужна маркировка товаров

В целях борьбы с контрафактом и фальсификатом премьер-министр Дмитрий Медведев поручил до 2024 года создать в России Единую национальную систему маркировки продукции. Ее разработкой и внедрением занимается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Маркировка представляет собой уникальный код, который наносится на каждую единицу товара, а все сведения о товарах поступают в единую информационную систему.

С 12 августа 2016 года в России и странах ЕАЭС введена обязательная маркировка для меховых изделий, в 2017 году был запущен пилотный проект по маркировке лекарств (обязательной она станет с 2020 года), в начале 2018 года — по маркировке табачной продукции, с 1 июня стартовал проект по маркировке обуви.

ЦРПТ принадлежит структурам совладельца USM Holdings Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и управляющего партнера Almaz Capital Partners Александра Галицкого.

ЦРПТ готов вместе с представителями отрасли провести пилотный проект по маркировке готовой и упакованной молочной продукции, если такое решение будет принято правительством, заявил РБК заместитель гендиректора центра Реваз Юсупов. Более того, ЦРПТ уже сотрудничает с Danone — соглашение о проведении добровольного эксперимента по маркировке готовой продукции было подписано на прошедшем в мае Петербургском международном экономическом форуме. Предполагается, что система маркировки и «Меркурий» будут действовать взаимосвязанно, говорит Юсупов. По его словам, «Меркурий» будет прослеживать молоко от коровы до завода, а ЦРПТ — от завода, когда молоко окажется в упаковке, до прилавка.

Затраты на внедрение маркировки для готовой молочной продукции сопоставимы с расходами на внедрение ЭВС, но риски для бизнеса меньше, говорит исполнительный директор Союзмолока Артем Белов. Ранее Danone , что затраты на ЭВС приведут к удорожанию 1 кг продукции примерно на 4,5 руб. — для молока это около 10%. Оценивать затраты на маркировку пока преждевременно, они будут ясны по итогам пилотного проекта с Danone, добавляет Белов.

Представители Danone и PepsiCo (вместе они, по оценке Союзмолока, занимают не менее 15% рынка товарного ​молока) от комментариев отказались.

Война с «Меркурием»

О необходимости введения электронной ветеринарной сертификации производители продуктов питания, прежде всего переработчики молока, и Россельхознадзор спорят уже давно. В ноябре прошлого года Danone и PepsiСo , что из-за «Меркурия» могут возникнуть перебои в поставках молока, а молочная продукция может подорожать примерно на 10%. Оснований для этого нет, отвечали на это в Россельхознадзоре.

Молочный бизнес заинтересован в реализации системы прослеживаемости, но в данный момент столкнулся с техническими трудностями при интеграции системы ЭВС, заявил РБК предправления Союзмолока Андрей Даниленко​. «Мы хотели бы рассмотреть возможность использования системы маркировки как альтернативы ветсертификации для готовой продукции», — отметил он.

Маркировка не решит проблему с прослеживаемостью продукции, категорична Юлия Мелано. Она объясняет, что «маркировка — это просто иное отражение состава продукта на этикетке, она не дает информации о том, на каком поле был выращен продукт или какие антибиотики применялись при его производстве». Производители зачастую обманывают потребителя, фальсифицируя продукт, указывает представитель Россельхознадзора, а при внедрении «Меркурия» будет невозможно завезти на завод 100 т молока и вывезти 100 т «натурального» сливочного масла, скрыто добавив в продукцию растительные жиры.

По оценкам Россельхознадзора, к переходу на ЭВС готовы 30-50% участников рынка. В ведомстве не считают, что продовольственному рынку грозит коллапс, и перенос сроков внедрения ЭВС категорически не поддерживают, уточняет Мелано. Пик перехода производителей, поставщиков и других участников рынка на ЭВС в Россельхознадзоре ожидают в июне. Те, кто не успеет перейти на ЭВС в установленный срок, могут сделать это и после 1 июля, добавляет Мелано.

Определенные категории продукции, согласно законодательству, должны проходить обязательную ветеринарную сертификацию. По ее результатам выдается бумажное свидетельство о соответствии качества товаров установленным нормам и требованиям. Между тем уже довольно длительное время обсуждается вопрос о переходе на электронную ветеринарную сертификацию . Рассмотрим далее плюсы и минусы новой системы.

Общие сведения

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору давно планирует заменить бумажную сертификацию электронной. Для этого разработано специальное интернет-приложение. Оно называется ГИС "Меркурий".

Приложение можно открывать непосредственно в браузере и указывать необходимые сведения о продукции, чтобы впоследствии получить сертификат.

Вместе с ГИС "Меркурий " будут запущены и другие вспомогательные системы "Веста", "Аргус", "Цербер". Последняя будет использоваться для отслеживания и учета юридически значимых операций. Система "Веста" предназначена для регистрации результатов лабораторных анализов. Приложение "Аргус" уже применяется на практике для оформления разрешений на ввоз продукции.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору предполагает, что новый порядок позволит существенно сократить бюрократизм и ускорить выдачу документации. Кроме того, заинтересованным лицам не придется возить с собой бумажные сертификаты, достаточно знать номер разрешения. По нему уполномоченные органы смогут проверить тип продукции и происхождение.

Нужны ли перемены?

Многие производители интересуются, зачем Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору понадобилось менять правила. Собственно, такой вопрос вполне логичен, поскольку в действующем отечественном законодательстве есть немало пробелов.

В странах проводится для обеспечения безопасности населения. Лабораторные исследования проводятся для выявления и предотвращения опасных заболеваний. В ВТО полагают, что сертификат необходим исключительно для защиты от инфекций.

В российском законодательстве нигде не указано, зачем нужен сертификат. Отсутствует и нормативный акт, закрепляющий перечень неблагонадежных поставщиков или регионов, в которых высока вероятность возникновения эпидемий у сельскохозяйственных животных.

Между тем в России существуют ГОСТы, санитарно-эпидемиологические правила и требования, а также действует Закон, регламентирующий санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Соответственно, ошибочно говорить о том, что ветеринарная сертификация (электронная или бумажная) не имеет смысла.

Специфика веб-приложения

Предполагается, что будет работать следующим образом. Для получения сертификата пользователь должен войти в систему. Это действие предполагает введение информации о партии товара. Если продукция выпущена в РФ, этих данных достаточно. Если же товар зарубежного производства, дополнительно необходимо иметь сертификат, оформленный в стране происхождения товара.

Приложение не просто собирает данные, но и отслеживает их. Это необходимо для того, чтобы новый сертификат оформлялся только подтверждения введенной ранее информации. Таким образом, обмануть систему проблематично.

Если будет выявлена ошибка в выдаче сертификата, то документ можно оперативно отозвать.

Подсистемы

Они особенно важны для производителей молочной продукции. Электронная ветеринарная сертификация предусматривается для импортируемых товаров и изделий, перемещаемых по территории России. В первом случае используется подсистема "Склад временного хранения", во втором - "Государственная ветеринарная экспертиза".

Между тем ГИС еще не до конца сформирован. В ней, в частности, отсутствуют модули, необходимые для внесения данных о сырье и продукции.

При пробном внедрении разработчикам не удалось установить возможность интеграции приложения в автоматизированные системы молокозаводов. При этом, как отмечали представители Национального союза производителей, в отрасли наблюдается недостаточный уровень автоматизации.

Нормативное обеспечение

Дискуссии о целесообразности введения, правилах организации электронной ветеринарной сертификации велись очень оживленно. В 2014 году Минсельхоз выпустил наконец распоряжение. Им был утвержден порядок оформления электронной документации (Приказ 281).

Электронная ветеринарная сертификация должна осуществляться по правилам, предусмотренным в этом распоряжении. Между тем производители и эксперты отмечают, что содержание принятого акта имеет существенные отличия от проекта, который обсуждался с бизнес-сообществом. Надо сказать, что во время этих дискуссий изготовители выдвигали немало рациональных предложений, которые могли бы предупредить возникновение спорных моментов.

Ответственность переработчиков

До настоящего времени документы в молочной отрасли оформлялись исключительно на сырье. Предполагается, что станет обязательной и для переработчиков.

Документ, в частности, понадобится для молока (сухого в том числе), творога, сыра, масла. В такой ситуации есть риск дублирования функций двух ведомств - Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Проблемы

Если говорить о плюсах и минусах электронной ветеринарной сертификации , то производители и переработчики пока видят только недостатки. Но если изготовителям процедура получения документа уже знакома, и перестроиться на электронный формат взаимодействия с органами власти им будет несложно, то у переработчиков возникнет немало проблем.

Сложности связаны в первую очередь с тем, что разработчики электронной ветеринарной сертификации не учли ряд особенностей деятельности этих субъектов.

Для получения документа переработчикам нужно указывать источник сырья каждой партии. Многие из них принимают сырье у нескольких производителей. Зачастую, количество поставщиков доходит до 100. Многие переработчики, исполняя поручения администрации регионов, собирают сырье у мелких фермеров. Это позволяет поддерживать сельскохозяйственную отрасль.

Возить для каждого из поставщиков отдельную цистерну, разумеется, невыгодно. Соответственно, на этапе сбора сырья оно перемешивается. Указать источник в результате просто невозможно.

У заводов достаточно много партий продукции. Даже при небольшом числе поставщиков сырья предприятию придется собрать внушительное количество сертификатов для каждой партии.

Кроме того, для получения документа переработчик должен указать место реализации продукции. Такой информацией субъекты располагают далеко не всегда.

Стоимость

Формально за оформление не предусмотрено взимание платежей. На практике же перерабатывающим предприятиям придется обратиться за помощью к компетентным специалистам, чтобы те занялись всей этой процедурой.

Как полагают многие хозяйствующие субъекты, себестоимость производства может повыситься как минимум на 1-1,5 %. К примеру, был составлен расчет для предприятия, объем переработки которого составляет 200 т/сутки. За год заводу придется потратить порядка 10 млн руб. на внедрение Эти расходы негативно повлияют на себестоимость продукции - она повысится на 5 %.

Когда заработает система?

Вполне возможно, что никогда. Чиновники отложили введение системы на 2018 г. Однако это не означает, что переработчикам придется оформлять бумажные документы. По словам Александра Ткачева (руководителя Минсельхоза), эти субъекты могут быть освобождены от обязанности получать сертификат.

Дополнительные нюансы

Несмотря на то что внедрение сертификации в электронном виде отложено, региональные власти уже сейчас активно ведут подготовку к этой процедуре.

С 01.01. 2018 г. будет действовать расширенный перечень продукции, на которую необходимо оформлять документ. В список внесены:

  • Готовые молочные изделия.
  • Консервированные и готовые продукты из рыбы, мясных субпродуктов и мяса.
  • Макаронные изделия с рыбной/мясной начинкой.
  • Готовые супы, бульоны и прочие изделия, содержащие сырье животного происхождения.

Электронная сертификация позволит проследить движение продукции от места сбора и производства до поставки конечному потребителю. При этом предусмотрена возможность поиска и удаления из оборота некачественного и опасного товара.

Стоит сказать, что сопроводительную ветеринарную документацию вправе оформлять не только сотрудники государственной ветслужбы, но и специалисты в области ветеринарии, аттестованные в установленном порядке, представители предприятий и индивидуальные предприниматели.

Электронный сертификат должен быть оформлен не только на перерабатывающие предприятия либо оптово-розничные базы, но и розничные магазины, сети общественного питания (столовые, кафе и так далее), детсады, школы, больницы. Документ в обязательном порядке должен погашаться уполномоченным лицом.

Сегодня отмечается активность предпринимателей в решении вопросов о регистрации в ГИС "Меркурий". Так, в Кировской области для получения доступа уже обратилось порядка 400 юрлиц и ИП. Однако, как отмечает госинспектор отдела ветнадзора, эта цифра соответствует лишь 10 % от общего количества зарегистрированных субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность в области производства и реализации продукции животноводства.

Заключение

Во избежание проблем с контролирующими организациями региональные власти настоятельно рекомендуют предпринимателям в ближайшие месяцы получить доступ к ГИС. В некоторых регионах реализация программ по переходу на электронную сертификацию начнется уже с октября этого года. К концу года в ряде субъектов планируется запретить прием и перемещение продукции без электронного сертификата.

Руководству предприятий, занимающихся оборотом сельскохозяйственной продукции, надлежит предпринять исчерпывающие меры по внедрению электронной сертификации. В перечень мероприятий, в числе прочего, входит и обучение сотрудников работе в ГИС, оборудование рабочих мест необходимыми техническими средствами (компьютером с выходом в сеть Интернет). Учетная система должна быть интегрирована с ГИС через специальный универсальный шлюз.

Milknews продолжает серию публикаций о том, как проходит процесс внедрения электронной ветеринарной сертификации на молочных предприятиях. О том, что такое ЭВС, которая будет введена на всех заводах с 2018 года, можно прочитать здесь.

Заместитель Руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Николай Власов рассказал на прошлой неделе в своем блоге на официальном сайте ведомства о том, как продвигается внедрение электронной ветеринарной сертификации в России.

Со слов чиновника, процесс идет успешно, количество оформленных сертификатов растет, а бизнес всецело этот процесс поддерживает. Однако в молочной отрасли, по словам Власова, ситуация провальная.

Так как в торможении проекта в молочной отрасли ветеринары обвиняют Союзмолоко , Milknews узнал, почему в организации против ЭВС и системы прослеживаемости.

Прямая речь

Артем Белов , исполнительный директор Союзмолоко: «На сегодняшний день, как мы видим, Россельхознадзору и молочной отрасли пока не удалось достичь согласия и начать реализовывать пилотные проекты по ЭВС в конструктивном ключе.

Несмотря на то, что молочная отрасль по-прежнему выступает против внедрения ветеринарной сертификации в отношении готовой продукции, Россельхознадзор в публичной плоскости уверяет в обратном.

В последнем сообщении службы говорится, что «cреди тех, кто поддерживает сейчас электронную сертификацию сырого молока, оказалась одна из двух компаний, которые наносили самый большой вред процессу внедрения. Это компания «Данон ». Сейчас эта компания является (или декларирует, что является, — скоро мы это поймем) активным сторонником электронной сертификации сырого молока, и мы запускаем по их просьбе в Кемеровской области пилотный проект в данном направлении».

Это утверждение верно. Однако, как неоднократно заявляло Союзмолоко, все члены союза поддерживают ветеринарную сертификацию для молока-сырья: это удобно и экономично. В этом утверждении г-на Власова нет ничего нового, и говорить о том, что ряды противников ЭВС среди «молочников» поредели, не приходится. Манипуляция фактами в данном случае происходит для того, чтобы заверить тех переработчиков, которые еще не погрузились в процесс, в том, что ЭВС — это нужная, легкая в осуществлении и якобы бесплатная процедура. В то же время перерабатывающая отрасль по-прежнему выступает против распространения ветсертификации на готовую продукцию. Мы системно обосновываем свою позицию и готовы повторить свои аргументы вновь».

1. Ветсертификация готовой молочной продукции не соответствует законодательству Таможенного союза.

Есть решение Таможенного союза, которое четко закрепляет, что ветеринарные сертификаты для подконтрольных товаров оформляются только при пересечении территории союза и при перемещении товаров с территории одной страны на территорию другой.

2. Минсельхоз и подведомственные ему учреждения (Россельхознадзор) не имеют полномочий проверять готовую молочную продукцию.

Согласно Постановлению Правительства от 14.12.2009 №1009 в объекты ветеринарного надзора со стороны Минсельхоза входит продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке (то есть молоко-сырье). Готовая молочная продукция находится в юрисдикции Роспотребнадзора.

3. Мы ставим себя в заведомо невыгодные экономические условия по сравнению с Республикой Беларусь, где такой формы ветсертификации нет.

В Беларуси требование о сопровождении ветеринарными сопроводительными документами готовой молочной продукции при перемещении по территории страны отсутствует. В России при подготовке к введению ЭВС переработчики должны будут потратить миллионы рублей для найма новых сотрудников, технического оснащения, изменение системы логистики. Кто из нас будет экономически более конкурентоспособен: белорусские или российские производители?

4. Ветеринарные сертификаты для готовой молочной продукции противоречат международной практике.

В Европейском союзе готовая молочная продукция, произведенная в государствах — членах ЕС, в соответствии с регламентами ЕС 852/2004, 853/2004 и 854/2004 при перемещении по территории ЕС не сопровождается ветеринарными сопроводительными документами. Прослеживаемость такой продукции обеспечивается внесением грузоотправителем в товарно-сопроводительные документы информации (идентификационных номеров) о ветеринарной аттестации производственного объекта, производящего эту пищевую продукцию, или предприятия, поставляющего животное сырье для производства готовой пищевой продукции.

5. Нормы ВТО не требуют от России введения ветеринарной сертификации готовой молочной продукции.

Соглашениями ВТО предусмотрено, что все меры должны быть научно обоснованными и (или) основываться на международных стандартах. В соответствии с соглашением Всемирной организации здоровья животных (Международного эпизоотического бюро) ветеринарный сертификат на живых животных и продукты животного происхождения требуется только в случае экспорта (импорта) продукции.

Вся импортная готовая молочная продукция поступала и поступает на территорию всех стран ТС в сопровождении ветеринарного сертификата. Однако осуществление ветеринарного контроля (надзора) в отношении готовой молочной продукции и ветеринарной сертификации готовой молочной продукции на территории России в настоящее время не осуществляется.

Российские молочные предприятия в середине 2000-х годов были успешно авторизованы на осуществление экспорта готовой молочной продукции в страны Европейского союза. При осуществлении экспорта ветеринарные сертификаты оформляются для каждой товарной партии молочной продукции.

Таким образом, тезис Россельхознадзора о том, что отсутствие ветеринарного сертификата при обращении готовой молочной продукции на территории России будет препятствием для осуществления экспорта такой продукции в третьи страны, а также нарушит принцип эквивалентности в торговле, установленный соглашениями ВТО, не является обоснованным.

6. Ветеринарная сертификация не является обязательным инструментом обеспечения прослеживаемости и не применятся для достижения этой цели.

Ни в одной стране мира система прослеживаемости не предполагает оформления специальной дополнительной товарно-транспортной документации, а ветеринарный сертификат не является инструментом прослеживаемости.

Кроме того, организация операций, поставок сырья и процессинга на молочном заводе предполагает, что в одной партии готового продукта может быть смешано до 40-50 партий сырого молока и продуктов его переработки, а именно сливок и обезжиренного молока, используемых для нормализации молочных смесей. В связи с этим ЭВС для каждой партии продукта не обеспечит на молочном предприятии прослеживаемость по принципу «от коровы до прилавка».

Также ветеринарная сертификация готовой молочной продукции, в том числе в электронном виде, осуществляемая в целях декларируемой Россельхознадзором прослеживаемости «от поля до прилавка», в настоящее время является просто профанацией, так как в России животные (коровы) не идентифицированы.

7. Молочные предприятия и другие участники рынка не готовы к внедрению ЭВС.

Большинство участников молочного рынка не имеют собственных электронных автоматизированных систем. Очевидно, что повсеместное внедрение системы ЭВС в объявленные сроки невозможно не только ввиду недостаточности времени адаптации и проблем системы, но и из-за технической неготовности большинства участников рынка, в том числе частных и фермерских хозяйств, а также компаний мелкооптовой и мелкой розничной и неорганизованной торговли, дистрибуционных компаний.

8. Ответа на вопрос, что делать, если система ЭВС дала сбой, нет.

Огромная проблема — обеспечение оформления электронных ветеринарных сертификатов в условиях сбоя ЭВС и (или) операционных автоматизированных систем производителей готовой молочной продукции. Данная проблема критична из-за коротких сроков годности продукции и недопустимости сбоя логистических операций с молоком-сырьем и операций по отгрузке готовой продукции по причине невозможности оформить электронный ветеринарный сертификат.

9. ЭВС влечет за собой огромные затраты и риски, несмотря на то, что Россельхознадзор активно декларирует ее бесплатность и удобность.

Предварительные расчеты капитальных затрат показывают, что стоимость интеграции системы ЭВС с электронными системами участников рынка составит свыше 200 млн рублей на один завод. Сроки реализации проекта могут достигать 5 лет при условии устранения разработчиками многочисленных проблем системы.

Кроме того, сам принцип работы ЭВС, когда молочный завод не сможет ни принять сырье, ни отгрузить продукцию без оформления ветеринарного сертификата в системе ЭВС, ведет к колоссальным проблемам в части замедления логистики и нарушения производственных процессов.

10. Ветеринарная сертификация, в том числе в электронном виде, никак не позволит повысить эффективность борьбы с фальсификацией.

Не отражая в полной мере движения сырья в производственном процессе, ЭВС не может учитывать такие факторы, как смешение молочного сырья и немолочных компонентов (например, фруктово-ягодных наполнителей и т. д.) по всей технологической цепочке, рецептуры, степень использования составных частей молока, включая переработку вторичного молочного сырья — сыворотки и пахты. Учет и сопоставление в системе ЭВС расхода сырья и выхода готовой продукции не даст желаемого результата, т. к. с учетом технологий и разнообразия ассортимента на одном предприятии объем молочного сырья и готового продукта значительно различается, а единые нормы расхода сырья для разных предприятий не могут быть установлены в принципе.

Союзмолоко продолжает настаивать, что электронная ветсертификация нужна для сырья, но совершенно нецелесообразна для готовой продукции.

Правительство заявило о необходимости создания «дорожной карты» для внедрения электронной ветеринарной сертификации на сырое молоко. Об этом говорили на совещании под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича с участием главы Роспотребнадзора Анны Поповой, замминистра юстиции Юрия Любимова и первого замглавы Минсельхоза Джамбулата Хатуова. Как говорится в сообщении «», переход с бумажных сертификатов на сырое молоко на электронные поддерживается бизнесом, однако сохраняются опасения о технической готовности российских фермерских хозяйств провести его до конца этого года.

Согласно действующему законодательству, с 2018 года на всех предприятиях молочной отрасли должна быть введена новая система электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) — как на сырое молоко, так и на готовую молочную продукцию. Что касается последней, то на совещании было принято решение о дополнительной проработке вопроса целесообразности внедрения для нее ЭВС. По мнению представителей «», в сертификации безопасной обработанной продукции нет необходимости, к тому же эта процедура является затратной.

Ранее замруководителя Россельхознадзора Николай Власов после «контактов с бизнес-сообществом» предлагал отложить срок введения ЭВС для готовой молочной продукции на один год — до 1 января 2019-го. Кроме того, для тех, кто к этому времени не успеет подготовиться, он обещал предусмотреть переходный период «без больших штрафов». Однако представители молочной отрасли настаивают, что ветсертификацию для готовой продукции необходимо совсем отменить, так как сейчас ее качество и так уже контролирует Роспотребнадзор . «Мы с самого начала стоим на том, чтобы вообще исключить готовую продукцию из ветеринарной сертификации, оставив только оформление ветсертификатов при импорте и экспорте. Так как это не соответствует ни международной практике, ни практике внутри Таможенного союза и ведет к существенным дополнительным затратам для производителей молочной продукции», — ранее говорил «Агроинвестору » председатель правления «» Андрей Даниленко. По его оценке, включение в систему готовой молочной продукции обойдется перерабатывающей отрасли в миллиарды рублей, которые придется потратить на оплату труда новых специалистов, переоборудование заводов и прочие расходы.

Закон о переходе всей ветсертификации в электронную форму был принят в 2015 году. Основная его идея в том, чтобы оформлять электронные ветеринарные сертификаты могли не только государственные ветврачи, но и аттестованные частные ветеринары и представители производителей. Электронные сертификаты оформляются в федеральной системе «Меркурий», оператором которой определен Россельхознадзор . С середины 2015 года по 2018 год производители проводят электронную сертификацию на добровольной основе.

По данным Россельхознадзора, с июля 2015 года по декабрь 2016 года оформлено 33,3 млн электронных ветеринарных сопроводительных документов (ВСД). Из них почти 80% — транспортные ВСД и лишь 20% — производственные. При этом в различных регионах динамика оформления электронных ВСД существенно различается. Лидерами по переходу на электронные ветеринарные документы являются Челябинская и Вологодская области, а также Краснодарский край — в каждом из этих регионов оформлено более 1 млн сертификатов. В то же время в девяти регионах в декабре прошлого года в системе «Меркурий» не оформлено ни одного электронного сертификата, в том числе в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Новгородской области, Северной Осетии, Чечне и Крыму.