Чистые вещества и смеси безопасность в лаборатории. Правила работы в лаборатории. А. Родниковая вода является чистым веществом

Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории и с веществами (А13):

    В лаборатории можно знакомиться с запахом. При определении запаха вещества пробирку с веществом нельзя близко подносить к носу и глубоко вдыхать (нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу).

    Не все газообразные вещества в лаборатории необходимо получать с использованием вытяжного шкафа.

    Перегонка является физическим способом разделения смесей.

    Очистить водопроводную воду от растворённых в ней примесей нельзя с помощью фильтрования.

    При работе с жидкими чистящими препаратами для ванн и раковин рекомендуется использовать резиновые перчатки.

    Столовый уксус нельзя хранить вместе с препаратами бытовой химии.

    Разделить стальные и древесные опилки можно с помощью магнита.

    Смесь воды и нефти можно разделить с помощью делительной воронки.

    Гранит не является чистым веществом.

    Смесь растительного масла и воды является неоднородной смесью.

    При приготовлении раствора серной кислоты концентрированную кислоту необходимо добавлять в воду (кислоту в воду! а не наоборот ).

    При нагревании жидкости нельзя закрывать пробирку пробкой.

    Раствор медного купороса, используемый для опрыскивания садовых деревьев, не следует хранить в оцинкованном ведре.

    При работе с растворами едких веществ необходимо надевать защитные перчатки и очки.

    Воспламенившийся бензин и натрий нельзя тушить водой.

    Столовый уксус можно хранить вместе с другими продуктами питания.

    Для осуществления процесса фильтрования необязательно всегда использовать штатив.

    Для проведения реакций между твердыми веществами можно использовать пробирку.

    При нагревании пробирки с реактивами пробиркодержатель нельзя закреплять в центре пробирки.

    Для нагревания жидкости используют колбу.

    Для измерения объёма жидкостей используют мензурку (но нагревать в ней воду нельзя).

    Разбитый ртутный термометр и вытекшую из него ртуть нельзя выбрасывать в мусорное ведро.

    Мерный цилиндр нельзя использовать для нагревания раствора кислот.

    В лаборатории нельзя работать одному.

    При попадании раствора щёлочи на кожу рук его надо смыть водой, а затем обработать раствором борной кислоты.

    Прежде, чем поджечь водород, его необходимо проверить на чистоту.

    Получаемый из бертолетовой соли хлор нельзя определять по запаху.

    Углекислый газ можно собрать в сосуд способом вытеснения воздуха.

    Кислород можно собрать в сосуд и способом вытеснения воздуха, и способом вытеснения воды.

    Метан образует взрывчатые смеси с воздухом.

    Калий хранят под слоем керосина.

    При хранении витаминов необходимо строго соблюдать указанные в инструкции правила.

    Кисломолочные продукты в герметичной упаковке нельзя хранить при любом температурном режиме.

1. Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о чи­стых веществах и сме­сях и спо­со­бах их разделения?

А. Чи­стые вещества имеют по­сто­ян­ный состав.

Б. Смесь по­ва­рен­ной соли с реч­ным песком можно раз­де­лить с по­мо­щью добавления воды и по­сле­ду­ю­ще­го фильтрования и выпаривания.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

2. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и с препаратами бытовой химии?

А. В лаборатории наличие кислоты в растворе определяют на вкус.

Б. При работе с препаратами бытовой химии, содержащими щёлочь, необходимо использовать резиновые перчатки.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и хранения веществ в быту?

А. При попадании раствора кислоты на кожу, её следует промыть водой и обработать раствором питьевой соды.

Б. Легковоспламеняющиеся жидкости, например ацетон, разрешается хранить только в холодильнике.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?

А. Для измерения объёма жидкости используют мерный цилиндр.

Б. Ступка с пестиком предназначены для измельчения твёрдых веществ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Верны ли суждения о правилах применения и опасности для здоровья препаратов бытовой химии?

А. Стиральные порошки нельзя использовать для мытья посуды.

Б. Работать с хлорсодержащими дезинфицирующими средствами следует при плотно закрытой двери в помещении.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Верны ли суждения о правилах применения и хранения препаратов бытовой химии?

А. Аэрозоли, использующиеся в качестве средств для борьбы с бытовыми насекомыми, безопасны для детей и животных.



Б. Растворители и моющие средства допускается хранить в доступных для детей местах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в лаборатории?

А. При получении кислорода из раствора пероксида водорода необходимо использовать резиновые перчатки.

Б. При растворении соды в воде необходимо надеть защитные очки.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей?

А. Для разделения смеси речного песка и железных опилок можно использовать магнит.

Б. Для отделения осадка от раствора можно использовать фильтровальную бумагу.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Верны ли суждения о способах разделения смесей?

А. Выпаривание относят к физическим способам разделения смесей.

Б. Разделение смеси воды и этанола возможно способом фильтрования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Верны ли суж­де­ния о спо­со­бах разделения смесей?

А. Очи­стить морскую воду от растворённых в ней солей можно с по­мо­щью фильтрования.

Б. Пе­ре­гон­ка является хи­ми­че­ским способом раз­де­ле­ния смесей.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

11. Верны ли суждения об экологической безопасности?

Б. Овощные растения, выращенные с использованием избытка минеральных удобрений, не представляют опасности для организма человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12.

Б. Красками, содержащими ионы свинца, не рекомендуется покрывать детские игрушки и посуду.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

13. Верны ли суждения об экологической безопасности химических производств?

А. Выбросы сернистого газа, образующегося в процессе получения серной кислоты, положительно влияют на здоровье человека, растительный и животный мир.

Б. Отходы переработки свинцовых руд не представляют угрозы для окружающей среды и здоровья человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14. Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о пра­ви­лах безопасной ра­бо­ты в хи­ми­че­ской лаборатории?

А. Мер­ный цилиндр нель­зя использовать для на­гре­ва­ния раствора кислоты.

Б. С раз­ре­ше­ния учителя в школь­ной лаборатории можно ра­бо­тать одному.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

15.

Б. Серную кислоту следует растворять в горячей воде.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

16. Верны ли следующие суждения об обращении с растворами щелочей?

А. При попадании раствора щелочи на кожу рук его надо смыть водой.

Б. При попадании раствора щелочи на кожу рук его надо смыть раствором соды.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

17. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об об­ра­ще­нии с га­за­ми в про­цес­се ла­бо­ра­тор­ных опытов?

А. Прежде, чем под­жечь водород, его не­об­хо­ди­мо про­ве­рить на чистоту.

Б. По­лу­ча­е­мый из бер­то­ле­то­вой соли хлор нель­зя опре­де­лять по запаху.

1) Верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

18. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?

А. В мензурке можно нагревать воду.

Б. Горящий натрий можно тушить водой.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

19. Верны ли следующие суждения о способах получения углекислого газа в лаборатории?

А. Углекислый газ в лаборатории получают разложением карбоната кальция при нагревании.

Б. Для лабораторных опытов углекислый газ получают при нагревании карбоната аммония.

1) Верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

20. Верны ли следующие суждения о способах собирания газов в лаборатории?

А. Углекислый газ можно собрать в сосуд способом вытеснения воздуха.

Б. Кислород можно собрать в сосуд и способом вытеснения воздуха, и способом вытеснения воды.

1) Верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

21. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?

А. Метан образует взрывчатые смеси с воздухом.

Б. Растворять серную кислоту следует, добавляя к ней воду.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

22. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?

А. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ.

Б. Воду можно кипятить в любой стеклянной посуде.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23. Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о спо­со­бах хранения ще­лоч­ных металлов в лаборатории?

А. Ще­лоч­ные металлы хра­нят в плот­но закрытых стек­лян­ных банках без применения дополнительных веществ.

Б. Калий хра­нят под слоем керосина.

1) Верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

24.

А. На любой посуде, в которой хранятся вещества, должны быть этикетки с названиями или формулами веществ.

Б. Опыты с горючими и едкими веществами необходимо проводить в очках -собственных или лабораторных.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба утверждения

4) оба утверждения неверны

25. Верны ли следующие утверждения о правилах работы в школьной лаборатории?

А. Все опыты, проводимые в лаборатории, должны быть записаны в лабораторный журнал.

Б. При нагревании жидких и твёрдых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба утверждения

4) оба утверждения неверны

26. Верны ли сле­ду­ю­щие утверждения о пра­ви­лах безопасной ра­бо­ты в школь­ной лаборатории?

А. Чтобы по­га­сить пламя спиртовки, его сле­ду­ет задуть.

Б. При на­гре­ва­нии пробирки с рас­тво­ром её сле­ду­ет располагать стро­го вертикально.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

27. Верны ли следующие утверждения о правилах безопасной работы в школьной лаборатории?

А. При проведении опытов с концентрированными растворами кислот и щелочей необходимо всегда надевать резиновые перчатки.

Б. Опыты с летучими, ядовитыми веществами проводят только под тягой.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба утверждения

4) оба утверждения неверны

28.

А. Природный газ является чистым веществом.

Б. Алмаз является смесью веществ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба утверждения

4) оба утверждения неверны

29. Верны ли следующие утверждения о чистых веществах и смесях?

А. Столовый уксус является чистым веществом.

Б. Раствор йода, используемый для обработки ран, является смесью веществ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба утверждения

4) оба утверждения неверны

30.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

31. Верны ли суждения о безопасном обращении с химическими веществами?

А. Разбитый ртутный термометр и вытекшую из него ртуть следует выбросить в мусорное ведро.

Б. Красками, содержащими соединения свинца, не рекомендуется покрывать детские игрушки и посуду.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

32.

А. Во­до­про­вод­ная вода со­дер­жит при­ме­си рас­тво­ри­мых солей - суль­фа­тов и гидрокарбонатов.

Б. Вода об­ла­да­ет памятью, по­это­му ме­ха­ни­че­ские воздействия, на­при­мер зву­ко­вые колебания, ме­ня­ют её свойства.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

33. Верны ли сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния о воде?

А. Мор­ская вода об­ла­да­ет боль­шей плотностью, чем речная, так как со­дер­жит зна­чи­тель­но боль­шее ко­ли­че­ство растворённых солей.

Б. Вода об­ла­да­ет памятью, по­это­му воду можно ис­поль­зо­вать для за­пи­си информации.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

34. Верны ли сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния об очист­ке воды?

А. Хло­ри­ро­ва­ние улуч­ша­ет ка­че­ство загрязнённой воды, так как хлор уби­ва­ет бак­те­рии и вирусы.

Б. Озо­ни­ро­ва­ние воды тре­бу­ет спе­ци­аль­но­го контроля, так как озон - силь­ный яд

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

35. Верны ли сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния о вы­хлоп­ных газах автомобилей?

А. Самый вред­ный ком­по­нент вы­хлоп­ных газов - , так как это пар­ни­ко­вый газ.

Б. Ок­си­ды азота об­ра­зу­ют­ся при вза­и­мо­дей­ствии ав­то­мо­биль­но­го топ­ли­ва с азо­том воздуха.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

36. Хлорид на­трия можно вы­де­лить из его вод­но­го рас­тво­ра с помощью

1) фильтрования

2) выпаривания

3) магнита

4) отстаивания

37. Какую смесь можно раз­де­лить фильтрованием?

1) сахара и воды

2) песка и воды

3) воды и бензина

4) песка и сахара

38. Какие при­ме­си в пи­тье­вой воде наи­бо­лее ток­сич­ны для человека?

1) хлориды на­трия и кальция

2) сульфаты каль­ция и магния

3) соли свин­ца и ртути

4) растворимые карбонаты

39. Какой из газов, по­па­да­ю­щих в ат­мо­сфе­ру в ре­зуль­та­те деятельности человека, наи­бо­лее токсичен?

40.

А. Все опыты, свя­зан­ные с вы­де­ле­ни­ем газов, надо про­во­дить толь­ко в вы­тяж­ном шкафу.

Б. При на­гре­ва­нии рас­тво­ров не­об­хо­ди­мо на­прав­лять от­вер­стие про­бир­ки или колбы в сто­ро­ну от лица и от соседей.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

41. Верны ли сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния о пра­ви­лах ра­бо­ты в школь­ной лаборатории?

А. Вещества, на­хо­дя­щи­е­ся в лаборатории, за­пре­ща­ет­ся про­бо­вать на вкус, даже если они в обы­ден­ной жизни упо­треб­ля­ют­ся в пищу (например, хло­рид натрия).

Б. При по­па­да­нии кис­ло­ты на кожу поражённое место надо про­мыть боль­шим ко­ли­че­ством рас­тво­ра щёлочи

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

42. Верны ли суж­де­ния о без­опас­ном об­ра­ще­нии с хи­ми­че­ски­ми веществами?

А. Раз­би­тый ртут­ный тер­мо­метр и вы­тек­шую из него ртуть сле­ду­ет вы­бро­сить в му­сор­ное ведро.

Б. Красками, со­дер­жа­щи­ми со­еди­не­ния свинца, не ре­ко­мен­ду­ет­ся по­кры­вать дет­ские иг­руш­ки и посуду.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

43. Верны ли сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния об озоне?

А. Озон в стра­то­сфе­ре по­гло­ща­ет часть уль­тра­фи­о­ле­то­во­го излучения, за­щи­щая от этого из­лу­че­ния живые организмы.

Б. Озон – со­вер­шен­но без­вред­ный газ, по­это­му его пред­по­чти­тель­но ис­поль­зо­вать вме­сто хлора для очист­ки воды.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

44. Верны ли сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния об уг­ле­кис­лом газе?

А. Ко­ли­че­ство уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ре по­сто­ян­но растёт бла­го­да­ря де­я­тель­но­сти человека.

Б. Уг­ле­кис­лый газ – самый вред­ный ком­по­нент вы­хлоп­ных газов.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

45. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о пра­ви­лах без­опас­ной ра­бо­ты в лаборатории?

А. При на­гре­ва­нии про­бир­ки с рас­тво­ром по­ва­рен­ной соли не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать за­щит­ные очки.

Б. При пе­ре­ме­ши­ва­нии жид­ко­сти в про­бир­ке можно за­крыть от­вер­стие про­бир­ки рукой.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

46. Верны ли суж­де­ния о спо­со­бах раз­де­ле­ния смесей?

А. Смесь эта­но­ла и воды можно раз­де­лить с по­мо­щью де­ли­тель­ной воронки.

Б. Дей­ствие маг­ни­том на смесь же­лез­ных и алю­ми­ни­е­вых опи­лок яв­ля­ет­ся фи­зи­че­ским спо­со­бом раз­де­ле­ния веществ.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

47. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о про­цес­се филь­тро­ва­ния и об ис­поль­зо­ва­нии хи­ми­че­ских ре­ак­ций человеком?

А. Для уско­ре­ния про­цес­са филь­тро­ва­ния ско­шен­ный конец во­рон­ки сле­ду­ет при­жать к стен­ке хи­ми­че­ско­го стакана.

Б. В ос­но­ве вы­плав­ки чу­гу­на и стали лежат окислительно-восстановительные реакции.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

48. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о спо­со­бах раз­де­ле­ния сме­сей и зна­че­нии средств гигиены?

А. Смесь серы и дре­вес­ных опи­лок можно раз­де­лить путём рас­тво­ре­ния в воде.

Б. Зуб­ная паста, со­дер­жа­щая ионы фтора, спо­соб­ству­ет укреп­ле­нию зуб­ной эмали.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

49. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о пра­ви­лах хра­не­ния и приёма витаминов?

А. Ви­та­мин С можно по­треб­лять в не­огра­ни­чен­ном количестве.

Б. Хра­нить и при­ни­мать ви­та­ми­ны можно в те­че­ние не­огра­ни­чен­но­го пе­ри­о­да времени.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

50. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о пра­ви­лах хра­не­ния ви­та­ми­нов и пред­на­зна­че­нии мо­ю­щих средств?

А. Хра­не­ние ви­та­ми­нов не тре­бу­ет стро­го­го со­блю­де­ния ука­зан­ных в ин­струк­ции правил.

Б. Для уда­ле­ния жир­ных пятен с по­верх­но­сти по­су­ды це­ле­со­об­раз­но ис­поль­зо­вать мо­ю­щие средства, име­ю­щие ще­лоч­ную среду.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

13 задание ОГЭ по химии посвящено понятиям чистые вещества и смеси, правилам работы в школьной лаборатории и химической посуде и оборудованию.

Теория к заданию №13 ОГЭ по химии

Чистые вещества

Чистые вещества (или индивидуальные вещества) - вещества, которые состоят из молекул или атомов одного вида.

Смеси

Смеси - системы, состоящие из двух и более веществ.

На многих сайтах и общеобразовательных порталах, даже на википедии до моей правки, смеси определяют как вещество, состоящее из нескольких веществ. Это в корне не верно. Вещество само по себе чистое вещество. А система из нескольких веществ называется смесью. Мои слова подтверждаются в англоязычной литературе и интернете, а на российских ресурсах возникает путаница.

Правила работы в школьной лаборатории

Общие правила:
  1. Работать в лаборатории необходимо в халате, а при проведении опытов с особо опасными веществами использовать респиратор, защитные очки и перчатки. Волосы должны быть убраны. (последний пункт особенно актуален для девушек)
  2. Учащиеся могут находиться в химическом кабинете только в присутствии учителя.
  3. Пребывание учащихся в помещении лаборантской запрещается.
  4. Присутствие посторонних лиц в кабинете химии во время эксперимента допускается только с разрешения учителя.
  5. Не допускается нахождение учащихся в кабинете химии во время его проветривания. (так как его проветривают от вредных газов! )
  6. Учащимся запрещается бегать по кабинету, шуметь и устраивать игры.
  7. Перед работой необходимо внимательно выслушать инструктаж учителя.
  8. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.
  9. Учащимся запрещается бегать самостоятельно проводить опыты, не предусмотренные в работе.
  10. Запрещается самостоятельно устранять неполадки в оборудовании.
  11. По окончании практической работы учащиеся должны помыть руки с мылом.
Требования при работе с веществами:
  1. Щелочь и кислота моментально прожгут одежду и кожу.
  2. Наливать и насыпать вещества нужно только над столом.
  3. Наливать и насыпать вещества можно через воронку, кончик воронки должен касаться стенки пробирки.
  4. Твердые сыпучие реактивы запрещено брать руками. Их измельчение производится с помощью пестика в ступке.
  5. Химические вещества нельзя пробовать на вкус.
  6. При определении запаха запрещается наклоняться над пробиркой. Нужно легкими движениями руки направить пар или газ к носу и осторожно вдыхать.
  7. При разбавлении концентрированных кислот и щелочей небольшими порциями приливать кислоту (или концентрированный раствор щелочи) в воду , а не наоборот.
  8. При встряхивании пробирки ее отверстие нельзя закрывать пальцем.
  9. Перед нагреванием заполнять пробирку жидкостью более чем на 1/3 часть. Необходимо начинать со слабого нагревания сосуда. Пробирку нагревайте сначала всю, а только затем ту часть, где находится вещество.
  10. Отверстие пробирки при нагревании направлять от себя и других .
  11. В ходе нагревания запрещается заглядывать в сосуд и наклоняться над ним.
  12. Запрещается вносить в кабинет и выносить из кабинета вещества и оборудование.
  13. Запрещается излишек реактива ссыпать (выливать) обратно в банку (склянку).
  14. Запрещается выливать в канализацию отработанные растворы. Остатки собираются в специально предназначенную посуду.
Требования при работе с нагревательными элементами:
  1. Гасить спиртовку необходимо только накрывая пламя колпачком или крышкой.
  2. Запрещается зажигать одну спиртовку от другой.
  3. Запрещается передавать зажженную спиртовку.
  4. Запрещается оставлять без присмотра нагревательные приборы.

Лабораторная посуда

  • пробирки (проведение опытов)
  • конические колбы (проведение опытов и хранение растворов веществ)
  • круглодонные колбы (перегонка жидкостей)
  • воронки (фильтрование неоднородных растворов)
  • аппарат Киппа (собирание газов)
  • колба Вюрца (отделение жидкостей с различной температурой кипения)
  • кристаллизатор (охлаждение веществ)
  • эксикатор (хранение токсичных или «влаголюбивых» веществ)

Задания А 13 (ГИА 2012 г)

Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории.

Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

    Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории? А. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ. Б. Воду можно кипятить в любой стеклянной посуде. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

    Верны ли следующие суждения об обращении с растворами щелочей? А. При попадании раствора щелочи на кожу рук его надо смыть водой. Б. При попадании раствора щелочи на кожу рук его надо смыть раствором соды. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

    Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории? А. Мерный цилиндр нельзя использовать для нагревания раствора кислоты. Б. С разрешения учителя в школьной лаборатории можно работать одному. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

    Верны ли следующие суждения о способах собирания газов в лаборатории? А. Углекислый газ можно собрать в сосуд способом вытеснения воздуха. Б.Кислород можно собрать в сосуд и способом вытеснения воздуха, и способом вытеснения воды. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

    Верны ли следующие суждения о способах хранения щелочных металлов в лаборатории? А. Щелочные металлы хранят в плотно закрытых стеклянных банках. Б. Калий хранят под слоем керосина. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

    Верны ли следующие суждения об обращении с газами в процессе лабораторных опытов? А. Прежде, чем поджечь водород, его необходимо проверить на чистоту. Б. Получаемый из бертолетовой соли хлор нельзя определить по запаху. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

    Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории? А. Метан образует взрывчатые смеси с воздухом. Б. Растворять серную кислоту следует, добавляя к ней воду. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

    Верны ли следующие суждения о способах получения углекислого газа в лаборатории? А. Углекислый газ в лаборатории получают разложением карбоната кальция при нагревании. Б. Для лабораторных опытов углекислый газ получают при нагревании карбоната аммония. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

    Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории? А. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ. Б. Серную кислоту следует растворять в горячей воде. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

    Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории? А. В мензурке можно нагревать воду. Б. Горящий натрий можно тушить водой. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

    Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях? А. Повышенное содержание в атмосфере оксидов азота является угрожающим фактром для здоровья человека. Б. Наличие неорганических кислот в промышленных стоках положительно влияет на жизнедеятельность рыб в водоемах. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

    Верны ли суждения о правилах безопасности работы с веществами и растворами? А. Все работы, связанные с выделением вредных паров или газов, надо проводить в вытяжном шкафу. Б. Твердые реактивы можно брать руками. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.

    Верны ли суждения о правилах безопасности работы в химическом кабинете? А. Разрешен доступ посторонних лиц в кабинет в момент практической работы без ведома учителя. Б. Запрещен прием пищи в кабинете химии. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны

    Верны ли суждения о назначении оборудования в кабинете химии? А. Мерный цилиндр используется для измерения плотности жидкостей. Б. Делительная воронка используется для измерения объема жидкости. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны

    Верны ли суждения об обращении с нагревательными приборами? А. Запрещается перед нагреванием заполнять пробирки жидкостью более чем на одну треть. Б. Запрещается наклоняться над горящей спиртовкой или горелкой. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны

    Верны ли суждения о правилах сборки приборов? А. Запрещается собирать и использовать прибор с оголенными проводами и клеммами. Б. Пробирку надо закреплять в лапке штатива посередине пробирки. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны

    Верны ли суждения о видах смесей? А. При растворении в воде сульфата натрия образуется неоднородная смесь. Б. При приготовлении смеси серы с водой образуется однородная смесь. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны

    Верны ли суждения о способах разделения смесей? А. Смесь железных опилок и медных опилок можно разделить действием магнита. Б. Смесь воды и сахара можно разделить фильтрованием. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны

    Верны ли суждения о правилах работы с веществами и растворами? А. При попадании кислот на кожу достаточно только смыть кислоту водой. Б. Пролитую кислоту или щелочь следует засыпать чистым песком. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях? А. Чистые вещества состоят только из молекул данного вещества. Б. В однородных смесях частицы компонентов можно обнаружить при помощи микроскопа. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны

    Для разделения смеси двух жидкостей можно использовать способ: 1) фильтрования, 2) кристаллизации, 3) выпаривания, 4) дистилляции.

    Верны ли суждения о правилах техники безопасности? А. В кабинете химии запрещен прием пищи. Б. В кабинете химии вещества можно пробовать на вкус. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны

    Верны ли суждения о предназначении лабораторного оборудования? А. Для нагревания жидкости используют колбу. Б. Для измерения объема жидкостей используют мензурку. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны

    Для отделения раствора сахара от нерастворимых примесей можно использовать способ: 1) фильтрования, 2) кристаллизации, 3) выпаривания, 4) хроматографии

    Верны ли суждения о правилах техники безопасности? А. В лаборатории запрещается находиться без защитных очков, Б. Нельзя менять крышки от банок с реактивами. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны

    Верны ли суждения о предназначении лабораторного оборудования? А. Для измерения объема жидкостей используют ареометр. Б. Для измельчения твердых веществ используют химический стакан. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны

    Верны ли суждения о правилах техники безопасности? А. В кабинете химии запрещено использовать склянки без этикеток. Б. В кабинете химии съедобные вещества можно пробовать на вкус. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны

    Методом вытеснения воды нельзя собирать: 1) кислород, 2) водород, 3) углекислый газ, 4) аммиак

    Смесь поваренной соли и кварцевого песка можно разделить: 1) обработкой водой и фильтрованием, 2) фильтрованием, 3) магнитом, 4) перегонкой.

    Смесь железа и серы можно разделить: 1) обработкой водой и фильтрованием, 2) фильтрованием, 3) магнитом, 4) перегонкой.

    При разбавлении концентрированной кислоты нужно: 1) быстро приливать воду к кислоте, 2) быстро приливать кислоту к воде, 3) медленно при перемешивании вливать кислоту в воду, 4) медленно при перемешивании вливать воду в кислоту.

  • Правила работы в лаборатории.
  • Лабораторная посуда и оборудование.
  • Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.
  • Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ.

Правила работы в лаборатории

Работать одному в лаборатории категорически запрещается, так как в ситуации несчастного случая некому будет оказать помощь пострадавшему и ликвидировать последствия аварии.

Во время работы в лаборатории необходимо соблюдать чисто­ту, тишину, порядок и правила техники безопасности, так как поспешность и небрежность часто приводят к несчастным случаям с тяжелыми последствиями.

Каждый работающий должен знать, где находятся в лабора­тории средства противопожарной защиты и аптечка, содержа­щая все необходимое для оказания первой помощи.

Нельзя приступать к работе, пока учащиеся не усвоят всей техники ее выполнения.

Опыты нужно проводить только в чистой химической посуде. После окончания эксперимента посуду сразу же следует мыть.

В процессе работы необходимо соблюдать чистоту и аккурат­ность, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие вещества вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.

Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус. Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя пары или газы легким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.

На любой посуде, где хранятся реактивы, должны быть эти­кетки с указанием названия веществ.

Сосуды с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.

Во время нагревания жидких и твердых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей. Нельзя также заглядывать сверху в открыто нагреваемые со­суды во избежание возможного поражения при выбросе горя­чей массы.

После окончания работы необходимо выключить газ, воду, электроэнергию.

Категорически запрещается выливать в раковины концентри­рованные растворы кислот и щелочей, а также различные орга­нические растворители, сильно пахнущие и огнеопасные ве­щества. Все эти отходы нужно сливать в специальные буты­ли.

В каждой лаборатории обязательно должны быть защитные маски, очки.

В каждом помещении лаборатории необходимо иметь средства противопожарной защиты: ящик с просеянным песком и со­вком для него, противопожарное одеяло (асбестовое или толс­тое войлочное), заряженные огнетушители.

Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии

Для ускорения растворения твёрдых веществ в пробирке нельзя закрывать её отверстие пальцем при встряхивании.

Растворение щелочи следует производить в фарфоровой посуде путём прибавления к воде небольших порций вещества, при непрерывном перемешивании.

При определении запаха вещества нельзя наклоняться над ним, вдыхать пары или выделяющийся газ. Нужно лёгким движением руки над горлом сосуда направить пар или газ к носу и вдыхать осторожно.

Пролитую кислоту или щёлочь следует засыпать чистым сухим песком и перемешивать его до полного впитывания всей жидкости. Влажный песок убрать совком в широкий стеклянный сосуд для последующей промывки и нейтрализации.

Растворы из реактивных склянок необходимо наливать так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетка — в ладонь). При попадании на кожу растворов щелочей или кислот необходимо смыть их после встряхивания видимых капель сильной струёй холодной воды, а затем обработать нейтрализующим раствором (2% раствором уксусной кислоты или 2% раствором гидрокарбоната натрия) и ополоснуть водой.

Методы разделения смесей и очистки веществ. Чистые вещества и смеси веществ

Смесь - материал, состоящий из двух или нескольких веществ, хаотично чередующихся друг с другом в пространстве.

Чистое вещество — физически и химически однородный материал, обладающий определенным комплексом постоянных свойств. Содержание примесей в препаратах особой чистоты измеряется миллионными и миллиардными долями процента.

Смеси

Однородные (гомогенные) Неоднородные (гетерогенные)
Однородными называют такие смеси, частицы в которых нельзя обнаружить ни визуально, ни с помощью оптических приборов, поскольку вещества находятся в раздробленном состоянии на микроуровне Неоднородными называют смеси, в которых частицы можно обнаружить либо визуально, либо с помощью оптических приборов. Причём эти вещества находятся в разных агрегатных состояниях (фазах)
Примеры смесей
Истинные растворы (поваренная соль + вода, раствор спирта в воде) Суспензии (твёрдое + жидкость), например вода + песок
Твёрдые растворы, сплавы, например,латунь, бронза. Эмульсии (жидкость + жидкость), например вода + жир
Газовые растворы (смеси любых количеств и любого числа газов) Аэрозоли (газ + жидкость), например туман

Отстаивание – это способ, основанный на различной плотности веществ.

Например, смесь растительного масла и воды можно разделить на масло и воду, дав смеси просто отстояться.

Фильтрование – это способ, основанный на различной способности фильтра пропускать вещества, из которых состоит смесь. Например, с помощь фильтра можно отделить твердые примеси от жидкости.

Выпаривание – это выделение нелетучих твердых веществ из раствора в летучем растворителе – в частности в воде. Например, чтобы выделить соль, растворенную в воде, надо просто выпарить воду. Вода испарится, а соль останется.