Автор утверждает что принцип федерализма способствует. Основные характеристики государства в контексте правовой теории государства. Унитарная традиция играет значимую роль

Принципы демократического государства

Основными принципами демократического государства являются:

1. признание народа источником власти, сувереном в государстве;

2. существование правового государства;

3. подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении;

4. разделение властей;

5. выборность и сменяемость основных органов государства;

6. контроль общества над силовыми структурами;

7. политический плюрализм;

8. гласность.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

· Принцип соблюдения прав человека, их приоритет над правами государства.

· Принцип верховенства закона.

· Принцип народовластия.

· Принцип федерализма.

· Принцип разделения властей.

· Принципы идеологического и политического плюрализма.

· Принцип многообразия форм экономической деятельности. Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, 2013.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина -- важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия -- это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ).

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Основы конституционного строя включают основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство РФ. К ним относятся:

1. государственная целостность;

2. равноправие и самоопределение народов;

3. единство системы государственной власти;

4. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

5. равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации).

Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).

РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется так же и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д.). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий. Его проявление - деятельность независимых объединений граждан. Поэтому надёжная конституционно-правовая защита политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2011

Вопрос: Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, други...Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, други...Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

Ответы:

От­дель­ные ре­ги­о­ны имеют ре­аль­ную са­мо­сто­я­тель­ность в ре­ше­нии во­про­сов своей жизни - слож­ное на­ци­о­наль­но-тер­ри­то­ри­аль­ное устрой­ство го­су­дар­ства от­ра­жа­ет са­мо­быт­ность от­дель­ных субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции, поз­во­ля­ет со­хра­нить на­ци­о­наль­ную куль­ту­ру - цен­траль­ная власть ли­ше­на мо­но­по­лии на власть.

Похожие вопросы

  • На каком материке суммарная площадь крупнейших озер наибольшая?На каком материке суммарная площадь крупнейших озер наибольшая?
  • В ячейке B4 записана формула =2*A$1. Какой вид приобретёт формула, после того как ячейку B4 скопируют в ячейку C5? Примечание: знак $ используе...В ячейке B4 записана формула =2*A$1. Какой вид приобретёт формула, после того как ячейку B4 скопируют в ячейку C5? Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации. 1) =2*A$1 2) =2*A$2 3) =2*B$1 4) =2*B$2
  • "Вказувати дорогу " одним словом! подскажите плиииз)"Вказувати дорогу " одним словом! подскажите плиииз)
  • Задание 1. Ученики посадили 4 куста красной смородины, а малины в 3 раза больше.Крыжовника они посадили на 5 кустов больше, чем малины.Сколько ку...Задание 1. Ученики посадили 4 куста красной смородины, а малины в 3 раза больше.Крыжовника они посадили на 5 кустов больше, чем малины.Сколько кустов крыжовника посадили ученики? Задание 2. Вычисли периметр прямоугольника со сторонами 3 см и 5 см.Начерти такой прямоугольник. Задание 3 . В прятки...
  • Задача по алгебре: Туристы планировали пройти маршрут за 6 дней,но из-за плохой погоды им пришлось двигаться медленнее,в место предпологаемых 30 к...Задача по алгебре: Туристы планировали пройти маршрут за 6 дней,но из-за плохой погоды им пришлось двигаться медленнее,в место предпологаемых 30 км в день они проходили только 20 км.За сколько дней они совершили весь переход?
  • Пригодный к употреблению - какое слово главное? И ещё вопрос: может ли словосочетание состоять из трёх слов? (кроме фразеологизмов), например: пре...Пригодный к употреблению - какое слово главное? И ещё вопрос: может ли словосочетание состоять из трёх слов? (кроме фразеологизмов), например: преподнести поздравительный адрес
  • (х+5/12)-1 1/6=1,25 Решите уравнение пожалуйста(х + \frac{5}{12} )- 1 \frac{1}{6} = 1,25(х+5/12)-1 1/6=1,25 Решите уравнение пожалуйста(х + \frac{5}{12} )- 1 \frac{1}{6} = 1,25
  • 15. Во время оккупации Одессы за подпольную деятельность был осужден фашистами на 25 лет тюрьмы юный подпольщик, который стал известен всему миру в...15. Во время оккупации Одессы за подпольную деятельность был осужден фашистами на 25 лет тюрьмы юный подпольщик, который стал известен всему миру в 1971 году как командир экипажа первой в мире долговременной орбитальной станции «Салют»? Назовите этого человека.

1)вопрос о том, что производить, решается органами государственного управления 2)цена на товары определяется соотношением спроса и предложения 3)государственный план определяет, сколько производить определённой продукции 4)спрос регулируется карточками, талонами, списками льготников

охарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841-1911) писал, что знание прошлого - «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация - уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам

1.Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью? 2.В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в жизни человека и общества? 3.Назовите и

охарактерезуйте основные формы взаимосвязи человека и общества. 4.Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и народов?Приведите пример. 5.Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характирезующие роль народа в историческом процессе. 6.Верно ли утверждение,что мировозрение может иметь не только отдельная личность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха?Поясните своё мнение,потвердите его примерами.

1. Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью? 2. В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в жизни человека и общества? 3. Назовите и

охарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841-1911) писал, что знание прошлого - «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация - уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам. ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ!!! ЗАРАНЕЕ СПАСИБО.

  • Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
  • -От­дель­ные ре­ги­о­ны имеют ре­аль­ную са­мо­сто­я­тель­ность в ре­ше­нии во­про­сов своей жизни
    - слож­ное на­ци­о­наль­но-тер­ри­то­ри­аль­ное устрой­ство го­су­дар­ства от­ра­жа­ет са­мо­быт­ность от­дель­ных субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции, поз­во­ля­ет со­хра­нить на­ци­о­наль­ную куль­ту­ру
    - цен­траль­ная власть ли­ше­на мо­но­по­лии на власть.
  • Право как социальный регулятор- это, прежде всего инструментальная ценность, т. е. ценность, выступающая в качестве инструмента, орудия, средства, обеспечивающего функционирование других социальных институтов. Вместе с тем важно подчеркнуть, что право имеет и собственную ценность. Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение и олицетворение правом социальной свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоев населения, социальных групп.
    Даже тогда, когда право выступает в качестве права сильного или права власти, когда его содержание по основным своим характеристикам часто не соответствует нуждам прогресса, оно все же представляет собой социально ценное, хотя и крайне ограниченное, явление по сравнению с тем, что ему противостоит, - с произволом, со своеволием, с субъективизмом индивидуумов и групп. Ведь социальная свобода и активность людей могут иметь различный характер. Не связанные правом, вне права они без преград могут перерасти в произвол. В праве же социальная свобода и активность в той или иной мере отражают единство свободы и ответственности, существуют в очерченных законом рамках, в сочетании с юридическими обязанностями. Собственная ценность права прямо обусловлена его социальной природой и весьма существенно зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима.
    (С. С. Алексеев)
    Задания:
    3. Автор утверждает, что «…даже тогда, когда право выступает в качестве права сильного или права власти…. Оно все же представляет собой социально ценное явление. » Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
    4. Автор утверждает, что собственная ценность права зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
  • 3.

    1)Даже, когда право "работает" не на полную определяемую историческими условиями "мощность", и, более того, даже при авторитарных политических режимах, когда оно приобретает этатический характер, выступает в качестве права сильного или права власти, когда его содержание по основным своим характеристикам часто не соответствует нуждам прогресса, оно всё же представляет собой социально ценное, хотя и крайне ограниченное явление, по сравнению с тем, что ему противостоит, - с произволом, со своеволием, с субъективизмом индивидуумов и групп.

    2)Ведь социальная свобода и активность людей могут иметь различный характер.

    Не связанные правом, вне права они без преград могут перерасти в произвол.

    3)В праве же социальная свобода и активность в той или иной мере отражают единство свободы и упорядоченности общественных отношений, ответственности, заложены в субъективных правах, существуют в очерченных законом рамках, в сочетании с юридическими обязанностями, в соединении с гарантиями, юридическими процедурами. Таким путём они сдерживаются до той грани, за которой свобода и активность могут обернуться неконтролируемым действованием, произволом, ничем неограниченной вольницей, хаосом.

    4.

    1)Собственная ценность права прямо обусловлена его социальной природой и весьма существенно зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима и соответственно от стадии его "гуманитарного восхождения" - движения от права сильного к праву гражданского общества.

    2)Право по своим свойствам - такой социальный феномен, который вызван потребностью внести в социальную жизнь нормативные начала, организовать и порядок, основанные на началах социальной свободы, активности, ответственности, и потому по своей природе оно сопротивляется произволу и беззаконию.

    3)И вовсе не случайно во все исторические эпохи реакционные политические режимы на деле неизменно выступали в качестве противников права и законности. Именно как явление, противостоящее произволу и беззаконию и в то же время обеспечивающее простор для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе - занимает высокозначимое место в социальной жизни, выступает как фактор социального прогресса.

  • РЕШИТЬ, ОЧЕНЬ НУЖНО!

    1)

    В процессе социализации граждан активно участвует государство.
    Предположите, какие качества оно стремится сформировать у граждан.
    Укажите любые два качества и кратко поясните свой выбор.

    2)

    Ученики одного класса, одетые в школьную форму, даже выполняя
    одинаковые правила и задания, остаются непохожими друг на друга. Но это
    не означает, что их социализация идёт неудачно. Приведите два обоснования
    (аргумента), подтверждающие это мнение.

    3)

    Писатель решил создать роман о жизни своих современников. Сначала он
    несколько месяцев выстраивал основную сюжетную линию. После того как
    писатель определился с образами своих героев, он приступил к работе, и
    через год роман был издан. Какая фраза текста объясняет эту
    последовательность действий? Какой вид искусства представлен в данном
    примере?

    4) Автор употребляет словосочетание «человек культурный» в широком
    смысле. Какого человека в современных условиях, на Ваш взгляд, можно
    назвать культурным? Что, по Вашему мнению, должны делать родители,
    чтобы их ребёнок вырос культурным человеком? (Привлекая
    обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите одну любую
    меру и кратко поясните своё мнение.)

  • 1. Любовь к родине и чувство долга, потому что государству нужны люди, которые могут постоять за родину при каких-либо обстоятельствах.
    2. Каждый человек-это личность и человек сам выбирает как ему поступать, и делает свой собственный выбор. условия жизни у каждого свои, поэтому люди всегда развиваются, не зависимо от обстоятельств.
    3. Писатель наблюдал за происходящим.
    4. Культурный человек помему тот, который стремится к самообразованию и участвуете в жизни общества в целом. родители должны только дать правильный путь и общение с другими, потому что ребенок сам вскоре сделает выбор, каким ему быть своии своиродители на его выбор не повлияют.
  • Использую обществоведческие знания и социальный опыт приведите любые два аргумента убеждающих в необходимости юридического оформления брака
  • 1-в случае развода дети и совместно нажитое иммущество делится согласно брачному контраку(если он есть)

    2-государство заинтересованно в заключении брака и создании семьи

    3- молодым семьям государство выделяет определенны льготы, но при случае официального брака

    Если помог, жми спасибо)

  • ЧАСТЬ А
    А1
    Какой смысл понимания слова «культура» является наиболее широким?
    1) производство и применение орудий труда
    2) уровень воспитанности человека
    3) совокупность результатов преобразовательной деятельности человека
    4) приспособление живых организмов к окружающей среде
    А2
    Верны ли следующие суждения о духовной сфере жизни общества?
    А. К духовной сфере жизни общества относятся наука, литература и искусство.
    Б. К духовной сфере жизни общества относятся религии и религиозные организации.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    А3
    К характерным признакам элитарной культуры относят
    1) ориентация на извлечение прибыли
    2) навязывание упрощенных «версий жизни»
    3) нацеленность на социальную борьбу
    4) доступность узкому кругу знатоков
    А4
    Верны ли следующие суждения о массовой культуре?
    На содержание продуктов массовой культуры оказывает влияние
    А. процесс глобализации современного мира.
    Б. эмоционально-психологическое состояние современного человека.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    А5
    Воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах – это один из признаков
    1) искусства
    2) науки
    3) философии
    4) образования
    А6
    К специфическим особенностям развития современной науки можно отнести
    1) стремление ученых к познанию истины
    2) попытки составить научную картину мира
    3) периодическое обновление взглядов на окружающий мир
    4) широкое использование промышленной исследовательской аппаратуры
    А7
    Один из признаков, характеризующих тенденцию гуманизации образования, -
    1) внимание к личности, ее интересам, запросам
    2) введение новых гуманитарных дисциплин в обучение
    3) отказ от преподавания общественных наук
    4) увеличение числа учебных предметов
    А8
    Одним из обязательных элементов религии является:
    1) научная аргументация истинности религиозных догматов
    2) законодательство о свободе совести
    3) вера в существование сверхъестественного
    4) религиозный характер школьного образования
    А9
    Правило: «Относись к другому так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе» - одна из норм
    1) искусства
    2) науки
    3) права
    4) морали
    А10
    Верны ли следующие суждения об образовании?
    А. Образование является одним из важнейших институтов социализации индивида.
    Б. В процессе образования человек усваивает знания, умения, способы практической и познавательной деятельности.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    ЧАСТЬ В
    В1
    Установите соответствие между формами культуры и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    ПРИЗНАКИ ТИПЫ
    1) доступность узкому кругу ценителей А) массовая
    2) ориентированность на коммерческий успех Б) элитарная
    3) обращенность к предельно широкой аудитории
    4) сложность языка культуры
    В2
    Найдите в приведенном списке характеристики искусства как формы духовной культуры и обведите цифры, под которыми они указаны.
    1) формирование чувства прекрасного
    2) выдвижение и обоснование гипотезы
    3) проведение эксперимента
    4) эмоционально-чувственное отражение реальности
    5) создание художественного образа
    6) внедрение результатов исследований в практику
  • А1
    1) производство и применение орудий труда
    - это не подходит потому, что не имеет с культурой не какой связи.
    2) уровень воспитанности человека - Да это подходит, конечно культуру, воспитанность все эти ограничения внес сам человек, он свои поколения внушил что культура это уровень воспитанности человека, а уровень воспитанности человека это уже уважения для человека, уважения значит человека ценят.
    3) совокупность результатов преобразовательной деятельности человека- это тоже к культуре отношений не каких не имеет.
    4) приспособление живых организмов к окружающей среде- это не подходит потому что, животные приспособляются жизни и без культуры и есть не мало людей которые не знают или не пользуется культурой и спокойно живут.
    А2
    2) верно только Б - почему? Потому что духовной сфере жизни общества не имеет не какое отношения науки, литература и искусства.
    Искусства это сфера фантазии, творчества, но не духовной.
    Литература это как и искусства тоже самое.
    Наука, сфера точности, логике и не чего более, к духовной сфере отношения не имеет.
    К духовной сфере жизни общества относятся религии и религиозные организации. - Духовная сфера это сфера вашей религии,

    А3
    На этот вопрос ответа нету, скорее всего 2 или 3.
    А4
    3) верны оба суждения
    Почему? Потому что культура заставляет меняться человека, человек строит свой мир если меняется человек то и мир который он строит тоже меняется.

    А5
    3) философии
    А6
    3) периодическое обновление взглядов на окружающий мир (шёл от противного
    А7
    4) увеличение числа учебных предметов (шёл от противного исключал те варианты которые точно не правильны)

    А8
    2) законодательство о свободе совести (шёл от противного исключал те варианты которые точно не правильны)

    А9
    4) морали (Объяснить будит трудно, но ответ точный)

    А10
    3) верны оба суждения (здесь я не уверен, но скорее всего ответ такой будит 80% на 100%)

    В- часть
    Я не уверен во ответах, чтоб вас не с бивать я вам их даже не дам.
  • Помогите срочно! Внучка попросила помочь, а я не понимаю! Прочитайте текст и выполните задания 23. 1 -23. 6
    Маркетинговую деятельность осуществляет каждое пред­приятие. Основная задача маркетинга - работа с рынком, фор­мирование спроса на продукцию, предлагаемую предприятием, обеспечение ее сбыта. В условиях рынка проблема сбыта для предприятия становится самой важной. Мало произвести товар, нужно суметь его продать, поскольку произведенный товар - это затраты производителя, а товар реализованный - это уже доход. Именно маркетинговая деятельность позволяет превра­тить потребности покупателей в доходы продавца. На многих предприятиях созданы специальные отделы, занимающиеся маркетинговой деятельностью. Специалисты, работающие в об­ласти маркетинга, называются маркетологами.
    Для того чтобы продать товар, необходимо провести иссле­дование рынка. Оно должно дать ответы на следующие вопросы: Что надо продавать? Кому можно продавать? Где и как продавать? Как управлять движением товара? Собственно говоря, с исследования рынка должна начинаться работа по созданию предприятия. Прежде чем организовывать фирму, которая будет производить какой-либо товар, стоит оценить, а будет ли этот то­вар пользоваться спросом, производит ли уже кто-то этот товар? Если да, то готовы ли покупатели приобретать этот товар в боль­шем количестве, по какой цене они могут это делать? Если товар пока никем не предлагается на рынке, то нужен ли он, станут ли покупатели его приобретать, или придется провести серьезную работу, чтобы убедить покупателей, что эта новинка - именно то, чего им так долго не хватало. Какую цену можно будет назна­чить на новый товар?
    Но и когда предприятие уже организовано и действует, мар­кетинговые исследования не теряют своей актуальности. Их за­дача - понять, что хочет потребитель, каковы его вкусы и пред­почтения и как они могут измениться с течением времени, как усовершенствовать товар, чтобы продлить срок его «жизни» на рынке, как заставить покупателей приобретать его в большем объеме. Для того чтобы одержать победу над конкурентами, товар должен не только выгодно отличаться по технико-эконо­мическим показателям, но должен быть более дешевым при по­купке и более надежным в эксплуатации. При этом маркетинг переходит в практическую деятельность, связанную с доведе­нием товара до потребителя. На этой стадии маркетинг должен обеспечить сбыт возможно большего количества товара, необхо­димый уровень прибыли, максимальное удовлетворение потре­бителя, с тем чтобы сформировать у него желание приобретать этот товар не только сегодня, но и завтра.
    (По материалам энциклопедии для школьников)
    23. 1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
    23. 2. Какова основная задача специалистов-маркетологов? Почему их деятельность важна для фирмы?
    23. 3. Каковы задачи маркетологов на этапах создания предприятия, производства товаров, сбыта товаров? Укажите задачу маркетолога на каждом из перечис­ленных этапов работы фирмы.
    23. 4. Как маркетолог может узнать о вкусах и предпочте­ниях потребителей? С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт выскажите три предположения.
    23. 5. Анна Петровна приобрела недорогую стиральную ма­шину известной марки. Машина оказалась простой в эксплуатации и экономичной. Теперь Анна Петровна советует приобрести такую же машину всем своим знакомым.
    В чем проявилась конкурентоспособность данной сти­ральной машины? Приведите фрагмент текста, кото­рый может помочь вам ответить на вопрос.
    23. 6. Существует мнение, что умелый маркетолог может обеспечить сбыт любого, даже неконкурентоспособ­ного товара. Согласны ли вы с этим мнением? С опо­рой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

  • 23. 1
    План.
    1. Осуществление маркетинговой деятельности и ее основные задачи.
    2. Исследование рынка. Основные вопросы, стоящие перед маркетологом.
    3. Критерии, позволяющие товару одержать победу над конкурентами.
    4. Стадия перехода маркетинга в практическую деятельность.
    23. 2
    Маркетологи- это специалисты, работающие в области маркетинга. Для фирмы их деятельность важна, потому что "именно маркетинговая деятельность позволяет превратить потребности покупателей в доходы продавца".
    23. 3
    На этапах
    Создания предприятия - исследование рынка, ответ на основные вопросы.
    Производства товаров-оценка самого товара по нескольким критериям
    Сбыт товаров- доведение товара до потребителя.
    23. 4
    С помощью социологических опросов, данных прошлых лет, спроса на похожие товары у конкурентов.
    23. 5
    " Для того чтобы одержать победу над конкурентами, товар должен не только выгодно отличаться по технико-эконо­мическим показателям, но должен быть более дешевым при по­купке и более надежным в эксплуатации".
  • Статья 13

    a

    b

    Статья 15

  • Насчёт статьи 15 -незнаю

  • Статья 13

    1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

    2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

    a ) для уважения прав и репутации других лиц; или

    b ) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (ordre public), или здоровья или нравственности населения.

    Статья 15

    1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

    2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка (ordre public), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

    1)Какие 2 права ребенка зафиксированы в приведенных статьях Конвенции?

    2)Используя собственный социальный опыт, приведите пример реализации каждого из названных прав.

    3)Какие ограничения этих прав предусмотрены Конвенцией?

    4)Подтвердите необходимость любого из ограничений прав ребенка конкретными примерами.

  • 1)Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение

    право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний

    2) Когда ребёнок находиться в магазине и выдит, например, плесень на помидоре, то он может подойти к продавцу, т. к. имеет на это ПОЛНОЕ ПРАВО по статье 13.

    Насчёт статьи 15 -незнаю

    3) 1- а) и б) из вышеперечисленного в ст. 13

    2- огорничения, которые необходимы в демократическом обществе и. ..(вышеперечисленное в ст. 15)... Прав и свобод других лиц.

    4)Если ребёнок находится в том же магазине и видит тот же помидор с плесенью и кричит об этом на весь магазин + говорит покупателям уйти из этого места из-за испорченности товара, то это нарушение ст. 13.

  • Культура - мощный фактор человеческой деятельности: она присутствует во всем, что мы видим и чувствуем. «Непорочного восприятия» не существует - все, что мы видим и воспринимаем, доходит до нас окрашенным ожиданиями и предрасположениями. В основе их лежит наша культура: мы видим мир через очки, окрашенные нашей культурой. Огромное большинство людей пользуется этими очками, даже не подозревая об их существовании. Навеваемые невидимыми очками предрасположения действуют тем более сильно, что «культурные очки» остаются невидимыми. То, что люди делают, напрямую зависит от того, во что они верят, а их убеждения, в свою очередь, зависят от культурно окрашенного видения себя и окружающего мира… В ходе исторического развития возникали и создавали свое видение мира великие культуры человечества. На заре истории мир виделся атавистическим: души имели не только люди, но и животные, и растения - все в природе было живым. Родник в саванне внушал благоговейный страх перед духами и силами природы, а также перед душами умерших; олень, очутившийся посреди человеческого поселения, отождествлялся с духом предка, пришедшего навестить родных; гром считался знаком, подаваемым прародительницей- Матерью или всемогущим Отцом. На протяжении всей письменной истории традиционные культуры были перегружены рассказами о чувственном восприятии невидимых существ, располагавшихся в символической иерархии. Классические культуры Древней Греции заменили взгляд на мир, основанный на мифе, концепциями, основанными на рассуждениях, хотя последние редко подвергались проверке с помощью экспериментов и наблюдений. С библейских времен на Западе и на протяжении нескольких тысячелетий на Востоке во взглядах людей доминировали предписания и образы религии (или иных принятых систем верований). Это влияние значительно ослабло в XVI и XVII вв. , когда в Европе возникла экспериментальная наука. За последние три столетия научно-технологическая культура стала доминировать над мифологическими и религиозными воззрениями Средневековья, хотя и не полностью вытеснила их. В XX в. научно-технологическая культура Запада распространилась по всему земному шару. Не западные культуры теперь стоят перед дилеммой: раскрыться ли перед западной культурой или замкнуться и продолжать следовать традиционными путями, сохраняя привычный образ жизни, занятия и культы. (Э. Ласло) С1. Что автор называет «культурными очками»? Как они влияют на жизнь людей? С2. Назовите этапы в развитии культуры, которые выделил автор, и подберите в тексте краткую характеристику каждого из них. С3. С опорой на текст, знания курса и личный социальный опыт приведите три объяснения мысли автора: «Культура присутствует во всем, что мы видим и чувствуем». С4. Автор упомянул дилемму, стоящую перед современными не западными культурами. Приведите по одному положительному и одному отрицательному последствию каждого выбора.
  • С1. Автор предпологает что мы видим мир через культурные очки, в основе которых лежит наша культура. Как говорит автор большинство людей даже не предпологает о существовании таких очков, многие привыкли видеть культурный мир по своему а кто то и вовсе не замечает его. "То, что люди делают, напрямую зависит от того, во что они верят, а их убеждения, в свою очередь, зависят от культурно окрашенного видения себя и окружающего мира".

  • Задания 21 – 24.

    Текст 1.
    Конституционный строй ­ это такая организация государственной и общественной жизни,
    при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет
    демократический, правовой характер, и в нем человек, его права, свободы, честь,
    достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита ­ основной обязанностью
    государства.
    В Конституции РФ (преамбула и гл.1) находит выражение целостная система принципов
    конституционного строя. К первой группе этих принципов можно отнести основы
    организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права;
    принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что
    Российская Федерация ­ часть мирового сообщества.
    Вторую группу принципов составляют основы взаимоотношений государства и человека,
    гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и
    утверждение прав и свобод чело века и гражданина высшей ценностью; их защита и
    соблюдение обязанность государства.
    Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества... 
    Российская Федерация ­ федеративное государство. Демократический характер Российс­
    кого государства проявляется в его государственно ­ территориальном устройстве, основыва­
    ющемся на принципе федерализма. Федерализм в России выступает, прежде всего, как одно
    из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопре­
    деления наций и народностей, проживающих на ее территории. Это получило выражение в
    создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации ­
    республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразование
    одних форм национальной государственности в другие.
    Принцип федерализма способствует демократизации управления государством...
    Субъектами
    Российской Федерации наряду с национально ­ государственными образованиями признаются
    края, области, города федерального значения. Таким образом, Российская Федерация
    построена на сочетании территориальных и национально ­ территориальных начал образования
    ее субъектов.
    Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в право­
    вом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство
    всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на
    основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную,
    носителями которой являются самостоятельные органы государства. Принцип разделения властей
    находит свое проявление также в разграничении (по вертикали) предметов ведения и
    полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами
    государственной власти ее субъектов.
    (И.А. Андреева)
    1. Какие три группы принципов конституционного строя называет автор?
    2. В каких двух формах осуществляется реализация принципа разделения властей в
    России? Приведите по одному примеру в качестве иллюстрации каждой из названных форм.
    3. Данный текст характеризует Россию как демократическое, федеративное и правовое
    государство. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин,
    назовите еще две характеристики, которые применимы к нашему государству.
    Прокомментируйте одну из данных характеристик.

    Задания 21 – 24.
    4.Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления
    государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин
    и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
    Прочитайте текст и выполните задания.
    Текст 2.
    С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав
    человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для
    обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать,
    господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за
    надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за
    обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность
    государства и гражданина. (...) Правовое государство для выполнения своей основной функции ­
    защиты и охраны прав и свобод граждан - должно быть оснащено системой процедур, механизмов,
    институтов, гарантирующих субъективные прав человека. (...) Важное значение имеет принцип
    связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в
    обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за
    пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где
    есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и
    права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и
    друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных
    ценностей ­ эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам
    человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их
    никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной
    деградации общества. Цель правового государства ­ защищая права человека, обеспечить
    достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей
    многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия,
    угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру
    взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как
    равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в
    предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных структур,
    освобожденный от жесткой опеки государства.
    Е. В. Лукашева
    1.
    Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются
    естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь
    на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента,
    доказывающих правоту утверждения автора.
    Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового
    2.
    государства. Назовите три условия.
    Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом
    3.
    социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права». Опираясь на
    текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.
    Право (профильный уровень) 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1

    Задания 21 – 24.
    Прочитайте текст и выполните задания
    Текст 3.
    Право и закон
    [Существует следующее понимание сущности права]: право ­ это не законы, принимаемые
    демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие
    (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие,
    аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления,
    ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность,
    все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и
    неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить
    стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его
    регулятивная роль.
    В этом случае открывается простор для... произвола, поскольку свобода, демократия, мораль
    понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по­разному... Да и
    почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не
    могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен
    определять ­ «правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи?
    Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права...
    их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к
    достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм...
    Н.И. Матузов

    1.

    Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три
    2.
    любых аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.
    3.
    Какой термин, равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Считает ли
    автор, что законы являются единственным источником права? Опираясь на знания
    обществоведческого курса, укажите три других источника права.
    Какую функцию права называет автор? Опираясь на знание обществоведческого курса,
    4.
    укажите любые три других функции права в обществе.
    Право (профильный уровень) 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1

    Задания 21 – 24.
    Группы принципов конституционного строя:
    Ответ
    Текст 1.
    1.
    - основы организации государственной власти;
    - основы взаимоотношений государства и человека, гражданина;
    - основы организации жизни гражданского общества.
    2. 1) две формы реализации принципа разделения властей:
    - по горизонтали;
    - по вертикали;
    2) примеры:
    - осуществление принципа разделения властей по горизонтали: деятельность Федерального
    Собрания РФ, Правительства РФ, судебной власти РФ;
    - осуществление принципа разделения властей по вертикали: разделение полномочий между
    г. Москвой как субъектом Федерации, (например, наличие «своего» законодательства) и органами
    власти Российской Федерации (исполнение федеральных законов).
    1) характеристики Российской Федерации, на пример:
    3.
    - республика;
    - светское государство;
    - социальное государство;
    2) комментарий к одной из характеристик.
    Республика ­ форма государственного правления, при которой все высшие органы власти
    либо избираются, либо формируются представительными органами.
    Светское государство ­ характеристика государства, которая означает отделение
    религиозных объединений от государства.
    Социальное государство ­ характеристика государства, которое имеет определенные
    социальные обязанности: охрану здоровья и труда, поддержку семьи, института детства и
    материнства, развитие социальной помощи нуждающимся категориям населения.
    - отдельные регионы имеют реальную самостоятельность в решении вопросов своей
    4.
    жизни;
    - сложное национально ­ территориальное устройство государства отражает самобытность
    отдельных субъектов Федерации, позволяет сохранить национальную культуру;
    - центральная власть лишена монополии на власть.
    Текст 2.
    1. аргументы:
    1) разделение властей позволяет создать систему сдержек и противовесов, обеспечить контроль
    за действиями каждой из ветвей власти;
    Право (профильный уровень) 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1

    Задания 21 – 24.
    2) система сдержек и противовесов позволяет контролировать качество принимаемых законов.
    Например, Конституция РФ предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд для
    установления соответствия принятых нормативных актов Конституции РФ;
    3) разделение властей обеспечивает независимость судебной власти от исполнительных и
    законодательных органов, что позволяет ей защищать права человека, опираясь на закон.
    2. В ответе могут быть названы следующие условия:
    - согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития;
    - уважение и доверие сограждан к государственным учреждениям и друг к другу;
    - солидарность, объединение граждан вокруг общепризнанных ценностей;
    - человек выступает как равноправный партнер государства, участвующий в принятии
    решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью
    властных структур;
    - человек освобожден от жесткой опеки государства.
    3. В ответе могут быть приведены следующие аргументы:
    1) социальные противоречия и политическая борьба свидетельствуют, что в обществе нет
    условий, необходимых для существования правового государства:
    - отсутствуют общепризнанные ценности;
    - отсутствует гражданская солидарность;
    - существует неуважение к праву;
    - отсутствует доверие к государству;
    - отсутствует доверие граждан друг к другу;
    2) социальная нестабильность заставляет государство использовать насильственные методы для
    ликвидации противоправных действий, что не способствует становлению и развитию партнерских
    отношений между государством и гражданами;
    3) социальные противоречия и политическая борьба не дают государству возможности
    достигнуть главной цели правового государства - защитить права и свободы человека, обеспечить
    достоинство личности.
    1. 1) Должна быть названа регулятивная функция права, о которой упоминает автор.

    Текст 3.
    ­ экономическая функция;
    ­ политическая функция;
    ­ социальная функция;
    ­ охранительная функция.
    2.
    1) Должно быть сказано, что автор разделяет первый из подходов к пониманию сущности права
    (законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю
    народа);
    2) Могут быть приведены любые три аргумента, содержащиеся в тексте, например:
    ­ размываются критерии правомерного и неправомерного, законного и противозаконного;
    ­ затрудняется решение задачи укрепления правопорядка;
    ­ затрудняется решение задачи поддержания стабильности и организованности в обществе;
    ­ размывается нормативная основа права, затрудняется его регулятивная роль;
    ­ открывается простор для произвола в политике;
    ­ остается не ясным вопрос о критериях определения закона как «правового» или «неправового»;
    ­ порождается правовой нигилизм.
    3. 1) приведен термин, который употребляет автор, - «форма выражения права»;
    Право (профильный уровень) 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1

    Задания 21 – 24.
    2) сказано, что автор не считает закон единственным источником права;
    3) указаны три других источника права:
    ­ правовой обычай;
    ­ судебный прецедент;
    ­ нормативный договор.
    4. 1) Должна быть названа регулятивная функция права, о которой упоминает автор.
    2) Могут быть указаны любые три других функции права:
    ­ экономическая функция;
    ­ политическая функция;
    ­ социальная функция;
    ­ охранительная функция.
    Право (профильный уровень) 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1