Банковское право как отрасль. Банковское право как комплексная отрасль законодательства. Банковское и административное право

Система коммерческих банков является необходимым структурным элементом рыночной экономики. Все почему? Во-первых, рыночное хозяйствование возможно при наличии разных форм собственности, в т.ч. частной.

Функционирование на рынке заключается в осознании потребностей рынка, в попытках их удовлетворения. В свою очередь, для этого нужно представлять все необходимое (кадры, технологии), а на это нужен свободный капитал

В обществе, в котором существует реальная конкуренция и множество хозяйственных субъектов, существует группа предпринимателей, которым нужны деньги здесь и сейчас.

Функции коммерческого банка в рыночной экономике:

    Аккумуляция денежных средств, полученных от предпринимателей и населения

    Возврат денежных средств в гражданский оборот в виде кредитов

    Осуществление расчетно-платежных операций

Специализация и кооперация – становой хребет рыночной экономики.

Банковское право – комплексная отрасль российского права (юридический словарь указывает, что это не комплексная отрасль, а межотраслевой комплекс правовых норм).

Аспекты изучения:

    БП как комплексная отрасль права

    БП как учебная дисциплина

    БП как наука

Банковское право как отрасль права

Банковское право как отрасль права – совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе:

Создания, функционирования, развития, ликвидации кредитных организаций

Построения, функционирования и развития банковской системы

Регулирования банковской деятельности со стороны Банка России, других государственных органов, союзов и ассоциаций коммерческих банков.

БП как наука – знание о содержании отрасли права, истории, состояния и перспективы развития этой отрасли, знания о правоприменительной и правотворческой практике, о зарубежном опыте.

БП как учебная дисциплина – предмет преподавания, знание об отрасли права, методических приемах преподавания, правотворческой, правоприменительной деятельности в отрасли права.

Банковское законодательство – комплексная отрасль законодательства, которая представляет собой специфическое структурное образование в системе российского законодательства, которое используется для комплексного правового регулирования всех сторон деятельности кредитных организаций и системы коммерческих банков, используя нормы различных отраслей права.

Источники банковского права:

    ФЗ «О банках и банковской деятельности»

    ФЗ «О Центральном Банке РФ»

    ФЗ «О кредитных историях»

    ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

    ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках России»

Также деятельность регулируется рядом подзаконных актов ЦБ РФ, Министерства финансов, органов финансового и банковского контроля.

Две группы в законодательстве:

Специальное банковское законодательство – это законодательство, главной целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих в связи с деятельностью кредитных организаций

Общее банковское законодательство – те нормы права, которые регулируют не только деятельность банков, они сформулированы не столько для банков, но регулируют и их деятельность

Комплексная отрасль – это юридически целостное образование, а не механическое объединение норм.

По Тосуняну:

основная отрасль имеет предметное единство, однородные нормы, единый метод правового регулирования и определенное место в системе права.

комплексная отрасль не имеет предметного единства, но имеет предметное ядро, в качестве которого выступает совокупность банковских правоотношений, которые не могут быть четко обособлены. Комплексная отрасль складывается от отраслевых норм, которые складываются из отраслевых норм, взятых из различных отраслей права плюс нормы, специфические для данной отрасли. Комплексная отрасль использует разные методы правового регулирования плюс специфический комплексный метод. В процессе правового регулирования занимает определенную нишу.

Признак объединения норм комплексной отрасли тематический, целевой.

Банковское право в РФ

Понятие банковского права

– во-первых, отрасль права;



Система банковского права

в) нормы банковского права.

Пример подотрасли

Институт банковского права

– правило поведения;

2. .Источники банковского права.

2) ФКЗ и ФЗ.

а) указание Банка России;

б) положение Банка России;

в) инструкция Банка России.

указаний,

Нормативные акты Банка России принимаются в форме положений

Тема: БАНКОВСКИЙ НАДЗОР

Банковское право в РФ

Тема: Банковское право как отрасль права.

Понятие банковского права

Вопрос о том, является ли банковское право самостоятельной отраслью права может быть решен с помощью теории права. В соответствии с ней любая самостоятельная отрасль права имеет сой предмет и метод правого регулирования.

Банковское право является отраслью права, которая регулирует деятельность банков и иных кредитных организаций.

Под «банковским правом» понимается:

– во-первых, отрасль права;

– во-вторых, наука, которая изучает закономерности построения и функционирования банковской системы, правовых норм, регулирующих банковские отношения и практику их применения;

– в-третьих, учебная дисциплина, которая преподается в высших учебных заведениях.

В советской науке банковское право рассматривалось как часть финансового права, считаясь его особой подотраслью. Традиция рассматривать банковское право как подотрасль финансового права сохранилась и в настоящее время.

Банковская тематика рассматривается в учебниках по финансовому праву, начиная с темы «Правовое положение банков» и заканчивая темами «Расчетные правоотношения», «Ценные бумаги.

С другой стороны, банковское право является частью гражданского права. Многие вопросы урегулированы именно нормами гражданского права.

Можно сказать о том, что у банковского права существует свой собственный предмет правового регулирования – общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия банковских и иных кредитных организаций.

Банковское право регулирует, во-первых, банковскую систему, возглавляемую Банком России, и, во-вторых, банковскую деятельность. Соответственно, предметом правового регулирования для банковского права являются банковская система, банковская деятельность и банковские отношения.

Под методом правового регулирования в теории права обычно понимается совокупность способов и средств правового регулирования, которые обусловлены закономерностями предмета правового регулирования и применяются в определенной отрасли права. Здесь существенными являются три элемента, из которых складывается метод правового регулирования:

а) основания возникновения прав и обязанностей и характер их взаимосвязи;

б) способ формирования содержания прав и обязанностей;

в) характер санкций, а также способы и процедуры их применения; О санкциях банковского права можно сказать, что они создают наиболее характерное отличие банковского права от всех других отраслей права.

Банковское право использует такие методы как императивный и диспозитивный.

Императивным или административно-правовым методом регулируются отношения власти и подчинения. Этот метод предполагает наличие у одной из сторон правоотношения права давать в отношении другой стороны обязательные для исполнения властные предписания. Такой метод используется, например, в отношениях между Центральным банком и иными элементами банковской системы.

Диспозитивным или гражданско-правовым методом, который предполагает для участников правоотношений равенство и возможность выбирать вариант поведения по собственному усмотрению в зависимости от конкретных обстоятельств. Таким методом регулируются, в основном, отношения между коммерческими банками и их клиентами.

Банковское право относится к так называемым комплексным отраслям права, которые сочетают элементы нескольких других отраслей.

Система банковского права

Вопрос о системе банковского права имеет теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение этого вопроса состоит в том, что изучение системы банковского права позволяет лучше понять смысл регулирования тех или иных банковских операций и сделок, истолковать значение норм, а также разграничить банковское право и другие отрасли права, которые регулируют банковскую деятельность.

Общие понятия системы права, подотрасли, правового института, нормы права, разработанные в теории права и государства, вполне применимы в банковском праве.

Система банковского права включает три уровня:

а) подотрасли банковского права;

б) правовые институты (отраслевые и межотраслевые);

в) нормы банковского права.

Пример подотрасли – валютное право в той части, в которой оно регулируется соответствующими банковскими законами и нормативными актами Банка России.

Институт банковского права – это совокупность правовых норм, которые регулируют взаимосвязанные банковские отношения определенного вида. Банковское право состоит из таких институтов, как например, банковская система, правовой статус кредитной организации, правовой статус Банка России, пруденциальное регулирование, пруденциальный надзор, правовое регулирование бухгалтерского учета в кредитной организации, открытие и ведение банковского счета, расчеты, кассовые операции, валютные операции, валютный контроль, операции по банковским вкладам, операции по кредитам, операции с драгоценными металлами и некоторые другие.

Нормы банковского права являются разновидностью правовых норм . Им присущи все те признаки, которые характерны для любой юридической нормы. Право состоит из юридических норм, поэтому все признаки права одновременно являются и признаками правовой нормы.

Признаки, которые присущи норме права как единичному правовому явлению:

а) норма права – абстрактное правило поведения;

б) требования правовой нормы обращены к персонально не определенным лицам (к любому банкиру, к любому кредитору, к любому вкладчику и т. п.);

в) норма права рассчитана на многократное применение;

г) норма права имеет предоставительно-обязывающий характер (предусматривает права и обязанности субъектов правоотношения).

Если с учетом сказанного проанализировать специфику норм банковского права, то можно отметить следующее.

Банковские отношения регулируются нормами не только собственно банковского права, но и нормами, которые системно связаны с банковским правом, – конституционного, гражданского, административного, финансового и налогового права.

Например, нормы конституционного права, которые регулируют порядок назначения Председателя Банка России и Совета директоров, являются одновременно нормами и конституционного, и банковского права. Другой пример ст. 140 Гражданского кодекса Российской Федерации. В ней закрепляется основа денежной системы – денежная единица как законное средство платежа. Эта норма, будучи нормой гражданского права, одновременно является и нормой банковского права.

Итак, можно сделать вывод о том, что норма банковского права имеет следующие основные признаки:

– формально-определенный характер банковского правила (содержится в нормативном акте);

– предусматривает права и обязанности субъектов банковских отношений;

– обеспечена возможностью применения санкций;

– закрепляет правовое положение субъектов банковских отношений и предусматривает определенные варианты их поведения;

– правило поведения;

– закрепляет типичные банковские отношения;

– адресована персонально-неопределенному кругу субъектов банковских правоотношений;

– рассчитана на возможность неоднократного применения.

2. .Источники банковского права.

Право имеет внешнюю форму своего выражения. Внешней формой проявления права являются его источники.

Источниками банковского права являются федеральные законы и основанные на них подзаконные нормативные правовые акты.

1) Основным источником любой отрасли прав является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года всенародным голосованием. Конституция Российской Федерации устанавливает для банковского права основополагающие нормы.

В ней закрепляются независимость осуществления Банком России эмиссионной функции, порядок назначения Председателя Банка России и Совета директоров, а также ряд других вопросов, составляющих сущность денежно-кредитной системы в российском обществе.

В ст. 4 Конституции Российской Федерации говорится, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Поэтому все остальные законы, в том числе и те, которые принимаются субъектами Российской Федерации, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

При этом надо иметь в виду, что согласно Конституции Российской Федерации финансовая и кредитная деятельность регулируется только федеральными законами. Субъектам Российской Федерации такое право не предоставлено. Это означает, что регулировать деятельность кредитных организаций в смысле установления правовых норм могут только федеральные органы государственной власти.

В нормах данного акта содержатся положения, напрямую касающиеся банковской деятельности, например, в соответствии с п. ж ст. 71 в ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

В соответствии со ст. 75 денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

Защита и обеспечение устойчивости рубля, в соответствии с той же статьей, является основной функцией Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

В Российской Федерации (ст. 8 Конституции Российской Федерации) гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Кроме того, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституции Российской Федерации).

2) ФКЗ и ФЗ.

Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

Правовое положение и функции коммерческих банков и других кредитных организаций предусмотрены Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности";

3) Нормативные Указы Президента РФ;

4) Постановления Правительства РФ;

5) НПА федеральных органов исполнительной власти, и в первую очередь НПА ЦБ РФ.

В настоящее время четко установлены формы издания нормативных актов Банка России:

а) указание Банка России;

б) положение Банка России;

в) инструкция Банка России.

Нормативные акты Банка России принимаются в форме указаний, если по своему содержанию они устанавливают отдельные правила по вопросам компетенции Банка России, в виде указаний об изменении и дополнении действующего нормативного акта Банка России, если содержат положения об изменении отдельных положений действующего нормативного акта Банка России и (или) о дополнении нормативного акта Банка России; в виде указаний об отмене действующего нормативного акта Банка России, если ими отменяется действующий нормативный акт Банка России в целом.

Нормативные акты Банка России принимаются в форме положений , если их основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

Нормативные акты Банка России принимаются в виде инструкций, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России).

Банковское право регулирует отношения, складывающиеся в сфере банковской деятельности (ст. 2 Закона о банках), к которым относятся:

  • отношения по осуществлению банковских операций;
  • отношения между кредитными организациями и государственными органами ;
  • порядок регистрации кредитных организаций и их лицензирование ;
  • межбанковские отношения;
  • ответственность за правонарушения в банковской сфере;
  • другие отношения, касающиеся деятельности кредитных организаций в РФ.

Банковское право регулирует банковскую деятельность, являющуюся одним из видов экономической деятельности. Характерными чертами банковской деятельности являются:

  • предпринимательский характер, т.е. направленность на извлечение прибыли ;
  • возможность осуществления только специальными субъектами;
  • совершение систематических банковских операций: привлечение денежных средств физических и юридических лиц, размещение привлеченных средств на рынке , открытие и ведение банковских счетов , осуществление расчетов между участниками экономической деятельности и т.д.

Общественные отношения, которые регулируются банковским правом, составляют его предмет. Круг общественных отношений, который регулируется банковским правом, имеет сложный, смешанный и комплексный характер. В юридической литературе нет единого мнения по вопросу комплексности правового регулирования . Одни авторы признают комплексный характер регулирования, другие являются противниками такого подхода. При решении этого вопроса следует исходить из того, что правовое регулирование отраслей российского права постоянно находится в развитии, поэтому новые виды правоотношений получают самостоятельную правовую регламентацию, особый правовой режим. Банковское право, по сути, носит комплексный характер, поскольку зачастую возникающие правоотношения имеют разную правовую природу. Так, комплексные банковские отношения могут включать в себя:

  • финансовые правоотношения;
  • трудовые правоотношения.

Все эти правоотношения имеют либо частноправовое содержание, либо публично-правовое содержание, что выражается в комплексном правовом регулировании.

Таким образом, предмет банковского права составляют общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления ЦБ РФ и иными банковскими и кредитными учреждениями банковской деятельности, а также в ходе регулирования функционирования банковской системы соответствующими государственными органами.

Составляющими предмета науки банковского права являются:

  • правовые категории банковского права;
  • нормы банковского права;
  • метод банковского права;
  • обобщение, анализ и систематизация судебно-арбитражной и правоприменительной практики по спорам, возникающим между участниками банковских правоотношений;
  • история становления и развития банковского дела и банковского законодательства в России и за рубежом;
  • научно-теоретические доктрины, описывающие юридические конструкции, используемые в банковском праве, а также содержащие в себе предложения по совершенствованию банковского законодательства.

Метод и принципы банковского права

  1. принцип неприкосновенности частной собственности ;
  2. принцип свободы банковской деятельности;
  3. принцип поощрения и запрещения монополизации;
  4. принцип осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве;
  5. принцип паритета интересов всех субъектов банковского права ;
  6. принцип двухуровнего построения банковской системы РФ;
  7. принцип экономического районирования при организационном построении ЦБ РФ;
  8. принцип независимости ЦБ РФ от других органов государственной власти РФ;
  9. принцип ответственности ЦБ РФ за осуществление законодательно закрепленных за ним функций;
  10. принцип монопольного осуществления ЦБ РФ эмиссии наличных денег и организации их обращения;
  11. принцип сочетания государственного управления банковской системой и ее самоуправления;
  12. принцип недопустимости вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в оперативную деятельность кредитных организаций ;
  13. принцип исключительной правоспособности кредитных организаций;
  14. принцип сохранения банковской тайны .

Источники банковского права

Кроме того, следует назвать общие федеральные законы об акционерных обществах , о рынке ценных бумаг , о валютном регулировании.

К числу специальных законов, регулирующих банковскую деятельность, следует отнести федеральные законы о банках, о ЦБ РФ, о несостоятельности (банкротстве) и др.

Следует подчеркнуть, что ни общие, ни специальные законы не могут противоречить Конституции . В случае обнаружения такого противоречия заинтересованные лица могут обжаловать его в Конституционный Суд РФ .

Следует отметить, что нормы международных договоров, к которым присоединилась Российская Федерация, могут действовать на территории РФ непосредственно. Они имеют приоритет перед национальным законодательством в случае возникновения между ними коллизии.

Банковские отношения носят комплексный характер. Это означает, что они одновременно являются публично-правовыми и частноправовыми.

В связи с этим специфика банковских отношений проявляется в том, что они могут устанавливаться как гражданскоправовым договором, так и каким-либо нормативно-правовым актом. Однако в банковском праве в отличие от гражданского права автономия воли его участников ограничена со стороны ЦБ РФ установлением определенных «правил игры».

Банковские правоотношения возникают преимущественно по поводу денежных средств . Однако в отличие от финансовых правоотношений, которые, как правило, принято считать «всегда возникающими по поводу денег», банковские правоотношения включают более широкий круг объектов.

Понятие банковского права как отрасли россии?ского права, особенности предмета и метода правового регулирования

«Банковское право, как отрасль россии?ского права представляет собои? совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковскои? системы России?скои? Федерации, в том числе в процессе регулирования банковскои? деятельности со стороны Банка России и других органов государственнои? власти, а также союзов и ассоциации? кредитных организации?».

Отличительными особенностями банковского права как отрасли права являются:

комплексныи? характер банковского права, т.к. правоотношения банковского права регулируются нормами различных отраслеи? права.обязательным участником банковских правоотношении? является центральныи? банк или иные органы банковского надзора и регулирования

Можно сказать, о том, что у банковского права существует свои? собственныи? предмет правового регулирования. Предмет банковского права составляют общественные отношения, возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковскои? системы России, в частности в процессе осуществления Банком России и кредитными организациями банковскои? деятельности, а также общественные отношения, возникающие в процессе регулирования банковскои? системы России со стороны государственных органов в интересах граждан, организации? и государства.

Для правильного понимания сущности банковского права как самостоятельнои? отрасли права важен не только предмет, но и метод правового регулирования. Под методом правового регулирования в теории права обычно понимается совокупность способов и средств правового регулирования, которые обусловлены закономерностями предмета правового регулирования и применяются в определеннои? отрасли права.

Банковское право использует такие методы как императивныи? и диспозитивныи?.

Императивным или административно-правовым методом регулируются отношения власти и подчинения. Этот метод предполагает наличие у однои? из сторон правоотношения права давать в отношении другои? стороны обязательные для исполнения властные предписания. Такои? метод используется, например, в отношениях между Центральным банком и иными элементами банковскои? системы. Банк России по закону наделен властными полномочиями, и его приказы и индивидуальные веления подлежат безусловному исполнению всеми кредитными организациями. Ведь юридические лица, конституируясь как банки, добровольно включились в систему денежнои? власти, которая представлена банковскои? системои?, возглавляемои? Банком России. Банк России является регулятором и надзорным учреждением этои? системы, и его власть распространяется только на тех субъектов (кредитные организации), которые по закону становятся субъектами банковскои? системы, в отличие от государственнои? власти, которая распространяется на всех субъектов в обществе.

Второи? метод, диспозитивныи? или гражданско-правовои?, предполагает для участников правоотношении? равенство и возможность выбирать вариант поведения по собственному усмотрению в зависимости от конкретных обстоятельств. Таким методом регулируются, в основном, отношения между коммерческими банками и их клиентами.

Оба метода в совокупности образуют комплексныи? метод правового регулирования банковских отношении?.

Важной составляющей экономики любого государства является . Формирование современного и конкурентоспособного банковского сектора, соответствующего интересам экономики, — задача, стоящая перед Российским государством с момента начала радикальных экономических преобразований, именуемых переходом к рынку, и не полностью решенная до настоящего времени. Появление комплекса нормативных актов, регулирующих отношения в сфере банковской деятельности, связано с возникшей экономической заинтересованностью государства в создании единой и централизованной системы правового регулирования банковских услуг.

Поскольку в банковском праве содержатся нормы и используются методы правового регулирования различных отраслей права, его следует признать комплексной отраслью права.

Предмет банковского права составляют общественные отношения, возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковской системы России, в частности в процессе осуществления Банком России и кредитными организациями банковской деятельности, а также общественные отношения, возникающие в процессе регулирования банковской системы России со стороны государственных органов в интересах граждан, организаций и государства.

Является отраслью законодательства, включающей комплекс норм публично-правового и частноправового характера, направленных на регулирование отношений, возникающих по поводу и (или) в процессе осуществления банковской деятельности.

Краткое определение. Банковское право есть упорядоченная совокупность юридических норм, составляющих неразрывное единство и регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу банковской деятельности.

Развернутое определение. Банковское право представляет собой систему формально определенных общеобязательных правил поведения, регулирующих отношения, связанные с определением правового статуса субъектов банковской системы, отношения, возникающие в процессе публично-правового регулирования банковской деятельности, а также отношения, складывающиеся непосредственно в процессе банковской деятельности.

Отграничение банковского права от смежных отраслей права

Отраслями, смежными с банковским правом, являются гражданское, административное, финансовое и предпринимательское право.

Банковское и предпринимательское право

Наиболее тесно банковское право связано с предпринимательским. Эта связь главным образом выражается в том, что банковская деятельность является разновидностью предпринимательской деятельности со всеми присущими ей признаками: самостоятельность, систематичность, направленность на извлечение прибыли, рисковый характер, легальность, профессионализм. Вместе с тем банковская деятельность — обособленная сфера предпринимательства, специфику которой подробно изучает банковское право. Если предмет предпринимательского права составляют предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества, то банковское право целиком и полностью концентрирует внимание на той группе отношений, которые складываются по поводу банковской деятельности, имеют ближайшее соприкосновение с банковской системой.

Банковское и административное право

В переводе с латинского «администрация» означает «управление». Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления). Главная особенность административных отношений состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т. с. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях РФ. Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью.

Отношения, регулируемые банковским правом, не относятся к сфере исполнительной власти. В соответствии с Конституцией РФ и Законом о Банке России ЦБ РФ также не является органом исполнительной власти.

Кроме того, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), в то время как административное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).

В то же время близость банковского и административного права обусловлена тем, что и Банк России, и органы исполнительной власти осуществляют публично-правовое регулирование соответствующих общественных отношений, оказывают публично-правовое воздействие на соответствующие субъекты.

Банковское и финансовое право

Финансовое право как отрасль права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач. Иными словами, предмет финансового права — отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Таким образом, из всего круга финансовых и банковских отношений смежными являются лишь отношения между Банком России и кредитными организациями по поводу формирования и использования фонда обязательных резервов (ст. 38 Закона о Банке России). В этой связи в юридической литературе справедливо отмечается, что отношения по поводу образования и использования фонда обязательных резервов ЦБ РФ не относятся к отношениям, возникающим в процессе финансовой деятельности государства, поскольку внутри банковской системы не образуются финансовые фонды денежных средств, а фонд обязательных резервов Банка России не является государственным финансовым фондом денежных средств, он не направлен на покрытие государственных затрат, возникающих в процессе финансовой деятельности государства. Эти отношения не входят в сферу финансовой деятельности государства, т. с. в ту сферу, которая охватывается предметом финансового права. Отношения Банка России с кредитными организациями составляют предмет регулирования не финансового, а банковского права.

Вместе с тем Банк России может участвовать в финансовых отношениях и в этом качестве быть субъектом финансового права. Пример таких отношений — отношения по поводу перечисления Банком России в федеральный бюджет 50% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов (ст. 26 Закона о Банке России).

Банковское и гражданское право

Нормы гражданского права определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулируют договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. В соответствии с п. 2 ст. 1 Г К РФ граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В банковском праве такая достаточно широкая автономия воли сторон — скорее исключение, чем правило, поскольку большинство норм банковского права императивны. К примеру, нормами гл. 44 ГК РФ регулируется такая банковская сделка, как договор банковского вклада. В соответствии с п. 1 ст. 836 ГК РФ договор банковского вклада должен быть заключен в письменной форме. Причем ГК РФ не конкретизирует, должен ли это быть один документ, подписанный сторонами, либо достаточно оферты и акцепта. Часть 2 ст. 36 Закона о банках в императивном порядке устанавливает, что привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику. Несоблюдение этого правила является правонарушением, за которое банк привлекается к ответственности по нормам не гражданского, а банковского законодательства.

Кроме того, согласно положениям ст. 3 ГК РФ издавать подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, могут только Президент РФ. Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. В соответствии же со ст. 4 Закона о Банке России ЦБ РФ устанавливает правила осуществления расчетов и правила проведения банковских операций, т. е. имеет право издавать подзаконные акты банковского права, и не наделен полномочиями по изданию подзаконных актов, содержащих нормы гражданского права.