Что такое договор концессии — простыми словами о важном. Смотреть что такое "Концессия" в других словарях

Источник: http://www.urbaneconomics.ru/

Одним из путей сокращения расходной части бюджета может стать уменьшение бюджетных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство. Механизм уменьшения расходов - передача в делегированное управление (концессия, долгосрочная аренда, договор на управление) муниципальных предприятий коммунальной сферы. Благодаря своим преимуществам договоры долгосрочной аренды и концессии приобретают все большее распространение в области инфраструктуры. Такие договоры полностью действуют или находятся в стадии реализации в 37 странах, включая 18 стран с низкими бюджетными доходами. В международном понимании “концессия” включает в себя все характеристики договора аренды предприятия как имущественного комплекса, но накладывает на организацию-концессионера дополнительные обязательства в области капиталовложений, необходимых для оговоренного расширения производства или увеличения мощностей для замены основных фондов. В Гражданском кодексе России существует понятие “концессии” (гл. 54, ст. 1027-1040 “Коммерческая концессия”), однако в данной главе понятие “концессия” рассматривается в узком его значении как предоставление права на использование комплекса исключительных прав - франчайзинг. Поэтому положения данной главы ГК не применимы к передаче прав по использованию и эксплуатации имущественных комплексов - предприятий и объектов муниципальной инженерной инфраструктуры. Исходя из этого, в российской практике при передаче муниципального предприятия в концессию имеет смысл заключать договор на аренду предприятия как имущественного комплекса с дополнительными условиями по вложению арендатором денежных средств в реконструкцию и модернизацию данного предприятия.

Основными преимуществами использования механизма передачи предприятий в делегированное управление (концессию) являются:

  1. Ограничение финансового участия муниципальных образований в осуществлении проектов.
  2. Создание конкурентной среды в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Несмотря на то, что в каждый определенный момент времени существует только один поставщик данного вида услуг - концессионер, конкуренция возникает до подписания контракта, в результате рассмотрения заявок претендентов, а также по истечении срока договора, когда требуется его возобновление. В результате этого существует конкуренция за рынок, несмотря на то, что в течение срока договора конкуренция на рынке отсутствует.
  3. Приток денежных средств в регион.
  4. Концессионер затрачивает более половины средств, вкладываемых в проект, на территории его реализации в виде приобретения части необходимых материалов, найма рабочей силы и т.д.
  5. Строительство или реконструкция объектов коммунального назначения создает дополнительное количество рабочих мест в городе.
  6. В делегированное управление могут передаваться как предприятия в целом, так и отдельные объекты коммунальной инфраструктуры, что позволяет расширить круг возможных инвесторов.
  7. После истечения срока договоров в собственность муниципального образования переходит самое современное оборудование.

При проведении переговоров о передаче муниципального предприятия в концессию необходимо обратить особое внимание на следующие вопросы:

1. Цена, которую концессионер готов заплатить за право эксплуатации предприятия или объем государственных капиталовложений (субсидий)

Стоимость передачи муниципального предприятия в концессию зависит от технического состояния объекта, размера вложений, которые необходимо предпринять концессионеру в будущем, размера устанавливаемого тарифа и нормы рентабельности, срока концессии и других факторов. В случае, если размер необходимых капиталовложений не может быть полностью окуплен концессионером в течение срока концессии, администрация муниципального образования может взять на себя обязательства по осуществлению части капиталовложений.

2. Плата, взимаемая концессионером за предоставление услуг

В международной практике предприятие-концессионер продает услуги по тарифу, состоящему из двух частей: фиксированная плата, которая за время срока концессии должна составить сумму, необходимую для возврата капитальных вложений, и плата за реально предоставленную услугу, рассчитываемая с учетом себестоимости и оговоренной в договоре нормы рентабельности. Основная задача заключается в том, чтобы обеспечить финансовую привлекательность вложений и в то же время защитить общественные интересы. В тех случаях, когда администрация муниципального образования видит свою роль главным образом в защите интересов потребителей, она может не взимать с концессионера дополнительной платы и предоставить контракт на основе предложения низшей цены, которая будет взиматься с потребителей. Но для предотвращения снижения качества услуг необходимо ввести минимальные стандарты качества предоставляемых услуг. Также должны быть оговорены условия пересмотра тарифов.

3. Срок концессии

Срок концессионного договора должен быть достаточен для возврата вложений концессионера и получения им прибыли. В международной практике продолжительность срока концессии обычно связывается с продолжительностью жизненного цикла основных активов.

Принятые в международной практике сроки концессионных договоров: платные дороги - 30 лет, электроэнергетика -15 лет, гидроэнергетика - 30 лет, водоснабжение и водоотведение -5-30 лет, переработка и удаление твердых отходов - 4 года.

4. Схема, по которой муниципальное предприятие передается в концессию

Исходя из анализа существующей ситуации, на данный момент оптимальной является схема передачи муниципального предприятия в аренду как имущественного комплекса.

Использование данной схемы снимает ряд проблем:

  • предприятие остается муниципальным и подпадает под регулирование муниципального органа;
  • все построенные концессионером объекты автоматически переходят в собственность города;
  • отпадает необходимость в осуществлении расходов, которые необходимо произвести в случае ликвидации муниципального предприятия;
  • уменьшается возможность хищений в период реорганизации предприятия.

5. Состав и периодичность предоставляемой концессионером отчетности

Возможные формы отчетности - годовые отчеты, технические отчеты, финансовые отчеты, отчет о прибылях и убытках, условия контроля со стороны местных органов власти.

6. Критерии, на основании которых оценивается работа концессионера

Оговариваются показатели, обязательные для выполнения концессионером, например, бесперебойность, качество предоставляемых услуг, поддержание определенного уровня технического состояния объекта и т.д. Также должен быть оговорен порядок досрочного прекращения договора концессии в случае невыполнения концессионером каких- либо условий.

7. Права и обязательства сторон по окончании срока действия контракта

Должны быть оговорены условия передачи предприятия после окончания срока договора. Например, по окончании срока концессии концессионер обязан вернуть местному органу самоуправления безвозмездно и в нормальном рабочем состоянии все объекты инфраструктуры и оборудование, являющиеся неотъемлемыми частями имущественного комплекса. Объекты инфраструктуры и оборудование, развитие которых финансировалось концессионером, также должны быть возвращены местному органу самоуправления, и, если они еще не самортизированы полностью, то концессионеру должна быть выплачена компенсация, размер которой устанавливается на договорной основе или в результате оценки с учетом, в частности, сумм амортизации.

1. Договор передачи муниципального предприятия в концессию.
2. Предоставление гарантий перечисления доли города в финансировании бюджетных средств.
3. Управление предприятием. Финансирование капитальных вложений.
4. Перечисление доли города в капитальных вложениях.
5. Утверждение тарифов. Контроль.
6. Предоставление услуг.
7. Оплата услуг.
8. Возврат вложений и прибыль.

Особенности. В концессию передается предприятие как имущественный комплекс. Концессионер занимается и производством, и продажей услуг. С целью привлечения инвесторов город принимает участие в финансировании капитальных вложений.

Преимущества. Возможность проведения конкурса на право финансирования реконструкции и управления предприятием, что позволяет выбрать концессионера, предлагающего более низкие цены за свои услуги. Уменьшаются бюджетные расходы.

Недостатки. Необходимость организации конкурса администрацией, что осложняется тем, что в настоящее время существует ограниченный круг потенциальных конкурсантов из-за высокого уровня монополизации производства в области коммунальных услуг.

Приложение. Основные условия, обсуждаемые при передаче муниципального унитарного предприятия “Водоканал” в концессию

Общие экономические условия и срок договора: определение концессии, срок договора, обязанности сторон.

Предмет и объем концессии: состав имущественного комплекса - предприятия, права на обслуживание потребителей-абонентов, определение территории, на которую распространяется действие концессии.

Обслуживание потребителей: нормативные правила обслуживания, заявка на подключение, регулирование взаимоотношений с потребителями, контроль за деятельностью со стороны потребителей, договоры с третьими лицами.

Управление персоналом: обслуживающий персонал, представители концессионера.

Инфраструктура и оборудование: общие принципы, профилактические и ремонтные работы, обязательство проводить профилактические работы, подключение к сети, счетчики, капитальный ремонт, увеличение мощностей и расширение сетей, продление коммуникаций по заявкам потребителей, право концессионера на осуществление контроля.

Определение цен: цены и базовые ставки (водоснабжение, водоотведение, прочие услуги), колебания цен, контроль за выполнением финансовых условий.

Пересмотр цен и формула изменения цен: пересмотр и индексация цен на услуги по водоснабжению (водоотведение, прочие услуги), порядок пересмотра.

Налоги: налоги, дополнительные платежи и сборы.

Гарантии, санкции и арбитражные оговорки: гарантийный залог, финансовые санкции и штрафы, принудительные санкции: передача под временный контроль, разрешение споров и применимое право.

Окончание договора: передача имущественного комплекса по окончании договора, непрерывность обслуживания по окончании договора, возврат оборудования, возврат имущества, персонал предприятия.

Технические условия

Описание предприятия водоснабжения: инвентаризация имущества, передаваемого концессионеру, передача оборудования при вступлении договора в силу, передача вновь вводимого оборудования в период действия договора, особые условия.

Эксплуатация: производство и поставка услуг, источники водоснабжения и места сброса сточных вод, нормативы и стандарты качества, объем и качество предоставляемых услуг, счетчики, проверка счетчиков, снятие с них показаний, противопожарная безопасность.

Строительные и инженерные работы: условия проведения строительных и инженерных работ, работы, выполняемые концессионером, работа на объектах инфраструктуры муниципального и общего пользования, контроль за исполнением работ, порученных концессионеру.

Отчетность: годовые отчеты, технические отчеты, финансовые отчеты, отчет о прибылях и убытках, контроль со стороны местных органов власти.

Услуги по передаче предприятия в концессию : схема, договор, сроки и условия

Экономика большинства стран зависит от инвестиционного капитала , и зарубежного в том числе. Наряду с финансами в него входят технологические новшества, новейшие инженерные разработки, высокопрофессиональная рабочая сила. Концессионные договора – это передовой метод решения этого вопроса.

Понятие концессия

Государственная власть считает необходимым запустить какой-либо проект. Например: воздушно-посадочный комплекс, ГЭС, ветка метрополитена, разработка месторождения полезных ископаемых. Составление проектно-сметной документации и строительные работы требуют больших финансовых вложений. В этом деле немаловажно участие опытных инженерно-технических работников. Немаловажно найти серьёзного исполнителя подряда. Далеко не во всех организациях присутствуют все эти условия сразу. Может сказаться недостаток средств.

В таком случае исполнителю работ предоставляют возможность пользования объектом для получения прибыли. Тогда вложенные в строительство средства, не только окупятся, но и принесут выгоду.

Таким образом, концессию можно определить, как передачу органами государственной власти особых прав застройщику на создание оговорённого объекта, который затем передаётся в собственность государства или муниципалитета. В награду фирма наделяется правом использовать построенный ею объект ещё какое-то время.

Пример концессионного пользования – сооружение моста на реке Оби, что в Новосибирском регионе, а также финансовые вложения в водопроводную систему Волгоградского региона.

Запомните: понятия аренды и концессии не идентичны. Арендуя что-либо, используют готовые объекты за определённые деньги. Концессионное соглашение основано на необходимости вложения средств в строительство или реструктуризацию уже созданного когда-то объекта, и только потом его использование ради прибыли.

В нашей стране история насчитывает немало примеров концессии. Она уходит корнями в средневековье, когда очень распространены были откупы. Сбор налогов с граждан в государственную казну был прерогативой частников. Заниматься этим делом могли только те фирмы, деятельность которых была однотипной. К примеру, торговля водкой.

Концессионное соглашение

Де-юро оно основано на договорных отношениях. В договоре прописываются следующие пункты:

  1. Общие положения, содержащие информацию об организациях, являющихся сторонами договора, преследуемые цели, что они намериваются делать. Такого рода соглашения обычно заключаются после электронных аукционов. В таком случае в тексте ссылаются на итоговый протокол.
  2. Параметры: размер объекта, производственная мощность, период возведения, другие данные. Более подробно описание даётся в паспорте.
  3. Алгоритм эксплуатации сооружения, сумма оплаты и её периодичность.
  4. Правовые аспекты и обязательства компании, являющейся концессионером. Она может самостоятельно строить, либо привлечь наёмную силу. Нельзя менять предназначение объекта. Все технические требования, обозначенные в документах, должны быть соблюдены. По истечении периода использования, компания должна передать объект в государственную собственность.
  5. На что имеет право, и какие обязанности несёт лицо, именуемое концедентом. Контроль за строительством, соблюдение сроков сдачи объекта остаётся за государством. Параллельно эти функции исполняет и концедент. Он должен в точности соблюдать условия договора и передать исполнителю землю.Интересы концессионера не должны быть ущемлены.
  6. Обеспечительные меры со стороны-концессионера. В число них входит гарантия банка.
  7. Решение спорных вопросов. Для справедливости судебного решения обычно обращаются к независимому арбитражу.
  8. Другие условия.

Каждое проектное решение предусматривает свой договор. Поэтому образцы здесь неуместны.

Понятие концедента и концессионера

Сторон договора две. Одна из них играет роль концессионера , т.е. структуры или лица, которое реализует инвестицию. Чаще всего это частная компания или целая группа.

Вторую сторону представляет определённое государство, выполняющее обязанности концедента. В этом случае подпись под договором ставит премьер-министр, председатель правительства, профильный министр, руководитель региона или муниципалитета. Двухсторонние отношения регулируются договором.

Концессия коммерческого плана

Эта разновидность позволяет юридическому и физическому лицу передоверять свои особые права кому-то другому. В данном случае можно провести аналогию с франшизой. Такие договорные отношения распространены в питании фастфуд.

Владелец бренда за деньги передаёт права на него, а также особенности технологического процесса. По этому шаблону запускаются другие предприятия в разных уголках земли.

Концессия классического типа и коммерческая имеют отличия:

Роль концедента в традиционном виде играет государство, тогда как в коммерческой – любой желающий. При заключении коммерческого договора имущество не переходит из рук в руки.

При коммерческом договоре сторона-концедент хочет получить максимум дохода от своих технологий. Тогда как государственные структуры подписывают договор, чтобы им передали готовый инфраструктурный объект, т.к. само не может построить его.

Плата за концессию

Компания, пользующаяся возведённым объектом, вносит в госбюджет конкретную сумму. Плата рассчитывается несколькими способами. Это может быть доля от полученной прибыли, фиксированная сумма, переуступка собственной недвижимости. О величине платежа стороны договариваются самостоятельно. Концессия помогает развивать и создавать современную инфраструктуру, привлекая ресурсы и технологии.

Что такое концессия? Под ней принято понимать передачу месторождений для добычи природных ресурсов или предприятий в аренду. В России же коммерческая концессия - это покупка идеи и технологии бизнеса.

Концессия - суть отношений

В основе любого бизнеса лежит идея, в развитие которой вкладываются деньги. Необязательно что-то придумывать самому, достаточно взять раскрученный бренд и на его основе получать прибыль. Что такое концессия? Определение содержится в ГК, ст. 1027. Согласно ей, одна сторона предоставляет комплекс исключительных прав, вторая же обязуется произвести оплату и соблюдать условия их использования. Более привычным является термин «франчайзинг».

Договор концессии - что это такое с точки зрения сроков? Стороны имеют право не ограничивать время действия соглашения, но такого почти никогда не происходит. Соглашение заключается между коммерческими организациями или предпринимателями.

В качестве распространенного примера можно указать «Макдональдс». Компания передает технологии, оказывает помощь в развитии бизнеса иным предпринимателям или организациям. Взамен она получает стабильный доход. Так выглядит коммерческая концессия. Что это такое для отечественных предпринимателей? В России сейчас немало предприятий или бизнесменов, организовавших свое дело, используют франчайзинг, и эта система оказалась вполне жизнеспособной. А что такое концессия объектов? Это передача государственного или муниципального имущества предпринимателям во временное пользование по соглашению. Она совершенно несхожа с коммерческой концессией по сути.

Формы франчайзинга

На практике выработано несколько видов концессии: сбытовая, торговая, в области обслуживания и производственная. Сбытовой франчайзинг создается с целью расширения сети для распространения своих товаров. Торговый представляет собой открытие новых магазинов под тем же брендом. Аналогично и в области обслуживания. Производственная форма наиболее сложная, т.к. подразумевает открытие целого предприятия.

Концессия - выгодное мероприятие, т.к. владелец бренда может получить дополнительный доход, не открывая новых филиалов, предприятий и т.д. Все это делают за него другие лица, в то же время появляются дополнительные источники дохода. Приобретатели прав имеют свою выгоду - готовый рецепт бизнеса с оказанием помощи в разных аспектах. Конечно, приходится придерживаться жестких рамок ведения бизнеса, однако это вполне выполнимое требование.

Перед открытием предприятия проводится исследование и выясняется, будут ли товары или услуги пользоваться популярностью в конкретной местности, если речь идет о серьезной торговой марке. Однако так действуют гиганты бизнеса, небольшие компании не так серьезны в этом вопросе.

Исключительные права как предмет договора

Итак, что такое концессия, теперь понятно. Но что же представляют собой исключительные права? Под исключительными правами понимаются возможности по использованию торгового знака, иной фирменной атрибутики, технологии производства или услуги. Оказывается помощь в организации бизнеса, периодически проводятся консультации, осуществляется обучение персонала.

Система оплаты определяется сторонами. Она может быть фиксированной. В неё включается вознаграждение за дополнительные услуги, либо оплату производят за каждую из них отдельно. Границы использования прав четко очерчены договором. В частности, запрещается внесение малейших изменений в технологию, атрибутику, даже если это несет ущерб. Конечно, речь не идет о совершении правонарушений. Это краткий ответ на вопрос о том, что такое концессия.

Права и обязанности правообладателя

Закон содержит общий перечень обязанностей и прав. В каждом случае они находят свое конкретное выражение:

  • передача технической и иной документации для ведения бизнеса;
  • консультирование по вопросам, возникающим в процессе ведения деятельности;
  • выдача лицензии согласно условиям договора;
  • контроль качества продукции или услуг.

Какими правами обладает владелец франшизы? Основное право - получение платы за оказанные услуги. Не менее серьезное условие - сохранение коммерческой тайны.

Обязанности и права пользователя

Обязанности:

  • использовать фирменное наименование или коммерческое обозначение согласно договору, в частности, полностью выдерживать оформление помещений, форменной одежды сотрудников и т.д.;
  • уровень качества производимых товаров или оказываемых услуг должен быть не меньше, чем у правообладателя;
  • производство того же объема услуг и товаров, как и у правообладателя;
  • хранить коммерческую тайну, конфиденциальные сведения;
  • сообщать потребителям о том, что деятельность ведется на основе концессии.

Право на помощь выражается в организации поставок сырья, оборудования. Расплачивается за них непосредственно получатель. Каким образом и в каком объеме они предоставляются - обуславливается условиями соглашения.

Кроме этого, пользователь имеет право продлить контракт, если работа с ним не вызывает у правообладателя нареканий. Отказ в продлении влечет запрет для правообладателя заключать аналогичное соглашение в той же местности с иным лицом. Ограничение действует 3 года. Обойти ограничение можно. Надо лишь заплатить оговоренную сумму бывшему пользователю. Если же договор концессии продлевается, то положение пользователя не может быть ухудшено.

Как заключается соглашение

Как сделать так, чтобы был действительным? Если правообладатель является иностранной организацией или иностранным гражданином, для него обязательно получение разрешения на ведение деятельности. Этим занимается ФНС. Документ составляется в письменной форме и регистрируется в Роспатенте.

Договор концессии - что это такое, по мнению ведомства? Это текст на бумаге с подписями и реквизитами сторон. Листы соглашения номеруются и прошиваются. Проверяется содержание на соответствие законодательству, если выявляются недостатки, документы направляются заявителю на исправление. Нарушение письменной формы ведет к ничтожности соглашения, его незаконности. Отсутствие регистрации предусматривает иные последствия - договор считается незаключенным. Ни у кого не возникает ни прав, ни обязанностей в связи с этим.

Прохождение процедуры может оказаться сложным этапом, поэтому желательно привлечь опытного юриста в области интеллектуального права. Пренебрежение формальностями не позволит в будущем защитить свои права ни одной из сторон.

Концессионные соглашения – правовые основы

С момента принятия в 2005 году Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ в нашей стране появился мощный инструмент для привлечения частного капитала в российскую экономику.

Развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений является одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям позволит, с одной стороны, в максимальной степени защитить вложения инвесторов, с другой – сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.

О правовых основах концессионных соглашений мы и поговорим в этой статье.

Итак, Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее – Закон № 115-ФЗ) был принят 21 июля 2005 года, но поскольку российский институт концессии постоянно совершенствуется, в закон не единожды вносились изменения.

Так что же представляет собой концессия? Для ответа на этот вопрос обратимся к части 1 статьи 3 Закона № 115-ФЗ.

Концессионное соглашение представляет собой договор, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Обязанностью концедента по концессионному соглашению является предоставление концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Иными словами, концессионное соглашение – это договор, в соответствии с которым концессионер за свой счет создает и (или) реконструирует, а также использует в своей деятельности определенное соглашением недвижимое имущество, причем имущество это находится в государственной или муниципальной собственности.

По сути, концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров. К отношениям сторон по такому договору применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из Закона № 115-ФЗ или из существа концессионного соглашения (часть 2 статьи 3 Закона № 115-ФЗ).

Перечень имущества, которое может стать объектом концессионного соглашения, содержит статья 4 Закона № 115-ФЗ, согласно пункту 11 части 1 которой объектом концессионного соглашения могут являться системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо– и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения.

Обратите внимание!

Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, на момент заключения соглашения должен находиться в собственности концедента и на момент передачи его концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. Причем концессионер, реконструирующий объект соглашения, не должен менять его целевого назначения, это недопустимо (части 4, 5 статьи 3 Закона № 115-ФЗ).

Если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона № 115-ФЗ, названное нами выше, такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения (часть 4 статьи 3 Закона № 115-ФЗ).

Типовое концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо– и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социально-бытового назначения утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 года № 748 (далее – Типовое соглашение № 748).

Сторонами концессионного соглашения являются концедент и концессионер. В качестве концедента в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 115-ФЗ могут выступать:

l Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти;

l субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

l муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.

В некоторых случаях от имени концедента могут выступать не только органы государственной власти разных уровней, но и уполномоченные концедентом организации.

В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона № 115-ФЗ и принадлежащее государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по соглашению. Осуществляемые таким предприятием полномочия концедента, в том числе полномочия по передаче объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, определяются концессионным соглашением. При этом такое государственное или муниципальное унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, и подписывает соответствующие акты приема-передачи (часть 1.1 статьи 5 Закона № 115-ФЗ).

Концессионером может быть индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Иными словами, концессия представляет собой уступку государством на определенный срок и на определенных условиях своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным иностранным или отечественным компаниям и коммерсантам.

Перемена лиц по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга допускается с согласия концедента с момента ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения. Концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению. В случае перемены лиц по концессионному соглашению не допускается внесение изменений в условия концессионного соглашения, определяющие технические характеристики объекта концессионного соглашения (часть 2 статьи 5 Закона № 115-ФЗ).

Замена лица по концессионному соглашению в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед кредитором осуществляется путем проведения концедентом конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению. Требования к такому конкурсу установлены частью 5 статьи 5 Закона № 115-ФЗ.

Существенным условием концессионного соглашения является срок его действия. В соответствии со статьей 6 Закона № 115-ФЗ срок действия устанавливается соглашением с учетом следующих факторов:

l срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;

l объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта соглашения и срока окупаемости таких инвестиций;

l других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению.

Плата по концессионному соглашению предусмотрена статьей 7 Закона № 115-ФЗ. Как установлено частью 1 названной статьи, концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта соглашения. Внесение платы может предусматриваться как в течение всего срока действия соглашения, так и в течение отдельных его периодов. Размер платы, форма, порядок и сроки ее внесения концессионером устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

Концессионная плата может быть установлена в форме:

l определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;

l установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

l передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Соглашением может быть предусмотрено сочетание указанных выше форм концессионной платы.

Между тем, концессионное соглашение может и не предусматривать внесение платы концессионером, но лишь при выполнении определенных условий:

l если концессионер реализует производимые товары, выполняет работы или оказывает услуги по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам);

l если условиями концессионного соглашения предусмотрены принятие концедентом на себя части расходов на создание и (или) реконструкцию, использование (эксплуатацию) объекта соглашения или плата концедента по соглашению.

Как заключается концессионное соглашение? Из статьи 13 Закона № 115-ФЗ следует, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения соглашения, за исключением случаев, о которых мы скажем позже.

Соглашения в сфере ЖКХ заключаются в соответствии с уже названным Типовым соглашением № 748 и должны включать в себя все существенные условия, установленные Законом № 115-ФЗ. Помимо этого, соглашения могут включать в себя условия, не урегулированные Типовым соглашением № 748, и не противоречащие законодательству Российской Федерации и конкурсной документации.

Конкурс на право заключения концессионного соглашения согласно статье 21 Закона № 115-ФЗ может быть открытым и закрытым. Разница между открытым и закрытым конкурсом заключается в том, что заявки на участие в открытом конкурсе могут представлять любые лица, участие в закрытом конкурсе могут принимать только лица, которым направлены приглашения о принятии участия в таком конкурсе в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

Закрытый конкурс мы рассматривать не будем, поскольку проводятся такие конкурсы, если соглашение заключается в отношении объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, а также в отношении объектов, имеющих стратегическое значения для безопасности государства.

Рассмотрим порядок проведения открытого конкурса на заключение концессионного соглашения.

Решение о заключении концессионного соглашения принимается концедентом, что следует из статьи 22 Закона № 115-ФЗ. О том, кто может выступать на стороне концедента, мы уже рассказали в статье, но отметим, что чаще всего концедентом становятся муниципальные образования, от имени которых выступают органы местного самоуправления.

Решением должны быть установлены:

l условия и критерии конкурса, а также параметры критериев конкурса;

l срок опубликования сообщения о проведении открытого конкурса. Сообщение публикуется в определяемом концедентом официальном издании и размещается на официальном сайте в сети "Интернет" в срок, установленный конкурсной документацией, не менее чем за 30 рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие в конкурсе. Сведения, которые должны быть указаны в сообщении о проведении конкурса, содержит статья 26 Закона № 115-ФЗ;

l орган, уполномоченный концедентом на утверждение конкурсной документации и внесение в нее изменений, а также на создание конкурсной комиссии и утверждение ее персонального состава. Отметим, что число членов конкурсной комиссии не может быть менее 5 человек (статья 25 Закона № 115-ФЗ), причем членами комиссии не могут быть граждане, представившие заявки на участие в конкурсе или состоящие в штате организаций, подавших заявки, либо граждане, являющиеся акционерами (участниками) этих организаций, членами их органов управления или аффилированными лицами участников конкурса.

Конкурсная документация согласно статье 23 Закона № 115-ФЗ должна содержать, в частности, следующие сведения:

l условия конкурса;

l состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества;

l требования, предъявляемые к участникам конкурса и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников (в случае, если объектом соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 Закона № 115-ФЗ, а именно объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также отдельные объекты таких систем, требования, которые предъявляются к участникам конкурса, не устанавливаются);

l критерии конкурса и параметры критериев;

l исчерпывающий перечень документов, материалов и формы их представления заявителями, участниками конкурса;

l порядок представления заявок на участие в конкурсе и предъявляемые к ним требования, а также место и срок представления заявок;

l порядок, место и срок предоставления конкурсной документации, а также порядок предоставления разъяснений положений конкурсной документации (разъяснения в письменной форме представляются в том случае, если запрос поступил не позднее чем за 10 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в конкурсе; разъяснения направляются каждому заявителю не позднее чем за 5 рабочих дней до истечения срока представления заявок на участие в конкурсе);

l указание на способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, а в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 Закона № 115-ФЗ, требование о предоставлении победителем конкурса в целях обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению безотзывной банковской гарантии в соответствии с требованиями, установленными частями 4 и 4.1 статьи 10 Закона № 115-ФЗ, но не менее чем в определенном конкурсной документацией размере;

l размер задатка, вносимого в обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению;

l размер концессионной платы, форму или формы, порядок ее внесения;

l порядок, место и срок представления конкурсных предложений, а также порядок и срок изменения или отзыва заявок на участие в конкурсе и конкурсных предложений (заявитель вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока представления в конкурсную комиссию заявок на участие в конкурсе);

l порядок, место и дату вскрытия конвертов с заявками;

l порядок и срок проведения предварительного отбора участников, дату подписания протокола о его проведении;

l порядок рассмотрения и оценки конкурсных предложений, порядок определения победителя конкурса, срок подписания протокола о результатах проведения конкурса;

l срок подписания концессионного соглашения, а также требования к победителю конкурса о представлении документов, подтверждающих обеспечение исполнения обязательств концессионера по соглашению.

l срок передачи концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

В случае если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) и решением концедента установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, конкурсная документация должна содержать такие параметры (часть 1.1 статьи 23 Закона № 115-ФЗ).

В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 Закона № 115-ФЗ, в конкурсную документацию также включаются:

l минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера и долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера;

l проект концессионного соглашения и формируемое задание;

l требование об указании участниками конкурса в составе конкурсного предложения основных мероприятий, обеспечивающих достижение предусмотренных заданием целей и минимально допустимых плановых значений показателей деятельности концессионера, с описанием основных характеристик таких мероприятий;

l объем полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя или объем отпуска воды и (или) водоотведения в году, предшествующем первому году действия концессионного соглашения, а также прогноз объема полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, прогноз объема отпуска воды и (или) водоотведения на срок действия концессионного соглашения;

l цены на энергетические ресурсы в году, предшествующем первому году действия концессионного соглашения, и прогноз цен на энергетические ресурсы на срок действия концессионного соглашения;

l потери и удельное потребление энергетических ресурсов на единицу объема полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, на единицу объема отпуска воды и (или) водоотведения в году, предшествующем первому году действия концессионного соглашения (по каждому виду используемого энергетического ресурса);

l величина неподконтрольных расходов (за исключением расходов на энергетические ресурсы, концессионной платы и налога на прибыль организаций);

l один из методов регулирования тарифов (метод обеспечения доходности инвестированного капитала, метод доходности инвестированного капитала или метод индексации установленных тарифов, метод индексации);

l предельные (минимальные и (или) максимальные) значения критериев конкурса, предусмотренных пунктами 2 – 5 части 2.3 статьи 24 Закона № 115-ФЗ;

l предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки концессионера от осуществления регулируемых видов деятельности, предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, по отношению к предыдущему году;

l иные цены, величины, значения, параметры, использование которых для расчета тарифов предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения;

l копия подготовленного отчета о техническом обследовании передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества;

l копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за три последних отчетных периода организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, в случае, если данная организация осуществляла эксплуатацию этого имущества в какой-либо момент в течение указанных периодов и была обязана вести бухгалтерский учет в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете;

l размещаемые на официальном сайте в сети "Интернет" копии предложений об установлении цен (тарифов) за три последних периода регулирования деятельности организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, в случае наличия таких предложений.

Обратите внимание, что конкурсная документация, размещенная на официальном сайте в сети "Интернет", должна быть доступна для ознакомления без взимания платы, что следует из части 4 статьи 23 Закона № 115-ФЗ. Со дня опубликования сообщения о проведении открытого конкурса концедент, комиссия обязаны на основании письменного заявления любого заинтересованного лица предоставлять конкурсную документацию в порядке и сроки, указанные в сообщении о проведении конкурса.

Критерии конкурса определены статьей 24 Закона № 115-ФЗ.

Для участия в конкурсе на заключение концессионного соглашения следует представить заявку, которая должна отвечать требованиям, предусмотренным конкурсной документацией и содержать документы и материалы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к участникам, что следует из статьи 27 Закона № 115-ФЗ.

Заявка на участие в конкурсе должна быть представлена не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении конкурса. Оформляется заявка в двух экземплярах (оригинал и копия) на русском языке в письменной форме. Составляется заявка в произвольной форме. Каждый из экземпляров заявки следует удостоверить подписью заявителя и представить в конкурсную комиссию в отдельном запечатанном конверте. К заявке должна быть приложена опись представленных документов и материалов, оригинал которой остается в конкурсной комиссии, а копия – у заявителя. Опись также должна быть удостоверена подписью заявителя.

Заявка, представленная в конкурсную комиссию, должна быть зарегистрирована в журнале заявок под порядковым номером с указанием даты и точного времени (часы и минуты) ее представления. Порядковый номер заявки и точное время проставляются на копии описи представленных документов и материалов.

Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе согласно статье 28 Закона № 115-ФЗ осуществляется на заседании конкурсной комиссии, причем на этом заседании вправе присутствовать заявители или их представители, которые вправе осуществлять аудиозапись, видеозапись, фотографирование. При вскрытии конвертов объявляются и заносятся в протокол наименование (ФИО) и место нахождения (место жительства) каждого заявителя, конверт которого вскрывается, а также сведения о наличии в заявке документов и материалов, представление которых предусмотрено конкурсной документацией.

После вскрытия всех конвертов, проводится предварительный отбор участников конкурса (статья 29 Закона № 115-ФЗ). По результатам отбора участников комиссия принимает решение о допуске заявителя к участию в конкурсе или об отказе в допуске. Принятое решение оформляется протоколом с указанием лиц, прошедших предварительный отбор и допущенных к конкурсу, и с указанием лиц, которые отбора не прошли и к участию в конкурсе не допущены с обоснованием причин.

Обратите внимание, что решение об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе принимается в случае, если:

l заявитель не соответствует установленным требованиям;

l заявка на участие в конкурсе не соответствует требованиям к заявкам, установленным конкурсной документацией;

l представленные документы и материалы неполны и (или) недостоверны;

l задаток заявителя не поступил на счет в срок и в размере, которые установлены конкурсной документацией (при условии, что предусмотрено внесение задатка).

В течение трех рабочих дней со дня подписания протокола проведения предварительного отбора, но не позднее, чем за 60 рабочих дней до дня истечения срока представления конкурсных предложений конкурсная комиссия направляет участникам конкурса уведомление с предложением представить конкурсные предложения.

Порядок представления конкурсных предложений изложен в статье 30 Закона № 115-ФЗ. Конкурсное предложение оформляется на русском языке в письменной форме в двух экземплярах, один из которых оригинал, другой – копия. Каждый экземпляр удостоверяется подписью участника конкурса и представляется в комиссию, как и заявка на участие в конкурсе, в отдельном запечатанном конверте. К конкурсному предложению прилагается заверенная опись представленных документов и материалов в двух экземплярах. Оригинал описи остается в комиссии, а копия – у участника конкурса.

Конкурсное предложение также регистрируется в журнале под порядковым номером с указанием даты и точного времени (часы и минуты). На копии описи должны быть сделана отметка о дате и времени представления конкурсного предложения с указанием его номера.

Обратите внимание!

Если конкурсной документацией предусмотрено внесение задатка, то после дня окончания представления заявок участник должен внести задаток в порядке, в размере и в срок, установленный конкурсной документацией. После дня истечения срока представления конкурсных предложений задаток не может быть внесен участником конкурса.

Моментом истечения срока представления конкурсных предложений является момент вскрытия комиссией конвертов с конкурсными предложениями. До этого момента участник конкурса еще вправе изменить или отозвать свое предложение.

Вскрытие конвертов осуществляется в порядке, аналогичном предусмотренному для вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе на заключение концессионного соглашения. То есть, при вскрытии конвертов с предложениями так же составляется протокол, куда, в частности, заносятся сведения о содержании конкурсного предложения.

Рассмотрение и оценка предложений осуществляются комиссией в установленном конкурсной документацией порядке. По результатам рассмотрения предложений комиссия принимает решение о соответствии либо несоответствии представленного конкурсного предложения установленным требованиям. Решение о несоответствии согласно части 3 статьи 32 Закона № 115-ФЗ будет принято в том случае, если:

l участником конкурса не представлены документы и материалы, предусмотренные конкурсной документацией, подтверждающие соответствие конкурсного предложения установленным требованиям, и подтверждающие информацию, содержащуюся в конкурсном предложении;

l условие, содержащееся в конкурсном предложении, не соответствует установленным параметрам критериев конкурса и (или) предельным значениям критериев конкурса;

l представленные участником конкурса документы и материалы недостоверны.

Оценка конкурсных предложений осуществляется в соответствии с частями 5, 5.1 и 5.2 статьи 32 Закона № 115-ФЗ.

О том, как определяется победитель конкурса, мы узнаем, обратившись к статье 33 Закона № 115-ФЗ. Победителем признается участник, предложивший наилучшие условия, определяемые в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 32 Закона № 115-ФЗ. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 Закона № 115-ФЗ, наилучшие условия определяются в порядке, установленном частью 5.2 статьи 32 Закона № 115-ФЗ. В ситуации, когда два и более конкурсных предложения содержат равные наилучшие условия, победителем будет признан тот участник, который раньше других участников представил в конкурсную комиссию конкурсное предложение.

Решение об определении победителя оформляется протоколом, который должен быть подписан конкурсной комиссией не позднее чем через 5 рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения и оценки конкурсных предложений. Такой срок установлен частью 1 статьи 34 Закона № 115-ФЗ. Хранится протокол у концедента в течение срока действия концессионного соглашения.

Суммы задатков, внесенные участниками конкурса, в течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения конкурса возвращаются всем участникам, за исключением победителя.

Сообщение о результатах проведения конкурса с указанием его победителя либо о том, что конкурс не состоялся, согласно статье 35 Закона № 115-ФЗ должно быть опубликовано комиссией в течение 15 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения конкурса или принятия концедентом решения об объявлении конкурса несостоявшимся. В эти же сроки конкурсная комиссия направляет уведомление участникам конкурса о результатах его проведения, причем уведомление может быть направлено в электронной форме.

Итак, победитель конкурса определен. Концедент в течение пяти рабочих дней со дня подписания конкурсной комиссией протокола о результатах проведения конкурса должен направить победителю экземпляр этого протокола и проект концессионного соглашения. Концессионное соглашение на основании статьи 36 Закона № 115-ФЗ должно быть подписано в срок, установленный конкурсной документацией и указанный в сообщении о проведении конкурса.

Концедент может принять решение об отказе в заключении концессионного соглашения с победителем конкурса, если до установленного конкурсной документацией дня победитель не представил концеденту документы, предусмотренные конкурсной документацией и (или) указанным проектом концессионного соглашения и подтверждающие обеспечение исполнения обязательств.

После дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурса орган, уполномоченный концедентом, на основании решения о заключении концессионного соглашения проводит переговоры в форме совместных совещаний с победителем конкурса или с иным лицом, в отношении которого принято решение о заключении концессионного соглашения, в целях обсуждения условий концессионного соглашения и их возможного изменения по результатам переговоров. По результатам переговоров не могут быть изменены условия соглашения, если указанные условия являлись критериями конкурса и (или) их содержание определялось на основании конкурсного предложения лица, в отношении которого принято решение о заключении концессионного соглашения. Срок и порядок проведения переговоров определяются конкурсной документацией. Конкурсной документацией должны быть предусмотрены условия концессионного соглашения, которые не подлежат изменению в ходе переговоров, и (или) условия, которые подлежат изменению с соблюдением предусмотренного конкурсной документацией порядка. Сообщение о заключении концессионного соглашения подлежит опубликованию в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в решении о заключении концессионного соглашения (часть 1.1 статьи 36 Закона № 115-ФЗ).

Обратите внимание, что вышеуказанные положения о проведении переговоров не применяются в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 Закона № 115-ФЗ.

Если победитель конкурса отказывается или уклоняется от подписания в установленный срок концессионного соглашения, концедент имеет право предложить заключить концессионное соглашение тому участнику конкурса, предложение которого по результатам рассмотрения и оценки содержит лучшие условия, следующие после условий, предложенных победителем.

Обратите внимание!

Победителю конкурса, не подписавшему в установленный срок концессионное соглашение, внесенный задаток не возвращается, что следует из части 2 статьи 36 Закона № 115-ФЗ.

Концессионное соглашение заключается в письменной форме и вступает в силу с момента его подписания.

Следует отметить, что концессионное соглашение может быть заключено и без проведения конкурса в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 29 и частью 7 статьи 32 Закона № 115-ФЗ, а также в иных случаях, предусмотренных названным законом.

Законом № 115-ФЗ определен не только порядок заключения концессионного соглашения, но вопросы, касающиеся ответственности сторон соглашения, представляемых сторонам гарантий.

Ответственность концессионера за качество объекта концессионного соглашения предусмотрена статьей 12 Закона № 115-ФЗ. Концессионер несет ответственность перед концедентом за допущенное при создании и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения нарушение требований, установленных соглашением, и (или) требований технических регламентов, проектной документации, иных обязательных требований к качеству созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения.

В случае нарушения установленных требований, концедент вправе требовать от концессионера безвозмездного устранения такого нарушения в установленный концедентом разумный срок. Концедент вправе потребовать от концессионера возмещения причиненных убытков, если нарушение установленных требований не было устранено в установленный концедентом разумный срок или является существенным.

Ответственность за качество объекта соглашения концессионер несет перед концедентом в течение срока, установленного концессионным соглашением. Если такой срок не установлен, то в течение пяти лет со дня передачи этого объекта концеденту.

По соглашению сторон концессионное соглашение может быть изменено. Условия концессионного соглашения, определенные на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, могут быть изменены по соглашению сторон концессионного соглашения на основании решения Правительства Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация), органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации) либо органа местного самоуправления (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование), а также в случаях, предусмотренных частью 3.1 статьи 13, частью 7 статьи 5, частями 1, 3 и 4 статьи 20 и статьей 38 Закона № 115-ФЗ.

В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 Закона № 115-ФЗ, для изменения условий концессионного соглашения, в том числе условий, изменяемых по соглашению сторон на основании решений органов государственной власти или органа местного самоуправления, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения, конкурсной документации и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, необходимо согласие антимонопольного органа. Указанное согласие требуется также в случае изменения условий концессионного соглашения по основаниям, предусмотренным частями 1, 3 и 4 статьи 20 Закона № 115-ФЗ. Обратите внимание, что для изменения условий концессионного соглашения в случаях, предусмотренных частью 3.1 статьи 13, частью 7 статьи 5 и статьей 38 Закона № 115-ФЗ, предварительное согласие антимонопольного органа не требуется.

Концессионное соглашение по требованию одной из сторон может быть изменено решением суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, в частности, в случае существенного нарушения условий соглашения другой стороной концессионного соглашения. Существенными нарушениями условий концессионного соглашения концессионером в соответствии с частью 2 статьи 15 Закона № 115-ФЗ являются:

l нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;

l использование (эксплуатация) объекта концессионного соглашения в целях, не установленных соглашением, нарушение порядка использования (эксплуатации) объекта соглашения;

l неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

l прекращение или приостановление концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, без согласия концедента;

l неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером установленных концессионным соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по водо-, тепло-, газо– и энергоснабжению, услуг по водоотведению, услуг транспорта общего пользования.

Существенными нарушения условий концессионного соглашения концедентом согласно части 2.1 статьи 15 Закона № 115-ФЗ являются:

l невыполнение в установленный срок обязанности по передаче концессионеру объекта концессионного соглашения;

l передача концессионеру объекта концессионного соглашения, не соответствующего условиям концессионного соглашения (в том числе описанию, технико-экономическим показателям, назначению объекта концессионного соглашения), в случае, если такое несоответствие выявлено в течение одного года с момента подписания сторонами концессионного соглашения акта приема-передачи объекта концессионного соглашения, не могло быть выявлено при его передаче концессионеру и возникло по вине концедента;

l невыполнение принятых на себя концедентом обязательств по его расходам на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения или выплате платы концедента по концессионному соглашению.

При возникновении каких-либо споров между концедентом и концессионером, они разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в судебном порядке.

Концессионное соглашение на основании части 5 статьи 13 Закона № 115-ФЗ прекращается:

l по истечении срока действия концессионного соглашения;

l по соглашению сторон;

l в случае досрочного расторжения концессионного соглашения на основании решения суда;

l в предусмотренном концессионным соглашением случае его досрочное расторжение на основании решения Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация), органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации) либо органа местного самоуправления (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование), если неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств по концессионному соглашению повлекло за собой причинение вреда жизни или здоровью людей либо имеется угроза причинения такого вреда.

В завершении статьи хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что в Закон № 115-ФЗ будут внесены изменения Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данные изменения вступят в силу с 1 февраля 2015 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 мая 2015 года.

Получить более подробную информацию по услугам в сфере концессий и заключения концессионных соглашений Вы можете .

Ж.Р. Нигматуллина, старший консультант консалтинговой группы "Лекс"

Региональные власти и органы местного самоуправления озабочены выбором правовой формы использования муниципального имущества, относящегося к объектам коммунальной инфраструктуры. Знание принципиальных различий между арендой и концессией поможет органам местного самоуправления принять решение о делегировании частному бизнесу функции управления предприятием ЖКХ.

Несмотря на многообразие форм государственно-частного партнерства, Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде со­ действия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ) предусматривает наличие на территории муниципального образования коммерческих организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъектов РФ и (или) муниципальных образований не более 25%. Они должны осуществлять производство товаров, оказание услуг по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод и эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если использование такими организациями объектов коммунальной инфраструктуры осуществляется на праве частной собственности, по договору аренды или концессионному соглашению.

Модель полной приватизации объектов коммунальной инфраструктуры представ ляется невыгодной для органов местного самоуправления, поскольку таит угрозу потери их влияния на ситуацию в этой сфере. Отношения с частным бизнесом, привлекаемым к управлению объектами коммунальной инфраструктуры, в свете Федерального закона № 185-ФЗ строятся на базе договоров долго- или краткосрочной аренды. В редких случаях используются концессионные соглашения.

Рассматриваемые договоры заключаются для разных целей. Договор аренды применяется для передачи имущества во временное владение и пользование либо только во временное пользование. При этом арендатор временно нуждается в имуществе или не имеет возможности приобрести его в собственность. Арендодателю, в свою очередь, это имущество не нужно, либо он желает извлечь прибыль из его передачи во временное пользование другому лицу. При этом объект окупается и возвращается собственнику в натуральной форме.

Концессионное соглашение заключается ради эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; повышения качества товаров, работ и услуг, предоставляемых потребителям; создания и реконструкции объектов за счет средств частного инвестора.

Следующим критерием различия между договорами аренды и концессии является субъектный состав. Статьей 608 ГК РФ за креплено общее правило, в соответствии с которым арендодателями могут быть собственник имущества либо лицо, управомоченное законом или уполномоченное собственником на сдачу имущества в аренду.

Заключать договоры аренды могут как соответствующий орган по управлению муниципальным имуществом (чаще всего по результатам конкурса), так и унитарные предприятия, наделенные правом хозяйственного ведения, а также муниципальные учреждения. Таким образом, аренда не предполагает обязательного участия соответствующих органов управления в качестве стороны до говора аренды муниципального имущества, которое относится к объектам коммунальной инфраструктуры, и представляет собой форму опосредованного участия муниципалитета в гражданских правоотношениях.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) сторонами концессионного соглашения являются концедент концессионер, т. е. концессионное соглашение всегда имеет особый субъектный состав. В качестве концедента выступает публичный собственник - муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Это позволяет говорить о непосредственном участии муниципального образования в гражданском обороте. Более того, со 2 июля 2008 г. отдельные права и обязанности концедента могут реализовывать органы и юридические лица, уполномоченные концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях. В качестве концессионера могут выступать только определенные субъекты правоотношений.

Объектом договора аренды может быть не только недвижимое имущество, которое относится к категориям, перечисленным в ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ, но и любое другое неупотребляемое имущество, запрет или ограничения, на аренду которого не установлены законом (ст. 607 ГК РФ).

Интересна такая особенность концессионного соглашения, как обозначение в качестве объекта соглашения еще не существующего (будущего) имущества, которое концессионеру предстоит создать и за качество которого он отвечает. В связи с этим очевидна невозможность закрепления в концессионном соглашении обязанности концессионера вернуть имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормаль­ного износа, предусмотренного для арендатора ст. 622 ГК РФ. Договор аренды состоит в передаче арендатору во владение и (или) пользование уже существующего имущества. Однако в отношении последнего нет однозначного запрета изменять арендованное имущество. Статьей 622 ГК РФ закреплена возможность возврата имущества в том состоянии, которое обусловлено договором.

Статья 3 Федерального закона № 115-ФЗ предпола­гает, что имущество, пере­данное по концессионному соглашению или созданное в процессе его реализации, в любом случае "принадлежит или будет принадлежать" концеденту, что гарантирует сохранение права собственности на муниципальное имущество за муниципальным образованием и реализацию интересов населения соответствующей территории. По общему правилу аренда допускает возможность выкупа арендованного имущества, за исключением случаев, когда закон запрещает такой выкуп (ст. 624 ГК РФ).

Период действия концессионного соглашения определяется в интересах и концессионера, и концедента с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций и срока их окупаемости, а также других обязательств концессионера по концессионному соглашению. Статья 610 ГК РФ, относящаяся к сроку договора аренды, не содержит ссылок на какие-либо ориентиры при его определении, срок устанавливается соглашением сторон.

Между концессионным соглашением и договором аренды имеются и иные, не менее важные, отличия. Дополнительной гарантией прав потребителей коммунальных услуг является недопустимость изменения целевого назначения объекта концессионного соглашения, в то время как договор аренды допускает такое изменение путем внесения соответствующих условий (п. 1 ст. 615 ГК РФ). При отсутствии условий подобного рода арендатор должен использовать имущество в соответствии с его назначением.

Кроме того, в отличие от концессионного соглашения аренда не обязывает арендатора осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения, что не дает возможности эффективно реализовывать публичные интересы, так как хозяйственная деятельность арендатора (при отсутствии дополнительных условий в договоре) полностью зависит от его воли и заинтересованности в извлечении прибыли. Исходя из очевидной социально значимой мотивации концессионных отношении в сравнении с арендой муниципального имущества, закон стремится к исключению коллизий прав концессионера с правами третьих лиц на имущество, переданное в концессию. Поэтому концессионеру в принципе не может быть передан объект, обремененный правами третьих лиц, тогда как при аренде такое положение вполне возможно.

Сущность концессии состоит в создании и (или) реконструкции недвижимого имуще­ства за счет концессионера, возложении на него расходов на исполнение соответствующих обязательств и, соответственно, обязанности по проведению текущего и капиталь­ного ремонта. Таким образом, деятельность концессионера, в частности соблюдение сроков выполнения обязательств, не ставится в зависимость от соответствующих действий концедента, что в некоторой степени повышает ответственность первого по взятым на себя обязательствам и в то же время позволяет выполнять их в соответствии ее своими экономическими интересами.

Пункт 1 ст. 616 ГК РФ возлагает обязанность по проведению капитального ремонт; на арендодателя, если иное не предусмотрено договором. Если же под капитальным ремонтом понимать восстановление частей (конструктивных элементов) арендованного имущества, без которого это имущество нельзя использовать по назначению, то можно предположить, что выполнение данного ре­монта арендодателем значительно повлияет на условия пользования арендованным имуществом и поставит их в зависимость от действий арендодателя, сроков и качества выполнения работ.

Дополнительной гарантией прав потребителей коммунальных услуг является недопустимость изменения целевого назначения объекта концессионного соглашения, в то время как договор аренды допускает такое изменение.

На договор аренды распространяется правило ст. 211 ГК РФ, в соответствии с которым риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не установлено в законе или договоре. Федеральный закон № 185-ФЗ в качестве общего правила закрепляет, что соответствующие риски лежат не на собственнике имущества, а на концессионере (п. 8 ст. 3). Это обусловлено более широкими полномочиями концессионера в отношении концессионного объекта, длительным сроком пребывания имущества в его пользовании.

Есть и еще одна обязанность концессионера, гарантирующая выполнение им условий соглашения. Это ввод в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта соглашения (п. 14 ст. 3), с которым также связывается появление у концессионера права на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования или перевода долга с согласия концедента (п. 2 ст. 5 Федерального закона). В соответствии же с п. 2 ст. 615 ГК РФ возможен перенаем, т. е. арендатор с согласия арендодателя вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу. Если предположить, что договор аренды был заключен с согласованием обязанностей арендатора по улучшению, модернизации муниципального имущества, то отсутствие обязанности по введению новых объектов в эксплуатацию и возможность передачи прав и обязанностей по договору создает дополнительные возможности для нарушения прав муниципалитета и потребительских коммунальных услуг

Также необходимо отметить, что концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению (п. 2 ст. 5 Федерального закона № 185-ФЗ) в отличие от арендатора, имеющего также возможность вносить арендные права в качестве вкладов в уставный капитал (п. 2 ст. 615 ГК РФ). Это не создает дополнительных оснований для соблюдения баланса частных и публичных интересов, которые могут быть поставлены в зависимость от выполнения арендатором своих обязательств перед третьими лицами.

Концессионное соглашение и договор аренды муниципального имущества, относя­щегося к объектам коммунальной инфраструктуры, могут иметь определенное сходство в том случае, если арендная плата устанавливается в виде возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества (п. 2 ст. 614 ГК РФ). Однако из текста этой статьи следует, что такие затраты могут полностью покрывать размер арендной платы, т. е. заменять ее.

Объект, обремененный правами третьих лиц, в принципе не может быть передан концессионеру, тогда как при аренде такое положение вполне возможно.

Аренда имущества допускает возложение на арендатора затрат как форму арендной платы, а не как его самостоятельное обязательство перед арендодателем. Это означает, что возложение затрат может выступать как единственный вид арендной платы и не предполагать других платежей, сочетаться с иными видами платы либо вообще отсутствовать ввиду согласования сторонами иных форм оплаты по договору. Концессия же предполагает возложение соответствующих затрат на концессионера вне всякой зависимости, в т.ч. независимо от наличия закрепленной в договоре концессионной платы, которая не может заменить вложение капитала в объект недвижимости. Арендатор вносит плату за пользование имуществом в установленные сроки независимо от эффективности своей деятельности и от того, осуществляет ли он реальное использование вещи. Концессионер, исходя из толкования ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, может не вносить концессионную плату в период создания и (или) реконструкции объекта до начала концессионной деятельности.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что концессионное соглашение в отличие от договора аренды в большей степени позволяет учитывать частные интересы концессионера и публичные интересы концедента и потребителей коммунальных услуг. В связи с этим концессионное соглашение представляется более эффективной формой управления коммунальным имуществом муниципальных образований.