318 ук рф часть 1 срок. Статистика приговоров российских судов по ч.1 ст.318 УК РФ. Мера пресечения при отсутствии судимостей

В настоящее время производится уголовное преследование участников шествия и митинга на Болотной площади 6 мая 2012 года («Дело 6 мая», «Болотное дело»). Всего в качестве подозреваемых и обвиняемых по делу к ответственности привлечены 19 человек: в отношении Максима Лузянина вынесен приговор (4,5 года лишения свободы), 11 человек на данный момент находятся под арестом, 5 - под подпиской о невыезде, 1 - под домашним арестом, 1 - в федеральном розыске. Основные статьи, которые вменяются фигурантам дела - статья 318 ч.1 УК РФ (Применение на насилия в отношении представителя власти) и статья 212 ч.2, ч.3 УК РФ (Участие и призывы к массовым беспорядкам).

В данном исследовании хотелось бы подробнее остановиться на статье 318 ч.1

Статья 318 УК РФ. Применение насилия в отношении представителя власти

    Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

    Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, - наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Отдельно подчеркнём, что почти всем фигурантам дела, которые обвиняются или подозреваются по этой статье (кроме М.Косенко), вменяется только ст. 318 ч.1 . - «Применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо угроза применения насилия», т.е. речи о применение в отношении полицейских насилия, которое могло бы быть опасным для жизни или здоровья не идет.

Внимание именно к данной статье уголовного кодекса объясняется несколькими причинами. На пресс-конференции 20 декабря 2012-го года Владимир Путин заявил:

Второе, по поводу того, кто сидит в тюрьме: я не думаю, что за участие в массовых акциях, даже если они были проведены с нарушением закона, нужно сажать в тюрьму . Вот у меня лично как у главы государства и у человека, который имеет базовое юридическое образование, такая позиция. Но - и я хочу обратить на это особое внимание - недопустимо абсолютно рукоприкладство в отношении представителей органов власти.
Вы наверняка относитесь с уважением к правовой системе Соединённых Штатов. Попробуй там руку в карман [засунуть] и вытащи что-нибудь - сразу пулю в лоб получите, без разговоров. И полицейского оправдают. Там очень жёсткие правила в отношении представителей правопорядка. Почему кто-то считает, что у нас дозволено срывать погоны, либо бить по лицу, либо душить представителя власти? Если мы с вами позволим это делать кому бы то ни было, вне зависимости от политических взглядов этих людей, мы развалим правоохранительную систему страны.
Завтра они скажут: идите сами на улицу и боритесь - допустим, с представителями крайних националистических движений. Вы одобряете их деятельность? Думаю, что - имея в виду ваш либеральный подход - вряд ли. Так они скажут: «Очки сними и иди туда, и дерись с ними сам». Вы понимаете, мы развалим полицейскую систему. Крайне аккуратно нужно к этому подходить.
Но деталей, я говорю искренне, Вы назвали фамилии, я не знаю: по каким основаниям этих людей задержали и на период расследования лишили свободы, - но я посмотрю. Если это связано с тем, что я сказал, я вмешиваться не буду. Если связано просто с тем, что они принимали участие в этих акциях, - думаю, что это неправильно, и вообще на будущее, конечно, правоохранительные органы должны будут иметь это в виду.
http://www.kremlin.ru/news/17173

  • Непосредственно на следующий день 21 декабря фигуранту «Болотного дела» Алексею Полиховичу добавили обвинение по статье 318 ч.1. Один из полицейских вспомнил, что Полихович «ударил его по руке». http://www.lenta.ru/news/2012/12/21/more/ В связи с предъявлением Полиховичу нового обвинения некоторые близкие к защите по этому делу люди, в частности участники проекта «Росузник», заявляют о связи нового обвинения и слов В.Путина на пресс-конференции (напомню, что до 21 декабря Полихович обвинялся только по ст. 212 ч.2 («Участие в массовых беспорядках»).
  • Сразу после событий на Болотной площади пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что «За раненного омоновца надо размазать печень митингующих по асфальту» (цитата со слов депутата Ильи Пономарева http://ilya-ponomarev.livejournal.com/482999.html).

Таким образом, даже из описания трех данных цитат и событий следует, что основным действием, которое вменяются в вину участникам шествия и митинга 6 мая на Болотной площади, является «применение насилия к представителю власти» - ст.318 ч.1.

Здесь отмечу, что основным обвинение по статье 318 ч.1 является только в информационном поле. Согласно УК РФ статья 212 («Массовые беспорядки») предусматривает более строгое наказание (от трех до восьми лет по ч.2 - «участие в массовых беспорядках»), в то время как по статье 318 ч.1 («Применение насилие к представителю власти») - предусмотрено лишение свободы до пяти лет.

Рассмотрим правоприменительную практику по статье 318 ч.1 подробнее и ответим на следующие вопросы:

  • как часто совершаются правонарушения, подпадающие под действие статьи 318 ч.1, являются ли эти нарушения исключительными или данная статья является «популярной».
  • какие приговоры выносятся в отношении лиц, обвиняемых по данной статье, но не принимавших участие в каких-либо политических акциях
  • какие факторы оказывают влияние на вынесение того или иного приговора в отношении обвиняемых по статье 318 ч.1
  • какая мера пресечения выбирается для обвиняемых по ст. 318 ч.1, не принимавших участие в каких-либо политических акциях.

Методика оценки.

  • В качестве источника информации о приговорах по ст. 318 ч.1 использовался сайт www.rospravosudie.com
  • Сравнивались упоминания тех или иных критериев анализа в текстах приговоров, поиск осуществлялся с помощью поисковых возможностей сайта www.rospravosudie.com
  • Могут быть некоторые искажения из-за того, что только часть судов публикует решения по уголовным делам в полном объеме. По оценкам сайта www.rospravosudie.com сегодня на сайтах судов опубликовано 50% решений по уголовным делам.
  • Возможны статистические искажения, связанные с различными способами задания поисковых запросов
  • Для контроля результатов, полученных с помощью поисковых запросов, были вручную проанализированы 100 (сто) приговоров, с 15.11.12 до 28.12.12, по данным этой выборки составлены отдельные таблицы и графики, результаты сравнивались с общими данными поиска.
  • Только первая инстанция, чтобы исключить влияние кассаций и апелляций.
  • Данные за 2010-2012 гг. - с начала публикации судебных решений на сайте www.rospravosudie.com

Критерии для оценки и анализа.

Для статистического анализа и сравнительной оценки были взяты следующие критерии, характеризующие приговор и уголовное дело

  • Наказание, назначенное по итогам рассмотрения уголовного дела
  • Наличие у подсудимого на момент совершения преступления по статье 318 ч.1 судимости или неотбытого условного срока
  • Мера пресечения, которая применялась к обвиняемому, на время проведения следственных действий

Некоторые приговоры рассмотрены подробно, с дополнительным описанием рассматриваемого дела, характеристик обвиняемого и т.д.

Итоги статистического исследования

Общие данные

Таблица 1.

В дальнейшем исследовании использовались только приговоры, определяемые сайтом как «обвинительные приговоры», т.е. было рассмотрено 5681 обвинительных приговоров, вынесенных по статье 318 ч.1 в период с 2010-го по 2012 год.

В рамках рассмотрения приговоров один из файлов содержал постановление о прекращении уголовного дела, ошибочно распределенный на сайте в подраздел «обвинительные приговоры». Таким образом, было рассмотрено 5680 приговоров.

Наказания, вычисленные по итогам рассмотрения уголовного дела согласно поисковым запросам

Таблица 2.

Наказания, вычисленные по итогам ручного рассмотрения 100 приговоров

Таблица 3.

Сравнимая две таблицы видим, что присутствующие расхождения не выходят за границы допустимой погрешности, в целом - ручная проверка полностью подтверждает данные, полученные с помощью поисковых запросов.

Общая диаграмма распределения приговоров



Диаграмма 1

Таким образом, по итогам рассмотрения статистики приговоров, можно утверждать, что 86,6% наказаний по приговорам по ст. 318 ч.1 не связаны с реальным лишением свободы , 3,7% - связаны с отбыванием наказания в колонии-поселении и только 9,7% приговоров связаны с отбыванием наказания в колониях общего и строго режима.

Затем вручную были проанализированы 60 приговоров (по 20 приговоров для трех случаев - колония-поселение, колония общего режима, колония строгого режима), в которых подсудимый приговаривается к реальному отбытию наказания в колонии-поселении или в колониях общего или строго режима на предмет наличии или отсутствия у подсудимых предыдущих судимостей, условных сроков на момент совершения преступления, неотбытого УДО на момент совершения преступлений.

Судимости в обвинительных приговорах с реальным сроком с отбытием в колонии-поселении

Таблица 4.

Таблица 5.

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Таблица 6.

Порядковый номер приговора Судимость отсутствует
1 3 месяца -
2 3 месяца -
3 - 9 месяцев
4 6 месяцев -
5 4 месяца -
6 - 4,5 года
7 - 2,5 года
8 - 1,5 года
9 3 месяца -
10 - 1 год 8 месяцев
11 1,5 года -
12 - данные изъяты
13 - 6,5 лет
14 6 месяцев -
15 - 2 года 2 месяца
16 6 месяцев -
17 - 2 года
18 6 месяцев -
19 4 месяца -
20 - 1 год 7 месяцев

В столбце 2 указаны сроки наказания с учетом присоединения неотбытых сроков в случае наличия условного наказания или УДО.

При наличии судимости приговор значительно более суровый (до 6,5 лет с учетом неотбытого условного срока), при отсутствии судимости чаще всего назначается наказание 3-6 месяцев.

С учетом того, что наказание в виде срока с отбытием в колонии-поселении назначается в 3,7% случаев (смотрите Таблицу 2,3), получаем, что при отсутствии судимостей срок с отбытием в колонии-поселении подсудимый получает в 1,85% случаев (далее округляем до 2% ) и чаще всего этот срок - 3-6 месяцев.

Судимости в обвинительных приговорах с реальным сроком с отбытием в колонии общего режима

Таблица 7.

* - примечания к приговорам: 1-ый приговор - совершен наезд по касательной на полицейского, полицейский настаивал на строгом наказании, 2-ой приговор - отрицательные характеристики, склонность к употреблению спиртного (алкоголик)

** - по одному приговору - на момент вынесения приговора - у одного подсудимого - 1 судимость, у второго - нет судимостей, но подсудимые (два человека, преступление совершалось группой) содержались под стражей и ждали суда, поэтому указано, что судимостей две.

Условные сроки, УДО, исправительные работы в приговорах подсудимым, имеющим одну или несколько судимостей

Таблица 8.

* - по одному приговору - ограничение свободы вместо условного срока

** - по одному приговору - проходят два подсудимых, у одного есть УДО, у второго нет.

Диаграмма 4

Диаграмма 5

Длительность приговоров в зависимости от наличия или отсутствия судимости

Таблица 9.

Порядковый номер приговора Судимость отсутствует Одна или больше судимостей (включая условные сроки и УДО) Примечания к приговорам
Наказание ст.318 ч.1
1 - 1,5 года 1 год 7 мес
2 - 2 года 3,5 года
3 - 1 год 1 год
4 - 2 года 2,5 года
5 - 1 год 1 год
6 - 2 год 3 год
7 1,5 года - -
8 - 1,5 года 3,5 года
9 - 2,5 года 2 года 9 мес
10 - 1 года 2 года 8 мес
11 4 мес - -
12 - 2 года 3 года Находился в колонии
13 - 2 года 2,5 года
14 - 1 год 8 мес
1 год
3,5 года
1 год
Группа
15 - 1 год 2,5 года
16 - 1 год 2,5 года (9)*
17 - 2,5 года 3,5 года
18 - 2,5 года 3,5 года
19 - 3 года
2,5 года
3+**
18 лет 9 мес
Побег из-под стражи
20 - 6 мес 6 мес

* - после приговора по ст. 318 ч.1 был вынесен приговор по другой статье, общий срок после двух приговор - 9 лет

** - в момент вынесения приговора подсудимые находились под стражей и ожидали суда по тяжким статьям, на момент вынесения приговора по ст. 318 ч.1 приговор по первому обвинению одному из подсудимых не был вынесен, второму - был вынесен (общий срок 18 лет 9 мес).

Общее сравнение столбцов данной таблицы показывает, что при отсутствии судимостей вынесение пригора с содержанием в колонии общего режима- гораздо менее вероятно (10% - всего два приговора) . Вынесение данных приговоров характеризуется дополнительными обстоятельствами: 1-ый приговор - требование потерпевшего о суровом наказании , 2-ой приговор - отрицательные характеристики, пьянство и алкоголизм подсудимого . При наличии судимостей - выносятся приговоры от 0,5 до 3,0 лет.

С учетом того, что наказание в виде срока с отбытием в колонии общего режима назначается в максимум 9,7% случаев (смотрите Таблицу 2,3, принято максимальное значение - если допустить, что в колонии строго режима 0%), то получаем, что при отсутствии судимостей срок с отбытием в колонии общего режима подсудимый получает в 0,97% случаев (далее округляем до 1% )

Судимости в обвинительных приговорах с реальным сроком с отбытием в колонии строго режима

Таблица 10.

Условные сроки, УДО, исправительные работы в приговорах подсудимым, имеющим одну или несколько судимостей

Таблица 11.

Диаграмма 6

Диаграмма 7

Длительность приговоров в зависимости от наличия или отсутствия судимости

Таблица 12.

Порядковый номер приговора Судимость отсутствует Одна или больше судимостей (включая условные сроки и УДО) Примечания к приговорам
Наказание ст.318 ч.1 Наказание при сложении других наказаний
1 - 1 год 8 мес 1 год 8 мес
2 - 1 год 10 мес 2 года 10 мес
3 - 1,5 года 1,5 года
4 - 1,5 года 1,5 года
5 - 1 год 8 мес 4 года 3 мес совместно с 4-ой судимостью
совместно
6 - изъято 2 года 2 мес
7 - 2 года 5,5 лет совместно с 3-ей судимостью
совместно
8 - 1 год 8 мес 1 год 10 мес
9 - 2 года 2 года
10 - 3 мес 3 мес
11 - 1,5 года 1,5 года
12 - 2,5 года 2,5 года
13 - 2 года 2 года 9 мес
14 - 2 года 2,5 года Находился в колонии
15 - 1,5 года 1 год 7 мес
16 - 1,5 года 1,5 года
17 - 1 год 9 мес 1 год 9 мес
18 - 1 год 10 мес 1 год 10 мес
19 - 2 года 2 года
20 - 10 мес 10 мес

Общее сравнение столбцов данной таблицы показывает, что при отсутвии судимостей приговоры с содержанием в колонии строгого режима-отсутствуют (0%) . Наказание назначается на срок от 3 месяцев до 2,5 лет (учитывается срок только по ст. 318 ч.1.).

Процентное содержание приговоров при отсутствии прежних судимостей в общем количестве приговоров по ст.318 ч.1

Таблица 13.

Диаграмма 8

Расчетная формула: N = N ОБЩ* N СУДИМ

N - процентное содержание приговоров с отбыванием наказания в колонии (поселении, общего или строго режима) при отсутствии прежних судимостей в общем количестве приговоров

NОБЩ - процентное содержание приговоров с отбыванием наказания в колонии (поселении, общего или строго режима) (см. Таблицу 2, Диаграмму 1)

NСУДИМ - процентное содержание приговоров при отсутствии судимостей среди приговоров с отбыванием наказания в конкретном типе колоний (поселении, общего или строгого режима) (см. Таблицу 4,7,10, Диаграмму 2,4,6)

Меры пресечения

Меры пресечения , применяемые к обвиняемым, вычисленные по итогам рассмотрения уголовного дела согласно поисковым запросам

Таблица 14.

Меры пресечения , применяемые к обвиняемым, вычисленные по итогам ручного рассмотрения 100 приговоров

Таблица 15.

Сравнивая две таблицы, видим, что присутствует довольно значительно расхождение - процентное содержание в строке «содержание под стражей» отличается на 10%, с учетом возможного содержания в графе «изъято» - 7%. Однако, не смотря на это, в обеих таблицах выполняется основная закономерность - значительное преобладание подписки о невыезде, как меры пресечения.

Также можно заключить, что в целом - ручная проверка полностью подтверждает закономерности, полученные с помощью поисковых запросов.

Общая диаграмма распределения мер пресечения

Диаграмма 9

Затем вручную были проанализированы приговоры, и сравнивалось наличие предыдущих судимостей и выбранная мера пресечения.

Мера пресечения в зависимости от наличия или отсутствия предыдущих судимостей

Мера пресечения при отсутствии судимостей

Таблица 16.

Диаграмма 10

Мера пресечения при наличии одной судимости

Таблица 17.

Диаграмма 11

Мера пресечения при наличии двух и более судимостей

Таблица 18.

Диаграмма 12

Таким образом, при отсутствии у подсудимого предыдущих судимостей содержание под стражей избирается в качестве меры пресечения только в 5% случаев . При наличии судимостей такая вероятность составляет - 33-35%.

Судимости при мере пресечения - содержание под стражей

Таблица 19.

Диаграмма 13

Процентное содержание заключения под стражу, как меры пресечения, при отсутствии прежних судимостей, в общем количестве рассматриваемых дел с обвинительным приговором

Расчетная формула: N = N ОБЩ *N СУДИМ

N - процентное содержание дел с заключением под стражу как меры пресечения, при отсутствии прежних судимостей в общем количестве рассматриваемых дел.

NОБЩ - процентное содержание дел с заключением под стражу как мерой пресечения в общем количестве дел, без учета судимостей (Таблица 15, Диаграмма 9).

NСУДИМ - процентное содержание дел, в которых у подсудимого отсутствует судимость, но при этом в качестве меры пресечения выбрано содержание под стражей (Таблица 19, Диаграмма 13).

Расчет. N = NОБЩ*NСУДИМ = 0,16*0,25*100% = 4%.

Таким образом, получаем, что при отсутствии у обвиняемого судимостей мера пресечения в качестве содержания под стражей избирается в 4% случаев.

Этот расчет примерно соответствует результатам ручного анализа 40 приговоров, в которых у обвиняемых не было судимостей, на предмет избирания им мер пресечения. По этому расчету при отсутствии судимостей содержание под стражей избирают в 5% случаев.

Мера пресечения при отсутствии судимостей у обвиняемого

Диаграмма 14

Выводы

  1. О характере и методологии проведенного исследования.
    Несмотря на некоторые недостатки методов, используемых при анализе (частичная (около 50%) публикация приговоров, возможные расхождения в цифрах в связи с неточностями поисковых запросов или изъятия некоторых данных из приговоров, относительно малой выборкой приговоров для ручного анализа), полученные результаты можно использовать для выявления основных закономерностей, погрешность в статистических исследованиях незначительная.
  2. О полученных результатах
    1. Приговоры по ст. 318 ч.1 являются распространенными, только за два года опубликовано 5680 приговоров по данной статье, в отношении применения данной статьи наработана большая правоприменительная практика. В подавляющем большинстве приговоров действия подсудимых не имели под собой каких-либо политических мотивов.
    2. При вынесении приговора по ст. 318 ч.1 в 86,6% наказание не связано с лишением свободы (условный срок или штраф), в 3,7% случаев выносится приговор в виде отбывания срока в колонии-поселении, в 9,7% - в колонии общего или строго режима. При этом, при отсутствии у подсудимого предыдущих судимостей наказание, не связанное с лишением свободы, выносится в 97%, с отбытием в колонии-поселении - в 2% случаев, в колонии общего режима - в 1%, в колонии строго режима - 0%.
    3. Мера пресечения в 84% случаев избирается не связанная с содержанием под стражей (подписка о невыезде, обязательство о явке), в 16% - содержание под стражей. При этом, при отсутствии у подсудимого судимостей, мера пресечения, не связанная с содержанием под стражей, избирается в 95% случаев, содержание под стражей назначается в 5%.

Заключение

По результатам проведенного исследования вынесенных приговоров по статье 318 ч.1 можно заключить, что применение насилия в отношении представителя власти, несомненно, является уголовным преступлением (если требования представителя власти были законными, и в его действиях не было состава преступления или нарушений инструкций) и требует наказания. Однако, согласно законам Российской Федерации и сложившейся правоприменительной практики, в подавляющем большинстве случаев (в 97%) при привлечении к ответственности ранее не судимых лиц данное наказание не связано с лишением свободы, а наказание в виде реального срока с отбытием в колонии общего режима назначается в 1% случаев . Кроме того, в 84% случаев обвиняемым по этой статье избирается мера пресечения, не связанная с содержанием под стражей, для ранее несудимых этот процент - 95%, т.е. в отношении ранее несудимых обвиняемых арест как мера пресечения избирается только в 5% случаев.

При этом такая правоприменительная практика не приводит «к развалу правоохранительной системы России» или к возмущениям или отказу сотрудниками полиции исполнять свои служебные обязанности.

«Дело 6 мая», которое послужило поводом для проведения данного исследования, является крайне политизированным, в отношении происходивших во время шествия событий искусственно нагнетается обстановка, связанная со столкновениями участников шествия и сотрудников полиции и ОМОНа. В СМИ и интернете создается искусственное ощущение того, что за рукоприкладство в отношении сотрудника полиции (даже без учета событий, которые способствовали данному рукоприкладству и возможных нарушений закона и должностных инструкций со стороны сотрудников полиции) обвиняемый должен получить крайне строгое наказание, обязательно связанное с лишением свободы. Однако, согласно сложившейся в России правоприменительной практике - это не так. В 86,6% случаев выносимое по ст.318 ч.1 наказание не связано с лишением свободы, а при отсутствии у подсудимых судимостей этот процент - 97% (напомню, что практически все обвиняемые по «Делу 6 мая» ранее не судимы, Максим Лузянин имеет погашенную судимость от 1998-го года).

Применение насилия в отношении представителей власти требует юридической оценки и требует уголовного наказания (в случае, если действия сотрудников полиции также были всесторонне рассмотрены, оценены и в их действиях не обнаружено состава преступления). Однако очень бы хотелось, чтобы при вынесении приговоров фигурантам «Дела 6 мая» суд руководствовался законами Российской Федерации и сложившейся в Российской Федерации правоприменительной практикой, а не законами других стран, в частности США, обывательским преставлением об этих законах и мнением, что в США при общении с полицией любой может получить «пулю в лоб», чьими бы ни было распоряжениями «размазать печень митингующих по асфальту», нагнетаемым в СМИ мнением и истерией или политической целесообразностью. Наряду с охраной безопасности сотрудников полиции справедливое и независимое рассмотрение дела в суде, при соблюдении всех законов и с учетом сложившейся правоприменительной практики, является основой всей государственной системы любой страны, живущей в правовом поле.

РосУзник [email protected] @RosUznik

1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, -

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Примечание. Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Комментарий к статье 318 Уголовного Кодекса РФ

1. Это преступление посягает на нормальную управленческую деятельность представителей власти. Дополнительный объект - личная неприкосновенность и здоровье представителей власти и их близких.

2. Потерпевшим выступает представитель власти, под которым согласно примечанию к комментируемой статье признается: а) должностное лицо правоохранительного органа; б) должностное лицо контролирующего органа; в) иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Кроме того, потерпевшим от данного преступления могут быть близкие указанных категорий лиц.

3. Понятие должностного лица дается в примечании 1 к ст. 285 УК.

4. Правоохранительные органы - органы внутренних дел, прокуратура, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, органы пограничной службы РФ, служба внешней разведки РФ, таможенные органы.

5. Контролирующие органы - органы налоговой службы, иммиграционного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного контроля и т.п.

6. К иным должностным лицам следует относить лиц, осуществляющих законодательную или исполнительную власть, наделенных правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности.

7. Насильственные действия в отношении судей, прокуроров, следователей, дознавателей в связи с осуществлением ими правосудия или производством предварительного расследования квалифицируются по ст. 296 УК.

8. О понятии близких см. комментарий к ст. 317 УК.

9. В ч. ч. 1 и 2 предусмотрены два самостоятельных состава преступления.

10. Объективная сторона преступления, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 настоящей статьи, характеризуется двумя альтернативными действиями: а) применение насилия, не опасного для жизни или здоровья; б) угроза применения насилия.

11. Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, следует понимать побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо ограничением его свободы: связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др. (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое").

12. Под угрозой применения насилия следует понимать действия (например, демонстрацию оружия) или высказывания виновного, выражающие намерение применить насилие в отношении представителя власти или его близких. По своему содержанию угроза может быть различной и выражаться в угрозе нанесения побоев, причинения вред здоровью различной степени тяжести, убийством. При этом не имеет значения, собирался ли виновный реализовать угрозу, главное, чтобы потерпевший воспринимал ее как реальную.

13. Насилие и угроза применяются к представителю власти или его близким в связи с исполнением им должностных обязанностей, т.е. по поводу выполнения этих обязанностей.

14. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 2 анализируемой статьи, характеризуется применением насилия, опасного для жизни или здоровья, под которым понимается такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью потерпевшего (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое").

15. Субъективная сторона рассматриваемых составов преступлений характеризуется прямым умыслом. Кроме того, по смыслу закона, виновный либо преследует цель воспрепятствовать исполнению должностных обязанностей представителем власти, либо руководствуется мотивом мести за исполнение таких обязанностей.

16. Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет.

Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Ч. 2 ст. 318 УК РФ

Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, – наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Примечание.

Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Комментарий к ст. 318 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Потерпевшими признаются представители власти: а) должностные лица правоохранительных (см. комментарий к ст. 317) или контролирующих органов. К контролирующим относятся государственные органы, основная функция которых состоит в наблюдении, а также проверке соблюдения законности в определенной сфере, например органы экологического, технологического и атомного надзора, федеральной налоговой службы, федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; б) иные должностные лица, которые наделены в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении физических или юридических лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.
Особым видом потерпевших выступают близкие представителей власти.

2. Деяние в объективной стороне основного состава охватывает два вида противоправных насильственных действий: а) физическое насилие, не опасное для жизни или здоровья потерпевшего, означающее ограничение свободы, нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК; б) определенно выраженную угрозу применения насилия. Содержание угрозы, способы ее выражения и доведения до потерпевшего в законе не конкретизированы.

3. Физическое насилие и угроза насилием должны быть применены к потерпевшему непременно в связи с законным исполнением им должностных обязанностей. Типичные ситуации применения насилия: а) в процессе исполнения представителем власти должностных обязанностей в целях прекращения их исполнения или принуждения лица к выполнению определенных действий; б) в целях воспрепятствования будущей деятельности представителя власти; в) из мести за прошлую деятельность.
Указание “в связи” предусматривает необходимость отграничения рассматриваемого преступления от тех случаев причинения потерпевшему вреда здоровью, которые вызваны личными неприязненными отношениями, неправильными действиями потерпевшего.

4. Квалифицированный состав (ч. 2) выделен по признакам характера применяемого насилия, которое должно быть опасным для жизни или здоровья (насилие, представляющее по способу опасность для данных благ или по последствиям повлекшее причинение вреда здоровью). Момент окончания преступления – совершение в отношении потерпевшего первого насильственного действия, объективно способного причинить его здоровью вред любой тяжести.

5. Не находятся под охраной ст. 318 УК представители власти, участвующие в отправлении правосудия или в производстве предварительного расследования (ст. 296 УК).

Комментарий к статье 318 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Это преступление посягает на нормальную управленческую деятельность представителей власти. Дополнительный объект – личная неприкосновенность и здоровье представителей власти и их близких.

2. Потерпевшим выступает представитель власти, под которым согласно примечанию к комментируемой статье признается: а) должностное лицо правоохранительного органа; б) должностное лицо контролирующего органа; в) иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Кроме того, потерпевшим от данного преступления могут быть близкие указанных категорий лиц.

3. Понятие должностного лица дается в примечании 1 к ст. 285 УК.

4. Правоохранительные органы – органы внутренних дел, прокуратура, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, органы пограничной службы РФ, служба внешней разведки РФ, таможенные органы.

5. Контролирующие органы – органы налоговой службы, иммиграционного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного контроля и т.п.

6. К иным должностным лицам следует относить лиц, осуществляющих законодательную или исполнительную власть, наделенных правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности.

7. Насильственные действия в отношении судей, прокуроров, следователей, дознавателей в связи с осуществлением ими правосудия или производством предварительного расследования квалифицируются по ст. 296 УК.

8. О понятии близких см. комментарий к ст. 317 УК.

9. В ч. ч. 1 и 2 предусмотрены два самостоятельных состава преступления.

10. Объективная сторона преступления, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 настоящей статьи, характеризуется двумя альтернативными действиями: а) применение насилия, не опасного для жизни или здоровья; б) угроза применения насилия.

11. Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, следует понимать побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо ограничением его свободы: связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др. (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ “О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое”).

12. Под угрозой применения насилия следует понимать действия (например, демонстрацию оружия) или высказывания виновного, выражающие намерение применить насилие в отношении представителя власти или его близких. По своему содержанию угроза может быть различной и выражаться в угрозе нанесения побоев, причинения вред здоровью различной степени тяжести, убийством. При этом не имеет значения, собирался ли виновный реализовать угрозу, главное, чтобы потерпевший воспринимал ее как реальную.

13. Насилие и угроза применяются к представителю власти или его близким в связи с исполнением им должностных обязанностей, т.е. по поводу выполнения этих обязанностей.

14. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 2 анализируемой статьи, характеризуется применением насилия, опасного для жизни или здоровья, под которым понимается такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью потерпевшего (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ “О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое”).

15. Субъективная сторона рассматриваемых составов преступлений характеризуется прямым умыслом. Кроме того, по смыслу закона, виновный либо преследует цель воспрепятствовать исполнению должностных обязанностей представителем власти, либо руководствуется мотивом мести за исполнение таких обязанностей.
16. Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет.

Комментарий к статье 318 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Основным объектом преступления является нормальная деятельность органов власти (государственных и муниципальных). Дополнительный объект – здоровье человека.

Общественная опасность преступления заключается в том, что применение насилия в отношении представителя власти нарушает нормальную служебную деятельность этих лиц, создает атмосферу неуверенности в собственной безопасности и безопасности своих близких.

В соответствии с примечанием к рассматриваемой статье представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Подробнее понятие “близкие” было рассмотрено выше (см. ст. 105 УК РФ).

Объективная сторона преступления выражается в альтернативных действиях: угрозе или насильственных действиях.
Применительно к ст. 318 УК РФ угроза – это информационное воздействие на психику лиц, указанных в рассматриваемой статье, содержанием которого является высказанное вовне намерение применить насилие в связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей. Угроза может служить средством для того, чтобы представитель власти изменил свое решение, отказался от какой-либо деятельности, изменил ее направление. Месть за действия представителей власти также охватывается рассматриваемым составом преступления.

Таким образом, путем угрозы потерпевшего принуждают пренебречь своими обязанностями, совершить в интересах угрожающего или иного лица требуемое действие (бездействие), стать исполнителем воли виновного лица.

Способ выражения угрозы может быть любым: устным, письменным, по телефону и т.п., а также в виде демонстрационных действий: угрожающих жестов, показа оружия и др.

Форма выражения угрозы для квалификации значения не имеет.

В ст. 318 УК РФ законодатель не конкретизировал тяжесть возможного вреда здоровью при угрозе применения насилия. Это может быть угроза причинения легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью. Отсутствует указание в законе и на признак реальности угрозы. Так же как и применительно к преступлению, предусмотренному ст. 296 УК РФ, это сделано с учетом важности объекта уголовной защиты – нормальной деятельности органов управления.

Угроза наказуема по ст. 318 УК РФ, если она имеет место в связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей. В иных случаях при наличии соответствующих признаков деяние может быть квалифицировано по нормам, предусматривающим ответственность за преступления против личности.

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления может быть выполнена и путем применения в отношении представителя власти или его близких насилия, не опасного для жизни или здоровья.

Характеристика этого вида насилия дается в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 “О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое”. Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, понимаются побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.).

Состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 318 УК РФ, является формальным. Деяние будет оконченным с момента совершения действий (высказывания угрозы или применения насилия). Общественно опасные последствия не включены в конструкцию данного состава преступления.

Частью 2 ст. 318 УК РФ предусмотрена ответственность за применение в отношении представителя власти или его близких насилия, опасного для жизни или здоровья.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 21 указанного Постановления Пленума, под ним следует понимать такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности. К данному виду относится и насилие, хотя и не причинившее вред здоровью потерпевшего, однако в момент применения создававшее реальную опасность для его жизни или здоровья.

Применением насилия следует считать и действия, совершенные не в полном объеме по сравнению с задуманным виновным. К примеру, как применение насилия, опасного для жизни или здоровья, следует квалифицировать действия лица, попытавшегося ударить ножом сотрудника полиции, но обезоруженного последним.

Дополнительной оценки требует причинение тяжкого вреда здоровью, квалифицируемое по ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК РФ

Не охватывается рассматриваемым составом преступления и причинение смерти по неосторожности при применении насилия в отношении представителя власти.

Хулиганские действия, связанные с сопротивлением представителю власти, в ходе которого применено насилие, как не опасное, так и опасное для жизни и здоровья, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 213 УК РФ и соответствующей частью ст. 318 УК РФ

В тех случаях, когда сопротивление представителю власти оказано лицом после прекращения хулиганских действий, в частности в связи с последующим задержанием, его действия подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 213 УК РФ и соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса РФ, предусматривающей ответственность за совершенное преступление (например, по ст. ст. 317 или 318 УК РФ).
По конструкции объективной стороны квалифицированный состав преступления является формально-материальным и будет окончен как с момента причинения вреда здоровью, так и с момента применения насилия, опасного для жизни и здоровья в момент применения.

С субъективной стороны деяния, описываемые диспозицией ст. 318 УК РФ, совершаются только умышленно. Виновный сознает, что угрожает применением насилия или применяет насилие к представителю власти или его близким, и желает совершить эти действия. В зависимости от отношения к последствиям в виде причинения вреда здоровью умысел может быть прямым или косвенным.

Обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является мотив поведения виновного. Он должен быть связан с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей. Применение насилия в связи с неправомерными действиями представителя власти состав рассматриваемого преступления не образует.

Ответственность за применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ) наступает только в случаях противодействия его законной деятельности.

Субъект преступления общий – вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Действия лица, не достигшего шестнадцати лет и совершившего насилие в отношении представителя власти, квалифицируются по нормам о преступлениях против личности.

Видео о ст. 318 УК РФ

СТ 318 УК РФ .

1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения
насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих
должностных обязанностей -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными
работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на
срок до пяти лет.

2. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в
части первой настоящей статьи, -
наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.
Примечание. Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего
Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а
также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными
полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Комментарий к Ст. 318 Уголовного кодекса

1. Потерпевшими признаются представители власти: а) должностные лица правоохранительных (см. комментарий к ст. 317) или контролирующих органов. К контролирующим относятся государственные органы, основная функция которых состоит в наблюдении, а также проверке соблюдения законности в определенной сфере, например органы экологического, технологического и атомного надзора, федеральной налоговой службы, федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; б) иные должностные лица, которые наделены в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении физических или юридических лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.

Особым видом потерпевших выступают близкие представителей власти.

2. Деяние в объективной стороне основного состава охватывает два вида противоправных насильственных действий: а) физическое насилие, не опасное для жизни или здоровья потерпевшего, означающее ограничение свободы, нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК; б) определенно выраженную угрозу применения насилия. Содержание угрозы, способы ее выражения и доведения до потерпевшего в законе не конкретизированы.

3. Физическое насилие и угроза насилием должны быть применены к потерпевшему непременно в связи с законным исполнением им должностных обязанностей. Типичные ситуации применения насилия: а) в процессе исполнения представителем власти должностных обязанностей в целях прекращения их исполнения или принуждения лица к выполнению определенных действий; б) в целях воспрепятствования будущей деятельности представителя власти; в) из мести за прошлую деятельность.

Указание "в связи" предусматривает необходимость отграничения рассматриваемого преступления от тех случаев причинения потерпевшему вреда здоровью, которые вызваны личными неприязненными отношениями, неправильными действиями потерпевшего.

4. Квалифицированный состав (ч. 2) выделен по признакам характера применяемого насилия, которое должно быть опасным для жизни или здоровья (насилие, представляющее по способу опасность для данных благ или по последствиям повлекшее причинение вреда здоровью). Момент окончания преступления - совершение в отношении потерпевшего первого насильственного действия, объективно способного причинить его здоровью вред любой тяжести.

5. Не находятся под охраной ст. 318 УК представители власти, участвующие в отправлении правосудия или в производстве предварительного расследования (ст. 296 УК).